Помост

Вопросы веры

Епитимья

Блудные грехи и епитимии за них

Блудные грехи и епитимии за них
(http://www.evangelie.ru/forum/t8387-36.html)
XIII век
Особая редакция «Вопрошания Кирика».
Из «Двух правил монахам»
Если два чернеца лягут на единую постель, то да нарекутся блудниками.
XIV век
Из «Вопрошанья-исповеданья».
Сзади блуд сотворив — 40 дней сухояста.
С кумом или с ближним игра до семени — 40 дней сухо есть.
Пересекавшимся струями, когда мочились, — 12 дней (сухо есть).
А это великие грехи
Содомский грех — 3 года.
Мужеложество — 3 года.
Из «Правила о верующих в гады»
О малакии. Малакию деющий и этим блудящий да приимет запрещение на 3 года по 24 поклона. Малакия же два различия имеет: одни это делают руками, другие же бедрами своими. И злее малакия руками, а не бедрами, но и обои они злы и лукавы.
Есть же и женская малакия, когда жены деют друг другу. О том же добро есть отцу духовному это искоренять и дать им запрещение на лето едино.
Мужеложницы да запретятся на 5 лет с прочим покаянием. Различие же мужеложества написаны в конце писания Иоанна мниха.
XV век
Вопрос мужам
Или содомский блуд сотворил? Пост — 3 дня.
Если содомский блуд сотворил, в свой проход или в чужой, да если жену давал другому, епитимьи — 3 лета или 4.
Если со скотиною се же чрез естество блудил, епитимьи — год или два.
Если в свою руку блудил или в чужую — 3 месяца епитимьи.
Из «Некоторой заповеди» — худого номоканона
Если кто поп со скопцом обрящется в блуде, да будет извержен (отречен от своего сана). Если же одумается, то 5 лет да покается, а причастие да возьмет от Пасхи до Пасхи, понеже обращается на блуд, и да поклоняется 12 раз утром и 12 — вечером…
Всяк человек, который семя свое пускает во зло, нарекается душегубцем (т. е. всякий, согрешивший рукоблудием, убил человека?).
Из «Правил Халкидонского собора»
Мужам не достоит в женском портище ходить, ни женам в мужском.
Вопрос женам
Или на подругу взлазила, или подругу на себя вспускала и в лоно свое перстом действовала, пост — 40 дней.
Из «Исповедания попом и дьяконом»
Не пался ли от своея жены с мужеским полом, или с мужнею женою, или со вдовою, или с рабою в дьяконстве?
XVI век
Из «Поновления священноинокам»
Господине, отче, прости меня тако же, что, взирая на мужеский пол, и на жены, и на девицы, и на отрочата, на инокиня, и на младенцы, осязаю их, и обнимая, и целуя с помыслы блудными и до истицания (скверны семенной). И над самим мною тоже случился содомский грех, когда я пребывал в разуме и не в разуме.
Из «Правила святых (отец) о епитимьях»
Грех есть в лоно свое тыкать, что мужу, что жене. Епитимья — 12 дней, поклонов — по 60 на день.
Грех есть целоваться, язык в рот воткнув жене или другу. Епитимья — 12 дней, поклонов — по 60 на день.
Грех есть пуститься рукою блудить. Епитимья — 6 дней, поклонов — по 30 на день.
Грех есть ручной блуд в свою руку или в чужую. Епитимья — 3 года, поклонов — по 100 на день.
А иные с присными беззаконство творят — в рот дают лобзати уды свои, и сами лобзают срамные же уды. Епитимья — 3 года, поклонов — по 100 на день.
Грех есть мужам в женской одежде ходить, играя, или женам в мужской. Епитимья — 7 недель, поклонов по 150 на день.
Если кто впадет в блуд с двумя сестрами или два брата с одной женой, пост — 5 лет, не причащаться, сухояст, а поклонов — по 150 в день.
Из «Правила с именем Максима»
Мужам не достоит в женских портах ходить, а жене в мужних.
Если кто сам на себе блуд сотворит — 40 дней поста ему.
Из «Вопрошания апостольского»
Апостолы спросили: а если скотом осквернит свое тело? Как ответить тому? Рече Господь: лето одно да постится, сухо ест, в церковь не входит 3 лета.
Из «Правила «Аще двоеженец…»
Правило святых апостол и святых отец
… А прелюбодей или со скотом творящий блуд — 8 лет поста, а держати им тако ж поклонов по 1000.
Вопрос к мужам
Если содомский блуд сотворил, епитимьи — 3 лета.
Если в руку блуд сотворил, епитимьи — 3 недели.
Если со скотиною — 40 дней поста.
Вопрос мужам и отрокам
Или свой проход рукою щупал, или у парубков?
Или уд свой вздвигал рукою на блуд?
Или в женском платье плясал?
Из «Вопросы игуменам и священноинокам»
Не пался ли с мужеским полом или с младым чернецом?
Без надписания
Согрешил ли на небо и пред тобою, отче, каюсь, много беззаконствовал. Согрешил:
·блудил со другом, пуская на себя, и сам на друга;
·содомским грехом, в любодеянии и со ближними своими во сваре, и в казнях без милости, и в срамословии, и в мигании;
·в бане мылся, и зря на свое тело, и осязал уды свои срамные;
·ручным блудом безчисленно;
XVII век
Из «Заповедей святых отец»
Если чернец с мужеским полом или со скотом, беззаконие творя, обличится (разоблачится), епитимьи — 8 лет, а причастие — от Пасхи до Пасхи. А поклонов — по 25 в день.
Из «Иноческого без надписания» и из «Поновления инокам»
Вот мои согрешения пред Богом и пред тобою, господине отче:
·господине отче, в содомском блужении во стегноблудии и со иноки и спротивно падался;
·многих совещал на блудные дела, наипаче же отроков, и в бани мыл тело свое грешное многажды, и обнажал его пред многими бесстыдно, и падался, и мылся;
·на друга взлазя люблением страстным;
·некогда ниц лежа в воде и стоя, и на земле ниц лежа, истекание рукою спустил, и в губу, сиречь в гриб, истекание сотворил, надувая кишку не помню какого животного, и тем в свой проход блудил.
·Содомский блуд сотворил с мужеским полом, и над самим мною такое зло случилось в неразумии и в разуме;
·С пьяными отроки и с мужи блудил, а им то неведомо, злокозненный блуд над ними и в неведании, и исповедание не положил, но аз, окаянный, повинен в тех грехах;
·Частым омыванием банным тело свое бесстыдно обнажал пред многими, и зрел, и осязал срамные уды свои, и истечение делал. И чужие уды срамные тако ж зрил наги, и осязал, и неумовенными руками ел, и пил, и иным подавал;
·Осязал срамные уды свои, и приносил к ноздрям, и обонял нечистоту скверность тела своего, и руками держался за срамоту женскую, и так же и свои уды давал осязати многим, многажды ножом обривал уды своя, и свещою палил, и прочий вред телу деял, и помазывал дегтем и иным зелием нужды ради, и во всем том согрешил;
«Общие вопросы мирянам без надписания»
Чужих жен (сверху надписано: мужей) и девиц с помыслом нечистым не целовал ли? Осязания между вами нечистого не было ли?
Малакий не делаешь ли?
И если это случится, вопрошает о содомском, о скотоложестве, о птицеложестве обстоятельно.
Канонические церковные памятники XIII-XVIII вв. (стр. 13-116).
«А се грехи злые, смертные…» Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России. Тексты, исследования. М.: «ЛАДОМИР», 1999. С. 335-344.
(http://nordxp.3dn.ru/biblical/perversions.htm)
Или содомский блуд сотворил?
(сексуальные извращения по каноническим
памятникам XIII-XVIII вв.)
Канонические церковные памятники XIII-XVIII веков дают представление о том, что считали в те времена грехами и какое наказание за них накладывали. Все тексты имеют разные адресаты. Одни из них предназначены для мирян, отдельно мужчин и женщин, другие для чернецов, иноков и священнослужителей. Интересно, что мужчинам-мирянам (XVIII век) на исповеди надлежало рассказать о том, не грешат ли они сребролюбием, лицемерием, не имеют ли на кого зла, а о содомском грехе спрашивали только в случае, если мужчина грешил малакией (мастурбацией). Если такового греха не было, то дальше его и не расспрашивали. По-иному дело обстояло с чернецами и иноками. Их подробнейшим образом расспрашивали о гомосексуальных контактах, включая взаимную мастурбацию и половой акт. Рассказывать о подобных грехах на исповеди им надлежало в подробностях, например, «многих совещал на блудные дела, наипаче же отроков, и в бани мыл тело свое грешное многажды, и обнажал его пред многими бесстыдно, и падался, и мылся». Один и тот же грех предполагал разное по тяжести наказание для мирян и иноков. На них накладывалась более строгая епитимья.
В данной подборке основой упор сделан на записи, связанные с мастурбацией, мужеложеством и другими «содомскими» грехами. Для того чтобы было с чем сравнить тяжесть наказания за «голубые» грехи, мы привели несколько выписок, касающихся скотоложества. Любопытно, что за скотоложество предполагалось меньшее наказание, чем за мужеложество, в то же время некоторые «гетеросексуальные» грехи наказывались строже, чем «голубые». Интересно также, как от века к веку менялось отношение к одному и тому же греху. Так, в XIV веке за содомский грех предполагали 3 года «сухояста», а в XVIII веке за мужеложство – 26 лет епитимьи и 300 поклонов в день.
Есть, конечно, и забавные с точки зрения морали XXI века грехи. Например «Если кто на восток помочится стоя, да поклонится 300 раз», а «Пересекавшимся струями, когда мочились, – 12 дней (сухо есть)». В целом, если вчитываться внимательно, то можно сделать довольно много интересных выводов – о том, насколько распространенным был такой грех как мужеложество, о том, каким «изощренным» подчас был «содомский грех». То, в чем каялись иноки XVII века, иногда просто поражает богатством фантазии: «некогда ниц лежа в воде и стоя, и на земле ниц лежа, истекание рукою спустил, и в губу, сиречь в гриб, истекание сотворил, надувая кишку не помню какого животного, и тем в свой проход блудил».
КАНОНИЧЕСКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПАМЯТНИКИ XIII-XVIII вв.
XIII век
Особая редакция «Вопрошания Кирика».
Из «Двух правил монахам».
Если два чернеца лягут на единую постель, то да нарекутся блудниками.
XIV век
Из «Вопрошанья-исповеданья».
Сзади блуд сотворив – 40 дней сухояста.
С кумом или с ближним игра до семени – 40 дней сухо есть.
Пересекавшимся струями, когда мочились, – 12 дней (сухо есть).
А это великие грехи
Содомский грех – 3 года.
Мужеложество – 3 года.
Из «Правила о верующих в гады».
О малакии. Малакию деющий и этим блудящий да приимет запрещение на 3 года по 24 поклона. Малакия же два различия имеет: одни это делают руками, другие же бедрами своими. И злее малакия руками, а не бедрами, но и обои они злы и лукавы.
Есть же и женская малакия, когда жены деют друг другу. О том же добро есть отцу духовному это искоренять и дать им запрещение на лето едино.
Мужеложницы да запретятся на 5 лет с прочим покаянием. Различие же мужеложества написаны в конце писания Иоанна мниха.
XV век
Вопрос мужам
Или содомский блуд сотворил? Пост – 3 дня.
Если содомский блуд сотворил, в свой проход или в чужой, да если жену давал другому, епитимьи – 3 лета или 4.
Если со скотиною се же чрез естество блудил, епитимьи – год или два.
Если в свою руку блудил или в чужую – 3 месяца епитимьи.
Из «Некоторой заповеди» – худого номоканона
Если кто поп со скопцом обрящется в блуде, да будет извержен (отречен от своего сана). Если же одумается, то 5 лет да покается, а причастие да возьмет от Пасхи до Пасхи, понеже обращается на блуд, и да поклоняется 12 раз утром и 12 – вечером…
Всяк человек, который семя свое пускает во зло, нарекается душегубцем.
Из «Правил Халкидонского собора»
Мужам не достоит в женском портище ходить, ни женам в мужском.
Вопрос женам
Или на подругу взлазила, или подругу на себя вспускала и в лоно свое перстом действовала, пост – 40 дней.
Из «Исповедания попом и дьяконом»
Не пался ли от своея жены с мужеским полом, или с мужнею женою, или со вдовою, или с рабою в дьяконстве?
XVI век
Из «Поновления священноинокам»
Господине, отце, прости меня тако же, что, взирая на мужеский пол, и на жены, и на девицы, и на отрочата, на инокиня, и на младенцы, осязаю их, и обнимая, и целуя с помыслы блудными и до истицания (скверны семенной). И над самим мною тоже случился содомский грех, когда я пребывал в разуме и не в разуме.
Из древнерусских переводов номоканона Иоанна Постника
Если мирской человек займется рукоблудием – 40 дней не причащаться и мяса не есть, разве только масла. Да упражняется в молитвах и кладет поклоны. Если же такое случится с иноком, пусть 60 дней сухо есть, без причащения пребывая, постяся каждый день и непрестанно моляся. Тако же и священник.
Если инок впадет в истицание (семенной скверны) – 60 дней сухо да ест, строгий пост до 30 дней и по 300 поклонов ежедневно, пока не упадет до усталости.
Из «Правила святых (отец) о епитимьях»
Грех есть в лоно свое тыкать, что мужу, что жене. Епитимья – 12 дней, поклонов – по 60 на день.
Грех есть целоваться, язык в рот воткнув жене или другу. Епитимья – 12 дней, поклонов – по 60 на день.
Грех есть пуститься рукою блудить. Епитимья – 6 дней, поклонов – по 30 на день.
Грех есть ручной блуд в свою руку или в чужую. Епитимья – 3 года, поклонов – по 100 на день.
А иные с присными беззаконство творят – в рот дают лобзати уды свои, и сами лобзают срамные же уды. Епитимья – 3 года, поклонов – по 100 на день.
Грех есть мужам в женской одежде ходить, играя, или женам в мужской. Епитимья – 7 недель, поклонов по 150 на день.
Если кто впадет в блуд с двумя сестрами или два брата с одной женой, пост – 5 лет, не причащаться, сухояст, а поклонов – по 150 в день.
Из «Правила с именем Максима»
Мужам не достоит в женских портах ходить, а жене в мужних.
Если кто сам на себе блуд сотворит – 40 дней поста ему.
Из «Вопрошания апостольского»
Апостолы спросили: а если скотом осквернит свое тело? Как ответить тому? Речь Господь: лето одно да постится, сухо ест, в церковь не входит 3 лета.
Из «Правила «Аще двоеженец…»
Правило святых апостол и святых отец
… А прелюбодей или со скотом творящий блуд – 8 лет поста, а держати им тако ж поклонов по 1000.
Вопрос к мужам
Если содомский блуд сотворил, епитимьи – 3 лета.
Если в руку блуд сотворил, епитимьи – 3 недели.
Если со скотиною – 40 дней поста.
Вопрос мужам и отрокам
Или свой проход рукою щупал, или у парубков?
Или уд свой вздвигал рукою на блуд?
Или в женском платье плясал?
Из «Вопросы игуменам и священноинокам»
Не пался ли с мужеским полом или с младым чернецом?
Без надписания
Согрешил ли на небо и пред тобою, отче, каюсь, много беззаконствовал. Согрешил:
• блудил со другом, пуская на себя, и сам на друга;
• содомским грехом, в любодеянии и со ближними своими во сваре, и в казнях без милости, и в срамословии, и в мигании;
• в бане мылся, и зря на свое тело, и осязал уды свои срамные;
• ручным блудом безчисленно;
XVII век
Из «Заповедей святых отец»
Если чернец с мужеским полом или со скотом, беззаконие творя, обличится (разоблачится), епитимьи – 8 лет, а причастие – от Пасхи до Пасхи. А поклонов – по 25 в день.
Из «Иноческого без надписания» и из «Поновления инокам»
Вот мои согрешения пред Богом и пред тобою, господине отче:
• господине отче, в содомском блужении во стегноблудии и со иноки и спротивно падался;
• многих совещал на блудные дела, наипаче же отроков, и в бани мыл тело свое грешное многажды, и обнажал его пред многими бесстыдно, и падался, и мылся;
• на друга взлазя люблением страстным;
• некогда ниц лежа в воде и стоя, и на земле ниц лежа, истекание рукою спустил, и в губу, сиречь в гриб, истекание сотворил, надувая кишку не помню какого животного, и тем в свой проход блудил.
• Содомский блуд сотворил с мужеским полом, и над самим мною такое зло случилось в неразумии и в разуме;
• С пьяными отроки и с мужи блудил, а им то неведомо, злокозненный блуд над ними и в неведании, и исповедание не положил, но аз, окаянный, повинен в тех грехах;
• Частым омыванием банным тело свое бесстыдно обнажал пред многими, и зрел, и осязал срамные уды свои, и истечение делал. И чужие уды срамные тако ж зрил наги, и осязал, и неумовенными руками ел, и пил, и иным подавал;
• Осязал срамные уды свои, и приносил к ноздрям, и обонял нечистоту скверность тела своего, и руками держался за срамоту женскую, и так же и свои уды давал осязати многим, многажды ножом обривал уды своя, и свещою палил, и прочий вред телу деял, и помазывал дегтем и иным зелием нужды ради, и во всем том согрешил;
XVIII век
Вопросы из сборной рукописи XVIII в.
О блудниках
ВОПРОСЫ
ЕПИТИМЬЯ/ЛЕТ
ПОКЛОНОВ/ДЕНЬ
Мужеложник?
26
300
Не играл ли с кумами до излияния скверны?
40
80
Не блудил ли рукою или ногою сквозь портно?
21
200
Не чесался ли с похотью до излияния скверны?
40
60
Не помышлял ли на скот с блудным похотением?
7
20
Не рукоблудствовал ли своеручно?
40
50
Не рукоблудствовал ли друг с другом, ты – его, а он – твой уд?
80
50
Не хватал ли кого за срамной уд?
3
100
«Общие вопросы мирянам без надписания»
Чужих жен (сверху надписано: мужей) и девиц с помыслом нечистым не целовал ли?
Осязания между вами нечистого не было ли?
Малакий не делаешь ли?
И если это случится, вопрошает о содомском, о скотоложестве, о птицеложестве обстоятельно.
Публикуется по Канонические церковные памятники XIII-XVIII вв. (стр. 13-116).
«А се грехи злые, смертные…» Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России. Тексты, исследования. М.: «ЛАДОМИР», 1999. С. 335-344.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Далеко не секрет что для большинства православных христиан, такое слово как епитимья является своего рода дисциплинарным взысканием, которое в свою очередь накладывается на сильно провинившегося человека, однако такая интерпретация является не совсем правильной. Поэтому чтобы узнать действительно, что такое епитимья (определение), за какие греховные деяния ее можно получить, как именно ее накладывают и что это за собой влечет можно узнать из нижеприведенной статьи.

Что такое епитимья в православии

Следует понимать, что со слов священнослужителей епитимья является особым способом послушания способным помочь вылечить грешную душу, но это никак нельзя назвать наказанием.

Однако в современном мире уже не проводят такой единой епитимийной процедуры, то есть некоторые священнослужители не проводят епитимью или же назначают, но настолько тяжелую и непостижимую для человека, что в свою очередь может привести отнюдь не к созиданию, а к уничтожению и подавлению человека как православного верующего.

Вообще в традиции не существует каких-либо установленных правил, за счет которых можно было определить размер самой епитимьи. Храм иногда посещают не только глубоко верующие, но и те люди, которые далеки от жизни духовной. Они способны от чистого сердца раскаяться в совершенных ими греховностях, а также убеждены в том, что епитимья за прелюбодеяние или же любой другой вид наказания им просто жизненно необходим.

Некоторые священнослужители утверждают, что назначать такому человеку ежедневное прочтение Покаянного канона будет неправильно, так как из него греховник будет не в состоянии понять ни единого слова. В данном случае более простым вариантом будет лично передать ему самую обычную епитимью, к числу которых могут относиться каждодневное молитвенное обращение с поклонением дадут куда более эффективное средство дающий более значительный результат.

За какие грехи накладывают епитимью и что человек должен выполнить для ее избавления

Епитимьей называют различные исправительные работы, которые верующий человек должен выполнить. В число таких действий входит:

  • Длительное произношение молебельного текста;
  • Оказание милостыни действительно тем, кто нуждается;
  • Придерживание длительного поста;
  • Поклонения в период богослужения;
  • Воздержание на некоторое время от выполнения супружеского долга и не только.

Все вышеперечисленное желательно успеть выполнить в сорокадневный срок, во время которого придерживаться четкого распорядка.

При этом наложить епитимью может лишь священнослужитель, хоть она и несет в себе какое-либо ограничение прав православного человека. Она представляет собой душевное врачевание, то есть другими словами можно сказать, что это таков урок, который назначают для избавления от греховных совершений, порождающих устремления к свершению подвигов во имя Всевышнего.

Добрые деяния и молебельное обращение, будучи назначенными в виде епитимьи должны представлять собой полную противоположность к свершению неподобающих деяний. Следует отметить, что тот человек, который более невоздержан и увлекается различными мирскими сотворениями, может получить значительно длиннее пост, в период которого грешник должен посещать храмы и соборы, читать более усиленную молебень, и по возможности совершать большее количество милосердных деяний.

Так давайте же разберемся, за какие греховности могут наложить эту повинность:

Епитимья за абортированных детей

  • Для женщины подобного рода процедура представляет собой огромное согрешение, за что нести ответственность в равной степени будут оба супруга, в особенности, если они являются верующими православными людьми, вместе с тем осознавая насколько тяжело им, дастся бремя от этого деяния.
  • Как правило, епитимья за аборт посылается человеку именно от Господа. Такого рода греховное деяние может быть прощено, но только в том случае если нечестивец готов к тому чтобы всю свою жизнь смиренно нести полученное наказание за содеянную провинность. То есть за такое прегрешение у человека могут возникнуть проблемы со здоровьем, различные трудности в семье и с детьми.
  • Главное чтобы человек, на которого была наложена епитимья за грех понимал, что все, что с ним происходит это за совершенные им аборты и принимать это необходимо безоговорочно прося прощения у Всевышнего, каясь и естественно впредь больше не совершать подобных провинностей;

В седьмой Господней заповеди говорится о строгом запрете на всякое прелюбодеяние, что говорит о том, что если имеются какие-либо разлады в супружеской верности и прочих блудливых противозаконных влечениях. Однако преждевременно невозможно сказать какая епитимья подойдет, ведь все целиком и полностью зависит от определенного случая, решения наставника и человеческой воли на искупления содеянного греха.

Господь всегда с Вами!

Сотрите еще и видео, из которого Вы узнаете о добровольной епитимьи:

Епитимья: за какие грехи церковь приговаривала к самым большим «срокам»

Христианская церковь не считает епитимью наказанием. Это, скорее, нравственная мера, направленная на исправление грешника и излечение его заблудшей души. Чаще всего – молитва и отлучение от причастия. Но продолжительность епитимьи и тяжесть ее исполнения зачастую была сопоставима с суровейшим из наказаний или реальным тюремным сроком, который назначался мирским судом за самые тяжкие преступления.

Еретикам и раскольникам – пожизненная

Ко всем еретикам Церковь была беспощадна. Епитимья для них назначалась до тех пор, пока еретик, старовер, раскольник не отрекался от заблуждений. Более того – епитимью мог получить не только сам старовер, но и человек его укрывающий. Дополнительно епитимья подкреплялась другими наказаниями. Как подмечает в статье «Русская Православная Церковь о раскольническом движении и старообрядцах», М.Слепкова, введенный в 1716-1718 гг. штраф за отсутствие на исповеди раскольники платили в двойном размере. Староверов предавали анафеме, ссылали на сибирскую каторгу с полной конфискацией имущества, вносили в «черные» списки», запрещали иметь паспорта и лишали других гражданских прав.

Католическая церковь наказывали отступников еще строже. В одной из монографий американского историка и эксперта по истории инквизиции Генри Чарльза Ли говорится, что в теории епитимья служила способом спасения заблудших душ. Обычно епитимья, налагаемая инквизицией, сводилась к неустанной молитве, строгому соблюдению постов, паломничеству по святым местам, раздаче денег на благотворительность. На практике же она нередко превращалась в добровольное тюремное заключение, посажение на хлеб и воду. Если же еретик из тюрьмы сбегал, он признавался безумцем, отвергшим «спасительное лекарство». Строго наказывался не только «утративший веру», но всякий, кто давал ему пристанище или милостыню, кто не доносил на него властям или не задерживал для передачи в суд. «Пособника» также обвиняли в ереси с наложением пожизненной епитимьи.

Использовали инквизиторы и унизительные методы воздействия на души «заблудших овец». Например, поздняя испанская инквизиция в качестве епитимьи обязывала еретика стоять у дверей церкви в санбенито или носить «позорную одежду» постоянно. Одной из жестоких форм католической епитимьи в XIII веке было бичевание – оно считалось легким способом исцеления, но могло длиться до самой смерти осужденного. Хотя и смерть не избавляла от унижений и позора тех, кто не исполнил до конца наложенную на них епитимью. Так, в 1329 году каркассонские инквизиторы приказали отрыть и сжечь кости семи похороненных еретиков, не успевших исполнить епитимью, конфисковать имущество их детей и лишить наследников всех прав.

Убийцам – от 5 до 20 лет

Продолжительность епитимьи для убийц зависела от тяжести преступления. В «Канонах Православной Церкви» известный епископ РПЦЗ Григорий (Граббе) выделяет три вида убийства – вольное, близвольное и невольное. Самой длительной, 20-летней, была епитимья за убийство вольное. К ней приговаривались мужья, убившие жен в гневе, разбойники, те, кто совершил убийство из корысти или на почве неприязни. Двадцатилетнюю епитимью получали и отравители, в том числе женщины, случайно отравившие мужей любовно-приворотным зельем. Убийством вольным считался и аборт, хотя за «детоубийство во чреве» срок епитимьи снижали вдвое – до 10 лет.

Одиннадцатилетняя епитимья назначалась за убийство близвольное. Как пишет Граббе, к нему относилось убийство в страсти или во гневе, а также убийство по неосторожности. Одиннадцатью годами епитимьи наказывались превысившие степень самообороны, то есть те, кто убил человека, защищаясь во время драки.

Мягче всего наказывалось убийство невольное. Епитимия за него назначалась пятилетняя, хотя в большинстве случае срок «исправления грешника» определял священник. К невольному убийству относились случаи лишения жизни по неосторожности. Например, «бросит камень в древо», а камень отскочит и убьет человека. Или «ударит ремнем или железом нетяжелым» и ненароком умертвит того, кого пытался «исправить кнутом».

Прелюбодеям – от 3 до 15 лет

Как следует из правил одного из Отцов Церкви Василия Великого, женщины за прелюбодейство наказывались 15-летней епитимьей, при этом в церкви им запрещалось стоять рядом с другими прихожанами, что усиливало моральное порицание бесстыдницы.

Для мужчин-прелюбодеев епитимья была мягче. Как указано в «Канонах Православной Церкви» Граббе, пойманный на прелюбодеянии или невольно в нем обличенный обязательно подвергается епитимье, но ее срок определяет батюшка. Тот, кто силой взял в жену нареченную другому и насильственно растлил ее, получал 9 лет, а вышедшая замуж без согласия отца – всего 3 года. Епитимья налагалась и на тех, кто женился повторно. За распавшийся первый брак и желание жениться вторично грешника отлучали от причастия на год или два. Троеженец же наказывался пятью годами епитимьи.

Мужеложцам, скопцам и гробокопателям – от 10 лет до пожизненной

Одной из самых продолжительных епитимий наказывались скотоложники. Их отлучали от Таинства как минимум на 15 лет, но по усмотрению батюшки, с учетом возраста и здоровья грешника, его «исцеление» часто растягивалось до конца жизни. Меньше обычно получали за мужеложство. Епитимья за гомосексуализм могла ограничиться 7 годами, хотя нередко давали и максимум – «пятнашку».

Отдельные правила наложения епитимьи существовали в отношении скопцов. Владыка Григорий (Граббе) подчеркивал, что сделавшихся скопцами от насилия, по болезни или по рождению, церковь не наказывала. Более того – им даже разрешалось принять монашество или стать священником, в том числе и епископом. Если же мирянин добровольно оскоплял себя или другого, вступал в секту скопцов, то в зависимости от обстоятельств он наказывался епитимьей от 3 лет до пожизненной.

Наконец, приличные сроки епитимьи четко оговорены в правиле 66 Василия Великого для гробокопателей. Те, кто осквернил могилу, обокрал покойника и надругался над телом, например, вырвав золотые зубы или отрубив палец с драгоценным кольцом, наказывались 10-летним отлучением от Святого Причастия. Осквернитель могил также был обязан ежедневно совершать две сотни земных поклонов и «долгое время стоять на коленях», вымаливая у Бога прощение.

епитимья

В Википедии есть страница «епитимья».

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. епитимья́ епитимьи́
Р. епитимьи́ епитими́й
Д. епитимье́ епитимья́м
В. епитимью́ епитимьи́
Тв. епитимьёй
епитимьёю
епитимья́ми
Пр. епитимье́ епитимья́х

е-пи-ти-мья́

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 6*b^ по классификации А. А. Зализняка).

Встречается также вариант написания: епитимия, эпитимья, эпитимия.

Корень: -епитимьj-; окончание: -я .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. церк. церковное наказание, состоящее в более строгом посте, длительных молитвах, поклонах и т. п. ◆ А вот тебе епитимья: до дня пятидесятницы ― по тысяче поклонов на день. П. И. Мельников-Печерский, «В лесах. Книга первая», 1871—1874 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. перен., разг. добровольный отказ от чего-либо ◆ А епитимья, которую он на себя наложил, действительно ужасна. Протоиерей Димитрий Смирнов, «Проповеди», 1984—1989 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от др.-греч. ἐπιτιμία — наказание

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Может ли священник снимать епитимию, наложенную другим священником?

      «Епитимийные» каноны предполагают безусловно, что наказание налагает глава местной общины (в первые столетия церковной истории таковым являлся епископ, что хорошо видно из канонов святителя Василия Великого) на члена этой же самой общины. Немыслима ситуация, когда наказание налагается человеку, мимоходом посетившему местную церковь(или монастырь). Канон 102 Трулльского («Пято-Шестого») Собора требует, чтобы епитимья назначалась на тот срок, в течение которого духовник мог бы следить за этим духовным чадом, при этом епитимия образно(но очень точно) сравнивается с лекарством, духовник — с врачом, а кающийся — с немощным человеком, который уже встал на путь выздоровления. Как врач при назначении терапии не просто должен, а обязан следить за ее действием на пациента, чтобы вовремя ее заменить или отменить или порой продлить еще немного, так и пастырь не имеет права налагать епитимью незнакомцу, с которым он видится первый и последний раз. Об этом говорит и наш Требник в чине Покаяния, где говорится о власти епископа (а также и любого священника, которому епископ эту власть перепоручает) «или умножити, или умалити запрещения; да рассматривается прежде всего их житие, — целомудренно или расслабленно живут и леностно, и таким образом пусть отмеряется человеколюбие». Как может «случайный» священник, наложив отлучение, затем внимательно «рассматривать житие» кающегося?

      Да, в самом деле, есть каноны, которые строго наказывают таких духовников, которые принимают в общение отлученных (например, кан. Апост. 12), однако там идет речь об отлученных, которые отходят из своей общины, где он получили наказание от своего духовника, в другую.

      Более того, если члены данной общины куда-либо отлучались, им выдавалась специальная «представительная грамота», в которой извещалось, что ему разрешено причащаться в другой епархии (либо наоборот — не разрешено). С этой грамотой он мог приходить и причащаться в любом другом месте (либо наоборот, просто молиться, но не причащаться). Такая практика была достаточно древней, — ее зачатки мы видим уже в посланиях апостола Павла, который говорит об «одобрительных письмах», требовавшихся при сообщении разных церквей между собой (2 Кор. 3. 1). В дальнейшем эта практика развивается и получает каноническую регламентацию, становясь общеобязательной(см. например Ап. кан. 12; IV Всел. Собор. кан. 11). Нынче такая практика сохранилась только для клириков, — без отпускного письма он служить в другом приходе не может. До начала 2-го тысячелетия это требование соблюдалось строго не только в отношении клириков, но и мірян.

      Таким образом, идеальный канонический порядок в наложении епитимий(который не так трудно восстановить и поддерживать и в наше время) таков: во-первых, епитимию может налагать только действительный духовник, если под «действительностью» понимать как минимум его возможность постоянного духовного общения с кающимся человеком; во-вторых, при необходимости отъехать, пастырь должен выдать пасомому письмо(в свободной форме?) за своей подписью (хорошо бы также с контактными данными для обратной связи), где кратко говорилось бы о возможности причащаться в другой епархии (приходе). Из этих условий важнейшим является, очевидно, первое, отсутствие которого делает недействительной епитимию с самого ее начала.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх