Помост

Вопросы веры

Детерминизм

Детерминизм

Детерминизм — это философское учение (см. Философия) о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности (см. Сущее, Мир). Детерминизм, как термин и обобщающее понятие, служит для обозначения класса философских концепций, утверждающих или признающих обусловленность, определяемость (детерминированность) всех существующих явлений наблюдаемого мира, включая и человека с его внутренним, субъективным, духовным миром, и некоторой первичной, субстанциальной реальностью (например, Богом — теологический детерминизм, природой — натуралистический детерминизм, или космосом — космологический детерминизм и другие). Однако чаще с понятием детерминизма связывают философское учение о естественной причинной обусловленности всех явлений объективного мира их универсальной, закономерной взаимосвязи и взаимозависимости.

Философский детерминизм, сформулированный ещё древнегреческими материалистами-атомистами, оформился в классической философии как вид логического определения понятия (см. Понятие), противостоящий генерализации (обобщению). В XVI–XVII веках понятие детерминизма начинает приобретать новый смысл — смысл обусловленности — и употребляется в этике для выражения позиции, противостоящей «свободе воли». В XVII веке в период выработки элементарных понятий механики происходит сближение понятия детерминизма и причинности, устанавливается тесная связь категории закономерности и причинности, закладываются основы механистического детерминизма. Успехи механики закрепляют представления об исключительно динамическом характере закономерностей, об универсальности причинной обусловленности. Причинность становится формой выражения законов науки (см. Наука), содержанием детерминистской формы объяснения явлений. Полное и гармоническое слияние механической причинности и детерминизма происходит в концепции Пьер-Симона Лапласа. Центральной становится идея о том, что всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих её состояний. Сформированное им понятие причинно-следственных цепей, последующее отождествление этого понятия с понятием связи состояний и теоретико-механическим представлением о движении окончательно утверждают универсальный объяснительный статус лапласовского детерминизма. Одновременно с этим процессом в концепции лапласовского детерминизма наметился выход за рамки механистической методологии в силу немеханистического, но статистического, вероятностного характера закономерностей, которые исследовались Лапласом. Он обосновывал эвристическую ценность новых математических вероятностных методов, но в рамках доминирующих в то время механистических идеалов и норм научного исследования.

Философский детерминизм сыграл значительную роль в развитии науки Нового времени, и сам, в свою очередь, проделал сложную эволюцию в своём развитии под влиянием научных достижений и общественной практики. Длительное время детерминизм был частью общих материалистически-механистических представлений о мире и процессе его познания, сложившихся в естествознании XVII–XVIII веков и господствовавших в нём, по существу, до конца XIX века. В рамках этих представлений мир рассматривался как гигантский механизм, все действия которого строго однозначно детерминированы в своём появлении и изменении чисто материальными причинными взаимодействиями и в конечном счёте законами механики Ньютона. Ум, которому было бы доступно знание всех координат и скоростей существующих в мире тел и который был бы способен произвести соответствующие математические вычисления, мог бы точно предсказать будущую судьбу мира (и любого явления в нём), как, впрочем, определить и его прошлое состояние. В таком мире нет места не только какому-либо произволу или провидению, но и случаю, возможности, вероятности (концепция абсолютного или лапласовского детерминизма). Но уже с середины XIX века стали возникать концепции (статистическая физика, теория естественного отбора в биологии и другие), которые выходили за рамки такого представления о мире.

Переход науки от изучения простых динамических систем к вероятностным, эволюционирующим природным и социальным объектам сопровождался кризисом концепции лапласовского детерминизма, обусловив тем самым изменение идеалов аналитического, поэлементного характера познания, расхождение принципа причинности и принципа детерминизма. С формированием статистического вероятностного детерминизма в учении Чарльза Дарвина о естественном отборе, утверждающем целесообразный характер развития живых систем в биологии, обнаружилась существенная ограниченность причинного типа объяснений в научном познании. Дальнейшее освоение наукой саморегулирующихся систем (кибернетических, экологических, социальных) обусловило формирование новых категорий — цель, самоорганизация, саморазвитие, прямые и обратные связи, отражение и других, а также соответствующих конкретно-научных форм и новых методологических регулятивов. Соответственно менялся категориальный каркас естественнонаучных концепций, структура теоретических построений, идеалы и нормы научного исследования.

В XX веке создание детерминистских концепций приобрело характер неудержимого потока (квантовая механика в физике, генетика и синтетическая теория эволюции в биологии, теория информации, кибернетика, синергетика и другие), что поставило науку и философию науки перед необходимостью выработки принципиально новой картины мира. В этих научных теориях при описании и объяснении соответствующих природных явлений и явлений социального порядка всё более существенная роль стала отводиться понятиям неопределённости, случайности, возможности, вероятности, целесообразности. В изменении структуры познавательной деятельности стали участвовать новые категориальные детерминистские схемы.

Одну из первых классификаций форм детерминации предложил Марио Бунге. В ней, наряду с классической причинной детерминацией (или причинностью), выделяются также:

  1. Количественная самодетерминация последующего (состояния системы) предшествующим (состоянием).
  2. Механическая детерминация последующего предшествующим с прибавлением действующих причин и взаимных действий.
  3. Статистическая детерминация конечного результата объединённым действием независимых сущностей.
  4. Структурная (или холистская) детерминация частей целым.
  5. Телеологическая детерминация средств целями или задачами.
  6. Диалектическая детерминация или качественная самодетерминация всего процесса внутренней «борьбой» существенных противоположных сторон, или компонентов, системы.
  7. Взаимодействие, или детерминация следствия взаимным действием двух (или более) сущностей.

Современное философское и методологическое осмысление детерминизма раскрывает взаимосвязь философского и естественнонаучного статусов (аспектов) этих принципов. Философский детерминизм фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости и так далее. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность, возможность, действительность, закономерность, причинность и ряда других. В настоящее время концепция общего детерминизма в философии дополняется и углубляется такими идеями, как глобальный эволюционизм, принцип системной организованности и концепция уровней бытия (см. Бытие). На этой основе по-новому ставятся и решаются такие традиционно сложные для детерминистского мировоззрения проблемы, как телеология живого или природа свободной, целе- и ценностно-ориентированной деятельности человека. Однако работа по созданию такой целостной теоретической концепции общего детерминизма ещё только начата и на сегодня намечены лишь самые приблизительные контуры её возможного содержания.

Наряду с этим, в современной философии традиционные презумпции детерминизма подвергаются радикальному переосмыслению в контексте парадигмы неодетерминизма (см. Неодетерминизм). В целом, современная ситуация может расцениваться как транзитивная с точки зрения осуществляющегося в ней перехода от линейных представлений о детерминационных отношениях — к нелинейным; данный переход обнаруживает себя как в естественнонаучной, так и в гуманитарной проекциях, — синергетика (см. Синергетика) и постмодернизм являются наиболее последовательными выразителями этого перехода, соответственно, в сферах науки и философии.

Методологическая природа (см. Методология) принципа детерминизма проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функционирования определённым образом системно-организованных объектов в процессе их взаимодействия. Принципиальная историчность этого учения обусловлена необходимостью формирования новых естественнонаучных форм детерминизма при переходе науки к изучению объектов с новыми системно-структурными характеристиками.

В общественных науках детерминизм рассматривает вопросы о движущих силах и закономерностях общественного развития (см. Общество), о воздействии общества и отдельных его подсистем на формирование человеческих индивидов и их деятельность (см. Деятельность). Центральным вопросом детерминизма здесь является вопрос о существовании и действии законов. Признание законов, по существу, означает возможность научного познания природы и общества, возможностей науки (в её «классическом» понимании), научно ориентированной адаптации человека к различным процессам (или управления ими). Отрицание законов стимулировало взгляд на природу и общество как на полностью неуправляемые и непредсказуемые процессы. Применительно к обществу такой взгляд часто возникал из попыток выявить специфику социальных процессов сравнительно с природными, подчеркнуть значение деятельности людей, индивидуального творчества для хода социальной истории. В таком смысле концепция детерминизма противостоит различным фаталистическим и провиденциалистским концепциям, связывающим процессы обусловливания, детерминирования явлений общества и существования человека с деятельностью разного рода эзотерических субстанций (судьбы, фатума, рока и тому подобных).

Сложность вопроса о социальных законах объясняется и тем, что в процессе становления обществознания доминировало стремление формировать представление о законах общества по образцу законов естественнонаучных. Такой подход порождал упрощённые, «механические» образы и схемы закономерных связей общественной жизни. Эта тенденция не преодолена полностью и до настоящего времени, хотя теперь упрощения общественных законов стимулируются не механикой, а преимущественно биологией. Особую методологическую трудность всегда представляла трактовка законов, выводимая из деятельности взаимообусловленных человеческих индивидов. Понимание общественных условий в качестве продуктов деятельности людей создаёт возможности для преодоления этой трудности.

В специальных науках детерминизм и детерминацию нередко понимают как синоним постоянной и строго однозначной связи. Именно в таком смысле говорят о «детерминированных процессах», «детерминированных механизмах», «детерминированных уравнениях» и так далее. Во всех этих случаях имеются в виду процессы, поддающиеся строго однозначному описанию и предсказанию. Наличие же в поведении систем, объектов и механизмов элементов вероятности, неопределённости квалифицируется в таком случае как отсутствие детерминизма, или индетерминизм. Индетерминизм полностью или частично отрицает универсальный характер принципа причинной обусловленности, то есть существование причинно-следственных связей, как и возможность их детерминистского объяснения. Так, в физике индетерминизм опирался на открытые квантовой механикой объективные непричинные типы взаимосвязей в микромире, в биологии он оформился в учении витализма.

В целом, как показывает научная практика, эффективность научного поиска связана с дальнейшим углублением философской и методологической оснащённости науки, а не с отказом от её фундаментальных принципов. Принцип детерминизма является одним из наиболее выраженных интенций научного познания, явно или косвенно участвующим в регуляции научного поиска. Фундаментальным идеалом детерминизма в естествознании является объяснение исследуемого предмета (в отличие от гуманитарного познания, ориентированного на такую когнитивную процедуру как понимание).

детерминированное развитие

Смотреть что такое «детерминированное развитие» в других словарях:

  • мозаичное развитие — ЭМБРИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ МОЗАИЧНОЕ РАЗВИТИЕ, ДЕТЕРМИНИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ – тип развития, при котором уже на ранней стадии онтогенеза, будущее каждой клетки эмбриона точно определено (особенностями материнской цитоплазмы), поэтому возможность замещения … Общая эмбриология: Терминологический словарь

  • МЁРДОК — (Murdock) Джордж Питер (1897 1985) амер. антрополог, исследователь проблем культуры и об ва. Получил образование в Йельском ун те, с 1938 заведовал там кафедрой антропологии. Работал самостоятельно, избегая влияния школы Боаса.… … Энциклопедия культурологии

  • ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия

  • Стохастичность — (др. греч. στόχος цель, предположение) означает случайность. Стохастический процесс это процесс, поведение которого не является детерминированным, и последующее состояние такой системы описывается как величинами, которые могут быть предсказаны,… … Википедия

  • Форма музыкальная — (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание I. Значение термина. Этимология 875 II. Форма и содержание. Общие принципы… … Музыкальная энциклопедия

  • Онтогенез — (от греч. on, ontos сущее), процесс индивидуального развития организма. В психологии О. формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение О. главная задача детской психологии. С позиций отечественной психологии… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — – 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ОРГАН — (от греч. organon орудие), определенная совокупность нескольких тканей, обладающая особой функцией. Клетки животного организма, группируясь, образуют анат. единицы более высокого порядка ткани. Последние, соединяясь, в свою очередь дают анат.… … Большая медицинская энциклопедия

  • интеллект — Общая мыслительная способность, позволяющая преодолевать трудности в новых ситуациях. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. интеллект … Большая психологическая энциклопедия

  • Создатель звёзд — Star Maker … Википедия

Детерминизм исторический

ДЕТЕРМИНИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ — учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром исторического детерминизма является признание причинности, т. е. такой связи явлений, когда одно из них (причина) с необходимостью при определенных условиях порождает другое — следствие. По определению Марка Блока, это «всеобщий закон мышления», из-под власти которого историкам едва ли удастся когда-либо уйти. В то же время он высмеивал «суеверное преклонение перед единственной причиной». В истории, писал французский ученый, существуют цепи каузальных волн, являющихся множественными. Поэтому детерминация в истории оказывается сложной, непрозрачной и зачастую запутанной. Но, выражая закономерный характер жизни общества, исторический детерминизм отвергает предопределенность хода истории, совершающегося с фатальной неизбежностью. В современной исторической науке расширяется само понятие «исторический детерминизм», чье содержание не сводится к экономической детерминации каузальных связей. Жизнь человека развертывается на многих уровнях: экономическом, политическом, психологическом, биологическом. Каждый из них в определенное время может иметь приоритет в исторической детерминации, в каждом из них она получает некоторое выражение. В итоге складывается такое общественное состояние, какое полностью никто не мог предполагать. Исторический процесс амбивалентен, ибо в нем присутствуют как объективное, так и субъективное начало. Не сводимые друг к другу они образуют его «недобровольную» детерминацию. В такой форме исторический детерминизм противостоит индетерминизму, отвергающему объективность исторического знания. Вопреки ему познание прошлой действительности возможно, но оно осуществляется в форме ее идеально-типического конструирования. Детерминизм исторический, следовательно, не постулирует существование единственной непреложной истины, а релятивируя ее, раскрывает вместе с тем условия адекватного постижения прошлого. На такой детерминистской почве зиждется современное понимание исторической объективности.

Б. Г. Могильницкий

Литература:

Ретроспективное искажение и ИБ

На новогодних праздниках читал интересную книжку «Почему мы ошибаемся» Джозефа Халлинана, в которой автор рассматривает различные ловушки мышления в реальной жизни.


Одной из таких ловушек является так называемый ретроспективный детерминизм или ретроспективное искажение, заключающееся в том, что на восприятие и запоминание человеком прошедших событий (даже совсем недавно прошедших) чрезвычайно сильно влияет знание того, как все произошло в действительности. Мы уже знаем, чем все закончилось, поэтому воспоминания об этом событии и о том, что ему предшествовало изменяются.
Например, если на сайт банка происходит DDoS-атака, то в зависимости от результата этой атаки, наши воспоминания будут иметь совершенно разную картину. Если атака не привела к негативному эффекту, то мы будем преувеличивать свою роль в противодействии этой атаке. В случае же «успешности» атаки, мы будем стараться подчеркнуть одни факты (играющие нам на руку) и игнорировать другие (играющие против нас).
Множество различных исследований, о которых пишет Халлинан, показали, что люди не только склонны преувеличивать то, что им было известно в тот или иной прошедший момент времени, но и то, что они вообще часто неверно помнят, что они тогда знали. Особенно если оказывается, что тогда они ошибались.
Управлять этим, особенно в отношении себя, достаточно сложно. Но знать все равно полезно. Особенно при расследовании инцидентов.

Наряду с принципом субстанциального единства мира и принципом развития общетеоретический принцип детерминизма является фундамен­тальным принципом философского учения о бытии. Если принцип суб­станциального единства мира дает ответ на вопрос о том, является ли мир единым или множественным и что лежит в основе его единства, если принцип развития дает ответ на вопрос о том, остается ли мир всегда тождественным себе или он постоянно претерпевает изменения, то прин­цип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный харак­тер. Другими словами, это вопрос о том, выступает ли мир в своем существовании и развитии как упорядоченный Космос или неупорядо­ченный хаос. Ответ на последний вопрос, как и ответы на первые два,

всегда интересован философов, начиная с античности; в зависимости от этого ответа философские учения распадались на два направления: философский детерминизм и философский индетерминизм.

Первоначально смысл слова «детерминация» был связан с букваль­ным его значением и имел антропоморфный характер. Термин «детер­минация» происходит от латинского «determinare», означающего «определять», «отделять», «отграничивать», и в этом смысле он обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого. Ясно, что детерми­нация в этом смысле обязательно предполагает существование позна­ющего субъекта. Позже детерминацию в философии стали понимать в объективном смысле, как формирование, становление объективных признаков предмета под действием объективных факторов. Но такое изменение употребления термина «детерминация» путем приписывания ему объективного статуса с необходимостью вело и к изменению его смыслового значения. Детерминация в объективном смысле уже озна­чает не определение, ограничение или отделение, а обусловливание одних явлений, процессов и состояний другими явлениями, процесса­ми и состояниями, в результате чего первые и приобретают определен­ные признаки, которые можно зафиксировать в определениях. Именно это объективное значение термина «детерминация», характеризующее существование в мире отношения объективного обусловливания, и имеет в виду современная философия, когда утверждает детерминиро­ванность всех объективных явлений.

Детерминизм — это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явлений, которая, с одной стороны, является проявле­нием субстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой — следствием и предпосылкой универсального характера развития.

Исходной категорией детерминизма оказываются понятия связи и взаимодействия. Взаимодействие проявляет себя во взаимном измене­нии вещей. В нем вещи оказываются теми факторами, через действие которых и реализуется отношение детерминации. Существование все­общей универсальной взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее уче­ние, признающее существование универсальной взаимосвязи и отри­цающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи (См.: Кедров Б.М. «Научная концепция детерминизма» // «Современный детерминизм, законы природы». М., 1973. С. 8).

Однако содержание принципа детерминизма не исчерпывается

этим. Философский детерминизм предполагает также определенную концепцию природы и структуры отношений детерминации, находя­щую свое выражение в учении о причинности, необходимости (в ее соотношении со случайностью), закономерности, многообразии типов и видов отношений детерминации, существующих в мире, и в решении ряда других проблем.

В более развернутом виде общетеоретический принцип детерми­низма может быть представлен в совокупности следующих тезисов:

1. Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов, посредством которых каждая конкретная вещь приобретает и сохраняет свои характерные признаки и которая объясняет изменение явлений. Как справедливо замечает Я. Ф. Аскин, в рамках этого тезиса «детер­минизм — это отношение, выражающее зависимость вещей (свойств вещей, отношений между ними, событий, процессов, состояний) в их существовании и изменении от любых факторов» (Аскин Я.Ф. «К вопросу о категориях детерминизма» // «Современный детерминизм и наука». Т. 1. Новосибирск, 1975. С. 44—45).

2. В основе всего многообразия отношений детерминации (или обуслов­ливания) лежит генетическая, причинная производительность. Каждое событие имеет свою причину, каждое событие порождается, произво­дится другим событием, и этот процесс порождения сопровождается переносом вещества, движения и информации. Иными словами, прин­цип детерминизма в качестве своего обязательного компонента вклю­чает принцип причинности.

3. Тезис о многообразии типов детерминации и существовании не-причинньгх отношений детерминации. Это означает, что принцип детерминизма не сводит все отношения детерминации к причинной детерминации, но постулирует существование многообразия типов отношения детерминации, непосредственно не сводимых к причинно­сти. В то же время причинная детерминация оказывается основанием для существования всех других типов детерминации.

4. Тезис о закономерности или регулярности отношений обусловлива­ния: процесс обусловливания имеет регулярный упорядоченный харак­тер. Он додчиняется законам, имманентным схемам бытия, внутренне присущим отношениям между явлениями. Согласно этому тезису, каждое явление, событие подчиняется закономерным отношениям в процессе своего существования и изменения.

Требует разъяснения отношение между вторым тезисом, в котором постулируется принцип причинности, и третьим тезисом, в котором утверждается существование в мире непричинных типов обусловлива­ния или детерминации. На первый взгляд может показаться, что эти

тезисы находятся в отношении противоречия. Во втором тезисе утвер­ждается всеобщий характер причинности, а в третьем — существование в мире непричинных типов обусловливания. Если истолковывать со­держание третьего тезиса о существовании в мире наряду с каузально­стью явлений, не имеющих причин, то действительно мы сталкиваемся с логическим противоречием. Однако в действительности в третьем тезисе лишь утверждается, что, хотя каждое явление имеет причину, многообразие отношений между явлениями не исчерпывается отноше­ниями причинения, существуют и другие виды отношений объектив­ного обусловливания, знание которых в равной степени важно для успешной познавательной и практической деятельности человека. По­этому принцип закономерности находит свое проявление как в отно­шениях причинной, так и в отношениях непричинной детерминации. В этом плане принцип закономерности оказывается шире по своему объему, чем принцип причинности.

Требует пояснения и соотношение понятий причинности и прин­ципа детерминизма. Из приведенного выше определения принципа детерминизма следует, что понятие причинности рассматривается как необходимая составная часть принципа детерминизма и что последний утверждает о мире нечто большее, чем принцип причинности.

В нашей литературе имеет место тенденция к отождествлению принципа причинности и принципа детерминизма. Например, в «Фи­лософской энциклопедии» детерминизм определяется «как учение о всеобщей причинной материальной обусловленности природных, об­щественных и психических явлений» (Ярошевский М. «Детерминизм» // «Философская энциклопедия». Т. 1. М., I960. С. 464). При таком отождествлении причинности и детерминизма само использование термина «детерминизм» оказывается излишним. Более логично в таком случае для обозначения учения о регулярной обусловленности исполь­зовать термин каузализм. Кроме того, такое отождествление ведет к исключению самой возможности существования непричинных типов и видов обусловливания, а значит, и к исключению возможности существования непричинных законов, что противоречит реальной практике науки.

Отождествление причинности и детерминизма имеет исторические корни и содержит в себе зерно истины. Рациональным моментом в нем является мысль о неразрывности принципа детерминизма и принципа причинности. Отрицание причинности с необходимостью ведет к от­казу от материалистического детерминизма. Однако сведение детерми­низма только к учению о причинности значительно обедняет концепцию философского детерминизма.

Альтернативной детерминизму позицией является индетерминизм (См.: Огородников В. П. «Познание необходимости. Детерминизм как принцип научного мировоззрения». М., 1985, раздел «Индетерминизм и метафизика против науки»). Существуют различные формы индетер­минизма, но все они связаны либо с отрицанием принципа причинно­сти, либо с отрицанием объективного характера отношений детерминации. Последний вариант индетерминизма характерен для философии Д. Юма и И. Канта. Не отрицая значения категорий детер­минизма в научном познании, они проводят субъективистскую линию в трактовке природы причинности, необходимости, закономерности: регулярность и обусловленность присущи только нашему восприятию мира, но не самому миру.

В современной западной философии весьма распространена докт­рина, сторонники которой отвергают принцип причинности, но при­нимают принцип закономерности. Иногда эту доктрину обозначают термином «помологический детерминизм» (от греч. «nomos» — закон). Но фактически эта доктрина является скрытой формой индетерминиз­ма, поскольку, как уже говорилось, исключение принципа причинно­сти ведет к индетерминизму, так как отношения обусловливания тем самым лишаются субстанциальной материальной основы.

Изучающий проблемы детерминизма должен иметь в виду мно­гозначность употребления термина «детерминизм» как в отечествен­ной, так и в зарубежной литературе, а поскольку термины «детерминизм» и «индетерминизм» являются антонимами, эта мно­гозначность оказывается характерной и для употребления термина «индетерминизм». Так, широко распространено употребление терми­на «детерминизм» для обозначения одной из исторических форм детерминизма — лапласовского детерминизма, в котором детерми­нированность явлений отождествляется с их однозначной предска­зуемостью. Соответственно те философы, которые отрицают лапласовский детерминизм, должны именоваться «индетерминиста­ми», хотя отрицание лапласовского детерминизма не связано одно­значно с отрицанием принципа всеобщей обусловленности, причинности, закономерности и, следовательно, не обязательно ве­дет к доктрине философского индетерминизма.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх