Помост

Вопросы веры

Физиологические особенности новорожденного

Анатомо-физиологические особенности доношенных детей

Кожа.

Нежная, бархатистая на ощупь, эластичная, розовая, могут быть остатки пушковых волос на спине и плечевом поясе. Ее богатство сосудами и капиллярами, слабое развитие потовых желез и активная деятельность сальных приводят к быстрому перегреванию или переохлаждению ребенка. У него легко ранимая кожа, что также важно учитывать, т.к. при неправильном уходе появляется опрелость, через поры легко проникает инфекция и возникают гнойнички. На затылке, верхних веках, между бровями могут быть синюшного или красноватого цвета пятна, вызванные расширением сосудов (телеангиэктазии), или точечные кровоизлияния. Иногда на крыльях и спинке носа имеются желтовато-белые узелки (милиа). Все эти явления исчезают в первые месяцы жизни. В области крестца также может быть скопление кожного пигмента, т.н. «монгольское пятно». Оно остается заметным в течение долгого времени, иногда всей жизни, однако не является признаком каких-либо нарушений. Волосы у новорожденного длиной до 2 см, брови и ресницы почти незаметны, ногти доходят до кончиков пальцев.

Подкожно-жировая клетчатка.

Хорошо развита, более плотная, чем станет в дальнейшем — по химическому составу в ней преобладают сейчас тугоплавкие жирные кислоты.

Костная система.

Содержит мало солей, придающих ей прочность, поэтому кости легко искривляются при неправильном уходе за ребенком.

Младенческая особенность — наличие в черепе неокостеневших участков — т.н. родничков. Большой, в виде ромба, расположен в области соединения теменных и лобных костей, размеры 1,8-2,6 х 2-3 см. Малый, в форме треугольника, находится в месте схождения теменных и затылочной костей и у большинства детей при рождении закрыт. Такое мягкое соединение костей черепа имеет практическое значение, когда головка проходит по узким родовым путям. Ее закономерная деформация в вытянутую «грушу» не страшна и не должна вызывать «паники». Правильные очертания — вопрос времени. Не должна пугать родителей и бросающаяся в глаза несоразмерность частей тела младенца. Действительно, голова выглядит слишком крупной, потому что на 1-2 см больше окружности груди, руки гораздо длиннее ног. Существующая диспропорция тоже дело времени, которое исправит все.

Грудная клетка бочкообразная: ребра расположены горизонтально, а не наклонно, как в будущем. Состоят в основном из хряща, так же как и позвоночник, который не имеет пока физиологических изгибов. Им предстоит сформироваться позже, когда ребенок начнет сидеть и стоять.

Мышечная система.

Преобладает их повышенный тонус — руки согнуты в локтях, ноги прижаты к животу: поза утробная по сохранившейся инерции. Шея не держит головы — мышцы у нее некрепкие. Ручками и ножками дитя «сучит» непрерывно, но целенаправленные движения и двигательные навыки придут со зрелостью нервной системы.

Органы дыхания.

Слизистые оболочки дыхательных путей нежные, содержат большее количество кровеносных сосудов, поэтому, при инфекциях, чаще вирусных, быстро развивается отечность, выделяется большое количество слизи, что сильно затрудняет дыхание. Ему препятствует и анатомическая узость носовых ходов новорожденного, а также его трахеи (дыхательного горла) и бронхов. Слуховая, или евстахиева, труба шире и короче, чем у детей старше возрастом, что облегчает проникновение инфекции и развитие отита (воспаление среднего уха). Но зато никогда не бывает воспаления лобной пазухи (фронтита) и гайморовой, или верхнечелюстной, пазухи (гайморита), т.к. они еще отсутствуют. Легкие недостаточно развиты, дыхание поверхностное и в основном осуществляется за счет диафрагмы — мышцы, расположенной на границе грудной и брюшной полостей. Поэтому дыхание легко нарушается при скоплении газов в желудке и кишечнике, запорах, тугом пеленании, оттесняющих диафрагму вверх. Отсюда пожелание — следить за регулярным опорожнением кишечника, не пеленать ребенка слишком туго.

Так как при своем поверхностном дыхании младенец не получает достаточного количества кислорода, он дышит часто. Норма 40-60 вдохов-выдохов в минуту, но такая частота увеличивается даже при незначительной нагрузке. Поэтому обращать внимание надо в первую очередь на одышку, которая сопровождается ощущением нехватки воздуха и может быть признаком заболевания.

Сердечно-сосудистая система.

С появлением на свет у новорожденного происходят изменения в системе кровообращения, вначале функциональные — пупочные сосуды и вена прекращают свою деятельность, а затем и анатомические — закрываются внутриутробные каналы кровотока. С первым вдохом включается в работу малый круг кровообращения, проходя по которому кровь насыщается в легочной ткани кислородом.

Частота пульса 120-140 ударов в минуту, при кормлении или плаче увеличивается до 160-200 ударов. Артериальное давление в начале первого месяца 66/36 мм рт. ст., а к концу его — 80/45 мм рт. ст.

Пищеварительная система:

незрелая в функциональном отношении, и так как у новорожденных повышен обмен веществ, несет большую нагрузку — незначительные погрешности в диете кормящей грудью матери и режиме питания ребенка могут вызвать расстройство пищеварения (диспепсию).

Слизистая оболочка рта богата кровеносными сосудами, тонкая, нежная, легко ранима.

Язык большой. На слизистой оболочке губ имеются т.н. «подушечки» — небольшие беловатые возвышения, разделенные полосками, перпендикулярные длиннику губы (валики Пфаундлера-Люшка); слизистая оболочка образует складку вдоль десен (складка Робена-Мажито); упругость щекам придают т.н. комочки Биша — располагающиеся в толще щек скопления жировой ткани. Они имеются как у здоровых, так и у рожденных с гипотрофией — расстройством питания, сопровождающимся снижением массы тела. С переходом гипотрофии в тяжелую форму организм теряет практически всю жировую ткань, кроме комочков Биша. Пищеварительные железы, в том числе слюнные, еще не развились: слюны в первые дни выделяется очень мало.

Мышцы, перекрывающие вход из пищевода в желудок, тоже недоразвиты — это влечет частые необильные срыгивания. Для предотвращения его после кормления надо подержать ребенка минут 20 на руках, вертикально, прислонив к груди. Вначале желудок вмещает около 10 мл жидкости, к концу первого месяца его емкость возрастает до 90-100 мл.

Мышцы кишечника еще мало тренированы и продвижение пищи по нему замедлено.

Поэтому новорожденных так мучают скопления газов, образующихся при переваривании молока и вздутия живота — метеоризм.

Нередки запоры. Испражнения в первые 1-3 дня жизни (называются «меконий») имеют характерную вязкую консистенцию темно-зеленого цвета, запаха практически нет. Меконий образуется из околоплодных вод, слизи, желчи, которые попадают в желудок и 1 кишечник плода. По наличию этих выделений в первые часы после рождения судят об отсутствии у ребенка пороков в развитии пищевода, желудка, кишечника, заднепроходного отверстия. Непроходимость органов требует немедленного хирургического вмешательства.

В течение первых 10-20 часов жизни кишечник ребенка почти стерилен, затем начинается заселение его бактериальной флорой, необходимой для переваривания пищи. Меняется и вид испражнений — появляется кал — масса желтой окраски, состоящая на 1/3 из слюны, желудочного, кишечных соков и на 1/3 из остатков пищи. В этом заметна и работа пищеварительных желез.

Самая из них большая, являющаяся также защитным барьером организма на пути токсических соединений — печень — относительно велика у младенцев. Но у здоровых край печени может выступать из-под самого нижнего ребра (на границе груди и живота) не более чем на 2 см.

Мочеполовая система.

К моменту рождения почки, мочеточники, мочевой пузырь сформированы достаточно хорошо. Однако сильный стресс, испытанный ребенком во время родов, кратковременно нарушает обмен веществ. В зонах, где образуется моча, происходит отложение кристаллов мочевой кислоты и первые несколько дней функция почек несколько снижена. Ребенок мочится всего 5-6 раз в сутки. Со 2-й недели обмен веществ постепенно стабилизируется, число мочеиспусканий увеличивается до 20-25 раз в стуки. Эта частота нормальная для первых месяцев, учитывая сравнительно небольшой объем и недостаточную растяжимость стенок мочевого пузыря. Наружные половые органы сформированы. У мальчиков яички чаще всего опущены в мошонку, если же находятся в нижней части живота, то могут опуститься самостоятельно в первые 3 года.

У девочек большие половые губы прикрывают малые.

Обмен веществ.

Повышена потребность в углеводах, усилено всасывание жиров и их отложение в тканях. Водно-солевой баланс легко нарушается: суточная потребность в жидкости — 150-165 мл/кг.

Кроветворение.

У новорожденных основной очаг кроветворения — красный костный мозг всех костей, дополнительные — печень, селезенка, лимфоузлы. Селезенка по величине приблизительно равна ладони самого ребенка, нижний край ее находится в проекции левой реберной дуги (самое нижнее выступающее ребро на границе груди и живота). Лимфатические узлы, как правило, при осмотре выявить не удается, защитная функция их снижена.

Эндокринная система.

Надпочечники во время родов несут наибольшую из всех желез нагрузку и часть их клеток погибает, что определяет течение некоторых пограничных состояний (см. разд. Переходные состояния). Вилочковая железа, играющая защитную роль, при рождении относительно велика, впоследствии уменьшается в размерах. Щитовидная и околощитовидные железы, гипофиз продолжают развиваться после рождения. Поджелудочная, участвующая в пищеварении и принимающая участие в обмене углеводов (вырабатывает гормон инсулин) к моменту рождения функционирует хорошо.

Нервная система.

Незрелая. Извилины головного мозга едва намечены. Сильнее развиты в тех отделах, где находятся жизненно важные центры, отвечающие за дыхание, работу сердца, пищеварение и т.д. В младенческом возрасте спят большую часть суток, просыпаясь только от голода и неприятных ощущений. Врожденные рефлексы, такие, как сосательный, глотательный, хватательный, мигательный и др., выражены хорошо, а к 7-10 дню жизни начинают складываться т.н. условные рефлексы, реакция на вкус пищи, определенную позу, обычно связанную с кормлением, к его часу ребенок скоро начинает просыпаться сам.

Органы чувств.

В первые недели органы обоняния почти не ощущают запаха, разбудить может только чрезвычайно громкий звук, побеспокоить лишь слишком яркий свет. Неосмысленный взгляд ребенка не задерживается на чем-либо, у многих наблюдается физиологическое косоглазие, обусловленное слабостью глазных мышц, непроизвольные движения глазных яблок — нистагм. До 2 месяцев он плачет без слез — слезные железы не вырабатывают жидкость. Ему помогают познавать мир пока лишь вкусовые ощущения, осязание и температурная чувствительность. Но про двухмесячного уже не скажешь, что он «слеп и глух». Верная примета — упорно смотрит на звонкую яркую погремушку.

Иммунитет.

Некоторые факторы, выполняющие защитную роль в организме, вырабатываются еще внутриутробно. Часть иммунных веществ ребенок получает от матери с молозивом, в котором их концентрация очень высока, и с грудным молоком, где их содержание намного ниже, но в достаточном количестве. Но в целом иммунная система несовершенна, ребенок раним в плане инфекции.

Физическое и психомоторное развитие.

За 4 недели ребенок прибавляет в весе 600-800 г, в росте — 3-4 см. Уже по 4-5 часов в день он бодрствует, делает попытки улыбнуться, приподнять голову, лежа на животе.

Занятия: общаясь, ласково разговаривать с ним, петь, вначале выпрямившись, а потом склонясь к его лицу. Ходить вокруг кровати, что приучивает детей к сосредоточенности и слежению за звуком.

Перед каждым кормлением и сном выкладывать на живот.

Рекомендуемые игрушки: крупные, яркие, но не многоцветные, которые утомляют. Привлекательнее простой формы, погремушки. Подвешивая на расстоянии 70 см от груди, медленно перемещать из стороны в сторону и звенеть ими.

См.также: Принципы ухода в домашних условиях
Новорожденный — это ребенок с момента рождения до 4 недель. Различают доношенных (родившихся в сроки от 38-й до 42-й недели беременности), недоношенных (родившихся между 28-й и 38-й неделями беременности) и переношенных (родившихся в 42 недели и позже)… Особенности адаптации и развития недоношенных детей
Недоношенными являются дети, родившиеся при сроке беременности от 28 до 37 полных недель, массой от 1000-2500 г, ростом 35-45 см. Причины преждевременного появления на свет разнообразны: слишком юный возраст и соответственно организм матери, патологическое (нетипичное) течение беременности, предшествующие аборты, болезни, физическая и психическая травмы, в том числе никотином и алкоголем…

18. Анатомо-физиологические особенности доношенных, недоношенных и переношенных новорожденных.

  • •Ответы к государственному экзамену по акушерству и гинекологии. Организация акушерско-гинекологической помощи
  • •1. Основы законодательства на охране материнства и детства в Республике Беларусь.
  • •2. Врачебная этика и деонтология в акушерстве и гинекологии.
  • •3. Организация работы женской консультации по диспансерному наблюдению за беременными и гинекологическими больными.
  • •4. Организация акушерско-гинекологической помощи жительницам сельской местности и работницам промышленных предприятий.
  • •5. Организация гинекологической помощи девочкам и подросткам.
  • •6. Цели и задачи женской консультации. Методы санитарно-просветительной работы. Научная организация труда. Основные качественные показатели работы женской консультации.
  • •7. Профилактические осмотры.
  • •8. Цель и методы реабилитации гинекологических больных в женской консультации.
  • •9. Санаторно-курортное лечение в акушерстве и гинекологии: показания и противопоказания.
  • •10. Врачебно-трудовая экспертиза в акушерстве и гинекологии.
  • •11. Специализированная акушерско-гинекологическая помощь. Медико-генетическое обследование в акушерстве и гинекологии.
  • •12. Структура и функции акушерско-гинекологического стационара.
  • •13. Асептика и антисептика в акушерстве и гинекологии.
  • •16. Госпитальная инфекция и ее профилактика.
  • •17. Организация работы гинекологического стационара.
  • •1. Перинатология как наука. Перинатальньная охрана плода и новорожденного. Группы и факторы риска перинатальной патологии.
  • •1. Социально- биологические:
  • •2. Перинатальная смертность: определение понятия, структура, коэффициент.
  • •3. Непосредственные, основные, фоновые причины перинатальной смертности.
  • •4. Материнская смертность: определение понятия, структура, коэффициент.
  • •5. Организационные мероприятия по снижению перинатальной и материнской заболеваемости и смертности.
  • •6. Критические периоды в развитии эмбриона и плода.
  • •7. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды и лекарственных средств на развитие эмбриона и плода.
  • •1. Лекарственные средства.
  • •2. Ионизирующее излучение.
  • •3. Вредные привычки у беременной.
  • •8. Пренатальная диагностика пороков развития плода.
  • •9. Внутриутробное инфицирование плода: влияние на плод вирусных и бактериальных инфекций (грипп, корь, краснуха, цитомегаловирус, герпес, хламидиоз, микоплазмоз, листериоз, токсоплазмоз).
  • •10. Фетоплацентарная недостаточность: диагностика, методы коррекции, профилактика.
  • •11. Гипоксия плода и асфиксия новорожденного: диагностика, лечение, профилактика, методы реанимации новорожденных.
  • •12. Синдром задержки развития плода: диагностика, лечение, профилактика.
  • •13. Гемолитическая болезнь плода и новорожденного.
  • •14. Особые состояния новорожденных.
  • •15. Синдром дыхательных расстройств у новорожденных.
  • •16. Родовой травматизм новорожденных.
  • •2. Родовые травмы волосистой части головы.
  • •3. Родовые травмы скелета.
  • •5. Родовые травмы периферической и центральной нервной системы.
  • •17. Гнойно-септические заболевания новорожденных.
  • •18. Анатомо-физиологические особенности доношенных, недоношенных и переношенных новорожденных.
  • •1. Афо доношенных детей.
  • •2. Афо недоношенных и переношенных детей.
  • •1. Оплодотворение. Ранний эмбриогенез.
  • •2. Развитие и функции плаценты, околоплодных вод. Строение пупочного канатика и последа.
  • •3. Плод в отдельные периоды внутриутробного развития. Кровообращение внутриутробного плода и новорожденного.
  • •4. Плод как объект родов.
  • •5. Женский таз с акушерской точки зрения: строение, плоскости и размеры.
  • •6. Физиологические изменения в организме женщины при беременности.
  • •7. Гигиена и питание беременных.
  • •8. Физиопсихопрофилактическая подготовка беременных к родам.
  • •9. Определение срока беременности и родов. Правила оформления отпуска по беременности и родам.
  • •10. Ультразвуковое исследование.
  • •11. Амниоцентез.
  • •12. Амниоскопия.
  • •13. Определение α-фетопротеина.
  • •14. Биофизический профиль плода и его оценка.
  • •15. Электрокардиография и фонография плода.
  • •16. Кардиотокография.
  • •18. Доплерометрия.
  • •19. Диагностика беременности ранних и поздних сроков.
  • •20. Методы обследования беременных, рожениц и родильниц. Исследование при помощи зеркал и влагалищное исследование.
  • •21. Причины наступления родов.
  • •22. Предвестники родов.
  • •23. Прелиминарный период.
  • •24. Оценка готовности организма женщины к родам.
  • •2. Окситоциновый тест.
  • •25. Индуцированные роды.
  • •26. Физиологическое течение и ведение родов по периодам.
  • •4. Послеродовый период.
  • •27. Биомеханизм родов при переднем и заднем виде затылочного предлежания.
  • •28. Современные методы обезболивания родов.
  • •29. Первичная обработка новорожденного.
  • •30. Оценка новорожденного по шкале Апгар.
  • •31. Допустимая кровопотеря в родах: определение, методы диагностики и профилактика кровотечения в родах.
  • •32. Принципы грудного вскармливания.
  • •1. Оптимальная и сбалансированная пищевая ценность.
  • •2. Высокая усвояемость пищевых веществ.
  • •3. Защитная роль грудного молока.
  • •4. Влияние на формирование микробиоценоза кишечника.
  • •5. Стерильность и оптимальная температура грудного молока.
  • •6. Регуляторная роль.
  • •7. Влияние на формирование челюстно-лицевого скелета ребенка.
  • •Патологическое акушерство
  • •1. Ягодичные предлежания (сгибательные):
  • •2. Ножные предлежания (разгибательные):
  • •2. Поперечное и косое положения плода.
  • •3. Разгибательные предлежания головки плода: переднеголовное, лобное, лицевое.
  • •4. Многоплодная беременность: клиническая картина и диагностика, ведение беременности и родов.
  • •5. Многоводие и маловодие: определение, этиология, диагностика, методы лечения, осложнения, ведение беременности и родов.
  • •6. Крупный плод в современном акушерстве: этиология, диагностика, особенности родоразрешения.
  • •7. Невынашивание беременности. Самопроизвольный выкидыш: классификация, диагностика, акушерская тактика. Преждевременные роды: особенности течения и ведения.
  • •8. Переношенная и пролонгированная беременность: клиническая картина, методы диагностики, ведение беременности, течение и ведение родов, осложнения для матери и плода.
  • •9. Заболевания сердечно-сосудистой системы: пороки сердца, гипертоническая болезнь. Течение и ведение беременности, сроки и методы родоразрешения. Показания к прерыванию беременности.
  • •10. Болезни крови и беременность (анемия, лейкозы, тромбоцитопеническая пурпура). Особенности течения и ведения беременности и родов.
  • •11. Сахарный диабет и беременность. Течение и ведение беременности, сроки и методы родоразрешения. Показания к прерыванию беременности. Влияние на плод и новорожденного.
  • •13. Беременность высокого риска при заболеваниях нервной системы, органов дыхания, миопии. Особенности родоразрешения. Предупреждение возможных осложнений у матери и плода.
  • •14. Заболевания, передаваемые половым путем: герпес, хламидиоз, бактериальный вагиноз, цитомегаловирус, кандидоз, гонорея, трихомоноз.
  • •15. Инфекционные заболевания: вирусный гепатит, грипп, корь, краснуха, токсоплазмоз, сифилис.
  • •16. Острая хирургическая патология: острый аппендицит, кишечная непроходимость, холецистит, панкреатит.
  • •17. Патология половой системы: миома матки, опухоли яичников.
  • •18. Особенности ведения беременности и родов у женщин старше 30 лет.
  • •19. Беременность и роды у женщин с оперированной маткой.
  • •20. Ранние и поздние гестозы. Этиология. Патогенез. Клиническая картина и диагностика. Лечение. Способы родоразрешения, особенности ведения родов. Профилактика тяжелых форм гестозов.
  • •21. Атипичные формы гестоза – неllp-синдром, острая желтая дистрофия печени, холестатический гепатоз беременных.
  • •23. Аномалии родовой деятельности: этиология, классификация, методы диагностика, ведение родов, профилактика аномалий родовой деятельности.
  • •I. Кровотечения, не связанные с патологией плодного яйца.
  • •II. Кровотечения, связанные с патологией плодного яйца.
  • •1. Гипо- и атонические кровотечения.
  • •I этап:
  • •II этап:
  • •4. Приращение плаценты.
  • •25. Родовой травматизм в акушерстве: разрывы матки, промежности, влагалища, шейки матки, лонного сочленения, гематомы. Этиология, классификация, клиника, методы диагностики, акушерская тактика.
  • •26. Нарушения системы гемостаза у беременных: геморрагический шок, двс-синдром, эмболия околоплодными водами.
  • •I стадия:
  • •II стадия:
  • •III стадия:
  • •27. Кесарево сечение: показания, противопоказания, условия, техника выполнения операции, осложнения.
  • •28. Акушерские щипцы: показания, противопоказания, условия, техника выполнения операции, осложнения.
  • •29. Вакуум-экстракция плода: показания, противопоказания, условия, техника выполнения операции, осложнения.
  • •30. Плодоразрушающие операции: показания, противопоказания, условия, техника выполнения операции, осложнения.
  • •31. Прерывание беременности в ранние и поздние сроки: показания и противопоказания, методы прерывания, осложнения. Инфицированный аборт.
  • •2. Дисфункция яичников с нарушением менструального цикла
  • •32. Послеродовые гнойно-септические заболевания: хориоамнионит, послеродовая язва, послеродовой эндометрит, послеродовой мастит, сепсис, инфекционно-токсический шок, акушерский перитонит.
  • •1. Периоды жизни женщины, фертильный возраст.
  • •2. Анатомо-физиологические особенности женской репродуктивной системы.
  • •3. Биологическая защитная функция влагалища. Значение определения степени чистоты влагалища.
  • •4. Менструальный цикл и его регуляция.
  • •5. Общие и специальные методы объективного исследования. Основные симптомы гинекологических заболеваний.
  • •3. Гинекологическое исследование: наружное, с помощью влагалищных зеркал, двуручное (влагалищное и прямокишечное).
  • •4.1. Биопсия шейки матки: прицельная, конусовидная. Показания, техника.
  • •4.2. Пункция брюшной полости через задний свод влагалища: показания, техника.
  • •4.3. Раздельное диагностическое выскабливание цервикального канала и полости матки: показания, техника.
  • •5. Рентгенологические методы: метросальпингография, биконтрастная геникография. Показания. Противопоказания. Техника.
  • •6. Гормональные исследования: (тесты функциональной диагностики, определение содержания гормонов в крови и моче, гормональные пробы).
  • •7. Эндоскопические методы: гистероскопия, лапароскопия, кольпоскопия.
  • •7.1. Кольпоскопия: простая и расширенная. Микрокольпоскопия.
  • •8. Ультразвуковая диагностика
  • •6. Основные симптомы гинекологических заболеваний:
  • •7. Особенности гинекологического обследования девочек.
  • •8. Основные физиотерапевтические методы при лечении гинекологических больных. Показания и противопоказания к их назначению.
  • •9. Аменореи.
  • •1. Первичная аменорея: этиология, классификация, диагностика и лечение.
  • •2. Вторичная аменорея: этиология, классификация, диагностика и лечение.
  • •3. Яичниковая:
  • •3. Гипоталамо-гипофизарная форма аменореи. Диагностика и лечение.
  • •4. Яичниковая и маточная формы аменореи: диагностика и лечение.
  • •10. Альгодисменорея: этиопатогенез, клиника, диагностика и лечение.
  • •11. Дисфункциональные маточные кровотечения в различные возрастные периоды жизни женщины
  • •1. Ювенильные кровотечения.
  • •2. Дисфункциональные маточные кровотечения в репродуктивном периоде.
  • •3. Дисфункциональные маточные кровотечения в климактерическом периоде.
  • •4. Овуляторные дисфункциональные маточные кровотечения.
  • •I. Нарушение частоты менструации
  • •II. Нарушение количества теряемой менструальной крови:
  • •III. Нарушение продолжительности менструации
  • •IV. Межменструальные дмк
  • •5. Ановуляторные дисфункциональные маточные кровотечения.
  • •12. Предменструальный синдром: этиопатогенез, клиника, диагностика и лечение.
  • •13. Климактерический синдром: факторы риска, классификация, клиника и диагностика. Принципы заместительной гормональной терапии.
  • •14. Посткастрационный синдром (постовариэктомии). Принципы коррекции.
  • •15. Синдром поликистозных яичников (синдром Штейна-Левенталя). Классификация. Этиология и патогенез. Клиника, лечение и профилактика.
  • •16. Гипоменструальный синдром.
  • •17. Эндометрит.
  • •18. Сальпингооофорит.
  • •19. Пельвиоперитонит: этиопатогенез, клиническое течение, основы диагностики и лечения.
  • •20. Инфекционно-токсический шок: этиопатогенез, клиническое течение. Принципы диагностики и лечения.
  • •21. Особенности лечения воспалительных заболеваний органов малого таза в хронической стадии.
  • •22. Трихомониаз: клиническое течение, диагностика и лечение. Критерии излеченности.
  • •23. Хламидийная инфекция: клиника, диагностика и лечение.
  • •24. Бактериальный вагиноз: этиология, клиника, диагностика и лечение.
  • •25. Мико- и уреаплазмоз: клиника, диагностика, лечение.
  • •26. Генитальный герпес: клиника, диагностика, лечение. Основы профилактики.
  • •27. Папилломавирусная инфекция: клиника, диагностика, лечение. Основы профилактики.
  • •28. Вич-инфекция. Пути передачи, диагностика спид. Методы профилактики. Влияние на репродуктивную систему.
  • •2. Ассимптомная стадия вич-инфекции
  • •29. Гонорея – клиника, методы диагностики, лечение, критерии излеченности, профилактика.
  • •1. Гонорея нижнего отдела половых путей
  • •30. Туберкулез женских половых органов – клиника, методы диагностики, лечение, профилактика, влияние на репродуктивную систему.
  • •31. Фоновые и предраковые заболевания женских половых органов: классификация, этиология, методы диагностики, клиническая картина, лечение, профилактика.
  • •32. Эндометриоз: этиология, классификация, методы диагностики, клинические симптомы, принципы лечения, профилактика.
  • •33. Фибромиома матки.
  • •1. Консервативное лечение миомы матки.
  • •2. Хирургическое лечение.
  • •34. Опухоли и опухолевидные образования яичников.
  • •1. Доброкачественные опухоли и опухолевидные образования яичников.
  • •2. Метастатические опухоли яичников.
  • •35. Гормональнозависимые заболевания молочных желез.
  • •I) диффузная фкм:
  • •II) узловая фкм.
  • •36. Трофобластическая болезнь (пузырный занос, хориокарцинома).
  • •37. Рак шейки матки.
  • •38. Рак тела матки.
  • •39. Рак яичников.
  • •40. Апоплексия яичника.
  • •41. Перекрут ножки опухоли яичника.
  • •42. Нарушение питания субсерозного узла при миоме матки, рождение субмукозного узла (см. Вопр. 17 в разделе «Патологическое акушерство» и вопр 33 в разделе «Гинекология»).
  • •43. Дифференциальная диагностика острой хирургической и гинекологической патологии.
  • •1) Распрос:
  • •2) Осмотр больной и объективное исследование
  • •4) Лабораторные методы исследования:
  • •44. Причины внутрибрюшных кровотечений в гинекологии.
  • •45. Внематочная беременность: этиология, классификация, диагностика, лечение, профилактика.
  • •1. Внематочная
  • •2. Аномальные варианты маточной
  • •46. Бесплодие: виды бесплодия, причины, методы обследования, современные методы лечения.
  • •47. Планирование семьи: регуляция рождаемости, средства и методы контрацепции, профилактика абортов.
  • •2. Гормональные средства
  • •48. Бесплодный брак. Алгоритм обследования супружеской пары при бесплодии.
  • •49. Предоперационная подготовка гинекологических больных.
  • •50. Послеоперационное ведение гинекологических больных.
  • •51. Осложнения в послеоперационном периоде и их профилактика.
  • •52. Типичные гинекологические операции при опущении и выпадении половых органов
  • •53. Типичные гинекологические операции на влагалищной части шейки матки, на матке и придатках матки.
  • •3. Органосохраняющие (пластические операции на придатках).
  • •4. Пластические операции на трубах.
  • •I. Органосохраняющие операции.
  • •2. Удаление субмукозных миоматозных узлов матки трансваги­нальным путем.
  • •1. Надвлагалищная ампутация матки без придатков:
  • •3. Экстирпация матки без придатков:
  • •54. Профилактика тромбоэмболических осложнений в группах риска.
  • •55. Инфузионно-трансфузионная терапия при острой кровопотере. Показания к переливанию крови.
  • •56. Гиперпластические процессы эндометрия.
  • •1. Оценка физического и полового развития детей и подростков (морфограмма, половая формула).
  • •2. Аномалии развития половых органов. Неправильные положения половых органов.
  • •3. Преждевременное и раннее половое созревание. Задержка и отсутствие полового развития.
  • •4. Генитальный инфантилизм.
  • •8. Воспалительные заболевания половой системы у девочек и у девочек-подростков: этиология, предрасполагающие факторы, особенности локализации, диагностика, клиника, принципы лечения, профилактика.
  • •9. Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте.
  • •10. Травмы половых органов: лечебная помощь, судебно-медицинская экспертиза.

Лекция № 2

Тема: Период грудного возраста

План лекции

1. Анатомо-физиологические особенности.

2. Рост и развитие ребенка грудного возраста.

3. Закономерности и правила оценки физического развития.

4. Правила оценки нервно-психического и социального развития.

5. Универсальные потребности ребенка в периоде младенчества.

6. Организация безопасной окружающей среды.

7. Соблюдение гигиенических норм и правил.

Период грудного возраста длится от 29 дней жизни до 12 месяцев.

Анатомо-физиологические особенности детей периода младенчества.

Кожа и ее придатки.С 3-х месяцев появляется потовыделение и слезоотделение. К 4-8 неделям пушковыеволосы заменяются более жестким. К 1 месяцу полностью эпителизируется пупочная ранка.

Сохраняется относительная неустойчивость терморегуляции, поэтому ребенок легко перегревается и переохлаждается.

Кожа ребенка обладает более высокой восстановительной способностью, чем у взрослого. Кожа эластичная, имеет хороший тургор. В коже происходит синтез витамина D3, который играет важную роль в фосфорно-кальциевом обмене.

Костная система.Костная ткань имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами. Кости ребенка мягкие, гибкие, поэтому легко возникают искривления.

Череп­– швы уплотняются к 3-4 месяцам, большой родничок закрывается к 12-16 месяцам. Окружность груди становится равной окружности головы в 3 месяца, и затем начинает превышать окружность головы к 12 месяцам на 10-12 см.

Формируются изгибы позвоночника:

— к 2 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно держать голову, появляется шейный лордоз (изгиб кпереди в сагиттальной плоскости);

— к 6-ти месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, появляется грудной кифоз (изгиб кзади в сагиттальной плоскости);

— к 12-ти месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, появляется поясничный лордоз.

Прорезываются молочные зубы в следующем порядке:

— медиальные резцы – 6-9 месяцев;

— латеральные резцы – 9-12 месяцев;

К 1 году жизни у ребенка должно быть 8 зубов.

Количество зубов = возраст в месяцах – 4

Молочный прикус составляет 20 зубов и полностью сформирован к 2 годам

Грудная клетка – цилиндрической формы (до 6 месяцев) или усеченного конуса, ребра имеют почти горизонтальное положение, межреберные промежутки широкие. С одного года появляется физиологическое опущение ребер.

Мышечная система.К 3 месяцам исчезает физиологическийгипертонус сгибателей, причем на нижних конечностях исчезает позже, чем на верхних.

Накопление моторных навыков развивает силу и ловкость мышц, нарастает мышечная масса. Однако отмечается преимущественное развитие крупных мышц: груди, спины, шеи, плеч, таза, бедер. Развитие статических функций происходит постепенно. Для их своевременного развития следует с первых дней жизни предоставить ребенку свободу в движениях и помогать ему овладевать ими

Дыхательная система.Сохраняется относительная узость дыхательных путей. Слизистая оболочка нежная, богата кровеносными сосудами, железы слабо функционируют. Придаточные полости – решетчатые; гайморова – развиты слабо; Трахея и бронхи – хрящи мягкие, податливые.

Легкие – происходит увеличение их объема и дифференцирование легочной ткани, формируются новые альвеолы.

Высокое стояние диафрагмы в начале периода. Тип дыхания: грудной

Характер дыхания: поверхностное, частое, аритмичное.

Частота дыхательных движений составляет:

к 6 месяцам – 35-40 в 1 минуту;к 12 месяцам – 30-35 в минуту.

Кашлевой рефлекс у детей первых месяцев жизни выражен слабо.

Сердечно-сосудистая система. Сердце расположено горизонтально, относительно велико, растет неравномерно. До 2-х лет масса сердца увеличивается за счет предсердий, затем растут желудочки.

Артерии относительно широкие и развиты лучше, чем вены. Соотношение просвета артерий к просвету вен – 1:1. В течение первого года жизни сосуды растут особенно интенсивно, чем в последующие годы.

Пульс частый, очень подвижный, может меняться под воздействием самых различных факторов – изменение положения тела, физическое напряжение, при крике, плаче и т.д.

Частота сердечных сокращений к 1-му году – 120-110 в 1 минуту.

Артериальное давление – 80-85 / 40-45 ммрт.ст.

Артериальное давление максимальное (АДmax) определяется по формуле:

до 1 года:АДmax = 70 × n, где n – число месяцев;

после 1 года:АДmax = 80 + 2n, где n – число лет;

АДmin = от ½ до ⅔АДmax.

Кровь – кроветворение происходит во всех костях. В период грудного возраста отмечается:

— анизоцитоз – неодинаковая величина эритроцитов;

— полихроматофилия – неодинаковая окраска эритроцитов – до 2 месяцев;

— нормобласты, ретикулоциты до 5-6% – молодые формы;

— гемоглобин до 110-120 г/л – в течение первых 3 месяцев жизни фетальный гемоглобин заменяется на взрослый;

— цветной показатель меньше 1,0 – до 0,9;

— СОЭ – от 3 до 5 мм/час.

Лимфатическая система – состоит из лимфатических узлов, лимфоидных фолликулов, диффузных скоплений, лимфоидной ткани – функционально незрелая и ее барьерозащитная функция выражена недостаточно.

Пищеварительная система.

До 3-4 месяцев слюнные железы недостаточно дифференцированы и отличается сухость слизистой, что способствует ее легкому травмированию, поэтому полость рта не надо протирать. Слизистая на всем протяжении нежная, богатоекровонасыщение.Прием пищи только путем сосания. Акт сосания состоит из 3-х фаз: аспирация, сдавливание соска и проглатывание аспирированного молока.

С 4-5 месяцев, вследствие раздражения тройничного нерва прорезывающимися зубами, значительно усиливается слюноотделение, поэтому в возрасте 5 месяцев ребенку можно вводить первый прикорм.

До 1 года положение желудка горизонтальное. Улучшается иннервация кардиального сфинктера, и во 2-ом полугодии жизни срыгиваний обычно не наблюдается. Вместимость желудка в 3 месяца – 100 мл, в 1 год – 250 мл. Желудочный сок содержит все ферменты, но с пониженной активностью.

Микрофлора кишечника обусловлена характером вскармливания. При грудном вскармливании – основные микробы: бифидобактерии, небольшое количество энтерококков и кишечной палочки. При искусственном вскармливании преобладает кишечная палочка.

Печень –крупная, богата кровеносными сосудами, выступает на 1,5-2 см из-под края реберной дуги.

С возрастом частота стула уменьшается, к 1 году – 1-2 раза в сутки.

Физиологические особенности новорожденного ребенка

После своего рождения ребенок попадает в новую для него среду. Из влажной среды он попадает в воздушную. Температура воздуха не сравнима с температурой, при которой ребенок развивался внутриутробно. Гравитация, масса звуковых, тактильных, зрительных и других раздражителей – ко всему этому многообразию мира предстоит адаптироваться новорожденному ребенку.

Но природа позаботилась об этом. Привыкание к новым условиям существования непременно приводит к изменениям во всех функциональных системах организма ребенка. Физиологические особенности новорожденного ребенка позволяют успешно адаптироваться к окружающей среде.

Особенности новорожденного ребенка (кратко)

Новорожденным (neopatus) считается ребенок с момента рождения до 28 дней. Этот период называется неонатальным.

В неонатальный период происходит адаптация ребенка к условиям внешней среды. Устанавливается легочное дыхание, изменяется кровообращение, начинает функционировать пищеварительная и выделительная системы.

С первых дней жизни новорожденного ребенка совершенствуется терморегуляция, перестраиваются ферментные про­цессы. Все эти процессы регулируются центральной нервной системой.

У до­ношенных новорожденных механизм адаптации более совершенен и функционально подготовлен, чем у недоношенных и переношенных.

Признаки доношенного ребенка

Новорожденный ребенок считается доношенным, если период его внут­риутробного развития составил полных 37 недель. То есть ребенок родился на 38, 39 или 40 неделе. Доношенному новорожденному ребенку присущи следующие антропометрические данные:

  • Масса тела доношенного новорожденного ребенка равна или превы­шает 2500 г.
  • Рост — не менее 45 см.
  • Средняя масса тела доношенного мальчика — 3500— 3600 г,
  • Средняя масса тела доношенной девочки 3200-3300 г.
  • Средняя длина тела 49—52 см.

После рождения доношенный ребенок громко кричит

Движения новорожденного ручками и ножками активны. Мышечный тонус хорошо выражен. Присутствует сосательный реф­лекс и все остальные безусловные рефлексы (см. раздел «Основные рефлексы новорожденных» ).

Кожа у доношенного новорожденного розовая, эластичная. Подкожный жировой слой хорошо раз­вит. Кости черепа эластичные, боковые роднички закрыты, ушные раковины упругие.

Пупочное кольцо находится на середине расстояния между лобком и мечевидным отростком. Ногти заходят за кончики пальцев. У девочек большие половые губы закрывают малые, у мальчиков яички опущены в мошонку.

Внешний вид новорожденных

После рождения ребенок попадает в заботливые и профессиональные руки врачей. Для определения состояния ребенка проводится первичный осмотр. Новорожденному начисляются баллы по шкале Апгар. Криком новорожденного ребенка всегда направленна конкретный раздражитель: боль, голод, холод. Беспокойства врачей может вызвать слабый крик или крик больного ребенка.

У новорожденного здорового ребенка ручки и ножки согнуты в суставах, кулачки сжаты. Это физиологическое усиление тонуса мышц сгибателей, которое обуславливает эмбриональную позу ребенка.

Основные рефлексы новорожденных

У здорового новорожденного ребенка можно наблюдать основные рефлексы периода новорожденности:

Сосательный рефлекс

Если прикоснуться к губам новорожденного появляются сосательные движения. Этот рефлекс жизненно необходим ребенку для самостоятельного питания. При его отсутствии, ребенка первое время вскармливают через зонд.

Сосательный рефлекс

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Если на середину ладони новорожденного надавить большими пальцами, то ребенок открывает рот и слегка сгибает голову.

Ладонный хватательный рефлекс Робинсона

При вкладывании в руку ребенка пальца происходит сжатие кисти и ребенок плотно охватывает палец.

Ладонный хватательный рефлекс

Рефлекс Моро

При ударе по поверхности, на которой лежит ребенок или дуновении в лицо, руки ребенка разгибаются в локтях и отводятся в стороны (I фаза) с последующим «обниманием» туловища (II фаза).

Рефлекс Моро

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы

Рефлекс опоры

Для того, чтобы проверить наличие рефлекса опоры, ребенка берут под мышки и ставят вертикально, поддерживая пальцами заднюю часть головы. При этом его ножки поначалу сгибаются, а затем происходит выпрямление ножек и туловища. При небольшом наклоне вперед ребенок делает шаговые движения (автоматическая ходьба).

Рефлекс ползания Бауэра

Проявляется рефлекс Бауэра в положении ребенка на животе. К его согнутым ножкам приставляют ладонь и ребенок начинает ползти, выпрямляя ноги и отталкиваясь.

Рефлекс ползания

Защитный рефлекс новорожденного

В положении на животе ребенок поворачивает голову в сторону (защита).

Защитный рефлекс

Рефлекс Галанта

Вовремя первичного осмотра, врач штриховыми движениями пальца проводит пальцами вдоль позвоночника сверху вниз. В ответ ребенок изгибает туловище в сторону раздражения.

Рефлекс Галанта

Анатомо-физиологические особенности доношенного ребенка

Рост и вес новорожденного ребенка

Вес новорожденного

После рождения, в течение первых 3-5 дней, первоначальный вес ребенка в большинстве случаев уменьшается на 100-200 граммов и более.

С 4-5-го дня жизни ребенка вес начинает нарастать и обычно к 9-12-му дню достигает первоначальной величины.

Уменьшение веса новорожденного происходит по объективным причинам: высыхает и отпадает пуповина, слущивается верхний слой кожи, выделяется первородный кал. При этом в первые дни новорожденный высасывает из груди матери лишь незначительное количество молока.

На протяжении первого года жизни за весом ребенка очень внимательно наблюдает врачи. Именно этот показатель в первую очередь информирует о нормальном физическом развитии ребенка. Особенно важен вопрос о достаточном количестве получаемой им пищи.

Нормально развивающийся ребенок должен к шести месяцам удвоить свой вес а к концу первого года жизни утроить от первоначального веса.

Рост новорожденного

Нарастание длины тела ребенка следует тем же закономерностям. Наибольшее увеличение роста приходится на первый год жизни — 25 сантиметров, на второй — 10 сантиметров, на третий — 7-8 сантиметров.

Таблица роста и веса новорожденных по месяцам

Голова у новорожденных

Голова у новорожденных отличается преобладанием мозгового черепа над лицевым. Обычно, после прохождения родовых путей, лицо у новорожденного ребенка отечное. На голове могут образоваться гематомы. Иногда можно наблюдать тремор (видимую дрожь) в области челюстных суставов. Все эти особенности очень быстро пройдут при правильном уходе. Голова новорожденного обычно запрокинута, что также обуславливает внутриутробное положение ребенка.

Роднички у новорожденных

Роднички у новорожденных – это анатомические образования из перепончатой ткани, расположенные на головке малыша. Благодаря наличию родничков головка может беспрепятственно проходить через родовые пути, изменяя свою форму (конфигурацию).

Большой родничок у новорождённого

Большой родничок у новорожденного — это самый заметный из родничков. Он расположен на макушке между лобными и теменными костями. Получил свое название не зря. Размер его достаточно крупный и составляет в среднем 3 см. Форма большого родничка ромбовидная, а при внимательном рассмотрении можно увидеть пульсацию.

Маленький родничок у новорождённого

Маленький родничок у новорождённого расположен в месте соединения теменных и затылочных костей. Выглядит этот родничок как треугольник размером около 5 мм. Часто рождаются дети с уже закрытым малым родничком, у остальных он закрывается течение одного-двух месяцев.

Сосцевидные и клиновидные роднички

Два парных родничка можно обнаружить в височных областях. Это клиновидные роднички. Ещё одна пара родничков, сосцевидных, обнаруживается позади уха. Все они закрываются вскоре после рождения ребёнка и диагностической значимости не имеют.
Функции родничка у новорожденных

Родничок играет важную роль во время родов. Благодаря родничкам головка малыша сжимается и легче проходит через родовые пути.

Ребёнок быстро растёт, а вместе с ним и мозг малыша. Наличие родничка и швов черепа создаёт благоприятные условия для роста и развития мозга. Родничок помогает малышу поддерживать нормальную температуру тела, так как участвует в терморегуляции. При высокой температуре (более 38 градусов Цельсия) родничок помогает охлаждению мозга и мозговых оболочек. Хотя родничок кажется весьма ненадёжным и хрупким, он помогает защитить мозг при падении малыша.

Размер головы у новорожденных

У здорового доношенного ребенка окружность головы составляет 32- 38 см. Она составляет ¼ общей длины тела. Если сравнить с пропорциями взрослого человека, то у взрослого голова составляет 1/8 часть от длины тела. Лицевая часть черепа у новорожденных сравнительно небольшая. Шея у новорожденных короткая и поэтому кажется, что голова у них расположена прямо на плечах.

Форма головы у новорожденных

В зависимости от особенностей протекания родов форма головы может быть различной: долихоцефалической (вытянутой спереди назад), брахицефалической (вытянутой вверх) или неправильной (асимметричной). Нормальная форма головы, как правило, восстанавливается в течение первой недели жизни.

1-норма, 2-ассиметричная,
3-брахицефалическая,
4 -долихоцефалическая форма

Особенности кожи новорожденного ребенка

Кожа ребенка при рождении покрыта сыровидной смазкой, выделяемой кожными сальными железами. Эта смазка внутриутробно предохраняет кожу от размокания поверхностного слоя, защищает от действия околоплодных вод, а во время родов способствует более легкому прохождению ребенка через родовые пути матери.

Кожа новорожденных очень нежна и тонка, вследствие чего она чрезвычайно ранима. На плечах и верхней части спины кожа покрыта пушком. У недоношенных детей этот пушок гуще и покрывает, кроме того, лоб и щеки.

Пушок на коже новорожденного

Через 2-3 дня кожа новорожденного начинает шелушиться. Поэтому требуется бережный уход за кожей новорожденного: бережное купание и обработка детскими маслами и кремами.

Цвет кожи новорожденного

Кожа новорожденного ярко-розового цвета. Ее цвет зависит от того, что очень близко к поверхностному слою, располагается густая сеть кровеносных сосудов.

На 2-3-4-й день после рождения ярко-розовый цвет кожи переходит в желтоватый. Наступает так называемая физиологическая желтуха. Она наблюдается почти у всех детей. Ничего опасного для ребенка эта желтуха не представляет, хотя и бывает иногда очень резко выражена. Через 3-4 дня желтуха проходит, и кожа постепенно принимает свою нормальную бледно-розовую окраску.

Физиологическая желтуха новорожденного

Мышечная и костная система новорожденного

Мышцы у ребенка вначале развиты слабо. Несмотря на это, мышцы новорожденного находятся в напряженном сокращенном состоянии. По мере роста ребенка эта напряженность мышц ослабевает, движения становятся свободными, далее мышцы увеличиваются в объеме и делаются более упругими при пальпации.

Костная система ребенка, его скелет, представляет некоторые особенности. Кости у него мягче и эластичнее, так как в них много хрящевой ткани.

Температура тела у новорожденных

Температура тела у новорожденных неустойчива, так как его организм не может вырабатывать достаточно тепла и сохранять его. Поэтому ребенок очень быстро подвергается охлаждению, даже при обычной температуре окружающего воздуха, а также быстро перегревается, если его чрезмерно кутают.

Постепенно новорожденный приспособляется и привыкает к новым для него условиям. Температура тела у него устанавливается 36,6-37°.

Дыхательные органы новорожденного

Дыхательные органы новорожденного еще несовершенны. Отверстия ноздрей, носовые ходы и другие дыхательные пути (гортань, трахея и бронхи) относительно узки. При насморке слизистые оболочки отекают, а также при попадании капель молока в нос или гортань (при срыгивании) дыхание затрудняется и ребенок не может нормально сосать.

Поэтому правильное положение ребенка во время кормления, систематический уход за носом крайне необходимы для того, чтобы дыхательные пути новорожденного оставались здоровыми.

Дыхание новорожденного

У ребенка дыхание поверхностное. При дыхании он за один вдох вдыхает сравнительно немного воздуха, и чтобы обеспечить кислородом организм, ребенок дышит чаще, чем взрослый.

Воздух, которым дышит ребенок, должен быть всегда чистым, поэтому нужно хорошо проветривать комнату, где находится ребенок, больше быть с ним на свежем, чистом воздухе. Нельзя туго свивать и пеленать ребенка с ручками, так как при этом сдавливается грудная клетка и затрудняется дыхание.

Сердце новорожденного ребенка

Сердце новорожденного ребенка отличается от сердца взрослого тем, что оно работает неправильно ввиду несовершенства нервной системы, хотя ребенок может быть совершенно здоров.

Эта неправильность сердечной деятельности постепенно проходит.

Сердце ребенка раннего возраста относительно больше, чем у взрослого. Сосуды, особенно крупные, относительно шире, чем у взрослого, что облегчает работу сердца.

Сокращение сердца определяется пульсом. Пульс у новорожденного до 140 ударов в минуту, на первом году жизни 130-110, в возрасте 1-2 лет — около 110 ударов в минуту; у взрослого человека — 72-80 ударов. Под влиянием незначительных причин (движения, продолжительный крик, беспокойство и пр.) пульс может резко учащаться.

Количество крови относительно веса тела у грудного ребенка почти в два раза больше, чем у взрослого. По своему составу кровь мало отличается от крови взрослого. Состав крови быстро меняется под влиянием заболеваний, но зато быстро и восстанавливается при выздоровлении. На состав крови влияет недостаток свежего воздуха, питания и т. д.

Движения новорожденных

Новорожденный ребенок не держит голову, производит лишь беспорядочные движения руками и ногами. Движения у него обычно вялые, замедленные. Иногда ребенок вздрагивает и производит быстрые движения руками и ногами. Это нормальное явление. В дальнейшем движения его становятся более плавными.

В первые дни после рождения ребенок много спит и просыпается только для еды.

Слез у новорожденных не выделяется: новорожденный кричит, но не плачет. Мигать он не может.

Изредка у новорожденного можно наблюдать косоглазие, которое постепенно исчезает.

Новорожденный ребенок беспокоится и кричит только по какой-либо причине: обычно если он лежит в мокрых пеленках, если слишком туго завернут, слишком ему жарко или холодно, или его беспокоит животик. Чтобы ребенок перестал плакать, нужно найти причины и их устранить.

В норме развития, ребенок овладевает двигательными умениями по следующему алгоритму:

  • в один месяц ребенок может приподнимать головку
  • в два месяца, крепко ее держит
  • к 3 месяцам ребенок может хватать предметы руками
  • в 4 месяца долго их удерживает
  • К 6 месяцам ребенок сидит
  • к 8 месяцам — стоит, держась за какой-нибудь предмет
  • к 10 — свободно стоит
  • к 10-14 месяцам начинает самостоятельно ходить
  • к 3 годам ребенок преодолевает препятствия, ходит по лестнице.

Уход за новорожденным. Обработка пупочной ранки. ВИДЕО

Учебный фильм «Роддома на Фурштатской» на тему «Купание малыша». Рассказывает Мария Коновалова, врач педиатр Педиатрического центра.

Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка

Недоношенным считается ребенок, который родился ранее 38 недель беременности. Новорожденные недоношенные дети, независимо от степени недоразвития, нуждаются в особом уходе, особенно на первых неделях жизни.

Вес недоношенного новорождненного от 500 до 2500 грамм. Длина тела недоношенного ребенка может быть от 27 до 45 см.

Основные клинические внешние признаки незрелого новорожденного:

  1. непропорциональное телосложение
  2. открытые роднички (боковые и малый)
  3. неразвитая жировая клетчатка или ее полное отсутствие
  4. гиперемию кожных покровов
  5. недоразвитие наружных и внутренних половых органов
  6. недоразвитие физиологических рефлексов, характерных для доношенных сверстников
  7. при тяжелой степени встречается слабость или отсутствие мышечного тонуса.

Отличаются такие дети от доношенных новорожденных несостоятельностью, незрелостью практически всех систем и органов организма, вследствие чего для недоношенных младенцев требуется специальный уход.

Причины­­ недоношенности

Преждевременное появление на свет могут спровоцировать многие социальные факторы, а также состояние здоровья будущей матери, ее акушерский анамнез. Статистически выделяют несколько групп факторов риска, при наличии которых женщины имеют высокий риск родить малыша раньше срока:

  • при слишком ранней или поздней беременности (возраст родителей меньше 16-18 или больше 40-45 лет)
  • наличие вредных привычек у женщины
  • плохие бытовые условия
  • наличие профессиональных вредностей
  • высокие риски преждевременных родов могут быть у женщин, у которых интервал между родами составляет менее двух лет
  • хронические заболевания матери
  • патологическое течение беременности
  • аборты в анамнезе, выкидыши, многоплодие, отслойка плаценты

Кроме того, риск рождения недоношенного младенца выше у тех девушек, которые не наблюдаются в женской консультации в период беременности.

Уход за недоношенным новорожденным ребенком

Если ребенок родился преждевременно, в любом случае (независимо от степени недоношенности) должна проводиться дополнительная врачебная терапия.

  • Во-первых, необходимо обеспечить дополнительный обогрев новорожденного ребенка и рациональную терапию кислородом. Для этого в родильном зале младенца немедленно обсушивают стерильными пеленками и сразу же помещают в инкубатор. Недоношенные дети с массой тела при рождении менее 1800г нуждаются в дополнительном обогреве в течение нескольких недель.
  • При перемещении ребенка в палату, температура воздуха должна быть 24-25°C.
  • Купать недоношенных детей следует не ранее двухнедельного возраста. При этом не каждый день, а через день.
  • Для отслеживания состояния и развития недоношенного ребенка, ежедневно проводится взвешивание. Один раз в неделю измеряется рост, окружность головы и груди.
  • Для нормализации мышечного тонуса, уменьшения числа срыгиваний, а также для увеличения концентрации кислорода в крови, недоношенного ребенка нужно как можно раньше выкладывать на животик.

Если недоношенный ребенок здоров, самостоятельно поддерживает нормальную температуру, постоянно прибавляет в весе и достиг 2000 г, пупочная ранка хорошо заживляется, анализы и гемограмма в норме, то он может быть выписан домой. Как правило, выписка здорового недоношенного ребенка производится на 7-9 дней после рождения.

Переношенный ребенок, особенности

Сколько перенашивают ребенка? Время отсчета начинается начиная с 42-й акушерской недели.

Запоздалая беременность может протекать и в нормальном порядке, и в итоге ребенок родится полностью здоровым без каких-либо отклонений.

В таких ситуациях акушеры именуют беременность «пролонгированная», т. е. превышающая срок. Говорят, что иногда ребенку просто требуется большее количество времени для его саморазвития, вследствие этого период беременности идет дольше положенного времени. Такая разновидность беременности считается физиологической и никак не патологической.

Переношенный новорожденный ребенок

Но чаще всего, длительная задержка родов несет в себе опасность для здоровья и матери, и ребенка. Зачастую опасность для жизни у переношенных новорожденных имеется в том случае, если после рождения была диагностирована гипоксия (кислородное голодание).

Если акушерами установлено, что ребенок перезрел, это значит, что он очень плохо переносит кислородное голодание. Вследствие чего возникают следующие осложнения:

  • потеря массы тела,
  • обезвоживание в первые недели жизни;
  • изменяется наличие гормонов в крови (снижается количество пролактина, кортизола);
  • могут страдать мозговые функции у ребенка (плохое эмоциональное и психическое развитие).
    Внешний вид переношенного ребенка.

Переношенный ребенок, задержавшийся в маминой матке, отличается характерным внешним видом. Так как сыровидная смазка, которая защищает кожу крохи от микробов и облегчает прохождения по родовым путям, полностью отсутствует, кожа переношенного ребенка сморщенная и шелушащаяся, особенно на стопах и ладонях. Цвет кожи — зеленоватый или желтоватый, пушковые волосы тоже отсутствуют, ногти и волосы длиннее, чем ребенка, родившегося в срок.

Из-за уменьшения питательных веществ, поступающих малышу в утробе матери, он рождается худеньким. У переношенных детей кости черепа немного плотнее и родничок затягивается быстрее — но в этом нет ничего страшного, главное — вовремя посетить невролога.

Кроме того, переношенные детки часто опережают других малышей в развитии, они очень активны, легко возбудимы и беспокойны, не редки случаи плохого сна.

Уход за переношенными детьми

Вся специфика ухода за переношенными детьми состоит в более тщательном уходе за кожей новорожденного ребенка. Придерживайтесь следующих правил:

  1. От рождения кожа малыша более сухая, поэтому смазывать ее необходимо чаще. Для этого надо использовать специальные средства для нежного ухода за младенческой кожей: детские крема, масла для сухой детской кожи.
  2. Особенно тщательно нужно обращаться с кожными складками. Чтобы не возникли опрелости, кожные раздражения, складочки тщательно промывайте, просушивайте мягкой тканью. Обсушивать складочки маленького ребенка нужно только промакивающими движениями. Никакого трения! И после всего не забудьте воспользоваться специальными детскими кремами или самостоятельно приготовленным стерильным растительным маслом.
  3. Время от времени, устраивайте ребенку воздушные ванны, оставляя его голеньким, без подгузника. Для кожи такие процедуры очень полезны.
  4. Детей с проблемами кожи очень хорошо купать в ванночке с отварами противовоспалительных трав (ромашка, череда).
  5. И еще одно правило – использование детского мыла не должно быть ежедневным. Для новорожденного ребенка купание с мылом должно быть не чаще 1-2 раз в неделю. Помните, мыло подсушивает кожу, а у переношенных новорожденных, кожа и без того очень сухая и тонкая.

В целом, уход за новорожденным, которого переносили, ничем не отличается от ухода за любым новорожденным ребенком. Что касается приема витамина D, этот вопрос нужно обсуждать с врачом. Все будет зависеть от состояния родничка.

Особенности питания переношенного ребенка

Учитывая все особенности новорожденного ребенка, в питании следует придерживаться двух главных правил:

1 правило – самым полезным и необходимым для переношенного новорожденного будет именно материнское молоко;

2 правило – постарайтесь как можно чаще прикладывать ребенка к груди. Лучше, если он будет кушать почаще, но меньшими порциями.

Мир психологии

К моменту рождения ребенка его нервная система(в том ,что касается количества нервных клеток и ее строения) в основном сформирована и готова к активному установлению связей с внешним миром. Дальнейшее развитие нервной системы выражается в росте веса мозга (в результате ко 2-му году жизни вес мозга ребенка составляет около 70% веса мозга взрослого человека).

Продолжается миелинизация (образование оболочки вокруг нервных волокон), которая находится в прямой зависимости от количества и разнообразия раздражителей.

Кризис новорожденности. Причины:

  • Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
  • Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни): дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители.

Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов является важным моментом в психическом развитии ребенка.

Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (недолго) на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления»

Комплекс оживления, включающий улыбку знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

Психическое развитие ребёнка.

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.

Развитие движений и действий:

  • 1 месяц — хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак;
  • 2 месяца — сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды.
  • 3 месяца — удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот.
  • 4 месяца — ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы.
  • 5 месяцев — противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев.
  • 6-7 месяцев — ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются.
  • 8-9 месяцев — берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.
  • 10-11 месяцев — манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).

Развитие речи.

Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого.

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира.

С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется «кризис 1 года».

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх