Помост

Вопросы веры

Евреев из Египта

Исход: как все было на самом деле?

Вопрос о том, насколько история об Исходе евреев из Египта соответствует реальности, беспокоит умы ученых последние несколько сотен лет. Мы решили ответить на 7 самых популярных вопросов

1. Как евреи оказались в Египте?

Все началось с того, что около 1700 года до н.э. Египет завоевали племена гиксосов – семитских кочевников. Страна фараонов находилась в то время в состоянии разрухи и раздиралась междоусобицами. Поэтому боевые отряды азиатов легко завладели Дельтой и установили там свою власть. Иосиф Флавий в своих сочинениях приводит рассказ египетского жреца Манефона об этом завоевании: «Бог, неизвестно почему, прогневался, и из восточных стран внезапно напали на нашу страну люди бесславного происхождения, полные отваги, и завладели ею легко, без боя и насильно. Они покорили всех бывших в ней князей, затем беспощадно сожгли города и разрушили храмы богов. С жителями они поступили самым жестоким образом, убивая одних, а других вместе с женами и детьми обращая в рабство. После всего этого они избрали царя из своей среды, имя которого было Салитис. Последний основал свою резиденцию в Мемфисе, обложил данью верхнюю и нижнюю земли…»

Гиксосские фараоны правили около ста лет. Хотя они усвоили египетскую культуру и обычаи, их ненавидели, называли «проклятыми» и «прокаженными». По-видимому, к этому времени относится возвышение Иосифа при дворе фараона и переселение Сынов Израилевых в Египет. Не доверяя коренным египтянам, гиксосы охотно покровительствовали выходцам из Ханаана.

Но в 1580 году до н.э. гиксосы были изгнаны из Египта, их крепость Аварис была разрушена и власть перешла к туземной династии. Центром ее стал город Фивы. Успешные походы фараонов в Нубию, Палестину, Сирию и даже на Евфрат приводят к созданию египетской Империи. Все это время кланы Сынов Израилевых живут в области Гесем на востоке Дельты, где мстительные египтяне обращают их в рабов.

2. Кто был злым фараоном?

В начале ХIII века, закончив войны с хеттами в Сирии, фараон Рамсес II переносит свою резиденцию в Дельту и приступает к обширным строительным работам. На месте старой столицы города Авариса он воздвигает новый город Пи-Рамсес — «Дом Рамсеса». К работам был привлечены военнопленные и невольники, а также инородцы. На стенах гробницы Рахмире изображены сирийские рабочие, изготовляющие кирпич, а в одном из документов времен Рамсеса II содержится приказ «раздать пищу для воинов и аперу, которые доставляют камни для большого пилона». Термин «аперу» соответствует слову «хабири» – то есть, евреи.

Следовательно, Рамсес II мог быть тем фараоном, который и сделал евреев государственными рабами. Призвание же Моисея произошло при его преемнике Мернептахе. Впрочем, вопрос о фараоне исхода до сих пор остается в библейской науке спорным. Согласно библейской Книге Царств, исход произошел за 480 лет до сооружения Соломонова Храма. Поскольку Храм начали строить около 958 года, то время исхода падает на 1440 год. Но в это время и позднее фараоны безраздельно царили в Палестине. Столица Империи находилась тогда на юге, в Фивах, а Рамсес еще представлял собой груду развалин. Между тем из рассказов Исхода явствует, что ставка фараона находилась вблизи Гесема, «земли Раамсес», т.е. в Дельте. По-видимому, цифра 480 – округленное священное число (40 – срок испытаний, помноженное на 12 – число избранников). Известную трудность для хронологии представляет стела Мернептаха, открытая в 1896 году. Стела датируется 30-ми годами ХIII века. На ней начертан победный гимн фараона, разгромившего своих врагов. Его завершают следующие строки:

Враги повергнуты и просят пощады,

Ливия опустошена, Хатта присмирела,

Ханаан пленен со всем своим злом,

Захвачен Аскалон, Гезер полонен,

Племя Израиля обезлюдело,

Семени его больше не стало…

3. Могла ли дочь фараона спасти младенца?

Книга Исход повествует о том, что рост населения Гесема вызвал тревогу при дворе. Область находилась на границе с враждебными народами, и в Египте боялись, что подневольные аперу соединятся с противниками Империи. Попытки заставить повивальных бабок умерщвлять младенцев мужского пола оказались тщетными: приказ убивать детей египтяне едва ли могли исполнить в точности, поскольку это вызвало бы мятеж и потерю рабочей силы, но какое-то время его, по-видимому, старались выполнять. Желая спасти сына, одна женщина из племени Левия положила его в тростниках у берега Нила. Дитя было подобрано «дочерью фараоновой» и получило имя Моисей. Еврейское предание связывает это имя со словом «извлекать». Однако более вероятно, что царевна дала приемышу египетское имя Месу, что значит сын.

Замечено сходство между рассказом о детстве Моисея и сказаниями о других древних героях: царе Саргоне Аккадском и Кире Персидском. Но это само по себе не доказывает вымышленности повествования Исхода. В окружении Рамсеса II было много лиц семитского происхождения. В частности, одна из его дочерей была замужем за сирийцем по имени Бент-Анат. Дочь одной из множества жен Рамсеса могла быть смешанного происхождения и проникнуться жалостью к израильскому ребенку.

Есть глубокий смысл в рассказе о том, что Моисей был научен «всей мудрости египетской». Более того, и другие левиты были тесно связаны с египтянами – об этом свидетельствуют их египетские имена.

Также, согласно Флавию, Моисей был сделан военачальником и участвовал в походе против Эфиопии, а после победы женился на эфиопской княжне. Достоверность этого предания ничем не подтверждена, кроме упоминания некой «ефиоплянки» в качестве жены Моисея.

4. Были ли «10 Казней египетских» на самом деле?

В истории Египта, достаточно подробно документированной многочисленными иероглифическими текстами, не упоминаются ни «казни египетские» в той форме, как они описаны в Библии, ни какие-либо другие события, которые можно было бы с этими казнями ассоциировать. Впрочем, отсутствие письменных свидетельств о десяти казнях египетских часто объясняют тем, что, как сказано в папирусе некоего египетского жреца Ипувера, все писцы Египта были убиты, а их записи развеялись по ветру. Некоторые исследователи полагают, что события казней египетских были столь свежи в памяти египтян, что те не считали нужным записывать их историю и предавать огласке унижение египетского народа и выход евреев из-под подчинения фараону.

Многие ученые неоднократно предпринимали попытки научно обосновать и объяснить «10 Казней египетских». Например, покраснение воды — это известное явление «красные приливы» — цветение водорослей Physteria, испускающих токсины и поглощающих кислород, что вызывает смерть рыбы и массовое бегство жаб. В свою очередь, умирающие жабы и гниющая рыба вызывает прилёт мух — переносчиков инфекции, а это вызывает падёж скота и язвы. Гром, молнии и огненный град — намекает на вулканическую теорию.

Три дня тьмы — это песчаная буря, продолжавшаяся не обычные 1-2 дня, а 3 дня. Причиной затяжной бури могло быть уничтожение саранчой посевов и флоры (ветра не сдерживались листвой) или возможное извержение вулкана, вызвавшего климатические аномалии и вулканическую зиму.

Гибель первенцев объясняется токсинами грибка Stachybotrys atra, расплодившегося только в верхнем слое зерновых запасов, попавшего туда из воды или экскрементов саранчи, и ферментацией его в очень сильный яд — микотоксин. Заражение могло быть в результате соединения ряда культурных факторов. По египетской традиции первым в семье питались старшие сыновья, получая двойную порцию; так же питается и скот — к кормушке первым пробивается самое сильное старшее животное. Первенцы и отравились первыми, получив двойную порцию из верхних заражённых запасов зерна. Евреи не пострадали от этой казни, ибо селились вдали от крупных египетских городов и имели независимые пищевые запасы. К тому же они были пастухами, а не земледельцами, и значительную долю их рациона составляло не зерно как у египтян, а мясо и молоко.

Понятно, что евреи увидели в этой эпидемии месть «губителя» – демона пустыни Азазеля, который насылал моровое поветрие, угрожавшего людям и скоту. Библейский рассказ Исхода устанавливает, что приход «губителя» не коснулся израильтян, что позволило им покинуть страну. Так старый праздник жертвоприношений приобретает иное значение: он становится как бы днем рождения народа Божия. Отныне его будут справлять в каждой семье 14 числа весеннего месяца нисана.

5. Сколько евреев отправились в поход с Моисеем?

Библия утверждает: «И отправились Сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей. И множество разноплеменных людей вышли с ними… Времени же, в которое Сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет». Если принимать это число буквально, то общая численность израильтян в момент исхода превышала миллион человек. Между тем, по мнению историков, население всего Египта едва насчитывало несколько миллионов. Известный библейский археолог Флиндерс Петри отметил, что еврейское слово «элеф» (тысяча) означает также семью или «обитателей одного шатра». В таком случае, по подсчетам Петри, израильтян было около пяти тысяч.

Также к израильтянам примкнули восставшие из других племен и влились в их поток. Впоследствии этих иноплеменников называли «герим» (пришельцами), и Моисеев Закон защищал их права.

6. Расступалось ли Красное море?

Самым близким путем в Ханаан была дорога, которая сто лет спустя получила название Филистимской. Она вела на северо-восток вдоль Средиземного моря. Но как раз по ней двигались войска восставших против Египта сирийцев и «народов моря» (среди них и филистимлян), которые недавно вторглись на ханаанское побережье. Поэтому Моисей повел толпы беглецов на юго-восток, в район нынешнего Суэцкого канала. На пути их находился водоем, именуемый в Библии Ям Суф – «Море тростников». Так называли египтяне цепь соленых озер, которые на юге примыкали к Красному морю (но в греческом и латинском переводах Ям Суф назван просто Красным морем).

7. Странствовали ли евреи 40 лет по пустыне?

В дипломатическом архиве фараона Эхнатона найдены письма царьков и правителей Ханаана – ставленников Египта, которые жалуются на враждебные действия бродячих кланов евреев обитавших тогда в пустыне. Так, некий Абдхиба, правитель Иерусалима, пишет: «Пусть прибудут сюда царские стрелки. Царь не владеет страной: хабири опустошают всю царскую область. Если бы войска прибыли в этом году, страна удержалась бы за царем, но их нет, и земля потеряна… Да ведает царь: все земли гибнут, против меня вражда; область Гезера, Аскалона и город Лахиш дали им пищу, елей и все необходимое. Это дело Милкиила и сыновей Лабаия, которые предают царскую землю хабири… Да знает царь: я не могу послать каравана к царю… Царь запечатлел свое имя в земле Иерусалима навеки, посему он да не оставит земли Иерусалима».

Что же касается 40 лет, то следует помнить, что 40 — особое священное число в иудаизме, обозначающее период жизни одного поколения или довольно долгий период, продолжительность которого точно установить невозможно. Так, Всемирный потоп продолжался ровно сорок дней, 40 суток пробыл пророк Моисей на горе Синай, где получил Скрижали Завета. Да и сегодня в христианстве часто отмеряется именно сорокадневный срок: сорокадневные посты, сорокадневные поминовения усопших, сорокадневные епетимии, перемирия или какие-либо гражданские (общественные) службы, и тому подобное.

Поэтому все описанные в Библии чудес, особенно в Книге Исхода – от расступающегося моря до столпа огненного, указующего путь — следует понимать в свете гиперболического языка библейской и вообще восточной поэзии, которой свойственны красочные преувеличения, зрительные образы, поражающие воображение человека. И поэтому все библейские чудеса проявляются очень избирательно – так, чтобы они не посягали бы на свободу человека и не навязывали бы ему веры. Вспомним, что воскресший Христос именно по этой причине не явился Своим врагам и обидчикам. Да и вообще, когда Спаситель умирал на кресте, весь мир спал, ел, пил, ничего не замечая особенного. И даже когда на Иерусалим пала тьма, многие горожане не замечали никаких космических событий, но видели лишь обыкновенную тучу с молнией и громом.

По этой же самой причине для израильского народа побег из рабства прошел в обстановке сказочных чудес и знамений, это было незабываемое событие, положившее начало новой эпохи. А вот египтяне не заметили ничего, кроме массового побега рабов.

Исход из Египта.

Исх. 12–14

Предсказание Господне свершилось. Заря засиявшая в ночь на пятнадцатое Нисана для израильтян лучами свободы, осветила для египтян то ужасное бедствие, которое разразилось над ними в эту ночь. Еще евреи у своих очагов праздновали Пасху Господню, а Ангел смерти прошел по всему Египту и поразит всех египетских первенцев. Ужас напал на египтян «и сделался великий вопль Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца» (Исх. 12:30). В самом дворце фараон оплакивал своего наследника. Последнего удара не выдержало высокомерие фараона. Узнав о страшном бедствии постигшем страну и его собственный дом он еще ночью призвал Моисея и Аарона и с отчаянием сказал им: «Встаньте, выйдите из среды народа моего как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу … и благословите меня» (Исх. 12:31–32). Египтяне, жившие поблизости с евреями, также просили евреев покинуть их страну и давали им золотые и серебряные вещи.

Рано утром в 15 день месяца Авива (Нисана) евреи вышли из домов с такой поспешностью что не успели заквасить теста. Они несли его в квашнях на плечах своих и уже в дороге напекли себе опресноков. Народ собирался под знамена своих старейшин и большими группами евреи направлялись в Раамсес где их ожидал великий вождь и освободитель Моисей. Когда все были в сборе, заиграли серебряные трубы и колонна израильтян покинула землю Гесем направляясь на восток. Колонна состояла из шестисот тысяч вооруженных мужчин, не считая женщин и детей Во главе колонны двигался катафалк с деревянным гробом, в котором покоились набальзамированные останки патриарха Иосифа, а шествие замыкали бесчисленные стада овец, коз и вьючных ослов.

В пустыне беглецы, к радости своей, убедились, что ими предводительствует Господь (Иегова, или Ягве); днем Он шел впереди них в столпе облачном, а ночью — в столпе огненном. Моисей сперва повел израильтян по старой караванной дороге, вдоль берега Средиземного моря, но потом свернул на юг, в пустынный район Ефам, так как опасался, что приморские крепости живущих там народов не пропустят их в Ханаан без боя. В Ефаме беглецы первый раз расположились станом на долгий отдых, после чего они опять двинулись к югу и разбили палатки перед Пи-Гахирофом, в местности, лежащей между Миг-долом и морем, неподалеку от города Ваал-Цефон, славившегося храмом ханаанского бога Ваала.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Исход из Египта

Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.

Согласно традиции, запечатленной в Талмуде и мидрашах, сыны Израиля пробыли в Египте двести десять лет (Седер олам раба 3).

Раши поясняет, как высчитать этот срок. Всевышний предсказал праотцу Аврааму: «Пришельцами будут твои потомки в земле не своей — их поработят и будут угнетать четыреста лет» (Берешит 15:13).

На первый взгляд можно было бы предположить, что здесь предсказан срок египетского рабства. Но такое истолкование неверно — наши мудрецы объясняют, что в словах «пришельцами будут твои потомки в земле не своей» подразумеваются все «потомки» праотца Авраама, начиная с Ицхака, — все они будут «пришельцами», живущими среди кнаанцев, филистимлян или египтян. Именно поэтому в предсказании говорится: «в земле не своей» — но не только «в Египте». А значит, срок в 400 лет исчисляется от рождения Ицхака и завершается исходом из рабства.

Шестьдесят лет из этого срока составили годы жизни Ицхака до рождения его сына, праотца Яакова (Берешит 25:26), а еще сто тридцать лет — годы жизни Яакова до его прихода в Египет (там же 47:9). И, следовательно, на пребывание в Египте приходится всего 210 лет (Раши, Берешит 15:13).

Но порабощение началось только после смерти всех двенадцати сыновей Яакова (Шмот 1:6). Последним из них, в возрасте 137 лет, умер Леви, родоначальник колена левитов и отец Кеата (там же 6:16). А от его смерти до Исхода миновало не более 116 лет, — это и был период египетского рабства (Сифтей хахамим, Шмот 6:16).

Пророк Моше (Моисей), который возглавлял евреев во время Исхода, был внуком Кеата.

Моше родился 7 Адара 2368 года /1392 г. до н.э./ в семье Амрама, сына Кеата, и его жены Йохевед.

В детстве он воспитывался во дворце фараона, но в возрасте 18-ти лет был вынужден бежать из Египта, так как вступился за еврея, которого жестоко избивал египтянин (Шмот 2:11).

Отправившись в странствия, Моше попал в страну Мидьян, где женился на дочке мидьянского жреца Итро.

Однажды, в 15 день весеннего месяца Нисана 2447 года /1313 г. до н.э./, Моше пас стадо в глубине Синайской пустыни. На склоне одной из гор он увидел куст ежевики, объятый пламенем, — он горел, но не сгорал. Затем Моше услышал голос — это было первое пророческое откровение, которого Моше был удостоен.

В этом пророчестве Всевышний дал Моше знать, что пришел срок вывести народ Израиля из Египта и возвратить его на землю праотцев (Шмот 3:7—8).

А затем Всевышний повелел: «Теперь Я посылаю тебя к фараону, и ты выведешь Мой народ, сынов Израиля, из Египта».

По дороге в Египет Моше встретил своего брата Аарона, вышедшего к нему на встречу.

Аарон

Особенную роль в Исходе из Египта, наряду с пророком Моше, сыграл его брат Аарон.

Аарон бен Амрам (אהרן; 2365—2487 гг. /1395—1273 гг. до н.э./) — великий пророк и праведник, первосвященник Шатра Откровения.

Родился в Египте, в семье Амрама.

Изучал основы Б-жественной мудрости под руководством отца, который был главой мудрецов своего поколения (Шмот раба 1:1, 1:13; Рамбам, Авода зара 1:3).

Около 2392 года /1368 г. до н.э/ умер его отец Амрам (Шмот 6:20; Седер адорот) — и еще сравнительно молодой Аарон стал одним из духовных лидеров поколения. В течение долгих десятилетий он пророчествовал, призывая сынов Израиля отбросить египетских истуканов и вернуться сердцем к Творцу Вселенной, — но его не желали слушать (Сефер аяшар, Шмот; Танхума, Шмот 27).

Тем временем гнет усиливался. Около 2435 года /1325 г. до н.э/ престарелый фараон заболел проказой, покрывшей его от макушки и до ступней. Жрецы сказали ему, что он излечится, только если будет ставить компрессы, приготовленные из крови маленького ребенка. По приказу фараона к нему стали доставлять еврейских детей из земли Гошен: жрецы зарезали в день по одному ребенку и изготовляли компрессы. Было убито триста семьдесят пять младенцев, но болезнь только прогрессировала, и от этого «метода лечения» пришлось отказаться (Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот).

В 2444 году /1316 г. до н.э/, после смерти старого фараона, воцарился его сын — двадцатилетний Адикам-Авуз, который был карликом. Он возобновил давний указ своего отца: если евреи не успевали изготовить необходимое количество кирпичей, то в стену замуровывали их детей (Сефер аяшар, Шмот; Моэд катан 18а; Седер адорот). Но Аарон укреплял дух евреев, пророчествуя о том, что в будущем Всевышний избавит их из рабства (Шмот раба 5:10).

В месяце Нисан 2447 года /1313 г. до н.э/ Аарон получил повеление Б-га отправиться в синайскую пустыню, где ему предстояло встретить своего брата Моше, с которым он расстался в раннем детстве (Шмот 4:27; Шмот раба 5:9; Танхума, Шмот 27).

Сойдясь в пустыне, у горы Синай, они обнялись и расцеловались после долгой разлуки. Вдвоем они возвратились в Гошен и объявили евреям, что вскоре Всевышний избавит их из рабства, — и народ охватила великая радость (Сефер аяшар, Шмот; Ялкут Шимони, Шмот 174).

Аарон и Моше предупреждают фараона

Затем Аарон и Моше пришли в столицу Египта, к дворцу фараона. Вход во дворец охраняли два могучих льва, которые разрывали всякого, кто пытался приблизиться, — и лишь те, кого вызывал к себе фараон, могли пройти вовнутрь в сопровождении жрецов-укротителей. Но Моше и Аарон беспрепятственно вошли во дворец, а львы побежали вслед за ними, ласкаясь, как собаки к своим хозяевам.

Так, в сопровождении резвящихся львов, они и вошли в приемный зал фараона. На вопрос перепуганного фараона Аарон, лицо которого светилось, как лик ангела, ответил: «Б-г евреев послал нас к тебе сказать: Отпусти Мой народ, и они будут служить Мне» (Сефер аяшар, Шмот).

А когда фараон потребовал доказательства того, что они посланники Б-га, Аарон бросил свой посох перед царем Египта и его жрецами — и посох превратился в крокодила.

По приказу фараона жрецы тоже бросили свои посохи, и их посохи тоже превратились в крокодилов. Однако крокодил, созданный из посоха Аарона, вновь превратился в посох и проглотил все их «посохи» (Шмот 7:9—12, Раши; Зоар 2, 28а).

Фараон, пораженный увиденным чудом, повелел принести к нему египетскую «Книгу богов» и стал искать в ней Имя Б-га евреев, чтобы узнать что-нибудь про Него — и не нашел.

И тогда он ответил Аарону и Моше: «Я не знаю Б-га, о котором вы говорили, и Его народ не отпущу!»

Аарон, говоривший от имени обоих братьев, пояснил: «Наш Б-г — Владыка владык, и Он повелел, чтобы ты отпустил Его народ! Мы уйдем на три дня в пустыню, чтобы служить ему. А если ты нас не отпустишь, Он разгневается на тебя и поразит Египет мором или мечом!»

Фараон спросил: «Расскажите мне, в чем Его сила и могущество?»

Аарон ответил: «Он сотворил небо и землю, человека и животных, птиц и рыб, Он дает жизнь и умерщвляет. Он создал тебя в утробе твоей матери, дал тебе жизнь, взрастил тебя и посадил тебя на престол Египта. И он заберет у тебя душу и возвратит твое тело в прах, ведь оно и состоит из праха».

Фараон разгневался и закричал: «Никто из богов этой земли не может сделать со мной подобного! Ведь я сам бог света и я сам себя сотворил!» — и он прогнал Аарона и Моше от себя (Сефер аяшар, Шмот).

10 Казней Египетских и ночь Исхода

Некоторое время спустя, следуя повелению Б-га, Аарон и Моше подошли к Нилу во время утреннего омовения фараона. Аарон предупредил фараона, что, если он не отпустит евреев служить Всевышнему, то вся вода в Ниле превратиться в кровь.

Фараон высокомерно отказался выполнить волю Б-га. Тогда Аарон поднял свой посох, ударил им по воде Нила, и на глазах у фараона и его слуг вода превратилась в кровь — и одновременно вся вода в Египте стала кровью.

Так начались Десять казней египетских — 10 наказаний, которым Всевышний подверг египтян и фараона за то, что они не хотели отпускать евреев. Превращение воды в кровь стало первой из череды этих испытаний.

Вплоть до последней казни — поражения первенцев («макат бхорот») — фараон не хотел отпускать еврейский народ.

И только в полночь 15 Нисана, когда погибли первенцы в каждом египетском доме, перепуганный фараон сам взмолился Моше: «Встаньте и уходите от моего народа — и вы, и сыны Израиля» (Шмот 12:29—31, Раши).

В ту же ночь Аарон и Моше известили евреев о том, что разрешено покинуть страну.

И вот, наконец, утром 15 Нисана, сыны Израиля вышли из Египта — «свободные и бесстрашные» (Шмот 14:8, Раши).

Выход из Египта отмечается с тех пор каждый год во время праздника Песах.

Один из символов праздника Песах — маца и хамец — также связана с моментом Исхода: евреи вышли из Египта большой спешке, и тесто, из которого намеревались испечь хлеб, не успело закваситься. Поэтому во время праздника Песах евреи не едят квасное (хамец), но только пресный хлеб (маца).

По прямому пути оставалось всего несколько дней до Святой Земли, где когда-то жили их предки. Но Всевышний не повел их прямым путем…

Чудо Рассечения моря

Сделав небольшой крюк, евреи разбили лагерь на берегу моря Суф (Красное море). В это время фараон, изменив решение, послал армию вдогонку бывшим рабам.

Египтяне настигли евреев у Красного моря. Но Всевышний, совершив большое чудо и разделив море на части, спас еврейский народ.

На седьмой день после Исхода, 21-го Нисана евреи вошли в море и прошли по нему, как по суше. К утру они вышли на сушу и стали свидетелями страшной кары, обрушенной Всевышним на египтян.

Сказано: Встреча Израиля со Шхиной в Египте и на берегу Красного моря были как бы встречей жениха и невесты перед обручением. Само же обручение произошло в Шавуот во время Дарования Торы, см. ниже] (рабби Буним).

Выйдя на берег, евреи под предводительством Моше воспели Всевышнему Песнь — знаменитую песню Красного моря (Шират а-Ям). А среди женщин инициатором восхвалений Песни была Мирьям, сестра Моше и великая пророчица.

В Торе сказано: «Тогда запел Моше» (Шмот, 15,1). Что значит «тогда»? Тора объясняет нам, что Моше и весь Израиль испытывали страстное желание прославлять Всевышнего.

Чудо Рассечения моря было одновременно и глубоким пророческим откровением для всего народа. Говорят наши мудрецы, что когда евреи прошли через воды рассеченного моря и запели Песнь, «…пред ними предстал сам Всевышний в сопровождении своей свиты» и что «любой из находившихся там евреев увидел в этот час больше, чем величайшие пророки всех времен» (Зоар).

Ман (манна) — хлеб с неба

15 Ияра 2448 года народ Израиля пришли в пустыню Син. В этот день у них закончились запасы еды, взятые из Египта, и народ поднял ропот на Моше и Аарона.

И тогда сказал Б-г Моше: «Вот Я дождем ниспошлю вам хлеб с небес, и выйдет народ, и будет собирать ежедневно, сколько нужно на день в этот день… И будет в шестой день, и приготовят они то, что принесли, и окажется вдвое больше, чем собирали каждый день»(Шмот, 16:4—5)

«И сделали так сыны Израиля, и собирали — кто больше, кто меньше. И измерили омером, и у того, кто собирал много, не было лишнего, и не было недостатка у того, кто собирал мало. Каждый собрал столько, сколько надо для еды» .

Итак, из этих слов Торы мы видим следующее.

Ман выпадал в пустыне, и народ Израиля выходил собирать его каждый день.

Сколько бы не собрал человек, у него всегда была одна и та же порция, одинаковая для всех — один омер .

Ман легко устаивался, но был очень питательной пищей. Кроме того, он обладал одной интересной особенностью: каждый чувствовал в нем вкус того продукта, какого ему хотелось.

Однако, ман не оставался на утро. Только в пятницу, перед Шабатом, выпадала двойная порция мана — одна на сегодня, вторая на Шабат.

Объясняют наши мудрецы, что идея выпадения мана кроется в нескольких причинах:

1. Потребление этой духовной пищи освобождало вас от забот по добыванию средств к существованию, помогало полнее постигать Тору и, кроме того, гарантировало вам особую мудрость и знания.

2. Б-г проверял вас: будете ли вы соблюдать заповеди, связанные с маном (например, не оставлять ничего на следующий день, не собирать его в Шабат?)

Кроме того, Он хотел узнать, хватит ли вам выдержки получать только дневную порцию (не будучи уверенными, выпадет ли ман завтра) и не жаловаться на эту противоестественную пищу? Так Он проверял нашу веру в Него.

Сорок лет учились евреи верить в то, что Б-г «даст день, даст и пищу». Для нас сегодня это значит: надо трудиться честно, сколько можешь, надо работать, чтобы прожить. Но там, где кончаются твои возможности, неожиданно является помощь свыше.

Такое отношение к жизни называется «битахон» — уверенность в помощи Б-га. Нельзя быть лентяем, бездельником. Но если ты сделал все, что в твоих силах и что должен сделать по закону, ты можешь рассчитывать на помощь свыше.

У горы Синай

В начале месяца Сиван народ Израиля, ведомый Моше, стал Станом у горы Хорев (Синай) — у той самой горы, где Моше увидел горящий куст и впервые пережил пророческое откровение.

Теперь пророческое откровение ожидал удостоиться весь народ: евреи готовились принять Тору и заключить нерушимый союз со Всевышним.

Это событие — Дарование Торы у горы Синай — произошло в 2448 году /1310 г. до н.э/, в субботу, и стало ключевой точкой отсчета не только истории еврейского народа, но и истории всех авраамических религий и всего остального мира.

Моше, Аарон и его сыновья взошли на гору Синай: сыновья остались у назначенного рубежа, затем остановился Аарон, а Моше поднялся к вершине, к огненному облаку, скрывавшему Шехину — Б-жественное присутствие (Шмот 24:9—11; Раши, Шмот 19:24; Сифтей хахамим, Шмот 24:4:5).

В этот день с горы Синай прозвучали Десять Речений, обращенных ко всему народу Израиля (Шмот 20:1—18).

Моше пробыл там сорок дней и ночей, получая от Всевышнего всю Тору со всеми законами.

Грех тельца

На сороковой день отсутствия Моше народ совершил страшную ошибку: не дождавшись возвращения Моше-рабейну, они изготовили золотого тельца.

Когда люди пировали и веселились вокруг тельца, в стан, наконец, вернулся Моше — и телец был им уничтожен.

Творец разгневался еврейский народ, Однако Моше взмолился Всевышнему, и еврейский народ был помилован. Моше снова взошел на гору и провел там вторые 40 дней.

10 Тишрея 2449 года /1311 г. до н.э/, когда Всевышний простил народ за грех с золотым тельцом, Моше спустился с горы Синай.

В тот же день Моше начал обучать Аарона и весь народ Торе, полученной им на горе от Б-га (Шмот 34:32, Раши). Это обучение проходило следующим образом: сначала Моше объяснял каждый закон Аарону. Затем приходили сыновья Аарона, и Моше повторял этот закон для них (в присутствии Аарона), а потом еще раз — для всех старейшин, и, наконец, четвертый раз — для всего народа. После этого Моше отходил, а Аарон еще раз обучал этому закону своих сыновей, старейшин и весь народ, — и так проходило изучение Торы изо дня в день (Эрувин 54б; Раши, Шмот 34:32).

Переносной Храм

На горе Синай Моше получил повеление для всего народа возвести Мишкан — Шатер Откровения. Мишкан был построен и освящен 23 Адара 2449 года, а 1 Нисана в нем начались служения. Все время странствий евреев по пустыне Шхина, раскрывавшаяся в Мишкане, не покидала их стан.

Аарон был избран Всевышним на роль первосвященника, стали все его потомки стали называться коэнами — священниками — и получили право служить Всевышнему в Иерусалимском Храме.

В течение сорока лет скитаний по синайской пустыне Аарон и его сыновья изо дня в день совершали служение в Шатре: приносили благодарственные и искупительные жертвы от всей общины, а также воскуряли благовония на золотом жертвеннике и возжигали огни Меноры (Шмот 30:7—8).

И вот, 20 Ияра 2449 года, после одиннадцати месяцев и двадцати дней проведенных у горы Синай, стан сынов Израиля отправился в путь (Бемидбар 10:11, Раши).

При переносе утвари Шатра Аарон сам руководил работой левитов из рода Кеата, указывая им: «Такой-то и такой-то понесут ковчег; такой-то и такой-то понесут золотой жертвенник» — и так в отношении каждого предмета из утвари Святилища (Бемидбар раба 6:11).

Грех разведчиков

В 2449 году еврейский народ подошел к границам Святой земли.

По настоянию народа, вперед были отправлены 12 разведчиков, чтобы «высмотреть» землю.

9 Ава 2449 года разведчики, вернувшиеся после обхода страны Кнаан, отговорили сынов Израиля вступать в эту землю. 10 из 12-ти разведчиков пугали своих соплеменников силой населяющих Кнаан племен, всячески порочили эту землю в глазах людей и заявляли, что евреям не удастся захватить ее. И только двое — Йеошуа бин Нун, ученик Моше, и Калев из колена Иуды — говорили обратное.

Напуганные евреи подняли плачь — ведь в их глазах весь поход к Святой Земле оказывался теперь бессмыслен.

Это событие вызвало гнев Всевышнего. 10 разведчиков были наказаны, а всему народу был вынесен приговор: кроме Йеошуа и Калева, никто из поколения Исхода (старше 21 года на момент Исхода) не войдет в землю Израиля.

Именно поэтому весь народ был обречен скитаться по пустыне еще 39 лет, пока не смениться все поколение.

А этот день — день 9 Ава — стал впоследствии одной из самых печальных дат еврейской истории.

Бунт Кораха

Вскоре поле греха разведчиков один из вождей левитов, Корах, поднял мятеж против Моше и Аарона (Бемидбар 16:1—3).

Корах говорил: «У моего деда Кеата было четыре сына: Амрам, Ицхар, Хеврон и Узиэль. Два сына его первенца Амрама обрели величие: первый, Аарон, удостоился стать первосвященником, а другой, Моше, — царем. Но было бы справедливо, если бы вторую роль получил я, сын Ицхара, второго по старшинству после Амрама» (Танхума, Корах 1; Бемидбар раба 18:2; Раши, Бемидбар 16:1).

И вот, Корах и его двести пятьдесят сторонников, среди которых были многие главы народа, окружили Моше и Аарона, упрекая их: «Полно вам! Слишком много власти и величия вы взяли себе! Но ведь все сыны Израиля святы, и среди них Б-г! Так почему же вы возноситесь над народом Б-га» (Бемидбар 16:3, Раши).

И тогда Моше предложил Кораху и его сообщникам испытание: на следующее утро они должны были вместе с Аароном совершить воскурение благовоний — служение, которое обычно выполнял только первосвященник. «Завтра утром, — сказал мятежникам Моше, — Б-г известит, кто Его и кто свят, и кого Он изберет, того приблизит к себе». (Бемидбар 16:5—11, 16—17).

На утро Аарон встал у входа в Шатер Откровения рядом с Корахом и его сообщниками — и у каждого в руках был совок с благовониями (там же 16:18—19). Но как только мятежники стали совершать воскурения, огонь, вышедший с Небес, уничтожил их (там же 16:35).

А на следующий день сыны Израиля вновь возроптали на Моше и Аарона, утверждая: «Вы умертвили народ Б-га!» — их обвиняли в том, что они сознательно содействовали гибели двухсот пятидесяти вождей общины, предложив им воскурять благовония (там же 17:6, Рашбам и Рамбан). Люди говорили Моше и Аарону: «Разве гибель вождей доказывает, что Всевышним избрано колено Леви, а Аарон избран первосвященником? Может быть, вы сожгли приносящих воскурения силой своей молитвы или с помощью тайной мудрости, которая вам известна?!» (Ибн Эзра, Бемидбар 17:6).

Среди народа начался губительный мор. И лишь когда Аарон с совком воскурений побежал в гущу народа, «встав между умершими и живыми», мор прекратился (Бемидбар 17:12—13).

После мора, в котором погибло четырнадцать тысяч семьсот человек, Всевышний повелел положить в Шатре Откровения 12 посохов — от вождя каждого колена, причем от колена Леви был выбран посох Аарона. На следующий день посох, на котором было начертано имя Аарон расцвел — на нем распустились цветы и созрели плоды миндаля (Бемидбар 17:16—24).

Благодаря этому испытанию сыны Израиля убедились, что не только Аарон избран Б-гом для служения первосвященника, но и всё колено Леви избрано для службы при Шатре Откровения (Рамбан, Бемидбар 17:6, 17:17).

Смерть Мирьям и грех со скалой

На сороковой год скитаний по пустыне, в первый день месяца Нисан 2487 года /1273 г. до н.э./, сыны Израиля разбили стан в Кадеше, в пустыне Цин, недалеко от границ Эдома.

На десятый день этого месяца умерла сестра Аарона, Мирьям.

После ее смерти исчез источник воды, который сопровождал евреев во время их странствий по пустыне и дававший им воду на каждой стоянке (Таргум Йонатан, Бемидбар 20:29; Седер олам раба 9).

В один из дней траура по Мирьям люди, изнывающие в пустыне от жажды, окружили Моше и Аарона, упрекая их: «Зачем вы привели общину Б-га в эту пустыню?! Чтобы умереть тут нам и скоту нашему? И зачем вы нас вывели из Египта? Чтобы привести в это гиблое место, лишенное злаков и смоковниц, винограда и гранатов? Да и воды нет для питья!»

Б-г повелел Моше взять посох Аарон и обратиться к скале, чтобы словом извлечь из нее воду для сынов Израиля. Аарон и Моше вновь вышли к народу, и Моше произнес: «Слушайте-ка вы, бунтари! Не из этой ли скалы мы извлечем для вас воду?!» — и он дважды ударил посохом по скале, из которой хлынули обильные потоки воды (Бемидбар 20:7—11, Рашбам и Хизкуни).

И тогда Всевышний сказал Аарону и Моше: «За то, что вы не поверили Мне и не освятили Меня на глазах сынов Израиля, вы не введете эту общину в землю, которую Я даю им» (Бемидбар 20:12). Они были сурово наказаны за то, что Моше не ограничился только словом, а ударил по скале. Ведь, если бы они обратились к скале, и полилась вода, то Имя Всевышнего было освящено на глазах у всего народа, и люди стали бы говорить: «Если уж скала, лишенная слуха и речи, выполняет повеление Б-га, таки и нам, тем более, следует выполнять!» (Мидраш-Агада 67; Раши, Бемидбар 20:11—12). А посох Аарона следовало взять не для того, чтобы бить им по скале, но чтобы напомнить сынам Израиля о прошлых мятежах, а также о чудесах, которые были для них совершены (Рашбам, Бемидбар 20:8).

Согласно другому объяснению, Моше и Аарон были наказаны за слова «Не из этой ли скалы мы извлечем для вас воду?!» — но следовало сказать: «…Б-г извлечет для вас воду». Ведь из-за их слов народ мог ошибочно заключить, будто чудо было совершено силой магического искусства, а не Всевышним (р. Хананель, см. Рамбан, Бемидбар 20:8—13; Шломей Нахум, с. 450).

Смерть Аарона

Спустя три месяца сыны Израиля перешли из Кадеша к горе Ор, также расположенной у рубежей Эдома (Бемидбар 20:22; Седер адорот).

1 Ава 2487 года Аарон поднялся на гору в сопровождении Моше и сына Элазара. На вершине горы он был призван в Небесную Ешиву — ему было сто двадцать три года (Бемидбар 33:38—39; Ягель либейну).

Как и праотцы, Авраам, Ицхак и Яаков, он умер особой смертью, которую знатоки сокровенного учения называют «поцелуем Шехины», — тела людей, умерших подобной смертью, неподвластны посмертному разложению (Бава батра 17а, Раши; Дерех эрец зута 1).

В момент его смерти исчезли облака Шехины, окружавшие стан и защищавшие народ Израиля в течение сорокалетних странствий по пустыне (Таргум Йонатан, Бемидбар 20:29; Седер олам раба 9).

Исход из Египта и скитания по пустыне (1400 г. до н.э.)

Согласно Пятикнижию, евреи попали в Египет вслед за Иосифом, когда он стал фактическим правителем Египта, оставив фараону только высшие символы власти. По приглашению Иосифа в Египет отправились его отец Иаков со всей семьёй в количестве 67 человек.

После того, как евреи поселились на богатой почве, благодаря влиянию высокоразвитой культуры и выгодному положению племени, родственного первому министру и благодетелю страны, их численность стала быстро расти.

Однако, после смерти Иосифа, со сменой фараона отношение египтян к поселившемуся среди них народу меняется, израильтяне попадают в рабство.

Евреев заставляли высекать огромные глыбы гранита и тащить их к месту построек; рыть и проводить новые каналы, делать кирпичи и месить глину и известь для возводимых построек, поднимать воду из Нила в канавы для орошения полей, под палочными ударами жестоких надзирателей, как это изображает Пятикнижие:

Согласно традиционной точке зрения, египетское рабство продолжалось 210 лет.

Условия жизни израильтян в годы, предшествующие Исходу, становятся крайне тяжёлыми. Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии задержать рост численности молодого народа, им было издано повеление, сначала тайно, а потом и открыто, убивать родившихся мальчиков из племени израильтян.

В это время рождается будущий вождь и освободитель еврейского народа Моисей.

Подготовка к Исходу и сам Исход

Моисей был чудом спасён от гибели, благодаря тому, что младенцем он был положен в просмолённую его матерью Иохаведой (Йохевед) корзину, которая по водам Нила попадает в руки дочери фараона Батьи.

Моисей был воспитан при царском дворе и в качестве усыновлённого сына дочери фараона получил наилучшее из возможных в то время образование. Богато одарённый от природы, он не забыл своего происхождения от угнетаемого народа. Он не порвал и связи с ним, а напротив того, из роскошных палат дворца фараона ему было ясно видно унижение и рабство, в котором находился его народ.

Однажды, в порыве негодования, Моисей убивает египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал раба-израильтянина. Моисей зарыл египтянина в песке, стараясь скрыть следы своего невольного преступления, однако слух об этом успел распространиться, и ему грозила смертная казнь. Вследствие этого он вынужден был бежать из Египта на гористый, малодоступный Синайский полуостров, в Мидьян, где он в течение 40 лет вёл тихую пастушескую жизнь.

Когда приходит время, Моисей получает от Бога повеление вернуться в Египет, чтобы вывести оттуда свой народ из плена рабства и поставить их на служение Богу, назвавшему Себя именем «Иегова», что значит «Сущий».

Вернувшись в Египет уже в качестве посланника и пророка Божия, Моисей именем Бога требует от фараона отпустить его народ, демонстрируя чудеса, призванные убедить фараона и его приближённых в божественности его требования.

Эти чудеса получили название десяти казней египетских из-за того, что каждое продемонстрированное Моисеем чудо сопровождалось страшными бедствиями для египтян. В честь последнего из этих чудес получил своё название еврейский праздник Песах (от פסח — миновал).

Согласно Пятикнижию, ангел смерти казнил всех египетских первенцев и «миновал» дома евреев, которые были отмечены кровью жертвенного агнца.

Спасение еврейских первенцев ознаменовало начало Исхода из Египта. Всего через неделю после Исхода армия фараона настигла евреев у Чермного, или Красного, моря, где совершается ещё одно чудо: воды моря расступились перед израильтянами и сомкнулись над войском фараона.

Скитание евреев по пустыне

Скитаясь по пустыне вслед за Духом Божиим, воплотившемся в огненном столпе (колонне), израильтяне, спустя семь недель после Исхода подошли к горе Синай. У подошвы этой горы (отождествляемой большинством исследователей с горой Сас-Сафсафех, а другими с Сербалом) при грозных явлениях природы заключён был окончательный Завет (договор), между Богом и евреями как избранным народом, предназначенным отныне быть носителем истинной религии и нравственности.

Основу Завета составили знаменитые Десять заповедей (Десятисловие или Декалог), высеченные Моисеем на двух Скрижалях Завета после сорокадневного уединения на горе Синай. Эти заповеди содержат основные начала данной Богом религии и нравственности.

Там же произошла религиозная и общественная организация народа: была сооружена Скиния (походный Храм), по воле Всевышнего колено Левия (левиты) было выделено для её обслуживания, а из самого колена были выделены коэны — потомки Аарона, брата Моисея, призванные осуществлять само священнослужение.

После годичной стоянки у священной горы народ, насчитывавший более 600 тыс. человек, способных носить оружие (что для всего народа составит более 2 млн. человек), отправился в дальнейший путь к Земле обетованной, то есть к Ханаану.

Несмотря на то, что цель странствий — земля Ханаан, была установлена ещё при выходе из Египта, народ проводит в пути 40 лет в наказание за то, что, евреи усомнились в своей способности (а значит и в силе опекающего их Бога) захватить обетованную (обещанную) землю.

Путь израильтян по пустыне сопровождался как трудностями и бедствиями, так и божественными чудесами: дарованием манны небесной, появлением воды из скалы и многими другими. Движение было медленным, лишь через 40 лет странствования уже новое поколение подошло к границам Ханаана к северу от Мёртвого моря, где сделало последнюю остановку на берегу Иордана.

Там с вершины горы Нево Моисей окидывает взглядом будущее место жительства еврейского народа и, сделав нужные распоряжения и назначив своим преемником опытного воина Иисуса Навина, умирает, так и не вступив в Ханаан.

Библейский сюжет не ограничивается, однако, только описанием событийной истории. Он изобилует как Божественными наставлениями, так и часто тщательным описанием их исполнения. Способы принесения жертв, формы божественной службы приводятся в книгах Второзаконие и Левит в тесной связи с моральными нормами и эстетическими воззрениями, которые формируют основной корпус заповедей.

Хронология Исхода

Традиционная религиозная точка зрения опирается на «430 лет», которое евреи, согласно Исх.12:40, провели в Египте с момента прихода туда патриарха Иакова, а с другой стороны, согласно 3Цар.6:1, это событие случилось за 480 лет до закладки Храма Соломона в Иерусалиме.

Общепринято относить начало строительство этого Храма к 960-970 гг. до н. э., что даёт около 1445 г. до н. э. как дату исторического Исхода.

Эта дата, однако, является противоречивой внутри самого религиозного летоисчиления, поскольку воцарению Соломона предшествовала как эпоха Судей, так и царствование его отца — царя Давида. Даже только эти два периода в совокупности лет превосходят упомянутые 480, даже не принимая в расчёт ни годы странствий евреев по пустыне (40 лет), ни время правления самого царя Соломона.

С другой стороны, используя как позднюю, так и раннюю датировку Древнеегипетской хронологии, 1445 г. до н. э. приходится на время правления Тутмоса III, который, согласно археологическим данным, был известен своими завоевательными походами в Ханаан, что не могло принести ему столь быстрого владычества над огромным количеством евреев-рабов.

И наконец, указанная дата не удовлетворяет результатам археологических раскопок, относящихся к периоду завоевания евреями Ханаана: раскопки в Хацоре показали смену материальной культуры его жителей от кнаанейской на культуру древних евреев относяшуюся к 1250—1150 гг. до н. э.; в Лахише подобный же переход датируется 1150 г. до н. э.; в Мегиддо — ок. 1145 г. до н. э.;

Помимо религиозной историографии, высказывалась теория, которая относила дату Исхода ко времени изгнания гиксосов из Египта. К таким выводам приходили как древние историки (Манефон, Иосиф Флавий), так и некоторые современные исследователи-египтологи.

Следуя этой теории, время прибытия патриарха Иакова в Египет приходится на период правления гиксосов, приблизительно на 1730 г. до н. э. и, отнимая от этой даты 400 лет египетского плена, мы получаем ок. 1350 г. до н. э. приблизительным годом Исхода из Египта. Трудно, однако, допустить, что изгнанные из Египта гиксосы и послужили прообразом упоминаемых в Библии евреев уже хотя бы потому, что первые правили Египтом, как минимум, на протяжении двух столетий, тогда как евреи покидали Египет в статусе только что отпущенных рабов.

Те исследователи, которые всё же представляют Исход реальным историческим фактом, относят его ко времени правления Рамзеса II, то есть к периоду между 1279 и 1212 гг. до н. э. (или между 1290 и 1224 гг. до н. э. по другой версии древнеегипетской хронологии).

Несмотря на то, что эта датировка мало согласуется с религиозной, многие исследователи утверждают, что для такого значительного события просто не остаётся другого приемлемого времени в ходе современной истории.

Каждый год на Песах евреи рассказывают историю о спасении из египетского рабства, о чудесном переходе через Красное море и рождении народа Израиля. Но были ли в Древнем Египте рабы из региона, в котором сегодня находится Государство Израиль? Правда ли, что люди, поклоняющиеся Яхве, вообще жили в Древнем Египте, тем более в то время, когда, как считается, произошел Исход? Достоверно известно одно: тысячи лет назад Египет кишел семитскими народами.

В древности Египет был житницей мира. Почва в долине Нила приносила богатые урожаи, и в голодные годы жители окрестных земель перебирались в Египет. Археологические находки доказывают, что некоторые из них были семитами — выходцами из Леванта. Семиты начали пересекать пустыню, двигаясь из Палестины в Египет, более 4000 лет назад. Среди них были торговцы, военнопленные и рабы. Об этом свидетельствуют записи на сохранившихся папирусах.

Загадочное племя гиксосов поселилось в Египте не позднее 1650 года до н.э. и правило Нижним Царством. Историки сходятся на том, что гиксосы были выходцами из Ливана или Сирии. Со временем, после кровопролитной войны, длившейся с 1539 до по 1514 г. до н.э. гиксосы были изгнаны из Египта, и их путь лежал через Синай в южный Ханаан.

Иосиф Флавий, опираясь на египетского летописца Манефона, жившего за три столетия до него и писавшего, что изгнанные гиксосы бродили по пустыне, а потом основали Иерусалим, полагал, что гиксосы и есть будущие израильтяне. И, тем не менее, история изгнания гиксосов едва ли стала источником Агады, хотя бы потому, что гиксосы были правителями, а не рабами.

В то же время участь древних рабов в Египте описывается в дошедших до нашего времени папирусах, и она вполне похожа на то, что мы читаем в Агаде. В любом случае, рабы семитского происхождения в Египте были. Поклонялись ли они Яхве? Ряд ученых утверждает, что археологических свидетельств тому не существует.

Климатические условия в Восточной Дельте таковы, что очень немногие папирусы сохранились, но те, что дошли до наших дней, могут снабдить нас некой информацией об исчезнувших израильтянах.

Так, папирус, возраст которого составляет около 3200 лет, рассказывает, как египетские власти разрешили группе семитских кочевников из Эдома, которые поклонялись Яхве, пройти через пограничную крепость в районе, который сегодня известен, как вади Тумилат, и проследовать со своим домашним скотом к Пифомским озерам.

Вскоре после этого израильтяне входят в мировую историю: на стеле Мернептаха впервые упоминается общность, именуемая «Израиль в Ханаане». Стела датируется 1210 годом до н.э.

Эти поклонники Яхве были в древнем Египте много лет спустя после того, как, согласно предположениям, произошел Исход. Поклонники культа Яхве, возможно, присутствовали там и раньше. Убедительных доказательств этого нет, но есть некие признаки, которые на это указывают.

Согласно Манефону, основателем единобожия был Осарсиф, который позже принял имя Моше (Моисей) и во времена правления Эхнатона вывел своих последователей из Египта. В 1987 году группа французских археологов обнаружила могилу человека по имени Апер-эль (в другой транскирпции Апер-иа), визиря Ахменотепа II и его сына Эхнатона.

Оканчание имени визиря «эль» вполне может быть связано с еврейским имением бога – «Элохим»; окончание Апер-иа может означать сохращенное «Яхве». Это истолкование может служить подтвержением гипотезы, по которой евреи жили в Египте в период правления 18-й династии, начавшийся 3600 лет назад (1543-1292 до н.э.).

Знаменитый английский египтолог сэр Мэтью Флиндерс Петри придерживается противоположной точки зрения: Эхнатон подтолкнул евреев к монотеизму, а Исход произошел в 19-й династии (1292-1189, около 3300 лет назад). В Книге Исхода (12:37) говорится: «И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей», а в Книге Чисел (1:46) эта цифра достигает двух миллионов.

Если бы 2 миллиона человек покинули Египет, все население которого составляло от 3 до 4,5 миллионов, этот факт не мог бы пройти незамеченным и был зафиксирован в египетских записях. Но для сравнения можно указать, что когда Геродот утверждает, что в 480 году до нашей эры в Грецию вторгся миллион персов, понятно, что цифра эта преувеличиена, как в большинстве древних источников. Но никто не ставит под сомнение самый факт вторжения персов.

Египтолог Кеннет Китчен указывает, что ивритское слово «элеф», тысяча, может иметь различные значения в зависимости от контекста. Основываясь на этом, некоторые ученые предполагают, что в Исходе фактически участвоали около 20 тысяч человек.

Отсутствие доказательств пребывания евреев в пустыне ничего не доказывает – спасаясь бегством, они не строили на пути следования города и памятники. Они оставляли после себя лишь следы на песке.

В поддержку Агады может выступить стихотворение «Речение Ипувера», переписанное в 13 в до н.э на папирус (считается, что оригинал намного старше). В стихотворении изображен опустошенный Египет, терзаемый чумой, засухой и восстаниями, кульминацией которых является бегство рабов с египетскими богатствами. Все это сильно напоминает историю Исхода, но только с египетской точки зрения.

Кроме того, египтяне имели обыкновение переписывать исторические свидетельства, когда правда не делала им чести или противоречила их политическим интересам. По понятным соображениям, фараоны не выставляли на стенах храма на всеобщее обозрение записи о своих провалах. Тутмос III, придя к власти, попытался стереть память о своей предшественнице Хатшепсут. Сделанные в ее славу надписи были стерты, вокруг обелисков выстроили стены, а ее памятники забыты. В более поздних летописях ее имя не появляется. Более того, создается впечатление, что записи администрации восточной Дельты вообще не сохранились.

Как правило, библейские авторы интерпретировали реальную историю, а не выдумывали ее. Уже в древности было известно, что пропаганда, основанная на реальных событиях, более эффективна, чем сказки. Летописец напишет, что царь А завоевал город, а царь Б потерпел поражение. Писец царя А будет утверждать, что царь Б оскорбил Бога, поэтому последний наказал его, позволив царю A захватить его город. С точки зрения человека древности, вторая версия ничуть не хуже.

У каждого египтолога и археолога есть своя точка зрения на историю Исхода, пусть даже нет никаких доказательств, подтверждающих их теории.

Исход мог быть отголоском воспоминаний семитов об изгнании гиксосов или о малых исходах разных племен и семитских групп в разные исторические периоды. А мог быть и просто легендой. Однако, если подойти к этому вопросу с психологической точки зрения, естественно будет спросить, зачем летописцам было придумывать сказки о столь унизительном начале своей истории, как рабство? Никто, кроме евреев, не пишет, будто история его народа начинается с такой малопочтенной точки. Большинство народов предпочитает приписывать своим лидерам героические деяния или просто ведет свое происхождение от местных богов.

В конечном счете, история Исхода — это вопрос веры. Наши заметки не ставят своей целью доказать, что пасхальная Агада имеет истрические корни или что Земля Израиля была завещана рабам, вышедшим из Египта. Мы просто указываем на то, что существовали исторические фигуры и события, которые могли стать основой книги Исхода. И потому, когда мы за праздничным столом читаем Агаду, задумаемся об истории, которая на протяжении тысячелетий поражала человеческое воображение, вспомним, что порой правда может быть более удивительна, чем вымысел. И не забудем о рабе-исраэлите по имени Апер-эль, который, как и кочевники, осевшие в Египте и поклонявшиеся Яхве, не оставил след в истории.

Филип Бостром, «ХаАрец», М.Р.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх