Помост

Вопросы веры

Эрос и агапе

Существует 7 типов любви, но не каждый испытает седьмую

Невероятные факты

Что такое любовь? Многие века ученые, поэты и мыслители пытались дать ответ на этот вопрос.

Психолог Роберт Стернберг разработал треугольную теорию любви, которая многое объясняет. Она никак не связана с любовными треугольниками или ревностью, а скорее с тремя основными компонентами любви.

Если все три компонента присутствуют, результатом становится совершенная форма любви, к которой многие из нас стремятся.

Если отсутствует какой-то из компонентов, мы испытываем другие менее полноценные формы любви.

Из каких же трех компонентов состоит любовь? Как утверждает Стернберг, это близость, страсть и обязательства.

  • Близость – это чувство привязанности, близости и связанности.

  • Страсть – пламенная глубина и сильные чувства, которые вы испытываете, когда вам нравится человек.

  • Обязательства – решение быть вместе в краткосрочной перспективе и планы на будущее в долгосрочной перспективе.

Все типы любви являются сочетанием трех компонентов, описанных выше.

Типы любви

Отсутствие любви

Отсутствие всех трех компонентов. По сути, это большая часть наших отношений, которые можно назвать случайными взаимодействиями. Никакой страсти, цветов, бабочек в животе и стихов.

Это даже не френдзона, так как нет близости или симпатии. Ее можно применить к нашим знакомым или просто к человеку, к которому вы не привязаны.

1. Дружба (близость)

Если добавить всего один компонент – близость, то мы получим дружбу или симпатию.

Хотя мы не считаем дружбу любовью, набор чувств, которые мы испытываем без сильной страсти или обязательств, может быть корнем для зарождения других форм любви.

2. Увлеченность (страсть)

Увлеченность возникает, когда присутствует компонент страсти, но отсутствует близость и обязательства. Это типичное состояние влюбленности. Люди, которых связывают только сексуальные отношения, тоже попадают под эту категорию, так как их объединяют только плотские побуждения и ничего больше.

Именно с увлеченности или влюбленности начинаются многие отношения, так как считается, что близость появляется со временем. Если же через какое-то время не возникает ни близости, ни обязательств, она просто угасает.

3. Пустая любовь (обязательства)

Тип любви без страсти и близости, но в котором присутствуют обязательства, называется пустой любовью. Примером этого может служить несчастливый брак, где исчезло пламя страсти и симпатия к супругу, и все что осталось – это штамп в паспорте.

Сильная любовь может перерасти в пустую любовь. И наоборот договорной брак может начинаться как пустая любовь, но со временем дать ростки другим формам любви.

Цитаты великих людей о любви

4. Романтическая любовь (близость + страсть)

Это форма любви, где сочетаются близость и страсть. Влюбленные, которые переживают этот тип любви, связаны не только на физическом уровне, но и на эмоциональном.

Она считается одним из закладных камней брака. Единственное, что отсутствует в таких отношениях, это обязательства.

5. Дружеская любовь (близость + обязательства)

Она характеризуется сочетанием близости и обязательств, но отсутствием страсти. Такие отношения сильнее простой дружбы, так как люди берут на себя обязательства.

Дружескую любовь часто можно наблюдать в длительном браке, когда партнеры не нуждаются в страсти, чтобы оставаться вместе, так как есть близость. Сам Стернберг считал, что это такая любовь не является предвестником конца, а одним из распространенных этапов развития отношений.

Также этот тип любви можно заметить между членами семьи или близкими друзьями.

6. Роковая любовь (страсть + обязательства)

Когда сочетается огонь страстной увлеченности и обязательства, но нет близости, мы получаем роковую любовь. Это бурный роман и опрометчивый брак, который не опирается на тесную связь. Отсутствие близости приводит к тому, что когда заканчивается страсть, такие отношения очень сложно выдерживать.

7. Совершенная любовь (близость + страсть+ обязательства)

Этот тип любви находится в самом центре треугольника, так как она считается идеальной. В ней присутствуют все три компонента любви: страсть, близость и обязательства, и это цель, к которой стремятся все, кто находится в отношениях.

Согласно Стернбергу, в таких парах будет прекрасная сексуальная жизнь и спустя 15 лет совместной жизни. Они не могут себе представить, что будут счастливее с кем-то другим, достойно преодолевают трудности и способны восхищаться друг другом.

Однако поддерживать такие отношения намного сложнее, чем их достичь. Кроме того, такая форма любви не является постоянной.

Сам Стернберг подчеркивал важность общения в любых отношениях, без которого умрет даже самая великая любовь.

Взаимопроникновенная любовь

Л.Ф. Шеховцова

Потребность любви глубоко заложена в природе человека. В IV в. святые отцы писали, что личностное проявление Бога-Троицы, образ отношений внутри Троицы представляет общение-любовь. Внутритроичные отношения любви в византийском богословии описываются понятием перихорезис (περιχώρησις), буквальный смысл которого «обходить по кругу». У человека, как образа и подобия Божия, любовь тоже является его главной потребностью и сущностным свойством.

Можно полагать, и в нас как Образе Божием, наличествует эта неосознаваемая потребность в перихоресисе – взаимопроникновении и взаимообмене, как отражении способа существования Лиц Троицы в Общении-Любви.

Человеческая личность также не может существовать вне общения. В общении – любви, осуществляемой по образу бытия Самой Пресвятой Троицы, человек достигает личностного совершенства, в полной мере реализуя такие личностные характеристики как свобода, открытость, уникальность

«Естественным основанием любви, – писал профессор СПбДА С.М. Зарин, – является единство происхождения людей, тождество общечеловеческой душевно-телесной природы всех людей». Каждый человек, будучи лишь «частичным, далеко не полным, выражением общечеловеческой сущности» чувствует, с одной стороны, неполноту, недостаточность своей личной жизни в ее отдельности, обособленности от других личных человеческих жизней. Человек стремится к восполнению этой недостаточности психическим содержанием других личностей во взаимообщении с ними. С другой стороны, он ощущает потребность поделиться с другими людьми своими личными природными дарами, – тем особенным, что он получил от Творца. Влечение одной личности к другой для возможного тесного объединения их жизней в целях взаимного восполнения – составляет природу и сущность естественной любви.

Любовь касается каждого. О любви написано много; и описано много разных представлений, образов, понятий, видов любви. О любви мужчины и любви женщины. О любви матери и любви сына. О любви отца и любви дочери. О Любви к другу и любви к ближнему. И совершенно особо – о любви к Богу.

Одна ли это и та же любовь, или все-таки нет?

Любовь может выражаться по-разному:

  • страстным влечением обладать любимым,
  • словами,
  • заботой,
  • преодолением своего эгоизма и самости,
  • разделением совместного бытия, взаимопроникновением во внутренний мир любимого,
  • самопожертвованием.

Помехой к любви являются эгоизм и самолюбие, окаменелое нечувствие, равнодушие.

Греки писали о разных видах любви: эросе и сторгэ, филиа и агапэ…

Любовь-эрос (ἔρως) – это не просто физическое влечение, но нечто более чувственное и душевное, это стихийная, восторженная влюбленность, увлеченность другим человеком. Некоторые отцы-исихасты, говоря о взаимоотношениях человека с Богом в умной молитве, используют термин «Божественный эрос».

Любовь-филиа (φιλία) – это увлечение психическими, душевными качествами любимого, любящий человек «видит», уважает личность другого, это любовь-дружба. На вопрос Христа «Любишь ли ты меня?», Петр отвечает: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.» (Ин.21:15) И если в вопросе Господа используется глагол αγαπαω, то в ответе Петра мы видим как раз глагол φιλέω, родственный любви-филиа. Сам Господь говорит ученикам » Я уже не называю вас рабами, <…> но Я назвал вас друзьями (φίλους)» (Ин.15:15).

Любовь-сторгэ (στοργή) – это родственная любовь, которую родители испытывают по отношению к детям.

Любовь-агапэ (ἀγάπη) – наиболее возвышенная из всех видов любви, самоотверженная, бескорыстная, доходящая до полного самоотречения любовь к ближнему независимо от его цвета кожи, пола, возраста или положения в обществе. Это любовь, в которой проявляется готовность служить другому человеку, помогать ему и жертвовать для него.

А Виктор Франкл, австрийский психотерапевт, понимал агапэ так. Эта любовь представляет конечную стадию эротического отношения, только она проникает наиболее глубоко в личностную структуру любимого, вступает в отношения с ним, как с духовным существом. Взгляд того, кто любит, проникает через физическое и психическое «одеяние» духовного ядра до незаменимой и несравнимой ни с кем сердцевины другого существа.

Человек – целостность тела-души-духа, и полнота любви должна тоже проявиться на всех уровнях такой тройственности. Душа, психика человека выстраивается на фундаменте материнской любви.

Совершенно особое значение имеет любовь в христианстве, которое называют религией любви. Христианство явилось именно как откровение о любви, но такой любви, какой еще никогда прежде не знал мир.

Целостная христианская любовь-агапе возможна только тогда, когда человек любит Бога всей своей душой в ее целостности и всеми отдельными ее частями: эмоциями, чувствами, разумом, волей и т. д. То есть христианская любовь-агапе не только эмоция, но это и разум, и воля и все остальное вместе и целостно. Фактически, это есть отношение целостного человека к другому человеку, как целостности, по большому счету, это есть отношение человека как личности к другому человеку как личности (и к Богу, как Личности).

Для верующего человека важна любовь Бога.

Для христианина любовь – главная заповедь его жизни: «Возлюби Бога всем сердцем твоим, и всею душою, и всем помышлением твоим» (Мф.22:32). И «Возлюби ближнего своего как самого себя» (Мф.22:39). Любовь к Богу облагораживает, направляет и согревает все другие проявления этого чувства. Христианская любовь жертвенна. И высочайший пример этому – смерть на кресте Иисуса Христа.

Гуманистическая психология утверждает, что главная потребность человека – это потребность самоосуществления, самореализации, которая в наибольшей степени реализуется во «вкладе» одной личности в другую. А. В. Петровский назвал это потребностью в персонализации – быть личностью и оставить след своего существования в другой личности (это глубинная и не всегда осознаваемая основа таких неутилитарных форм общения как альтруизм, признание, сопереживание, эмпатия и помощь другому человеку, служение). Петровский называет такое самоосуществление инобытием личности.

Можно ли этот вклад назвать любовью? Или это осуществление самости?

Любви идентична свобода, полагает митр. Иоанн Зизиулас. «Мы можем любить, только если мы представляем собой личности, то есть, если мы позволяем другому быть по настоящему другим, вместе с тем пребывая в общении с ним. Если мы любим другого несмотря на то, что он отличается от нас – или, точнее, он совсем другой, не такой как мы, – то тогда мы переживаем свободу как любовь и любовь как свободу».

Архимандрит Софроний (Сахаров) по этому поводу размышляет так: «любовь перемещает жизнь любящего в лицо возлюбленного: существование возлюбленных мной лиц – становится содержанием моей жизни».

Святые отцы писали о перихорезесе Троицы – Их взаимопроникновении Друг в Друга как способе Существования. А вот как о «человеческом» перихорезесе пишет Мартин Бубер. Глубокое понимание любви к другому у Мартина Бубера, вероятно, можно рассматривать как проекцию Божественной Любви Троицы на человеческие отношения.

Мартин Бубер описал два типа отношений между людьми : Я-ОНО и Я-ТЫ.

Я-ОНО – это когда один человек для Другого является средством, функцией без взаимности. «Я» в этом случае – наблюдатель, «ОНО» – анализируется. Здесь нет равенства, взаимности, это – иерархические, вертикальные взаимоотношения.

Отношения Я-ТЫ – это взаимное переживание ДРУГОГО, эмпатическое отношение «Я» к ДРУГОМУ. Здесь нет » Я», есть – «Я-ТЫ». С каждым «ТЫ» в каждое мгновение отношений » Я» создается заново. «Я» нуждается в «ТЫ» для своего становления. «Я» формируюсь ответом Другого. «Я» слышу «ТЫ». Отношения «Я-ТЫ» – это горизонталь, не иерархия, это – равенство, и форма этого равенства – диалог. Бубер далее пишет: человеку приходится жить главным образом в мире Я-ОНО; живя исключительно в ТЫ-мире, мы бы сгорели в белом пламени.

Вступления в отношения » Я-Ты» говорит о взаимном перихоральном намерении позволить своему «Я» узнать бытие «Ты» и обратиться вновь к самому себе .

Любовь мужчины, как правило, более объектна, сосредоточена на внешних проявлениях любимой женщины. Любовь женщины более субъектна – для нее, как правило, более важен и значим внутренний мир другого- кто он и какой?

Митрополит Антоний Сурожский в книге «Любовь и интимность: поиски духовного смысла» подробно анализирует фразу «Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ». Я – то, что пишется обычно крупным шрифтом, ЛЮБЛЮ – просто союз, ТЕБЯ – что-то относительное. Процесс связи должен быть таким: «Я» и «ТЕБЯ» уравновешиваются по мере того, как «ЛЮБЛЮ» перестает быть союзом, перемычкой, соединяющей два местоимения и обретает качество. Качество, изменяющее сами отношения. Бывает момент, когда отношения настолько уравновешиваются, что тот, кто любит, ощущает себя со всей интенсивностью, но с той же интенсивностью и другого, придает ему ценность; а затем, если чувство становится более глубоким…, то наступает момент, когда мы понимаем, что мы стали точкой на периферии, а он – центром… Отношения – это не – друг на друга смотреть; это отношения между Одним, абсолютно центральным, и Другим, существующим только для первого… в направлении к нему. Теперь в этом «Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ» – «Я» так сузилось, что существует лишь объективно, а субъективно человек уже забыл себя. Теперь имеет значение слово «ЛЮБЛЮ», в которое включено и «Я», ибо центром стало «ТЫ-ДРУГОЙ».

Бывает и так. Я тебя люблю, с ударением на слове «Я». Ты – предмет моей любви, а любовь-цепь, которой я тебя держу в плену; удочка, на которую пойман раб. Надо осознать ужас того положения, когда все рассматривается с точки зрения моей выгоды! Первое, что мы должны сделать: оторвать свое внимание от себя и обратить его на Бога и на человека – на все, только бы не заглядеться на себя- предостерегает митрополит Антоний.

Возможен вариант, размышляет Мартин Бубер, когда «Я» уже не нуждаюсь в «Тебе» – это когда человек превосходит себя, выходит за пределы себя к Богу. Божественное ТЫ вспыхивает в человеческих отношения, когда они становятся взаимными, жертвенными и подлинными. Каждое ТЫ – это мгновенный отблеск вечного ТЫ .

Любовь не может заключаться в себе самой. Ибо основное свойство ее – изливаться на кого-нибудь. Не нуждаясь ни в ком, Бог по преизбытку своей благодати создает человека и мир. Христианская, проникнутая смирением любовь к ближним простирается на всех людей без различия их национальности, убеждений, образа жизни и поведения. Подвижник любит и грешников, и всех людей видит хорошими. При таком настроении он проникается жалостью не только ко всем людям, но и ко всему творению, имеет «сердце милующее».

По определению св. Климента Александрийского, христианская любовь есть «постоянная, разумная, дружественная и предупредительная готовность содействовать пользе других людей». Таким образом мы видим, что христианская любовь к Другому шире представления о любви, М. Бубера (скорее супружеской) – здесь всякий другой – ближний. И нет выше той любви, если положишь жизнь за ближних своих.

Стереотип восприятия любви только как эмоции или чувства, преобладающий в обыденном сознании и психологии, неверен. Если любовь – это взаимопроникновение, вклад в другого, то это больше, чем просто чувство. Любовь – это духовное состояние человека во всей его целостности.

Любовь – состояние всего существа. Любовь начинается тогда, когда я постигаю всем своим существом, прозреваю глубинную сущность другого. Любая красота может быть изуродована, испорчена. И дело любви – посмотреть на человека и одновременно увидеть в нем его неотъемлемую красоту – и ужаснуться тому, что жизнь сделала из него. Любовь – и боль о несовершенстве человека, и ликование о его красоте. Любить, значит дать возможность человеку раскрыться в полноте. Любить не за добродетели, а несмотря на несовершенства, любить просто потому, что он – человек. Это очень важно, особенно в браке – только любовь может ему помочь стать всем, чем он только может быть, каким его задумал Бог.

Таким образом, любовь представляет собой сложный душевно-духовный феномен, в котором принимают участие и разум, и чувство, и стремление. Любовь – это личностное состояние, состояние, которое отражает духовный уровень развития человека. Состояние, которое проливается на все и всея, на каждого вокруг любящей личности, не насилуя и не подавляя других. «Словом Господним небеса утвердились, и духом уст Его вся сила их» (Пс.32:6). Энергией любви, излившейся по всеблагой воле Божией, Словом Божиим, сотворен мир.

Любовь и позиции восприятия

Любовь в нулевой позиции восприятия (Влюбился, или Просто Любовь) — нечто, что в нас просто происходит и что мы называем любовью. По механизму, как правило, это или социальные шаблоны, или физиология. Если это социальные шаблоны, то молодой человек или девушка играет в любовь, изображает любовь — зная, как любить правильно и как нет, что в любви возможно и нет. Если это физиология, то любовь накатывает — и уходит, все вдруг и помимо нашей воли. Любовь-страсть вдруг сваливается на нас, сводит с ума, терзает приступами ревности и так далее:

Любовь в первой позиции восприятия (Я и Любовь) живет интересами, нуждами и потребностями любящего. Чаще всего это интерес побольше получить (поменьше давать, побольше и сразу получать) — любовь-хочу. Реже бывает интерес подарить: но подарить именно то, что я считаю правильным и достойным (любовь-дарю).

Иногда это классно, когда я дарю свое восхищение, потому что убежден, что ты восхищения — достойна!

Любовь во второй позиции восприятия (Ты и Любовь) живет интересами, нуждами и потребностями любимого. Чаще всего это любовь-забота, любовь-отзывчивость. Изучаем объект любви, растворяемся в нем, существуем только как инструмент для обеспечения твоей счастливой любви. В кривом варианте это любовь навязчивая, тяжелая опека. Любовь-принятие — здесь же, поскольку откликается на одну из самых базовых потребностей: потребности в безусловном принятии.

Любовь в третьей позиции восприятия (Мы и любовь) видит пару любящих со стороны, как пару, оценивает вклад каждого и объективные результаты этой любви. Мы оцениваем, насколько похоже мы понимаем любовь, насколько совпадают наши языки любви, насколько мы готовы к различиям и разногласиям. Третья позиция делает любовь более высокой, качественной и насыщенной, если мы работаем над ней вместе — создаем синергетический эффект.

Это уже взгляд МЫ, но МЫ — только как пара.

Любовь в четвертой позиции (Жизнь и любовь) думает о прошлом, о будущем, о людях рядом, о необходимости развития, поэтому мудра и глубока. Жизнь и любовь. Как мы видим нас и нашу любовь через годы. Что мы делаем, чтобы хранить и развивать ее. Что мы дадим друг другу, благодаря любви, и что мы дадим миру.

Это взгляд МЫ, в которое входят и наши дети, и наши друзья, и наша работа, и моя миссия…

Любовь в пятой позиции восприятия, в позиции Ангела (Человек как сама Любовь) — только мудрая забота в режиме самоотдачи. Человек превращается в любовь, становится ее живым проявлением и источником, и тогда количество добра в мире увеличивается, поскольку мудрая любовь — это всегда добро.

Есть слова, что подобно волшебному ключику, открывают в нашем воображении врата в целые миры, сотканные из ощущений, эмоций, мыслеобразов, чувств и состояний. И все они создают вокруг нас разноцветные переливы аурического свечения, которое видимо теми, кто способен воспринимать мир на уровне энергий.

Любовь… Мы произносим это слово, и оно раскрывает в каждом из нас красочный мир переживаний, и у каждого он свой – уникальный и неповторимый. В какие цвета окрашен мир любви в представлении каждого из нас? Мы можем закрыть глаза и на мгновение ощутить, почувствовать, увидеть, какого цвета любовь, проявленная в нас. А можем побывать в аура-кабинете и увидеть при помощи аура-аппаратов цветовое поле любви влюблённых и любящих.

«Может ли аппарат – изобретение мира технического – уловить такое тонкое проявление духовного мира человека, как любовь?» – могут усомниться некоторые и будут в определённой мере правы. Любовь истинная – нежна и тиха, и её наивысшие выражения заметить могут лишь души тонко чувствующие, чистые и светлые. И всё же… увидеть цветовое свечение энергии любви в поле человека возможно, как возможно увидеть и распознать любую иную энергию, имеющую свои параметры, одним из которых является цвет.

Любовь – это творящая энергия. Любовь – не эмоция, чувство или отношения. Любовь – это та основа, на которой, или из которой, рождаются чувства и строятся отношения. Любовь как энергия в своём истинном выражении – чиста и невинна. Энергия невинности и чистоты – Любовь – это Дитя Света. Истинная любовь – всегда плодородна. Её основная цель – сотворение жизни. Эта мощная созидательная сила течёт на Землю от Творца, и это тот Его наивысший дар, получить который может каждый, кто готов принять его, чья душа, устремлённая к Свету, чиста от всего грубого и неистинного, чьё поле открыто для вбирания и дарения энергии любви.

Человек любящий окружён полем энергии любви, что ощущается как особая привлекательность и обаяние. Энергия любви создаёт особого рода магнит притяжения, и рядом с человеком, излучающим любовь, приятно находиться и общаться. В присутствии такого человека становятся невозможными проявления грубости и некорректности, исчезают неприятие и противостояние, рассеиваются ссоры и конфликты, ибо такой человек излучает энергию высокой частоты, которая побуждает окружающих проявлять все наивысшие, наилучшие качества души, пробуждая и питая в ней всё самое доброе и светлое. Самим своим присутствием человек любящий устанавливает, утверждает мир и гармонию в пространствах, в которых он пребывает, создавая доброжелательный настрой, даря состояния света, ощущения комфорта, спокойствия и умиротворения.

Какими же цветами светится любовь и ауры людей любящих?

Переливаясь лилово-золотым светом, энергия любви распространяется в пространстве, и основная её задача – найти того, кто готов к наполнению её созидательной силой. «Любовь жаждет проникновения в сердца, или ищет тех, кто использует её мощную силу»**. Сердце человека может пульсировать в унисон с потоками энергии жизни, в основе которой – энергия любви. «Сердечный центр способен напрямую вбирать эту энергию и наполняться ею»*. И возможно, поэтому мы говорим, что любовь обитает в сердце, которое как энергетический центр характеризуется двумя основными цветами: зелёным и розовым.

Попадая в пределы поля, или энергетической структуры человека, энергия любви может равномерно перераспределяться и составлять наполнение каждой ячеечки структуры, при этом аура приобретает удивительную цветовую гамму. «Поле человека, излучающего энергии любви, играет живым радужным свечением, где на вдохе поле сияет изумрудным свечением, а на выдохе лилово-розовым, но есть ещё и интервал, позволяющий увидеть чистое серебристое свечение. Если это свечение выражено, то тогда можно говорить о чистейшем проявлении чувства любви»*.

Удивительно нежным свечением переливается аура человека, принимающего и дарующего любовь безусловно. Способность воспринимать мир на волне любви и чистоты, присущей ребёнку, выражена в лилово-розовом свечении, которое шутливо называют «розовыми очками». А «розовые очки» – это не что иное, как восприятие мира через призму энергии любви, выраженной по отношению ко всему проявленному безусловно. Эта та призма восприятия, что позволяет видеть всю красоту и гармоничность мира.

Любовь к Земле как к живой Душе, как к Матери, любовь ко всему сосуществующему на ней: камням, минералам, растениям, животным, людям – может быть проявлена в поле человека в удивительных переливах зелёного свечения. Зелёный – цвет гармонии, цвет, поддерживающий гармоничное сосуществование всех живых существ в едином пространстве обитания.

«Проявленная любовь выражается в зелёном цвете. Это проявленная энергия любви в соединении с земными потоками. Два потока, две силы объединились, и проявился тот цвет, что радует и веселит душу, что создаёт миролюбивое состояние, что несёт покой и благодатность душе»*. Флора планеты представлена, в основном, в зелёном цвете, и это не случайно. Мир растений выделяет энергию любви через хлорофилл, и именно его зелёный цвет наиболее отвечает запросам этой планеты, являя ту силу, что способна гармонизировать пространство.

Нежность и любовь матери к своему дитя может быть также выражена в зелёно-бирюзовом сиянии. До момента полового созревания ребёнок находится в поле матери, и его душевное состояние, его развитие непосредственно связаны с её энергиями и зависят от них. Покровы зелёной энергии создают для малыша защиту и поддержку, позволяют ему расти и развиваться, будучи сонастроенным через поле любви матери на волну гармонии окружающего мира.

А вот фотографии ауры человека, который в мыслях своих обратился к своему наставнику и учителю, к которому относится с глубоким уважением и любовью. На уровне сердечного центра засиял кристалл души, и поле наполнилось нежными розоватыми переливами. Так в человеке проявилось чувство любви к близкому по Духу человеку.

А на этой фотографии – аура человека, который представил в своём воображении, что находится сейчас рядом со своей возлюбленной. Мысли о любимой, выраженные чувства к ней и воспоминания о ней начали переливаться изумрудно-розовым свечением в его поле.

«Возможно, многим это будет странно услышать, но все истории любви вначале разыгрываются на уровне энергий»**. Именно на этом уровне происходит принятие или отторжение первичного энергетического посыла. И если энергетическое послание было принято, то далее между двумя любящими начинают создаваться множественные энергетические связи, постепенно образуя соединение двух полей. Со временем на уровне энергий пара образует единое поле, цветовая гамма которого может поведать об уровне взаимоотношений между двумя любящими.

Безусловно, что каждый человек уникален и многомерен, сфера человеческих взаимоотношений – многогранна, и аура-аппараты – это всего лишь те помощники, которые могут помочь взглянуть на природу взаимоотношений с ещё одной позиции – с позиции мира энергий и законов энергетических взаимодействий. «Что происходит между нами?» – если подобный вопрос возникает, то фотография общего поля может помочь увидеть на него ответ. Цвет аурического свечения, его оттенки и чистота, а также целостность общего поля могут о многом рассказать и дать подтверждение тому, о чём тихонько говорит голос души.

Когда красное свечение составляет основу:

Радость и сила. Красота и молодость. Чувственность, сексуальность, жажда сильных ощущений и импульсивность чувств. Страсть, поглощение которой может выглядеть как красное поле энергий, окружающих пару. Вожделение и страсть сопутствуют любви, но могут перекрыть в своём чрезмерном проявлении всю тонкость и нежность ощущений, всю высоту и красоту чувств и состояний, которые способна дарить любовь, открывая всё новые и новые грани восприятия. Красный характеризует энергии порождения, энергии, которые сопутствуют продолжению рода. Безусловно, что эти энергии необходимы для сотворения новой жизни, но поглощение ими может удерживать человека на уровне инстинктивных, рефлекторных проявлений.

Когда оранжевое свечение является основным:

Жизненная сила и жизнерадостность. Усиление творческого потенциала. Теплота во взаимоотношениях и любвеобильность. Привлекательность и сексуальность. Состояние удовлетворённости и наслаждение друг другом. Тёплый оранжевый, растворённый белым и нежным лилово-розовым свечением, свидетельствует об истинном состоянии любви. «Любовь – это тёплое, сердечное чувство. Только те, кто настроены на восприятие через сердце, могут излучать подобное свечение»*. Поля, имеющие свечение тонкого оранжевого, растворённого белым светом, встречаются редко, чаще густой оранжевый видим на фотографиях, что проявляет для пары необходимость выйти на уровень эмоциональной зрелости, ибо сильные перепады и эмоциональное напряжение могут создавать колебания и нестабильность во взаимоотношениях. Насыщенный оранжевый в общем поле может подсказать двоим, что, возможно, сексуальная энергия – это не единственная связующая нить между ними, и каждый может попробовать стать более чутким, внимательным и заботливым по отношению к любимому человеку.

Когда жёлтое свечение преобладает:

Солнечный оптимизм и позитивное мышление. Ментальная, мыслящая энергия. Склонность к глубокомыслию и философскому взгляду на происходящее. Стабильность и спокойствие. Преобладание позиций разума, что многое взвешивает, многим руководит и многое определяет во взаимоотношениях. Здесь всё логично. Двое могут быть интересными интеллектуальными собеседниками, близкими друзьями и единомышленниками. Но не перекрывает ли разум их чувств?

Когда зелёное свечение составляет основу, тогда в основе взаимоотношений – доброта и милосердие, способность сострадать и помогать. Открытые сердца возлюбленных создают уникальную возможность для развития глубоких взаимоотношений. Здесь берёт своё начало река любви, чтобы проложить свой путь в вечность. Это любовь проявленная, любовь, что создала в поле двоих мощный магнит притяжения своей силы для роста нежного цветка их чувств. И, подобно цветку, любовь двоих способна постоянно возрастать, постепенно и плавно переходя из одной стадии развития в другую.

Голубое, синее и белое свечение – свидетели любви, имеющей духовную основу. «Это космическая поддержка. Это выражение этой энергии через высокочастотные основы. Такое чувство не способно быстро угаснуть, оно постоянно горит в душе, ибо Божественные силы поддерживают его. Оно в своей основе вечно и нетленно, ибо многое тленное упразднится и исчезнет – огонь великого чувства останется в душах тех, кто его познали»**.

Любовь, дарующая целостность, любовь, соединяющая двоих на уровне тела, души и Духа, способная привести через единение двоих в мир Земли детей с высоким уровнем сознания, тех высоких Духов, которые смогут многое изменить в этом мире, восстановив в нём основы Света и Любви.

Елена Весна

7 видов любви у древних греков

15 Авг

  • Flammia Svart
  • 0

С появлением интереса к Античности и качественных переводов греко-римской литературы многие западные мыслители обратили внимание на то, что любовь у них понималась совсем иначе. Западный (и русский) человек привык к одному слову, которое может обозначать очень разные вещи — от любви к еде до любви к Родине, и от любви к одному человеку до любви всеобщей или к Богу. Как же понимали любовь древние греки и сколько всего типов у них было.
Особенно четко акцентировал внимание на этом различии Фрейд, который заметил, что современный человек слишком сильно переносит значимость в любви на объект. Тем самым получается, что сам объект любви задает те чувства, которые вы переживаете. Античные люди напротив уделяли больше внимания на сам характер чувств, понимая что объект может оказаться случайным.

Итак, давайте сперва разберемся с видами любви. Уже у Платона упоминается различие трех видов любви, каждый их которых отличается прежде всего тональностью, эмоциональным окрасом. Вот эти три вида: эрос, сторге и людус.

Иногда к ним добавляют еще греческое слово «филиа», которое также переводят как «любовь». Но все-таки для греков вопрос любви — это прежде всего что-то что касается телесной любви двух живых существ. Филиа в данном случае стоит в стороне, так как это слово более абстрактное и лучше перевести как «принятие», «расположение». Именно поэтому корень «-фил-» активно вошел во все научные названия. Философия и филокартия, библиофил, хлорофил и гидрофильность — все эти слова означают не столько «любовь к чему-то», сколько расположение. Поэтому сами греки филией называли главным образом либо отношения братьев и сестер (приязнь, принятие близости здесь обусловлено фактом рождения, но не отменяет конкуренции, зависти и даже ненависти), либо что-то совершенно отвлеченное — любовь к искусству, мудрости, музе.

Что же представляют собой оставшиеся три вида любви. Их стоит описать как три разных состояния желания (это то, что упущено в некоторых описаниях).

Эрос — это эгоистичная любовь, любовь-жажда. Говоря терминами психологии — это романтическая влюбленность, в которой очень важны новизна, динамика, еще не в полной мере удовлетворенное желание обладания. Эрос всегда строится на некоторой идеализации объекта, что заставляет чувствовать себя лишенным чего-то, что может дать только возлюбленный/ая. При этом греки считали, что именно эрос управляет продолжением рода.

Людус — это любовь-времяпрепровождение, любовь-игра. Людус для греков — это аналог слова «забава» (или play в англ.). Людус не превозносит свой объект, он скорее акцентирован на себе — своем увлечении, своем умении добиться. При этом людус не ревнив и не требует обладания, а вот там, где возникает элемент состязания — чувства будут довольно сильны.

Сторге — это любовь-забота, любовь-нежность. Во многих описаниях ее почему-то называют любовью-дружбой, что все-таки крайне неточно. Сторге — скорее любовь равных, в которой нет элемента достижения. Вероятно она строится на некотором элементе интеллектуального принятия личности другого человека, что остужает страсти и эмоции. Также именно в сторге наиболее ощутим социальный момент — это может быть любовь в силу принадлежность возлюбленного к опредленным роду или группе.

Также иногда встречается идея о соединении двух видов любви, что порождает еще три смежных формы: мания, агапэ и прагма.

Манией можно назвать пересечение эроса и людуса. Это любовь-наваждение, в которой незвоможно заполучить желаемое. Это сильное чувство, раскачивающее психику как качели — от маниакальной эйфории до тяжелейшей депрессии. Греки считали такое чувство наказанием богов.

Агапэ — это гармоничный союз эроса и сторге. Это любовь-преданность. Иногда ее называют самопожертвованием, но этот смысл привнесло в слово агапэ христианство. Греки вероятно смотрели на это проще: они считали, что это любовь, которая начинается со страсти, но затем смягчает свой эгоизм и переходит к уважению и желанию скорее отдавать партнеру и развивать его.

Прагма возникает на основе людуса и сторге. Это любовь-обмен. Ее опять-таки несправедливо называют корыстной или любовью по расчету. Подобные вещи греки просто не называли любовью. Прагма — это спокойное чувство, строящееся на чувстве собственного достоинства и требовательная к партнеру. Прагма — не от слова «прагматизм», а от слова «действие». В такой любви партнеры ищут удовлетворения своих потребностей, поэтому она существует только если каждый что-то делает для другого.

Эрос. Восторженная, пылкая влюбленность, основанная в первую очередь на преданности и привязанности к любимому, а потом уже на сексуальном влечении. При такой любви влюбленный порой начинается чуть ли не поклоняться возлюбленному(ой). Появляется желание полностью обладать им. Это любовь — зависимость. Происходит идеализация любимого. Но всегда следует период когда «открываются глаза», и, соответственно, происходит разочарование в любимом. Данный вид любви считается разрушительным для обоих партнеров. После наступившего разочарования, любовь проходит, и начинается поиск нового партнера.

Людус. Любовь — спорт, любовь — игра и состязание. Данная любовь основана на половом влечении и направленна исключительно на получение удовольствий, это потребительская любовь. В таких отношениях человек настроен больше получать, чем что-то давать своему партнеру. Поэтому чувства носят поверхностный характер, а значит не могут удовлетворить партнеров полностью, им всегда чего-то не хватает в отношениях, и тогда начинается поиск других партнеров, других отношений. Но параллельно могут сохраняться отношения и со своим постоянным партнером. Недолговечна, продолжается до появления первых проявлений скуки, партнер перестает быть интересным объектом.

Сторге. Любовь — нежность, любовь — дружба. При данном виде любви партнеры являются одновременно и друзьями. Их любовь основывается на теплых дружески-партнерских отношениях. Данный вид любви часто возникает после многолетней дружбы или после много лет совместного брака.

Филия. Платоническая любовь, названная так потому, что в своей время именно данный вид любви возносился Платоном как настоящая любовь. Данная любовь основана на духовном притяжении, при такой любви происходит полное принятие любимого, уважение и понимание. Это любовь к родителям, детям, к лучшим друзьям, к музе. Платон считал, что это единственный вид любви, который является истинной любовью. Это безусловная любовь. Бескорыстная любовь. Любовь в чистом виде. Это любовь ради любви.

Кроме того, древние греки выделяли еще три вида любви, которые являются сочетанием основных видов:

Мания или как называли данный вид любви древние греки: «безумие от богов». Данный вид любви является комбинацией эроса и людуса. Любовь — манию считали и считают наказанием. Это любовь — одержимость. Она заставляет страдать влюбленного человека. И она же несет страдания и объекту страсти влюбленного. Любящий стремится все время быть рядом с возлюбленным, пытается контролировать его, испытывает безумную страсть и ревность. Также, влюбленный испытывает душевную боль, смятение, постоянное напряжение, неуверенность, тревогу. Он полностью зависим от объекта обожания. Возлюбленный же после некоторый периода такой пылкой любви со стороны влюбленного, начинает его избегать и делает попытки разорвать отношения, исчезнуть из его жизни, оградить себя от одержимого любовью. Данный вид любви деструктивен, несет разрушение как влюбленному, так и возлюбленному. Такой вид любви не может долго существовать, за исключением садомазохистских отношений.

Агапэ. Данный вид любви является сочетанием эроса и сторге. Это жертвенная, бескорыстная любовь. Любящий готов к самопожертвованию во имя любви. В такой любви происходит полная самоотдача любимым, полное принятие и уважение любимых. Данная любовь сочетает в себе милосердие, нежность, надежность, преданность, страсть. В такой любви партнеры совместно развиваются, становятся лучше, избавляются от эгоизма, стремятся больше отдавать, чем что-то брать в отношениях. Но надо отметить, что этот вид любви можно встретить и у друзей, но в таком случае, будет отсутствовать сексуальное влечение, всё остальное сохраняется. Также о такой любви говорится в христианстве — жертвенная любовь к ближнему своему. Сохраняться всю жизнь. Но встречается очень редко.

Прагма. Данный вид любви является комбинацией людуса и сторге. Это рациональная, рассудочная любовь или любовь по «расчету». Такая любовь возникает не от сердца, а от ума, то есть она рождается не от чувств, а от осознанно принятого решения любить конкретно человека. И данное решение основывается на доводах рассудка. Например, «он меня любит», «он обо мне заботится», «он надежный» и т.д. Этот вид любви носит корыстный характер. Но может сохраняться всю жизнь, и пара при таком виде любви вполне может быть счастлива. Также прагма можете со временем перерасти в другой вид любви.
(с) с просторов инета

Метки: Психология, Размышлизмы, Любовь, Любовная магия
Поделится этой записью:

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх