Помост

Вопросы веры

Храм илии пророка

grigoriyz

В детстве я жил в доме ,расположенном в Савельевском переулке. Это в 10 минутах от м.
Кропоткинская. Адрес даже до сих пор помню (так как родители боялись ,что я потеряюсь,то
очень рано заучили его со мной): Савельевский переулок дом 9 квартира 22.
Смутно помнится как на празднике по набережной Москвы реки проходили танки и я вместе с
родителями ходил на них смотреть.
А ещё вспоминаются детские прогулки вокруг бассейна Москва, где раньше стоял Храм Христа
Спасителя. И теперь стоит.
А первой церквью ,которую я в своей жизни увидел была церковь в Обыденском переулке. Как мне
сейчас помнится, надо было с Савельевского переулка свернуть в какую-то тёмную арку и там
дворами выйти прямо к её входу.
Смутно как-то помнится из детства ,что какие-то люди выходят со службы, но что было внутри
не помню.
Много позже (будучи уже взрослым) я заходил внутрь и нашёл её красивой ,но достаточно
маленькой.
Стало тут как-то интересно найти историю этой церкви.Поискал я в Интернете ,кое-что нашёл и
скомпонавал это (лишь слегка подредактировав) в единый текст.
Получилось следующее.
ИЛЬИНСКИЕ ХРАМЫ СТАРОЙ МОСКВЫ
Основание в Москве церквей, освященных во имя ветхозаветного св. Илии Пророка, началось в
глубокой древности. Святой Илия, родившийся за 900 лет до Рождества Христова и чудесно
вознесшийся живым на небо в огненной колеснице, издревле почитался помощником в страшном
бедствии — засухах, грозивших голодом и войнами, и ему молились о даровании дождя. Люди
просили защиты святого и во время гроз. В этот августовский день уже ощутимо приближение
осени и становится заметно темнее по вечерам. Отсюда явилась народная поговорка-примета
«Илья Пророк два часа уволок».
Самая знаменитая и, по негласной традиции, главная Ильинская церковь Москвы — это церковь
св. Илии Обыденного на Остоженке ( совсем недалеко от метро «Кропоткинская»), которая
возвышается рядом с домом Перцова напротив храма Христа Спасителя. Она — следующая по
известности московская приходская церковь после «Большого Вознесения» у Никитских ворот, и
тоже любимый храм московской интеллигенции.
История ее основания овеяна легендами. Местность, где была выстроена эта церковь, только в
XVII веке стала называться «Остожьем» — тогда здесь простирался царский заливной луг и
стояли стога душистого скошенного сена. Ильинская церковь появилась здесь гораздо раньше. Ее
основание московские легенды иногда приписывают древнему князю, который однажды попал в этих
краях в сильную грозу. Он дал обет, что если останется жив, то за один день построит
деревянную церковь во имя Илии Пророка. Другая версия гласит, что храм мог появиться по
обету во время сильной засухи, когда всем миром молились о даровании дождя.
Есть ещьё придание,что первая деревянная церковь была возведена в 1592 году за один день по
обету Василия III.
Так или иначе, но сохранившееся древнемосковское название храма «Обыденный» достоверно
свидетельствует о том, он был изначально деревянным и построен по обету за один день — «об
един день». Историки приблизительно определили дату его основания — конец XV или XVI столетия.

Деревянная Ильинская церковь уже упоминается в летописных повествованиях о славных битвах и
победах русского войска в 1612 года. В августе того страшного и судьбоносного для России
года войско князя Пожарского расположилось у Арбатских ворот. А рядом с Ильинским храмом
находился его штаб — отсюда князь с воинами переправились в Замоскворечье и там бились
насмерть с гетманом Ходкевичем, стремясь не допустить его армию на помощь к осажденным в
Кремле и Китай-городе польским интервентам. А знаменитый келарь Троице-Сергиевой Лавры
Авраам Палицын совершил у храма молебствие «о побеждении на враги».
В деревянном Ильинском храме любил молиться и царь Алексей Михайлович, останавливаясь по
пути в Новодевичий монастырь. Молились здесь и патриархи — с крестным ходом из Кремля они
шли в скромную московскую церковь просить о даровании дождя в засухи.
И только в 1702 году с благословения митрополита Стефана Яворского, будущего местоблюстителя
патриаршего престола петровских времен, думный дьяк Г.Ф. Деревнин построил здесь первую
каменную Ильинскую церковь с семиярусным иконостасом — редкий памятник архитектуры
петровского барокко. Этот стиль появился в начале XVIII века и выразил в себе новые веяния,
которые несла в Россию эпоха Петра I: с одной стороны, ясность, правильность,
рациональность, логичность, а с другой — романтика. Создавался образ скромного, практичного,
а вместе с тем нарядного здания. В это время появляются церкви типа «корабля», отдаленно
схожие с базиликальной композицией храма: колокольня, удлиненный притвор и сам храм
помещаются на одной вытянутой оси. До нашего времени не сохранился изначальный облик
каменной Ильинской церкви: известно, что она была очень маленькая, и в ней помещалось
немного народу, поэтому в 1866 — 1868 г.г. архитектор А. Каминский, зять знаменитых братьев
Третьяковых, значительно перестроил ее и расширил, соорудив трапезную и новую изящную
колокольню. А Третьяковы сделали крупные пожертвования на благоустроение Ильинского храма —
брат коллекционера, городской голова Сергей Михайлович Третьяков сам жил неподалеку от
церкви на Пречистенском бульваре и не раз посещал ее.
Племянница и крестница Михаила Булгакова Елена Андреевна Земская вспоминает о заочном
отпевании Михаила Афанасьевича в церкви на Остоженке (храм св. Илии Обыденного — ближайший
действующий храм к тому месту, где был снесен храм Христа Спасителя). В семейном предании
совмещение заочного отпевания с кремацией, на которой настоял сам Булгаков, объясняется тем,
что писатель избрал кремацию, чтобы не повредить близким. Показательны слова жены писателя
Е. С. Булгаковой: «многие меня упрекали — как я могла так хоронить верующего человека».
В Ильинском храме хранятся бесценные святыни, памятники русской культуры и истории. В
местном чине иконостаса — «Нерукотворный Спас» и Казанская икона Божией Матери XVII века
письма Симона Ушакова, перенесенные еще из деревянного храма. Здесь же у левого клироса
находится очень чтимый в Москве чудотворный образ Божией Матери «Нечаянная радость» —

главная святыня Ильинского храма. Есть легенда о том, что от иконы «Нечаянная радость»
чудесно получил помощь на фронте Патриарх Пимен. Эта икона изначально находилась в
кремлевской Благовещенской церкви в Тайницком саду, после ее разрушения была передана в
церковь св. Власия у Пречистенки, а затем оказалась в храме Воскресения в Сокольниках, куда
в советские годы передавали все чудотворные и наиболее чтимые иконы из разрушенных
московских церквей. В Ильинский храм образ был передан после ликвидации обновленческого
раскола в обмен на копию (этот список и хранится сейчас в Петропавловском приделе
Сокольнического храма напротив Иверской иконы). А у правого столпа при входе в Ильинский
храм находится дивный образ Спасителя, написанный митрополитом Серафимом (Чичаговым).
Одна из местных особенностей храма, о которой остались воспоминания его прихожан — на
Страстной неделе духовенство служило здесь не в черных ризах, а в темно-лиловых.
C года «великого перелома» стали стремительно закрываться и разрушаться церкви. К 1941 г.
в Москве их осталось около 30. В 1930 г. колокольный звон в Москве был запрещен. И хотя храм
чудом уцелел, он все же пострадал в эту черную годину русской истории — на его колокольне
выломали часть решетки и через зияющий провал сбрасывали на землю колокола. А во время войны
храм повредила бомба, но его быстро восстановили, и богослужения продолжались даже при
воздушных тревогах.
Храм не закрывался в советское время, хотя вопрос об этом поднимался несколько раз, и по странному
совпадению, всегда на Крестопоклонной седмице. И только после возобновления патриаршества в
1943 году попытки закрыть Ильинскую церковь прекратились. Поскольку он был одним из немногих
действующих в те тяжелые времена храмов, на Пасху в нем собиралось множество людей. В целях
антирелигиозной пропаганды в толпу специально подсылали группу хулиганов, которые свистели в
храме и толкали людей, пытаясь помешать богослужению, осквернить чувства верующих, создать
сумятицу, панику и давку.
Протоиерей Михаил Ардов в своей книге «МеЛоЧи арХи…,ПрОто…и просто иерейской жизни»
упоминает следующее :
«Один старый москвич рассказал мне о трагикомическом происшествии, которое было в знаменитом
храме Илии Обыденного 14 мая 1946 года — на день иконы Божией Матери “Нечаянная радость”.
Там служил Патриарх Алексий, а с ним протодиакон Николай Парфенов. В самом конце
провозглашаемы были уставные многолетия. Помянувши Патриарха, отец протодиакон, отличавшийся
сильным голосом, продолжал:
— Богохранимей стране нашей, властем и воинству ея, первоверховному вождю…
Но не успел он произнести имя “первоверховного вождя”, как стоящая у амвона женщина завопила
на весь храм:
— Не сметь поминать христопродавца! Не сметь!
И она принялась плевать протодиакону в лицо.
Тот опешил, умолк… А она продолжала вопить и плеваться:
— Не сметь!.. Не сметь!.. Не сметь!..
Опомнившись, протодиакон буквально заорал:
— Многая лета-а-а!..
Это подхватил и хор, но они так и не смогли заглушить пронзительный женский крик:

— Не сметь молиться за христопродавца!.. Не сметь!..
Показательна была реакция присутствующих.
Настоятель храма сделался белым, как полотно, а молящиеся стали пятиться от солеи и
разбегаться. В дверях началась давка, но по счастию был открыт и боковой выход, так что
увечий не было.
Окончилась эта история по тем временам вполне благополучно: женщину объявили сумасшедшей, и
даже отец настоятель остался на своей должности.»
СВЯТЫНИ ХРАМА:
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» из Кремля — чудотворный образ (оригинал)
«Милостивая» из Зачатьевского женского мон.,
Владимирская икона Божией Матери (1688 г.),
Иконы местного ряда иконостаса, написанные еще для деревянного храма — Спас Нерукотворный,
Казанская икона Божией Матери, Усекновение главы Иоанна Предтечи (все — сер. XVII в., Симон
Ушаков и его ученики),
Спас Нерукотворный из Барыковской богадельни,
Иконы сщмч. Ермогена, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского с частицей мощей,
Ковчеги со свв. мощами.
В храме также есть иконы:
Св. Троицы (XVII в.), два Распятия.
Писанные на холстах иконы Спасителя и преп. Серафима работы сщмч. Серафима (Чичагова).
Божией Матери: Успения (XVII и XVIII в.), Неувядаемый цвет (XIX в.), Утоли моя печали,
Федоровская (нач. XVII в.), «Державная», «В родах помощница», Иверская, Смоленская,
Скоропослушница, Тихвинская, Елецкая, «Взыскание погибших», «Всех скорбящих радость»,
«Троеручица», «Споручница грешных».
сщмч. Ермогена, сщмч. Антипы Пергамского (XVI в.), преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима
Саровского,
свт. Николая, прор. Илии, Всех Святых, вмч. Пантелеимона, вмч. Георгия, мч. Вонифатия, мч.
Трифона, мч. Иоанна Воина, мц. Екатерины, мц.Варвары, блгв. кн.Даниила Московского и др.
Подробно о храме и его настоятелях читайте на:

Храм Проро́ка Божия Илии́ в Обыденском переулке — приходский православный храм в честь пророка Илии (главный престол) в Москве, расположенный по адресу: Москва, 2-й Обыденский переулок, д. 6. Храм пророка Илии первоначально был деревянным, возведённый в 1592 году за один день — «обыде́нь», что и дало храму уточняющее название «Обыденный». По имени храма три ведущих к нему переулка стали Обыденскими. Нынешний храм построен в 1702 году на месте прежнего деревянного храма. От этой древней деревянной церкви в иконостасе главного алтаря нынешнего храма предположительно сохранились образ Спаса Нерукотворного (1675) и Казанский образ Божией Матери, написанные ведущим царским изографом Симоном Ушаковым. 15 июня 1944 года сюда была перенесена из храма Воскресения в Сокольниках почитаемая как чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная радость».

Обыденский храм всегда почитался в Москве. В день памяти святого пророка Илии и во время засухи или затяжного ненастья из Кремля к храму совершался крестный ход с участием царя. В такие дни богослужения в храме совершали предстоятели Русской Церкви.

В течение более 300 лет в храме всегда совершались богослужения. Даже в период безбожного лихолетья Храм Илии́ Проро́ка Обыде́нного никогда не закрывался, хотя такие попытки и предпринимались. В тот период, когда другие храмы Москвы закрывались, Обыденский храм принимал многие святыни из закрываемых храмов Москвы.

Главные чтимые святыни храма – чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Владимирская». В местном ряду иконостаса главного алтаря находится несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии», «Спас Нерукотворный» с клеймами, икона Божией Матери «Казанская». В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей. Частицу мощей преподобного Серафима Саровского передал храму Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II († 2008) сразу после второго обретения честных мощей этого великого угодника Божия. 1 августа 2009 года во имя преподобного Серафима Саровского в храме был освящен приставной престол. Также в храме хранится частичка Пояса Пресвятой Богородицы, хранящаяся в мощевике у придела апостолов Петра и Павла.

Полный список святынь храма Илии́ Проро́ка в Обыденском переулке:
— Чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
— Спас Нерукотворный (с 12 клеймами)
— Икона Божьей Матери «Казанская»
— Святой пророк Илия (с 20 клеймами)
— Усекновение главы Иоанна Предтечи
— Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)
— Святой мученик Иоанн Воин
— Успение Пресвятой Богородицы
— Великомученица Варвара
— Преподобный Сергий Радонежский
— Икона Божьей Матери «Неувядаемый Цвет»
— Мощевик слева в центральной части
— Мощевик справа в центральной части
— Святой великомученик Георгий Победоносец
— Святой священномученик Антипа Пергамский
— Святой великий князь Данииил Московский
— Икона Божьей Матери «Владимирская»
— Преподобный Серафим, Саровский чудотворец
— Великомученица Екатерина
— Святитель Афанасий Ковровский, исповедник
— Икона Божией Матери «Умиление»
— Священномученик Серафим (Чичагов)
— Святой страстотерпец царь Николай принимает у священномученика Серафима (Чичагова) Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря
— Преподобный Серафим Саровский, молящийся на камне
— Икона Божией Матери «Достойно есть»
— Икона Божией Матери «Смоленская»
— Икона Божией Матери «Скоропослушница»
— Икона Божией Матери «Взыскание погибших»
— Икона Божией Матери «Тихвинская»
— Икона Божией Матери «Елецкая»
— Cвятые первоверховные апостолы Петр и Павел
— Благовещение Пресвятой Богородицы
— Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
— Икона Всех Святых
— Икона Божьей Матери «Казанская»
— Мощевик в приделе апостолов Петра и Павла
— Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость»
— Икона Божьей Матери «Троеручица»
— Святой пророк Иоанн Предтеча
— Святой мученик Иоанн Воин
— Святой великомученик и целитель Пантелеимон
— Святые мученики Гурий, Самон и Авив
— Икона Божией Матери «Всецарица»
— Икона Божией Матери «Милостивая»
— Распятие. Крест Господень
— Успение Пресвятой Богородицы
— Святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский
— Святой благоверный великий князь Александр Невский
— Спаситель в белом хитоне
— Святитель Николай Чудотворец (с 12 клеймами жития)
— Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»
— Икона Божией Матери «Утоли моя печали»
— Икона Божией Матери «Иверская»
— Три святителя, апостол Иаков, брат Господень, архангел Михаил, мученица Мавра
— Покров Пресвятой Богородицы
— Святой пророк Илия в пустыни
— Святые Симеон Богоприимец и пророчица Анна
— Господь Вседержитель на Престоле
— Икона Божией Матери «Благодатное Небо»
— Икона Божией Матери «Державная»
— Святой мученик Трифон
— Распятие. Крест Господень
— Икона Божией Матери «Помощница в родах»
— Икона Божией Матери «Феодоровская»
— Святая Троица
— Воскресение Господне
— Канун
— Святой великомученик Георгий Победоносец
— Спас Нерукотворный
— Успение Богоматери
— Священномученик Ермоген, патриарх Московский

АДРЕС И СХЕМА ПРОЕЗДА в храм Илии Пророка Обыденного:
Москва, 2-й Обыденский переулок, 6.
(Храм пророка Илии расположен недалеко от Храма Христа Спасителя)

Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. Илия́ — библейский пророк в Израильском царстве, в IX веке до н. э. Русская, Грузинская, Сербская и Иерусалимская Поместные Церкви чтят его память 20 июля (2 августа) (см. «Ильин день») Святой Илия́ в славянской народной традиции — повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Илья — «грозный святой». Пророк Илия́ был ревностным поборником иудаизма и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия.


Согласно Преданию, святой пророк Илия́ совершил следующие чудеса:
— Навёл голод (3Цар.17:3).
— Низвёл огонь на землю (3Цар.18:36-38).
— Низводил Огонь с Небес как для наказания грешников, так и для Знамения Истинности Богопочитания.
— Воскресил отрока, который, предположительно, впоследствии стал пророком Ионой.
— Разделял реку Иордан подобно Моисею ударив по ней своей одеждою.
— Говорил с Богом лицо в Лицо, закрыв при этом своё лицо.
— По Слову Бога пищу ему приносили вороны и Ангелы.
— По его слову пища в доме вдовы не кончалась.
— Его пеленали Ангелы и кормили его Огнём при рождении.
— Полагается, что он есть один из двух светильников предстоящих перед Богом и помазанных Им (Апокалипсис и пророк Захария).
— Был вознесён живым на Небо за особую праведность перед Богом.
— По его молитве заключилось Небо и не давало дождя.
— Также по его молитве Бог дал дождь на землю после заключения Неба.
— Явился вместе с пророком Моисеем перед Иисусом Христом в день Преображения и беседовал с Ним.
— Пророчествовал и открывал людям Волю Бога.
— Считается, что за равноангельскую жизнь Бог даровал ему неисчерпаемый и неограниченный дар чудотворения
— Почитается как величайший из святых.

Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что святой пророк Илия́ был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24). Впрочем, в православном богословии есть мнение, что Енох и Илия были вознесены не на небо, но в некое сокровенное место, в котором и ожидают дня апокалипсиса. Пророк Илия́ упоминается несколько раз в Новом Завете. Так описан эпизод как старейшины и народ спрашивали Иоанна Предтечу, когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илии и даже по внешности походил на него, не он ли Илия? Также ученики Иисуса Христа, согласно Евангелию от Матфея, спрашивали Его, не должен ли перед Мессией прийти Илия. На что Христос ответил: «правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф.17:11-12). Тогда ученики поняли, что Иисус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен (Мк.6:28).

Во время Преображения Иисуса Христа Илия пророк являлся, вместе с Моисеем и они беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). По мнению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Согласно Откровению Иоанна Богослова Илия должен также явиться пред вторым пришествием Христа на землю (Откр.11:3-12). Во время страданий Христа на кресте некоторые из людей думали, что Христос зовёт пророка Илию на помощь, и ожидали его прихода.

Москва. Церковь Илии Пророка (Илии Обыденного) в Обыденском переулке

Адрес: г.Москва, 2-й Обыденский пер., 6.
Проезд: ст/м Кропоткинская
В мощевике в приделе апостолов Петра и Павла находятся 30 мощей в том числе часть Пояса Пресвятой Богородицы!!!

Храм открыт ежедневно с 08.00. до 23.00.
проезд http://www.hram-ostozhenka.ru/Contacts.aspx
Чтимые святыни храма – чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Владимирская». В Деисусном ряду иконостаса главного алтаря находится еще несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии», икона Спаса Нерукотворенного Образа с клеймами, икона Божией Матери «Казанская». В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей.
Богослужения в храме проводятся ежедневно: Литургия – в 8.00, вечерняя служба – в 17.00.; в праздничные дни две Литургии в 7.00 и 10.00. По понедельникам совершается вечерня с Акафистом преподобному Серафиму Саровскому. В среду – вечерня с Акафистом пророку Божию Илии. В пятницу – вечерня с Акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери «Нечаянная Радость».
При храме действует воскресная школа для взрослых и детей, организован общедоступный лекторий о московских святынях.

Список мощей:
1. вмч. Пантелимон
2. вмч. Димитрий Мироточивый
3. прп. Симон, еп. Суздальский
4. прп. Исаакий, затворник Печерский
5. часть Древ Креста Господня
6. Димитрий Солунский
7. часть Пояса Прес. Богородицы
8. свт. Иоанна Златоустого
9. апп. Петра и Павла
10. мчч. Кирика и Иулитты
11. вмц. Варвары
12. вмч. Иоанна Воина
13. прп. Сергия
14. мантия прп. Серафима
15. свт. Василия Великого
16. свт. Николая Чудотворца
17. мч. Гурия
18. мощи СВ. ГУРИЯ
19. вмц. Параскевы
20. сщмч. Харлампия
21. мч. Архидиакона Евпла
22. вмч. Георгия Победоносца
23. свт. Иоанна Милостивого
24. мантия прп. Сергия
25. прп. Александра Свирского
26. прп. Иоанна Многострадального
27. прп. Луки
28. прп. Зинона
29. прп. Макария Печерского
30. Серапиона, еп. Переяславского

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх