Помост

Вопросы веры

Детский сад возрастные группы

Содержание

Как распределяют детей по группам в детских садиках

При выборе детского сада возникает множество вопросов, например, о группах в детском садике, их видах, количестве, а также, куда будет распределен ребенок.

Какие группы существуют в детских садах

Родителей волнует вопрос распределения ребенка в по возрастным категориям. Поэтому их интересует, какие группы имеются в детском саду, подразделяется ли младшая группа на первую и вторую, или же она единственная?
Как правило, в первую младшую группу распределяют детей от 1,5 до 3 лет. Во вторую младшую принимают детей от 3 лет. Если в садике, который вы выбрали, принимают детей только с двух лет, тогда младшая группа одна в садике, без подразделений.
Принято считать, что обычный садик включает четыре группы: ясельную, младшую, среднюю группу и старшую. Но есть сады, где эти группы разделяются еще на дополнительные младшие группы, о которых было сказано выше, подготовительные группы, где упор делается на подготовку детей к школе. Бывают логопедические группы, но они, как правило, есть в специализированных садиках. Такие группы предназначены для коррекции определенных функций ребенка. Если в садике такие подразделения имеются, то он обязан иметь в штате первоклассных специалистов своего дела, что, к сожалению, не везде встречается.

Распределение детей по группам в соответствии с возрастом

Сегодня в большинстве садиках сделано оптимальное разделение детей по возрастным группам. Формируются группы:
1. ясельная – дети от 1,5 до 2 лет;
2. первая младшая – 2-3 года;
3. вторая младшая – 3-4 года;
4. средняя – 4-5 лет;
5. старшая – 5-6 лет;
6. подготовительная – 6-7 лет.
Распределение детей по данным категориям необходимо для удобства ведения статистики, а, главное, для повышения качества образовательного процесса, так как дети из близкой категории возраста в одном коллективе легче усваивают умения и навыки.

Группа кратковременного пребывания

Данная группа является дополнительным видом групп в детском саду. Сегодня уже можно услышать о такой группе. Это, конечно, роскошь, которая доступна в основном лишь в частных детских садах и садиках элитной категории.
Группы для неполного пребывания в детском саду нужны тем мамам, которые по каким-либо причинам не готовы определить ребенка в детский сад на полный день. Кроме этого, такие группы обычно комплектуются всего лишь из 10-12 детей, что добавляет родителям удобства и уверенности.

Возрастные особенности детей (для всех групп ДОУ) статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста (2 – 3 года).

В раннем возрасте ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов.

Основными направлениями развития детей на третьем году жизни являются:

— становление продуктивного целеполагания

— развитие речевого общения

— формирование неагрессивного взаимодействия между детьми.

У ребенка начинает активно развиваться предметная деятельность, совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно – действенное мышление. Общение ребенка и взрослого носит ситуативно – деловой характер.

Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным. Расширяется круг общения за счет менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями, приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы.

В ходе совместной предметной деятельности со взрослым продолжает развиваться понимание речи. слово отделяется от ситуации и принимает самостоятельное значение. Интенсивно развивается активная речь детей. К третьему году жизни речь становиться средством общения ребенка со сверстниками.

Развитие предметной деятельности подготавливает ребенка к игре. Он хочет все делать сам – в своей самостоятельной сюжетно – отобразительной игре воспроизводит с помощью предметов – заместителей отдельные простые события повседневной жизни; много и разнообразно играет.

Вместе со взрослым ребенок участвует в несложных обучающих и подвижных играх, которые в свою очередь обогащают его самостоятельную сюжетно — отобразительную игру.

В конце раннего возраста возникают предпосылки развития ролевой игры. Ребенок уже многое знает и умеет, хочет быть не просто «повелителем» вещей», но и распорядителем отношений, т.е. взять на себя какую-либо роль.

В игре впервые появляется инициатива ребенка в постановке и решении игровой задачи, а это является признаком творческого начала в его деятельности.

Возрастные особенности психического развития детей

младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).

В младшем возрасте происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются его физиологические функции и процессы. Активно формируется костно – мышечная система.

На четвертом году жизни в число основных направлений психического развития входят:

— становление образа Я – осознанных представленпй о себе и устойчивого отношения к себе

— дальнейшее развитие продуктивного целеполагания

— взаимоотношения со сверстниками.

В период от 2,5 до 3,5 лет ребенок переживает так называемый кризис трех лет. Он впервые начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Дети борются за самостоятельность и уважение к себе, но в то же время ожидают, что взрослый будет их направлять и поддерживать.

На четвертом году жизни продолжается развитие продуктивного целеполагания. Между отдельными целями появляется связь. Появляется интерес к образцам и возможность воспроизводить их.

Трехлетний ребенок – неутомимый деятель. Он с удовольствием будет заниматься любым продуктивным трудом. В то же время он еще не способен выслушивать долгие рассказы о чем-то, что он не может непосредственно воспринимать. Он активно познает и исследует то, с чем он может практически действовать. Его способность наблюдать, делать простейшие выводы стала более совершенной.

Ребенок начинает получать удовольствие от того, что он что-то умеет, гордится своими умениями. Интерес к средствам и способам практических действий создает в этом возрасте уникальные возможности для становления ручной умелости. Если в 2 года ребенок доволен любым результатом работы, то в 3 года он становится более критичным, более реально оценивает их, сопоставляя результат с образом цели.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают заменителями других.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игре. Они скорее играют рядом, чем вступают в активное игровое взаимодействие.

В этом возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательно управление поведением только начинает складываться, во многом поведение ребенка еще ситуативно. Продолжает развиваться половая идентификация детей, что проявляется в характере выбираемых сюжетов и игрушек.

Возрастные особенности психического развития детей

среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет).

Пятый год жизни существенно отличается как от предшествующего – младшего дошкольного возраста, так и от последующего — старшего. Этот возраст является сензитивным для развития детской любознательности.

К четырем годам речь ребенка становиться для него средством общения, средством выражения своих мыслей и рассуждения. Это открывает новые возможности, как для познания мира, так и самостоятельной организации совместной деятельности со сверстниками, в первую очередь игры.

Существенно увеличивается значение речи как способа передачи разнообразной информации. Рассказ становится теперь эффективный способам расширения кругозора детей. Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «Почему?». Ему становятся интересны внутренние связи явлений, и прежде всего причинно – следственные отношения. Дети пробуют строить и свои первые умозаключения.

Еще одна особенность этого возраста – буйный расцвет так называемых фантазий. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются игровые взаимодействия. Они указывают на то, что ребенок начинает отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради самих действий, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействия детей.

Эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешенными. Если у ребенка нет актуальных причин для переживаний – это жизнерадостный человечек, который преимущественно прибывает в хорошем расположении духа. Дети не так быстро и резко утомляются, они становятся психически более выносливы (что связано в свою очередь и с возрастающей психической выносливостью).

У детей этого возраста начинает складываться произвольное запоминание, развивается образное мышление.

Изменяется характер общения ребенка со взрослым – ведущим становится познавательный мотив. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной похвала. Это приводит к повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет сособй возрастной фенромен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность, соревновательность, что ведет к детализации образа Я ребенка.

Основными направлениями развития ребенка этого возраста являются:

— способность оперировать в уме представлениями о предметах и событиях, т.е. выполнение внутренних, а не только практических внешних действий

— новые взаимоотношения со сверстниками.

Возрастные особенности психического развития детей

старшего дошкольного возраста (5 — 7 лет)

В старшем дошкольном возрасте лет в психике ребенка наблюдаются принципиально новые образования:

— произвольность психических процессов (восприятия, внимания, памяти)

— изменения в образе «Я»

— особенности общения сверстников.

На шестом году жизни в детских целях появляется другое содержание. Дети стараются как-то повлиять на себя самого, свою память, внимание, восприятие, для того, чтобы овладеть и управлять ими. Это новое изменение в деятельности и её целях и есть произвольность психических процессов, которая характеризуется следующим:

  • Осуществление того или иного психического процесса становиться целью (запомнить, говорить и пр.)
  • Ребенок осознает эту цель, т.е. отдает себе отчет в том, что он именно запоминает поручение, обдумывает ответ на загадку, и т.д.
  • Психические процессы как бы отделяются от практической деятельности и общения, частью которых они прежде были (ребенок играет и попутно запоминал названия машин). Они становятся самостоятельными.

Изменения в образе Я связаны с тем, что после 6 лет наряду с представлениями о том, каков ребенок на сегодняшний день, т.е. Я – реальное, появляются представления о том, кем и каким он хотел бы быть, — Я –идеальное, и представления о том, кем и каким он не хотел бы быть ни в коем случае, — Я – отвергаемое. Разумеется, этот процесс еще только зарождается, и потому имеет несколько специфичные формы. Так. Я – идеальное у дошкольника приобретает форму желания быть похожим на какой-либо персонаж сказки, фильма, знакомого человека. Ребенок может воображать себя этим персонажем. Не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества.

Появление Я-идеального является психологической предпосылкой становления учебной мотивации.

Еще одно важное событие, происходящее в психике детей 5-7 лет – это изменения в общении со сверстниками. В этом возрасте сверстник приобретает по-настоящему серьезное значение в жизни каждого ребенка. В группе возникают симпатии и антипатии.

Продолжается половая идентификация детей со взрослыми.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности, структурированием игрового пространства, высокой продуктивностью изобразительной деятельности, применением обобщенных способов обследования предметов. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов, развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств, развиваются умения обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Разновозрастная группа в детском саду и особенности её организации

Разновозрастные группы в дошкольном образовании существовали всегда. Детские сады в сельской местности, где мало детей, вынуждены были формировать группы смешанного типа. Но в большинстве случаев, в ДОУ практикуется создание одновозрастных групп. Дети одного возраста имеют близкое психофизическое развитие, у них одинаковый режим дня, они занимаются по одной программе. Поэтому организовать деятельность такой группы проще. И хотя есть исследования, говорящие о преимуществах нахождения ребёнка в разновозрастной группе, отношение воспитателей к работе с ними не всегда однозначное. От педагога требуется учитывать особенности развития и организации учебно-воспитательного процесса для детей всех возрастов. Он должен так запланировать свою деятельность, чтобы каждый ребёнок в группе получал стимул в своём развитии. Это требует дополнительных усилий и знаний от воспитателя, затрат собственного времени.

Виды разновозрастных групп и проведение занятий с ними

Нахождение в одной группе детей разного возраста имеет много плюсов: ребёнку проще перенять навыки деятельности у другого ребёнка, чем у взрослого, поэтому младшие дети в таких группах быстрее развиваются и усваивают программу обучения. Старшие дети чувствуют ответственность за младших, понимают, что являются примером для подражания, это способствует улучшению личностных характеристик.

Сложность при организации таких групп в том, что нужно учитывать дифференциацию учебной и физической нагрузки для детей разного возраста. Если игры, занятия продуктивной деятельностью, прогулки и экскурсии проводятся совместно, то при организации НОД, чаще проводят деление на подгруппы, чтобы продолжительность занятия и величина умственной нагрузки соответствовала возрасту дошкольника.

Как проводить деление, зависит от состава и количества детей. Планируя занятия, педагог учитывает деление хотя бы на две подгруппы:

  • Младшие — от двух лет до четырёх.
  • Старшие — от пяти до семи.

Если ли же в разновозрастной группе представлены все возрасты дошкольников и детей много, лучше разделить её на три части, в каждую из которых определяют детей смежного возраста:

  • Младшая — два-три года.
  • Средняя — четыре-пять.
  • Старшая — шесть-семь.

Но это деление достаточно условно. Для каждого занятия педагог продумывает план его проведения и работу с подгруппами: если изучаемая тема лёгкая, дети средней группы могут работать со старшими, если же сложная, то с младшими. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка: кто лучше усваивает знания, тот может перейти в старшую группу; кому сложнее даётся учёба — к младшим.

Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада

В дошкольном образовании обучение детей базируется на двух видах деятельности: игра и занятия НОД. В смешанной подгруппе при хорошо организованной пространственно-обучающей среде, игра даёт больший положительный эффект, чем в одновозрастной. В значительной степени присутствует самостоятельный и взаимообучающий компонент. Воспитатель организовывает и играет с детьми; дошкольники, участвуя в игре, получают новые знания или закрепляют уже изученное.

При организации образовательных занятий возникают трудности ввиду различия в продолжительности занятий и умственной сложности. И тем не менее, эти уроки могут проводиться во всех формах учебных занятий:

  • Индивидуальные занятия.
  • Групповые.
  • Фронтальные.

Таблица: организация занятия с разновозрастной группой

Форма организации. Когда применяется
Вся группа занята одним видом деятельности
  • Введение в тему.
  • Объявления общих правил и условий.
  • Разъяснение поэтапных шагов задания.
  • Деятельности, связанной с языком и речью (наблюдение, изучение, игра-драматизация и т.д.).
Один вид деятельности, но индивидуальные задания даются с учётом возраста. Используется для творческих и практических групповых проектов. Например: Создание аппликации «Букет». Младшие наклеивают простые детали, предварительно вырезанные воспитателем, средние сами вырезают и наклеивают детали, старшие изготавливают объёмные детали и добавляют в общую работу.
Занятие проходит одновременно у всех, но каждая группа выполняет свои задания. Учебная деятельность по одному разделу программы, но с различным изучаемым материалом. Такое занятие подразделяется на несколько этапов, на каждом из которых одна подгруппа работает с воспитателем, а вторая выполняет самостоятельную работу.
Работа с одной подгруппой. Остальные дети занимаются другим видом деятельности под присмотром помощника воспитателя. Используется при изучении особенно сложных тем по математике или обучении грамоте.
Совместная работа с двумя подгруппами. Применяется для проведения однотипных учебных занятий. Чтобы продолжительность занятия соответствовала возрасту ребёнка, его проводят со ступенчатым началом или окончанием урока. Схема организации такого вида представлена ниже.

Воспитатель поэтапно работает с двумя разновозрастными подгруппами. Можно организовать урок, поэтапно начиная его с разными группами.

Схема не одновременного начала занятия

Можно использовать другую схему — заканчивать занятия по очереди с каждой группой.

Окончание занятия по очереди в каждой группе

Предметно-развивающая среда в разновозрастной группе

Обстановка, окружающая ребёнка на протяжении его пребывания в дошкольном учреждении, играет значительную роль в его развитии и её организации необходимо уделять серьёзное внимание. При планировании предметно-развивающей среды для разновозрастной группы необходимо учитывать не только требования ФГОС, но и сочетание предметов обстановки для разных возрастов.

Для правильного физического развития ребёнок должен принимать правильную позу, а это невозможно при неверно подобранной мебели. В смешанной группе размещается мебель разного размера (три — четыре размера), с соответствующей маркировкой, чтобы детям было проще ориентироваться.

Цвет маркировки в зависимости от роста дошкольника

Лучше расставлять её по возрастным группам, тогда будет проще контролировать выполнение временного режима для разных возрастных подгрупп.

Метки для дошкольников на их шкафчиках, вешалках принято присваивать по следующему правилу: для самых младших берутся картинки, для среднего возраста — геометрические фигуры, а для старших обозначение даётся буквами или цифрами. Каждый год метка обновляется, чтобы ребёнок чувствовал — он стал старше, у него больше обязанностей, чем у младших детей.

При размещении дидактических игр, пособий и другого материала в уголках различной направленности, можно руководствоваться следующим: нижние полки предназначены для самых младших, верхние — для старших. Желательно сразу приучать малышей возвращать игрушку на своё место, а старшие дети могут контролировать выполнение этого требования. При такой организации можно для каждого возраста обеспечить соответствующее наполнение.

Видео: разновозрастная группа

Проведение занятий

По какой схеме организовываются занятия в разновозрастной группе, было рассмотрено выше. Здесь представлены планы-конспекты уроков, в которых занятия организованы по подгруппам.

  • Конспект познавательного занятия для разновозрастной группы «Дикие и домашние животные», в котором хорошо представлено различие в подборке заданий для разного возраста.
  • Конспект открытого занятия в разновозрастной группе на тему «Зима. Зимние забавы«. Занятие подробно разобрано для разных возрастных групп, есть много иллюстраций.

Ниже представлен конспект урока, в котором занятие заканчивается поэтапно для разных групп.

Таблица: конспект открытого занятия в разновозрастной группе детского сада по теме «В лесу геометрических фигур», автор Филиппова Ольга

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Физическая культура».
Цель.
Упражнять детей в счёте. Развивать умение ориентироваться в пространстве. У детей 2 младшей группы закрепить знания о геометрических фигурах, учить классифицировать фигуры по форме, цвету, размеру. У детей средней и старшей группы закреплять знания о цифрах и умение соотносить цифру с количеством.
Материал.
Фланелеграф, карточки с цифрами, геометрические фигурки, вырезанные из бумаги варежки с геометрическим рисунком, фигурка гномика, счётные палочки. Деревья из геометрических фигур, «полянка цифр», рисунок «ковра-самолёта» (см. приложение).
Музыка по выбору воспитателя.

Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие?
(Ответы детей.)
Наше путешествие сказочное, поэтому мы будем передвигаться на сказочном ковре-самолёте. Давайте его рассмотрим. (На ковре-самолёте нарисованы разноцветные геометрические фигуры)
(Воспитатель задаёт вопросы по геометрическим фигурам на ковре-самолёте).
Отправляемся в путешествие. Встаём в круг, берёмся за руки и произносим волшебные слова:
Очутиться в новой сказке
Мы хотим, мы хотим.
На ковре, на самолёте
Полетим, полетим.
Вот мы и прилетели. Мы очутились в лесу геометрических фигур. (На фланелеграфе выставлены деревья из геометрических фигур). Назовите, какие фигуры вы видите?
Посмотрите, кто нас встречает на опушке? Наш знакомый Гномик. Он приготовил для нас много игр.
Первая игра называется «Собери фигурки на тарелочку».
Воспитатель. Гномик гулял с друзьями в лесу, и они растеряли варежки.
Игра «Найди свою пару».
Задание: Силуэты варежек лежат на полу. Под музыку дети идут друг за другом. Музыка замолкает, дети берут одну варежку. Затем ищут свою пару.
Воспитатель. Ничего не говорите, лишь руками покажите: «Высоко! Далеко! Низко! Близко! Слева! Справа! Широко! Узко!»
(Дети 2 младшей группы уходят играть с варежками.)
А мы продолжаем своё путешествие. И вышли мы с вами на поляну цифр. (На фланелеграфе полянка цифр.) Гномик предлагает вам отгадать загадки про цифры:
(Загадываются загадки).
Игра «Цифры перепутались».
Задание: построить числовой ряд.
Задание «Посмотри на цифру и отсчитай столько же палочек».
Итог занятия: Гномик хвалит детей за работу.
Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмёмся за руки и повторим волшебные слова:
На ковре, на самолёте,
Полетим, полетим.
Очутиться в нашей группе
Мы хотим, мы хотим.
Подведение итогов.

В разновозрастной группе при совпадении тем, занятия можно проводить и одновременно со всеми детьми, расчитывая его продолжительность на средний возраст, чтобы отклонение от нормы было незначительным:

  • Занятие по математике на тему «Квадрат заблудился», автор Дикунова Виктория.
  • Открытое занятие в разновозрастной группе детского сада «Правила личной гигиены» (Старшие дети участвуют в постановке сценок).

Паспорт разновозрастной группы детского сада по ФГОС

Паспорт разновозрастной группы в детском саду включает следующую информацию:

  • Образовательная программа.
  • Сведения о воспитателях.
  • Список группы.
  • Режим дня (отдельно летний и зимний).
  • Расписание занятий.

Его можно представить на подобном стенде, для ознакомления родителей с режимом дня и программой занятий их ребёнка.

Паспорт группы можно разместить на стенде

Пример оформления паспорта разновозрастной группы.

Рабочая программа для разновозрастной группы детского сада

При разработке рабочей программы для разновозрастной группы учитываются требования ФГТ и основной образовательной программы данного ДОУ. Можно воспользоваться рекомендациями программы «От рождения до года» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Программа должна быть нацелена на разностороннее развитие дошкольников, способствовала воспитанию нравственности и духовному развитию. Особенность программы в том, что она не устанавливает жёсткие требования по знаниям детей, делая упор на развивающем обучении.

Основные цели программы для разновозрастной группы:

  • Обеспечение комфортных условий для нахождения в дошкольном учреждении.
  • Воспитание культурно-нравственных основ личности.
  • Создание условий для обеспечения психического и физического здоровья ребёнка и его дальнейшего развития в соответствии с возрастными и личностными качествами.
  • Подготовка к общению в современном социуме, к дальнейшему обучению.

Примеры рабочих программ для разновозрастной группы:

  • Подробная программа для разновозрастной группы с перечислением видов деятельности по всем направлениям работы.
  • Рабочая образовательная программа воспитателя дошкольной разновозрастной группы (2–7 лет) по ФГОС ДО, автор Сивцева Л.Е. В этой статье кроме самой программы, даётся подробный план работы на год для всей группы.

Режим дня в разновозрастной группе детского сада

Правильный режим дня для малышей способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. В условиях смешанной группы невозможно абсолютно точно выполнить санитарные нормы временного режима для каждого возраста. При включении в группу нескольких возрастов график распорядка дня ориентируется на средний возраст. Для смешанной группы с детьми от трёх до семи лет это — пятилетние дети. Всегда выполняется правило: работу с младшими и медлительными детьми начинают первыми, их первыми одевают на прогулку, первыми готовят ко сну, первыми начинают кормить (при необходимости еда подготавливается заранее — делится на кусочки котлета или рыба). Исключение составляет только пробуждение послеобеденного сна — первых поднимают старших детей. Такая последовательность действий сведёт затраты времени на ожидание своей очереди к минимуму.

В предложенной таблице показан распорядок дня, учитывающий разницу в выполнении режимных моментов разных возрастных групп:

Режим дня учитывает возрастные особенности детей

Утверждённый режим дня группы, обязателен для выполнения педколлективом и детьми. Только в этом случае он становится воспитательным фактором и будет способствовать организации поведения детей, что для смешанной группы особенно важно.

При организации функционирования разновозрастной группы возрастает роль младшего воспитателя. И дело не только в важности выполнения его основных обязанностей: уборка помещения, помощь в одевании и раздевании детей, раздача пищи, контроль работы дежурных, а при проведении занятий — контроль выполнения заданий одной из подгрупп. Необходима слаженная работа педагогов при выполнении каждого пункта режима дня группы. Это позволит организовать учебно-воспитательную деятельность детей в полном объёме и выполнить задачи, стоящие перед ДОУ,

Отношение к организации разновозрастных групп в детских садах в последнее время изменилось. Если раньше такие группы создавались только в малокомплектных детских учреждениях, то теперь появилась тенденция формировать в ДОУ одновременно как одновозрастные, так и смешанные группы. Ребёнок, воспитывающийся в среде детей разного возраста, находится в более естественных и комфортных условиях, он быстрей развивается, ему проще входить в другую социальную среду, отличную от детского сада. И, хотя изменения только начинаются, возможно, в будущем,организация воспитательного процесса в ДОУ будет смещаться в сторону разновозрастных групп.

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Распределение детей на группы в государственных детских садах проводится по возрастному признаку.

Существует пять основных групп детского сада. Познакомим Вас с ними более подробно:

Классификация:

Группы детского сада подразделяются на:

  • Группа кратковременного пребывания (возраст от 1 до 3 лет)
  • Младшая группа (возраст от 3 до 4 лет)
  • Средняя группа (возраст от 4 до 5 лет)
  • Старшая группа (возраст от 5 до 6 лет)
  • Подготовительная группа (возраст 6-7 лет)

Группа кратковременного пребывания (ГКП)

В Группу кратковременного пребывания (ГКП) принимаются дети в возрасте от 1 года до 3 лет.

Это государственная услуга и предоставляется она всем желающим, подавшим необходимые документы и вставшим в очередь. ГКП работает 3 раза в неделю по 3 часа.

Занятия проводятся с 8.30 до 11.30 или с 16.00 до 19.00 в зависимости от расписания.

  • * Информация для родителей:

Самый распространенный вопрос, особенно у родителей с первым ребенком: С какого возраста и нужно ли вообще водить ребенка в детский сад в возрасте 1-3 лет?

Пребывание в детском саду — это первое в жизни ребенка испытание личных качеств. Знакомство с внешним миром и такими же детьми, как и он сам.

Мнения специалистов, несмотря на разницу в деталях, сходятся в одном: с психологической точки зрения знакомство ребенка с другими детьми в игровой и непринужденной форме помогают войти в общий социум, в котором ему предстоит жить и чем раньше ребенок начнет к нему адаптироваться, тем лучше.

Стоит отметить, что молодые родители тоже должны быть готовы к такому шагу и подходить к нему ответственно и вдумчиво.

Перед тем, как привести своего ребенка в группу кратковременного пребывания – убедитесь, что выбранное Вами место именно то, которое наиболее подходит для ребенка.

Почитайте отзывы, поговорите с мамочками, которые уже водят или водили сюда своих детей, поговорите об условиях пребывания с воспитателями, посмотрите своими глазами на оборудование, чистоту и санитарные условия в помещениях.

  • Какие занятия с детьми проводятся в группе кратовременного пребывания?

Один раз в неделю проводятся занятия по художественной литературе, рисованию, лепке, конструированию, 2 раза в неделю проводятся физкультура и музыкальные занятия.

Как записаться в группу кратковременного пребывания

Группы кратковременного пребывания есть практически в каждом дошкольном учреждении. Для того, чтобы Вас приняли в ГКП пребывания надо сделать:

  • Обратиться к заведующей детским садом с просьбой о приеме в группу ГКП. Если места есть – Вас возьмут.
  • В случае отсутствия мест в данном детском саду нужно обратиться в т.н. «Мини-ОСИП» (окружная служба информационной поддержки).

Как правило, они расположены в тех же образовательных комплексах. Туда Вы обращаетесь по поводу зачисления в группу ГКП.

(Дополнительно по теме: Как записаться в детский сад через портал городских услуг)

с 1 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы все службы окружной информационной поддержки (ОСИП) ликвидированы. Им на смену пришла служба «Мои документы» Контактную информацию о мини-ОСИПе вашего комплекса вы можете узнать по телефону любого подразделения данного комплекса.

Какие документы надо собрать для зачисления ребенка в группу кратковременного пребывания? (для предоставления в мини-осип)

  • паспорт родителя (законного представителя);
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • документ, подтверждающий регистрацию ребенка на территории города Москвы;
  • документ, удостоверяющий право на включение в льготную категорию (при наличии)

Зачисление В группу ГКП происходит как в обычный детский сад. Вас вносят в очередь и предлагают место в ГКП по мере его появления.

Порядок зачисления в ГКП (группу кратковременного пребывания)

При рассмотрении вопроса о зачислении в ГКП, первоочередным правом зачисления имеют дети:

  • проживающие в этом районе (имеющие прописку)
  • льготные категории детей.

После зачисления детей из вышеперечесленных категорий принимаются дети:

  • с временной регистрацией
  • из других районов.
Для оповещения родителей о зачислении ребенка в ГКП детского сада присылается уведомление на электронную почту или непосредственно звонком по телефону.

* Пример документального ответа в письменном виде о зачислении ребенка в детский сад.

При поступлении в детский сад необходимо наличие медицинской карты, а к 1 сентября – надо подготовить справку:

  • о контактах ребенка
  • анализ мочи
  • общий анализа крови
  • анализ на энтеробиоз и яйца-глист.

Перед приемом ребенка между детским садом и родителями ребенка оформляется договор об оказании услуг, в котором будут прописаны все права и обязанности родителей и персонала детского сада.

Такой договор юридически защищает обе стороны от возможных претензий, поэтому не поленитесь и внимательно прочитайте его.

Особенности пребывания ребенка в ГКП:

Учитывая, что ребенок отдается на кратковременное пребывание – питание в данной группе не предусмотрено. Только питьевой режим. Поэтому, перед тем, как привести ребенка в данную группу не забудьте его покормить.

Процесс адаптации в группе ГТК очень мягкий. Родители, могут периодически заходить в группу и навещать своего ребенка. Это позволяет плавно и без особых эмоциональных переживаний перенести кратковременное расставание с родителями, сохранить в целости его психику и не вызывать негативные ассоциации ребенка, связанные с его пребыванием в детском саду.

Первые дни посещения ГКП длятся всего лишь по полчаса.

Постепенно время пребывания увеличивается в зависимости от степени привыкания ребенка. Воспитатели советуют не нагнетать обстановку, не перегружать детей и приводить их на небольшой промежуток времени. 30 минут — это более чем достаточно малышам для первых дней в ГКП.

Обычное расписание в группе ГКП :

Стоимость пребывания ребенка в государственном детском саду в группе кратковременного пребывания:

— Ежемесячные платежи за пребывание – 1500 руб. в месяц.

Если у Вас есть льготы Вы можете подать заявление на компенсацию части оплаты. Данное заявление может быть оформлено в момент подписания договора с ДОУ.

Дополнительные расходы на пребывание в детском саду

Что касается сбора дополнительных средств, то здесь все зависит от руководства детского сада. Времена, когда собиралось по многу и на все – ушли в прошлое.

Конечно, могут собрать деньги на цветы и подарки воспитателям на большие праздники, но суммы, скорее всего, будут небольшие и на усмотрение самих родителей.

Ну, а если вдруг Вы столкнетесь с откровенным вымогательством – не забывайте о телефоне горячей линии противодействия коррупции.

Группы Возраст
1. Ясельные: первая группа раннего возраста вторая группа раннего возраста 2. Дошкольные: первая младшая группа вторая младшая группа средняя группа старшая группа подготовительная к школе группа От 2 мес до 1 года От 1 года до 2 лет От 2 до 3 лет От З до 4 лет От 4 до 5 лет От 5 до 6 лет до 7 лет

Период новорожденности начинается с крика, который знаменует первый вдох ребенка.

С этого момента начинается адаптация ребенка к условиям внешней среды. На этом этапе проводят объективное определение состояния новорожденного в зависимости от того, как он адаптируется к новым условиям окружающей среды (вне утробы матери). Оценивают в баллах по пяти клиническим признакам на 1-й и 5-й минутах после рождения частоту сердечных сокращений, глубину и адекватность дыхания, рефлекторную возбудимость, состояние мышечного тонуса, окраску кожных покровов. Хорошо выраженный признак оценивается в 2 балла, недостаточно выраженный -1 балл, отсутствие признака — 0 баллов. При оценке 7 баллов и более новорожденных признают практически здоровыми, с хорошим прогнозом в отношении жизнеспособности и нервно-психического развития. И. А. Аршавский считает необходимым при оценке состояния ребенка после рождения учитывать время прикладывания к груди матери.

Дети, имеющие оценку 5—6 баллов, расцениваются как родившиеся в состоянии легкой асфиксии, 1—4 балла — тяжелой. Этих детей относят к группе риска, так как у них может возникнуть отставание или задержка умственного и физического развития, которые могут иметь стойкий характер.

Достаточно большие трудности в росте и развитии испытывают недоношенные дети. К ним относятся дети, родившиеся в сроки между 28-й и 38-й неделями внутриутробного развития. Различают 4 степени недоношенности: I степень — масса тела 2001 — 2500 г; II степень — 1051—2000 г; III степень — 1001—1500 г; IV степень — менее 1000 г. Наиболее частыми причинами недоношенности являются предшествующие искусственные прерывания беременности, многоплодная беременность, токсикозы беременных, физические и психические травмы и пр. К основным признакам недоношенности относят массу тела менее 2500 г, недостаточное развитие подкожного жирового слоя, морщинистую кожу, покрытую пушком, тонкие ногти, не всегда прикрывающие ногтевые ложа.

У здоровых новорожденных определяют врожденные рефлексы: сосательный, мигательный, болевой, температурный, хватательный, тонический (оборонительный), искательный, шагающий, рефлекс Моро, подошвенный. В течение первого года жизни эти рефлексы претерпевают определенные изменения.

Впервые 2—4 дня у новорожденных наблюдаются такие явления, как снижение массы тела (на 6— 10 % от показателя при рождении), желтушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов, гиперемия (покраснение кожи, иногда сопровождающееся ее шелушением), недостаточная терморегуляция (температура тела изменяется в зависимости от температуры окружающего воздуха), в результате чего ребенок может перегреться или переохладиться. К концу 1-й — началу 2-й недели при нормальных условиях питания и ухода большинство нарушений почти полностью исчезают.

Заболевания детей данного периода могут быть связаны с нарушением внутриутробного развития (недоношенность, врожденные уродства, пороки сердца), последствиями родовых травм (внутричерепные кровоизлияния, родовые опухоли, переломы костей) или с отягощенной наследственностью. Грудное молоко в этом периоде представляет основную и единственно полноценную пищу, обеспечивающую правильное развитие ребенка.

По окончании периода новорожденности у ребенка грудного возраста наблюдается интенсивный темп роста и развития, который ни в каком другом возрасте не бывает столь значительным. Особенно ярко эта закономерность проявляется при рассмотрении изменения длины и массы тела ребенка. Так, если при рождении у доношенного ребенка в 95 % случаев длина тела в среднем составляет 45—50 см, а масса тела 2,5—4,6 кг, то уже к концу первого года жизни эти параметры возрастают соответственно до 75 см и 11— 12 кг. Для обеспечения усиленного роста и развития детям первого года жизни необходимо большее количество пищи (на 1 кг массы тела), чем старшим детям или взрослым. Вместе с тем пищеварительный тракт в этом возрасте недостаточно развит, и при малейшем нарушении режима питания, изменении качества или количества пищи у детей могут возникнуть как острые, так и хронические расстройства пищеварения и питания, авитаминозы, аномалии конституции (неправильная реакция организма на нормальные условия жизни и питания), проявляющиеся чаще всего в виде атопического дерматита. В первые 4—5 мес. жизни основной пищей ребенка остается грудное молоко.Ткани у детей грудного возраста отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических (упругих) волокон, в результате чего они легкоранимы. Вместе с тем благодаря наличию в тканях большого количества молодых клеточных элементов и кровеносных сосудов, обеспечивающих хорошее питание их, любое повреждение у детей заживает значительно быстрее, чем у взрослых. Воспалительная (защитная) реакция на проникновение болезнетворных микроорганизмов у детей грудного возраста выражена слабо, почти отсутствует защитная реакция со стороны регионарных (периферических) лимфатических узлов, поэтому на любое местное заболевание организм ребенка очень часто отвечает общей реакцией. дети в этом возрасте склонны к гнойничковым поражениям кожи, которые при плохом уходе за ребенком могут давать серьезные осложнения вплоть до сепсиса.

При недостатке в пище витаминов, в первую очередь витамина D, а также ряда минеральных солей, недостаточной солнечной инсоляции у ребенка этого возраста может возникнуть рахит.

У детей грудного возраста происходит энергичный рост и окостенение скелета, развиваются мышцы туловища и ног. К концу первого года зарастает самый большой передний родничок, расположенный в месте соединения венечного и продольного швов.. Позвоночник новорожденного почти прямой (рис.2.1). Со 2-го месяца жизни формируются физиологические изгибы позвоночного столба.К концу года жизни здоровый ребенок хорошо сидит, прочно стоит на ножках, ходит, однако движения его еще недостаточно координированы. Следует подчеркнуть, что окончательное формирование позвоночного столба заканчивается в школьные годы. Несоблюдение гигиенических требований к формированию правильной осанки, начиная с раннего возраста, может привести к патологическим изменениям формы позвоночного столба.

Инфекционные заболевания у детей грудного возраста, особенно в первые месяцы их жизни, редки. Корь, краснуха, скарлатина почти не встречаются; дифтерия, ветряная оспа, дизентерия и др. протекают своеобразно, часто без характерных симптомов. Это зависит, с одной стороны, от иммунитета, приобретенного ребенком в период его утробной жизни через плаценту и полученного с молоком матери, с другой — от незаконченности строения многих органов и систем, особенно центральной и периферической нервных систем.

Дети, особенно в первые месяцы жизни, не могут длительно бодрствовать. Повышенная активность нервной системы быстро приводит к торможению, которое, распространяясь по коре и другим отделам головного мозга, вызывает сон.

Уже на первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь. Недифференцированные звуки — гуление — постепенно сменяются слогами. К концу года здоровый ребенок довольно хорошо понимает речь окружающих его взрослых, сам произносит 5— 10 простых слов.

Преддошкольный возраст — от 1 года до 3 лет. В этот период темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8—10 см, массы тела — 4—6 кг за год. Изменяются пропорции тела, относительно уменьшаются размеры головы: с 1/4 длины тела у новорожденного до 1/5 у ребенка 3 лет. Наличие зубов (к концу года их должно быть 8), увеличение количества пищеварительных соков и повышение их концентрации служат основанием для перевода ребенка с грудного вскармливания на общий стол.

У детей второго года жизни происходят интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов достигает 200—300), он произносит не только отдельные слова, но и целые фразы. Более широкое общение с окружающим миром создает и большую возможность соприкосновения здоровых детей с детьми, заболевшими инфекционными болезнями. Кроме того, с возрастом пассивный иммунитет, переданный ребенку матерью, ослабевает. Вследствие этого значительно возрастает угроза инфекционных заболеваний (корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия и др.).

Дошкольный возраст (от З до 7 лет) отличается от предыдущего больше количественными, чем качественными, признаками. Наблюдается более медленный темп роста ребенка. За 1 год рост увеличивается в среднем на 5—8 см, масса тела — примерно на 2 кг. Пропорции тела заметно меняются. К 6—7 годам голова составляет лишь 1/6 длины тела. В результате неравномерного роста головы, туловища и конечностей происходит перемещение средней точки длины тела. У доношенного новорожденного эта точка находится почти на пупке, у ребенка 6 лет — на середине между пупком и симфизом (лобком), у взрослого — на лобке.

Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и формированию иннервационного аппарата мышц дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты.

В этом возрасте повышается способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии, процессы отрицательной индукции в коре головного мозга несколько усиливаются, поэтому дети могут более продолжительное время сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью.

На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает; речевые сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка. Развитию речи способствуют игры и занятия, разучивание стихов и песен, общение детей со взрослыми. Недостаток внимания со стороны взрослых, острые и хронические заболевания могут вызвать замедление развития речи у ребенка.

Дети 3—5 лет еще слабо владеют речевой моторикой, поэтому им свойственны физиологические недостатки звукопроизношения (неправильное произношение шипящих, свистящих звуков, а также звуков р и л). При правильном обучении звуковой культуре речи эти нарушения с возрастом обычно проходят.

Среди острых заболеваний первое место занимают заболевания органов дыхания, особенно острые респираторные вирусные инфекции и грипп, которые составляют почти 70 % в структуре заболеваний детей этого возраста. Пневмония чаще отмечается в первые 2 года жизни, частота ее снижается к 7 годам. В связи с большей устойчивостью ферментативных процессов заболевания желудочно-кишечного тракта отступают на второй план. Благодаря высокой эффективности прививок и профилактических мероприятий число детских инфекционных заболеваний постепенно снижается, однако у детей старше 2—3 лет они все же занимают второе место в структуре острых заболеваний. К 6 годам постепенно увеличивается число аллергических болезней и реакций. В возрасте 6—7 лет начинают чаще регистрироваться случаи травматизма.

В распространении хронических заболеваний у дошкольников имеются определенные особенности. С возрастом учащаются заболевания органов пищеварения, в первую очередь за счет кариеса зубов, который занимает первое место в структуре заболеваемости детей 5—7 лет; на втором — болезни нервной системы и органов чувств (невротические реакции, энурез, отит); на третьем месте — болезни органов дыхания, в основном хронические заболевания глотки и носоглотки; на четвертом — болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (плоскостопие, нарушение осанки); на пятом — заболевание кожи (атопический дерматит).

Особого внимания требует своевременное выявление нарушений опорно-двигательного аппарата. Следует учитывать, что в возрасте от 4 до 7 лет количество детей с нарушением осанки возрастает, а с плоскостопием уменьшается, что связано с процессом формирования стопы в этом возрасте. Распространенность заболеваний глаз также увеличивается. Прежде всего это относится к миопии, которая у детей в возрасте 7 лет встречается в 2 раза чаще, чем у 3-летних. С возрастом число детей с атопическим дерматитом (экссудативный диатез) значительно уменьшается.

Непосредственным отражением функционального состояния центральной нервной системы (ЦИС) является поведение ребенка, определяемое многими параметрами. Большинство детей дошкольного возраста (77—84 %) не имеет отклонений в поведении. Возникающие отклонения: нарушение дневного или ночного сна, недостаточная двигательная активность, снижение аппетита вплоть до анорексии, появление неадекватных реакций (плаксивость, повышенная раздражительность, драчливость), быстрая утомляемость и большая отвлекаемость во время занятий, неустойчивое, часто пониженное, подавленное настроение — свидетельствуют о функциональных нарушениях ЦНС.

Такие явления могут наблюдаться во время адаптации к до- школьному учреждению, в период реконвалесценции после острых заболеваний. Отклонения в поведении нередко сочетаются и с другими функциональными нарушениями в состоянии организма, такими, как частые острые заболевания, аллергическая предрасположенность, начальная стадия рахита, снижение уровня гемоглобина до нижней границы нормы, гипотрофия, ожирение, аномалии рефракции и др. Скарлатина, ангина, катары верхних дыхательных путей создают предпосылку к возникновению у детей ревматоидных заболеваний.

В школьном возрасте (от 6—7 до 17 лет) все органы и системы детей и подростков продолжают развиваться. Молочные зубы полностью заменяются постоянными, происходят дальнейшее окостенение скелета и рост мускулатуры.

Благодаря усиленному интеллектуальному развитию в этот период ребенок становится более самостоятельным. С 6—7 лет начинается обязательное обучение в школе.

В настоящее время по эмпирическим формулам, можно определить длину тела (рост) у детей дошкольного возраста. Так, длину тела (L) у детей старше 1 года рассчитывают по формуле: L = L1 + (5 х n), где L1 — длина тела годовалого ребенка, равная 75 см; 5 см — среднегодовая прибавка длины тела; n — число лет жизни. Некоторые авторы предлагают принимать L1 = 77 см, а среднегодовое увеличение длины тела — 6 см.

Массу тела М можно определить у детей первого года жизни по следующей формуле: М = (9 + n) : 2, где n — число месяцев жизни. У детей старше года ориентировочную массу тела можно рассчитать следующим образом: М = М1 + (2 кг х n), где М1 — масса тела годовалого ребенка, равная примерно 10,5— 11 кг; 2 кг — ежегодная прибавка массы тела; n — число лет. Массу тела детей от 1 года до 6 лет можно определить и другим способом: М= n х 2 + 8, а детей от 7 до 12 лет по следующей формуле: М = (n х 7 — 5): 2, где n — число лет жизни. Окружность головы в тот или иной период развития у детей первого года жизни определяют по формуле: (L + 19) : 2.

Следует отметить, что приведенные формулы позволяют лишь ориентировочно рассчитать некоторые параметры физического развития. При оценке соответствия биологического возраста паспортному важное значение имеют сроки прорезывания молочных и постоянных зубов. На первом году жизни количество зубов N можно определить по формуле: N = N1 — 2, где N1 — число меся цен жизни. средние темпы прорезывания постоянных зубов представлены в таблице . При меньшем количестве прорезавшихся постоянных зубов делают заключение об отставании, а при большем количестве — опережении биологического

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх