Помост

Вопросы веры

Душевный и духовный

Духовность — это слово часто ассоциируется с религией, ритуалами, какими-то суровыми аскезами, обетами и вообще чем-то, что не имеет отношения к реальной повседневной жизни. Мы живём сегодня в таком мире, где духовность, что называется, — «не в тренде». Однако если глубоко поразмыслить над тем, что такое духовность, то мы может прийти к вполне простому выводу: духовность — это просто гармоничная жизнь. Помните профессора Преображенского из легендарного «Собачьего сердца»? «Разруха в головах» — сказал профессор эпохальную фразу. Так вот, отсутствие духовности — это и есть та самая разруха в головах. Если человек не уважает людей, которые его окружают, если он живёт не в гармонии с собой, с миром, с природой, если мотивации его потребительские, а цели в жизни не выходят за рамки чувственных наслаждений, будет ли такой человек счастлив? Кратковременно — может быть. Но в любой долгосрочной перспективе такое счастье приведёт его только к страданиям и ни к чему больше. Поэтому, что бы нам не внушала современная «культура», духовность — это не роскошь, а необходимость для гармоничной жизни.

Духовность — основа гармоничной жизни

В окружении каждого из нас наверняка найдётся такой человек, который всегда излучает позитив. Знаете, есть такие люди: они подобны лучам солнца, в свете их сияния всё как будто расцветает. Они всегда позитивно настроены. Никогда не гневаются, не осуждают никого, не винят окружающих в своих проблемах, а самое главное, во всём видят только позитив, даже там, где найти его порой бывает очень сложно. Иногда таких людей даже считают немного странноватыми, и в современном обществе, наверное, именно так это и выглядит — странно.

Когда утром в рабочий день в толпе хмурых, угрюмых уставших от жизни людей видишь такого человека, который, казалось бы, радуется просто потому, что светит солнце, поют птицы, а сам он получает удовольствие лишь от того, что может дышать, ходить, слышать и видеть, на самом деле возникает ощущение, что человек этот — не в себе. Но когда такой человек находится в твоём окружении, возникает чувство гармонии, и этим чувством такой человек заражает всех вокруг. По сути это и есть духовность.

Духовность — это не ритуалы, не заповеди, не стремление поставить кого-то в какие-то рамки, кого-то объявить праведником, кого-то грешником, чью-то веру правильной, чью-то неправильной и так далее. Это, скорее, уже спекуляция духовностью. Вот эти понятия важно разделять. Духовный человек, по-настоящему духовный человек, делает мир вокруг себя лучше и гармоничнее. А если духовность человека приводит только к ссорам с близкими, к навешиванию ярлыков на окружающих, к осуждению людей, то это — псевдодуховность. Поистине духовный человек знает простой закон, по которому живёт этот мир. Он знает, что всё, что происходит в его жизни, происходит из-за него и благодаря ему самому, и поэтому осуждать кого-то — просто глупо. Если мы видим чьё-то несовершенство, то это несовершенство берёт начало в нас самих. Это важно понимать.

Поистине духовный человек никогда не будет никого осуждать или навешивать ярлыки, ведь он знает, что всё возникает в силу причин и условий. И внешний мир лишь отражает состояние мира внутреннего. Если духовное развитие человека приводит к тому, что он становится религиозным фанатиком и догматиком и осуждает всех, кто живёт не так, как написано в какой-то умной книжке, — это не духовность, а, скорее, попытка скрыть какие-то свои комплексы за маской нравственности, духовности, религии и так далее.

Примеров псевдодуховности сегодня мы можем видеть массу. Начиная от безобидных бабушек в церкви, духовное развитие которых заключается в том, что они осуждают каждого, кто, в их понимании, поступает безнравственно, и заканчивая агрессивными религиозными течениями, которые не брезгуют даже насилием и терактами. У такой духовности — всегда какая-то гнильца под верхним слоем набожности и нравственности. И если духовность человека приводит к тому, что кто-либо из-за его действий страдает, то к такой духовности следует относиться с большим сомнением.

Значение слова «духовность»

Если посмотреть значение слова «духовность» в нескольких словарях, то общий смысл будет где-то между религией и морально-этическими общепринятыми нормами. То есть духовность бывает как с упором на религиозные ритуалы и какие-то сугубо религиозные цели, так и «мирская», то есть социальная духовность — это когда пропагандируются и культивируются какие-то общепринятые нормы. И здесь тоже всё будет довольно условно, так как в рамках той или иной страны, народа, нации, традиции и, опять же, религии духовность будет иметь те или иные оттенки. Как же в таком случае, в таком невероятном разнообразии уловить суть? И чтобы понять глубинную суть духовности, следует обратить внимание на то, что объединяет разные, на первый взгляд, концепции, религии и движения?

И в большинстве религий и философских учений вы встретите такое понятие, как «сострадание». Оно может быть выражено иными словами или подано, что называется, «под разным соусом», но суть большинства адекватных (не берём в расчёт какие-нибудь шаманские учения и своеобразные обряды) в том, чтобы взращивать в себе сострадание к окружающим и стремиться к гармонии с окружающим миром. Этому, на самом деле, учат и все мировые религии. За исключением, разумеется, случаев, когда религия поставлена на службу чьим-то политическим или финансовым интересам. А случаи, когда под маской духовности предприимчивые кукловоды проворачивали свои дела, к сожалению, не редкость.

Духовность человека

Итак, что же такое «духовность»? Если брать в отдельности каждую конкретную религию (а именно к сфере религии сейчас принято относить такое понятие, как «духовность»), то мы можем обнаружить, что порой внешние формы поведения и нравственности, которые нам предлагают те или иные религии и учения, могут и вовсе противоречить друг другу. Однако за внешним нужно уметь видеть суть. Важно понимать, что этот мир многогранен и понятие добра и зла условно. Правила и заповеди придуманы для того, чтобы человек встал на путь и обрёл какую-то первоначальную основу поведения.

Однако слепо действовать так, как написано в какой-то книжке, это, как показывает исторический опыт, путь в никуда. По мере продвижения на духовном пути человек начинает понимать, что всё, по сути, может быть инструментом и нет абсолютно праведных и абсолютно неправедных дел. На начальном этапе, разумеется, следует придерживаться базовых принципов нравственности той религии или учения, которым человек следует, или же просто общепринятым социальным нормам, если человек избрал для себя путь духовного развития вне какой-либо религии или философии. Но это необходимо только на начальном этапе. Когда же человек уже обрёл контроль над своим умом и может действовать исходя из здравого смысла — на этом этапе следует всё подвергать более глубинному анализу и не следовать слепо каким-то стереотипам или догмам. Сострадание ко всем живым существам должно стать путеводной звездой духовному человеку.

Это как в математике — если освоил четыре математических действия: сложение, вычитание, умножение и деление, то любые сложные примеры, уравнения, тождества и так далее решить не составит труда. Подобно тому как школьник усердно трудится над освоением четырёх базовых действий математики, так и духовный человек должен в первую очередь взрастить в себе сострадание ко всем живым существам. Если постигнуто это, то всё остальное из этого следует.

Что значит духовность

Внешность обманчива — часто мы сталкиваемся с подтверждениями этого утверждения. В духовном развитии этот принцип актуален как нигде. Порой тот, кто выглядит как духовный человек, или та система, которая позиционирует себя как система духовного развития, несёт в себе совершенно иные цели. И духовность — это в первую очередь состояние нашей души, а не какие-то внешние атрибуты. Можно 24/7 крутить чётки, читать молитвы и поедать пирожки на Пасху, но при этом осуждать окружающих, хамить близким и, вообще, ненавидеть всех инакомыслящих. Порой часто можно видеть такие комичные ситуации, когда в период какого-либо религиозного праздника люди закупаются едой в супермаркете. И среди покупок алкоголь составляет не менее 30–50 % от общего числа купленных продуктов. А если такому человек намекнуть, что не слишком уж здоровую трапезу он себе готовит, то ответ будет в стиле: «Ну праздник же!».

Все внешние атрибуты присутствуют: и красивый стол будет накрыт, и даже тосты будут произнесены, только всё это превратится в банальную попойку и набивание желудка. И есть другой пример: когда человек в великий праздник не напечёт пирогов и с пафосным видом не будет стоять в церкви, и вообще даже не вспомнит о том, что сегодня праздник, а просто сделает доброе дело. И даже не в честь праздника (как бывает часто принято у псевдорелигиозных людей), и не ради каких-то духовных «плюшек» вроде райской жизни после смерти, и не потому, что так написано где-то, в какой-то умной книжке, которой всем предписано следовать, а просто потому, что он не может иначе, просто потому, что это глубинное желание, стремление его души — совершать благие дела.

Ведь стремление к совершению благих дел — это и есть наша истинная природа. И раскрыть в себе это качество, сняв пелену ложных и навязанных эгоистичных установок, — в этом и есть истинная духовность. Стремление к своему истинному «Я» — это наше глубинное желание. Подобно тому как путник в тёмном лесу лишь на миг увидел блеск окон дома, который сможет его приютить холодной осенней ночью, так и каждый из нас лишь изредка в перерыве между мирской суетой может увидеть свет своей души, услышать голос своего истинного «Я». Но, как путник, вдохновлённый мимолётным блеском окон приветливого дома, будет неустанно прорываться сквозь тёмный лес, так и каждый из нас рано или поздно осознает, что стремление раскрыть в себе свет своей души, своего истинного «Я» — это лучшее, чего можно достичь в этой жизни. И поверьте, путник, прорывающийся сквозь тернистые заросли тёмного леса однажды выйдет к опушке и постучит в дверь дома — навстречу своему истинному «Я».

Духовность — это: определение для детей

Мы живём в очень непростое время, когда окружающая среда воспитывает не только нас, но и наших детей. Телевизор, интернет, сверстники — все они, как ни прискорбно это признать, оказывают большее влияние на наших детей, чем мы сами. Как же объяснить ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо? У излишне религиозных людей в этом вопросе порой бывают разного рода крайности, когда они начинают запугивать ребёнка, как это любят делать профессиональные религиозные кукловоды, но это большая ошибка. Если бы страхом можно было наставить человека на путь истинный, то в мире бы не было ни тюрем, ни преступности. Однако мы можем видеть, что преступность существует даже в странах, где имеет место смертная казнь. То есть даже страх смерти не останавливает людей. Поэтому воспитание ребёнка через страх — большая ошибка.

Как же объяснить ребёнку простыми словами, что означает слово «духовность»? Попробуйте объяснить ему простую концепцию духовности: «Делай другим то, что хотел бы получить сам». Эта концепция очень проста для понимания, ведь если ребёнок испытывает дискомфорт, когда с ним поступают плохо, то он сможет понять, что такой же дискомфорт будет испытывать и тот, к кому он будет проявлять подобное поведение. Объясните ребёнку, что всё в этом мире возвращается, и если он не хочет испытывать страданий, то ему не следует создавать причины для этих страданий, то есть не создавать страданий для других. Это и есть золотое правило духовности. И всё остальное — из него следует.

Цитаты о духовности

Чтобы понять, что же такое духовность, можно обратиться к различным философам и мыслителям, которые кратко, но точно высказывались об этом явлении:

  • Душа человека развивается до самой смерти.
  • Если душа родилась крылатой — что ей хоромы и что ей хаты!
  • Душа помнит о прошедшем, зрит настоящее, предвидит будущее.
  • Малодушие возбуждает в нас одно только презрение.
  • Сами по себе мы ничего не значим. Не мы важны, а то, что мы храним в себе.
  • Духовность противоположна религии, поскольку она присуща каждому человеку, в то время как религия является лишь готовой мыслью, предназначенной для тех, кто не в состоянии найти собственный путь развития.
  • В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится.

Напоследок можно процитировать слова апостола Павла, который очень кратко, но понятно изложил суть духовного пути: «Всё мне позволительно. Но не всё полезно». Из этого изречения можно видеть, что человек свободен в своих действиях и для него нет никаких границ. А все правила исходят не от каких-то религиозных догм, а от здравого смысла. И разумное существо способно само ограничивать свои действия, исходя из концепции пользы для себя и окружающих.

Душевность

Смотреть что такое «Душевность» в других словарях:

  • душевность — непритворность, задушевность, родственность, сердечность, гуманность, сочувственность, духовность, чуткость, добросердечность, искренность, отзывчивость, добросердечие, доброта, внимательность, неподдельность, сострадательность, добротолюбие,… … Словарь синонимов

  • душевность — с позиций материализма индивидуальная выраженность в системе мотивов личности фундаментальной социальной потребности жить и действовать «для других». Это понятие связано с понятием собственно духовности. Душевность характерна добрым отношением… … Большая психологическая энциклопедия

  • душевность — ДУШЕВНЫЙ, ая, ое; вен, вна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • ДУШЕВНОСТЬ — (нем. Gemüt) лишь нем. языку свойственное обозначение тесного единства духовной и чувственной жизни чувства, внутреннего содержания души (см. Внутреннее). Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

  • душевность — ДУШЕВНОСТЬ, и, ж Качество характера, проявляющееся в искренности, доброте по отношению к кому л.; Син.: сердечность, мягкость, добродушие. Когда к ней приходили гости, она в полной мере проявляла свою душевность … Толковый словарь русских существительных

  • Душевность — ж. отвлеч. сущ. по прил. душевный 4., 5. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • душевность — душевность, душевности, душевности, душевностей, душевности, душевностям, душевность, душевности, душевностью, душевностями, душевности, душевностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

  • душевность — душ евность, и … Русский орфографический словарь

  • душевность — (3 ж), Р., Д., Пр. душе/вности … Орфографический словарь русского языка

  • Душевность — – искреннее дружелюбие, сердечность. Ср.: Редким исключением является семья, члены которой живут вместе в душевной близости (О. Бальзак, Дочь Евы) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Все высшие качества — это проявление души, все низшие принадлежат материальной природе

Олег Гадецкий

Древние трактаты утверждают, что лучшие качества души — ее естественные добродетели: чистота, нравственность, честность, правдивость, доброжелательность и любовь — присущи ей от природы.

Душе также не свойственна греховность. Грех появляется только тогда, когда душа находится в материальном теле. А все пороки: склонность к обману, вожделение, злоба, зависть, несправедливость и жестокость — полная противоположность изначальных качеств души.

Поскольку любая добродетель проявляется только через действие, лучшие качества души раскрываются через дела, которые максимально соответствуют ее изначальной природе.

10 лучших качеств души

1. Помощь нуждающимся

За помощью нуждающимся стоит истинное желание прекратить страдания людей. Возвышенный человек не может терпеть, когда другие страдают. Он старается сделать все, что может ради помощи несчастным.

Если же в человеке нет такого качества, то его не трогают чужие неприятности. Такие люди постоянно наслаждаются всеми доступными средствами, не обращая никакого внимания на окружающие проблемы.

Однако помощь нуждающимся — это не только грубая сострадательность, а еще и содействие развития сознания этих людей. Тонкая причина абсолютно всех страданий человека кроется в его сердце. Без духовной одна материальная помощь не будет полноценной.

Мудрецы предупреждают нас, что в этом мире каждый человек попадает в неприятные ситуации. И в эти моменты мы как никогда нуждается в помощи со стороны, от абсолютно незнакомых людей. Поэтому к чужому несчастью нужно относиться как к своему собственному. В этом состоит настоящая добродетель.

Наши неприятности могут быть связаны с 4 сферами развития личности: с телом, с умом, с общественной жизнью, с духовным развитием:

☻ Физические страдания — различные болезни тела, голод и отсутствие сна

☻ Страдания ума — скорбь, тревога, зависть и страх

☻ Социальные страдания — семейные проблемы, например, человек не может создать семью, прокормить родных, выучить детей и позаботиться о них

☻ Духовные страдания — отсутствие или недостаточность веры человека, склонность совершать греховные поступки и грубый атеизм

Поэтому надо постараться помочь нуждающемуся во всех четырех сферах развития личности: физической, социальной, интеллектуальной и духовной.

2. Почитание и забота о старших

Следует слушаться старших и заботиться о них, когда они стареют и нуждаются в этом. При этом не важно, к какой социальной категории старшинства относится человек (родитель, знакомый, имеющий высокое положение в обществе).

Старший — не только тот, кто старше нас по возрасту, но и тот, кто разумнее. Однако не стоит забывать о собственной разумности, поэтому, если советы старшего подозрительны, их можно игнорировать до прояснения обстоятельств. Но это не дает нам право оскорблять их, критиковать или унижать. В этом мире ошибаются все, но в ошибках старших присутствует логика, которая нам недоступна. Ошибки старших отличаются от ошибок младших, поэтому к ним все равно надо относиться с уважением.

3. Благотворительность

Самый простой вариант благотворительности — жертвование денег или раздача одежды нуждающимся. Однако они не должны быть греховными людьми, иначе такую благотворительность нельзя считать добродетелью. В лучшем случаем — это напрасная трата денег, в худшем — может стать и грехом.

12 видов благотворительности:

Посадка деревьев, дающих тень Раздача пищи Строительство домов
Рытье водоемов и колодцев Предоставление возможности получать образование Строительство купален
Освещение улиц и общественных мест Жертвование денег и предметов обихода Кормление других до того, как поесть самому
Раздача лекарств нуждающимся Строительство дорог Выдача своих дочерей замуж

4. Прием гостей

Данное лучшее качество души состоит радушия. Любой гость должен чувствовать, что ему рады. В древних писаниях говорится, что после приготовления пищи глава семьи обязан выйти на улицу и трижды позвать на обед всех, кто голоден.

Того, кто откликнется, следует накормить в первую очередь. После чего могут поесть и хозяин дома и члены его семьи.

Конечно, в наши дни эта традиция не очень практична: соседи могут нас не правильно понять. Семьянин может считать свой долг исполненным, просто накормив гостя перед тем, как поест сам.

5. Чистоплотность

Надо содержать в чистоте свое тело и все, что его окружает. Следует также помнить, что существует чистота внешняя и внутренняя.

Внутренняя чистота — это чистота помыслов, то, о чем мы помним и думаем. Память об Абсолютной Истине — главный метод очищения ума. Конечно, очистить воспаленный ум можно через раскаяние, и оно исправляет последствия греховных поступков, но не уничтожает их глубинную причину — греховные желания. Избавиться же от всех грехов можно, только помня об Абсолютной Истине.

Кроме того, к очищению относится также паломничество. И хотя его главная цель — встреча со святыми, оно само по себе избавляет человека от многих греховных желаний.

Внешняя чистота — чистота тела, одежды и жилья. Для того чтобы поддерживать внешнюю чистоту, нужно омываться прохладной водой, носить чистую одежду и есть чистую пищу. Не следует есть грязную пищу, к которой прикоснулись греховные люди, — она выводит ум из равновесия.

Таким образом, все вокруг, что возможно, нужно сделать чистым. В противном случае грязь начнет воздействовать на наше сознание. Если во время уборки есть возможность протереть пыль, надо приложить все усилия, чтобы дотянуться до нее, иначе именно это неубранное место испортит нам настроение.

6. Соблюдение праздников

Существует 3 вида праздников: религиозные, семейные и различные увеселительные мероприятия.

Духовных праздников — намного больше, чем кажется современному человеку. Вся наша жизнь соткана из духовных мероприятий, а мы сидим дома и в лучшем случае скучаем. В худшем — смотрим передачу «Камера смотрит в мир» и испытываем эмоции, подглядывая за чужой иллюзорной жизнью.

7. Исполнение обетов

Многие обеты связаны с телом — омовение рано утром, обхождение вокруг храма, принесение поклонов, соблюдение поста, укрощение чувств. Их выполнение помогает сосредоточиться на Абсолютной Истине.

Другой обет — бракосочетание. Причем кроме обета бракосочетания одновременно еще и принимается обет единобрачия. В противном случае в уме рождается достаточно много греховных мыслей. Правда, в наше время об этом дополнительном обете речи не идет. Семейная жизнь начинается как эксперимент: поживем, а там посмотрим, что получится. Неблагочестивая семейная жизнь, в которой нет чистоты, в конечном итоге не дает счастья и покоя.

К духовным относятся обеты, принимаемые в разных духовных традициях.

8. Забота о домашних животных

От домашних животных зависит благополучие человека.

9. Рождение и воспитание детей

Если дети рождены в законном браке, родители растят детей и заботятся о них, готовят их к самостоятельной семейной жизни и дают им духовное воспитание, — произведение потомства считается благочестивой деятельностью. Главное качество характера, которое родители должны развить в ребенке, — непривязанность к мирской жизни.

10. Нравственность

Нравственность — лучшее качество души, которое складывается из

Всепрощения — отсутствия желания отомстить обидчику Воздержания от воровства Уважения к священным писаниям Неукоснительного выполнения предписанных обязанностей
Благодарности ко всем старшим Отказа от незаслуженных даров Паломничества по святым местам
Правдивости (прямота и искренность вызывают уважение) Сострадания к людям и животным Рассудительности Поклонения Богу — самая важная благочестивая деятельность
Честности Самоотречения Учтивости

Мы всегда должны помнить, что родились на земле не просто так. Мы начинаем свое развитие с мирской деятельности, но постепенно мы должны прийти к духовному совершенству — духовной благочестивой деятельности.

Саму нашу планету называют благочестивой землей. Это значит, что предназначение каждого (как найти свое предназначение), кто родился на этой планете — заниматься очищением и благочестивой деятельностью. И делать это нужно, развивая в себе лучшие качества души ради самой Абсолютной Истины.

Подпишитесь на обновления сегодня. Кто знает, на какие высоты взлетит наша мысль через несколько дней… Будьте с нами.

Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу или сайт (социальные кнопки — чуть ниже).

По лекции В. Рузова «108 способов стать счастливым»

Удовольствие и удовлетворение

Удовлетворение – это то, что доставляет радость «духовной фитре» человека: то, что делает сердце светлей, наполняет любовью и добром.

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

«Богат не тот, кто в изобилии достатка своего,
Не устает от наслаждений в обладании его.
Богат душой лишь тот, кто милостью Творца,
Имеет клад, в котором нет порока для него»

Алишер Навои

Жизнь верующего часто воспринимается сторонним наблюдателем как безрадостное и скучное существование. «То нельзя, это нельзя – сплошные запреты», комментируют они с негодованием и сочувствием поведение правоверного. Непоследовательность и поверхность мышления не позволяет таким людям увидеть истинной радости жизни в покорности и любви к Всевышнему Аллаху. В то время как большинство губит свое здоровье, материальное, социальное, эмоциональное состояние ради нескольких минут удовольствий, верующие жертвуют ничтожной долей ради самого высокого, что может обрести человек – счастья мирского и счастья вечного, ради гармонии в душе и ради мира в сердце и с другими.

«Человеческое удовольствие сегодня состоит в том, чтобы развлекаться. Развлекаться – это значит, получать удовольствие от употребления и потребления товаров, зрелищ, пищи, напитков, сигарет, людей, лекций, книг, кинокартин – все потребляется и поглощается. Мир – это один большой предмет нашего аппетита, большое яблоко, большая бутылка, большая грудь; мы – сосунки, вечно чего-то ждущие, вечно на что-то надеющиеся – и вечно разочарованные», писал знаменитый психолог и социолог Эрих Фромм. Действительно, мы стали обществом потребления, похоронив возможность создавать что-то новое. И если даже что-то новое и создается, то только для возможности развлечься и снова «употребить»: новые модели телефонов, планшеты, компьютеры, аттракционы, разноформатное кино и т.д. Мы получили доступ к самого разного вида удовольствиям, но потеряли нечто более важное – удовлетворенность…

Разница между удовольствием и удовлетворением

«Счастье не надо искать во внешних благах.
Лишь душа дает пристанище нашей судьбе»

Демокрит

Древние греки проводили границу между тем, что называется удовольствием, и тем, что является истинным счастьем. Счастье по-гречески — эвдеймония. Содержание этого греческого понятия аналогично современному понятию удовлетворенности жизнью, глубинным приятием судьбы, себя и обстоятельств. Эвдеймония связывалась с нравственностью, добрым нравом, совестью. Сократ говорил: «По мне, лишь добродетельный, женщина ли, мужчина ли, счастлив; неправедный и злонамеренный – несчастлив всегда» Слово «эвдеймония» образовано от слова «демон». Греки верили, что у человека есть некий демон-хранитель. И согласно мнению Гераклита, «истинный демон человека обладает особым моральным характером». А Аристотель считал эвдеймонию неотъемлемой частью добрых дел.

К сожалению, современники, охотясь за удовольствиями, потеряли удовлетворение: у нас появилось множество средств для испытания чувственных наслаждений, а то, что приносит душевное удовлетворение, предается забвению. И стоит ли удивляться, что в таких условиях депрессия стала одолевать все большее количество людей и к тому же «помолодела». Ни химия, ни развлечения, ни разнообразная еда не могут компенсировать отсутствие «внутреннего движка» к личностному и духовному росту, который, возможно, и не всегда приятен, но дает человеку ощущение внутрнней обогащенности и довольства. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Богатство человека – не в изобилии мирских благ, истинное богатство – это богатство души».

Удовлетворение – это то, что доставляет радость «духовной фитре» человека: то, что делает сердце светлей, наполняет любовью и добром. Не всегда пути к душевному удовлетворению коротки, они требуют усилий, их нельзя купить или приобрести обманным путем.

Психологи говорят…

Социальный психолог Майкл Чиксенмихали провел исследование, чтобы выяснить, какие занятия приносят людям то самое духовное удовлетворение. Оказалось, что диапазон занятий, которые дают человеку ощущения счастья, просто огромен. Респонденты Чиксенмихали называли самые разные занятия: от медитации до мотозабегов, от танца до игры в шахматы. Однако исследователю удалось выделит общие черты, которые так или иначе присутствовали в каждом из этих занятий:

• Вызов ситуации: поставленная перед собой задач должна быть достаточно трудна и требовать мастерства.
• Сосредоточенность.
• Совершенная ясность цели.
• Немедленное ощущение обратной связи, отдачи.
• Полное погружение в работу, не требующее специальных усилий.
• Чувство контроля над ситуацией.
• Исчезновение восприятия себя.
• «Остановка времени».

В данном списке нет ничего, что доставляло бы человеку телесное удовольствие, однако в целом набор этих ощущений дает ему духовное удовлетворение и поднимает по лестнице личностного или профессионального роста. Это может быть даже тяжелой физической работой, но если человек делает ее сознательно, с удовольствием, то он может даже не чувствовать усталость.

Чиксентмихали пишет: «Удовольствие – мощный источник мотивации, однако оно не вызывает в нас внутренних перемен. Это сугубо консервативная сила, подталкивающая к удовлетворению сиюминутных потребностей, обеспечению комфорта и релаксации… Упоение (духовное удовлетворение), напротив, не всегда приятно, порой оно связано с сильным стрессом. Так, альпинист может чувствовать себя измученным, полуобмороженным, оказаться на краю бездонной пропасти, и все же он не променяет этого состояния ни на что другое. Потягивать коктейль, сидя под пальмой на берегу лазурного океана, конечно, было бы приятнее, но это удовольствие не идет ни в какое сравнение с той радостью, которую он испытывает на этом ледяном гребне».

Благородная цель

Одной из важных деталей занятия, приносящего духовное удовлетворение, является благородная цель. Чтобы человек испытал радость удовлетворения от своего дела, нужно, чтобы он понимал его высокую цель и значимость.

В контексте жизни верующего не может быть более высокой цели, чем стремление достичь довольства Всевышнего и делать что-либо во имя Него. Слово «бисмиЛлях1», сказанное в начале какого-либо дела искренне и с надеждой, что будет принято Создателем, является чуть ли не самой важной долей любого доброго, приносящего счастья дела.

Что приносит нам духовное удовлетворение?

Духовное удовлетворение приносят не только определенные поступки, но и внутренняя работа, преодоление препятствий нафса, победа над собой. Вспомните, какое счастье приносит человеку прощение обиды, которую он долгое время держал в себе. Или какую радость он чувствует, когда открывает для себя истину? Внешне, вроде бы, ничего и не изменилось, но сердце будто озаряется светом, и человек расцветает изнутри. Точно так же дурные мысли, плохие намерения, обиды и ненависть делают человека внутренне несчастным. Во внешних делах он может быть благополучным, но его душевное состояние таково, что не позволяет ему прочувствовать радость и милость своего положения. Поэтому духовное удовлетворение связано не только с делами рук, но и с делами сердца.

Истинное наслаждение душе доставляют прощение, благодарность, любовь, милосердие к себе и другим, вера во Всевышнего и поклонение ему (и телом, и сердцем), восхваление Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сочувствие к страждущим братьям и сестрам, добрые мысли и т.д.

Что касается поведения, то духовное удовлетворение приносит все, что зиждется на вышеперечисленном и то, что соответствует Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и приближает к довольству Всевышнего.

Многие говорят: «Живем только раз, поэтому нужно попробовать все». А я люблю говорить, что человек живет только раз, поэтому он должен попробовать в ней не все, а только самое лучшее: веру, добро, любовь. И как ни странно, эти вещи имеют мало общего с телесными, чувственными удовольствиями, но крепко связаны с удовольствиями сердца, то есть духовным удовлетворением, которое и длится дольше, и отзывается в обоих мирах. Так кто сказал, что жизнь верующего скучна и безрадостна?

Ася Гагиева

Что Вы думаете об этом?

Душевность как качество личности – способность поставить себя на место другого, с душевной щедростью, пониманием, мягкостью, нежностью и отзывчивостью воспринимать других, доброжелательно, с душевной чуткостью реагировать на потребности ума, чувств и воли окружающих.

Однажды внук пришёл к деду и спросил: – Что такое душа? Дед поведал ему историю, услышанную давным-давно от его собственного деда: – Говорят, в человеке живут три «Я», которые поддерживают и направляют его всю его жизнь. Первое «Я» — самое холодное. Его видят все окружающие тебя люди. Второе «Я» — наиболее тёплое. Его видят лишь самые близкие тебе люди. Первое и второе всегда ссорятся за власть над человеком, а их раздоры пробуждают в нас сомнения и страхи. И лишь только третье «Я» способно примирить и найти компромисс между первыми двумя. Его не видит никто. Иногда мы даже не подозреваем о его существовании, но оно всегда с нами. – Я никогда не слышал о них, — сказал внук. Дед улыбнулся и ответил: – Первое «Я» — это Разум. Если он берёт верх над вторым, человек становится расчётливым и холодным. Второе «Я» — это Сердце. Если побеждает оно, мы становимся наивными. Тогда нас легко ранить и обмануть. Третье же — Душа. Только она способна установить в нас гармонию.

Душевность более тяготеет к материнской форме любви, в отличие от духовности – формы любви отцовской. Поэтому душевность насыщена теплотой и мягкостью, а вот требовательности и суровости она избегает. Душевность – женской качество личности, хотя и многим мужчинам она тоже свойственна. Мужчины в основном общаются в жестких, конкурентных условиях, где оперируют деловые, формальные отношения. В такой среде душевность не уместна. Её комфортная среда – личные отношения. Здесь душевность воспринимает происходящее глазами и чувствами близкого человека.

Душевность – это не простое наличие души. Этим фактом никого не удивишь. Мы все души в грубом человеческом теле. Как говорил поэт: «Душа обязана трудиться». Душевность – это производительность души в межличностном общении, в результате которого происходит единение, родство душ. Доброта и душевность далеко не синонимы. Доброта – это способность смотреть на мир глазами естественного состояния души, которая изначально добра; склонность проявлять мягкое сердце и непритязательность по отношению к другим, делать им добро. Человек может быть добрым, то есть готовым оказать помощь и поддержку, поделиться последним куском хлеба и, в то же время, не отличаться душевностью. Суровый мужчина, делая добро, может проявлять черствость, холодность, неразговорчивость и угрюмость. Когда на лице мрачность и хмурость, о душевности говорить бессмысленно.

Душевность по своей сути открыта, гибка и мобильна. Обладая способностью входить в состояние другого человека, она в ходе личностного общения достигает единения душ на всех уровнях – ума, чувств и воли. Вместе с тем душевность нельзя отождествлять с общительностью. Интроверт, ярко проявляющий необщительность, способен устроить для души в своём внутреннем мире такую изнурительную гонку, что героям фильма «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» их танцевальный марафон показался бы забавным приключением. Душевный интроверт мысленно проговаривает диалоги с другим человеком, входит в его состояние и наполняет его пониманием, нежностью и любовью.

Душевность – это умение разглядеть в другом общее, что присуще и тебе. Аль Квотион в книге «Запчать цивилизации» пишет: «Человек — это степь, хранящая в своих недрах тускнеющие во тьме сокровища души, таинственные клады знаний, драгоценные камни эмоций и переживаний, серебряные жилы несказанных слов… Степь, жаждущая раскопок, чутких внимательных глаз, интереса осторожных рук, стремящаяся распахнуть свои тайны тому, кто не пройдёт мимо, не плюнет в звенящую траву с пыльной дороги, тому, в чьём взгляде прочтёт седое небо: ты нужна мне, степь. Я хочу тебя познать. И каждая степь трепетно дрожит, беременная своей полнотой, готовая дарить… не зная, что раскопки могут открыть не только великие дворцы, полные сказочных богатств, но и пару глиняных черепков, да осколки мечтаний оказаться чуть большим, чем ты есть на самом деле».

Серьезные отношения между мужчиной и женщиной проходят естественные закономерные стадии развития. И просто здорово, когда от стадии простого влечения, они доходят до стадии душевной близости. К сожалению, чаще наблюдается лишь близость на уровне нижних центров, а о существовании у своего партнера души другой и не догадывается. Душевная близость – это когда мужчина и женщина открываются друг другу, впускают другого в своё сердце. Каждый становится самим собой. Гармония устанавливается по всем четырем позициям: эмоциональной, интеллектуальной, физической и душевной. В контексте этих слов Евгений Евтушенко в стихотворении «Голос в телефонной трубке» написал:

Если б душу можно было целовать,
К ней прильнул бы, словно к лунному лучу.
Как бедны на свете те, чья цель – кровать,
Моя цель – душа твоя. Её хочу.
Я хочу твой голос. Он – твоя душа.
По росе хочу с ним бегать босиком,
И в стогу, так нежно колющем, греша,
Кожи голоса коснуться языком.

Состояние проявленной душевности просто передал А.С. Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Душевность проявляется наиболее ярко в условиях социальных катаклизмов, жизненных потрясений и реализации самых худших опасений беспокойности и тревожности. Об этом говорит одна из самых душевных героинь русской литературы – Лара в “Докторе Живаго” Б. Пастернака: “Все бытовое опрокинуто и разрушено. Осталась одна небытовая, неприложенная сила голой, до нитки обобранной душевности, для которой ничего не изменилось, потому что она во все времена зябла, дрожала и тянулась к ближайшей рядом, такой же обнаженной и одинокой”.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх