Помост

Вопросы веры

Храм господня в Иерусалиме

Что скрывает Храм Гроба Господня – история и обзор святыни

Храм Гроба Господня (храм Воскресенья Христова) – иерусалимский храм, комплекс построек, возведенный на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа, главная святыня, а с IV века место паломничества христиан всего мира.

Последние 5 стояний Крестного пути Иисуса на место казни находятся под сводами храма Гроба Господня, который расположен в Старом городе Иерусалиме, в Христианском квартале. Комплекс построек культового сооружения – штаб-квартира Иерусалимской православной церкви.

Взгляд сквозь века

Место распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа ранние христиане хранили и почитали. Во времена императора Константина Великого, когда христианство в Риме заимело статус государственной религии, на месте Голгофы появилась первая христианская церковь.

В 325 году мать Константина I, 80-летняя Елена, после сновидения, в котором ей повелевалось «отправиться из Рима в Иерусалим и вывести на свет места, закрытые нечестивыми», начала поиски пещеры Гроба Господня. Найти пещеру и обрести Животворящий Крест помог Елене местный житель. На месте находок заложен первый храм Гроба Господня, который торжественно освятили 13 сентября 335 года в присутствии императора Константина и духовенства из разных стран.

В начале XI века храм Воскресенья Христова уничтожили по приказу египетского халифа Аль-Хаким-Амруллаха. На реконструкцию святыни по указанию византийского правителя Константина Мономаха потребовалось полвека. На долю храма выпали погромы, пожары и природные катаклизмы.

Пожар 1808 года переменил внешность храма, землетрясения 1545 и 1927 годов серьезно его разрушили. В начале XX века здание укрепили стальными конструкциями и украсили новыми фресками. В таком виде храм Гроба Господня по сей день.

Комплекс храма Гроба Господня

Храм Воскресения Христова огромен и величественен. Приделы, связанные с моментами распятия Христа, хранят атмосферу святости. В комплекс храма Гроба Господня входят:

  • Кафоликон – православный храм в храме.
  • Гроб Господень – погребальное место Спасителя и главный алтарь.
  • Голгофа – холм, где распяли Иисуса Христа.
  • Кувуклия – часовня в Ротонде.
  • Камень миропомазания – освященная копия плиты, на которую был уложен снятый с креста Иисус.

Храм разделен между 6 конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. Каждой выделены приделы и часы для молитв.

Во избежание раздоров между конфессиями по традиции ключи от главного входа с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право каждый день открывать этими ключами вход – семье Нусейба. Девять веков привилегия передается от отца к сыну.

Приделы комплекса:

  1. Придел Адама с его главой, на которую во время распятия стекла пречистая кровь Спасителя, пролившись сквозь расселину в скале, омыла грех Адама. Поэтому на Голгофе внизу распятия изображается череп.
  2. Придел Тернового Венца с венцом, возложенным в Претории на главу Иисуса Христа. Под престолом – часть камня, на котором сидел Господь, когда возлагали ему венец.
  3. Придел обретения Животворящего Креста с входом в храм святой Елены. На месте обретения Креста – греческий престол. Здесь сохранены огромные обломки природных скал в том виде, в каком они остались после землетрясения во время распятия Христа. В память о событии обретения Креста в Православной церкви установлен праздник Воздвижение Креста Господня 27 сентября.
  4. Придел Разделения Риз с иконами, изображающими сцены разделения хитона Христа после казни. По обычаю того времени распявшие Христа делили его одежды, бросая жребий.
  5. Придел Марии Магдалины с отмеченным мраморным кругом местом явления воскресшего Христа.

Внутреннее убранство храма

Храм находится в совместном владении и управлении нескольких конфессий. В управлении католиков:

  • Алтарь Гвоздей.
  • Церковь явления воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии.
  • Северная часть 2го яруса Ротонды и галерея.
  • Южный придел Голгофы.
  • Престол Магдалины.
  • Часовня обретения Животворящего Креста.
  • Францинканский монастырь.

Армянам принадлежат:

  • Храм святой Елены.
  • 8 колонн Ротоны и южная часть ее второго яруса.
  • Престол Жен-мироносиц.
  • Придел Трех Марий.
  • Часовня Вардана.
  • Могила Иосифа Аримафейского.

Западный алтарь Кулуквии принадлежит коптам.

Эфиопы владеют:

  • Церковью Четырех апостольских животных.
  • Монастырем на вершине храма святой Елены.

Сирийцам дано право проводить службы в праздники и выходные в армянском приделе Никодима. Православной церкви Иерусалима принадлежит общее руководство храмом, Кулуквией и Католиконом. Поочередно все конфессии проводят службы у Гроба Господня.

Внешнее оформление

Благолепие храма соответствует его высокому назначению. Главный фасад выполнен в романовском стиле. Первоначально вход украшало мраморное панно с изображением захоронения Спасителя и Входом Господним в Иерусалим. Вход в храм с двумя большими дверьми. Во времена мусульманского правления вторая дверь закрыта кирпичной кладкой.

Левую часть портала украшает колонна из белого мрамора – Колонна Благодатного Огня, расколотая молнией во время первого схождения Благодатного Огня в 1634 году в праздник Великой Субботы. В этот день православные и армянские христиане спорили о праве первыми провести службу. Во время их препирательства грозовая туча разразилась сильнейшей молнией, расколов колонну и породив Священный Огонь.

Голгофа – место казней

Голгофа – холм, где во время жизни Христа казнили преступников, предавая распятию – самой позорной смерти. В переводе Голгофа обозначает «лобное место». В утесе Голгофы, в небольшой пещере, стерегли преступников, приводимых на казнь. Здесь, сидя на камне, ожидал распятия Христос, поэтому место называется Темница Христова.

На площади перед Голгофой собравшийся народ наблюдал за казнью преступника. В лощину возле скалы бросали тела и кресты распинаемых, куда повергли и Крест Господень, засыпав землей и камнями. По указанию святой Елены раскопали и обнаружили пещеру, в которой погребли Иисуса Христа, Животворящий Крест Господень, 4 гвоздя и табличку с надписью: «INRI» (аббревиатура Иисус Назарянин Царь Иудейский).

По преданию, святая Елена обнаружила три креста. Чтобы определить настоящий, кресты поочередно прикладывали к гробу недавно умершей женщины. Когда прикоснулись настоящим, свершилось чудо воскрешения. На месте находки заложили храм Гроба Господня. Кресты разбойников обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы.

Кафоликон

Кафоликон – греческий придел, самая большая по площади и красивая часть храма Воскресения Христова, кафедральный собор. Внутренние размеры 22,3 метра в длину и 13,7 в ширину. Над Кафоликоном возвышается большой купол (Ротонда), украшенный разноцветной мозаикой. На куполе – необычайной красоты крест.

Резной иконостас украшают иконы в золотых окладах. Над центром храма висит огромное паникадило (светильник) с византийской символикой. Недалеко от входа в Кафоликон – Пуп Земли (ваза Омфал).

Ваза Омфал – каменная чаша в форме цветка из желтого мрамора, украшенная резьбой. В центре чаши – шар, символизирующий Землю и центр христианского мира. Для христиан символический центр Земли навсегда связан с местом вознесения Христа.

Доступ к чаше паломникам запрещен, за ее сохранностью следят монахи из местных обителей. Чаша настолько легкая, что пришлось сковать цепью, чтобы постоянно не сдвигалась.

Кувуклия – «опочивальня Господа»

Кувуклия в переводе с греческого языка обозначает «опочивальня», то есть «опочивальня Господа». Здесь устроена часовня, малая церковь, где находится главная православная Гроб Господень.

Внутреннее убранство часовни торжественно: отделка из желтого и розового мрамора с украшениями по стенам и куполом посредине. По периметру (8 на 6 метров) – неугасимые свечи, лампады и вазы с живыми цветами. На стенах – тексты Пасхальных песнопений. По карнизам – драгоценные старинные иконы. Внутри – два придела: придел Ангела и придел Гроба Господня с каменным ложем.

Придел Ангела, благовестника радостного Воскресения Христова, хранит фрагмент отваленного от Гроба Христа камня, который возвышается на пьедестале в мраморной вазе.15 лампад в 3 ряда освещают слева изображение Жен-мироносиц, а справа – простирающего к ним руку архангела Гавриила. Надпись по-гречески вверху портала гласит: «Что ищете живого среди мертвых? Он воскрес»!

Вход в придел Гроба Господня – низкий и узкий, высота 112 см и ширина 72 см. Пещера также мала – одновременно перед гробом могут стоять только три человека. Верх Гроба покрывает мраморная доска, служащая во время Литургии жертвенником, на котором готовятся Святые Дары для Евхаристии. Ввиду особого благоговения к святыне молящиеся выходят из пещеры спиной вперед и лицом к гробу.

Здесь, в маленькой пещере, бездыханный и безжизненный, лежал тот, кто дает жизнь всему творению, кто был создателем всего мира. Здесь Христос одержал победу над дьяволом, добро восторжествовало над злом, здесь Христос воскрес.

В великую пятницу совершается Чин погребения Плащаницы. Покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания. Камень Помазания – место, где праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное тело Иисуса, снятое с креста, помазали благовониями и обвили Плащаницей. После литии у Камня плащаницу торжественно переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь Кафоликона.

Схождение Благодатного Огня

С древних времен и до настоящего времени в Великую Субботу на Гробе Господнем паломники участвуют в чине нерукотворного сошествия Огня на Гроб Господень, на свечи верующих и потушенные лампады.

Благодатным называется особый огонь, который выносится из храма Гроба Господня при проведении торжественного богослужения в Великую субботу, накануне христианского пасхального Воскресения.

Эта церемония – символ воскрешения Иисуса Христа. Само действо происходит в часовне, после чего от вынесенной лучины паломники зажигают свои связки свечей, в которых ровно 33 – по числу прожитых земных лет Христа.

В XVI веке армяне в Великую Субботу не пустили на церемонию Схождения Огня в храм Воскресения православного Патриарха. Тогда Огонь изошел из колонны, где стоял Патриарх. Теперь верующие лобызают эту рассеченную и обожженную колонну – свидетельницу истинности православного вероучения.

Между Кулуквией и Камнем Помазания на полу – мраморный круг, огражденный железным решетчатым колпаком. Здесь стояла Божья Матерь, когда Христа сняли с Креста и обвили плащаницей.

Гроб Господень свободно доступен для любого паломника, когда он открыт и не совершается служба на Гробе. Наилучшие дни для посещений – те, которые не совпадают с большими христианскими праздниками.

Величайшая святыня христианского мира, хранителями которой выступают сразу шесть конфессий, храм Гроба Господня является главной целью посещения Святой Земли для многих тысяч паломников и туристов со всего мира. Под одной кровлей этот грандиозный духовно-архитектурный комплекс объединяет места, где совершились смерть и воскресение Господа Иисуса Христа, а также последующее Обретение Животворящего Креста, на котором Он был распят во искупление человеческих грехов. Голгофа с местом Распятия, Камень Миропомазания, ротонда с расположенной под ней Кувуклией, где жены-мироносицы встретили ангела, сообщившего им о Воскресении положенного туда накануне Сына Божьего, капелла святой равноапостольной царицы Елены — вот только самые главные из мест посещения в храме Гроба Господня, не считая нескольких приделов и расположенных на территории комплекса действующих монастырей. Последние пять остановок Виа Долороса — скорбного пути, которым следовал ведомый на казнь Спаситель, также находятся под крышей храма Гроба. В том виде, в котором храм существует сейчас, храм был построен в начале XIX века — вернее, отстроен заново после разрушительного пожара. Со времен византийской царицы Елены, положившей начало храму, и вплоть до 1810 года здание неоднократно подвергалось разрушению — и каждый раз, восстанавливаясь заново, вмещало в себя сохранившуюся часть предыдущего храма. Здесь нужно сделать небольшое отступление и пояснить, почему расположение храма Гроба Господня там где он есть, не вызывает сомнений. Память о смерти и воскресении Спасителя и связанных с этими событиями местах никогда не была утрачена. Она бережно передавалась первыми христианами Святой Земли — с апостольских времен и вплоть до эпохи царствования византийского императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией. Потому-то его матери, царице Елена, не пришлось долго искать, где именно надлежит быть Храму Гроба Господня, который и был заложен ей совместно с Иерусалимским епископом Макарием в 325 году нашей эры. Сегодня вся территория комплекса скрупулезно поделена на владения шести различных христианских исповеданий: греко-православного, римско-католического, сирийского, коптского, армянского и эфиопского. По «Статусу-кво Святой Земли», принятому в 1852 году, ни малейшее изменение в самом храме и в установленном порядке богослужений не может быть предпринято без солидарного согласия всех шести церквей без исключения. Материальным выражением такого порядка вещей служит так называемая «Недвижимая лестница». Опираясь на карниз, принадлежащей Греческой православной церкви, верхним концом она достигает окна, относящегося к приделу Армянской Апостольской церкви — когда-то забытая рабочими, лестница остается там же в течение многих лет, символизируя соблюдение соглашения между конфессиями. Рассеченная колонна со следами Святого Огня, один из входов в храм, заложенный по приказу Саладина в эпоху мусульманского владычества, кресты, выцарапанные в камне паломниками-крестоносцами и могилы нескольких из них, окончивших жизнь в Иерусалиме — кроме христианских паломников эти места ежегодно посещает множество туристов со всего света, людей самых разных языков и конфессий. Интересно отметить одну, ведущуюся со времен средневековья, традицию. Хотя основные права владения и пользования комплексом принадлежат Иерусалимскому патриархату, во избежание споров между христианами и мусульманами право хранить ключи и право открывать и закрывать храм принадлежат двум арабским семьям, исповедующим ислам. Этот порядок неукоснительно соблюдается веками, а должности хранителя и привратника в этих семьях переходят от отца к сыну. И еще несколько любопытных фактов о храме Гроба Господня. Камень Миропомазания, на котором тело снятого с креста Спасителя перед погребением умащали благовонными маслами, является единственным местом в мире, где любой христианин может самостоятельно, не прибегая к помощи духовенства, освятить нательный крест или другие предметы религиозного обихода. Камень, ныне покрытый мраморной плитой, чудесным образом источает миро. Слева от него на полу находится мраморный круг — на этом месте, по преданию, во время помазания тела Сына Божьего стояла Дева Мария. Центром всего храма считается Кувуклия или часовня Гроба Господня — место Христова Воскресения. Именно здесь был погребен и на третий день воскрес Спаситель. Каждый год, в Великую Субботу, предшествующую православной Пасхе, в Кувуклию таинственно нисходит Благодатный огонь, от которого молящийся здесь в эти часы Иерусалимский патриарх зажигает пучки свечей и передает их через два окошка наружу — находящимся в храме. Уже отсюда Благодатный огонь, бережно сохраняемый в особых светильниках, развозят по всему миру. В Кувуклии всегда много народу — как в праздники, так и в будние дни, поэтому несущие здесь послушание греческие монахи никому не позволяют находиться у Гроба Господня более минуты. Хотя делались и исключения — например, для работавших здесь реставраторов. Недавно в Кувуклии были предприняты особо масштабные реставрационные работы, в хоте которых впервые за почти пол тысячелетия снималась плита с Гроба Господня. Не будет преувеличением сказать, что Кувуклия, впервые возведенная при Константине Великом — наиболее пострадавшая часть храма. Она разрушалась мусульманами, страдала от пожаров и землетрясений — но каждый раз восстанавливалась. Последняя по времени реконструкция завершилась здесь в 1997 году. Непосредственно на месте, где был распят Спаситель, располагается церковь Голгофы. В ней два придела — католический и православный. Сегодня отделенные друг от друга столбами в аркой, в византийскую эпоху они составляли единый храм. Под Алтарем Распятия, принадлежащим Греческой православной Церкви, есть отверстие. Если, опустившись на колени, просунуть в него руку, можно прикоснутся к скале, на которой стоял Крест Христов. В подземной части комплекса находится принадлежащий Армянской Церкви храм царицы Елены — матери византийского императора Константина. Здесь она обнаружила вход в пещеру с тремя крестами, на одном из которых был распят Спаситель. Место, где сидела царица во время раскопок, находится в особой нише с каменным сидением, а внизу — каменоломня, где и был найден крест. Вернее, три креста: чтобы установить именно тот, который принадлежал Ииисусу Христу, а не распятым по сторонам от него разбойникам, все три их по очереди прикладывали к покойнику. Когда мертвого тела коснулся истинный Крест Христов — покойный ожил. Так сообщает предание. Все это, повторимся, лишь наиболее известные из большого числа святынь, находящихся внутри многоуровневого комплекса Храма Гроба Господня. Рассказать о всех из них — просто невозможно. Да и, по большому счету, в таком рассказе не очень-то много смысла. Недаром считается, что каждый христианин хоть раз в жизни должен совершить паломничество в Иерусалим, к храму Гроба Господня. А путь к храму, как известно, начинается с первого шага. Вы можете сделать этот шаг уже сегодня, отправившись в виртуальный тур по величайшей из святынь христианского мира прямо сейчас, на сайте «Свеча Иерусалима». Для этого нужно просто пройти по ссылке

Сообщества ›
Это интересно знать… ›
Блог ›
Где находится могила Иисуса?

О том, где похоронен Иисус, спрашивают редко. Альтернативная версия его жизни предполагает, что он пережил распятие, бежал в Азию, где он поселился и продолжал проповедовать. Эту гипотезу должно подтверждать наличие в столице индийских штатов Кашмира и Джамму Сринагаре могилы мудреца по имени Юз Асаф (Yuz Аsaf), а также легенды о «пророке из сынов Израилевых», который проживал в этом регионе.

С точки зрения Церкви, могила Иисуса – это то место, в котором Иосиф из Аримафеи и Никодим возложили его тело. После двух дней была обнаружена пропажа. Но, как выяснилось, Христос воскрес и еще на протяжении 40 дней пребывал среди своих учеников, чьи свидетельства Церковь признает, как исторические факты, подтверждающие воскресение. По истечении этого срока, согласно Евангелиям от Луки и Марка, Иисус с апостолами пошли на гору Елеонскую, где произошло его восхождение. «Подняв руки, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо», – говорит святой Лука. Таким образом, Иисус попрощался с миром, не оставив бренные останки.

Однако в эпоху просвещения Библию и описанные в ней события начали критиковать. Генрих Паулюс (1761–1851), немецкий рационалистический теолог, был сторонником гипотезы, что Иисус не умер на кресте, но впал в кому, из которой в недолгом времени пробудился. Эрнест Ренан (1823–1892), французский историк, своей книгой «жизнь Иисуса» (1863) вызвал волну возмущений и негодований. В ней он поведал миру, что чудесные действия вокруг Христа лишь миф.

Эти концепции заложили основу для современного видения Иисуса, как исторической личности. Вопрос о том, что с ним произошло после окончания деятельности на Святой Земле, продолжает являться своего рода табу. Исследователи неохотно принимают попытки ответить на него, поскольку не хотят конфликта с церковью и верующими. Однако следует признать, поскольку Иисус был человеком, его останки не могли исчезнуть просто так. Даже если он умер на кресте, его тело должно быть самой святой реликвией для последователей. Их отсутствие может означать, что Иисус пережил распятие и, возможно, ушел на Восток. И именно там следует искать его могилу.

Теория о том, что Иисус был в Индии, состоит из двух составляющих. Одна из них вращается вокруг таинственного Роза-Бал в Сринагаре, столице Кашмира. Хоть название местности может ассоциироваться с экзотикой и богатством, времена ее расцвета давно позади. Внешний вид мавзолея Роза-Бал отражает этот факт. Скромное здание с белыми стенами, прилегающее к мусульманскому кладбищу, скрывает останки легендарного мудреца, называемого местными жителями Юз Асаф, более известного как Иисус Христос.

Мавзолей Роза-Бал.

Внутри Роза-Бал (дословно «Место мертвых») находится, защищенная деревянной конструкцией, гробница доисламского периода. Идентифицировать личность Юз Асафа призваны вырезанные в камне изображения раненных ног или, как считают некоторые, пробитых гвоздями. О самом мудреце известно мало. Первая информация о нем в письменных источниках появилась в восемнадцатом веке. Интересное упоминание имеется в судебных записях 1770 года. Они касаются дела о праве содержания гробницы под стражей.

Могильный камень (так называемый кенотаф). Могила Юза Асафа располагается внизу, в склепе.

«Юз Асаф пришел в долину во время правления Раджа Гопадатти (Raja Gopadatty) Был скромным и святым, и, хоть был из царского рода, отказался от всех земных удовольствий. Все время проводил в молитвах и медитации. Для народа Кашмира, который чтил идолов стал пророком, который до смерти проповедовал единство Бога. Юз Асаф был похоронен в Кханьяре (Chanjar) на берегу реки, в месте ныне известном, как Роза-Бал. В 871 году эпохи мусульманской там похоронен также Саид Насир-уд-Дин, потомок имама Мусы, который покоится рядом с Юз Асафом», – говорит источник.

Популяризатором идеи, что мавзолей Роза-Бал это место упокоения Иисуса Христа, был Мирза Гулам Ахмад (1835–1908), религиозный реформатор (большинством мусульман считается еретиком) и основатель сообщества Ахмадия, цель которого помощь развитию мирных исламских ценностей. В 1898 году он опубликовала книгу «Masih Hindustan Mein» (в Европе известна, как «Иисус в Индии»), в которой утверждал, что Христос, после ухода из Иудеи, подался через Персию и Афганистан в Индию.
Вывод Мирзы Гулама Ахмада основывался на анализе устных и письменных пересказов, которые указывали на то, что Юз Асаф не кто иной, как Исса, то есть Иисус в трактовке Корана. Верили в это и многие жители Сринагара. Согласно книге основателя Ахмадии, Христос следовал на Восток, чтобы искать там потерянных потомков колен Израилевых.

Бесспорно, что в Роза-Бал действительно похоронен какой-то святой человек. Проблема в том, что, по мнению ученых, в сознании местного населения информация об истории этого места может быть немного запутана. Имя Юз Асаф может исходить от Буд Асаф (Budasaf) или Юд Асаф (Yudasaf), так называли исламисты Будду (эти слова происходят от санскритского «boddhisatva»). Следует иметь ввиду, что Кашмир изначально был буддистским, а в ходе исламизации (период Султаната 14-16 век н.э.) большинство храмов были превращены в мечети.

План мавзолея Роза-бал: 1) Могильный камень Юза Асафа, 2) Могильный камень Саида Низира-уд-Дина, 3) Барельеф ступней, 4) Надпись над входом, 5) Вход в склеп (замурован), 6) Окружающий коридор, 7) Вход, 8) Терраса, 9) Мусульманское кладбище, 10) Дорога.

Тем не менее, Роза-Бал и легенды не единственные следы присутствия в Кашмире человека, который мог бы быть Иисусом. Есть еще надпись с потолка храма Тахт-и-Сулейман (Трон Соломона) на озере Дал в Сринагаре, в которой говорится: «Колоны создал Бихишти Заргар, в год 54. Кваджа Рукун, сын Мурджан, построил эти колонны. В это время Юз Асаф объявил о своей пророческой миссии, в год 54. Он Иисус, пророк сынов Израиля».

Англоязычная литература, которая повторяет содержимое надписи, не определяет, как это имя звучало в оригинале. Если информация правдивая, то имя не может быть «Иисус», ведь это греческое производное имени, изначально оно звучало «Иешуа». Так же под вопросом и заявленная дата, поскольку неизвестно применяемое летоисчисление и возраст колонн. Ссылки на легенды о путешествующем Иисусе также сохранились в средневековых исламских летописях. В книге 15 века «Раузат Ас-Сафа» (Rauzat as-safa), описывающей жизнь царей и пророков, упоминается о нем в следующих словах: «Он был великий путешественник. Из своей страны он прибыл с несколькими учениками в Насибаин (Nasibain). И послал он их в город, чтобы учили они».

Вторая часть теории пребывания Иисуса в Индии связана с периодом, так называемых, недостающих лет его жизни, когда, согласно писаниям Св. Луки, «Иисус набирался мудрости» (хотя Евангелия не указывает где и как). В 1887 году во время поездки в гималайский Ладакх, называемый «маленьким Тибетом», Николай Нотович (1858-?), российский журналист, офицер и исследователь, узнал некоторые подробности. В монастыре Химис он наткнулся на рукопись о жизни Святого Иссы, который ему показался удивительно похожим на Иисуса.

Содержание «Тибетского Евангелие», рассказывающего о годах проведенных сыном Божьим в Индии, Нотович описал в книге «Неизвестная жизнь Иисуса» (1894). Она будоражит умы читателей и поныне, хотя и вступает в противоречие с историей жизни Христа в Кашмире.

«Когда достиг он 13 лет, то есть возраста, в котором израильтяне женили мальчиков, убогий дом его родителей стал местом встреч богатых и знаменитых людей, которые стремились сделать молодого Иссу своим зятем. Тогда он тайно ушел из дома, вышел из Иерусалима и с караванными купцами отправился в далекую страну Синд, дабы улучшить знания слов и изучать законы Великого Будды. Брахманы и кшатрии, которые слушали речи Иссы, обращенные к шудрам, решили его убить. Но один из шудр предупредил Иссу, и он оставил Джаганнатху и убежал в горы», — повествует рукопись, найденная в Химисе. Она также описывает возращение сына Божьего на родину, его деятельность в Израиле и смерть на кресте. «Когда солнце зашло, закончились мучения Иссы. Потерял он сознание, его душа освободилась от тела и воссоединилась с Богом».

Не менее спорная тема и предмет поиска Юз Асафа. Он пошел искать потомков, так называемых, 10 потерянных колен Израиля. С карты они исчезли, когда их страну оккупировали ассирийцы. На Ближнем Востоке и Индийском полуострове действительно существуют этнические группы и общины, традиции которых относятся к истории потерянных племен. Наиболее известными являются афганские пуштуны и Бней-Исраэль, сообщество индусов, которые признают себя потомками израильтян. Несмотря на годы изоляции, сохранились многочисленные еврейские традиции.

А может Иисус на самом деле пережил распятие и бежал в страну, где он мог рассчитывать на более радушное принятие, нежели у себя на родине? Идеи Мирзы Ахмада и Нотовича продолжает сегодня доктор Фида Хаснаин (Fida Hassnain), автор многих публикаций о тайной жизни Иисуса. Этим идеям трудно прорваться через барьер религиозной догмы и пассивности научного сообщества. Если в фольклоре Кашмира действительно существуют упоминания фигуры Христа, их не мешало бы изучить хотя бы в контексте религиозных исследований.

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня, или Иерусалимский храм Вознесения Христова – одна из главных святынь христианского мира. Согласно Священному Писанию иудеев, христиан и мусульман, на этом месте был распят и погребен Иисус Христос, и здесь же он воскрес спустя три дня после смерти. Расположена церковь в христианском квартале Старого города. В архитектурно-исторический комплекс также входит Голгофа и место обретения Животворящего креста.

Стоимость посещения: бесплатно.

Часы работы: с 05:00 до 20:00; во время богослужений храм закрыт для посещения.

Храм Гроба Господня. Фото: @travel360.pl

Строительство и история

Храм Гроба Господня был построен в IV веке. Расположен он в конце крестного пути Иисуса, по которому сейчас проходит улица Виа Долороза. Пещера, где он был погребен, находилась за пределами Иерусалима. Впервые церковь здесь была возведена в IV веке по указу царицы Елены, матери римского императора Константина I. Позднее к круглому храму-мавзолей, где находится Гроб Господень, пристроили Великую церковь с криптой для места обретения Животворящего креста. Сооружения были богато украшены мозаикой, мрамором и литыми орнаментами.

Храм Гроба Господня. Фото: @t.kalchevskaya

Храм несколько раз подвергался разрушениям во времена набегов персидских и арабских захватчиков. Константин VIII договорился с халифом о возможности реконструировать храм в обмен на строительство мечети в столице Византийской империи – Константинополе.

Разрушение храма Гроба Господня стало одним из основных поводов для начала крестовых походов. Построенный заново в XII веке в романском стиле, он вобрал в себя все святые места, где Иисус умирал и воскрес. Тогда же была построена новая Великая церковь – кафоликон, а в начале XV века храм украсили два купола. После землетрясения 1545 года его реконструкцией занимались монахи-францисканцы. Пожар 1808 года нанес храму и кувуклии серьезный ущерб, однако в 1860 году его вновь отстроили, и в таком виде он стоит по сей день.

Вход в храм. Фото: @yilmazludmila

Что входит в храмовый комплекс

Архитектурно-исторический комплекс включает в себя следующие святые места и культовые сооружения:

  • Голгофа с местом Распятия,
  • ротонда с куполом, под которым стоит Кувуклия – мраморная часовня с Гробом Господним,
  • Кафоликон – самая большая часть храма, собор Иерусалимской Церкви,
  • подземный храм Обретения Животворящего Креста,
  • храм святой равноапостольной Елены,
  • а также несколько приделов, монастырей и вспомогательных помещений.

Храм святой Елены. Фото: @mirumir_br

Приделы храма, а также время для служб и молитв поделены между шестью христианскими церквями:

  • греко-православной,
  • католической,
  • армянской,
  • эфиопской,
  • сирийской,
  • коптской.

Чтобы избежать недопонимания между представителями этих вероисповеданий, ключи от храма и право открывать его двери с 1192 года принадлежит двум арабским семьям и передается от отца к сыну.

Совет: если хотите избежать очередей, лучше приходить пораньше в будние дни. Если же вы придете позже, за определенную плату представители семьи хранителей ключей предлагают провести к святыням без очереди.

Кувуклия. Фото: @destroooooya

Святыни, хранящиеся в храме

Храм Гроба Господня считается важнейшим местом паломничества для христиан не только из-за своего местонахождения, но и благодаря святыням, находящимся в нем:

  • Гроб Господень,
  • место стояния Креста Христова на Голгофе,
  • Камень помазания, на который положили тело Иисуса после снятия с креста,
  • место Обретения Животворящего Креста, где он был найден в 325 году,
  • частица Животворящего Креста, самая большая в мире,
  • часть колонны, к которой был привязан Иисус во время бичевания,
  • часть камня, отваленного от Гроба Господня, на котором после Воскресения сидел Ангел,
  • мощи святых.

Также здесь расположен символический «Пуп Земли» – каменная ваза, обозначающая центр устремлений всех христиан к месту последних дней жизни, смерти и воскресения Христа.

Ежегодно в канун празднования Пасхи, в Великую субботу, в храме проводится особое богослужение с вынесением Благодатного огня. Чудесное схождение светлого пламени в Кувуклию символизирует Воскресение Христа.

Совет: в храме постоянно проводятся групповые экскурсии на разных языках. Чтобы ничего не пропустить в шуме и суете, стоит найти индивидуального гида.

Схождение Благодатного огня. Фото: @slovo_pomoshi

Календарь: от Пасхи до Вознесения

Праздник Пасхи в Церкви не заканчивается вечером 19 апреля. Целых шесть недель Церковь во время богослужений вспоминает главное событие человечества — Воскресение Христа. Как именно она это делает и что происходит в это время в храме — в нашем календаре.

19 апреля. Пасха

Пасха, Воскресение Иисуса Христа — главный христианский праздник.

19–25 апреля. Светлая седмица

Первая неделя после Пасхи называется Светлой седмицей. В ней нет поста в среду и пятницу, каждый день в храмах совершается торжественное богослужение по пасхальному чину с крестным ходом вокруг храма. В субботу Светлой седмицы верующим раздается артос — особый хлеб, который освящается на Пасху. По традиции во многих храмах всю неделю звонят в колокола (может звонить любой желающий).

26 апреля. Антипасха. Неделя апостола Фомы

Антипасха (от греч. ἀντιπασχα — вместо Пасхи) — обновление праздника Пасхи. Христос второй раз явился своим ученикам после Воскресения. На литургии читается отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин 20:19–31), где рассказывается, как апостол Фома, не присутствовавший при первом явлении апостолам воскресшего Спасителя, уверился в чуде, прикоснувшись к ранам на теле Христа.

28 апреля — Радоница

Это первое поминовение усопших после Пасхи. В этот день принято ходить на кладбище к могилам близких и совершать панихиды. В этот день живые делятся радостью о воскресшем Христе с мертвыми, поэтому он и называется «Радоница».

3 мая. Неделя Жен Мироносиц

В воскресенье вспоминаются святые женщины, которые пришли к гробу Христа, чтобы по иудейской традиции помазать тело покойника ароматными маслами. Но там они обнаружили ангела, который и рассказал им о Воскресении Христа. Мироносицы были первыми, кто узнал о чуде. В этот день принято поздравлять православных женщин.

10 мая. Неделя о расслабленном

Церковь вспоминает чудо, которое совершил Христос: исцелил «расслабленного», то есть парализованного человека (Ин 5:1–16).

13 мая — преполовение Пятидесятницы

Особая служба, которая напоминает верующим, что половина церковной жизни от Пасхи до Троицы пройдена (Троица празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому она еще называется Пятидесятницей).

17 мая. Неделя о самаряныне

Самаряне — потомки язычников, которые жили по соседству с иудеями и враждовали с ними. Церковь вспоминает уверование в Христа самарянки, которая встретила Спасителя возле колодца. По преданию, ее звали Фотиния и она обратила в христианство все свое селение.

24 мая. Неделя о слепом

Церковь вспоминает чудо, когда Христос исцелил слепого от рождения человека (Ин 9:1–38).

27 мая — отдание Пасхи

Отдание — конец церковных праздников, память которых длится еще некоторое время после основной даты. На отдание Пасхи совершается торжественное богослужение, которое практически полностью совпадает со службами Светлой седмицы.

28 мая — Вознесение Господне

Один из главных христианских праздников. Церковь вспоминает, как воскресший Христос вознесся (поднялся) на небо. Это случилось на сороковой день после Пасхи.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх