Помост

Вопросы веры

Елена кучеренко многодетная

У Бога не бывает ошибок

Елена Кучеренко

Недавно я зашла на форум родителей, которые отказались от своих детей. Оставили в роддомах или отдали позже в Дом малютки, или куда там их отдают… И теперь я знаю, как выглядит ад.

***

Отказываются от разных малышей – не только от больных, но и от здоровых. Понятно, что от больных чаще. Меня больше интересовало, что пишут бывшие родители детей с синдромом Дауна.

У нас с мужем пятеро дочерей. У младшей, восьмимесячной Марии, синдром Дауна. И, наверное, сначала надо рассказать немного о себе.

…Я часто вспоминаю ту беременность. Она была волшебной.

У меня совсем не было токсикоза и отеков, как в предыдущие четыре раза. Анализы, УЗИ и КТГ были прекрасными. Я почти не набрала вес, расцвела и похорошела, совершенно не чувствовала живот и летала как на крыльях. Мы со старшими дочками перебирали детские вещи, радовались, что скоро у нас будет малышка. И мечтали, как будем с ней возиться. Мы ласково обращались к моему пузу по имени Машенька и слушали, как она пинается в ответ.

А потом неожиданно отошли воды, начались схватки и меня отвезли на скорой.

Роды были долгими и тяжелыми. Но, когда я услышала первый крик моей малышки, у меня внутри всё запело. Но ненадолго.

– По всем признакам у Вашей девочки синдром Дауна! – сказал врач через несколько секунд после ее появления на свет.

И для меня наступила жуткая пугающая темнота…

***

Сейчас я держу нашу Машу на руках, такую родную и такую любимую, вспоминаю те дни, и мне кажется, что всё это было не со мной. Я пыталась спать, но не могла. Я не могла ни плакать, ни думать, ни поверить. Я просто лежала. А потом позвонила мужу:

– Привет! Я родила!

– Ой, поздравляю!

– У нее синдром Дауна!

Муж замолчал…

– Я не сильно переживал, хотя тоже не сразу поверил, – рассказал он мне уже дома.

Я больше переживал за тебя. Ты помнишь, что ты написала мне?

– Нет.

– Ты написала: «Ты же нас не бросишь?» И я понял, как тебе плохо…

Да, мне было очень плохо! Как никогда.

Знаете, раньше я очень легко рассуждала со стороны о семьях с «особыми» детьми. Что вот оно, спасение. Не плакать надо, а радоваться. Господь посетил. Но как же сложно, как страшно было мне принять, что Господь посетил не других, а меня. В первые минуты забываешь не только о спасении. Забываешь обо всем! И только вопль отчаяния. Боль, разрывающая сердце и душу. Нереальность происходящего, невозможность поверить, что всё это происходит со мной, а не с кем-то другим.

Помню, я тогда смотрела на дочь и не хотела брать ее на руки. Какое-то маленькое «нелепое» существо, которое вот так взяло и перечеркнуло всю мою благополучную жизнь. Врач сказала, что, к счастью, у нее нет порока сердца, который часто встречается у таких деток. А я вместо облегчения почувствовала еще большее отчаяние. Значит, она будет долго жить. И мучить меня. Понимаю, что пишу чудовищные вещи, но я не хочу врать. Мне хочется рассказать, как это бывает НА САМОМ ДЕЛЕ.

Отвернувшись к стене, я кричала про себя: «Господи, исцели ее! Или забери. Я не готова! Я не смогу! Я НЕ ХОЧУ!»

Машенька чувствовала, что не нужна. Она не брала грудь, за двое суток ни разу не открыла глаз и сильно потеряла в весе. Она даже не плакала. Вообще. А зачем? Она же понимала, что мне не до ее слез. Мне есть дело только до МОИХ страданий. А потом, когда я вся зеленая от своих дум, стояла в коридоре, какая-то дама из персонала спросила:

– Ты чего такая? Тебе плохо?

– Плохо!

– Что случилось?

– У моей дочери синдром Дауна!

Женщина сочувственно захлопала ресницами и запричитала:

– Ой, беда! Так где ты раньше была? Нужно было пятьдесят раз всё перепроверить на УЗИ, чтобы аборт сделать если что.

Я не знаю почему, но в этот момент меня прямо как обухом по голове ударили. Я подумала, что там, в палате, моя дочь, уж какая есть, а тут кто-то посторонний жалеет, что я ее не убила. Не дослушав, я побежала к Машеньке. Я взяла ее на руки, целовала, прижимала к себе и повторяла: «Доченька, хорошая моя. Прости меня!» И плакала. Впервые за это время. С этими слезами изнутри выходил черный жуткий кошмар.

И тут Маша открыла глазки. В первый раз. Слабо улыбнулась и начала что-то пищать. Она поняла, что я ее люблю и никому не отдам. И ей есть смысл бороться и жить…

***

Много чего случилось потом. Страшно было рассказывать о Маше нашим детям. Они хорошие девочки, мы стараемся воспитывать их, как нам кажется, в правильном отношении к миру и людям. В том числе к «особым» людям. Но это всё была теория. Инвалиды всегда были «где-то там», в другой жизни. Не только для них, но и для нас.

А теперь это «где-то там» пришло в наш дом. Навсегда. Это то, с чем нам всем предстоит жить, и путь, с которого не сойти.

В один из дней домашние приехали меня проведать. Девочки расспрашивали что и как и очень радовались, что у них теперь есть маленькая сестренка. Муж прятал слезы и героически держался.

– Всё хорошо! Только Машенька будет не совсем такая, как вы. У нее синдром Дауна, – сказала я.

Младшие ничего не поняли, старшая – подросток Варвара – позже признается, что для нее это было настоящим шоком. Она много расспрашивала потом, почему Господь не исцеляет всех таких деток. Почему допускает, чтобы люди были инвалидами. Даже роптала.

– Не очень приятно, когда у тебя сестра – даун, – сказала она как-то.

А потом у нас случилось чудо. Когда Маше было полтора месяца, старшие принесли из школы коклюш. Заболевание это очень заразное, тяжелое, а для детей до года часто смертельное. Для грудничков с синдромом Дауна это в большинстве случаев приговор: у них особое строение носоглотки, которое усугубляет ситуацию. Мы понимали, что можем потерять Машеньку.

– Мама, пусть у нее будет синдром Дауна – что угодно. Только пусть живет! – плакала Варя.

И девчонки решили читать акафист Николаю Чудотворцу. Каждый день мы все вместе молились. А когда никто не видел, я становилась на колени перед иконой и просила: «Святой Николай, миленький! Не посрами! Видишь, как мои дети верят тебе! Господи! Не оставь!» И Маша не заболела. Это было, действительно, чудо. Потому что при контакте с этой «заразой» заболевают все: и привитые, и нет.

Эта история многое изменила. Девочки очень испугались тогда за сестру и одновременно увидели, как помогают Бог и святые. Они больше не задают вопросов «почему Маша такая?». Они просто ее любят. Машу вообще все очень любят.

***

В первые дни мы очень переживали, как воспримут это наши друзья и знакомые. А потом почувствовали, что ОБЯЗАТЕЛЬНО должны рассказать о Маше ВСЕМ. Если мы сейчас промолчим, то проблема станет еще большей проблемой. А если скажем, то перейдем какой-то важный для себя рубеж и станет легче. И мы написали об этом в соцсетях.

Сначала была пауза. А потом люди начали нам отвечать, поддерживать, ободрять, делиться опытом. И мы наконец смогли свободно говорить о нашей боли. Плакать, бояться, надеяться, а не давить это в себе. Они сопереживали и брали себе «по кусочку».

И наша беда становилась меньше.

Когда я появилась с коляской в нашем храме, все уже знали. Многие всплакнули. Кто-то подходил и просто обнимал. Кто-то что-то дарил, кто-то предлагал помощь. А главное, нам не надо было ничего скрывать. Мы могли проживать это и быть собой.

Я хочу до земли поклониться всем тем, кто нас тогда поддержал и поддерживает сейчас.

Нам всегда грех было жаловаться на отношение к нашей семье. Оно было прекрасным. Но сейчас, после рождения Маши, мы получили столько тепла, любви, поддержки, что иногда мне в голову даже приходит мысль: «Это стоило того!»

«Не переживай – вырастим», – сказали мне в храме. И мы поняли, что мы не одни. Наша Маша – «дочь прихода», как и все наши дети. Ее приняли так, что теперь я уверена: всё будет хорошо. Она будет счастлива! Мы все будем счастливы! Мы и так счастливы. Боли уже нет. Есть море любви.

***

Прошло еще время, и я с удивлением поняла, что я уже не то что не переживаю, что Маша особый ребенок. Я сейчас благодарна Богу как никогда. Я чувствую себя так, как будто вылетела наконец из клетки на волю. Господь вырвал меня из какого-то бесконечного искусственного нарисованного бега по кругу в погоне за «нормами счастья». И показал, что жизнь разная. Она шире и богаче моих представлений о ней. И мне уже не надо «соответствовать», а можно просто жить.

Сейчас для меня наступило время удивительных открытий. Я поняла, что мы, люди, не только мало знаем о жизни. Мы еще мало знаем о себе. В действительности человек намного лучше, сильнее, гибче, радостнее, чем он о себе думает. Но мы сами себя ограничиваем. Мы всегда чего-то боимся, думаем: «Как с этим жить? Мы не сможем!» А потом оказывается, что возможно всё. А самое удивительное, что то, что казалось горем, оказывается великим подарком Божиим. После четырех здоровых детей мне нужен был пятый с синдромом Дауна, чтобы я это почувствовала.

Я ни в коем случае не обесцениваю всё то, что было у меня до Маши, – любимого мужа, любимых старших детей. Это было и есть. И это счастье, и подарок Божий – с Машей или без. Но мне казалось, что хорошо так и только так. А шаг вправо, шаг влево – неизвестность и страх. Страх… Каким же жутким, липким, холодным невыносимым он был, когда я услышала: «У Вашей девочки синдром Дауна». Мне показалось, что я падаю в пропасть. Но на самом деле это было начало полета.

С какой грустью я вспоминаю сейчас свои слезы в первое время, страхи, боль… Сколько же нервов было потрачено зря, сколько внутренних сил ушло непонятно на что.

Сейчас, когда я вижу Машеньку, мне хочется схватить ее и целовать-целовать… Я люблю в ней всё! Я и диагноз ее люблю. Хотя понимаю, что это звучит странно. Но без синдрома Дауна я ее не представляю и не могу отделить одно от другого. А главное, уже не хочу.

Понятно, что мы с мужем и старшими детьми любим Машу не за то, что она даун, а за то, что она человек, дочь и сестра. Но и ее «даунские» черты мы просто обожаем. Ее раскосые глаза, в которых море любви, и ее медлительность, и философское спокойствие, и нетребовательность, и такую нежную улыбку, тепло, которым она охотно делится со всеми вокруг, и жизнерадостность… И ее щеки, и чуб…

Недавно старшая, Варвара, сказала мне: «Мама, я раньше всегда боялась оступиться, совершить ошибку. Что случится что-то плохое. А с рождением Маши поняла, что у Бога не бывает ошибок. И уже не страшно жить. А еще я не представляю, как мы были без ТАКОЙ нашей Маши». Я тоже не представляю. И нам не страшно! Когда любишь, ничего не страшно.

Да и в чем, собственно, проблема? Что ребенок будет развиваться медленнее? Что у нее будет умственная отсталость? Что она не будет «нормальной»? А что такое «норма»? Но ответы на все эти вопросы – это уже другая большая статья.

***

А теперь я хочу вернуться к «аду», с которого начала.

Рядом с детским садом, куда ходят две мои дочери, находится детский дом для малышей с отклонениями в развитии. Недавно я шла мимо и увидела, как за забором воспитатели гуляют с группой деток с синдромом Дауна. Я тогда остановилась, смотрела и думала: «Зачем их родители лишили себя такого счастья растить этих прекрасных солнечных детей? И как они сейчас себя чувствуют, зная, что предали, бросили, отказались? Как с этим вообще можно жить?» Как христианка я, конечно, не могу их осуждать, но признаюсь, осуждала. Сильно. И буквально через несколько дней подруга прислала мне ссылку на форум мам-отказниц. Да, есть и такой. Форум родителей, которые бросили своих детей. И, знаете, сейчас мне их жалко, этих мам. До слез. Потому что теперь я знаю, как они живут. Плохо! Страшно! Они живут в аду. Каждый день, каждую минуту, каждую секунду они в аду. Уже здесь, на земле.

Я часто слышу, что ребенок-инвалид – это крест, нести который под силу не всем. И на том форуме некоторые участницы говорили то же самое. Сейчас, окунувшись в эту тему, я, наверное, имею право об этом рассуждать. У всех по-разному. Для кого-то больной ребёнок – это и не крест вовсе, как сейчас для нас наша Маша. Это просто дочь. Родная, любимая, как и остальные. Кому-то тяжело, но он всё равно несет. Как, например, родители паллиативных детей. И даже находят в себе силы благодарить Бога. Одна моя подруга, у которой умер в пять лет сын с тяжелой инвалидностью, говорит, что те годы самые счастливые в ее жизни. Мальчик всю свою короткую жизнь мог делать то, что делает двухнедельный ребенок. То есть ничего. Он только увеличивался в размерах. Его кормили через зонд, через день вызывали скорую. Его нужно было постоянно реанимировать. И всё равно она благодарна Богу. Потому что была любовь, была вера и откуда-то брались силы. А кому-то, действительно, не поднять креста, который дал Господь. Такое тоже бывает. Самому Христу его крест был не по силам. Он упал под его тяжестью. И только с помощью Симона Киринеянина смог донести. Но это не значит, что «неподъемные» кресты надо бросать. Просто людям надо нести их вместе. Помогать друг другу. Не оставлять ближнего в беде. Когда кто-то «лежит», раздавленный горем, не говорить это наше коронное: «Господь не дает креста не по силам». Еще как дает! Но дает Он его для того, чтобы ты, умник, понес его вместе со страждущим. И тогда по силам всё.

***

Но, читая тот форум, я поняла, что есть один крест, который не по силам НИКОМУ. Это крест предательства своего ребенка. Растить ребенка-инвалида может быть тяжело, невыносимо. Но бросить его и жить спокойно НЕВОЗМОЖНО! Неподъемно!

Совсем уж циничных мало. Я лично наткнулась на одну. Такую, которая отказалась от ребенка с синдромом Дауна, потом родила второго и хочет материнский капитал. Она же МАТЬ ДВОИХ ДЕТЕЙ. Остальные – те, кто никогда теперь не сможет спать спокойно. И они это понимают. Они и ни туда, и ни сюда. И забрать малыша-инвалида не в силах, и забыть его тоже не смогут. «Я никогда не смогу жить с таким ребенком». И через две строки: «Я не могу даже думать, как он там один». Они оправдываются, пытаются что-то доказать. Что такие дети не развиваются, что они, «что ни делай, клиенты психдиспансера». Что их всё равно придется в итоге «сдать», а это стресс и для таких детей, и для всей семьи. Они ищут в интернете страшное видео, где дети-инвалиды показаны в самом жутком виде. Они пишут, что никогда не смогли бы поднять такого ребенка. Нет денег, нет сил, нет помощников, нет чего-то еще…Они много лет после отказа от своего малыша ездят в детдом, чтобы доказать себе, что там ему лучше. И сами себе не верят. Они понимают, что к прежней жизни возврата нет. И всё!!! Всё!!

Это и есть та самая «сковородка». «Тьма кромешная и скрежет зубов». Вечные муки.

Знаете, какой самый частый вопрос, который задают мамы-отказницы на том форуме? «Смогу ли я когда-нибудь простить себя?»

Я читала всё это, и мне прямо хотелось кричать: «Нет! Не сможете! Вы никогда не сможете себя простить! Не бросайте своих детей! Не только ради них. Им будет без вас плохо, но у них есть маленький шанс попасть в хорошую семью и прожить счастливую жизнь. Не делайте это ради вас же самих! Да, я понимаю, что вы переживаете, услышав диагноз. Я сама это пережила. Возможно, с таким малышом вам будет очень тяжело, ночами вы будете выть в подушку, как я в первые дни с Машей. Будет казаться, что жизнь кончена. И будет хотеться удавиться. Но есть шанс, что это пройдёт. Опять же как случилось со мной. А если не пройдет до конца, светлые лучики всё равно будут. И будет чиста совесть.

Но, если вы предадите своего ребёнка, у вас не будет НИ ОДНОГО ШАНСА не только на счастливую, но и даже на обычную серую жизнь. Даже свободными, богатыми, молодыми, красивыми, на яхте, где угодно – в душе у вас будет ад! Вы будете улыбаться, пить, есть, а внутри у вас будет всё гореть! Уже здесь, в этой жизни. Уже сейчас вы познаете вечные муки. Не делайте этого! Пожалейте себя!»

***

Я понимаю, что бросить своего ребёнка, тем более ребенка-инвалида, поступок чудовищный. Он не только антихристианский, он просто античеловеческий. Но мне хочется попробовать если не оправдать, то попытаться понять этих людей.

Знаете, мне кажется, что почти никто не отказывался бы от таких малышей, если бы у нас в стране было бы другое отношение к инвалидам. Я сама помню, что первой моей мыслью было: «Как мне теперь смотреть в глаза людям?» Как будто, родив Машу с синдромом Дауна, я сделала что-то неприличное. Где-то же в «подкорке» это сидело.

Сейчас мы продолжаем пожинать плоды советского времени, когда «инвалидов не было». Когда строили молодое здоровое общество, а всех «кривых, косых, убогих» прятали подальше. Бабушке одной моей знакомой, когда у нее родился больной ребенок, звонили из парткома и требовали отказаться от него, чтобы не позорить страну Советов таким «приплодом».

Вроде бы и страна сейчас другая, но для многих «особый» ребёнок – это позор, клеймо, то, что надо прятать, чему не место среди нормальных людей.

Недавно в Сочи из бассейна по просьбе отдыхающих выгнали группу деток-инвалидов, аргументировав это тем, что «здесь купаются нормальные люди».

Вспоминаю случай, когда в передаче Первого канала было сказано, что дети-инвалиды рождаются исключительно в семьях алкоголиков.

А недавно в соцсетях прогремел скандал, связанный с высказываниями журналистки «Подмосковья сегодня» Анны Пенкиной. Она позволила себе назвать людей с инвалидностью «нежизнеспособным скотом», а также не людьми, а «существами», у которых «нет мозга» и которые «хуже убийц». «Мамы недоумков», – обращалась она к родителям таких детей.

Можно было бы пройти мимо как мимо частного высказывания недалекого человека, но сама Пенкина пишет, что говорит как журналист, который получил премию за цикл статей о таких людях. То есть она говорит как профессионал. Как журналист, как человек, который в теме и формирует общественное мнение.

Позже Союз журналистов Подмосковья на своем сайте жестко осудил ее слова. Но ни от Пенкиной, ни от издания, где она работает, не удалось добиться ни слова. Напрашивается вывод, что люди уверены, что могут безнаказанно оскорблять, унижать и так самую социально уязвимую часть населения нашей страны, и им ничего за это не будет. Они могут глумиться, а потом делать вид, что инвалиды не люди, «скот». Их можно игнорировать. Их просто нет!

Как при таком отношении люди не будут бояться оставлять в семьях детей-инвалидов? Ведь они от журналистов слышат, что такие их дети – «недоумки», «нежизнеспособный скот». Я не снимаю с них ответственности за то, что они откатались от своих малышей, но в том, что столько детей-инвалидов остается в Домах малютки, виноваты и такие пенкины.

Многие сказали: «Подумаешь, кто она такая? Никому неизвестный корреспондент мелкой газетенки. Ну ее».

Но на примере «мелкой» частной истории можно увидеть то, что порой происходит во всем нашем обществе. Да, лично нам с Машей повезло. Я не заметила ни одного косого взгляда – нас только поддерживали. Но отношение бывает и другое, и люди даже не считают нужным его скрывать. Бывает так, как в Сочи. А это надо менять – нельзя проходить мимо. Мне хочется, чтобы мои дети жили в духовно здоровом цивилизованном человечном обществе, где не обижают и не предают слабых, где все мы разные, но никто не делит нас на первый и второй сорт. Все мы дети Божии.

Я сделала страшную ошибку, велев дочери быть отличницей

Когда наша старшая дочь Варя пошла в школу, я сделала страшную ошибку, которую исправляю до сих пор. Я заявила ей, что я была отличницей и того же жду от нее.

Первые пару лет всё было нормально. Она прекрасно училась, отчитывалась о своих успехах, все мы радовались ее пятеркам, гордились и т.д. Я даже не проверяла ее тетрадки, не говоря уже о том, чтобы заглянуть в электронный дневник.

Но однажды я взяла какую-то ее тетрадь, полистала и увидела закрашенную карандашом тройку.

“Варя, это что?” – строго спросила я. Дочка заплакала и призналась, что БОЯЛАСЬ, что я узнаю и буду ее ругать. Ладно бы четверка, но тройка! “Ты же сказала, что я должна быть отличницей!”

Моя дочка боялась сказать мне, что у нее что-то не получилось в школе, понимаете?!?! Я сама, своими руками выстроила между нами эту стену страха и недоверия. И к чему бы это в итоге привело, не рискну даже представить, не пролистай я ту злосчастную тетрадь.

Честно говоря, в тот момент я даже растерялась и не знала, что делать. Я просто ее обняла, сказала, что люблю, и попросила мне больше никогда не врать. И не бояться. И ушла в другую комнату – думать. И плакать.

А думала я о том, что я плохая мать и сделала всё не так. И вспоминала…

Когда Варе было года два, в нашем доме из окна выбросился молодой человек. И погиб. Он был не отсюда. Просто зашел в подъезд, чтобы вот так покончить с собой. Я знала подробности этой истории, потому что работала тогда журналистом и собиралась делать об этом материал. Но в последний момент газета решила не публиковать. Хотя это не важно. Суть в том, что он, отличник и гордость семьи, не поступил в институт и боялся сказать об этом родителям. Предпочел умереть.

“Вот у меня никогда так не будет, – думала я тогда. – Что это за родители такие”.

Да… А Варя плакала, закрашивала тройку и боялась мне о ней сказать…

Вспоминала, как сын знакомых попал в сумасшедший дом, потому что папа с мамой требовали от него пятерок, успехов, грамот, великого будущего и чтобы им не было за него стыдно. В итоге нервы и психика парня просто не выдержали. А самое страшное, что он не хотел возвращаться из “дурки” домой. Потому что, как он признавался потом, лишь там он смог вздохнуть спокойно, потому что в больнице от него не требовали быть чьей-то гордостью и достигать каких-то высот. И не нужно было получать пятерки, чтобы его ЛЮБИЛИ.

“И так у меня никогда не будет”, – была уверена я.

А моя Варя плакала, закрашивала тройку и переживала, что не сможет стать отличницей, как мама… Как ее дурная мама!

“Да, Варя, твоя мама была в школе отличницей. И институт закончила с красным дипломом. Но самый главный свой экзамен – на умение быть хорошей матерью – она сдала на твердую двойку… Да какую там двойку! На кол!”…

Нет, это я говорила не ей, а себе. И понимала, что нам теперь очень многое нужно исправить. И в первую очередь мне – в себе.

Я вспоминала, как волновалась она перед каждой контрольной. Теперь я знала – почему. Как переживала из-за четверок… И это было неправильное, нездоровое переживание.

Не думайте, я не любила ее меньше из-за этих четверок и уж тем более из-за этой закрашенной тройки. А в тот момент мне казалось, что я люблю ее даже больше, чем всегда. Мне было так ее жалко, до слез! И вы не представляете, как я ненавидела себя!

Я же точно такая, как те родители, чей сын выбросился из окна. И ничем не лучше тех, чей оказался в больнице. И я уверена, что те люди не были плохими, они просто хотели как лучше. Мы все хотим как лучше, но порой делаем это очень неправильно.

Я сама, желая как лучше, своими руками, делаю несчастным своего ребенка. Сама! Мою хорошую, любимую девочку! Которая моя первая помощница дома и так старается угодить, поддержать, облегчить мою “многодетную” жизнь.

Как легко сделать ошибку и как сложно бывает ее исправить. Я много-много раз потом говорила ей, что люблю ее не за оценки, да вообще не за что-то, и всегда буду любить, что бы ни случилось! И что – ну ее, эту “отличницу”. Главное не пятерки. Главное – стараться, делать всё, что в твоих силах, чтобы совесть была спокойна. А там будь что будет.

Я видела, что Варя сначала всё равно волновалась, когда получала четверки (четверки!!!). А потом был момент, когда она расслабилась и решила, что эта моя “смена парадигмы” означает, что можно и “подзабить” на учебу, потому что мама “всё осознала” и ей за это ничего не будет.

К четвертому классу, слава Богу, всё выправилось. Ну есть у нас парочка четверок, ну и что… Варюша даже как-то сказала мне: “Мама, помнишь, я боялась, что ты расстроишься, если я не буду отличницей? Помнишь? Мне тогда так тяжело было учиться! Я думала только об отметках! А когда мы с тобой поговорили, мне стало так легко и интересно в школе! Представляешь?.. И когда я вырасту, я хочу стать учителем начальных классов!”

Правда, недавно у нас были эти ГИА (или ЕГЭ) в конце четвертого класса, смысл которых мне, честно говоря, непонятен. Как непонятно многое в нынешней школьной программе. Варя очень волновалась перед каждым экзаменом и всё спрашивала: “А если я не сдам, меня не переведут, да?” Вот зачем маленьким детям вся эта нервотрепка, объясните?

А позавчера в Вариной школе был выпускной. Вручали грамоты отличникам. И в конце ко мне по очереди подошли несколько человек и удивленно спросили: “А что, Варя разве не отличница?” “Нет, не отличница!” – ответила я. И с внутренним облегчением поняла, что мне совсем из-за этого не обидно. У меня прекрасная, умная, добрая девочка, и главное, чтобы она была счастлива.

Правда, Варя всё это слышала и потом спросила меня: “А что, это очень плохо, что я не отличница?” (видимо, та моя ошибка всё же глубоко в ней засела). “Нет, не плохо. Главное, что ты старалась, доченька!”…

В сентябре идет в школу наша вторая дочка, Соня. Я так надеюсь не повторить с ней таких ошибок… И так боюсь их повторить… Но главное – я поняла, что ругать за оценки нельзя. Нужно любить, помогать, поддерживать, верить в ребенка, в любого. И делать так, чтобы он верил в нас – в маму и папу. А не боялся.

И еще об этих оценках… Кто-то пишет, что их вообще не нужно ставить. Я не знаю. Есть, наверное, дети, которым они необходимы. Необходимо что-то, что демонстрировало бы, чего они достигли или над чем нужно работать.

Помню, в моем классе был мальчик-троечник по всем предметам, кроме математики и чего-то еще… В этом он был гений. Он решал задачи какими-то нереальными им же открытыми методами. За что математичка тоже периодически в воспитательных целях “впаривала” ему тройбаны, но она его обожала. И приводила в пример отличникам. “Вот вы такие умные, всё по программе, всё прилизано, а у него МОЗГИ! Такие мозги! С подподвывертом! А у вас шаг вправо-влево от программы – и всё, потерялись”. Он и поступил легко куда-то в математический.

А помню еще круглого двоечника. Это было в старших классах в Африке, в школе при посольстве. Парень был вообще страшной городской шпаной и “родительским крестом”. Но он “шарил” в технике таааак! Разбирал и собирал по запчастям не только компьютер, но вообще технику любой сложности. К нему обращались за помощью все. Что с ним стало потом, не знаю, мы уехали.

Я знаю точно, что отметки – не показатель. И к ним нужно менять наше, родительское отношение.

Елена Кучеренко

  • 1 канал
  • 1 мая
  • 1 сентября
  • 11 сентября
  • 19 век
  • 1990-е
  • 20 век
  • 21 век
  • 23 февраля
  • 8 марта
  • femen
  • pussy riot
  • «В поисках смысла»
  • «Никея»
  • «Покровские ворота»
  • «Пусси Райот»
  • «Соборяне»
  • «Спас»
  • «белые»
  • Абхазия
  • Австрия
  • Адам и Ева
  • Адриана Малышева
  • Азия
  • Албания
  • Александр Архангельский
  • Александр Гезалов
  • Александр Рудаков
  • Александр Ткаченко
  • Александр Торшин
  • Александр Филиппов
  • Алексей Кондрашов
  • Алексей Коровин
  • Алиса Орлова
  • Америка
  • Анастасия Коскелло
  • Анастасия Отрощенко
  • Анатолий Данилов
  • Ангел Хранитель
  • Андрей Десницкий
  • Андрей Золотов
  • Андрей Зубов
  • Андрей Рогозанский
  • Андрей Рублев
  • Андрей Юродивый
  • Андрей Яхнин
  • Анна Гальперина
  • Анна Данилова
  • Анна Дикова
  • Анна Ершова
  • Анна Сонькина
  • Антипасха
  • Антон Харитонов
  • Аркадий Мамонтов
  • Армения
  • Арсений Замостьянов
  • Архиерейский Собор
  • Аскольд и Дир
  • Афон
  • Африка
  • Балканы
  • Бах
  • Беларусь
  • Белоруссия
  • Белый цветок
  • Беслан
  • Библия
  • Благовещение
  • Бог
  • Богородица
  • Болгария
  • Болонский процесс
  • Борис Клин
  • Бурановские бабушки
  • Бутово
  • ВТО
  • Валерия Ефанова
  • Ванга
  • Ватикан
  • Введение во храм Богородицы
  • Великая Отечественная война
  • Великий пост
  • Великобритания
  • Великорецкий крестный ход
  • Венгрия
  • Вербное воскресение
  • Ветхий завет
  • Византия
  • Виктор Бондаренко
  • Виктор Судариков
  • Виталий Каплан
  • Виталий Лейбин
  • Владимир Берхин
  • Владимир Гурболиков
  • Владимир Джабаров
  • Владимир Легойда
  • Владимир Лучанинов
  • Владимир Мединский
  • Владимир Мищенко
  • Владимир Савочкин
  • Владимир Сарабьянов
  • Владимир Соловьев
  • Владимир Ходаков
  • Влахерны
  • Воздвижение
  • Вознесение
  • Войцех Зайончковски
  • Воскресение
  • Всеволод Чаплин
  • Вселенские соборы
  • Высший Церковный Совет
  • Гавриил Белостокский
  • Галина Романова
  • Георгиевский парад
  • Георгий Гупало
  • Германия
  • Гор Чахал
  • Греция
  • Григорий Потемкин
  • Грузия
  • ДЦП
  • Денис Маханько
  • День Победы
  • День семьи
  • Джиллиан Берн
  • Дивеево
  • Дмитрий Павлюкевич
  • Дмитрий Энтео
  • Достоевский
  • Духов День
  • ЕГЭ
  • Евангелие
  • Евангельское чтение
  • Евгений Стрельчик
  • Евровидение
  • Европа
  • Египет
  • Екатерина II
  • Екатерина Бурмистрова
  • Екатерина Самуцевич
  • Екатеринбургская епархия
  • Елена Зелинская
  • Елизавета Глинка
  • Журналы Священного Синода
  • Земля
  • ИГИЛ
  • ИНН
  • Иверия
  • Игорь Найденов
  • Игумен Сергий (Рыбко)
  • Игумен Спиридон (Баландин)
  • Индия
  • Иран
  • Ирина Лукьянова
  • Ирина Ратушинская
  • Ирландия
  • Испания
  • Италия
  • Иуда
  • Кавказ
  • Канада
  • Катынь
  • Кения
  • Киевская Русь
  • Кипр
  • Кира Салимова
  • Китай
  • Колхида
  • Константин Эггерт
  • Константинополь
  • Конфуций
  • Коста-Рика
  • Крест
  • Крестовоздвижение
  • Крещение Господне
  • Крещение Руси
  • Кристофер Карпентер
  • Крым
  • Крымск
  • Ксения Кириллова
  • Ксения Лученко
  • Кэрол Крейг
  • Латинская Америка
  • Лекторий
  • Ленин
  • Леонид Виноградов
  • Леонид Рошаль
  • Лермонтов
  • Ливан
  • Ливия
  • Лидия Сиделева
  • Любовь Аркус
  • Людмила Сараскина
  • МГИМО
  • МГУ
  • МИФИ
  • Максим Шевченко
  • Марат Гельман
  • Марина Журинская
  • Мария Свешникова
  • Мария Сеньчукова
  • Марфо-Мариинская обитель
  • Мексика
  • Митрополит Иларион
  • Митрополит Перемышльский Юзеф Михалик
  • Михаил Боков
  • Михаил Моисеев
  • Молдова
  • Монахиня из разведки
  • Монашество
  • Мосгорсуд
  • Москва
  • Московская психоневрологическая клиника
  • Московский Данилов Монастырь
  • НАТО
  • Надежда Кеворкова
  • Наполеон
  • Наталия Нарочницкая
  • Николай II
  • Николай Сванидзе
  • Ново-Тихвинский женский монастырь
  • Новый год
  • Норвегия
  • Ночь церквей
  • ОАЭ
  • ОПК
  • Обрезание Господне
  • Оксана Головко
  • Оксана Ковалевская
  • Олеся Николаева
  • Олимпиада 2012
  • Олимпиада 2014
  • Олимпийские игры
  • Ольга Гуманова
  • Ольга Красникова
  • Ольга Седакова
  • Ольга Шульчева-Джарман
  • Оптина
  • Оптинские старцы
  • Осипов
  • Отец Иоанн (Крестьянкин)
  • Отечественная война 1812 года
  • ПСТГУ
  • ПЦА
  • Павел Лунгин
  • Пакистан
  • Пасха
  • Патриарх Алексий II
  • Патриарх Кирилл
  • Петров пост
  • Поединок
  • Познер
  • Покров
  • Покров Божией Матери
  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Покровские ворота
  • Польша
  • Португалия
  • Прага
  • Премия Патриарха
  • Преображение Господне
  • Преподобный Сергий Радонежский
  • Промысел Божий
  • Протоиерей Александр Иляшенко
  • Протоиерей Алексий Уминский
  • Протоиерей Андрей Ткачев
  • Протоиерей Андрей Юревич
  • Протоиерей Димитрий Смирнов
  • Протоиерей Леонид Калинин
  • Прощеное воскресенье
  • Путин
  • Пушкин
  • Пюхтицы
  • РПЦ
  • РПЦЗ
  • Радио Свободы
  • Радоница
  • Рождественские чтения
  • Рождественский пост
  • Рождество
  • Рождество Богородицы
  • Роман Багдасаров
  • Романовы
  • Россия
  • Ростов Великий
  • Румыния
  • Русская Православная Церковь
  • СМИ
  • СССР
  • США
  • Санкт-Петербург
  • Саратовская митрополия
  • Святая Гора
  • Святая земля
  • Святейший Патриарх Илия
  • Святейший Патриарх Тихон
  • Святейший Патриарх-Католикос всея Грузии
  • Свято-Данилов монастырь
  • Свято-Косьминская мужская пустынь
  • Свято-Троицкая Сергиева лавра
  • Священник Александр Пикалев
  • Священник Димитрий Свердлов
  • Священник Дмитрий Березин
  • Священник Константин Камышанов
  • Священник Константин Кобелев
  • Священное Писание
  • Священное Предание
  • Священномученик Вениамин (Воскресенский)
  • Священный Синод
  • Серапионова палата
  • Серафим Саровский
  • Сербия
  • Сергей Минаев
  • Сергей Худиев
  • Сергей Чапнин
  • Сергей Щеблыгин
  • Сергий Радонежский
  • Сибирь
  • Синай
  • Сирия
  • Слово пастыря
  • Совет Федерации
  • Совместное послание народам России и Пол
  • Солженицын
  • Соловки
  • Сочельник
  • Сретение Господне
  • Сталин
  • Стамбул
  • Столыпин
  • Страстная седмица
  • Страшный Суд
  • Схимандрит Авраам (Рейдман)
  • Таинство Венчания
  • Таинство Евхаристии
  • Таинство Крещения
  • Татьяна Ивашкова
  • Татьяна Краснова
  • Татьянин день
  • Территория без сирот
  • Троица
  • Троице-Сергиева Лавра
  • Тунис
  • Туринская плащаница
  • Турция
  • УПЦ
  • УПЦ КП
  • Украина
  • Урал
  • Уральск
  • Успение
  • Успенский пост
  • Финляндия
  • Франция
  • Хартия о воссоединении России Украины Бе
  • Хорватия
  • Храм Христа Спасителя
  • Христа ради юродивый
  • Христос
  • Хэллоуин
  • Церковь
  • Цой
  • Человек
  • Чернобыль
  • Черногория
  • Чехия
  • Чехословакия
  • Чечня
  • Чукотка
  • Швеция
  • Юлия Кулакова
  • Юлия Маковейчук
  • Якутия
  • Япония
  • аборты
  • август 1991
  • агрессия
  • ад
  • акафист
  • актер
  • акция протеста
  • алкоголизм
  • аналитика и комментарии
  • англиканская церковь
  • антиклерикализм
  • антимиссия
  • апостол Павел
  • апостол Петр
  • апостол Фома
  • апостолы
  • археология
  • архимандрит Алексий (Поликарпов)
  • архимандрит Ефрем
  • архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
  • архимандрит Савва (Мажуко)
  • архимандрит Савва (Тутунов)
  • архимандрит Тихон (Шевкунов)
  • архитектура
  • аскетизм
  • астрономия
  • атеизм
  • аудио
  • аутизм
  • афиша
  • бандит
  • бедность
  • беженцы
  • бездетность
  • белые платочки
  • беременность
  • бесовщина
  • беспорядки
  • бесы
  • бизнес
  • биология
  • благодарение
  • благодатный огонь
  • благополучие
  • благотворительность
  • благочестие
  • ближние наши
  • блогосфера
  • блокада Ленинграда
  • блуд
  • богатство
  • богословие
  • богослужение
  • богохульство
  • болезнь
  • больница №12
  • бомж
  • брак
  • будущее
  • бытие
  • бэби-боксы
  • вакцинация
  • вандализм
  • вера
  • верность
  • вечность
  • видео
  • визит Патриарха Кирилла в Польшу
  • викторина
  • вина
  • винопитие
  • виртуальный мир
  • владыка Пантелеимон (Шатов)
  • власть
  • влюбленность
  • внешний вид
  • внутрицерковные дискуссии
  • возраст
  • война
  • волонтеры
  • воля
  • воля Божия
  • вопросы священнику
  • воспитание
  • воспитание детей
  • воспоминания
  • воссоединение
  • восстановление единства церквей
  • восстановление храма
  • восстановление церквей и монастырей
  • восточный календарь
  • воцерковление
  • врач
  • вселенная
  • встреча с Богом
  • встреча со священником
  • второй брак
  • выборы
  • выставка
  • высшее образование
  • гастарбайтеры
  • гей-клубы
  • гей-парад
  • география
  • геополитика
  • геральдика
  • героизм
  • гимнография
  • гламур
  • глобализация
  • глухие
  • гнев
  • гомосексуальность
  • гонения
  • гордость
  • город
  • государственная политика
  • государственность
  • государственный переворот
  • государство
  • гражданский брак
  • гражданское общество
  • гражданство
  • грех
  • грубость
  • дебаты
  • девство
  • дедовщина
  • демографический кризис
  • демография
  • демократия
  • день Всех Святых
  • день Святой Троицы
  • день города
  • день св. Валентина
  • деньги
  • депрессия
  • депривация
  • деревня
  • десятина
  • дети
  • дети в храме
  • детские дома
  • диалог
  • диета
  • дискуссия
  • добро
  • добродетель
  • доверие
  • догматы
  • доклад
  • докторская речь Патриарха
  • документы
  • донорство
  • дорога к храму
  • дресс-код
  • друзья
  • дух
  • духовенство
  • духовная брань
  • духовная жизнь
  • духовная сухость
  • духовник
  • духовное состояние общества
  • духовность
  • духовные проблемы
  • душа
  • евреи
  • евромайдан
  • епархии
  • епископ
  • епископ Василий (Родзянко)
  • епископ Пантелеимон (Шатов)
  • епископ Чешский и Моравско-Силезский
  • ересь
  • жена
  • женщина
  • женщина в Церкви
  • жены-мироносицы
  • живопись
  • животные
  • жизнь
  • житие
  • журналистика
  • за рубежом
  • зависть
  • закон
  • закон о защите чувств верующих
  • закон о некоммерческих организациях
  • законопроект
  • западничество
  • записки неонатолога
  • заповеди
  • запрет
  • запрет абортов
  • защита религиозных чувств
  • зло
  • игра
  • игумен Агафангел (Белых)
  • игумен Иов (Талац)
  • игумен Нектарий (Морозов)
  • игумен Никон (Воробьев)
  • игумен Петр (Мещеринов)
  • игумен Савва (Мажуко)
  • игумен Сергий (Рыбко)
  • игумен Филипп (Симонов)
  • игуменья Домника
  • идеология
  • иеромонах Димитрий (Першин)
  • иеромонах Никон
  • издательство «Никея»
  • измена
  • икона
  • иконописец
  • иконостас
  • иконы
  • именины
  • инакомыслие
  • инаугурация
  • инвалиды
  • инновации
  • иноверцы
  • инославие
  • интеллигенция
  • интернет
  • интернет зависимость
  • инфантильность
  • инфографика
  • информационная война
  • информационные технологии
  • искусство
  • искушения
  • ислам
  • исповедь
  • истина
  • истории за рулем
  • исторические памятники
  • история
  • история христианства
  • исцеление
  • итоги 1990-х
  • итоги года 2010
  • итоги года 2011
  • итоги года 2012
  • итоги года 2013
  • итоги года 2014
  • итоги десятилетия 2000-2010
  • иудаизм
  • календарь
  • каникулы
  • канон Андрея Критского
  • канонизация
  • кантаты
  • капитализм
  • католичество
  • кино
  • классическая музыка
  • клирос
  • книги
  • князь Таврический
  • князь земли чешской
  • колядки
  • коммунизм
  • компромисс
  • компьютерная зависимость
  • компьютерные технологии
  • конец света
  • конкурс
  • конференция
  • конфессии
  • конфликты
  • конфликты в семье
  • концерт
  • копты
  • коррупция
  • космос
  • кощунство
  • красота
  • крестные родители
  • крестный ход
  • крещенская вода
  • кризис
  • кризис веры
  • криминал
  • критика
  • критика Церкви
  • круглый стол
  • кулинария
  • культура
  • культура общения
  • латышский язык
  • лекция
  • либерализм
  • литература
  • литературоведение
  • литургия
  • личности
  • ложь
  • любовь
  • лютеранство
  • мавзолей Ленина
  • магия
  • малые города
  • масленица
  • матушка
  • матушка Адриана
  • мать
  • мать Мария Скобцова
  • мегаполис
  • медицина
  • медовый спас
  • межсоборное присутствие
  • мероприятие
  • мечтательность
  • мигранты
  • милосердие
  • милостыня
  • мир
  • мирянин
  • миссионерство
  • миссия
  • митинг
  • митрополит Алексий
  • митрополит Антоний Сурожский
  • митрополит Иларион (Алфеев)
  • митрополит Иона (Паффхаузен)
  • митрополит Савва
  • миф
  • мифы
  • многодетные семьи
  • мода
  • молебен в защиту Церкви
  • молитва
  • молитва за самоубийц
  • молодежная субкультура
  • молодежь
  • молодость
  • молчание
  • монархия
  • монастырь
  • монах
  • монахиня
  • монахиня Адриана (Малышева)
  • монахиня Иулиания (Соколова)
  • монашеский подвиг
  • монашеское служение
  • монашество
  • моногорода
  • мораль
  • мощи святых
  • муж
  • мужество
  • мужчина
  • музей
  • музыка
  • музыкант
  • мультфильм
  • мученики
  • мученичество
  • мысли
  • награды
  • надежда
  • налоги
  • наркотики
  • наркоторговля
  • народная мудрость
  • народные ремесла
  • наставления
  • наука
  • нации и этносы
  • национализм
  • национальная идентификация
  • национальная идея
  • национальная политика
  • национальный вопрос
  • наш читатель пишет
  • небесное царство
  • независимость
  • ненависть
  • нерожденные дети
  • неудачи
  • новомученики
  • новоначальным
  • новости
  • ночь музеев
  • нравственность
  • о. Александр Мень
  • о. Даниил Сысоев
  • о. Иоанн Охлобыстин
  • обида
  • образ Божий
  • образование
  • обряд
  • общество
  • общество потребления
  • община
  • одежда
  • одержимость
  • одиночество
  • однополые браки
  • оказия
  • оккультизм
  • октябрь 1993
  • олимпиада
  • онлайн-интервью
  • онлайн-трансляция
  • опека
  • опера
  • оплата труда
  • опрос
  • органы опеки
  • ореховый спас
  • оружие
  • освящение автомобиля
  • освящение квартиры
  • освящение храма
  • осквернение храма
  • оскорбление
  • особенные дети
  • осторожно!
  • осуждение
  • ответы священника
  • отделение для новорожденных
  • отдых
  • отец
  • открытое письмо
  • отношение к Сталину
  • отношения в семье
  • отношения детей и родителей
  • отпевание
  • отпевание самоубийц
  • отпуск
  • официальное
  • паллиативная помощь
  • паломники
  • паломничество
  • памятники архитектуры
  • память
  • панихида
  • панк-молебен
  • паралимпийские игры
  • патриарх
  • патриотизм
  • певица
  • педагогика
  • пение
  • перевод
  • перегибы
  • передача храмов Церкви
  • песни
  • пиар
  • пиво
  • писатель
  • плакаты
  • поведение
  • поджог
  • подлодка «Курск»
  • подмена
  • подросток
  • пожар
  • пожертвование
  • пожилые
  • поздравление
  • поиск
  • покаяние
  • политика
  • полководец
  • положение о монастырях и монашествующих
  • поминовение самоубийц
  • помощь
  • послушание
  • пост
  • постиндустриальное общество
  • постсекуляризм
  • поучения
  • почитание святых
  • пошлость
  • поэзия
  • поэт
  • права детей
  • права человека
  • права эмбриона
  • правмир
  • правовое государство
  • православие
  • православие в мире
  • православие за границей
  • православная гимназия
  • православная империя
  • православное молодежное движение
  • православные активисты
  • православные дружинники
  • православные хоругвеносцы
  • православный бизнес
  • православный предприниматель
  • православный экстремизм
  • православный юмор
  • праздник
  • праздники
  • практичность
  • предательство
  • презентация
  • президент
  • прелюбодеяние
  • премия
  • преподобномученица Мария Скобцова
  • преподобный Амвросий Оптинский
  • прививки
  • приемные родители
  • призвание
  • принудительная стерилизация
  • природа
  • притча
  • приход
  • приходская жизнь
  • приходская стенгазета
  • причастие
  • проблемы священников
  • провинция
  • программа «Фома»
  • проза
  • пропавшие дети
  • проповедь
  • простота
  • протест
  • протестантизм
  • протодиакон Андрей Кураев
  • протоиерей Александр Авдюгин
  • протоиерей Александр Ильяшенко
  • протоиерей Александр Мень
  • протоиерей Александр Торик
  • протоиерей Алексий Уминский
  • протоиерей Андрей Дудченко
  • протоиерей Андрей Ефанов
  • протоиерей Андрей Кордочкин
  • протоиерей Андрей Лоргус
  • протоиерей Андрей Ткачев
  • протоиерей Андрей Юревич
  • протоиерей Артемий Владимиров
  • протоиерей Владимир Вигилянский
  • протоиерей Владимир Воробьев
  • протоиерей Всеволод Чаплин
  • протоиерей Всеволод Шпиллер
  • протоиерей Георгий Бреев
  • протоиерей Димитрий Смирнов
  • протоиерей Димитрий Струев
  • протоиерей Дмитрий Карпенко
  • протоиерей Игорь Прекуп
  • протоиерей Игорь Пчелинцев
  • протоиерей Игорь Фомин
  • протоиерей Лев Семенов
  • протоиерей Максим Козлов
  • протоиерей Максим Первозванский
  • протоиерей Николай Ким
  • протоиерей Павел Адельгейм
  • протоиерей Павел Великанов
  • протоиерей Феодор Бородин
  • протопресвитер Александр Шмеман
  • профессура
  • прощение
  • пртоиерей Павел Великанов
  • псевдотворчество
  • психиатрия
  • психические болезни
  • психологические проблемы
  • психология
  • путь к Богу
  • пьянство
  • работа
  • радио
  • радость
  • развод
  • рай
  • рак
  • раскол
  • распятие
  • рассказ
  • расследование
  • расцерковление
  • реакция
  • революция
  • регионы
  • реклама
  • реклама наркотиков
  • религии
  • религиоведение
  • религиозная безграмотность
  • религиозное воспитание
  • религиозные чувства
  • религия
  • репортер
  • репрессии
  • реставрация
  • реформа
  • реформатор
  • реформы
  • речь
  • решение Синода
  • риск
  • родители
  • родительская суббота
  • родственники
  • рождение ребенка
  • рок
  • рок-опера «Иисус Христос суперзвезда»
  • русская пословица
  • русские
  • русский народный собор
  • русский язык
  • сайентология
  • самоубийство
  • свв. Кирилл и Мефодий
  • свобода
  • святая вода
  • святитель Тихон
  • святки
  • святой
  • святой Андрей
  • святой Вацлав
  • святой Вячеслав
  • святость
  • святые
  • святые отцы
  • святыни
  • священник
  • священник Александр Дьяченко
  • священник Александр Пикалев
  • священник Алексий Плужников
  • священник Андрей Давыдов
  • священник Андрей Кордочкин
  • священник Андрей Лоргус
  • священник Димитрий Агеев
  • священник Димитрий Свердлов
  • священник Дмитрий Шишкин
  • священник Игорь Зырянов
  • священник Константин Камышанов
  • священник Константин Кравцов
  • священник Михаил Немнонов
  • священник Олег Ельцов
  • священник Сергий Круглов
  • священник Феодор Людоговский
  • священник Филипп Парфенов
  • священники
  • священномученик Горазд
  • священномученик Павел Березин
  • священномученик Петр Пушкинский
  • священномученик Сергий Мечев
  • секс
  • секты
  • секуляризм
  • семинария
  • семья
  • сергианство
  • сериал
  • символ
  • синдром Дауна
  • синтез науки и религии
  • скандал
  • сквернословие
  • скорби
  • славяне
  • сленг
  • слово
  • служба
  • слухи
  • смертная казнь
  • смерть
  • смирение
  • смысл жизни
  • смятение
  • соборность
  • соборование
  • событие
  • события
  • совесть
  • современник
  • современное искусство
  • современность
  • сомнение
  • сотворение
  • социализм
  • социальная изоляция
  • социальная реклама
  • социальное сиротство
  • социальные сети
  • социальный патронат
  • социология
  • спасение
  • специальный проект Правмира
  • спорт
  • справка правмира
  • старообрядчество
  • старость
  • старцы
  • статистика
  • стенгазета
  • стереотипы
  • стихи
  • страдание
  • стресс
  • строительство
  • строительство храмов
  • студенты
  • субкультура
  • суд
  • суеверия
  • суицид
  • супруги
  • супружеские отношения
  • супружество
  • суррогатное материнство
  • схиархимандрит Илий (Ноздрин)
  • счастье
  • творчество
  • телевидение
  • телеканал «Культура»
  • телеканал «НТВ»
  • телеканал «Россия-1»
  • телеканал «Союз»
  • телеканал «Спас»
  • темные силы
  • теология
  • теракт
  • терпимость
  • терроризм
  • тест
  • ток-шоу
  • толерантность
  • толкования
  • толстовство
  • топонимика
  • тоталитаризм
  • трагедия
  • традиционные ценности
  • традиция
  • трансплантация
  • траур
  • требы
  • трезвость
  • труд
  • трудные места в Библии
  • тщеславие
  • тюрьма
  • тяжелобольные люди
  • убийство
  • украинский язык
  • уныние
  • успех
  • усталость
  • усыновление
  • утешение
  • участие священников в выборах
  • ученик
  • учитель
  • фантастика
  • фарисеи
  • фашизм
  • фейсбук
  • феминистские движения
  • философия
  • фильм
  • финансирование Церкви
  • фл
  • флешмоб
  • фонд «Город без наркотиков»
  • фонд Андрея Первозванного
  • фото
  • фоторепортаж
  • фреска
  • хамство
  • холокост
  • хоспис
  • храмы
  • христианская жизнь
  • христианская психология
  • христианский коммунизм
  • христианское искусство
  • христианство
  • христологические споры
  • художник
  • царская семья
  • целибат
  • целомудрие
  • цензура
  • ценности
  • церковная архитектура
  • церковно-славянский
  • церковное искусство
  • церковный налог
  • цитата
  • цитаты святых
  • частная школа
  • человек
  • чиновники
  • чувства верующего
  • чудо
  • шарлатанство
  • школа
  • шоу-бизнес
  • щедрость
  • эволюция
  • эвтаназия
  • эгоизм
  • экологи
  • экология
  • экономика
  • экранизация
  • экскурсия
  • эксперты
  • экстремизм
  • экуменизм
  • электронные документы
  • эмбриология
  • эмигранты
  • эстрада
  • этический кодекс
  • юбилей
  • ювенальная юстиция
  • юмор
  • язык
  • язычество
  • ярмарка
  • ёлка

Я вчера попала в московский православный книжный магазин «Православное слово» и обнаружила, что там просто какое-то засилье художественных книг, написанных женщинами. Это совершенно чудовищная и к тому же безнравственная литература, при помощи которой нас пытаются превратить в безликих дурачков и дурочек.

На фото: Круглый стол «Голос женщины в современной православной литературе»

«Мне в принципе очень нравится ходить с пузом»

Меня православная художественная литература никогда не интересовала и никаких статей на эту тему я писать не собиралась. Даже вчера, после посещения книжного магазина. Но сегодня мне попалась в руки книга как раз из области женской православной прозы, и я уже, как говорится, не смогла смолчать. Поразившая меня книга принадлежит многолетнему автору модернистского портала «Православие и мир» Елене Кучеренко. Она называется «Не убивайте чудо и другие рассказы». Эту книгу выпустило совсем недавно издательство Сретенского монастыря в той серии, в которой вышел бестселлер архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Я так поняла, что все опубликованные в книге Кучеренко рассказы – не выдуманные. Это истории из жизни писательницы.

Сначала я прочитала рассказ о последних родах Кучеренко с разными гинекологическими (то есть неприличными) подробностями и даже с называнием соответствующих органов женского тела. Мне, кстати, известный православный психолог Ирина Медведева в свое время в интервью сказала, что отсутствие интимного стыда может свидетельствовать о тяжелых психических отклонениях, в том числе о шизофрении в стадии дефекта. Я не хочу сказать, что Елена Кучеренко – психически больной человек. Я только хочу сказать, что ее описание родов – это ненормальное явление, которому не место в православных книгах и на полках православных магазинов.

В этом же рассказе Елена Кучеренко простодушно сообщает нам, что во время четырех беременностей она из-за токсикоза «не отползала от унитаза». Ее что, преследовали поносы? Или же Кучеренко во время рвоты предпочитала стоять над унитазом в туалете, а не над раковиной в ванной комнате? Хотя, впрочем, непонятно, зачем нам все это надо знать.

Вот тоже интересная простодушная доверчивость автора из того же рассказа: «Мне в принципе очень нравится ходить с пузом. Я всегда ношу его как орден, всячески выпячиваю…» (далее следует такая неприличная физиологическая подробность, что мне неудобно ее сюда переносить). Хотя, скорее, это не доверчивость, а гордыня и тщеславие – человек считает, что он настолько интересен широкой публике, что даже такие мелочи будут прочитаны с большим интересом и возбудят в людях восхищение автором.

Еще я прочитала рассказ Кучеренко о том, как ее муж умирал от какой-то таинственной болезни, которую врачи так и не установили (муж потом выздоровел). Вернее, это рассказ не столько о муже, сколько о сопутствовавших умиранию супруга страданиях писательницы. Меня, кстати, всегда удивляла способность всех этих модернисток описывать в самых ярких красках и с самыми мельчайшими подробностями свои страдания. Дневники страданий они что ли ведут, чтобы было потом чем покрасоваться перед публикой? Если бы меня попросили описать какие-нибудь скорбные периоды моей жизни, то я бы не смогла этого сделать, потому что не помню никаких подробностей.

Выводы из этого умирания мужа Кучеренко сделала самые что ни на есть банальные – надо друг друга любить и не есть поедом. Спрашивается: зачем надо было писать целый рассказ, чтобы повторить в конце него мораль, изложенную в сотнях других рассказов? Это просто банальщина, которая к тому же имеет к православию лишь небольшое отношение.

Главный вывод, который должна была сделать Кучеренко из происшедшего – это вывод о бренности нашего бытия, о том, что здесь нельзя привязываться ни к кому и ни к чему, и даже к самой жизни, а надо стремиться ввысь, к Богу – только в Боге полагать центр своей жизни и иметь к Нему и к Его Промыслу полное доверие. О важности понимания этой истины писали настоящие православные авторы. Из наших современников об этом говорили священник Даниил Сысоев и архимандрит Рафаил (Карелин). Вот что, например, говорил священник Даниил Сысоев: «Помните, что земля сгорит, все дела на ней сгорят, мы с нее уйдем. Не привязывайтесь к ней, не ищите от нее надежд, не пытайтесь душу кормить землей, кормите душу небом, кормите душу Божией силой. Нужно учиться вверять себя Богу и не строить никаких планов. Самое страшное страдание – это когда человек планы строит».

Я просмотрела пару других рассказов Елены Кучеренко – там та же банальщина. Например, в одном рассказе писательница пишет о человеке, который ходил к женщине-экстрасенсу за помощью, а потом эта женщина попыталась вытянуть из него много денег. Но таких рассказов в прессе и литературе были сотни, если не тысячи. Зачем нужно еще одно такое повествование?

Или же в другом рассказе Кучеренко описывает, как два бомжа пришли к храму освятить перед Пасхой одно яйцо, а приличные люди на них шипели. Писательница осуждает этих приличных людей и объясняет нам, что увидела в глазах бомжей во время освящения какие-то искры, которые она приняла за нечто божественное. А вот это уже не просто банальщина, а устаревшая банальщина. Это писатели позапрошлого, 19-го века, всё видели в разного рода оборванцах, алкоголиках, а то и в проститутках какие-то искры и гневно осуждали тех людей, которые презирали этих оборванцев. На почве таких писательских настроений выросла русская революция, после чего писатели перестали интересоваться асоциальными типами. И, кстати, ничего христианского в таком отношении к бомжам на самом деле нет. Кто-то – то ли архимандрит Тихон (Агриков), то ли архимандрит Рафаил (Карелин) – описал, как святые шли к тому, чтобы видеть в каждом человеке образ Божий, и каким образом они его видели. Это совершенно недоступная нам высота и недоступное нам отношение к людям. И это совсем не то чувство, которое описывает Кучеренко.

После того, как я почитала ее рассказы, у меня появилось такое ощущение, как будто я проехалась в советском автобусе – это когда старый автобус битком набит народом, завалился на одну сторону, еле едет, дышать нечем, и дышишь выхлопными газами, немного смешанными с кислородом. Такая же затхлая атмосфера в рассказах Кучеренко. Она совершенно неинтересный человек. У нее совершенно неинтересная жизнь, неинтересное, неоригинальное восприятие жизни. При этом у нее, как и у других модернисток, нескрываемое презрение к православным. Она смеется над ними – например, над тем, как они в поезде дальнего следования читают вечерние молитвы. Она осуждает их – как это они смеют учить других жить! Я не говорю, что это нормально – читать на весь вагон молитвы. Но чего ж над этим ржать-то? Мне лично это не смешно. И учить других жить нехорошо, но настоящий православный не будет выставлять недостатки своих собратьев по вере на всеобщее обозрение.

Только модернисты все время ржут над нами, клевещут на нас и пишут про нас разные гадости в своих СМИ и в своих книгах. При этом они все время дают понять нерелигиозным массам: вот мы-то – настоящие православные, а это – мракобесы, маргиналы и больные люди, сбежавшие из психбольниц. А когда мы пытаемся защитить наше православное учение от модернистских искажений, вся эта модернистская публика с ревом и визгом набрасывается на нас, чтобы отбить у нас всякую охоту защищать нашу Церковь и наши святыни.

Игумения, потерявшая голову в вымышленном мире

После чтения книги Кучеренко я стала просматривать книгу другой известной православной писательницы – игумении Феофилы (Лепешинской) «Дерзай, дщерь!», и обнаружила там, извините, просто бред сивой кобылы. Вот, например, фраза из этой книги: «Анастасия Цветаева в 90 лет мило флиртовала с молодыми людьми, и, если судить, по ее запискам, не без взаимности!». Мне кажется, что даже в сумасшедшем доме нельзя увидеть таких сцен, чтобы 90-летние бабки кокетничали с 20-летними парнями, а те отвечали им заинтересованными заигрываниями.

Или вот чуть менее безумная фраза: «Сильный пол яростно отстаивает первенство, главным образом, унижая, высмеивая, срезая женщин». Мне уже немало лет, и я могу сказать, что это полная клевета на сильный пол.

Есть в книге игумении Феофилы и вообще бессмысленные фразы. Например: «Никто, никто не может помочь женщине, пока она сама не начнет разбираться в своих эмоциях, стремлениях и убеждениях, пока не нащупает собственный путь, пока не научится вести себя соответственно обстоятельствам, ощущая себя не истеричкой, не кокеткой, всегда готовой к флирту, не послушной куклой в чьих-то руках, а достойной, ответственной личностью». О чем это вообще???

И после всего этого игумения Феофила пишет, что святые отцы устарели. Сначала, извините, надо мозги себе прочистить, а после этого уже приступать к чтению святых отцов. Вот что пишет эта популярная православная писательница: «Признаем с прискорбием: сегодня наставления святых отцов не столько помогают нам, сколько ввергают в отчаяние. Мы не просто удалились от них, а, можно сказать, живем на другой планете и, как инопланетяне, бессильны вместить их образ мышления, не говоря уж о подражании в молитвенном и телесном подвиге».

У меня почему-то чтение святых отцов не вызывает отчаяния. Совсем даже наоборот. И у многих других людей чтение святых отцов вызывает радость и интерес. Так что не надо говорить за всех. Архимандрит Рафаил (Карелин) тоже с интересом читает книги прославленных монахов: «Святых отцов можно понять только тому, кто находится на одной духовной волне с ними, а это достигается подвигом жизни. Творения святых отцов раскрываются перед человеком постепенно в соответствии с образом его жизни и личного аскетизма. По мере духовного возрастания человек будет находить у святых отцов всегда новое – то, что было раньше скрыто от него. Поэтому понимание святоотеческих творений всегда остается незаконченным и незавершенным процессом».

Сексуальные домогательства и пьянство

Вообще бабская православная литература – это вопрос малоизученный, потому что до нее у исследователей не доходят руки. Есть только несколько разборов этих душевредных книг. Вот, например, что писал про книгу Ульяны Меньшиковой «Все обо всем» журналист-антимодернист Роман Вершилло: «Значение этого томика, загримировавшегося под сельский детектив, исчезающе мало. Но в том-то и состоит особенность нашего времени, что великое не имеет веса и влияния, а малое и бесконечно уменьшающееся оказывается влиятельным, популярным. Так и в данном случае: за маленькой точкой, за грязненьким пятнышком скрывается стихия распада, стихия такой речи, от которой содрогаются небо и земля».

Я прочитала несколько рассказов Меньшиковой. Это ужас. В них писательница, извините, ржет и глумится над людьми. Ничего православного я в таком отношении к людям не вижу.

А это отзыв Максимусса Неизвестного с сайта «Все ереси» о книге Натальи Романовой-Сегень «Рецепт хорошего настроения», которая вышла в издательстве Сретенского монастыря, в той же серии, что и «Несвятые святые»: «Вся книжка буквально пропитана откровенными сценами безнравственности, мужской и женской ревности, табакокурения, пьянства, непристойного поведения и даже сексуальных домогательств. Кроме того, книжка снабжена светскими иллюстрациями на уровне гламурных журналов или рекламных буклетов».
Интересны еще личности православных писательниц, чьи книги продаются в православных книжных магазинах. Елена Живова уже довольное долгое время преследует через сосети и СМИ своего бывшего мужа – диакона Николая Лавренова. Ульяна Меньшикова периодически устраивает на своей странице в Фейсбуке травлю тем или иным православным людям. В том числе как-то раз она устроила травлю одному епископу за написанное им стихотворение. А Мария Свешникова запечетлена на фотографиях без креста. После того, как я как-то раз выступила за уголовное преследование богохульников, она стала справляться в Фейсбуке, кому приносить соболезнования по поводу меня. Уж не знаю, что это значило – убить ли она меня собиралась, или еще что. Какому добру могут научить подобные личности – ума не приложу.

«В книжных церковных лавках книг святых отцов уже почти не осталось. Одни сочинения и сентиментальные романы богословствующих баб», – делает грустное замечание Максимусс Неизвестный. И он прав. Существует достаточное число очень интересных и важных для спасения души православных книг, которые сейчас не издают или не переиздают. Например, не переиздают книгу архимандрита Рафаила (Карелина) «Умение умирать или искусство жить», где отец Рафаил делится опытом стяжания памяти смертной. Этот опыт нельзя почерпнуть в книгах святых отцов. Он передавался из уст в уста и перешел к отцу Рафаилу от выдающихся подвижников.

С помощью тупых и греховных книг безликих и недалеких умом людей, имеющих только номинальное отношение к православию, россиян пытаются обезличить и превратить в дураков. Есть же поговорка – с кем поведешься, от того и наберешься. Будешь читать неординарных людей, и сам возвысишься до определенных нравственных и умственных высот, а если станешь читать Кучеренко с Меньшковой, то и сам превратишься во вторых Кучеренок и Меньшиковых.

Алла Тучкова, журналист

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх