Помост

Вопросы веры

Где рай на земле?

Где находился библейский рай?

Если верить Библии, то первые люди Адам и Ева жили в райском саду, откуда были с треском изгнаны после того, как нарушили запрет Бога и отведали плод с древа познания. Сегодня история Адама и Евы воспринимается всего лишь как миф, а рай кажется чем-то виртуальным. Даже верующий человек на вопрос, где же расположен, этот рай, скорее ответит: «На небе». Между тем, в Ветхом Завете рай — это место на Земле. Более того, у него было вполне ясное для людей того времени местоположение.
Давайте попытаемся определить, где произошло грехопадение!

Так представляли себе рай в XVI веке

Рай по имени Эдем
Наверняка, вы, как и я, представляете рай как сад. Наше слово рай — древнее, появившееся у славян до того, как они разделились на разные народы. Во всяком случае, в большинстве славянских языков слово рай звучит как рай. В Библии до перевода на славянские языки для слова рай использовались два обозначения – «Эдем» и «парадиз». В книге Бытия (2:8,9) сказано:

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Современные лингвисты выдвигают самые разные версии происхождения слова «эдем». Одни говорят, что оно берет начало от аккадского «эдину» и значит степь или даже равнинную пустынь, другие возводят к древнееврейскому слову «эдна», то есть удовольствие. Так или иначе, Эдем лингвистически не связан с садом. Но то, что Бог произрастил в Эдеме «всякое дерево», заставляет отождествлять Эдем с садом Бога. Например, в той же книге Бытия (13:10) мы находим:
Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская Вообще, следует помнить, что Ветхий Завет — это не только религиозное, но и поэтическое произведение. Его тексты полны сравнений, аналогий и метафор. Эдем был садом только в метафорическом смысле. Тем не менее, в более позднее время понятия рай и сад стали тождественными. Так рай из Эдема превратился в «парадиз». Это слово попало в Библию из персидского языка и значило просто сад. Впервые парадиз встречается в Песни песней Соломона (4:13) и используется для возвеличивания женского влагалища:
Рассадники твои — парадиз с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами. Но уже в евангелии от Луки (23:43) Иисус обещает распятому рядом с ним разбойнику:
Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в парадизе. Поэтому давайте примем к сведению, что древний Эдем был географическим пространством, где встречались деревья со съедобными плодами, но это не значит, что он действительно напоминал сад.

Библейские координаты
Книга Бытия (2:10-14) сообщает о том, что в Эдеме брало начало несколько рек:

Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;

и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Парат.
Хорошая подсказка, если не считать того, что на современной карте рек с такими названиями нет.
Другой подсказкой могут быть слова пророка Иезекииля (Иезекииль 28:14, 28:16):
Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней… …и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней Как и все старозаветные пророки, Иезекииль был очень странным парнем, что называется «не от мира сего». Верить ему трудно, однако стоит надеяться, что в его времена сохранялись кое-какие воспоминания об Эдеме, поэтому сообщение о горе с огнистыми камнями было понятно как ему, так и вполне нормальному царю Тира, к которому он обращался.
Согласитесь, что подсказок не много. Четыре неизвестных реки и одна загадочная огнистая возвышенность. Тем не менее, за два прошедших века в научной и богословской литературе возникло целое направление исследований местоположения библейского рая. Многие из этих исследований предлагают весьма экзотичные версии, которые мы рассматривать не будем. Попытаемся найти Эдем самостоятельно с чистого листа.

Реки Эдема
Упомянутые мною авторы двух предыдущих столетий общими усилиями определили две библейские реки из четырех — Парат и Хиддекель. Парат на древнееврейском, очевидно, значит плодоносная и отождествляется с Евфратом. Нынешние арабы и курды называют ее Фарат или Фират.
Название Хиддекель выводят от глагола «колоть, сокрушать». Эту реку отождествляют с быстрым Тигром. Могут возникнуть сомнения. Ведь в русском синодальном переводе Книги Бытия сказано: она протекает пред Ассириею. В других переводах — к востоку от Ассирии: ipse vadit ad orientem Assyriae на латинском, which flows east of Assyria на английском, płynie ona na wschód od Aszszuru на польском, es el que pasa al este de Asur на испанском и так далее. Ассирия была огромной империей, которая тянулась на востоке до Персидского залива и современного Центрального Ирана, но ее сердцем была область вокруг города Ассур. Город располагался на западном берегу Тигра, то есть Тигр протекал к востоку от него.
Сложнее с рекой Фисон. О ней сказано, что она обтекала землю Хавила. Более того, ее название происходит от древнееврейского глагола «пуш», то есть «обтекать». Казалось бы, найдем Хавилу, тогда определим Фисон. Но для исследователей прошлого это оказалось не легкой задачей. Они пытались соотносить Хавилу с Египтом, а Фисон с Нилом, либо Хавилу – с Индией, а Фисон с Индом, а также Хавилу с Закавказьем, а Фисон – с грузинской Риони.
В Библии название Хавила закреплено не только за землей, богатой на золото, бдолах и оникс, это также и личное мужское имя. Его происхождение не ясно. Хавила может означать «круглый», но также «печальный», «могучий», «слизь» и даже «слоистый». Почему бы не предположить, что слово Хавила связано с ониксом, для которого характерны кальцитовые наслоения в форме «слизи»? Оникс был одним из самых почитаемых камней в библейские времена. Он украшал одежду первосвященников Израиля. Его привозили из Египта, Аравии и Армянского нагорья (на территории современной восточной Турции).
Рядом должны были находиться источники золота и бдолаха. Золото в Израиль текло из Египта, Аравии и все той же Восточной Турции. Бдолахом называют ароматическую смолу, которую доставляли с юга Аравии. Но бдолах – это также яркие, блестящие каменья, встречающиеся в различных горных регионах.
На территории восточной Турции действительно есть место, где добывают золото, и где в древние времена добывали оникс и полудрагоценные камни. Оно расположено к западу от реки Тигр и к югу от потока Маден, впадающего в Тигр. Ныне этот поток перекрыт дамбой Кралкизы и превращен в большое водохранилище. Самое интересное, что там даже есть селение Чавли. Ну, чем не земля Хавила? Получается, что Маден и есть Фисон!
С тремя реками разобрались. Попытаемся найти четвертую!

Отдельный случай реки Гихон и путаница с Кушем
Название реки Гихон значит «то, что течет» или «то, что вытекает». К сожалению, единственной подсказкой о локализации этого притока или вытока является страна Куш, о которой в книге Бытия не сказано ничего. Так, словно о ней и без того было хорошо известно. Действительно, в Библии слово «куш» или образованные от него понятия встречаются несколько десятков раз (в русских переводах они часто заменяются словом «Эфиопия» греческого происхождения). Например, в книге Пророка Иезекииля (29:10) сказано:

и сделаю землю Египетскую пустынею из пустынь от Мигдола до Сиены, до самого предела Куша. Египетский Куш находился к югу от страны фараонов на территории современного Судана. Мы его также знаем под названием Нижняя Нубия. В 4 тысячелетии до нашей эры там возникла собственная цивилизация, о которой можно прочитать на нашем сайте (От Кермы до Мероэ). В XVI веке до нашей эры египтяне завоевали Нижнюю Нубию и дали ей название Каш (или Куш). Позднее, ее жители добились самостоятельности и сами захватили Египет. Из Каша происходил фараон Кашта.
Получилась забавная ситуация, когда египетское слово «Каш», означающее южную страну с людьми с черным цветом кожи, совпало по звучанию с древнееврейским словом «куш», которое переводится как «темный». Поэтому людей с темным цветом кожи в древнем Израиле стали называть кушитами. Пророк Иеремия даже задавался вопросом (13:23): «Может ли кушит переменить кожу свою и барс – пятна свои?» В книге Бытия Куш (в русском переводе Хуш) также является именем собственным внука Ноя. Считалось, что от него пошли чернокожие кушиты. Позже это создало целую мифологию о происхождении христиан-эфиопов, так что нынешние эфиопы уверены, что Куш – это и есть Эфиопия (хотя она не имеет никакого отношения к древней Нубии), а библейская река Гихон – это Голубой Нил.
Очевидно, путаница между райским Кушем и африканским Кушем возникла еще во времена составления Библии. Однако теологи постепенно смогли найти несоответствия. Ведь, если предположить, что райские Куш и Гихон в Африке, то они оказываются слишком удалены от известных Парата и Хиддекеля. Кроме того, если Куш, внук Ноя, ничем особым не прославился, то его сын Нимрод – очень известный персонаж, охотник перед ликом Господа и властитель Месопотамии. Ему приписывали богоборство и строительство Вавилонской башни.
Теологи XIX века пытались объявить Гихон каналом между Тигром и Евфратом или притоком нижнего Евфрата, а Куш отождествляли с Вавилоном, страной халдеев и даже с иранским Хузестаном, где в древности находилось могущественное государство Элам. Они объясняли путаницу между африканским и азиатским Кушем якобы тем, что кушиты в древности захватили Аравию и Месопотамию. Хотя в наши дни теория об африканском нашествии звучит смешно, попытки найти Куш и Гихон в Азии продолжаются. Мы внесем в этот поиск свою лепту.
Около озера Ван в 240 км к востоку от истока Тигра находится действующий вулкан Немрут. Местные жители напрямую отождествляют его с библейским Нимродом. Возможно, именно его упоминал Иезекииль, говоря об «огнистых камнях». В армянской летописи под 1441 годом рассказывается об очередном извержении Немрута:

В страшном огне загорелись камни красного цвета, и, грохоча словно гром, поднимались громадные глыбы. Склоны вулкана покрыты черным базальтом. Почему бы не предположить, что здесь находилась темная страна Куш?
Однако от озера Ван не течет никаких рек. Оно принимает многочисленные ручьи, особенно активные весной. Немрут прочно запечатал выход его вод. Причем, это случилось в такой глубокой древности, что вряд ли составители Библии что-нибудь слышали об этом. Зато в 300 км к юго-западу от вулкана есть еще одна гора Немрут. В некотором смысле она даже более знаменитая, чем ее огнистый тезка. Люди начали обживать ее склоны еще в каменном веке, позднее где-то поблизости добывали медь, которую по Евфрату сплавляли в Месопотамию. Возможно, уже тогда она имела религиозный смысл. В 62 году до нашей эры царь Антиох I построил на ее вершине величественную гробницу, которая относительно хорошо сохранилась до наших дней и внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Рядом с горой Немрут протекает река Кяхта, приток Евфрата, известная древним грекам как Нимфаес. Вдоль ее русла когда-то проходил торговый путь в Сирию и на Ближний Восток. Наверняка, им пользовались купцы, которые посещали древний Израиль. Кяхта-Нимфаес вполне может претендовать на звание реки Гихон. Правда, в том случае, если в легендах, что легли в основу библейского рассказа о рае, гора Немрут перепутана с вулканом Немрут, и страна Куш перенесена от озера Ван ближе к Евфрату.

Идентификация рая
Истоком реки Тигр считается озеро Хазар, а Евфрата – слияние рек Мурат и Карасу. Если их соединить с истоками потока Маден и реки Кяхта, то получится неправильный четырехугольник. Наверняка, раем считалось место чуть больше этого четырехугольника. Окрасим близлежащую местность в зеленый цвет и наложим получившуюся картинку на карту Ближнего Востока и Малой Азии. Вся территория рая уместится на востоке современной Турции.
На границе бронзового и железного веков, когда, очевидно, появились первые библейские записи, здесь жили индоевропейцы-хетты и родственники кавказских народов-хурриты, потом появились тревожившие соседнюю Ассирию каски (возможно, предки армян). Эта земля, где Таврские горы примыкают к Армянскому нагорью. В общем, красивое место с наличием симпатичных ландшафтов, горных лесов и полезных ископаемых. Но таких симпатичных мест в той же Турции или на Кавказе можно найти много. Почему же для составителей Библии рай находился именно здесь?
Обращаясь к библейскому мифу о рае, богословы, литераторы и художники веками эксплуатировали тему грехопадения, так что рай стал прочно ассоциироваться со счастливым началом истории человечества и трагедией изгнания. Эта ассоциация создала непроглядный туман, поэтому исследователи двух прошлых столетий полагали, что ищут место начала и изобилия. Между тем, в мифологических представлениях разных народов место появления предков всегда является более сакральным, чем изобильным. Изгнание из рая – это лишение не изобилия, а единения с творцом. Мы можем предположить, что рай мог быть каким-то древним религиозным центром, связанным с представлениями о начале. Не обязательно начале самих древних евреев. Их предки узнали о нем от представителей других народов, путешественников, торговцев или завоевателей.
Неправильный четырехугольник и зеленое пятно, обозначенное нами на карте, уже в древности были часто посещаемым регионом, куда вели торговые и военные пути. О нем должны были хорошо знать жители Ближнего Востока и Месопотамии. Но что за религиозный центр находился там? Подсказку могут дать археологи, которые обнаружили на холме Гёбекли-Тепе в 36 км от Евфрата древнейшее мегалитическое сооружение возрастом около 12 тысяч лет. Холм расположен на горном плато, которое в наше время кажется безжизненным. Однако люди стали осваивать его сразу после окончания ледниковой эпохи. Рядом с основными раскопками были найдены карьеры для добычи камня и бассейны для сбора дождевых вод.
Задолго до появления земледелия, изобретения колеса и гончарного круга Гёбекли-Тепе привлекал древних строителей и художников. Во времена древнего Рима и Византии на нем устраивали кладбища, так что первые археологические раскопки в 1963 году не позволили выявить наиболее древние слои. Раскопки 1996 – 2014 годов показали, что исследователи имеют дело с целым храмовым комплексом, действовавшим с 9130 до 7370 годов до нашей эры.

Неолитический ритуальный центр Гёбекли-Тепе. Фото фонда wikimedia

Комплекс Гёбекли-Тепе представляет собой искусственные каменные образования, окруженные Т-образными колоннами. На некоторых сохранились вырезанные фигуры людей, зверей и птиц. Колонны весят от 10 до 50 тонн. Для их перемещения и установки требовались значительные трудозатраты, добровольное участие десятков или даже сотен человек. Немецкий археолог Клаус Шмидт, возглавлявший раскопки с 1996 года, полагал, что Гёбекли-Тепе был местом паломничеств.
Любопытно то, что мегалитические сакральные сооружения эпохи неолита находят по всему югу обозначенного на карте зеленого пятна. Они уходят дальше на юго-восток к границам современной Сирии. Например, в Невали-Чори на берегу Евфрата выявили поселение 9 – 10 тысячелетия до нашей эры, рядом с которым было святилище, чуть меньшее по размерам чем то, что обнаружили в Гёбекли-Тепе. Там были найдены вырезанные из известняка скульптуры человеческих голов и птиц. В Чайоню на восточном склоне Таврского хребта поселение и храмовый комплекс 8 – 7 тысячелетий соседствовали с местом добычи самородной меди. Всего раскопано 9 мегалитических сакральных мест. Создается впечатление, что культура, созданная основателями Гёбекли-Тепе, некоторое время расширялась.
В 2006 году биологи, исследовавшие склоны потухшего вулкана Карача-Даг в 96 км на северо-восток от от Гёбекли-Тепе, обнаружили ростки дикой пшеницы, которая, судя по всему, являлась прямым генетическим предком 68 сортов современной пшеницы. Пшеница была древнейшим известным одомашненным злаком. Предполагается, что одомашнивание произошло в 9 тысячелетии. Таким образом, люди Гёбекли-Тепе и соседних религиозных центров стали первыми известными нам крестьянами. Некоторые биологи указывают на то, что горные склоны зеленого четырехугольника – это еще и место одомашнивания садовых яблонь.
Клаус Шмидт считал, что выходцы из Гёбекли-Тепе оказали важное влияние на жителей соседней Месопотамии, что позже воплотилось в легендах шумеров о горе Экур, откуда якобы пришли навыки земледелия, животноводства и ткачества. Шумеров и тем более древних евреев времен составления Библии отделяли тысячелетия от эпохи неолита и раннего медного века. Истинные знания о первичном сакральном регионе вокруг Гёбекли-Тепе были утеряны. Сохранились лишь отголоски легенд. У шумеров – об Экуре. У евреев – о рае. Истинном рае, откуда черпались новые знания и технологии. Рае на Земле.

Дмитрий Самохвалов

Понравился материал? Поделитесь им в социальных сетях

КУШ

1. Первый в списке сыновей Хама, отец шести сыновей: Севы, Хавилы, Савты, Раамы, Савтехи и Нимрода (Бт 10:6—8; 1Лт 1:8—10). Куш и его упомянутые в Библии по имени потомки включены в число тех, от кого «расселились по земле народы после потопа» (Бт 10:32). Таким образом, хотя о самом Куше в Бытии ничего не сообщается, его имя часто используется в Еврейских Писаниях — под ним подразумеваются его потомки и земля или области, в которых они обосновались, как это объясняется в № 2.

Стоит отметить, что Куш, как видно из того, где поселились некоторые его потомки, был основным предком (возм., наряду с Футом) темнокожих людей (Иер 13:23). Это опровергает теорию, сторонники которой пытаются применить проклятие, высказанное против Ханаана, к чернокожим людям. Ханаан, брат Куша, был предком не чернокожих народов, а различных ханаанских племен, живших в Палестине (Бт 9:24, 25; 10:6). Таким образом, Писание никак не связывает факт, что у некоторых потомков Куша была темная кожа, с проклятием против Ханаана.

2. Кроме родословных из 10-й главы Бытия и 1-й главы 1 Летописи, а также надписания к Псалму 7 (см. № 3), имя Куш везде обозначает потомков этого сына Хама или место их жительства.

Имя Куша ассоциируется через его сына Нимрода с Вавилоном и царством, которое Нимрод основал после Потопа (Бт 10:8—12). Некоторые связывают имя Куша с древним городом Киш, обнаруженным рядом с Вавилоном в ходе раскопок в Нижней Месопотамии. Считается, что в этом городе в 3-м тыс. до н. э. правители Вавилонии приняли титул «царь мира». В «Шумерском царском списке» (правда, в этом древнем документе много выдумок) говорится: «После того как потоп смыл (страну) и царство было ниспослано с небес (во второй раз), Киш стал (местом) престола» (Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. М., 2002. С. 364). Об этом древнем городе профессор Олбрайт пишет: «Киш в Библии не упоминается, хотя весьма вероятно, что он имеет отношение к Кушу из Быт. 10:8. В любом случае, Нимрод, по всей видимости, считался первым правителем Киша» (Young R. Analytical Concordance to the Bible. Приложение Albright W. Recent Discoveries in Bible Lands. 1955. С. 14). Таким образом, хотя позднее Вавилония оказалась полностью под семитским господством, все же некоторые исторические свидетельства, по-видимому, согласуются с библейским сообщением о том, что вначале в той местности правили кушитяне.

«Земля Куш». Где находилась упоминаемая в Бытии 2:13 «земля Куш», которую изначально обтекала река Гихон, один из четырех рукавов реки, выходившей из Эдема,— неизвестно (Бт 2:10). В Септуагинте еврейское слово, означающее «Куш», в этом стихе переведено греческим словом, означающим «Эфиопия». Название Куш уже давно применяли к древней Эфиопии, но нельзя утверждать, что это непременно относится к Бытию 2:13. Основываясь на Септуагинте, Иосиф Флавий отождествляет реку Гихон с Нилом (Иудейские древности. I. 1. 3). Однако тот факт, что у Гихона был один источник с реками Евфрат и Тигр, не допускает такого отождествления, если только не предположить, что Всемирный потоп радикальным образом изменил топографию той местности.

Поэтому некоторые ученые связывают слово «Куш» из Бытия 2:13 с упоминаемыми в ассирийских надписях кашши, или касситами,— народом неизвестного происхождения, населявшим плато к В. от Месопотамии. В одной статье приводятся доказательства того, что в древности в области юго-вост. оконечности Черного моря, а позднее и севернее, в районе Кавказа, жили представители негроидной расы. В ней делается предположение, что названия местностей Абхазия и Хазария, в которых жили эти люди, как-то связаны с библейским Кушем (Journal of Near Eastern Studies. 1959. Т. 18. С. 49—53). Конечно, есть вероятность того, что название Куш из Бытия 2:13 связано с какой-то частью семьи кушитян, которая не ушла на Ю. с основной массой потомков Куша, а поселилась в описанной выше части Малой Азии.

Другие предполагают, что «земля Куш», которую обтекал Гихон, находилась на Аравийском полуострове, поскольку в Аввакума 3:7 слово «Кушан» используется параллельно с выражением «земля Мадиам», а Мадиам, как считается, находился недалеко от залива Акаба. Возможно, когда жена Моисея, мадианитянка Сепфора, называется «кушитянкой», имеется в виду именно земля Куш в Аравии (Исх 18:1—5; Чс 12:1).

После строительства Вавилонской башни. После того как из-за смешения языка строительство башни в Вавилоне прекратилось, бо́льшая часть потомков Куша, по-видимому, пошла на Ю. Точно не известно, пошли ли они сначала на Аравийский полуостров и затем добрались до Африки через узкий Баб-эль-Мандебский пролив или сначала поселились в Африке, а потом оказались в Аравии. Однако то, что Куш главным образом ассоциируется с Африкой, говорит в пользу второго варианта. Имя сына Куша Севы ассоциируется с Восточной Африкой, а имена его сыновей Хавилы, Савты, Раамы и Савтехи — в основном с Аравийским полуостровом. (См. статьи, посвященные этим людям.) Стоит отметить, что в то время как имена этих сыновей сохранились в названиях произошедших от них племен, имя Нимрода упоминается в древней истории исключительно как имя одного человека. Это может указывать на то, что Нимрод был бездетным.

Хотя кушитян можно было встретить в Аравии, в Библии в большинстве случаев слово «Куш» явно относится к местности в Африке, и там, где эта связь очевидна, переводчики передают его как «Эфиопия». Это слово часто упоминается в одном контексте с Египтом (Иса 20:3—5; 43:3; Иер 46:7—9) и Ливией (2Лт 12:2, 3; Дан 11:43; На 3:9). В Исаии 11:11 приводятся древние названия местностей к Ю. от дельты Нила, начиная с самой северной: Египет (или «Мицраим», Нижний Египет), Пафрос (Верхний Египет) и Куш (Нубия, или Эфиопия). В Иезекииля 29:10 говорится о том, что Египет будет опустошен «от Мигдола до Сиены и до границы с Эфиопией «. Таким образом, Куш, или древняя Эфиопия, по-видимому находился за Сиеной (совр. Асуан) и, согласно археологическим свидетельствам, доходил на Ю., возможно, до современного Хартума. Значит, земля Куш занимала территорию современного Судана и юж. часть современного Египта. Считается, что «эфиопские реки» — это Голубой Нил и Белый Нил, которые сливаются у Хартума, а также Атбара, которая впадает в Нил южнее его пятого порога (Сф 3:10).

Под «аравитянами, которые были соседями эфиопов » (2Лт 21:16) подразумеваются, очевидно, аравийские племена, занимавшие юго-зап. побережье Аравийского полуострова, которое отделено от Африки Красным морем.

По всей видимости, большая часть земли Куш представляла собой бесплодную пустыню. «Области рек Эфиопии» описываются как «земля стрекочущих крылатых насекомых» (Иса 18:1), под которыми, возможно, подразумевается саранча, во множестве обитающая в Эфиопии и Египте. Однако некоторые считают, что речь идет о комарах, в то время как другие указывают на то, что еврейское слово, переведенное как «стрекочущие» (целаца́л) сходно по звучанию со словом, которым народ галла (хамитский народ, живущий в совр. Эфиопии) называет муху цеце (цалцалья). Та земля была богата слоновой костью, черным деревом, золотом, драгоценными камнями, железом и ароматическими веществами; в Библии упоминаются «купцы Эфиопии» (Иса 45:14) и «топаз Куша» (Иов 28:19).

Поздняя история. Примерно во время исхода Израиля из Египта Куш, или Эфиопия, попал под египетское господство, которое длилось около 500 лет. Страной управлял наместник, подчинявшийся фараону и носивший титул «царский сын Куша». Очевидно, в конце 2-го тыс. до н. э. Эфиопия освободилась от власти Египта. Сначала эфиопской столицей стал город Напата (рядом с четвертым порогом), а затем Мероэ (ок. 210 км к С.-С.-В. от Хартума).

Как видно из светской истории, в конце VIII в. до н. э. Эфиопия завоевала Египет и господствовала над ним около 60 лет. Это было во время «двадцать пятой (эфиопской) династии», среди правителей которой был царь Тахарка, названный в Библии Тиргакой. Он вышел против войска Сеннахирима, вторгшегося в то время в Иуду (732 до н. э.), но, согласно ассирийским надписям, потерпел поражение у Елтеке (2Цр 19:9; Иса 37:8, 9).

На Египет нападали ассирийские правители Асардан (Асархаддон) и Ашшурбанипал, и около 684 г. до н. э. Ашшурбанипал разрушил Фивы в Верхнем Египте (этот город назван в На 3:8—10 Но-Аммоном), вследствие чего Ассирия полностью покорила Египет, а также положила конец господству Эфиопии в долине Нила. Так исполнилось пророчество, высказанное примерно за полвека до того пророком Исаией (Иса 20:3—6).

В пророчестве говорилось, что пленные иудеи вернутся на родину из далеких стран, в том числе из Куша (Иса 11:11, 12; ср. Сф 3:10). Говоря о «времени конца», Даниил предсказал, что за воинственным «северным царем» «последуют ливийцы и эфиопы» — они будут следовать его указаниям (Дан 11:40—43). Также Эфиопия (Куш) войдет в состав нечестивого войска «Гога из земли Магог», который, подобно урагану, обрушится «в последние годы» на народ, собранный Иеговой (Иез 38:2—5, 8). Тем не менее псалмопевец предсказал, что Куш будет среди тех, кто принесет Богу дары (Пс 68:29—32).

3. В надписании к Псалму 7 сказано, что этот псалом был написан «из-за слов вениамитянина Куша». Больше об этом человеке нигде не упоминается. Если этот псалом относится к более раннему периоду жизни Давида, Кушем мог быть какой-то его противник при дворе Саула; если же псалом относится к более позднему периоду, то Кушем Давид мог иносказательно назвать вениамитянина Шимея, который его проклинал (2См 16:5—8).

Критский старец. Четыре реки. Красные Колонны

Крит (Crete, Κρήτη)
известный более всего как пристанище несчастного, «опасного и злобного» Минотавра, незаконного сына царицы Пасифаи, неверной супруги царя Миноса, за припадание к рогам которого спасибо tacente (портрет Tacente). Крит был для меня всегда некой ступенью посреди вод, на которую оперлась нога Большой Цивилизационной Парадигмы, покидавшая потихоньку Египет и нацелившаяся на европейскую античность, для чего, прежде чем примерить по ноге Италийский Сапожок, она облюбовала себе острый островок в океане, осела там и принялась смешивать краски, для надежности, похоже, на крови. Ибо именно такой цвет имеют колонны Кносского дворца.
«На Крите, так же как некогда в Египте, именно мужчин изображали с красновато-коричневой кожей, а женщин наделяли белой, известково-белой».
Анатолий Варшавский: «Города раскрывают тайны», М. 1957.

Реконструкции росписей стен Кносского дворца
Белый мужчина: «Критский принц»
Белые женщины: «Дамы в голубом»
Коричневые женщины: «Жрицы»
Коричневые мужчины: «Носители ваз»
Коричневые мужчины и белая женщина: «Процессия»
Четыре реки ада
по Данте, проистекают из слез Критского старца. Старец — это некий истукан, рыдания которого и дают начало Стиксу (Ненавистному), Флегетону («Жгучему», кипящему, ниспадающему кровавым водопадом), Ахерону (Ашерону, Скорбному), и Коциту (Кокиту, Плачу). Коцит обычно считают замерзшим озером в самом низу, где томятся предатели. Кроме этой четверки есть еще Лета (Забвение). Те же реки называет иМильтон. Впрочем, если считать Коцит все-таки озером, рек в Аду у нас получается четыре. Кажется, они сменяют одна другую, меняя консистенцию и название, ниспадая по течению.
«Вся плоть, от шеи вниз, рассечена,
И капли слез сквозь трещины струятся».
Спасибо a7sharp9 за цитату.
Четыре реки рая
зеркалят идею о четырех реках ада (или действует простейшая нумерология), текут в направлении четырех сторон света и берут начало в источнике, ключе или колодце у корней Древа Жизни или из скалы под ним в центре рая.
«Река же выходит из Эдемского рая, напояя райские деревья. И разделяется на четыре реки. И имя одной — Фисон, второй имя Геон, третьей имя Тигр, четвёртой имя Евфрат. А Фисон обходит всю землю Элладскую, где рождается хорошее золото. Там есть и драгоценные камни, и рубин зелёный. Евфрат же обходит всю землю Эфиопскую, Иерусалимскую. Геон же обходит Ассирийскую землю».
(«Сказание о сотворении Богом Адама», Список середины XVII в. РГБ. Румянцевское собр. N370). Спасибо sonnabend за идею.
«Critias. With such blessings the earth freely furnished them; meanwhile they went on constructing their temples and palaces and harbours and docks. And they arranged the whole country in the following manner.»
Спасибо за цитату, относящуюся не к Криту, а к Критию, Платону.
Аллегорически Критский старец олицетворяется Великаном, опирающимся на хрупкие глиняные ноги, и близок час его конца. Старец этот обращен спиной к Домиате (городу в дельте Нила), к Востоку, ибо Восток, якобы, отжил свой век, лицом же он обращен к Риму, где, как в зерцале, отражена былая слава всемирной монархии и откуда – надеется Данте – еще воссиет спасение мира. Истукан обладает золотой головой, серебряным торсом и руками, медными чревом и бедрами, голенями и ногами из железа. Главный его опорно-двигательный аппарат, тем не менее, был из глины. Так он и стоял, весь сияющий и очень страшный, пока некий таинственный камень (видимо, метеорит) не сорвался откуда-то сверху «без содействия рук», не ударил в нашего истукана, во все его железные и глиняные ноги, и не разбил их. Камень означает последнее царство, которое сокрушит все предыдущие, а само будет стоять вечно.
«Всё изваяние, кроме золотой головы, надтреснуто (пороки, изъязвляющие человечество), и текущие сквозь трещины слезы (мирское зло), проникая в преисподнюю, образуют в ней адские реки. Вся эта впадина – воронкообразная пропасть Ада, где поэты, спускаясь с уступа на уступ, проходят по каждому из них часть пути, двигаясь всё влево, пока не опишут полный круг».
Из примечаний к Комедии.
«Глобальное разрушительное действие греха Данте наглядно демонстрирует на фигуре Критского Старца. Этот образ — очередной синтез аристотелевской логики и библейской легенды в духе Фомы Аквинского».
Елена Литвинова — Критский старец и алхимический метод.
А что же колонны?
Да вот ничего колонны. Говорят, что во времена «Миноса» (как его звали на самом деле, никто не знал, и вообще, это была целая линия царей-жрецов Миносов, а Артур Эванс был, в общем, в своем праве), они, может, и не были такими уж красными.
И может быть, мое стремление к ним, к красным этим колоннам, и к спиральной железной колонне, сплетенной из трех змей и привезенной Константином в Константинополь из храма Аполлона в Дельфах, и к черным колоннам в Кентерберийское аббатство, где похоронен Томас Бекет, — это чистая фрейдятина… взнесемся ж выше мы главою непокорной любых нефритовых столбов…

Реконструкция Кносского дворца
План Кносского дворца-Лабиринта (Тяжелый)

По теме:
В индуизме четыре реки рая текут с горы Меру, образуя горизонтальный крест земного мира и соотносясь с четырьмя элементами, четырьмя фазами циклического развития, четырьмя эпохами (югами). Четыре реки, указывающие стороны света, известны в шумеро-семитской традиции, в библейских легендах, есть они и в мусульманской традиции; упомянуты четыре реки и в «Младшей Эдде».

В греческой мифологии пасторальный рай 7 букв

Другие вопросы к слову Аркадия

  • Женское имя (греческое)
  • Курорт на Украине
  • Курортная зона города Одессы
  • Беззаботная, безмятежная жизнь
  • Гористая область в центре Пелопоннеса в Греции, население которой в древности занималось преимущественно скотоводством
  • Древняя область в Греции
  • Историческая область в центральной части Пелопонесса в Греции
  • Идущий от античной литературы образ идеальной страны счастливой, беззаботной жизни
  • Курорт в Одессе
  • Место, где беззаботно, счастливо живется
  • Область в древней греции, известная как «райская страна»
  • Область в центральной части Пелопоннеса
  • Пасторальная райская страна
  • Счастливая страна в античной литературе
  • Счастливая страна, жители которой- беззаботные пастухи и пастушки- отличались патриархальной простотой нравов (в античной литературе и пасторалях XVI-XVIII веков)
  • Ном в Греции, в периферии Греции Пелопоннес
  • (курорт Одессы) курортный район в городе Одесса, включающий одноимённый пляж. Район расположен в Приморском районе города, на берегу Чёрного моря недалеко от 5-ой
  • Название местности, в которой родился Гермес
  • Город в США, штат Калифорния

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх