Помост

Вопросы веры

Храм 3 святителей

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИкаталог памятников деревянного зодчества острова Кижи и Кижского ожерелья

Часовня Преображения Господня — деревянная на высоком подклете. Объемная композиция часовни состоит из двух поставленных впритык срубов прямоугольной формы в плане. Восточный, собственно часовни, объем покрыт двускатной самцово-слеговой крышей, увенчанной крестом. Западный объем более широкий и высокий, над его центральной частью возвышается колокольня типа «восьмерик на четверике», завершающаяся высоким шатром с главкой и крестом. На углах четверика колокольни двускатные кровельки из «красного теса». С запада перед главным входом, устроена галерея на консолях, на которую ведет лестница из двух маршей, разделенных нижней рубленной площадкой для опирания мощных косоуров верхнего, более высокого марша. Галерея расположена асимметрично, смещена в сторону северного фасада. На него обращены и лестничные марши, покрытые, как и галерея, односкатными кровлями.

Стены рублены из круглого леса «в обло», не обшиты, восьмерик колокольни рублен «в лапу» с повалом. Восточный фасад часовни трех Святителей глухой, на северном и южном расположено по два окна молельни, а притвор освещается окнами на южном и западном фасадах. Наличники отсутствуют. Западный сруб разделен двумя параллельными перерубами. В уровне подклета они выделяют три помещения, вероятно, складского назначения. В них ведут три двери на западном фасаде, расположенные под галереей. В уровне основного этажа часовни перерубы выделяют: в центре — сени, с юга — притвор со входом из сеней, с севера — помещение с лестницей на колокольню. С галереи ведут две двери самостоятельных входов — в часовню и на колокольню.

Все кровли часовни Преображения Господня выполнены из «красного» теса с окончаниями в виде пик. Подзоры крыльца и колокольни, причелины имеют одинаковую порезку в виде контурно порезанных полукружий с круглым отверстием в центре, разделенных двумя треугольниками. Столбы колокольни двойные. Наружные имеют объемную резьбу, одинаковую с порезкой столбов нижней площадки крыльца. Это два кувшинообразных элемента, разделенных вставкой с треугольной выемчатой резьбой по контуру. Ограждение галереи и лестниц из дощатой забирки «в елочку». Консоли галереи представляют собой выпуски трех бревен-перерубов разной длины, концы которых снизу обработаны в форме крючьев.

Часовня Трех Святителей из деревни Кавгора

Высоко взметнув шатер колокольни, далеко видимая окрест, величественно и гордо стоит часовня Трех Святителей. Мощные плоскости ее бревенчатых стен, подчеркнутая высотность, асимметричная композиция фасадов, необычная планировка — таковы основные особенности этого памятника. Строгий, резко очерченный силуэт часовни напоминает сторожевую башню. Видимо, такой смысл и был заложен в ее первоначальную композицию, когда на рубеже XVII-XVIII веков возводилась в порубежной деревне Кавгора.

Часовня была возведена на возвышенном месте, к которому сходились три деревенские улицы. Планировка деревни, асимметричность площади, на которой среди вековых елей была возведена часовня — все это обусловило своеобразие ее композиционного решения.

Время, влияние церковных канонов наложили отпечаток на облик сооружения: в конце XVIII- начале XIX века к старому срубу, увенчанному колокольней, с востока был пристроен второй, к которому и перешли функции собственно часовни.

Над стенами сруба нависают острые концы теса двускатной слеговой крыши. Суровую неприступность этих стен не в силах- смягчить ни оконца, ни скупые приче-лины и полотенца, свисающие с конька восточного фасада. Строгой выразительностью наделен восьмиконечный крест, пронзающий толщу шелома.

Облик памятника в какой-то мере смягчен нарядным и не лишенным подлинного своеобразия одномаршевым крыльцом. Органически сочетаясь с висячей галереей на консолях, напоминающей гульбище заонежских изб, оно построено с удивительной изобретательностью. Наделенное ощутимой внутренней динамикой крыльцо, кажется, идет навстречу каждому, кто забрел на северную оконечность острова. Достигается это вынесенной далеко вперед легкой площадкой, оформленной по углам орнаментированными столбиками, поддерживающими непринужденно уходящую наверх кровлю. Перила лестницы, собранные из . продольно пущенных тесовых полотнищ, отличаются цельностью и накрепко связывают выносную площадку — рундук — с основным объемом здания.

Свойственное часовне внутреннее убранство не сохранилось. Материалы, необходимые для реставрации памятника, были собраны в 1951 -1952 годах архитектором А. В. Ополовниковым. По его же проекту часовня восстановлена на острове Кижи в 1962-1963 годах.

До 1977 года часовня экспонировалась на южной оконечности острова. В связи с формированием нового музейного комплекса — многодворной деревни, вос-I создающей облик селений Кондопожского района, памятник перенесен на северную часть территории музея. В недалеком будущем здесь будет создана экспозиция, повествующая о жизни, бытовом укладе I и материальной культуре одной из народностей Карелии — карел-людиков.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх