Помост

Вопросы веры

Где похоронена богородица?

Гробница Богородицы

Гробница Богородицы — величайшая христианская святыня, где, согласно Священному преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Расположена в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в Кедронской долине, в Иерусалиме. Над гробницей построена пещерная церковь Успения Богородицы. Храм (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата; Армянская церковь также имеет права на его использование, иные христианские конфессии имеют доступ для совершения богослужения.

Погребение Богородицы

По преданию, известному с IV в., Богородица скончалась в Иерусалиме в 57 г. в возрасте 72 лет и апостолы похоронили Её в Гефсимании в семейной гробнице, где были захоронения ее родителей Иоакима и Анны и мужа Иосифа Обручника.

Однако апокриф «Успение Марии» (написан не ранее IV века) сообщает, что Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе».

Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией, открытый гроб оказался пустым.

Церковь Успения Богородицы

История

Традиция, определяющая Иерусалим как место погребения Богородицы, известна с I века: об этом пишет Дионисий Ареопагит в своём послании епископу Титу.

Церковь Успения Богородицы в Гефсимании, фасад XII в. Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0

В 326 г. царица Елена построила над Гробницей Богородицы первую церковь. Нижняя часть церкви представляла собой пещеру в форма креста, большая часть которой была вырублена в скале.

Небольшой верхний храм на восьмиугольной основе над этим местом был построен в V веке иерусалимским патриархом Ювеналием (во время правления византийского императора Маркиана в), был разрушен персами в 614 г., но вскоре восстановлен.

Пилигрим Аркуф, посетивший её в 680 г. писал, что церковь состояла из двух уровней: в верхнем было 4 алтаря, в нижнем один алтарь и Гробница Богородицы.

Лестница вид снизу Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0

Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора (680–681 гг.), по преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены. Святой пояс, находится сейчас в обители Ватопед на Святой Горе Афон в Греции.

Церковные летописи IX в. сообщают, что в церкви служили 13 пресвитеров и священников, 6 монахов и 15 монахинь.

В последующие столетия церковь разрушали несколько раз, но при этом Гробница Богородицы не пострадала, поскольку мусульмане почитали её как гробницу матери пророка Исы (Иисуса), а также потому что во время своего Ночного полёта из Мекки в Иерусалим Пророк Мухаммед видел свет над Гробницей Марии.

В 1130 году храм был восстановлен дочерью Балдуина II Мелисендой: она украсила его стены фресками, а после смерти (1161 г.) была погребена в крипте храма.

У престола св. Стефана можно написать записки и взять свечи Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0

При церкви был организован бенедиктинский монастырь с тремя башнями для защиты комплекса. Королева Мелисенда похоронена в крипте верхней церкви в 1161 г.

После падения крестоносцев в 1187 г. Саладин разрушил большинство сооружений верхней церкви, но не тронул нижнюю. После ухода крестоносцев за Гробницей Богородицы следили францисканцы, а в настоящее время совместно Греческая, Армянская, Сирийская и Коптская православные церкви и мусульмане.

План Гробницы Богородицы

Описание

Гробница Богородицы находится под землёй, только фронтон с готическими арками XII в. расположен над поверхностью земли. Вход в с юга. От входа вниз ведет широкая (6,5 м) каменная лестница из 48 ступеней.

Подземная церковь (34 м в длину и 6 м в ширину) имеет форму креста и в ней находится кувуклия-часовня 2 x 2 м с гробом Богородицы. Кувуклия покрыта мрамором и украшена драгоценностями, ее освещают 24 серебряных подсвечника и несколько лампад.

Каменное ложе Богородицы в кувуклии. Сверху православный престол Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0

Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход. За кувуклией, в восточной части храма, находится чудотворная и очень почитаемая икона Божья Матерь Иерусалимская русского письма, , которая помещена в киот из розового мрамора. Слева от нее, у стены, расположен православный жертвенник. С южной стороны кувуклии устроена небольшая молельня для мусульман, также почитающих Деву Марию.

Приделы и престолы

Церковь имеет по меньшей мере 9 приделов и престолов, в которых в настоящее время время совершают богослужения православные христианские конфессии:

В середине лестницы (на 23 ступени справа при спуске) имеются два придела:

1-2. Правый — в честь святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы, принадлежит Греческой православной церкви. В нём два престола: в честь св. Иоакима — у восточной стены придела (по преданию св. Иоаким похоронен под этим престолом) и в честь св. Анны — у северной стены придела (по преданию она похоронена под этим престолом). Рядом с эти приделом погребена королева Мелисанда, о чем свидетельствует каменная плита с высеченной надписью, вмонтированная в пол.

3. Левый придел освящен в честь Иосифа Обручника ( по приданию, он похоронен под этим престолом). С 1814 г. придел принадлежит Армянской апостольской церкви.

4. Внизу справа от лестницы находится престол в честь св. Первомученика Стефана, принадлежащий Греческой православной церкви.

5. Престол в честь св. Николая, принадлежащий Греческой православной церкви — в северной части храма.

6. В западной части нижней церкви в скале возвышается кувуклия с гробом Богородицы. Главный престол находится внутри кувуклии, непосредственно над ложем Божией Матери. Престол принадлежит Греческой православной церкви, но Армянская апостольская церковь тоже имеет право совершать в нём службы.

7. Армянский престол пристроен снаружи к западной стене кувуклии, слева от входа в нее.

8. Престол Сиро-яковитской православной церкви находится у северного выхода из кувуклии в особом небольшом пределе.

9. Предел Коптской православной церкви расположен в западной части церкви.

С южной стороны кувуклии устроен михраб — молельня для мусульман.

Гробница Пресвятой Богородицы

Израиль Иерусалим

Гробни́ца Богоро́дицы — христианская святыня на Святой земле, где, согласно Священному Преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). Над гробницей построена пещерная церковь Успения Богородицы. Храм (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата; Армянская церковь также имеет права на его использование, иные христианские конфессии имеют доступ для совершения богослужения.

История

Погребение Богородицы (Дуччо, Маэста, 1308-1311)

Согласно преданию, известному с IV века, после успения в Иерусалиме Богородица была похоронена апостолами в Гефсимании, в гробнице, где были захоронены её родители, Иоаким и Анна, и Иосиф Обручник. Однако апокриф «Успение Марии» (написан не ранее IV века) сообщает, что Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе». Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией, открытый гроб оказался пустым. Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

Описание

Храм находится под землёй, вход в него с юга. От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Подземная церковь имеет форму креста, и в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня, чуть более чем 2 x 2 м) с гробом Богородицы. Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход. За кувуклией, в восточной части храма, находится чудотворная и очень почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери русского письма, которая помещена в киот из розового мрамора. Слева от неё, у стены, расположен православный жертвенник. С южной стороны кувуклии устроена небольшая молельня для мусульман, также почитающих Деву Марию.

Основной объем храма имеет размер в длину примерно 34 м с востока на запад и 6 м в ширину, с севера на юг. Лестница, ведущая в храм, имеет ширину примерно 6,5 м.

Местонахождение

Адрес: Израиль, Иерусалим, Гефсимания

Где остановиться

  • Паломнические дома Горненского монастыря

Паломники, прибывающие в Горненский монастырь, размещаются в небольших паломнических домах, расположенных на территории монастыря. В настоящее время в Горненском монастыре имеется 4 дома паломников, вместимостью от 10 до 22 человек. Поселение в паломнические дома Горненского женского монастыря в Иерусалиме осуществляется через Паломническую службу Русской Духовной Миссии.

В паломнических домах имеется кухня, где паломники могут приготовить чай (питаются паломники в монастырской трапезной); душ и туалет находятся на этаже.

Адрес: Израиль, Иерусалим, Эйн-Карем

Проезд: Паломнику, отправляющемуся в Горненский монастырь, достаточно иметь на руках заграничный паспорт и авиабилет на рейс до аэропорта Бен-Гурион. Оттуда в Иерусалим следуют автобусы, поезда и такси, дорога займет около часа. Из центра Иерусалима (Старый Город) до обители в Горнем можно добраться на автобусах 19-го и 27-го маршрутов (остановка «Больница Хадасса»).

Фото

  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы

  • Лестница, вид от входа в церковь

  • Гробница Богородицы (кувуклия), вид с запада

  • Придел святых Иоакима и Анны, справа от лестницы

  • Интерьер храма

  • Гробница Богородицы (кувуклия), вид с запада. Слева от входа армянский престол

Видео

Гробница Пресвятой Богородицы

Литургия у Гробницы Пресвятой Богородицы

Крестный ход с выносом плащаницы Пречистой Девы

Ссылки

Паломнические дома Горненского монастыря

Могила Богородицы на Масличной горе

Могила Богородицы на Масличной горе (Израиль) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Рассказывая о православном Иерусалиме, пожалуй, невозможно разделить святыни на более или менее значимые — настолько здесь напитан библейской историей каждый камень. Однако, есть здесь особая, испокон веков почитаемая христианскими женщинами святыня — могила Богородицы на Масличной горе, подземная кувуклия размерами всего 2 на 2 м, где Дева Мария была захоронена апостолами. Два тысячелетия горят здесь неугасимые лампады, и тысячи верующих спешат поклониться чуду Вознесения Святой Девы. Над могилой стоит церковь Успения Пресвятой Богородицы с 9 престолами, в которой совершают богослужения все христианские конфессии. Еще в храме можно поклониться нескольким чудотворным и почитаемым иконам Божией Матери.

Немного истории

Согласно писаниям, Богородица скончалась в Иерусалиме, где проживала в скромном жилище и отдалении от людей после распятия и вознесения Христа. Когда ангел возвестил ей о приближающейся кончине, Дева Мария пожелала видеть апостолов, и они были чудесным образом перенесены к порогу ее дома. Богородица была погребена апостолами у подножия Елеонской (Масличной) горы, в Гефсимании, в небольшом подземном склепе. Апостол Фома, однако, отсутствовал при погребении и, прибыв в Иерусалим лишь через три дня, попросил открыть гроб, чтобы проститься с Девой Марией. Однако гроб оказался пустым — Богородица была взята святым воинством на небеса. С тех пор место погребения Пресвятой Девы почитается одной из самых значимых христианских святынь: уже в 4 веке над ним была построена первая церковь. Современная церковь Успения Пресвятой Богородицы была сооружена в 12 веке, неоднократно разрушалась в верхней части, но место погребения Девы Марии оставалось нетронутым.

Камень, на который было положено тело Девы Марии, скрыт на полметра под престолом — здесь совершает богослужения Русская православная церковь.

Что посмотреть

Могила Богородицы на Масличной горе располагается в подземном основании церкви Успения Пресвятой Богородицы в Гефсимании, на территории Иерусалима. Внешний вид храма довольно скромен: строгий каменный фасад романского стиля, высокий портал и небольшая деревянная дверь, от которой спускается в подземелье каменная лестница из 50 ступеней 6-метровой ширины.

Подземная часть церкви в архитектурном плане представляет собой крест. В его восточной части, справа от лестницы, вы увидите небольшую часовню — это и есть место погребения Богородицы. Камень, на который было положено тело Девы Марии, скрыт на полметра под престолом — тут совершает богослужения Русская православная церковь. Над престолом висят многочисленные лампады. Остальные 8 престолов располагаются с внешних сторон кувуклии — здесь служат копты, армяне, сиро-яковиты и представители других ветвей православного христианства, есть и место для мусульманских молений.

В восточной части церкви непременно стоит поклониться чудотворной и исключительно почитаемой Иерусалимской иконе Божией Матери, заключенной в ковчег из розового мрамора. По преданию, это один из 70 образов Богородицы, писанных евангелистом Лукой.

Практическая информация

Адрес: Иерусалим, Гефсимания, церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Церковь открыта ежедневно с 8:00 до 18:00.

Дом Девы Марии и базилика святого Иоанна

В пяти километрах к югу от Эфеса в живописных горах стоит скромный каменный домик, превращенный в христианскую церковь. В нем по преданию провела последние годы жизни и умерла мать Иисуса Христа — Дева Мария. Во время Своего распятия, Иисус Христос завещал своей Матери заботиться об Иоанне, как о собственном сыне, а Иоанну заботиться о Марии, как о родной матери. Через четыре года после распятия они, путешествуя по Азии, вместе с апостолом Иоанном прибыли в Эфес, где и поселились. Здесь прошли последние годы Девы Марии, а сейчас это место паломничества для многих христиан.
Дом Девы Марии нашли сравнительно недавно и совершенно случайно. В середине XIX века некая немецкая крестьянка по имени Анна Катерина Эммерик, прикованная к постели неизлечимой болезнью, увидела в своем видении, как Дева Мария поселилась вместе с Иоанном в 5-ти километрах от Эфеса на Соловьиной горе. Эти видения были записаны и опубликованы в виде книги, которая попалась некой монахине во французской больнице г.Измира. На Соловьиную гору 29 июля 1891 года была организована маленькая экспедиция, которая действительно в указанном месте обнаружила остатки домика, или точнее, маленькой церкви. Местные крестьяне, как оказалось, давно знали о святости этого места и о находящемся рядом с домиком чудотворном источнике.
Проведенные раскопки показали, что остатки византийской церкви датируются XIII веком н.э., но построены были на фундаменте I века н.э. Также были найдены закопченные мраморные плиты, использовавшиеся в качестве очага, угли и одно захоронение рядом с домиком – все I века нашей эры. Могила Девы Марии, умершей примерно в 48 году н.э., обнаружена не была, хотя, по видениям Эммерик, она должна была находиться в 500 метрах от домика. Но чье-то захоронение, датируемое I н.э., тем не менее, нашли.
Католическая церковь официально не признает это место домом и могилой Девы Марии, но все же сочла это место святыней. Домик был отреставрирован, и сейчас это небольшая церковь, которая является местом паломничества христиан. Здесь были три римских папы: Павел VI — в 1967 г., Иоанн Павел II — в 1979 г. и Бенедикт в 2006 г. Мусульмане в этих местах также с глубоким уважением относятся к дому Девы Марии как к религиозной святыне.
Возле дома сохранился старый источник, вода из которого считается целительной. Здесь постоянно собираются очереди туристов с бутылочками. Мы воду набрали, но так и не пили. Слишком уж вид у нее непрезентабельный. Но для омовений сгодится.
Вход в церковь бесплатный, но чтобы попасть на территорию парка, где он находится, вы должны купить билет. При чем на билете черным по белому написано, что дескать «посещение храма абсолютно бесплатное, мы лишь собираем немного денег на уход за домом и прилегающей территорией». Так что вроде бы вход бесплатный, но платить все равно придется.
Прямо у входа рядом с источниками можно найти длинную стену желаний, на которой каждый может что-то загадать, завязав узелок из белой ткани.
Хотя вешают здесь не только узелки, а вообще все, что есть под рукой, даже посадочные талоны.
В базилику св.Иоанна, построенную рядом с остатками храма Артемиды, мы попали уже ближе к закату. Она была уже закрыта, но нас за небольшое вознаграждение какой-то турок провел окольными путями. Изрядно полазив по стенам, мы потайными ходами проникли на территорию церкви.
На ломаном английском наш турок пытался что-то показать и рассказать, но я практически ничего не понял) Как я уже писал, базилика построена на месте, где был захоронен св.Иоанн — самый молодой и самый любимый ученик Иисуса Христа, которому тот завещал заботиться о его матери после распятия. Базилика была построена в VI веке константинопольским императором Юстиниан I.
Развалины базилики говорят о том, что это была не просто церковь, а огромное и величественное сооружение, в центре которой находилась могила Иоанна. Строилась базилика из материалов, вывозимых с останков разрушенного храма Артемиды и увядающего Эфеса. Но сейчас и они, видимо, уже тоже разграблены. Может быть стоит у кого-то во дворе колонна из древнего храма или забор, украшенный мраморной табличкой из Эфеса.
Церковь была разрушена примерно в 1350 г., а раскопана в начале XX века греческими археологами. А сейчас ее облюбовали птицы)
А рядом на холме возвышается древняя сельчукская крепость, о которой я не знаю ровным счетом ничего)
Может быть когда-то я посещу это место более осознанно, тогда и напишу поподробнее, а пока что есть то и показал)
Интересно? — Подписывайтесь в ЖЖ или в Instagram
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.

Гл. 2. Где была похоронена Дева Мария?

Книга 4. Исход или Реформация
гл. 2
1. Где была похоронена Дева Мария? 2. Какой Иаков похоронен в Сантьяго-де-Компостела?
1. Где была похоронена Дева Мария?
— От исторических писаний должна быть какая-то польза, — может сказать мне читатель. — Вот Вы все пишете, пишете, а какая, к богу, разница, откуда Моисей вывел евреев — из Испании али из Шарм-эль-Шейха? Один вред только туризму в государство Израиль.
Да, действительно, — задумался я. Развенчивая одни святыни, мы должны предлагать народу другие, настоящие, иначе можно нанести непоправимый вред туристической индустрии, тем более в разгар мирового экономического кризиса.
Я уже предположил, что колодец, у которого Христос разговаривал с самаритянкой, находится внутри храма Айя-София в Константинополе.
(Читатель, пусть тебя не вводит в заблуждение иронический тон в начале: я все пишу серьезно и свои слова обосновываю).
Но Айя-София — и так намоленное туристическое место.
А вот где похоронена Дева Мария?
Да, мы не спорим — Дева Мария была вознесена на небо. Но до этого она умерла и была похоронена.
Церковное предание говорит, что это произошло в Гефсимании близ Иерусалима, поскольку она стояла у креста, на котором был распят ее сын, следовательно, могла затем остаться в Иерусалиме, либо, уйдя, опять в него вернуться.
О нахождении Матери Божьей у креста прямо говорит евангелист Иоанн: «Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено, се сын Твой» (Ин., 19,25).
Но вот остальные трое евангелистов отчего-то выражаются туманно и обиняками: «… женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему. Между ними были … Мария, мать Иакова и Иосии» (Мф., 27,55-56), «Мария, мать Иакова меньшего и Иосии… Которые и тогда, как он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему»(Мк.,15, 40-41), А Лука и вовсе не упоминает Марию среди стоящих у креста «женщин, следовавших за Ним из Галилеи» (Лк., 23,49).. И только при рассказе о Воскресении говорит о «Марии Иаковой» (Лк., 24,10).
Зачем же эти три евангелиста вынуждают читателя листать Евангелие, чтобы отыскать: «не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?»(Мф, 13, 55) и сопоставить с перечнем женщин, стоявших у креста? Не слишком ли эта сложная задача для, вполне вероятно, неграмотного христианина? Почему прямо не сказать, что у креста стояла Дева Мария? Разве это малозначимая деталь? Да и почему из списка сыновей выпали Симон и Иуда? И отчего мы до этого не читали, что Мать следовала за Иисусом и служила Ему?
Исследователи, подходящие к Евангелиям как к историческому документу, сказали бы, что тексты трех евангелистов-синоптиков (то есть излагающих сходные в основном сведения о жизни Христа) редактировались с целью согласовать их с евангелием от Иоанна. А ведь считается, что синоптики более достоверны в деталях земной жизни Иисуса, чем Иоанн.
— Опять Вы ударились в критику, — скажешь ты, читатель, — А что Вы можете предложить взамен?
Взамен я могу предложить вот это место из книги Чисел, повествующей об Исходе:
«И пришли сыны Израилевы, все сообщество, в пустыню Син, в первый месяц, и остановился народ в Кадесе, и умерла там Мариам и погребена там» (Числа, 20, 1).
Как известно, Кадеш на иврите означает «священный».
— Позвольте, — скажешь ты, читатель, — да ведь это не та Мария! Когда был Исход, а когда Распятие?!
Вот именно — когда? Библия не дает нам никаких дат. Да, Христос в Евангелиях упоминает о Моисее, поэтому логично предположить, что Страсти происходили после начала Исхода. Но вот через сколько?
И кто расположил историю Давида и Соломона после Исхода, а не до него? И на каком основании?
Итак, что же это за Мариам?
«И взяла Мариам пророчица, сестра Аарона (брата Моисея) , в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его (фараоново войско) ввергнул в море» (Исход, 15, 20-21).
Возможно, Мариам была та самая безымянная сестра, которая способствовала усыновлению Моисея дочерью фараона (Исход, 2, 1-10). Но вот почему она названа пророчицей? Тому в Торе нет никаких оснований.
Правда, еще к ней являлся сам Господь: «И упрекали Мириам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку… И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мириам, и они вышли… И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел. И облако отошло от скинии, и вот Мариам покрылась проказой» (Числа, 12, 1-10). По просьбе Моисея Господь исцелил Мариам через семь дней: «И сказал Господь Моисею…. пусть будет она .в заключении семь дней вне стана , а после опять возвратится. И пробыла Мариам . в заключении вне стана семь дней, и народ не отправлялся в путь, доколе не возвратилась Мариам » (12, 14-15).
Мы уже говорили, что, по нашему мнению, самые древние религиозные тексты содержит в себе Коран.Обратимся к его 19 суре «Марйам»: «Вот она удалилась от своей семьи в место восточное и устроила себе перед ними завесу (Ср. с «в заключении» из книги Чисел) …Мы (Аллах) отправили к ней нашего духа… Она сказала: «Как может быть у меня мальчик? Меня не касался человек…» … И понесла она его (Ису) и удалилась с ним в далекое место… И пришла она к своему народу… Они сказали: «О Марйам… сестра Харуна…».
Итак, Марйам сестра Мусы (Моисея) и Харуна (Аарона) согласно Корану является непорочной матерью Исы (Иисуса), то есть Девой Марией..
У нас есть свидетельство, что христианская традиция поначалу с этим не спорила. Вот «Пространное житие Кирилла», датируемое XV веком:
(В Житии , кстати, рассказывается о том как Константин (он же Кирилл) Философ отправляется к хазарскому кагану, который незадолго до этого осаждал христианский Херсон и состязается там в споре о вере. После этого хазары заявили «если кто из нас будет кланяться на Запад, либо свершать еврейские молитвы, или держаться сарацинской веры, тот примет от нас скорую смерть… крестилось же тогда около двухсот человек». Читатель может сопоставить это с «каганом нашим Владимиром» из «Слова о законе и благодати митрополита Иллариона» (см. 3.2.5 http://proza.ru/2013/02/21/1832) и историей из Повести временных лет как каган Владимир, он же Владимир равноапостольный, осаждал Херсонес, устраивал спор о вере, а затем принял христианство. Воистину, читатель, сюжеты ходят из истории в историю, и, как нам кажется, есть смысл разобраться, где они происходили на самом деле. Что мы в меру сил и пытаемся сделать в этой и других своих книгах).
Итак, в Житиии оппонент в споре о вере обращается к Кириллу: «Один же из них, зело сведущий в сарацинской злобе, вопросил Философа: «Скажи мне, гость, почему вы не почитаете Магомета? В своих книгах он восхвалял Христа., говоря: великий пророк родился от девы, сестры Моисея…» (Родник златоструйный, Памятники болгарской литературы IX-XVIII веков, М., Художественная литература, 1990, стр. 119). Кирилл опровергает далее то, что Магомет — пророк, но ни словом не спорит с тем, что Христос родился от сестры Моисея.
Что же выходит, если принять нашу версию, что изгнание евреев из Испании в конце 15 века — это и есть библейский Исход? http://proza.ru/2013/10/19/1486
Выходит, что Иисус после смерти своей матери Мариам покинул Испанию вместе со своими дядьями и остальными евреями. Возможно, что и морским путем.
Заметим, что, на наш взгляд, образ Моисея из Торы скорее всего синтетический, объединяющий нескольких персонажей, в том числе дона Абраванеля и Педро де Херрера (см. главу 1). А само имя Моисей было нередким среди тогдашних испанских евреев. К примеру, мудрец «врач из Малаги Моисей ибн Самуил ибн Йегуда» или «ученый раввин Моисей д’Аррагель , который в начале XV века перевел Библию с еврейского на кастильский язык» ( как известно,библейскому Моисею приписывается авторство Торы) ( Л.Поляков, История антисемитизма, Москва: Лехаим;Иерусалим: Гешарим, 1997, кн.1, гл.Мусульманская Испания и Еврейский народ Испании).
Можно вспомнить еще и талмудистов Моше(Моисея)бен Нахмана и Моше бен Ханоха. Или автора книги «Зогар» Моше бен Шема тов де Леона
Эти персоны также могли стать прототипами библейского Моисея.
Отметим и то, что рассказ об Исходе начинается с истории об избиении младенцев «Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у евреев сына бросайте в воду» (Исход, 1,22). История об изгнании евреев из Испании также изобилует всевозможными погромами, которые перекочевали и в жизнеописание Иисуса. (К примеру, уже упомянутый нами в 1 главе португальский король Мануэль насильно отбирал детей у евреев и отдавал их на воспитание в христианские семьи).
Вместе с изгнанниками из Испании Иисус и добрался до Константинополя-Иерусалима.
(Возможно, побывав до этого во Франции-Галлии-Галилее).
Об этом мы поговорим в следующих главах, как и о том, когда и почему вся библейская история была «пересажена» на новые места.
Но сейчас перейдем непосредственно к ответу на начальный вопрос: где могила Девы Марии. Собственно, мы уже его получили черным по белому: в Кадесе, то есть в испанском Кадисе или Кадиксе, считающимся древнейшим испанским городом. Но скорее всего даже не в самом Кадисе, а в находящемся от него на расстоянии 10 км, тоже на побережье, городе El Puerto de Santa Mar;a — Порте Святой Марии. Пинято объяснять это название тем, что именно из гавани этого города отправилась в путь в Новый свет каравелла Колумба «Санта Мария». Однако согласитесь — это странное дело — называть город по имени корабля. Обычно именно корабль получает свое название по «порту приписки». Тем более, что El Puerto de Santa Mar;a известен связанными со Святой Девой чудесами. В частности, Альфонсо X, якобы отвоевавший город у мавров получил зхдесь в соборе Святой Марии исцеление для своих распухших ног, о чем поведано в «Cantigas de Santa Maria» (Гимны Святой Марии)(№367). Про собор же Святой Марии сообщается, что он был открыт … да, читатель, именно в 1493 году. (Конечно, не будем столь наивными, чтобы считать, что в 1493 году открылся построенный собор. Однако, откуда-то же эта дата взялась — она могла быть связана с первым упоминанием этого места , как святого).
В 17 веке собор пострадал от землетрясения и был, как сообщается, частично перестроен.
Под церковью находятся заброшенные катакомбы, в двух перпендикулярных коридорах которых, длиной около 12 метров, в стенах — погребальные ниши. Из церкви вниз в катакомбы ведет лестница.
Вот в этих катакомбах в 1493 году и могла быть похоронена сестра Моисея и мать Иисуса Мариам-Марйам-Мария.
еще фото http://stogarov.livejournal.com/783782.html
2. Какой Иаков похоронен в Сантьяго-де-Компостела?
Сантьяго-де-Компостела (Santiago de Compostela) считается третьим после Рима и Иерусалима центром христианства. В средние века многочисленные паломники преодолевали горы и долины, стремясь добраться до него. В наше время сюда стекаются паломники и туристы со всех концов света», — написано в туристическом путеводителе.
А все почему? Потому что здесь в соборе святого Иакова находятся мощи Иакова Зеведеева, то есть одного из двенадцати апостолов.
Однако мы тут же сталкиваемся с рядом странностей. Во-первых, странна история появления мощей в Испании. Конечно, в христианстве много фантастических историй, но все же: пытаясь как-то связать концы с концами легенда говорит, что святой Иаков после смерти Христа проповедовал в Испании, затем вернулся в Иерусалим, где принял мученическую смерть и был похоронен. На том месте стоит собор святого Иакова в Иерусалиме. Однако два ученика Иакова отчего-то решили, что Иерусалим не подходит для погребения, и погрузили тело Иакова в лодку, которая приплыла в Испанию. Здесь Иакове был похоронен в гробнице, следы которой затерялись и которая вновь была обнаружена только в 9 веке. На месте обнаружения останков святого Иакова был построен собор святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела. Причем мощи снова пропали в конце 16 века и было вновь обнаружены только в веке 19-м. Напрашивается вывод, что поклонение в Сантьяго-де-Компостела слабо привязано к наличию мощей святого, а скорее к самому месту.
Но еще более, чем история с мощами, удивительны следующие обстоятельства.
«В 997 году мавры во главе с Альмансором вторглись в северо-западную часть Испании, захватив Галисию. Армия христиан была разбита, жители городов бежали в соседнюю Астурию. Сантьяго достался Альмансору без кровопролития. Осмотрев базилику, он велел ее разобрать. Ценности и колокола пленные христиане на руках несли в Кордову — столицу халифата. Однако разрушение этим и завершилось. Неизвестно, почему, но сам гроб с мощами Иакова владыка мусульман велел не трогать. Своим зодчим он приказал возвести вокруг могилы резную каменную ограду, а военным охранять святыню от посягательств. Ограда гробницы в целости сохранилась до наших дней».
В Коране присутствует слово «хавари», которое принято переводить как апостол. Однако означает оно просто последователь, приверженец. Вот типичное место из Корана: «О те, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаха. Иса, сын Марьям, сказал апостолам: «Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?» Апостолы ответили: «Мы — помощники Аллаха» ( Сура 61:14). Здесь все уверовавшие призываются стать помощниками Аллаха. Так называемые в переводе апостолы (приверженцы) ничем не выделены из остальных уверовавших. Никаких сведений о «ближнем круге» пророка Исы, а тем более об именах хавари в Коране нет. Более того, как мы не раз еще подчеркнем, для мусульманина оскорбительна сама история о распятии великого пророка Исы. Христианский апостол Иаков неразрывно связан именно с этой историей. Поэтому удивительно, что Альмансор не только не разорил могилу, но отстроил ограду и выставил вооруженную охрану.
А вот еще одно странное обстоятельство, касающееся собора в Сантяго-де-Компостела. В нем существует специальная боковая дверь для входа в храм евреев. Но позвольте, ведь именно евреи, согласно христианской доктрине, распяли Христа. Обвинение это было снято католической церковью лишь в 1965 году на Втором Ватиканском соборе. Зачем же допускать евреев к могиле апостола? Более того, с точки зрения правоверного еврея евангельский Иисус никакой не мессия, а мошенник. Зачем же евреям поклоняться мощам его апостола?
Странности развеются, если принять, что в Сантьяго-де-Компостела изначально поклонялись могиле не евангельского, а библейского Иакова. Того, кто и привел евреев в Мицраим-Испанию. Отца Иосифа и родоначальника 12 колен Израилевых. Он почитаем в христианстве, иудаизме и исламе. В последнем известен как пророк Якуб, заповедавший своим сыновьям быть мусульманами (покорными Аллаху). Истории Якуба и его сына Юсуфа (Иосифа) посвящена вся 12 сура Корана «Йусуф». Поэтому с таким почетом отнесся к его могиле Алмансор. Поэтому приходили в собор поклониться своему патриарху евреи. Поэтому Иаков считается покровителем паломников и часто изображается с посохом и сумой путника.
Напомним, что сведения о пребывании апостол Иакова в Испании — поздняя легенда, пытающаяся связать концы с концами, а вот путешествие библейского Иакова в Мицраим описано в священных книгах всех трех религий. Он и изображается часто именно в виде путника с тем же посохом в руках.
Логично, что Иаков, приведший в Испанию евреев (они же мавры — см. 4.1. 11-12), которым и принадлежала заслуга создания испанской культуры, стал в Испании объектом поклонения.
Не менее, чем сама могила Иакова, известен Путь Святого Иакова — маршрут паломников, идущих на поклонение его мощам. Путь этот проходит вовсе не по морю, по которому в Испанию де приплыли мощи апостола Иакова, а по земле. И начинается он вовсе не в палестинском Иерусалиме, а во Франции. Именно оттуда в библейский Мицраим, то есть в «страну ущелий» Испанию, и мог прийти по суше со своими сыновьями библейский Иаков.
В истории христианства часты случаи замены языческого культа на культ христианский. В этом же ряду может стоять и замена культа патриарха Иакова на култ Иакова-апостола.
Но почему в Испании произошла эта замена? Развернутый ответ на этот вопрос дадут следующие главы нашей книги (см. главы 9, 10, 11 ). Сейчас вкратце скажем следующее. После изгнания евреев (они же мавры) из Испании в 1492 году, в Европе развернулось вооруженное противостояния между нашедшими убежище в Константинополе изгнанниками-сефардами и Габсбургами. В ходе этого противоборства, по всей видимости, в Константинополе, была написано Пятикнижие, основное содержание которого состоит в описании побед сынов Израилевых над идолопоклонниками, они же католики. Противоборствующая сторона ответила созданием Евангелия, в котором описывалось кощунственное убийство великого пророка Исы евреями в Иерусалиме-Константинополе. Примирение этих двух антагонистические книг — Ветхого и Нового Заветов — состоялось, по всей видимости, только на Тридентском соборе (1545-1563). До этого пророк Иаков-Якуб, как религиозный герой евреев, являлся в изгнавшей евреев Испании «персоной нон-грата». Поэтому его культ, полностью ликвидировать который было, очевидно, невозможно, трансформировали в культ одноименного евангельского апостола.
Возможно, читатель, ты не совсем веришь мне, потому что привык доверять так называемой традиционной хронологии. В биографии святого Иакова есть, однако, обстоятельства, которые хорошо показывают, чего стоит эта хронология.
Оказывается, у апостола Иакова была еще одна ипостась. А именно Сантьяго Матамороса (Святого Иакова-Мавроборца), который сплотил христиан и вдохновил их на победу над маврами. Именно поэтому апостола Иакова считают покровителем испанской Реконкисты.
«В 844 г. в битве при Клавихо, когда испанцы под предводительством Дона Рамиро I терпели поражение от сарацин, перед ними появился всадник на белом коне со знаменем — белым полотнищем с красным крестом, и сарацины (мавры) обратились в бегство». Деревянная статуя Матамавроса Иакова с поверенными маврами в ногах коня стоит в компостельском соборе. Рубящий мавров Иаков изображен и на многочисленных иконах.
Не надо думать, что Матамороса считали лишь чудесным видением. До поры до времени участие современника Иисуса в испанской Реконкисте ни у кого не вызывало недоумения. Ведь современная хронология еще не была придумана и пророк Иса считался племянником Моисея и Аарона, как об этом сообщает Коран.
Однако, как считается, в 1583 году появляется «Исправление времен» Скалигера, то есть создается новая, а ныне общепризнанная, хронология. И сразу же герой Реконкисты апостол Иаков становится анахронизмом. «Скептики … отвергали реальность битвы при Клавихо и абсурдное мнение, что святой Иаков принимал личное участие в избиении мусульман» (T. D. Kendrick, St. James in Spain, London, 1960, p. 185). Согласитесь, что если бы речь шла об участии святого в битве в виде видения, вряд ли кому-либо это могло бы показаться абсурдным. Значит, речь шла об апостоле Иакове во плоти и крови.
Более того, «в XVIII столетии папа Бенедикт XIV дал отповедь сомневающимся … и подтвердил участие и главенство святого Иакова … в войне испанских христиан с мусульманами» (там же).
Видимо, несмотря на новую хронологию Скалигера, папе Бенедикту было не с руки пересматривать уже устоявшиеся представления. Да и, если Иисус был племянником Моисея, выведшего в 1492 году евреев из Испании, то последователь Иисуса Иаков вполне мог участвовать в сотрясавших Испанию на протяжении всего 16 века столкновениях с морисками (т.е. буквально мавришками). Папе Бенедикту, видимо, все это казалось вполне естественным.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх