Помост

Вопросы веры

Где сейчас находится крест господень

КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ

КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ — крест, на котором на горе Голгофа в Иерусалиме совершились Распятие и смерть Богочеловека Иисуса Христа – кульминация Страстей Христовых.

По­сле­до­вав­шие за этим со­ше­ст­вие во ад и Вос­кре­сение Хри­сто­во оз­на­ме­но­ва­ли по­бе­ду Хри­ста над смер­тью и спа­се­ние че­ло­ве­че­ско­го ро­да. Таким образом крест — ору­дие рас­про­стра­нён­ной в древ­но­сти в стра­нах Вос­то­ка и в Римской им­пе­рии по­зор­ной, му­чи­тель­ной каз­ни — стал для хри­сти­ан зна­ме­ни­ем спа­се­ния, веч­ной жиз­ни, сим­во­лом Бо­жи­ей си­лы и сла­вы и пред­ме­том ре­лигиозного по­чи­та­ния, о чём сви­де­тель­ст­во­вал уже апостол Па­вел (1 Кор. 1:17-18; Гал. 6:14). Тра­ди­ци­он­но счи­та­ет­ся, что Крест Господень был че­ты­рёх­ко­неч­ной фор­мы.

От­ца­ми Церк­ви и в ли­тур­гическом пре­да­нии ука­зы­ва­ет­ся на упо­ми­нае­мое в книге Бы­тие дре­во жиз­ни (Быт. 2:9) как на про­об­раз Креста Господня. В хри­сти­ан­ском бо­го­мыс­лии фор­ма Креста Господня зна­ме­ну­ет пе­ре­се­че­ние двух пла­нов бы­тия: не­бес­но­го (вер­ти­каль, как вос­хо­ж­де­ние от зем­ли к Не­бу) и зем­но­го (го­ри­зон­таль), — пред­веч­ную тай­ну ос­но­ва­ния Все­лен­ной.

По­сле рас­пя­тия, по­гре­бе­ния и Вос­кре­се­ния Хри­ста Крест Господень был уте­рян. В раз­ру­шен­ном в 70 году римскими вой­ска­ми Ие­ру­са­ли­ме Свя­тые мес­та, свя­зан­ные с зем­ной жиз­нью Спа­си­те­ля, ока­за­лись в заб­ве­нии. По­чи­та­ние Креста Господня по­лу­чи­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние с IV века в свя­зи с при­зна­ни­ем в Ми­лан­ском эдик­те (313) сво­бо­ды ве­ро­ис­по­ве­да­ния хри­сти­ан в Римской им­пе­рии и об­ре­те­ни­ем Креста Господня в Ие­ру­са­ли­ме в 325 году (или 326 году). Су­ще­ст­ву­ют 3 вер­сии ис­то­рии об­ре­те­ния Креста Господня, вос­хо­дя­щие к IV-V векам. Со­глас­но древ­ней­шей из них, Крест Господень был об­ре­тён рав­но­апостольной Еле­ной Свя­той, ма­те­рью святого рав­но­апостольного императора Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го, под вы­стро­ен­ным рим­ля­на­ми язы­че­ским свя­ти­ли­щем Ве­не­ры. Сра­зу по­сле об­ре­те­ния епископ Ие­ру­са­лим­ский Ма­ка­рий (умер в 333 году) воз­двиг (под­нял) Крест Господень для по­кло­не­ния. Это со­бы­тие по­слу­жило ос­но­вой для ус­та­нов­ле­ния празд­ни­ка Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня . Со­глас­но Со­кра­ту Схо­ла­сти­ку, Крест Господень был раз­де­лён святой Еле­ной на 2 час­ти: од­на часть бы­ла за­клю­че­на в се­реб­ря­ный ков­чег и ос­тав­ле­на в Ие­ру­са­ли­ме, вто­рая — от­прав­ле­на императору Кон­стан­ти­ну в Кон­стан­ти­но­поль. Кро­ме то­го, Крест Господень раз­де­лял­ся на час­ти­цы ве­рую­щи­ми, и, по сви­де­тель­ст­ву Ки­рилла Ие­ру­са­лим­ско­го, уже к середине IV века час­ти­цы Креста Господня бы­ли рас­про­стра­не­ны по все­му хри­сти­ан­ско­му ми­ру. Свя­ти­те­ли Гри­го­рий Нис­ский и Ио­анн Зла­то­уст сви­де­тель­ст­ву­ют, что час­ти­цы Креста Господнего на­хо­ди­лись так­же в на­перс­ных мо­ще­ви­ках многих хри­сти­ан. По­сле за­хва­та Ие­ру­са­ли­ма пер­са­ми в 614 году ие­ру­са­лим­ская часть Креста Господня ока­за­лась в пле­не­нии; в 630 году (или 631 году) ви­зантийский император Ирак­лий I тор­же­ст­вен­но воз­вра­тил её в Ие­ру­са­лим. В 638 году по­сле за­хва­та Ие­ру­са­ли­ма ара­ба­ми эта часть Креста Господня бы­ла раз­де­ле­на и от­прав­ле­на в Кон­стан­ти­но­поль и другие мес­та, что при­ве­ло к ши­ро­ко­му рас­про­стра­не­нию на Вос­токе празд­ни­ка Воз­дви­же­ния, а так­же ус­та­нов­ле­нию празд­ни­ка Об­ре­те­ния Кре­ста и гвоз­дей святой ца­ри­цей Еле­ной в Ие­ру­сали­ме и Кре­сто­по­клон­ной не­де­ли (3-е вос­кре­се­нье Ве­ли­ко­го по­ста). Часть Креста Господня бы­ла впо­след­ст­вии воз­вра­ще­на в Ие­ру­са­лим, где на­хо­ди­лась до на­ча­ла кре­сто­вых по­хо­дов. Даль­ней­шая судь­ба Креста Господня не­из­вест­на, его час­ти­цы пре­бы­ва­ют в со­ста­ве ре­ли­к­ва­ри­ев во мно­гих хра­мах и мо­на­сты­рях ми­ра.

В хри­сти­ан­ской, в ча­ст­но­сти в пра­во­слав­ной, тра­ди­ции су­ще­ст­ву­ют раз­ные фор­мы по­чи­та­ния Креста Господня: по­кло­не­ние ре­ли­к­ви­ям Креста Господня; ус­та­нов­ле­ние кре­стов на ку­по­лах и внут­ри хра­мов и ча­со­вен; изо­бра­же­ние кре­стов на сте­нах хра­мов, ико­нах, цер­ков­ной ут­ва­ри, бо­го­слу­жеб­ных об­ла­че­ни­ях и др.; бо­го­слу­же­ния, мо­лит­во­сло­вия в честь Креста Господня; ис­поль­зо­ва­ние пе­ре­нос­ных кре­стов при бо­го­слу­же­нии (при бла­го­сло­ве­нии ве­рую­щих, во вре­мя внут­ри­хра­мо­вых и вне­хра­мо­вых про­цес­сий, по­гру­же­ние кре­ста в во­ду в чи­нах ос­вяще­ния во­ды); кре­ст­ное зна­ме­ние; но­ше­ние на­тель­ных и на­перс­ных кре­стов. В честь Креста Господня в пра­во­слав­ной Церк­ви, кро­ме Воз­дви­же­ния, Об­ре­те­ния Кре­ста и Кре­сто­по­клон­ной не­де­ли, ус­та­нов­ле­ны так­же празд­ни­ки Вос­по­ми­на­ния яв­ле­ния об­раза Кре­ста на не­бе в Ие­ру­са­ли­ме в 351 году и Про­ис­хо­ж­де­ния (из­не­се­ния) Че­ст­ных Древ Жи­во­тво­ря­ще­го Креста Господня .

В бо­го­слу­же­ни­ях су­точ­но­го кру­га Крест Господень вос­пе­ва­ет­ся на ут­ре­не в пред­ва­ряю­щем шес­топ­сал­мие по­сле­до­ва­нии — дву­псал­мии с тро­па­рём и кон­да­ком Кре­сту. Основное зна­че­ние это­го по­сле­до­ва­ния, вве­дён­но­го в ви­зантийское бо­го­слу­же­ние в XI веке, за­клю­ча­лось в мо­ле­нии за ца­ря (им­пе­ра­то­ра), по­доб­но то­му, как не­ко­то­рые пес­но­пе­ния в честь Креста Господня, ис­пол­няе­мые на Воз­дви­же­ние и другие празд­ни­ки, так­же со­дер­жа­ли мо­лит­ву за ца­ря (им­пе­ра­то­ра) (в не­ко­то­рых По­ме­ст­ных пра­во­слав­ных церк­вах тек­сты ос­та­ют­ся без из­ме­не­ния до­ны­не). Связь по­чи­та­ния Креста Господня и мо­литв за свет­скую власть вос­хо­дит к яв­ле­нию об­раза Кре­ста с над­пи­сью «Сим по­бе­дишь» императору Кон­стан­ти­ну в 312 году. В бо­го­слу­же­ни­ях сед­мич­но­го кру­га Крест Господень про­слав­ля­ет­ся в сре­ду, в пят­ни­цу, ко­гда со­вер­ша­ет­ся па­мять Рас­пя­тия Хри­ста, а так­же в вос­крес­ный день — в па­мять Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, яв­ляя тес­ную связь ме­ж­ду Рас­пя­ти­ем и Вос­кре­се­ни­ем.

Иллюстрации:

Ре­лик­ва­рий с ча­сти­цей Кре­ста Гос­под­ня. Це­тин­ский мо­на­стырь (Чер­но­го­рия). Архив БРЭ.

А вы знаете, где сейчас находится Крест, на котором распяли Иисуса Христа? Кто нашел величайшую христианскую святыню? И какое чудо произошло от животворящего Креста Господня сразу после его нахождения? Расскажем в нашей сегодняшней статье.

От орудия казни − к символу спасения

Карл Брюллов “Распятие”, 1835 г.

В Римской империи крестом было принято называть столб с одной ил несколькими поперечными перекладинами, предназначенными для казни разбойников. Римляне позаимствовали этот жестокий способ экзекуции и назидания из Карфагена. Мы помним из Священного Писания, что Иисус Христос принял крестную смерть вместе с двумя разбойниками, совершившими тяжкие преступления.

Руки и ноги приговоренного к казни человека прибивали огромными гвоздями к столбу и перекладинам, после чего он медленно умирал от кровопотери, солнечного зноя или удара копья палача.

Господь, распятый на кресте, сделал предмет Своей казни центральным символом Христианства. С тех пор каждый верующий по укоренившейся традиции после принятия Крещения надевает себе на шею крестик и крестообразно осеняет себя знамением в память о страданиях Спасителя и свидетельстве принадлежности к вере в Истинного Бога.

Обретение Креста Господня

На горе Голгофе, где был распят Христос, по приказу императора Андриана был поставлен храм богини Венеры. Язычники видели стремительное развитие новой веры и содрогались от религиозной самоотверженности первых христиан. Поэтому римляне пытались стереть из памяти людей все, что было связано с Иисусом.

Как Христос преобразил крест в символ спасения, так и христиане постепенно преобразили богоборческий Рим в православную империю. После победы в 313 году император Константин провозгласил Миланский эдикт и сделал Христианство государственной религией своей страны.

Новый правитель в поисках всего, что связано с земной жизнью Христа, направляет в Иерусалим свою маму, царицу Елену. Женщина была уже немолода, но с радостью отправилась на Святую Землю, чтобы отыскать Крест Господь. Ей это удалось в 326 году. Старый иудей по имени Иуда сообщил, что святыня может находиться в земле под храмом богини Венеры, который построили несколько столетий назад на Голгофе.

Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня. (Картина В. К. Сазонова, XIX век)

Языческое капище снесли, под руководством патриарха Макария была совершена молитва, после чего начались раскопки. Было обнаружено три креста, четыре гвоздя и табличка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказу Пилата. Согласно преданию, чтобы определить, на каком из крестов был распят Спаситель, деревянные находки поочередно прикладывали к телу недавно умершего человека. После прикосновения Креста Господня усопший воскрес. Так была обнаружена величайшая христианская святыня.

Где сейчас Крест Господень?

Царица Елена вскоре после обретения Креста разделила Святое Древо на две части: одну оставила в Иерусалиме, вторую забрала с собой в Константинополь. Часть святыни, оставшаяся на Святой земле в храме Воскресения Христова. Но в 614 году Крест был захвачен персами и находился у них до 628 года. Святыню вернули, но в 638 году она оказалась у арабов. Часть ее смогли возвратить в Иерусалим, но в 1187 в битве при Хаттине Часть Креста Господня была захвачена мусульманами и окончательно утеряна.

Из Константинополя Животворящее Древо похитил в 1204 году крестоносцы. Святыню разделили на части, после чего Она разошлась по храмам и монастырям Западной Европы. Но обычай отделять частицы от Креста Господня, согласно преданию, заложила еще царица Елена. Разделив реликвию в Иерусалиме, она оставляла мощевики по пути в Константинополь в каждом основанном ею монастыре. Частицы Креста Господня и позже расходились как величайший дар по православным землям из столицы Византии.

В наши дни частицы святыни находятся в храмах таких стран, как Австрия, Армения, Бельгия, Германия, Греция, Грузия, Израиль Испания, Италия, Кипр, Латвия, Россия, Украина, Франция и Черногория.

В России частицы Животворящего Креста Господня находятся в монастырях:

  • Монастыре иконы Божей Матери Державная
  • Богородицерождественском Бобреневом мужском монастыре
  • Успенском Шаровкином женском монастыре
  • Сретенском женском монастыре

Но самая крупная из известных в наши дни частица Креста хранится в храме Гроба Господня в Иерусалиме − там, где совершились важнейшие евангельские события, и была обретена святыня.

православная сокровищница рядом с Голгофой, Храм Гроба Господня

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»

(Мк. 8:34)

Каждому из нас Господь дает в свой крест − испытания, которым суждено выпасть на нашу долю. Трудности закаляют человека, делает его свободным от греха, и дают возможность от земных пристрастий обратить взор к вечным ценностям. Последовать за Господом − значит, встать на путь обретения вечного счастья. Дай Бог нам всем к нему прийти.

Что стало со Святым Крестом и другими орудиями Страстей Спасителя? (Часть первая)

Прежде чем обращать внимание на историческую судьбу орудий Страстей Спасителя, ставших нашими святынями, следует вспомнить о самих безвинных страданиях Богочеловека. Он мог их не претерпевать и мог вообще не проживать человеческую жизнь, но тогда наша природа продолжала бы быть повреждённой грехом, подверженной усталости, болезням и смерти!

Господь вочеловечился по великой любви к нам – людям! Он искупил наши грехи невероятными страданиями – моральными и физическими. Он вынес насмешки и оплевания, удары бича и тычки палками, венец из колючек на Своём Святом Челе, прободение железом стоп и ладоней!

Искупитель висел на кресте, постепенно умирая от удушья. Он наблюдал за слезами Пречистой Девы, которая одна стояла при кресте и наблюдала за тем, как жизнь утекает из тела её сына, которого она рожала и растила… И всё это ради нас! Ради того, чтобы человечество было искуплено от греха, а наша природа в воскресении и вознесении в преображённом человеческом теле, получила возможность обоживаться через личность Бога Сына!

Вот о чём нам надлежит помнить, с сердечным сокрушением и благодарением, вспоминая орудия Страстей Господних!

Arma Christi

Разные авторы включают в число орудий Страстей Христовых, или на латыни “Arma Christi” разные предметы, но большинство из них выделяет: Святой Крест, титло, гвозди, терновый венец, колонну бичевания, розги или бич, копьё Лонгина, губку с уксусом, плащаницу и сударь.

Восточные христиане всегда были склонны к мистицизму, в то время как западные стремились осмыслить их умом. Поэтому на Западе всегда более подробно старались изучить все аспекты земной жизни Спасителя.

Именно на Западе, не позднее IX века появился обычай изображать на церковной утвари, иконах, гобеленах, а также в архитектуре орудия Страстей Христовых, чтобы чаще напоминать верующим о жертве Господа.

Примерно в XVII столетии эта традиция от католиков заимствуется Православными Церквями, где реликвии Страстей Спасителя начинают воспроизводиться на антиминсах, покровцах, евхаристических чашах, окладах евангелий, дарохранительницах и т.п.

Предания о судьбе святых реликвий разнятся. Практически каждый вопрос, связанный с этими святынями, отражён лишь в легендах и является предметом ожесточённых споров в церковной и научной среде. Поэтому, мы постараемся выделить наиболее вероятные версии их исторического пути и указать их современное местонахождение.

Исходной точкой нашего повествования пусть станет Голгофа, на которой был водружён Святой крест. Сегодня мы рассмотрим его судьбу, а также историю гвоздей и титла (таблички) от Креста Христова.

Честной и животворящий Крест Господень

По Преданию, Святой Крест был изготовлен именно из того дерева, которое вырастил Праотец Лот, искупая свою вину за кровосмешение с дочерьми.

Раскаиваясь в совершённом грехе, праведный Лот спросил праотца Авраама, как ему вымолить у Бога прощение. Незадолго до этого Авраам и Сара приняли у себя в гостях Саму Святую Троицу в образе трёх путников с дорожными посохами. За свою праведность и гостеприимство они были благословлены Богом.

Мудрый Авраам, помолившись, отдал Лоту три оставленных ему Богом посоха, и посоветовал посадить эти посохи и поливать их водой. Авраам сказал, что когда посохи расцветут и станут единым живым деревом, то это будет знамением прощения для Лота.

Лот усердно каялся в своём грехе, поливал посохи 33 года, нося воду из Иордана. К концу его жизни посохи (кедр, кипарис и певг (сосна)) распустились, переплелись и стали единым деревом.

Во времена Христа, дерево Лота давно было срублено строителями, но чудом каждый раз то удлинялось, то укорачивалось, так что зодчие выбросили бревно в Овечью купель. Именно к нему сходил раз в год ангел и возмущал воду, от которой исцелялись больные. Перед казнью Спасителя бревно выловили и изготовили из этого «несуразного» ствола орудие позорной казни для Господа.

После разрушения Иерусалима, последовавшего за восстанием зилотов, в первой половине II века император Адриан приказал засыпать землей Голгофу, Гроб Господень и все найденные там реликвии, а на искусственном холме поставил капище языческой богини Венеры, святилище Афродиты и статую Юпитера, где собирались язычники для совершения жертвоприношений идолам.

В IV веке император Константин Великий, под влиянием матери – царицы Елены, принял христианство сам и постепенно сделал его государственной религией Римской империи. А сама равноапостольная царица Елена в 326 году предприняла паломническую поездку в Иерусалим для поиска главных христианских реликвий.

Старый еврей Иуда показал святой Елене место под капищем Афродиты, где по изв были спрятаны святые реликвии, известному ему от предков преданию были спрятаны орудия мучений и казни Спасителя. Благодаря этому указанию святая царица смогла найти великие святыни.

Чтобы определить, какой из трёх найденных крестов (мы же помним, что Спаситель был распят на своём кресте между крестами двух разбойников) истинный, их возлагали на тяжелобольную женщину. Когда женщина исцелилась, все поняли, на каком кресте был распят Богочеловек. Позднее, царица обнаружила и Гроб Господень.

Эти события Святая Церковь празднует в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Святые гвозди, терновый венец и ряд других святынь царица Елена просто забрала с собой в Константинополь. А вот Святой Крест Христов тут же, на месте, был разделён на несколько частей, чтобы как можно большее количество верующих смогло припасть к великой святыне.

Большая часть Креста Господня была также взята святой Еленой в Константинополь (по другим сведениям – в Рим, где хранилась в где хранились при её дворце до смерти святой, а уже после оказались в Константинополе). Ещё часть Креста, как и несколько других орудий Страстей Господних, осталась в Иерусалиме. Наконец, третью долю святыни отправили в Рим.

При разделении Святого Креста образовалось и несколько более мелких частиц. Их развезли по разным городам Римской империи и даже в другие страны – в качестве подарков правителям. Уже к середине IV века частицы Святого Креста распространились по всему миру, как свидетельствует святитель Кирилл Иерусалимский.

Святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст, а также другие авторы и источники отмечают, что мелкие частицы Святого Креста можно было встретить не только в городских храмах и отдалённых монастырях, но и в личных мощевиках некоторых христиан, которые те носили на груди.

На канонической территории Русской Православной Церкви сегодня можно встретить частицы Святого Креста Господня во многих местах. Такая великая святыня есть в Троице-Сергиевой лавре, Благовещенском соборе Московского кремля, Свято-Успенской Почаевской лавре и нескольких других храмах и обителях.

Судьба гвоздей от Святого Креста

Гвозди, которыми прибивали ко кресту тело Спасителя, были выкованы из обыкновенного железа, в форме четырёхгранника, с круглой шляпкой, имели длину около 14 сантиметров и весили порядка 84 граммов. Об этом говорят, как сравнительный анализ наиболее известных реликвий, почитаемых как гвозди Спасителя, так и аналоги, обнаруженные археологами на территории Иерусалима и его окрестностей и датируемые I веком от Рождества Христова.

Достоверных сведений о том, сколько в действительности было гвоздей, нет. У святых и христианских историков первых веков можно встретить версию либо о трёх, либо о четырёх гвоздях.

Святой Григорий Назианзин и египетский епископ Нонн указывают на один гвоздь для ног Спасителя, а, например, святые Григорий Турский и Киприан говорят о четырех гвоздях — двух для рук и двух для ног.

Предание о четырёх гвоздях считается более древним и достоверным. Также следует иметь в виду, что до XIII века даже на Западе Спасителя на кресте изображали с четырьмя гвоздями, а современное католическое распятие распространилось позднее.

Исследователи связывают искажение церковного предания о количестве гвоздей у католиков с одним из двух моментов: либо с исследованием туринской плащаницы, на которой одна из стоп Спасителя отпечаталась не так отчётливо, как другая, либо с тремя гвоздями, хранящимися в Ватикане и выдаваемыми за гвозди от Святого Креста.

Католическим прелатам приятно думать, что они, якобы, обладают всеми гвоздями от Святого Креста, а в других городах и странах хранятся исключительно подделки. А раз в Ватикане имеются всего три гвоздя, значит их столько и было.

Святая царица Елена, безусловно, забрала все 4 гвоздя с собою в Константинополь. Но вот что с ними стало потом достоверно неизвестно. По одной из версий, одну из святынь царица приказала вковать в сбрую коня святого императора Константина (чтобы сохранить ему жизнь, в те времена во многом зависевшую от лошади), а второй – в его корону.

Позднее возникали аналогичные легенды о короне Лангобардов («железная корона», хранится в Вене) и других реликвиях, созданных с использованием святых гвоздей. Так, что основатель Реформации Мартин Лютер изрядно посмеялся над простаками-верующими, насчитав только в городах Западной Европы 8 святых гвоздей…

Но так ли всё было просто на самом деле? По наиболее вероятной версии исследователей «подделок» значительно меньше, чем считал Лютер. Хотя гвоздей и было целых четыре, но для христианского мира этого было очень мало. При этом, они были изготовлены из металла – материала, который легко делить и видоизменять.

Так что, как считают многие исследователи, с гвоздями поступили также, как ранее поступили со Святым Крестом – их разделили на части, наделали копий святых гвоздей и вложили в них частицы гвоздей настоящих, после чего развезли по множеству городов. Это вполне в духе христианской традиции, которая допускает деление мощей святых и других святынь.

Копии святых гвоздей дарились византийскими императорами епископам разных городов, а также христианским правителям – в Рим, Милан, Грузию, Париж, Иерусалим и другие места.

Позднее, святые гвозди утрачивались в результате войн и обнаруживались в другом месте и передаривались. Вот почему по миру их можно встретить довольно много. Например, святой гвоздь, некогда принадлежавший грузинскому царевичу Арчилу, сегодня хранится в Москве в Храме Христа Спасителя.

Табличка-титло

Мы знаем из Евангелия, что прокуратор Иудеи Пилат приказал прибить на Святом Кресте над головой Спасителя табличку-титло, на которой было написано «INRI» – «Iisus Nazarenus Rex Iudeorum» – («Иисус Назарянин – Царь Иудейский»), в обозначение “вины” Спасителя. Ведь он был казнён как политический преступник, якобы покушавшийся на власть римских императоров.

Надпись была выполнена на трёх языках: арамейском (язык местного населения Святой Земли), греческом (интернациональный язык общения того времени) и привычной римлянам латыни.

После обретения святых реликвий страданий Спасителя святой равноапостольной Еленой, титло продолжительное время хранилось в Иерусалиме, что подтверждается письменным рассказом Этерии (она же “Сильвия Аквитанка”), совершавшей паломничество в Иерусалим в V столетии.

Далее, скорее всего в эпоху крестовых походов, святое титло было вывезено из Иерусалима в Рим вместе с рядом других священных предметов. В результате войн Средневековья оно многократно перемещалось, пока вновь не оказалось в Риме.

В настоящее время, святое титло (или самый большой его фрагмент) можно увидеть в римской базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, вместе с одним из святых гвоздей (или их копией), шипами из тернового венца Спасителя, и другими святынями.

“Святой Грааль”

В популярных романах и западном кино, посвящённом поискам сокровищ и древностей часто можно натолкнуться на упоминание “Святого Грааля” – “Чаши Спасителя”. Между тем, Священное Предание о “Граале” нам совершенно ничего не говорит. Что же это за чаша и была ли она вообще?

В зависимости от вариантов легенды о “Граале” – это чаша, из которой причащались апостолы на Тайной вечери; чаша, в которую Иосиф Аримафейский собрал часть крови Спасителя при Его погребении; либо же чаша, каким-то образом участвовавшая в обоих этих событиях (как?!).

Самое раннее упоминание об этом сосуде относится к средневековому роману «Персеваль» французского писателя конца XII века Кретьена де Труа. В позднейшей средневековой литературе, рыцарь, испивший из чаши Грааля, получает прощение грехов и бессмертие.

Православные исследователи усматривают истоки легенд о Граале в мифологии древних кельтов, где был распространён миф о некоем магическом сосуде (или же камне, либо драгоценности – символе жизни и возрождения. После проникновения христианства на Британские острова, миф христианизировался, и Грааль стал отождествляться с чашей Тайной вечери, которую Иосиф Аримафейский будто бы вывез в Британию.

Православная традиция не относит “Грааль” к орудиям Страстей Христовых и не имеет сведений об обретении христианами какой-либо чаши, связанной с событиями Тайной вечери или же крестной смерти и погребения Господа Иисуса Христа.

Андрей Сегеда

Дорогие друзья! Я открыл свой собственный блог! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!

Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)26

Православный храм находится на дорожном пересечении Лиговского проспекта и самого глубокого в городе Обводного канала. Собор воздвигался в середине XVIII столетия и считается старейшей петербуржской церковью. Сегодня это строение, выполненное в стиле барокко, носит имя «казачьего», так как в 1991 г. храм отдался во владение приходу, который объединил казачество в Северной столице.

История постройки

История строительства величественного храма восходит к годам становления самой северной столицы. В XVIII столетии вместо сегодняшнего Лиговского проспекта существовала Новгородская дорога, древний и единственный тракт, по которому можно было добраться в строящегося Петербурга. Вдоль этой магистрали селились ямщики со своими семьями, — так появилась Ямская слобода.

Крестовоздвиженский собор в Санкт-Петербурге

  • Вскоре люди начали испытывать нужду в религиозной постройке, они просили благословения у архимандрита Феодосия. Церковь воздвигли общими усилиями в 1718 г., а через год её торжественно освятил иеромонах Варлаам, наместник Александро-Невской лавры. Новоявленный собор назвали в честь Рождества Иоанна Крестителя.
  • Храм создавался в стиле петровского зодчества, он представлял собой продолговатое здание с высокой крышей, которую венчал шпиль. Однако начальное строение не имело рядом колокольни, её построили только 1723 г. и использовали древесину в качестве основного материала. Четыре 300 килограммовых колокола заимствовали с пушечного городского двора.

В 1730 г. собор Иоанна Предтечи сгорел полностью, через год на месте пепелища поставили небольшую часовню, которую купили и привезли из петербуржского завода.

Другие храмы Санкт-Петербурга:

  • Смольный Воскресения Христова собор в Санкт-Петербурге
  • Николо-Богоявленский морской собор в Санкт-Петербурге
  • Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Освящение здания произошло в конце февраля 1731 г., торжественным процессом руководил протопоп П. Григорьев. Вследствие этого часовня стала называться православной церковью. В 1734 г. воздвигли Никольский придел, которым через десятилетие стал пользоваться Кирасирский военный полк.

Преображение старого здания

Так как храм создавался из деревянных брусьев, вскоре строение пришло в негодность: протекала кровля, стены обветшали. В 1740 г. прихожане церкви обратились за помощью к Священному синоду, прося благословение на возведение рядом нового собора. Миряне просили взять за основу камень и назвать новоявленную постройку во имя Животворящего Креста, так как храма с подобным наименование в Петербурге еще не существовало.

Крестовоздвиженский казачий собор в Санкт-Петербурге

  • Главным архитектором назначили зодчего И. Шумахера, по его плану церковь состояла из трёх приделов. Основную пристройку в честь Воздвижения Креста освятил преподобный Феодосий в начале лета 1748 г. Северный придел получил наименование во славу святого Николая Чудотворца, а западный — во имя пророка Иоанна Крестителя.
  • Одноэтажный храм, построенный из камня, своей формой представлял католический крест. В восточной части строения отчетливо выделялся прямоугольный выступ, с противоположной стороны располагался симметричный притвор. Колокольня находилась как раз в западной части здания.
  • Священнослужители и миряне обратились к Священному синоду с еще одной просьбой. Люди хотели, чтобы на месте старой деревянной церкви, стоявшей без применения, построили отапливаемый храм. Это благородное прошение вскоре удовлетворили, финансовые средства предоставил городской купец И. Ильин. Новая церковь, располагавшаяся за алтарем храма, получила название Тихвинской.
  • Возведенная церковь напоминала по своей форме самое первое деревянное здание 1748 г. Она представляла собой прямоугольное строение, с восточной стороны которого виднелось чуть заметное расширение. Внутреннее помещение слагалось при помощи трёх нефов, перегородки которых завершались крестообразными сводами. Церковь имела одну главу, поставленную на восьмерике, декорированном пилястрами (выступами).

В середине декабря 1768 г. Тихвинский собор торжественно освятили. Петербургский купец по имени И. Меньшой возжелал построить на свои деньги здесь дополнительный придел. Пристройку освятили в 1800 г. в честь преподобного И. Златоуста.

История храма с XIX столетия

В 1804 г. зодчий А. Постников представил чертежи надвратной колокольни, которую воздвигли в 1812 г. Постройку при помощи крытых галерей гармонично соединили с двумя небольшими часовнями. В нишах самой колокольни расположили скульптуры великих христианских апостолов. Высота сооружения составляла 60 метров, верхнюю часть декорировали восемью апостольскими изображениями, нижнюю — четырьмя. Сегодня Крестовоздвиженская колокольня ярко выделяется на Лиговском проспекте и считается важнейшей достопримечательностью Северной столицы.

Внутри Крестовоздвиженского собора, Санкт-Петербург

  • В середине XIX столетия в ограду, протяженность которой составила 610 метров, вставили железные решетки, выкованные мастером Ф. Мартьяновым. На третьем ярусе этой колокольни располагалось 20 колоколов.
  • В 1872 г. под её сводами устроили приход во имя Кирилла и Мефодия. Работу над этим проектом возглавлял архитектор Л. Бульери. Новоявленную церковь освятил митрополит Исидор в 1878 г. Чтобы войти в храм, нужно было подняться по каменной лестнице.

Тихвинская церковь и находящийся рядом собор Воздвижения Креста простояли без ремонтных работ целое столетие. Священство предприняло попытку полной перестройки этих храмов. Проект архитектора В. Моргана был выполнен в лучших традициях греческого зодчества. Монументальное здание рассчитывалось на 2500 прихожан, а по своей форме напоминало Исаакиевский собор. Однако неправильно было оставлять многолюдный район города без собора на время перестройки.

  • Управители решили сперва расширить маленький Тихвинский собор, а уже после переходить к полноценной модернизации церковных зданий. В начале лета 1844 г. приделы Иоанна Крестителя и Николая Угодника переместили из собора Воздвижения в соседний храм, а вскоре торжественно освятили. С этого момента Тихвинская церковь окружалась каменным прямоугольником, она увеличилась в размерах за счет ризницы и небольшой сторожки.
  • Вскоре обнаружилось, что финансирования на проект не хватает, поэтому комиссия получила официальное разрешение на возведение нового Крестовоздвиженского собора. Архитектором назначили Е. Диммерта, строить начали в середине весны 1848 г. Работы проходили в быстром темпе, однако собор доделали уже после смерти главного зодчего. Отделка внутренних помещений завершилась в конце 1851 г., освящение прошло под руководством преподобного Никанора.
  • Город становился больше, в церквях молились жители Лиговского проспекта, военные атаманских полков. По возвращении отечественных воинов из похода в храме всегда проходили торжественные богослужения. В середине XIX настоятелем собора являлся протоиерей И. Яхонтов, знаковый проповедник и богослов, в 1883 г. его сменил В. Гуляев, знаменитый законоучитель. В 1875 г. здесь организовали общество помощи беднякам, которое создало три богадельни. Активисты предоставляли приют для пожилых и сирот, давали им пищу и обучение.

На заметку! В середине XIX столетия Крестовоздвиженский собор представлял собой здание, напоминающее формой латинский крест. Длина собора — 53 м, ширина — 35 м, а высота — 41 м. Одноэтажный храм знаменовался пятью главами, в которых виднелись световые барабаны. В трех нефах стояли алтари, внутри имелось пять престолов. На большом куполе изображались семь ангелов, херувимы и преподобный И. Предтеча. Фасад Крестовоздвиженского собора создавался в манере зодчества периода Анны Иоанновны.

Советский этап и современность

В 1932 г. собор был закрыт властями и использовался как школа, в начале 40-х здесь находилась мастерская радиотехникума. В 1938 г. большевики рождали идею, согласно которой церковь закрывалась и сносилась, но этот порыв не воплотился в жизнь. Через некоторое время право на владение зданием хотело приобрести объединение «Союзкинопрокат». Ходатайство удовлетворили, и собор использовался в качестве хранилища для кинопленки.

Иконостас собора Воздвижения Креста Господня

  • Интерьер Крестовоздвиженской церкви исказили, используя вольную перепланировку и возводя перекрытия и стены. Некоторые данные утверждают, что в период с 1937 по 1938 г. большевики расстреляли пятерых священников собора.
  • Во время бомбардировок Ленинграда церковь пострадала от снарядов. В зимний период ужасающей блокады сюда свозили трупы умерших, которых хоронили только весной.
  • Возрождение обоих храмов началось в 1991 г., митрополит Иоанн благословил передачу церкви Воздвижения Креста в управление российского казачества. Первым настоятелем нового периода стал священнослужитель В. Сергиенко. Через месяц на колокольне Крестовоздвиженского храма установили титановый крест высотой 4 метра. Первый молебен прошел в конце мая 1991 г.

Состояние церкви оценивалось как катастрофическое, она была изуродована перекрытиями и отсутствием креста и купола. Внутри располагались токарные и деревообрабатывающие станки, а вместо пола находился асфальт. Внешний облик также печалил взгляды казаков и обычных мирян.

Восстановление началось при финансовой поддержке городского благотворителя Ю. Петрова. Рабочие убрали перегородки, отремонтировали внутреннее и внешнее убранство, установили купол. Пришлось долго трудиться, чтобы очистить собор от мусора. Первое богослужение здесь прошло в 1993 г., на праздник Пасхи.

На заметку! У алтарной стены храма в конце весны 2002 г. установили бюст последнего царя Российской империи Николая II. У подножия памятника расставили уникальные капсулы с землей со всех территорий отечественного казачества. В конце мая 2013 г. рядом с бюстом Николая II торжественно установили памятную скульптуру Цесаревичу Алексию, которого считают главным Атаманом России. Третьим величественным экспонатом в этой композиции стал памятник в честь святой мученицы Александры Федоровны. Все три бюста выполнил петербуржский скульптор С. Алипов.

Текущая деятельность храма

Действующая церковь, находящаяся по адресу: Лиговская, дом № 128, с большим радушием принимает прихожан и ценителей великолепной архитектуры.

На сегодняшний день в Крестовоздвиженском соборе продолжаются реставрационные работы, которые начались в 2008 г. За этот период мастера сумели восстановить изначальный облик колокольни, позолотить купола и отремонтировать кровлю. Здание является главной доминантой Лиговского проспекта и притягивает народ убранством и умиротворением.

Животворящий Крест

Животворящий Крест — крест, на котором, по убеждению большинства христиан, был распят Иисус Христос. Он является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским реликвиям.

Евангелия не сообщают особенных подробностей о кресте, на котором Христос был казнен через распятие. Он упоминается как уже готовый предмет при описании его несения Христом на Голгофу.

Апокрифическая же литература, в отличие от канонических текстов, содержит множество деталей легендарной истории Животворящего Креста. Однако история Креста в качестве значимой для христианского мира реликвии, подкрепляемая достоверными свидетельствами, начинается лишь с раскопок, проведенных святой равноапостольной царицей Еленой и описанных многими раннехристианскими историками.

Цикл легенд о Животворящем Кресте возник преимущественно в Палестине и имеет древнее происхождение (ранние списки Евангелия от Никодима датируются V в.). Основной акцент в апокрифических сказаниях сделан на связи орудия крестной смерти Христа с одним из райских деревьев и другими событиями Ветхого Завета. Также апокрифы повествуют и об обстоятельствах обретения Креста (апокриф «Учение Аддая апостола»).

Исследователи считают, что авторы этих преданий не ставили целью прославить данную христианскую реликвию, значимость которой никогда не оспаривалась. Целью было показать происхождение христианства (бывшего на тот момент еще молодой религией) от древнейшей традиции, буквально «от Адама».

Апокрифическая история Животворящего Креста нашла свое отражение в многочисленных изображениях. Наиболее полный цикл изображений этой истории выполнен в 1452–1465 гг. Пьеро делла Франческа на фресках в главной капелле базилики Сан-Франческо в Ареццо.

Богомилам приписывается одна из дуалистических легенд о Животворящем Кресте, рассказывающая о творении мира и насаждении рая одновременно Богом и Сатанаилом. Согласно этой легенде, Бог при насаждении одного из райских деревьев говорит Сатанаилу: «Здесь будет тело мое, и дерево послужит для твоего изгнания». Когда же Сатанаил отверг Бога, то, придя посмотреть на древо познания Добра и Зла, он был изгнан его таинственной силой из рая, и дьявол впервые стал черным. Дерево же разрослось на три ствола, называемые стволы Адама, Евы и Господа (в центре). После изгнания первых людей из рая дерево распалось, и только часть Господа осталась на месте. Часть Адама упала в Тигр и была принесена водой в землю Мадиамскую, а часть Евы во время Всемирного потопа попала в Мерру. Из этих двух частей, по богомильской легенде, и был сделан Крест для распятия Иисуса Христа.

Другой текст предания о Животворящем Кресте сохранился на Западе в составе «Золотой легенды», на Востоке известен лишь по нескольким греческим рукописям.

Основа истории о происхождении материала для Животворящего Креста взята из апокрифического Евангелия от Никодима. В нем рассказывается, что, когда Адам был при смерти, его сын Сиф пошел к вратам рая с целью получить масло прощения и помазать им тело своего отца. Однако явившийся архангел Михаил сообщил, что масло прощения всему миру будет даровано через 5500 лет (пророчество о пришествии Христа), и дал Сифу ветвь от древа познания Добра и Зла, плод с которого вкусил Адам во время грехопадения. Вручив ветвь, архангел сказал: «Если сможешь оживить сей сухой плод, то быть ему исцеленным».

Вернувшись домой, Сиф нашел Адама мертвым и вложил сухую ветку в его рот (по другим версиям, на голову Адама Сиф надел венок, сплетенный из этой ветви, или это сделал сам Адам, который был еще жив к моменту возвращения Сифа). Затем из нее проросло дерево из трех сросшихся стволов, которое продолжало расти тысячелетия до наступления времен царя Соломона.

Этот царь, срубив дерево, пытался употребить его при строительстве Иерусалимского храма, однако оно не подошло из-за размеров. Брус использовали при строительстве моста. Когда известная своей мудростью царица Савская нанесла визит Соломону, она преклонила перед древом колени. Поклонившись, она предрекла, что Спаситель мира будет повешен на этом древе и оттого царству иудеев придут разорение и конец. Затем, вместо того чтобы ступать по древу, она босая перешла ручей вброд. Испугавшийся Соломон приказал закопать брус.

Древесина была найдена при строительстве бассейна для омовения жертвенных животных. Однако вода в нем прославилась исцелениями, и его превратили в целебную купальню (это Силоамская купель). После ареста Христа древо всплыло из вод купальни. Из него решили изготовить Крест для распятия Иисуса Христа, а именно вертикальный несущий столб. Поперечный брус, табличка и подножие были сделаны из других пород деревьев. По легенде, Крест был собран из древесины пальмы, кипариса, кедра и оливы.

В русском апокрифе «Слово о Крестном Древе» (XV–XVI вв.) приводится история Крестного Древа, аналогичная европейской «Золотой легенде», с прибавлением легенд о Моисее и Лоте. Однако царица, пришедшая к Соломону, называется сивиллой. Она, придя посмотреть на выброшенное Соломоном древо, села на него и была опалена огнем.

В русских апокрифах царица Савская часто называется сивиллой и в ряде источников ей приписывается пророчество о судьбе древа, отвергнутого Соломоном при постройке храма.

Следующий цикл легенд, говорящий уже об обретении исторической церковной реликвии — Креста, общепринятого верущими как Истинный, ведет свое начало с 326 г., когда, как считается, он был найден святой Еленой (матерью императора Константина Великого) во время ее путешествия в Иерусалим, предпринятого с целью паломничества и поиска христианских реликвий.

Вместе с Крестом Господним Еленой были обретены четыре гвоздя и титла INRI.

Наиболее ранний церковный историк Евсевий Кесарийский (ок. 263–340) в своем труде «Жизнь Константина» подробно сообщает об открытии «божественной гробницы», однако не упоминает ни об обретении Животворящего Креста, ни об участии в этом событии царицы Елены. По его рассказу, пещеру, где был погребен Христос, нашли в ходе борьбы с языческими храмами. Когда по приказу Константина срывали насыпь храма «всладострастному демону любви», то «вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения. Тогда священнейшая пещера сделалась для нас образом возвратившегося к жизни Спасителя». Евсевий не уточняет, что представляло собой знамение. По Евсевию, царица Елена воздвигла церковь в Вифлееме около другой пещеры, где Христос родился во плоти.

Впервые в сохранившихся текстах история обретения Креста появляется в развернутом виде у Амвросия Медиоланского в 395 г. В «Слове на кончину Феодосия» он рассказывает о том, как святая царица Елена велела копать на Голгофе и обнаружила там три креста. По надписи «Иисус Назорей, Царь Иудейский» нашла она истинный Крест и поклонилась ему. Также она нашла гвозди, которыми был распят Господь, и один из них вставила в узду, а другой в диадему.

На основе этих исторических свидетельств с присовокуплением апокрифических источников рассказ об обретении Животворящего Креста был внесен Яковом Ворагинским в его «Золотую легенду», получившую широкую известность на Западе.

Поиски Креста, увенчавшиеся успехом, велись на месте предполагаемого Гроба Господня. Причиной для этого послужило раввинское предписание, гласившее, что «…камень, которым кто-нибудь был убит, дерево, на котором кто-либо был повешен, меч, которым кто-нибудь был обезглавлен, и веревка, которой кто-нибудь был задушен, должны быть погребены вместе с казненными». Однако евангельские тексты, сообщая о погребении Христа его учениками, не говорят о положении в гроб Креста. Существовала вероятность, что все три креста, использованные при казни в тот день, могли быть зарыты вблизи от места распятия. Созомен в своем труде выдвигает следующее предположение о возможной судьбе Креста после снятия с него тела Иисуса: «Воины, как повествует история, сперва нашли мертвым на кресте Иисуса Христа и, сняв Его, отдали для погребения; потом, намереваясь ускорить смерть распятых по обеим его сторонам разбойников, перебили им голени, а самые кресты бросали один за другим, как попало».

А Евсевий Кесарийский так описывает место раскопок: «Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею все то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили ее камнем и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру. Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, поистине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мертвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы».

Храм Венеры в Иерусалиме действительно существовал. Он был построен в 130-х гг. императором Адрианом, что привело к мятежу среди местного населения. Считается, что на монетах, чеканившихся при императоре Антонине Пие в Кесарии Палестинской изображена статуя Венеры Победительницы, стоящая в ее храме в Иерусалиме.

Факт строительства храма Афродиты на месте Гроба Господня упоминает и Феофан: «После этого вскоре от Бога указано Макарию место, на котором выстроен был храм нечистой Афродиты и поставлена ее статуя. Богом венчанная Елена, по царской своей власти, немедленно повелела великому множеству мастеров раскопать до основания и очистить место храма Афродиты, за большие деньги сооруженного в давние времена Элием Адрианом».

Место обретения Креста в настоящее время находится в подземной армянской церкви Святой Елены. Ее 13 железных ступеней ведут к пещере, в которой устроен придел Обретения Креста, где мраморной плитой обозначено само место обретения. В церкви имеется окно, отмечающее место, с которого Елена наблюдала за ходом раскопок и бросала для поощрения работавших деньги.

Большинство современных историков, опираясь на свидетельства Евсевия, считают версию о нахождении Креста святой Еленой легендарной. Сторонники легендарности этой версии отмечают, что первые упоминания о нахождении Креста святой Еленой появляются лишь в текстах конца IV в.: в фрагменте из «Церковной Истории» Геласия Кесарийского (около 390 г.), сохранившемся в латинском переводе Руфина, и «Слове на кончину Феодосия» Амвросия Медиоланского (395 г.).

Многие исследователи считают легендарным также сам факт нахождения Креста при раскопках, проведенных во время правления императора Константина. Помимо свидетельств Евсевия, на легендарность этого факта может указывать отсутствие упоминаний о Животворящем Кресте в «Бордосском Путнике» (Itinerarium Burdigalense), древнейшем из сохранившихся путеводителей по Святой Земле, составленном анонимным паломником из Бордо, посетившим святые места в 333–334 гг. Паломник сообщает о местоположении Голгофы и гробницы Христа, над которой «повелением императора Константина сооружена базилика», но ничего не говорит о почитании Креста.

По мнению многих авторов, культ Животворящего Креста возник между 333 г., когда Иерусалим посетил паломник из Бордо, и серединой IV в., когда в «Огласительных Словах» Кирилла Иерусалимского появляются первые свидетельства об этом культе, а чуть позже, в его же письме к императору Констанцию, встречается и первое упоминание об обретении Креста во времена Константина. Что касается легенды о нахождении Креста святой Еленой, долгое время считалось, что она возникла на Западе, но исследования последнего времени показали, что истоки ее скорее следует искать в Иерусалиме в середине или второй половине IV в.

Современник Константина Евсевий Кесарийский в описании деяний Константина ничего не говорит ни об обретении и разделении Креста, ни о роли святой Елены в открытии гробницы, замечает только, что «в превосходнейшей из всех храмин царских чертогов, в вызолоченном углублении потолка, на самой середине его, он приказал утвердить великолепную картину с изображением символа спасительных страданий , которое составлено было из различных драгоценных камней, богато оправленных в золото».

Согласно Сократу Схоластику, царица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков», а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил ее в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сведения об этом, по утверждению самого Сократа, написаны им «по слуху» со ссылкой на разговоры жителей Константинополя.

Оставшаяся в Иерусалиме часть Креста находилась там длительное время и выставлялась для поклонения народу. Об этом свидетельствует сообщение Кирилла Иерусалимского, а также рассказ знатной паломницы IV в. Сильвии (Этерии). Она повествует об обряде поклонения древу Креста Господня в Великую Пятницу, а также о мерах, которые предпринимались против расхищения частиц древа паломниками.

Однако эти меры предосторожности не воспрепятствовали разделению древесины Креста. Церковное предание считает, что практика отделения от него частиц началась уже при святой Елене — по дороге в Константинополь она оставляла его частицы в основанных ею монастырях.

Иерусалимская часть Креста продолжала храниться в храме Воскресения, о чем свидетельствует наличие в IX в. в числе его клира двух пресвитеров — стражей, охранявших Крест Господень.

Иерусалимский Крест находился в персидском плену с 614 по 628 г., пока не был отдан обратно персидским военачальником Хорямом в обмен на обещание византийцев помочь ему войсками во внутренней смуте. Однако через 10 лет, в 638 г., Иерусалим сдался арабскому войску, начавшему победное распространение мусульманской веры на Востоке. Крест разделили на части и вывезли кораблями в Константинополь и другие места. Одну из частей спустя некоторое время вернули обратно в Иерусалим, где она хранилась до эпохи крестовых походов.

Иерусалимская часть Креста была потеряна в 1187 г. в битве при Хаттине, когда после разгрома рыцарского войска святыню, видимо, захватили мусульмане, как о том сообщает франк Ернул, участник того сражения. Ернул также рассказывает историю о некоем тамплиере, который спустя несколько лет после битвы сообщил о том, что закопал Крест и может указать то место. Однако поиски не увенчались успехом.

Константинопольская часть Креста была похищена в 1204 г. после разграбления столицы Византии крестоносцами. Она стала источником для некоторых частиц Животворящего Креста Западной Европы. Академик Ф. И. Успенский в своем труде «История крестовых походов», описывая расхищение реликвий из константинопольских храмов, упоминает и о похищенных частицах Креста.

Кресты-мощевики с частицей Животворящего Креста известны давно. Они были у многих византийских императоров и других членов царского рода. В России о данной реликвии, вероятно, стало известно тоже довольно давно — в одном из самых ранних памятников (первая половина XI в.) древнерусской словесности, «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, есть упоминание Животворящего Креста: «Он с матерью своей Еленой Крест от Иерусалима принес , по всему миру своему разослав, веру утвердил».

Одной из первых реликвий Животворящего Древа на Руси стала частица в кресте Евфросинии Полоцкой, привезенная в XII в. из Иерусалима в числе прочих реликвий. Частица древа Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских великих князей XV в. возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а в XVII — начале XX в. являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора.

В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты-мощевики «мерою и подобием Креста Христова». Одним из них стал Кийский крест, куда, кроме частицы Животворящего Креста, было помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий.

Русские паломники в Святую Землю с первой половины XIX в., из числа особо именитых лиц, получали от Иерусалимского патриарха кресты с частицей Древа Креста Господня в качестве благословения, а позже и награды. Орден Креста с частицей Животворящего Древа и в настоящее время является высшей наградой Иерусалимской церкви.

Источником для создания реликвий, почитаемых в Западной Европе, стали Иерусалимская и Константинопольская части Животворящего Креста.

Как правило, реликварии делались в форме креста, иногда богато украшенного. Частицы Животворящего Креста составляли фрагмент реликвии либо заделывались внутрь.

Происхождение четырех таких реликвий от фрагмента Животворящего Креста, вывезенного крестоносцами из Византии, документально доказано. Они хранятся в базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме в Риме, соборе Парижской Богоматери и кафедральных соборах Пизы и Флоренции. При исследовании этих реликвий подтверждено, что все частицы Животворящего Креста состоят из древесины оливы.

Фрагмент Креста, хранящийся в реликварии австрийского цистерцианского монастыря Хайлигенкройц, — один из немногих, происходящих непосредственно от Иерусалимской части Древа. Этот фрагмент был подарен иерусалимским королем Балдуином IV герцогу Австрии Леопольду V.

Наиболее известные реликвии, содержащие части Креста, хранятся также в испанском францисканском монастыре Санто-Торибио-де-Льебана в Кантабрии, в венском Хофбурге, в Брюсселе и Венеции.

За свою историю древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые сейчас можно встретить в составе реликвий во многих храмах и монастырях мира. Следует учитывать фальсификации, число подделок определить затруднительно. Церковный реформатор XVI в. Жан Кальвин в пылу полемики как-то заявил, что из многочисленных частей Креста можно было построить корабль. Однако исследование конца XIX в. показало, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет около 1,7 кг.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх