Помост

Вопросы веры

Храм преображения на преображенской

Преображенский храм на Преображенской площади

В 1650-х в Преображенском любил охотиться Алексей Михайлович. Он и поставил здесь дворец на берегу Яузы.

Путеводитель по архитектурным стилям

Вскоре он стал любимым местом пребыванием царя. А после смерти Алексея Михайловича дворец в Преображенском стал постоянным жильем Натальи Кирилловны с маленьким Петром и дочерью Натальей.

В 1684 году по желанию Петра на левом берегу Яузы построили потешный городок — земляную крепость Прешбург с деревянными частями, рвом и высокой башней с часами. Здесь проходили маневры потешных войск, здесь же спустился на воду найденных в амбарах Измайлова парусный бот — ботик Петра, «дедушку русского флота».

В 1692 году Моисей Буженинов построил новые хоромы для государя. Но затем дворец в Преображенском пришел в запустение, и в начале XIX века его разобрали. А Преображенское к тому времени стало известно как «солдатская Преображенская слобода».

Сначала на полковом дворе Преображенского полка стояла временная церковь, затем ее сменила деревянная, но вскоре обветшала.

Что есть что в церкви

В 1747 году сержант Иван Третьяков купил в соседнем Семеновском здание старой деревянной церкви и перенес его в Преображенское. Храм освятили как церковь Петра и Павла в честь небесных покровителей Петра I. В 1768 году его перестроили, а на месте жертвенника церкви петровского времени установил памятный знак.

Во время пожара 1812 года храм не пострадал, службы там не прекращались все время пребывания в Москве французской армии.

После революции храм Петра и Павла действовал. Его прихожане не позволили даже снять колокола. Кроме того, сюда свозили святыни из разрушенных церквей. А в марте 1963 года Мосгорисполком решил снести Преображенскую церковь в связи со строительством метро. Прихожане встали на защиту храма: писали письма Хрущеву, собирали подписи, ходили в Мосгорисполком. Но в 1964 году храм Петра и Павла взорвали, а ветка метро прошла в стороне.

В 2015 году Преображенскую церковь восстановили, а у ее стен поставили памятник солдатам и офицерам-«преображенцам», погибшим в войнах за Отечество. Теперь это главный храм Сухопутных войск Российской Федерации.

Говорят, что… …храм Преображения стал последним храмом, взорванным в СССР. Но на самом деле в апреле 1972 года в Москве взорвали храм Казанской Божьей Матери у Калужских ворот.

Преображенское на фотографиях разных лет

А вы бы хотели дополнить рассказ о Преображенской церкви на Преображенской площади?

Армянский Кафедральный Собор Преображения Господня (2013)

Недавно построенный Кафедральный Собор Преображения Господня Армянской Апостольской церкви (2013, архитектор Артак Гулян) по праву стал украшением Москвы, новой прекрасной достопримечательностью города. Но некоторые могут спросить: как этот новый храм связан с нашей столицей, ведь он построен по канонам армянской классической архитектуры? И тут нужно остановиться подробнее. Дело в том, что архитектура, как и любое другое искусство, преемственна, каждый мастер буквально стоит на плечах своих предшественников. И все, что кажется нам таким разнообразным и непохожим друг на друга, на самом деле имеет общие корни. Так вот, все мы хорошо представляем себе древнерусскую архитектуру, романский и готический храм. Но немногие знают, что непосредственный предок всех этих стилей — ранневизантийский храм, а первыми мастерами, принесшими традиции христианской архитектуры в Византию, были именно армянские зодчие, ибо как раз в ту эпоху армянская архитектура переживала пору небывалого расцвета.

Таким образом, совершенно новый Собор Преображения приоткрывает нам предысторию русской и европейской архитектуры именно благодаря тому, что его авторы строго следовали древним армянским канонам. Композиционный план главного зала строго продуман. В западной части мы видим притвор и лестничные пролеты, ведущие на балкон для хора. На востоке находится главный вход, а также ризницы храма. Собор увенчан барабаном, по периметру которого проходят 24 арочных пролета, а фойе — четырехгранной звонницей.

Собор построен из знаменитого армянского розового туфа, пол отделан мрамором и гранитом. Стены богато декорированы множеством орнаментов, кругом высечены традиционные изображения креста.

17 сентября 2013 года состоялось торжественное освящение храма. На нем присутствовали многие духовные и политические лидеры, в том числе Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Два предстоятеля, армянской и русской церквей, торжественно открыли памятный родник в знак дружбы двух народов.

Как добраться

  1. От м. Марьина Роща: пешком 700 метров, либо на автобусах № № 19, 24 или на маршрутном такси № 319 до остановки «Олимпийский проспект».
  2. От м. Достоевская: пешком 860 метров.
  3. От м. Рижская, Рижского вокзала, пл. Рижская (Ленинградское направление) и Ржевская (Курское и Смоленское направление): пешком 1000 метров, либо на автобусах № № 0, 19 или на маршрутном такси № 319
  4. От м. Проспект Мира — кольцевая: пешком 1250 метров.
  5. От м. Тимирязевская и пл. Тимирязевская (Савеловское направление): на автобусе № 19 или на маршрутном такси № 319.
  6. От м. Трубная, Цветной бульвар, Владыкино и пл. Окружная (Савеловское направление): на автобусе № 24.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

Армянская церковь в Москве

В российской столице можно увидеть крупную религиозную достопримечательность Апостольской церкви армян — это Армянский храмовый комплекс. В него входят: резиденция Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Святой Армянской Апостольской православной церкви, церковь Святого Креста, кафедральный собор Преображения Господня, гостевой дом с вместительным трапезным залом для посетителей комплекса. В зале под храмом находится музейная экспозиция с мощами святых и различными историческими церковными предметами. По отзывам, в комплексе работает также магазин с армянскими товарами.

Ворота в церковный комплекс, © Vitaly S.

Первая Армянская церковь в Москве появилась после войны с Наполеоном. Когда началось восстановление города после пожара, семья Лазарян выделила средства на постройку храма. В 20-х годах, после революции, здание стало Домом культуры Армении.

К концу прошлого века количество граждан, приехавших из Армении в Россию, сильно выросло, поэтому в 90-е годы был проведен отбор проектов Армянской церкви в Москве на конкурсной основе, однако победившую идею не удалось реализовать. В конце 1990-х — начале 2000-х все же удалось возвести часть церкви: были проведены работы под землей и создан верхний каркас, дальнейшие этапы стройки заморозились на неопределенное время. Лишь в 2006 году стартовали новые строительные работы по макету Армянской апостольской церкви в Москве, разработанному Артаком Гуляном, работы длились 7 лет. Комплекс был создан на средства благотворителей. Новая Армянская церковь в Москве появилась севернее первоначального места стройки, на Олимпийском проспекте.

Резиденция Епархии, © Ludvig14

Освящение Армянского храмового комплекса пришлось на 2013 год. На обряде присутствовали высшие лица конфессий и видные общественные и государственные деятели. В этот день новому храму преподнесли почитаемую святыню — частицу Креста Господня. Освящение собора Армянской церкви в Москве на Олимпийском проспекте было совершено во имя Преображения Господня («Сурб Пайцаракерпутюн»).

Материал, из которого сделаны сооружения храмового комплекса Армянской Апостольской церкви в Москве — светло-розовый и золотистый туф. Архитектурный стиль всего ансамбля отражает армянские церковные классические традиции, в кафедральном соборе и часовне оформлены красивые росписи. Армянская церковь в Москве на Олимпийском украшена как с внешней стороны, так и внутри, разнообразными орнаментами и барельефами с образами и сюжетами на религиозную и национальную тематику.

Кафедральный собор Армянской апостольской церкви в Москве имеет высоту 50 м — это самое большое подобное сооружение за границами Армении. Здесь могут находиться около 1 000 людей. В постройках церковного ансамбля регулярно проходят разнообразные мероприятия, посвященные культуре армян и взаимодействию двух стран — России и Армении. В комплексе также находится Армянский музей Москвы и культуры наций, вход в него — под куполом из стекла. Здесь можно узнать историю страны, армянской диаспоры в России, ее культуру.

Узнать, сколько армянских церквей в Москве и их адреса, а также найти информацию по другим городам и странам, можно на сайте Армянской церкви в Москве. © Pandukht

Вардавар в Армянской церкви на Олимпийском проспекте

Важный день для прихожан Армянской церкви — Вардавар, это праздник в честь Преображения Господня. Он приходится на лето, 98-ой день после Пасхи. В этот памятный день в Армянском храме в Москве свершается Святая Литургия. Затем празднование продолжается на открытом воздухе, заранее зарегистрировавшиеся выезжают на природу от Армянской церкви в Москве на Олимпийском. Традиция Вардавара — обливание друг друга водой. Чтобы быть в курсе программы мероприятия в текущем году, рекомендуется следить за новостями на сайте Армянской Апостольской церкви в Москве или узнавать информацию по телефону церкви.

Церковь Святого Креста, © Pandukht

Режим работы

Армянская церковь открыта для посещения в любой день. Часы работы: 09:00—19:00 часов. Служба в Армянской церкви в Москве проходит в следующее время:

  • Ежедневно: 10:30 — утреннее богослужение, 16:30 — вечернее.
  • По воскресеньям: 11:00 — Святая литургия.

Совершают также в Армянской церкви в Москве крещение и венчание. По отзывам, эти таинства проходят в кафедральном соборе Преображения Господня в особенно величественной обстановке. Путешественники рекомендуют зайти внутрь, даже если там не проходят службы, чтобы посмотреть на красивое внутреннее оформление.

Панорамный вид на вход в Армянскую Апостольскую церковь в Москве:

Как добраться до Армянской церкви в Москве

Адрес: Мещанский район, Олимпийский проспект, 9. Доехать сюда можно на автобусах до следующих остановок:

  • «Олимпийский проспект (ул. Трифоновская)», № 0, 19, 24.
  • «Дом ветеранов войны», № 24, 28.
  • «Советской Армии», № н6, т13, 15.

Проехать до Армянской церкви в Москве можно на такси, заказав поездку через сервисы Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт. Для тех, кто приезжает на машине, имеется парковка возле храмового комплекса.

Метро у Армянской церкви в Москве

При поездке на метро нужно следовать до одной из станций:

  • «Марьина роща» или «Достоевская» Люблинско-Дмитровской линии находятся примерно в 1 км от московской Армянской церкви.
  • «Проспект мира» и «Рижская» Калужско-Рижской линии расположены на расстоянии 1,5 км от храма.

Армянская церковь в Москве на видео (съемка с высоты):

19 августа — Преображение Господне

В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28).

Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с собой трех учеников — Петра и братьев Заведеевых: Иакова и Иоанна — и взошел с ними на вершину помолиться. Однако апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9:32).

Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его в сделалась белою, блистающею» (Лк. 9:29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами — пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда беседа Христа с Моисеем и Илией подходила к концу, апостол Петр проникся дерзновением и сказал: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк. 9:33). Петр, которому предназначено быть одним из созидателей Церкви Христовой во всей вселенной, собрался построить «три кущи» (три палатки) для Учителя и явившихся им пророков. Он все еще смотрит на Иисуса Христа по-земному и ставит Его наряду с Моисеем и Илией. «Но Иисус, — пишет преп. Ефрем Сирин, — тотчас показывает ему, что не имеет нужды в его скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение сорока лет делал в пустыне скинию из облака отцам его». «Когда он еще говорил, — повествует св. евангелист, — се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).

При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «встаньте, не бойтесь» (Мф. 17:7) Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогою Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

Однако величие Преображения не ограничивается только чудесным созерцанием учениками Божества Христова, просиявшего через завесу Плоти Его. В свете Фавора перед нами открывается одновременно и все домостроительство Божие о спасении мира, что и отобразили весьма ясно в своих творениях святые песнословцы, составители стихир и канонов на день Преображения. «Соединив в Себе Божество и человечество неслиянно. Ты показал нам на Фаворе угль Божества… и тем изумил Моисея с Илиею и верховных из апостолов» (2-й канон, песнь 5-я, тропарь 3-й). Поэтому-то, узрев «Божество во плоти, блистающее на Фаворе», Моисей и Илия познали в Нем Того, «Которого они в древности провозвестили истинным Богом» (1-й канон, песнь 5-я, тропарь 1-й), а ныне пришедшего «от Девы Отроковицы… человеком на избавление» (на стиховне стихира на малой вечерне). Ныне уразумели все, Кто такой Иисус, Сын Бога Живого. Он — Тот, Который некогда явился Моисею прикровенно «в огне и купине», а затем «на горе законодательства… в древности во мраке»; сейчас же открылся въяве, «в неприступном свете Божества» (2-й канон, песнь 1-я, тропарь 3-й).

Моисей и Илия приблизились на Фаворе к Преобразившемуся Христу. Это «закон и пророки» предстоят своему Владыке как рабы, исполнившие Его повеления. Совершив все то, что Он указывал на Синае и на Хориве, и на прочих местах Богоявления, они сейчас как бы слагали перед Владыкой свои полномочия. Они полны священного трепета: вот Господь идет в Иерусалим завершить их дела и принять крест ради спасения людей. Пророки удалились. Кончились древние преобразования, исполнились пророчества. Воссиял свет Фавора. На земле — Сын Возлюбленный, Совершитель закона и Домостроитель спасения людей.

Праздник Преображения Господня научает нас многим богословским истинам. «Невещественный огнь, не попалявший вещества телеснаго, виден был, когда Моисею, апостолам и Илии явился Ты, Владыко, единый из двух естеств, в двух совершенных естествах» (2-й канон, песнь 4-я, тропарь 3-й), — так поет Св. Церковь об откровении воплотившегося Сына Божия на горе Фавор. И пророк Илия, и Моисей, созерцавший некогда на Хориве неопалимую купину, и св. апостолы ныне увидели в просиявшем Лице Иисуса Христа Бога и совершенного Человека — во единой ипостаси два естества, «неслитно и нераздельно» соединенные. На Фаворе возвышенная догматическая истина о воплощенном Боге Слове была представлена всем людям воочию.

Глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», — свидетельствуя вновь, как и у Иордана, о Богосыновстве Иисуса Христа, открывал тайну Св. Троицы. Представшие же Господу Иисусу «с земли апостолы, как бы с неба — Илия Фесвитянин, а из мертвых — Моисей» (2-й канон, песнь 8-я, тропарь 3-й) — по словам творца канона на Преображение, прп. Иоанна Дамаскина, — указывали величие власти Его: Oн живыми и мертвыми обладает, являясь Владыкой неба, земли и преисподней.

Праздник Преображения Господня отмечается Православной Церковью начиная с IV века, со времени построения св. равноап. Еленой на горе Фавор храма, посвященного этому событию.

В русской народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом, т.к. его справляют одновременно с поспеванием яблок. На Руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной Литургии.

В нашем Полотняном Заводе именно в этот день проводилась ярморка, которая по всей видимости начиналась с освящения плодов, после чего праздник продолжался.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В 1965 году храм Преображения Господня на Преображенской площади был взорван. Так сложилось, что именно он стал последней жертвой в те времена, когда проводилась ярая борьба с православием. Предлогом для такого деяния была необходимость проведения работ для очистки территории, на которой в будущем должно начаться строительство станции метрополитена. Нужно отметить, что в основном все церкви в России строились в архитектурном стиле «корабельный». Не исключением был и данный храм.

Немного истории

Храм был возведен еще в 18 веке. Его освятили в честь почитаемых апостолов Петра и Павла. Главный его придел в честь — Преображения Господня. Немного позже проводили строительство из каменных строительных материалов, просуществовавшего до взрыва.

В 19 веке храм стал кафедральным, а после революции него привезли большое количество чудотворных святых образов из соседних церквей, которые власти закрывали. Во время войны церковь была убежищем для людей. В тот перед тем как хотели снести храм в нем заперлось около 150 человек в знак защиты построения. Власти пообещали, что его не тронут, люди поверив разошлись. В ту же ночь храм подорвали.

После 2008 года началось восстановление храма на прежнем месте. Так как планируемое государством строительство провели в другом месте. Церковь была восстановлена в том виде, в котором она существовала до взрыва. Сегодня полностью отстроено все пять пределов. Во время восстановления были отреставрированы все копии знамен Преображенского полка.

При нем сегодня работает воскресная школа.Также работает и музей истории полка Преображенского. Его могут посетить все желающие.

Расписание богослужений храма на Преображенской площади

В первую очередь нужно сказать, что при церкви работает социальная служба. Многодетные и малообеспеченные люди имеют возможность получить бесплатную юридическую консультацию. Также они могут получить консультацию психологов и специалистов по беременности.

Богослужения проходят:

  • По будним дням в 7:40 утра.
  • По выходным и праздничным дням в 8:40 утра.
  • Вечерние службы богослужения проходят в 18:00 вечера.

Храм находится по адресу: город Москва, площадь Преображенская 9 а. К нему едут автобусы % 34, 52, 230 и 716. Также удобно будет добираться на метро. В таком случае необходимо ехать до станции «Преображенская площадь».

Господь всегда с Вами!

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх