Помост

Вопросы веры

Душа

Душа человека

Что такое душа?

По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия Господь именно вдунул жизнь в Адама:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).

Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Душа бессмертна. Душа — это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Если бы человек и не знал из Священного Писания, что, кроме тела, он имеет еще душу, то при одном уже только внимательном отношении к себе и окружающему миру, он мог бы понять, что присущие только ему: разум, сознание, совесть, вера в Бога, все то, что отличает его от животного, составляет его душу.

Нередко в жизни наблюдается, что люди, здоровые и обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в жизни, и, наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости. Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа. И душа и тело живут своими жизнями.

Именно душа делает всех людей равными перед Богом. И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие.

Бог — вечен, Он не имеет ни начала ни конца Своему Бытию. Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца, она бессмертна.
Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества; человек — хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

Душа сближает нас с Богом. Она Нерукотворный Храм, предназначенный быть жилищем для Духа Божия. Она является местом обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом. Даже Ангелам чистым и безгрешным не дано этой чести. Не о них сказано, что они являются Храмом Духа Святаго, а о человеческой душе.
Человек не рождается готовым храмом Божиим.

И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно в течение жизни загрязняются грехами. Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем, а потом уже и через действие, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.
Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть Храм Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистой храмине. Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.

Из книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Размышления о бессмертной душе»

Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» — это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» — часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

Происхождение души

Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как «тайна, ведомая одному Богу» (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.

Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). — По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, «творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: «от одной крови Он произвел весь род человеческий» (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом, ибо Бог все содержит в своей руке, «Сам дая всю жизнь и дыхание, и все» (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.

Св. Григорий Богослов говорит: «Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум» (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.

О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: «Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: «Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя». Естественная необходимость исполнять эти заповеди» (Моя жизнь во Христе).

Из книги протопресвитера Михаила Помазанского «Православное догматическое богословие»

Душа, дух и тело: как они соотносятся в православии?

Душа, не являясь «частью» человека, есть выражение и проявление целостности нашей личности, если смотреть на нее под особым углом зрения. Тело также является выражением нашей личности, в том смысле, что хотя тело и отличается от души, оно дополняет ее, а не противопоставлено ей. «Душа» и «тело», таким образом, только два способа отобразить энергии единого и нераздельного целого. Взгляд настоящего христианина на человеческую природу всегда должен быть целостным.

Святой Иоанн Лествичник (VII век) говорит о том же самом, когда в недоумении описывает свое тело:

«Оно – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?»

Однако если мы чувствуем в себе это противоречие, эту борьбу между душой и телом, то вовсе не потому, что Бог создал нас такими, а потому, что мы живем в падшем мире, подверженном влиянию греха. Бог со Своей стороны сотворил человека как нераздельное единство; а мы через нашу греховность нарушили это единство, хотя полностью и не разрушили его.

Когда апостол Павел говорит о «сем теле смерти» (Рим 7:24), он имеет в виду наше падшее состояние; когда он говорит: «…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор 6:19-20), он говорит о первозданном, сотворенном Богом теле человека и о том, каким оно станет, спасенное, восстановленное Христом.

Также и Иоанн Лествичник, когда называет тело «врагом», «неприятелем» и «предателем», имеет в виду его нынешнее падшее состояние; а когда называет его «союзником», «помощником» и «другом», обращается к его истинному, естественному состоянию до грехопадения или после восстановления.

И когда мы читаем Писание или творения Святых отцов, нам следует каждое высказывание об отношениях души и тела рассматривать в его контексте, с учетом этого важнейшего различия. И как бы остро мы ни ощущали это внутреннее противоречие между физическими и духовными потребностями, никогда не следует забывать о принципиальной целостности нашей личности, сотворенной по образу Божьему. Наша человеческая природа сложна, но она едина в своей сложности. В нас есть различные стороны или склонности, но это есть разнообразие в единстве.

Истинный характер нашей человеческой личности, как сложной целостности, разнообразия в единстве, прекрасно выразил святой Григорий Богослов (329-390). Он различал два уровня творения: духовный и материальный. Ангелы относятся только к духовному или нематериальному уровню; хотя многие Святые Отцы считают, что только Бог абсолютно нематериален; ангелов, по сравнению с другими творениями, все же можно назвать относительно «бестелесными» (asomatoi).

Как говорит Григорий Богослов, каждый из нас есть «земной и в то же время небесный, временный и в то же время вечный, видимый и невидимый, стоящий на середине пути между величием и ничтожностью, одно и то же существо, но и плоть, и дух». В этом смысле каждый из нас есть «второй космос, огромная вселенная внутри маленькой»; внутри нас содержится разнообразие и сложность всего творения.

Святой Григорий Палама пишет о том же: «Тело, раз отвергнувшись желаний плоти, уже не тянет душу вниз, но воспаряет вместе с ней, и человек всецело становится духом» . Только если мы одухотворим наше тело (ни в коем случае не дематериализуя его), мы сможем одухотворить все творение (не дематериализуя его). Только приняв человеческую личность как единое целое, как нераздельное единство души и тела, мы сможем выполнить нашу посредническую миссию.

По замыслу Создателя тело должно подчиняться Душе, а душа духу. Или, иными словами, душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души. У неповрежденного грехом человека именно так и происходило: Божественный голос раздавался в самом святилище духа, человек понимал этот голос, сочувствовал ему, желал исполнить его указание (то есть волю Божию) и исполнял ее делом при посредстве своего тела. Так и ныне, чаще всего поступает человек, обучившийся с Божией помощью всегда руководствоваться голосом христианской совести, способной верно различать добро и зло, восстановивший тем самым в себе образ Божий.

Такой восстановленный человек внутренне целен, или, как говорят еще о нем, целеустремлен или целомудрен. (Во всех словах один корень — целый, тот же корень и в слове «исцеление». Такой человек, как образ Божий, исцелен.) В нем нет внутреннего разлада. Совесть возвещает волю Божию, сердце ей сочувствует, ум обдумывает средства к ее осуществлению, воля желает и добивается, тело без страха и ропота подчиняется воле. И по совершении действий совесть же доставляет человеку утешение на его нравственно-верном пути.

Но грех извратил этот правильный порядок. И едва ли в этой жизни возможно встретить человека, живущего всегда целомудренно, цельно, по совести. У человека, не перерожденного Божией благодатию в аскетическом подвижничестве, весь состав его действует вразнобой. Совесть иногда пытается вставить свое слово, но гораздо громче раздается голос душевных желаний, ориентированных большей частью на плотские потребности, к тому же нередко излишние и даже извращенные. Ум устремлен к земным расчетам, а чаще и вовсе отключен и довольствуется лишь поступающей внешней информацией. Сердце руководится непостоянными сочувствиями, тоже греховными. Сам человек толком не знает, для чего он живет, а следовательно, и чего он хочет. И во всей этой разноголосице не поймешь, кто же командир. Скорее всего — тело, ибо его потребности большей частью стоят на первом месте. Телу подчинена душа, а на последнем месте оказываются дух и совесть. Но поскольку такой порядок явно не естествен, то он постоянно нарушается, и вместо цельности в человеке идет непрерывная внутренняя борьба, плодом которой является постоянное греховное страдание.

Бессмертие души

Когда человек умирает, одна, низшая его составляющая (тело) «превращается» в бездушную материю и предается своему обладателю, матери-земле. А затем разлагается, становясь костями и прахом, пока не исчезнет совершенно (то, что происходит с бессловесными животными, пресмыкающимися, птицами и т.д.).

Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.

Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.

Она не могла быть чуждой и Ветхому Завету. Ее выражают слова Екклесиаста: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Весь рассказ третьей главы Бытия — со словами Божия предостережения: «если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете — есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: «…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:3).

Освобождение из ада, бывшее предметом надежды в Ветхом Завете, стало достижением в Новом Завете. Сын Божий «нисходил прежде в преисподние места земли», » плен пленил» (Ефес. 4:8-9). В прощальной беседе с учениками Господь сказал им, что Он идет приготовить место им, чтобы они были там, где Он Сам будет (Иоан. 14:2-3); и разбойнику изрек: «ныне же будешь со мною в раю» (Лук. 23:43).

В Новом Завете бессмертие души является предметом более совершенного откровения, составляя одну из основных частей собственно христианской веры, одушевляющую христианина, наполняющую его душу радостной надеждой жизни вечной в царствии Сына Божия. «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение…, имею желание разрешиться и быть с Христом» (Филип. 1:21-23). «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2 Кор. 5:1-2).

Само собою разумеется, что св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же — большинство — бессмертной по благодати Божией: «Бог хочет, чтобы она (душа) жила» (св. Иустин Мученик); «душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною» (Кирилл Иерусалимский и др.). Отцы Церкви этим подчеркивают разницу между бессмертием человека и бессмертием Бога, Который бессмертен по существу Своей природы и потому есть «единый имеющий бессмертие» по Писанию (Тим. 6:16).

Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.

По праву можно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.

Силы души

«Силы души, — пишет св. Иоанн Дамаскин, — разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: …жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной — растительно-животное питание тела — проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную. На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, — утверждает св. Григорий Нисский, — усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» . Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.

Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.

Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

  • Разумная

Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума — тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

  • Раздражительная

Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: «я сам» (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека — не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.

  • Вожделевательная

Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души — сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

Образ Божий в человеке

Священный писатель о сотворении человека повествует:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26-27).

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен «по образу, «но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.

Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.

  1. Вечный Бог наделил человека бессмертием его души, хотя душа бессмертна не по самой природе своей, а по благости Божией.
  2. Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю и способность в известных рамках к свободным действиям.
  3. Бог премудр. И человек наделен разумом, способным не ограничиваться только земными, животными потребностями и видимой стороной вещей, а проникать в их глубину, познавать и объяснять их внутренний смысл; разумом, способным подняться к невидимому и устремиться своей мыслью к Самому виновнику всего существующего — к Богу. Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая его природа, а то, что соответствует его высшему достоинству.
  4. Бог создал человека по Своей благости и никогда не оставлял и не оставляет его Своей любовью. И человек, получивший душу от вдохновения Божия, стремится, как к чему то, к себе родственному, к верховному своему Началу, к Богу, ища и жаждая единения с Ним, на что отчасти указывает возвышенное и прямое положение его тела и обращенный вверх, к небу, его взор. Таким образом, стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке.

Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.

Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть свв. Отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие — в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность. Стать «по подобию» зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о «совете» Божием и сказано: «сотворим по образу Нашему и по подобию», а о самом действии творения: «по образу Божию сотворил его», рассуждает св. Григорий Нисский: «советом» Божиим дана нам возможность быть «по подобию».

О душе на «Правмире»

    • О духе, душе и теле
    • Дух, душа и тело
    • Бессмертна ли душа?
    • Душа после смерти. Современные «посмертные» опыты в свете учения Православной Церкви.
    • Как выглядит душа после смерти?
    • Какого размера душа
    • Почему болит душа?
    • Вглядитесь в свои души, живы они или мертвы?
    • Душа и тело – как они соотносятся в православии?
    • Спасение души — это не прихоть и не игра
    • Как оживлять свою душу
    • Детям о душе
    • Работа над душой
    • Бог — в душе?
    • «Бог в душе»… А как ты смог пригласить Его туда?
    • Кто, как и зачем продает душу? (Расследование)

Дух, душа и тело — составляющие человека, и часто христиане путают душевность и духовность.

Христианин, занимающийся благотворительностью и улыбающийся всем подряд, может быть душевным, но при этом он пойдет в ад, если его сущность не наполнена Божьим дыханием. Душа и дух имеют различную природу и отличия, в то же время они едины.

Что в православии означает душа

Душа — это дыхание, дуновение Бога. Творец сотворил Адама и вдохнул в него душу. (Бытие 2:7) Создатель создал бестелесную сущность, Он ее и забирает, значит, она обладает бессмертностью.

Душевная составляющая наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии

А вот где эта сущность очутится после отделения от тела, зависит от человека. Пророк Иезекииль писал, что умирают согрешающие души.(Иез. 18:2)

Без души человек не имеет ни разума, ни чувств. Душевная составляющая лишена формы, она наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии.

Душа создается Творцом, она не перевоплощается и не переселяется из тела в тело. Она появляется сразу после оплодотворения и после смерти телесной оболочки ждет Страшного суда.

Долгое время считалось, что бестелесное духовное создание невесомо, однако, в 1906 году профессором Дунканом Макдугаллом путем взвешивания человека в момент смерти было доказано, что вес души равняется 21 грамму.

Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего

Основные составляющие души

От состояния души зависит ум, воля и чувствования человека. Очень важно понять, какие душевные силы относятся к разумным и неразумным.

Высшими силами контролируются разумные составляющие, к ним относятся:

  • ум;
  • чувство;
  • воля.

Неразумные силы наполняют тело жизненными потоками, благодаря которым бьется сердце, преобразуется тело и рождается возможность производить потомство. Наш разум не контролирует неразумную субстанцию, все происходит само собой. Сердце бьется, кровеносная система работает, человек растет, взрослеет, стареет. Все это не зависит от человеческого разума.

Душевный подарок Создателя состоит в том, что Он наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора, управление совестью и наполняет дарами веры.

Важно! Сознание и совесть — основные составляющие души христианина, которые отличают его от животного.

Душевная составляющая человеческого тела в отличие от животных обладает разумной силой, которая характеризуется способностью говорить, мыслить и познавать. Разумная сила господствует над всеми остальными составляющими, ей дана возможность отличать добро от зла; выбирать, показывать силу желаний, кого любить или ненавидеть и управлять раздражительной силой.

Бог наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора

Эмоции людей производит и контролирует раздражительная сила. Святой Василий Великий назвал эту душевную составляющую нервом, поставляющим энергию, которая порой выливается в страсти:

  • гнев;
  • ярость;
  • ревность к добру и злу.

Важно! Святые отцы подчеркивают, что настоящее предназначение раздражительной силы — гневаться на сатану.

Желательная или деятельная сила рождает волю, способную выбирать между добром и злом.

Три силы присущи одной жизни, одному телу и ими, по словам Каллиста и Игнатия Ксанфопулы, можно управлять. Любовь обуздывает раздражительную силу, бесстрастия погасит эмоции, а разумную силу окрыляет молитва.

Только в подчинении духовному познанию и созерцании Всевышнего все три душевные составляющие находятся в единстве. Душа невидима, она живет независимо от состояния тела. Душевное состояние людей уравнивает всех перед Богом, который смотрит не на тело, а на Свое подобие, которое не зависит от пола, возраста, цвета кожи и места жительства.

По словам святого Феофана Затворника, именно душевная сущность является источником всех человеческих проявлений, она является личностью, обладающей разумом и свободой выбора, ее нельзя познать органами тела.

Как влияет на человека дух

Душа является храмом Бога Живого, в котором живет Дух Святой. Ни одному Ангелу Создатель не предоставил такой чести называться Божьим храмом.

При крещении в человеке поселяется дух Божий, который в течение жизни может быть вытеснен другими силами. Это возможно только при условии, что человек сам откроет двери нечисти, загрязнив свой храм.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей

Несмотря на то, что Господь наполняет человека душевной составляющей, она самостоятельно выбирает духовное наполнение. В этом свобода выбора. Творец не создает роботов, Он ваяет Себе подобных.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей, ей дана сила увлекать человека от видимых вещей к невидимому познанию благодати Божьей, отделять вечное от временного.

Дух является той составляющей человека, которая отделается нас от животных. Созданные Богом твари не имеют духовного наполнения.

Духовное неотделимо от душевного, оно является высшей стороной, сущностью. В человеке нет таких чувств, которыми можно познать духовное наполнение. Святые отцы подчеркивают, что дух и есть ум человеческий, от него происходит разумное начало.

Важно! Дух человека нельзя увидеть или постичь, но духовного человека, наполненного Божественной сущностью, видно сразу по его эмоциям, делам и любви к окружающему миру.

Человеческий дух наполняется совершенством только при соединении с Божьим Святым Духом.

В письме святителя Феофана Затворника мы находим, что духовная наполняющая — сила, которую Творец вдохнул в человеческую душевную составляющую, как завершающий этап создания образа Своего.

В соединении с душой дух поднял ее на божественную высоту над нечеловеческим созданьем. Благодаря духовному наполнению душевный человек становится одухотворенным.

Так как духовная сила пришла от Бога, она знает Творца и ищет Его присутствия в жизни.

Проявляющиеся составляющие духа

Кому человек поклоняется, служит, тот и является его богом. Христиане, независимо от степени развития, знают, что всем в жизни руководит Создатель.

Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога

Он Судья и Спаситель, наказывающий и милующий, символом христианской веры есть Троица, Бог Отец, Сын и Дух Святой. Страх Божий является основной составляющей духовного наполнения.

Любите власть, деньги, веселые гулянки, делаете все в гневе, по собственной воле и желанию, значит, Бога не боитесь, душа при этом управляется сатанинскими силами.

Направляющей духовной силой является совесть, которая заставляет человека бояться Господа, во всем Ему угождать и выполнять Его наставления. Совесть руководит душевными качествами христиан, направляя их к познанию святости, благодати и правды. Только благодаря совести верующие могут определить, что угодно или противно Господу.

Божий закон исполнить могут только те, в ком жива совесть. Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога, когда никакое творение рук человеческих не может дать той благодати, какую человек приобретает при общении со Всевышним в постах, молитвах и исполнении Закона.

О духовной жизни:

  • Грех гнева
  • Заповедь о любви к врагам
  • Промысел Божий в жизни человека

Основные отличия души и духа

В человеке, живущем в падшем обществе и любящем Создателя, постоянно будет идти борьба между душевным и духовным, ибо их единство нарушено человеческой греховностью.

Душевная составляющая Божьего творения делает его выше животных, а духовная — выше ангелов. Ибо кому из ангелов когда-либо Господь сказал, что они Его дети? Апостол Павел пишет, что человеческие тела — храмы Бога Живого, Святого Духа, и за это мы должны славить Творца, нашей заслуги при этом нет никакой. (1 Кор. 6:19-20).

Голубь – символ Души

Душевные и духовные силы следует рассматривать в единстве разнообразий, о чем писал святой Григорий Богослов. Святитель подчеркивал, что в христианине есть человеческое и небесное, видимое и невидимое, плоть и духовность. Человек, по словам Григория Богослова, является маленькой вселенной внутри большого космоса.

Прекрасны высказывания святого Григория Паламы о том, что тело, победившее желания плоти, не становится якорем для души, тянущим ее в ад. Оно парит в душевном и духовном единстве вверх, превращаясь в Божью духовную силу.

Любое сотворенное Богом живое существо имеет душу, духовное наполнение только у человека. Окружающий мир может воздействовать на душевные составляющие, духовными силами руководит Господь.

Душа появляется при зачатии, духовная сила человеку дается при покаянии и принятии Иисуса своим Спасителем, Целителем, Творцом и Создателем. Душевная субстанция расстается с телом при смерти, при исчезновении Божьего духовного начала человек впадает во все тяжкие грехи.

Важно! Только духовный христианин может назвать Иисуса Христа своим Господином, познавать при чтении Божье слово, душевный — только чувствует его.

Духовный человек — образ Бога

В телесной оболочке никогда нельзя увидеть Господа. Творцу абсолютно все равно беден ты или богат, худой или толстый, с руками или без ног, красив с человеческой точки зрения или безобразен.

Образ Бога живет в невидимой душевной оболочке, управляет которой духовная сила. Божья душа обладает бессмертием, разумом, свободной волей и чистой, бескорыстной любовью.

Душевное состояние, переходящее в бессмертие, управляется не христианами, а только Господом.

Как свободен Творец, настолько Он дал свободу Своему творению. Премудрый Создатель наделил человека разумом, способным вникать в невидимые глубины, познавая природу Господа. Бесконечна благость Создателя к Его творению, которое Он никогда не оставляет. Духовный человек стремится к единению с Творцом.

В Новом Завете неоднократно встречается фраза о духовно живых людях, то есть тех, кто принял в свою жизнь Иисуса, как Спасителя.

Атеисты или верующие в других богов названы духовно мертвыми созданиями.

Важно! Всевышний, создавая человека, предусмотрел иерархию. Тело корится душе, а та подвластна духу.

Первоначально так и было. Адам слышал Божий голос духовным сознанием, и спешил исполнить все пожелания Творца при помощи тела. Духовный человек подобен Адаму до грехопадения, он научился с помощью Господа творить Богоугодные дела, различать добро и зло, созидая в себе образ Творца.

«Диалог о Православии» о душе и духе

С душой

Смотреть что такое «С душой» в других словарях:

  • Душой и телом — Душой и тѣломъ (иноск.) всѣмъ существомъ, совсѣмъ (предаться чему). Ср. А что до революціи, то я и душой, и тѣломъ за революцію (сказалъ одинъ изъ поляковъ). Лѣсковъ. Въ Москвѣ. 4. Ср. У Aline удивительный пріютъ Магдалинъ… Aline corps et âme… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • душой и телом — с головы до пят, полностью, на все сто, с макушки до пят, с головы до пяток, с макушки до пяток, до мозга костей, до кончиков ногтей, целиком и полностью, на все сто процентов, с головы до ног, от кончика носа до кончика хвоста, с ног до головы… … Словарь синонимов

  • Душой Божьи, телом государевы. — Душой Божьи, телом государевы. См. ЦАРЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • душой и телом — (иноск.) всем существом, совсем (предаться чему) Ср. А что до революции, то я и душой, и телом за революцию (сказал один из поляков). Лесков. В Москве. 4. Ср. У Aline удивительный приют Магдалин… Aline corps et âme занята этим. Гр. Л.Н. Толстой … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Душой да (и) телом — 1. Разг. То же, что всей душой 1. ФСРЯ, 152; БМС 1998, 176; МФС, 35. 2. Разг. устар., Сиб., Прибайк., Пск. То же, что за душой ничего нет. БМС 1998, 176; ФСС, 66; СНФП, 64; ПОС, 10, 65. 3. Прикам. В одиночестве. МФС, 35 … Большой словарь русских поговорок

  • Душой кривить — черту служить. — Не верь малому да лукавому. Душой кривить черту служить. См. ПРЯМОТА ЛУКАВСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Душой слышать — Пск. То же, что духом слышать (ДУХ). СПП 2001, 38 … Большой словарь русских поговорок

  • Душой и телом — Разг. Экспрес. Совершенно; целиком и полностью. Степан, бывая в этих краях, обязательно заворачивал сюда, чтобы поесть душистого мёду, поваляться на душистом сене, услышать тишину и запахи леса и отдохнуть душою и телом от забот (Б. Горбатов.… … Фразеологический словарь русского литературного языка

  • душой болеть — за кого что Тревожиться, сильно переживать, беспокоиться о ком , чём л … Словарь многих выражений

  • ВСЕЙ ДУШОЙ — 1) верить; чувствовать и др. Безраздельно, всем своим существом. Имеется в виду, что чувство, которое испытывает лицо (X) к другому лицу (Y) или к какому л. делу (Р), полностью захватывает его. Говорится с одобрением, если кто л. испытывает… … Фразеологический словарь русского языка

  • СО ВСЕЙ ДУШОЙ — 1) верить; чувствовать и др. Безраздельно, всем своим существом. Имеется в виду, что чувство, которое испытывает лицо (X) к другому лицу (Y) или к какому л. делу (Р), полностью захватывает его. Говорится с одобрением, если кто л. испытывает… … Фразеологический словарь русского языка

Как выглядит душа человека, дополнительные подробности о жизни души и сознания

ВОПРОС №103. В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ ЗАБЛУЖДЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И УЧЁНЫХ В ИМЕЮЩЕЙСЯ У НИХ ИНФОРМАЦИИ О НАШЕЙ ДУШЕ?

В последнее время на каналах ТВ всё чаще стали выходить документальные фильмы с комментариями о душе и сознании человека, в которых авторы рассказывают о гипотезах учёных и исследователей, что такое душа, где она находится, что из себя представляет и куда она уходит после смерти тела человека. На эту тему канал РЕН ТВ уже выпустил в эфир несколько фильмов: «Великие тайны души», «Жизнь после смерти», «Кто побывал на том свете?», «Отдам душу в хорошие руки», «Душа в наследство», «Не любите нам мозги!» и др.

В этих фильмах учёные уже объявили о том, что они получили доказательства существования души на снимках, на которых видна якобы сущность, в виде облачка, выходящая из груди тела после смерти. Также ими был определён вес этой субстанции в размере 21-го грамма. Кроме того, исследователи души учёные С.Шацило и С.Шишкин, исходя из своих опытов утверждают, что душа воплощается в новое тело сразу после смерти человека. Они даже установили, что она находит себе новое тело на расстоянии до 2-х тысяч километров. Учёные соглашаются с гипотезами о том, что душа после смерти тела переходит в параллельный мир, где находятся рай и ад, что душа бессмертна и воплощается (реинкарнация) во вновь рождённые тела многократно. В фильме «Не любите нам мозги» в комментариях учёных сказано «У сознания нет места в теле, а связь мозга с мыслями неясна и остаётся загадкой…».

Кроме того, существует мнение о том, что если наша душа бессмертна, то и сам человек, хотя и умирает, но якобы потом продолжает жить в новом теле после воплощения своей души. Поэтому люди, которым дана возможность считывания информации о своей прошлой жизни (или нескольких), называют кем были в прошлом и где проживали.

ОТВЕТ: На самом деле заблуждения учёных, связанные с жизнью души и сознания человека, основаны на том, что науке пока не известно следующее:

  • Где находятся его душа и сознание, для каких целей и задач Творцом создана душа разумным существам во Вселенной?
  • Из какой материи и частиц она создана и какие функции она выполняет?
  • Для чего душа переходит в невидимый, загробный мир и затем вновь возвращается в наш мир, выполняя многочисленный цикл воплощений?
  • Душа не сразу после смерти воплощается в новое тело, проживая в Тонком мире некоторое время, в течение которого она сама делает выбор места и тела плода для нового воплощения на любом континенте планеты.

Ответы на эти вопросы о жизни души и сознания, о структуре и назначении тонких оболочек тела, а также о памяти человека, сообщаются в разделе «Тайны Вселенной и планеты» сайта Эзопорт.ру в вопросах №78 и №90. В настоящей статье сообщается об основных заблуждениях учёных и исследователей по теме о душе, основанные на комментариях в указанных выше фильмах и на основании вопросов, заданных мне (А.Л.Х.) по этой теме читателями раздела сайта. Кроме того, необходимо более детально осветить некоторые вопросы из жизни души и сознания человека.

Для понимания всех ответов на вопросы о душе надо знать, что у человека существуют две разумных сущности – это его сознание (разум), наработанное в течение жизни, и душа, выполняющая свои функции и предназначение. Самого себя человек осознаёт с помощью своего сознания, а не души, поэтому нельзя ставить знак равенства между сознанием человека и его душой. У них разные функции и назначение, душа имеет более высокий уровень своего разума, чем сознание человека.

Функции души заключаются в записи и хранении всей информации о жизни человека, включая все события и его память. Кроме того, душа содействует человеку в его жизни по реализации его кармического предназначения, если оно дано ему и записано в атмической оболочке тонких тел при рождении. При этом с помощью своего высокого уровня возможностей своего разума душа способна по своему желанию изменить возникшую опасную ситуацию для человека. Она может на физическом уровне, воздействуя на источники опасности и на его сознание, спасти человека от аварии, нападения, природных воздействий, не даст сесть на рейс, который потерпит крушение, и т.п. Примеры таких чудесных спасений неоднократно приводятся в фильмах разных авторов на эту тему. Также в функции души входит формирование сновидений человеку и запись их в его память. У головного мозга человека и его сознания (разума) нет возможности общения с душой, такая связь с ней заблокирована для нашей цивилизации Создателем.

После смерти мозга человека наши сознание и душа вместе уходят в невидимый, загробный, Тонкий мир, называемый параллельным миром. Душа, выполняя основную свою функцию после смерти тела, приносит в Тонкий мир информацию о всей прожитой жизни человеком, пополняя его новой информацией из очередной прожитой жизни. Поэтому по плану Творца загробный, Тонкий мир является собирателем и хранителем информации, наработанной при жизни умершими существами из всех Галактик Вселенной. Кроме того, череда многократных воплощений души, чередование рождений и смертей, позволяет с помощью душ выполнять более быстрый сбор информации от разумных существ для Тонкого мира, в котором вся информация собирается в т.н. океаны знаний по её видам.

Воплощение сознания и души в новое тело происходит не одновременно. Сознание воплощается на 5-м месяце плода, а душа в момент рождения. Поэтому тонкие тела, относящиеся к сознанию: астральное (№2), ментальное (№3), тело подсознания и интуиции (№4) появляются также на 5-ом месяце. Тонкие тела, относящиеся к душе, каузальное (№5), буддхическое (№6) и атмическое (или кармическое №7) появляются в момент рождения вместе с душой. О назначении всех тонких оболочек человека сказано в вопросе №90 данного раздела сайта.

Прекращение жизнедеятельности сознания умершего человека

Сознание умершего человека из Тонкого мира при воплощении в новое тело записывается в сознание новорождённого и прекращает свою жизнь, т.к. покрывается новым чистым слоем для сознания данного человека. Новорождённый будет заполнять его «с чистого листа» по жизни, создавая своё новое сознание и память. Этот момент и является концом жизни сознания умершего, которое до воплощения, находясь в Тонком мире, осознавало себя также как и при жизни в материальном мире. По сложившемуся в мире стереотипу считается, что душа это и есть сознание человека, приписывая ей функции самого сознания. На самом деле такое искажённое понимание функций души является заблуждением и связано с искажением мифических преданий из древности и недостатком информации о жизни души и сознания человека. Если человеку даётся возможность генетически или с помощью регрессивного гипноза считать предыдущий слой воплощённого в него сознания, то это является лишь фактом считывания сознания другого умершего человека, что не имеет отношения к данному живущему человеку. Поэтому не правомерно говорить, что я жил тогда-то и был тем-то, т.к. это лишь считывание информации о другом ранее жившем человеке, в котором жила душа ныне живущего. Этот факт говорит только о воплощении души вместе с сознанием в разные тела в разное время. Потому, что душа – это как спутник сознания (разума), приносящая в новое тело сознание человека, жившего в прошлом. В таких случаях правильнее будет говорить, что «моя душа в прошлой жизни была у такого-то человека, жившего там-то», но никак не «в прошлой жизни я был таким».

Основные заблуждения учёных и исследователей о жизни души заключаются в следующем:

  • Невозможно наблюдать и фиксировать выход души из тела, потому что душа и сознание человека находятся за пределами тела человека. Они созданы из частиц невесомой, невидимой, сверхтонкой материи – элементарных частиц лептонов, которые пока наукой не могут фиксироваться и наблюдаться. Поэтому то, что наблюдают и фиксируют учёные в момент смерти человека, является результатом посмертных химических реакций, завершающих жизнь энергетических чакр человека, и ошибочно принимается за выход души из тела.
  • Соответственно и определить вес сверхтонкой, невидимой материи души невозможно. Она имеет структуру т.н. зеркальной материи с правым вращением частиц в её атомах, проходящей сквозь любые материальные тела и объекты. Душа человека минует тело человека не только после его смерти, но и во время сна человека, уходя в Тонкий мир, чтобы получить информацию о ближайшем будущем данного человека. Эта информация трансформируется душой в виде аллегорических снов и записывается в его память. После сна человек вспоминает не все свои сны, а только значимые и судьбоносные (т.н. вещие) для него, потому что душа эти важные для человека сны записывает в память с увеличенной энергией. Но разгадывают смысл снов люди обычно с помощью сонников.
  • Таких понятий как рай и ад, в прямом их понимании, на самом деле в загробном, Тонком мире не существует. Попадая в этот мир, душа проходит сквозь фильтрующие частоты энергоинформационной структуры (ЭИС), разделяющей загробный мир на 7 частотных уровней или загробных миров. Распределение душ по этим уровням соответствует частоте вибраций их сознания в прошедшей жизни. В первые два уровня ЭИС для самых низких частот сознания попадают те души, у которых при жизни человек чаще использовал отрицательные эмоции и действия, а также для убийц и лиц с большим криминальным прошлым. В 6-й и 7-й уровни попадают души людей с чистым сознанием и высокой духовностью. Соответственно и жизнь их на этих уровнях различная.

Заключение:

Тело души человека – это невидимое энергетическое облачко, находящееся выше оболочек его ауры. Сознание и память находятся также за пределами тела и располагаются на 3-х энергетических оболочках ауры со 2-й по 4-ю, не считая эфирную оболочку №1, которая является энергетической копией тела человека. Душа и оболочки ауры созданы из сверхтонкой, невидимой материи, частицы которой имеются в конце 150-ых номеров таблицы химических элементов, пока неизвестных науке и расположенных в зоне стабильности этих элементов. Пока известно только 118 открытых химических элементов, последние 25 из которых живут лишь доли секунды. Наши сознание и память находятся в зоне над головой человека, душа находится выше оболочек его ауры. Это место над головой обозначается на иконах в виде золотого нимба.

Материал подготовил Анатолий Хитров, 08.10.16г.

Просмотры 4 346

Разговоры о духовности не имеют под собой в том случае, если упустить из виду понятие «душа».

Зачастую оно формируется в виде поверхностного и пространственного представления о некой субстанции внутри грудной клетки.

Но что философы и мыслители вкладывают в этот сложный и многогранный термин?

Как распознать свою родственную душу? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие души

Можно бесконечно долго углубляться в размышления о душе через призму различных религий.

Но, в конечном счете, все они подводят к тому, что душа – это часть сущности человека, которая находится в некоторой взаимосвязи с телом, но при этом является иным и отличным от нее элементом.

При этом душа также является отражением Божественного совершенства и в отличие от тела продолжает свое существование после того, как биологические часы человека остановятся, а кости и плоть превратятся в прах.

Тело отвечает за ощущения тактильные, такие как холод, зуд, жжение, боль от удара, приятное прикосновение. А вот душа отвечает за чувственный и эмоциональный мир, является стержнем нравственности и единственным показателям уровня добродетели человека.

Однако не стоит путать чувственный и эмоциональный мир души с процессами, берущими свое начало от психики.

Психика руководствуется инстинктами, разумом, выгодой и общей тенденцией стремления к выживанию. Душа же стремится к вечности и совершенству, а также к познанию Бога.

Какая бывает душа у человека?

Так как душа стремится к познанию Бога, она должна ступать по пути нравственности.

И, исходя из того, насколько человек в своих порывах, мыслях и действиях близок к этому пути, души принято делить на две полярные категории:

  • белые;
  • черные.

И речь идет вовсе не о фактическом цвете субстанции под названием «душа», а скорее о ее характеристиках и особенностях.

Белая

Это люди, которые живут по законам Всевышнего, любят и созидают. Они не склонны ни к одному из грехов в большей степени, но при этом остаются людьми смертными и грешными. Они не являются идеалом, но к идеалу стремятся постоянно.

Обладатели «светлой души» предпочитают аскетичный образ жизни, чувствительны к голосу совести и проблемам ближних. Такие люди не ропщут на судьбу, принимают все трудности и невзгоды как испытание, которое можно и нужно преодолеть.

Белая душа не знает зависти, корысти, ненависти, злобы и прочих дурных чувств. Все они незнакомы человеку, который живет по канонам нравственности и руководствуется устоявшейся системой ценностей.

При этом светлая душа является не врожденной, а приобретенной ценностью. И взращивается она при совокупности воспитания и личного стремления к свету и божественному началу.

Стоит отметить, что добродетель светлого духа не прекращается после того, как закрывается дверь.

Чистые помыслы и намерения являются искренними, а мысль «спрятаться» от верховного суда у таких людей не возникает.

Черная

Человек с черной душой является антиподом человеку светлому. Это мрачные личности, которые презирают высокие начала. Основной их заботой является собственное благополучие, которое часто достигается путем ущемления прав и свобод других.

Черная душа всегда ведет человека по пути лжи, интриг, предательства и подхалимства. Такие люди не слышат собственную совесть и не переживают о том, что окружающие страдают.

Часто люди с черной душой несчастливы только по причине того, что испытывают отрицательные чувства. Они впадают в крайнюю степень ненависти и презрения, отчего существование становится невыносимым.

Они завидуют другим людям даже тогда, когда сами располагают множеством благ. И именно поэтому мир в их глазах безрадостный и злой, а все тревоги и беды – незаслуженное наказание.

Другие «оттенки»

Но помимо «добра» и «зла», к которому и привязан цвет души, существуют и другие оттенки.

В литературе и просторечье часто можно услышать самые различные прилагательные, сочетающиеся со словом «душа».

Например, заблудшими душами именуются люди, которые ранее обладая кротким и покладистым нравом, вдруг ступили на скользкую дорожку и обратились лицом к тьме. Такую характеристику часто употребляют в отношении людей, страдающих от вредных привычек.

Попав в тиски алкоголя и наркотических веществ эти несчастные теряют свой облик, забывают о мирском и полностью отдаются власти дурмана.

При этом их темные дела проистекают не из душевной гнилости, а из нездорового влияния привычки.

Также можно встретить различные упоминания о черствой душе, которая иллюстрирует человека замкнутого, отстраненного и нарочито злого, но обладающего при этом душой светлой и ясной.

Душа у него черствеет из-за перенесенного горя, разочарования, предательства и трудностей. Эти люди могут оставаться в своем амплуа, демонстрируя при этом свою истинную сущность добрыми делами, или же перейти на «сторону зла», не в силах противиться накатывающему негативу.

Неприкаянная душа – это душа, которая не может найти свой путь и цель.

Человек мятежный, неспокойный, потерянный и страдающий является «сосудом» для такой души.

При этом он не находит утешения в Боге и своей земной миссии. Чаще всего такого человека обуревают желания, сбыться которым не суждено. Или же он плачет по минувшим временам, почившим людям или собственной незавидной доле.

Ранимая душа говорит о том, что человек особенно чувствителен к чужим бедам и радостям. Он резонирует эмоциям окружающих людей и пропускает их через себя, словно бы переживая и проживая эти чувства.

Праведная и кроткая душа избегает не только греха, но даже мысли о грехопадении. Человек почитает за счастье соблюдение заветов и традиций.

Он стремится к соблюдению нравственных канонов не потому, что так завещали родители, общество и различные книги. Он избрал свой путь по принципу невозможности поступать и думать иначе.

Израненная душа – это душа, которая много выстрадала и изменилась под влиянием испытаний. Такие люди могут даже никогда не столкнуться с болезнями и физическими увечьями, но их раны гораздо глубже.

Падшая душа ранее была благочестивой, но в один момент поддалась низменным желаниям и потерялась в пучине грязи, мелочности и всех существующих отрицательных земных «магнитов», которые так и норовят соблазнить человека.

Выражение «чужая душа – потемки» указывает на то, что истинные думы и порывы человека неизвестны окружающим.

И даже если слова звучат красиво и складно, на душе могут лежать совершенно другие тяжелые переживания, темные планы или робкие надежды.

И истинные намерения может лицезреть только тот, к кому душа обратилась по собственному желанию.

Все приведенные примеры являются лишь обобщенной информацией, которой владеют люди. Истинная природа души является необъяснимой и неизученной. А все доступные материалы в том или ином роде строятся на догадках и субъективных представлениях о вопросе.

Бездушные люди

Бывают ли люди без души? Если опираться на религиозные писания, людей без души не существует.

В тех или иных культурах встречаются упоминания о случаях, когда человек во имя достижения желанной цели обменивал душу на услуги темных сил.

Однако даже на таком условии заключивший сделку индивид доживал свой земной срок, обладая бессмертным элементом (душой), а после смерти этот элемент попадал во власть того, кто выкупил права на душу.

Именно душа «оживляет» плоть, позволяя ей ходить, двигаться, дышать, мыслить и чувствовать.

Она пользуется снабженным органом (телом) и, покидая его, забирает с собой дыхание жизни. А это говорит о том, что человека без души можно приравнивать к человеку мертвому и бездыханному.

Но в обиходе выражение «человек без души» указывает на то, что у подобного индивида абсолютно отсутствуют моральные и нравственные принципы, способность сострадать и понимать.

Такие люди являются не просто обладателями «темной души», которая склонна к грехопадению. Они просто попирают все человеческое и выходят за рамки этических норм.

Также бездушным могут назвать индивида, лишенного каких-либо чувств и эмоций. Не обязательно он будет злым, безнравственным и жестоким.

Возможно, доминирующей эмоцией у него является равнодушие.

И по внешнему виду, действиям и проявлениям чувств сложно отследить в нем те самые трагические, лирические или возвышенные нотки, столь ожидаемые и логичные в конкретной ситуации.

Не обязательно такие люди безразличны именно к чужому горю.

Они могут сохранять нейтралитет и в случае с трогательными или радостными событиями, которые будоражат иные умы и души.

Индивидуальные представления о душе могут быть самыми разнообразными. Человек не может не интерпретировать понятия, лишенные физической оболочки, на свой лад.

Однако центральная идея благочестивости, высоких моральных и нравственных принципов, неразрывно связанная с понятием, всеми трактуется в едином ключе.

Люди без души — кто в зоне риска:

Наша интересная группа Вконтакте:

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх