Помост

Вопросы веры

Где родился Христос город?

Где родился Иисус Христос? Точное место рождения

Из этого короткого повествования вы узнаете, где родился Иисус Христос. И по какой причине многие считают, что Иисус родился именно в Вифлееме?

Где находится точное место рождения Иисуса?

Угодье с малоприметным домиком, где по сведениям из книги «Откровения Ангелов-Хранителей: Путь Иисуса» родился будущий спаситель, до наших времен, не сохранилось. Там, где родился Иисус Христос на сегодняшний день − пролегает автомагистраль.

Семь километров южнее города Назарета − место, где родился Иисус Христос.

Описание жилища Иисуса Христа

Небольшое каменное строение, размером примерно в 32 квадратных метра, имеющее над собой соломенную крышу. Дом наполняли светом два маленьких окошка, натянутый на них овечий пузырь, выступал в роли стекол, защищая внутреннее пространство от непогоды.

Широкая восьмиметровая стена, имела в своем основании дверь. Она почти всегда была приоткрыта, по причине выходившего из дома печного дыма, ведь отапливалось помещение по — черному. Сама же печка украшала левый угол дома, тот, который ближе к выходу. Дальний же левый угол был предназначен для скота. Там, возле печки, ютились новорожденные животные. Рядом с людьми, они находились до тех пор, пока не подрастут, и не наберутся сил, для самостоятельного пребывания на пастбище.

Внушительных размеров кровать, сделанная из дерева, располагалась по правую сторону от двери. Центр комнаты выделялся двумя столами. Первый был придвинут к стене и служил хозяевам для посуды, второй — считался обеденным, дополняли его лавки по обе стороны. Этот домик не имел богатой внутренней обстановки, об этом говорит солома на ее ложе, служившая постельным бельем. Здесь же, Марию настигли неожиданные роды.

Роды

Напряженная атмосфера царила трое суток. Все это время, будущая мать балансировала на краю, между жизнью и смертью. Уверенности в том, что младенец сможет выжить — не было. Гелома и Саломея, бабки — повитухи, бились за жизнь мальчика, что привело к его спасению. Так, седьмого января, в четыре часа утра, из дома наконец послышались крики новорожденного дитя.

Несмотря на чудо рождения, ребенок был необычайно слаб и мал, его вес не достигал и двух килограмм. Принимавшие роды бабки — повитухи, пользуясь силой собранных ими трав, приготовили настой, коим и обмазали мальчика. Действо продолжилось укутыванием ребенка в овечью шкуру, да так, что видимым оказалось, лишь маленькое личико Иисуса.

Приходя в этот мир, каждая человеческая душа уже знает, как пройдет ее жизнь. Проходя по дороге жизни, нужно помнить о выборе, от него в последствии зависит направление пути. Поэтому и говорят, жизнь — это множество дорог. Однако душа спасителя видела весь предстоящий путь. Неотвратимость последствий в виде страданий, унижений, заставили душу сопротивляться перерождению в этом теле. Отсюда тяжелые роды, болезненность и слабость мальчика.

Почему полагают, что Иисус Христос родился в Вифлееме?

Новый Завет, по-другому описывает историю рождение Христа. Римская империя в те времена, подверглась переписи населения, по приказу правившего в ней Августа. Процесс сбора сведений, осуществлялся примерно так: мужчина, как глава, приводил свою семью, в город, где родился. Именно там они все вставали на учет. Родным городом Иосифа, был Вифлеем, это заставило его взять жену, находившуюся в положении и направиться туда.

Вифлеемские гостиницы были переполнены, и семья заночевала в месте, похожем на хлев. Там и случились роды. После, Мария запеленала сына и уложила в колыбель.

Так якобы выглядит подлинная история, из которой многие полагают, что Вифлеем − это место, где родился Иисус Христос. Назревает вопрос, почему она так кардинально отличается от истинной?

Ответ прост. Полное искажение в историю было привнесено при переписи Евангелия в 325 году. Тогда перед римлянами стоял важный вопрос, на который нужен был вполне логичный и достоверный ответ. Если Иисус был сыном Божьим, зачем и главное, за что его распяли, причем сами же римляне?

Хитрый народ, дабы оправдать себя, решил свалить вину на иудеев. Вследствие этого, переписанная история, давала четкое представление: Спасителя распяли, лишь по причастности его к царскому роду, а вовсе не за проповеди новой веры.

Получается, Иисус был жертвой еврейского народа, который его предал и обрек на смерть. А римляне, всего лишь вынужденные пособники. По этой причине нужны были доказательства, что новый миссия, имел виды на царский престол. Сделать это не составило труда, подкорректировав Евангелия и добавив новых якобы родственников Христу, что автоматически приравнивало его к царскому роду.

Данная легенда, это всего лишь выдумки римских священнослужителей.

Правда в том, что Иисус Христос не имел царские корни, он был рожден в обычной семье и не помышлял стать Царем.

Палестина, Вифлеем — там, где родился Иисус Христос

Вифлеем — священный для христианства город, который является вторым по значимости после Иерусалима, здесь, согласно Евангелию, родился Иисус Христос. Также в Вифлееме родился и был помазан на царство Давид.

С 1967 года и до 1995 года город был под контролем Израиля. В результате переговоров в 1995 году, он был отдан Палестинской автономии, где и находится по сей день.

Город находится в 8 км от Иерусалима и практически с ним граничит. Чтобы попасть в этот город, необходимо пройти блокпост. На израильских автомобилях сюда не пускают, да и прокатный автомобиль по правилам рент-контор сюда провозить нельзя.

От Дамасских ворот, расположенных в Восточном Иерусалиме, до Вифлеема без остановки в пограничном пункте ходит автобус. До пограничного пункта от Дамасских ворот и обратно курсируют мини автобусы. Для туристов нет ограничений в проходе на данную территорию.

Мария и Иосиф пришли в Вифлеем для переписи населения, поскольку для облегчения работы переписчиков жители приходили записываться в город, откуда происходил их род. При этом город не был родным ни для Девы Марии (которая по одной из версий была из Назарента, по второй из Иерусалима), ни для Иосифа, жившего в Назарете.

Рождение Спасителя в Вифлееме было предсказано пророком Михеем более, чем за семь веков до самого события: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.2:5). Царь Ирод, взволнованный сообщением волхвов о рождении Царя Иудейского, требует знатоков Писания указать город, в котором Он должен родиться. В ответ ему приводят неточную цитату из Михея: «так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф.2:5-6).

Ясельная площадь — берёт свое название от яслей, в которых родился Иисус Христос там, где сегодня расположен храм Рождества. На фото вы можете увидеть Мечеть Омара (единственная мечеть города) и Палестинский центр мира. Название улиц, ведущих на площадь также связаны с Иисусом: улицы Звезды и Рождества.

Храм Рождества Христова. Первый храм на этом месте был построен святой царицей Еленой, но сгорел в 529 году. Это же здание построено в VI—VII вв., который считается единственным христианским храмом в Святой земле, сохранившийся в целости с домусульманского периода.

«Врата смирения» — вход в храм очень скромный и имеет высоту всего 120 см. В средние века, для защиты храма от кочевников, имевших привычку заезжать внутрь верхом, вход сделали низким и узким. С тех пор, каждый, входящий, должен склониться перед рожденным здесь Спасителем.
Мозаичные полы — единственное, что сохранилось от первого храма. Сейчас они накрыты дощатым настилом и открыты в одном месте для осмотра.
На одной из колонн в этой церкви имеется несколько углублений, образующих крест. Считается, что это следы чуда, произошедшего в храме несколько веков назад. Во время одного из своих внезапных набегов, арабы ворвались в храм. Ждать помощи было неоткуда, и тогда они начали молиться. Просьбы их были услышаны, и из одной колонны вдруг вылетел рой ос и начал жалить арабов и их лошадей. В результате захватчикам пришлось покинуть храм и оставить в покое находящихся в нем людей.
В храме всегда огромное количество туристов и паломников. В то время, когда мы пришли туда, в пещере Рождества шла служба и мы примерно полтора часа простояли в ожидании его окончания. Как же неприятно было слышать возмущения по этому поводу стоящих вокруг людей. Удивительно, что приходя на такое святое место, у людей хватает духа жаловаться и критиковать работников храма.
Возле входа в пещеру Рождества находится чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери. Это единственная икона, на которой Дева Мария улыбается.
А вот и главная святыня храма — пещера Рождества Христова.
В те времена была традиция строить дома над пещерами или надстраивать пещеры так, что сама пещера становилась первым этажом, где содержали домашний скот. Пещера довольно узкая и длинная, потолки ее сильно закоптились.
Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями. Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» (Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии). Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам.
“И родила Сына Своего первенца,и спеленала Его, и положила Его в ясли,потому что не было им места в гостинице” (Лук. 2 :7). Собственно Ясли это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель.
Именно поэтому Деву Марию после рождения Иисуса Христа вместе с волхвами изображают в хлеву рядом с животными.

В нишах стен выставлены небольшие скульптуры Св. Георгия Победоносца, он воспитывался в Вифлееме и является покровителем города.
Рядом с базиликой расположен главный католический храм города — церковь Святой Екатерины.
Еще интерес представляет Молочная пещера абсолютно белого цвета, которая находится в 5 минутах ходьбы от Ясельной площади Вифлеема. Над пещерой стоит францисканская церковь 1871 года.
Согласно легенде, Дева Мария останавливалась для кормления Иисуса в этой пещере по пути из Вифлеема в Египет и пролила несколько капель на стены. Порошок, соскобленный со стен пещеры, способствует женщинам при проблемах с беременностью.

Национальная принадлежность любого человека сильно сказывается на протяжении всей жизни. Интерпретировать родство с той или иной нацией можно по-разному. Однако стоит признать, что этническая среда напрямую влияет на менталитет, воспитание, традиции и даже на мышление. И было бы логично предположить, что на Иисуса Христа повлияла окружающая обстановка, так же сильно, как и на прочих людей.

Задавая вопрос о принадлежности Христа к той или иной национальности, параллельно встает и другой вопрос: «кем же был Иисус Богом или человеком?». В этой статье будет разбор этих вопросов на основании некоторых фактов, но это всего лишь теории, ведь дать точный ответ вряд ли кто-то сможет.

Противоречия

Именно противоречия послужили первым толчком в изучении данного вопроса. Ведь любой христианин вне зависимости от конфессии и деноминации фактически уверен, что Иисус — иудей. Спросив у евреев, о принадлежности Иисуса к их национальности, они будут всячески это отрицать. Все это подогрело интерес историков к решению этой задачи.

Читайте о Христе:

  • Крестные страдания Иисуса Христа
  • Смерть Иисуса Христа
  • Воскрешение Иисуса Христа

Икона «Нерукотворный Образ Иисуса Христа»

Споры по этому поводу ведутся достаточно давно. Все русские в подобной тематике руководствуются православной традицией. Митрополит Димитрий Ростовский в своих сочинениях, в 18-19 веке, упомянул: «Христос по-человечески — был племени иудейского». Спустя некоторое время в начале 20-х годов, данный постулат подвергся сомнению в христианском обществе. Эрнест Ренан, заявлял, что все споры бессмысленны.

Однако многие богословы 20 века, в частности протестанты, вновь приняли вывод о том, что Иисус был иудеем. Отсюда следует, что Он был не согласен с некоторыми учениями Моисея, при этом всю систему иудаизма Христос не отрицал.

Объясняются разногласия вполне просто. Учитывая, что большая часть православных, были плохо осведомлены об истории Палестины и о том времени, когда Иисус жил, то они и считали, что любой родившийся в Палестине — иудей.

Ученые-гебраисты в наше время не согласны с этим. Во время жития Иисуса Палестина была поделена на 3 самостоятельных объекта:

  1. Иудея, где проживали верующие покорные закону Моисея;
  2. Галилея, здесь все были «верны» Ветхому Завету;
  3. Самария, в этой стране люди далеко ушли от иудаизма. У них была своя религия. Проживали тут в основном потомки вавилонян. Самаряне для прочих вышеуказанных были злейшими врагами. Существовали запреты на любые близкие контакты с этим народом.

Отсюда следует, что как таковую правду никто выяснить не смог. Так как ни те, ни другие даже близко не могли правильно обосновать свою позицию.

Родители Иисуса

Дабы все доводы и аргументы не подвергались лишней критике, все высказывания будут подкреплены Священным Писанием. Стоит сразу отметить, что изучая вопрос национальности Иисуса Христа, Иосиф не был причастен к Его зачатию. Ведь согласно Библии, по прибытии в дом мужа, Мария уже была беременна. (От Матфея: 1-18).

Тогда логичным будет предположить племенную принадлежность Марии. Но тут не все так ясно. Её родителями были Иоаким и Анна, родилась в Галилее, что говорит о том, что Мария не была иудейкой. Она была галилеянкой с конфессионными взглядами закона Моисея. К сожалению, в Писании нет упоминаний о её детстве, что лишь затрудняет поиски истины.

Иосиф и Мария — земные родители Иисуса Христа

Интересным было исследование Эрнеста Ренана, который предполагал, что Богородица обладала сирийской красотой. Основанием для этого послужил отрывок из Библии: «…Ты самарянин…». (От Иоанна: 8-48).

Для Иисуса было присуще утверждать истину и опровергать ересь. Тем самым встает вопрос: «можно ли утверждать, что Христос принадлежал этносу самарян?». Однако же иудеи точно знали, что Мария была галилеянкой, тогда в чем именно заключался смысл этих слов остается загадкой.

Впоследствии ни служители церкви, ни представители духовенства, ни атеисты, ни писатели и т.д. не подчеркивали тот факт, что Иисус, родившись в Галилее у родителей, исповедовавших закон Моисея, получил греческое имя «Христос», что переводится как «Помазанник».

Бог или человек

Как уже упоминалось выше, что если Иисус был человеком, то его национальность должна хоть как-то определяться, но если он был Богом, то, как следует полагать «у Бога нет принадлежности к той или иной нации».

В Библии нет упоминаний, где Иисус прямым текстом заявляет, что Он Бог. Но и человеком Он не является. Богом Христос был всегда, до сотворения вселенной, времени и пространства. Оценить масштаб Его существования человеческим мозгом сложно, а вернее, невозможно. Он является на 100% Богом и на 100% человеком. Тем самым выходя за границы понимания всех людей.

Церковь учит, что Иисус Христос обладает двумя природами — Бога и человека

То есть в Нем не совмещены обе природы, эти две сущности не создают полубога или получеловека. Понять подобное даже в современных реалиях невозможно. Бог неизменен, что на Земле, что на Небесах, Он обладает всеми качествами.

И углубляясь в данную тему, стоит заметить, что Иисус, приняв человеческий облик, стал полностью подобен людям. Во всем, кроме греховности. Христос безгрешен и совершенен и это главное отличие.

Интересно! Определить национальность путем установления Его природы нельзя. Так как это вызывает лишь больше вопросов, на которые человек ответить не в силах.

Учения и икона

Различные учения и иконы могут стать зацепкой, приближающей людей к истине. Однако и здесь все не так однозначно.

Седьмой Вселенский собор 787 г. установил иконопочитание. Другими словами, учения основывались на изображении или представлении Христа в человеческой натуре. В этой статье изложить всю проделанную работу, которой была посвящена огромная статья именуемая «Аномалия». Если вкратце, то на основе всех упоминаний внешности и характера Иисуса, был создан Его фоторобот.

Спустя громадное количество времени и потраченных сил, был создан Его портрет. В созданном лике не обнаружилось никаких признаков семитской принадлежности. У Него был утонченный и ровный нос, а глаза были глубоко посажены. Антропологи сошлись во мнении, что лицо на иконе было склонно в сторону греко-сирийцев, которые проживали в Восточном Средиземноморье.

Христос Вседержитель. Монастырь св. Екатерины, Синай

Для выяснения подлинности изображения на иконе, можно основываться на изображение, которое находится в монастыре Святой Екатерины, на горе Синай. Написана икона была Куртом Вестуманом. Исходя из летописей и научных исследований, то создана она была в 6 веке. Ведь именно в то время, поддерживались обычаи позднеримского искусства, которые всегда старались максимально точно передать, черты лица и принадлежность к той или иной расе.

При наложении изображений можно было разглядеть общие черты и сходства. Однако сейчас, исследователи поняли, что икона не очищена, и говорить о её первоначальном виде нет никакого смысла. Все же есть вероятность, что христиане разглядывают в Иисусе европейские черты.

Существует и предание, которое гласит, что однажды Иисус увидел художника и понял, что тот не сможет нарисовать Его. Послал живописца больной царь Эдессы. И видя все это, Христос умылся до подбородка и на «полотенце», которым он вытерся, запечатлелся Его лик. Этот отпечаток, служит неким напоминанием и возникновением иконописи.

Интересно! На сегодня эта икона известна как икона Спаса Нерукотворного, и является одной из самых важных и знаменитых. Стоит отметить, что это единственное изображение, где особо выражены глаза. Как говорили на Руси, в эпоху античности, что это творение — идеал симметрии и золотого сечения.

Все вышесказанное не дает оснований утверждать национальность Христа. Ничто из этого, в принципе не может доказать принадлежность Иисуса к нациям. Иконы и прочие изображения, также не несут большой информации. Однако, если об этом умалчивает Писание — значит это действительно не так важно.

Кто был по национальности Иисус Христос?

Иисус Христос считается основателем христианской религии. О его земной жизни повествуют Евангелия (от греч. евангелион — благая весть). Рождение Иисуса Христа (Рождество Христово) отмечает наступление новой эры. О событиях, случившихся до рождения Иисуса Христа, говорят: до Рождества Христова, или до нашей эры (н. э.) Почти всю свою жизнь Иисус провел в Палестине, на Ближнем Востоке.

Во времена Иисуса Палестина занимала примерно ту территорию, где расположено Государство Израиль, у которого с запада — Средиземное море, с юга — граница с Египтом, на востоке — с Иорданией, на севере — с Ливаном, на северо-востоке с Сирией.

В Библии, однако, слово «Палестина» не упоминается, потому что область между Средиземным морем и рекой Иордан стала так называться только в 135 г. по приказу римского императора. Палестина включала несколько провинций. Жизнь Иисуса была связана с провинциями Галилея (земля к западу от реки Иордан) и Иудея (к западу от Мертвого моря).

По преданию, Иисус Христос появился на свет в городе Вифлееме, в Иудее, в семье плотника Иосифа и его жены Марии.

Им пришлось отправиться в Вифлеем, несмотря на то, что жили они в деревне Назарет в Галилее, так как римский император объявил перепись своих подданных, и каждый должен был регистрироваться в своем родном городе.

На постоялом дворе не хватило места, поэтому Мария нашла приют в пещере, где и родила Младенца Иисуса. Родители увезли новорожденного в Египет, но позже вернулись в Назарет, где Иисус провел детство и юность.

Когда ему исполнилось 30 лет, он принял крещение от проповедника Иоанна, прозванного «Крестителем», за то, что он омывал — «крестил» — приходивших слушать его проповеди. Обряд крещения был совершен в водах реки Иордан, которая берет начало у горы Хермон на границе Ливана и Сирии, проходит через Тивериадское озеро и затем впадает в Мертвое море, расположенное между современными Израилем и Иорданией.

После крещения Иисус удалился в пустыню на 40 дней и 40 ночей, чтобы в уединении, посте и молитве подготовиться к миссии, с которой он пришел на землю, — спасению человечества.

Вернувшись, Иисус собрал учеников (апостолов) и начал проповедовать свое учение, странствуя по галилейской земле, совершая чудеса и исцеляя безнадежных больных. Всякий раз на Пасху он приходил в Иерусалим. Слава Христа росла, и чисто его приверженцев умножалось. Это вызвало ненависть у иудейских священников.

В дни Пасхи Христос последний раз явился в Иерусалим, хотя знал, что ему угрожает гибель. Римляне схватили Христа и заключили под стражу. Суд синедриона признал его богохульником и мятежником, а римский прокуратор (правитель) Иудеи Понтий Пилат подтвердил приговор.

Христос был приговорен к смерти и распят недалеко от города на холме, который назывался Голгофа.

Евангелие рассказывает, что через три дня после казни Иисус воскрес. Места, где Иисус родился, проповедовал и принял смерть на кресте, называют Святой землей, и эта земля привлекает множество паломников.

В числе тех святых мест, ради которых паломники устремляются на Святую землю, самыми важными считаются базилика Рождества Христова в Вифлееме, построенная вокруг той пещеры, где, по преданию, родился Иисус.

И храм Гроба Господня в Иерусалиме, внутри которого находился холм Голгофа и гробница. В эту гробницу (Гроб Господень) положили снятое с креста тело Иисуса, которое находилось в ней до Христова Воскресения.

Источник: энциклопедия «Мир открытий» (Азбука—Аттикус»)

Родина Иисуса Христа: Назарет

50 заметок о Святой Земле
18: Родина Иисуса Христа: Назарет
В этом городе надо пожить несколько дней. Походить по улочкам, облазить раскопки и исследовать археологические находки… Вот тогда сложится картина того, как мог выглядеть этот город, когда здесь жил Господь наш Иисус Христос.
У меня такой возможности не было. Посещение основных достопримечательностей – и… к другим святыням.
Впрочем, составить хотя бы общую картину того, как все это было в древности, возможно. Об этом – ниже.
Хотя родился Иисус Христос в Вифлееме, родиной Его считается Назарет, поскольку здесь Он провёл Свои детские годы.
Во времена Спасителя Назарет был небольшим городом, по-нашему – деревней, в которой проживало около 200 человек. От тех времен наряду с захоронениями остались преимущественно выбитые в камне резервуары для воды и ямы для силоса.
В часе ходьбы от Назарета находился крупный город Сепфирис, который считался столицей древней Галилеи. Во времена царя Ирода, т.е. незадолго до Рождества Христа, там даже был построен театр. Кроме того, Назарет находился рядом с одним из важных торговых путей Римской империи – дорогой из Египта в Дамаск.
По мнению современных ученых, около 3-го или 2-го века до Р.Х. сюда переселяется большая община евреев из Вавилона и Сирии, имеющих общее происхождение: все они – из рода Давидова. Это объясняет, почему в таком захолустье жили Иосиф и Мария, оба происходившие из рода Давида (их родиной был Вифлеем, под Иерусалимом).
Местные жители лелеяли свое царское происхождение, были несколько надменны и не очень тепло принимались простыми жителями окрестных галилейских городков. У жителей окрестностей была даже злая поговорка: «Из Назарета может ли быть что доброе?»
Назаретцы жили крестьянским трудом, а также нанимались на работу в близлежащий Сепфорис. Иосиф, мнимый отец Иисуса,владел хорошим ремеслом – он был строитель. Это ремесло позволяло иметь семье достаточный заработок, так что семья Иисуса совсем не была бедной. Слова Евангелиста: Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи… (Лк. 2: 41) – показывают нам, кроме благочестия семьи, ее финансовые возможности. В то время ежегодно паломничали только люди не бедные, так как паломничество всей семьи (проживание, питание, оплата ритуальных действий в Храме) было очень дорогим.
Найденные при раскопках греческие надписи времен Христа показывают, что жители тех мест преимущественно были образованными и знали греческий язык. Великий российский ученый, специалист по Древнему Востоку, Василий Болотов, умирая, сказал: «Завтра я, наконец, узнаю, на каком языке говорил Спаситель».
Это действительно вопрос, который еще сто лет назад волновал многих ученых. Мы знаем, что Евангелие было написано на греческом языке. А на каком говорил Христос? Мог ли Он говорить на греческом? Или он говорил на простонародном арамейском? Или же на древнееврейском языке – иврите?
Сегодня большинство ученых уверено, что Спаситель знал все три языка, но греческий, может быть, хуже. С разной аудиторией Спаситель говорил на ее языке. Этим объясняются отличия в стилистике в разных речах Иисуса, которые мы встречаем у Синоптиков (Матфея, Марка, Луки) и в Евангелии от Иоанна.
…Из-за того, что древний Назарет погребен под многовековым культурным слоем и поверх него построен новый город, археологические раскопки проводить трудно. Сегодня это арабский город, и на 80% мусульман приходится всего около 20% христиан. Мусульмане резко отрицательно относятся к каким бы то ни было археологическим изысканиям, кроме того, невозможно вести раскопки под жилыми кварталами. Поэтому ареал раскопок невелик. Конечно, тщательно исследованы те места, которые принадлежат христианам и на которых построены христианские храмы.
Так, самое пристальное внимание уделено базилике Благовещения, о которой сегодня я расскажу.
Раскопки под базиликой и в ее окрестностях показали, что в 4-м веке на этом месте был построен византийский храм. Но, что самое важное, он построен на руинах здания, которое, по-видимому, было иудео-христианской синагогой 2-го века. (Бояться слова иудео-христиане не стоит. Так в науке называют первохристиан из евреев, в противовес христианам из язычников.)
Это очень важные находки. Прежде в науке были споры: имело ли христианство какое-то распространение среди евреев, или оно совершенно оказалось чуждым евреям и привилось и сформировалось на греческой почве. Раскопки 20-го века подтвердили: христиане имели свои общины практически во всех городках Иудеи и Галилеи.
Иудео-христианская синагога, или же, как совершенно законно можно называть это здание, храм иудео-христиан, стоит на основании жилого дома. Элементы дома, например, грот, когда-то приспособленный под жилье, не уничтожены, а сохранены. Какой дом мог быть подходящим для того, чтобы первые христиане его переоборудовали в место молитвы? И не только переоборудовали, но постарались сохранить интерьер дома? Вероятней всего – дом, тесно связанный с жизнью Иисуса и Его семьи. Значит, скорее всего, и это признают даже неверующие историки, нынешняя Базилика Благовещения, действительно, располагается на месте дома, который принадлежал родителям Иисуса Христа.
Это место за 2 тысячи лет пережило многое:
2-4-й века – храм иудео-христиан;
4-й век – помещение разрушено, и здесь построен ранневизантийский храм;
7-й век – храм разрушен мусульманами;
1102 год: крестоносцы захватили Назарет, расчистили это место и возвели католический храм;
1260 год: после взятия Назарета Бейбарсом I храм разрушен;
В последующие века францисканцы несколько раз изгонялись и возвращались в Назарет в зависимости от политической ситуации;
В 1620 году эмир Фахр ад-Дин II окончательно разрешил францисканцам вернуться в Назарет. Они соорудили на руинах церкви небольшое святилище над гротом;
В середине 19-го века церковь была перестроена;
В 1954 году церковь была полностью разобрана для строительства нового здания базилики;
Новая Базилика Благовещения построена в 1969 году.
Из дошедших до нас свидетельств паломников, посещавших Назарет в древности, приведу два интересных свидетельства.
Первое относится к 600-м годам, то есть ко времени, когда Назарет переживал лучшие времена и еще стоял храм, построенный в 4-м веке. Второе свидетельство – русского игумна Даниила, посетившего Назарет в 1106–1108 годах. Он видел только что построенный крестоносцами новый храм.
Антонин из Плаценции, конец 7-го века:
«Затем мы прибыли в город Назарет, в котором находятся многие чудеса. Там, в синагоге, находится лист, на котором было написано для Господа АВСД; в этой же синагоге есть и бревно, на котором Он сидел с другими детьми. Это бревно христианин может и подвинуть, и приподнять, но иудеи никоим способом не могут его сдвинуть и оно не допускает, чтобы его вынесли вон. Дом Святой Марии есть базилика, и там совершаются многие чудеса от Ее одежд. В этом городе еврейские женщины до того прелестны, что в этой стране нет евреек красивее, и говорят, что это им даровано Святою Марией; они говорят, что она была их родственница, и хотя у евреев нет никакой любви к христианам, однако эти исполнены всяческой любви. Округ подобен раю, по пшенице и плодам похож на Египет, небольшой, но превосходит Египет вином, маслом и овощами. Просо чрезвычайно высоко, превосходит человеческий рост, с толстым стеблем».
Игумен Даниил, 1106–1108 годы:
«Назарет – городок небольшой, в горах, на склоне, даже не дойдя до него, его можно видеть. Посреди городка создана церковь, большая и высокая, с тремя алтарями. Когда войдешь в церковь, то с левой стороны есть небольшая пещерка перед малым алтарем, с двумя небольшими дверцами, одни из них – с запада, а другие – с востока. Влезать в пещеру по ступеням, идущим из обеих дверей. Если влезть в пещеру западными дверями, то на правой стороне создана келья, с двумя небольшими дверцами. В этой келийце и жила Богородица с Христом, в этой храмнице и был вскормлен Христос, тут и кроватка Его, где Он лежал. Кроватка низкая, на земле создана.
В этой пещере, если войти западными дверями, на левой стороне находится гроб Иосифа-обручника, мужа Марии. Тут его Христос Сам, Своими пречистыми руками, похоронил. Исходит из стены около гроба вода святая белая, и берут ее на исцеление больных.
В этой пещере, близ западных дверей, есть место, где сидела Богородица и сучила кокнит, то есть багряницу. Сюда пришел архангел Гавриил, посланный Богом к девице Марии…
Здесь, где пещера, был дом Иосифа, и все сказанное происходило в этом доме Иосифа, мужа Марии. Над пещерой создана церковь во имя Благовещения.
Место это сначала было заброшенным, но католики его обновили и устроили
хорошо, здесь находится католический епископ, очень богатый, он владеет этим святым местом.
Здесь угостили нас хорошо и питьем, и едой, и всем возможным. В этом городе мы ночевали. И, хорошо отдохнув, утром встали и пошли в церковь поклониться святому месту. Затем вышли из города и пошли на юго-восток, встретили чудесный колодец, глубокий, с очень холодной водой, сошли по ступеням глубоко вниз к воде. Над этим колодцем создана круглая церковь во имя архангела Гавриила.
Расстояние от города Назарета до колодца чуть больше полета стрелы. У этого колодца было первое благовещение Богородице от архангела. Пришла она по воду, и, как только почерпнула своим водоносом, ангел невидимо возгласил: «Радуйся, обрадованная, Господь с Тобою!» Мария оглянулась, никого не видит, но только слышит голос. Взяв свой водонос, она идет и думает: «Что значит этот голос, который слышала, но никого не видела?
Пришла она в Назарет, вошла в свой дом, села за прялку и стала ссучивать кокнит (кошениливую красную пряжу). Тогда явился архангел Гавриил явно, стоя на вышесказанном месте, сообщил ей о рождении Христа».
Назарет глазами путешественника Дэвида Робертса в 1839 году. Если увеличить фотографию, можно увидеть храм Благовещения, построенный на месте, где стоял дом родителей Иисуса Христа.
Интерьер храма Благовещения. Мы видим ступеньки, ведущие вниз; это вход в грот, то есть, часть дома, в которой жили Пресвятая Богородица и Иосиф-Обручник. (Рисунок того же путешественника. К сожалению, более ранние зарисовки мне неизвестны.)
Назарет на открытке начала 20-го века.
Современный храм, Базилика Благовещения, построенная в 1969 году.
Войдем под своды храма. Благодаря витражам храм в солнечную погоду становится сказочным.
Мы видим престол, а позади него – решетку, которая закрывает вход в грот.
Вот он, грот, то есть пещера, приспособленная под жилье. Это остаток иудейского дома 1-го века. С раннехристианских времен считалось, что это дом, в котором жила Пресвятая Богородица.
Скорее всего, к Благовещению (несмотря на традиционное название этого храма) это место не имеет отношения. Не был это и дом родителей Богородицы или дом Иосифа. Вероятней всего, это был дом, в котором жила семья Иосифа, Марии и Иисуса.
Надпись на престоле по-латински гласит: «Здесь Слово стало плотью».
Чуть в стороне – остатки византийского храма 4–7-го веков и храма крестоносцев 12-го века.
Поднимемся на второй этаж. Здесь располагается главный храм. Он внушителен и необычен. Вдоль стен – картины (или, вернее, композиции), изображающие Богородицу в соответствии с тем, как Ее видят христиане разных стран. Смысл этого – в том, чтобы продемонстрировать, что Богородица и ее Сын актуальны для людей разных культур и рас.
Японская Богородица.
Американская Богородица (честно говоря, мне жутковато).
Богородица… для марсиан.
Нет, на самом деле для африканцев, но местные называют эту фреску «Марсианская Дева».
Канадская Богородица.
Несомненно, что и такие изображения Богородицы имеют право на жизнь, но, по моему субъективному мнению, здесь уже какое-то чувство меры и церковного вкуса нарушено.
Подробней о Базилике Благовещения и о изображениях Богородицы, принятых в разных культурах

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх