Помост

Вопросы веры

Голутвин монастырь в коломне

Староголутвинский мужской монастырь

Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь расположился в одном из прекраснейших мест города Коломны, в том месте, где происходит слияние двух рек – Москвы-реки и Оки. Строительство его было заложено еще в XIV веке по указу князя Дмитрия Ивановича Донского.

Хотя споры между учеными относительно начала основания храма ведутся до сих пор, одно остается неизменным – Старо-Голутвин монастырь является одним из старейших обителей России, тем более действующих и по сей день.

Происхождение названия

Еще одним из открытых спорных вопросов остается толкование названия монастыря – Голутвин. В исторической науке имеется несколько версий появления данного наименования обители:

  1. Голутвин монастырь был возведен в местечке Голутвино, которое, название получило от слова «голутва» — лесная просека или речной берег без леса.
  2. Местность Голутвино происходит от древнерусского «голытьба» — так называли принадлежавших к племени Голяда разбойников, пришедших с территории реки Протвы.

После упразднения в 1799 году Коломенской епархии в названии монастыря на окраине города появляется приставка Старо- , а другой монастырь, находившийся в Коломенском кремле, получил название Ново-Голутвин монастырь.

Описание монастыря

Сейчас архитектурный ансамбль монастыря включает в себя следующие постройки:

  • Богоявленский собор, являющийся главным храмом;
  • Сергиевский храм, а также примыкающий к нему настоятельский корпус;
  • здание восточного корпуса с колокольней и Введенским храмом;
  • здание западного корпуса (бывшая гостиница для туристов и паломников);
  • хозяйственные постройки;
  • ограда с рядом башен;
  • Коломенская Духовная Семинария.

Исследователи предлагают образный список наиболее почитаемых святых, так или иначе относящихся к монастырю:

  • преподобный Сергий Радонежский, Григорий Голутвинский, Димитрий Донской (относятся к XIV веку);
  • Филарет (Дроздов), митрополит Московский (жили в XIX веке);
  • Варсонофий Оптинский и Староголутвинский, Никон Староголутвинский (XX век).

В храмах монастыря хранятся части мощей святых древних и новомученников России.

История

История Богоявленского монастыря сложна и многогранна. Об этом мы узнаем из различных документальных источников, одним из которых является вторая Софийская летопись. Она свидетельствует о том, что Голутвинский монастырь был возведен в 1374 году.

Но большинство современных историков предполагает, что основание это произошло немного позже – в 1385 году. Именно эту дату и считают официальным годом основания Староголутвинской обители.

Написанное Епифанием Премудрым так называемое Житие преподобного Сергия Радонежского повествует о том, что храм был построен Великим князем Дмитрием Ивановичем Донским с благословения Сергия Радонежского. Благоверный князь перед битвой на Куликовом поле дал обет о строительстве монастыря в честь победы над Мамаем.

При этом существует другая версия причины основания обители. Троицкая летопись, датируемая XV веком, гласит, что Богоявленский монастырь в Голутвино был возведен в качестве благодарности Господу за «вечный мир» между Москвой и Рязанским княжеством. Распри между русскими княжествами и без того угнетали государство, находившееся под давлением монголо-татар. Появилась острая необходимость примирения соседствующих княжеств. Но князь Рязанский Олег ни на каких условиях не хотел идти на сближение с Московской землей. Тогда преподобным Сергием было принято решение о визите Олега Рязанского. Он пешком отправился из своей Радонежской обители, и после диалога с князем Олег согласился на мир. С тех пор между княжествами Московским и Рязанским впредь не возникало войн.
Так и произошло основание монастыря, в честь Богоявления Господня названном Богоявленским, на месте, выбранном самим Дмитрием Донским и благословленном Сергием Радонежским. Первым настоятелем храма стал ученик преподобного Сергия Григорий (Голутвинский).

По преданию преподобный Сергий лично принимал участие в закладке и строительстве храма.

Сохранившиеся остатки фундамента этого строения размещены в подклете уже нового Богоявленского монастыря, построенном на их месте. Народ дал название им «Камушки Преподобного».

Старо-Голутвин монастырь вместе с другими храмами, являясь звеньями одной цепочки, создавали оборонительную линию против набегов татар. Называлась она «пояс Богородицы». Некоторые исследователи предполагают, что именно этот факт и стал решающим в дальнейшей судьбе обители – в ее развитии, благоустройстве и укреплении.

Процветание в XV-XVI веках

Со временем монастырь все более развивался, увеличивалось число насельников. Монастырская жизнь и история основания монастыря все больше стали привлекать благотворителей, при помощи которых к середине XV века была возведена зимняя церковь в честь зачинателя монастыря – преподобного Сергия Радонежского.

К концу XVI столетия Богоявленский монастырь имел в своем владении обширные земли – около 50 сел и деревень, и не только в Коломенском уезде.

Особой ценностью и достопримечательностью Богоявленского монастыря всегда была его библиотека, насчитывавшая в себе более 120 книг, большинство из которых были рукописными и писались на драгоценном пергаменте. Такой коллекцией нельзя было не гордиться.

В XVII век Староголутвинская обитель вступила как самая богатая и влиятельная в Коломенской округе. Недаром на созывавшемся после Смуты Земском соборе 1613 года Коломенских жителей представлял игумен храма Богоявления Господня Авраамий.

Найдите подходящую гостиницу или хостел

Переломный момент в XVIII веке

XVIII столетие стало переломным для обители: в начале века монастырь процветал еще более прежнего, был возведен второй Богоявленский собор на месте старого и обветшалого. Но в 1764 году в результате церковной реформы Екатерины II Великой происходит секуляризация церковных земель. Из 1072-х монастырей, существовавших в то время в России, осталось лишь 452, остальные подверглись ликвидации.

В связи с этим Богоявленская обитель теряет практически все свое имущество и погружается в нищету, но в любом случае, этот исход событий являлся куда более благоприятным, чем если бы ее совсем упразднили.

Помощь от Екатерины II

Спустя несколько лет Голутвин монастырь посещает Екатерина II. Радушный прием ей устроил архимандрит Арсений, настоятель храма. Императрица осталась довольна гостеприимством и трудолюбием жителей, но состояние старого города ее совсем не порадовало.

После этого визита императрица отправляет в Коломну мастера, архитектора Матвея Федоровича Казакова, который должен был построить в городе несколько зданий административного типа, а для Голутвина монастыря были возведены 6 башен и ограда. К тому же, царица подарила обители небольшой кусок земли за одной из его стен, где впоследствии был выращен фруктовый сад.

Упразднение Коломенской епархии

Настоящим ударом для всего церковного общества стало упразднение в 1799 году Коломенской епархии. Архиерея монастыря перевели в Тульскую губернию, а братию – в опустевшую архиерейскую резиденцию, располагавшуюся в Коломенском Кремле. Впоследствии монастырь стал называться Ново-Голутвин Свято-Троицкий, а покинутая обитель на окраине города несколько лет подряд оставалась опустевшей и начала приходить в запустение. Она стала носить название Старо-Голутвинской.

Видя, какая участь может постигнуть Староголутвинский монастырь, митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) приходит к решению о восстановлении обветшалого храма. Поэтому в 1800 году он объединяет Богоявленский монастырь с Богородице-Рождественским Бобреневым монастырем. Строителем объединенной обители становится иеромонах Пешношского монастыря Самуила (Колесницына).

Ввиду своих непревзойденных личностных качеств, в особенности умения хорошо вести хозяйство и активно и решительно действовать в различных ситуациях, духовная жизнь начинает постепенно возрождаться, и разворачиваются грандиозные хозяйственные работы.

Возрождение монастыря в XIX веке

Монастырская жизнь вновь закипела, и уже к середине XIX века роль Голутвина монастыря снова возросла. В 1861 году указом императора Александра II Бобренев монастырь был отделен от Голутвина, официально он стал именоваться Старо-Голутвин.

При настоятеле схиархимандрите Варсонофии (Плеханкове), назначенном в 1912—1913 гг., были отремонтированы и восстановлены многие постройки на территории монастыря за счет привлечения новых благотворителей и пожертвований.

Несмотря на то, что в сане настоятеля Варсонофий находился всего лишь чуть больше года, в 1913 году он скончался, ему удалось многого добиться для улучшения состояния обители.

Разорение в конце двадцатых годов XX века

До революции Богоявленский монастырь был тихой обителью, жившей спокойной размеренной жизнью. Но 1929 год все изменил. Монахи сгонялись и отправлялись в ссылку, а монастыри превращались в городские управленческие помещения, отделения милиции или конюшни. Обитель была разорена.

Послевоенная реставрация

В первые годы Великой Отечественной войны в зданиях монастыря располагался один из мотострелковых полков. Здесь же бойцы тренировались и упражнялись в стрельбе. Несложно понять, что после таких учений мало что осталось от обители, не уцелели ни купольные кресты, ни иконы, ни фрески.

Прибывший сюда в 1967 году архитектор М.Б.Чернышев лишь частично сумел восстановить бывшую обитель. 1968 год стал тем временем, когда Совет министров СССР распорядился в Коломне создать туристический центр и историко-архитектурный заповедник. Вплоть до 1993 года на территории храма велись работы по расчистке и восстановлению разрушенных строений.

90-е годы XX века

И лишь в 1993 году после того, как Коломну посетил Святейший Патриарх Алексий II, Ново-Голутвин храм передали Московской епархии. В декабре 1994 года прошло официальное открытие монастыря. Литургию проводил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Настоятель монастыря иеромонах Кирилл (Федотов) был возведен в сан игумена и получил игуменский жезл. Теперь здесь регулярно стали совершать богослужения, молебны.

С 1995 года на территории монастыря отведено специальное помещение, где стало размещаться Московское епархиальное духовное училище, позднее переформированное в Коломенскую духовную семинарию.

Хронологическая лента

  • 1385—1386. Возведение благоверным князем Дмитрием Донским и преподобным Сергием Радонежским монастыря Богоявления Господня в Коломне.
  • 1400-е. Начало строительства храма во имя преподобного Сергия Радонежского.
  • 1480. Визит монастыря Ивана III, отправляющегося к реке Угре противостоять хану Ахмату.
  • 1520-е. Неоднократное разворачивание войск для отпора татарам.
  • 1552. Посещение обители Иваном Грозным, направляющимся на завоевание Казани.
  • 1613. Участие игумена Голутвинского Авраамия в Земском соборе на избрании царя Михаила Романова.
  • 1707. Учреждение в монастыре архимандрии (по указу Петра Великого).
  • 1764. Лишение Голутвина монастыря всех богатств и земель.
  • 1799. Перевод братии Голутвина монастыря в Коломенское архиерейское подворье. Образование Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря.
  • 1800. Решение Московского митрополита Платона восстановления монастыря. Возведение игуменом монаха Самуила.
  • 1833. Освящение митрополитом Московским Филаретом отремонтированного храма преподобного Сергия.
  • 1861. Получение Богоявленским монастырем наименования Старо-Голутвина, на основании указа императора Александра II,
  • 1912. Прибытие в монастырь из Оптиной пустыни старца архимандрита Варсонофия. Возрождение пришедшей в упадок обители.
  • 1929. Закрытие монастыря.
  • 1994. Проведение первого богослужения в реконструированном монастыре. Передача обители Русской Православной Церкви.

Что представляет из себя монастырь в наши дни

Восстановление и реставрация Богоявленского Голутвинского мужского монастыря продолжается и по сей день. Практически завершились ремонтные работы в храме преподобного Сергия, а так же восстановлена колокольня с Введенской церковью.

2006 год ознаменовался перенесением в обитель святых мощей святителя Феодосия (Ганицкого). До сегодняшнего дня в монастыре сохранились части мощей множества святых — Иоанна Предтечи, апостола Андрея Первозванного, святителей Василия Великого и Григория Богослова,Иоанна Златоуста, преподобного Сергия Радонежского и многих других.

До 2012 года на территории, выделенной храму под фруктовый сад, ведутся работы по строительству нового комплекса Духовной семинарии. С октября 2012 года здания, находившиеся в ведении Духовной семинарии, были переданы монастырю. Что же касается самой семинарии, то она является ныне действующим высшим духовным учебным заведением, где обучаются на очном и заочном отделениях порядка 300 человек.

Обучающимся предоставляются все условия для благоприятной жизни и деятельности – четырехразовое питание, бесплатное проживание в общежитии. Преподаются более 40 учебных дисциплин. Учебные классы оснащены всем необходимым оборудованием.

Фотографии

Монастырь на карте

Как добраться

  • от остановки «Площадь Двух Революций» (у Коломенского кремля) едем на автобусах № 3 / №5 / №6 / №11 до остановки «Бочманово»;
  • от платформы «Голутвин» проехать на одном из трамваев — № 1, 2 или 6 до остановки «Бочманово»;
  • от остановки «Бочманово» пешком по ул. Бочманово в направлении железной дороги, перейдя через железнодорожные пути дойти пешком до монастыря по Голутвинской улице.
  • на электропоезде: с Казанского вокзала до станции «Голутвин», далее автобусом или маршрутным такси №№ 3, 5, 6, 11 или трамваем.
  • на автобусе: от станции метро Выхино до железнодорожного вокзала г. Коломны (станция Голутвин), далее маршрутным такси или трамваем.

До города на авто

Чтобы проехать к Старо-Голутвину монастырю на автомобиле, необходимо двигаться по Новорязанскому шоссе. После въезда в город со стороны Москвы движение следует по длинной центральной улице Октябрьской революции. После железнодорожного переезда через 500 м — поворот налево (на это укажет знак «Богоявленский Старо-Голутвин монастырь и Коломенская духовная семинария»). Через 100 м — конечная остановка.

Адрес, телефон

Расписание богослужений

Ежедневные

  • 7:15 – Братский молебен
  • 7:30 – Утренние молитвы
  • 7:40 – Часы
  • 8:00 – Божественная литургия

По окончании литургии служатся панихиды.

Водосвятные молебны (по воскресным дням)

Совержаются по окончании Божественной литургии.

  • 16:50 – 9-й час
  • 17:00 – Вечерня. Утреня. 1-й час

Каждое воскресенье

  • 17:00 — водосвятный молебен с акафистом Божией Матери «Всецарица».

Поиск отеля в этом городе

В одном из красивейших уголков Коломны – в месте слияния рек Москвы и Оки расположен Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь. История названия «Голутвин» имеет несколько трактовок. Вот как описывает монастырь крупный историк и археограф XVIII столетия Герард Фридрих Миллер, посетивший его в 1778 году: «Все тамошние места вешняя вода почти до монастыря понимает, отчего везде голой песок и травы мало, а в старину сказывают, был там густой лес, в котором до состроения монастыря жили разбойники, и от того произошло имя Голутвин, а имянно от голудбы, то есть сонмища людей голых, не токмо ничего собственного не имеющих, но и в нужнейшем одеянии претерпевающих недостаток». Как считают современные специалисты в области топонимики, «голутва» — вырубка, поляна в лесу. Так когда-то, еще до основания монастыря, называлось место, где он позднее был основан. Значит, в древности по правому берегу Москвы-реки, недалеко от ее устья шумел лес. И в этом лесу после рубки деревьев появилась поляна. Именно благодаря этой-то вырубке, на которой позднее вырос монастырь, местность получила свое название, закрепившееся за обителью.
Основание монастыря относится к XIV веку, но точная дата неизвестна. Согласно сообщению Софийской второй летописи, монастырь был основан в 1374 году. Эта дата встречается и в трудах некоторых современных исследователей. Однако большинство авторов отдают предпочтение другой дате, которую принимают за дату основания монастыря — 1385 год. Сложилась целая литературная традиция, восходящая к знаменитому житию прп. Сергия Радонежского, написанному Епифанием Премудрым, указывающая, что монастырь был основан по велению св. благоверного князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским и его учеником преподобным Григорием. Большинство же исторических источников связывает основание монастыря с обетом, данным св. благоверным князем Димитрием Донским перед Куликовской битвой, поэтому 1385 г. — наиболее вероятная дата его основания. В рукописи Троице-Сергиевой Лавры говорится, что Голутвинский Богоявленский монастырь, связанный с победой над Мамаем, был основан в 1385 году на устье реки Москвы близ Коломны. Димитрий Донской сам выбрал место для монастыря и просил преподобного Сергия прийти благословить его. Авва Сергий, как всегда, пешком пришел в Коломну, благословил место, выбранное для обители и храм в честь Богоявления Господня. Икону Богоявления, в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями великий князь пожертвовал монастырю из своей моленной. Он просил преподобного Сергия, чтобы тот благословил одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители. Выбор аввы Сергия пал на священноинока святой и добродетельной жизни Григория, который и был вскоре возведен в сан игумена. Поставление его во игумена совершал, скорее всего, епископ Коломенский Герасим, в присутствии самого преподобного Сергия, который вручил преподобному Григорию свой игуменский жезл из черного дуба, который благоговейно сохранялся в обители до самого ее закрытия в 20-х годах нашего столетия. Опись монастырской ризницы первой половины XVI в. донесла до нас сведения о ризах преподобного Сергия и аналойном кресте его, пожертвованных им в новую обитель.
Предание утверждает, что преподобный Сергий сам лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма — Богоявленского собора. До сего дня остатки этого сооружения — фундамент и цокольная часть — сберегаются в подклете второго уже Богоявленского собора, воздвигнутого над ними в XVII веке, и носят в народе название: «камушки Преподобного».
Шли годы, созидалась обитель, умножались ее насельники. Подвижническая жизнь братии, духовный авторитет монастыря и слава его основателей привлекали множество благотворителей, среди которых были и великие князья, и церковные иерархи, боярство и купечество, посадские и простой люд. Примерно во второй четверти XV столетия была построена каменная теплая на высоком подклете церковь во имя святого основателя монастыря — преподобного Сергия Радонежского. При ней устроена братская трапезная с хлебодарней. Широкое строительство и содержание монастыря обеспечивалось большими земельными владениями. В середине XVI в. Голутвину принадлежало 49 сел, деревень и иных селений. Причем, владения его распространялись не только в Коломенском уезде. Он имел каменные подворья как в Коломне, так и в Москве, где на рубеже XV-XVI вв. упоминается Голутвина слобода, давшая название современным Московским 1-му, 2-му и 3-му Голутвинским переулкам.
Особое сокровище составляла библиотека Голутвина монастыря — в ней насчитывалось 123 книги; это огромное число, учитывая, что все они были рукописными и многие на драгоценном пергаменте.
В XVII столетие Голутвин монастырь вступил самой богатой и влиятельной обителью Коломенской округи. Не случайно на земском соборе 1613 г. избравшем на царство Михаила Феодоровича Романова, горожан Коломны представлял именно настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий.
В 1654 году монастырь посетило посольство Антиохийского Патриарха Макария. Об этом посещении кратко упомянул в своих дневниках секретарь посольства архидиакон Павел Алеппский.
XVIII век стал временем крутого поворота в судьбе древней Обители. С 1707 г. в монастыре учреждена архимандрия, т.е. все настоятели с этого времени получали высокий сан архимандрита. Росло благосостояние монастыря. Взамен древнего и ветхого возводится новый Богоявленский собор, строится монастырская ограда и колокольня. В 1764 г. произошла секуляризация церковных земель, лишившая монастырь экономической самостоятельности. По утвержденным Синодом монастырским штатам монастырь был отнесен ко II-му классу, что было достаточно высоко и сохраняло за его настоятелем сан архимандрита. В 1775 г. монастырь посетила императрица Екатерина Великая, приславшая затем в Коломну придворного архитектора Ф.М. Казакова, который и спроектировал монастырскую ограду с башнями в псевдоготическом стиле.
В 1799 г. по церковной жизни Коломны был нанесен жесточайший удар: была упразднена Коломенская епархия, а архиерей был переведен в Тулу на вдовствующую кафедру. Вслед за ним выехали Семинария и Консистория, и в опустевший комплекс архиерейского дома, расположенного на соборной площади Коломенского кремля, дабы избежать его разрушения или превращения в казармы, была переведена братия Голутвина монастыря, принесшая с собой свое название, и монастырь по главному храму стал называться Свято-Троицкий Ново-Голутвин. Покинутый монастырь пустовал несколько лет, постепенно ветшая и разрушаясь. В одном из его храмов совершал службы приходской священник.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх