Помост

Вопросы веры

Древняя школа на Руси

Тайны Истории

Кто стоит за властью: действительность пугает. В мире всё не так, как вы себе представляете. Считается, что миром управляют президенты, короли, политики и государственные лидеры. Конспирологи убеждены, что на самом деле в мире существует множество тайных сообществ, большая часть из которых неизвестна простым людям. Именно они наделены настоящей властью над миром.

1. Череп и кости

Секретное общество «Черепа и Костей» — одно из сообществ, которое как никакое другое связывают с теорией заговора.

Оно было основано студентами Йельского университета в 1832 году. Считается, что основоположники ЦРУ являлись членами сообщества и до сегодняшнего дня оно продолжает контролировать спецслужбы.

2. Группа Бильдербергер

Организация появилась впервые в Нидерландах в 1954 году, но существовало главным образом в США помимо Европы. Существует мнение, что членами сообщества являются наиболее влиятельные люди мира, элита, включая президентов и лидеров Евросоюза.
Наиболее распространенная версия заключается в том, что группа некогда была связана с нацистами, а позднее встала за Республиканской партией США и теперь пытается навязать всем единое мировое правительство.

3. Масоны

Общество было основано в Лондоне в 1717 году. По последним данным, в наши дни более шести миллионов человек, членов сообщества, разбросаны по всему миру. Среди них были Гарри Гудини, Джордж Вашингтон, Уинстон Черчиль, Моцарт, Бенджамин Франклин и многие другие. Предполагается, что именно масоны стояли за Французской революцией.

4. Тамплиеры
Орден рыцарей-тамплиеров был сформирован в 1119 году девятью рыцарями. Изначально это был католический орден, который создавался для защиты паломников, отправляющихся на Святую Землю. Считается, что тамплиеры охраняют самые священные сокровища христианства. И хотя официально орден прекратил своё существование в 1312 году, многие убеждены, что тамплиеры существуют до сих пор.

5. Ассасины или хашишийа
Сообщество известно как самое страшное из всех мировых тайных обществ. Есть мнение, что люди, входящие в сообщество, стояли за убийствами видных политических и религиозных деятелей. Общество появилось в XII веке и прекратило существование в конце XIII.

6. Кадавер общество
Общество возникло благодаря студентам Вашингтонского университета и Ли. До сих множество подземных ходов находятся под кампусом учебных заведений. Сообщество Кадавер предположительно является одной из ветвей иллюминатов, именно эта группа контролирует банки и правительства.

7. Герметический орден Золотой зари

Орден возник в конце XIX века и был посвящен изучению оккультных, метафизических и паранормальных явлений. Общество известно и под другим названием «Золотой рассвет». Оно оказало большое влияние на западные оккультные течения XX века.

8. Орден восточных тамплиеров

Религиозное и братское общество, основанное на масонстве, но также сосредоточенное на оккультизме, появилось в 1921 году. Орден подозревают в использовании чёрных ритуалов, связанных с призыванием дьявола.

9. Орден розы и креста

Розекрейцерство возникло в начале XV века, основоположниками были немецкие протестанты. Членов сообщества считают опасными людьми, поскольку они использовали оккультные практики для изменения мира. Считается, что розенкрейцеры стояли за всеми революциями современной истории.

10. Иллюминаты

Наиболее известное тайное мировое сообщество. Предполагается, что именно это общество было сформировано для того, чтобы положить конец суевериям, религиозному влиянию на людей и общественную жизнь, а также покончить с злоупотреблением государственной властью. В тайное общество входят атеисты, их подозревают в мировом заговоре, за которым должен будет последовать новый мировой порядок.

1 сентября миллионы детей пошли в школу — так же, как их сверстники 100, 200 и даже 500 лет назад. На Руси к образованию подрастающего поколения относились серьезно. Предлагаем вам небольшой обзор-ретроспективу, как развивалось образование на Руси начиная с IX века.

В IX веке, когда только появилось отдельное государство — Киевская Русь, а русичи были язычниками, письменность уже существовала, но образование было еще не развито. Учили детей в основном индивидуально, и только потом появилось групповое обучение, которое стало прообразом школ. Это совпало с изобретением буквенно-звуковой системы обучения. Русь в те времена была тесно связана торговыми отношениями с Византией, откуда к нам начало проникать христианство, задолго до его официального принятия. Поэтому первые школы на Руси были двух типов — языческие (куда принимались только отпрыски языческой верхушки) и христианские (для детей тех мелких княжичей, которые уже к тому времени крестились).

X век

В дошедших до нас древних грамотах написано, что основателем школ на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко. Как известно, именно он явился инициатором и исполнителем перехода Руси в православную христианскую веру. Для того чтобы народ побыстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение грамоте, чаще всего на дому у священника. В качестве учебников выступали церковные книги — Псалтырь и Часослов. Детей из высших сословий отправляли учиться, как написано в летописи: в «книжное научение». Народ всячески противился новшеству, но отдавать сыновей в школы все же приходилось (за этим строго следили) и матери рыдали и причитали, собирая нехитрые пожитки своих чад.
Известна дата основания самой большой школы «книжного учения» — 1028 год, сын князя Владимира князь Ярослав Мудрый самолично отобрал 300 смышленых мальчиков из привилегированной среды дружинников и мелких князей и отправил их учиться в Великий Новгород — самый большой в то время город. По указанию руководства страны активно переводились греческие книги и учебники. Школы открывали почти при каждой вновь построенной церкви или монастыре, это и были так широко известные впоследствии — церковно-приходские школы.

XI век

Это период расцвета Киевской Руси. Уже была развита широкая сеть монастырских школ, школ начальной грамоты. В программу школ входили счет, письмо и хоровое пение. Были также «школы книжного учения», с повышенным уровнем образования, в них детей учили работать с текстом и готовили в будущем для государственной службы. Работала «Дворцовая школа» при Софийском соборе, та самая, которую основал князь Ярослав Мудрый. Она теперь имела международное значение, в ней готовились переводчики и писцы. Также было несколько женских школ, где учили грамоте девочек из богатых семей.

Высшая феодальная знать учила детей на дому, отправляя по несколько отпрысков в отдельные, принадлежавшие им же селения. Там знатный боярин, грамотный и образованный, которого называли «кормильцем», учил детей грамоте, 5-6 языкам и основам государственного управления. Известно, что княжич самостоятельно «руководил» селением, в котором находилось «кормильство» (школа для высшей знати). Но школы были только в городах, в селах грамоте не учили.

XVI век

Во время монголо-татарского нашествия (начиная с XIII века) так широко развивающееся массовое образование на Руси было по понятным причинам приостановлено. И только начиная с XVI века, когда Русь полностью «освободилась от полона», школы начали возрождаться, причем называться они стали «училищами». Если до этого времени сведения об образовании были в очень малом количестве в дошедших до нас летописях, то с XVI века сохранился бесценный документ, книга «Стоглав» — собрание постановлений Стоглавого Собора, в котором участвовали высшее руководство страны и церковные иерархи.

В нем немало места было отведено вопросам образования, в частности, указывалось на то, что учителем могло стать только духовное лицо, получившее соответствующее образование. Таких людей сначала экзаменовали, потом собирали сведения об их поведении (человек не должен быть жестоким и злым, иначе никто детей в школу не отдаст) и только после всего позволяли учительствовать. Учитель вел один все предметы, ему помогал староста из числа учеников. Первый год учили алфавит (тогда надо было знать «полное имя» буквы), второй год складывали буквы в слоги, а на третий уже читали. В училища по-прежнему отбирали мальчиков из любых сословий, главное, чтобы они были смекалистыми и толковыми.

XVII век

До нас дошла чудом сохранившаяся ценнейшая рукопись «Азбуковник», написанная неизвестными авторами или автором в XVII веке. Это нечто вроде руководства для учителя. В нем четко указано, что учение на Руси никогда не было сословной привилегией. В книге так и написано, что учиться может даже «убогий и худородный». Но и насильно, в отличие от X века, никто не заставлял. Плата за учение для бедных была минимальной, «хотя бы какой-нибудь». Конечно, находились и те, кто был настолько нищим, что не мог дать учителю ничего, но, если желание учиться у ребенка присутствовало и он был «быстроумным», то земству (местному руководству) вменялось в обязанность дать ему самое начальное образование. Справедливости ради надо сказать, что так земство поступало не везде.

В «Азбуковнике» подробно описан день тогдашнего школьника. Правила для всех школ допетровской Руси были одинаковыми. Дети приходили в училище ранним утром и уходили после вечерней молитвы, проведя в школе весь день. Сначала дети рассказывали вчерашний урок, потом все ученики (их называли «дружиной») вставали на всеобщую молитву. После этого все рассаживались за длинным столом и слушали учителя. Книги домой детям не выдавались, они были главной ценностью школы. Детям подробно рассказывали, как нужно обращаться с учебником, чтобы он долго хранился. Убирались в школе и занимались ее отоплением сами дети. «Дружину» учили грамматике, риторике, церковному пению, землемерию (т.е. основам геометрии и географии), арифметике, «звездознанию» или основам астрономии. Также изучали и стихотворное искусство. Допетровская эпоха была необычайно интересной на Руси, но первые революционные преобразования ввел именно Петр I.

XVIII век

К этому времени вследствие развития уважения к человеческой личности, возникновения понимания важности развития человека, его образования для счастливой жизни возникло множество общеобразовательных школ, где учились мальчики, и частных пансионов для девушек.

На территории Российской Империи стали появляться профильные учебные заведения: Школа математических и навигационных наук, Артиллерийская школа; Медицинское училище; Инженерная школа, здесь тоже могли учиться только мальчики.

В это же время, в 1764 году, открылся Смольный институт для девушек, где они учились с 5-6 лет целых девять лет подряд. Там они получали комплексное образование: учились писать, читать, считать, изучали иностранные языки, брали уроки танцев, музыки, учились поведению в обществе, хозяйственным дисциплинам. В Смольном могли учиться только дети дворян. В 1869 году в России открыли первое женское учебное заведения с университетской программой — «Высшие женские курсы».

До начала двадцатого века школьникам жилось достаточно сложно, многие учебные заведения — это интернаты закрытого типа. Школьники постоянно там жили, очень редко, только лишь на праздники, они могли увидеть родных. Тем, кто хорошо учился и вел себя, устраивали встречи с родными прямо в помещении школы. О том, чтобы гулять по вечерам, ездить к друзьям в гости или просто где-нибудь веселиться, речь не могла идти — это было запрещено, это каралось разными извращенными трудовыми наказаниями. После 19.00 школьники не могли покидать помещение учебного заведения, где они жили, это происходило лишь в том случае, если они отправлялись куда-либо организованно, а это случалось редко.

Дети, которым посчастливилось учиться в обычной, по нашим меркам, открытой школе также жилось не на много веселее, чем воспитанникам школ-интернатов, ведь даже после того, как занятия в школе заканчивались, дети оставались под надзором учителя. Он каждый вечер захаживал домой к ребенку и проверял, занимается ли он уроками, не нужна ли ему помощь. Отправиться гулять или в гости без разрешения учителя было невозможно!

Именно с эпохой Петра 1 историки связывают коренные преобразования в образовательной сфере. В это время открываются не только школьные учреждения, которые были на порядок выше, чем самые первые школы, но и новые училища и лицеи. Основными и обязательными предметами для изучения становятся математика, навигация и медицина.

В 1834 году была введена школьная форма. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. В это же время появилась женская форма. И если форма мальчиков с тех пор менялась неоднократно, то женская форма — коричневое платье и белый фартук кардинально больше не изменялась.

Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.

XX век

В ХХ веке среднее образование стало обязательным для всех. Именно тогда права мужчин и женщин на образование сравнялись, школы стали похожи на современные. Теперь дети ходили в школу каждый день и возвращались оттуда домой. После того, как ребенок выходил из школы, ответственность за его жизнь и здоровье начинали нести родители, и уже они решали, куда ему идти, когда выходить на улицу и до которого часа гулять. Конечно, оставались школы закрытого типа, они есть и сейчас, это в основном специализированные заведения: военные, музыкальные, танцевальные.

Первые школы на Руси: какими они были

Питерякова Татьяна03.10.2019 в 17:34

Древняя Русь была богата крестьянами, дни и ночи работающими на своих землях и угодьях хозяев. Поэтому обучать особо было некого, разве что детей бояр и дворян. Правда, во время крещения Руси все стало меняться.

Обучение силой

По мнению историков, первые школы открылись в Киеве, в 988 году. Князь Владимир всерьез взялся за крещение людей, вместе с этим русские дети стали получать первые азы образования.

По указанию царя, в семьях бояр и дворян были собраны все дети, которых отдавали в специальные заведения для обучения книжному делу. Однако многие воспринимали это как пытку. Матери с трудом понимали, зачем у них забирают детей. Поэтому родительницы горько плакали и прощались со своими чадами так, будто видели их в последний раз.

Первое учебное заведение называлось «Книжное учение». В нем дети осваивали грамоту и другие науки. Всего в школе числилось 300 человек. Их разбили на мини-группы, за каждой из которых был закреплен свой педагог. Далее школы развивались при монастырях и храмах.

Однако сам термин «школа» стали использовать на Руси лишь в 1382 году, а до этого могли обучаться только мальчики. Сначала их учили книжному делу. Именно мужчины должны были быть более общительными, а девушкам это необязательно, так как на них возлагались обязанности хозяйки. Поэтому они должны осваивать ведение домашнего хозяйства.

Читайте также: Жандармы — лучшие офицеры России

Новый виток в образовании и первая женская школа

Однако в 1086 году на Руси все же появилось первое училище для женщин, основанное князем Всеволодом Ярославовичем. Его дочь Анна и обучалась здесь, и управляла заведением. Это было единственное место, где девушки учились грамоте и разным ремеслам.

А еще через 10 лет школы стали открываться везде. Сначала в больших городах вроде Полоцка, затем в маленьких. Школы строились обычно при храмах и монастырях, поэтому священники считались самыми образованными.

Первые частные школы и новый виток в развитии образования

С XV века школы перестали строить при монастырях и храмах. Появились частные заведения, именуемые «Мастерами грамоты». До XVII века школам сложно было прижиться, а в его начале возник новый виток в развитии образования страны с новым изучением наук и искусств. Это была эпоха Петра I, вместе с которым в Россию пришли лицеи и училища, а школы продолжали открываться.

Люди не сразу привыкли к образованию, в первые школы детей забирали силой. Такие учреждения не были любимы обычными людьми, и только в XVII веке их усовершенствовали.

Читайте также: Запрещая азартные игры, монахи играли в боулинг

Доклад по воспитательной работе «Древние школы на Руси»

Первые школы на Руси

Выполнила: Томилова С.В. воспитатель группы продленного дня ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ»

Цели:

1. Познакомиться с историей возникновения первых школ на Руси.

2. Узнать, как и чему учили ребят в древности.

3. Показать важность образования в жизни человека.

Школа – это учебное заведение, где ребёнка готовят к жизни

До 10 века на Руси школ не было .Детей отдавали в ученики к мастеру.

Но ситуация начала меняться после крещения Руси. Самые первые школы были образованы в Киеве в 988 году. Владимир Святославович распорядился основать первую школу. Бояре отдавали своих детей в школу для обучения письму и чтению. Такое принудительное обучение не вызвало интереса среди детей. Школьная грамота была неизвестностью для людей тех лет.

В Древней Руси термин «школа» в первый раз был упомянут к концу XIV века. Школа была учебным заведением, где обучали ремеслу, грамоте и науке. В маленьких селениях детям преподавал знатный и образованный боярин. Класс состоял из нескольких человек, обычно такие группы не были больше 5 учащихся.

В стенах первой школы сразу несколько сотен учеников получали образование. Ученики были разделены на разновозрастные группы до 15 человек. К каждой такой группе был прикреплен свой учитель.

На Руси учебные заведения назывались училищами: слово школа стала называться с 14 века.

Уже в первой половине 11 века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году.

Первая «школа учения книжного» открылась в Киеве в 988 г. при князе Владимире Святославиче.

Во времена правления князя Владимира в школе учиться могли только мальчики, а первыми предметами для их обучения стало книжное дело. Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно.

Образовательный процесс проходил точно также как и в других школах. К концу XI века школы открылись в других городах Руси. Учебные заведения открывали при церквях и монастырях. Священнослужители долгие годы считались самыми умными и начитанными людьми. Уже с XV века частные школы открылись во многих городах и поселениях.

И только в мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович. Обучение предоставлялось девушкам из зажиточных семей того времени.

В начале 1096 года школы начинают открываться уже по всей Руси. Первые школы начинали появляться в таких крупных городах как Муром, Владимир и Полоцк, причем строились чаще всего при монастырях и храмах. Таким образом , священники считались на Руси самыми образованными людьми.

Первые школы на Руси хоть и существовали, но не расцветали и постепенно начинали угасать. И только в 17 веке изучение наук и искусств в школах начиналось по новому в эпоху Петра 1.

В 18 веке Петр I издаёт указ об открытии начальных школ во всех губерниях(областях). В его царствование было открыто 110 таких школ. Детей обучали чтению, письму и счёту. Пётр I многое сделал для просвещения народа т.к. понимал, что без образованных людей страна останется отсталой и бедной.

В 1701 году в Москве открывается Школа математических и навигационных (морских) наук.

В 1764 году в

Санкт-Петербурге открывается Смольный институт Благородных девиц

Это было первое учебное заведение для девочек из семей дворян. Туда принимались девочки в возрасте 6 лет и обучение продолжалось 12 лет.

Но школ было мало, поэтому было мало специалистов.

Много для образования сделал Ломоносов. В основу образования вошел национальный русский язык. Главным научно-педагогическим центром был Московский университет.

Во второй половине ХIХ в.существовали две самые крупные группы среди начальных школ — церковно-приходские и земские.

В результате исследования я узнала о первых школах на Руси, как и чему учили сверстников в древности, о важности образования в жизни человека.

Я горжусь своею школой —

Светлой, яркой и весёлой!

Лучше всех других она,

Школа мира и добра!

Как появились школы

Привычное явление для большинства стран мира – система школьного образования. Сами системы могут разниться, но, так или иначе, базовое образование перестало быть диковинным, как это можно было наблюдать в некоторых европейских странах еще в начале прошлого столетия.

Первые школы

Существует теория, согласно которой первые школы в истории человечества появились не ради обучения, а для того, чтобы занять стариков и детей – две категории населения, которые были обузой для трудоспособного населения. Одним из подтверждений этого может служить значение греческого слова «схоле», от которого произошло слово «школа», имеющееся в несколько измененной форме во многих языках. «Схоле» значило «заниматься чем-то во время досуга, проводить свободное время, быть праздным».

Также считается, что появление школ является атрибутом возникновения цивилизации. Уже в Древнем Египте появились первые школы, поскольку грамотность людей облегчала функционирование государственного аппарата. Правда, обучаться в школах имели возможность только дети представителей высших сословий: фараона, жрецов, чиновников и лишь изредка, за большую плату дети людей попроще. Школы в Древнем Египте располагались при храмах.

В Древней Греции образованность и всестороннее развитие ценились сами по себе. Мальчика, достигшего семилетнего возраста, забирал от матери отец на свое и педагога-раба попечение (др. греч. «педагог» – «ведущий/сопровождающий ребенка»). Кстати, в древнегреческих школах уже было первое подобие школьной формы. Продолжить обучение юноши 16–18 лет могли в свободных гимнасиях, а также в школах риторов и философов. Девочек мама учила ведению домашнего хозяйства, но на этом обучение женского пола не заканчивалось. Образованная древнегреческая девушка должна была быть знакома с литературой, уметь петь и танцевать (для участия в ритуальных праздниках).

Допетровская эпоха

В Древней Руси поначалу были училища, постепенно превращавшиеся в школы. Например, известно о существовании школы, основанной Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. В древнерусских школах XI–XV веков изучали грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку, астрономию (то есть семь свободных искусств, восходящих к самой античности). Школы не только выполняли функции учебных заведений, но были настоящими центрами культуры. В них переводили труды иностранных авторов, переписывали рукописи. Монголо-татарское нашествие привело к упадку уровня образования, а центрами образования стали монастыри, то есть образование из преимущественно светского превратилось в основном в духовное.

Определенный подъем уровня образования стал наблюдаться со становлением и укреплением Московского государства. Для элементарного функционирования государственного аппарата требовались грамотные люди. А после Смуты образование было необходимым инструментом в политической и идеологической борьбе. Тогда, в XVII веке, были открыты Киево-Могилянская коллегия и по ее образцу – московская Славяно-греко-латинская академия. С середины того же столетия в Москве начали открываться школы, работавшие по образцу европейских грамматических школ и позволявшие получить светское и богословское образование. Кстати, в допетровскую эпоху образование не носило сословного характера.

Б.М. Кустодиев. Земская школа в Московской Руси

Стандартизация

Петр I создал систему профессионального образования в России, а с 1714 года обязал детей всех сословий, кроме крестьян, получать образование. Правда, при Петре внимание образованию уделялось в связи с развитием армии и флота, да и сами цифирные школы, подчинявшиеся Адмиралтейств-коллегии, популярностью у населения не пользовались, так что их отменили в 1744 году. В целом школьная система образования в России XVIII века была разрозненной. Образовательные учреждения отличались по типам, программам, качеству подготовки учеников.

При Екатерине II, активно изучавшей опыт стран Западной Европы, впервые в России стала внедряться классно-урочная система, началась стандартизация образовательного процесса. Первый четкий образовательный план и единый список учебников появились в XIX веке. В начале XIX века были также введены три типа школ: приходские и уездные училища, а также гимназии (или губернские училища). В школах первых двух типов могли учиться дети из любых сословий, образование для них было бесплатным. В приходских школах давалось начальное образование: чтение, письмо, счет, Закон Божий. В уездных училищах изучение этих дисциплин проходило углубленно, добавлялись грамматика с географией, арифметика с геометрией, история с физикой и технологией.

В.Е. Маковский. В сельской школе

При Александре II были попытки борьбы с распространявшимся революционным духом среди интеллигенции путем реформирования образовательной системы. Целью ставилось создание глубоко разбирающихся в точных науках дисциплинированных людей. Для этого упор делался не на гуманитарные дисциплины, развивающие в человеке широту мысли и заставляющие увидеть проблемы общества.

Отдельного внимания заслуживают земские школы, появившиеся в России в результате земской реформы 1864 года. В них обучались дети от 8 до 12 лет в течение трех лет. Обязательно изучались чтение и письмо, основы арифметики, Закон Божий (в меньшей степени). Со временем программа расширилась.

Н. П. Богданов-Бельский. Устный счёт.
В народной школе С. А. Рачинского

Несмотря на все это, уровень грамотности населения России к началу XX века оставался крайне низким: примерно пятая часть подданных российской короны владела грамотой (существенно меньше, чем в большинстве стран Европы). Это было связано с тем, что преимущественное большинство населения составляли крестьяне, для которых ребенок, как только он становился способен оказывать маломальскую помощь семье, был нужнее для домашних дел. Кроме того, земские школы не могли охватить достаточное количество населения страны.

Большевики после революции пытались решить проблему образования. К 1933 году после различных экспериментов образовательные программы были унифицированы и под них созданы учебники. Тогда-то и закрепился тип урока, существующий по сей день (если не принимать во внимание отдельные изменения и нововведения последних лет).

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх