Помост

Вопросы веры

Где религия буддизм

№7«Буддизм на востоке в средние века»

Буддизм стал проникать в Китай на рубеже н. э. Существовали предания о появлении там буддистских проповедников еще в III веке до н. э., однако они не могут считаться достоверными.

Первыми распространителями буддизма были купцы, приходившие в Китай по Великому шёлковому пути из центральноазиатских государств. Монахи-миссионеры, вначале из Центральной Азии, а позднее — из Индии, появляются в Китае до II-III веков.

Уже к середине II века с буддизмом знакомится императорский двор, о чём свидетельствуют жертвоприношения Лао-цзы (основателю даосизма) и Будде, совершенные императором Хуань-ди в 165. По преданию, первые буддийские сутры были привезены на белой лошади в Лоян, столицу империи Восточная Хань, в царствование императора Мин-ди(58-76); здесь же позднее появился первый в Китае буддийский монастырь — Байма-сы (Храм Белой лошади).

В конце I века зарегистрирована деятельность буддистов ещё в одном городе восточноханьской империи — Пэнчэне. В начале II века была составлена «Сутра 42 статей» — первая попытка изложения на китайском языке основ буддийского учения.

№8″Арабо-мусульманская цивилизация»

Арабский Восток, или исламский мир, отличается своей культурой от привычной нам европейской цивилизации, и это различие необходимо воспринимать не с позиции «выше – ниже», а объективно, без предвзятостей. Арабы (степняки, кочевники, пустынники) издревле населяли западную часть Аравийского полуострова (Йемен и Хиджад). Уже в начале I тыс. до н.э. здесь, в плодородных оазисах, существовала развитая земледельческая культура. В пустынных районах преобладало скотоводство – разведение овец, лошадей, верблюдов. Успешно осваивали арабы и морские просторы. Вначале они совершали каботажные плавания в Африку и Западную Индию, где уже в VII в. до н.э. основали торговые фактории. Во II в. до н.э. арабы неоднократно посещали Китай, поставляя на родину и в страны Запада фарфор, мускат, шелк и другие товары. Социально-экономическое и культурное процветание арабов было нарушено в начале VI в. н.э., когда Йемен попал под власть Эфиопии, а затем – Персии. Результатом завоевательной политики персов была прокладка новых торговых путей из Индии в Европу через Иран. Поэтому города Южной Аравии оказались не у дел. В сельском хозяйстве также возникли проблемы, связанные с разрушением ирригационных (оросительных) систем. Ситуация была осложнена обострившимися межплеменными столкновениями, участившимися разбойничьими нападениями на торговые караваны, хозяйства земледельцев и скотоводов. Таким образом, в начале VII в. Юг Аравии переживал острейший социально-экономический кризис, под вопрос ставилось само существование арабов как цивилизованного народа. Многим казалось, что выправить ситуацию может только чудо. И оно случилось – в 570 г. в Мекке, в знатной, но обедневшей семье родился необычный мальчик – Мухаммед. Он объявил, что истинным Богом является Аллах. Вера в Аллаха поможет людям избавиться от беспокоящих их проблем – бедности, межплеменных усобиц, объединит арабов в борьбе с «неверными» за возрождение былого процветания. Новая монотеистическая религия получила название – «ислам» или «мусульманство» (оба слова по-арабски означают покорность, преданность).

Опираясь на своих единоверцев, Мухаммед вскоре подчинил своему влиянию Мекку и весь Аравийский полуостров. Здесь сложилось единое арабское государство с теократической (религиозной) формой правления – халифат. После смерти Мухаммеда (632) арабские племена, объединившиеся под знаменем ислама, вышли за пределы Аравии. К началу VIII в. они подчинили себе все побережье Северной Африки (Магриб), юг Пиренейского полуострова (Испанию), Среднюю Азию, Закавказье, Северо-Западную Индию и Ближний Восток. Во всем этом регионе сложился единый тип цивилизации, основанный на религии ислама и арабо-мусульманской культуре, получил распространение язык межнационального общения и вероисповедания – арабский.

Буддизм — одна из самых популярных мировых религий! Она занимает 3–4-е место в списке наиболее часто встречающихся вероисповеданий. Буддизм распространён в Европе, Азии. В некоторых странах эта религия является основной, а где-то она — одна из главных в списке религий, проповедуемых в государстве.

История возникновения буддизма уходит далеко вглубь веков. Это немолодая религия, которая давно прочно закрепилась в мире. Откуда же она взялась и кто подарил людям веру в Будду, его философию? Узнаем об этой религии больше в поиске ответов на эти вопросы.

Где и когда зародился буддизм

Датой отсчёта зарождения буддизма принято считать исторический момент ухода Будды в мир иной. Однако есть мнение, что правильней считать и годы жизни прародителя религии. А именно период просветления Гаутамы Будды.

По официальной информации, признанной ЮНЕСКО, паринирвана Будды свершилась в 544 году до нашей эры. Буквально пол века назад, а именно в 1956 году мир озарился торжественным празднованием 2500-летия буддизма.

Столица буддизма и другие страны, где проповедуют религию

Сегодня буддизм является государственной религией в 4 странах: Лаос, Бутан, Камбоджа, Таиланд. Но зарождение этой религии свершилось именно в Индии. Около 0,7–0,8 % (около 7 млн человек) населения этой страны проповедуют буддизм. Эта чудесная страна подарила миру одну из крупнейших религий. Поэтому по праву Индия называется столицей буддизма.

Помимо Индии, буддизм проповедуют в таких странах, как Китай, Тайвань, Южная Корея, Япония, Шри-Ланка, Мьянма. В этих странах буддизм является официально признанной религией, которая занимает 1–2-е место в списке. Проповедуют буддизм в Тибете, Малайзии, Сингапуре. Более 1 % жителей России проповедуют эту религию.

Распространение этой веры растёт. Причина тому — особая миролюбивость религии, её красочность, философское насыщение, интеллектуальная подоплёка. Многие находят в буддизме успокоение, надежду, знание. Поэтому интерес к религии не иссякает. Буддизм распространяется в разных частях мира. Но, конечно, столицей мирового буддизма была и останется навсегда Индия.

Возникновение буддизма

Многим людям, окунувшимся в познание буддизма или только изучающим этот вид религии, будет интересно, как возникло это вероисповедание и что стоит у истоков развития буддизма.

Создатель учения, на основе которого была сформирована религия, — Гаутама. Ещё его называют:

  • Будда — просветлённый высшим знанием.
  • Сиддхартха — осуществивший своё предназначение.
  • Шакьямуни — мудрец из племени Шакья.

И всё же самое привычное для человека, неглубоко ведающего основы этой религии, имя основателя — Будда.

Легенда о просветлении Будды

По преданию, необычный мальчик по имени Сиддхартха Гаутама родился у четы индийских королей. После зачатия королева Махамайа увидела вещий сон, который указывал на то, что ей суждено произвести на свет не обычного человека, а великую личность, которая войдёт в историю, озарив этот мир светом познания. Когда малыш появился на свет, знатные родители увидели для него будущее правителя или Просветлённого.

Отец Сиддхартхи, король Шуддходана, оберегал мальчика от мирских несовершенств, болезней и несчастий всё его детство, юность. До своего двадцатидевятилетия жил юный Будда в цветущем дворце, вдали от бренности бытия и невзгод обычной жизни. В 29 лет юный красивый принц женился на красавице Яшодхаре. У молодой четы родился здоровый, славный сын Рахула. Жили они счастливо, но однажды молодой муж и отец вышел за ворота дворца. Там он обнаружил людей, измотанных болезнями, страданием, нищетой. Он увидел смерть и понял, что существует старость, недуги. Его расстроили такие открытия. Он осознал всю бесполезность бытия. Но отчаяние не успело захлестнуть принца. Ему встретился отрешённый монах — саману. Эта встреча была предзнаменованием! Она показала будущему Просветлённому, что, отрекшись от мирских страстей, можно обрести умиротворение, безмятежность. Наследник престола бросил семью, ушёл из отчего дома. Он отправился на поиски истины.

На своём пути Гаутама придавался жёсткой аскезе. Он брёл в поиске мудрецов, чтобы послушать их учения и мысли. В итоге Будда нашёл свой идеальный путь избавления от страданий. Он открыл для себя «золотую середину», которая подразумевала отрицание жёсткой аскезы и отказ от неумеренных излишеств.

В 35 лет Сиддхартха Гаутама обрёл Просветление и стал Буддой. С этой поры он радостно делился с людьми своим знанием. Он вернулся в родные места, где ему очень обрадовались его близкие. Выслушав Будду, жена и сын также выбрали путь монашества. Будда обрёл освобождение и покой вначале своего девятого десятка. Он оставил огромное наследие — Дхарму.

Как распространялся буддизм

Общая численность буддистов на всей земле — более 500 миллионов человек. И эта цифра неуёмно растёт. Идеи и принципы буддизма интересуют, трогают сердца многих людей.

Эта религия отличается отсутствием навязчивой философии. Идеи буддизма по-настоящему цепляют людей, и они сами приобретают эту веру.

В распространении религии в первую очередь сыграла роль география возникновения этого вероисповедания. Страны, где буддизм давно является основной религией, подарили эту веру соседствующим государствам. Возможность путешествовать по всему миру открыла людям из отдалённых стран знакомство с буддийской философией. Сегодня существует немало литературы, документальных и художественных видеоматериалов об этой вере. Но, конечно, по-настоящему заинтересоваться буддизмом можно лишь прикоснувшись однажды к этой уникальной культуре.

В мире есть этнические буддисты. Это люди, рождённые в семьях с этим вероисповеданием. Очень многие приняли буддизм сознательно, познакомившись с философией Просветления во взрослом возрасте.

Конечно, знакомство с буддизмом не всегда знаменуется принятием этой религии для себя. Здесь личный выбор каждого. Однако однозначно можно сказать, что философия буддизма — это интересная область, которая любопытна многим с точки зрения саморазвития.

Будда Шакьямуни

Что такое буддизм

Подводя итог, хочется отметить, что буддизм — это целая философия, основанная на религии, зародившейся в Индии ещё до нашей эры. Прародителем Священного учения Дхармы является Будда (Просветлённый), некогда бывший наследником индийского престола.

В буддизме выделяют три основных направления:

  • Тхеравада;
  • Махаяна;
  • Ваджраяна.

Существуют разные буддийские школы, которые раскиданы по странам. В зависимости от школы могут разниться какие-то детали учения. Но в целом буддизм, тибетский или индийский, китайский, тайский и любой, другой несёт одни и те же идеи и истины. В основе этой философии — любовь, добро, отречение от излишеств и прохождение идеального пути для избавления от страданий.

У буддистов есть свои храмы, дацаны. В каждой стране, где проповедуется эта религия, существует буддийская община, где каждый страждущий может найти информационную, духовную поддержку.

Люди, исповедующие буддизм, поддерживают особые традиции. У них своё понимание мира. Как правило, эти люди стремятся нести добро окружающим. Буддизм не ограничивает интеллектуальное развитие. Напротив, эта религия наполнена смыслом, в её основе лежит многовековая философия.

У буддистов нет икон. У них есть статуи Будды и других Святых-последователей этой веры. В буддизме принята своя особая символика. Стоит выделить восемь благих символов:

Каждый символ имеет своё обоснование и историю. В буддизме вообще нет ничего случайного и пустого. Но, чтобы понять истины этой религии, придётся потратить время на ознакомление с ними.

Буддизм

БУДДИЗМ

одна из трех наиболее распространенных (наряду с христианством и исламом) религий. Б. возник более 2 тыс. лет назад в Индии и получил распространение в странах Центр. и Вост. Азии.

Интерес к Б. в науке появился во 2-й пол. 19 в., когда были изданы в подлинниках и переводах на европ. языки важнейшие палийские и санскр. тексты, излагающие историю и вероучение Б. Впоследствии для изучения Б. была привлечена также кит. и япон. лит-ра, включающая переводы ряда наиболее ранних источников, в подлинниках не сохранившихся. Большой вклад в изучение Б. сделали рус. востоковеды В. П. Васильев, И. П. Минаев, О. О. Розенберг и особенно Ф. И. Щербатской. Росс. АН предприняла с 1897 издание серии «Bibliotheca Buddhica» (или «Собр. оригинальных и переводных буддийских текстов»; издание продолжено АН СССР), в к-ром приняли участие наряду с рус. буддологами мн. зарубежные ученые (т. 1-30, СПБ(Л.), 1897-1937; т. 31, М., 1960). Значит. роль в изучении Б. сыграли франц. ученые Э. Бюрнуф (1801-52) и Э. Сенар (1847-1928), немецкие — Ф. Макс Мюллер (1823-1900) и Г. Ольденберг (1854-1920), английские — Т. У. Рис-Дейвидс (1843-1922), индийские — Р. Митра (1824-91), А. Дхармапала (1864-1933), Х. П. Шастри (1853-1931), Д. Косамби (1871-1947), С. Радхакришнан и др. В обширной лит-ре по Б. не только отд. понятия, к-рыми оперирует Б., но даже осн. его догматы получают у различных авторов самые разнообразные, часто взаимоисключающие толкования. В методологич. отношении большинство исследователей Б. в бурж. востоковедении подходили к Б. с идеалистич. позиций. Так, возникновение Б. объяснялось только личными качествами его легендарного основателя Сиддхартхи Гаутамы (Будды) или же осн. идеи Б. полностью выводились из более ранних религ. систем Др. Индии, в первую очередь из брахманизма. В сов. историографии одна из первых попыток объяснить происхождение Б. социальными причинами была сделана М. А. Рейснером («Идеологии Востока», 1927; статья «Буддизм» в 1-м изд. БСЭ), к-рый, однако, ошибочно рассматривал ранний Б. как идеологию разлагающегося феодализма и складывающегося торг. капитала. Более правильно подойти к вопросу о происхождении Б. стало возможным в результате исследования сов. и прогрессивными зарубежными учеными обществ.-экономич. отношений в Др. Индии. В сер. 1-го тыс. до н. э. в Индии усилился процесс развития рабовладельч. отношений и образования крупных рабовладельч. гос-в. Бесправие и разорение, полная неуверенность в завтрашнем дне, все более тяжелое угнетение производящих слоев общества — рабов и свободных земледельцев вызывали изменения в обществ. сознании. Появилось огромное количество сект, богословских направлений и проповедников, пытающихся найти выход из «земного тупика» в «потустороннем мире». В этих условиях зародились первоначальные положения учения раннего Б. — идеи тождества между бытием и страданием, равенства людей в праве на «спасение», текучести и шаткости всего «видимого мира», призывы порвать все земные привязанности, из чего вытекало непротивление злу «иллюзорного мира» ради «грядущего спасения». Вследствие характерной для Б. проповеди пассивного отношения к действительности, Б. рассматривался господств. классом как неопасное учение и не только не подвергался преследованиям, но, наоборот, поддерживался им. Положения, разрабатываемые многочисл. группами бродячих буддийских монахов и проповедников, были сведены в более или менее единую систему уже при царе Ашоке (273-236 или 232 до н. э.) из династии Маурья. Ашока, придавая новой идеологии большое значение, помог договориться различным близким по своему учению группам и выработать единые основы вероучения и единые уставные требования монаш. общины. Осн. положением Б., отраженным в источниках, относящихся к 3-1 вв. до н. э., и сохраняющимся до нашего времени, является учение о «спасении» в «неземной» жизни. Философия Б. и его моральные требования служат обоснованию и утверждению путей этого «спасения». Б. учит, что всякое существование в видимом и ощутимом нами «иллюзорном» мире («сансара») является неизбежно страданием. Страдание это не прекращается и после смерти человека, т. к. его ожидает новое возрождение, форма к-рого определяется делами и мыслями самого человека как в данной жизни, так и в предшествующих. Это т. н. закон «кармы» («воздаяние»). Всякая привязанность к жизни и земному, любая попытка активно изменить эту «иллюзорную действительность» в лучшую сторону приводит к новым бесконечным перерождениям. Только вступление на указанный Буддой «восьмиричный благородный путь спасения» («праведное воззрение, праведное стремление, праведная речь, праведное действие, праведная жизнь, праведное усилие, праведное созерцание, праведное размышление») может привести к «благоприятному возрождению» и даже, наконец, к осуществлению идеала — к полному прекращению перерождений, небытию — «нирване» (букв. — угасание). Наиболее удобные условия, по учению Б., для следования по этому пути создавались при уходе от мира и проживании в монаш. общине — т. н. сангхе, к-рая возникает впервые именно в Б. (по-видимому, в 5-4 вв. до н. э.). Буддийское учение о перерождении сводило в сознании верующих воедино самые противоположные слои общества. Раб может стать раджей, божеством, даже совсем перестать возрождаться, «спастись». Самый могучий властелин может возродиться бесправным человеком или даже всеми презираемым животным. Б., уравнивавший всех в страдании и «спасении», стал в руках господств. классов одним из средств для того, чтобы заглушить протест эксплуатируемых против угнетения. Универсальность предложенного буддийским учением «пути к спасению», к-рое доступно всем вне зависимости от класса, касты, сословия, была одной из причин победы Б. в Др. Индии и его широкого распространения в дальнейшем в странах феод. Азии. Б., отрицающий родоплеменную исключительность, оказывался подходящей идеологич. основой для складывающихся крупных рабовладельч. гос-в. Буддийское учение о мире страданий было несовместимо с представлениями о «всеблагом» божестве — Брахме — творце столь несовершенного мира. В этом смысле Б. отрицал значение всех богов древнеинд. пантеона. Но он ставил на их место обожествленного наставника — мифич. Будду, благость и милость к-рого — в его стремлении и способности уничтожить этот мир страданий. Будда — это вероучитель, указывающий остальным существам «путь спасения». Когда все будут»спасены», когда в нирване погаснет сознание последнего живого существа, не станет и «сансары» — мира иллюзий, являющегося лишь порождением заблудшей человеч. фантазии. Развивавшаяся в нек-рой связи с буддийской религией буддийская филос. система подчеркивала непостоянство и изменчивость видимого мира — «сансары» (мир-поток) — и устанавливала причинную взаимосвязанность явлений в мире-потоке. Она включала в себя, т. о., элементы стихийной диалектики, что было известным шагом вперед в развитии человеческого мышления. После распада империи Маурья Б. продолжал развиваться в сев.-зап. части Индии и достиг наивысшего расцвета в 1-2 в. п. э. в Кушанском царстве при царе Канишке (78-123), вошедшем в историю Б. в качестве второго Ашоки. Созванный Канишкой в Кашмире собор сформулировал осн. положения новой формы Б. — махаяны («большая колесница», или «широкий путь» спасения). Распространенное ранее в долине Ганга буддийское учение стали называть, в отличие от махаяны, хинаяной («малая колесница», или «узкий путь» спасения). Если в хинаяне подчеркивался преим. отказ от всяких связей с земной жизнью, то в махаяне главным становится воздействие на мирян, приобщение к Б. все новых и новых приверженцев. При дальнейшем обожествлении Будды на первое место в махаяне была выдвинута вера в «бодхисатв» — святых, достойных вступления в нирвану, но не делающих этого для того, чтобы иметь возможность наставлять других на истинный путь. Разрабатывается учение о рае и аде. Вырабатывается сложный культ, в к-ром осн. место занимают заимствованные из первобытных религий заклинания богов и духов. Монахи становятся посредниками между людьми и богами, заклинателями духов. Создается изобразит. иск-во, пышные богослужения сопровождаются массовыми процессиями, музыкой и т. д. В 6-7 вв. начался упадок Б. в Индии и уже к нач. 10 в. он потерял здесь свое значение. Развитие феод. отношений привело тут к складыванию кастовой системы и к возрождению на новой основе важнейших положений брахманизма в форме индуизма. Начиная с 1 в. н. э. Б. в форме махаяны проник в Китай, где со 2 в. получил широкое распространение. В 4-7 вв. буддийская церковь в Китае выросла в большую экономич. и политич. силу. В 8-9 вв. в значит. части Китая Б. вновь уступил место господств. идеологии — конфуцианству, хотя по-прежнему имел довольно широкое распространение; в Тибете, где Б. начал распространяться в 7 в., в 14-15 вв. он приобрел своеобразные черты ламаизма. В 4-6 вв. Б. из Китая распространился в Корею, а оттуда в Японию. Б. с его единством культа и абсолютным значением верх. божества способствовал в Японии преодолению прежней родоплеменной разобщенности и становлению раннефеод. централизованного гос-ва. Вплоть до последней трети 16 в. буддийская церковь играла большую роль в политич. и экономич. жизни страны. В период Токугава (1603-1867) Б. уступил господств. положение конфуцианству, а после т. н. революции Мэйдзи (1867-68) — нац. япон. религии синто (см. Синтоизм), но сохранял и в это время значит. позиции. В форме ламаизма Б. в 16-17 вв. распространился в Монголии, в кон. 17 -1-й пол. 18 вв. — в Бурятии. В форме хинаяны Б. непосредственно из Индии распространился (последние века 1-го тыс. до н. э. — 1-е тыс. н. э.) на Цейлон, в Индонезию и Индокитай. В нек-рых из этих стран (Цейлон, Бирма) Б. и сейчас является важным идеологич. фактором в жизни общества. В местах своего распространения Б. осваивал многие нац. религии, включал в свой пантеон местных богов и вводил местные обряды. В Японии и Китае Б., сосуществуя с синто, даосизмом и конфуцианством, частично синкретизировался с ними. Все это придало учению и культу Б. в различных странах большое разнообразие, так что говорить о едином Б. ныне нельзя. В СССР буддийское вероисповедание имеет последователей в Бурятской, Калмыцкой, Тувинской АССР и в нац. округах Иркутской и Читинской обл. Возглавляется Духовным управлением буддистов СССР. Источн. (кроме указ. в статье): Pali text society, v. 1-84, L., 1882-1931; Pali text society. Translation series, v. 1-21, L., 1909-31; Sacred books of the East, ed. by F. Max M?ller, v. 10, 11, 13, 17, 19, 20, 35, 36, 49, 50, L., 1879-1910; Sacred books of the Buddhists, ed. by F. Max M?ller and T. W. Rhys Davids, v. 1-3, 1895-1910; Suttanip?ta, transl. from P?li by V. Pausb?ll, Oxf., 1881 (рус. пер. Герасимова, M., 1899); Buddhist Mah?y?na texts, transl. from the Sanskrit by E. В. Cowell, F. M. M?ller, J. Takakusu, pt 1-2, Oxf., 1894; The Jataka together with its commentary…, transl. by T. W. Rhys Davids, v. 1-5, 7, L., 1877-97; Lalitavistara Leben und Lehre des З?kya — Buddha. Textausgabe von S. Lefmann, v. 1-2, Halle, 1902-1908; Die Reden Gotamo Buddhos ?bertr aus dem Pali-Kanon von K. E. Neumann, Bd 1-3, Z., (1956-57); Пратимокша-сутра Буддийский служебник, изд. и пер. И. Минаев, СПБ, 1869. Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с 294; его же, Диалектика природы, M., 1955, с. 176; Васильев В., Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1-3, СПБ, 1857-69; Минаев И. P., Буддизм. Исследования и мат-лы, т. 1, в. 1-2, СПБ, 1887; Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии…, СПБ, 1887; Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма по япон. и кит. источникам, ч. 2 — Проблемы буддийской философии, П., 1918; Щербатской Ф. И., Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1-2, СПБ, 1903-1909; его же, The central conception of Buddhism…, L., 1923; его же, The conception of buddhist nirvana, Leningrad, 1927; его же, Buddhist logic, v. 1-2, Leningrad, 1930-32; Ольденберг Г., Будда. Его жизнь, учение и община, пер. с нем., 5 изд., M., 1905; Рис-Дэвидс Т. В., Буддизм, пер. с англ., СПБ, 1906; Радхакришнан С., Инд философия, пер. с англ., т. 1, M., 1956; Ильин Г. P., Религии др. Индии, M., 1959; Кочетов А. Н., Происхождение буддизма, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, сб. 1, M.-Л., 1957; Glasenapp H., Buddhismus und Gottesidee, Wiesbaden, 1954; Oldenberg H., Die Lehre der Upanischaden und die Anf?nge des Buddhismus, G?tt.,1923;Thomas E. J., The history of Buddhist thought, L.-N. Y., 1933; Senart E., Essai sur la l?gende de Buddha, son caractere et ses origines, R., 1882; 2500 years of Buddhism Gen. ed. R. V. Bapat, Foreword by S. Radhakrishnan, (Dehli, 1959), р. 382-442 (обзор лит-ры и источников); La Vall?e Poussin L. de, Le Dogme et la philosophie du Bouddhisme, P., 1930; Conz? E., Buddhism, (L.), 1951; Kern H., Der Buddhismus und seine Geschichte in Indien, Bd 1-2, Lpz., 1882-84; Ruben W., Geschichte der indischen Philosophie, B., 1954. Библиографич. указатели: Bibliographie bouddhique, v. 1-23, R., 1928-52; March A. С., A buddhist bibliography, L., 1935; Held H. L., Deutsche Bibliographie des Buddhismus, M?nch — Lpz., 1916; Leumann E., Buddhistische Literatur, nordarisch und deutsch, v. 1, Lpz., 1920. Справочные издания: Malalasekera G. P., Dictionary of Pali proper names, v. 1-2, L., 1937-38; Soothill W. E. and Hodous L., A dictionary of Chinese Buddhist terms, L., 1937; Edgerton F., Buddhist Hybrid Sanskrit grammar and dictionary, v. 1-2, New Haven, 1953; его же, Buddhist Hybrid Sanskrit reader, New Haven, 1953; H?b?girin, Dictionnaire encyclop?dique du Bouddhisme d´apr?s les sources chinoises et japonaises, fasc. 1-3, Tokyo, 1929-(38); Nyanatiloka, Buddhistisches W?rterbuch…, Konstanz, (1954); Labou M., R?pertoire du Tanjur d´apr?s le catalogue de P. Cordier. Avec une pr?f. de P. Pelliot, P. 1933; Catalogue of the Sanskrit and Prakrit Manuscripts, Oxf., 1935. Журналы: «Buddhism» An illustr. quarterly review, Rangoon (Burma), 1903-1908; «Buddhist». The English organ of the Southern church of Buddhism, Colombo, 1888-1907; «Buddhist text and research society», Calcutta, 1893-1906; «Journal of the Pali text society», L., 1882-1927; «Сянь-дай Фосюэ» (Современный буддизм), Пекин. А. Н. Кочетов. Ленинград. Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Священное писание буддизма

Каждое духовное учение имеет собственные священные книги, в которых записаны основы вероисповедания. Однако с буддизмом всё обстоит не так просто, потому что это духовное учение разделяется на несколько направлений, которые значительно отличаются друг от друга. Взять хотя бы религию Бон, которая тоже относит себя к буддизму, но не признается Далай-ламой. Иногда создается устойчивое впечатление, что различные направления в буддизме — это разные религии.

Мой друг совершил недавно паломничество в королевство Мустанг (Непал) и привез невероятные впечатления о религии Бон, которая существовала в Тибете задолго до рождения Гаутамы Сиддхартха — основателя буддизма. Сегодня я расскажу вам, какая священная книга буддизма является основной и как она называется. Чтобы не было путаницы в этом вопросе, мы также рассмотрим коротко все известные буддийские источники.

Различные направления в буддизме

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Если вы будете общаться с представителем религии Бон, то услышите о существовании множества духов. Триллионы духов обитают на земле, в каждом предмете обитает отдельная духовная сущность. Ученые считают, что Бон относится к шаманизму, так как именно для него характерно тесное «сотрудничество» с духами.

Однако несведущего человека легко введут в заблуждение чтение мантр и монастыри представителей религии Бон, которые трудно отличить от классического буддизма, основанного Гаутамой Буддой. Потому что слово «будда» переводится как «пробудившийся», а таковыми себя именуют абсолютно все в Тибете — и представители религии Бон в том числе.

Рассматривая вопрос о буддизме, стоит упомянуть и о направлении дзен, которое отличается от классического эпатажностью и смелым подходом к пониманию основополагающих буддийских истин. Некоторые исследователи не без основания полагают, что различия в буддизме чем-то похожи на различия в христианстве. Например, протестантское направление и православие можно рассматривать как совершенно разные религии, хотя у них единый Бог — Иисус Христос. Нечто подобное происходит и в буддизме.

Трипитака — священная книга буддизма

Классический буддизм признаёт священной Трипитаку — свод буддийских канонов, написанных уже после смерти Гаутамы Будды.

На заметку! Существует три распространенных варианта Трипитаки, которые относятся к индийской, китайской и тибетской традиции.

Наибольшей популярностью пользуется палийский (индийский) вариант — Типитака. Именно он сохранился полностью. Книга состоит из трех разделов:

  1. Винайя-питака;
  2. Сутра-питака;
  3. Абхидхарма-питака.

Трипитака в переводе обозначает — 3 корзины. Раньше священные тексты хранились в корзинах из пальмовых листьев, отсюда и характерное название. Однако некоторые исследователи полагают, что название относится не к корзине: так на древнем санскрите называли собрание чего-либо или коллекцию.

О чем повествует священное писание буддизма? В первой книге записан свод правил, регламентирующий жизнь монашеской общины. Это подробная инструкция, следование которой должно быть неукоснительным. В Винайя-питаке записано 500 правил, по которым живут монахи и монахини. Цель этой книги — сохранение гармонии и порядка в разнородной духовной общине.

Сутра-питака повествует о жизни Гаутамы Будды. Она состоит из 10 000 сутр, авторство которых приписано самому основателю буддизма и его ближайшим ученикам.

Третий раздел Трипитаки представляет собой систематизацию буддийского учения — Дхармы, философский анализ и различные умозаключения. Это теоретическая научная база буддизма, в которой нет свода правил и наставлений.

На заметку! Впервые Трипитака была записана буддийскими монахами Шри-Ланки на подготовленных пальмовых листьях.

Долгие годы учение Гаутамы Будды передавалось из уст в уста, как было принято в индуистской традиции. Но в связи с угрозой утраты знаний, на первом буддийском собрании было принято решение увековечить священные истины в книге.

Трипитака остается единственным полным каноном буддийских истин. Последующие направления и течения буддизма не оставили после себя письменных памятников, заслуживающих внимания.

Китайская Трипитака

Этот вариант священного писания получил распространение в Китае, Японии и Вьетнаме. В нем есть отличия от первоисточника (который записан на санскрите) и от тибетской версии. Например, в данном варианте находятся тексты, отсутствующие в палийской версии. Буддологи считают, что китайское издание появилось раньше палийского варианта и послужило для него основой.

Тибетская версия

Издание на тибетском языке состоит из двух частей — Гарджура и Данджура. Ганджур основан на изложении буддийских истин (канона), а Данджур их комментирует. Тибетская версия Трипитаки уделяет большое значение практическому подходу к учению, в ней много информации по медитативной практике и тантре. Ламы рассматривают тибетский вариант Трипитаки как священный свод правил.

Корейская версия

У корейцев существует свой особенный свод правил, который они именуют — Пхальман тэджангён. Этот канон был записан на 6 500 деревянных табличках, датируемых 1087 годом. Однако во времена монгольского нашествия таблички были уничтожены почти полностью, поэтому до наших дней дошел более поздний вариант Трипитаки, датируемый 1251 годом. Этот канон считается наиболее полным из всех сохранившихся древних вариантов.

На этих версиях священные книги не заканчиваются, ведь в каждой местности был свой вариант Трипитаки, отличный от других. Это легко объяснить отсутствием почтовой связи и быстрых коммуникаций между странами. Но к 18 веку ситуация изменилась: наконец был создан единый канон, который увековечили на каменных скрижалях.

Унифицированный текст Трипитаки

В 1780 г. в Бирме состоялся буддийский собор, на котором 2,5 тысячи монахов приняли решение унифицировать текст Трипитаки. Была проделана большая работа по сверке разрозненных текстов трех различных традиций — индуистской, китайской и тибетской. В результате унифицированный текст записали на 729 мраморных плитах, дабы увековечить истину в единстве. Для каждой мраморной плиты с записанным священным текстом был создан отдельный миниатюрный храм. Собрание мини-храмов (ступ) составляет храмовый комплекс под названием Куто-до Пайя.

Этот комплекс является священным местом для большинства последователей буддизма. Он находится в Мьянме (Бирма), в городе Мандалай. Храмовый комплекс считается самой большой каменной книгой в мире, ведь на ее прочтение потребуется 450 дней. На постройку храмового комплекса ушло 8 лет, так как за день на камне высекали всего 10 строк священного текста.

Через некоторое время рядом с храмовым комплексом построили книжный комплекс Садамани Пайя, в котором были увековечены в камне комментарии к Трипитаке на бирманском языке.

В 1900 году Трипитаку напечатали на бумаге, в результате получилось 38 томов, каждый из которых содержит по 400 страниц.

В истории возникновения буддийских священных текстов есть один щекотливый момент: какой из источников является подлинным, достоверно не известно. Это связано с тем, что долгие годы учение передавалось из уст в уста и не записывалось. Записали текст намного позже, когда появилась опасность искажения истины в пересказах многочисленных последователей Будды.

Однако и первоисточники не дожили до наших дней, так как были безвозвратно утеряны во времена монгольских и мусульманских завоеваний. Все буддийские библиотеки вместе с монастырями беспощадно уничтожались. Те тексты, которые легли в основу унифицированного канона, могут содержать в себе значительные искажения. Но узнать, каким было подлинное учение Гаутамы Будды, потомкам не суждено.

Буддийские тексты — Buddhist texts

Каменные надписи на самой большой книги мире в KUTHODAW , Мьянма

Буддийские тексты первоначально были переданы в устной форме монахов, но позже были записаны и составлены в виде рукописей в различных индоарийских языках , которые затем были переведены на другие местные языки , как буддизм распространился. Они могут быть классифицированы по ряду направлений. Западные термины «писание» и «канонические» применяются к буддизму в непоследовательно западных ученых: например, один орган ссылается на » Священные Писания и другие канонические тексты», а другой говорит , что Писания можно разделить на канонические, комментаторских и псевдо -канонический. Буддийские традиции , как правило , делятся эти тексты со своими категориями и подразделений, как , например, между Buddhavacana «слово Будды » , многие из которых известны как » сутр » и другие тексты, такие как шастры (трактатов) или Абхидхарме .

Эти религиозные тексты были написаны на разных языках и скриптах, но запоминании, чтение и копирование текстов были высокого значения. Даже после того, как развитие печати, буддисты предпочитают придерживаться своей первоначальной практики с этими текстами.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх