Помост

Вопросы веры

Храм трифона в Москве

Святой Трифон – загадки, тайны, чудеса или секреты «Скорой Помощи»


Всего 16 фото
О святом Трифоне я узнал совершенно случайно. Смотрите, какая цепочка событий привела меня к нему… Как то прошлой осенью я приезжал в усадьбу Дубровицы, что под Подольском. Дубровицы поразили и восхитили, одно портило впечатления – погода была дождливой, промозглой и противной. Есть такое английское слово Drizzle – в самом звучании вы, наверное, можете почувствовать, как было тогда холодно, зябко, мокро и неуютно) Написал я тогда пост о Дубровицах на одном дыхании, но отметил в конце, что обязательно приеду сюда, чтобы поснимать эти архитектурные шедевры и землю святую, когда небеса будут голубыми и светлыми.
Не давала эта мысль мне покоя, и отправился я на майские в Дубровицы, благо погода стояла изумительная, ну, в общем, все ее таковой и помнят. А о Дубровицах я обязательно еще выложу новый пост, со свежими фотками Знаменской церкви о голубых небесах, но было одно замечательное явление, что заставляет меня опередить события и нарушить календарный порядок моего изложения в журнале и написать о святом Трифоне. Дело в том, что, находясь в совершенно изумительном Знаменском храме в Дубровицах, я вдруг, заметил небольшую икону, стоящую на окне в левой дальней части храма. На нем был изображен хрупкий юноша с синевато-изумрудным соколом на руке. От иконы «происходил» какой-то сильный волнующий неповторимый энергетический посыл, — я даже вздрогнул от неожиданности – не часто такое бывает…
Нечто подобное я испытал, прикоснувшись к мощам святого Стефана в Серапионовой палате Троице-Сергиевой лавры прошлым летом… Мало того, человек, который был со мной, почувствовал то же самое. А главное – я не знал кто это. Послушница, продающая свечки, воскликнула тихо, – так это же святой Трифон! Трифон!? Я не много знал об этом святом и, вернувшись к иконе с новым интересом, опять уловил его конкретный мягкий посыл. Трифон, как будто, хотел что-то сказать… Я подобные знаки воспринимаю очень чутко, да и не часто такое случается… Впечатление были незабываемы! Трифон стал самым замечательным событием этой поездки. Я еще долго не мог отойти от этих необычайных волнующих ощущений.
Я начал разбираться с историей этого христианского святого, а точнее великомученика. Подробностей, тонкостей, вопросов и загадок, связанных с ним оказалось очень много… 02.

Источник
Как всегда, основные и значимые христиане-мученики «происходят родом» из времен и мест Священной Римской империи – и часто из 2-3 века, такие как Георгий Победоносец, Параскева Пятница и многие другие. Трифон не был исключением. Я уже писал в своем посте о Диоклетиане, что многие римские императоры – гонители христиан сослужили этому культу свою неоценимую службу — своими гонениями и преследованиями спровоцировав сильный массовый интерес к христианству, поскольку раз гонят, значит в этом что-то есть!) Натура то человеческая…! Напомню, что в Римской империи доминировал и процветал культ Митры, а также почитался культ римских богов, происходивших, в основном, по сути, из греческого пантеона.

Но, в конце концов, именно христианство и стало той религией, которая полностью устроила государственную власть, ибо митраизм с его глубокими персидскими корнями, несмотря на его большую популярность в империи, не подходил для европейского светского государства. Вот так святые и мученики, которых когда то гнали и распинали римские императоры стали незыблемой основой новой масштабной государственной религии, которая неуклонно охватывала весь западный цивилизованный мир, начав пробиваться и на нашу славянскую землю.
Трифон родился в 232 году в селении Кампсады, недалеко от города Апамея Фригийской на Меандре (внутренняя историческая область Малой Азии, современная Турция, город Динар). Смотрите карту — с картой ощущение исторического контекста только обостряется.


Источник
Трифон был родом из простой христианской семьи. С подросткового возраста он пас гусей и прочую сельскую живность, находясь, все время в контакте с природой. Уже тогда в нем проявился дар целительства, способность изгонять бесов и не раз он предотвращал нашествие саранчи и прочих тварей на свое село и постепенно стал очень популярным в этой части страны. Сейчас мы бы его назвали его человеком со сверх способностями. В 238 году римским императором стал Гордиан III (248-244 гг.). Его дочь Гордиана была одержима бесом, который ее нещадно мучил и отец страдал от того, что его красивая и умная дочь из-за этого недуга не может выйти замуж, завести свою семью, и никто из императорского окружения не мог ей ничем помочь.
Однажды дух проговорился, что изгнать его может только отрок Трифон. Гордиан тут же начал искать Трифона. Множество людей носивших это имя приходило к одержимой, но результатов все не было. И, наконец, Трифона нашли во Фригии, прослышав о его способностях по изгнанию бесов. Трифон согласился приехать в Рим. Расстояния тогда были большими, достаточно посмотреть на карту. Однако, за три дня до приезда отрока в Рим дух, прознав о прибытии Трифона, сам вышел в панике из тела дочери Гордиана, рассказав, между прочим, что Трифон вот вот явится к императору назвав срок его появления в три дня.


Источник
Гордиан принял Трифона, которому исполнилось в то время только 17 лет и крайне заинтересовавшись его личностью, попросил показать ему воочию этого духа, кто так долго мучил его дочь. На самом деле император, скорее всего, хотел проверить его и узнать действительно ли он обладает такими сверх способностями. Трифон согласился и уйдя в пост и молитву на шесть дней, на утро седьмого дня явил императору и его синклиту (высшему совету) в полном составе, этого духа в виде черной собаки с горящими красными глазами, что волокла по земле свою главу. И, якобы, на вопрос Трифона, почему он вселился в его дочь, дух ответил, что поскольку все присутствующие идолопоклонники – войти в человека не представляет для него большого труда, а на вопрос, почему он вышел из ее тела, сущность ответила, что не смогла дольше находиться в теле, потому, что Трифон истинный христианин и бесы не могут находиться рядом с тем, где упоминается имя Христа и кто живет с этим именем.05.


Витторе Карпаччо. Изгнание беса святым Трифоном из дочери императора Гордиана. 1507 г. Холст. Темпера.Источник
Это событие, по большому счету, явилось триумфом Трифона в частности и христианской веры вообще, поскольку тогда многие присутствующие при этом впечатляющем контакте-сеансе с нечестивым духом, приняли впоследствии христианство. Гордиан благосклонно относился к христианству и, одарив Трифона многими подарками отпустил его с благодарностью домой. В результате этого случая, Трифон стал известен далеко за пределами свой родины.
Следующим римским императором был Филипп Арамавитянин (244-249 гг.), чья судьба никак не пересеклась с Трифоном… Что конкретно делал в Трифон в период правления императора Филиппа история умалчивает, однако явно он больше не пас гусей, а став зрелым мужем, скорее всего, путешествовал, врачевал, изгонял бесов и всячески проповедовал христианство и, по всей видимости, пользовался значительной известностью в Малой Азии.
После смерти Филиппа, убитого его же соратниками, на троне воцарился свирепый Деций Траян (249-251 гг.), начавший первые системные жестокие гонения на христиан. Во время его правления было убито бесчисленное множество христиан, причем многие из них, страшась преследования и пыток, в страхе отвратились от своей веры, и склонились к идолопоклонству (напомню, что идолами в понятиях христианства тогда являлись Митра – бог солнца и римские боги). Император Деций издал указ своим эпархам и игемонам всюду преследовать христиан и убивать их беспощадно, если они будут отказываться отправлять культ римским богам.

Источник
Восточный эпарх императора — Акилиан, получив от Деция этот указ о массовом преследовании и уничтожении христиан, сразу же вспомнил о Трифоне, о котором с большой вероятностью знал и, тут же, послал своих воинов на его розыски. Трифона предупредили, но он не стал скрываться, поняв, что пришел его час, и что сейчас его вера как раз и будет подвержена серьезным испытаниям. К тому времени ему уже было 26 лет, а это был уже по тем временам, зрелый мужчина, которого народ, по всей видимости, почитал как мессию. Трифон понял, что он должен пройти все те испытания, которые прошел когда-то Иисус и о которых он еще со времен своего отрочества проповедовал. Трифон направился в Никею, в которой тогда и находился эпарх Акилин и сам сдался в его руки. Никея — в древности богатый и цветущий город — Вифиния (и, естественно, в Малой Азии, см. карту).
Акилиан устроил показательный судебный процесс с присутствием большого количества чиновников, слуг, оруженосцев и простых людей, чтобы отчитаться перед императором. Акилиан долго расспрашивал Трифона о нем самом, его убеждениях, и наконец, сославшись на императорский указ, предложил Трифону принять римских богов и принести им жертву и, если Трифон исполнит его повеление, то святого отпустят с миром, если нет – то его казнят. Трифон же ответил, что в своей жизни он следует своей собственной свободной воле и, что служит только Христу и с наслаждением станет жертвой для того, кто сам принес за него свою жертву…
Эпарх рассвирепел и в ярости приказал избивать Трифона три часа, подвесив голым на дереве, а после этого предложил признать Зевса своим богом и поклониться изображению императора. Трифон, назвав Зевса беззаконным волхвом и темным нечестивым чародеем, а императору же выразил свое презрение, назвав его изображение бездушным, вынудил Акилиана долго и нещадно истязать его на морозе в горах, а потом и в темнице, используя изощренные методы пыток, но так ничего от Трифона и не добился. Однажды перед всеми во время пыток Трифона в темницу явился ангел со сверкающим венцом в руках. Увидев это мучители сильно испугались, но Акилиан только еще больше ожесточился.
В результате эпарх вынес свое решение приговорить Трифона к смерти путем усекновением главы мечом, потому, что Трифон отказался принести жертву римским богам, несмотря на все попытки Акилиана. Святого вывели за границы города и перед самым моментом его смерти, когда его голову должны были отсечь, по молитве Трифона его дух заранее отошел от него и Трифон скончался.

Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.
Источник
Местные христиане, завернув его тело в погребальную плащаницу и умастив благовониями, хотели похоронить его в окрестностях Никеи, но Трифон явился воочию к своим последователям и повелел захоронить его тело в Капсадах, на его родине, что и было в точности исполнено.
Как мы видим, святой Трифон довольно детально повторил судьбу Иисуса Христа в Иерусалиме два с половиной века назад — аналогия практически полная. Даже последующее его явление его последователям после смерти с завещанием о месте его погребения, в общем, совпадает с явлением Христа ученикам после смерти Иисуса. Этим то и силен этот христианский мученик, твердо и сознательно прошедший до самого конца и оставшийся верным своей истинной вере и своим убеждениям.
Дальнейшая судьба Трифона как святого и многие связанные с ним чудеса нам детально не известны, однако по разрозненным историческим сведениям таковые очень часто происходили на его могиле и люди получали помощь по молитвам ему.


Источник
Святой Трифон почитался во всем христианском мире, особенно в Болгарии, а затем и на Руси. Появление святого Трифона на русской земле было исторически отмечено известной историей об утрате царским сокольничим князем Трифоном Патрикеевым – соратником Ивана IV Грозного его любимого охотничьего сокола, что даже этот сюжет нашел свое отражение в романе Алексея Толстого «Князь Серебряный».
А история эта такова. Трофим Патрикеев упустил царского сокола на охоте, и великий князь повелел ему в три дня найти любимую птицу, иначе не сносить сокольничему головы. Трое суток искал Трофим Патрикеев сокола, и на третью ночь, заснув от изнеможения и беспрестанных молитв своему святому – Трифону, увидел сон, в котором Трифон, явившись ему в сиянии, точно и в деталях указал место нахождения драгоценной царской птицы.
Проснувшись, сокольничий тут же отправился в это место и к своей великой радости обнаружил там сокола, чем спас свою голову, сообщил об этом чуде и, тем самым проторил широкую дорогу этому святому на Русскую землю. Однако стоит сказать, что раз Патрикеев истово молился Трифону и носил его имя, значит, что этот святой уже был достаточно популярен в те времена на Руси. В благодарность за свое спасение, а главное — не утерянную благосклонность государя, Трифон Патрикеев публично поклялся построить церковь во имя этого святого, кто спас ему жизнь, что и было им исполнено достаточно скоро.

Эта замечательная церковь была построена именно на том месте, где был обнаружен драгоценный царский кречет, что было точно указано святым Трифоном. Этой замечательной церкви, что до сих пор хранит древний дух этого святого я еще посвящу отдельный пост в своем журнале. Однако стоит сказать, что атмосфера в этом камерном храме удивительная и завораживающе таинственная. Церковь Трифона в Напрудном является одной из немногих древнейших белокаменных церквей в Москве, уцелевшая только чудом и понятно благодаря кому. О моем посещении этой чудной церкви смотрите соответствующий пост – будет очень интересно.
Кстати, есть мнение ученых, что история с соколом разыгралась значительно ранее, чем во времена Ивана IV Грозного. Дело в том, что по последним историческим сведениям и результатам раскопок храм Трифона в Напрудном датируется более ранним сроками строительства (1492 год), нежели царствование самого Иоанна Грозного. Поскольку Напрудное всегда являлось вотчиной великих московских князей, она принадлежала еще Ивану Калите (1283-1340 гг.) и существует версия, что речь идет не об Иване IV, а об Иване III, между прочим, тоже прозванного «Грозным». Но, по большому счету, это сути не меняет – Трифон стал почитаемым покровителем Москвы, московских князей и простого московского люда.
Дальнейшая же судьба Трифона связана с его мощами и чудесами, которые происходили впоследствии. Что касается мощей. Глава святого Тифона находится в Соборе Святого Трифона в Черногории в городе Которе. Часть его мощей была привезена в 1803 году в Россию. В 1819 году часть его мощей было вложена в три ковчежца, которые были помещены в икону святого Трифона в Церкви Трифона в Напрудном в Москве. Когда церковь была закрыта в 1931 году, эта икона с частицами его мощей была перенесена в Храм иконы знамения Божией Матери, что в Переяславской слободе у метро Рижская и в народе он стал именоваться «Трифоновским».

Другая икона с частицей мощей святого Трифона находится совсем не далеко — в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость», что в Марьиной роще. Часть мощей мученика Трифона находится в Свято-Троицком Китаевском монастыре в Киеве. Частичка мощей мученика Трифона хранится в Храме в честь Корсунской Иконы Божьей Матери в селе Корсунь Орловской области.
Святой Трифон хорошо прижился на русской земле и стал исконно русским святым. Есть сведения, что он изображался на древнем гербе Москвы как ее покровитель. Позднее его место занял Георгий Победоносец, поскольку его образ был более конкретен, воинственен, брутален и повергал символического змея, который запросто ассоциировался тогда с надоевшим и постылым татаро-монгольским игом. Однако святой Трифон остался, востребован как власть имущими, так и простыми людьми. Благодаря тому, что на все молитвы он довольно быстро отзывается и реально помогал, его чудотворную икону в Трифоновском храме даже прозвали в Москве «Скорой помощью».
По некоторым сведениям, Трифон помогает найти работу, решить денежные проблемы, жилищные вопросы, помочь в обретения пропажи или потерянного, может помочь в защите от порчи садовых плодов от насекомых, а главное – в исцелении телесных недугов, изгнании бесов и исцелении бесноватых. Есть даже сайты в интернете, где люди публикуют свои молитвы Трифону…
Иконография святого Трифона довольна разнообразна. Интересно, что в более ранних редких византийских вариантах Трифон изображается на иконах естественно без белого сокола на его руке. Там он просто держит в правой руке крест. 12.
Источник
В болгарской церкви, где Трифону в религиозных поклонениях уделяется особое внимание, Трифон изображается либо с лозой винограда, либо с ножом для обрезки виноградных лоз, либо как на иконе ниже — и с тем и другим. 13.
Источник
С белым соколом на вытянутой руке святой Трифон обычно изображается стоя или сидящим верхом на белом коне. Возможно, именно этот второй образ и размещался когда то на древнем гербе Москвы в качестве ее защитника.
Рассматривая вот это иконописное изображения святого даже сразу трудно понять кто это Трифон или Георгий, и все из за характерной позы всадника с копьем в котором легко угадывается Георгий. Однако, это икона святого Трифона.

Источник
Легенды и тайны связанные со святым Трифоном находят свое место и в современном городском фольклоре и мистике – существует, так называемый, «Сакральный Трифоновский треугольник» – это те места, что непосредственно связаны как с именем этого значимого, уже ставшего родным, московского и русского святого, так и с чудесами, творимыми его именем, молитвами и святыми мощами для страждущих москвичей. В этот треугольник входят:
1. Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславкой слободе, что расположен на у ст. м. Рижская. Здесь находится икона святого Трифона с тремя ковчежцами его мощей, перенесенная как я уже упоминал из Трифоновского храма в Напрудном.
2. Трифоновская церковь в Напрудном, построенная на месте явления святого Трифона сокольничему Ивана Грозного князю Трифону Патрикееву с чудной вестью по его молитвам. Здесь пребывала до 1931 года вышеупомянутая икона святого Тифона с его мощами, а также находилось первое изображение святого Трифона на стенах этого храма. Это изящная фреска Трифона на белом коне с белым соколом на его руке срезана со стен храма и находится сейчас на хранении в Третьяковской галерее.

3. Храм в честь иконы Божьей Матери «Нечаянная радость» в Марьиной Роще. Здесь также находится икона священномученика Трифона с частицами его мощей. Здесь мне не удалось пока побывать, но я собираюсь сделать это в самое ближайшее время.
Как мы видим треугольник довольно явный. Из этих трех храмов, между прочим, два никогда не закрывались для служб и посещения верующими.
День святого Трифона – 14 февраля. Он, кстати, считается еще и покровителем охотников и рыболовов. Молитва святому Трифону звучит так: “Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим!”
Святой Трифон, так или иначе, инициировал меня на написание как этого поста, а также еще и будущих трех, связанных с Сакральным Трифоновским треугольником. Есть в этом посыле что-то воодушевляюще-неведомое, некое провидение, что ведет нас по жизни и, что не зависит от нашего сознания и человеческих иллюзий, в которых мы так по человечески судорожно пребываем…16.

moscow_walks

Или Московский ковчег Реликвий и Чудес

Всего 67 фото
Этот пост, по всей видимости, может, наконец, завершить мой цикл статей, связанных с именем святого великомученика Трифона. Впервые я подробно узнал о нем в усадьбе Голицыных — Дубровицы, что под Подольском, посетив там великолепную и поражающую воображение Знаменскую церковь. И именно в ней впервые осознанно я познакомился с образом святого великомученика Трифона, что вызвал тогда в моей душе многочисленные теплые и удивительные отклики.
Открывая для себя, не побоюсь этого слова, великие духовные приключения этого, уже ставшего практически исконно русским святым, я узнал, что со святым Трифоном связано очень многое в Москве, как то Сакральный Трифоновский треугольник, Трифоновский храм в Напрудном, Храм в честь иконы Божьей Матери «Нечаянная радость» в Марьиной Роще и, конечно же, Храм иконы Божьей Матери Знамение в Переяславкой Слободе, что на Рижской в Москве. Именно здесь находится великая московская святыня – мощи святого Трифона и его чудотворная икона, к которой не иссякает поток страждущих исцеления и решения своих насущных житейских проблем. Храм со временем стал сокровищницей наших духовных ценностей, что стекались сюда по мере наступления безбожности и неверия…
Я уже вскользь упоминал об этом храме в своих постах о Чуде Иконы Знамения, посте о святом Трифоне и Трифоновском Храме в Москве. А теперь, немного поподробней о Храме иконы Божьей Матери Знамение в Переяславской Слободе. Далее под катом история Храма иконы Божьей Матери Знамение в Переяславской Слободе, рассказ о реликвиях и чудотворных артефактах хранящихся здесь и много фото этого удивительного храма-ковчега, сумевшего сберечь чу́дные духовные сокровища нашего народа в бурных волнах истории и причалившего, наконец, к родному берегу.


Знаменский храм ведет свою историю с конца XVI века, когда «…блаженныя памяти при Государе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руссии поставлена им Переславская Ямская слобода на поклонной горе, а ямщиков было пятьдесят человек…». Построенный в слободе деревянный храм был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству царя Иоанна Грозного). Вскоре в храме появился придел в честь святителя Николая, которого ямщики особенно почитали как покровителя путешествующих. А уже в 1638 году в Переписной книге города Москвы было записано: «…В Переславской в Гонной слободе во имя храм Знамение Пречистыя Богородицы…». Причину переименования история не сохранила.

В 1712 году церковь сгорела и была отстроена заново на деньги благотворителей и прихожан в 1713 году. При этом главный престол был освящен уже в честь образа Божией Матери «Знамение». Это был один из самых многолюдных приходов в Москве — в 1722 г. он насчитывал 550 дворов. В 1757 году «тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей» началось строительство каменного храма, который был освящен в 1765 году и существует по сей день.
В 1888 году по проекту епархиального архитектора С.В. Крыгина храм был расширен: боковые приделы вынесли вперед, в линию с главным, по бокам колокольни были сооружены две пристройки, построен переход, соединяющий второй ярус колокольни с хорами. В то же время по проекту Крыгина возведена церковная ограда.


Выстроенное в стиле барокко здание имеет симметричную осевую композицию, окончательно сформировавшуюся в 1888 году. Последовательное и точное воспроизведение в архитектуре поздних приделов и пристроек первоначальных барочных форм позволяет воспринимать здание как стилистически единое. Красный цвет стен и белый цвет деталей придают храму строгий и в то же время нарядный вид.
В начале XX века при храме работали богадельня и церковно-приходская школа.

Надо отметить, что «…Этот храм один из немногих никогда не закрывавшихся московских храмов. Войдя под его своды, вы сразу почувствуете эту особую атмосферу, которую принято называть «намоленностью»…». Эта фраза с главной страницы сайта храма, но я, все же, хочу, наконец, описать и свои впечатления от нахождения в ней и все то, что также связано с чудесами, что окружают нас, и от которых мы всячески талантливо «уворачиваемся». Об этой церкви стоит написать хотя бы потому, что она стала истинно народной. Во времена большевизма в ней собирались духовные реликвии нашего народа из многочисленных храмов, церквей и монастырей, что закрывались или разрушались в советское время.
Давайте, для начала, просто обойдем храм вокруг, а уж, затем, посетим его…


На фасаде выполнены восхитительные мозаичные иконы.
Архангел Михаил…


…Архангел Гавриил…


Фасад церкви с южной стороны.

Крыльцо южного входа в церковь.

Литые чугунные врата южного фасада церкви. Замечательная работа.

На восточной части фасада — три мозаичные иконы на стенах апсид храма:
Усекновения главы Иоанна Предтечи…

…Иконы Божьей Матери…

… и, Николая Чудотворца.

Северный фасад храма.

Как уже упоминалось выше, я открыл для себя этот удивительный храм, встретив икону Святого Трифона в чудесной Знаменской церкви в Дубровицах, что под Подольском. Трифон произвел на меня тогда совершенно неизгладимое впечатление. Свои поиски и исследования о святом Трифоне я уже изложил в соответствующем посте. Надо сказать, что меня ожидали открытия, загадки и чудеса, что и привели, наконец, в эту церковь к мощам святого Трифона. Знаменская церковь на Рижской стала по сути реальным ковчегом, где собирались со временем многие православные святыни…

Это икона святого Трифона с тремя ковчежцами его мощей из Трифоновской церкви в Напрудном, закрытой в 1931 году, где с благоговением она хранится и по сей день. В честь мученика Трифона в 1980 г. был освящен приставной престол, изготовленный из 250-летнего дуба столяром-краснодеревщиком В.И. Кудиновым. В народе Знаменский храм теперь больше известен как «Трифоновский».

Святой мученик Трифон является скорым помощником во всяких бедах и нуждах: он исцеляет телесные и душевные недуги, защищает от нечистых духов, помогает обрести жилье и работу, избавляет от внезапных бед и скорбей. К XVI веку относится появление московского варианта изображения мученика Трифона в виде юноши на белом коне с птицей в руках. Некоторое время святой мученик Трифон считался покровителем Москвы, но позже уступил эту честь более «брутальному» великомученику Георгию Победоносцу.

Это Животворящий крест-распятие из Страстного девичьего монастыря, что стоял некогда на нынешней Пушкинской площади. Распятие Господа, изображающее Голгофу, искусно вырезано из дерева. Сзади за Крестом изображен вид Иерусалима. Поначалу, после перенесения из Страстного монастыря, этот Крест находился в храме преподобного Пимена Великого. Когда же Пименовский храм заняли обновленцы, то по благословению митрополита Сергия (Страгородского), впоследствии Патриарха, святыня была перенесена сюда.

Это знаменитый дубовый восьмиконечный Крест из часовни у Крестовской заставы, очень почитавшийся когда то в Москве.

И, конечно, же, Храмовый образ Богоматери «Знамение», что находится в центральной части храма в резном киоте. Это список XVI в. с древней новгородской иконы. Изображение Божией Матери с молитвенно поднятыми руками и являемым на лоне Её Божественным Младенцем окружено клеймами с изображениями святых. Напротив главного иконостаса, над центральной аркой, вокруг хоров, помещено изображение битвы под стенами Новгорода, во время которой произошло событие, положившее начало прославлению Знаменской иконы. О самой иконе «Знамение» и чудесах связанных с ней, я подробно рассказал в свое время в ЖЖ. Там, кстати, приведены и мои вольные соображения о том, как же «работает чудо»…

А также здесь множество чудотворных икон, мощей святых и других духовных артефактов. Больше всего в храме, конечно, икон Пресвятой Богородицы: «Знамение», «Всех скорбящих Радость», Владимирская, Казанская, «Нечаянная Радость», «Достойно есть», «Взыскание погибших», «Благодатное Небо», Корсунская, «Утоли моя печали», «Скоропослушница», Иверская, «Нерушимая Стена», «Неупиваемая Чаша», Феодоровская, Черниговская, Боголюбская, икона «Покров Божией Матери»; иконы святых, в земле Российской: преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, святитель Феодосий Черниговский, святитель Иоасаф Белгородский, святой благоверный князь Александр Невский, святая равноапостольная княгиня Ольга, святитель Димитрий Ростовский, священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси.
Особо хочу отметить икону Святой равноапостольной великой княгини Ольги, что находится сразу налево от входа в храм. Совершенно портрясающая по воздействию икона и высочайшего уровня психологический портрет великой княгини и исторической личности,во многом изменившей духовный облик нашей страны. Образ святой равноапостольной княгини Ольги находился ранее в приемном отделении детской больницы, которая располагалась в Орлово-Давыдовском переулке и называлась Ольгинской. Корпуса этой больницы сохранились до сих пор. Она была построена на средства С.В. Орлова-Давыдова в память о его матери — Ольге Ивановне Орловой-Давыдовой (урожденной Барятинской; †1876), известной московской благотворительнице. После революции икона, естественно, не могла оставаться в больнице и была принесена в Знаменский храм… Обязательно напишу, в свое время, и об этой русской святой.

Все эти святыни реально «работают», в частности, быстрее всех отзывается на молитвы Святой Трифон, икону которого москвичи окрестили «скорой помощью», что я и сам с удивлением обнаружил и подтверждаю.
Храмовые росписи были выполнены в 1899 г. художником Я.Е. Епанечниковым. В храме три придела и четыре святых престола: в честь иконы Божией Матери «Знамение», во имя святителя и чудотворца Николая, в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и во имя святого мученика и чудотворца Трифона (приставной).

Редкое ощущение испытываешь, когда входишь под своды Церкви Знамения. Энергетика такая густая и сильная, что ты как будто погружаешься в обволакивающую атмосферу любви, гармонии и необычайного спокойствия и умиротворения. Время неумолимо останавливается… Кто-то там, внутри нас отключает сознательные оценки, скепсис, постоянную внутреннюю болтовню сознания. Оно теряет свою вездесущность и начинает засыпать, перегружаясь от того потока информации и многоплановой сильной духовной энергии, что изливается на него. Ты как будто начинаешь входить в транс и ощущать то, что никогда не ощущал ранее. Это вполне можно назвать и измененным состоянием сознания. Я бывал во многих церквях и монастырях и критично с пристрастием делал попытки принять энергию святых мест, ощутить их подобную специфику, но надо сказать, что такая духовная атмосфера, что царит именно в этой церкви, встречается гораздо реже, чем можно себе вообразить. Конечно, это сугубо индивидуальные ощущения, но та самая «намоленность», а другого термина, наверное, и не подберешь, здесь ощущается, безусловно.

В 1979 году прошёл большой внешний ремонт здания. В начале 1980-х был выстроен новый церковный дом. В феврале 1998 освящен новый каменный крестильный храм во имя священномученика Александра Хотовицкого, где и находится его чудотворная икона.

Строительство этого храма началось в 1995 г. при помощи жертвователей и благотворителей. Проект храма — дар архитектора В.С. Васильева. Росписи выполнены художником А. Шишкиным. Это копии картин «Явление Христа народу», «Крещение Руси», «Крещение князя Владимира». Композиционным центром храма является купель для совершения Таинства Крещения с полным погружением. Главный престол храма освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Новгородской). Напротив главного иконостаса, над центральной аркой, вокруг хоров, помещено изображение битвы под стенами Новгорода, во время которой произошло событие, положившее начало прославлению Знаменской иконы.

Древний колокол храма Знамения.

Давайте, теперь, прогуляемся по довольно обширной территории храма.

Это церковный дом.

Воскресная школа.

Это новый храм-часовня Воздвижения Креста Господня.

Здесь будет разазмещен для поклонения известный всем Крест из часовни у Крестовской заставы. Сейчас этот крест находится в алтаре Знаменской церкви и постоянного доступа к нему, естественно, нет. Правее на фото видны реставрационные мастерские.

Это очень красивый возвышенно-воздушный храм.

Мозаичная икона Спаса Крестовской часовни.

А вот и памятная мраморная плита благодателям, с помощью которых была воссоздана эта древняя Московская святыня.

Территория, где стоит памятный камень о Крестовской заставе, была возвращена храму уже в совсем недавнее время. Здесь, пока, кроме этого памятного камня ничего нет, но все и вся напоминают о былых временах…

Храм-часовня Воздвижения Креста Господя со стороны Крестовской заставы.

Еще одна памятная мраморная доска о благодетелях храма…

И, еще несколько взглядов на эту удивительную церковь…

Уходить не хотелось, но у меня в планах следующей была Трифоновская церковь в Напрудном, поэтому посидев в тени на церковной лавочке и глубоко осмыслив свои незабываемые впечатления, я отправился в исконно Трифоновские места Напрудного…

Сайт Храма Иконы Божьей Матери Знамение в Переяславской слободе
Сайт vidania.ru
© Vladimir d’Ar

СВЯТОЙ ТРИФОН

14 февраля (1-го по юлианскому календарю) Русская православная церковь чтит святого мученика Трифона. В его честь в Москве построен храм, который по своему значению и древности стоит в одном ряду с соборами Московского Кремля. Однако вниманием туристов он «не избалован»: за исключением специалистов по архитектуре храм Святого Трифона знают лишь москвичи, живущие в окрестностях проспекта Мира и в первую очередь на Трифоновской улице.

В древности в этих краях располагалось небольшое село Напрудное. Своё название оно получило по проточному пруду и одноимённой реке, бывшей, в свою очередь, притоком Неглинной. Впервые Напрудное упоминается в XIV веке в статусе дворцового села, то есть принадлежащего лично великому князю. Согласно духовной грамоте Ивана Калиты 1339 года оно переходило к его сыну Симеону: «Се дал есмь сыну своему болшему Семену… село Напрудское у города». Впрочем, исследователи предполагают, что село могло быть основано и гораздо ранее, в XII–XIII веках. Со временем здесь появился Государев Воловий двор. Река и пруд славились обилием рыбы (отсюда второе название реки — Рыбная), а особым достоинством этих мест была соколиная охота на птицу, в том числе на уток и гусей, живших на пруду.

Именно с соколиной охотой связано предание о создании церкви во имя Святого мученика Трифона. Здесь со своими приближёнными охотился Иван III (по другой версии легенды, Иван IV Грозный). К несчастью, князь Трифон Патрикеев как раз в это время упустил любимого государева сокола и, опасаясь монаршего гнева, слёзно молился своему святому покровителю о помощи. Обессилев от долгих поисков, Патрикеев уснул, и во сне ему явился юноша на белом коне, державший на руке сокола. Юноша, которым был святой мученик Трифон, сказал: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чём не печалься». Пробудившись, князь Патрикеев в самом деле увидел пропавшего сокола, сидевшего на сосне неподалёку. Отвезя его своему господину, князь Патрикеев дал обет возблагодарить Бога и своего ангела-хранителя за спасение. На том месте, где произошло явление святого, он построил сначала часовню, а затем и храм во имя Святого мученика Трифона. Впоследствии, на рубеже XVI–XVII веков, на восточной стене храма была выполнена фреска, изображающая святого Трифона в виде всадника с соколом на правой руке. В таком же виде принято изображать святого Трифона и в наши дни.

Построенная в Напрудном каменная церковь представляет собой одноглавый бесстолпный одноапсидный центрический храм, перекрытый крещатым сводом. Исследователи сходятся во мнении, что трифоновский храм был первым с крещатым сводом. Для рубежа XV–XVI веков это явилось новым словом в церковном зодчестве Руси. Впрочем, точная датировка каменной церкви до сих пор вызывает бурные дискуссии у специалистов. Самые смелые датируют её концом XV века, опираясь на надгробную надпись с южной стороны здания и на тот факт, что она выстроена из белого камня (кроме кирпичных сводов и барабана купола). Называется даже точная дата — 1492 год, эпоха Ивана III. Другие придерживаются более осторожной версии и датируют храм Святого Трифона в Напрудном сер. и даже второй пол. XVI века — временами Ивана IV Грозного. Гипотеза, выдвинутая историком архитектуры Сергеем Заграевским, называет периодом возведения храма сер. 1470-х — сер. 1480-х годов.

В 1803 году митрополит Черногории Пётр I Негош привёз в Россию из города Котор частицу мощей святого Трифона в дар императору Александру I. В 1819 году святыню передали в московскую церковь и вставили в храмовую икону. Впоследствии, в 1883 году, копию этого образа подарили черногорскому князю Николе I. Тогда же, в XIX веке, началось расширение древней церкви, к которой пристроили вытянутую трапезную с приделом Святого Николая Чудотворца и шпилеобразной колокольней с запада. В 1861 году в трапезной создали второй придел во имя Филарета Милостивого — по святому покровителю митрополита Московского Филарета.

На рубеже XIX–XX веков трифоновский храм значительно увеличился в размерах. В 1889–1892 годах по проекту архитекторов Петра и Павла Зыковых была пристроена вторая колокольня — в два раза выше прежней, в формах псевдорусского стиля. В 1894–1898 годах возвели новую обширную трапезную. Кроме того, в 1911 году был создан новый мраморный иконостас с великолепными Царскими вратами, спроектированными архитектором Фёдором Шехтелем. К сожалению, они были утрачены, как и все интерьеры, после закрытия храма в 1931–1932 годах.

Храмовая икона святого Трифона с частицей его мощей сохранилась, так как её перенесли в церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе неподалёку от Рижского вокзала (этот храм в ХХ веке не закрывался, в него были перенесены святыни из многих разрушенных московских церквей). Там она находится и сегодня. Храм Святого мученика Трифона после закрытия утратил все свои пристройки XIX–XX веков и вернулся к изначальным размерам: заступничество реставраторов Дмитрия Сухова и Петра Барановского позволило сохранить древнейшую часть здания. Фреску с изображением святого Трифона и сокола сняли и перенесли в Третьяковскую галерею. В 1947–1948 годах в процессе научной реставрации, организованной Львом Давидом, восстановлена историческая шлемовидная форма главы и воссоздана маленькая звонница над юго-западным углом церкви. После реставрации она долгие годы стояла запертой на замок. Из-за маленького размера храма местные жители называют его «часовней». Тем более что вокруг него выросли огромные больничные корпуса МОНИКИ. Это зрительно делает церковь совсем крохотной на фоне многоэтажных исполинов.

В 1993 году храм Святого Трифона возвратили верующим, и он стал приписным к близлежащей церкви иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе. В нём возобновлены богослужения, приведена в порядок территория вокруг храма, место утраченных приделов отмечено деревянными крестами. Жизнь вернулась в трифоновскую церковь, чей престольный праздник здесь снова празднуется, как и прежде, 14 февраля.

Святой Трифон — чем помогает, молитвы перед иконой

В христианской религии сложилась многовековая традиция — обращаться с просьбой к святым в тех вопросах, которые имели касательство к их земным житиям. К примеру, Святому великомученику целителю Пантелеймону молятся тогда, когда необходимо просить об исцелении от тяжелых недугов. Святые апостолы Андрей и Петр в православии издавна считаются небесными покровителями моряков. К некоторым святым обращаются с просьбой избавить от пороков.

Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир Оглавление:

  • Житие Святого Трифона
  • Чудеса святого мученика
  • О чем молятся святому
  • Молитвы о разных надобностях
  • Иконы и храмы мученика
  • Как выглядит чудотворная икона св Трифона

Однако в случае со святым Трифоном дело обстоит несколько иначе. К этому святому чаще всего обращаются те, кто нуждается в работе. Однако это далеко не единственный вопрос, по которому можно обратиться с молитвой перед иконой этого святого.

Житие Святого Трифона

Родился Трифон во Фригии (одна из областей Малой Азии), недалеко от города Апамеи в 232 году. Родители его были простыми христианами.

Еще в раннем детстве мальчик получил благодатный дар творить чудеса. С его помощью очень многие люди исцелились от тяжелых недугов, избавились от бесов и обрели здоровье и душевное равновесие.

Юный Трифон творил большое количество добрых дел. Однажды молитвы юноши помогли жителям его родного села спастись от голода. После прочтения им молитвы поля очистились от полчищ насекомых, которые поедали пшеницу и лишали людей пропитания. В качестве платы за свою помощь святой просил лишь об одном — уверовать во Христа и вознести к нему молитвы.

Наибольшую славу обрел юноша Трифон в 16 лет. В это время ему удалось изгнать бесов из дочери римского императора Гордиана. После этого император просил Трифона, чтобы тот показал ему демона. Нечистый дух явился перед императором и поведал ему, что имеет власть вселяться в тела тех людей, которые обуреваемы страстями и потворствуют своей похоти. После этого многие свидетели чуда уверовали во Христа.

После того как к власти пришел император Декий, христиане начали подвергаться преследованиям. Императору донесли о том, что святой Трифон проповедует веру в Господа, творит чудеса и вовлекает большое количество людей в христианскую веру.

По приказу императора Трифон был схвачен и подвергнут допросу и суду. Однако несмотря на многочисленные пытки и угрозы мученик не отказался от своих убеждений и продолжал проповедовать. Во время истязаний он не издал ни единого стона.

Тогда он был связан. Подвешен к дереву и подвергался побоям на протяжении трех часов. После этого мученика бросили в темницу. Но и там святой не отказался от веры в Господа. Трифона подвергали самым тяжелым и изощренным пыткам, но господь укреплял его душу и тело и помогал выстоять перед палачами.

В итоге император отдал приказ казнить Трифона.

Вначале тело святого мученика хотели похоронить в том месте, где им была принята мучительная смерть. Однако святой явился в видении одному из последователей и попросил похоронить его на родине. Спустя некоторое время мощи святого были перевезены в Византию. А оттуда уже в Рим. В дальнейшем мощи разделили на две части и помещены в двух разных храмах.

Наиболее почитаем этот святой верующими Русской православной церкви.

Мы уверены, что Вам будет интересна статья о житие Святого Шарбеля и молитвах к нему.

Чудеса святого мученика

До наших дней дошло немало свидетельств чудесных явлений, которые совершались по молитве чудотворца Трифона. Происходили эти чудеса как при его жизни, так и после кончины.

  1. Широкую известность получило предание о том, как святой Трифон помог сокольничему, служившему при дворе царя Ивана Грозного. Однажды юноша не уследил за любимым соколом государя. Это грозило ему смертной казнью. Когда царь узнал о потере любимого сокола, он дал провинившемуся три дня на поиски. Отчаявшийся слуга прекрасно понимал, что не сможет сам отыскать пропавшую птицу. Он обратился с горячей молитвой к мученику Трифону. Ночью святой явился ему во сне с соколом на руке. Когда юноша пробудился, он обнаружил, что улетевшая птица сама вернулась к нему. Преисполнившись благодарности и к святому, сокольничий выстроил в честь мученика церковь.
  2. Однажды святой мч Трифон избавил от голода жителей родного поселения. По его молитве с полей ушли вредители, уничтожавшие посевы. После этого чудесного избавления было установлено специальное молитвенное обращение. Которое и по сей день применяют во время нападения насекомых и прочих «гадов».
  3. Существует множество свидетельств современников о том, что молитвенное обращение к мученику помогало находить утерянные вещи. Часто после молитвы людям удавалось найти потерянные деньги, документы, ключи и прочие важные вещи.

Для многих людей обращение к святому стало настоящим спасением и единственной поддержкой в самых сложных житейских ситуациях.

О чем молятся святому

Молитвы и тропари перед иконой святого мученика помогут при самых разных житейских обстоятельствах. Самое главное условие — молиться и просить от чистого сердца. Тогда вашим заступником и помощником в земных делах будет святой мученик Трифон. О чем просят этого святого?

  1. Молитвы святому помогают защититься от воздействия темных сил. Люди избавляются от тревог, страхов, ночных кошмаров. Обращение к святому надежно защитит от темной магии и влияния недоброжелателей.
  2. Наиболее часто к святому обращаются люди, у которых имеются серьезные проблемы на работе или нуждающиеся в хорошей постоянной работе. Святой мученик помогает в поиске достойного рабочего места.
  3. Подобно многим святым, Трифон помогает исцеляться от самых разнообразных недугов.
  4. Издревле люди обращались с молитвой к мученику, чтобы получить защиту на охоте от дикого зверя и уберечь посевы от нашествий вредителей. Он покровительствует садам и полям, так что можно молиться о ниспослании богатого урожая.
  5. Бытует мнение, что мученик Трифон покровительствует охотникам и рыболовам.
  6. Многие люди обращаются к Трифону в тех случаях, когда необходимо найти потерянные вещи или пропавших животных.
  7. Если человек одинок и желает улучшить свою личную жизнь — он может обратиться с молитвой к этому святому. Семейным парам мученик помогает вернуть тепло и любовь в отношения, а одиноким девушкам можно прочесть молебен о замужестве.

Молитвы о разных надобностях

Существует множество молитвенных обращений к мученику Трифону, которые связаны с теми или иными насущными потребностями человека.

О ниспослании любви

С давних времен одинокие незамужние девушки возносят молитву святому, чтобы наладить личную жизнь, найти жениха. Искренняя мольба помогает встретить достойного человека, с которым можно будет идти по жизни рука об руку. Семейные пары обращаются с этой молитвой, когда желают укрепить отношения, сохранить семью и избавиться от конфликтов. В таких ситуациях читают молитву Трифону каждый день. Делать это надо регулярно и от чистого сердца.

О замужестве

Молитва святителю поможет женщине найти себе достойного супруга. Если к святому обращаются люди, состоящие в отношениях, он поможет им принять ответственное решение и благополучно вступить в брак. Произносить слова этой молитвы необходимо ежедневно.

О ниспослании работы

Поиск достойной работы — нелегкая задача в наше время. Многие люди обращаются за помощью и поддержкой к высшим силам, чтобы повысить свои шансы на успех.

После такого молитвенного обращения человек может стать увереннее в себе, разрешить сложную ситуацию в рабочем коллективе или продвинуться по карьерной лестнице. Конечно же, обращаться за помощью к святому нужно с чистым сердцем и помыслами. Если вы хотите занять чужое место или причинить любой вред другому человеку — на помощь высших сил рассчитывать не следует. Читается молитва святому Трифону о помощи в работе ежедневно и дополнительно накануне важного мероприятия.

Святой чудотворец всю свою жизнь честно трудился и помогал всем страждущим избавиться от телесных и душевных недугов. Трифон был вынужден был много трудиться и не гнушался само тяжелой работы. При этом он никогда не жаловался и не сетовал на то, что ему тяжело. Этот небесный покровитель окажет помощь любому, кто жаждет трудиться честно и получать достойную плату за свой труд. Многие люди утверждают, что эта молитва о работе сильная. Трифону можно помолиться следующим категориям людей:

  1. Начинающим предпринимателям.
  2. Молодым людям, только приступающим к трудовой деятельности.
  3. Тем, кто мечтает о повышении по службе.
  4. Тем, кто неудовлетворен оплатой своего труда.
  5. Молодым людям и девушкам, которые никак не могут определиться в выборе профессии.
  6. Потерявшим работу людям, которые отчаялись трудоустроиться и влачат бедственное существование.
  7. Людям, у которых сложилась конфликтная ситуация в коллективе или с руководством.

Читать эту молитву необходимо с верой и убежденностью в своих словах. Освободите голову от лишних мыслей и сосредоточьтесь на обращении к святому.

О жилье

Бывают ситуации, когда люди испытывают затруднения с недвижимостью. К примеру, вам сложно найти себе подходящее жилье. Другие люди никак не могут продать свою недвижимость по той цене, по которой планируют.

Для этих случаев существует молитва к святому Трифону, способная помочь в этом вопросе и разрешить сложную ситуацию. Кроме того, эта молитва может помочь разрешить и финансовые затруднения.

Молитва в случае пропажи

Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда внезапно терялась очень важная вещь. Это могут быть ключи или необходимые документы, которые нужны незамедлительно. Согласно древним верованиям, так шутят с человеком злые силы. Поэтому наилучшее решение — обратиться за помощью к святым. Помочь в поисках может святой мученик, к которому нужно обращаться со специальной молитвой.

Молитва о помощи в нужде

Обращаться к святому можно и тем, кто находится в острой нужде. Мученик Трифон помогал терпящим нужду еще при своей жизни. После его смерти большое величество верующих обращается к нему с просьбой о помощи. Святой услышит вашу молитву и обязательно придет на помощь, если ваши помыслы чисты, и вы не желаете никому причинить вреда. При этом важно помнить, что помощь приходит к тому, кто не только сидит и ждет, но и действует сам. Ведь, как известно, под лежачий камень и вода не течет.

О здравии

Случаются ситуации, когда человеку поставлен диагноз тяжелого неизлечимого заболевания. Иногда врачи и вовсе никак не могут установить правильный диагноз и понять причину болезни.

Многие ли верят, что болезни могут быть результатом наведенной порчи или другого негативного воздействия. Однако следует помнить, что такие воздействия не страшны тем людям, чья душа чиста. Поэтому так важно регулярно исповедоваться и причащаться.

Молитву святому мучнику Трифону об исцелении следует произносить дважды в день — утром и вечером. Читать ее может как сам заболевший, так и его родственники.

Иконы и храмы мученика

Икона святого мученика Трифона, созданная в византийской традиции, изображает его в виде молодого человека, стоящего в полный рост. В руках юноша держит крест. Одет он в красные одеяния, которые символизируют собой кровь, пролитую мучеником во имя Христа.

В традициях византийской иконографии так изображали всех святых, канонизированных в ликах мучеников. Икона мученика, написанная на Балканах, обычно изображает его держащим в руках виноградную лозу.

В России святого чаще всего изображают сидящим на коне с соколом в руках. Фото икон разного вида можно найти в сети.

Изображения лика святого Трифона можно увидеть во многих православных храмах и монастырях. В церковных лавках можно приобрести образ святого для домашних молитв. Можно читать перед иконой акафист святому.

В Москве на Рижской располагается один из древнейших храмов святому Трифону. Построенный еще в XIV веком, этот храм окружен множеством легенд и загадок (адрес — Москва, улица Трифоновская, 38).

Как выглядит чудотворная икона св Трифона

vladimirdar

Всего 31 фото
Давно уже я собирался рассказать об этом удивительном, небольшом, но возвышенном храме святого Трифона в Напрудном, что в Москве на Рижской. В начале лета я выложил в ЖЖ пост о святом Трифоне, где поведал об этом христианском и практически уже исконно русском святом. И поскольку поисковые запросы на ключевое слово «святой Трифон» по данным метрики у меня занимает самое высокое место из всех, я подумал, что рассказать о храме святого Трифона в Напрудном с легким погружением в исторический контекст будет для многих очень актуально, востребовано, да просто, любопытно, с одновременной возможностью осмотреть его внимательно и со всех сторон.
Храм святого Трифона в Напрудном является интереснейшим архитектурным объектом и важнейшим памятником древнерусского зодчества в столице, поскольку это практически единственный уцелевший и древнейший русский храм XV-го века вне границ Московского Кремля, исключая, по всей видимости, Спасский собор Андроникова монастыря. Его история любопытна, таинственна, загадочна, как и сама историческая личность святого Трифона и связанные с ним чудеса. Я не буду подробно останавливаться на истории этого святого — о нем можно прочитать в моем посте, ему посвященном. Здесь же мы узнаем о самом храме святого Трифона, его истории происхождения и строительства, многочисленных загадках и вопросах, которые во многом остались пока неразгаданными нашими современниками.
Поводом для появления этого храма стала известная легенда с обретением в этих исконно великокняжеских охотничьих угодьях утерянного царского кречета сокольничим Трифоном Патрикеевым, которому под страхом смерти была поставлена задача — отыскать любимую птицу великого князя. Во сне ему явился святой Трифон и вернул чудесным образом кречета своему тезке. Якобы сокольничий Трифон в благодарность святому дал обет построить в этом месте обретения дражайшей птицы храм в его честь, что и сделал вскоре.

В этом мифе смешалось очень многое. Ранее считалось, что Трифон Патрикеев служил Ивану Грозному, но при археологических раскопках оказалось, что каменный храм уже существовал к 1492 году и к периоду его правления не имеет непосредственно прямого отношения. Есть соображения, что имелся ввиду не Иван Грозный, а Иван III, которого тоже звали «Грозный». Кстати, князь Иван Юрьевич Патрикеев был реальной исторической личностью и играл видную роль при дворе Ивана III… На печати Патрикеева был изображен как раз всадник с соколом, и этот образ соответствует русско-православному каноническому изображению святого Трифона (в том числе и на фреске, находившейся на алтарной апсиде церкви в Напрудном), — при том, что византийская традиция изображает Трифона стоящим в рост, и не с соколом, а с крестом в руке. Есть также сведения, что при Иване Васильевиче Грозном эту церковь, что являлась тогда каменной, уже перестраивали.

Существует другое, очевидно, более достоверное предание, относящее чудодейственное вмешательство святого Трифона к XIV-му столетию. Однажды на охоте у Великого князя Московского Ивана Даниловича по прозвищу Калита (1325-1340 гг.) улетел любимый кречет, и он приказал сокольнику, во что бы то ни стало разыскать его в три дня. Долгие поиски были тщетны. Измученный ловчий на третий день остановился около Напрудного села и заснул крепким сном под деревом. Перед этим он усердно помолился святому Трифону: «…Угодник Божий, чью память чтит сегодня Святая Церковь, помоги мне найти великокняжеского кречета, и я даю обет создать храм во имя твое на сем месте…». И предстал пред ним во сне благолепный юноша на белом коне, держа на руке великокняжескую птицу…

Проснулся сокольник, а на руке у него действительно сидит пропавший сокол. А на том месте, где приснился ему чудный сон, и был построен храм во имя Трифона, так как ловчая птица нашлась 1 февраля по старому стилю, в день памяти святого. А в церкви был поставлен его образ, на котором святой изображен так, как предстал сокольничему в сновидении — на коне и с кречетом на руке.

05..
Однако, скорее всего, на этом месте уже существовала деревянная сельская церковь еще при Иване Калите (о чем есть письменные подтверждения) и, только, значительно позже появилась каменная, очевидно, построенная из-за явления в этих месах христианского святого, расцененного, естественно, как великое чудо. Наверняка великий князь поддержал идею строительства каменного храма, тем более это чудо произошло в его дворцовом селе.

Легенда имеет еще один важный аспект: она показывает значимость села Напрудного. Еще со времен Ивана Калиты оно было великокняжеским. Сюда, на Великий пруд и в Сокольничий лес, любили приезжать великие князья и цари с соколами и кречетами для охоты на водяную или, как тогда говорили, «мокрую» птицу. Эта традиция дожила до времен Алексея Михайловича.

Но и это все не главное, а главное то, что в конце пятнадцатого века в этом дворцовом селе Напрудном на невысоком холме близ пруда, существовавшего еще в конце прошлого столетия, был возведен этот небольшой, но удивительно одухотворенный явленным чудом белокаменный храм во имя святого Трифона.

Загадками является само появление этой церкви как архитектурного сооружения, и по сути, имя зодчего, кто ее возводил, а также примененные новаторские приемы строительства для тех времен. Это был один из первых каменных храмов посадского типа, где бесстолпная конструкция обусловила появление крестчатого (крещатого) свода и как следствие этого — трехлопастного завершения фасадов. Сочетание двух строительных материалов (белого камня в стенах, цоколе, порталах и кирпича — в сводах, барабане и деталях), в Москве впервые примененное в Успенском соборе Кремля, вероятно, было особенно характерным для ранних построек этого типа.
В отсутствие точной летописной датировки ученые, прежде всего, сопоставляют архитектурные детали и приемы различных церквей подходящего периода. Трифоновская церковь и здесь дает пищу для размышлений. Главная ее загадка — т.н. «крещатый свод», сложный инженерный прием, который считается изобретением именно московских мастеров конца XV — начала XVI века.

Но в пользу датировки церкви XV веком С.В. Заграевский приводит несколько простых фактов. «К середине XVI века в значимых великокняжеских (с 1547 года — царских) подмосковных селах уже были построены такие храмы, как Вознесения в Коломенском и Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Поставить с ними в один ряд Трифоновский храм, конечно же, невозможно… Храм Трифона в Напрудном невелик по размерам, имеет приземистые пропорции, небогатый декор, простые «раннемосковские» порталы и неаккуратно разбитый план».

При Иване III в Москве работали не только заграничные архитекторы и мастера из не менее далекого Пскова. У великого князя были и местные, московские зодчие. Но лучшие были заняты на «госзаказе» в Кремле, а в подмосковное великокняжеское село могли направить мастеров поскромнее. Что случилось во время планировки Трифоновского храма, почему его основание «кривое» — сейчас уже трудно сказать. Можно списать на недобросовестность подрядчиков… Или заказчиком и в самом деле выступил не лично великий князь, а его сокольничий?)
Никто, кроме великого князя или без его соизволения, не мог построить храм в великокняжеском селе. Получается странная ситуация: с одной стороны, в строительстве был применен сложный инженерный прием и новая для того времени строительная техника (белокаменные стены и кирпичные своды), с другой стороны — план церкви действительно «неаккуратный», стены в буквальном смысле не параллельны друг другу.

Что касается даты постройки, с Заграевским также согласна Наталья Горбачева: «Доказательством истинности предания является изображение мученика Трифона на иконе в его московском храме именно таким, каким он явился сокольничему — на белом коне с соколом на руке. Для подобного изображения, названного в народе «русской иконой» св. Трифона, нет мотивов ни в житии этого угодника, где сказано, что он пас домашнюю птицу, ни в церковных молитвословиях, которые почитают его защитником полей и огородов от вредных насекомых. Греческая иконография знает образ Трифона, запечатленного пешим и с крестом в руке, а иногда еще и с ножом для обрезки виноградных лоз.

В княжение Василия I (1389–1425 гг.) соколиная охота приобрела такой размах и значение, что изображение конного сокольника с птицей в руке получило даже статус государственного герба Москвы, он даже чеканился на монетах. Монеты Василия II Темного (1425–1462 гг.) тоже имеют изображение всадника с соколом в руке. Конный сокольник в правление Иоанна III (1462–1505 гг.) исчезает с московских монет, заменяясь постепенно Георгием Победоносцем, однако появляется на родовой печати князей Патрикеевых. Учитывая выводы профессора С.В.Заграевского о строительстве храма в 1470–1480 гг., к этому времени следует отнести и чудо с соколом, давшее повод к возведению храма мученика Трифона в Напрудном»…

При императрице Елизавете в приходе Трифоновской церкви одно время собирались устроить первое в Москве городское кладбище за чертой города, а саму церковь превратить в кладбищенский храм для совершения служб и панихид и отпеваний покойников. Это было связано с указом императрицы, запрещавшим погребать умерших в приходах центральных церквей и повелением закрыть все кладбища на пути из Кремля в ее Лефортовский дворец. Однако эта идея не осуществилась, так как Напрудное с небольшой церковью не подошло для создания там большого кладбища, и его основали в Марьиной роще с Лазаревским храмом. А после эпидемии чумы 1771 года, когда на соседней Крестовской заставе открыли Пятницкое кладбище, а дома в округе сожгли, Трифоновская церковь долго стояла без прихода, так, что ее даже собирались за ветхостью снести. Но одумались и не тронули этот очень древний и красивый храм.

А вскоре в нем появилась бесценная святыня — частицы от св. мощей Трифона, которые почивали в Черногорском городе Бака Котарская. Произошло это вот как.
В 1800 году в Москву приезжал архимандрит из Черногории Стефан Вукотич. Узнав об этом, серебряных дел мастер Трифон Добряков предложил за свой счет соорудить раку для находящихся в черногорском городе Которе мощей мученика Трифона. Спустя время Петр Негош прислал Добрякову в благодарность за благодеяние три частицы мощей от мученической главы св. Трифона. В 1812 году Добряков поднес эту святыню Александру I, а в 1819-м она была передана в церковь Трифона в Напрудном и в дорогих ковчежцах «вделана» в икону св. Трифона с соколом в руке.

Вскоре после этого храм стал центром прославившегося на всю Москву Трифоновского богомолья. Появились средства. В начале XIX века к западу от церкви Трифона были возведены колокольня и трапезная (к этому времени в храме были пробиты новые окна, надложены углы трифолия, устроена четырехскатная кровля, барабан получил высокую декоративную главку, храм был оштукатурен).
В 1825 году к церкви был пристроен южный Никольский предел, в 1861 году — северный Филаретовский предел. В 1889-1895 годах с запада была пристроена еще одна колокольня, а на месте старой трапезной была возведена новая трапезная-храм с куполом и двумя пределами (также Никольским и Филаретовским). Древняя Трифоновская церковь визуально смотрелась как алтарная часть нового храма.
В 1889–1895 годах почти все пристройки XIX века разобрали, и по проекту архитектора П.П.Зыкова-младшего построили новую, с высокой колокольней и куполом церковь, вмещавшую три с половиной тысячи богомольцев. Древний храм примыкал к ней с востока. Новый Никольский предел освятили в 1896 году, Филаретовский — в 1898 году. Самый большой колокол весил 560 пудов (9 тонн). Сейчас это трудно представить, но Трифоновская церковь в итоге стала одной из самых больших в Москве!
Вот так выглядела колокольня храма святого Трифона в 1901 году. Впечатляет, не правда ли!

Но на этом «архитектурные приключения» храма не закончились. Наступило новое время — революционное и безбожное. Но некоторое время после Октябрьской революции отдаленную Трифоновскую церковь не закрывали. Известно, что в феврале 1925 года в храмовый праздник Литургию в храме св. Трифона незадолго до смерти служил св. патриарх Тихон.
И уже в 1920-е годы начались работы по изучению и восстановлению облика древнейшего московского храма. Конечно, не обошлось без участия знаменитого спасителя московских архитектурных шедевров, Петра Барановского.

Для верующих церковь была закрыта в 1931 году. Часть церковных ценностей и икон, в том числе и знаменитую чудотворную икону с частицами мощей мч. Трифона, перенесли в соседний храм Знамения иконы Божией Матери, что в Переяславской слободе (к которому сегодня приписан храм мученика Трифона). Остальное было разграблено. Написанную на апсиде храма древнюю фреску мч. Трифона отправили на хранение в Третьяковскую галерею.
От полного разрушения церковь спасло ходатайство многих архитекторов. Но все же предусмотрительно были сделаны обмеры церкви на случай ее уничтожения. В 1932 году была произведена радикальная реставрация: направленными взрывами были «отстрелены» пристройки XIX века. Церковь Трифона, одна из крупнейших церквей Москвы, вернулась к изначальным средневековым размерам. Работы проводились под руководством П.Д. Барановского и Л.А. Давида.
В результате реставрации 1947-1948 годов его архитектурно-художественный облик восстановлен с достаточной полнотой. Фасады храма, завершенные трехлопастными кривыми, расчленены лопатками на три части. Средняя закомара имеет килевидную форму. Горизонтальная кирпичная тяга — пояс и цоколь «крепуется» на пересечении с лопатками, которые благодаря этому приобретают вид пилястр. Тяга, отделяющая трехлопастное завершение от главного объема, соответствует пятам крестчатого свода, перекрывающего внутреннее пространство.

Храм завершен глухим барабаном со шлемовидной главой и килевидными кокошниками в основании. Над юго-западным углом восстановлена однопролетная звонница (нижние части ее столбов сохранились изначально). Внутреннее помещение храма освещается двумя оконными проемами, расположенными над килевидными — западным и южным — порталами, а также двумя щелевидными окнами в алтарной апсиде.

Порталы с килевидными завершениями, многообломными импостами и каннелюрированными бусинами типичны для раннемосковского зодчества. Форма завершений порталов перекликается с килевидными завершениями трифолиев и килевидными кокошниками под тонким и высоким барабаном, и благодаря этим архитектурным приемам Трифоновский храм производит впечатление очень «стройного» и устремленного вверх…

А потом… Больше 40 лет церковь стояла в запустении и только в 1992 году начались эпизодические богослужения. Сейчас около храма возведен церковный домик и ведется строительство других служебных помещений, благоустраивается территория.

В 2000 году торжественно отмечалось 1750-летие со дня преставления святого мученика Трифона. К этой дате в храм было проведено отопление, территория была огорожена забором и благоустроена, была построена звонница. Теперь храм был открыт круглый год. На Светлой седмице 2000-го юбилейного года впервые за многие годы из дверей Трифоновского храма вышел крестный ход.

16 марта 2002 года возле храма святого мученика Трифона отмечены резными памятными столбами-знаками места разрушенных престолов — во имя святителя Николая…

…и святого праведного Филарета Милостивого. Молебен с освящением этих столбов совершил настоятель храма протоиерей Феодор.

В Трифоновском храме хранятся чтимые святыни: крест с частицей Животворящего Креста Господня, частицы мощей многих угодников Божиих. Значительную часть этих святынь передал храму протоиерей Михаил Нейгум († 2001), который любил молиться в храме мученика Трифона в последние годы своей жизни.
Храм произвел на меня очень сильное трогательное и возвышенное впечатление. Земля вокруг церкви наполнена умиротворением и какой-то особенной благостью. Как будто эта святая земля выдохнула с облегчением от мрака десятилетий безбожества и иконоборчества.
Очень хотелось снять церковь изнутри, однако все оказалось не так просто. Одинокая служительница проявив резвость и фанатичную непримиримость категорически запретила фотографировать в храме (а я попросил разрешения на съемку), объяснив свою позицию указом свыше и тем, что она на послушании… так, что ограничусь одной фотографией с сайта о храме и своими личными ощущениями.

Внутри церковь кажется совсем маленькой и, в условиях Москвы, может показаться простой часовней. Однако воздушный бесстолпный свод храма, его древняя энергетика ввела меня в глубокое исступленное чувственное состояние слияния с ним. Тихая радость возрождения, струящийся мерцающий сквозь мрак свет от узких окон храма, его намоленные стены, все это говорит с тобой, отзывается на молитвы… Несмотря на «сверлящий взгляд» послушницы в спину, мне удалось все же получить то, чего я и ожидал — отклик святого Трифона, его доброе пожелание и благословление пребывать на своем Пути…

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх