Помост

Вопросы веры

Допотопные времена значение

Допотопные времена

Допотопные времена

Портал Библия

Иудаизм • Христианство

Танах (Тора • Пророки • Писания)
Ветхий Завет • Новый Завет
Масора • Апокрифы
Второканонические книги
Самаритянское Пятикнижие

Библейская хронология
Кумранские рукописи
Рукописи Библии
Каирская гениза
Библейская археология
Исагогика
Библейская критика

Герменевтика • Экзегетика
Пешер • Мидраш • Пардес
Аллегоризм • Буквализм

Библейские персонажи

  • 1 Общая характеристика источников
    • 1.1 Авторитетные источники
  • 2 Библейские времена (хронология)
  • 3 От начала первого дня Сотворения мира до начала седьмого дня (до Адама)
  • 4 От сотворения человека (Адама) до Авраама
    • 4.1 Поколения от Адама до Авраама
    • 4.2 Разночтения и толкования
  • 5 Патриархи и пребывание в Египте
    • 5.1 Хронология легендарного периода
  • 6 Датирование Исхода
  • 7 Хронология истории древнего Израиля
  • 8 Поколения от Авраама до Давида
  • 9 Период царств
  • 10 Вавилонский плен и персидское господство
    • 10.1 Исторические гипотезы о событиях Пурима
  • 11 Датирование Сотворения мира (сотворения первого человека Адама)
    • 11.1 Другие датировки начала мира
  • 12 Хронология новозаветного периода
  • 13 Примечания и источники
  • 14 См. также

Общая характеристика источников

Авторитетные источники

Следует отметить, что в библейской хронологии существует значительное различие между версиями Священного Писания.

По Септуагинте строили хронологии всемирной истории Феофил Антиохийский и Климент Александрийский. Предпочтение Септуагинте в своих «Хрониках» также отдавали Юлий Африканский и Евсевий Кесарийский.

Согласно общим подсчётам в «Хронике Евсевия», от Адама до 15 года Тиберия прошло 5228 лет (то есть до рождения Христа — 5198 лет) по Септуагинте. При этом Евсевий отметил, что библейская хронология по версии Септуагинты на 1237 лет дольше еврейского текста (позднее положенного в основу Вульгаты), и на 935 лет дольше самаритянского (тем не менее редакция Септуагинты, использованная Евсевием, не вполне совпадает с современной — см. ниже).

Времена от Адама до потопа по версии Септуагинты на 586 лет дольше еврейского текста и Вульгаты, и на 935 лет дольше самаритянского.

Библейские времена (хронология)

По этой теме существует как минимум две точки зрения, христианская и традиционного иудаизма. По многим вопросам библейской хронологии до рождения Иисуса Христа эти точки сходятся, а после рождения Иисуса Христа расходятся.

Библейское повествование охватывает времена:

  • от начала сотворения мира до сотворения первого человека — Адама;
  • от Адама до Потопа;
  • от Потопа до рождения Иисуса;
    • от Потопа до Исхода из Египта
    • от Исхода из Египта до Завоевания Ханаана
    • Период Судей
    • Период Первого Храма
    • начало Периода Второго Храма
  • от рождения Иисуса Христа до второго пришествия Иисуса Христа
    • от рождения Иисуса до апостола Павла в христианстве, а также пророчества о будущем развитии мира вплоть до прихода Мессии в иудаизме.
  • второе пришествие Иисуса Христа, страшный суд, воскрешение мёртвых, восьмой день

От начала первого дня Сотворения мира до начала седьмого дня (до Адама)

Эти времена описаны в первой книге Библии — Бытие.

От сотворения человека (Адама) до Авраама

Поколения от Адама до Авраама

Тора и Вульгата Септуагинта
Год рождения
от Сотворения Адама
Год смерти
от Сотворения Адама
Возраст
к рож­де­нию сы­на
лет
жизни
лет
жизни
Возраст
к рож­де­нию сы­на
Год рождения
от Сотворения Адама
Эпоха творения (Быт. 5:1–32)
Адам 0 930 130 930 930 230 0
Сиф (Шет) 130 1042 105 912 912 205 230
Енос (Энош) 235 1140 90 905 905 190 435
Каинан (Кенан) 325 1235 70 910 910 170 625
Малелеил (Мехалалель) 395 1290 65 895 895 165 795
Иаред (Яред) 460 1422 162 962 962 162 960
Енох (Ханох) 622 987 65 365 365 165 1122
Мафусаил (Метушелах) 687 1656 187 969 969 167 1287
Ламех 874 1651 182 777 753 188 1454
Ной (Ноах) 1056 2006 500 950 950 500 1642
1656 Всемирный потоп 2242
Эпоха расселения (Быт. 11:10–26)
Сим (Шем) до 1558 2158 100 600 600 102 2142
Арфаксад (Арпахшад) 1658 2096 35 438 565 135 2244
Каинан 460 130 2379
Сала (Шелах) 1693 2126 30 433 460 130 2509
Евер (Эвер) 1723 2187 34 464 504 134 2639
Фалек (Пелег) 1757 1996 30 239 339 130 2773
Рагав (Реу) 1787 2026 32 239 339 132 2903
Серух (Серуг) 1819 2049 30 230 330 130 3035
Нахор 1849 1997 29 148 208 79 3155
Фарра (Терах) 1878 2083 70 205 275 70 3244
Авраам 1948 2123 100 175 175 100 3314

Разночтения и толкования

В датах Септуагинты, в отличие от еврейской Библии, существует явное противоречие в тексте: Мафусаил, по Септуагинте, прожил 802 года после рождения сына, то есть 14 лет «после потопа» (600 лет — возраст Ноя ко времени потопа, а 188 лет — возраст Ламеха ко времени рождения Ноя). На споры по этому поводу указывал ещё Аврелий Августин . Примечательно, что Иосиф Флавий, в целом следуя Септуагинте, приводит даты : 187 лет — возраст Мафусаила ко времени рождения Ламеха, 180 лет — Ламеха к рождению Ноя, в итоге от Адама до потопа получается 2256 лет, но ведь Мафусаил должен был умереть лишь в 2258 году (разница составляет 2 года). На расхождение в датировках обращалось внимание ещё в «Хронике Евсевия», которую поэтому автор начал только с рождения Авраама.

Кроме того, Евсевий, используя иную редакцию Септуагинты, не называет имя Каинана и указывает, что от потопа до рождения Авраама прошло 942 года, а не 1072. Иосиф Флавий , в целом следующий цифрам Септуагинты, тоже пропускает Каинана, но добавляет в сумме 41 год ко времени рождения сыновей у других патриархов.

Ещё в поздней античности было высказано мнение, что огромная продолжительность жизни патриархов на самом деле говорит о том, что 10 лет нужно считать за год ; также излагалось мнение, что их нужно считать в лунных месяцах . Однако такие огромные цифры (и даже большие) и представление о долгожительстве первых людей вполне типичны и для шумерских царских списков, и для других описаний мифических эпох (например, в Индии или Японии).

Патриархи и пребывание в Египте

Хронология легендарного периода

Событие Масоретская традиция Традиция Септуагинты
от Сотворения мира по Григорианскому календарю от Сотворения мира по Григорианскому календарю
Сотворение мира 0 -3760 0
Сотворение человека (Адама) 0 -3760 0
Всемирный потоп 1656 -2104 2242
Рождение Евера 1723 -2037 2639 (397 от Потопа)
Рождение Авраама 1948 -1812 3314 (1072 от Потопа)
Вавилонская башня 1996 -1764
«Союз рассечённых частей» (Бога с Авраамом) 2018 -1742
Переселение Авраама в Ханаан 2023 -1737 3389 (1147 от Потопа)
Рождение Исаака 2048 -1712
Жертвоприношение Исаака 2085 -1675
Рождение Иакова 2108 -1652
Переселение семьи Иакова в Египет 2238 -1522
Рождение Моисея 2368 -1392
Исход из Египта (Исх.12:40) 2453

Датирование Исхода

Неоднозначную проблему представляет толкование срока в «430 лет», которое евреи, согласно Исх.12:40, провели в Египте с момента прихода туда патриарха Иакова. Согласно самаритянскому тексту, этот срок относится к пребыванию «в стране Ханаан и в стране Египетской», то есть должен отсчитываться с переселения Авраама, а собственно в Египте они провели намного меньше. Такое толкование принято и в иудейской традиции (см. таблицу выше), и в христианской Гал.3:17. Однако текст Быт.15:13 говорит о «400 годах угнетения». Например, Феофил Антиохийский считал, что от переселения Иакова до Исхода прошло 430 лет .

Согласно еврейскому тексту 3Цар.6:1, Исход из Египта случился за 480 лет до закладки Храма Соломона в Иерусалиме (в тексте Септуагинты здесь указаны 440 лет). Обратив внимание на это противоречие, Евсевий указывает и на другое: что только время правления судей вплоть до Илия дают 450 лет (причём этот срок указан в речи апостола Павла в Деян.13:20), кроме того, 40 лет скитаний по пустыне, 27 лет Иисуса Навина, 40 лет Саула, 40 лет Давида и 4 года Соломона дают 601 год в сумме от Исхода до начала строительства Храма. Произведя сравнительный анализ, он предлагает устранить из общего подсчёта срок в 120 лет как указанный для правления чужеземцев в книге Судей, и принимает в итоге за истинный срок в 480 лет.

Таким образом, Евсевий принимает 2242 + 942 + 505 + 480 = 4169 лет от Адама до начала строительства храма (а его он относит к 1032 году до н. э.). Однако ряд последующих византийских хроник принимали более длинный срок, и в дополнение к времени жизни Каинана одно это давало их цифрам дополнительные 250 лет по сравнению с «Хроникой Евсевия».

Сейчас общепринято относить начало строительство этого Храма к 960-970 гг. до н. э., что дает около 1445 г. до н. э. как дату исторического Исхода. Эта дата, однако, является противоречивой внутри самого религиозного летоисчисления, поскольку воцарению Соломона предшествовала как эпоха Судей, так и царствование его отца — царя Давида. Даже только эти два периода в совокупности лет превосходят упомянутые 480, даже не принимая в расчёт ни годы странствий евреев по пустыне (40 лет), ни время правления самого царя Соломона. Кроме того, если следовать только данным Библии, нужно отнести строительство Храма Соломона в XI век до н. э.

С другой стороны, используя как позднюю, так и раннюю датировку Древне-египетской хронологии, 1445 г. до н. э. приходится на время правления Тутмоса III, который, согласно археологическим данным, был известен своими завоевательными походами в Ханаан, что не могло принести ему столь быстрого владычества над огромным количеством евреев-рабов.

И наконец, указанная дата не удовлетворяет результатам археологических раскопок, относящихся к периоду завоевания евреями Ханаана: раскопки в Хацоре показали смену материальной культуры его жителей от кнаанейской на культуру древних евреев относяшуюся к 1250-1150 гг. до н. э.; в Лахише подобный же переход датируется 1150 г. до н. э.; в Мегиддо — ок. 1145 г. до н. э.;

Помимо религиозной историографии, высказывалась теория, которая относила дату Исхода ко времени изгнания гиксосов из Египта. К таким выводам приходили как древние историки (Манефон, Иосиф Флавий), так и некоторые современные исследователи-египтологи. Следуя этой теории, время прибытия патриарха Иакова в Египет приходится на период правления гиксосов, приблизительно на 1730 г. до н. э. и, отнимая от этой даты 400 лет египетского плена, мы получаем ок. 1350 г. до н. э. приблизительным годом Исхода из Египта. Трудно, однако, допустить, что изгнанные из Египта гиксосы и послужили прообразом упоминаемых в Библии евреев уже хотя бы потому, что первые правили Египтом, как минимум, на протяжении двух столетий, тогда как евреи покидали Египет в статусе только что отпущенных рабов.

Те исследователи, которые всё же представляют Исход реальным историческим фактом, часто относят его ко времени правления Рамзеса II, то есть к периоду между 1279 и 1212 гг. до н. э. (или между 1290 и 1224 гг. до н. э. по другой версии древне-египетской хронологии); другая теория связывает его со смутами в конце XIX династии (начало XII века до н. э.). Несмотря на то, что эта датировка мало согласуется с религиозной, многие исследователи утверждают, что для такого значительного события просто не остаётся другого приемлемого времени в ходе современной истории.

Хронология истории древнего Израиля

Событие Еврейская традиция Христианская традиция Историческая хронология
от Сотворения мира по Григорианскому календарю от Сотворения мира по Григорианскому календарю по Григорианскому календарю
Исход из Египта 2448 -1312
Дарование Торы 2448 -1312
Вторжение в Ханаан 2488 -1272
Период судей 2560 -1200
Начало правления царя Давида 2884 -876 -1007
Начало правления царя Соломона 2924 -836 -971
Окончание строительства Храма Соломона 2935 -825 -960
Разрушение Храма Соломона 3338 -422 -587
Декларация Кира 3390 -370 -538
Чудо Пурима 3405 -355 -473
Окончание строительства Второго Храма 3412 -348 -516
Завоевание Израиля Александром Македонским 3442 -318 -332
Окончательное формирование состава Танаха 3460 -300

Поколения от Авраама до Давида

Событие Еврейская традиция Христианская традиция Историческая хронология
от Сотворения мира по Григорианскому календарю от Сотворения мира по Григорианскому календарю по Григорианскому календарю
Авраам 1948 — 2123 -1813 -1638
Исаак 2048 — 2228 -1712 -1532
Иаков 2108 — 2255 -1652 -1505
Иуда (Иехуда) 2195 — 2314 -1565 -1446
Фарес (Перец)
Есром (Хацрон)
Арам (Рам)
Аминадав
Наассон (Нахшон)
Салмон
Вооз (Боаз) ?-2793 ? -967
Овид (Овед)
Иессей (Ишай)
Давид 2854-2924 -906 -836

Период царств

Основная статья: Правители Древнего Израиля и Иудеи

Иудейское царство

Израильское царство

Вавилонский плен и персидское господство

Основная статья: Вавилонский плен

В нижеследующей таблице приведены основные даты и события данного периода. Существует значительное расхождение между традиционной датировкой событий и датировкой, принятой в современной исторической науке. В отношении персидского периода еврейской истории эти расхождения составляют до двухсот лет. Возможны различные пути разрешения этого противоречия.

Еврейская традиция Историческая хронология
Событие от Сотворения мира (до н. э.) до н. э. Событие
Навуходоносор II (Невухаднецар) становится царём Вавилонской империи. 3318 (442) 605 Навуходоносор II (Невухаднецар) становится царём Вавилонской империи.
Навуходоносор побеждает царя Иудеи Иоакима (Иегоакима). 3319 (441) 603 Навуходоносор побеждает царя Иудеи Иоакима (Иегоакима).
Навуходоносор уводит в плен царя Иехонию (Йегояхина) вместе со знатью Иудеи. 3327 (433) 597 Навуходоносор уводит в плен царя Иехонию (Йегояхина) вместе со знатью Иудеи.
Навуходоносор разрушает Иерусалимский храм и изгоняет евреев из Земли Израиля. 3338 (422) 586 Навуходоносор разрушает Иерусалимский храм и изгоняет евреев из Земли Израиля.
Смерть Навуходоносора. Трон занимает его сын Амал-Мардук (Эвель Меродах). 3364 (396) 562 Смерть Навуходоносора. Трон занимает его сын Амал-Мардук (Эвель Меродах).
Валтасар (Бальшецар), сын Амал-Мардука становится царём Вавилонской империи. 3386 (374) 542 Валтасар (Бальшецар), сын Амал-Мардука становится царём Вавилонской империи.
Валтасар, вёдший отсчёт «70 лет господства Вавилона» от восхождения на трон Навуходоносора, устраивает празднество и погибает. Вавилонская империя была разрушена персами и мидийцами в год её семидесятилетия. 3389 (371) 539 Смерть Валтасара.
Начало правления Дария I. 3389 (371)
539 Кир II Великий (Кореш) становится царём Вавилонской империи. Декларация Кира о восстановлении Иерусалимского храма. Первый караван переселенцев, возглавляемый Зоровавелем (Зрубавель бен Шалтиэль), достиг Земли Израиля. Начато строительство Второго Храма. Однако вскоре работы были приостановлены.
Кир II Великий (Кореш) становится царём Вавилонской империи. Он приказывает евреям восстановить Храм. Первый караван переселенцев, возглавляемый Зоровавелем (Зрубавель бен Шалтиэль), достиг Земли Израиля. В этот год минуло 70 лет с начала изгнания, произошедшего во времена правления Иоакима (Иегоякима). Начато строительство Второго Храма. Однако вскоре работы были приостановлены. 3390 (370)
522 Начало правления Дария I.
520 Продолжение восстановления Второго Храма.
516 Закончено востановление Второго Храма.
Артаксеркс (Ахашверош) становится царём. Восстановление Иерусалимского храма приостановлено. 3392 (368) 486 Ксеркс I становится царём.
Ахашверош на третьем году своего правления решает, что назначенные 70 лет уже прошли (со времён изгнания царя Иехонии; хотя, согласно календарю, прошло только 67 лет, Ахашверош, следуя древнему обычаю, считает неполный год царствования за целый год). 3394 (366) 483
События Пурима. 3405 (355) 473
465 Артаксеркс I
458 Переселение большого числа евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Ездрой (Эзрой).
445 Переселение евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Неемией (Нехемией).
Закончено строительство крепостной стены вокруг Иерусалима
Ахашверош умирает, и ему наследует Дарий II, который в еврейской традиции считается сыном Эсфири. 3406 (354) 423 Дарий II становится царём.
Дарий приказывает возобновить восстановление Храма. Прошло 70 лет со дня разрушения Иерусалима. Исполнилось пророчество Даниила. 3408 (352) 420
Закончено востановление Второго Храма 3412 (348) 416
Переселение большого числа евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Ездрой (Эзрой). 3413 (347)
Переселение евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Неемией (Нехемией). 3426 (334)
Закончено строительство крепостной стены вокруг Иерусалима 3428 (332)
359 Артаксеркс III
336 Дарий III

Исторические гипотезы о событиях Пурима

Еврейская традиция Версия I Версия II Версия III Версия IV
Артаксеркс (Ахашверош) 368 Ксеркс I 486 Артаксеркс I 465 Артаксеркс II 404 Артаксеркс III 359
События Пурима 355 473 452 343
Дарий 354 Дарий II 423 Дарий II 423 Дарий III 336

Датирование Сотворения мира (сотворения первого человека Адама)

На основании суммирования всех изложенных выше сведений (а такое суммирование в самой Библии нигде не произведено) начиная с первых веков христианства предпринимались подсчёты, имевшие целью соотнести время сотворения мира с современной автору эпохой.

Сотворение света, из иллюстраций Гюстава Доре к Библии. Быт. 1:1 («Да будет свет»).

Проповедник де-Виньоль, живший в XVIII веке, после 40 лет изучения библейских хронологий, в результате проведённых подсчётов насчитал около 200 различных вариантов эры «от сотворения мира», или «от Адама». Согласно таковым, период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет.

Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры:

  • Александрийская эра Анниана — (исходная точка — 5501 (фактически 25 мая 5493) год до н. э., а также 5472 год до н. э. или 5624 год до н. э.), бывшая основной хронологией в Византийской империи до IX века.
  • Антиохийская эра — (1 сентября 5969 год до н. э.) по Феофилу Антиохийскому, создана в 180 н. э.
  • Византийская эра (константинопольская) — (21 марта 5508, а впоследствии 1 сентября 5509 г. до н. э.)., которая начиная с VII века постепенно стала текущей хронологической системой в Византийской империи и во всём православном мире. Согласно Септуагинте (греческий перевод Ветхого Завета) были определены также и даты других библейских событий. Однако католический Рим этих расчётов не признал. Эта эра была также введена в Сербии, Болгарии, а также и в России, где система использовалась с XI века до её упразднения в 1700 году Петром I.
  • Ватиканская эра существенно короче византийской, поскольку в Вульгате (латинский перевод Ветхого Завета) указаны меньшие продолжительности жизни древних патриархов, правления царей и т. п., чем в греческом переводе.
  • Иудейская эра начинается 6/7 октября 3761 г. до н. э. Это летосчисление является частью еврейского календаря и в настоящее время официально используется в Государстве Израиль наряду с григорианским календарём.

Другие датировки начала мира

  • 23 октября 4004 до н. э. — по Джеймсу Ашшеру
  • 5872 до н. э. — так называемая датировка 70 толковников
  • 4700 до н. э. — самарийская
  • 5199 до н. э. — датировка по Евсевию Кесарийскому
  • 5500 до н. э. — по Ипполиту и Сексту Юлию Африканскому
  • 5515 до н. э., а также 5507 до н. э. — по Феофилу Антиохийскому
  • 5551 до н. э. — по Августину.
  • Датирование сотворения мира.

Хронология новозаветного периода

Событие Еврейская традиция Христианская традиция Историческая хронология
от Сотворения мира по Григорианскому календарю от Сотворения мира по Григорианскому календарю по Григорианскому календарю
Рождение Иисуса 3760 0
Начало служения Иисуса Лк.3:23 В пятнадцатый год правления Тиберия Лк.3:1 31 Иисус, …, был лет тридцати, Лк.3:23
Первый день опресночный Мф.26:17 Мк.14:12 Лк.22:7 Пятый день недели Иудейской Четвёртый день недели Юлианской
Распятие Иисуса Пятница Мк.15:42 Лк.23:54 Ин.19:31 Иудейская Ин.19:42 перед Пасхою Ин.19:14, шестой день недели Иудейской, Ниссан, 13 3493 33 Пятый день недели Юлианской
Три дня и три ночи в сердце земли Мф.12:40, на другой день, который следует за пятницею Мф.27:62 поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать Мф.27:66 Суббота, Пасха, седьмой день недели Иудейской, Ниссан, 14 Шестой день недели Юлианской
Воскресение Иисуса Первый день недели Иудейской Мф.28:1 Мк.16:1-2 Мк.16:9 Лк.24:1 Ин.20:1, Ин.20:19, Ниссан, 15 3493 33 Седьмой день недели Юлианской
Деяния Апостолов

Примечания и источники

  1. В этой энциклопедии, в разделе «От Сотворения до Потопа» приводится таблица. Если сложить все числа в колонке «Септуагинта» этой таблицы, то сумма получится равной 2242, как написано в тексте раздела, в таблице же стоит 2342 — явная опечатка.
  2. В этой энциклопедии допотопные времена считают не относящимися к действительности и приводят мифические толкования времён жизни допотопных праотцов.
  3. В этой энциклопедии в первой таблице статьи «Хронология» приводится ошибочное число лет Ноя до потопа — 500, в Библии же написано: «Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришёл на землю.» (Быт.7:6) В возрасте 500 лет Ною было велено строить Ковчег, к этому возрасту у Ноя уже было три сына «Ною было пятьсот лет и родил Ной : Сима, Хама и Иафета.» (Быт.5:32) При сложении исправленных чисел сумма получается равной 1656 (по числам масоретов), как и в тексте статьи.
  4. 2242—1656=586
  5. 2242—1307=935
  6. Августин. О граде божием, кн. XV, гл.11
  7. Иосиф Флавий. Иудейские древности I 3, 4
  8. Иосиф Флавий. Иудейские древности I 6, 5
  9. Августин. О граде божием, кн. XVI, гл.12
  10. Лео Таксиль, «Забавная Библия», гл.3, предпоследний абзац.
  11. «Лунная» версия допотопной хронологии.
  12. Феофил. К Автолику III 24, 28
  13. Опперт, (Оппер) Юлиус (Жюль) (1825—1905) — крупнейший французский ассиролог; Лопухин А.П., «Толковая Библия». Стокгольм, 1987, книга 1, том 3, с. 416; Дандамаев М.А., Луконин В.Г. «Культура и экономика древнего Ирана». М.: Наука, 1980, с. 22; Jewish Encyclopedia
  14. Греческий перевод Книги Эсфирь в Септуагинте; Иосиф Флавий, «Иудейские древности» XI, 6:1
  15. Абу-ль-Фарадж бен-эль-Гарун (Бар-Эбрей); Якоб Хошандер (Jacob Hoschander) — современный исследователь.
  16. Александр Топаллер, «Загадки библейской истории». Издательство «Исрадон», 2006

См. также

  • Сотворение мира в Библии
  • Танах

ДОПОТОПНЫЙ

Смотреть что такое «ДОПОТОПНЫЙ» в других словарях:

  • ДОПОТОПНЫЙ — Есть слова, которые по своему морфологическому облику могли бы быть признаны исконно русскими, но с которыми неразрывно срослись церковно библейские образы и представления. Таким является слово потоп и произведенное от него имя прилагательное… … История слов

  • допотопный — См … Словарь синонимов

  • Допотопный — (иноск.) отсталый, вышедшій изъ употребленія. Допотопные (взгляды, теоріи) отсталые. Ср. Изъ N. уѣзднаго города… выѣхала безрессорная бричка… одна изъ тѣхъ допотопныхъ бричекъ, на которыхъ ѣздятъ теперь на Руси только купеческіе приказчики,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • ДОПОТОПНЫЙ — ДОПОТОПНЫЙ, допотопная, допотопное. 1. Вымерший, ископаемый (как бы существовавший до всемирного потопа, упоминаемого в библии; устар.). Допотопные животные. 2. Устарелый, отсталый; старомодный (разг. шутл. ирон.). Допотопные взгляды. Допотопный… … Толковый словарь Ушакова

  • ДОПОТОПНЫЙ — ДОПОТОПНЫЙ, бывший до всемирного потопа; допотопщина собир. все, что до сего относится. Это было в допотопщину. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

  • допотопный — (иноск.) отсталый, вышедший из употребления Допотопные (взгляды, теории) отсталые Ср. Из N. уездного города… выехала безрессорная бричка… одна из тех допотопных бричек, на которых ездят теперь на Руси только купеческие приказчики, гуртовщики… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • допотопный — Syn: старомодный, несовременный, устарелый (неод.), устаревший, вышедший из употребления, старый, старозаветный, отживший, обветшалый, старого образца, ископаемый, допотопный, архаичный, архаический, анахронический Ant: современный, сиюминутный … Тезаурус русской деловой лексики

  • Допотопный — прил. 1. Существовавший до всемирного потопа и вымерший (о животных). 2. разг. Очень давний. 3. перен. разг. Вышедший из употребления; старомодный. 4. перен. разг. Не соответствующий современным взглядам, требованиям, нормам; устаревший. Толковый … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • допотопный — допотопный, допотопная, допотопное, допотопные, допотопного, допотопной, допотопного, допотопных, допотопному, допотопной, допотопному, допотопным, допотопный, допотопную, допотопное, допотопные, допотопного, допотопную, допотопное, допотопных,… … Формы слов

  • допотопный — допот опный … Русский орфографический словарь

Допотопный

ДОПОТОПНЫЙ

Есть слова, которые по своему морфологическому облику могли бы быть признаны исконно русскими, но с которыми неразрывно срослись церковно-библейские образы и представления. Таким является слово потоп и произведенное от него имя прилагательное допотопный. В древнерусском языке, наряду с книжным словом потоп, была в употреблении и народная форма потопь (ср. топь), которой обозначалось вообще наводнение, половодье – в отличие от Всемирного потопа (великого наводнения).

Слово допотопный возникло в русском книжном языке XVIII в. При той тесной связи, которая еще существовала между богословием и русской наукой XVIII в., выражение допотопный легко могло приобрести терминологическое значение.

Около этого времени стало распространяться употребление слова допотопный с экспрессией шутки или иронии в смысле «очень древний» в разнообразных контекстах. Так, у Лермонтова в «Валерике»:

Над допотопными лесами

Мелькали маяки кругом…

В пьесе И. И. Лажечникова «Вся беда от стыда»:

«Ипполитов. Во-первых, Натали, хоть и называет Виталину «maman», не дочь ея.

Сергей Петрович. Допотопная новость! В первый день знакомства с их домом я узнал это».

Ап. Григорьев в критической статье о Лажечникове (Русское слово, 1859, № 3, с. 27) иронически придал слову допотопный более острый, общественный смысл: «устарелый, отсталый до невозможности, до крайнего предела; архаически-старомодный». По словам Ап. Григорьева, манера Лажечникова служит «полнейшим оправданием мысли о допотопных организациях в мире искусства». Выражение Аполлона Григорьева было подхвачено «Свистком» Н. А. Добролюбова: «Просим читателей самих вдуматься в необычайное открытие о значении Лажечникова до потопа» (цит. по: Шелгунов, Воспоминания, 1891, 2, с. 703).

О новом значении слова допотопный как продукте творчества Ап. Григорьева, писал А. Галахов в 1877 г. (в заметке по поводу «Сочинений Ап. Григорьева» в издании Н. Н. Страхова). Отмечая «своеобычность» стиля Григорьева, критик замечал: «Недоумение увеличивалось сверх того новыми терминами, каковы, например: веяние вместо влияние, заложение вместо задаток99, поэзия растительная, то есть, безличное, народное творчество, в противоположность творчеству личному, искусственному, допотопные таланты или таланты допотопных формаций, в силу чего Полежаев и Марлинский суть допотопные образования в отношении к Лермонтову, а Лажечников есть допотопное образование в отношении к Островскому. Новая терминология могла соответствовать понятию автора, но было бы лучше заменить ее другою и тем не давать поводов к журнальному глумлению, которое заключило, что Лажечников, Полежаев и Марлинский – если верить Григорьеву – существовали до потопа» (ЖМНП, ч. 189, 1877, с. 117).

У И. С. Тургенева в «Литературных и житейских воспоминаниях»: «Плетнев стал было просить Кольцова прочесть свою последнюю ”думу“ (чуть ли не ”Божий мир“); но тот чрезвычайно сконфузился и принял такой растерянный вид, что Петр Александрович не настаивал. Повторяю еще раз: на всей нашей беседе лежал оттенок скромности и смирения; она происходила в те времена, которые покойный Аполлон Григорьев прозвал допотопными».

Таким образом: контексты переносного употребления слова допотопный все расширяются. С именем Ап. Григорьева связан лишь более резкий поворот в экспрессивно-переносном употреблении этого слова.

Ср. у В. С. Курочкина в стихотворении «Общий знакомый»:

…Допотопным каламбуром

Насмешит до слез…

У А. С. Суворина (Незнакомца) в очерках «На бирже и у господ плутократов» (Очерки и картинки, кн. 1, с. 77): «Читатели сами могут оценить эту допотопную аргументацию в пользу устранения действительного контроля».

Статья ранее не публиковалась. Печатается по машинописи с авторской правкой (4 стр.), сверенной и уточненной по рукописи (8 страниц разного формата). – В. Л.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх