Помост

Вопросы веры

Достоевский елка у Христа

Федор Достоевский

МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ

МАЛЬЧИК С РУЧКОЙ

Дети странный народ, они снятся и мерещатся. Перед елкой и в самую елку перед рождеством я все встречал на улице, на известном углу, одного мальчишку, никак не более как лет семи. В страшный мороз он был одет почти по-летнему, но шея у него была обвязана каким-то старьем, — значит его все же кто-то снаряжал, посылая. Он ходил «с ручкой»; это технический термин, значит — просить милостыню. Термин выдумали сами эти мальчики. Таких, как он, множество, они вертятся на вашей дороге и завывают что-то заученное; но этот не завывал и говорил как-то невинно и непривычно и доверчиво смотрел мне в глаза, — стало быть, лишь начинал профессию. На расспросы мои он сообщил, что у него сестра, сидит без работы, больная; может, и правда, но только я узнал потом, что этих мальчишек тьма-тьмущая: их высылают «с ручкой» хотя бы в самый страшный мороз, и если ничего не наберут, то наверно их ждут побои. Набрав копеек, мальчик возвращается с красными, окоченевшими руками в какой-нибудь подвал, где пьянствует какая-нибудь шайка халатников, из тех самых, которые, «забастовав на фабрике под воскресенье в субботу, возвращаются вновь на работу не ранее как в среду вечером». Там, в подвалах, пьянствуют с ними их голодные и битые жены, тут же пищат голодные грудные их дети. Водка, и грязь, и разврат, а главное, водка. С набранными копейками мальчишку тотчас же посылают в кабак, и он приносит еще вина. В забаву и ему иногда нальют в рот косушку и хохочут, когда он, с пресекшимся дыханием, упадет чуть не без памяти на пол.

…и в рот мне водку скверную Безжалостно вливал…

Когда он подрастет, его поскорее сбывают куда-нибудь на фабрику, но все, что он заработает, он опять обязан приносить к халатникам, а те опять пропивают. Но уж и до фабрики эти дети становятся совершенными преступниками. Они бродяжат по городу и знают такие места в разных подвалах, в которые можно пролезть и где можно переночевать незаметно. Один из них ночевал несколько ночей сряду у одного дворника в какой-то корзине, и тот его так и не замечал. Само собою, становятся воришками. Воровство обращается в страсть даже у восьмилетних детей, иногда даже без всякого сознания о преступности действия. Под конец переносят все — голод, холод, побои, — только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродяжить уже от себя. Это дикое существо не понимает иногда ничего, ни где он живет, ни какой он нации, есть ли бог, есть ли государь; даже такие передают об них вещи, что невероятно слышать, и, однакоже, всё факты.

МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ

Но я романист, и, кажется, одну «историю» сам сочинил. Почему я пишу: «кажется», ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.

Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили еще два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. «Очень уж здесь холодно», — подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.

Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется — никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь — господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.

Вот и опять улица, — ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие — миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, — только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, — вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, — и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно».

Краткое содержание «Мальчик у Христа на Елке»

Рождественский рассказ «Мальчик у Христа на Ёлке» Достоевского был написан в 1876 году. Произведение проникнуто темой детских страданий в жестоком и беспощадном мире взрослых. В книге описана жизнь маленьких беззащитных детей, которые лишены практически всего, что у них было.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Мальчик у Христа на Елке».

Главные герои

Мальчик – шестилетний мальчик-сиротка, еще не осознающий всей несправедливости мира.

Другие персонажи

Мать мальчика – бедная женщина, умершая в раннем возрасте.

Рассказчик – мужчина, ставший свидетелем горькой участи мальчика.

Глава 1. Мальчик с ручкой

Перед Рождеством рассказчику часто попадался на глаза бедно одетый шестилетний мальчик, который ходил » с ручкой» – «это технический термин, значит — просить милостыню». В отличие от более опытных попрошаек, он все еще доверчиво и наивно взирал на прохожих – «стало быть, лишь начинал профессию». Жизнь таких мальчиков совсем не похожа на сказку. Участь их весьма печальна, и в будущем они повторяют жизнь своих родителей, в которой есть место лишь беспробудному пьянству, воровству, разврату.

Глава 2. Мальчик у Христа на елке

Однажды утром, в канун Рождества, «в сыром и холодном подвале» проснулся маленький мальчик лет шести. Он мерз в своем халатике и страдал от голода, но не смел разбудить мать, спящую на тонкой постилке. Когда же ближе к вечеру он прикоснулся к ее лицу, то «подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена».

Мальчику стало страшно сидеть в темноте, и он вышел на улицу. Он заметил большое освещенное окно, за которым виднелась богато украшенная елка и нарядные дети, которые весело играли и танцевали. У мальчика так болели пальчики от холода, что «заплакал и побежал дальше».

В другом окне он увидел барынь, которые раздавали всем вошедшим пироги. Мальчик также зашел к ним в дом, но его прогнали, сунув в руки копеечку. Монетка упала на пол и покатилась, а мальчик не мог «согнуть свои красные пальчики и придержать ее». Он остановился возле окна, за которым шло кукольное представление. Один из мальчиков в толпе пребольно ударил его по голове, и мальчик принялся бежать.

Он остановился лишь в подворотне, где спрятался за дровами. Впервые за долгое время ему стало тепло и хорошо, и вдруг почудилось, «что над ним запела его мама песенку». Мальчик услышал тихий голос, который приглашал его на елку. Неожиданно он увидел яркий свет, чудесную рождественскую елку, и множество веселых нарядных детишек. Все они умерли в раннем возрасте и теперь, так же как и мальчик, были приглашены на «Христову елку».

Утром дворники нашли тело замерзшего мальчика, а вскоре отыскали и его мать, умершую чуть ранее, но «оба свиделись у Господа Бога в небе».

Печальный сюжет рассказа взят Достоевским из жизни, и его произведение учит состраданию, милосердию и душевной чуткости по отношению к ближним.

После ознакомления с кратким пересказом «Мальчик у Христа на Ёлке» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Мальчик у Христа на ёлке — краткое содержание для читательского дневника

Федор Михайлович Достоевский

Год написания: 1876

Жанр: святочный рассказ

Главные герои: ребенок

Краткое содержание рассказа «Мальчик у Христа на елке» для читательского дневника поведает грустную историю несчастного мальчика, который не мог найти помощи у людей.

Сюжет

Мама мальчика умерла в темном и холодном подвале, где жили такие же несчастные и нищие люди. Маленький мальчик очень замерз там и был страшно голоден, но никому не было до него дела. Он вышел из подвала и пошел по улице. Дело было в сочельник, повсюду ходили нарядные и веселые люди, в ярко украшенных витринах было выставлено много игрушек и сладостей. Но никто не обращал внимания на малыша в бедной одежде с красными замерзшими руками.

Он попытался войти в один дом, где нарядные дамы разливали чай и угощали гостей пирогами, но его оттуда выгнали.

Тогда он спрятался в проходном дворе и вдруг увидел огромную елку и веселых детей вокруг этой елки. А хозяин этой елки, сам Иисус, позвал его к себе в гости. А наутро дворники нашли замерзшего ребенка.

Вывод (моё мнение)

Считается, что в Рождество не должно быть несчастных и голодных, но богатым людям было не до несчастного малыша, который умер от голода и холода в самый добрый праздник года.

Урок литературы по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Цели:

  • познакомить учащихся с творчеством Ф.М. Достоевского посредством изучения его рассказа,
  • раскрыть жанрообразующие признаки святочного рассказа,
  • содержанием урока способствовать развитию мышления, памяти, речи учащихся.

Задачи:

  • продолжить работу по изучению литературоведческих терминов и понятий, по формированию надпредметных умений, по формированию системы личностных ценностей учащихся, основанных на вечных духовных ценностях человечества;
  • используя межпредметную координацию, формировать вдумчивого и внимательного читателя.

Эпиграф к уроку:

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.
Ф.М. Достоевский

I. Сообщение темы, целей урока.

II. Анализ содержания текста рассказа

  • Подготовка к работе.

– Каждый человек любит праздники. Какие праздники для вас являются самыми любимыми?

– Не случайно многие из вас, ребята, назвали среди любимых праздников Новый год и Рождество. Действительно, эти праздники особенно любимы нами. Вспомните, в ознаменование какого события отмечается Рождество? (Рождение человека-Бога, который был послан человечеству, чтобы помочь ему избавиться от грехов, помочь сделать жизнь человека лучше, чище, нравственнее.)

– А как называются праздничные дни в честь Рождества Христова, которые длятся до самого Крещения? (Cвятки.)

– Встречались ли вы с описанием празднования Рождества на страницах произведений русских писателей?

– А сегодня мы обратимся к рассказу Ф.М. Достоевского “Мальчик у Христа на елке”

  • Анализ изображенного мира в рассказе Достоевского.

– Сегодня мы впервые обращаемся к творчеству Ф.М. Достоевского – одного из самых “трудных” писателей, целиком читаем его, пусть и небольшой, рассказ.

(Обращение к портрету писателя.)

– Каково ваше впечатление от прочитанного?

– Каков мир рассказа Достоевского?

  • Работа над жанрообразующими признаками.

– Достоевский с 1873 года издавал “Дневник писателя” – так назывался журнал, в который входили и художественные произведения, к которым относится и рассматриваемый нами рассказ. С одной стороны это был известный журнал, предназначенный для широкого круга читателей, с другой – дневник для себя, в котором писатель выражал свои мысли, взгляды. Писатель любил собирать правдивые факты из текущей жизни, непосредственно увиденные им самим; именно их он и делал основой своих художественных произведений.

– Рассказ “Мальчик у Христа на елке” принято относить к жанру святочных рассказов. Назовите основные признаки святочного рассказа.

(Обращение к таблице 1.) Приложение 1

– В течение урока, в ходе анализа текста мы должны обозначить наличие этих признаков в данном произведении.

  • Работа с текстом произведения.

– Запись каких событий предполагает дневниковая форма? (Достоверных.)

– Прочитайте первый абзац рассказа. Почему автор использует слова “мне мерещится”, “кажется”? Какую установку для читателя он создает? (Все невероятные события в рассказе подлинны.)

– В какое время происходят события, описанные в рассказе? (Отмечаем в таблице.)

– Что мы узнаем в экспозиции рассказа? О каких подробностях жизни ребенка нам становится известно?

– Почему мальчик уходит из этого подвала? (Он почувствовал холод и бесприютность.)

– Каким вы представляете мальчика? Опишите его.

(Обращение к иллюстрациям учащихся.)

– Маленький мальчик совершенно один оказался в огромном холодном городе Петербурге. Назовите отдельные слова, словосочетания, а можно и предложения, характеризующие город.

– Что можно сказать о людях, которые живут в городе, какое настроение царит в Петербурге Достоевского? (Взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, разъединение людей.)

– Какими чувствами переполнена душа мальчика? О чем он вспоминает и почему? (Ощущает суету города и толпы, чувство одиночества, страха, голода и холода; вспоминает деревню.)

– Главный герой изображается в рассказе дрожащим от ужасного мороза и холода. Он – “дрожащая тварь”. Каково лексическое значение слова “тварь”? (Подготовленный ученик дает справку о слове из толкового словаря.)

– Значение слова “тварь” предполагает и другое, бранное значение. Отсюда возможно и иное отношение к мальчику. Где это показано в тексте и кто так относится к мальчику? Найдите и зачитайте. (Блюститель порядка = полицейский, дама выталкивает за дверь, толпа напугала до смерти.)

– Что можно сказать о душах этих людей? Почему они не замечают, отталкивают, пугают этого маленького человечка?

Обобщение учителя: Никто не оказал сострадания даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. В этом несправедливом мире даже невинные дети страдают – и виной тому равнодушие общества, которое считает такое положение неизбежным и вполне разумным.

В конце декабря 1875 года Достоевский с дочерью посетил елку и детский бал в Петербургском клубе художников. Об этой елке одна из газет сообщила: “В собрании художников назначен большой детский праздник “елка” с бесплатными подарками для детей, акробатами, фокусниками, двумя оркестрами музыки, горками, электрическим освещением. Елки петербургского собрания художников много лет славятся своим прекрасным устройством. По всей вероятности, и нынешняя елка не будет хуже прежних и доставит своим маленьким посетителям немало удовольствий.

Посещение писателем этого праздника нашло отражение в рассказе. Прочитайте описание елки, увиденной мальчиком в одном из домов.

– Рождество считается самым светлым и добрым праздником, потому что его уют, тепло создают особое переживание близости людей, собравшихся вокруг светящейся елки. Скажите, принес ли этот праздник радость нашему герою? Что здесь входит в противоречие с праздничным объявлением в газете? (Праздничное радушие соседствует с жестокостью и бездушием, отчего мальчику стало одиноко и страшно.)

– Что разделяет одинокого ребенка и веселящихся детей и их родителей? В каком рассказе мы можем вспомнить подобную картину? (Стекло, рассказ “Чудесный доктор” А. И. Куприна.)

– Как вы думаете, какие художественные средства использует в этом фрагменте автор, чтобы передать душевное состояние мальчика, заставить читателя ощутить боль и страдание героя, ведь рассказ ведется от 3 лица?

Обобщение учителя: читая слова автора, мы слышим голос самого мальчика, как будто находимся рядом с ним, видим и слышим его. Такого эффекта позволяет добиться и использование восклицательных и вопросительных предложений, которые передают восхищение, радость, боль и страх.

Для чего автор в речи мальчика использует однородные члены предложения и повторяет одни и те же слова? Найдите их в тексте. (Эффект присутствия; писатель хочет достучаться до сердца читателя, он хочет сказать, что холодно мальчику не столько от мороза, сколько от человеческой бессердечности.)

– Как относится автор к мальчику? Из каких фактов языка рассказа это видно? (Особая чувствительность повествования, использование уменьшительно-ласкательных суффиксов.)

– Вспомните, кого еще видит мальчик за стеклом?

– Как вы считаете, зачем после описания детского праздника автор изображает кукол? (Они противопоставлены мертвым душой людям.)

– Где в рассказе “перелом”? Какой момент можно назвать кульминационным?

– Автор описывает сказочную елку у Христа. Найдите этот эпизод. Зачитайте.

– Закройте глаза и представьте себе эту елку. Какие бы цвета вы использовали при ее изображении? Почему? (Выполнение задания можно сопроводить негромкой музыкой.)

(Обращение к иллюстрациям.)

– Мы обращаемся к описанию первой елки. Чем отличаются эти два рождественских праздника друг от друга? (На елке у Христа мальчик попадает в атмосферу любви, участия, он обретает то, чего у него не было на земле – семью, дом, где его любят.)

– Кто встречает мальчика на елке у Христа?

– Что мы узнаем о них? (У каждого ребенка своя страшная, поражающая своей будничностью история смерти, которую, как считал автор, невозможно и непростительно забыть не только на земле, но и на небе, где, казалось бы, обретают счастье и покой.)

(Обращение к таблице 1.)

– Происходит ли чудо в рассказе? (Светлое загробное будущее ребенка.)

– Какова развязка рассказа? Почему мы его, несмотря на это, относим к святочным? (Ангельская душа ребенка избавляется от земных мук.)

III. Обобщающая беседа

– В заключительном абзаце рассказа писатель задает вопрос. Найдите его.

– Зачем писатель создает этот рассказ?

Достоевский ощущал душевную боль за судьбы детей и ненависть к равнодушным взрослым. Этот рассказ – упрек им. Если в мире нет сострадания и любви, мучаются и плачут дети. Это признак неблагополучия в мире.

– А как вы считаете, сейчас нам нужно читать рассказ об “испорченной картине” детства? Почему? (Со времен Достоевского она исказилась еще более.)

– Что могло стать с мальчиком, если бы он остался жив? (Фрагмент “Мальчик с ручкой”.)

– Итак, прослеживаются ли все жанрообразующие признаки в рассказе “Мальчик у Христа на елке”? Что позволяет его отнести к святочным рассказам?

IV. Домашнее задание

– Чтобы каждому из нас жилось лучше, каждый должен заглянуть в свою душу, посмотреть, из каких “кирпичиков”– качеств она состоит. Какими же качествами должна обладать душа человека – христианина?

(Дома учащиеся заполняют таблицу 2)

– Каким даром обладал автор, создатель рассказа? (Дар сочувствовать, сострадать, умение любить людей.)

Обращение к эпиграфу.

V. Итог урока

Список литературы:

  1. Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений. М.: “Художественная литература”,1985.
  2. Журнал “Литература в школе” № 5, 2003 г.

Урок внеклассного чтения по новелле Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Наумовка муниципального района Стерлитамакский район РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

«Урок русского языка / литературы в свете требований ФГОС»

Учебно — методическая разработка урока литературы

Тема урока: «Спешите делать добрые дела…»

(Урок внеклассного чтения по новелле Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»)

Класс: 7

Подготовила:

Хохлова Зинаида Владимировна,

учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа села Наумовка муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан

Полный домашний адрес:453167 Республика Башкортостан

Стерлитамакский район

село Наумовка, улица Ленина, дом35, квартира 2

Телефоны: сотовый 89173687357 ,служебный 274216.

«Спешите делать добрые дела…»

(урок внеклассного чтения в 7 классе по новелле Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»)

Цель:

Образовательная — познакомить кратко с биографией Ф.М.Достоевского;

— дать первое представление о мире художественных произведений Ф.М.Достоевского;

— познакомить учащихся с поэтикой данной новеллы;

— выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о любви, о деятельном добре; — создав проблемную ситуацию, побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах героев, побудить учащихся увидеть примеры деятельного добра в нашем современном мире 21 века.

Воспитательная — актуализировать нравственные проблемы произведения: содействовать формированию собственной точки зрения у учеников по отношению к таким понятиям как сопереживание, сострадание, стремление к деятельному добру.

Развивающая — продолжить формирование у учащихся навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою позицию; активизировать творческие способности учащихся.

Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, альбом «Ф.М. Достоевский», текст рассказа, небольшая наряженная ёлочка; ноутбук, проектор, экран для презентации «Биография Ф.М.Достоевского» и материалов о святом Франциске Ассизском

На доске написаны высказывания:

Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось (И.Шевелев)

Не успокаиваться в случае неудачи, не приходить в отчаяние в беде (Сенека).

Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться ( И. Гете)

На доске записаны определения слов очерк, новелла и рассказ.

Новелла ( от итал.- новость)- вид эпической словесности, небольшое произведение с острым сюжетом и неожиданной концовкой.

Очерк- вид эпической словесности. описание и осмысление реальных фактов.

Рассказ- вид эпической словесности. небольшое произведение. в котором повествуется об одном или нескольких событиях. происходящих с героями.

Ход урока

1.Орг. момент. Позитивный настрой на урок. Определение цели урока самими учащимися.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы обращаемся к творчеству великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, чьё творчество было посвящено познанию души человеческой. Наш сегодняшний урок- это дань уважение писателю. Мы попытаемся приблизиться к пониманию его мастерства через анализ одного из его рассказов «Мальчик у Христа на ёлке».

Жизнь людей на земле — и взрослых, и детей,- на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания выпадают на долю человека не только на войне, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние… И поэтому помощь, приходящая в ритический момент, воспринимается как чудо.

Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Каждому хочется верить в счастливое будущее! А вот всегда ли оно бывает таким?

Эти проблемы нередко возникают, когда читаешь классику. Сегодня мы обратимся к творчеству одного из самых сложных художников 19 века – Ф.М.Достоевского, конкретно к его рассказу «Мальчик у Христа на ёлке»

2. Демонстрация учащимися презентации о жизненном пути Ф.М.Достоевского.

-Ф.М.Достоевский – автор больших и нелёгких для чтения произведений. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Ф.М. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы он никогда не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижение и оскорбления.

-Посмотрите на портрет Ф.М.Достоевского. Что вы можете сказать об этом человеке? ( высказывания учащихся )

— А более подробно о нем расскажут…

( Сообщение подготовленных учеников 1 группы с просмотром презентации «Фёдор Михайлович Достоевский»

-Более подробно о жизненном и творческом пути Ф.М.Достоевского вы узнаете чуть попозже, когда будете учиться в 10 классе. А сегодня мы с вами поговорим о новелле «Мальчик у Христа на ёлке»

3. История возникновения новеллы. Сообщение учащихся 2 группы.

Прожив трудную жизнь, Федор Достоевский пришёл к выводу: если страдают и плачут дети, значит, что-то не так в этом мире, значит, неправильно, несправедливо, устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал своё детство с любовью и радостью! Так и сам он будет добрее, справедливее и милосерднее!

Чтобы не растерять увиденное и услышанное, Ф.М.Достоевский пишет «Дневник писателя» — произведение публицистическое, в котором горячо откликается на взволновавшие его события, отстаивая справедливость, защищая от жестокого обращения детей.

В рождественские дни он побывал на богатой детской ёлке в клубе художников» с бесплатными подарками для детей, акробатами, фокусниками, двумя оркестрами музыки, электрическим освещением…», а затем в колонии для малолетних преступников на окраине Петербурга. Переживание от увиденного усугубила встреча с малышом, о которой Федор Достоевский рассказал в очерке «Мальчик с ручкой».

Вскоре в январской книжке «Дневника писателя» за 1876 год вслед за этим очерком появилась новелла «Мальчик у Христа на ёлке».

4. Комментированное чтение и обсуждение новеллы.

Чтение новеллы учителем или подготовленным учеником.

( Текст на парте перед каждым учеником или текст — на экране)

5.Музыкальная пауза.( Хор Валаамских монахов или др.)

Обсуждение новеллы:

-Какие произведения жанра рождественского рассказа вам известны?

(Н.Гоголь «Ночь перед Рождеством», А.Чехов «Ванька», Л Андреев «Ангелочек», А.Куприн «Чудесный доктор», «Тапёр»).

-В чём особенность рассказов этого жанра?

(Действие происходит под Рождество, в ходе действия совершается рождественское чудо).

-Определите тему и идею новеллы Ф.М.Достоевского.

1) Тема несостоявшегося рождественского чуда и детского страдания.

2) Идея христианского сострадания, призванного вызвать сочувствие, милосердие: «Как же вы, христиане, празднуете христианский праздник и не помогаете ребёнку?»- спрашивает нас автор.

Слышится упрёк: «Не ребёнка обидели, а Христа замучили в канун Рождества».

— Какие проблемы подняты в этом произведении?

Социальные, нравственно- философские проблемы, веры и безверия.

-В чём особенность сюжета? Какой смысл заключён в первом заглавии «Мальчик с ручкой»?

(Новелле предшествует небольшой рассказ «Мальчик с ручкой» (ребёнок, просящий милостыню). Затем идёт вторая часть- «Мальчик у Христа на ёлке».

Оба они в детском цикле. Если соотнести с рождественской фабулой, которая предполагает чудо, сюжет Достоевского включает в себя и трагическую концовку, т.е. происходит разрушение рождественской фабулы.

-Какова особенность композиции?

( Несловесный способ выражения идеи.

Рамочная композиция : в начале и конце рассказа- слова автора.

Происходит расширение пространства: подвал- улица.

Преодолеваются и земные границы — ёлка у Христа, т.е. на небесах, на том свете.

Рассказ двуплановый, первый — реальный, второй- сон, видение, по отношению друг к другу они контрастны. Двуплановости соответствует и двойная развязка.

В конце рассказа звучит самоирония и ирония над читателем: Что действительнее? Петербург, детский труп за дровами или ёлка на небе?).

-Перечислите образы произведения. Как они относятся к мальчику?

Работа с текстом в группах:

( Мальчик один среди множества людей.

1.Ему встречаются блюститель порядка (ничем ему не помог, отвернулся, чтоб не заметить),

2.барыня (открыла дверь и выпроводила),

3.большой злой мальчик (толкнул),

4.Христос.

— А кто пожалел?

Наверное, Христос, и то на небе, а не на земле.

-Как передаёт писатель положение мальчика во второй части?

( Вся вторая часть состоит из эмоционального восприятия окружающего мира мальчиком. Много элементов описательного характера, есть элементы драматизации, вызывающие жалость, например, градация в описании замерзающих пальчиков мальчика.

-Каков характер повествования? В чём его особенность?

( Рассказ в целом выдержан в форме безличного повествования, но точка зрения безличного повествования совмещается с детской точкой зрения. » Господи, какой город!, Никогда он не видал таких куколок!»- восклицает мальчик.

-Найдите и охарактеризуйте контрастные образы и детали.

(Пальчики, окно- 3 окна, 4 окно — небесная ёлка, увидел ёлку, туда не пустили; куколки, дети контрастны мальчику.

Контрастны: мрак- свет (город), подвал — богатые светлые окна, мороз- тепло. Вой собаки напоминает вой над мертвецом.

-Каковы особенности пространственной организации произведения?

(Действие происходит накануне Рождества, в каком- то огромном городе, в ужасный мороз).

-Обратите внимание на эпитеты, сравнения, повторы и т. д. Попытайтесь раскрыть их функцию.

( Эпитеты несут эмоциональный заряд (подвал сырой. холодный, улица широкая — мальчик маленький. огромный город и т.д.- вызывают жалость к мальчику.

Сравнения: старичок сидит, будто играет; куколки, как живые- такими их видит мальчик.

Антитеза: там было тепло, а здесь холодно.

Выстраивается ряд образов у Достоевского: символизация образа «дрожащая тварь» -божья тварь-Христос (так как мальчик- сын божий).

Всех своих героев, весь мир в целом Достоевский проверяет по отношению к «твари дрожащей».

Очень часто повторяется слово «вдруг» (20 раз!)- чудесный повтор, связанный с ожиданием чуда.

-Почему у мальчика нет имени?

( Этот мальчик не единственный, это обобщённый образ страдающих детей).

-Чем рассказ близок, а что отличает его от традиционного рождественского рассказа?

— » И зачем же я сочинил такую историю?» спрашивает и себя, и нас, читателей, Ф.М.Достоевский, завершая повествование.

-Как бы вы ответили на этот вопрос?

6. Работа над афоризмами, предложенными на доске.

— Как вы считаете, какой из трех афоризмов наиболее точно отражает основную мысль новеллы Ф.Достоевского? Почему? Объясните.

Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось (И.Шевелев)

Не успокаиваться в случае неудачи, не приходить в отчаяние в беде(Луций Анней Сенека).

Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться (И. Гете)

7. Демонстрация учащимися 3 группы небольшой презентации о святом Франциске Ассизском или небольшое сообщение: Святой Франциск Ассизский. Ок. 1181- 1226гг. Покровитель Италии, один из самых популярных и почитаемых святых в христианском мире)

-А теперь внимательно послушайте слова молитвы святого Франциска Ассизского и объясните его смысл. ( Текст – на экране. Читает учитель или подготовленный ученик)

Господи,

Сделай меня орудием твоего мира.

Где ненависть, позволь мне сеять любовь;

Где обида – прощение;

Где сомнение – веру;

Где отчаяние – надежду;

Где тьма – свет;

И где грусть – радость.

О владыка Божественный,

Сделай так, чтобы я не столько искал

Быть утешенным, сколько утешать;

Быть понятым, сколько понимать;

Быть любимым, сколько любить.

Ибо лишь отдавая, получаем;

Лишь прощая, себя прощаем;

Лишь умирая, рождаемся в вечную Жизнь.

8. Заключительное слово учителя. -Почти все произведения .М.Достоевского кончаются трагически, но нигде у писателя нет безысходного трагизма. Нет его и в рассказе «Мальчик у Христа на ёлке». Ведь если в этом несправедливом мире страдают дети, то значит надо не только изменить жизнь, но и преодолевать её. Но единственное, чем можно преодолеть жизнь, учит Достоевский,- это любить её, как любят дети, которые у писателя обычно получают назначение непроизвольных проводников чистоты и искренности. Но любить жизнь- это значит всегда и везде делать людям добро!

— Ребята, приведите примеры деятельного добра в нашем современном яростном и всё же несмотря ни на что прекрасном мире.

(Учащиеся приводят примеры из жизни своей семьи, из СМИ, из интернета, вспоминают об смс-ках с коротким текстом «Добро»)

-Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать «обыкновенным чудом», естественным для каждого совестливого человека. Нередкие примеры таких «чудес» в нашей реальной жизни подсказывают, что «главное – никогда не падать духом», бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кому сейчас хуже, чем вам. Спешите делать добрые дела…

9. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности. Цель. Осознание учащимися своей деятельности и работы в группах.

10. Домашнее задание на выбор:

Подготовить иллюстрацию к рассказу Ф.М.Достоевского

Составить тест или кроссворд по биографии Ф.М.Достоевского и рассказу «Мальчик у Христа на ёлке»

Написать сочинение на тему «Чудеса в нашей жизни»

Подготовить презентацию (можно с видео) «Чудеса в нашей жизни»

Учебно- методическая литература

Ф.М.Достоевский. Рассказы «Мальчик с ручкой», «Мальчик у Христа на ёлке»

«Наука воплощённого слова» Москва, Издательство «Сен Жермен», 1998

Биография Ф.М.Достоевского (Из интернета)

Хор Валаамских монахов (Из интернета)

Приложение. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ . МАЛЬЧИК С РУЧКОЙ

Дети странный народ, они снятся и мере­щатся. Перед елкой и в самую елку перед рождеством я все встречал на улице, на из­вестном углу, одного мальчишку, никак не более как лет семи. В страшный мороз он был одет почти по-летнему, но шея у него была обвязана каким-то старьем, — значит, его все же кто-то снаряжал, посылая. Он хо­дил «с ручкой»; это технический термин, значит — просить милостыню. Термин вы­думали сами эти мальчики. Таких, как он, множество, они вертятся на вашей дороге и завывают что-то заученное; но этот не завы­вал и говорил как-то невинно и непривычно и доверчиво смотрел мне в глаза, — стало быть, лишь начинал профессию. На рас­спросы мои он сообщил, что у него сестра, сидит без работы, больная; может, и прав­да, но только я узнал потом, что этих маль­чишек тьма-тьмущая: их высылают «с руч­кой» хотя бы в самый страшный мороз, и если ничего не наберут, то наверно их ждут побои. Набрав копеек, мальчик возвраща­ется с красными, окоченевшими руками в какой-нибудь подвал, где пьянствует ка­кая-нибудь шайка халатников, из тех самых, которые, «забастовав на фабрике под

воскресенье в субботу, возвращаются вновь на работу не ранее как в среду вечером». Там, в подвалах, пьянствуют с ними их го­лодные и битые жены, тут же пищат голод­ные грудные их дети. Водка, и грязь, и разврат, а главное, водка. С набранными копейками мальчишку тотчас же посылают в кабак, и он приносит еще вина. В забаву и ему иногда нальют в рот косушку и хохо­чут, когда он, с пресекшимся дыханием, упадет чуть не без памяти на пол,

… и в рот мне водку скверную

Безжалостно вливал…

Когда он подрастет, его поскорее сбыва­ют куда-нибудь на фабрику, но все, что он заработает, он опять обязан приносить к ха­латникам, а те опять пропивают. Но уж и до фабрики эти дети становятся совершенны­ми преступниками. Они бродяжат по городу и знают такие места в разных подвалах, в которые можно пролезть и где можно пере­ночевать незаметно. Один из них ночевал несколько ночей сряду у одного дворника в какой-то корзине, и тот его так и не заме­чал. Само собою, становятся воришками. Воровство обращается в страсть даже у восьмилетних детей, иногда даже без всяко­го сознания о преступности действия. Под конец переносят все — голод, холод, побои, — только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродяжить уже от себя. Это дикое существо не понимает иногда ни­чего, нигде он живет, ни какой он нации, есть ли Бог, есть ли государь; даже такие передают об них вещи, что невероятно слы­шать, и, однако же, всё факты.

Ф.М. Достоевский «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

Но я романист, и, кажется, одну «исто­рию» сам сочинил. Почему я пишу: «кажет­ся», ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и ког­да-то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огром­ном городе и в ужасный мороз.

Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или да­же менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он выле­тает. Но ему очень хотелось кушать. Он нес­колько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяй­ку углов захватили еще два дня тому в по­лицию; жильцы разбрелись, дело празднич­ное, а оставшийся один халатник уже це­лые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь поми­равшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться под­ходить к ее углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбу­дить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он поди­вился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. «Очень уж здесь холодно», — подумал он, постоял нем­ного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, наша­рив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.

Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откудова он при­ехал, по ночам такой черный мрак, один фо­нарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется — никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи со­бак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло, и ему да­вали кушать, а здесь — Господи, кабы поку­шать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рых­лый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, Господи, так хочется по­есть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо про­шел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.

Вот и опять улица, — ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до по­толка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кру­гом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистень­кие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком тан­цевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него бо­лят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят паль­чики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комна­ту, опять там деревья, но на столах пироги, всякие — миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закри­чали и замахали! Одна барыня подошла пос­корее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испу­гался! А копеечка тут же выкатилась и заз­венела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поско­рей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, Господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-сов­сем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких

скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шеве­лятся, говорят, совсем говорят, — только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как дога­дался совсем, что это куколки, — вдруг рас­смеялся. Никогда он не видал таких куко­лок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на ку­колок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бе­жать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, — и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и тем­но».

Присел он и скорчился, а сам отдышать­ся не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так теп­ло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут зас­нуть: «Посижу здесь и пойду опять посмот­реть на куколок, — подумал мальчик и ус­мехнулся, вспомнив про них, — совсем как живые!..» И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. «Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!»

— Пойдем ко мне на елку, мальчик, -прошептал над ним вдруг тихий голос.

Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не ви­дит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, — о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревь­ев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его ма­ма и смеется на него радостно.

— Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, ма­ма! — кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им пос­корее про тех куколок за стеклом. — Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? — спра­шивает он, смеясь и любя их. — Это «Христова елка», — отвечают они ему. — У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки… — И узнал он, что мальчики эти и де­вочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к две­рям петербургских чиновников, другие за­дохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссох­шей груди своих матерей, во время самарс­кого голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то-они те­перь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнает сво­его мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы свои­ми ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо…

А внизу наутро дворники нашли малень­кий трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла еще прежде его; оба свиделись у Господа Бога в небе.

И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, — то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа — уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх