Помост

Вопросы веры

Филарет московский дроздов

Содержание

Святой интеллектуал: 11 фактов о жизни святителя Филарета Дроздова

Его называли «Московским Златоустом» – так прекрасны и глубоки были проповеди этого святого. Один из величайших богословов XIX века, человек-эпоха, ученый, переводчик, государственный деятель, он, несмотря на огромную власть, авторитет и чрезвычайную занятость, на протяжении всей жизни оставался праведником и святым. Катехизис, без которого сегодня немыслимо оглашение готовящегося ко крещению, написан им. И Библия, которую мы читаем, переведена на русский язык благодаря его таланту, интеллекту, непреклонной воле.

Святитель Филарет при трех императорах был одним из самых высокопоставленных людей в России

Святой прожил долгую жизнь и был свидетелем пяти царствований – Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I и Александра II. Но виднейшее место в государстве он занимал при трех последних императорах. С ним нельзя было не считаться – таков был его духовный и политический вес. Когда отношения между ним и Николаем I испортились настолько, что с 1842 года митрополита перестали вызывать на заседания Святейшего Синода, очень скоро выяснилось, что работать без него высший орган церковно-государственного управления просто не может. Важнейшие синодальные дела стали высылать ему в Москву для составления окончательных заключений.

К общению с митрополитом стремились люди самых разных сословий и политических взглядов

Святитель Филарет Московский и поэт Александр Пушкин

Для своего времени святитель Филарет – фигура, безусловно, легендарная. Он был доступен абсолютно для всех. Его знала вся купеческая и простонародная Москва. Святитель вел переписку с Александром Пушкиным, Николаем Гоголем, Василием Жуковским, Федором Тютчевым. Общение с ним ценил даже такой вольнодумец как Петр Чаадаев. Иностранные послы считали своим долгом, оказавшись в Москве, лично представиться святителю, хотя это и не входило в официальный дипломатический церемониал.

Святитель Филарет был самым настоящим «пожирателем книг»

«Цена каждой части в переплете один рубль». Издание 1871 года. Источник

Гомер, Вергилий, Цицерон, античные и немецкие философы, труды западных теологов и религиоведов, работы по эстетике и литературе – вот лишь небольшая часть широчайшего круга чтения святителя. Уже будучи иеромонахом, он писал своему отцу, протоиерею Михаилу Дроздову: «Я купил сочинения Канта; за четыре небольшие книги в осьмуху заплатил 25 р. Таковы и наши товары. Не только дороги, но и очень их мало». Особенно много пришлось читать в период преподавания в Санкт-Петербургской духовной академии. Ведь, как признавался сам владыка, «мне должно было преподавать, что не было мне преподано».

Московский митрополит был невероятно эрудированным человеком

Альбом фотоснимков с греческих, славянских и русских рукописей IX–XV вв. из Собрания рукописных книг святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского

Он в совершенстве знал немецкий, французский, греческий, латинский языки. Был одним из немногих в тогдашней России знатоков иврита.

Его изумительная одаренность вместе с невероятной работоспособностью (говорят, он работал по 18 часов в сутки!) были заметны уже в детстве. Только за время преподавания в Петербургской академии он сумел подготовить авторские лекционные материалы по полному курсу богословских наук (догматическое богословие, патрология, гомилетика, каноническое право и так далее). От такого каторжного труда он временами ощущал крайнее изнурение, на что неоднократно жаловался.

Святитель Филарет написал одно из первых в России толкований на библейскую книгу

«Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русский язык» – таково заглавие его труда, опубликованного в 1816 году. Это был не только один из первых опытов толкования библейского текста в России. Книга митрополита Филарета стала своеобразным пособием, ориентиром для последующего перевода и комментирования других книг Священного Писания. Святитель пользовался не только греческим переводом (Септуагинтой), но и более поздним Масоретским (еврейским) списком, благодаря чему сумел с большей точностью и глубиной передать русскому читателю смысл библейского текста.

Митрополит Филарет был последовательным сторонником создания «христианского языка»

Известен один курьёзный, но очень показательный случай: когда Александр I захотел почитать Евангелие, ему дали текст на французском языке. Не стоит удивляться, после петровских реформ высший свет говорил и читал преимущественно на французском (ученые – еще на латинском), а все остальное грамотное население — на старорусском. Сложилась парадоксальная ситуация: у христианской, казалось бы, нации не было единого языка, на котором могло бы быть обдумано содержание ее веры — в ее богословском и нравственном измерении — и текстов Священного Писания. Именно поэтому делом всей жизни святителя Филарета стал русский перевод Библии. Он был убежден, что священный текст должен зазвучать на живом, понятном для каждого языке. Это, по мысли святителя, и выработает впоследствии единый, общенациональный «христианский язык».

Святителю Филарету было доверено составление важнейших государственных документов XIX века

Письмо святителя Филарета наместнику и братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Рукопись. Автограф. 4 декабря 1860 г.

От имени Александра I владыка написал манифест о строительстве храма Христа Спасителя. А в июле 1823 года по поручению императора он тайно составил манифест о переходе прав на российский престол от цесаревича Константина Павловича к великому князю Николаю Павловичу. Об этом документе, помимо святителя Филарета, знали только два человека: граф Александр Голицын и граф Алексей Аракчеев. Уже при Александре II митрополиту было поручено написать важнейший документ XIX века – «Высочайший манифест об отмене крепостного права». Существует историческая «байка», что поначалу работу над ним доверили Юрию Самарину, сотруднику комитета по освобождению крестьян. Но когда написанное показали императору, тот, прочитав, сказал: «Что как немец написал? Отдайте Филарету».

Сам московский митрополит к проекту крестьянской реформы относился насторожено

Манифеста 19 февраля 1861 года по изданию «Великая реформа», 1911 год

Из письма святителя Филарета архиепископу Тверскому Алексию: «Вопрос о крестьянах — темный, спорный, неразрешенный, не позволяющий еще предвидеть, какое будет решение, таков, что о нем только по необходимой обязанности говорить можно, и то с большой осторожностью…». При том, что сам митрополит был абсолютным противником крепостного права, он полагал, что после достаточно консервативного царствования Николая I не стоит действовать так радикально. Святитель опасался, что эта реформа может спровоцировать непредвиденные и губительные для всего общества и государства последствия.

На протяжении всего служения митрополита Филарета в Москве его критиковали неустанно

Что только не вызывало негодование возмущающихся! Одни критиковали его за якобы заумные, слишком интеллектуальные проповеди. Другие заваливали императорскую канцелярию доносами на владыку Филарета, обвиняя его в политической неблагонадежности. Порцию общественного негодования святитель получил за тайное составление манифеста о переходе прав на российский престол великому князю Николаю Павловичу, а затем – за свою настороженную позицию относительно проекта отмены крепостного права. Его критиковали и за перевод Библии на русский язык: говорили, что если библейский текст будет переведен на современный язык, то он тем самым утратит свою сакральность. Возмущаться начали еще после издания написанного митрополитом катехизиса, где цитаты из Священного Писания были приведены на русском языке.

Святитель Филарет особенно почитал своего святого современника – преподобного Серафима Саровского

Несмотря на массовое почитание народом саровского подвижника, его официальная канонизация произошла только в начале XX века: Синод долгое время насторожено относился к святому отшельнику (подробнее об этом читайте ). Тем не менее святитель Филарет внес свой вклад в будущее прославление Серафима Саровского, когда в начале 1840-х годов лично способствовал публикации свидетельств о жизни и подвиге великого праведника. Кроме того, в начале 1860-х годов во время так называемого «Дивеевского дела», когда при выборах новой игуменьи монашеская община раскололась на две партии, святитель Филарет вмешался и сумел примирить враждующие стороны.

Преподобный Антоний (Медведев)

Два великих святых были связаны и опосредованно: наместник Троице-Сергиевой лавры Антоний (Медведев) был учеником преподобного Серафима и духовником московского митрополита.

Московский митрополит за год до смерти перевел стихотворение святителя Григория Богослова, которое стало его завещанием

Из архива святителя Филарета. «Чествование памяти умершего Филарета…»

О знаменитой стихотворной переписке святителя Филарета с Александром Пушкиным известно многим (подробнее об этом читайте ). Однако мало кто знает, что еще в юности святой занимался поэтическим творчеством, которому, правда, не придавал особого значения. А за год до своей кончины он написал стихотворное переложение с греческого «Песни увещевательной» святителя Григория Богослова, которое в каком-то смысле стало завещанием митрополита:

Близок последний труд жизни: плаванье злое кончаю

И уже вижу вдали козни горького зла:
Тартар ярящийся, пламень огня, глубину вечной ночи,

Скрытое ныне во тьме, явное там в срамоте.
Но, Блаженне, помилуй, и, хотя поздно мне, даруй

Жизни останок моей добрый по воле Твоей.
Много страдал я, о Боже Царю, и дух мой страшится

Тяжких судных весов, не низвели бы меня.
Жребий мой понесу на себе, преселяясь отсюда,

Жертвой себя предая скорбям, снедающим дух.
Вам же, грядущие, вот заветное слово: нет пользы

Жизнь земную любить. Жизнь разрешается в прах.

P.S. Телеведущий Николай Дроздов — потомок святителя Филарета

Знаменитый российский учёный-зоолог и биогеограф, ведущий телепередачи «В мире животных», путешественник и популяризатор науки Николай Дроздов приходится святителю Филарету двоюродным пра-пра-правнуком. Оснеью 2018 года Николай Николаевич записал аудиоверсию «Православного Катехизиса», написанного святителем Филаретом (Дроздовым). Аудиокнига была создана в рамках совместного проекта Издательства Московской Патриархии и радио «Вера».

Человек-эпоха, ученый и проповедник — такими словами можно охарактеризовать святого Филарета Московского. Человек, оказавший серьезное влияние на духовную жизнь русского народа и написавший ценные письменные труды, которые не утратили своей актуальности поныне.

Житие и православное воспитание

Филарет Московский родился в 1782 году 26 декабря в Коломне, в семье священника Михаила Дроздова. В миру ему было дано имя Василий. Родители мальчика происходили из потомственного духовенства, что и предопределило судьбу Василия. С ранних лет он проявлял смышлёность и быстро осваивал грамоту.

Святитель Филарет (1782-1867), митрополит Московский и Коломенский

В 1791 году он был зачислен в Коломенскую духовную семинарию. Юноша помимо природного таланта проявлял огромное усердие в учебе, что не прошло незамеченным для преподавательского состава. В последующие годы Коломенскую семинарию перевели в Тулу. Посоветовавшись с отцом, Василий продолжил обучение в лаврской школе, находившейся в обители Сергия Радонежского. Переселившись в Сергиев Посад, студент был несказанно рад оказаться в столь благоговейной среде.

Ввиду серьезных успехов парня, проявленных во время учебы, его назначают старшим над больницей семинарии. Ухаживая изо дня в день за больными, Василий учился состраданию, воочию наблюдал за телесной немощью человеческой и научился всегда помнить о том, что смерть неизбежна и может застать в любой момент.

В том же 1802 году, в апреле, ему доверили вести проповеди в Трапезной церкви прп. Сергия. В это время на талантливого студента обратил внимание митрополит Платон (Левшин), который оказал немалое влияние на дальнейшую жизнь будущего святителя. Митрополит часто бывал поблизости от лавры — в Вифанском скиту.

Период проповедования

Когда обучение было окончено, Василия назначили на место учителя поэзии в семинарии. В свою очередь, святитель Платон доверил ему проповедование в лавре. Он открыто признавал, что проповеднический дар его любимца превосходит способности его самого. При этом говорил, что Василий Дроздов пишет свои проповеди «по-ангельски».

Несмотря на активную и добросовестную работу, молодой учитель не утрачивал своей молитвенности. Мирские дела тяготили его душу. Видя это, митрополит Платон склонял Василия к принятию пострига. Решение не было скоропалительным. Сначала парень обратился за советом к отцу. И лишь после взвешенных размышлений принял монашество.

Монашество

Постриг прошел 16 ноября 1808 года, Василия нарекли Филаретом, в честь Филарета Милостивого. После этого, спустя пять дней, Платон посвятил его в иеродиакона.

Житийная икона святителя Филарета Московского

Всю свою монашескую жизнь Филарет намеревался оставаться в Троице-Сергиевой лавре. Но судьба распорядилась иначе. В государстве прошла волна преобразования духовных учебных заведений. В результате в Петербург были вызваны самые талантливые преподаватели из разных школ всех регионов. И Филарет отправился в Северную столицу. Его назначили бакалавром и инспектором философского класса в семинарии, в которую была преобразована старая академия.

В 1810 году последовал перевод в новоустроенную академию Петербурга в качестве бакалавра богословских наук. Попутно Филарет также преподавал церковную историю.

Важно! В течение семи лет, вплоть до 1817 года отец Филарет разработал курс богословских наук, преподаваемых в духовной академии. Он стал одним из первых, кто начал обучать студентов на русском языке.

Не оставлял святитель и проповедническую работу. Его глубокие проповеди обратили на себя внимание придворных лиц. О Филарете заговорили, как о новом светиле.

Перевод Библии на русский язык

В марте 1812 года его назначили на пост ректора академии и присвоили статус профессора богословских наук. Позже Филарет принял на себя обязательства настоятеля древнего мужского монастыря — новгородской Юрьевой обители. Когда грянула война с наполеоновскими захватчиками, архимандрит делал неоднократные пожертвования из своего жалования в пользу военных нужд.

Когда французы капитулировали, Филарету было поручено от имени Священного синода составить благодарственный молебен, который читался ежегодно на Рождество Христово.

Александровская эпоха в духовном плане стала для русского народа тревожной и неоднозначной. С одной стороны стремления познать Бога усилилось после всех пережитых несчастий Отечественной войны. А с другой, люди все больше обращались не к вере своих праотцов, а к книгам западных мыслителей, богословов и мистиков.

Интересно! Филарет, понимая всю пагубность грубых запретов, не выступал с осуждением, а старался мягко наставлять заблуждающихся. Именно по этой причине он принимал активнейшее участие в переводе на русский язык святыни всех христиан — Библии.

Синод возложил ответственность за перевод Священного Писания на Комиссию духовных училищ и Филарета в том числе. Святитель основательно подошел к этому делу, сам подобрал переводчиков и утвердил общие правила перевода. Он лично перевел Евангелие от Иоанна. И в 1819 году в свет вышла напечатанная версия переведенного Четвероевангелия. Однако, Филарет считал, что нужен более доброкачественный и глубокий перевод. Поэтому для него работа над Библией не была окончена.

Епископство

Что касается продвижения святителя по карьерной лестнице, то в 1817 году 5 августа Священный синод постановил посвятить архимандрита Филарета в епископа Ревельского и викария Петербургской епархии. Через два года епископа возводят в сан архиепископа и переводят на Тверскую кафедру. Здесь Филарет проводит много богослужений и неустанно проповедует, объезжает территорию всей епархии.

Катехизис. Святитель Филарет Дроздов

В сентябре 1820 года святителя определяют в Ярославль, но пробыл он там всего год, после чего перешел на кафедру первосвятителей Московских.

Важно! Отец Филарет стал автором знаменитого Христианского Катехизиса, который увидел свет в 1823 году и был тут же раскуплен.

Книгу перевели на несколько языков и переиздавали неоднократно. Через год по столице начали ходить слухи о том, что владыку отправляют в Тифлис. Среди его окружения нашлись недоброжелатели, которые добивались удаления Филарета из Москвы. Но этого не случилось. Напротив, в 1826 году архиепископа возвели в сан митрополита.

Деятельность митрополита

В 1836 году на должность обер-прокурора Синода был назначен граф Протасов, который стал впоследствии виновником отстранения Филарета и еще одного иерарха от присутствия в заседаниях Синода, с сохранением членства в нем. Тем не менее Протасов неоднократно встречался с владыкой в Москве и вел с ним деловую переписку. Следует отметить, что авторитет митрополита рос и за советом к нему часто приезжали архиереи из других епархий.

Важно! Филарет проявлял неподдельную заботу о тех, кто по заблуждению или насильственно были отлучены от Православия. Сыграл ключевую роль в воссоединении униатов с РПЦ. Не без усилий со стороны митрополита проходило переубеждение приверженцев старообрядческого движения, которое раскололо духовную жизнь русского народа.

Великий архипастырь был уважаем не только в церковных кругах, но и пользовался доверием у государственных деятелей. Ни одно важное политическое событие в империи не обходилось без его участия. Так, Филарет стал автором Манифеста об освобождении крестьян от крепостного права, написание которого ему доверил царь. С его мнением считались, к его советам прислушивались.

Во время эпидемии холеры, бушевавшей в Москве в 1830 году, митрополит устраивал крестные ходы с молебным пением и молился в Кремле на коленях под открытым небом вместе с монахами из Чудовой обители об избавлении жителей города от страшной напасти. На склоне лет владыка был серьезно обеспокоен распространяющимся пьянством.

До самой смерти митрополит проводил богослужения, заканчивая каждый раз службу проповедью. Паства внимала святителю с большим благоговением, ведь каждое его слово несло глубокий смысл. Филарет скончался 19 ноября 1867 года. Отпевание архипастыря состоялось в Чудовом монастыре.

Факты о жизни святителя Филарета Дроздова

Филарет Дроздов считается величайшим богословом своей эпохи, который на протяжении всей жизни сумел сохранить праведность и святость, невзирая на имеющуюся власть и влияние.

Рака с мощами патриарха Филарета. Храм Христа Спасителя

  • владыку называли «Московским Златоустом» за красоту и глубину его проповедей;
  • при трех императорах был одним из самых высокопоставленных деятелей государства;
  • митрополит был невероятно эрудированным человеком, в совершенстве владел немецким, французским, греческим и латинским языками;
  • Филарет составил первое толкование Библии на русском языке;
  • святителю доверяли составление важнейших государственных документов;
  • Филарет с большим почтением относился к Серафиму Саровскому.

Интересно! Потомком Митрополита Московского является известный телеведущий Николай Дроздов.

Почитание и мощи

Канонизация святого прошла в 1994 году. Память празднуется 19 ноября по юлианскому календарю. Святой Филарет пользовался большим уважением и любовью верующих при жизни. Ничего не изменилось и после его кончины. Именем владыки называют духовные учебные заведения. В его честь освящаются престолы в храмах Москвы.

Изначально святитель был погребен в его любимой Троице-Сергиевой лавре. Однако в 2004 году его мощи перенесли в храм Христа Спасителя в Москве, где они почивают и ныне.

Митрополит Филарет Московский

Святитель Филарет Московский: чем дышит «просвещения дух»?

Патриарх Московский Филарет — кем был этот человек? Биографию, молитвы и иконы, посвящённые Первосвятителю, Вы найдёте в нашей статье!

Патриарх Московский Филарет

…Несколько лет прошло с момента перенесения мощей Святителя Московского Филарета в Храм Христа Спасителя. Удивительно: в обычные дни у раки святого почти нет людей. То есть, нет, конечно, подходят, ставят свечи, прикладываются, но сравнительно с другими местами приток все-таки небольшой. Здесь не увидишь очередей от входа с чтением акафиста, вόроха записок, цветов…

Пастырь

…Черный шелк оттенял матовую бледность лица не лишенного привлекательности, однако, не красивого в привычном смысле. Это был тот тип внешности, который, несмотря на «неправильности», может быть назван…прекрасным. Но в тот момент посетительница митрополита Филарета производила иное впечатление: большие широко расставленные глаза казались потухшими и придавали лицу усталое болезненное выражение.

Она приходила уже не в первый раз, вдова погибшего на батареях Бородина генерала Александра Тучкова. Тонкая, аристократичная и совершенно несчастная. Что мог сказать ей Владыка, когда утешить было нечем? – После гибели мужа единственной ее радостью был сын, преданный, любящий, поселившийся вместе с ней в домике на месте Бородинской битвы. Но, вот, не стало и его: Николенька «сгорел» за несколько дней, после консилиума врачей, уверявшего, что болезнь его не опасна, и Маргарита Михайловна осталась «один на один» со своим горем.

Маргарита Тучкова (Нарышкина)

Сильный человек, – не так давно сопровождала мужа во время военных переходов, – теперь она ни в чем не находила опоры, и металась в переездах между Москвой и Бородино. Молилась непрестанно, однако не получала облегчения. Наконец, отчаявшись справиться с бедой, она обратилась за помощью к Владыке Филарету. В обеих столицах его знали как выдающегося архипастыря и духовного наставника.

На этот раз, проводив предыдущих посетителей – пожилую женщину с тремя подростками, митрополит обронил: «Тоже бородинская вдова… и ее сироты». Ответом ему стал невольный возглас: «Три сына! А у меня все отнято! За что?» И тут Владыка дал выход чувству, которое сдерживал до сих пор: «Вероятно, она более заслужила своею покорностью милость Божию».

Краткий разговор – еще несколько фраз, и она ушла, но после ее ухода, словно тень, сошла на душу, – Владыка Филарет не мог найти покоя. Невольно вырвавшийся упрек его был вызван тем, что в свое время Маргарита Михайловна выходила замуж за Александра Тучкова после расторжения первого церковного брака. Тогда трудно было добиться развода, еще труднее – получить благословение на венчание во второй раз. Но взаимное чувство, связывавшее ее и Александра Тучкова, было настолько сильным, что все препятствия оказались «преодолимы». Исключительный случай заставил говорить о себе, на венчание съехалось множество представителей высшего общества…

Разум говорил в пользу соблюдения правил, а перед глазами было лицо Тучковой в момент, когда она уходила. Час спустя Владыка был у ее парадного. Лакей ответил: «Барыня не принимает». Пришлось настоятельно просить…Когда же хозяйка вышла в гостиную, митрополит обратился к ней: «Я оскорбил Вас жестоким словом, Маргарита Михайловна, и приехал просить у Вас прощения».

Так же непосредственно и «непредсказуемо» поступил митрополит Филарет однажды и на заседании тюремного комитета, где он председательствовал, когда известный своей сострадательностью доктор Федор Гааз в очередной раз усиленно хлопотал за осужденных.

По-видимому, уставший от энергичного наступления «защиты», митрополит сказал что-то вроде того, что «не бывает совершенно невинных», на что импульсивный Гааз воскликнул с места: «Да вы о Христе позабыли, Владыка!» Повисла тишина, и, поднявшись с поникшей головой, митрополит ответил: «Нет, Федор Петрович! Когда я произнес мои поспешные слова, не я о Христе позабыл, — Христос меня позабыл!» – благословил всех и вышел.

Митрополит Филарет

…Благородство митрополита Филарета отмечали многие его современники. Это было не светское, мирское, благородство, а – христианское; основу его составляли искренность, смиренное представление о себе и готовность в любой момент склониться перед высшей правдой.

Казалось бы, мыслимо ли это? – Архиерей сознавался в человеческой немощи, выглядел «проигравшим». Но в этот-то момент он и приобретал…Приобретал для Церкви людей сложных, тех, чьи «раны» требовали длительного и бережного врачевания. – Маргарита Тучкова становится его духовной дочерью. Из глубины отчаяния и ропота, способного убить физически и духовно, Владыке удается вывести ее на свет. Приходит новое состояние – духовного мира, проясняется смысл, появляется цель в жизни. Еще несколько лет, и в монашеском постриге с именем Мария она возглавит общину сестер Спасо-Бородинского монастыря, где будет совершаться непрестанная молитва об отечестве и о павших воинах.

Великое дело – пример духовника! Годы пройдут, и в ответ на дерзость простой, грубоватой сестры матушка сможет сказать: «Что же это мы с тобой сотворили?», и, не дожидаясь извинений, первая будет искать примирения. Урок Владыки Филарета был усвоен твердо: милость – больше справедливости, правда Божия – выше положения.

Благо образования

Начало XIX в. в России было связано с распространением влияния ордена иезуитов, нашедшего прибежище в России в царствование Екатерины II после запрещения его деятельности в Европе. Образованные, обладавшие светскими навыками, иезуиты приобрели связи в высшем свете, и безраздельно царили в гостиных графини Головиной, чей дом пользовался славой «католического штаба», m-me Свечиной, княгини Александры Голицыной и др. Это послужило причиной ряда тайных переходов в католицизм.

Одновременно в Петербурге появился аббат Николь — член ордена иезуитов и известный педагог*. К нему устремился поток именитых родителей, и на попечении отцов-иезуитов оказались отпрыски известнейших фамилий: Трубецкой, Толстые, Голицыны, Любомирский, Нарышкин, Гагарин, Орлов, Меньшиков, Кочубей и др.**

Одним из основных аргументов противников Православия было то, что высокообразованные представители высшего света «не могут найти общего языка с православными священниками из-за недостаточного уровня образования русского духовенства». Об этом писала в своем дневнике С. Свечина, на этом особенно настаивал и ее «учитель» – Жозеф де Местр (и в личной корреспонденции, и в работе «О нравах и религии русских»).

Тем значительнее оказался пример таких православных пастырей, как Святитель Филарет, в ту пору ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, или митрополит Евгений (Болховитинов)***. В этих случаях все привычные упреки иезуитов «метили мимо цели».

Портрет святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского. Середина XIX века. Москва. Неизвестный художник

Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Выпускник семинарии Троице-Сергиевой Лавры, отмеченный вниманием митрополита Платона, в годы ученичества он занимался в философском и богословском классах, превосходно знал греческий и еврейский языки, а пером владел так, что вызвал признание у митрополита: «Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски». Он не только преподавал, но и много писал.

Наибольшую известность приобрели его «Катехизис» и работа «Разговор между ищущим и уверенным о Православии восточной греко-российской церкви». Святитель не только рассматривал существенные догматические различия Православия и католицизма, но и отражал обычные для иезуитских проповедников приемы убеждения. Последняя из названных работ давала ответы на вопросы сомневающихся, не утвердившихся в вере. Не меньшее значение для своего времени имели богословские труды митрополита Филарета и выполненный им перевод Библии на русский язык. Обширное духовное наследие было предназначено не только пастырям и семинаристам, но и вниманию образованной части общества, восполняя общий недостаток знаний в области церковной истории и догматики.

Благодаря фундаментальным знаниям и хорошему языку, Владыке удавалось достойно оппонировать в жесткой интеллектуальной полемике тех лет. И, все же, для характеристики Святителя Филарета одного слова «образование» было бы не достаточно. Ценность его примера для нашего времени состоит в том, что он оставил образец всестороннего христианского просвещения: ума, души и духа, когда «многая премудрость» оправдана евангельской простотой, а стремление к стяжанию знаний – внутренним духовным воспитанием.

Благодаря этому, Владыке Филарету удалось избежать «фомизма», схоластики, и приобрести то состояние, при котором разум, напитанный знаниями и облагодатствованный непрестанной жизнью в Церкви, становится «другом» и «помощником» веры. (В XX веке о собственном опыте соединения духовного и рационального замечательно напишет митрополит Вениамин (Федченков))****.

Святитель легко сочетал академическую деятельность и пастырское служение, будучи для одних в большей степени – богословом, публицистом, «экспертом», для других – молитвенником и наставником. За помощью к нему шли люди всех состояний, разного культурного уровня; случалось так, что даже удалившиеся от веры, каким-то внутренним чувством угадывали в нем «небесного человека».

«Исповедь»

…Среди тех, на кого образ святителя произвел глубокое впечатление, оказался и А.С. Пушкин. История их «переписки» довольно известная. На пушкинское безнадежное:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?…

– прозвучало пастырское слово, облеченное в стихи, проницательное и обнаруживающее знание души «сынов века»:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, —
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.

И что же Пушкин? – В его ответе не было и следа иронии! Обычные для «дендизма» правила игры были отринуты, поэт отозвался по-детски, искренне:

…Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей <…>

Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

Просвещенность века сего «снимала шляпу» перед просвещенным духом Христианина.

О помощи

Хотела бы поделиться и своим опытом молитвенного обращения к святому. В этом году мне предстояла защита научной работы. Процесс подготовки хлопотный, каждый, кто оказывался в роли соискателя, знает об этом.

Институт, где должны были обсуждаться результаты исследования, находится на Волхонке, напротив Храма Христа Спасителя. Правда, мое обращение к святителю Филарету определялось не близостью места, а тем, что несколько лет жизни в Москве были связаны с храмом Большое Вознесение, куда я обычно приходила. – «Филаретов храм», и ныне действующий, расположен у Никитских ворот. – Святитель Филарет мне давно близок.

С защитой были связаны определенные волнения. Для краткости скажу только, что передо мною был пример одного знакомого, тему которого Большой совет «пропустил» лишь после того, как известный специалист, академик трижды выступил в его поддержку. Перед обсуждением темы зашла в храм. У раки почти никого не было, и я не спеша помолилась у мощей святителя Филарета, пока не появилось внутреннее удостоверение: «все будет хорошо». А перед самым заседанием оказалось, что недостает какой-то малости, бумаги, которую необходимо срочно распечатать. Когда же через несколько минут вернулась в зал совета, оказалось, что тему мою уже утвердили единогласно, без малейшей заминки.

Защита была поставлена…на Вознесение. Причастившись за Литургией в день праздника, отправилась в Институт. Возможности зайти в храм уже не было, но я снова обращалась к святому. (Окна зала заседаний выходят прямо на купола Храма Христа Спасителя). Совет оказался настроен исключительно благожелательно, правда, последовали и вопросы, серьезные, «не детские», но иначе и быть не могло, и все прошло благополучно. Все это время святой будто был рядом… Непередаваемое чувство спокойствия и защищенности.

2 декабря – день памяти Святителя Филарета Московского. Замечательный повод для студентов, исследователей поучаствовать в соборном прославлении святого, попросить его помощи в учебе и научной работе. Правда, для внимательной молитвы лучше выбрать не самый день праздника…Святитель, «покровитель учащихся», великий пастырь, у мощей которого в будни нет очередей…

Рака с мощами святителя Филарета Московского. Храм Христа Спасителя

* Его пансион очень скоро стал одним из самых престижных образовательных учреждений столицы (плата за обучение в нем составляла 2000 рублей в год).

** Судьбы этих людей впоследствии сложились по-разному. Среди выпускников пансиона аббата Николя и иезуитского коллежа, а со временем и их родственников, нашлось место и для будущих декабристов (М.Ф. Орлов), и для тайных католиков (И.С. Гагарин).

*** Будучи студентом Московской славяно-греко-латинской Духовной Академии, Болховитинов одновременно слушал лекции в Московском Университете. Диапазон его интересов был чрезвычайно широк. В 1805 г. он был избран почетным членом Московского университета, в 1806 г. — действительным членом Российской Академии, в 1808 г. — почетным членом СПб. Медико-Хирургической академии, в 1810 г. — почетным членом СПб. Общества любителей наук словесности и художеств, в 1811 г. — почетным членом СПб. Общества беседы русского слова, в 1813 г. — почетным членом Общества истории и древностей при Московском университете, в 1814 г. — почетным членом СПб. Духовной Академии, в 1815 г.. — почетным членом Московского Общества врачебных и физических наук, в 1817 г. — почетным членом Казанского университета, в 1817 г. — почетным членом Харьковского университета, в 1818 г. — членом Комиссии по составлению государственных законов, в 1822 г. — почетным членом Виленского университета, в 1823 г. — почетным членом Киевской Духовной Академии, в 1827 г. — почетным членом философии Дерптского университета, в 1829 г. — почетным членом С.-Петербургского университета, в 1834 г. — почетным членом Копенгагенского (Датского) Королевского Общества северных антиквариев. Митрополит Евгений приобрел известность и как автор трудов по археологии, русской церковной и гражданской истории, древностям российским, археографии и краеведению…

LiveInternetLiveInternet

Прим.: Двоюродный праправнук митрополита Филарета — Николай Николаевич Дроздов — ведущий телепередачи «В мире животных».

Коломна

Монашеский постриг

Преподавание в Петербурге

Благодаря энергии нового ректора, высшая духовная школа северной столицы стала примером для всех подобных учебных заведений.

Война 1812 года

Кончина Кутузова. Неизвестный художник

Перевод Библии на русский язык

Епископство

В марте 1819 года он был назначен на Тверскую кафедру в сане архиепископа. Тогда же стал членом Святейшего Синода.

В июне 1821 года архиепископ Филарет был переведен на кафедру в Москву, где он оставался служить более 50 лет.

Он пришел в Москву уже опытным пастырем, состоявшимся ученым и самым просвещенным, передовым русским иерархом своего времени.

Коронация Николая I

Коронация Николая I (1826)

Закончил митрополит Филарет свой жизненный путь уже в царствование Императора Александра II.

Отмена крепостного права. Зачитывание «Манифеста»

Триумфальные ворота

Важнейшим из дел святителя было присоединение к Церкви униатов.

Многие изречения митрополита Филарета, сказанные в беседах с посетителями, поражают глубиной мудрости и силой слова.

Переписка Филарета и Пушкина

Пушкин и Филарет

Святитель указал поэту, где главный источник исцеления. Пушкин это понял. Потрясенный, он с любовью и признательностью отозвался своему целителю стихотворением «В часы забав иль праздной скуки…»

Итак, в итоге — вместо поверхностной бравурной шутки о «большой удаче» мы видим у Пушкина — «священный ужас». Просвещенность века сего «снимала шляпу» перед просвещенным духом Христианина.

Кончина святителя Филарета

Причисление к лику святых

После передачи Троице-Сергиевой Лавры Московской Патриархии, в день ангела митрополита, 1/14 декабря, в Московской Духовной академии стали устраиваться Филаретовские вечера.

Рака со святыми мощами Святителя Филарета

Ежедневная молитва святителя Филарета об избавлении от искушения

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Биографическая справка

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси (в миру Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) родился 21 марта 1935 года в Москве, в семье служащих.

Дед, Александр Иванович, известный ярославский купец, с 1913 года являлся потомственным дворянином. Отец, Варфоломей Александрович (1904-1984), преподаватель Гнесинского музыкального училища при Московской консерватории, автор учебника «Элементарная теория музыки». За составление учебника церковного пения для духовных школ награжден орденом св. князя Владимира II степени.

Мать, Александра Феодоровна Вахромеева (1903-1981), и старшая сестра, Ольга Варфоломеевна Вахромеева (1925-1997), также являлись педагогами московских музыкальных школ.

Осенью 1953 года Кирилл Вахромеев окончил среднюю школу № 557 и параллельно музыкальную школу Бауманского района города Москвы по классу хорового пения и контрабаса.

После окончания школы поступил в Московскую духовную семинарию. На втором году обучения в семинарии начал церковное служение в числе иподиаконов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

В 1957 году Кирилл Вахромеев завершил курс обучения в семинарии и поступил в Московскую духовную академию. Будучи на втором курсе академии, он решил принять монашество, чтобы всецело посвятить себя служению Церкви Христовой.

3 апреля 1959 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Пимен (Хмелевский; скончался в сане архиепископа Саратовского) совершил над послушником Кириллом монашеский постриг с наречением ему имени в честь святого праведного Филарета Милостивого. С этого дня обитель преподобного Сергия Радонежского стала для него духовным домом. «Спасти хотя душу твою, в юности возраста своего, отреклся еси воли своея, и во знамя отсечения ея, постригл еси власы главы своея, и был еси монах, покоривый себе воли Божией и начальником, от Него поставленным: ихже веления тако слушал еси, яко Самаго Господа, никогда же прекословля, но слову веления исполнением дела отвещевая», — эти слова акафистного пения преподобному Сергию Радонежскому всегда напоминали монаху Филарету, иноку Лавры Сергиевой, о данном обете послушания Матери-Церкви.

26 апреля 1959 года, в Неделю ваий, Святейший Патриарх Алексий I за Божественной литургией в Богоявленском Патриаршем соборе города Москвы рукоположил монаха Филарета во иеродиакона.

Иеродиакон Филарет продолжал заниматься в духовной академии и служил в храмах Троице-Сергиевой Лавры, всякий раз совершая богослужения с благоговейной торжественностью и истинным смирением перед величием Таин Божиих.

Весной 1961 года иеродиакон Филарет окончил полный курс Московской духовной академии со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам». Личность выдающегося иерарха глубоко почиталась Святейшим Патриархом Алексием I, который был инициатором проведения в Московских духовных школах Филаретовских вечеров. Всегда выступая на них со своим мудрым словом, Святейший Патриарх прививал студенчеству любовь к духовному облику Московского святителя. Поэтому отец Филарет с душевной радостью и трепетом работал над этой темой. Решением Ученого совета академии иеродиакон Филарет был удостоен степени кандидата богословия и был оставлен при академии в качестве профессорского стипендиата с поручением чтения лекций по истории и разбору западных исповеданий на III курсе академии, а позже ему было поручено преподавание гомилетики в академии и семинарии.

14 декабря 1961 года за Божественной литургией в освященной в честь святого праведного Филарета Милостивого Крестовой церкви в Патриарших покоях Троице-Сергиевой Лавры Святейший Патриарх Алексий I рукоположил иеродиакона Филарета во иеромонаха.

В сентябре 1962 года иеромонах Филарет был назначен старшим помощником инспектора, а в июне 1963 года — инспектором Московских духовных академии и семинарии.

4 августа 1963 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры по благословению Его Святейшества Преосвященный Питирим (Нечаев), епископ Волоколамский (скончался в сане митрополита Волоколамского и Юрьевского), возвел иеромонаха Филарета в сан игумена с возложением палицы и креста с украшениями.

8 октября того же года Святейший Патриарх Алексий I за ревностное служение Матери-Церкви и усердные труды в Московской духовной академии возвел игумена Филарета в сан архимандрита.

Продолжая педагогическую деятельность в среде маститых профессоров и наставников, инспектор академии и семинарии архимандрит Филарет стал одним из самых молодых педагогов.

В сентябре 1963 года при Московской духовной академии открылась аспирантура, и Святейший Патриарх Алексий I назначил архимандрита Филарета ее заведующим.

8 октября 1965 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Священный Синод Русской Православной Церкви постановили: архимандриту Филарету (Вахромееву), инспектору Московской духовной академии, быть епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии. 23 октября в храме Ленинградской духовной академии был совершен чин наречения архимандрита Филарета во епископа Тихвинского. Чин наречения совершили иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов), архиепископ Пермский и Соликамский Леонид (Поляков; скончался в сане митрополита Рижского и Латвийского), архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров; скончался в сане митрополита), архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников; скончался в сане митрополита Ленинградского и Новгородского), епископ Кировский и Слободской Иоанн (Иванов), епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек (Лебедев; позднее архиепископ Брянский и Севский).

На следующий день, 24 октября, в Троицком соборе Александро-Невской Лавры за Божественной литургией была совершена хиротония нареченного архимандрита Филарета во епископа Тихвинского, викария Ленинградской епархии.

14 мая 1966 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Священный Синод определили Преосвященному Филарету быть епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором Московской духовной академии.

29 мая, накануне праздника Святой Троицы, преподаватели Московских духовных академии и семинарии во главе с инспектором архимандритом Симоном (Новиковым; позднее митрополит Рязанский и Касимовский) собрались в академическом храме, чтобы приветствовать нового ректора.

Во время пребывания епископа Филарета в должности инспектора (тогда он был еще архимандритом), у него с самого начала установились дружественные отношения, проникнутые доверием и благожелательностью, с профессорско-преподавательским составом и студентами. Совмещая административные обязанности с научно-богословской и педагогической работой, владыка Филарет с первого дня ректорства начал читать лекции в академии по курсу Нового Завета.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия I, епископ Филарет неоднократно совершал заграничные поездки в качестве члена делегаций от Русской Православной Церкви, принимал участие во многих богословских собеседованиях. Епископ Филарет проводил в академии многие встречи и беседы с представителями церковных, государственных и общественных кругов различных стран мира.

Многообразной была деятельность ректора и в общественной жизни нашей страны. Епископ Филарет неоднократно участвовал в конференциях в защиту мира; избирался членом Президиума Союза обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, состоял членом правления и вице-президентом ряда обществ дружбы.

28 ноября 1968 года Святейший Патриарх Алексий I и Священный Синод назначили епископа Дмитровского Филарета, ректора Московской духовной академии вторым заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

С этого времени для епископа Филарета наступил период интенсивной работы в области внешнецерковной деятельности Русской Православной Церкви.

С 30 мая по 2 июня 1971 года в Троице-Сергиевой Лавре прошел Поместный Собор Русской Православной Церкви. В работе Собора принимали участие представители всех епархий Московского Патриархата — архиереи, клирики и миряне. Московскую духовную академию на Соборе представлял ее ректор епископ Дмитровский Филарет, на которого в дни подготовки и проведения Собора были временно возложены и обязанности наместника Троице-Сергиевой Лавры.

С 6 сентября 1971 по 25 августа 1972 года владыка Филарет являлся временно управляющим Калининской епархией.

9 сентября 1971 года епископ Филарет во внимание к усердным трудам Церкви Божией был возведен Святейшим Патриархом Пименом в сан архиепископа.

18 апреля 1973 года Святейший Патриарх Пимен и Священный Синод назначили Преосвященного Филарета на кафедру Архиепископа Берлинского и Среднеевропейского, Патриаршего Экзарха Средней Европы.

7 мая 1974 решением Ученого совета Московской духовной академии Владыка Филарет был избран почетным членом академии, а спустя некоторое время был избран почетным членом Ленинградской духовной академии.

Во внимание к усердным архипастырским трудам и миротворческой деятельности в качестве Экзарха 15 апреля 1975 года Святейший Патриарх Пимен возвел Преосвященного Филарета в сан митрополита.

2 сентября 1977 года Владыка Филарет награжден правом ношения второй панагии.

10 октября 1978 года Святейший Патриарх Пимен и Священный Синод назначили Преосвященного Филарета Митрополитом Минским и Белорусским, а 12 октября определили ему быть Патриаршим Экзархом Западной Европы.

С 16 ноября 1979 года Владыка Филарет временно управлял Корсунской епархией (в связи с переходом епископа Корсунского Петра (Л’Юилье) в юрисдикцию Американской Православной Церкви).

С 1981 по 1988 год он являлся членом и заместителем председателя Комиссии по подготовке и проведению торжеств, посвященных празднованию 1000-летия Крещения Руси, был руководителем рабочей группы по участию в праздновании юбилея других Церквей и по общественным проблемам.

14 апреля 1981 года Святейшим Патриархом Пименом и Священным Синодом Митрополит Минский и Белорусский Филарет, Патриарший Экзарх Западной Европы, был назначен председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.

По инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в Москве в мае 1982 года прошла Всемирная конференция «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы». Председателем международного подготовительного комитета, а затем и председателем Всемирной конференции был избран Митрополит Минский Филарет. Это был весьма представительный форум религиозных деятелей, одно из значительных религиозно-общественных событий ХХ века. Принятые итоговые документы имели огромный резонанс в религиозных, государственных и общественных кругах.

19 декабря 1983 года в Советском комитете защиты мира (ныне Федерация мира и согласия), на встрече представителей Церквей и религиозных объединений в интересах содействия более эффективным связям между сторонниками мира была создана общественная Комиссия по связям с религиозными кругами, выступающими за мир. Председателем Комиссии был единодушно избран Митрополит Минский и Белорусский Филарет.

24 марта 1985 года Преосвященный Филарет был награжден памятной панагией с изображением Жировичской иконы Божией Матери.

В 1988 году на учредительной конференции Ассоциации творческой интеллигенции «Мир культуры» избран ее вице-президентом.

4 июля 1988 года Владыка Филарет был награжден именной панагией за активное участие в подготовке и проведении юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси.

15 декабря 1988 года Преосвященный Филарет вошел в избирательную комиссию по выборам народных депутатов СССР от движения за мир, объединенного Советским комитетом защиты мира, и от Ассоциации содействия ООН в СССР.

16 октября 1989 года в связи с образованием Белорусского Экзархата Московского Патриархата Митрополит Минский и Гродненский Филарет назначен Патриаршим Экзархом всея Беларуси.

В связи с расширением деятельности Белорусского Экзархата Митрополит Филарет подал прошение об освобождении его от должности председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, которое и было удовлетворено 13 ноября 1989 года с оставлением его Постоянным членом Священного Синода.

В 1990 г. избран членом Совета Белорусского отделения Международного фонда славянской письменности и славянских культур, избран народным депутатом Верховного Совета Республики Беларусь, избран председателем Комиссии Верховного Совета БССР по вопросам депутатской этики.

9 мая 1990 года Патриарший Экзарх всея Беларуси вошел в состав Синодальной Библейской комиссии, а 16 июля 1990 года был назначен председателем Комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

С января по декабрь 1991 года Высокопреосвященный Митрополит Филарет — народный депутат СССР.

С 18 февраля 1992 года Владыка Филарет носит титул: «Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Свято-Успенской Жировицкой обители священноархимандрит».

28 декабря 1993 года Высокопреосвященный Владыка назначен председателем Синодальной Богословской комиссии, образованной из Комиссии по вопросам христианского единства.

С 3 февраля 1994 года Митрополит Филарет является священноархимандритом Свято-Благовещенского Ляденского монастыря.

С 28 декабря 1996 по 17 июля 1997 года Владыка Филарет являлся временно управляющим Полоцкой епархией.

С 28 февраля по 4 июля 2002 года Патриарший Экзарх являлся временно управляющим Могилевской епархией.

25 января 2009 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в Москве избран одним из трёх кандидатов на Московский Патриарший престол.

27 января 2009 года в ходе заседания Поместного Собора, во вторник, во второй половине дня Высокопреосвященнейший Филарет снял свою кандидатуру, призвав сторонников отдать голоса местоблюстителю Патриаршего престола, митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу.

С 27 июля 2009 года Владыка Филарет — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

21 марта 2010 года за заслуги перед Русской Православной Церковью и в связи с 75-летием со дня рождения Митрополит Филарет был награжден правом преднесения креста за богослужением в пределах Белорусского Экзархата.

31 мая 2010 года Священный Синод, заслушав прошение Владыки Филарета о почислении на покой по достижении 75-летия согласно пункту 26 главы Х Устава Русской Православной Церкви, постановил просить Высокопреосвященнейшего Владыку продолжить управление Минской епархией и руководство Белорусским Экзархатом с выражением благодарности за многолетние труды по окормлению православной паствы Беларуси.

НАГРАДЫ:

Награды Поместных Православных Церквей:

  1. Орден Русской Православной Церкви святого равноапостольного князя Владимира II степени (от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I во внимание к церковным заслугам, 11 апреля 1969 года);
  2. Орден Русской Православной Церкви святого равноапостольного князя Владимира I степени (от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена во внимание к усердным трудам по проведению Поместного Собора, 18 июня 1971 года);
  3. Орден Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского I степени (от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена за большие заслуги в церковном миротворческом и патриотическом служении, 1982 год);
  4. Орден Русской Православной Церкви святого благоверного князя Даниила Московского I степени (от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с 25-летием епископского служения, 23 ноября 1990 года);
  5. Орден Русской Православной Церкви преподобного Андрея Рублева I степени (от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во внимание к возрождению епархиальной, монашеской и приходской жизни в Белорусском Экзархате и в связи с 25-летием пребывания на Минской кафедре, 24 октября 2003 года);
  6. Орден Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского I степени (от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во внимание к усердному архипастырскому служению и в связи с 70-летием со дня рождения, 21 марта 2005 года);
  7. Орден Русской Православной Церкви святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского I степени (от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к усердным миссионерским трудам и в связи с 50-летием служения в священном сане, 24 мая 2009 года).
  8. Орден Украинской Православной Церкви святого Нестора Летописца I степени (от Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, 2003 год);
  9. Орден Иерусалимской Православной Церкви Гроба Господня с частицей Животворящего Древа II степени (от Блаженнейшего Патриарха Святого града Иерусалима и всея Палестины Венедикта I, 31 мая 1968 года);
  10. Орден Польской Православной Церкви святой равноапостольной Марии Магдалины I степени (от Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши Василия, 1985 год);
  11. Орден Александрийской Православной Церкви апостола и евангелиста Марка (от Блаженнейшего Феодора II, Папы и Патриарха Александрийского и всея Африки, 4 марта 2008 года).
  12. Орден Чехословацкой Православной Церкви святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I степени (от Блаженнейшего Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея, 1985 год).

Награды Республики Беларусь:

  1. Герой Беларуси (1 марта 2006 года) — за многолетний личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога;
  2. Орден Отечества III степени (23 сентября 1998 года) — за большой личный вклад в духовное возрождение белорусского народа;
  3. Орден Дружбы народов (18 марта 2005 года) — за большой вклад в укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога;
  4. Орден Почета (октябрь 2008 года);
  5. Орден Франциска Скорины (22 октября 2003 года) — за большой вклад в духовное возрождение, укрепление дружбы между народами (в связи с 25-летием архипастырского служения на Белой Руси);
  6. Медаль Франциска Скорины (14 марта 1995 года) — за многолетнюю плодотворную деятельность по возрождению, сохранению, развитию духовного и культурного наследия белорусского народа;
  7. Грамота Верховного Совета Белоруссии (14 марта 1995 года) — за плодотворную государственную и общественную деятельность по возрождению, сохранению и развитию духовного и культурного наследия;
  8. Почетная грамота Совета Министров Беларуси (21 марта 2000 года) — за большие заслуги по укреплению дружбы между народами, в честь празднования 2000-летия христианства и в связи с 65-летием со дня рождения.

Награды РСФСР и Российской Федерации:

  1. Почетная Грамота Президиума Верховного Совета РСФСР (3 июня 1988 года) — за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси;
  2. Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 июля 2003 года) — за большой вклад в возрождение духовно-нравственных традиций и укрепление дружбы и сотрудничества между народами.

Награды СССР:

  1. Почетная грамота Советского комитета защиты мира (14 апреля 1971 года);
  2. Почетная медаль Советского фонда мира (22 мая 1981 года) — за заслуги перед движением сторонников и борцов за мир, за большой личный вклад в дело укрепления мира между народами;
  3. Почетный знак Советского фонда мира (16 декабря 1982 года);
  4. Почетная медаль Советского комитета защиты мира «Борцу за мир» (19 марта 1985 года);
  5. Почетная грамота Белорусского отделения Советского фонда мира (1985 год);
  6. Орден Дружбы народов (20 марта 1985 года).Награды Польши:
  1. Медаль ХОА «Блаженны миротворцы» (Польша, 1985 год);
  2. Командор ордена Заслуги (5 октября 1987 года).
  3. Премия общества «Пакс» им. Болеслава Пясецкого (Варшава, Польша, 30 августа 1988 года) — за активные труды на ниве экуменического и миротворческого делания.Звания Почётного гражданина:
  1. Почетный гражданин города Минска (2003 год);
  2. Почетный гражданин города Полоцка (2004 год).

Почётные учёные степени:

  1. Почётный член Ленинградской духовной академии (11 июня 1970 года);
  2. Почётный член Московской духовной академии (7 мая 1974 года);
  3. Почётный доктор богословия Прешовского богословского православного факультета (ЧССР, 16 марта 1982 года);
  4. Почётный доктор богословия богословского факультета университета им. Мартина Лютера (Галле, ГДР, 15 ноября 1983 года);
  5. Почётный доктор богословия и золотая докторская цепь Словацкого евангелического богословского факультета (Братислава, ЧССР, 14 июня 1985 года);
  6. Почётный доктор богословия богословского факультета им. Яна Амоса Коменского (Прага, 25 ноября 1986 года);
  7. Почётный доктор Белорусского государственного университета (1993 год);
  8. Почётный доктор Гродненского государственного медицинского университета (31 мая 2001 года);
  9. Почётный доктор богословия Свято-Владимирской духовной академии и докторский крест (Крествуд, Нью-Йорк, США, 5 октября 2002 года);
  10. Почётный профессор Витебского государственного университета (14 октября 2002 года);
  11. Почётный доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института (Париж, Франция, 11 апреля 2003 года);
  12. Почётный доктор Христианской богословской академии в Варшаве (28 сентября 2007 года).

Иные награды:

  1. Императорский Орден святого благоверного князя Александра Невского от Главы Российского Императорского Дома Государыни Великой Княгини Марии Владимировны (2005 год);
  2. Почетная медаль Национального Совета Национального Фронта ГДР (13 октября 1978 года);
  3. Золотая медаль им. Отто Нушке — высшая награда Христианского-Демократического Союза Германии (18 марта 1985 года);
  4. Знак Общества польско-советской дружбы «За братскую помощь и сотрудничество» (23 марта 1985 года);
  5. Золотая медаль Чехословацкого общества международных связей (17 июня 1985 года) — за заслуги в развитии дружбы и сотрудничества между народами Чехословакии и СССР.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх