Помост

Вопросы веры

Храм на третьяковской

Церковь Николы в Толмачах

В настоящее время этот храм является хранителем главной святыни Русского народа и Российского государства – Чудотворного Образа Владимирского Пресвятой Богородицы.
С 1851 г. участок храма Святителя Николая Угодника в Толмачах стал соседним с участком городской усадьбы П.М.Третьякова – московского купеческого головы и основателя легендарной Третьяковской Галереи, который выступил меценатом крупных работ в храме в 1856 – 1858 гг.
Чудотворный Образ Владимирской Пресвятой Богородицы Матери Божьей Девы Марии был принесен из Владимира в Москву в 1395 г. во время похода на Северо-Восточную Русь среднеазиатского полководца Тимура (Тамерлана). Благодаря заступничеству Чудотворного Образа Северо — Восточная Русь была спасена от разгрома: дойдя до р. Оки, Тамерлан повернул назад, в Среднюю Азию. Чудотворный Образ Владимирской Пресвятой Богородицы Девы Марии был установлен в кафедральном митрополичьем (позднее – патриаршем) Успенском Соборе Московского Кремля, в котором находился до 1918 г. В 1918 г. Чудотворный Образ был передан в Исторический музей, в 1927 г. – в Третьяковскую галерею.
В настоящее время Чудотворный образ установлен в храме Святителя Николая Угодника в Толмачах для всеобщего обозрения и поклонения в специальном закрытом киоте – футляре, внутри которого обеспечивается
постоянная музейная система максимально благоприятных условийсохранения бесценной реликвии; контроль за сохранением Чудотворного Образа осуществляют сотрудники Третьяковской галереи.
Сам храм Святителя Николая Угодника Мир-Ликийского и Барийского в Толмачах в Замоскворечье является выдающимся памятником истории и культуры Москвы.
Храм в Малом Толмачевом пер. уже определением своего местонахождения напоминает об одном из интереснейших районов Москвы и особом этапе развития Замоскворечья, когда в южной части Москвы за р. Москвой размещали иноверцев, рядом с которыми разместились переводчики – толмачи. Замоскворечье стало районом крупного торга – об этом напоминает название ул. Пятницкой в честь снесенного храма Параскевы Пятницы (место павильона метро «Новокузнецкая»). Естественно появление в этом районе храма в честь Святителя Николая Угодника – покровителя путешественников.
Храм Святителя Николы Угодника в Толмачах впервые упоминается в описях Москвы в 1625 г., но существовал, скорее всего, гораздо раньше. Это объясняется тем, что плотное заселение Замоскворечья в качестве полноценного района Москвы, начинается только после завершения Смуты начала XVII в., более ранняя информация об этом районе достаточно отрывочная.
Современный комплекс храма Святителя Николая Угодника в Толмачах расположен почти строго по оси запад – восток перпендикулярно трассе Малого Толмачева пер. (с севера на юг от русла р. Москвы) и включает две основные исторические части: выходящую на красную линию трапезную храма с колокольней 1833 – 1834 гг. на месте частей храма конца XVII в. и расположенный за трапезной собственно храм 1690 – 1697 гг.
Современное здание собственно храма Святителя Николая Угодника в Толмачах было построено в 1690 – 1697 гг. с посвящением храма Сошествию Св. Духа и устройством Никольского предела в трапезной на средства
богатых кадашевских торговых гостей Кондратия и Лонгина Добрыниных и представляет собой яркий пример московского храмового строительства конца XVII в.
Уже в конце XVII в. комплекс храма Сошествия Св. Духа (Святителя Николая Угодника) в Толмачах представлял собой пример организованной градостроительной композиции (типология «кораблем»), когда колокольня,
трапезная – «теплый храм» и собственно основной объем «зимний храм». строились с соблюдением расположения частей по единой оси, при благоприятных обстоятельствах – либо перпендикулярно трассе, либо параллельно. Храм Сошествия Св. Духа (Святителя Николая) в Толмачах сильно пострадал во время Отечественной войны 1812 г., к концу 1820х гг. колокольня накренилась и пошла трещинами, что вызвало необходимость ее разборки и строительства новых частей комплекса.
Сохранившееся от конца XVII в. основное здание «зимнего храма» представляет собой крупный вертикальный объем с двумя симметричными рядами проемов на южном и северном фасадах в 3 оси. С южной стороны в центре нижнего яруса расположен проход внутрь храма.
Храм бесстолпный, внутри перекрыт высоким 4-лотковым сомкнутым сводом (из четырех треугольников), снаружи перекрыт четырехскатной кровлей с 5 декоративными барабанами без окон под луковичными главами.
Примерно на уровне подъема сводов на фасадах храма карнизом выделен своеобразный аттик с декоративными раковинами над осями окон, подражающими раковинам на фасадах Архангельского собора Московского Кремля.
Оформление проемов на фасадах храма Святителя Николая в Толмачах отличается определенной строгостью. Наличники включают достаточно строгие почти ордерные полуколонны, завершения наличников – тимпаны выполнены в виде разорванных фронтонов с «гирьками» в месте разрыва.
В 1832 – 1833 гг. под руководством известного московского архитектора Ф.М.Шестакова к историческому зданию храма Сошествия Св.Духа (Святителя Николая Угодника) в Толмачах на месте аварийных частей были пристроены новые трапезная и колокольня, выступающие на красную линию Малого Толмачева пер.
Ф.М.Шестаков, работавший с такими ведущими архитекторами Москвы первой трети XIX в., как О.И.Бове и В.П.Стасов, стал очень видным представителем московского послепожарного ампира, к прекрасным памятникам которого относятся части храма Святителя Николая в Толмачах.
Новые части храма составляют очень эффектную композицию, центральную часть этой композиции занимает четырехярусная колокольня, нижний ярус которой занимает тамбур главного входа в храм.
Вертикальный взлет колокольни эффектно подчеркивает фланкирующий колокольню ярко выраженный горизонтальный объем трапезной, вытянутый вдоль трассы Малого Толмачева пер., внутри которого устроены Покровский и Никольский пределы. Наружное оформление трапезной включает эффектные ампирные арочные тимпаны над прямоугольными окнами, которые отчасти напоминают оформление строившегося чуть раньше расположенного неподалеку на Большой Ордынке храма Чудотворного Образа Всех Скорбящих Радости архитектора О.И.Бове.
Крупные работы в храме Святителя Николая в Толмачах были проведены в 1856 – 1858 гг. на средства П.М.Третьякова и братьев Медынцевых, когда храм в значительной степени приобрел исторический внутренний облик, сохранявшийся до его закрытия в 1929 г. Именно тогда было выполнено необычайно торжественное оформление пределов трапезной, был расписан внутри храм конца XVII в. (бригада иконописца Степанова), был заново выполнен по историческому образцу иконостас с установкой исторических икон храма.
В 1929 г. храм Святителя Николая в Толмачах был закрыт и передан Государственной Третьяковской Галерее для размещения фондов.
В 1993 г. зданию возвращен статус храма с проведением служб.
В 1997 г. при самом активном участии Государственной Третьяковской галереи была проведена полная реставрация храма Святителя Николая с максимальным восстановлением исторического облика фасадов и интерьеров на 1929 г.
Постоянно проводятся поддерживающие работы.

vladimirdar


Всего 21 фото
Владимирская икона Божьей Матери известна практически всем, кто даже не сильно «ударяется в веру». Это великое произведение искусства мирового значения, несущее невыразимый духовный посыл и его беспредельную глубину. Эта икона для меня очень дорога и не только потому, что меня зовут Владимир. Она привлекает чем-то непостижимо неведомым, удивительным и всеобъемлющим. Я могу любоваться Владимирской иконой часами, ощущая проявляющийся диалог, сливаясь с ней в единое целое. Впервые я увидел Владимирскую икону «в оригинале» еще школьником в Третьяковке. Икона произвела тогда на меня совершенно неизгладимое впечатление и, это было самое сильное потрясения в тот день, насыщенный бесчисленными впечатлениями от шедевров Третьяковской галереи.
Несколько лет назад я приобрел Владимирскую икону в удивительно высококачественном и естественном, близком к оригиналу, исполнении. Есть в Москве иконная мастерская, что делает копии икон на натуральном дереве, на левкасе, изготавливаемым по древним рецептурам и переносит фото изображения с оригиналов в таком бережном, пронзительно-изысканном состоянии и в совершенном балансе цветов, что однажды, увидев эту икону в витрине, я уже не мог обходиться без нее. Вот и сейчас она стоит передо мной и вдохновляет на чувственную и невыразимую эмоцию любви, принятия и сопереживания.
Я не ставлю себе задачу подробно рассказать о бесчисленных удивительных событиях, связанный с этой чудотворной иконой Владимирской Божьей Матери, — это просто невозможно в формате одного поста в ЖЖ, но хотел бы попытаться передать именно свои ощущения и чувства от недавнего непосредственного контакта с этой иконой – символом веры и непобедимости всего нашего русского народа.
Согласно преданию, икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на кипарисовой доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Икона оставалась в Иерусалиме до 450 года. При Феодосии Младшем её перенесли в Константинополь. В начале XII века (1131 год) Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с неё в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому. По оценкам искусствоведов, икона написана в XII веке, предположительно, в Константинополе. Таким образом, образ о котором идет речь, все же не написан рукой именно апостола Луки, как это часто упоминается, но это и не имеет особого значения – перед нами живой образ Богоматери с младенцем Иисусом. И хотя Лука не был одним из самых близких двенадцати апостолов Иисуса, но он принадлежал к семидесяти апостолам («второго эшелона») и являлся близким сподвижником апостола Павла. Лука почитаем не только как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов, но и как первый иконописец, давший христианскому миру первые канонические иконописные изображения святых ликов.

Апостол Лука
Для нас, те самые новозаветные времена, являются чем-то далеким и не до конца осознаваемым, однако, только подумаем, что Лука видел своими глазами Богородицу и Иисуса, непосредственно участвовал во многих евангельских событиях, связанных с Христом и, безусловно, передавал в письме иконы ту самую Веру и Дух Святой, чем была наэлектризована, в то время чудес и удивительных свершений, Святая земля. Поэтому, по определению, оригинал иконы нес все эти нематериальные элементы мироощущения первого христианского иконописца. Лука написал ряд икон Богородицы, в том числе и известную нам «Владимирскую» о которой и идет речь. Иконы всегда и во все времена писались только истинно верующими и проникновенными иконописцами и эта икона как список, точно также безусловно, несет, как говорится, первоначальную энергетику апостола Луки и его бережный эмоциональный и чувственный посыл в изображении Богоматери с младенцем Иисусом. И это ощущается всецело, по крайней мере, с моей субъективной точки зрения.
Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. «Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир» по которому она и получила нынешнее наименование, где она хранилась в Успенском соборе.
Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была из Владимира перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы. Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году («стояние» на реке Угре).


В память об этих чудесах Русская православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы: 21 мая (3 июня) — избавление от Махмет-Гирея в 1521 году; 23 июня (6 июля) — избавление от Ахмата в 1480 году; 26 августа (8 сентября) — сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана в 1395 году.
Икона стояла прежде в Успенском соборе Московского Кремля по левую сторону царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей (сейчас эта риза находится в Оружейной палате).
В 1918 году икону изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею. С сентября 1999 года находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. 04.
Храм-музей Святителя Николая в Толмачах
Вот об этом храме и Владимирской иконе и рассказывается в этом материале. Владимирская икона является величайшей и наиболее почитаемой русским народом чудотворной святыней. Ранее, при нашествиях врагов «вся Москва вставала на молитву» перед ней и этот масштаб подобных событий еще надо себе представить. Для наших предков икона являлась не просто неким изображением Богородицы – она представлялась всем русским людям самой Богородицей, что находилась рядом с ними и могла даровать свою защиту, покровительство и великую любовь Матери своим чадам. Так, что с Владимирская икона Божьей Матери для русского народа, как и для его коллективного бессознательного, была живым воплощением Матери Божией с младенцем Иисусом на руках и это не просто слова, а нечто гораздо большее. Икону не раз перевозили из Владимира в Москву, и каждый раз ее встречали в столице Всем Миром. Я описывал в свое время чудо спасения Владимирской иконой Москвы во время нашествия Махмет-Гирея в рассказе о царском великокняжеском селе Остров – там вы найдете лишь один пример этого чуда. Похожие многочисленные чудеса, связанные с Владимирской иконой, происходили столетиями постоянно, поэтому подробно рассказать о них в одном материале просто невозможно, как я уже отмечал…


Ранее Владимирская икона была окружена трепетным и восторженным почитанием сотен и сотен тысяч русских людей, к ней при любой возможности выстраивались бесконечные очереди паломников со всех концов нашей необъятной родины. В настоящее время всё изменилось – Владимирская икона является экспонатом Третьяковской галереи, но сейчас она пребывает здесь уже не в качестве выставочного образца а, как и подобает величайшей русской святыне – находится в домовом храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Доступ к ней свободный, платить за вход не надо и в редкие службы в этом храме, можно прийти и увидеть это невыразимое и неописуемое Чудо. Воистину, даже странно, — ранее к этой иконе стояли несметные очереди наших предков для поклонения, а сейчас — в тишине Тихвинского храма мы можем видеть всего человек двадцать, что пришли на церковную службу поклониться святыне.


Храм Святителя Николая в Толмачах был построен в начале XVII века. Первое письменное упоминание датируется 1625 годом. Церковь была восстановлена после пожаров 1812 года и постоянно действовала вплоть до советских времен. Церковь была закрыта в 1929 году. До 90-х годов помещения перестроенной церкви занимали службы Третьяковской галереи. Богослужения в храме Святителя Николая в Толмачах возобновились только в 1993 году.

Храм исторически представлен четвериком XVII века с центральным алтарем сошествия Святого Духа на апостолов и колокольней с трапезной XIX века, включающей два придела — Покровский и Никольский. Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при Государственной Третьяковской галерее. Здесь созданы все необходимые условия для хранения уникальных святынь, являющихся духовным и культурным достоянием нашего народа.

Раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона Андрея Рублева «Троица». Между прочим, здесь находится очень многие чтимые и чудотворные иконы, в том числе и Иверская икона божьей Матери. По мнению искусствоведов именно эта икона, находящаяся здесь, является той самой, что некогда находилась в Иверской часовне у Воскресенских ворот на Красной площади.

К Владимирской иконе, на удивление, нет сильного наплыва молящихся и интересующихся историей, и мы имеем уникальную возможность, во всех смыслах, близко пообщаться с этой святыней. Обычно редкие службы у иконы проходят утром в 9 часов и вечером в 17 часов, но если прийти пораньше — Владимирская икона предстает перед нами совсем близко, во всем своем величии и удивительной небесной красоте.

Иконостас храма святителя Николая в Толмачах
Я уже несколько раз бывал храме Святителя Николая в Толмачах и все никак не могу насытиться этими удивительными ощущениями от контакта с иконой. Икона Владимирской Божьей Матери, а точнее, закрытый бронированный киот в котором она находится, расположена в левой части основного объема храма.

А здесь трогательная история — (слева) перед иконой в Третьяковском храме-музее — одинокая маленькая девочка из Сургута, впервые в жизни оказавшаяся в столице — сейчас женщина, как я понял, случайно оказавшаяся рядом, рассказывает ей о Владимирской иконе и связанных с ней чудесах…

Не знаю как у других, но меня охватывает удивительный, ни с чем не сравнимый трепет, когда я нахожусь рядом с Владимирской иконой. Она как будто охвачена чистым божественным сиянием; от иконы будто исходит непередаваемый по красоте золотистый удивительно нежный поток чистой любви, принятия, и невыразимое для сознания понимание, что дева Мария слышит тебя и отвечает на молитвы. Я достаточно много посетил разных храмов и побывал у многих чудотворных икон, но такого всецелого насыщенного, нежного и густого золотистого поля чувственного контакта и эмоциональных ответов Богоматери не ощущал нигде – Владимирская икона воистину великая «живая» святыня русского народа.

В последний раз я пригласил к Владимирской иконе свою знакомую, у которой очень сильно и, уже который месяц, болела нога и ничего ей не помогало – ни многочисленные продвинутые лекарства, ни мази, ни уколы, ни массаж… И что же!? – уже через два дня после посещения иконы постоянная невыносимая боль снизилась и стала стремительно спадать. Вот вам и личное впечатление о небольшом Чуде, что произошло прямо при мне. Так, что Владимирская икона продолжает удивлять чудесами и готова помогать и защищать своим божественным богородичным покровом — стоит только попросить от души…

Еще несколько фотографий Владимирской иконы Божьей Матери в храме-музее святителя Николая в Толмачах…

Этот пост был написан потому как — всегда есть место Чуду, и мы, забывая об этом, старательно и всецело обреченно страдаем и терпим, болеем и стенаем, а нужно, всего лишь, оглянуться на свою жизнь, раскаяться, сделать именно свои выводы из той своей проблемы или ситуации, которая заботит, осознать, что происходит с тобой, почему, и прозрев — получить (попросив исцеление) — прощение, избавление и удивительную помощь оттуда — из тех духовных измерений, что совсем рядом с нами, от тех святых, что только ждут нашей смиреной осознанной просьбы для ее исполнения и воплощения в нашей физической реальности…

Добраться к Владимирской иконе очень легко. От станции метро «Третьяковская» проходим в сторону Третьяковской галереи по Большому Толмачевскому переулку, доходим до Малого Толмачевского и поворачиваем направо у храма-музея Святителя Николая в Толмачах, проходим мимо него и в смежном с ним современном здании Третьяковской галереи открываем первую по ходу стеклянную дверь и заходим (табличка-указатель есть). Здесь пост охраны, — далее налево и вниз по лестнице – вход в храм осуществляется через подвальное помещение холла с гардеробом и туалетом – все цивильно и достойно – далее уже проходим в сам Храм из холла по лестнице наверх. Адрес храма — Толмачевский Малый пер., 9.
Все фото внутри храма сделаны фотокамерой смартфона, так, что уж извиняйте за качество картинок)

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.
Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).

Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета);
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» — вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI — начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх