Помост

Вопросы веры

Фильмы про пророков

Пророк

С юности Филипп К. Дик испытывал дискомфорт от пребывания в социуме и подозревал американские власти в беспринципном вмешательстве в жизнь обыкновенных людей, ставших заложниками бессердечной государственной машины. Некоторые современники писателя считали его обыкновенным сумасбродом, однако нельзя отнять того, что его произведения, пропитанные нотками паранойи и страха, оказали существенное влияние на развитие жанра литературной фантастики прошлого столетия. Не умея задерживаться на одном месте сверх задуманного им времени, Дик часто менял учебные заведения, города и жен, и тем не менее бросать писательскую деятельность он не собирался. Раздумывая над одной из перспективных идей и доводя ее до необходимой кондиции, автор мог днями и даже неделями засиживаться за рабочим столом доводя заметки до удовлетворяющей его формы. И такая маниакальная приверженность писательскому труду обернулась для него множеством наград, включая престижную «Хьюго» за роман «Человек в высоком замке». Фактически каждое произведение Дика было отмечено особым вниманием, а многие из его творений даже перекочевали с книжных страниц на пленку, так как задумки писателя обладали особой художественной привлекательностью и как следствие стали основой для таких культовых картин, как «Бегущий по лезвию» и «Крикуны». В свое время наследие Филиппа К. Дика отразилось на творчестве Пола Верховена, Джона Ву и даже Стивена Спилберга, не отказавшего себе в возможности разыграть напряженную историю с погонями, перестрелками и паранойей, без которой не обходилась ни одна работа писателя. Обратился к Дику и Ли Тамахори, не самый стабильный, и тем не менее заслуживший доверие публики режиссер, чьим наиболее известным фильмом считается «Умри, но не сейчас» с участием Пирса Броснана. Взяв во внимание рассказ «Золотой человек», Тамахори и компания кардинально переработали его внутреннее наполнение, отказались от участия мутантов и воссоздания антуража далекого будущего для того, чтобы поведать аудитории более приземленный и актуальный сюжет, завязанный на противостоянии глобальному терроризму, проблематике деятельности спецслужб и попытках человека отыскать свое место в этом изменчивом мире, в котором никогда не знаешь, что тебя ждет в будущем и гадаешь, возможно ли повлиять на ситуацию, если у тебя вдруг появится инструмент, позволяющий скорректировать дальнейшие действия себе во благо.
Итак, «Пророк» переносит нас в радужный Лас-Вегас, где прочно окопался Крис Джонсон (Николас Кейдж), с виду совершенно обыкновенный мужчина, который, однако обладает уникальными способностями. Определяя будущее на две минуты вперед, герой сумел организовать собственное развлекательной шоу, приносящее пускай небольшой, зато стабильный доход, а также наладил точную схему обыгрывания казино на небольшие суммы, дабы лишний раз не примелькаться и не возыметь лишних проблем. Однако человек с такими способностями, как Крис, априори не мог не попасть в поле зрения заинтересованных лиц, так как его умения имеют невероятно полезный эффект. И если их развивать, то возможно даже выйти за грани двух минут и узнать то, что случится через гораздо больший промежуток времени. Но сам герой пока что не спешит оказывать услуги сторонним нанимателям, так как он прекрасно понимает, что рано или поздно из него могут сделать обыкновенную марионетку, выпускаемую на воздух только в строго оговоренное время. Поэтому Крис предельно аккуратно проявляет талант и старается обходить опасные места, способные навлечь лишние неприятности. О¬днако вечно прятаться не получится даже такому уникальному пророку, как Крис, ведь совсем скоро банда террористов должна взорвать ядерный заряд, и только наш герой способен на это повлиять. Именно так считает агент ФБР Келли Феррис (Джулианна Мур), заприметившая Криса и решившая во что бы то ни стало переманить его на свою сторону. Таким образом за Джонсоном начинается длительная и бескомпромиссная погоня, так как сам герой не собирается добровольно передавать себя в руки властям. А помогать ему в этом будет девушка из давних грез, внезапно появившаяся на горизонте и заставившая в Крисе пробудиться самое лучшее чувство, способное повлиять на все последующие события.
Кардинально переработав оригинальный рассказ Филиппа К. Дика, создатели «Пророка» все же оставили в картине некоторые важные детали, роднящие экранизацию с «Золотым человеком». Как и в лучших творениях писателя, в центре внимания оказывается обыкновенный человек, попавший в нестандартную ситуацию. И чтобы не стать жертвой государственных интриг, ему приходится проявлять чудеса изворотливости, обходить сложнейшие ловушки и вместе с тем отыскивать в себе спящие силы, поражающие как своего обладателя, так и окружающих. В ленте Ли Тамахори подобная честь выпала на душу Николасу Кейджу, испытывающему по отношению к жанру боевика с элементами фантастического вымысла весьма теплые чувства. По указанию режиссера Кейдж показал нам вполне типичного героя, встретив которого на улице вы скорее всего прошли бы мимо не почувствовав ничего подозрительного. Главный герой, Крис Джонсон, выглядит типичным персонажем из произведений Дика, но при этом он разительно отличается от Рика Декарда и прочих героев, с коими связывают имя писателя. Умение Николаса Кейджа достоверно смотреться в образе слегка странноватых парней пошло «Пророку» лишь на пользу, так как сценарная пропись характера Рика Джонсона оставляла желать лучшего, а потому Тамахори пришлось практически во всех драматических аспектах полагаться на умения актера, переигравшего за свою продолжительную карьеру немало привлекательных партий. Попав в безумную гонку без конца и края, Кейдж чувствует себя на своем законном месте и словно вспоминает славные дни работы над «Скалой» или «Угнать за 60 секунд». И его грустный взгляд в купе с перепуганным, дерзким, безумным и загнанным внешним видом делает «Пророку» лишь честь, ведь помимо Кейджа никто не собирался показывать в картине выдающуюся игру, потому что для развлекательного фильма без претензии это было вовсе необязательно.
Режиссер, познавший досадный провал вместе со второй частью «Трех Иксов», решил продолжить работу в привычном для себя художественном стиле, и пускай «Пророк» выглядит предельно просто и не поднимает особо сложных социально-политических проблем, в его активе находится отлично поставленные сцены действия и положительная динамика, не дающая истории остановиться ни на шаг. Конечно, в некоторых моментах хотелось бы, чтобы Тамахори остановился, попинал художественными методами власти и дал возможность любовной линии между Кейджем и Джессикой Бил разгореться со всей силой, но загодя задуманный хронометраж фильма не позволял распускать сюжет на лирические и смысловые моменты. В контексте экранизации рассказа Филиппа К. Дика это весьма печально, но с другой стороны «Пророк» выглядит залихватским экшен-фильмом с достойной игрой Николаса Кейджа и симпатичным личиком Джессики Бил. Да, он не задействует потенциал большинства актеров, включая откровенно скучающую Джулианну Мур, и тем не менее зрителям будет интересно понаблюдать за выходками беглого предсказателя, желающего жить тихой, мирной жизнью и ни во что не ввязываться.
10 из 10

10 самых пророческих фильмов

Несколько десятков лет назад режиссеры и сценаристы выдумывали спецэффекты и представляли будущее, как только могли. Многое из этого выглядит сейчас достаточно смешно: например, что в 2010 году космические корабли бороздят небо над Землей, машины летают над землей, а еду готовят роботы.

Тем не менее многие фильмы с видом будущего вполне угадали!


1. «Остров» (2005)
Интересные догадки о развитии сенсорных технологий можно увидеть в этой ленте 2005 года. В частности, один из персонажей использует сенсорный стол-экран, а спустя пару лет компания «Майкрософт» объявила, что собирается выпустить PixelSense, аналогичный по идее и функционалу устройству, показанному в фильме. Было затрачено много сил и средств на создание видимости использования героями различных сенсорных устройств (в действительности же фиктивных), но прошло всего 10 лет, и приспособления с сенсорными экранами встречаются на каждом шагу.


2. «Ультрафиолет» (2006)
В этом фантастическом боевике героиня Милы Йовович демонстрирует не только навыки рукопашного боя, но и умение изменять цвет своей одежды и волос. Технологии быстрого изменения цвета одежды уже существуют. Компания Del Sol производит материалы, меняющие свой цвет под воздействием солнечных лучей. Происходит такая трансформация благодаря специальным кристаллам, разработанным в NASA. А в Будапеште Юдит Карпати презентовала интерактивную ткань «Хромосоник», которая меняет цвет от воздействия звуковых волн.


3. «Терминатор» (1984)
В первом фильме о Терминаторе самолеты-охотники показаны лишь мимоходом. Тогда идея роботов-самолетов, которые несли огненную смерть, выглядела как научная фантастика. Сегодня же дроны везде. Они играют важную роль в конфликтах по всему миру.


4. «Назад в будущее 2» (1989)
Конечно, мы не катаемся на летающих скейтбордах и не смотрим голографический фильм «Челюсти 19», но путешествие Марти Макфлая не было совсем уж далеко от истины. Так, в одном из кадров мы можем заметить видеозвонок. Смелый взгляд в будущее, при том что в то время использование мобильных телефонов только начиналось.


5. «Особое мнение» (2002)
Стивен Спилберг при адаптации новеллы Филипа К. Дика нанял команду футурологов, так что неудивительно, что показанный 2054 год находит свое воплощение в реальности. Так, интерфейс, реагирующий на жесты, которым пользуется Том Круз, не так далек от бесконтактных интерфейсов, разрабатываемых сегодня, например Kinect для X-Box. А персонализированная реклама стала обычным явлением для людей, которые пользуются интернетом.


6. «Вспомнить все» (1990)
Если о женщине с тройной грудью работники Google могут пока только мечтать, то самоуправляемые машины для них уже далеко не полет фантазии. Правда, в отличие от сюжета фильма, ими не управляет приветливый андроид, но сходство все же неоспоримо.


7. «Запретная планета» (1956)
Научная фантастика 50-х годов предсказала мир, где люди будут использовать небольшие карманные коммуникаторы, подозрительно похожие на мобильные телефоны, которых в 1956 году и в помине не было.


8. «Вечное сияние чистого разума» (2004)
Удивительно, но фильм предсказал стирание памяти. Для этого не нужны фантастические машины, так как голландские ученые доказали, что весьма распространенные сердечные лекарства могут иметь похожий эффект, когда дело доходит до травматических воспоминаний.

9. «Кабельщик» (1996)
В одной из сцен герой Джимма Керри кричит: «Скоро все американцы сынтегрируют свои телевизоры, телефоны и компьютеры. Вы сможете посещать Лувр по одному каналу и смотреть женский рестлинг по другому. Сможете делать покупки прямо из дома или играть в “Мортал Комбат” со своим другом, который находится во Вьетнаме. В будущем возможности безграничны». Это оказалось весьма пророческим предсказанием о будущем развлечений в стенах дома.

10. «2001 год: Космическая одиссея» (1968)
Фильм рассказал о целом букете технологий будущего. Наряду с планшетным компьютером, личным помощником Siri и международной космической станцией, Стенли Кубрик также предсказал концепцию космического туризма за много лет до того, как Ричард Брэнсон из Virgin Galactic воплотил эту идею в реальность.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх