Помост

Вопросы веры

Дьявол в мелочах

История знаменитых цитат (К. В. Душенко, 2018)

Бог – в деталях

«Бог – в деталях», но также: «Дьявол в деталях». Оба выражения кажутся очень старыми. Когда же они появились и кто тут был раньше – Бог или дьявол?

Раньше был Бог, хотя «раньше» не значит «очень давно». Выражение «Бог – в деталях» создано в XX веке. В печати оно появилось не позднее 1937 года, со ссылкой на немецкого историка и теоретика искусства Аби Варбурга.

Аби Варбург (по рождению Абрахам Мориц) (1866–1929) большую часть своей жизни посвятил изучению итальянского Возрождения. Почти через 30 лет после смерти Варбурга его ближайшая сотрудница Гертруда Бинг процитировала слова, которые однажды он написал о себе на своем любимом итальянском языке: «Ebreo di sangue, Amburghese di cuore, d’anima Fiorentino» – «По крови еврей, сердцем – гамбуржец, душой – флорентиец».

С 1925 года Варбург вел в Гамбургском университете семинар по итальянскому искусству. Здесь господствовал междисциплинарный подход, предполагавший изучение современных художнику обрядов, символов, языка, философии и даже естественных наук. По сообщению Эрнста Гомбриха, ученика Варбурга, девизом семинара было изречение:

Der liebe Gott steckt im Detail.

(Бог таится в деталях.)

Более известен французский вариант: «Le bon Dieu est dans les détails» – «Бог – в деталях». Немецкий искусствовед Эрвин Панофски безосновательно приписал эти слова Гюставу Флоберу (в книге «Смысл и толкование изобразительного искусства», 1955).

В 1922 году, за три года до первого семинара Варбурга, было опубликовано стихотворение Бориса Пастернака «Давай ронять слова…», написанное в 1917 году. Заканчивалось оно строками:

Ты спросишь, кто велит?

– Всесильный бог деталей,

Всесильный бог любви,

Ягайлов и Ядвиг.

Не знаю, решена ль

Загадка зги загробной,

Но жизнь, как тишина

Осенняя, – подробна.

Разумеется, пастернаковский «бог деталей» не то же самое, что «Бог в деталях» Варбурга.

Отдаленным прообразом девиза Варбурга можно, пожалуй, считать высказывание Плиния Старшего: «Природа вещей ни в чем не выражается так полно, как в самом малом (…nusquam magis quam in minimis, tota est)» («Естественная история», XI, 2, 4).

Так обстоит дело с «Богом в деталях»; а что можно сказать насчет дьявола? Выражение «Дьявол (таится) в деталях» (нем. «Der Teufel steckt im Detail») получило широкое распространение с 1960-х годов.

Изречение «Бог – в деталях» чаще всего встречается в работах по истории и теории искусства, когда хотят подчеркнуть важность изучения всей совокупности фактов. Значение формулы «Дьявол в деталях» иное: нечто, на первый взгляд хорошее, может оказаться не столь уж хорошим при более тщательном рассмотрении.

Область применения второй сентенции шире, поэтому именно она стала основной.

Что означает поговорка «дьявол кроется в деталях»?

Дьявол кроется в деталях — не следует доверять первому впечатлению, делать выводы по бросающимся в глаза фактам, принимать на веру казалось бы заслуживающие уважения сведения. Объективное суждение появляется лишь с изучением всего относящегося к делу: в том числе мелочей, деталей, восприятие которых может в корне изменить уже сложившееся мнение

Но от чего в деталях кроется именно дьявол, а, допустим, не косолапый мишка или Снежная королева?
Потому что дьявол, как известно, существо хитрое, умное, коварное и насмешливое. Его хлебом не корми, дай потешиться над человеческой глупостью, леностью и легковерием. Ведь копаться в деталях, анализировать мелочи, собирать крохи со стола познания — занятие нудное, сложное и долгое. Чем ему предаваться, проще довериться кому-то: соседям, газетам, ТВ…

Происхождение, авторство поговорки «дьявол кроется в деталях» не известны. Но существует китайская, которая ей вторит «поймай самого маленького чертика, и он приведет тебя к своему главному»

Примеры деталей, которые скрывает дьявол

Шестидневная война

Факт
Летом 1967 года Израиль атаковал Египет и в течение шести дней разгромил его в так называемой «Шестидневной войне»
Вывод
Израиль — агрессор, который должен нести ответственность за содеянное
Детали

  • 1967, 7 апреля — Воздушный бой над Голанами между сирийскими и израильскими истребителями. 6 сирийских самолётов сбиты. Самолёты Израиля пытались помешать сирийской тяжёлой артиллерии, расположенной на Голанах, обстреливать еврейские поселения расположенные в внизу в Галилее
  • 1967, 21 апреля — Через две недели после воздушного боя заместитель министра иностранных дел СССР Малик заявил, что Израиль подвергает риску «само существование государства»
  • 1967, 4 мая — министр информации Сирии заявил: «(эта битва будет) продолжена более серьёзными сражениями, пока Палестина не будет освобождена, а сионистское присутствие не закончится»
  • 1967, 11 мая — Израиль предупредил СБ ООН о том, что в случае продолжения провокаций со стороны Сирии (она выдвинула тяжёлую артиллерию в демилитаризованную зону), он сочтёт себя в праве прибегнуть к самообороне
  • 1967, 12 мая — Посол СССР передал египтянам информацию о концентрации сил ЦАХАЛа у границы с Сирией, хотя Израиль мобилизацию не начинал. Телеграмма посла в Москву звучала так: «Сегодня мы передали египтянам информацию касательно концентрации израильских войск на северной границе для внезапного нападения на Сирию. Мы рекомендовали правительству ОАР предпринять надлежащие шаги» (ОАР — объединенная арабская республика (Сирия и Египет)
  • 1967, 13 мая — Посол СССР в Израиле Д. С. Чувакин посетил Премьер-Министра Израиля Леви Эшкола и выразил ему «протест против угрожающей концентрации израильских войск на сирийской границе». Ошеломленный Эшкол заверил посла, что никакого нападения на Сирию не планируется, и предложил ему совместную поездку на север — немедленно, прямо сейчас, чтобы самому убедиться. Посол отказался.
  • 1967, 14 мая — Египет начал вводить в Синай пехотные и танковые части
  • 1967, 15 мая — (Египет объявил чрезвычайное положение. Две танковые дивизии демонстративно прошли по Каиру и отправились к мостам через Канал
  • 1967, 16 мая — Президент Египта Насер потребовал от войск ООН в Синае перебазироваться в сектор Газы
  • 1967, 17 мая — Насер потребовал эвакуировать войска ООН из Газы, Синая и вообще от границ с Израилем.
  • 1967, 18 мая — Войска ООН, патрулировавшие линию прекращения огня 1948—1956 годов, покинули свои базы в Синае и Газе
  • 1967, 18 мая — Обращение египетского генерала Муртаги к армиии: «Египетские войска заняли позиции согласно заранее разработанным планам. Дух наших войск высок, ибо наступил день, которого они давно ждали — священной войны»
  • 1967, 19 мая — Египетские войска вошли в Шарм э-Шейх, обосновались в бывших местах дислокации войск ООН в Газе и Синае
  • 1967, 20 мая — Всеобщая мобилизация в Израиле. Занятия в школах сокращены, автобусы все направлены в распоряжение армии, оснащались всем необходимым бомбоубежища, рылись окопы и траншеи, понимая, что правительству понадобятся деньги, тысячи граждан заблаговременно заплатили налоги, в министерство обороны хлынул поток пожертвований, включая драгоценности и обручальные кольца
  • 1967, 21 мая — Насер закрыл для израильских судов Тиранский пролив: «Тиранский пролив является частью наших территориальных вод. Ни одно израильское судно не будет впредь пропущено через него. Одновременно мы запрещаем доставку через пролив в Израиль стратегических товаров на судах других стран». Акабский залив делили между собой Египет, Иордания, Саудовская Аравия и Израиль, следовательно, пролив не мог быть объявлен территориальными водами кого бы то ни было — это нарушало все конвенции по морскому праву
  • 1967, 22 мая — Египет объявил о военном союзе с Ираком
  • 1967, 24 мая — Начался трехдневный визит министра иностранных дел Израиля А. Эвена по странам Западной Европы и в США с просьбой вмешаться в разгорающийся конфликт. Без результата
  • 1967, 24 мая — Египет начал блокаду Тиранского пролива
  • 1967, 24 мая — Иордания завершила мобилизацию и открыла свою границу для войск Саудовской Аравии и Ирака
  • 1967, 26 мая — Президент Египта Насер в речи, обращенной к египетским профсоюзам, сказал, что «война, если она разразится, будет тотальной, и целью ее будет уничтожение Израиля»
  • 1967, 30 мая — В Египет прибыл король Иордании Хусейн. Он подписал с Насером пакт о совместной обороне и передал свою армию в распоряжение египетского генштаба. В тот же день иракские танковые части вступили в Иорданию и перешли на Западный берег, а иракская авиация перебазировалась на ближайшие к Израилю аэродромы. Саудовская Аравия сконцентрировала свою армию на иорданской границе в районе Акабского залива. В Египет был отправлен алжирский экспедиционный корпус. В общей сложности Израилю противостояла объединённая арабская армия численностью 530 тысяч человек, имевшая 2 500 танков и 940 боевых самолётов. Вооружённые силы Израиля после всеобщей мобилизации насчитывали 264 тысячи человек, 800 танков и 300 самолётов
  • 1967, 30 мая — В Аммане глава ООП (Организация Освобождения Палестины) Ахмед Шукейри заявил: «Когда мы освободим Палестину, то поможем уцелевшим евреям вернуться в страны исхода. Но я сомневаюсь, что кто-то вообще уцелеет»
  • 1967, 2 июня — Совещание правительства Израиля о сроках начала войны. Решено, что атака начнется не раньше понедельника, 5 июня
  • 1967, 5 июня — Начало Шестидневной войны. 40 самолетов поднялись в воздух с израильских аэродромов и пошли на запад, в сторону моря. Первая волна израильской авиации провела над египетскими аэродромами ровно 7 минут. Через три минуты эти аэродромы оказались накрыты второй волной…

Вывод: так называемая «агрессия Израиля против Египта» — следствие антиизраильской политики арабских стран, поддерживаемых Советским Союзом. Атака 5 июня была превентивным ударом, не соверши которого Израиль проиграл бы надвигающуюся войну

Распад СССР

Факт
1991, 8 декабря — главы Белоруссии, России и Украины, собравшись в белорусском селе Вискули, констатировали прекращение существования СССР
Вывод
Ельцын, Кравчук, Шушкевич «развалили Советский Союз»
Детали

  • Эстонская ССР провозгласила выход из состава Союза 20 августа 1991 года
  • Литовская ССР провозгласила выход из состава Союза 11 марта 1990 года
  • Латвийская ССР провозгласила выход из состава Союза 21 августа 1991 года
  • Азербайджанская ССР провозгласила выход из состава Союза 30 августа 1991 года
  • Грузинская ССР провозгласила выход из состава Союза 9 апреля 1991 года
  • Российская Федерация провозгласила суверенитет 12 июня 1990 года
  • Узбекская ССР провозгласила независимость 31 августа 1991 года
  • Молдавская ССР провозгласила выход из состава Союза 27 августа 1991 года
  • Украинская ССР провозгласила выход из состава Союза 24 августа 1991 года
  • Белорусская ССР провозгласила выход из состава Союза 8 декабря 1991 года
  • Туркменская ССР провозгласила выход из состава Союза 27 октября 1991 года
  • Армянская ССР провозгласила выход из состава Союза 23 сентября 1991 года
  • Таджикская ССР провозгласила выход из состава Союза 9 сентября 1991 года
  • Киргизская ССР провозгласила выход из состава Союза 31 августа 1991 года
  • Казахская ССР провозгласила независимость 16 декабря 1991

Вывод: президенты Украины, Белоруссии, России Кравчук, Шушкевич, Ельцын, подписавшие Беловежские соглашения, не разваливали Советский Союз, а лишь утвердили то, что уже существовало в реальности «Дьявол кроется в деталях» — свидетельство того, что единой правды, общечеловеческой истины не существует. Есть множество правд, зависящих от точек зрения, коих миллионы, то есть именно от тех самых деталей, в которых кроется дьявол

Дьявол или Бог в деталях

По поводу выражения «Дьявол кроется в деталях» в Интернете написано много разного, но мало по существу.
В Вики (на английском) есть забавный момент.
Во-первых, эта идиома-перевертыш.
Изначально она звучала как «Бог в деталях».
Мутацию этого выражения связывают с несколькими выдающимися людьми немецкого и французского происхождения.
Многие приписывают фразу И.Гёте: «Der Teufel steckt im Detail oder da ist doch der Wurm drin!» (Johann Wolfgang von Goethe)
но я не нашел подтверждения.
Поэтому утверждение Рунета: Полное высказывание Гёте “Бог в мелочах, а дьявол в крайностях”. — можно воспринимать скептически.

За первенство произнесения борются сразу несколько культур.
Из-за того, что окончательно не ясно, кто первый — авторы приходят к гениальному выходу: «Бог в деталях» и проч. — «древняя поговорка немцев и французов и вычислить первоначального автора уже невозможно узнать…»
Другие варианты:
— это было выражение, кажется, было любимым у немецкого историка искусства Аби Варбурга (1866-1929), хотя биограф Варбурга, Е. М. Гомбрич, не подтверждает, что его придумал именно Варбург.
— ранее форма «Le Bon Dieu Est Dans Le Detail» (хороший Бог в деталях) приписывается Гюставу Флоберу (1821-1880)
— в некрологе «The New York Times» в 1969 году упоминается эта ставшая крылатой фраза — “Бог сокрыт в мелких деталях” и связывают его с архитектором современного стеклянно-небоскребного стиля — это архитектор немецкого происхождения Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969).
Кто заменил Бога на дьявола — неизвестно.
Можно десятком способов перефразировать и додумывать смысл выражения:
Бог в мелочах, а дьявол в крайностях
Дьявол кроется в деталях, вся машина принадлежит Богу.
Преодоление трудного начинается с легкого, осуществление великого начинается с малого.
«Все начинается с малого и заканчивается Вселенной»
Бог и дьявол — неразрывное целое.
Дьявол кроется в деталях, мелочах и оттенках.
Мелочи можно не замечать, прощать, а крайности или любить или ненавидеть.

В общем, как во всяком афоризме — бездна смыслов.
The devil/God is in the details.
Der Teufel steckt im Detail.
Le bon Dieu est dans le detail.
============
Любопытно, что фигуральное выражение легло в основу огромного количества шуток (а потом анекдотов, связанных с тем, что невнимательный человек в диалоге с хитрым Дьяволом упускает какую-то важную деталь.
Дьявол — первый лжец и отец лжи, «доктор лжи, поскольку ложь была изобретена им самим» (Вейер, Об обманах, гл. 3, § 4).
Дьявол после победы над ним Христа утратил свое право на человека и потому не может действовать силой: он «может обманывать людей, но не может больше подчинять их силой» (Исидор Пелусийский. Послание СLIV: Анатолию Диакону. Соl. 1239).
Вот почему в средневековых легендах так редки случаи непосредственно материального, грубого воздействия дьявола на человека: демоны действуют тут искушением и обманом.
Таких историй и притч множество (Договор с дьяволом), но есть и множество историй про обман человеком дьявола
В «Житии св. Василия Великого» дьявол негодует на неверность христиан: «Вы, христиане, ловки на увертки, когда у вас есть нужда во мне, вы ко мне являетесь; когда же вас начинают преследовать, отрекаетесь от меня и подступаете к вашему Христу, и он, как добрый и милостивый, вас принимает» (Сар. VIII. Соl. 302-303).
Королева франкского королевства Австразия Брюнго (VII в.) подписала с Сатаной договор, по которому он должен был построить дорогу за одну ночь, до того, как пропоет петух. Однако королева заставила петуха пропеть в тот самый момент, когда дьявол нес последний камень на предназначенное ему место.
В результате договор был разорван (Коллен де Планси, 121).
Мастер Герард, легендарный строитель незавершенного Кельнского собора, получил от дьявола план постройки в обмен на соответствующий договор; но Герард, схватив одной рукой протянутый дьяволом план, другой рукой предъявил нечистому мощи Святой Урсулы, которые и обратили его в бегство, — однако дьявол, отпрянув от мощей, вырвал из плана самый ценный кусок, поэтому собор и остался неоконченным (Коллен де Планси, 301).
Некий Джек и дьявол строили мост близ Кентмаута; все, что они строили ночью, днем рушилось, однако дьявол наконец все же завершил мост при том условии, что получит душу первого существа, которое перейдет мост; Джек бросил через мост кость, — и его перебежала собака (Расселл, Люцифер, 74).
Во французском варианте этой легенды — о мосте Сен-Клу в Париже — мост первой переходит черная кошка (Живри, 150).
Дьявол построил сапожнику дом, польстившись на обещание, что сапожник отдаст ему душу, как только догорит зажженная свеча; сапожник задувает свечу, не дав ей догореть, и дьявол остается ни с чем (Расселл, Люцифер, 74).
Нострадамус подписал договор с дьяволом, согласно которому он должен после смерти принадлежать дьяволу и в том случае, если его похоронят в церкви, и в том, если он будет погребен вне ее. Предусмотрительность дьявола, настоявшего на этой оговорке, оказалась для него ловушкой: хитрый пророк распорядился в завещании, чтобы его гроб замуровали в стене ризницы. Получилось, что Нострадамус не был похоронен ни в церкви, ни вне ее, — и договор, естественно, был расторгнут (Коллен де Планси, 494).
Раввин Иошуа Бен-Леви, умирая, просит дьявола показать ему хотя бы вход в рай, — дьявол соглашается, но раввин, завидев райские врата, устремляется к ним, входит в рай и клянется «именем Бога живого», что никогда отсюда не выйдет. Богу ничего не остается, как согласиться с ним. Так раввин «обманывает» одновременно и дьявола, и Бога (Коллен де Планси, 379).
Новаторскую, хотя и вполне самоубийственную позицию занял в этом вопросе Иоганн Фауст, который (по свидетельству тюрингской и эрфуртской хроники 3. Хогеля; народная книга дает такую же версию — Фауст, 109) сознательно отказался разорвать договор с дьяволом, не желая его обманывать: «Клятва моя связала меня накрепко: ведь я по дерзости своей презрел Бога, вероломно отступился от него, уповая более на дьявола, нежели на него. Потому не могу я теперь вернуться к нему, ни утешиться его милостью, которую я столь легкомысленно презрел. К тому же нечестно и непохвально было бы нарушить договор, который я собственноручно скрепил своей кровью. Ведь дьявол-то честно сдержал все, что он мне посулил» (свидетельства о Фаусте,32).
Но самую яркую страницу о том, как дьявол, (сатана, черт…иногда его роль исполняет фея) укрывает какие-то мелочи в деталях…, но в потом в результате выясняется, что человек упустил какой-то момент, который мог предусмотреть, но в силу множества отвлекающих моментов либо порочности самого человека не учел эту деталь, что оказывается само по себе смешно.
И здесь бы я разделил анекдоты на две большие категории.
Одна — анекдоты о том, что человек не учел «Дьявола в деталях» из-за своей порочности.
Вторая — анекдоты о том, что дьявол представил множество отвлекающих деталей из-за чего человек запутался и сделал неправильный выбор.
По первой категории существует огромное количество анекдотов — возможно, они ведут свою историю о сделках кузнеца, священника, какого-нибудь высокопоставленного аристократа с дьяволом, но в современной интерпретации такой анекдот изначально посвящен адвокату.
Короткая версия:
К адвокату явился дьявол и сходу предложил сделку: — Ты будешь выигрывать все процессы, станешь самым богатым человеком на земле, но при этом все твои родственники умрут и попадут в ад. Время на размышления до завтра — думай. Дьявол исчез, адвокат сидит обхватив голову руками и напряженно рассуждает. — Значит так: я буду выигрывать все процессы. Положим. Я стану самым богатым человеком на земле. Допустим. Умрут все мои родственники… Не понимаю, на чем он хочет меня подловить.
У меня множество версий этого анекдота — в первый раз я его изменил ради Навального) (потому уже ради Порошенко и ради русских футболистов):
Дьявол явился к русскому футболисту, например, Кокорину и говорит:
— Ты отвратительный футболист. Тебя выкинут из Сборной, и ты не забьешь больше ни одного гола, но я могу помочь тебе! Ты по-прежнему будешь получать огромные гонорары, отдыхать на шикарных курортах, пить самое дорогое шампанское и даже во время гимна тебе не нужно будет вставать. Единственное условие — тебе больше нельзя касаться футбольного мяча… Не торопись отвечать, подумай… Завтра я приду за ответом.
С этими словами дьявол исчез.
Кокорин остался один и стал думать:
— Так! Я по-прежнему буду получать огромные гонорары, отдыхать на шикарных курортах, пить самое дорогое шампанское и даже во время гимна мне не нужно будет вставать…. Но при этом мне нельзя касаться футбольного мяча…
— Блин! Еще раз… гонорары, курорты, шампанское… но касаться мяча нельзя…
— Блин!!! На чем же он хочет меня подловить?
==============
Метаморфозы этого анекдота дошли и до Х.Клинтон:
Предвыборная кампания Хиллари заканчивается и тут перед ней внезапно возникает дьявол:
«Я здесь, чтобы предложить тебе сделку. Я дам тебе неограниченное богатство, еще больше власти, еще больше средств массовой информации, которые будут потворствовать всем твои прихотям. В обмен прошу твою душу, души каждого члена твоей семьи, и души всех твоих избирателей «.
Хиллари задумывается, потом спрашивает: «Неограниченные богатства и власть?»
«Абсолютно неограниченные», утверждает дьявол.
«Потворство СМИ?».
«Они будут покатать и поддерживать вас, независимо от того, что вы будете говорить или делать», заверяет дьявол.
«И ты хочешь мою душу, души моей семьи, и души моих избирателей?»
«Да.
Хиллари глубоко задумывается на мгновение и отвечает:
«Так … Ну, а в чем же подвох?»
========================
По второй категории — классический вариант таков:
Мужик умирает и отправляется в ад. Дьявол говорит, что он должен выбрать комнату в аду, где он должен провести остаток вечности.
Мужик входит в первую комнату и видит кучу людей, которые стоят на голове на деревянном полу.
Он думает — «Ни в коем случае. Я не смогу делать это целую вечность»
Входит во вторую комнату и видит людей, которые стоят на голове на металлическом (или бетонном) полу.
Он думает: «Я определенно не смогу делать это целую вечность»
Входит в третью — куча людей, стоящих в по колена в дерьме, пьющих кофе и мирно беседующих.
Он говорит себе: «… ну, я думаю, что смогу привыкнуть к запаху.»
Он делает выбор, получает чашечку кофе, знакомится с присутствующими, но через 10 минут появляется дьявол приходит и говорит:
«Хорошо, кофе-брейк окончен. Возвращаемся к стойке на голове.»
Еще вариант:
Мужик умирает и попадает в ад. Там Люцифер, предлагая ему выбрать одно из трех наказаний, заводит его в первую комнату. Мужик видит грешников, подвешенных на цепях над огнем, и отказывается. Во второй комнате он видит грешников, находящихся по шею во льду, а вокруг летают осы и жалят их прямо в бритые головы (бандиты?). Мужик отказывается и от этого, и Люцифер приводит его в третью комнату. Там мужик видят грешников, находящихся по колено в говне, но довольно спокойно читающих газеты и даже попивающих кофе. И решил он из всех зол выбрать меньшее. Взял он тоже газету, чашечку кофе, сидит, читает, кофе попивает. Вдруг появляется дьявол и говорит:
— Все отдых закончен, пора переворачиваться вниз головой.
Русская короткая переводная версия:
Мужик в Ад попал. Смотрит — две комнаты. В одном черти над людьми
издеваются, в другой — трое мужиков по колено в говне стоят и смачно курят.
А выбрать одну надо. Он не долго думая пошел к мужикам, сигаретку
стрельнул, и тоже встал с ними. Курят они, вдруг здоровенный черт вбегает:
— Так, мужики, перекур закончен! ДОЕДАЕМ!
один из первых анекдотов из второй категории как утверждает профессор еврейского происхождения Марк Пэрах, эмигрировавший в США, был придуман в СССР.
Мне кажется, он ошибается и анекдот придуман американскими советологами:
Брежнев умер, и был отправлен в ад.
Учитывая его прижизненные достижения, дьявол позволил Брежневу выбрать себя пытки.
Брежнев заглядывает в одну комнату — там Сталина в ванне с кипящей водой, потом видит Гитлера, подвещенного висит вниз головой над огнём.
Потом он видит Хрущева, который держит на коленях Мэрилин Монро.
«О,» говорит Брежнев. «Я выбираю ту же пытку, что и у Хрущева!»
Дьявол: «К сожалению, Брежнев, здесь пытают не Хрущева. Это пытка для Мэрилин Монро».
Эта категория развита во множестве разных вариантов:
Барак Обама умирает и сразу же попадает в ад. Дьявол радостно приветствует его, но объясняет:
«Я не знаю, чем занять тебя здесь.
Ты в моем списке, но у меня нет для тебя места.
Ты, безусловно, должен остаться здесь, поэтому поясню, что я сделаю.
В ад попали еще несколько человек, не столь плохих как ты. Я позволю одному из них отправиться в рай. Его место займешь ты, но я позволяю тебе выбрать, какое из них».
Довольный таким раскладом Обама отправляется выбирать.
Открывает первую комнату — там Тед Кеннеди пытается что-то достать со дна бассейна.
Раз за разом он ныряет под воду, но каждый раз всплывает с пустыми руками.
Такова его судьба в аду.
«Нет,» — говорит Обама. «Не думаю, что мне это подходит. Я не очень хороший пловец, и я не думаю, что я смогу нырять в течение вечности».
Дьявол подводит его к двери в соседнюю комнату.
В ней повсюду камни и Альберт Гор с кувалдой. Все, что он делает — это стремительный размах кувалдой, чтобы разбить камень. Но не в силах ударить по камню, Гор останавливается, потом снова бессмысленный замах. И так всю вечность
«Нет, это не хорошо. У меня травма плеча, и у меня случится истерика, если все, что я смогу целую вечность пытаться ударить по камню», — прокомментировал Обаму.
Дьявол открыл третью дверь.
Обама увидел Билла Клинтона, распростертого на кровати, руки связаны над головой, ноги раскинуты в стороны. Над ним склонилась Моника Левински и делает то, что она делает лучше всего.
Обама смотрит на это в шоке и с недоверием, и, наконец, говорит: «Да, пожалуй, я могу справиться с этим».
Дьявол улыбается и говорит:
«Хорошо, Моника, ты свободна».
===============
Наиболее длинный вариант:
Политик умирает и оказывается перед жемчужными воротами Чистилища.
Святой Петр пристально смотрит на него в течение секунды, проводит пальцем по списку имен в своей книге и находит нужное имя.
«Итак, вы политик …», — делает паузу.
«Ну, да, это проблема?»
«О, нет, никаких проблем. Но мы только что приняли новую систему оценки людей вашего профиля, и, к сожалению, вам придется провести день в аду. После этого, однако, вы можете свободно выбирать, где вы захотите провести оставшуюся часть вечности».
«Подождите, я должен провести день в аду?» — пытается начать спор политик.
«Таковы правила», — подытоживает Святой Петр, щелкает пальцами, парень исчезает … И просыпается, свернувшись калачиком от страха и закрывая глаза руками, понимая, что сейчас увидит все ужасы Ада, о которых его предупреждали в земной жизни.
Но никаких ожидаемых криков от боли он не слышит и не чувствует запаха серы.
Наоборот словно бы пахнет свежескошенной травой или яблоком с мятой.
«Открой свои глаза!» — слышит он добродушный голос, — «Не бойся, вставай-вставай, у нас всего 24 часа».
Со страхом, он раскрывает глаза, озирается и видит, что он в огромном гостиничном номере.
Все выглядит изумительно — мебель, потолки, освещение.
Стоп, да это же пентхаус …
А напротив улыбающийся человек в шикарном костюме потягивает мартини.
«Кто ты?» спрашивает политик.
«Мммм, я Сатана. Такие дела», — говорит человек, протягивая политику мартини и помогает встать, — «Добро пожаловать в ад!»
«Стоп, это ад? Но … Где все боль и страдания?»
Сатана укоризненно смотрит на него:
«О, это место немного неправильно позиционировали на протяжении многих лет. Это долгая история. Плохой маркетинг, сплетни и наветы.
В любом случае, теперь это ваш номер! Мини-бар, конечно, бесплатный. Дополнительные полотенца рядом с горячей ванной. Если вам нужно что-нибудь, любая мелочь, просто позвоните прислуге. Но хватит об этом! Это прекрасный день, и если вам интересно взглянуть на то, что снаружи… «
Ошеломленный роскошной обстановкой политик подходит к окнам во всю стену, в которые бьёт ослепительное солнце, видит внизу огромное поле для гольфа, а чуть в стороне море.
На поле стоит группа людей и приветливо машет ему.
Сатана поясняет:
«В нескольких минутах езды пляж и гавань. Если потребуется, там вас ждет яхта»
Политик одевается и, спустившись на прозрачном лифте, проходит через сверкающий вестибюль, где все приветствуют, а Сатана раздаёт автографы и шутит с персоналом.
На поле для гольфа все его друзья, которые ушли из жизни, а также люди, которыми политик восхищался всю свою жизнь, но никогда не встречался (их карьера закончилась задолго до его прихода в политику).
От группы отделяется его умершая жена, но с фигурой, которая была у неё в 20 лет.
Она улыбается и бросается ему на шею.
Все радуются и аплодируют, хлопают его по спине и дружелюбно шутят.
Он проводит день в ярком солнечном свете, разговаривая на интересные темы, перешучиваясь. И восхищенная им жена всё время рядом.
Позже они возвращаются в отель, где на ужин они оказываются в ресторане с изысканной едой и Ганди (рассказывающим про истину) с Мэрилин Монро в компании).
Смеются, выпивают, жена что-то шепчет на ухо… они возвращаются в свой пентхаус и проводят остаток ночи, занимаясь любовью так яростно как не делали во время медового месяца.
После 6 часов страсти, человек падает на египетские подушки из 100% хлопка засыпает совершенно счастливым …
И просыпается рядом со Святым Петром.
«Итак вы провели сутки в аду. Уверен, что это было не то, что вы ожидали?»
«Это, действительно, было удивительно!» говорит мужчина.
«Итак», говорит Святой Петр, — » Теперь вы можете сделать свой выбор. Где вы хотите провести остаток вечности — в аду, где только что побывали, или на Небесах, где звучит чудесное хоровое пение, где вы можете поговорить с Богом, все люди в белых одеждах, и так далее».
«Ну … я знаю, что это прозвучит странно, но, я думаю, я предпочту ад», — говорит политик.
«Нет проблем. Мы полностью понимаем и принимаем ваш выбор! Наслаждайтесь!», — говорит Святой Петр и снова щелкает пальцами.
Человек просыпается в полной тьме, зловоние аммиака наполняет воздух, вокруг во тьме ужасно визжат, орут и стонут.
Он видит в отблеске пламени людей, безуспешно пытающихся выплыть из огромного сернистого океана.
Внезапно молния освещает Сатану рядом с ним.
Он носить тот же костюм, как и прежде, но теперь он злобно ухмыляется, а в руках у него паяльник и моток колючей проволоки.
«Что это??» — кричит политик, его бьет дрожь. Он плачет.
«Где отель ?? Где моя жена ??? Где мини-бар, гольф-курсы, бассейн, ресторан, Ганди и солнечный свет???»
«Ах», — говорит Сатана. «Вчера вы наблюдали предвыборную кампанию. Но сегодня, вы ведь уже проголосовали …»
======
Один из последних вариантов по первой категории анекдотов:
Сидит хохол в избе, газа мало, денег мало, жене приходится шлюхой в России подрабатывать.
Полная безнадега. Вдруг посреди избы появляется сатана: «Я помогаю всем отчаявшимся, даю тебе возможность загадать два желания: за себя и за жену».
Хохол от радости подпрыгнул и отвечает:
«Хочу, чтобы у москалей газ исчез».
Сатана:
«Уверен ли ты в правильном выборе? Ведь ты еще беднее станешь? Так разве лучше?».
Хохол отвечает: «Лучше, потому что у москаля все хуже будет».
Сказано — сделано. Исчез газ в России, а после и на Украине. Стал хохол еще беднее.
— Загадывай второе желание теперь, только не прогадай. — говорит сатана.
— Хочу, чтобы у москалей все жены проститутками стали работать. Пусть им так же худо будет, как мне.
— Эх, зря ты так. Ведь теперь еще беднее станешь, твою жену могут с работы выгнать из-за конкуренции.
— Ничего, зато москалям хуже.
Сказано — сделано. Все русские жены стали проститутками.
Исчез сатана, сидит хохол один в избе, пригорюнившись.
Такую возможность упустил да еще беднее стал. Что теперь жене сказать?
Пришла жена.
— Дорогая, у меня есть плохие и хорошие новости.
— Давай с плохих.
— У москалей газ исчез и твои достоинства подешевели.
— Значит, мы еще беднее теперь. Ну, давай хорошие новости, не разочаруй.
— У москалей газ исчез.

Дьявол кроется в мелочах

Дьявол кроется в мелочах.
Юрий Солей
27.07.2017
Говорят, «дьявол кроется в мелочах». Справедливость этого странного утверждения я вдруг понял, вспомнив и сопоставив случаи из своего детства.
В детстве у меня было всегда много хороших приятелей, но друг всегда был один.
Мы были вместе всё время и часто даже ночевали друг у друга. И это продолжалось годами, пока он или я не уезжали со своими родителями в другой город.
И после этого мы как-то пытались общаться, встречаться. И каждая наша встреча была, как праздник. Ведь раньше не было мобильников вообще, да и обычных телефонов у нас не было.
Таких настоящих друзей у меня в разные периоды времени было всего три. Самый первый — Толя С.
Последний раз я видел его, когда приезжал на побывку из армии. Я зашел к нему просто повидаться и узнать, как у него дела.
Он был на пару лет старше меня, но в армии почему-то не служил. Он рассказал мне, что работает начальником цеха и учится на заочном в институте. И еще рассказал, что недавно попал в автомобильную аварию, в которой кто-то даже погиб. Он был за рулем, но сам никаких повреждений не получил. По секрету он рассказал мне, что виноват в аварии он, хотя сочли виновным погибшего. Видно было по нему, что он до сих пор переживает по этому поводу.
С тех пор наши пути разошлись, живем мы в разных странах и потеряли связь друг с другом.
Но я всегда помню о нем и благодарен ему за те годы верной дружбы.
Как-то однажды ночью мне не спалось и разные воспоминания лезли в голову. И тогда я вспомнил, что Толя в детстве был виновником еще одной нелепой смерти нашего товарища.
Этот трагический случай произошел, когда мы еще не были закадычными друзьями. Мы были просто знакомыми. Он жил в другом доме и водился с ватагой пацанов со своего двора. Мы пересекались изредка, но никогда не дрались с этой ватагой, хотя это было для нас обычным делом.
Однажды мы с ребятами с нашего двора, весело болтая, шли купаться на пруд. Навстречу нам почти бегом промчалась та самая ватага, и среди них был Толя.
По мокрым волосам и штанам, которые промокли от трусов, нам было понятно, что они идут с пруда. Кто-то из нас поинтересовался, как водичка, но в ответ на ходу прозвучала фраза: «Юрка К. утонул».
Это известие поразило нас, так как мы знали Юру К. Это был мальчишка с их двора. Он имел очень задиристый характер.
Мы, как по команде, остановились, так как хотели выяснить подробности, но пацаны молча промчались мимо нас. Мы проводили их глазами, переглянулись и, уже молча, почти бегом, направились к озеру.
Мы уже подходили к озеру, как нас обогнал мотоцикл, на заднем сидении которого сидела мать Юры К. Она громко вопила и причитала. Когда подошли к пруду, увидели небольшую группу людей, которые окружили тело Юрки, лежащее на земле. Его мать сильно плакала и что-то кричала над ним. Мы издали посмотрели и пошли домой.
Прошло ещё какое-то время, и как-то получилось, что мы стали закадычными друзьями с Толей. Друзьями, которых, как говорится, «водой не разольешь». Мы доверяли друг другу свои самые сокровенные тайны. А такие уже появились у каждого из нас.
И вот однажды мы ночевали на сеновале в Толином сарае, и болтали «о том — о сём». Разговор зашел про тот случай со смертью Юры К. Толя вдруг рассказал мне свою страшную тайну. Оказалось, что в тот роковой день они всей компанией поссорились с Юрой и начали кидать в него камнями. Причем именно тогда, когда он был в воде.
Как им сошло с рук это дикое преступление, я не знаю. Но никто не понёс наказание за смерть Юры.
Страшная тайна, которую поведал мне Толя, состояла в том, что это именно его камень попал в голову Юре. Именно от удара его камня он утонул. Камни кидали большинство пацанов из той группы, поэтому я спросил:
— Почему ты уверен, что именно ты попал? Может попал кто-то другой.
На это он мне ответил, что полёт своего камня он видел от броска и до попадания. И он чётко видел, что именно после того, как его камень попал в голову Юры, голова его скрылась под водой.
С тех самых пор я никому не рассказывал об этом — это стало и моей тайной. Но теперь, вдруг, я вспомнил еще один маленький эпизод из нашего детства, которому я не придавал никакого значения. Но этот маленький случай теперь кажется мне ключевым. В моей голове, вдруг, сложился тот пазл, и мне стало понятно, почему Толя явился причиной смерти двух человек.
Мы катались на велосипедах и, дурачась, начали проверять, у кого крепче нервы.Это были наши обычные игры. Каждая игра для нас была маленьким соревнованием и испытанием. Испытанием и тренировкой силы, выносливости, смелости, ловкости и чего угодно. Эти игры иногда даром не проходили и теперь, когда мне за шестьдесят, те падения и прыжки с большой высоты напоминают мне о себе ноющими болями.
Та игра состояла в том, что один из нас стоит на месте, а второй наезжает на него на велосипеде. И выходило так, что я всё время отворачивал велосипед и не мог наехать на Толю. А он стоял и не убегал. А когда мы менялись местами, опять я не выдерживал и сам отбегал от его велосипеда, а Толя ехал на меня очень быстро, не сворачивая. Причем, я точно знал, что если я не отбегу в последний момент, то Толя на меня наедет. Меня тогда это расстраивало, так как выходило, у меня нервы не такие крепкие, как у Толи. И я ничего не мог с этим поделать. Мне каждый раз приходилось самому отскакивать или сворачивать.
Но теперь я вдруг понял, что на самом деле, это был тест не только у кого нервы крепче, но и тест, кто готов бездумно причинить не только боль другому человеку, но и, возможно, смерть. И не важно, что явится причиной смерти: брошенный камень, наезд велосипеда, автомобиля или еще какая-то преступная халатность. Важно, что источником этой преступной халатности, является какая-то скрытая черта характера Толи С.
Вроде незначительная черта характера. Никто про неё и не знает, включая самого Толю С.
И таких людей вокруг нас немало. Для примера, ещё один совсем недавний случай. Выхожу утром из своего дома и вижу около соседнего подъезда валяется мусор, пара целых кирпичей и много кусков разбитого кирпича поменьше. Спрашиваю соседа-инвалида, сидящего на лавочке, откуда это. Он объяснил, что вчера вечером рабочий скинул с крыши. Рабочий делал ремонт крыши и вент.каналов нашего многоэтажного дома и кирпичный мусор просто скидывал без всякого предупреждения и ограждения опасной территории. Сосед-инвалид в это время сидел на лавочке и едва успел ушкондыбать на костылях с того места.
Думаю, что эта черта характера лечится не просто. Ho носитель её должен знать о ней. Думаю, что это явление людской психики еще ждёт своих исследователей. То есть каждого человека можно и нужно проверить простыми тестами и выдать ему рекомендации по поведению и выбору работы.
«Дьявол кроется в мелочах» и своего «личного дьявола» мы должны вовремя распознать по мелочам. И задвинуть его как можно дальше.
Все имена в этой истории изменены и все совпадения случайны.
Дьявол кроется в мелочах.
Юрий Солей
27.07.2017

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх