Помост

Вопросы веры

Духовный мир

ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

Духовный мир человека — это сфера его жизнедеятельности, в которой он проявляет свои интеллектуальные и творческие способ­ности. Духовный мир индивидуален и неповторим, постоянно развивается. Он проявляется в определенных видах деятельности (духовное производство), формах поведения и системе ценностей, разделяемых человеком.

Духовный мир не является чем-то изолированным. Он выходит за рамки индивидуальных интересов человека, соприкасаясь с духовными интересами других людей. Обладание высокими нрав­ственными качествами, творческим потенциалом, стремлением действовать во благо других называется духовностью. Духовность присуща не всем людям. Духовный человек обладает развитым самосознанием, потребностью к познанию и самопознанию, бес­прерывному поиску истины.

Критерием духовности служит участие индивида в духовной деятельности, которую условно делят на духовно-теоретическую и духовно-практическую. Духовная деятельность в целом связана с изменением сознания людей. Духовно-теоретическая деятельность направлена на создание духовных ценностей — идей, теорий, норм, идеалов, которые могут принимать форму научных и худо­жественных произведений. Духовно-практическая деятельность свя­зана с сохранением, воспроизведением и распространением со­зданных духовных ценностей.

Для характеристики духовной деятельности часто применяют термин духовное производство.В отличие от материального произ­водства, создающего материальные предметы, духовное произ­водство направлено на достижение результатов умственной дея­тельности в форме научных трудов и литературных сочинений, произведений скульптуры и архитектуры, музыки и живописи, кинофильмов и телевизионных передач, которые включают в себя созданные их авторами идеи, образы и чувства.

Духовное производство напрямую связано с производством материальным. Для духовного производства необходимы бумага, краски, письменные принадлежности и т.д. В то же время резуль­таты духовного производства часто преобразуются в объекты ма­териального мира (например, создание на основе научных иссле­дований новой модели двигателя).

Духовное производство есть профессиональная деятельность таких людей, как артисты, художники, скульпторы, ученые. Но нередко субъектом духовного производства выступает сам народ, создающий сказки, песни, былины, другие произведения народ­ного творчества.

Сохранению результатов духовного производства способству­ют специальные учреждения: библиотеки, музеи, картинные га­лереи, архивы. Знакомясь с их содержимым, мы приобретаем но­вые знания, удовлетворяем духовные потребности и тем самым осуществляем процесс духовного потребления.

Духовные ценности, которые человек воспринимает, не исче­зают, а обогащают его духовный мир. Это восприятие носит твор­ческий характер. Каждый человек по-своему осмысливает содер­жание произведения литературы, искусства и т.д. Духовные за­просы людей значительно различаются. Один слушает классическую музыку, а другой — эстрадную. Кому-то нравится ходить в театры, а кому-то — в кино.

Исследования показали, что уровень образования и обшей куль­туры человека, непосредственно влияет на потребление им духов­ных ценностей. Чем выше культура человека и уровень его образо­вания, тем больше средств и времени он стремится выделить на удовлетворение духовных потребностей.

В целом духовная деятельность многообразна и имеет множе­ство проявлений. Она может стать основой профессии человека, его хобби или способом проведения досуга. Но в любом случае она духовно обогащает, способствуя реализации творческого по­тенциала людей.

Одна из составляющих духовного мира человека — мировоззре­ние— совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, опреде­ляющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения.

Чувство страха или гармонии по отношению к окружающему миру, удовлетворенность действительностью или стремление ее изменить — все это определяется мировоззрением.

Мировоззрение носит исторический характер. В каждую эпоху человечество имело определенный уровень знаний, специфичес­кие проблемы, особые способы их решения, определенную сис­тему духовных ценностей. Каждый человек обладает только ему присущими особенностями. Но есть масса объединяющих людей факторов, которые влияют на формирование их общего мировоз­зрения. Это общность родины, языка, культуры, истории своего народа, имущественного положения, образования, уровня зна­ний и т.д. Поэтому неудивительно, что у многих людей могут быть сходные позиции в оценке окружающего мира. Таким образом, мировоззрение выступает объединяющим фактором, обеспечива­ющим целостность общества. Посредством мировоззрения обще­ственное сознание воздействует на сознание человека, заставляя его занять осмысленную жизненную позицию.

В науке существует множество подходов к проблеме класси­фикации мировоззрения. Но независимо от типа мировоззрение решает три основных вопроса: 1) отношение человека к миру в целом; 2) место и назначение человека в окружающем мире и 3) познание и преобразование мира. Выделяют пять типов миро­воззрения — обыденное, мифологическое, религиозное, философ-скос, научное.

Обыденное мировоззрениеформируется в процессе личной прак­тической деятельности человека. Если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал философию или религиозные учения, то его мировоззрение скла­дывается стихийно, основываясь па непосредственном жизнен­ном опыте. Недостаток такого мировоззрения состоит в том, что

оно мало соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией. Тем не менее, обыденное мировоз­зрение широко распространено в настоящее время.

Мифологическое мировоззрениесуществовало у многих народов на заре развития человечества. Миф — это сказание, которое сим­волически выражает некоторые события, имевшие место в прошлом народа, в свете религиозных веровании.Миф представляет собой причудливый синтез рационального и иррационального, правды и вымысла, истины и заблуждения в сознании людей. Первобыт­ные люди, не имея возможности объяснить многие явления при­роды, изображали мир населенным фантастическими существа­ми, способными творить чудеса. В мифах отражались результаты наблюдений за природными объектами и явлениями, содержа­лись предания о давних событиях и рассказы о дальних землях. Все это тесно переплеталось между собой и, передаваясь из поколе­ния в поколение, обрастало новыми подробностями как вымыш­ленными, так и реальными. Миф выступает наиболее ранней фор­мой духовной культуры человечества, объединяющей в себе за­чатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, устного творчества. Лишь значительно позже эти элементы обосо­бились и получили самостоятельное существование. Мифологи­ческое мировоззрение отрицает возможность постижения и объяс­нения мира. Оно призывает человека к покорности и упованию на помощь высших сил, олицетворенных в идолах, талисманах, доб­рых духах. В современном мире мифологическое мировоззрение не имеет широкого распространения. Пережитками его могут быть названы различного рода суеверия.

Религиозное мировоззрение — это мировоззрение, основанное на догмах религий, существовавших и существующих в мире в настоящее время. Основы религиозных учений содержат обычаи и традиции язычников и священные книги мировых религий: Биб­лия в христианстве. Коран в исламе и т.д. В религиозных постула­тах уже содержатся взгляды па мир, его происхождение, на пред­назначение человека, определяются богоугодный образ жизни, правила поведения (заповеди), с выполнением которых связыва­ется спасение души. В соответствии с религиозными нормами человек должен принимать религиозные догмы на веру без каких-либо сомнений и размышлений. Сомневающийся отступает от бога, впадает в ересь и осуждается церковью. Религиозное мировоззрение нацеливает человека на совершение нравственных поступков, дает ему веру в возможность достижения поставленных целей. Тем не менее, слабые стороны религиозного мировоззрения составляют непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас — их игнорирование.

В отличие от мифологического и религиозного философское мировоззрениедает объяснение действительности с позиции разума. Наблюдение, обобщение, выводы, доказательства стали вы­теснять вымысел и сюжеты мифологии, оставляя их искусству. Мифы подвергались пересмотру, и им придавалось новое, рацио­нальное толкование. Таким образом, философское мировоззрение не только отмежевалось от мифологии, но и преодолело ограни­ченность обыденного сознания. Появление философского миро­воззрения означало зарождение теоретической мысли, способной не только накопить массу объективной информации, но и объяс­нить ее, и вместе с тем создать представление о целостном и еди­ном в своей основе мире. Кроме познания мира философское ми­ровоззрение включает в себя взгляды на природу человека, его судьбу и смысл человеческой жизни. Различные проблемы рас­сматриваются через постоянное осмысление отношений человека и мира.

Современное научное мировоззрение — это продолжение того направления мировой философской мысли, которое в своем раз­витии опиралось па достижения науки. Оно включает в себя науч­ную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Преимущества научного мировоззрения состоят в его опоре на достижения науки, тесной связи с практической деятельностью людей. Достижения научно-техни­ческого прогресса подтверждают многие выводы, сделанные уче­ными на основе научно-мировоззренческой позиции. Тем не менее, проблемой остаются гуманизация научного мировоззрения, оценка окружающего мира с точки зрения укрепления общечело­веческих ценностей: добра, свободы и справедливости. Все же на­учное мировоззрение наиболее перспективно для деятельности современных людей в развивающемся обществе по пути научно-технического, социального и экологического прогресса.

Независимо от типа, мировоззрение играет большую роль в жизни людей. Оно помогает человеку ориентироваться в окружа­ющей действительности, ставить цели и определять средства их достижения. На основе своих мировоззренческих позиций человек решает, что для него имеет истинный смысл, а что ложно и не­значительно.

Вопросы и задания

1. Дайте характеристику понятия «духовный мир человека».

2. Что такое духовность? Каковы ее критерии? Какого человека мож­но назвать духовным, а какого — нет?

3. В чем отличие духовно-теоретической деятельности от духовно-прак­тической?

4. Что такое духовное производство? Как оно взаимосвязано с мате­риальным производством?

5. В чем состоят духовные ценности? Как они усваиваются человеком?

6. Какую роль в жизни человека играет мировоззрение?

7. Какие факторы влияют на формирование мировоззрения?

8. Какие существуют типы мировоззрения? Дайте их характеристику.

9. Какие типы мировоззрения преобладают в современном обществе?
К какому типу мировоззрения вы можете отнести свои взгляды?

Духовный мир человека

Духовный мир человека — это его индивидуальная духовность, это внутренний мир человеческого «Я», совокупность идей и образов, ценностей и интересов. Этот мир выражает уникальный набор черт личности, который проявляется в индивидуальных особенностях его активности.

Духовный мир формируется в процессе социализации, когда складывается иерархия ценностей данной личности, которая может изменяться на протяжении всей жизни человека.

Что же такое ценности как элемент духовного мира человека?

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение).

Эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась. В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием. Начиная уже с Сократа и Платона, основными вопросами были: Что есть благо? Что есть справедливость? Они же являлись и главными критериями истинного бытия.

Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения софистов, все ценности индивидуальны и относительны. Это вытекало из их основного тезиса: «человек есть мера всех вещей».

Попытку разделять ценности предпринял Аристотель. Он, с одной стороны, признает самодостаточные ценности, к которым, в частности, относятся человек, счастье, справедливость и т.д. Но вместе с тем, он утверждает и относительный характер большинства ценностей.

Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В Средние века ценности приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. Гегель особое внимание уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары. Любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью. Эти ценности всегда относительны, т.е. зависят от спроса, «от продажи, от вкуса публики». Во втором смысле ценности связываются со свободой духа. Здесь ценность есть не объективная реальность, а идеальное бытие. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценности рассматриваются как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры.

Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. В этом смысле наименее долговечными являются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами. Более высокими являются ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности.

Каждый человек строит жизнь в соответствии с определенной системе ценностей, которая призвана удовлетворить его потребности.

Ценность — это материальное или духовное благо, к которому человек стремится, а, достигнув, старается удержать.

Благо — это явление, которое обеспечивает жизнь и развитие человека (вещь, идея, событие).

В этом смысле можно сказать, что ценности определяют способ существования личности. Причем разные ценности имеют для нее различное значение и с этим связана иерархия ценностей. Ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека. Сытый и голодный будут по-разному относиться к куску хлеба, а симфоническая музыка (или рок-музыка) могут вызывать у людей не только чувство глубочайшего наслаждения, но и раздражение. То есть, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей и их иерархии. Однако, несмотря на различие ценностей и их относительный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность — это сам человек, его жизнь. Такую же ценность представляют и социальные общности, и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Помимо этого к высшим ценностям следует отнести такие наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т.д.

Сравнительный анализ ценностей западной и восточной культур на современном этапе их развития показывает, что они различны.

В западной культуре в качестве первичных выступают такие ценности, как свобода, индивидуальность, богатство, конкуренция, равенство женщин в обществе.

В восточной культуре на первом месте находятся коллективная ответственность, скромность, уважение к старшим, материнство, авторитаризм. В каждом типе культуры имеются свои достоинства и недостатки.

Целостность духовного мира человека проявляется в его мировоззрении.

Мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир, на свое место в нем; совокупность ценностей, норм, убеждений и идеалов. Мировоззрение является фундаментом человеческого сознания. Оно может быть основано на различных знаниях и способах мышления. В зависимости от знаний, которые лежат в основе мировоззрения, оно может принимать следующие формы.

Мифологическое мировоззрение — фантастическое, т.е. выдуманное, представление о действительности. Классический пример — античная мифология. Данное мировоззрение доминировало в общественном сознании первобытного общества. Оно складывалось как единая (синкретическая) форма сознания, нерасчленённая на отдельные виды. Это наиболее ранняя форма духовности человека, объединяющая зачатки знаний, верований, моральных норм, политических взглядов, разных видов искусства и философского осмысления мира. Человек постепенно осмысливал природу и потому одушевлял её по аналогии с собой. В мифологическом сознании сочетались реальность и фантазия, естественное и сверхъестественное, знание и вера, мысли и эмоции.

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы, которые играют главную роль в устройстве мира. Это мировоззрение предполагает раздвоение мира на земной и небесный, поклонение сверхъестественным существам. С угасанием первобытных форм общественного сознания мифологическое мышление начинает выражаться в первобытных формах религии: фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Религия — это один из вариантов поиска смысла мира, одна из попыток его понимания. Согласно богословскому толкованию религия связывает человека с Богом. Для религии мир имеет разумный смысл и цель. Духовным началом мира, его центром, специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия является Бог. Таким образом, религиозное мышление является исторически сложившейся формой мировоззрения, его очередным этапом развития.

Обыденное мировоззрение проявляет себя форме здравого смысла при решении практических задач. Оно играет значительную роль в жизни людей, но не всегда является достаточно продуманным, не лишено ошибок и заблуждений. Почти всегда трудности возникают при решении сложных проблем, когда требуются фундаментальные научные знания.

Научное (в том числе, философское) мировоззрение- рациональное объяснение мира, основанное на логическом анализе. Ему присущи доказательный и системный характер знаний. Поэтому философия, формируя целостное понимание мира, выступает ядром мировоззрения. Рождение философии было одной из составных частей культурного развития человечества, обеспечившее резкий прирост теоретических знаний о мире. Одной из основных в философии является проблема предназначения человека, цели и смысла его жизни.

Человек — единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой, и которую он вынужден постоянно решать. Этот вопрос — вечный. Каждое новое поколение пытается найти на него приемлемый ответ. Для некоторых людей эти поиски решения связаны с сильными душевными переживаниями. Эту проблему обостряют социальные факторы и события личной жизни человека: возрастные периоды, крутые изменения в личной судьбе, утрата близких людей и др.

Что же такое «смысл жизни»?

Смысл жизни — это совокупность идей, обосновывающих выбор человеком целей его существования и способов их достижения.

Цель жизни, чаще всего, строится из каких-то конкретных целей на отдельный период времени. А может быть наоборот: Большая Цель диктует промежуточные этапы ее достижения. Людей — миллиарды. У каждого свои интересы и цели. Поэтому единая для всех формула смысла жизни не возможна. Философия аккумулирует, анализирует опыт человечества по этой проблеме и даёт возможность познакомиться с вариантами решения этой проблемы. А каждый человек должен сам найти свой смысл жизни, прилагая для этого собственные духовные усилия.

Обращаясь к истории человеческой культуры, обществоведы выделяют несколько получивших распространение подходов. Широко известен религиозный подход, основанный на вере в божественное происхождение души, посмертное существование которой зависит от выполнения установленных религией норм поведения. Жизнь при этом теряет собственную ценность, становится лишь кратковременным средством обеспечения вечного духовного существования. Такой подход, естественно, ведет к аскетизму, самоограничению собственно человеческих потребностей и желаний. Близки к нему фаталистические настроения, характеризующиеся признанием изначальной заданное™, неизбежности происходящего, невозможности для человека радикально повлиять на события и смысл собственной жизни, не говоря о жизни своего народа, общества. Самое большее, что может человек, — пытаться сохранить свое внутреннее достоинство перед лицом неумолимого рока.

Прямо противоположно гедонистическое понимание смысла жизни, корни которого уходят в древнегреческую культуру. Гедонизм сводит смысл жизни к наслаждению, наслаждению любой ценой и как можно более полному.

Как показала история, в большинстве случаев реализуется подход, при котором смысл жизни человека переносится в сферу общественных отношений, подчиняется определенному социальному идеалу. Таким идеалом может быть патриотизм — служение Отечеству, своему народу. В качестве социального идеала может выступать благополучие, процветание нации, ее самоопределение, культура, благосостояние. К социальным идеалам относится и служение определенным классам, примером чего является социалистический идеал, связанный со стремлением к освобождению людей труда от экономической эксплуатации и социального неравенства. Человек может избрать целью своей жизни служение идеалам Истины, Добра, Справедливости, Красоты и т.д. Опасность всех идеалов узко социального плана состоит в том, что их лозунги могут использоваться социальными экстремистами. При этом человек оказывается не целью, а лишь средством в руках неких социальных сил, его гуманистическое существование может оказаться под угрозой.

Широко распространен гуманистический подход, ориентированный на самовыражение, самореализацию человека во всех формах его существования. В частности, человек самоутверждается, совершенствуется в социобиологическом плане. Он стремится к тому, чтобы быть здоровым, физически развитым, нормально питаться, создавать семью, растить детей, пользоваться всей полнотой счастья, отведенного ему природой. В то же время человек как существо социальное стремится к общественной самореализации во всех значимых областях социальной жизни. Он должен многое дать обществу и многое получить от общества. Наконец человек как существо духовное вправе стремиться к самореализации в сфере высших для него нравственно-эстетических качеств. Как правило, это комплекс идей, включающих служение семье, Родине, Богу. С жизненным опытом понимание человеком цели и смысла его существования может изменяться, совершенствоваться, расширяться, приобретать новые формы выражения.

В настоящее время все больше распространяется подход, при котором в центр человеческого мировоззрения ставится сама жизнь, прежде всего биологическая жизнь нашей планеты. Этика «благоговения перед жизнью» (А. Швейцер) способствует гуманизации человеческого общества, облагораживает духовный мир человека, способствует уменьшению насилия, разрешению глобальных проблем современности.

Таким образом, к настоящему времени в философии сформулированы следующие варианты обретения смысла жизни.

  • 1. Смысл жизни в том, чтобы обеспечить исключительно личное благополучие, заниматься только собственным совершенствованием, беспокоиться только о личном спасении или удовольствии, славе или карьере и т.п.
  • 2. Смысл жизни в служении кому-то или чему-то (Богу, государству, науке, коммунизму, семье, совершенствованию человечества как венца природы и т.д.).

Эти варианты — крайности. В их основе противоположные жизненные позиции: эгоизм (эгоцентризм) и альтруизм (социоцентризм). Ведь каждый человек вынужден жить между двумя полюсами: Я (моё тело и душа) и Окружающий мир. Поэтому и существует две сферы его беспокойства: он сам и то, что его окружает. Но ни эгоизм, ни альтруизм в чистом виде, как правило, не доводят до добра и справедливости, более того, они в полном объеме никогда не могут быть реализованы. Поэтому в реальной жизни многие люди стараются держаться «золотой середины», т.е. других людей не озлоблять, но и себя не обделять.

Но находятся люди, которых указанные варианты не устраивают. Из них одни продолжают искать решение этой проблемы, а другие перестают ломать себе голову над этим. Их позиции описываются следующими формулами.

  • 3. Смысл жизни в том, чтобы искать этот смысл; если не мы, то следующие поколения найдут ответ на этот вопрос. Примечательно, в процессе своих поисков они фактически придерживаются той самой «золотой середины» между первыми двумя вариантами смысла жизни, т.е. служат своей Идее и при этом заботятся о своем благополучии, чтобы хватило сил идти к этой цели.
  • 4. В нашей жизни отсутствует какой-либо смысл; в ней нет ничего такого, о чём можно было бы специально беспокоиться, нет цели, к которой нужно специально стремиться, поэтому нет смысла говорить о смысле происходящих событий. Живи одним мгновением. Но здесь тот же самообман. Есть и служение Принципу, есть и стремление не пропустить удовольствия.

Осознание смысла жизни включает в себя определенное отношение к смерти человека. Жизнь и смерть — вечные темы философского, нравственного, художественного осмысления. Обращение к данной проблеме является одним из самых существенных отличий человека от животного. Часто речь идет о соотношении жизни, смерти, бессмертия, которое рассматривается в нескольких основных аспектах и исходя из мировоззренческих основ той или иной культуры.

С научной (биологической) точки зрения, жизнь, рассматриваемая во вселенском масштабе, была порождена природой, и, следовательно, может порождаться ею и в дальнейшем. Жизнь и смерть — необходимые условия существования и эволюции всего живого, это эффективная форма развития и смены видов растений и животных. Без смерти не может реализоваться возможность приспособления к новым условиям существования, накопления необходимых изменений и их генетической передачи последующим поколениям. Каждое поколение, реализуя свой жизненный потенциал, обретает новые свойства, черты, которые должны быть переданы новому поколению, способному оценить достоинства и недостатки жизни предшествовавших поколений. Тем самым реализуется «социальная эстафета», столь необходимая для существования и развития человечества.

Биологическая и социальная «эстафета» предстает как основа представлений о бессмертии человечества: генетическое бессмертие, бессмертие достижений науки, нравственности, художественного творчества. Неизбежная личная смерть не должна служить основанием для пессимистического отношения к жизни и препятствием для самосовершенствования личности человека. Смысл жизни может быть заключен в стремлении осуществить социальное предназначение, реализовать духовный потенциал.

Вопросы для повторения:

  • 1. Что составляет духовный мир человека?
  • 2. Чем занимается аксиология?
  • 3. Каков смысл понятий «ценность» и «благо»?
  • 4. Что такое мировоззрение и каковы его виды?
  • 5. Что может выступать в качестве социального идеала?
  • 6. Каково соотношение цели и смысла жизни человека?

Духовный и материальный мир

В Ведах говорится, что есть два мира – духовный и материальный, и они сильно отличаются друг от друга. Материальный мир состоит из иллюзорной энергии Бога, и, по сути, является отражением духовного мира, так как здесь всё наоборот, всё перевернуто.
В материальном мире душа переживает рождение, болезни, старение и умирание тела, но в духовном мире это не так, потому что там нет грубых материальных энергий, поэтому нет рождения, старения, болезней и умирания. Духовный мир состоит из духовной энергии Бога, и в нем нет места страданиям материального существования.
Как только душа попадает в материальный мир, у нее сразу же начинаются проблемы. Нет смысла их перечислять, ибо они очевидны и всем известны.
Почему душа покидает духовный мир и приходит в материальный? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, нужно понять природу души и природу Бога, а также их взаимоотношения. Если вкратце, то душа является неотъемлемой частью Бога, и в духовном мире она естественным образом служит Богу (Единому Целому). Это можно сравнить с тем, как отдельные части тела и его органы служат всему телу – это естественный процесс служения во имя блага всего организма.
Но почему-то происходит так, что в какой-то момент у души возникает желание жить не ради блага всего организма, то есть для Бога, а пожить для себя – ради собственных удовольствий и наслаждений. Так как в духовном мире это невозможно, а все желания души (по законам Бога) должны быть исполнены, Бог и создал материальный мир.
Попадая в материальный мир, душа забывает свою истинную природу (вечность, знание и блаженство), Бога и свои взаимоотношения с Ним. Благодаря этой забывчивости, она может получить желанный опыт – жить для себя. Для души это как бы почувствовать себя Богом, хотя и в иллюзорном мире. Мы попадаем в материальный мир, чтобы получить этот опыт, разочароваться в нем, и вернуться обратно в мир духовный.
Сам материальный мир содержит в себе уникальный механизм выхода из него, и этом механизм называется «разочарование и страдания». Разочарования мы получаем постоянно, так как в материальном существовании нет настоящего счастья, к которому так стремится душа, а мимолетными удовольствиями душа не может удовлетвориться, так как ее истинная природа – вечность, знание и блаженство (и только это может принести душе удовлетворение).
Что касается страданий, то их тоже предостаточно в материальном существовании, и это не только четыре вышеперечисленных. Также страдания нам могут причинять другие существа, природные стихии и катаклизмы, а также наша карма (результаты прошлых поступков).
Когда душа подходит к полному разочарованию и теряет интерес к материальным «благам», у нее также исчезает материальная концепция жизни – идея и желание жить для себя. Это очень благоприятный момент для того, чтобы начать интересоваться запредельным, изучать эзотерику и мудрость о природе души и Бога, заниматься самопознанием и самосовершенствованием.
Таким образом человек познаёт, что материальное существование — это болезнь, а духовная практика – это лечение, которое обеспечивает возвращение души в духовный мир.
Жизнь человека предназначена для самоосознания, и, познавая себя, свою истинную природу, он получает возможность вернуться в духовный мир, где нет страданий, где он пребывает в гармонии, вечности, счастье и знании – только это может принести душе полное удовлетворение. Ничто в материальном мире не сможет заменить этого.

Мир духовный, мир материальный

А духовный мир постигается и вырисовывается в наших ощущениях, которые работают по принципу «вне себя». Для этого создается новый орган чувств, который ощущает другого: я чувствую то, что находится в нем, что ощущает он. Это можно сделать только тогда, когда человек получает свойство любви.

В нашем мире любовь – это самонаслаждение от пищи, секса, семьи, детей, неважно чего. Мы любим эти источники удовольствий, потому что они вызывают в нас особое возбуждение, которое мы ощущаем как нечто приятное.

Но истинная любовь предполагает любить не себя и в себе, а объект вне меня. И тогда получается, что я могу чувствовать то, что чувствует он. Если я приобретаю возможность ощущать что-то вне меня, тогда это называется обретением духовного свойства – свойства отдачи: настоящей любви, когда я могу любить то, что любит другой, а не то, что нравится мне. В этом отличие одного мира от другого.

Трудно говорить об этом, потому что это все время ускользает от новичков. Но постепенно, преодолевая всевозможные помехи, трудности, осуществляя тренировки, мы можем достичь состояния, когда действительно начнем ощущать то, что любит или не любит другой без всякого отношения к себе!

Но как это сделать без отношения к себе? И здесь наука каббала говорит, что надо сделать некоторые исправления, дополнения, подготовку. Это означает, что я делаю на себя сокращение, так называемый цимцум, и не включаю в свои ощущения – в сердце, разум и мысли – ничего, что есть во мне.

Я приподнимаюсь над собой и становлюсь абсолютно нейтральным, как будто меня лично не существует, а существует только некто другой. Я вхожу в него и ощущаю его в нем самом таким, как он ощущает самого себя. Вот тут-то у меня и возникает возможность подняться до уровня духовного сенсора – духовного сосуда (кли).

Это достигается путем тренировки, которая очень проста: я сижу вместе со своими товарищами, и мы занимаемся тем, что каждый пытается аннулировать себя перед другими, выйти из себя и постараться войти в них.

Это особая практика, которая осуществляется с помощью силы, называемой Высшим светом. Если мы пытаемся соединиться между собой над нашим эгоизмом, то на нас действительно нисходит особый Высший свет – альтруистическая сила, которая позволяет нам выйти из себя. И тогда мы создаем вне себя общее поле, в котором существуем как одно единое целое.

Эта практика называется «семинар». С помощью таких семинаров мы вызываем на себя окружающий свет (ор макиф), который приподнимает нас над нашей природой и дает возможность включиться друг в друга. Вот тогда мы начинаем через других ощущать Высший мир, новое пространство – свойство отдачи и любви, свойство нахождения вне себя, над собой.

Понятие духовность – это чаще всего вызывает у большинства людей ассоциацию с чем-то из области религиозных учений или же какими-то духовными обрядами, ритуалами. Данное слово не имеет ничего общего с нашей ежедневной рутиной. Казалось бы, что это уже давным-давно не актуально. Но если хорошенько подумать над тем, что, же такое духовность на самом деле, мы придем к простому пониманию: что духовность это – способность жить в гармонии и покое. Отсутствие духовности в человеке – очень плохой признак.

Духовность — это гармоничная жизнь телесного и душевного состояния человека. Духовный человек всегда открыт к добрым деяниям. Он не будет вредить окружающим людям, а только наставляет на путь истины

Такие люди не могут быть счастливы, так как в них нет никакого внутреннего баланса и гармонии с ментальным и реальным миром.

Для чего нужно духовное развитие

Люди должны чаще радоваться и испытывать чувства восторга, чтобы получить максимальную отдачу за все совершенные действия, чувствовать превосходство, и быть открытым к новым возможностям. Не стоит пренебрегать окружающими вас людьми.

Если часто поступать плохо, постоянно злиться и жаловаться на жизнь вероятность получить удовольствие снижается к нулевой отметке. Такие люди не чувствуют гармонии с окружающим миром, они все чаще замыкаются в себе, а потом становятся заложниками собственных чувств с негативным окрасом. (Смотрите таблицу чувств и эмоций ). Скорее всего, такой человек не сможет испытывать настоящего счастья.

Духовное развитие очень важный этап жизненного пути. Человек, у которого нет желания совершенствоваться обречен на постоянные муки и страдания. Обычно такие люди не могут добиться никакого успеха, и начинают сеять ненависть в окружающий мир

Духовное развитие дает превосходный шанс, чтобы ощутить большее количество положительных эмоций и просто радоваться жизни каждый день. Начиная путь просветления, каждый человек должен очистить себя от всех негативных затей и дурных помыслов. Внутренний мир позитивного человека позволяет получать вдохновение от всего, что происходит вокруг него. Благодаря духовному развитию, каждый из нас может создавать невероятные условия для собственной жизни, а так же для всех окружающих.

Духовность – это не просто слово, а настоящий образ жизни. Все действия должны быть направлены на благие цели. Побуждать человека к поступкам, которые приносят, положительный и полезный результат.

Духовный мир для человека — основа гармонии в жизни

Многим людям кажется, что жить в полной гармонии с окружающим миром не возможно, но это не так. Не смотря на все преграды и препятствия, которые встречаются на нашем жизненном пути, всегда есть возможность преодолевать их, и не останавливаться. При этом всегда оставаться в позитивном расположении духа, постоянно радоваться или восхищаться достижениями.

Наверняка и в вашем окружении есть человек, который придерживается духовных ценностей. Такие люди некогда не впадают в отчаянное состояние, они всегда готовы идти вперед и добиваться поставленных целей. Даже в те моменты, когда у них что-то не получается.

Когда среди серых будней видишь такого человека в своем окружении, все повседневные проблемы и рабочая рутина сглаживается. Духовный человек заряжает своей энергией позитива, всех вокруг и тебе становится не так тоскливо. Все вокруг начинают делать больше хороших и правильных поступков.

Когда коллектив наполняется позитивной энергией, когда все становятся добрее друг к другу, тогда образуется духовная жизнь окружающего нас общества.

Чтобы духовный мир человека соответствовал всем нормам и правилам духовности, необходимо хорошо работать над собственными ошибками. Для начала попробуйте разобраться в себе, и начните что-то менять, тогда вы и поймете всю силу данного учения

Духовность любого человека это не просто слово! В ней заключается гармония с самим собой и средой пребывания. Душа таких людей наполнена светом и любовью. В духовном мире нет таких чувств как:

  • Зависть;
  • Гнев;
  • Презрение;
  • Унижение;
  • Злость и т.д.

Во все времена, духовно нравственные каноны соблюдались благодаря правильному воспитанию, с самого детства. Духовная жизнь в современном обществе, способна привести все человечество к новым открытиям. Духовность — это путь каждого человека, который стремиться к созиданию и познанию неизведанных тайн бытия.

В мире добра нет негатива и неудач. Здесь каждый готов придти на помощь друг к другу. Никто не оставит в беде того кто нуждается в поддержке. Настоящий духовный мир человека, составляет в себе только положительные качества человека. Внутреннее состояние души таких людей очень уязвимо, так как эти люди всегда открыты для других. Они стараются избегать любых негативных событий по отношению к себе и окружающему миру.

Духовность — это такое определение внутреннего состояния души человека, которое всегда основывается на моральных и этических отношениях между людьми и окружающей средой.

Не стоит слепо следовать религиозным писаниям или философским учениям. Каждый человек должен самостоятельно определять свои собственные границы, чтобы сделать этот мир более красочным и добрым. Не нужно становится религиозным фанатиком, потому что это приведет вас только к разочарованию и саморазрушению

Стоит учитывать, что духовное развитие может привести человека к необдуманным поступкам, которые в неосознанном состоянии и без всякого умысла, могут нанести вред собственному благополучию. Это касается тех людей, которые фанатично относятся к подобным учениям духовности. Конечно же, мы должны постоянно совершенствоваться, но полученные знания необходимо использовать с умом и осторожностью. Духовное развитие не должно становится инструментом для сокрытия своих комплексов или недостатков.

Главная задача не просто слепо следовать тому, что говорит какой-то лидер или верить всему, что сказано в религиозных писаниях. В первую очередь необходимо заглянуть в глубину своей души и найти все уязвимые места. Чтобы в дальнейшем защитить себя от несправедливости, злобы или ненависти, которыми окутан весь наш мир. На пути каждого человека встречаются преграды и препятствия, которые на первый взгляд невозможно преодолеть. Однако это ложное восприятие происходящего. На самом деле, в нашем мире нет ничего такого, что могло бы помешать сделать нашу жизнь веселее и полезнее.

Слово духовность, какое у него значение

Если обратить внимание на толкование слова «духовность» в разных словарях русского языка, то мы увидим, что значение этого внутреннего состояния человека, будет находиться где-то между религиозным и моральным пониманием данного состояния.

На самом деле, так оно и есть!

Больше практикуйтесь, чтобы познать собственную душу. Только благодаря практике, можно всецело научиться контролировать свои эмоции и достичь во всем совершенстваУчение внутренней духовности человека, не предполагает ничего плохого. Как в религиозных писаниях, так и в различных научных работах известных философов. Духовный мир описывается, как что-то высокое и совершенное.

Следуя основным правилам и принципам, можно достичь максимального совершенства собственной воли и душевного состояния. Но стоит также учитывать тот факт, что в зависимости от национальных особенностей, в каждой стране, есть свои моральные принципы и правила. Исходя из этого, необходимо выделить основные сходства во всех писаниях и учениях. Концепция, которая заложена в понимании духовности везде имеет свои сходства.

Именно таким образом – сравнивая различные трактовки, можно постичь настоящую духовную истину. То есть понять саму суть духовности во всем мире. Во многих источниках, как религиозных, так и философских учениях, встречается слово «сострадание». Это может выглядеть немного иначе, или же называться другими словами, но все же основная задача, научить всех людей понимать и проявлять чувство сострадания.

Духовный человек обретая гармонию со своим внутренним миром, начинает чувствовать себя более сильным и нужным для этого мира

Такое послание несут в себе все без исключения религии мира. Кроме тех случаев, когда в духовный мир начинают вмешиваться политические убеждения. Политики всегда пытаются воспользоваться любыми способами, чтобы достичь своей цели. Для них нет никаких преград и моральных принципов. Они умудряются достигать своих политических амбиций, и даже хорошо зарабатывать на обмане простых людей.

Что такое духовность для человека

Что же такое духовность и как это объяснить простыми словами? Рассматривая каждую религию, где речь идет о духовном состоянии человека, то мы можем заметить, что многие понимания могут отличаться друг от друга, а в некоторых случаях даже противоречат своим «конкурентным сообществам». Здесь могут отличаться моральные принципы или другие качества, которые принято считать за правило в определенной стране или вероисповедании.

Необходимо провести большую работу над собой, чтобы духовный мир человека был сильным и крепким на протяжении всей сознательной жизни

Но, как уже было сказано выше, необходимо отобрать самое лучшее из всех учений и толкований. Нужно учитывать, что наш мир настолько разнообразен, что понимание добра и зла относительно.

Все вероисповедания настроены на то, чтобы сдерживать отрицательные чувства человечества. Везде говорится о смирении и покорности. Но это никак не сделает человека сильнее или умнее. Фундаментальные каноны и заповеди всех религий, направлены также на то, чтобы каждый мог выбирать для себя те основные принципы и закономерности, которые смогут привести нас к пониманию высшего разума.

Это не связано с материальными ценностями или благами народов, а простейшие инстинктивные побуждения, что приводят каждого живущего на земле человека, к состоянию умиротворенности и блаженства.

Их основная задача сделать этот мир как можно добрее и справедливее, чтобы все живые существа жили в гармонии друг с другом и взаимодействовали со всеми природными процессами.

Как достичь душевного равновесия

Если мы будем слепо следовать всему, что указано в священных писаниях, мы вряд ли сможем обрести того желаемого результата, к которому каждый из нас стремиться. Путь к идеальному духовному просветлению, лежит через преодоление собственных опасений и страхов. Дорога к самостоятельной осознанности очень длинная, но, тем не менее, каждый человек может пройти этот нелегкий путь за короткий промежуток времени. Когда другие, не смогут постичь простую истину и за всю свою жизнь.

Из всех учений о духовности человека, выбирайте только самую ценную информацию. Не в коем случае не следуйте всему что написано бездумно, ибо вы можете потерять разум

Идея духовного просветления заключается в том, что каждый человек, должен сам осознать всю серьезность и значимость праведных поступков. Ведь гораздо приятнее нести в наш прекрасный мир добро, благие намерения и помыслы. Особенно приятно становится в те моменты, когда ты чувствуешь отдачу от прилагаемых усилий. Тогда в нас открываются новые способности, наша душа становиться на много шире.

Мы начинаем замечать всю прелесть и нежность нашей природы. Главное достижение в таких стремлениях – полная самоотдача и чувство значимости. Когда наши действия приносят плоды, тогда для нас открываются безграничные возможности. В нас начинает «разгораться пламя». Появляется интерес к дальнейшему саморазвитию.

Как только ты начинаешь чувствовать, что достиг максимального уровня осознания, не спеши останавливаться и опускать руки. Ведь абсолютного познания достичь невозможно, ибо каждый сам выбирает критерии, по которым начинает оценивать свои поступки и помыслы. Однако базовых знаний вполне достаточно, чтобы приблизится к самосовершенствованию.

Не стоит останавливаться на пол-пути к самосовершенствованию. Как только вы почувствуете что достигли максимальной точки развития своего внутреннего мира. Немного подумайте и вы найдете еще много ошибок и недостатков, которые нужно исправить

Чтобы начать действовать, достаточно поверхностного понимания духовности, а также немного терпения и упорства. Дальнейшие действия будут значительно продуктивнее. Помыслы и поступки дадут результат, который до недавнего времени вам мог казаться недосягаемым.

Однако не стоит расслабляться, так как работа над собой – это длительный процесс, который требует особого внимания. Дальше нужно углубляться все дальше, и определенных границ в саморазвитии не существует. Мы сами должны выбирать, на каком этапе можно остановиться. Или не останавливаясь двигаться дальше, чтобы получить максимально эффективную отдачу от прилагаемых усилий.

Что означает духовность и его развитие

Духовное развитие человека включает в себе несколько основных принципов, придерживаясь которых, человек стремиться к внутренней эволюции собственных качеств. Постоянное совершенствование внутреннего состояния собственной души, помогает одолевать все негативные чувства и эмоциональные проявления, такие как:

Это далеко не весь перечень чувств и эмоций, который препятствует духовному развитию человека. Но не стоит забывать и о том, что положительные эмоциональные проявления, наоборот помогают развиваться и расти над собой.

Понимание духовности для каждого из нас разное, но все же есть то, что объединяет все понятия для любого общества в независимости от религиозных убеждений

Для того чтобы обрести духовность необходимо понять несколько простых истин. В первую очередь, мы должны понимать, что духовность – это сочетание моральных и этических качеств одного человека или всего общества. Обретая духовное равновесие, человек получает комплексное понимание справедливости, учиться самопожертвованию.

Отсутствие духовной гармонии

Люди, в которых слабо развита духовная составляющая находится в стадии спящего режима. Такие люди не привыкли радоваться жизни, для них нет никаких моральных границ. Они полностью подчинены своим низменным инстинктам и страдают от собственного бессилия.

Человек, у которого отсутствует духовность, попросту существует без всякого смысла, жизнь таких людей наполнена горем и болью. Им не хочется ничего менять в своей жизни, они замкнуты для себя и других. Такое состояние души приводит человечество к самым скверным поступкам и деяниям.

Необходимо на протяжении всей жизни идти к развитию своего духа и тела. Такая гармония внутри нас позволяет достигать наиболее высоких результатов

Для обретения духовного состояния, необходимо долго и тщательно работать над своими ошибками и пройти весь путь духовного развития. Это – огромная работа над самим собой.

Послесловие

Духовный человек обладает большим набором культурных и моральных ценностей, а его сознание намного больше развито и открыто, что другим людям становиться неловко находится рядом с просвещенным человеком. Проявление духовности можно увидеть, как в религиозных книгах и учениях, так и во многих культурных произведениях. Основное послание духовного просветления несет в себе гармоничность между человеческой душой и его телесной оболочкой. Такие люди всегда несут в этот мир только добрые дела и помыслы. Одним из сопутствующих проявлений духовной жизни, является обретение совести. Духовное состояние помогает всему человечеству жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх