Помост

Вопросы веры

Храм сергия в крапивниках

Церковь Сергия, что в Крапивниках

Церковь преподобного Сергия в Крапивниках известна с конца XVI столетия. Она изображена на «Петровом чертеже» Москвы, и это пока единственное свидетельство существования одноглавого храма в то время. Первое письменное подтверждение существования церкви относится к 1625 году, тогда она была деревянной.

Название церкви «в Крапивниках» однозначного объяснения не имеет. По одной из версий, так могли называть местность малонаселённую, заросшую бурьяном и крапивой. Согласно другой точке зрения, переулок, в котором церковь стоит, получил название по имени хозяина одного из дворов.

В самом деле, в 1752 году одно из владений рядом с храмом принадлежало коллежскому асессору Алексею Крапивину. В прошлом были и другие названия церкви: «в Старых Серебряниках», «у Трубы», то есть близ Трубной площади, «в Сторожах».

В дореволюционное время церковь в Крапивниках была единственным храмом центра столицы, главный престол в котором был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского.

Сергиевская церковь невелика, она стоит под углом к Крапивенскому переулку и далеко выдаётся на проезжую часть своей колокольней. Такое расположение говорит нам о древности храма. Самая старая часть церкви – небольшой по площади четверик, построенный в камне в 1678 году. С севера, юга и запада он окружён более поздними пристройками. Только восточная стена его не была ничем застроена. Здесь мы можем увидеть алтарную апсиду, наличники окон, старый карниз. Каким было первоначальное завершение кубического здания, точно не известно. Скорее всего, церковь была одноглавой.

Южный придел во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи был пристроен к храму в 1702 году. Он объединён с трапезной единым пространством. В 1885-1886 годах придел Иоанна Предтечи был увеличен. Заново была построена абсида, отодвинутая на восток. Она стала вровень с двумя другими алтарями храма. Предтеченский придел стал больше по площади, чем древний четверик и северный придел. Ныне этот придел посвящен Всем святым, в земле Русской просиявшим.

В 1749 году церковь перестроили, и она стала почти такой, какой мы видим её сегодня. Над старым четвериком появилось новое завершение в виде прямоугольного объёма со срезанными углами. На коротких сторонах его были устроены арочные ниши с замковыми камнями. Все углы надстройки украсили пилястры. Новое завершение храма покрыто высоким восьмигранным куполом и увенчано простым, без украшений, гладким барабаном с маленькой главой и ажурным кованым крестом. Одновременно к храму был пристроен северный Никольский придел (в 1998 году он освящён во имя Серафима Саровского). Церковь получила черты стиля барокко. Не исключено, что перестройка храма велась по проекту мастера школы князя Д.В. Ухтомского — главного архитектора Москвы середины XVIII столетия.

В Сергиевском храме был крещен известный русский философ, общественный деятель, писатель и музыкальный критик В.Ф. Одоевский (1804-1869). В 1812 году, во время пребывания в Москве наполеоновской армии, церковь сильно пострадала. После ухода французов она была приписана к соседнему храму Иоанна Богослова (не сохранился, стоял в Петровском переулке). Богослужения возобновились только в 1875 году.

15 ноября 1883 года Сергиевская церковь, не имевшая своего прихода, была передана Константинопольскому Патриархату под устройство собственного подворья (представительства в Российской империи).

В 1920 году храм преподобного Сергия в Крапивниках во многом разделил судьбу всей Русской Православной Церкви. В нем насильственно были изъяты ценности (богослужебные сосуды, старинные ризы на иконах и сами иконы). Известно, что изъятие ценностей сопровождалось волнениями прихожан. В 1934 году умирает последний греческий настоятель храма. Благодаря тому, что с формальной точки зрения Константинопольское подворье не принадлежало Русской Церкви, его еще несколько лет не закрывали. Храм был закрыт одним из последних в Москве – в 1938 году. В конце 1930-х годов у закрытой уже церкви разобрали ярус звона колокольни и барабан над основным объёмом. Внутри было устроено кустарное производство по заточке коньков, что объясняется близостью любимого москвичами катка “Динамо”. В таком виде храм сохранялся до 30 августа 1991 года, когда он был освящён Патриархом Алексием II. Сейчас храм — Патриаршее подворье.

В 2001 году была восстановлена разобранная большевиками колокольня, а в 2010 году освящен придел в честь Всех святых, в земле Русской просиявшим. В 2013 году открыта роспись Серафимовского придела, выполненная иконописцем Ириной Зарон.

На наружной северной стене храма укреплены доски с надписями красивой вязью, рассказывающие о погребённых рядом с ними прихожанах. Здесь похоронено несколько представителей княжеского рода Ухтомских. Они жили в Сергиевском приходе в XVI- XVIII веках. Здесь же были могилы княгини Е.М. Дашковой (1711 год), стольника М.Б. Челищева и его супруги и других. До нашего времени под юго-западным углом трапезной сохраняется усыпальница князей Ухтомских. Некрополь Сергиевского храма – один из самых известных в Москве

В церкви Сергия с 1991 года находится выдающееся произведение искусства и почитаемая святыня – Кийский Крест, один из самых значительных реликвариев в истории христианства. Крест, повторяющий размеры Креста Христова, был изготовлен по приказу Патриарха Никона и освящён 1 августа 1656 года в Москве. Он предназначался для основанного Никоном Крестного монастыря на Кий-острове в Белом море. Патриарх Никон поместил в Крест частицы мощей 104 святых и 16 камней из различных святых мест Палестины. Крест находился на своём месте, в соборе Крестного монастыря, до 1923 года. Затем его перевезли в антирелигиозный музей на Соловках, а в 1930 году в Государственный исторический музей в Москве. Среди других почитаемых святынь этого древнего храма – чудотворные иконы: образ Божией Матери Феодоровская и образ преподобного Сергия Радонежского.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА



Приход храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках известен с 1597 года.
Современное здание трехпрестольного храма было построено в середине XVIII века при участии архитектора школы Д.В. Ухтомского, усыпальница рода которого находится в северном приделе.
Главный престол освящён в честь преподобного Сергия Радонежского, боковые приделы — в честь преподобного Серафима Саровского и Всех святых в земле Российской просиявших.
В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, храм был закрыт одним из последних в Москве в 1938 г.
В 1991 году приход был возрожден, а 30 августа 1991 года Святейший Патриарх Алексий II участвовал в малом освящении Сергиевского придела.
С 1991 года по настоящее время в здании храма ведутся ремонтно-восстановительные работы.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Кийский Крест Патриарха Никона с мощами более 300 святых угодников Божиих.
Также в храме находятся иконы Божией Матери Феодоровская и Владимирская.
Иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с мощами этих святых угодников Божиих.
На территории храма находится погост с захоронениями священнослужителей XVII-XVIII века и рода Ухтомских.

БОГОСЛУЖЕНИЕ

В субботу — Божественная литургия в 8.00. В воскресные дни, а так же в дни двунадесятых и великих праздников – Божественная литургия в 9.30, накануне Всенощное бдение в 17.00.
В пятницу в 17.00 акафист у Чудотворного Кийского Креста (кроме дней Великого Поста и Всенощных бдений праздников). Пассии и все службы Кресту совершаются у Чудотворного Кийского Креста.
В дни особо чтимых святых и икон Божией Матери – утреня и Божественная литургия в 8.00.

ДУХОВЕНСТВО

Протоиерей Александр Александрович АБРАМОВ, настоятель.
Родился 9 июля 1973 года.
Образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московская Духовная Семинария и Академия.
20 апреля 2000 года рукоположен в сан диакона.
28 апреля 2002 года в сан пресвитера.
31 августа 2010 года назначен настоятелем храма.
Священник Павел Викторович СПЕСИВЦЕВ.

СХЕМА ПРОЕЗДА
Проезд до ст. метро «Трубная», далее перейти Бульварное кольцо в сторону Театра современной пьесы, повернуть направо, идти прямо по Петровскому бульвару, первый поворот налево — Крапивенский пер., идти по нему, с левой стороны будет храм.
В храме проводятся беседы с духовенством, совершаются паломнические поездки. Действует Лицей духовной культуры во имя прп. Серафима Саровского.

vladimirdar

Всего 39 фото
Давно я хотел рассказать о Спасо-Андрониковом монастыре и этой Церкви Преподобного Сергия Радонежского что в Рогожской слободе. Любопытно, что Спасо-Андроников монастырь был мной отснят детально в 2013 году, а в 2018-м еще и дополнительно. Что касается этой церкви то именно подробно я запечатлел её только сейчас совсем недавно поэтому этот пост и стал возможен для публикации. История монастыря неразрывно связана именно с Серигиевской церковью и этот материал станет Предтечей поста об Андрониковом монастыре и вы поймете впоследствии почему. Вообще же Сергиевская церковь всегда вызывала у меня особые светлые чувства хоть она и не так внешне затейлива как многие другие московские храмы, находится относительно далеко от метро, но связана с именем преподобного Сергия Радонежского самым непосредственным образом. Еще также хотелось открыть для читателя «разносторонний» образ этого старообрядческого московского храма в буквальном смысле. Будет много фотографий которые как мне представляется помогут увидеть цельный архитектурный образ этой церкви.

История местности, окружающей Храм, неразрывно связана с находящимся поблизости Спасо-Андрониковым монастырем и именами преподобного Сергия Радонежского и преподобного Андроника Московского. Обитель во имя Всемилостивого Спаса (Андроников монастырь) была основана по обету возвращавшегося в 1365 г. из Константинополя митрополита Алексия, везшего с собой Нерукотворный Образ Спаса, которым Вселенский Патриарх благословил его на Русскую митрополию. Разыгравшийся по пути сильнейший шторм в Черном море, грозивший гибелью пассажирам корабля, утих 16 августа, как раз в праздник Образа Спаса Нерукотворного. В ознаменование избавления от неминуемой гибели Митрополит подал прп. Сергию благословение основать обитель во имя Спаса и направить его ученика Андроника для устроения монастыря. Впоследствии Преподобный неоднократно посещал обитель для поклонения Святому Образу.02.

Спасо-Андроников монастырь. Вид со стороны Андроньевской набережной.
Место монастырю определили на возвышении. Окруженное лесами, среди которых протекали судоходная тогда Яуза и Золотой Рожок (давший название кстати Золоторожскому валу), оно находилось у дороги от Таганки, ведшей на юг в Коломну, а затем в Рязань и Орду.

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Костомаровский мост.
Рогожская ямская слобода
Храм преподобного Сергия Радонежского расположен на Николоямской улице. Эта улица получила своё название по расположенному когда-то на ней храму «Николы на Ямах» (снесен после революции). Ямами в то время называли почтовые станции с местом отдыха ямщиков, постоялыми дворами и конюшнями. В 1595 году Борис Годунов устроил такие почтовые станции на всех московских заставах. Из Рогожской ямской слободы дорога уходила на Владимир и Нижний Новгород, а первой почтовой станцией было село Рогожи (известно с 1389 года, это современный Ногинск).

В XVII веке район Рогожской слободы активно застраивается, также здесь резко возрастает и плотность населения. Кроме ямской слободы здесь очень компактно были расположены различные ремесленные слободы, у многих из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив храма преподобного Сергия стоит храм святителя Алексия, основанный в начале XVII века (на фото ниже слева на дальнем плане).

В 1740-х годах, по соседней площади — Рогожская застава, прошла таможенная граница Москвы. В конце XVIII века, после сильнейшей эпидемии чумы в Москве, у Рогожской заставы, за территорией города была организована старообрядческая община. Рогожская старообрядческая община совместно с Преображенской являлись крупнейшими старообрядческими общинами у восточных границ Москвы.

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе
В далеком 1365 году великий игумен земли Русской, основатель Св. Троице-Сергиевой лавры (около 1321-91 гг.), прп. Сергий отправился пешком в Нижний Новгород к местному князю и зашел по дороге в Спасский монастырь помолиться у Нерукотворного Образа и навестить своего ученика, настоятеля обители (где в свое время также подвизался великий иконописец Андрей Рублев (1360-1430), ныне канонизированный Церковью), прп. Андрони́ка Московского. По окончании встречи Андроник в сопровождении братии отправился проводить Святого. По преданию, они попрощались на месте, где в память этого события впоследствии была воздвигнута в XVII-XVIII вв. сперва деревянная, а затем каменная часовня монастыря, именуемая «Проща» на улице Вороньей, ныне ул. Сергия Радонежского, дом 25.


Часовня «Проща» на улице Вороньей (Сергия Радонежского, 25)


Преподобный Сергий Радонежский
Первый деревянный храм преподобного Сергия был построен в Рогожской ямской слободе (или в Гонной) в начале XVII века. Об этом свидетельствует писцовая книга 1628 г., сообщающая, что в 1627 г. церковь была обложена (т. е. уже существовавшая до этого) данью «деревянного церковного строения ямских охотников» с главным престолом Живоначальной Троицы и приделом прп. Сергия.
В 1720-е гг. деревянную Сергиевскую церковь сменяет каменный храм, о чем свидетельствует первое упоминание о каменном храме, относящееся к 1722 г., и последующее, к 1727 г. Главный престол храма был освящен в честь Святой Троицы. Вероятно, по причине наличия в Москве большого числа храмов — называвшихся Троицкими, этот храм был назван в честь преподобного Сергия Радонежского, престол во имя которого был освящен в приделе. На выбор названия, несомненно, оказал влияние расположенный рядом Спасо-Андроников монастырь, первым игуменом которого, как отметилось выше, был ученик преподобного Сергия — Андрони́к.

Касаясь темы некоей исконности старообрядчества в местности, окружающей Храм, необходимо отметить следующее. Охватывая территорию в 178 гектар между Таганкой и Рогожской Заставой, Рогожская слобода действительно издавна была известна сильными консервативными, идущими от старообрядчества, жизненными устоями. Но поскольку слобода, как и ее храмы, изначально возникла еще до раскола, вызванного реформами патриарха Никона, Рогожскую Ямскую слободу некорректно называть ни как исконно старо-, ни новообрядческой — таких же обрядов придерживалось и остальное население не только в округе, но и повсеместно.

Строительство храма
Как и у многих других московских церквей различные части храма Сергия Радонежского были построены в разное время. Самой древней частью храма является трапезная с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая. Она была построена в 1796 году и являлась частью предыдущего каменного храма, который очень сильно пострадал во время московского пожара 1812 года и нуждался в перестройке. При нашествии французов церковь была разграблена, затем при пожаре храм сгорел, утварь же, зарытая в землю, была спасена. Находившийся рядом со старообрядческим районом, храм имел уникальное собрание древней иконописи.12.

Мозаичная икона Святой Троицы с предстоящими прп. Сергием и митрополитом Алексием апсиды Сергиевского храма.

Вид на Сергиевский храм со стороны Добровольческой улицы (до 1918 года улица Хива́).

На рисунке 1840-х годов видим старую шатровую колокольню храма перед трапезной выходящую за границы церковной ограды.

Нынешнее здание храма было построено в 1818 году на средства прихожан. По воспоминаниям, значительную часть всего своего состояния вложил в это строительство статский советник Гавриил Петрович Смольянский, который был в этой церкви старостой. Свой окончательный вид основной объём храма получил после реконструкции 1834-1838-х годов, проведённой архитектором Ф.М. Шестаковым по проекту которого, в частности, возведено существующее поныне торжественное пятиглавие, появившееся на здании после пожара, случившегося в 1835 г. Также пожар имел место и в 1837 г. Факт этой реконструкции подтверждается, в частности, красной кирпичной кладкой в подвале летнего (главного) храма с клеймами известного в начале XIX в. производителя Балашева (небезынтересно отметить, что там встречаются и кирпичи, произведенные в Швеции).

Современная трёхъярусная колокольня смежная с трапезной была построена в 1864 году.

Интерьер храма был расписан в 1876 году изографом А.С. Рогожкиным, а самые поздние росписи относятся к началу XX века. В 1900 году интерьеры храма были отделаны архитектором И.Т. Барютиным.

Храм Сергия Радонежского, 1883 год.
Вид на Сергиевский храм с Добровольческой улицы (вид издали).

Опись 1823 года, засвидетельствованная благочинным николоямским прот. Петром Петровичем Платоновым, внутреннего убранства уготовляемой к освящению новосозданного Троицкого придела церкви Прп. Сергия в Рогожской. Из описи известно, что, среди прочего, в новоустроенном главном храме (летней, холодной церкви Живоначальной Троицы) находились досчатые царские двери, в коих вставлены иконы Благовещения на двух досках и четырех Евангелистов на четырех досках. Иконостас содержал иконы. На правой стороне — Спасителя, Живоначальной Троицы, Нерукотворного Образа Спасителя, Прп. Сергия Радонежского Чудотворца, Печерской Божией Матери, Алексия Человека Божия. На левой стороне — Смоленской Божией Матери, Похвалы Божией Матери, Успения Божией Матери, Всех Святых, Св. Николая Чудотворца, Богоявления Господня, Софии Премудрости Божией. На северной двери — Арх. Михаила, на южной двери — Арх. Гавриила. Над местными иконами в пяти ярусах находилось 26 икон Господских и Богородичных праздников, 27 апостольских, 21 пророческих, 9 преподобных, 11 праотец, а над оными ярусами — распятия Иисуса Христа с предстоящими.21.
По богатству внутреннего убранства и по подбору древних икон, в основном первой половины XVII века, храм преподобного Сергия мог соперничать с соборами Московского Кремля. Этому интересному факту есть два объяснения. Во-первых в приходе храма было много купцов, совершавших богатые пожертвования на его содержание. Также храму оказывали поддержку московские власти. Они были заинтересованы в приближении старообрядцев к православной церкви, и поэтому следили за тем, чтобы храмы, расположенные рядом с большими старообрядческими общинами были богато украшены. С этой же целью в 1899 году при храме было освящено здание аудитории для собеседования со старообрядцами и религиозно-нравственных чтений. Помещение вмещало до 1 000 человек. Также здесь проходили концерты духовной музыки. При храме пел замечательный хор слепых, один из лучших в Москве.

Горевшая и отстраивавшаяся Рогожская слобода, протянувшаяся вдоль Большой Алексеевской улицы, на пути в крупные торговые города Поволжья, к XIX в. становится центром хлебной торговли. Купечество, скопившее миллионные капиталы, держало под контролем хлебную торговлю с Поволжьем. От воли Рогожи к началу XIX в. зависели цены на хлеб не только в России — экспортере зерна, но и в Англии, тогдашней ведущей мировой державе. На организации хлебной торговли обитатели слободы нажили значительные капиталы. Помимо хлебной торговли, другим основным источников богатства рогожского купечества была чайная торговля.
Советский период
Примечательно, что в 1924 году регентом храма служил известный церковный композитор священник Василий Зиновьев.

В 1922 г. (с 21 марта по 5 апреля) власти изъяли 5 пудов 30 фунтов серебряных церковных ценностей и утвари. В 1922 г. сюда была перенесена чудотворная Черниговская-Гефси-манская икона Божией Матери из закрытого Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. Икона пребывала в Сергиевском храме вплоть до его закрытия, а потом попала в Подмосковье в частные руки.
Храм преподобного Сергия был закрыт в 1938 году. Перед самым закрытием из храма удалось спасти несколько древних икон. Так, например чудотворная икона Божией Матери «Утоли Моя Печали» была передана в храм Николы в Кузнецах, где она находится и в настоящее время (В Сергиевском храме есть её список). Однако большая часть икон и всё церковное убранство были уничтожены во время разграбления храма, которое сопровождало его закрытие — старинные иконы и церковное убранство рубили топорами и сжигали на костре. В костёр также были отправлены церковные книги и даже бесценные ноты для слепых.
В Храме некоторое время размещался охраняемый секретный архив, в доме причта разместили коммуналки.

В последующие годы помещение храма использовалось под мастерские и склад. В процессе варварской эксплуатации зданию был нанесён большой ущерб. Стены и пол храма покрывали глубокие трещины и толстый слой копоти, а на его куполах и крышах росли маленькие деревца.24.
В 1985 году храм был передан расположенному в Спасо-Андрониковом монастыре Музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. В здании храма решено было устроить экспозицию древнерусского церковного искусства. В это же время в храме были начаты реставрационные работы. Но в 1991 году храм преподобного Сергия был передан Русской Православной Церкви. Храм был освящён 4 декабря 1991 года.
Продолжим осмотр храма. В основании трехярусной колокольни на трех ее стенах выложены шесть больших мозаичных икон. Со стороны Николоямской улицы два мозаичных изображения…

…Великого Князя Киевского Святого Владимира, Крестителя Руси…

…и Святой равноапостольной Великой Княгини Ольги.

Вход в храм осуществляется через объем нижнего яруса колокольни.

Здесь со стороны двора также две мозаичные иконы — преподобного Сергия Радонежского…

…и святителя Николая Мирликийского.

На третьей стороне колокольни (со стороны двора) еще две мозаичные иконы…

…Великого Святого Царя равноапостольного Императора Константина I…32.
Фла́вий Вале́рий Авре́лий Константин, Константин I, Константин Великий (27 февраля 272, Наисс, Мёзия — 22 мая 337, Никомедия) — римский император. В 324 стал единственным полновластным правителем римского государства; сделал христианство господствующей религией, в 330 году перенёс столицу государства в Византий (Константинополь), организовал новое государственное устройство. Константин почитается некоторыми христианскими церквями как святой в лике равноапостольных (Святой Равноапостольный царь Константин).
… и Святой Равноапостольной Царицы Елены, Елены Константинопольской.

Флавия Юлия Елена Августа (ок. 250-330) — мать римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей.

Трапезная Сергиевской церкви
Страшные находки
Начиная с 1993 г. при проведении ремонтных работ вокруг Храма, у северной и южной стен и в подвале зимнего храма (трапезной) были обнаружены человеческие кости, среди которых выделялись черепа с пулевыми отверстиями. Наличие захоронений в подвале подтверждается и реставраторами-добровольцами, работавшими в 1980-е гг., еще до возвращения Храма Церкви. Это можно объяснить тем, что после ликвидации кладбища и расширения площади нового храма срытые захоронения оказались частично под землей вокруг храма, частично в подвале вновь выстроенного храма. Также это подтверждается и обнаружением при ремонтных работах в 2010 г. в подвале летнего храма костей и надгробий, относящихся к XVII-XVIII вв. На одном из таких надгробных крестов прочитывается надпись церковным шрифтом: ПРЕСТАВСЯ МИХЕЙ КУЗМИНЪ СНЪ ПЛОТНИКЪ.
Но среди этих захоронений также были, как и в 1990-е гг., обнаружены простреленные черепа, фрагменты одежды и обуви XX в. Очевидно, НКВД, заметая следы своих злодейских преступлений перед народом, зарыл останки жертв среди старых могил. Это тем более неудивительно, если учесть, что чекисты еще в 1918 г. облюбовали близлежащий Андроников монастырь, устроив там концлагерь.

Рядом с колокольней и трапезной установлен Поминальный Крест с надписью «Замучены были дабы получить Воскресение» — убиенным, замученным и пострадавшим от богоборческой власти «в лютую годину гонений на Церковь за веру Христову». Установлен вблизи места обнаружения останков жертв советского режима
Последнее открытие произошло 16 февраля 2010 г. при взломе перегородки в подвале Храма, где останки конца 1930-х гг. были перемешаны с древними захоронениями. Многие монастыри и храмы, особенно с глубокими подземными пространствами, использовались как подвальные чекистские расстрельни, места и захоронения останков жертв террора. Не удалось достоверно установить из имеющихся доступных источников, совершались ли преступления в самих храмовых помещениях или же сюда свозили и закапывали тела из других мест расправы. Репрессии прокатились по всей стране, не миновав и дом № 57 (бывший и нынешний дом причта) по Николоямской улице. Репрессированы были жители кв. 32, 36 (Кузьмин Николай Васильевич, 1899 г. р., певчий Храма, расстрелянный 31.10.1937 г. в Бутове), кв. 37.
Очевидно ранее это и было здание церковного причта (на фото ниже). Сейчас здесь синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх