Помост

Вопросы веры

Философское учение отождествляющее бога и природу называется

Для многих верующих людей понятие мир неотделимо от Господа. Бог — это и мир, и вся вселенная, и жизнь, и природа, и основа мироздания. Но не только последователи отдельных конфессий приминают и поддерживают эту точку зрения. На протяжении многих веков ученые мужи в разных странах Европы разрабатывали философию «pan theos» (пантеизм), которая по направлению мысли очень близка простому верующему человеку, полагающему, что Бог заключен во всем сущем.

Что такое пантеизм

Пан-теория объединяет и отождествляет элементы античной философии, основанной на познании природы и космоса. Несмотря на многочисленные заблуждения о том, что Pantheism — это стройная, выверенная до мелочей система, история доказывает обратное. Точнее всего было бы называть этим словом целое течение разных направлений мысли. Объединяет эти направления убежденность в существовании некой единой Божественной субстанции, наполняющей мир. Если пойти еще дальше, то, по мнению философов, реально существует только эта субстанция. Она вечна, и является причиной своего собственного начала. Она неделима, неизменна и находится абсолютно во всем. Все вещи и явления, подверженные ее влиянию образуют мир и являются частью мирового движения.

Некоторые философы в своих трудах сближают пантеистическое учение с атеизмом. Атеизм опровергает антропоморфную сущность Бога, не принимает его за личностную единицу и, соответственно, рушит религиозную доктрину, строящуюся на личности Господа.

Pantheism также отрицает личностное начало Божественной сущности. Для него Бог — это природа, это жизнь, это первооснова вселенной.

Сложно сказать однозначно, возвеличивает ли Бога эта мысль или наоборот ниспровергает. С одной стороны оказывается, что Господь велик настолько, что одновременно присутствует в каждой мельчайшей частице. С другой — каждый предмет, существо и явление, имея в своей основе Божественную сущность, сами являются Богами по своему происхождению и естеству.

Происхождение слова

Само слово Pantheism имеет древнегреческие корни. Оно произошло от слияния двух основ «пан» — «все, всякий» и «теос» — «Бог». Отсюда и ключевая мысль всего учения: Божественная субстанция, заключенная во всем живом и неживом мире.

Но имея греческое происхождение, термин впервые появился в работе английского математика и философа Джозефа Рафсона » De Spatio Reali» в 1697 году. А на английском языке понятие «pantheist» было использовано только спустя несколько лет в 1705 году ирландским ученым Джоном Толандом в статье «Socinianism Truly Stated, by a pantheist».

Значение понятия

Пантеисты сходятся во мнении, что ключевое понятие их учения описывается одной короткой фразой: «Природа – это Бог в вещах». И, несмотря на различные ответвления, эта философия построена на едином принципе святости природы и Боге, как безличном начале.

Единое определение содержит в себе несколько различных понятийных форм, среди них можно выделить четыре основных:

  1. Трансцендентный или мистический уклон, который больше схож с панентеизмом.
  2. Теомонистическое направление, которое лишает вселенную самостоятельного бытия.
  3. Физиомонистическое течение, говорящее о том, что существует только природа, а Бог лишен самостоятельности.
  4. Имманентно-трансцендентное направление, делающее акцент на божественной сути вещей.

Сегодня понятие «Pantheism» продолжает развиваться и расширяться.

Сущность и основные положения

Закон пан-теории призван главным образом решать проблему объединения двух противоположных состояний мировой гармонии: статичность и подвижность. Ученые в своих трактатах наделяют теорию божественной субстанции сразу двумя видами свойств. К статичным явлениям относятся: вечность, бесконечность вселенной, неизменность, а к динамичным: постоянная природная изменчивость, движение жизни.

У Парменида философское учение, отождествляющее бога и мир, называется несколько иначе, однако, проповедует те же идеи, что и Pantheism. Он говорит о том, что божественная неподвижность в своеобразной форме присуща всему живому, здесь он вспоминает закон цикличности природы. А вот Гегель, наоборот, приписывает творцу исключительно динамические способности к движению и развитию мира, таким образам, полностью искореняя противоречивость учения.

Приверженцы имманентного направления видели высшую силу, как некую закономерность, которая неподвластна времени и неизменна. Именно она управляет всем земным движением.

Эту мысль поддерживали:

  • Гераклит;
  • Спиноза;
  • стоики.

Одно из ответвлений неоплатонической философии со временем сформировало новое направление пантеистического учения — эманационное. В эпоху возрождения средневековой философии идеи ученых эманационнистов не противоречили господствующей теологической доктрине, но представляли собой один из подвидов реализма. Его черты обнаруживаются в работах Эриугены и Давида Динанского.

История пантеизма

Новый термин был характерен для философского мировоззрения востока, хотя слово «пантеист» родилось в трудах английского материалиста Джона Толанда на рубеже XVII-XVIII веков. Но истоки этой философской мудрости появились в истории человечества задолго до Толанда. Первые размышления, близкие пантеистическому мировоззрению, зародились в восточных культурах. Так, индуизм, веданта, брахманизм в Индии, даосизм в Китае — были основоположниками этой философской системы. Древнеиндийские веды и тексты упанишады содержат в себе письменные доказательства идей единства Бога и окружающего мира.

Эта мысль ярко прослеживается в трудах Лао-Цзы. То же самое обнаруживается в религиях африканских народов, в зооастризме, буддизме.

В поддержку пантеистического мировоззрения открыто выступал Джордано Бруно. Богословы Западной Европы: Эриуген, Иоанн Скот, Николай Кузанский и Экхарт были близки этому учению, но официально не причисляли себя к нему.

Благодаря работам Спинозы пан-теория получила распространение в Европе XVIII века. Следующий век называл эту систему философией будущего, но в XX столетии из мировой истории Pantheism вытеснили идеи коммунизма и фашизма.

Появление учения

Новое течение философской мысли, провозглашающее тождество божественного начала и природного мира, появилась много веков назад в Древней Греции.

Первыми греческими учеными, которые проявили интерес к этой теме, были:

  • Гераклит;
  • Анаксимен;
  • Фалес;
  • Анаксимандр;
  • адепты стоицизма.

Их идеи отождествляют космос с огромным огненным организмом, породившим все живое на планете. Таким образом, и Создатель, и люди, и все сущее имеет изначально одно происхождение. Это провозглашает равенство всего человечества.

Развитие и распространение

Средние века были временем распространения и господства монотеистических учений, где Творец понимался как личность могущественная, обладающая особыми качествами. Он построил этот мир и держал под контролем жизнь каждого живого существа. В этот период пантеисты разрабатывали эманационную мысль, которая была компромиссом официальной религии. Давид Динайский первым в средневековье вывел пентеистическую мысль на материалистический уровень. Он утверждал, что Господь, разум и материальная Вселенная — это одно и то же. Такую теорию поддерживали многие секты, отвергнутые церковью.

Ученые эпохи Возрождения пошли другой дорогой, обратившись к традициям античной философии, наследию натурфилософии. В эту науку внес огромный вклад Парацельс — астролог и врачеватель. В этот период точные науки стали основой для изучения природы и мира, таким образом, поднимая из пепла учения пантеистов.

Спорные вопросы

Несмотря на долгую историю, пантеистическая теория до сих пор имеет ряд спорных вопросов. Один из них — невозможность установить процент религиозности в учении пантеистов. Многие поклонники этого учения считают, что сама мысль уже создала свою собственную религию, способную конкурировать с католицизмом. Другие поддерживают идею о том, что Pantheism — это научная теория познания мира, тождественная многим научным практикам.

Формы

Четыре основных формы пантеистической теории родились в разное время и развивались в различных условиях. Но сегодня каждая из них имеет право на жизнь и ведет за собой целую армию поклонников, состоящих из ученых, философов, мыслителей и простых обывателей.

Натуралистический

Натуралистическая форма появилась в работах стоиков: Джордано Бруно и Спинозы. Эти труды концентрировались на обожествлении природы и всего живого. Мировая душа — одно из ключевых понятий этого направления, как и бесконечный разум. Философы-натуралисты тяготеют к материальному началу, ставя во главу вселенной природные силы.

Идеалистический

Идеалистические или по-другому монические формы признают «идеальное» началом всего сущего. Такие идеи родились еще в древней Индии, проявлялись в отдельных буддистских школах. В трудах Дипак Чопры дается наиболее полное определение этим пантеистическим формам, успешно распространившимся не только в восточной философии, но и в западной.

Мистический

Ученые: Николай Кузанский, Экхарт, Беме, Парацельс и другие были активными поклонниками и создателями мистической формы пантеизма. В своих трудах они пропагандировали не присутствие Творца в природе, а природы в Творце. Вселенная, все живое и природное — это особый уровень бытия Бога, наивысшая точка его существования.

Дуалистические

Дуалистические формы ярко проявляют себя в современном мире, поднимая популярность таких явлений, как реинкарнация, паранормальные явления, рождающие новые связи в природном мире. Неоязычество активно использует идеи дуалистических форм философских концепций прошлого.

Пантеистические концепции в религии

При тщательном изучении первооснов большинства религий обнаруживается их тесная связь с направлением. В разных уголках земного шара люди задавались вопросом о роли божественного начала в структуре вещей. Вселенная изначально представляет собой единство мира природного и материального с сохранением в каждой частице сущего реальности — Творца.

В даосизме

История даосизма знает несколько этапов его развития. Так, в работах его ключевых мыслителей Чжуан-Цзы и Лао-Цзы он имеет пантеистическую основу, несмотря на то, что в будущем даосизм превратиться в религию с множеством различных божеств. В сочинениях Лао-Цзы не встречается Творец, воплощенный в образе человека, личности. В основе всего мироздания лежит «Дао» (путь) — единство, присутствующее в основе всех вещей и явлений. Гармония в даосизме — это жизнь в согласии с природным и мировым единством Дао.

Подобная мысль развивается и в размышлениях Чжуан-Цзы. Он пишет, что вселенная невозможна без Дао, и всем мы сотворены из его благодатной сущности. Тождество природы и божественной сущности доказывается в восточной философии с помощью мысли о вселенской гармонии.

В индуизме

Есть мнение, что первые пантеистические мысли зародились именно в индийских религиозных текстах. В индийских писаниях сказано, что жизнь наполнена бесконечной, безличностной реальностью, которая не изменяется, не преображается. Она формирует вселенную, являясь основанием всего живого.

Эта идея отчетливо прослеживается в теологии Брахман, в древнейших ведах и философии адвайт-веданта

В других вероисповеданиях

Пантеистическое начало прослеживается во многих малоизвестных религиозных течениях. Так, например, в индейских и африканских племенах традиционная вера с элементами политеизма и анимализма переплетается с пантеистическими идеями.

Суфизм берет за основу веру в единство природы и божественного начала. Подобные мысли наполняют трактаты суфийских мыслителей, испытавших на себе влияние западной философии XIX века.

Не обходят стороной это течение и другие учения:

  • неоязычество;
  • теософия;
  • оккультизм;
  • и буддизм.

Даже некоторые этические направления мысли, как, например, толстовство, включают в свои идеи мысли о природном единстве мира.

Известные пантеисты

История пантеистического учения знает огромное количество имен, внесших вклад в развитие этой теории. Самыми известными и плодовитыми пантеистами были западные философы: Джордано Бруно и Б. Спиноза.

Джордано Бруно

Джордано Бруно — итальянский философ и мыслитель 16 века. Он считал, что вся природа, человек, Творец и Вселенная — это единый живой организм. На основе этой идеи Бруно предложил теорию существования множества других миров, основываясь на том, что Вселенная бесконечна и не имеет границ. Пантеистические мысль Джордано Бруно стали основой классической концепции философии Ренессанса.

Бенедикт Спиноза

Нидерландский рационалист Бенедикт Спиноза внес в пантеистическую теорию следующую форму: природа, субстанция и Бог — единое целое, творящее мир. Это мысль и дальнейшая ее разработка вывела философа в ряды выдающихся пантеистов. Последователи Спинозы, опираясь на его формулу, смогли развить и усовершенствовать сразу несколько пантеистических течений. Даже сегодня имя Спинозы для многих ученых ассоциируется с великими учениями пантеистического гения.

Родственные концепции

Ряд известных философских и теологических концепций содержат отдельные элементы классического теизма в сочетании с мыслями, главенствующими в учении пантеистов. Происходит это из-за того, что при своей отстраненности от других религий ни одна концепция не способна игнорировать достижения сторонних концепций, особенно тех, которые долгие годы разрабатывались лучшими умами человечества.

Панентеизм

Термин «панентеизм» появился в Германии в XIX веке и переводится с древнегреческого как «все в Боге». Согласно этому учению, Бог обнаруживает себя не только во всех вещах, находящихся во Вселенной, но и присутствует вне Вселенной. Иногда панентеизм отказываются считать самостоятельным явлением, и причисляют его к одному из ответвлений течения Pantheism. Но в последние годы специалисты находят все больше и больше оснований для разделения этих двух учений.

Пандеизм

Пандеизм — философское движение, утверждающее, что «все есть Бог». Приверженцы пандеизма верят в божественную природу всего сущего, но категорически отрицаю личность Бога. В основе этой концепции главным образом лежит направление, получившее название «деизм».

Деизм — признает существование Бога, но при этом отвергает все приписываемые ему мистические явления. В 1910 году вышла в свет книга, наиболее точно описывающая учение пандеизма. Ее автор — философ Макс Бернхард Вайнштейн.

Панпсихизм

Панпсихизм — это философское направление, говорящее об одушевленности природы.

Формами этого учения, хоть и несколько устаревшими, считаются:

  • гилозоизм;
  • учения о душе;
  • анимистические идеи некоторых первобытных культур.

Отдельные проявления панпсихизма можно отыскать в работах видных философов прошлого:

  • Г.В. Лейбница;
  • А. Шопенгауэра;
  • Ф. В. Й. Шеллинга;
  • К.Э. Циолковского.

К современным последователям этого течения относят Дэвида Чалмерса и Галена Стросона.

Видео

Подробнее изучить философские концепции прошлого и настоящего можно не только на лекциях выдающихся ученых, но и с помощью видео-уроков, предназначенных для студентов российских университетов и всех поклонников философии.

Тесты по философии (стр. 2 из 5)

аскетизм

88.Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:

Креационизм

89.Учение о спасении души

Сотериология

90.Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека

Креационизм

91.Главная задача христианских апологетов состояла в:

В обосновании преимуществ христианства перед язычеством

92.Название периода творческого служения «отцов Церкви» (III-VIII вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики:

патристика

93.Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем»

Августин

94.»Шестоднев» — это книга, в которой излагались:

Христианская онтология и космогония

95.Схоластика – это:

тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем

96.Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:

схоластике

97.Представитель средневековой философии:

Фома Аквинский

98.Представитель средневековой западноевропейской философии:

Ф.Аквинский

99.Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья

Экзегетика

100.Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для

Фомы Аквинского

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

101.Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:

Возрождение

102.Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:

антропоцентризм

103.Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:

антропоцентризм

104.В каком городе была в 15-м веке возрождена Платоновская академия?

Флоренции

105.Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:

антропоцентризм

106.Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:

человек

107.Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

гуманизм

108.Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для:

индивидуализма

109.Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:

индивидуализм

110.Автор «Речи о свободе и достоинстве человека»

Пико делла Мирандола

111.Представитель философии эпохи Возрождения:

Дж.Бруно

112.Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:

Дж.Бруно

113.Итальянский поэт, автор сонетов к Лауре, основоположник гуманизма, критик схоластики

Петрарка

114.Для философии эпохи Возрождения характерна

ностальгия по античной культуре

115.Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»

Пантеизм

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 17-18 вв.

116.Освобождение от церковного влияния

Секуляризация

117.Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей

Рационализм

118.Основное утверждение рационализма заключается в том, что

Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека

119.Особенности рационализма XVII в. обусловила

Математика

120.Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии

Р. Декарт

121.Дуалистическая философия характерна для

Р.Декарта

122.В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался

Дуализма

123.Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал

Р. Декарт

124.Что означает исходный тезис философии Декарта, по-латински звучащий как «cogitoergosum»?

если я мыслю, следовательно, я существую

125.Мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью» принадлежит:

Р.Декарту

126.Основное утверждение эмпиризма

Всё знание человека основывается на опыте

127.Направление, считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт

Сенсуализм

128.Основоположник эмпиризма, автор первой технократической утопии «Новая Атлантида», автор лозунга «Знание – сила»

Ф. Бэкон

129.Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать

Индукция

130.Деление Ф. Бэконом опытов на «плодоносные» и «светоносные» соответствует делению знания на:

Чувственное и рациональное

131.Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:

опираться на опыт и двигаться от единичного к общему

132.Философ, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabularasa

Дж. Локк

133.»Война всех против всех» есть естественное состояние, считал

Т. Гоббс

134.Теории «общественного договора» придерживался

Т. Гоббс

135.Философ, взявший за основу бытия так называемые «монады»

Г. Лейбниц

136.Простая неделимая субстанция согласно Лейбницу

Монада

137.Представителем субъективного идеализма является:

Дж.Беркли

138.Центральная философская проблема Д. Юма

Познание

139.Центральная проблема в философии французского Просвещения

Человека

140.Основная идея философии французского Просвещения

Приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества

141.К числу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести

Идею равенства всех людей

142.Сущность деизма состоит в

Сведении роли Бога к творению материи и первотолчку

143.Представитель философии Французского Просвещения

Ж.-Ж. Руссо

144.»Человек рожден быть свободным, — а между тем везде он в оковах», — утверждал

Ж.-Ж. Руссо

145.Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж. Руссо считал

Собственность

146.Французский философ, сторонник сенсуализма

Локк

147.Центром европейского Просвещения в середине 18-го века была

Франция

148.Идея правового государства включает в себя положение о

Разделении властей

149.Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями

Гоббс

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

150.Хронологические рамки немецкой классической философии

XVIII – XIX вв.

151.Философ, автор «Критики чистого разума»:

И.Кант

152.Важнейшее философское произведение Иммануила Канта

«Критика практического разума»

153.Предметом теоретической философии по И.Канту должно быть исследование:

законов разума и его границ

154.По И.Канту, для того чтобы знание было достоверно, оно должно:

быть всеобщим и необходимым

155.И.Кант считает, что пространство и время:

есть врожденные, доопытные формы чувственности

156.В философии И. Канта «вещь в себе» — это

То, что вызывает в нас ощущения, но само не может быть познано

157.В философии И.Канта, антиномии имеют место там, где с помощью человеческого рассудка пытаются делать заключения о:

мире «вещей самих по себе»

158.Смысл категорического императива И.Канта можно раскрыть таким образом: поступай по отношению к другим так, как:

ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе

159.Утверждение: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время стать и принципом всеобщего законодательства» принадлежит

И. Канту

160.По мнению И. Канта для формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет

Нравственный долг

161.Философ, автор «Феноменологии духа», «Науки логики», «Философии истории», «Философии права»:

Г.В.Ф.Гегель

162.Философии Г.Гегеля присущ:

панлогизм

163.Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется:

диалектика

164.Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю:

Абсолютная идея

165.Представитель немецкой классической философии:

Л.Фейербах

166.Кто из нижеперечисленных мыслителей не относится к представителям немецкой классической философии?

Ф. Ницше

167.Представителем материализма является

Л. Фейербах

168.Разделил действительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений»

Кант

169.Не является характерной особенностью немецкой классической философии

Отрицание трансцендентного, божественного бытия

170.Мыслитель, проживший всю жизнь в Кенигсберге, преподававший в тамошнем университете

Кант

171.Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является

Мировой Дух

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 вв.

172.Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию

Иррационализм

173.Философское направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания

Философия жизни

174.К представителям «философии жизни» относится

Ф. Ницше

175.Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал

А. Шопенгауэр

176.Артур Шопенгауэр считал субстанцией, первоосновой мира

Волю к жизни

177.Центральное понятие философского учения А.Бергсона – жизненный порыв (élanvital). Его познание возможно с помощью:

интуиции

178.Кто является автором следующих произведений: «Весёлая наука», «По ту сторону добра и зла», «Человеческое, слишком человеческое»?

Фридрих Ницше

179.Родоначальник позитивизма

5 известных теорий возникновения Вселенной, ставших частью поп-культуры

Новость о том, что Вселенная, согласно свежей математической теории, может представлять собой голограмму, несколько дней назад взорвала сайт Nature — ведущего научного журнала мира. Как обычно, на расчёты, их методику и место в современной физической космологии обратили внимание немногие — но заголовок, будто материализовавшийся из книги Филипа Дика, разошёлся по всем соцсетям. Подобную судьбу в последние годы наследуют почти все термины такого рода, связанные с научными гипотезами о возникновении сущего, — от «сингулярности» до «тёмной материи». Будьте уверены, поп-культура переварит их и превратит значения слов в нечто максимально таинственное и непонятное — тем более что интерес массового зрителя и читателя к космологии в последние годы неуклонно растёт. В этом материале мы решили собрать другие известные теории возникновения Вселенной, превратившиеся в поп-культурные мемы.

1Мифологическая космология

Ничто не мило читателю или зрителю в постмодернистском мире так сильно, как синкретическое сочетание различных мифологий: на этом строится буквально любой супергеройский эпос (лучший пример из недавнего — «Мстители»: германские боги, лавкрафтианские инопланетяне, мессианская фигура жертвующего собой Тони Старка, индустриальный оборотень Халк и т. д., и т. п.). Какое это имеет отношение к научным теориям устройства мира, спросите вы? Самое прямое: истории о ясене Иггдрасиле и черепе Урана предшествовали научному пониманию мира и формировали его. Эту хитрую наследственность в жанровом кинематографе любят демонстрировать в лоб — как в «Звёздных войнах», где обеспечивающая существование далёкой галактики Силы имеет двойную природу — мистическую и биологическую (все помнят слово «мидихлорианы»?), или в «Хижине в лесу», где высокотехнологичный центр поддерживает бесперебойное обеспечение древних богов человечиной.

Истории о ясене Иггдрасиле
и черепе Урана предшествовали научному пониманию мира
и формировали его.

2Мультиверс

Представлению о множественности миров гораздо больше лет, чем вы, скорее всего, думаете — и мы сейчас не имеем в виду индуистскую концепцию перерождения. Еще в XII веке мусульманский философ Фахруддин ар-Рази предположил, что за пределами нашего мира существует пустота, заполненная другими вселенными — а в начале XXI века такая точка зрения является крайне популярной частью персонализированной метафизики. Кстати говоря, личностные квазирелигиозные воззрения, сочетающие в себе христианскую мораль, представления о карме и параллельных мирах раньше любил описывать Дуглас Коупленд — в «Поколении X» для этого даже вводится специальный термин, «селф-изм». Что касается мультиверса, то он стал общим местом в научной фантастике и комиксах как таковых: именно так компания DC, скажем, объясняет одновременное существование полудюжины версий Бэтмена. С другой стороны, в данном случае интерпретация понятия довольно далеко ушла от его современной дефиниции: там, где в нынешней квантовой механике продолжается активная дискуссия о правомерности «многомировой» гипотезы, делающей реальными абсолютно все исходы и события (в том случае если они принципиально возможны), в научной фантастике (от «Эффекта бабочки» Брэдбери до трилогии «Назад в будущее») части мультиверса почти всегда так или иначе влияют друг на друга.

3Теория Большого Взрыва

Наиболее часто встречающееся в современной поп-культуре космологическое понятие — соответствующее словосочетание можно найти в текстах песен (между прочим, групп с таким названием существует как минимум три: норвежская металлическая, британская синтипоповая и корейский бойз-бэнд), в бесчисленных сценариях комиксов и, разумеется, в названии популярного ситкома о гиперболизированной жизни молодых учёных. Как ни странно, суть события при пересказе почти не перевирают: действительно, Большой Взрыв — это своеобразный «акт творения» Вселенной; событие, в результате которого появились и время, и материя. Именно поэтому, например, бессмысленно задаваться вопросом «что было до Большого Взрыва?» — поскольку само время появилось ровно с началом этого события! (Этот момент хорошо проясняется в «Краткой истории времени», классическом нон-фикшне Стивена Хокинга.) Не зря к этой теории тепло относился Иоанн Павел II: действительно, она довольно неплохо стыкуется с космологией авраамических религий.

Большой Взрыв — это своеобразный «акт творения» Вселенной; событие, в результате которого появились и время, и материя.

4Эволюционная космология

Строго говоря, эволюция — что в исходном понимании гениального Чарльза Дарвина, что в современной версии, рассматривающей эволюцию в применении к популяциям, — не является космологической теорией и описывает лишь развитие жизни. Но в расширительном смысле идея и философия бесконечного изменения находит очень большой отклик у людей творческих профессий — в том числе её переносят на такие метафизические материи как этика и эстетика. Ярчайшим примером работы на эту тему является «Древо жизни» Терренса Малика: даже если не рассматривать те моменты, где режиссёр обращается к космологии напрямую (речь о вызвавших противоречивые отзывы зрителей моментах с древней Землёй, населённой динозаврами), идея эволюционного изменения — это смысловой стержень фильма.

5Теория струн

Попыток модификации Теории Большого Взрыва за те почти уже 100 лет, что она существует, было предпринято довольно много. Теорию струн часто называют очередной «теорией всего» или наследницей теории расширяющейся Вселенной, возникнувшей в результате Большого Взрыва, — но, строго говоря, это не совсем так. Хороших объяснений теории струн «на пальцах» почти нет и по сей день (притом что её история насчитывает несколько десятилетий). Главное, что вам нужно знать о ней, — это то, что в её рамках мир представляется не четырёхмерным, как в эйнштейновском варианте общей теории относительности (три пространственных измерения + время), а вовсе даже 11-мерным: такая интерпретация позволяет получить определённые математические преимущества и снять ряд противоречий между экспериментом и теорией. Несмотря на строгую математичность, за теорией сохраняется эзотерический флёр: именно в таком ключе её использовали режиссер Ридли Скотт и автор сценария Кормак Маккарти в недавнем философском экшене «Советник». Вибрация многомерных струн здесь воспринимается как в метафорическом, так и в совершенно буквальном смысле: струны нарушают структуру мироздания — и разрушают жизни.

Ответы на тесты по философии

1. Термин, происходящий от греческих слов phileo — любовь и sophia — мудрость — это ….. .

философия

2. Учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира — это ….. .

философия

3. Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека — это ….. .

мировоззрение

4. Мыслитель первым объяснивший слово «философ» — это ….. .

Пифагор

5. Смысл философии, согласно Пифагору, — в поиске — ….. .

истины

6. Главная задача философа — умение доказывать то, что он сам считает правильным и выгодным считали — ….. .

софисты

7. Последователи философской школы античности, утверждавшие, что важнейшее умение философа — доказывать то, что он считает выгодным и правильным:

Софисты

8. Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках — это ….. .

софизм

9. Философия представляет собой «знание и понимание ради самого знания и понимания» считал:

Аристотель

10. Познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой, считал:

Платон

Эпикур

12. Первый элементарный вид отражения действительности — это ….. .

ощущение

13. Наиболее глубинное отражение действительности происходит посредством ….. .

понятия

14. Философское направление, объясняющее все из материи как первого источника всех вещей —

материализм

15. Философское направление, выводящее все из одного духа, объясняющее возникновение материи из духа или подчиняющее ему материю — это ….. .

идеализм

16. Разновидность идеализма, провозглашающая независимость идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека:

объективный

17. Разновидность идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека:

субъективный

18. Идеалистическое направление, по которому законы бытия определяются законами логики — это

панлогизм

19. Идеалистическое направление, отрицающее возможность разумного и логического познания действительности — это ….. .

иррационализм

20. Разумное и логическое познание действительности невозможно, утверждает:

иррационализм

21. Крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений — это ….. .

солипсизм

22. Существую только «Я» и мои ощущения, утверждает:

солипсизм

23. Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности- это ……

субъективизм

24. Философское направление, представители которого признавали бога, как мировой разум сотворивший природу и придавший ее движение, но не вмешивающийся в ее бытие — это ……

деизм

25. Представление о боге, как мировом разуме, сотворившем природу, но вмешивающемся в ее бытие характерно для:

деизма

26.Философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало — материальное или духовное —

монизм

27. Мир имеет или материальное начало, или духовное, утверждает …

монизм

28. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал — материального и духовного —

дуализм

29. Материальное и духовное первоначала мира равноправны, утверждает …

дуализм

31. Существует множество исходных оснований и начал бытия, утверждает:

плюрализм

32. Направление философской мысли, утверждавшее, что мир принципиально не познаваем — это ..

агностицизм 33. Мир принципиально не познаваем, утверждает:

агностицизм

34. Философское направление, отрицающее возможность достоверного знания — это ….. .

скептицизм

35. Достоверное знание о мире не возможно, утверждает :

скептицизм

36. Система приемов теоретического и практического освоения действительности, способ построения и обоснования системы философского знания — это ….. .

метод

37. Методологический принцип, заключающийся в признании относительности, условности и субъективности познания — это ….. .

релятивизм

38. Познание относительно, условно и субъективно, утверждает:

релятивизм

39. Методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе законов, свойственных более простым — это ….. .

редукционизм

40. Принцип сведения сложного к простому в познании- это … .

редукционизм

сенсуализм

42. Ощущение и восприятие есть основа и главная форма достоверного познания, утверждает …

сенсуализм

43. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей — это …..

рационализм

44. Разум есть основа познания и поведения людей, утверждает :

рационализм

иррационализм

46. Функция философии, связанная с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира:

мировоззренческая

47. Функция философии, в которой философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности :

методологическая

48. Функция философии, подвергающая все сомнению:

критическая

49. Функция философии, связанная с исследованием социальных, нравственных, эстетических, идеологических и др. ценностей:

аксиологическая

50. Функция философии, объясняющая общественное бытие и способствующая его материальному и духовному изменению:

социальная

51. Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ — это ….. .

антропоморфизм

52. Наделение человеческими качествами окружающей природы:

антропоморфизм

53. Собрание древнеиндийских источников (кон. II — нач. I тыс. до н. э.), сборники гимнов в честь богов — это ….. .

Веды

54. Религиозное течение древней Индии, с которым связывают начало формирования философского мышления — это ….. .

брахманизм

55. Начало формирования философского мышления в Древней Индии положил … .

брахманизм

56. Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего- ….. .

брахман

57. Космическое духовное начало, безличный абсолют с индийской философии:

брахман

58. Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное духовное начало — это ….. .

атман

59. Индивидуальное духовное начало в индийской философии- это …

атман

60. Одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы — это ….. .

сансара

61. Перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы в индийской философии- это …

сансара

62. Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения- это ….. .

карма

63. Закон, определяющий характер нового перевоплощения в индийской философии- это …

карма

64. Состояние «освобождения» от бесконечных перевоплощений в индийской философии- это ….. .

мокша

65. Цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бесконечных перевоплощений в индийской философии.

мокша

66. Направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения — это ….. .

гедонизм

67. Наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения утверждает :

гедонизм

68. Материалистическое учение в Древней и Средневековой Индии:

чарвака

69. Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений- это ….. ..

нирвана

70. Высшее состояние, цель человеческих стремлений в буддизме:

нирвана

71. Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный — ….. .

Будда

72. Практика углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний — ….. .

медитация

73. Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало — …

Ян

74. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало — …

Инь

75. Центральное понятие философии Конфуция, обозначающее высшую добродетель, милосердие —

жэнь

76. Понятие философии Конфуция, обозначающее уважение и почтительность к родителям и старшим —

сяо

77. Философско-религиозное направление в Китае, основателем которого считается Лао-цзы — .. .

даосизм

78. Категория китайской философии, обозначающая путь нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм, закономерность сущего — ….. .

Дао

79. Время возникновения философии … до н. э.

кон. VII — нач. VI в.

80. Хронологические рамки античной философии:

VII в. до н. э. — V в.

81. Хронологические рамки эллинского периода античной философии … вв. до н. э.

82. Классический период древнегреческой философии … в. до н. э.

83. Основные характерные черты эллинистического периода:

космологизм онтологизм

84. Хронологические рамки эллинистическо-римского периода античной философии:

III в. до н. э. — V в. н. э.

85. Первая философская школа Древней Греции:

милетская

86. Город, в котором возникла первая философская школа Древней Греции — ….. .

Милес

87. Представители милетской школы в античной философии:

Фалес Анаксимен Анаксимандр

88. Проблема, выдвинутая представителями милетской школы античной философии:

первоначала

89. Первоначалом сущего считал воду:

Фалес

90. Философ, утверждавший в качестве первоначала воду:

Фалес

92. Философ, утверждавший в качестве первоначала воздух — ….. .

Анаксимен

91. Первоначалом сущего считал воздух:

Анаксимен

93. Первоначалом сущего считал огонь:

Гераклит

94. Философ, утверждавший в качестве первоначала огонь:

Гераклит

95. Философ, предложивший считать вечными неизменными первовеществами землю, воду, воздух и огонь:

Эмпедокл

96. Понятие античной философии, обозначающее «слово», «смысл», разумный принцип, управляющий миром — ….. .

логос

97. Понятие, введенное античным философом Анаксимандром, для обозначения первоначала — …..

апейрон

98. Первоначалом сущего считал апейрон:

Анаксимандр

99. Понятие, которым пользовались последователи Пифагора для обозначения первоначала- ….. .

число

100. Античный автор диалектического высказывания «…все рождается через распрю и по необходимости»- ….. .

Гераклит

101. Понятие древнегреческой философии, характеризующее организованность космоса, в противоположность хаосу — ….. .

гармония

102. Античный автор высказывания «нельзя дважды войти в одну и ту же реку»- ….. .

Гераклит

103. Античный философ, утверждавший, что бытие и небытие неразрывны:

Гераклит

104. Представители элейской школы античной философии:

Ксенофан Парменид Зенон

105. Античный автор тезиса: «Есть бытие, а небытия вовсе нету…» :

Парменид

106. Автор высказывания: «Одно и то же есть мысль и бытие…» :

Парменид

107. Элейский мыслитель — автор знаменитых апорий — …

Зенон

108. Гераклит утверждал, что мир находится в вечном ….. .

движении

109. Мир находится в вечном движении утверждал:

Гераклит

110. Главное следствие из онтологии Парменида — бытию не свойственно- ….. .

движение

111. Гераклит в качестве онтологической основы полагал:

огонь

112. Античный философ, считавший, что движение невозможно:

Зенон

113. Античный философ, представлявший бытие в виде мельчайших, неделимых, невидимых частиц —

Демокрит

114. Бытие состоит из мельчайших, неделимых, невидимых частиц считал:

Демокрит

115. Понятие, использованное Демокритом для обозначения неделимых материальных элементов — .

атом

116. Понятие, обозначающее, по Демокриту, небытие — ….. .

пустота

117. Онтологическая концепция, разработанная античными философами Левкиппом и Демокритом — .

атомизм

118. Философское направление развитое во взглядах Демокрита:

атомизм

119. Создатель атомистической теории:

Демокрит

120. Пифагор утверждал, что …

мир есть гармония чисел

121. Философ-софист :

Протагор

122. Античный автор тезиса «человек — мера всех вещей»:

Протагор

123. «Человек — мера всех вещей» — утверждал …

Протагор

124. Философы, выдвинувшие тезис «человек — мера всех вещей»:

софисты

125. Представители афинской школы философии :

Сократ Платон Аристотель

126. Злые поступки, согласно Сократу, являются следствием :

человеческого незнания

127. Понятие «софия» в эпоху античности:

мудрость

128. Древнегреческий философ, связавший добродетель со знанием:

Сократ

129. По Платону бытие делится на мир вещей, материю и мир — ….. .

идей

130. Истинным бытием по Платону является :

мир идей

131. Античный мыслитель, считавший высшей идеей идею «блага»:

Платон

132. Форма государственного правления наиболее неприемлемая с точки зрения Платона:

демократия

133. Науку о сущем, причинах и началах Аристотель называл … философией

первой

134. Науку о природе Аристотель называл … философией

второй

метафизика

136. Философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность- ….. .

телеология

137. Процессы и явления природы имеют целесообразность, утверждает:

телеология

138. Представители философской школы киников:

Антисфен Диоген

139. Философские школы эллинистическо-римского периода:

эпикуреизм стоицизм скептицизм

140. Основоположники кинизма:

Антисфен Диоген

141. Философия кинизма призывала к …

отказу от удовольствий

142. Свобода для киников — это …

отказ от норм поведения

143. Философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность — ….. .

этика

144. Античный философ, разрабатывавший проблемы счастья, свободы человека, преодоления им страха перед смертью и богами:

Эпикур

145. Этическое учение Эпикура можно определить как этику …

свободы

146. Эпикур под наслаждением понимал …

свободу от страданий тела и смятений души

147. Основной принцип индивидуалистической этики Эпикура:»Живи …»

незаметно

148. Философ, чей девиз был «живи незаметно»:

Эпикур

149. Понятие, означающее невозмутимость духа — ….. .

атараксия

150. Понятие «атараксия» означает :

невозмутимость духа

151. Основатель учения стоиков:

Зенон из Китеона

152. Хронологические рамки раннего стоицизма:

III-II вв. до н. э.

153. Представители раннего стоицизма:

Зенон Хрисипп

154. Хронологические рамки среднего стоицизма:

II-I вв. до н. э.

155. Представители среднего стоицизма:

Панеций Посидоний

156. Хронологические рамки позднего стоицизма:

I-II вв. н. э.

157. Представители позднего стоицизма:

Сенека Марк Аврелий

158. Философ — идеал стоиков:

Диоген Синопский

159. Учение, отождествляющие Бога и мир в целом — ….. .

пантеизм

160. Бога и мировое целое отождествляет:

пантеизм

161. Гражданин единого мирового государства, в философии стоиков — ….. .

космополит

162. Основное понятие этики стоицизма, полная свобода души от страстей и аффектов — ….. .

апатия

163. Сила, управляющая миром, в философии стоиков — ….. .

фатум

164. Философ стоик, полагавший, что при безнадежной запутанности в противоречиях человек должен добровольно уходить из жизни:

Марк Аврелий

165. Философская школа античности, характеризующаяся сомнением в возможностях познания — .. .

скептицизм

166. Основатель скептицизма:

Пиррон

167. Основатель неоплатонизма:

Плотин

168. Высшая ступень бытия по Плотину:

Единое

169. Хронологические рамки европейского средневековья — … вв.

170. Представители средневековой философии:

Аврелий Августин (+) Фома Аквинский

171. Представители средневековой философии:

Иоанн Росцеллин (+) Уильям Оккам

172. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога — ….. .

теология

патристика

174. Хронологические рамки патристики … вв.

175. Учение о человеке — это ….. .

антропология

176. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к …

богословию

177. Основная задача средневековой философии состояла в …

защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога

178. Вера противопоставлялась в средневековье …

разуму

179. Теоцентризм — мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве …

бога

180. Тип религиозной средневековой философии, характеризующийся соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой — ….. .

схоластика

181. Хронологические рамки схоластики — … вв.

182. Средневековый автор произведения «О граде Божием»:

Аврелий Августин

183. Логика Аристотеля активно использовалась средневековыми мыслителями для …

обоснования догматов веры

184. Умонастроение характерное для средневековой философии:

дуализм

185. Крупнейший философ периода патристики:

Аврелий Августин

186. Время по Аврелию Августину …

существует в нашем уме

187. Социальная философия Аврелия Августина базировалась на представлении о …

целенаправленности истории

188. Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину:

вера в Бога

189. Наиболее видный представитель зрелой схоластики:

Фома Аквинский

190. Учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии — .

томизм

191. Философская школа в современном католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского — …..

неотомизм

192. Средневековый автор изречения «верую, чтобы понимать» — …

Августин Блаженный

193. Термин, обозначавший в средневековой философии общие понятия — ….. .

универсализм

194. Направление средневековой философии, утверждавшее, что универсалии существуют независимо от сознания — ….. .

реализм

195. Универсалии существуют независимо от сознания, утверждал в средневековой философии …

реализм

196. Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесными обозначениями — ….. .

номинализм

197. Представители номинализма в средневековой философии:

Иоанн Росцеллин(+) Уильям Оккам

концептуализм

199. Представители византийской средневековой философии:

Василий Великий+) Григорий Богослов(+) Иоанн Дамаскин

200. Понятие, характеризующее мировосприятие восточных отцов церкви:

символизм

201. Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества — это ….. .

аскетизм

202. Время возникновения арабской философии … в.

203. Аверроэс считал, что …

душа смертна

204. Философ средневековья создатель концепции «двойственной истины»:

Аверроэс

205. Эпоха в истории европейских стран, переходная от средних веков к новому времени, характеризующаяся восстановлением идеалов античности — ….. .

Возрождение

206. Хронологические рамки эпохи Возрождения — … вв.

207. Ценность человеческой деятельности для гуманистов эпохи Возрождения определялась…

личными заслугами

208. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу — ….. .

индивидуализм

209. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит признание ценности человека как личности — ….. .

гуманизм

210. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

гуманизм

211. Умонастроение преобладавшее в эпоху Возрождения:

гуманизм

212. Термин «возрождение» означает восстановление интереса к …

античности

213. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания — …..

антропоцентризм

214. Характерная черта Ренессанса:

антропоцентризм

215. Основной объект исследования, мера вещей и отношений при антропоцентризме:

человек

216. Пантеизм объединяет и отождествляет …

Бога и природу

217. Родоначальник гуманизма в эпоху Возрождения:

Петрарка

218. Воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе:

антиклерикализм

219. Антисхоластичность, как характерная черта эпохи Возрождения, выразилось в …

критике средневековой философии

220. Фамилия основателя протестантизма — ….. .

Лютер

221. Общественное движение XVI века, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви- ….. .

Реформация

222. Направление в христианстве, появившееся в результате Реформации — ….. .

протестантизм

223. Теоретики реформации:

Кальвин Лютер Цвингли

224. Протестантская этика провозгласила угодным Богу делом:

предпринимательскую деятельность

225. Крупный социальный философ эпохи Возрождени:

Макиавелли

226. Изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, содержащее нереальные планы социальных преобразований — ….. .

утопия

227. Название произведения Т. Мора, содержащее описание страны — образца общественного устройства — ….. .

Утопия

228. Важная черта идеального государства Т. Мора — отсутствие …

частной собственности

229. Автор утопического произведения эпохи Возрождения «Город Солнца»:

Кампанелла

230. Религиозная позиция Кузанского:

пантеизм

231. Кузанский считал, что человеческое познание …

беспредельно

232. Характеристика Вселенной в философии Бруно:

бесконечность

233. Эпоха Нового времени в философии начинается с … в.

234. Представители философии Нового времени:

Френсис Бекон Рене Декарт Джон Локк

235. Учение Николая Коперника — ….. .

гелиоцентризм

236. Систематическое обоснование гелиоцентрической системы мира дал …

Галилео Галилей

237. Естественный порядок Вселенной, по определению Галилея, выражает …

математика

238. Отрасль науки, развитию которой способствовала деятельность философов Нового времени — .

естествознание

239. Философское направление, определяющее источником знания научно организованный опыт или эксперимент- ….. .

эмпиризм

240. Родоначальник эмпиризма:

Френсис Бекон

241. Причины возникновения вида заблуждений »призраки рода», по Бекону:

несовершенство органов чувств

242. Причины возникновения вида заблуждений »призраки пещеры», по Бекону:

особенности воспитания

243. Причины возникновения вида заблуждений »призраки рынка», по Бекону:

особенности социальной жизни

244. Причины возникновения вида заблуждений »призраки театра», по Бекону:

слепая вера в авторитеты

245. Метод истинного познания, по Бекону — ….. .

индукция

246. Наука, обусловившая особенности рационализма XVII в. — ….. .

математика

247. Философское направление, на позиции которого опирался Р. Декарт:

скептицизм

248. Онтология Б. Спинозы:

монистическая

249. Дуалистическая философия характерна для …

Декарта

250. Окружающий человека предметный мир представляет собой, по мнению Спинозы — ….. .

модусы

251. Способ познания, у Спинозы, предоставляющий адекватное знание:

интуиция

252. Простая неделимая субстанция, согласно Лейбницу — ….. .

монада

253. Теория познания, разработанная Дж. Локком- ….. .

сенсуализм

254. Критик материалистического сенсуализма в XVII веке:

Джордж Беркли

255. Существовать, значит быть воспринимаемым, считал :

Джордж Беркли

256. Центральная философская проблема Д. Юма:

познание

257. Социально-политические мыслители XVII века:

Т. Гоббс Д. Локк

258. Философ, рассматривавший общественные явления с позиции механистического материализма:

Т. Гоббс

259. Философ, считавший естественным состоянием «войну всех против всех»:

Т. Гоббс

260. Основные неотчуждаемые, естественные права человека, по Дж. Локку:

жизнь свобода собственность

261. Верховная власть, по определению Дж. Локка:

законодательная

262. Последователи социально-политических концепций Т. Гоббса и Дж. Локка:

Ш. Монтескье Ж.-Ж. Руссо

263. Время расцвета просветительской мысли во Франции:

Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления

Стр 1 из 3

Лекция

Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления

Бытие – основа всех философских вопросов, с которыми мыслящий человек столкнулся при первых же попытках понять и рационально объяснить мир.

Впервые термин «бытие» ввел в философию Парменид, который понимал бытие как нечто всеохватывающее: бытие есть всегда, оно не возникает и не исчезает. Оно вечно. Оно неподвижно. Неизменно. Бытие – это замкнутый шар (сфера), ограничено и завершено. Знания о бытии мы получаем с помощью разума, ибо чувства вводят нас в заблуждение.

Бытие – фундаментальная и наиболее абстрактная категория. Она охватывает все существующее, и выражает единственное свойство быть, существовать. Это единство объективной и субъективной реальности.

Бытие объективного мира охватывает весь существующий материальный мир, то есть

— микромир – это мир элементарных частиц, атомов, молекул

— макромир – мир крупных материальных объектов: Земля, ее население и элементы культуры общества

— мегамир – охватывает объекты космоса.

Однако, независимо от нашего сознания, в объективном мире существуют и многие формы идеального.

Субъективная реальность – это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека.

В отличие от бесструктурного небытия, бытие имеет свою структуру. В качестве основных его форм в нем могут быть выделены:

1.Бытие природы представляет собой существование неживой и живой природы, это Вселенная, космос, среда обитания человечества.

2.Бытие человека представляет жизненный цикл каждого отдельного человека. Специфика человеческого бытия в том, что оно осуществляется не только в мире природы, но и в обществе, где человек приобретает политические, экономические, нравственные и другие качества, осуществляет общение, поведение и становится личностью.


3.Бытие общества представляет собой совместную жизнедеятельность людей, имеющих определенную организацию и систему общественных отношений.

4.Бытие сознания составляет единство индивидуального и общественного сознания. Благодаря индивидуальному сознанию человек может осуществлять различную деятельность, выбор, ставить цели и задачи, создавая «вторую» природу, как главный элемент культуры. Под общественным сознанием понимается сознание отдельных групп и общностей.

Таким образом, бытие в философском понимании представляет все существующее, известное или неизвестное человеку, оно предельно широко по объему и многообразно по содержанию

Итак, небытие – едино, бесструктурно, а бытие множественно, многообразно. Поэтому бытие ,в отличие от небытия, характеризуется разнообразными свойствами.

Кратко говоря, бытие предполагает две реальности – «мир внешний» (природа, общество) и «мир внутренний» (сознание человека). Вне их больше ничего нет, а есть лишь взаимодействие и переплетение этих реальностей. Дихотомия, раздвоенность бытия («человек – мир», «сознание – материя» и т.п.), вечна и неустранима, а многогобразие является способом существования мира.

Во всех формах проявления бытия есть собственные законы и закономерности. Именно благодаря взаимодействию различных форм бытия существует очень противоречивый, но все же целостный и гармоничный мир. Этот мир не только един, но и динамичен, постоянно незавершен в своем развитии. Таков и человек: целостен, динамичен и незавершен в своем развитии.

В своей действительности бытие – это мир, в котором существует человек.

Законы диалектики

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

— законы диалектики

— категории

— принципы.

Главная проблема диалектики — что такое развитие?

Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

Законы диалектики – основополагающие среди способов понимания диалектики развития.

Закон – это объективная, всеобщая, существенная связь, характеризующаяся устойчивостью и повторяемостью.

Законы диалектики отличаются от законов других наук своей всеобщностью и универсальностью.

1.Закон единства и борьбы противоположностей – ядро диалектики, раскрывает источник развития.

2.Закон перехода количественных изменений в качественные –раскрывает механизм развития.

3.Закон отрицания отрицания – определяет направленность развития, связь старого и нового.

Основнымипринципами диалектики являются:

— принцип всеобщей связи

— принцип системности

— принцип причинности

— принцип историзма

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

В философии существует несколько подходов к понятию «материя»: материалистический. Идеалистический, позитивистский и т.д. В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее.

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

На пути своего формирования понятие «материя»:

· отождествлялось с той или иной природной стихией;

· с атомами, веществом, с комплексом их свойств;

· с объективной реальностью.

На уроках физики и химии вы наблюдали как один вид материи превращался в другой (сжигаемые дрова в газ и пепел; вода в пар). Живая (органическая) материя включает в себя неорганическую материю (кости, зубы – кальций) и т.д

Уровни организации материи и их диалектическая взаимосвязь

Современная физика выделяет три уровня существования материи: неживая материя, живая материя, социум (общество). Неживая материя представляет собой:

1) атомы

2) молекулы

3) макротела

4) планеты

5) звезды

6) галактики

7) системы галактик

8) метагалактика.

В живой природе выделяют следующие уровни материи:

1) доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки); клетки;

2) многоклеточные организмы

3) популяции

4) биоценозы

5) человеческое общество

6) биосфера

7) социальная жизнь: семья, классы, нации, расы, государства и т.д.

В социуме выделяют следующие уровни:

1) отдельный индивид

2) семья

3 коллективы

4) социальные группы (классы, страты)

5) этносы

6) нации

7) расы

8 государства

9 человечество в целом

Пространство, время, причинность, целесообразность

Несмотря на многообразие уровней существования материи, можно выделить следующие ее свойства:

1. структурность (упорядоченность, организованность);

2. активность (движение, изменение, развитие);

3. пространственно-временная форма существования.

Объект и субъект познания.

Познание – на деле всегда субъект-объектное отношение. Это означает наличие и взаимодействие в нем двух сторон – субъекта и объекта. Субъект познания (индивид, социальная группа, общество в целом) осуществляет познавательную деятельность, ставит те или иные задачи и решает их. Познавательная активность субъекта направлена на объект познания (отдельная вещь, часть материального мира или же весь мир в целом; материальные или идеальные объекты).

Формы познания.

Диалектико-материалистическая философия утверждает связь познавательного процесса с практикой. Практика является основой познания. Она создает техническую базу познания. В практическом отношении человека к миру формируется отражательный аппарат человека, развивается чувственное познание, практические операции отображаются в логических закономерностях.

Практика – не только основа познания, она является в конечном счете целью познания. Человечество познает окружающий мир, чтобы его изменить. А это возможно только благодаря практике. Окружающий человека мир все более «очеловечивается». Человек создает для себя «вторую природу» и живет в ней. При этом, изменяя мир, человек изменяется сам.

В процессе познания традиционно выделяют два уровня: чувственное познание и логическое. Чувственное познание включает в себя ощущения, восприятия и представления.

Сущность чувственного познания в том, что при помощи органов чувств в мозге скапливается информация о внешних свойствах (форма, цвет, вкус, запах). В форме ощущения в мозге откладывается информация об отдельных разрозненных свойствах объекта. Ощущения переходят в более сложную форму чувственного познания – восприятие. Восприятие – это целостный образ объекта или синтез ощущений. В свою очередь восприятия создают основу для представления. Представление – это способность мозга воспринимать объект по памяти, с помощью воображения, т.е. когда мы его непосредственно не ощущаем.

Лекция

Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления

Бытие – основа всех философских вопросов, с которыми мыслящий человек столкнулся при первых же попытках понять и рационально объяснить мир.

Впервые термин «бытие» ввел в философию Парменид, который понимал бытие как нечто всеохватывающее: бытие есть всегда, оно не возникает и не исчезает. Оно вечно. Оно неподвижно. Неизменно. Бытие – это замкнутый шар (сфера), ограничено и завершено. Знания о бытии мы получаем с помощью разума, ибо чувства вводят нас в заблуждение.


admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх