Помост

Вопросы веры

Для правильной осанки

Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушения

Ольга Стахеева
Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушения

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №17 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников

Консультация:

«Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушения»

Составитель:

Стахеева О. А.

Воспитатель

1 младшей группы

г. Красноуфимск

2013 год

Осанка – это приобретенное человеком в процессе роста и развития привычное, непринужденное положение тела во время покоя и в движении. При хорошей осанке мышцы, удерживающие позвоночник в правильном положении, оптимально напряжены, голова и туловище удерживаются ровно, плечи на одном уровне и непременно немного отведены назад, спина прямая, живот подтянут, ноги в коленных суставах прямые.

Различают несколько видов осанки: правильную физиологическую и патологическую (лордотическую, кифотическую, сутуловатую и выпрямленную). Правильная физиологическая осанка характеризуется не только гармонией пропорций, но и физической выносливостью ребенка. Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются отстающие лопатки, сведенные плечи, ассиметрия надплечий, сутуловатость.

При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка способствует нормальной деятельности внутренних органов, а также создает условия для нормального дыхания через нос. Кроме того правильное дыхание обеспечивает равномерное поступление воздуха в полость рта и носоглотку, соприкосновение которого с лимфоидным кольцом глотки препятствует заражению возбудителями респираторных заболеваний.

Наиболее серьезными нарушениями опорно-двигательного аппарата является сколиоз.

Если перечисленные разновидности нарушений осанки можно в определенной степени рассматривать как функциональные, связанные с возрастными особенностями мышечной системы дошкольников, с неправильным гигиеническим воспитанием и организацией условий жизни, то сколиоз – общее, длительное, вовлекающее в патологический процесс наиболее важные органы и системы человеческого организма. Клинические наблюдения выявляют, что сколиоз – врожденное заболевание, развивающееся с раннего возраста.

Прежде всего следует подчеркнуть, что формирование физиологических изгибов позвоночника начинается на первом году жизни ребенка и продолжается в течении всего дошкольного периода. У детей в возрасте до 3-4 лет его изгибы неустойчивы и сглаживаются, когда ребенок лежит. В связи с тем что скелет ребенка дошкольного возраста имеет значительный процент хрящевой ткани, он легко поддается воздействиям, изменяющим его форму.

Следует избегать ранней посадки и длительного ношения на руках детей до 1 года. Постель у ребенка должна быть жесткой, подушка невысокой.

Наиболее действенным средством профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка. Оно должно начинаться с первого года жизни. Это очень важно, так как осанка формируется с самого раннего возраста. По мере роста малыша постепенно включают новые средства физического воспитания. К 7 годам у здорового ребенка позвоночник, как правило, приобретает нормальную форму и соответственно вырабатывается правильная осанка.

Предупредить дефекты осанки значительно легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется в семье и дошкольных учреждениях в двух направлениях: создание оптимальных гигиенических условий (хорошее освещение, систематическое проветривание помещения, соблюдение режима дня, соответствующая росту ребенка мебель) и целенаправленная воспитательная работа. Такие средства физической культуры, как общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения спортивного характера, закаливающие процедуры способствуют формированию правильной осанки.

На протяжении дошкольного периода ребенка учат правильно сидеть, стоять, ходить и спать в соответствующей позе. Приучая ребенка правильно сидеть за столом,перед ним ставят такие требования: голову держать вертикально или слегка наклонить вперед, плечи симметрично, локти свободно размещаются на столе, туловище вертикально, ноги в тазобедренных и коленных суставах под прямым углом, ступни полностью поставлены на пол. Спина должна касаться спинки стула.

Подбирая мебель для дошкольников, руководствуются рекомендациями гигиенистов. Освещение должно быть слева.

Для предупреждения нарушения осанки необходимо следить за позой ребенка и во время сна. Мягкая постель, высокая подушка, привычка спать только на одном боку могут привести к боковому искривлению позвоночного столба, а привычка спать «калачиком» к круглой спине. Следует использовать ровный твердый матрац и плоскую подушку. Длина кровати должна быть больше роста ребенка на 10-15 см, чтобы он мог спать, выпрямив ноги.

Детей приучают засыпать на спине и держать руки во время сна поверх одеяла.

Для предупреждения нарушения осанки после дневного сна полезно выполнить комплекс упражнений, которые направлены на укрепление мышц-разгибателей спины, живота и межреберных мышц.

Для исправления отдельных видов нарушения осанки существуют специальные упражнения. Например, упражнения для исправления сколиоза:

1. И. п. – лежа на животе, руки вперед. Поднять левую руку вверх, сделать круговое движение рукой влево – назад и вернуться в и. п. То же самое правой рукой (8-10 раз).

3. Ползание.

Чтобы дошкольники научились во время ходьбы сохранять правильную позу,они должны выполнять такие упражнения: ходьба с предметом на голове, ходьба с гимнастической палкой за спиной. Во время ходьбы туловище следует держать ровно, голову не опускать.

Обучая детей метанию предметов на дальность и в цель, добиваются, чтобы они выполняли эти упражнения правой и левой рукой. Большинство детей выполняют броски более сильной рукой, вследствии чего мышцы туловища развиваются ассиметрично.

Часто родители ведут ребенка за руку, при этом одно плечо у ребенка высоко поднято, а другое – опущено. Такая поза тоже отрицательно сказывается на осанке. Только при переходе улицы следует брать детей за руку, а все остальное время они должны идти возле взрослых, свободно размахивая руками.

Кроме всего этого на формирование осанки значительное влияние оказывает статико-динамическая функция стопы. Даже незначительное изменение ее формы может стать причиной нарушения правильного положения таза, позвоночника и как следствие этого – патологических дефектов осанки.

К нарушению осанки могут привести и заболевания, такие, как рахит, гипотрофия, избыточное отложение жира, а также неправильное питание, при котором не выдерживается соотношение основных ингредиентов пищи – солей, витаминов, микроэлементов.

И хочется вернуться к тому, что в ряду профилактических и лечебных мероприятий по борьбе с нарушениями осанки у детей огромная роль принадлежит целенаправленным систематическим занятиям физическими упражнениями.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №17 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников

Консультация:

«Физкультура, зарядка и двигательная активность детей 3го года жизни»

Составитель:

Стахеева О. А.

Воспитатель

1 младшей группы

г. Красноуфимск

2013 год

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой — он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятия в скучный урок. Дети 3-го года жизни еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим занятия должны проходить в виде игры. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет.

Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.

Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Кроме похвалы и поощрения, стимулом для детей может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физ-культурой (чтобы он не был похож на неуклюжего медвежонка, чтобы его не перегнали другие дети и т. д.).

Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи, круги, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные игрушки, качели, лесенки). Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно, меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, брать предметы разных величин, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться и т. п.

К сожалению, в современных квартирах нет условий для полноценного двигательного развития ребенка, поэтому родителям следует создать все необходимые условия на улице, покупать разнообразные игрушки, которые бы непосредственно побуждали детей двигаться. Часто в семье склонны приобретать очень дорогие, но совершенно бесполезные для здорового роста ребенка игрушки.

В связи с этим помните: чем лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребыванию на природе, тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни.

ЗАРЯДКА — ЭТО ВЕСЕЛО

Личный пример родителей для ребенка убедительнее всяких аргументов, и лучший способ привить крохе любовь к физкультуре — заняться ею вместе с ним!

Малыши обладают удивительным качеством: они подсознательно запоминают слова и поступки взрослых, даже копируют выражение лица. Это можно с успехом использовать для развития у крохи вкуса к физической культуре. Предлагаемые упражнения не представляют для взрослого человека особой сложности. Если ваши движения поначалу будут не слишком изящны, не комплексуйте, и, поверьте, у вас все получится! А кроха, ежедневно видя перед собой энергичную и веселую маму, учится верить в себя и быть оптимистом, это уже немало! Очень важен эмоциональный фон занятий. Учтите,что у малыша свои критерии в оценке любого дела: понравилось или не понравилось, было весело или скучно, получалось или нет. /Для него важна и ваша оценка.Если мама сказала: «Молодец, у тебя все получится», — значит, так оно и есть!

• В непринужденной обстановке любое дело — в удовольствие. Поэтому больше улыбайтесь и шутите.

• Хорошая музыка создает настроение и задает ритм движений.

• Важно, чтобы каждое движение кроха выполнял с удовольствием и без лишнего напряжения.

• Чаще хвалите вашего маленького спортсмена за успехи.

• Старайтесь время от времени делать паузы, переключая внимание крохи на другие занятия.

1. Начните с простых приседаний. Старайтесь делать их одновременно, взявшись за руки.А затем представьте себя танцорами: приседая, выставляйте ногу вперед с упором на пятку. Это

не так легко! Зато у вас улучшаются координация движений и осанка, укрепляются мышцы брюшного пресса.

2. Сидя на мягкой подстилке, малыш сгибает ноги и обхватывает их руками. Затем перекатывается на спину и возвращается в исходное положение. Так ребенок учится группироваться и мягко приземляться. А мама подстрахует его, держа за затылок.

3. Так здорово покачаться, держась за мамины руки. А тем временем кроха улучшает свою осанку, вырабатывает чувство равновесия, укрепляет мышцы спины и ног. Чтобы избежать травм при случайном падении, имеет смысл постелить на пол коврик.

4. Приятно, если удается запустить бумажный самолетик дальше, чем мама! Выполняя эти незамысловатые движения, кроха разрабатывает плечевой пояс и улучшает координацию движений. Мамина задача при этом — следить, чтобы малыш правильно делал замах, а не бросал самолет перед собой.

5. Мама и малыш сидят друг напротив друга, широко расставив ноги, и катают мяч. Освоив этот вариант,можно перейти к более сложному: у каждого — по мячу, и вы катаете, их друг другу, стараясь, чтобы мячи не сталкивались. Следите за тем, чтобы малыш держал ножки прямыми. Ведь поглощенный игрой, он и не догадывается, что выполняет упражнение на растяжку!

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №17 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников

Консультация:

«Профилактика плоскостопия»

Составитель:

Стахеева О. А.

Воспитатель

1 младшей группы

г. Красноуфимск

2013 год

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ

Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение. Эта работа обязательно должна проводиться родителями дома.

Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стоп. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5 — 2 см.

Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и каблука обуви.

Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функ-циональные возможности.

Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх.

Главное назначение корректирующих упражнений — активное пронирование стопы (положение стопы на наружном крае, укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх.

Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы,

Упражнения для коррекции стопы

1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.

2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 минут.

3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.

4. Ходьба по палке.

5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.

6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2-4 минут.

7. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.

8. Медленные приседания на мяче с опорой на стул, или балансируя разведенными в сторону руками.

9. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.

10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков

или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в

течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и

другой ногой).

Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы.

Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольном учреждении.

Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по грунту, а закаленным -вплоть до бега по снегу; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №17 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников

Консультация:

«Закаливание детского организма»

Составитель:

Стахеева О. А.

Воспитатель

1 младшей группы

г. Красноуфимск

2013 год

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА

А вот что рекомендуют специалисты по части закаливания детей.

Пусть всегда будет солнце!Родители должны знать назубок: солнечный свет совершенно необходим для нормального развития ребенка. Возникающие при его недостатке нарушения естественного образования витамина Д в коже, расстройства фосфорно-кальциевого обмена приводят к заболеванию рахитом, ослаблению всего организма. Вместе с тем избыток солнечных лучей также неблагоприятно отражается на детском организме. Следовательно, рекомендации о разумном использовании облучений должны особенно тщательно выполняться по отношению к детям.

Ни в коем случае не допускайте слишком длительного пребывания детей под палящими лучами солнца. Во время прогулок и при солнечных ваннах голова ребенка должна быть всегда прикрыта легким светлым головным убором.

Детей, не достигших 1 года, нельзя подвергать облучению прямыми солнечными лучами. В этом возрасте гораздо полезнее закаливание рассеянным солнечным светом. Детям постарше после облучения рассеянным светом можно разрешить пребывание под прямыми лучами солнца.

Закаливание солнцем лучше всего проводить во время прогулок или спокойной игры детей в утренние часы. Следите за тем, чтобы ребенок не «обгорел». Первое время солнечные ванны малышу удобнее принимать в легкой одежде — белой панаме, светлой рубашке и трусах. Через 3-4 дня вместо рубашки наденьте майку, еще через несколько дней он может принимать процедуры голышом. Длительность первых сеансов 1-4 минуты (по 1 минуте на спине, животе, правом и левом боку). Затем каждые 2-3 дня прибавляйте по 1 минуте на каждую сторону тела. Таким образом, длительность солнечных ванн доводится для 3-4-летних детей до 12-15 минут, 5-6-летних — до 20-25 минут и для 5-7-летних — до 20-30 минут.

После солнечной ванны желательно сделать обливание или другую водную процедуру. Детям, как правило, достаточно принимать солнечную ванну 1 раз в день.И еще один узелок на память мамам и папам: во время закаливания солнцем постоянно следите за поведением ребенка. При появлении сердцебиения, головной боли, вялости закаливание прекратите и обратитесь за советом к врачу. Если же причин для беспокойства нет, постарайтесь использовать любую возможность для облучения ребенка солнечным светом.

В осенне-зимний период для профилактики «светового голодания» у детей полезно использовать облучение от искусственных источников ультрафиолетовой радиации под наблюдением медицинского персонала.

А как закалять детей водой? Купание в открытых водоемах — самый лучший способ закаливания в летнюю пору. Начинать могут дети с 2-3-летнего возраста, но только после предварительного закаливания воздухом и водой.

Температура воды должна быть не менее 22-23 °С, воздуха 24-25 °С. Время пребывания в воде на первых порах составляет 3 минуты, а затем изо дня в день увеличивается до 6-8 минут.

Купаться достаточно один раз в день.Лучшее время для этого: в средней полосе — от 11 до 12 часов, на юге — от 9 до 11 часов. Когда дети приобретут определенную закалку, купаться можно и при несколько меньшей температуре воздуха, но не ниже 18°С

Постарайтесь побыстрее обучить своего ребенка азбуке плавания. Во избежание несчастных случаев, тщательно выбирайте место для купания. Самое подходящее — с чистым песчаным дном, пологим спуском, со спокойным течением воды.

Внимательно следите за поведением ребенка в воде. После купания его необходимо насухо обтереть, быстро одеть, поиграть с ним, чтобы он в движении согрелся, а потом следует отдохнуть в тени.

Не забывайте о том, что детям с ослабленным здоровьем или недавно перенесшим какое-либо заболевание купаться можно только с разрешения врача.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ

Физкультурно-оздоровительную деятельность с детьми третьего года жизни важно организовывать на положительном эмоциональном фоне.

Прежде всего необходимо:

1.Создавать эмоциональный комфорт: доброе отношение, ласковый тон.

2. Стимулировать желание заниматься двигательной деятельностью, обеспечивать достаточную страховку.

3.В условиях семьи рекомендуется использовать следующие физкультурно-оздоровительные элементы:

• утреннюю гимнастику;

• хороводные игры-забавы;

• подвижные игры;

• спортивно-развлекательные игровые комплексы;

• гимнастику для глаз;

• элементы самомассажа;

• закаливающие процедуры (с учетом здоровья детей);

• ароматерапию, фитотерапию, фитонцидотерапию, витаминотерапию, аэроионотерапию (по назначению врача).

Антистрессовый массаж

1.Массаж пальцев рук:

а) нажимаем на фалангу пальцев, сверху — снизу, справа —

слева;

б) массируем каждый палец круговыми движениями и движениями сверху вниз.

2. Массаж запястья круговыми движениями.

3. Массаж рук. Упражнения «моем руки», растирание ладоней и «погреем щеки».

4. Массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба поглаживаем лоб, щеки, шею и сбросить.

5. Массаж плеч. Пощипывание плеч от шеи вниз.

6. Массаж затылка. Указательными пальцами массируем снизу вверх и сбросить.

7. Массаж шеи. Двумя руками массируем шею от позвоночника снизу вверх и сбросить.

8. Массаж головы. Над ушами к верхней чакре, ото лба к верхней чакре.

9. Массаж ушей. Пощипывание уха сверху вниз и сбросить.

10. Массаж ушных раковин, наушники.

Интеллектуальный массаж

1. Оттянуть уши вперед — назад, счет до десяти, начинать с открытыми глазами, затем с закрытыми.

2. Массаж щек круговыми движениями пальцев.

3. Массаж лба и подбородка круговыми движениями, как бы рисуем круги.

4. Массаж век. Ножницами складываем пальцы и массируем верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

5. Массаж носа. Подушечками указательных пальцев нажимаем от переносицы до крыльев носа.

6. Движение челюстью слева направо и наоборот.

Релаксация

Лежа на спине. Руки вдоль туловища, ладонями вниз или вверх, немного согнуты в локтях. Закройте глаза, проследите, чтобы зубы не были стиснуты, а губы сжаты. Лежите спокойно, но постепенно погружаясь в дремоту, как в теплую ванну. Посторонние мысли уходят. Ничто не отвлекает вас, не беспокоит. Приятный теплый ветерок овевает тело, расслабляет мышцы.

Расслабляются мышцы губ, уголки рта слегка опускаются.

Расслабляются мышцы щек. Веки плотно смыкаются. Они стали тяжелыми-тяжелыми. Мышцы лица расслаблены. Вы не ощущаете их.

Расслабляются мышцы ног. С каждым выдохом волна покоя усиливается. Вы не чувствуете ног. Вы отдыхаете.

Расслабляются мышцы спины. Спина как бы соединяется с поверхностью, на которой вы лежите. Вы чувствуете легкость во всем теле.

Сердце бьется спокойно, ритмично. Дыхание легкое, свободное. Вы совершенно спокойны. Полный покой овладевает вами. Вы отдыхаете. Восстанавливаются ваши силы, каждая клеточка вашего организма наливается здоровьем.

Формирование детского позвоночника при нормальном развитии

особенности анатомического строения и функции детского позвоночника

Позвоночник является сложным в анатомо-функциональном отношении отделом опорно-двигательного аппарата человека. Полноценное осуществление многообразных функций (опорной, двигательной, защитной для спинного мозга) обеспечивается выработавшимся в процессе филогенеза определенным строением позвонков, межпозвоночных дисков и связочного аппарата. Отклонения в строении этих компонентов позвоночного столба сопровождаются выраженными в большей или меньшей степени изменениями функциональных возможностей последнего и снижением порога сопротивляемости воздействию различных повреждающих факторов.

Формирование позвоночника в онтогенезе занимает значительный временной промежуток, заканчиваясь только к 20-22 — летнему возрасту, в силу чего позвоночник ребенка по ряду анатомических и функциональных показателей существенно отличается от позвоночника взрослого человека. Эти отличия обусловливают ряд особенностей патогенеза, клинических проявлений и течения повреждений и заболеваний позвоночника у детей, а также требуют учета при проведении дифференциального диагноза между нормой и патологией.

Основной возрастной особенностью анатомии костной части позвоночного столба является продолжающийся до 15-16 лет процесс оссификации хрящевых элементов позвонков. К моменту рождения ребенка костная ткань сформирована только в центральной части тел позвонков, высота которой составляет немногим более половины вертикального их размера. Задние отделы позвонков оссифицированы в большей степени, хрящевая ткань сохраняется в центральной части дуг (на месте расположения основания остистого отростка), в месте соединения дуг с телом позвонка и у верхушек суставных и поперечных отростков. Хрящевой тканью образован и зуб Сн.

Структура оссифицированной части позвонков недифференцированная, мелкоячеистая. Силовые линии, представляющие собой скопления сближенных, одинаково ориентированных, более мощных костных пластинок, отсутствуют. Силовые линии формируются по направлениям сжатий и растяжений, испытываемых тем или иным участком кости под влиянием статических и динамических нагрузок и натяжения сухожилий мышц в местах их прикреплений, увеличивая прочность наиболее нагружаемых участков кости. Недифференцированная костная структура, характерная для тел и дуг позвонков детей первых лет жизни, обладает меньшей механической сопротивляемостью.

Оссификация хрящевых моделей тел позвонков завершается только к 8-летнему возрасту. Темпы протекания этого процесса убывают в краниальном и каудальном направлениях от III грудного позвонка. Иными словами, раньше всего заканчивается оссификация тел позвонков верхнегрудного отдела, несколько позже — среднегрудного и шейного, затем нижнегрудного, и последними полностью оссифицируются хрящевые модели тел поясничных и крестцовых позвонков. Различаются между собой и темпы оссификации различных отделов тела одного и того же позвонка — в грудном отделе позвоночника оссификация передних отделов тел позвонков, располагающихся в области вершины физиологического кифоза, несколько отстает по времени от оссификации задних их отделов, в поясничном отделе наблюдаются обратные соотношения, т. е. более медленными темпами оссифицируются задние отделы тел позвонков. Различие в темпах оссификации передних и задних отделов тел грудных и поясничных позвонков наблюдается от времени полного оформления физиологической кривизны позвоночника до завершения третьей фазы оссификации хрящевого лимбуса.

Промежуток между правой и левой половинками дуг позвонков выполняется костной тканью к 3-летнему возрасту, между дугами и телами — к 4-6 годам. Исключение из этого правила представляют II шейный позвонок, окостенение дужки которого заканчивается только к 4-6-летнему возрасту (Fiedlihg J., 1981), а также нижепоясничные и крестцовые позвонки, где хрящевая ткань в области расположения основания остистого отростка может сохраняться в норме до 11-12 лет. Последней стадией энхондрального формирования костных компонентов позвоночного столба является оссификация апофизов тел позвонков, начинающаяся в 8-9-летнем возрасте и продолжающаяся до 15-16 лет.

К числу отличительных особенностей анатомического строения позвонков у детей относится также варьирующее в широких возрастных пределах сохранение в их телах центральных питающих артерий, расположенных в отчетливо выраженных каналах, которые начинаются от вентральной поверхности и продолжаются иногда до задней трети сагиттального размера тел позвонков. По мере роста ребенка каналы постепенно облитерируются от центра к периферии.

Возрастной особенностью, характерной только для одного шейного отдела позвоночника, является более горизонтальное, чем у взрослых людей, расположение суставных отростков пяти нижних шейных позвонков. Это создает, по мнению J. Fiedling (1981), условия для более легкого, чем у взрослых, возникновения нарушений анатомических соотношений в межпозвоночных суставах.

Основная отличительная особенность межпозвоночных дисков в период формирования организма заключается в значительно большем по сравнению со взрослыми содержании воды в составе желатинозного ядра. По данным G. Jensen (1980), содержание воды в межпозвоночных дисках детей первого года жизни достигает 85-90 %, а к периоду окончания роста позвоночника оно равняется всего 55-70 %. Данная особенность химического состава желатинозного ядра обусловливает и особенности анатомо-функционального состояния дисков, а именно: более высокую, чем у взрослых, эластичность и одновременно с этим — менее совершенную стабилизирующую функцию. J. Fielding (1981) при исследовании развития шейного отдела позвоночника обнаружил при движениях головы наличие у детей в норме смещений по ширине I позвонка относительно II и тела II по отношению к телу III на величину до 4 мм при сгибании и 2 мм при разгибании.

Отличается по своему химическому составу и функциональному состоянию и связочный аппарат позвоночника у детей, являющийся одновременно и более эластичным, и более растяжимым, чем у взрослых людей. Повышенная эластичность межпозвоночных дисков в сочетании с повышенной эластичностью связочного аппарата обусловливает повышенную подвижность позвоночника ребенка. По нашим данным (Садофьева В. П., 1971), объем подвижности грудного и поясничного отделов в любой из трех плоскостей (фронтальной, сагиттальной и горизонтальной) у детей в возрасте до 8-9 лет превышает объем подвижности этих же отделов позвоночника у взрослого человека на 10° ± 1,1°, т. е. приблизительно на 25 %. Вместе с тем слабая стабилизирующая функция межпозвоночных дисков, сочетающаяся с повышенной растяжимостью связочного аппарата, создает предпосылки для возникновения нестабильности сегментов позвоночника.

Перечисленные выше анатомо-функциональные отличия позвоночника у детей определяют особенности и его рентгено-анатомии, без учета которых невозможны разграничение нормы и патологии и уточнение характера заболевания.

У взрослого человека анатомические параметры позвоночника характеризуются следующими особенностями. Срединная ось позвоночника на переднезадних рентгенограммах прямолинейна, на боковых — отчетливо выявляются три физиологических изгиба (относительно небольшой лордоз шейного отдела, выраженный кифоз грудного и выраженный лордоз поясничного отдела). Тела грудных и поясничных позвонков в обеих стандартных проекциях имеют прямоугольную форму с незначительной вогнутостью всех их контуров. Исключение из этого правила представляет только тело V поясничного позвонка, имеющее на боковой ретгенограмме клиновидную форму с направленным кпереди основанием. Тела шейных позвонков, исключая I и II, на задних рентгенограммах имеют по два обращенных краниально небольших выступа у правого и левого краев, на боковых рентгенограммах — отчетливо выраженный выступ, обращенный каудально. Задние отделы позвонков представляют собой единое целое, контур дуг на боковых рентгенограммах переходит в задний контур тела без какого- либо диастаза. Боковые контуры суставных отростков и концы поперечных выпуклые, в поясничном отделе на верхних суставных отростках нередко выявляется изображение processus mamillaris.

Архитектоника костной структуры тел позвонков характеризуется наличием двух систем силовых линий (вертикальных, занимающих весь поперечник тела позвонка, и горизонтальных, располагающихся только у краниальной и каудальной поверхностей). В структуре дуг также выявляются две системы силовых линий («аркад»), вершинами обращенных друг к другу и повторяющих очертания верхней и нижней позвоночных вырезок.

Межпозвоночное пространство напоминает по форме двояковыпуклую линзу с одинаковой высотой парных краевых отделов (правого и левого или переднего и заднего). Дисковый коэффициент, т. е. отношение высоты диска к высоте тела вышележащего позвонка, равен в верхнегрудном отделе позвоночника 1/7 — 1/6, в среднегрудном — 1/5 — 1/6, в нижнегрудном — 1/5 -1/4 и в поясничном отделе позвоночника — приблизительно 1/3.

Все линейные размеры позвонков и межпозвоночных дисков равномерно (на одну и ту же величину) нарастают в каудальном направлении, начиная от III грудного позвонка, соответственно посегментному увеличению массы тела (Рохлин Д. Г., Финкельштейн М. А., 1956). Величина этого нарастания индивидуальна и колеблется в пределах от 1 до 2 мм.

По данным литературы и результатам наших исследований, в процессе изменения нормальной рентгеноанатомической картины позвоночника детей могут быть выделены следующие четыре этапа.

Возраст до 2,5 лет. Физиологические изгибы позвоночника на рентгенограммах, произведенных в боковой проекции, практически не выражены. Тела грудных и поясничных позвонков имеют нерезко выраженную бочкообразную форму вследствие выпуклости краниальных и каудальных поверхностей. Верхняя поверхность тел шейных позвонков наклонена книзу и кпереди, вследствие чего они на боковых рентгенограммах имеют умеренно выраженную клиновидную форму. В центральных отделах тел большинства грудных позвонков прослеживаются каналы центральных питающих артерий, отображающихся на боковой рентгенограмме в виде узкой горизонтальной полоски просветления, отграниченной четкими замыкающими пластинками; на рентгенограмме, произведенной в переднезадней проекции, — в виде аналогичной полоски или, чаще, округлого просветления диаметром около 1 мм в центре тела позвонка.

Межпозвоночные пространства имеют форму двояковогнутой (а не двояковыпуклой, как у взрослых) линзы. Высота их составляет в грудном отделе позвоночника примерно 1/3 от высоты тел позвонков, а в поясничном — немногим более половины. Это объясняется двумя причинами: во-первых, большей, чем в более старшем возрасте, высотой самого межпозвоночного диска; во-вторых, приплюсовыванием к диску неокостеневших и потому невидимых в рентгеновском изображении частей тел выше- и нижележащих позвонков. Межпозвоночные пространства выявляются и между всеми крестцовыми позвонками, высота их относительно невелика и составляет примерно 1/5 высоты тел соответствующих позвонков.

Дуги позвонков на переднезадних рентгенограммах состоят из двух половинок, разделенных полоской просветления шириной 1 — 1,5 мм на уровне расположения основания остистого отростка, тень которого не выявляется. На боковых рентгенограммах видна полоска просветления между задней поверхностью тел позвонков и изображением дуг, ширина которой также равна примерно 1,5 мм. Атлант (I шейный позвонок) представлен пятью отдельными частями (двумя половинками передней и задней дуг и точкой оссификации переднего бугорка). Зуб Сн короткий и не достигает верхним концом краниального контура передней дуги атланта, верхушка его имеет V-образную форму. Основание зуба либо непосредственно переходит в тело II шейного позвонка, либо отделено от последнего узкой полоской просветления. Оба варианта ренгеноанатомической картины, отображающие нормальные варианты формирования зуба (либо за счет самостоятельного ядра оссификации, либо за счет тела Сн), встречаются, по данным J. Fielding (1981), в равном числе случаев. Наружные контуры суставных отростков грудных и поясничных позвонков не имеют выпуклостей, концы поперечных отростков как бы обрублены.

Костная структура позвонков равномерно мелкоячеистая без признаков так называемых силовых линий. Нарастание в каудальном направлении линейных размеров позвонков и межпозвоночных дисков практически не выражено. Так, например, разница высот тел двух смежных позвонков равняется, по нашим данным, всего 0,2-0,3 мм.

Анатомическое строение позвоночника детей от 2,5 до 4 лет

На рентгенограммах, произведенных в боковой проекции, намечаются физиологические изгибы позвоночника с преобладанием выраженности грудного кифоза. Тела позвонков сохраняют бочкообразную форму, наличие каналов центральных питающих артерий является менее типичным явлением

Дуги шейных и грудных позвонков на задних рентгенограммах непрерывны, и наличие диастаза между их половинками может рассматриваться как признак отставания в развитии костных компонентов позвоночного столба или нарушения целости дуг вследствие деструкции или перелома. В поясничном и крестцовом отделах позвоночника физиологическая spina bifida posterior сохраняется. На рентгенограммах, произведенных в боковой проекции, так же как и у детей предыдущей возрастной группы, прослеживается полоска просветления между задними контурами тел позвонков и изображениями дуг. В углублении верхнего контура зуба II шейного позвонка прослеживается ядро оссификации верхушки. Основание зуба по-прежнему отделено от тела Сн.

В структуре тел позвонков выявляются нежные вертикальные силовые линии, в структуре дуг — зачатки «аркад».

Величина межпозвоночных пространств велика, значения дискового коэффициента аналогичны таковым у детей предыдущей возрастной группы. Точно также практически не выражено и нарастание линейных размеров позвонков и межпозвоночных дисков в каудальном направлении.

Анатомическое строение позвоночника детей от 4 до 6 лет

Физиологические изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости выражены достаточно отчетливо. Тела позвонков имеют почти прямоугольную форму с незначительной выпуклостью краниального и каудального контуров. Каналы центральных питающих артерий прослеживаются в единичных позвонках, в основном среднегрудного отдела позвоночника. На протяжении данного возрастного периода все более суживаются полоски просветления между изображениями дуг и тел позвонков на боковых рентгенограммах и к 6-летнему возрасту исчезают полностью. Исчезает полоса просветления и между основанием зуба и телом II шейного позвонка. Полностью оформляется и верхушка зуба. Физиологическая spina bifida posterior выявляется только в нижнепоясничных и крестцовых позвонках. Формирование архитектоники костной структуры тел и дуг позвонков заканчивается к 5-летнему возрасту, и в последующем отсутствие выраженных силовых линий может рассматриваться уже как признак нарушения функций костной ткани. Остальные рентгеноанатомические показатели идентичны описанным у детей предыдущей возрастной группы.

Анатомическое строение позвоночника детей от 7 до 11 лет

Тела позвонков на переднезадних рентгенограммах имеют практически прямоугольную форму. Верхний их контур у детей 7-8 лет, как правило, имеет волнистые очертания, характерные для зон роста любой кости в период, предшествующий появлению ядер оссификации, в данном случае для апофизов тел позвонков. Первые точки окостенения появляются в возрасте 8-9 лет симметрично у правого и левого бокового контура. На рентгенограммах, произведенных в боковой проекции, может наблюдаться клиновидность тел позвонков, расположенных в области вершин физиологического кифоза грудного отдела позвоночника и физиологического лордоза поясничного отдела. Основание клина в первом случае обращено кзади, во втором — кпереди. Упомянутая физиологическая клиновидность тел позвонков отличается от патологической, возникающей, например, вследствие компрессионного перелома, незначительной выраженностью, совпадением с вершиной физиологического изгиба, а главным образом — плавностью убывания к вершине изгиба и последующей нормализацией высоты переднего (в грудном отделе) или заднего (в поясничном отделе) контуров тел позвонков. Уменьшение высоты одного из отделов тела позвонка при компрессионном переломе или деструкции носит скачкообразный характер.

Задние отделы позвонков на рентгенограммах непрерывны, разъединенность правой и левой половин дуг может сохраняться в норме только в V поясничном и I крестцовом позвонках. Крестцовые позвонки все еще разъединены, однако величина диастаза между телами не превышает 1,5 мм. Величина последовательного увеличения линейных размеров позвонков и межпозвоночных дисков выражена относительно отчетливо и равняется в среднем 0,5 мм. Величина дискового коэффициента в верхне- и среднегрудном отделах позвоночника снижается до 1/4, но остается равной 1/3 в нижнегрудном и 1/2 — в поясничном. Каналы центральных питающих артерий в телах позвонков относятся к числу редких рентгенологических находок.

Анатомическое строение позвоночника детей от 12 до 15 лет

Тела позвонков в обеих плоскостях (фронтальной и сагиттальной) имеют форму прямоугольника с незначительной вогнутостью всех их поверхностей и отличаются от рентгеновского изображения позвонков взрослых людей только отображением процесса синостозирования их апофизов. Первой стадией синостозирования (IV стадия процесса оссификации апофизов), наблюдающейся в норме в возрасте 13 лет, является заполнение промежутка между тенью оссифицированного апофиза и контуром тела позвонка в центральной части передней поверхности последнего. Затем синостоз сравнительно быстро распространяется к периферии, и к концу данного возрастного периода на задних рентгенограммах выявляются только узкие клиновидной формы участки просветления между тенью апофиза и боковыми отделами верхней и нижней поверхности тел позвонков.

Слияние правой и левой половинок дуг V поясничного и I крестцового позвонков, а также крестцовых позвонков между собой заканчивается в норме к 12 годам. Сохранение сегментации крестца, так же как рентгенологической разъединенности половинок дуг позвонков любого отдела позвоночника после этого срока, является основанием для заключения о нарушении развития. На рентгенограммах детей 11 — 13 лет могут прослеживаться точки окостенения внесуставной части суставных отростков, расположенные у их верхушек. Величина дискового коэффициента и посегментного увеличения линейных размеров позвонков и межпозвоночных дисков, начиная с 13-летнего возраста, соответствует таковым у взрослых людей.

Отклонения от нормального формирования позвоночного столба весьма разнообразны и в целом встречаются относительно часто. В зависимости от степени выраженности и тяжести вызываемых ими нарушений функций позвоночника и других отделов опорно-двигательного аппарата эти отклонения принято делить на варианты развития (если они не сопровождаются достоверными функциональными нарушениями), аномалии развития и уродства. Наиболее распространенными видами вариантов развития позвоночника являются избыточная выраженность processus mamillaris и processus accessorius поперечных и суставных отростков поясничных позвонков и spina bifida posterior occulta. По данным ряда авторов, а также результатам наших собственных исследований, указанные варианты с равной частотой встречаются как при деформациях позвоночника и проявлениях миелодисплазии, так и у практически здоровых людей.

Аномалии развития компонентов позвоночного столба более разнообразны и в зависимости от области максимального их проявления могут быть подразделены на аномалии развития тел позвонков, задних их отделов, межпозвонковых дисков и аномалии численности позвонков.

Формирование правильной осанки у детей в значительной степени зависит от окружающей среды. В обязанности родителей, а также сотрудников дошкольных и школьных учреждений входит следить за правильным положением детей при стоянии, сидении и ходьбе, а также использовать упражнения, развивающие, главным образом, мышцы спины, ног и живота. Это нужно для того, чтобы у ребёнка развивался естественный мышечный корсет.

О позвоночнике и его изменениях

Позвоночник (позвоночный столб) является основной частью осевого скелета человека и состоит из 33–34 позвонков, которые соединены между собой хрящами, связками и суставами.

В утробе матери детский позвоночник выглядит как равномерная дуга. При появлении ребёнка на свет, его позвоночник выпрямляется и приобретает вид практически прямой линии. Именно с момента рождения начинает формироваться осанка. При наличии навыка удерживания головы в поднятом состоянии, в шейном отделе позвоночника малыша постепенно возникает изгиб вперёд, так называемый, шейный лордоз. Если пришло время, когда ребёнок уже умеет сидеть, в грудном отделе его позвоночника также формируется изгиб, только обращённый назад (кифоз). А если ребёнок начинает ходить, в поясничном отделе со временем образуется изгиб с выпуклостью, которая обращена вперёд. Это поясничный лордоз. Именно поэтому важно следить за дальнейшим правильным формированием детской осанки.

Об осанке и её нарушениях

Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.

Осанка считается правильной, если непринуждённо стоящий человек, находясь в привычной для него позе, не делает лишних активных напряжений и держит голову и корпус прямо. Кроме этого, он имеет лёгкую походку, слегка опущенные и отведённые назад плечи, направленную вперёд грудь, подтянутый живот и ноги, разогнутые в коленях.

При неправильной осанке человек не умеет правильно держать своё тело, поэтому, как правило, сутулится, стоит и передвигается на полусогнутых ногах, опустив плечи и голову, а также выставив вперёд живот. При такой осанке нарушается нормальное функционирование внутренних органов.

Различные нарушения осанки, будь то сутулость, лордоз, кифоз или сколиоз (боковое искривление позвоночника) – довольно часто встречаются у детей дошкольного и школьного возрастов. В основном, это дети либо физически ослабленные, либо страдающие какой-либо хронической болезнью, либо уже переболевшие тяжёлыми заболеваниями в раннем детстве.

Профилактика нарушений осанки

Профилактика любых нарушений, связанных с осанкой, должна быть комплексной и основываться на представленных ниже принципах.

  1. Правильное питание.

Непрерывно развивающийся организм ребёнка на протяжении всего роста нуждается в полезных питательных веществах. Питание должно быть полноценным и разнообразным, так как от этого зависит, насколько правильным будет развитие мышц и костей.

  1. Двигательная активность.

Очень важны для здоровья детской осанки занятия физическими упражнениями, различными видами спорта (в особенности, ходьба на лыжах и плавание), гимнастикой, а также туризм, активные игры на свежем воздухе и др. Следует учитывать, что при физическом развитии не следует заставлять ребёнка совершать резких и быстрых нагрузок.

  1. Правильный режим дня.

Во избежание проблем с осанкой необходимо не только организовать правильный режим дня (время прогулок, сна, бодрствования, питания и др.), но и строго соблюдать его, не делая никаких исключений, например, по выходным.

  1. Удобная детская комната.

4.1. Комната должна иметь качественное освещение. Дополнительной настольной лампой должен быть оборудован детский письменный стол.

4.2. Высота стола должна соответствовать росту ребёнка. Существуют также особые парты, которые предназначены для коррекции осанки школьника.

4.3. Стул должен повторять изгибы тела. Правда, вместо такого ортопедического стула можно подкладывать за спину на уровне поясничного отдела тряпичный валик в дополнение обычному ровному стулу. Высота стула в идеале должна быть равна высоте голени. Используйте подставку для ног, если они не достают до пола.

4.4. Ребёнок должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку стула, а голова слегка наклонялась вперёд, а между телом и столом легко проходила ладонь ребром. При усаживании нельзя подгибать ноги под себя, так как это может привести к искривлению позвоночника и нарушению кровообращения.

4.5. В детской кровати должен быть ровный и твёрдый матрац. Благодаря такому матрацу масса тела ребёнка распределяется равномерно, а мышцы максимально расслабляются после вертикального положения туловища за весь день. Не допускайте того, чтобы ребёнок спал на мягкой поверхности. Это провоцирует формирование неправильных изгибов позвоночника во время сна. Кроме этого, мягкий матрац стимулирует согревание межпозвоночных дисков, в связи с которым нарушается терморегуляция. Что касается детской подушки, она должна быть плоской и располагаться исключительно под головой, а не под плечами.

  1. Грамотная коррекция обуви.

Правильный, точный и своевременный подбор детской обуви позволяет родителям избежать и даже устранить многие проблемы, такие как функциональное укорочение конечности, возникшее из-за нарушений осанки или компенсация дефектов стоп (косолапость и плоскостопие).

  1. Равномерное распределение нагрузок.

Известно, что чаще всего именно в школьном возрасте, когда у детей наблюдается стремительный рост костной и мышечной массы, они, к сожалению, приобретают искривление позвоночника. Происходит это по причине того, что в таком возрасте позвоночник ребёнка не приспособлен к большим нагрузкам. Родители должны стараться не перегружать ребёнка при ношении им ранца, рюкзака или портфеля. Помните, что по стандарту вес, который разрешено поднимать ребёнку, составляет 10% от общей массы тела.

Спинка у школьного ранца должна быть ровной и твёрдой, ширина его не должна быть больше ширины плеч. Также ранец не должен висеть ниже пояса, а ремни на нём должны быть мягкими и широкими, регулироваться по длине. Недопустимо в течение длительного времени ношение тяжёлых сумок на одном из плеч, что особенно актуально для девочек. В этом случае искривление позвоночника для них может стать неизбежной проблемой.

Что касается правильного переноса тяжестей, известно, что наклониться, взять тяжесть и поднять её – это огромная нагрузка на позвоночник и так делать нельзя. Правильным было бы сначала присесть с ровной спиной, затем взять, прижать к груди, подняться и отнести. И в качестве совета родителям: даже если вы сами не следуете этому правилу, научите ему вашего ребёнка.

Формирование правильной осанки

Стимулировать рост и развивать мышцы ребёнка можно смело начинать с момента его рождения. Так их рост и сила будут быстрее развиваться и преумножаться. Для грудных детей отличным помощником в этом является массаж (по назначению врача).

Малышу в возрасте 2-3 месяцев можно приступать делать упражнения на тренировку мышечных групп, отвечающих за удерживание тела в правильном положении. Для этого достаточным будет при помощи ладоней поднять ребёнка, переведя из положения «лёжа» в положение «вверх», после чего недолго подержать его на весу. В этой позиции мышцы и суставы малыша будут двигаться, тренируя при этом все мышечные группы.

После 1,5 лет в игровой форме с ребёнком можно начинать заниматься гимнастикой. Вместе вы можете «колоть дрова», «по-кошачьи» выгибать спину, «качать воду», ходить по нарисованной линии, словно по канату, кататься по полу, проходить полосу препятствий и т.п. Можно попросить ребёнка изобразить птичку: лечь на живот, «раскинуть крылья» (развести руки в стороны) и подержаться за щиколотки приподнятых ног.

Осанка ребёнка формируется до периода полового созревания. Всё это время необходимо следить за её формированием. Если у ребёнка уже возникло определённое нарушение, до наступления этого периода оно может быть исправлено. Ребёнок при этом должен регулярно посещать врача-ортопеда, находясь у него на диспансерном учёте и проходить все доступные виды лечения. Это может быть лечебная физкультура, плавание, массаж, физиотерапия, мануальная терапия, а также хирургическое лечение (по показаниям).

Полезные упражнения

Для формирования правильной осанки у детей, а также профилактики её нарушений в процессе занятий утренней гимнастикой, физической культурой и во время физкультминуток в домашних условиях и, главным образом, в дошкольных и школьных учреждениях можно использовать различные полезные упражнения. Ниже приведены примеры таких упражнений.

  • Ребёнок стоит на одной ноге или ходит по бревну.
  • Держа за спиной обруч, ребёнок делает наклоны в стороны.
  • Держа в руках гимнастическую палку, ребёнок приседает, стоя на носках.
  • Разведя руки в стороны, ребёнок делает наклоны назад.
  • Поставив ноги врозь и держа в руках гимнастическую палку, ребёнок, прогнувшись, делает наклоны вперёд.
  • Ребёнок поднимает ноги вверх, лёжа на спине.
  • Ребёнок ползает на четвереньках.
  • Ребёнок, сохраняя правильную осанку, ходит, удерживая какой-либо груз на голове.
  • Опущенными руками ребёнок держит гимнастическую палку за концы и поднимает руки вверх, заводя палку за спину, после чего чередует наклоны влево и вправо.
  • Используя турник или шведскую стенку, ребёнок, крепко обхватывая руками перекладину, сгибает ноги под прямым углом и находится в таком положении в течение нескольких секунд.
  • Находясь в положении «ноги вместе, руки опущены», ребёнок отводит правую ногу назад, а руки разводит в стороны и замирает, после чего повторяет упражнение с левой ноги.
  • Лёжа на спине, ребёнок при помощи ног «крутит педали велосипеда» или изображает «ножницы».
  • Лёжа на животе, ребёнок приподнимает согнутые в коленях ноги, обхватывает лодыжки руками и начинает покачиваться, как лодочка на волнах.
  • Стоя перед зеркалом, ребёнок, чередуя, сначала нарушает, а потом исправляет осанку.
  • Ребёнок прислоняется к стене пятью точками (затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки). Эти точки являются основными изгибами нашего тела наружу и в норме должны соприкасаться со стеной. После этого он выполняет различные движения, к примеру, приседания или разведение ног и рук в стороны, напрягая мышцы в среднем по 5 секунд.

Дорогие родители, напоминать и говорить ребёнку «Сядь прямо» или «Не сутулься» конечно, нужно, но этого всё же недостаточно. Начинайте беспокоиться о здоровье своих малышей ещё «с пелёнок» и обязательно найдите время для занятий с ними. Важным моментом в формировании правильной осанки ребёнка является личный пример. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, держите спину ровно и будьте здоровы!

Презентация «Упражнения для формирования правильной осанки» презентация к уроку по зож (1 класс) на тему

Слайд 1

Упражнения для формирования правильной осанки Гатауллина Луиза Хамзаевна Учитель физической культуры МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла» г.Ноябрьск

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ Осанка Плоскостопие Комплекс корригирующей гимнастики

Слайд 3

ОСАНКА Это привычное(правильное или неправильное) положение тела человека в покое и движении. Она является непостоянной, но трудно поддается изменению.

Слайд 4

ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА При правильной осанке позвоночник и столбы обладают наилучшими возможностями пружинить и смягчать толчки и сотрясения в таких движениях, как бег, прыжки, ходьба; улучшается самочувствие и настроение.

Слайд 5

КАК ПРОВЕРИТЬ ОСАНКУ Подойдите к стене встаньте к ней вплотную спиной в привычной для вас позе. Если в этом положении вы касаетесь стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками, то у вас правильная осанка.

Слайд 6

ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ НЕОБХОДИМО Сохраняйте правильную рабочую позу на уроках. При поднимании рук вверх или вперед не отклоняйте туловище назад. Контролируйте положение своего тела перед зеркалом.

Слайд 7

НЕПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА При неправильной осанке движения человека становятся неловкими; нарушается работа внутренних органов; возникают боли в суставах, мышцах, пояснице, стопах.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

ПЛОСКОСТОПИЕ Это уплощение сводов стопы; возникает чаще всего в следствие ослабления, переутомления или перегрузки мышц стопы и голени. При деформации стопы постепенно утрачивается рессорная функция и амортизационная роль свода, и внутренние органы подвергаются резким толчкам при ходьбе, беге, появляются боли, быстро наступаетутомляемость.

Слайд 11

ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ПЛОСКОСТОПИЯ Ходите на носках и пятках. Ходите на внутренней стороне стопы, на внешней стороне стопы.

Слайд 12

Приведение стоп внутрь Кружение стопами внутрь

Слайд 13

Колени и пятки соединены, правая стопа сильно разогнута; подвести едний отдел левой стопы под подошву правой, затем повторить упражнение, меняв ноги. Погладить внутренним краем и подошвенной поверхностью правой стапы левую голень, повторить, поменяв ноги.

Слайд 14

Сидя, катайте мяч(палочку) серединой стопы. Переносите предмет с одного места на другое, захватив его пальцами ног.

Слайд 15

На полу расстелите полотенце, захватывая его пальцами ног, двигайтесь вперед («гусеница»). Пальцами ног захватывать и приподнимать губку

Слайд 16

Пальцами ног подтягивать тонкий коврик Обеими стопами захватить и приподнять мяч (волейбольный или ивной)

Слайд 17

Ходьба по бревну боком Упражнения выполняются босиком, каждое по 8-12 раз. Ходьба по скошенной поверхности с опорой на наружный край стопы

Слайд 18

Ходите зажав мяч стопами. Сидя, перетягивайте пальцами ног скакалку(шнур) вправо и влево.

Слайд 19

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ 1. И.П. – о.с. Приподнимание на носки. Приподнимание пальцев стоп, перекаты. 2. И.П. – о.с. Полуприседания, приседания на носках. 3. И.П. – о.с. Перекаты на наружный край стопы. 4. Приседания, стоя на рейке шведской лестницы или гимнастической палке. 5. Различные виды ходьбы: простая, спортивная, на носках, на пятках, на наружном крае стопы. Упражнения выполняются 8-10 раз каждое.

Слайд 20

спасибо за внимание

Консультация для родителей «Правильная осанка у ребенка: советы родителям»

Консультация для родителей

«Правильная осанка у ребенка: советы родителям»

Разумная мама следит за осанкой ребенка с рождения. Однако, многие даже не задумываются над тем, что правильная и красивая осанка не дается с рождения, а формируется путем ежедневных совместных усилий родителей и ребенка.

Как бы нам не хотелось, но число юных пациентов с диагнозом сколиоз стремительно растёт. Как сформировать правильную осанку и что предпринять, чтобы предотвратить искривление позвоночника у ребенка?

Нарушению осанки способствует плоскостопие

Позвоночник очень тесно связан с кровеносной и нервной системой, и быстро реагирует на любое заболевание организма. Смещение одного из сегментов позвоночника приводит к появлению нарушений в соседних органах, расположенных рядом с сегментом. Например, из-за неудобной обуви одна нога может стать немного короче, чем другая, это в свою очередь станет причиной наклона таза в сторону. Чтобы это компенсировать и сохранить равновесие тела, позвоночник станет искривляться дугой в противоположную сторону, и как следствие, высота плеч станет разной. Именно такие, незначительные на первый взгляд, мелочи играют решающее значение в правильной осанке ребенка, а потом и взрослого.

Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение, снижаются окислительные процессы в организме, что ведет к усталости во время физической и умственной работы. Искривленный позвоночник может привести не только к близорукости и остеохондрозу, но и нормальному функционированию внутренних органов. Кроме физиологических последствий кривой спины не менее пагубные – психологические. В какой бы супер современной одежде ребенок не был одет, если он сутулый, то смотрится неудачником и мямлей. Психологи утверждают, что сутулого, с понурой головой ребенка воспринимают как неудачника. Это влияет на психику самого ребенка, который, в конце концов, сам начинает верить в то, что неудачник.

Нарушению осанки способствует плоскостопие. Чем раньше его обнаружить, тем легче исправить. Определить плоскостопие легко: подошву ученика смачивают слабым раствором марганцовки и делают оттиск на бумаге. Стопа бывает нормальная, плоская и полая. Для формирования правильной осанки большое значение имеют упражнения, укрепляющие мышцы стопы, которые предупреждают плоскостопие и помогают исправить его.

Правильная осанка не дается с рождения

О красивой осанке родители должны думать, когда малыш еще лежит в коляске. Для формирования у ребенка правильной осанки родителям необходимо:

До года регулярно делать младенцу общеукрепляющий массаж.

Не спешить ребенка усаживать, обкладывая подушками раньше времени.

Не начинать раньше времени учить ребенка ходить.

Не гулять часами в складной прогулочной коляске с провисшим дном.

Побуждать ребенка как можно больше ползать, чтобы укреплялись мышцы спины и шеи.

Приучить малыша спать, ровно расправив ножки, а не свернувшись калачиком.

Приобрести для сна ровный и жестский матрас, маленькую и низкую подушку.

Не разрешать ребенку читать лежа.

Особенно нужно обратить внимание родителям на осанку ребенка во время принятия пищи, работы над домашним заданием, сидя за компьютером. Читать и писать ребенок должен за столом, а не сидя в кресле или на диване. Непосредственная обязанность родителей – следить за тем, чтобы при любой работе за столом у ребенка ноги, спина и руки имели опору. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки сидящего. При этом высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Лучше всего подходит кресло, регулируемое по высоте, с высокой спинкой и подлокотниками.

Нарушения осанки возникают из-за недостатка движения. Прогулки, занятия туризмом, танцами и плаванием будут очень полезны.

Для правильной осанки вредно:

Ездить на самокате, кататься на велосипеде, низко пригнувшись к рулю.

Заниматься в младшем школьном возрасте видами спорта, которые делают позвоночник чрезмерно гибким и подвижным (теннис, фехтование, бадминтон, бокс, художественная и спортивная гимнастика, борьба), что в дальнейшем может плохо сказаться на осанке.

Держать груз на вытянутых руках, а также поднимать тяжести, не используя силу ног.

Носить сумку с учебниками через плечо вместо ранца. Ранец или рюкзак с жесткой (ортопедической) спинкой и широкими лямками ребенок должен носить примерно до класса 6-го-7-го. Рюкзак нужно подогнать по размеру, он не должен быть слишком тяжелым.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх