Помост

Вопросы веры

Гуманизм это определение

гуманистичность

Смотреть что такое «гуманистичность» в других словарях:

  • гуманистичность — гуманист ичность, и … Русский орфографический словарь

  • КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ — наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры, на основании к рых осуществляется систематизация… … Энциклопедия культурологии

  • гуманность — человечность, человеколюбие, гуманизм; человечественность, доброта, сострадание, гуманистичность, душевность, уважительность. Ant. свирепость, беспощадность, жестокость Словарь русских синонимов. гуманность 1. человечность; человечественность… … Словарь синонимов

  • человеколюбие — гуманность, человечность; доброта, филантропия, гуманизм, любовь, гуманистичность, добротолюбие, альтруистичность, альтруизм, приветливость. Ant. мизантропия, человеконенавистничество Словарь русских синонимов. человеколюбие см. гуманизм Словарь… … Словарь синонимов

  • Германская Демократическая Республика — (Deutsche Demokratische Republik; ГДР), социалистическое государство в Центральной Европе. После 1949 в ГДР широко развернулись работы по восстановлению и реконструкции городов, разрушенных во время второй мировой войны 1939 45,… … Художественная энциклопедия

  • ЛИОТАР — (Lyotard) Жан Франсуа (р. 1924) фр. философ. С 1959 преподавал философию в ун тах Парижа (Сорбонна, Нантер), с 1972 по 1987 проф. ун та Сен Дени, а также приглашенный проф. в различных ун тах США и Канады, соучредитель (наряду с Ж. Деррида)… … Философская энциклопедия

  • Общая психологическая модель личности сотрудника — Научное описание комплекса основных качеств, необходимых сотруднику ПОО для того, чтобы соответствовать основным требованиям ПД и осуществлять ее успешно. Модель призвана выполнять функцию эталона, ориентира, критерия при разработке системы… … Энциклопедия современной юридической психологии

Гуманный — это какой, что такое гуманность, кто такие гуманисты и каковы их отличительные черты

19 сентября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Такое качество характера, как гуманность в современном обществе проявляется, к сожалению, все реже и реже.

Быть добрым и отзывчивым становится невыгодно: воспримут за слабого и бесхарактерного, будут пользоваться этим и сядут на шею. Этому есть объяснение – падение общественной нравственности, но речь сейчас не о том.

Что такое гуманность: каковы ее признаки, кого можно назвать гуманным человеком – тема этой статьи.

Что такое гуманность

Сразу стоит разделить два термина – гуманизм и гуманность. Иногда их используют в качестве синонимов, и в широком смысле это правильно: оба понятия «говорят» об одном и том же – о человеколюбии, но подходят к вопросу с разных сторон.

Гуманизм — это теория, содержащую морально-нравственные правила и нормы, передаваемые с помощью речи. А гуманность – это собственно практика или поступки, в основе которых лежит любовь к людям. О последнем и будет разговор.

В переводе с латыни гуманность (humanus) буквально означает «человечный».

В глобальном смысле гуманность — это уважение человека, его личности, сострадание и сопереживание человеческому горю, искреннее желание помогать окружающим, иногда даже жертвуя своими интересами. Это душевное качество людей.

В узком смысле гуманность трактуют, как стремление причинять другим как можно меньше боли и страданий. В толковом словаре русского языка под редакцией Ожегова данный термин имеет следующее определение:

гуманность (гуманный) – это направленность на благо других, отзывчивость. Антонимом данного понятия является жестокость (что это?).

Идея гуманности родилась в эпоху Возрождения. Ее приверженцы пропагандировали терпимость и снисходительность: только так люди могут сплотиться и сделать свое общество крепким и морально здоровым.

И все же истоки любви к человечеству лежат в христианстве, его заветах: «полюби ближнего, как себя самого. Относись к другим так же, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Кто такой гуманист

Кто такой гуманист, догадаться несложно. Это и есть индивид, любящий человека и человечество в целом.

Такие личности не делят других на плохих и хороших, принимают их такими, какие они есть на самом деле, прощают оступившихся и дают шансы на исправление, помогают тем, кто в этом нуждается. Они не могут оставаться равнодушными к людскому горю, так как обладают высоким уровнем эмпатии – переживают чужие беды, как свои.

Гуманисты – это добрые люди, не понаслышке знающие о милосердии, безусловной любви, имеющие гибкое мировоззрение: они не ждут от других идеальности, способны войти в любое положение, понять и принять не самые красивые поступки членов общества.

Беспристрастный, максимально объективный, не имеющий жестких установок гуманист – это в первую очередь творческая личность.

Ведь для него нет рамок, он спонтанен, не привязан к «хорошо» и «плохо», стереотипам и условностям, навязанным обществом. Благодаря внутренней свободе, он свободен внешне и потому постоянно получает различный жизненный опыт, развиваясь духовно и физически.

Гуманный — это какой?

Еще раз повторю определение гуманности (но в несколько более развернутом виде), чтобы опираясь на него можно было бы выделить признаки человека, которого с полным основанием можно было бы назвать гуманистом.

Определить гуманного человека можно по следующим трем характерным признакам:

  1. Альтруизм – это желание помогать нуждающимся совершенно безвозмездно, склонность заботиться о других, оказывать содействие, не прося ничего взамен. Ярким примером проявления этого качества являются люди, занимающиеся волонтерством – деятельностью, направленной на посильную помощь окружающим.

    Это делается не за деньги, славу или еще какие-либо бонусы. Намерения таких людей идут от души. Это помощь ради помощи.

    Человек, имеющий гуманистический взгляд на мир, может быть донором, помогать детским домам, организовывать бесплатные праздники, ухаживать за стариками в домах престарелых, лечить раненных в зоне боевых действий и так далее.

  2. Нравственность — это система ценностей, выстроенная на великодушии, доброте (что это такое?), принятии и отсутствии эгоизма. Индивид гуманный – это человеколюбивая личность, воспитанная таковой с детства. Если ребенка разными способами учили жестокости и прививали мысль, что мир опасен, то вряд ли в будущем человек будет относиться к нему с любовью.
  3. Сила воли – нужна в данном случае для борьбы с низменными чувствами и желаниями. Тот же самый эгоизм присутствует у всех людей без исключения, это данность, необходимая для выживания и развития. Мы отличаемся только степенью любви к себе: есть те, кто никогда ни чем не делится и никому не помогает, и те, кто отдает последнее на благо других.Иногда для того, чтобы сделать второе, приходится изрядно помучиться в сомнениях. Гуманист – это тоже человек, он должен хоть немного думать и о себе, чтобы жить полноценной жизнью. Если вы стоите в последних штанах, то неразумно будет отдать брюки тому, у кого их нет. Другое дело, если штанов у вас двое.

Если в поступке человека не присутствует этих трех элементов, то говорить о гуманности не приходится.

Нередко бывает так, что люди жертвуют немалые суммы на благотворительность (как это делают филантропы), а потом кричат об этом на всех углах, разве что плакаты по городу не вешают. Такие деяния диктуются тщеславием, а это и есть корысть. Желание помогать не должно сопровождаться ожиданием отдачи, платы за свое добро. Иначе это уже торговые отношения.

Гуманистическая психология

Человеколюбие является центральным принципом гуманистической психологии, которая рассматривает каждого индивида, как уникальную систему, способную к саморазвитию.

Предметами изучения психологов этого направления являются творческие способности, моральные и нравственные принципы, самоактуализация, выбор и ответственность, свобода и любовь. Одним словом – в центре стоит человек и его ценности.

Многие науки изучают человека, его существование, общение с другими, факторы, обуславливающие развитие: история, литература, обществоведение и другие. В связи с этим любая из этих наук имеет приставку гуманистическая. Это значит, что предметом их изучения является человек, его деятельность и взаимодействие с миром.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

Классический гуманизм (или ренессансный гуманизм) — это движение, в котором человек, изучая античную литературу стремился улучшить свою природу. Это зарождение гуманизма как движения, системы взглядов и направления человеческой мысли. Классический гуманизм создал целую революцию в философии, просвещённости и миропонимании современников.

Гуманизм как философия — это мировоззрение и образ жизни, основанный на натурализме (убеждение, что вселенная/природа — это всё то, что существует, что реально). Это рациональная философия, вдохновлённая искусством, мотивированная состраданием и образованная наукой.

Гуманистический — проникнутый духом гуманизма; например: гуманистическое отношение к людям, гуманистические идеи.

Синонимы слова гуманизм: человеколюбие, гуманность, человечность.

Гуманизм эпохи Возрождения

Ренессансный гуманизм (также называемый классическим гуманизмом) — это изучение различных древностей, которое началось в Италии в эпоху Ренессанса и распространились по всей Европе с 14 по 16 век.

Термин «Ренессансный гуманизм» использовался, чтобы отличить развитие гуманизма в эпоху Возрождения от более ранних течений. Классический гуманизм был создан в ответ на более узкий подход средневековых учёных.

Гуманизм был уникальной программой, призванной возродить моральную философию, литературное и культурное наследие классической древности.

В основе ренессансного гуманизма лежало изучение классических текстов с целью изменить современное мышление, порвать со средневековым мышлением и создать что-то новое.

Кто такие гуманисты?

Гуманист — это человек, который заинтересован или заботится о благополучии, ценностях и достоинстве человечества. Гуманисты предоставляют человеку свободу выбора. По их мнению, принятие собственных решений приведёт к прогрессу, личностному росту и к более позитивной самооценке.

Они также заостряют внимание на том, что беспокойство является движущей силой перемен. Гуманисты считают, что перемены равным образом ведут к более независимой и полной жизни.

Некоторые из первых гуманистов, включая Поджо Браччолини, Джованни Боккаччо и Франческо Петрарка, были коллекционерами древних рукописей.

Итальянский поэт Франческо Петрарка (1304–1374)

Франческо Петрарка считается отцом гуманизма. Он был первый, кто заявил о первостепенной значимости человека. Петрарка определил познание человека как важнейшую дилемму для учёных и философов. Петрарка также придумал новый метод постижения — самопознание вместо логики.

В чём проявляется гуманизм?

Гуманисты утверждают, что нет никаких доказательств того, что какая-либо сверхъестественная сила нуждалась в чём-то или чего-то хотела от людей, что-либо им сообщала или вмешивалась в законы природы, помогала или вредила кому-либо.

Гуманисты утверждают, что благополучие человечества, а не предполагаемого Бога или богов, имеет самое важное значение. Поэтому гуманизм направлен на удовлетворение человеческих желаний и потребностей.

Сторонники гуманизма утверждают, что люди могут найти смысл жизни и максимально увеличить уровень своего счастья на долгое время, развивая свои таланты и используя их для служения человечеству.

Гуманисты уверены, что такой подход к жизни более полезный и приводит к более глубокому и долгосрочному удовлетворению, чем гедонистическое стремление к материальным или чувственным удовольствиям, которые вскоре исчезают.

Читайте подробнее про гедонизм.

Принципы гуманистического мировоззрения

Гуманизм превратился в основание мировоззрения эпохи Возрождения.

Основные характеристики гуманистического мировоззрения:

Интерес к человеческим нуждам

Философы-гуманисты постигали учения античных классиков, увлекаясь изучением внешнего образа и духовной сущности гомо сапиенса.

Развитие культа индивидуальности

Значимым орудием образования человека становится литература, в частности поэзия (поэзия воплощалась в единении всего лучшего, что есть в человеке, считалась блестящей формой проявления мыслей и чувств одновременно).

Философская система

Философы-гуманисты стали отрицать философско-теологическую основу средневековых мудрецов, они исследуют человека, принимая во внимание его речь и поведение, которые выражают его темперамент и последствия его действий.

Интеллектуал-гуманист находится в центре гуманизма как системы, он выражает и оберегает свою неординарность, отделяя свои убеждения от иных философов, и пытается преподнести свою идеологию.

Универсальность гуманистических ценностей

Философы-гуманисты переступили сословные и классовые границы и объявили о всеохватности представленных ими людских ценностей, которые, по их мнению, имели важное значение для всего образованного общества.

Типы гуманизма

Разные мыслители делят гуманизм на множество разных типов. Некоторые из этих типов известны как:

Ренессансный гуманизм

Известный как классический гуманизм; это дух обучения, который развился в конце Средневековья с возрождением классического письма и новой верой в способность людей определять для себя истину и ложь.

Светский гуманизм (секулярный)

Секулярный гуманизм отвергает теистическую веру и существование сверхъестественного мира. То есть для них сверхъестественные убеждения не могут быть поддержаны с помощью рациональных аргументов, и поэтому сверхъестественные аспекты, связанные с религиозной деятельностью, должны быть отвергнуты.

Религиозный гуманизм

Считает себя религиозным или охватывает некоторую форму теизма, деизма или сверхъестественного, при этом не обязательно должна существовать какая-либо связь с организованной религией.

Эти гуманисты считают, что светский гуманизм слишком холодно логичен и игнорирует весь эмоциональный аспект, который делает людей людьми.

Читайте подробнее про религию.

Постгуманизм

Философия конца 20 века. Она пытается привести ренессансный гуманизм в современный технологический мир и противостоять обвинениям в видовой дискриминации (превосходство одного вида над другим, обычно человеческого вида) и в антропоцентризме (вера в то, что люди являются центром существования мира).

Эти обвинения были направлены на гуманизм.

Марксистский гуманизм

Наиглавнейшими считаются интересы трудящихся, они противопоставляются интересам «угнетателей» и «буржуазному псевдогуманизму».

Это пролетарский или социалистический гуманизм, который является новым скачком в развитии гуманизма и следствием критической переработки гуманистических идей прошлого.

Интегральный гуманизм

Политическая философия, разработанная в Индии в 1960-х годах, в противовес западным политическим философиям (они, по мнению основателей этого гуманизма, были озабочены материализмом и пренебрегали социальным благополучием личности).

Основоположники видели и в капитализме, и в социализме несовершенные и стимулирующие жадность идеи, классовый антагонизм (столкновение интересов социальных классов общества, проявляется в классовой борьбе), эксплуатацию и социальную анархию.

Смотрите также значения Экзистенциализм и Философия.

Интересуетесь понятием гуманизм — узнайте, что это такое, какие типы гуманистов существуют. Ознакомьтесь с топ-10 самых известных его последователей, плюсами и минусами гуманистического мировоззрения в журнале «КтоТакой»!

Кто такой гуманист?

Так называют последователей гуманизма – тех, кто осознает высшую ценность человека и его неотъемлемое право на счастливую, свободную жизнь и полноценное развитие. Они в качестве критерия для оценки отношений в сообществе выбрали благо человека.

К ним также относятся представители гуманизма – идейно-культурного течения эпохи Ренессанса.

Этот термин имеет латинское происхождение. Его первоисточники – слова humanus (человеческий) и humus (земля). Из них сформировалось понятие humanitas, что в переводе с латыни означает «человеческая природа» или «человеколюбие».

Главная цель приверженцев этого движения – пробудить в каждом желание приносить людям пользу, служить человечеству вместо того, чтобы просто существовать. Многие гуманисты на основании этого выступали за построение идеального государства. Затем их идею позаимствовали социалисты.

Читайте так же в журнале «КтоТакой» — «Кто такой филантроп» и чем он отличается от мизантропа

Плюсы гуманизма

Основные принципы этого течения каждая философия объясняет на свой лад. Но преимущества гуманистического мировоззрения при этом не меняются. Среди них выделяют следующие:

  1. Отказ от насилия в любой его форме. Это касается и физического воздействия, и психического давления. Поэтому гуманисты всегда будут вести себя мирно и дружелюбно. (Смотрите так же — кто такие пацифисты)
  2. Повышенная способность к сопереживанию, пониманию окружающих – это облегчает взаимодействие в социуме и сводит к минимуму количество конфликтных ситуаций.
  3. Уважительное отношение к своим потребностям и желаниям.
  4. Готовность помогать другим бескорыстно.
  5. Осознание ценности собственного счастья и благополучия.

Гуманизм – это опора современной морали. Благодаря ему поддерживается вера в справедливость и понимание ценности человеческой жизни.

А как вы считаете, гуманисты — это благо или беда общества?

Минусы гуманизма

К слабым сторонам гуманистического восприятия мира относятся:

  1. Неоднозначность толкования. Неправильное понимание его принципов может причинить вред. Например, если ребенка учат всегда помогать людям, но не объясняют, как защищать свои границы и действовать в опасных ситуациях, он может пострадать при попытке кого-то спасти.
  2. Противоречивое отношение к острым социальным явлениям – эвтаназии, абортам. То, что одним людям кажется гуманным и справедливым, другие считают преступлением против человечества.
  3. Уход от реальности. Идеальное общество – это утопия, идея, которую невозможно воплотить.
  4. Обезличивание, навязывание абстрактных понятий. На фоне стремления принести пользу всему человечеству теряется значимость отдельных людей, включая членов семьи.
  5. Чем больше человек сопереживает другим, тем чаще он страдает от того, что мир якобы не совершенен. Это приводит к нервному напряжению и унынию или даже мизантропии.

Гуманизм чаще всего критикуют за его двойственность. С одной стороны он проповедует ценность жизни человека и его благ, а с другой – становится причиной противоречий и вызывает стресс.

Типы гуманистов

Сначала в основе классификации было отношение к религии. Но в дальнейшем оформились и другие течения. Гуманистов делят на следующие категории:

  1. Литературные. Проповедуют человеческие ценности через создание сюжетных линий и образов в своем литературном творчестве.
  2. Философские. Заставляют задуматься о смысле жизни, своей роли в обществе.
  3. Религиозные. Трактуют религиозные учения как источник человеколюбия.
  4. Светские. Верят в силу прогресса и науки. Выступают за то, чтобы вести праведный образ жизни можно без опоры на божественные заповеди.
  5. Правозащитные. Отстаивают интересы тех, кто пострадал при взаимодействии с органами власти или другими людьми. Защищают личностные права и свободу.
  6. Пацифистские. Акцентируют внимание на борьбе с войнами и прочими вооруженными столкновениями.
  7. Общественные. В основном это волонтеры и лица, занимающиеся благотворительностью.

В некоторых случаях гуманисты принадлежат к нескольким типам одновременно. Например, деятельность правозащитников часто перекликается с занятостью активистов-общественников.

Самые известные гуманисты

В топ-10 сторонников гуманистического мировоззрения входят:

Эразм Роттердамский. В своих произведениях с помощью сатиры он высмеивал те стороны общества, в которых пора производить перемены. В первую очередь это касается правительства и высших слоев общества.Томас Мор. Выступал за построение идеального общества и государства.Франсуа Рабле. Критиковал систему государственного управления, показал отрицательные стороны папства, судей и правителей.Мишель де Монтень. Показал, что главная цель воспитания – это формирование умной, свободной, духовно развитой личности с чувством собственного достоинства.Френсис Бэкон. Полагал, что за счет научно-технического прогресса можно духовно обогатить человечество. А его произведения проникнуты уважением к личности человека.Жан-Поль Сартр. Превыше всего ставил человеческое достоинство. Считал истинную свободу результатом отрицания ненужных вещей и избавления от внешнего влияния.Антон Павлович Чехов. Полагал, что путь к счастью и благам лежит через страдания. Проповедовал любовь к ближним и сам готов был прийти на помощь каждому. Все его творчество и смысл жизни пронизаны идеей исправления человеческих ошибок, познания истины.Данте Алигьери. Исследовал истинную природу человека. Свое гуманистическое мировоззрение выразил в произведении «Божественная комедия». Джованни Боккаччо. Считал, что настоящим человеком может быть каждый – независимо от материально положения и статуса. Жан-Жак Руссо. Автор гуманистической концепции воспитания. Делал акцент на природном равенстве людей.

Благодаря деятельности великих гуманистов многие люди пересмотрели свои взгляды на жизнь и осознали, что человек – это наивысшая ценность.

Как еще называют гуманистов?

Чаще всего их называют человеколюбами – из-за проповедования идеи любви к ближнему, понимания ценности человеческой жизни. Гуманистов нередко считают эмпатами – благодаря способности сопереживать, всячески помогать окружающим и понимать любые оттенки их эмоций.

Понятие гуманности и гуманистического мировоззрения также тесно связаны с представлениями о душе и духовном развитии личности. Поэтому последователей течения еще называют антиматериалистами, ведь на первое место они ставят внутренний мир человека.

Секулярный гуманизм глазами христианина

С. Худиев

Начну с цитаты из «Принципов гуманистического мировоззрения»: Гуманизм — это мировоззрение, сущностью которого является идея человека как абсолютной для него самого ценности и приоритетной реальности в ряду всех других ценностей и реальностей.

Если спросить секулярного гуманиста о том, что он считает высшей ценностью, он, скорее всего, ответит – человеческая личность; если спросить о том же самом христианина, он ответит – любовь. Конечно, секулярный гуманист не отрицает ценность любви; а для христианина любовь необходимо предполагает личностность, но они сделают упор на разных вещах.

Библейское отношение к себе, ближним и миру, на мой взгляд, лучше всего выражается в строчке из «Песни песней»: «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне» (6:3).

Эта женщина является возлюбленной потому, что принадлежит возлюбленному, мужчина является возлюбленным потому, что принадлежит возлюбленной: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные. О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен!» (Песнь Песней 1:14-15)

За этими словами стоит нечто гораздо большее, чем просто эротический восторг. Невеста является абсолютной ценностью и приоритетной реальностью не для себя самой, а для жениха. Жених абсолютно ценен не для себя, а для невесты: «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами. Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами». (Песнь Песней 2:2-3)

Наша ценность и реальность определяется тем, что есть кто-то другой, для кого мы ценны и реальны; наша значимость и ценность утверждается не нашими притязаниями на нее, а тем, что другие личности, кроме нас, признают нас ценными. Человек проявляет и осознает свою личностную ценность и уникальность только в личных отношениях. В христианском понимании личность – это всегда лицо, обращенное к другому. Для христианина догмат Троицы содержится уже в том утверждении, что Бог личностей. Сущность тех личностных отношений, к которым человек призван, есть любовь. Любовь есть отношение, при котором центром, смыслом, содержанием и оправданием моей жизни являюсь не я, а другой – как это хорошо видно на примере влюбленных из «Песни песней». Для того чтобы войти в отношения, в которых наша человеческая сущность может раскрыться, мы должны довериться и отдать, посвятить себя кому-то другому. Это верно не только в браке, но мы еще несколько остановимся на этой аналогии.

Представим себе женщину, которая убеждена, что разговоры о вечной преданности – обман, который бессовестные мужчины используют, чтобы обманывать, подавлять и эксплуатировать несчастных женщин. Возможно, она пострадала от чужого предательства или сама его совершила, но теперь она уверена, что не позволит никому себя обмануть. Она может даже создать общество по разоблачению мифа о вечной преданности и публиковать рассказы женщин, которые имели глупость поверить в вечную преданность и пострадали из-за этого. Она научно докажет, что вечная преданность невозможна физиологически, и разоблачит гормональную подоплеку разговоров о верности. Она убедительно объяснит, что свидетельства людей, пребывающих в счастливом браке, нельзя воспринимать всерьез – многие тоже пребывали в «счастливом браке», а потом развелись. Вероятно, эта женщина никогда не станет жертвой какого-нибудь сладкоречивого соблазнителя, но счастливой возлюбленной, женой и матерью она тоже никогда не станет. Человек рискует проиграть, когда он доверяется, но если он не хочет доверяться, он проиграет наверняка.

Думаю, эта аналогия подходит, когда мы говорим о христианстве и секулярном гуманизме. Христиане говорят о том, что вечную радость, для которой человек создан, он может обрести только в общении с личностным Богом; что мы призваны покаяться, то есть довериться обещаниям Бога и покориться Его заповедям. Мы можем предаться Богу, потому, что Бог первым отдал Себя нам в Иисусе Христе: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». (Марк 10:45) Светские гуманисты отвечают на это примерно так: мы не собираемся кидаться в омут с закрытыми глазами. Представьте нам убедительные научные доказательства того, что Бог, которому вы предлагаете предаться, реален. Непонимание здесь возникает из-за того, что христиане не предлагают принять какую-то научную теорию. Они предлагают вступить в личные отношения с Богом. В области личных отношений методы науки – такие как наблюдение и эксперимент, просто не работают. Вы не можете ставить экспериментов над близкими людьми — иначе Вы просто их потеряете. Вы никогда не сможете научно доказать мне, что Ваш старый друг – честный и надежный человек. Вы можете только свидетельствовать об этом, а я могу принять или не принять Ваше свидетельство.

Вы не можете вполне осуществить себя, как личность, не устанавливая близких и доверительных отношений с другими личностями. Вы не можете устанавливать такие отношения, не идя на риск доверия.

Конечно, мне могут возразить, что, помимо Иисуса Христа, есть еще масса претендентов на наши души. Почему мы должны счесть их притязания – ложными, а Его – истинными? Ответ связан с нашими представлениями о нравственности. И христиане, и светские гуманисты согласятся с тем, что здоровая нравственность проявляется в любви к ближнему. В греческом тексте Нового Завета используются разные слова, которые переводятся как «любовь». Это «эрос» – романтическое влечение между мужчиной и женщиной, «филиа» – дружеская привязанность, «сторге» — родительская любовь, и, наконец, «агапе» – бескорыстная любовь к человеку, в котором мы признаем и его ценность и уникальность как личности, независимо от того, насколько нам этот человек интересен и полезен в качестве возлюбленной, друга или родственника. В качестве примера «агапе» я могу привести жизнь матери Марии – православной монахини, которая жили в эмиграции, в Париже. Она вела полную тяжелого труда и суровых ограничений жизнь, чтобы создать приют, где нищие, бездомные и опустившиеся русские эмигранты могли бы получить кров, пищу и человеческое участие; когда Франция была оккупирована нацистами, она стала укрывать евреев, в конце концов, нацисты ее схватили и она умерла в концлагере. Думаю, мы согласимся в том, что поведение, продиктованное «агапе» достойно одобрения, а, скажем, поведение нацистов-достойно осуждения. Однако, чтобы с уверенностью утверждать это, мы должны признать, что «агапе» — отражение некой объективной реальности, а не просто чье-то субъективное предпочтение. Рассмотрим это подробнее.

Если человек есть порождение неких безличных, внеразумных и вненравственных природных сил, то мы не можем найти в этих силах никакой опоры для наших нравственных предпочтений. Можем ли мы найти опору в самом человеке? Секулярные гуманисты скажут, что да. Я с этим не соглашусь, и вот почему. Люди придерживаются разных нравственных предпочтений. С точки зрения секулярных гуманистов (как и христиан), моральные убеждения нацистов – преступны и порочны. С точки зрения нацистов, преступны и порочны моральные убеждения гуманистов. Обе группы глубоко убеждены в абсолютной истинности и научной обоснованности своих взглядов. Еще пример. Русский секулярный гуманист Андрей Семенов признает, что «аборт действительно равноценен убийству, что негуманно» («Здравый смысл» №1(15), стр.20). Для американских гуманистов «право на аборт» – один из ключевых вопросов, по которым они противостоят христианам. Все что у нас есть – это мнение одной группы людей против мнения другой группы людей. Как об этом было заявлено,»гуманистам чуждо признание реальности сверхъестественного и трансцендентного, преклонение перед ними и подчинение им как сверхчеловеческим приоритетам». Это означает, что у Вас просто нет никакого авторитета, к которому Вы могли бы апеллировать, утверждая, что Вы правы, а нацисты – нет. И Вы, и они – люди, а никакого третейского судьи между вами нет. Для того чтобы утверждать, что одни люди правы, а другие – нет, мы должны для этого располагать неким объективным и общеобязательным критерием нравственной истины. Моральный пафос гуманистических публикаций неизбежно предполагает, что такой критерий существует. Надеюсь, я показал, почему это трудно совместить с решительным отрицанием реальности сверхъестественного и трансцендентного. В самом деле, если «агапе» это порождение человеческого развития, то почему мы должны предпочитать ее другим продуктам человеческого развития — скажем, той же расовой теории?

Если мы признаем, что «агапе» является сущностью человеческой нравственности и сущностью человечности как таковой, мы приходим к еще одному заключению – наша человечность глубоко повреждена. Мы совсем не являемся воплощением «агапе». Никто из нас не следует правилу «во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, и вы поступайте с ними». В какой-то мере эту поврежденность признают и секулярные гуманисты: гуманисты признают реальность антигуманного в человеке и стремятся максимальным образом ограничить ее сферу и влияние. Эти слова предполагают, что существует критерий, по которому мы можем различать гуманное и антигуманное. С точки зрения этого критерия мы признаем реальность антигуманного в человеке. Что мы можем сказать об этом критерии? Он должен быть сверхчеловеческим, т.е. внешним по отношению к самому человеку. Ничто не может быть своим собственным мерилом. Чтобы говорить о том, что ваша кость искривлена. Вы должны приложить к ней внешнюю по отношению к ней прямую линейку. Как вы можете утверждать, что в вашем мериле есть искривленность (в человеке есть антигуманное) если это вообще единственное мерило, которое вы признаете?

Нравственность также предполагает реальность личной ответственности человека за свои деяния. Ответственность можно нести только перед личностью. Перед кем? Перед самим собой? Но никто не может быть своим собственным мерилом. Вы не можете определить, правильно ли нанесены деления на вашей линейке, пользуясь только самой этой линейкой. Перед другими людьми? Но ведь мы признаем реальность антигуманного в человеке, другие люди тоже искривлены, иногда чудовищно искривлены в моральном отношении. Таким образом, чтобы говорить о нравственности, необходим сверчеловеческий и личностный критерий. Его личностность также связана с тем, что любовь, которая есть основа нравственности, есть личностное отношение.

Итак, мне представляется крайне непоследовательным утверждать реальность нравственности, отрицая при этом реальность личностного, сверхъестественного и любящего Бога.

Представьте, что высшая реальность, как источник нашего бытия, личностна, разумна, нравственна и преисполнена любви. Каковы должны были бы быть ее проявления? Любовь стремится дать другим наивысшее благо. Высшее благо включает в себя общение с источником всякого блага – значит. Высшая Реальность будет стремиться привести нас к общению с Собой. В высшее благо входит благо свободы — думаю, Вы с этим согласитесь. Значит, Высшая Реальность не будет принуждать нас к общению с Собой помимо нашей воли. Высшее благо включает в себя нравственное совершенство. Значит, Высшая Реальность будет стремиться сделать нас совершенными в «агапе». Любовь уважает выбор другого – значит Высшая Реальность будет признавать реальность нашего выбора и его последствий. Любовь проявляется в отдаче себя другим, значит Высшая Реальность проявит себя в жертве. Есть у нас какие-либо исторические свидетельства того, что эта Высшая Реальность, Тот, кого теисты называют Богом, проявил Себя в человеческой истории? Да, есть. У нас есть свидетельства о человеке, который сказал, что Он Сын и Посланник Бога; более того, что Он и Отец – одно. Что цель Его прихода – пострадать и умереть, чтобы искупить наши грехи (т.е. взять на себя последствия нашего порочного выбора), что через общение с Ним мы можем обрести моральное возрождение и стать новыми людьми, что в Нем мы можем обрести близкие и доверительные отношения с Богом и разделить с ним ту вечную жизнь, которой обладает Он сам. У нас есть свидетельства о том, что этот человек добровольно принял смерть на кресте, молясь за своих мучителей, и что Он «воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братии в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу». (1Кор. 15).

То, что мы можем предполагать, исходя из нашей моральной природы, удивительно совпадает с тем, что мы знаем из повествований Нового Завета. Вечная и надмирная любовь сошла к нам в лице Иисуса Христа, чтобы восстановить наши отношения с Богом и исцелить нашу поврежденную человечность. Если мы хотим сохранить наши представления о нравственности, нам трудно будет избежать веры в надмирную Любовь; если мы признаем реальность этой Любви, нам трудно будет уйти от признания того, что она явилась в личности и искупительном служении Иисуса Христа. Мы можем, подобно женщине из примера в начале статьи, наотрез отказаться верить из страха быть обманутыми; но я опасаюсь, что именно в этом случае мы обманемся самым трагическим образом.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх