Помост

Вопросы веры

Гнев

Гнев

Гнев человека — это негативный эмоциональный всплеск, являющийся предвестником проявления агрессии. Он способен в буквальном смысле распирать человека изнутри. Для сильного гнева зачастую характерны негативные эмоции с потоком разрушительной энергии, отмечающиеся отключением способностей к анализу действий. Внезапное проявление такого поведения у индивида вызывает недоумение у окружающих его людей, а также беспокойство у самого человека.

Гнев — это эмоция, зачастую имеющая агрессивный характер, направленная по отношению к чему-то или кому-то с целью уничтожения, подавления, подчинения (чаще неодушевленных предметов). Зачастую реакция этой отрицательной эмоции имеет непродолжительный характер. Во время эмоционального всплеска у человека мышцы лица напрягаются; тело становится, словно натянутая струна; зубы и кулаки сжаты, лицо начинает гореть; появляется ощущение, будто что-то внутри «закипает», при этом контроль над разумом отсутствует.

Причины гнева

Гнев — это основная человеческая эмоция, которая изначально была необходима для того, чтобы индивидуум мог выживать. Однако в связи с развитием общества, потребность в выражении своих негативных эмоций постепенно снизилась, а избавиться от гнева полностью человечеству так и не удалось. К сожалению, в современном мире люди все также продолжают создавать себе искусственно неприятности, которые побуждают их к выражению такого рода недовольства.

Причиной сильного гнева зачастую выступает агрессия, которая накапливается по различным обстоятельствам. К этой негативной эмоции нередко может привести даже элементарная мелочь, или страх, который тоже может выступать причиной данной эмоции.

Гнев относят к состоянию как физиологическому, так и психологическому. В принципе, его проявление относят к нормальной реакции психики индивида на внешний раздражитель. Он сопровождается учащением пульса, бледностью или покраснением кожных покровов по причине выработки организмом огромного количества энергии, которую требуется куда-то девать.

Нет таких людей, которые никогда не испытывают отрицательных эмоций и пребывают всегда в уравновешенном состоянии. Из равновесия может вывести что угодно: пробки на дорогах, несправедливый начальник, детские шалости, плохая погода и т.д.

Гнев и злость зачастую проходят без серьезных разрушительных последствий для индивида и его окружения, а вот если во время неожиданных приступов гнева человек причиняет страдания или боль своему окружению, то это говорит уже о не умении контролировать свои эмоциональные всплески и проявлении агрессии.

Одной из основных причин гнева выступает фрустрация, которая вызывается помехами и многочисленными препятствиями, мешающими человеку продвигаться к цели. Препятствием, вызывающим фрустрацию, может быть, как другой индивид, так и внешние обстоятельства.

В порыве гнева зачастую действия индивида направлены на удаление препятствия посредством вербальной или физической атаки. Также причиной данного поведения человека может выступать явная физическая угроза для него.

Следующей причиной гнева способны являться чьи–то заявления или действия, заставляющие человека ощутить на себе моральное воздействие.

Отказ, оскорбление, демонстрация неуважения к чувствам – все это способно вызвать у индивида негодование и отрицательную эмоцию. При этом, чем сильнее душевная привязанность к человеку, наносящему моральный дискомфорт, тем болезненнее переживания и ярче гнев от таких действий.

Гнев человека будет наиболее сильным, если его довести до нервного истощения.

Управление гневом

Отрицательная эмоция возникает при таком развитии ситуации, когда что-то не устраивает человека и появляется ощущение, что с этим можно справиться.

Гнев растет до определенного момента, после чего происходит либо спад до успокоения, либо же резкий скачок вверх, проявляющийся в виде приступов ярости. Существует такое устойчивое выражение – «задохнулся от гнева». Для данного состояния характерно сдавливание нервов, нехватка дыхания. Негативные эмоциональные всплески во время данного состояния всегда отмечаются желанием физической активности: крушить, драться, бежать, прыгать, сжимать руки в кулаки, ломать. В момент сильного гнева у человека распирающая волна негодования, вызванная эмоциональным всплеском недовольства, поднимается от таза вверх, достигая при этом груди. Для такого состояния будет характерен осипший, сдавленный голос, ощущение сжатия в области груди, откашливание.

К возникновению мгновенного гнева, который неподвластен контролю человека, люди относятся естественно и не предосудительно, а вот действия, которые совершаются под влиянием этой эмоции, уже осуждаются.

Управлять гневом в моменты агрессии бывает практически невозможно, поскольку человек находясь в состоянии аффекта, часто не понимает, что творит. В это время будет лучше, если рядом с таким индивидом никого не будет, поскольку человек в агрессии с затуманенным разумом представляет опасность и может навредить и даже покалечить окружающих его людей.

Гнев и агрессия, зачастую долго не длятся и имеют непродолжительный характер. Индивид в таком состоянии быстро «вскипает» и также быстро «угасает».

Считается, что если эмоция гнева вызывается чувством справедливости в момент совершающегося преступного действия, то это похвально. В остальных же случаях отрицательная эмоция осуждается и людям рекомендуется быть более сдержанными и проявлять долготерпение.

Существуют интересные факты о данной эмоции. Мужской гнев воспринимается, как проявление силы, а к женскому подобному поведению относятся, как иррациональности и слабости.

Гнев и ярость, относят к самым опасным эмоциональным всплескам. Когда человек испытывает эти эмоции, то часто умышленно причиняет вред другим людям, теряя нередко над собой контроль, поэтому умелое управление гневом и яростью должно стать первостепенной задачей индивидов при возникновении негативных эмоций.

Взрослых личностей зачастую характеризуют по тому, как они способны справляться со своим негодованием и дают им такие определения: горячий, сдержанный, взрывной, хладнокровный, вспыльчивый.

Проявления гнева отмечаются специфическими выражениями мимики:

  • обнаженные зубы, открытый рот в высоту на вдохе;
  • сведенные, опущенные брови;
  • расширенные глаза и сфокусированное внимание на объекте агрессии;
  • горизонтальные складки на переносице;
  • расширение крыльев носа.

Как справиться с гневом

Чтобы научиться справляться с гневом, следует понять причину его возникновения и освоить эффективные техники по снятию агрессивного поведения.

Гнев — это не самая лучшая эмоция человека, у которой всегда есть предвестник. Существует несколько способов, как можно обезопасить себя от внезапных вспышек эмоциональных всплесков, чтобы не навредить окружающим. Человек должен научиться слушать себя и чувствовать те моменты, когда необходимо избегать внезапных вспышек отрицательной эмоции. Это может быть плохое самочувствие, депрессивное настроение, раздражительность. Например, индивид, разговаривая с человеком, чувствует, как внутри него все начинает бурлить. Это означает приближение гнева, а именно нарушение психологического равновесия, поэтому сразу требуется оценить истинную причину этой эмоции. Далее для максимального успокоения нужно ненадолго закрыть глаза, пытаясь абстрагироваться от внешнего мира и начать контролировать свое дыхание, сделав глубокий, а затем медленный вдох.

Как справиться с гневом? Существует мнение, что человеку сдерживать в себе негативные эмоции вредно и лучше от них избавляться. На самом деле — это не так. Ученые доказали следующий факт: срыв негативных эмоций на ближайшем окружении — это сродни наркотику и агрессору они доставляют огромное удовольствие. Частые срывы индивида на близком окружении вызывают у него желание осуществлять это с определенной частотой. Со временем индивид уже и сам не способен замечать, что несознательно создает такие ситуации, при которых он впадает в гнев. Замечая такую особенность, обычные люди, начинают избегать скандального человека, а он в свою очередь находит таких же неуравновешенных и обожающих подобные вспышки.

Итак, как сдерживать гнев? Во время приближения негативных эмоций, можно подойти к зеркалу и посмотреть, какие именно мышцы напрягаются. В состоянии спокойствия необходимо научиться управлять лицевыми мышцами: напрягать и расслаблять их. При возникновении очередной вспышки отрицательной эмоции следует расслабить лицевые мышцы.

Как избавиться от гнева? Приступы гнева рекомендуется устранять переключением внимания на что-нибудь приятное или отвлекающее. Необходимо мысленно перенестись в те места, где можно восполниться позитивной энергией, а неприятные разговоры сразу перевести на нейтральные темы.

Если индивид будет идти на поводу своих эмоций и не станет бороться с эмоциональными всплесками, то в будущем существует риск развития острых заболеваний сердечно — сосудистой системы. Над этим следует задуматься, поскольку ученые обнаружили прямую связь возникновения инсульта и инфаркта миокарда после перенесенного эмоционального всплеска в течение 48 часов у людей, имеющих острую коронарную окклюзию (закупорку сердечных артерий).

Ученые в один голос предупреждают людей, что негативные эмоции вредят здоровью гораздо сильнее, чем алкоголь или табак, поскольку неумение управлять своими эмоциями увеличивает риск ранней смертности на 60%.

Причина кроется в том, что периодически артерии подвержены атакам гормонов стресса и испытывают патологические изменения, которые приводят к серьезным заболеваниям. Чтобы избежать возможных необратимых последствий, специалисты рекомендуют следить тщательно за своей нервной системой и при необходимости обращаться срочно за помощью к врачам.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

  • Гнев Библейская энциклопедия
  • Гнев энциклопедия изречений
  • Гнев Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Гнев Библейский словарь
  • Позволительный гнев свт. Феофан Затворник
  • Гнев свт. Тихон Задонский
  • Гнев свт. Иоанн Златоуст
  • О безгневии и кротости прп. Иоанн Лествичник
  • О духе гнева прп. Иоанн Кассиан Римлянин
  • О Гневе Божием Православная аскетика (по Зарину)
  • Страсть гнева и борьба с ней прот. Сергий Филимонов
  • Восемь смертных грехов и борьба с ними. Гнев свящ. Павел Гумеров
  • Ложь во спасение, праведный гнев и белая зависть
  • Гнев мит. Иоанн (Снычёв)
  • Всякий гневающийся на брата своего подлежит суду А.Г. Долженко
  • Страсть гнева свящ. Сергий Дергалев

Гнев – 1) гнев Божий — Божественное действие; образно выражаемая реакция Бога на грех; 2) сильная степень возбуждения естественной для человека раздражительной силы души, обусловленная недовольством по отношению к кому-либо, чему-либо; 3) греховная страсть, связанная с сильной подверженностью человека гневливому чувству (согласно распространенному в аскетической литературе утверждению, гнев входит в состав восьми наиболее пагубных страстей).

Как таковой, гнев не является заведомо богопротивным: он может служить к совершению добрых дел, но также может вести и к худым целям. Господь запрещал не всякий гнев, но – «напрасный» гнев (Мф.5:22). И апостол говорит: «гневаясь не согрешайте» (Еф.4:26), – указывая таким образом на то, что гнев может и не быть обусловлен грехом.

Гнев как грех – извращенное проявление «раздражительной части» души. Разумный гнев дан человеку Богом как оружие, как сила души для противостояния злу. В результате грехопадения эта сила души извратилась и стала, у большинства людей, наихудшим пороком.

По согласному мнению Святых отцов, выражения Священного Писания о гневе Божием имеют переносный, антропоморфный смысл.

***

…Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:43-45).

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю (2Тим.2:23-26).

***

Ни с кем нельзя говорить повышенным тоном. Если вдруг закипел в сердце гнев, надо знать, что это от дьявола, ибо от Бога на душе всегда мир, тишина, покой.
схиигумен Савва (Остапенко)

блаженный Диадох Фотикийский: иногда гнев приносит величайшую пользу… когда мы невозмутимо пользуемся им против нечестивых или каким бы то ни было образом нагло поступающих, дабы они или были спасены или пристыжены.

св. Иоанн Дамаскин: Существует три вида гнева: раздражение, злоба и мстительность. Раздражением называется гнев, начинающийся и возбуждающийся. Злобою – гнев длительный, или злопамятство; мстительность есть гнев, выжидающий случай для мщения.

прп. авва Дорофей: Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если сердце его сперва не вознесётся над ним, если он не уничижит его, и не сочтёт себя высшим его.

священник Александр Ельчанинов:
Когда тебя охватит чувство злобы к кому-либо, то представь себе, что и ты и он должны умереть, – и как перед этим станет ничтожна его вина и как не права твоя злоба, как бы она ни была права формально.

святитель Феофан, затворник Вышенский:
Гнев и обидчивость от самолюбия, по которому мы признаем себя стоящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение… Постарайтесь делать так, чтобы, и минуты не пропуская, взяться за себя и разорить свой самоцен. Положите законом:
1) всякую минуту ждать неприятность и, когда придет, встречать ее, как жданную гостью;
2) когда деется что, готовое огорчить и раздражить вас, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам. Напрягайтесь и молитесь. Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец; ибо всё от чувств;
3) не смотрите на обидчика и обиду; тут вы найдете только большую опору обидчивости и мести; но выбросьте это из головы. Это очень важно. Если не будет этого, чувство злости не может улечься;
4) ко всем молоткам сим приложите: держать любовный взор, любовный тон речи, любовное обращение и, главное, всевозможно избегайте чем-либо напомнить обидевшим вас о их несправедливости.

***

Архимандрит Рафаил (Карелин):
Гневливый похож на бомбу, которая может взорваться в каждое мгновение. Если даже гневливый прав, то его слова, напоенные злобой как ядом, не воспримет другой человек – он постарается защититься от них как черепаха, которая втягивает голову в панцирь: ведь человек, которого бьют во время драки, не думает, кто прав и кто виноват, а старается защититься от ударов. Не только внутреннее состояние разгневанного человека, но его внешний вид становится похожим на зверя. Если бы он в это время взглянул в зеркало, то не узнал бы самого себя в существе, у которого оскалены зубы как клыки, глаза мечут искры, лицо покраснело, будто залито багровой краской. Нередко человек корчится и делает странные движения, как трясется больной во время лихорадки.

Некоторые считают, что гнев, в отличие от других страстей, не дает даже иллюзорного наслаждения. Но нам кажется, что это не так. В состоянии ярости человек переживает темное звериное наслаждение, будто он поедает свою добычу и отдается этому чувству как сладострастию.

Гнев имеет много разновидностей. Это змей, который порождает детенышей, более ядовитых и опасных, чем он. Эти змееныши: ярость, ненависть, зависть, ревность, злопамятство, которые делают несчастным как самого человека, так и его близких.

Гнев легко сочетается с другими страстями и тогда появляется целый спектр цветов и оттенков, как при преломлении луча через кристалл.

Сочетание гнева со скупостью порождает ненависть к нищим. Скупец смотрит на них как на агрессоров, которые покушаются на его имущество и благополучие. Он называет их бездельниками, лицемерами, обманщиками, тунеядцами, паразитами общества, пиявками, присосавшимся к телу честных тружеников и пьющим их кровь. В душе он готов, чтобы всех нищих сослали бы на какой нибудь необитаемый остров, или перестреляли бы как бродячих собак, из-за которых люди боятся ходить по улице. Когда он слышит о воровстве и грабежах, то первая мысль – что его могут обокрасть и лишить денег, и он заранее переживает возможную пропажу, как жрец, у которого воры похитили идолов из капища. Он возмущается, почему законы снисходительны к ворам и думает: как было бы хорошо, если у нас, как в некоторых мусульманских странах, рубили бы руки и резали уши, а разбойников, как в старой Англии, сжигали бы живьем. В незнакомом человеке, который случайно остановился у ворот, он, подозревает злоумышленника.

Гнев, соединенный с печалью, порождает раздражительность, досаду, ропот и хроническое недовольство всем и всеми.

Гнев, соединенный с унынием, порождает ненависть и презрение к самой жизни, протест против промысла Божьего, хулу на Бога, и нередко агрессивный атеизм. Такое состояние является предвестником отчаяния и бывает одной из причин самоубийства.

Гнев, соединенный с тщеславием, порождает зависть, злопамятство и мстительность. Для такого человека враг уже тот, кто в чем-то превзошел или опередил его. Он готов употребить против своего «соперника» самые низкие средства: язвительные насмешки, сплетни, клевету и донос.

Гнев, соединенный с гордыней порождает ненависть к человечеству, фанатизм и беспощадность. Эти две страсти звучат в пафосе трибунов революций. Когда такие люди захватывают власть, то они становятся перманентными убийцами и маниакальными некроманами, особенно, если к этому еще прибавляется параноический страх за содеянные преступления. По преданию, таким страхом был обуреваем Каин после убийства Авеля. Он дрожал как лист и постоянно переходил с места на место, словно преследуемый невидимыми мстителями, как призраком убитого брата: то он прятался за стенами построенного им города, то блуждал в горах и скрывался в чащах лесов, пока не был убит случайной стрелой Ламеха, принявшего его за зверя.

Римский император Калигула – садист и параноик на троне римских цезарей – говорил, что жалеет о том, что у человечества нет единой шеи, чтобы отрубить ему голову одним ударом меча.

Ярость представляет собой высший накал гнева. Ярый означает «огненный». В состояние ярости у человека проявляется демонический импульс разрушения, более страшный, чем инстинкт зверя, почувствовавшего кровь. В этом состоянии он не жалеет ни своей, ни чужой жизни. Александр Македонский, названный Великим, за свою жизнь не проиграл ни одной битвы, но часто терпел поражения от собственного гнева. Однажды, в состоянии внезапной ярости, он убил своего лучшего друга, с которым был неразлучен как Ахилл с Патроклом, а затем сам ужаснулся своему поступку и горько оплакивал убитого.

Из других порождений гнева упомянем следующие страсти:

Злопамятство – окаменевший гнев; он таится в глубинах сердца и в любое время может вспыхнуть, как тлеющие под пеплом угли, если на них бросить хворост.

Мстительность – постоянное желание причинить зло своему обидчику. Подверженный этой страсти похож на ночного убийцу, который, спрятав нож в складках одежды, выслеживает жертву. Если в состоянии ярости человек бросается на врага, не таясь и не прячась, а лицом к лицу, то мститель обычно наносит удар в спину.

Зависть – это скорбь о чужой радости и радость о чужой скорби.

Ревность – следствие безумной привязанности к человеку и страх потерять предмет своей страстной любви. Это змея, живущая в сердце и постоянно кусающая его. Для ревнивого смерть лучше потери своего кумира.

Есть еще один вид гнева – холодное равнодушие, это огонь, превратившийся в лед. Христианам заповедано забывать обиды, а в этом случае человек старается забыть не обиду, а обидчика, изгнать его из своего сердца, вычеркнуть имя его из памяти. Это безразличие похоже на холод клинка, а не на христианское прощение, когда враг становится другом; оно скорее напоминает буддийское равнодушие и презрение стоиков, для которых мстить это унизить себя: мудрецу сравняться с невеждой, аристократу духа – с вонючим плебеем.

К греху гнева принадлежит также жестокое отношение к животным: желание мучить и причинять боль беззащитным существам. Например, ребенок отрывает голову у куклы, затем мучает кошку, бросает камнями в собаку, отрывает крылья у бабочек. Он начинает испытывать наслаждения, причиняя боль другим. Из таких людей часто вырастают маньяки и садисты, которые не только убивают, но подвергают пыткам свои жертвы.

Как бороться со страстью гнева? Прежде всего, молчанием. Если гнев подступил к твоему горлу, то останови его, запри как пойманного скорпиона в банке, не вступай в это время в разговор, хотя бы это было так трудно, как не вскрикнуть при ожоге. В страстном состоянии нельзя ни сказать, ни сделать ничего доброго, кроме одного: успокоить самого себя. Правда, сказанная с раздражением и злобой, звучит как ложь. Если человек сумел промолчать во время гнева, то это – первая победа. Тогда ему станет радостно на душе, что на этот раз демону не удалось обмануть его. Успокоившись, он найдет другие слова, чтобы сказать человеку то, что хотел.

Для борьбы с гневом необходима перемена нравственных ориентиров человека. Одной из причин гнева является разрыв между желанием и возможностью. Поэтому в борьбе с гневом надо рассмотреть наши желания и стремления – правильны ли они. Ложное желание, основанное на страсти, вызывает ложные представления. Человек попадает в область иллюзий, образами которой питаются ум и сердце. Неисполненное желание порождает протест, как волна, ударившаяся о камень – обратную волну. Поэтому, чтобы бороться с гневом, необходимо определить главную цель жизни и подчинить ей свои душевные силы. Для этого надо очищать ум от фантазий и воображений, которые порождают иллюзию мысли, а сердце – от гордости и притязаний на особое место в мире.

Итак, борьбу с гневом надо начать с исправлением мысленной силы – ума, затем – желательной силы (область эмоций), а потом – раздражительной силы (реактивной силы души).

Для борьбы с гневом, также как с другими страстями, необходима внутренняя молитва. Если невозможно отложить спор на время, когда полностью успокоится сердце, то надо положить себе правило: 33 раза сказать Иисусову молитву, прежде чем ответить человеку. Можно также читать стих псалма: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устах моих».

Существуют два вида гнева: естественный и греховный. Естественный гнев является необходимым свойством человеческой души, защищающим ее от вторжения невидимых духовных змей – как иммунная система защищает организм человека от болезнетворных начал. Это гнев против демона и греха. Он является стражем души; без него невозможна чистота сердца, стяжание благодати и любовь к Богу. О таком гневе написано в Библии: «Гневайтесь и не согрешайте».

Без гнева невозможно очищать душу от страстей и изгонять нечистые помысли во время молитвы. Без святого гнева сама любовь деградирует в равнодушие и попущение греху. Многие объясняют свое безразличие снисходительностью и милосердием, но на самом деле в их душе погас святой гнев к греху, и исчезла любовь к Богу. В борьбе существует прием: обращать силу противника против него самого. В духовной борьбе надо научиться обращать святой гнев против страстного, извращенного гнева. Великое искусство гневаться на гнев. Вначале это покажется парадоксальным: как можно огнем тушить огонь, ветром останавливать ветер и рекой преграждать поток другой реки? Но упражнения в этом искусстве и опыт – научат, что надо делать. Нужно гневаться на гнев, как на позорное состояние богоподобной души.

При этом обнажается причина греха, которая ранее было скрыта от человека. Если можно употребить такое сравнение, то гнев, подчиненный разуму, подобен прирученному льву, который защищает своего хозяина от хищных зверей.

В настоящее время стали распространяться восточные учения, где борьба со страстями, в том числе с гневом, основана на порочных антропологических предпосылок, а именно, что само тело человека будто является злом и поэтому эмоциональную сферу следует не очищать от страстей, а уничтожать. При уничтожении естественного гнева наступает состояние эмоционального безразличия, притупляется отвращение к греху и постепенно стирается граница между добром и злом.

Борьба с гневом является в тоже время пробуждением, освобождением и восстановлением естественного гнева в его в прежних законных границах. Это необходимо для исцеления и возрождения всей тримерии человека. Человек, овладевший искусством гневаться на гнев, сможет подавлять вспышки этой страсти вначале, как тушат водой загорающийся огонь.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что есть люди от природы незлобивые и гневливые, но он больше ублажает вторых, если они через труды и подвиги победили свою страсть.

Гнев — это… Определение, стадии и способы проявления

Наверное, в мире не существует человека, который никогда не испытывал бы гнев. Это чувство всегда имеет крайне негативную окраску, а по силе его проявления мы часто судим о способностях людей контролировать себя. Конечно, испытывать гнев плохо, ведь он приводит к злости и агрессии. А в данном сочетании обе эмоции делают человека абсолютно неуправляемым.

Но вот мало кто знает, что сдерживать гнев — это очень опасно, данное действие может стать разрушительным для психики. Поэтому психологи уделяют большое значение проявлению гнева и его влиянию на развитие личности. Данная непростая тема стала предметом сегодняшней статьи.

Определение гнева

Человеческие эмоции всегда были особым предметом изучения для психологов и философов. Удивительно, насколько по-разному люди проявляют свои чувства, а также относятся к этим ярким эмоциональным всплескам. Пожалуй, наиболее значимой эмоцией, серьезно влияющей на отношения между людьми, является гнев. Иногда его еще называют негодованием, хотя многие специалисты отрицают их идентичность.

Собрав информацию из различных словарей, можно с уверенностью сказать, что гнев — это негативно окрашенная эмоция, вызванная действиями какого-либо объекта или возникшей ситуацией, сопровождающаяся чувством творящейся несправедливости и непреодолимым желанием ее устранить. Чаще всего гнев представляет собой вспышку, кратковременное помутнение рассудка, которое способно заставить человека причинять боль и творить разрушения.

Многие психологи характеризуют эту гамму эмоций как отрицательный аффект. Это в психологии является весьма распространенным термином, означающим особый взрывной процесс. Он довольно кратковременный и интенсивный, обычно сопровождается повышением артериального давления, изменениями работы всех внутренних органов и беспорядочной двигательной активностью.

Уже после приведенных определений становится понятно, что гнев — это не простая эмоция. Она может иметь разрушающий и созидательный характер. Порой гнев помогает справиться с проблемой, а в других ситуациях только усложняет все происходящее. Такая неоднозначность в оценке одной и той же эмоции привела к тому, что в науке возникло особое направление — психология гнева. Это не только помогает правильно оценить сам характер эмоции, но и классифицировать ее.

Стадии гнева

Эмоции в психологии играют ключевую роль, когда речь идет о применении методик по самоанализу и коррекции поведения. Обычно в такие моменты специалист пытается выяснить причины проблемы, которая мешает нормально жить обратившемуся к психологу человеку. Чаще всего корень беды заключается в сдерживании эмоций, в первую очередь гнева. Чтобы понять, о чем мы говорим, необходимо определить стадии гнева.

Так как мы уточнили, что под гневом можно понимать отрицательно окрашенный аффект, это в психологии дает возможность выявить четыре его стадии:

  • скрытое проявление — внутреннее нарастающее чувство, которое невозможно никак определить внешне;
  • возбуждение, заметное по мимике на лице;
  • активные действия — это пиковая стадия;
  • затухание эмоции.

Каждую стадию стоит рассмотреть и описать подробно.

Скрытый гнев

Иногда на данной стадии гнев характеризуется как нарастающее чувство негодования. В этот момент человек всячески скрывает свои истинные эмоции и не допускает даже мимолетного проявления на лице. О подобных людях говорят, что они хорошо держат себя в руках. Но для самой личности такое подавление гнева может оказаться губительным.

Эмоции в психологии представляются субстанцией, которая должна проявляться. А вот степень развития личности может определяться тем, насколько конструктивно человек проявляет свои эмоции. Те, кто успешно скрывают гнев, рискуют заполучить большое количество заболеваний. К тому же однажды все эмоции выльются вспышкой невероятной силы, которая может причинить вред самому гневающемуся и всем окружающим его в этот момент людям. Поэтому естественно, когда скрытый гнев плавно переходит в следующую стадию.

Эмоциональное возбуждение

На этой стадии чувство гнева набирает силу и его уже можно заметить по мимике лицевых мышц. Обычно именно на этой стадии человек начинает отстаивать свою точку зрения и пытаться устранить препятствие, вызвавшее его гнев. Психологи считают, что эта стадия оптимальна для того, чтобы личность цивилизованно выразила свои эмоции и не перешла никаких границ. На данном этапе решаются многие проблемы, а выплеснутый гнев еще не трансформируется в яркий аффект. Это в психологии уже относят к третьей стадии.

Неконтролируемый гнев

На данном этапе человек может совершить абсолютно любой безумный поступок. Он способен крушить все подряд, причинять физический вред, громко кричать и жестикулировать. Подобные выплески характерны для тех, кто долго скрывал свои эмоции, или людей с нестабильной психикой. Последние нуждаются в серьезном лечении, ведь если гнев доходит до данной стадии, то личность уже подверглась определенным трансформациям, которые требуют срочной коррекции. В противном случае для человека становится невозможной нормальная жизнь.

Затухание гнева

На этой стадии вспышка гаснет, и человек часто раскаивается во всем, что успел натворить. В некоторых случаях исправить последствия предыдущей стадии уже невозможно. Часто психологи наблюдают такую закономерность, при которой раскаяние и отсутствие вариантов для исправления уже сделанных ошибок вызывает новый приступ гнева сразу третьей стадии.

Виды гнева

Психологи выделяют достаточно много видов гнева, но основными считаются три:

1. Праведный.

Он вызывается откровенной несправедливостью в адрес личности. Человек понимает, что ситуацию нужно немедленно исправлять и в нем закипает праведный гнев. Причем в зависимости от самого психотипа личности гнев может возникнуть на любой из описанных ранее стадии.

2. Спровоцированный.

Гнев направляется на ситуацию, конкретную личность или группу лиц. Обычно данная эмоция вызывается какими-либо действиями, чаще всего оскорблениями или гневом, который уже был выплеснут на человека. В последнем случае он является ответным и может трансформироваться в праведный.

3. Случайный.

Он вызывается чем угодно, человек может «вспыхнуть» по поводу и без. Психологи считают этот гнев заболеванием и заявляют о необходимости его лечения.

Большое значение в своей работе психологи уделяют проявлению гнева. Они выделили их в определенные модели, которые влияют на личность либо применяются ею с какой-либо целью.

Проявления гнева: модели

В первую очередь необходимо понимать, что гнев практически всегда проявляется в совокупности других эмоций. Например, пара гнев-агрессия всегда несет в себе крайне негативный посыл. Агрессия всегда выливается в неконтролируемой форме и часто сопровождается нанесением материального или физического ущерба. В случае, когда гнев проявляется вместе со страхом, эти две эмоции могут подпитывать друг друга и способствовать мобилизации сил организма.

Основных моделей проявления гнева психология насчитывает шесть:

  1. Семейный гнев.

Данная модель всегда очень плохо сказывается на детях, ведь с самого раннего детства они попадают в атмосферу ссор и скандалов. Обычно это неблагополучные семьи, где родители употребляют алкоголь и не занимаются воспитанием детей. Изначально ребенок пугается гневных проявлений, а потом адаптируется к ним и перенимает как модель поведения для себя. В дальнейшем личность приобретает взрывные черты и реагирует на любые раздражители вспышками неконтролируемого гнева.

2. Достижение цели.

В этой модели гнев является инструментом, которым личность успешно пользуется, чтобы добиться желаемого. С помощью гнева человек добивается послушания и переносит на оппонента чувство вины за данную вспышку. На короткий период данная модель может оказаться весьма эффективной, но со временем люди перестают реагировать на проявления гнева и результативность этого способа в разы уменьшается.

3. Отрицание.

Когда человек действует по данной модели, он подменяет страх всего нового и неизведанного гневом. Любое новаторское предложение вызывает у подобной личности вспышку гнева.

4. Катализатор.

Действующий по этой схеме человек доводит себя гневом до неконтролируемого состояния и только потом может высказать людям свое мнение по ситуации либо чувствует себя способным решить проблему. То есть чувство гнева становится катализатором, который дает выход истинным эмоциям.

5. Перенес гнева.

Данную модель можно хорошо проиллюстрировать на примере национальной принадлежности. Представим, что когда-то человек был обижен представителем какой-либо нации. В дальнейшем все, кто относится к этой национальности, становятся объектом гнева. Такое проявление гнева может послужить причиной серьезных межнациональных конфликтов. В любом случае перенос гнева — это очень катастрофичная модель проявления.

6. Защита.

Многие закомплексованные личности часто проявляют гнев в качестве щита от любых воздействий окружающей среды. Обычно данная модель проявления гнева не приносит результата, ведь она еще глубже загоняет личность в порочный круг действие-гнев.

Помимо описанных проявлений гнева, существуют еще и физические, которые необходимо описать.

Как проявляется гнев на физическом уровне?

Физические проявления гнева не могут контролироваться человеком и выражаться в следующих действиях:

  • раздутые ноздри;
  • вертикальные складки на переносице;
  • сведение бровей;
  • учащенное дыхание;
  • приоткрытый рот и сжатые зубы;
  • расширенные зрачки;
  • фокусировка взгляда на объекте гнева.

Все это сопровождается активной жестикуляцией и часто бессвязной речью.

Гнев — это довольно сильная эмоция и, как утверждают психологи, она способна полностью подчинить себе человека. Поэтому учитесь управлять своим гневом, пусть его проявления будут цивилизованным ответом на обиду или провокацию извне.

Темой нашей статьи станет эмоция гнева. Мы рассмотрим стадии её проявления, а также методы работы с ней с целью уменьшения её влияния на вашу жизнь. Вы сами должны стать хозяином своей жизни и эмоциональных реакций, не позволяя эмоциям вами управлять.

Как справиться с гневом и как сдерживать гнев

Гнев — это отрицательная эмоция, которая возникает как ответная реакция на то, что человек считает несправедливым. Согласно православной традиции, гнев не всегда осуждается. Многое зависит от того, против чего направлен гнев, в то время как в католицизме гнев однозначно входит в список смертных грехов. В традиции буддизма гнев понимают как один из пяти «ядов», поэтому ему нет оправдания, и только наблюдение за собой поможет с ним справиться.

Однако мы вернёмся к современной традиции, не религиозной, и посмотрим, что же нам сообщает о гневе психологическая наука. Некоторые психологи считают, что с этой эмоцией нужно бороться, иногда даже учат тому, каким образом её правильно подавлять, но от этого пациенту не становится лучше. Подавление каких бы то ни было эмоций не приводит к их окончательному устранению — скорее, к вытеснению (и совсем не обязательно в подсознание), но всего лишь временному. Затем состояние лишь ухудшается. Непроработанная и неосмысленная эмоция, а также то, что её вызывает, заново проявляет себя с прежней силой, что может привести к серьёзным отклонениям в эмоциональной сфере и, как следствие, стать угрозой стабильности психического состояния человека.

Поэтому в этой статье вы не найдёте советов о том, каким образом сдерживать гнев; мы более подробно остановимся на природе самих эмоций, а также того, как мы их воспринимаем и переживаем. Человек — это субъект, переживающий эмоцию, поэтому ему очень важно понять механизм своих реакций, стать осознающим свою эмоцию, тогда у него появится шанс её заметить в самый момент зарождения и тем самым приостановить её развитие в самом начале.

Такой способ наблюдения за чувством, а следовательно, и за собой является необычайно полезным, и его можно использовать тем людям, которых интересует вопрос осознанности, т. к. подобное наблюдение также становится отличной практикой осознанности. Вы смотрите на себя со стороны — это ключ ко всему. Если бы нас попросили вкратце изложить смысл метода работы над эмоцией гнева, как впрочем над с любой другой нежелательной эмоцией, сказанное выше является квинтэссенцией этого способа.

За ним скрывается глубокая философская концепция о наблюдателе и наблюдаемом, но мы в большей мере сосредоточимся на практическом психологическом аспекте изложенной идеи и постараемся объяснить, каким образом работает этот метод и как его применять.

Чувство гнева. Стадии гнева

Чувство гнева очень сильно. Однако в соответствии с картой сознания, составленной Дэвидом Хокинсом, за основу которой он избрал осознанность человека, по силе осознанности гнев превосходит желание (вожделение), но уступает гордыне. Согласно этой шкале, где высшая ступень — просветление — равна 700, гнев набирает 150 баллов, в то время как гордыня — 175, а желание — 125.

Гнев рождается тогда, когда человек чувствует себя способным что-то сделать. У апатичного человека не хватает энергии даже на такое чувство. Поэтому если вы периодически его испытываете, то не стоит сильно расстраиваться по этому поводу, потому что это также означает, что ваш уровень энергии находится на достаточно высоком уровне, чтобы достигать этого чувства.

Для того чтобы уйти с уровня гнева, перебраться на более высокую ступень — гордыни или даже гордости, — а затем и к смелости, которая является водоразделом между кластером негативных эмоций и позитивных, нужно полностью осознать свои чувства, а также то, что их вызывает.

Перед тем как говорить о причинах гнева, мы должны проанализировать его стадии, — таким образом мы поймём, как этот аффект себя проявляет:

  • недовольство;
  • чувство несправедливости;
  • злость;
  • гнев;
  • ярость.

Крайней формой гнева является ярость. Гнев, перерастающий в ярость, — это разрушающая эмоция, которая отрицательно влияет и на окружающих. Гнев зарождается незаметно. Часто это накопившееся недовольство, которое уже невозможно сдержать, и оно перерастает в злость, а затем и в гнев. Недовольство от того, что что-то идёт не так, как вам бы этого хотелось. Для того чтобы гнев принял свою классическую форму, чувство несправедливости также должно принять участие в этом процессе. То, что вызывает недовольство, должно расцениваться самим субъектом ещё и как некая несправедливость. Только тогда гнев может быть классифицирован в качестве настоящей эмоции гнева. Когда он переходит в свою высшую форму, то гнев становится яростью.

Гнев и агрессия: причины гнева и методы работы с ним

Такие понятия, как гнев и агрессия, нужно уметь различать. Агрессия — это действие, которое подкреплено эмоциями, в том числе гневом, а гнев — это чистый аффект, т. е. состояние, но не действие. У агрессии есть цель, человек сознательно чего-то добивается, в то время как гнев может проявляться почти бесконтрольно: человек его не осознаёт. Такое случается довольно часто.

Теперь, когда мы знаем, в чём состоит отличие между гневом и агрессией, нужно разобраться в причинах гнева.

Гневная реакция на ситуацию или поведение человека может быть как мгновенной, неподготовленной (взрыв гнева), так и накопившимся выбросом негативной энергии. Если человек долго терпел, мирился с неприятным, то когда-то напряжение должно найти выход, и часто оно выражается в виде эмоции гнева.

За этим видом гнева гораздо легче следить и предупредить его, чем за тем его видом, который возникает спонтанно. Спонтанный гнев трудно проконтролировать или предотвратить. В этом случае от человека требуется очень высокая степень внутренней осознанности, когда он почти при любых обстоятельствах способен посмотреть на происходящее отстранённо, т. е. не реагировать, а осознанно наблюдать как за собой, так и за ситуацией.

Это очень действенная рекомендация. Того, кто смог достичь настолько высокого уровня контроля над своими эмоциями, уже вряд ли будут интересовать какие-то другие методики по работе над своим психологическим состоянием. Человек действительно научился властвовать собой. Для людей, которые ещё находятся на стадии обучения наблюдению над своими эмоциями, нужно посоветовать сделать следующее:

  • До момента возникновения негативной эмоции старайтесь как можно чаще в течение дня обращать внимание на собственные мысли и чувства, потому что таким образом вы их фиксируете и становитесь более осознанным.
  • Когда вы чувствуете, что у вас копится неприятие чего-либо, то запишите на бумаге всё, что вы чувствуете, — это помогает опять же посмотреть на эмоции со стороны.
  • Если момент зарождения эмоции пропущен, то нужно постараться «словить» себя уже во время её проявления. Разумеется, это сделать значительно сложнее, но если однажды вам это удастся, можете поздравить себя, потому что вы сумели осознать свои чувства непосредственно во время их проявления, а это большая победа.

Еще несколько слов про гнев: связь с Муладхара-чакрой

Если выше мы разобрали психологические причины появления эмоции гнева, то в этой части статьи хотелось бы посмотреть на гнев с точки зрения йогической традиции, где определённым психофизическим состояниям соответствует та или иная чакра.

Чакра — это энергетический центр, через который идёт обмен энергиями между человеком и окружающим миром. У каждой чакры — свой спектр действия. Муладхара-чакра — это корневой энергетический центр, поэтому он отвечает за базовые эмоции, в том числе и негативные — фобии, тревогу, печаль и депрессию и, конечно, гнев. Обычно такие эмоции проявляются, когда чакра несбалансирована. Если Муладхара работает гармонично, то это выражается в общем спокойствии человека, состоянии стабильности и сконцентрированности.

Выходит, вместо того, чтобы контролировать гнев путём развития осознанности, можно сделать и нечто практически противоположное — уделить внимание гармонизации чакр через занятия древними практиками и специальными упражнениями. Это не замедлит проявиться и на повышении уровня самоосознания — тогда вы сможете уже на ментальном уровне себя контролировать и предотвращать саму генерацию негативных эмоций.

Также большую поддержку в плане работы над эмоциональным состоянием приносит практика медитации и пранаямы. Обе практики идут рука об руку, поэтому нельзя заниматься одной и упускать из виду другую. Для тех, кто ещё ни разу не медитировал, можно рекомендовать пройти курс випасаны, потому что обычно моменты тишины позволяют установить связь с внутренним Я и становятся первым шагом на пути к осознанию.

Вы можете также начать заниматься хатха-йогой. Система йоги построена таким образом, что, выполняя ту или иную асану, вы работаете не только с физическим телом, но и занимаетесь той самой балансировкой системы чакр, а это, в свою очередь, означает и работу по нормализации психологического состояния. Обычно практикующие йогу замечают прилив физической энергии и вместе с тем состояние спокойствия на эмоциональном уровне. Это говорит не только о том, что йога практикуется в правильном ключе, но и о том, что её воздействие крайне благоприятно сказывается на состоянии эфирного (эмоционального) тела.

Вместо заключения

«Победи себя — и тебе не надо будет побеждать других». Эту китайскую пословицу можно было бы перефразировать и сказать: «Осознай себя — и тебе не за чем будет побеждать других». Человек, который победил в себе гнев и многие другие отрицательные эмоции, становится намного более продвинутым духовно и гораздо сильней психологически. Поэтому он даже не захочет побеждать других, т. к. познание себя принесёт с собой и осознание того, что бороться по сути не с кем, а следовательно, и побеждать некого, потому что самый великий противник, который у тебя есть, — это ты сам.

Начну с того, что хотела сказать ещё в прошлой главе, но по неведомым причинам забыла. В описании эмоций нет золотой середины, вы можете как растекаться мыслью по древу, так и затрагивать чувства персонажей вскользь. Но и при первом, и при втором раскладе, самое худшее, что Вы, как автор, можете сделать — это преувеличить испытываемые героями душевные терзания. Фальшь в таких ситуациях не просто чувствуется или просвечивает в тексте, она вылезает на первый план и начисто портит впечатление о работе. Это касается чаще депрессивных моментов, расставаний, ссор и прочего в таком духе. Объясню: когда парень бросает девушку (или девушка парня, не суть важно), ни один из них не бросается партнёру в ноги, рыдая взахлёб «Нет, пожалуйста, не оставляй меня, я всё сделаю, чтобы быть с тобой, пожалуйста». Кто-нибудь видел в реальности такие парочки? Мне, лично, они не попадались на глаза. Да, не спорю, где-то они наверняка есть, но их процент ничтожно мал. И я вовсе не призываю отказываться от таких вот драматичных расставаний — есть ситуации, в которых слезливые обстоятельства только сыграют на руку. Но, говоря о повседневности, где двое расстаются из-за того, что банально не уживаются характерами, подобный расклад выглядит несколько… глупо. Поскольку это преувеличение в чистом виде. Да, кто-то из персонажей будет рыдать, страдать и всё в этом ключе, но вначале он придёт в ступор, потом попытается спокойно (насколько это возможно) выяснить, в чём причина; попросит не пороть горячку и предложит обсудить возникшую проблему. В фанфиках это чаще всего выглядит так (утрированно): «Первый персонаж: — Я должен сказать. Я не люблю тебя и никогда не любил, мы должны расстаться. Второй персонаж, хватаясь за сердце, и давясь рыданиями: — Но почему?! Я не смогу жить без тебя ни секунды, жизнь перестанет играть красками… Бельчонок, пожалуйста, не оставляй меня!» То есть: ни ступора, ни удивления, ни непонимания. Ни-че-го. Всё сказанное персонаж №2 воспринимает как данность и начинает истерику якобы для драматичности. Кроме фейспалма такие сцены ничего не вызывают: над глупыми героями хочется потешаться, а не пускать скупую мужскую слезу, огорчаясь их разрыву. Все штампованные слова, действия — это просто плохой спектакль, который неумелые актёры разыгрывают перед читателем. Фарс и показуха. Как дела обстоят в слэше не знаю, но что-то мне подсказывает, что точно также. Подобный расклад, с преувеличением испытываемых чувств, часто встречается в работах о романтизации изнасилований и прочих, объединённых темой влюблённости жертвы и насильника. Это и многочисленные вариации Авторов на тему стокгольмского синдрома, и пресловутый сюжет «плохой парень/хорошая девочка», «похититель/жертва», «сталкер/жертва», «бандит/заложница» и далее по списку. Я, что греха таить, обожаю такие работы, когда они прописаны реалистично. Смотрите: если сосед по лестничной клетке случайно или осознанно придавит вам руку дверью и, смотря исподлобья, обматерит и умчится по своим делам, не извинившись, сможете ли вы с ним дружить? Да, сможете. Но только тогда, когда успокоитесь, и появится веская причина возобновить общение с этим неадекватным объектом и взглянуть на него под другим углом. Чтобы подружиться с ним и найти общий язык, вам потребуется много, действительно много времени. Авторы некоторых работ, здесь, на фикбуке, считают, что насилие — это уже повод зашипперить персонажей. Что-то из разряда «Она посмотрела на свою кожу, где кровоточили оставленные его любимым ножом порезы и улыбнулась — у мужчины был настолько отчаянный вид, когда он вырезал на её теле свои инициалы, что казалось, будто эту боль они делят на двоих». Что это, в конечном итоге? И ладно, если это работа про классический стокгольмский синдром — никаких возражений, там всё так и должно выглядеть. Но в большинстве случаев, Авторы позиционируют своих героинь как эмоционально стабильных, психологически здоровых дам, не мазохисток. Но психологически здоровый человек будет злиться за то, что ему сделали больно. Ладно, что-то я разошлась. У нас ещё будет глава про романтические взаимодействия персонажей, там и затрону эту тему. Переходим к эмоциям. Процитирую Википедию: «Мюллер и Гельмгольц законом специфических энергий показали, что каждый орган чувств возбуждает собственное ощущение, а вместе они «раскрашивают» окружающий мир». Эта фраза идеально подходит, чтобы научиться описывать переживания персонажей. Достаточно просто привязать к моральным ощущениям ощущения физические и — вуаля — довольствоваться результатом. Например: «Они продолжали шутить и до изнеможения смеяться весь вечер, но внутри у каждого сидело что-то противоречивое. У Сары, например, было ощущение, что она падает с большой высоты и вот-вот разобьется — сердце билось как сумасшедшее, а глаза слезились. Это был последний вечер с ним, и даже эти искромётные шутки Дэйва не могли исправить того, как тоскливо и страшно ей было смотреть на часы». Чтобы верно, объёмно описать эмоцию, нужно испытать её самому. Давайте потренируемся в этом. Закройте глаза и выберите себе любую эмоцию, положительную, отрицательную — не важно. И теперь раскручивайте её внутри себя. Вспомните ситуацию, когда вы были подвластны выбранному чувству, ощутите, как оно зарождается и завладевает вами; обратите внимание, какие физические аспекты эмоция затрагивает. Запишите всё, что вам удалось наощущать, не упоминая в тексте названия эмоции и не прибегая к её синонимичной замене. Смотрите, я беру, допустим… обиду. Фокусируюсь на этом чувстве, воспроизвожу его в себе и записываю ощущения: «Сначала в груди почему-то тянет холодом. Не кладбищенским, окончательным, а таким, будто под кожей тает маленькая льдинка. Она тает, тает, и, когда окончательно превращается в воду, поджигает внутренности. Вопреки всем законам логики и физики жжёт то, что я так долго собирала. Вот, смотрите — тлеет башенка доверия к людям, прямо за ней — полыхает в адском пламени что-то ещё. Блин, я даже не знаю, что это такое, но тот факт, что оно тоже сгорает, приводит меня в состояние какой-то безмозглой желеобразной субстанции, ещё — вдобавок — и оцепеневшей. Чуть позже, когда останусь среди пепла, один на один с запахом гари, я приду в себя. Снова стану оплакивать сожжённые и дорогие сердцу постройки, примусь восстанавливать их. Но пока огонь внутри бушует слишком… Просто слишком. И остановить его совсем не в моих силах. Да я не хочу». «И зачем мне это?» — спросите Вы. Отвечаю: чтобы понять саму эмоцию. И персонажа, который её испытывает. Если в своих работах Вы напишите, что от злости у героя тряслись руки — никто не скажет, что от злости они не трясутся. Эмоции проявляют себя неожиданно и индивидуально: кто-то в порыве ярости рвёт и мечет, швыряет предметы, а кто-то — просто смотрит так, что хочется собрать вещи и уехать в Сибирь. Но такие вот упражнения научат Вас, как автора, чувствовать… Вибрации эмоций? Их тонкую оттеночную вариативность? Я не знаю, как это назвать. Когда я испытываю затруднение с описанием эмоций, такие «медитации» оказываются очень кстати: даже если персонаж нервно фыркнет на то, что привело бы в истерику меня, это помогает настроиться. Потому что волнение, которое мы испытываем, когда сталкиваемся с чем-то неподконтрольным, совершенно одинаково у всех людей, даже если выражаем мы его по-разному. По-хорошему я рекомендую всем авторам, которые сомневаются в силе эмоциональной базы своих работ, провести вот такой детальный анализ и, для пущей убедительности, записать результаты. В дальнейшем это поможет быстро и реалистично перескакивать с эмоции на эмоцию и ловко связывать противоречия. А теперь к самому основному. Много споров витает вокруг этой темы, но в среднем психологи выделяют семь базовых эмоций, от которых потом происходят все остальные: 1. Радость (удовольствие); 2. Удивление (испуг); 3. Печаль (грусть); 4. Злость (гнев); 5. Отвращение (презрение); 6. Страх (ужас); 7. Стыд (унижение). Деление это очень, очень условно, но на его примере проще всего разобрать внутренний мир персонажей. Оговорюсь сразу: всё нижеизложенное, особенно в пунктах «как не надо» является видом с моей колокольни. На вашу залезать не стану, но и на мою бочку прошу не катить. Субъективное мнение — наше всё. Все примеры, использованные в этой главе, являются моими собственными, все совпадения — совпадения. Ну это я так, на всякий случай. 1. Радость (удовольствие) Честно? Ни в фанфиках, ни в литературе я не встречала достойного описания радости. Может, дело в том, что я читаю по большей степени жуткий ангст и чернуху, но может — теория вполне имеет место быть — вся фишка в том, что люди довольно равнодушны к чужому счастью, но чужую боль воспринимают остро, сочувствуя или злорадствуя. Как не надо: «Она была такой радостной, что светилась/сияла. Глядя на это, он улыбнулся, и на покрытом веснушками лице отчётливо проступило счастливое выражение». Почему не надо: слишком конкретно, прямолинейно. Здесь не описана эмоция, только факт её наличия. Плюс стереотипное «сияла/светилась», которое можно вписать куда реалистичнее. Как по мне, радость здесь взята просто из воздуха и никак не обыграна в тексте. Как надо: «Ещё на подходе, завидев её около автобусной остановки, Майк понял, что настроение у неё сегодня отличное. Это безошибочно читалось в движении головой (видимо, в такт музыке в наушниках); странном, мечтательном выражении на лице; живо сверкающих глазах и… конечно же в том, что сегодня на Элен была юбка (она надевала их только тогда, когда была уверена, что не сорвётся на любопытных наглецах, изучающих её разукрашенные татуировками икры). Майк невольно улыбнулся: если его депрессивная девушка сегодня на подъеме — это хороший знак. Должно быть, в таком случае, и у него всё хорошо». 2. Удивление (испуг). Является довольно противоречивой эмоцией, поскольку её можно отнести и к числу положительных, и к числу отрицательных. Для меня она, пожалуй, всё же относится к положительным: удивление или состояние ступора, лёгкий или серьёзный испуг — это, по сути, состояния временные и не столь масштабные. Испуг — это ещё не страх, скорее временная, однократная эмоция, которая очень на него похожа, но имеет меньшую негативную окраску. Как не надо: на самом деле, здесь моя фантазия помахала ручкой, да и найти явных косяков в текстах других не удалось, поэтому изъяснюсь в теории. Удивление — та самая эмоция, с которой важно не переборщить. Избегайте излишней драматизации, не заставляйте персонажей падать в обмороки и орать от лёгкого испуга в пустяковой ситуации. Соизмеряйте масштабы событий и истерий, и помните, что здесь как раз тот случай, когда лучше «недожать», чем «пережать». 3. Печаль (грусть). Сюда можно отнести все депрессии, угнетённые состояния персонажа, тоску, ностальгию, бессилие по отношению к чему-либо, подавленность. Внешне эти эмоции могут проявляться как бурно (слёзы, нервные неосознанные движения, жалобы другим), так и едва выраженно (когда грусть охватывает персонажа в определённый момент и он старается её подавить). Кстати, апатию я тоже отношу к форме грусти, поскольку она часто является «маячком» депрессии. Как не надо: «Она заплакала от горечи, ощущая себя так, словно внутренности выворачивали наизнанку»; «Глаза защипало и она расплакалась. Потом кивнула, смотря куда-то в сторону». Почему не надо: Первый пример — то самое преувеличение. Если и нужно указать, что внутри у героя что-то «выворачивало», избегайте конкретики. Здесь связь физического и ментального выглядит нелепо, а сравнение какое-то… не очень. Распространённое «дыра в груди» и то будет смотреться удачнее. Второй пример — если распространить его другими словами вполне неплох, но в исходном виде выглядит как насмешка. Страдание не передано в полной мере, оно статично, и читатели даже не могут понять, насколько велики масштабы трагедии. Как надо: «От подступившей к горлу горечи она заплакала, дрожа от мерзкого ощущения, будто где-то внутри раскрутился маленький ураган». «Глаза защипало и она, не в силах сдержать порыва, крепко сжала его руку и расплакалась. По-настоящему, как ребёнок. Громко всхлипывая и заливая собственное лицо слезами. Рваным вздохом поймав немного воздуха, Симона сжалась и, задрожав, кивнула, смотря куда-то в сторону». 4. Злость (гнев). Любые проявления агрессии, как активной, так и пассивной, подавляемые вспышки раздражения, моменты злости на весь мир, сумасбродные порывы заехать кому-то по лицу, ненависть, озлобленное возмущение, недовольство — это сюда. Как не надо: «Я смотрел на весь этот цирк, а потом, поднявшись, подлетел к Майку и встряхнул за грудки. От возмущения у меня стучало в висках, поэтому я ударил его». Почему не надо: Пример, как повелось, не по сути. Ну разозлился кто-то. Ну ударил кого-то. И что с того? Главная ошибка: пренебрежение механизмом появления эмоций, который рассматривался в прошлой главе. К тому же, стучащее в висках возмущение не является поводом начать драку — это усугубляющий фактор, но никак не причина. Как надо: «Я смотрел на весь цирк, что так старательно разыгрывали передо мной одногруппники, и всё никак не мог понять, откуда эти уроды знают о моей проблеме. Пока они смеялись над моей татуировкой, я терпел. Терпел, пока они шутили про исправительную колонию. Но когда один из них, самый жирный, проулюлюкал что-то навроде «а чё мамку свою не набил, малыш Джонни?», терпению пришёл конец. Оно разорвалось, как гитарная струна, и ударило по вискам яростью. Подлетев к жиртресту, я вцепился в его толстовку и как следует встряхнул, хотя, правда, мечтал разбить ему лицо». 5. Отвращение (презрение). Отвращение редко используется в качестве двигателя сюжета, но зачастую помогает создать на своём фоне конфликтные ситуации, потому что является гложущим чувством, редко поддающемся осмыслению и контролю, но не всегда выражающимся напрямую. Нам могут быть отвратительны некоторые люди, явления, предметы и действия, но у персонажей этот круг чаще всего сужается до людей и действий, сохраняется только то, что приносит пользу сюжету. Ввиду этого считаю, что примеры излишни. Отвращение, как правило, ощущение эпизодическое. Его описание во многом зависит от ситуации и от того, стерпится ли персонажу в дальнейшем объект презрения или нет. Если эмоция выражена в высшей степени, героя может стошнить, он может потерять сознание или впасть в истерику/ступор. Если эмоция слабая, чаще всего выражается она в мыслях, либо персонаж отворачивается, включает «защитный механизм» — огрызается, бросается сарказмом и т.д. Если чувство направлено не на события или действия, а на другого персонажа, то в ход в этом случае идёт злорадство, пренебрежение, реже — жалость. 6. Страх (ужас). Является более совершенной, более протяжённой во времени и менее подконтрольной формой испуга. Если испуг (удивление) — это однократная эмоция, то страх — многократная, всплывающая в определённые моменты (различные фобии). Страх куда более губителен для персонажа, поскольку полностью стопорит или частично нарушает ход мыслей, мешает сосредоточиться. К примеру, боязнь сделать что-то не так, вынуждает опасаться абсолютно всего и быть постоянно начеку. Сложность описания страха в том, что его нужно описывать несколько раз в сцену. Объясняя читателям, что героя действительно угнетает и страшит невозможность решить проблему, а он не просто имитирует. Как не надо: «Было так страшно, что он закричал и рванул на выход». «Он оцепенел от ужаса, но, заметив громадную тень, ползущую по полу, бросился бежать». Почему не надо: Первый пример — несостоятельность эмоции, её нужно разжевать и добавить атмосферы. Второй пример — если пишите, что персонаж оцепенел от ужаса, будьте добры не опровергать это в этом же предложении. Пусть пару абзацев постоит посреди коридора, наблюдая, как нечто движется к нему — от этого история только выиграет. Как надо: «В ушах всё ещё стучал хрипящий голос, но Майк сжал влажными пальцами фонарь и мысленно призвал себя храбриться — это плохо помогало, но он, по крайней мере, пытался представить себя смельчаком, в отличие от Дина. Когда в соседней комнате что-то упало, изо рта вырвался крик: визгливый и совсем уж девчачий. Он ударил по ушам, и Майк, испугавшись собственного вопля, уронил фонарь и рванул на выход». 7. Стыд (унижение). Представляет собой сильную отрицательную эмоцию, которую, в зависимости от повествования, либо выводят на первый план, либо используют эпизодически для создания нужной атмосферы. Помимо стыда к этой категории относятся все виды неловкости и смущения. Как не надо: «Я покраснела, как помидор»; «Он чувствовал себя пристыженным, и, глядя воину прямо в глаза, послал того к чёрту»; «Она в своём новом образе вздёрнула подбородок и насмешливо оглядела всех тех, кто травил её вчера». Почему не надо: первый пример — проблема с фокалом. В повествовании от первого лица стоит избегать такой категоричности или сглаживать её. Второй пример — полное несоответствие эмоции и действия. Пристыженные люди чувствуют себя виноватыми, а не бросаются в словесные перепалки. Либо следует изменить эмоцию/действие персонажа, либо — логически обосновать противоречие. Третий пример — очень типичный. Героиня, которую травили в школе, за один день становится принцессой, мега-стервой, кумиром всей школы. Алло, Авторы, призываю вас не пороть такую чушь раз за разом! Психология жертвы — она и в Африке психология жертвы. Даже если вы натяните на серую мышку платье в рюшечку, она не перестанет быть мышью. Да, в платье. Да, возможно даже симпатичной. Но мышью. И чтобы содрать этот ярлык, сделать из забитой тихони «модную чику» с закидонами, вам придётся сделать нечто большее, чем просто сводить её в салон красоты. Как надо: «Мне показалось, что я покраснела, как помидор» или «В зеркале, что обнаружилось за спиной Эммета, я увидела свои пылающие щеки и смутилась ещё сильнее». «Он чувствовал себя пристыженным — во всех смыслах новое чувство скреблось в горле и вынуждало пялиться на свои начищенные ботинки. Оказывается, быть виноватым неприятно, вот так открытие: за все двадцать пять лет, проведённые в роскоши, Самюэль постоянно отчитывал прислугу и наслаждался, слушая их взволнованные извинения, но ни разу не оказывался на месте провинившегося. Этого от него хотел воин? Извинений? В таком случае, не на того напал: Самюэль поднял подбородок, и, глядя воину прямо в глаза, послал того к чёрту» Вышеперечисленные советы в большей мере актуальны для главных и дополнительных фокальных персонажей. В случае второстепенных для описания эмоций достаточно просто указать физическое проявление чувства и то, как главный герой на это отреагировал: «Эльфийка возмущённо взмахнула руками и, подлетев к нему, настойчиво заглянула в глаза, требуя ответов. Грудь её часто вздымалась, а на искажённом злобой лице обнаруживалась тяга устроить над мерзавцем самосуд — маленькая фурия, не иначе. Он никогда прежде не видел её такой, и это заставило опешить, предаваясь умилению». Подводя итог: самый универсальный способ реалистично описать эмоцию — это совместить физические аспекты, моральные, и не забыть про поэтапный механизм возникновения любого чувства, отразить всё в тексте. Увязав это вместе, мы получим объемное, красочное описание и раскроем внутренний мир таким образом, что читателю захочется сопереживать герою, даже если он последний мерзавец или безвольная тряпка. На этом разбор базы проявления эмоций закончен, но к самим эмоциям и их влиянию на героев мы будем возвращаться ещё неоднократно. До встречи в следующих главах, если у кого-то есть вопросы — «вэлком» в комментарии.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх