Помост

Вопросы веры

Двунадесятый праздник

Двунадесятые праздники чтятся православной церковью особенно сильно. Все они посвящены земной жизни Спасителя и Матери Его, Деве Марии. Каждый из них имеет определенное значение, однако по своему величию они уступают только Великой Пасхе.

Значимость двунадесятых праздников в православии

Со старославянского «двунадесять» переводится, как «двенадцать» – отсюда и название 12 главных церковных празднеств. В православном календаре эти даты занимают почетные места, а празднование их отличается особенным величием. Также они имеют свои иконы, которые располагаются на иконостасе. Объединяет торжества одно – все они отождествляются с вехами земной жизни Иисуса Христа и Богоматери.

Двунадесятые праздники чтятся православной церковью особенно сильно

До 25-го года ХХ столетия в России все великие церковные праздники приравнивались к государственным. Некоторые из них до сих пор имеют официальное значение и закреплены законодательством. Красные даты являются выходными, даже если выпадают на будний день.

Еще одним отличием от других церковных торжеств является растянутость во времени. Предваряют торжественный день предпразднества, затем следуют попразднества, а оканчивается праздничный период отданием. Таким образом, человек успевает не спеша настроить себя на нужный лад, вспомнить евангельские события, прожить их, задуматься о своем внутреннем мире и смысле жизни.

Видео «Основные двунадесятые праздники православной церкви»

В этом видеосюжете представлены основные празднества православных христиан.

Двунадесятые непереходящие праздники

Девять из двенадцати основных церковных торжеств являются неподвижными, то есть имеют фиксированную календарную дату.

Девять из двенадцати основных церковных торжеств являются неподвижными

Рождество Пресвятой Богородицы

Празднуется 21 сентября. Список двунадесятых празднеств начинает именно это торжество, когда православие отмечает рождение Девы Марии. Согласно Святому Писанию, Иоакиму во сне явился ангел, сообщивший, что у того родится дочь. Вернувшись из пустыни домой, он встретил свою жену, Анну, которая обрадовала его радостной новостью.

В этот день по христианским традициям люди славят Матерь Божию, как защитницу всего человечества перед Создателем. Праздник отождествляют с началом осени и окончанием летних полевых работ.

Воздвижение Креста Господня

Празднуется 27 сентября. Дата празднества была впервые официально утверждена в 335 году после освящения иерусалимского храма Воскресения Христова. Предшествовала этому событию экспедиция императрицы Елены, отправившейся искать утерянные раннехристианские артефакты. Сегодня красная дата связана с крестом, как главным символом христианства, на котором принял смерть Иисус.

На Воздвижение принято поститься, запрещено заниматься тяжелым физическим трудом. Народное поверье гласит, что с этого дня змеи прячутся по норам на зиму, а птицы улетают в теплые края.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Празднуется 4 декабря. Православные христиане почитают эту дату, как очень важное событие в жизни Пресвятой Марии. Когда девочке исполнилось три года, ее родители исполнили Божий завет – отдали ту на служение Всевышнему. Евангелие говорит, что дочь Иоакима вошла в храм уверенно, как будто уже знала судьбу, уготованную ей Господом.

Введение, как называли еще великое празднество, отождествляли с наступлением зимы и прекращали все полевые работы. Этот день проводили за катанием на санях, зимними гуляниями и ярмарками.

Рождество Христово

Празднуется 7 января. Главный праздник из двунадесятых, который посвящен рождению Христа. Когда Деве Марии пришло время разрешаться от бремени, они с Иосифом прибыли в Вифлеем. Сразу после появления Сына Божьего на свет ночное небо озарила яркая звезда, оповещавшая все человечество о благой вести.

Католическая церковь отмечает Рождество Христово 25 декабря.

Великому торжеству предшествует строгий пост, длящийся 40 дней. Вечером 6 января он заканчивается и православные христиане разговляются праздничным ужином с двенадцатью блюдами.

Рождество Христово – главный праздник из двунадесятых

Крещение Господне

Празднуется 19 января. В этот день тридцатилетний Иисус пришел к пророку Иоанну, который совершал таинства крещения на реке Иордан, и попросил окрестить Его. Когда Христос вынырнул из воды, небеса раскрылись, а оттуда снизошел Святой Дух, принявший личину голубя. Именно Он сообщил благую весть о явлении Сына Божьего.

По традиции на Крещение принято трижды окунаться в проруби и запасаться святой водой. А вот из языческих обрядов к нам дошли крещенские гадания, не особо чтимые Церковью.

Сретение Господне

Празднуется 15 февраля. Торжество приурочено к явлению Мессии перед человечеством. Когда Иисусу исполнилось 40 дней, Дева Мария принесла его в храм, чтобы показать Господу. Как только старец Симеон взял Младенца на руки и поднял, снизошел Святой Дух, объявивший Ребенка Сыном Божьим. Прорицательница Анна, стоявшая неподалеку, подтвердила это.

Древние славяне считали Сретение днем встречи зимы с весной. Они проводили веселые гуляния, на следующий день приступали к весенним работам. Доброй традицией было венчаться или скреплять себя узами брака в этот праздник.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Празднуется 7 апреля. Православная церковь ассоциирует празднество во имя Богоматери с добрыми ожиданиями и надеждами. В этот день Деве Марии явился Архангел Гавриил, который принес ей благую весть о зачатии ею Сына Божьего. Он изрек: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенная Ты между женами».

Нередко Благовещение выпадает на Великий Пасхальный Пост. В этом случае церковь делает попущение, разрешая вкушать рыбные блюда. Наши предки на этот праздник готовили соль на оберег и сжигали старые, ненужные вещи.

Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля

Преображение Господне

Празднуется 19 августа. Народное название великого торжества – Яблочный Спас. Согласно Святому Писанию в этот день Христос отправился к горе Фавор, взявши с собой трех учеников. Когда Спаситель поднялся наверх и начал молиться, Он вдруг вознесся к Небесам, Его одежда обрела белый цвет, а вокруг Него образовалось яркое сияние. Таким образом Творец Единый возвестил апостолов о Своем Сыне.

В народе 19 августа начиналась пора сбора фруктового урожая. Считалось, что именно на Преображение плоды окончательно дозревают. Также славяне считали, что с этого дня лето полностью отдает свои права осени.

По церковным обычаям яблоки нужно освятить, чтобы потом без ограничений есть их на протяжении всего года. Полезная информация

Успение Богородицы

Празднуется 28 августа. Несмотря на скорбный оттенок, который несет это торжество, христианство наделяет его радостными эмоциями. В этот день Пресвятая Дева Мария вознеслась на Небеса, воссоединившись с Богом. Святое Писание трактует ее смерть, как переход к вечной, счастливой жизни рядом со Всевышним.

Празднеству предшествует двухнедельный пост, который по строгости не уступает Пасхальному. По его окончании верующие разговляются, устраивая праздничную трапезу. Женщины пекут хлеб, делают заготовки на зиму, а парни идут свататься.

Двунадесятые переходящие праздники

Три великих торжества, которые не имеют фиксированной даты в православном календаре, тесно связаны с Великой Пасхой.

Двунадесятые переходящие праздники

Вход Господень в Иерусалим

За неделю до Воскресения Христова церковь начинает отмечать Вербное Воскресенье. Красная дата знаменует прибытие Иисуса в Иерусалим. Чтобы показать людям свои благие намерения, Спаситель въехал на осле. Народ израильский, встречая Мессию, выкладывал Ему дорогу пальмовыми ветвями. Так появилась традиция святить на этот праздник пальму, а наших широтах – вербу.

По христианским обычаям вербовые ветки, освященные в церкви, хранят ровно год до следующего торжества. Они призваны защищать от неудач и дарить благополучие. Также ими принято похлестывать друг друга, произнося: «Не я бью – верба бьет».

Вознесение Господне

Великое празднество отмечают спустя 40 дней после Пасхи. Торжество восхваляет вознесшегося Мессию, а также не дает забыть о божественной природе, которая преобладает над несовершенным человеком. Согласно Евангелию, после Своего Воскрешения Иисус еще продолжал проповедовать, а затем вознесся на Небеса, дав обещание прийти еще раз.

По традиции поздравлять с Пасхой словами «Христос Воскрес!» можно вплоть до Вознесения, однако после него делать это категорически запрещено.

День Святой Троицы

На 10 день после Вознесения наступает Пятидесятница. Святое Писание описывает событие, предшествующее появлению этого праздника так. Когда ученики Христовы собрались вместе, на них снизошел Святой Дух в виде пламенного огня. Апостолы обрели дар говорить на всех языках и пустились по миру проповедовать Слово Божье.

В народе Троица символизировала начало лета. Было принято украшать дома зеленью, посещать праздничные службы, а после устраивать веселые гуляния. Купаться на Пятидесятницу было запрещено, так как верили, что это день водяной нечисти.

Вход Господень в ИерусалимВознесение ГосподнеДень Святой Троицы

Сколько бы столетий ни прошло, двунадесятые праздники остаются главными в православном календаре. Каждый из них почитается по своим традициям и несет свой смысл, напоминая нам о земной жизни Мессии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ДВУНАДЕСЯТЫЙ

Смотреть что такое «ДВУНАДЕСЯТЫЙ» в других словарях:

  • двунадесятый — двунадесятый … Орфографический словарь-справочник

  • двунадесятый — двенадцатый Словарь русских синонимов. двунадесятый прил., кол во синонимов: 2 • дванадесятый (2) • … Словарь синонимов

  • двунадесятый — ДВУНАДЕСЯТЬ, и, числит. колич. (стар.). То же, что двенадцать. Нашествие двунадесяти языков (об армии Наполеона во время Отечественной войны 1812 г.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • двунадесятый — прил. Каждый из двенадцати наиболее почитаемых православных церковных праздников: Пасха, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение, Преображение Господне, Вход Господень а Иерусалим, Вознесение Господне, Троица, Воздвижение Креста Господня … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • двунадесятый — двунадесятый, двунадесятая, двунадесятое, двунадесятые, двунадесятого, двунадесятой, двунадесятого, двунадесятых, двунадесятому, двунадесятой, двунадесятому, двунадесятым, двунадесятый, двунадесятую, двунадесятое, двунадесятые, двунадесятого,… … Формы слов

  • двунадесятый — ая, ое. ◊ Двунадесятые праздники. Каждый из двенадцати наиболее значительных праздников православной церкви (к ним относятся: Рождество, Крещение, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица, Преображение, Успение… … Энциклопедический словарь

  • двунадесятый — ая, ое. двунадесятые праздники … Словарь многих выражений

  • двунадесятый — дв/у/на/десят/ый и дв/а/на/десят/ый … Морфемно-орфографический словарь

  • двунадесятый и дванадесятый — двунадеся/тый и дванадеся/тый … Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • дванадесятый и двунадесятый — дванадеся/тый и двунадеся/тый … Слитно. Раздельно. Через дефис.

В Православной Церкви каждый день отмечен памятным событием. Наверняка каждый крещеный человек однажды в жизни слышал фразу «двунадесятые праздники». Что это значит? К каким церковным датам относится это название? И что за странное слово – «двунадесятый»?

Что такое двунадесятый праздник?

Название это возникло от славянского «двунадесять» – то есть «двенадцать». В церковной классификации эти праздники являются самыми значимыми после Пасхи, а отмечают их с особым торжеством. Все двунадесятые праздники посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. В Типиконе (уставном документе Церкви, регламентирующим правила и порядок совершения богослужений) отмечены красным крестом в полном круге, что также подчеркивает их значение.

Существуют такие даты, касающиеся двунадесятых праздников, как предпразднества, попразднества и отдания. В первом случае верующие люди готовятся к великому событию, начинают праздновать заранее. В светской традиции, кстати, сложилась негласная примета о том, что отмечать заранее праздник нельзя, также как и поздравлять с ним. В Православии предпразднество готовит человека к торжеству, напоминает о событиях, помогает настроить себя на духовную волну, с которой он, может быть, слетел в силу занятости повседневными делами.

Попразднество – это продолжение праздника, которое бывает обычно через несколько дней. А отдание, как вы догадались, – это «прощание» с праздником до следующего его наступления. Растянутость торжеств во времени, пусть даже человек и не всегда может попадать на богослужение, помогает благодаря наличию календаря вспоминать и вместе со всей Церковью проживать события праздника, задумываться о своей душе, смысле жизни, сопоставлять мысленно себя с «героями» памятных дат. Это позволяет верующему заниматься духовным саморазвитием, ведь сравнение со святым обязательно покажет собственное несовершенство.

Какие православные праздники относятся к двунадесятым?

Вот они, многие из них вам, наверняка, знакомы:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы
  2. Воздвижение Креста Господня
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы
  4. Рождество Христово
  5. Крещение Господне
  6. Сретение Господне
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы
  8. Вход Господень в Иерусалим
  9. Вознесение Господне
  10. День Святой Троицы
  11. Преображение Господне
  12. Успение Пресвятой Богородицы.

Почему Пасха не входит в число двунадесятых праздников?

Но вас наверняка гложет вопрос: почему среди этих праздником нет всеми любимой Пасхи, дня Светлого Воскресения Христова? Величие и значимость событий Пасхи для православных христиан настолько велико, что эту дату, день, в который Распятый Иисус Христос воскрес из мертвых, встал из гроба после мучительной смерти, принято ставить выше двунадесятых праздников. Воскресение Христово как бы венчает эти важные памятные даты. Кстати, на иконе двенадцать праздников фрагмент, посвященный Пасхе, традиционно изображается в середине, тогда как события двунадесятых праздников помещены по периметру иконы.

Икона с изображением двунадесятых праздников

Переходящие и непереходящие праздники

В основу богослужения Православной Церкви положен годовой календарь. Именно он определяет даты торжеств и порядок службы. Двунадесятые праздники бывают переходящими (то есть дата их всегда меняется в зависимости от указаний календаря) и непереходящими (то есть они имеют строго фиксированную дату).

К переходящим праздникам относятся:

  1. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение). Празднуется за неделю до Пасхи, и всегда отмечается в разные числа, поскольку Пасха – также подвижная дата календаря.
  2. Вознесение Господне Церковь вспоминает на 40-й день после праздника Светлого Христова Воскресения, и, как мы видим, также полностью зависит от этой даты.
  3. День Святой Троицы выпадает на 50-й же день после Пасхи.

Непереходящие праздники составляют большинство среди двунадесятх (в скобках – даты по новому, современному стилю):

  1. Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября;
  2. Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
  4. Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
  5. Крещение Господне — 6 (19) января
  6. Сретение Господне — 2 (15) февраля;
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
  8. Преображение Господне — 6 (19) августа;
  9. Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.

Господские и Богородичные праздники

Еще одна классификация двунадесятых праздников касается их содержания. Выше уже было сказано, что праздники посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Поэтому еще одно их деление получило название Господских и Богородичных.

Господские праздники:

  1. Воздвижение Креста Господня;
  2. Рождество Христово;
  3. Крещение Господне;
  4. Преображение Господне;
  5. Вход Господень в Иерусалим;
  6. Вознесение Господне;
  7. День Святой Троицы.

Богородичные праздники:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы;
  2. Введение во храм Пресвятой Богородицы;
  3. Благовещение Пресвятой Богородицы;
  4. Успение Пресвятой богородицы;
  5. Сретение Господне.

Чем двунадесятые праздники отличаются, кроме того кому они посвящены? Особенностями богослужения при выпадении на ту или иную дату, день недели или же совпадение по дате друг с другом. Господские праздники, а также воскресный день – малая Пасха – всегда будут пользоваться приоритетом по сравнению с Богородичным праздником в чине богослужения.

Смысл и значение двунадесятых праздников

Говоря о двунадесятых праздниках, их названии, посвященности и классификации, не нужно забывать и о их смысле. Именно так станет понятно, почему именно эти 12 событий имеют особое почитание среди православных христиан.

1. Рождество Пресвятой Богородицы

Пресвятой Богородице была отведена важная миссия по спасению от рабства греха падшего человечества. Именно через непорочную Деву, рожденную от праведных родителей, Иоакима и Анны, в мир должен был прийти Иисус Христос. Так и случилось. О рождении Богородицы предупреждали ветхозаветные пророчества и Ее появление было заранее предопределено. Она стала Вратами, через Которые Бог пришел к людям, став внешне подобным им.

Икона Рождества Пресвятой Богородицы

2. Воздвижение Креста Господня

В 326 году в Палестине во время раскопок константинопольской императрицей Екатериной и иерусалимским епископом Макарием было обнаружено три креста, тех самых, на которых был распят Иисус Христос и двое разбойников. По преданию, когда один из крестов возложили на больную женщину, та получила исцеление. Так была определена значимая христианская святыня. Крест в древнем мире считался орудием позорной казни, а благодаря Господу стал символом спасения души, показывающим, что духовное саморазвитие, стремление к богоподобию не будет простым, но связанным с непрестанным трудом и даже страданиями. Название «Воздвижение» связано с тем, что во время богослужения, посвященного празднику, Крест поднимается для обозрения всем молящимся. Традиция это восходит как раз к временам, когда святыня была найдена.

Икона Воздвижения Креста Господня

3. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Когда Святой Марии исполнилось 3 года, ее родители исполнили данный при рождении обет: посвятить ребенка Богу. Когда Девочку привели в храм и поставили на первую ступень, Она внезапно самостоятельно их преодолела, чем вызвала немалое удивление. А первосвященник Захария это удивление усилил: ввел маленькую Богородицу в самое святое место Иерусалимского храма, Святая святых, куда мог заходить только он и всего лишь раз в году. С тех пор Святая Мария до 12 лет, когда ее выдали замуж, жила в сокровенном храмовом помещении. Это событие также показывает роль Матери Христа в судьбе всего человечества.

Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы

4. Рождество Христово

Праздник Рождества знаком многим, и все прекрасно понимают, что 7 января считается датой рождения две тысячи лет назад Иисуса Христа. Именно так, в этот день вспоминается уже приход в человеческую цивилизацию Спасителя, который должен был Своей жизнью показать, как погрязший в грехе человек, зараженный ужасной болезнью смерти, может исцелиться и стать подобным Богу. Праведный Иосиф, муж Богородицы, должен был прийти в город Вифлеем для объявленной римским императором переписи населения. Возможности остановиться в гостинице у семьи не оказалось, поэтому заночевали они в пещере. Там и родился у Марии Младенец Иисус. Поклониться Господу пришли сначала местные пастухи, а затем с подарками волхвы. О рождении Христа узнал иудейский царь Ирод. Боясь, что событие стало самым настоящим посягательством на его власть, он послал воинов перебить всех младенцев в Вифлееме. Чудесным образом праведный Иосиф с Марией и Иисусом были предупреждены и сбежали в Египет.

Икона Рождества Христова

5. Крещение Господне

Когда в России говорят о празднике Крещения, в Церкви также называемом Богоявлением Господним, неизменно вспоминаются проруби на водоемах, крещенская вода и купания в морозную стужу. На самом деле 19 января вспоминаются события древности, когда в водах реки Иордан Иоанн Предтеча, больше известный как Креститель, совершил обряд крещения над Иисусом Христом. В тот день, кстати, крещение было установлено как таинство и теперь к нему прибегают все православные христиане для того, чтобы стать членами Церкви. По преданию, на Христа с небес сошел Дух Святой в виде голубя, а с неба был слышен голос, провозгласивший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17).

Икона Крещения Господня

6. Сретение Господне

Неизвестное слово «сретение» со славянского буквально переводится как «встреча». Кто с кем встретился? Как уже говорилось, иудейская традиция предписывала приносить своих детей-первенцев в храм для посвящения последних Богу. Как и в случае с Пресвятой Богородицей, родители Христа поступили также. Встретил праведного Иосифа и Марию вместе с Младенцем Христом Симеон, уважаемый богослов-переводчик, который жил, согласно преданию, более 300 лет. Симеон взял Иисуса на руки, благословил и произнес слова, которые впоследствии стали известной молитвой «Ныне отпущаеши…». Встреча Богомладенца со старым представителем ветхозаветной Церкви символизирует встречу человечества с Богом.

Икона Сретения Господня

7. Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник Благовещения сообщает нам о событиях, связанных с «благой вестью». Пресвятой Богородице явился архангел Гавриил и сообщил, что именно Она станет теми Вратами, через Которые в человеческую цивилизацию придет Спаситель. Ангел сказал, что называть Сына нужно будет Иисусом, а Святая Мария выразила согласие с предстоящей Ей высокой миссией.

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы

8. Вход Господень в Иерусалим

Этот день в народе принято называть Вербным Воскресением, а ветви дерева нести в храм, освящать и потом целый день держать где-то в доме… В Израиле вербы не была, зато была пальма, и именно ветви этого дерева изначально были символами праздника. За неделю до Своей крестной смерти Иисус Христос, уже прославившийся Своей проповедью, чудесами и добрыми делами, направлялся в Иерусалим. В город Он въезжал на осленке (хотя мог сделать это верхом на красивом коне и в составе целой колонны), чем подал людям пример скромности. Жители города встречали Иисуса как царя: дорогу на пути его следования усыпали как раз-таки пальмовыми ветвями и прославляли самыми восторженными словами. В Иерусалимском храме Христос разогнал торговцев, которые превратили Дом Бога в настоящий базар, совершил исцеления больных людей и удалился в город Вифанию. Можно сказать, что события Вербного Воскресения стали своего рода предпразднеством Пасхи.

Икона Входа Господня в Иерусалим

9. Вознесение Господне

Вознесение относится к праздникам, отмечаемым уже после Воскресения Христова. Воскресший Иисус на протяжении 40 дней являлся своим ученикам и рассказывал о Небесном Царстве. В завершении этого периода Господь поднялся к небесам, сказав удивленным апостолам знаменитые жизнеутверждающие слова: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20). Этот праздник говорит об обожении, показывает, какой участи удостоится человек, живущий по заповедям Божьим.

Икона Вознесения Господня

10. День Святой Троицы

Днем рождения Православной Церкви можно считать этот праздник. Уже на 50-й день после пасхи на апостолов, учеников Христа, сошел с небес Святой Дух, сверхъестественным образом сделав их способными проповедовать веру, разговаривать на других языках, учить людей.

Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева

11. Преображение Господне

В России народная традиция окрестила праздник «Яблочным Спасом». Иисус Христос поднялся на гору Фавор, куда позвал с собой на молитву апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Во время молитвы лицо Христа внезапно просияло ярким светом, а одежда также стала светлой. Перед апостолами явились пророки Моисей и Илья и начали беседовать с Господом! После этих событий Иисус запретил апостолам говорить об увиденном до Своего воскресения. Но этот случай показал божественность происхождения Христа, хотя до самого конца Его земной жизни близкие люди могли об этом только догадываться.

Икона Преображения Господня

12. Успение Пресвятой Богородицы

Наступил день и Святая Мария умерла. Жила Она у апостола Иоанна, которого усыновила по указанию Христа. Ученики Иисуса собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Матерью Спасителя. Согласно преданию, Тело Пресвятой Богородицы было погребено в одной гробнице с родителями и супругом. А позже – Она воскресла, явилась в тот же день за ужином апостолам и подобно Своему Сыну, вознеслась на небо.

Икона Успения Пресвятой Богородицы

Как провести день, на который выпал двунадесятый праздник?

Конечно, приложить все усилия, чтобы попасть на праздничное богослужение. Надо помнить, что служба каждого праздника в Православной Церкви начинается накануне вечером, а после перерыва продолжается утром.

Если есть возможность и желание, необходимо исповедоваться и причаститься, таким образом происходит невидимое соединение с Богом и событиями праздника, лучше понимается их смысл, появляется возможность как бы их пережить.

Конечно же, каждый праздник требует понимания, поэтому заранее и после богослужения стоит посвятить время, лучше в кругу семьи, близких или друзей, чтению описания и истории праздника. Неплохо, особенно если попасть на богослужение не получается, подать записку с именами родственников и знакомых, дорогих вам людей, для поминовения их на литургии или молебне.

От светских развлечений лучше воздержаться, посвятить время семье, размышлениям, доброму общению. Если вдруг посетить богослужение не получается из-за работы или по другим причинам, неплохо бы все же сходить на службы, посвященные предпразднеству, попразднеству или отданию праздника.

Двунадесятые праздники имеют огромное значение в жизни православного христианина. В эти дни небеса становятся ближе, а мы получаем еще один шанс для духовного совершенствования и получения просимой у Бога помощи.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

Двунадеся́тые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников.

Неподвижные (по хронологии церковного года, который начинается 1 сентября):

Подвижные (по хронологии пасхального круга):

  • Вход Господень в Иерусалим («Вербное воскресение» — за неделю до Пасхи) — Господский
  • Вознесение Господне (40-й день после Пасхи) — Господский
  • Пятидесятница (или «Сошествие Святого Духа на апостолов», или «День Пресвятой Троицы) (50-й день после Пасхи) — Господский

Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, имеют особые дни: предпразднство, попразднство, отдание праздника.

Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым — от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства бо́льшей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника.

Богослужение

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях — Постной и Цветной.

На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.

Двунадесятые праздники

Двунадеся́тые пра́здники – двенадцать важнейших (после Пасхи) годовых церковных праздников, связанных с Евангельской историей и историей Церкви.
Определение «двунадесятые» происходит от славянского количественного числительного «двунадесять» – «двенадцать».
Первый уровень классификации внутри этих праздников – по принадлежности к одному из двух годовых циклов христианского календаря. Девять из 12-ти праздников называются «неподвижными» («непереходящими»), потому что фиксированы лишь по числам месяца вне зависимости от дня недели: Рождество Пресвятой Богородицы (21 сент.), Воздвижение Креста Господня (27 сент.), Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 дек.), Рождество Христово (7 янв.), Богоявление, или Крещение Господне (19 янв.), Сретение Господне (15 фев.), Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апр.), Преображение Господне (19 авг.) и Успение Пресвятой Богородицы (28 авг.).
Три других праздника именуются «подвижными» («переходящими»): Вход Господень в Иерусалим (совершается в воскр., предшествующее Пасхе), Вознесение Господне (40-й день от Пасхи, всегда в чт.) и День Святой Троицы (50-й день от Пасхи, всегда в воскр.).

Второй уровень классификации двунадесятых праздников – по доминирующему содержанию. Праздники, посвященные Господу нашему Иисусу Христу, называются господскими, а посвященные Пресвятой Богородице – богородичными. При этом праздник Сретения Господня и праздник Благовещения имеют в современном русском Уставе двойственный, господско-богородичный статус. Богослужебные тексты неподвижных двунадесятых праздников помещены в Минее; подвижных – в Триоди; а также в отдельных изданиях. Вечером накануне двунадесятых праздников всегда служится торжественное всенощное бдение.

  • Проповеди на двунадесятые праздники митр. Николай (Ярушевич)
  • Двунадесятые праздники и Пасха в годовом круге
  • Календарь. Церковные праздники

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх