Помост

Вопросы веры

Храм в честь феодоровской иконы божией матери

Святая вода — великая святыня

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня — святая вода (по-гречески «агиасма» — «святыня»).

Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.

Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

«Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет.

Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.

Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.

Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!

По верованию Церкви, агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.

Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».

Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.

Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).

Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

По материалам сайта «Православие.ru», вятская-епархия.рф

Феодоровский собор с крепостной стеной на улице Миргородской

В центре Санкт-Петербурга, недалеко от Московского вокзала Вы неожиданно встретите старинный величественный храм. Это Феодоровский собор, построенный в стиле допетровской эпохи. Несмотря на кажущуюся старину, храм был возведен сравнительно недавно — в 1913 году, к 300-летнему юбилею царствования Дома Романовых. В начале 20-го века был модным древнерусский стиль. Позже этот стиль стали называть неорусским или псевдорусским.

Рядом с храмом Вы увидите крепостную стену из красного кирпича, с башенками и арками, напоминающую стену Московского Кремля.

Феодоровский собор в Санкт-Петербурге интересен тем, что он строился в начале XX века, а внешний вид его, как и было задумано, соответствовал стилю времен царствования Михаила Романова.

К 300-летию Дома Романовых готовились задолго до его наступления и одним из предложений было построить собор, напоминающий храмы первой половины XVII века, когда на престол взошел первый представитель семейства Романовых – Михаил Фёдорович.

Храм пятиглавый, с куполами, покрытыми золоченной медью. Его внушительные размеры впечатляют: площадь – 350 кв. метров, высота – 48 метров, а вместимость – 3500 человек (1500 в нижнем храме и 2000 – в верхнем).

Строительство велось с размахом, так на колокольню было поднято 11 колоколов, 9 из них — с именами членов царской семьи. Один из колоколов «Михаил-Николай» имел вес почти 9 тонн.

Стены церковного здания были покрыты белым камнем, при оформлении фасадов использовалась резьба и красочные изразцы. Главным украшением фасада со стороны парадного входа стало майоликовое панно размером 4,24 на 12,76 метра, выполненное по эскизу художника Сергея Васильевича Чехонина. На нем изображен Успенский собор Москвы, Божья Мать и родословное древо Романовых.

К сожалению, в годы преследования церкви эта замечательная керамика была полностью уничтожена, не сохранилось ни одного ее фрагмента. Благодаря сохранившемуся эскизу и фотографиям панно было заново создано в 2011-2012 годах.

Из истории

На территории, где в настоящее время расположен Феодоровский собор, во второй половине XIX века находилось подворье Феодоровского Городецкого монастыря Нижегородской епархии. Здесь, по инициативе Александра III, было решено построить храм. По результатам конкурса был выбран проект русского архитектора Семена Кричинского. Средства на строительство собирали по всей России, свои пожертвования внесли самые разные организации и многие частные лица, всего было пожертвовано более 500 тысяч рублей.

Храм заложен в 1911 году, основные работы продолжались более трех лет, Дом причта был построен в 1915-1916 годах.

Главный придел верхнего храма освящен в 1914 году в честь Феодоровской иконы Божией Матери, главный придел нижнего храма посвящен Александру Невскому, покровителю императора Александра III (освящение предположительно прошло в 1920 году).

Приход существовал до 1932 года, пока советские чиновники не придумали разместить в храме базу объединения «Союзмолоко». Здание перестроили, купола снесли, а в подвале была устроена настоящая помойная яма. В 1972 году к визиту президента США Никсона с крыши изуродованного здания были убраны и барабаны, в итоге храм стал похожим на кубик.

Восстановление Феодоровский собора

В 1992 году было принято решение о возвращении храма Санкт-Петербургской епархии, но только через 12 лет Феодоровский собор был передан прихожанам.

Рядом с собором был построен, а в 1998 году освящён храм святых Новомучеников и Исповедников Российских. В этой часовне, созданной также в допетровском стиле, проходили богослужения в период восстановления Феодоровский собора. Белые стены, купол в виде золотой луковки делают ее похожей на церкви первой половины XVII века.

Оформлением нижнего храма Феодоровский собора руководил художник-иконописец, теоретик церковного искусства, Лауреат Государственной премии России иконописец архимандрит Зинон.

В ходе реставрации здания нижний храм оформили в стиле новгородских церквей XIII века – с белокаменной алтарной преградой вместо иконостаса, каменными престолом и каменной сенью (навесом) над ним.

Благодаря светлым стенам верхнего храма, высоким окнам и отсутствию колонн в средней его части, он выглядит просторным и, словно, наполнен светом. Мраморный пол имеет шахматный рисунок, а в центре выложена розетка.

Южный придел верхнего храма в наше время посвящен святым Царственным страстотерпцам, а северный — святым Новомученикам и Исповедникам Российским.

Феодоровский собор с крепостной стеной на ул. Миргородской – это храм-памятник династии Романовых, напоминающий кусочек Москвы и символизирующий объединение русских земель под властью Дома Романовых после смутных времен 1598 — 1613 годов.

По замыслу архитектора Семена Кричинского, вокруг храма планировалось возвести целый комплекс зданий, своего рода уголок Святой Руси. Однако, были построены только Феодоровский собор, звонница и часовня, граненая башня и Дом причта. В настоящее время крепостная стена отделяет храм от жилого комплекса «Царская столица».

Собор иконы Божией Матери Феодоровской в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых (Романовская церковь)

Феодоровской иконой Божией Матери в 1613 году в Костроме, в Ипатьевском монастыре инокиня Марфа благословила на царство своего сына Михаила — новоизбранного царя из древнего боярского рода Романовых. С тех пор Феодоровская икона Божией Матери стала фамильной святыней Российского Императорского дома.
Храм Феодоровской иконы Божией Матери был возведен к 300-летию царствования Дома Романовых. Идея построения храма-памятника принадлежала Александру III (По иным сведениям, инициатором строительства в 1908 г. выступила черносотенно-монархическая организация «Союз русского народа»).
В 1910 году (по другим сведениям — в 1909 году) был учрежден Строительный комитет под августейшим покровительством великого князя Михаила Александровича, брата Николая II. Его председателем был свитский (до 25 октября 1909 года — при великом князе Михаиле Александровиче) генерал-майор Д.Я. Дашков. От Нижегородской епархии в руководство входил архимандрит Алексий, настоятель Феодоровского Городецкого монастыря. В работе комитета участвовали также архитекторы Л.Н. Бенуа, С.С. Кричинский, Д.А. Крыжановский. На конкурсе победил проект архитектора Степана Самойловича Кричинского.
Здание предполагалось соорудить из железобетона в стиле ростовских соборных храмов эпохи воцарения Михаила Фёдоровича. Небольшой нижний храм предполагалось отделать «в стиле эпохи Александра Невского» и посвятить его этому святому. Таким образом, композиция храма указывала на преемственную связь династии Романовых с династией Рюриковичей, одним из наиболее известных представителей которой, был великий благоверный князь Александр Невский.
Место для храма было выбрано на пересечении Полтавской и Миргородской улиц, возле Николаевского (ныне — Московского) вокзала, на территории подворья Федоровского городецкого мужского монастыря Нижегородской епархии.
Соборный храм был заложен 5 августа 1911 года после проведения нулевого цикла работ и возведения каркаса здания в апреле того же года. На закладке присутствовал великий князь Михаил Александрович; богослужение возглавил архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий); после молебна присутствовавшие клали в приготовленное углубление в месте закладки монеты, причём великий князь опустил монету времени царя Михаила Фёдоровича. Здание строилось на народные пожертвования — собрано было пятьсот тысяч рублей. Первое пожертвование — в сто рублей — было сделано св. праведным Иоанном Кронштадтским. Николай II также пожаловал на строительство 25 тысяч рублей. Предполагалось, что постройка храма займет два года, и к середине 1913 года, то есть к главным торжествам, посвященным 300-летию династии Романовых, он будет готов.
Строительство продолжалось успешно. 14 марта 1913 года состоялось торжественное поднятие креста на центральную главу строящегося собора — после молебна, служение которого возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV. В нижнем храме 7 сентября 1913 года были освящены главный придел — благоверного великого князя Александра Невского и святой равноапостольной Марии Магдалине (небесным покровителям Александра III и его супруги Марии Феодоровны); северный придел — во имя мученицы Марфы; южный — во имя святителя Филарета Милостивого (небесных покровителей патриарха Филарета и инокини Марфы — родителей Михаила Романова).
Торжественное освящение колоколов состоялось 6 декабря 1913 года, в день тезоименитства Николая II.
15 января 1914 года освящение главного придела верхнего храма совершил митрополит Владимир (Богоявленский), будущий новомученик; присутствовал при освящении император Николай II, который прибыл с дочерьми Ольгою, Татианой и Марией, а также великой княгинею Елисаветой Феодоровной; к началу литургии прибыла императрица Мария Феодоровна с дочерью Ольгою Александровною. Присутствовали также многие другие члены императорской фамилии и правительства. Главный престол храма был освящён во имя Феодоровской иконы Божией Матери и преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя первого царя Романова. Предполагалось также, что южный верхний придел будет освящен в честь святителя Николая и мученицы Александры (небесных покровителей последней царственной четы), а северный — святого благоверного князя Михаила Тверского и святителя Алексия, митрополита Московского (небесных покровителей великого князя Михаила Александровича и Цесаревича Алексия).
Храм рассчитан на три с половиной тысячи человек, высота его — 48 метров, площадь — 350 квадратных метров. Одна из стен храма повторяет кремлёвскую стену, символизируя единение Москвы и Санкт-Петербурга.
Нижний храм был рассчитан на 1500 человек, роспись его была внутри выдержана в новгородском стиле XIII века, оформлена четырьмя массивными колоннами, стрельчатыми сводами и окнами-бойницами.
Верхний, главный храм — бесстолпный — был рассчитанный на 2 000 человек. Он был украшен в ростовском стиле XVII века. Вырезанный из липы, пятиярусный иконостас (мастерской И.М. Дикарева) был покрыт басмой. Иконы — копии старинных — написали известные московские изографы В.П. Гурьянов, Н.С. Емельянов, Г.И. Чириков — реставратор икон Андрея Рублева. Росписи в манере Дионисия исполнил художник В.С. Щербаков.
Утварь изготовила знаменитая фирма «Оловянишников и сыновья», многие предметы убранства были копиями с хранившихся в Оружейной палате реликвий XVI-XVII веков. Под куполом висела ажурная бронзовая люстра-паникадило диаметром 6,5 метров в виде шапки Мономаха. В алтаре на престоле стояла серебряная дарохранительница — уменьшенная копия Успенского собора Московского Кремля. Разработка иконографической программы принадлежала члену художественно-исторической комиссии Строительного комитета профессору Н.В. Покровскому.
Храм был украшен цветными изразцами и майоликом. Северный фасад, выходящий на Миргородскую улицу, был облицован белым старицким камнем, и на нём было изображено огромное родословное древо Романовых (по рис. худ. С.В. Чехонина) и Феодоровская икона. Купол собора был покрыт золочёной медью, а над входом находилась копия работы Васнецова «Мозаичный Спас».
В Ярославле были отлиты колокола с именами членов царской семьи и гербами знаменитых русских городов — Киева, Великого Новгорода, Нижнего Новгорода, Владимира, Ярославля, Москвы и Санкт-Петербурга.
На площади перед храмом планировалось установить памятник Александру Невскому. По замыслу автора — архитектора С.С. Кричинского, — в Петербурге вокруг храма-памятника должен был возникнуть целый комплекс зданий — своего рода уголок Святой Руси. На средства, собранные в славянских странах, были возведены: звонница, часовня, граненая башня, где предполагалось разместить музей XVII в., и причтовый дом с кельями. От Московского вокзала комплекс зданий Феодоровского собора отделяла массивная зубчатая стена с башнями, наподобие стены Московского Кремля. Идея состояла в том, чтобы всякий въезжающий в Санкт-Петербург через Николаевский (ныне — Московский) вокзал по правую руку видел перед собой уголок старой столицы.
Поскольку задуманную предцерковную площадь с памятником св. Александру Невскому создать не удалось, то, чтобы закрыть вид на товарную станцию железной дороги, у собора была выстроена массивная крепостная стена из красного кирпича. В связи с началом I-й мировой войны 1914-1918 полностью воплотить проект в жизнь не удалось, отделка нижней церкви завершена только осенью 1920 году.
1 января 1918 года Строительный комитет прекратил свою деятельность. В 1920 и 1921 году при храме существовала воскресная школа для детей трёх возрастных групп — от 6 до 15 лет; монахи объединились в Александро-Невское братство, действовавшее при Лавре. Настоятель Досифей (Степанов), как и большинство духовенства Петрограда в 1922 году, признал власть обновленцев, которые поддерживались государственными властями РСФСР. Как признавал сам о. Досифей, это было сделано ради спасения храма.
В октябре 1926 года настоятелем храма был назначен один из наиболее известных пастырей в городе архимандрит Лев (Егоров). В 1937 году он был арестован и расстрелян (в 2003 году он вместе с княжной Кирой Оболенской и Екатериной Арской, членами общины Феодоровского храма, также расстрелянными в 1937 году, был причислен к лику новомучеников Российских).
Приход в храме действовал ещё девять лет и был закрыт в 1932 году, когда президиум Леноблисполкома нашел церковь «удобной для Союзмолоко, в силу чего постановил церковь ликвидировать, здание передать Союзмолоко». С 1932 года здание собора стало интенсивно перестраиваться под молокозавод. Высокое пространство верхнего храма было разделено двумя железобетонными перекрытиями, снесены купола, но оставлены барабаны. В начале 1970-х годов, когда в Советский Союз с визитом прибыл президент США Ричард Никсон. Американская делегация прибывала на Московский вокзал и дабы не компрометировать в глазах иностранцев советское министерство культуры и Общество по охране памятников видом известного храма, находящегося в ужасающем состоянии, решили, что лучше всего сделать так, чтобы при взгляде на здание ни у кого уже не возникало ассоциации о храме: барабаны в спешном порядке демонтировали, окончательно лишив здание того вида, который мог хотя бы отдаленно напоминать церковь.
За несколько десятилетий здание обросло уродливыми одноэтажными пристройками почти по всему периметру первого этажа и надстройкой над западной частью здания. С фасада была сбита уникальная майоликовая мозаика Федоровской иконы Божией Матери в обрамлении родословного древа Романовых. Здание было доведено до крайней степени запущенности, в подвале складировались отходы бытовой и промышленной канализации.
В 1993 году городские власти приняли решение о перебазировании молокозавода и передаче Феодоровского храма епархии. Тогда же, в 1993 году, не дожидаясь полной передачи здания храма, рядом был сооружён по проекту Георгия Александровича Васильева и 28 марта 1998 года освящён храм святых Новомучеников и Исповедников Российских. В этом храме с 1998 года по настоящее время совершаются богослужения.
Молокозавод (ОАО «Петролакт») и многочисленные субарендаторы пробыли в здании Феодоровского собора до 4 августа 2005 года. 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, и 29 августа, в престольный праздник Феодоровской иконы, в соборе были совершены первые после семидесятилетнего перерыва Божественные литургии. Еженедельно по пятницам началось служение Акафиста Божией Матери.
С конца 2006 года Попечительский совет храма возглавляет председатель Высшего совета партии «Единая Россия» Председатель Госдумы Борис Грызлов. Основные работы по восстановлению закончены к 2013 году — году 100-летия храма и 400-летия события, в ознаменование которого он и был задуман, — преодоления смуты в России, окончание которой было ознаменовано воцарением Романовых на Московском царском престоле.
В связи с началом реставрационных работ богослужения вновь переместились из Феодоровского собора в храм Новомучеников и Исповедников Российских. Последняя перед началом реставрации Литургия в соборе была совершена в престольный праздник — Феодоровской иконы Божией Матери — 29 августа 2007 года.
Храм является культурным наследием Российской Федерации, объект № 7810663000.
Адрес храма: 191036, Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д. 1-В, литер А.
Тел.: (812) 274-22-16.
Настоятель храма — протоиерей Александр Сорокин.

2010 год. Информационный стенд на стене реставрируемого храма Феодоровской иконы Божией Матери.

Реставрация храма Феодоровской иконы Божией Матери. Фото: 2010 год.

Отреставрированные купола храма. Фото: 2010 год.

Стена из красного кирпича в виде московской кремлевской стены. Фото: 2010 год.

Кирпичная стена и въезд на ж/д станцию. Фото: 2010 год.

Феодоровский собор со стороны Полтавской улицы. Фото: 2014 год.

Феодоровский собор и кирпичная стена по Полтавской улицы с аркой для Полтавского проезда. Фото: 2014 год.

Кирпичная стена по Полтавской улице с аркой для Полтавского проезда. Фото: 2014 год.

Пешеходная калитка сквозь стену со стороны Полтавской ул. Фото: 2014 год.

Фрагмент стены с зубцами, имитирующими зубцы Московского кремля. Фото: 2014 год.

Арка в стене для Полтавского проезда. Фото: 2014 год.

Фрагмент арки. Фото: 2014 год.

Колокольня Феодоровского собора соединена с верхним храмом крытым переходом (слева на фото). Фото: 2014 год.

Объявление на ограде храма. Фото: 2014 год.

Фрагмент северной стены Феодоровского собора с крытой (Царской) лестницей в верхний храм. Фото: 2014 год.

Северо-западный угол храма — большая башня, квадратная в плане, с четырехскатной черепичной крышей. Фото: 2014 год.

Фрагмент северо-западной башни храма и ограды перед ней. Фото: 2014 год.

Окно в сновании северо-западной квадратной башни. Фото: 2014 год.

Дверь в сновании северо-западной квадратной башни Феодоровского собора. Фото: 2014 год.

Фрагмент крытого перехода на колокольню. Фото: 2014 год.

Вкладной крест в стене собора. Такая форма крестов характера для древних храмов Великого Новгорода. Фото: 2014 год.

Крытый переход от Феодоровского собора к колокольне (вид с северной стороны). Фото: 2014 год.

Крытый переход от Феодоровского собора к колокольне (фрагмент). Фото: 2014 год.

Арка крытого перехода к колокольне. Фото: 2014 год.

Арка крытого перехода к колокольне (фрагмент). Фото: 2014 год.

Тот же переход к колокольне, вид с южной стороны. Фото: 2014 год.

Фрагмент арки крытого перехода к колокольне. В стену вмонтированы цветные изразцы. Фото: 2014 год.

Колокольня Феодоровского собора. Вид с северной стороны. Фото: 2014 год.

Колокольня Феодоровского собора и решетка перед ней. Вид с северной стороны. Фото: 2014 год.

Колокольня, вид с западной стороны. Из-за колокольни виден один из золотых куполов собора. Фото: 2014 год.

Колокольня и виднеющийся за ней Феодоровский собор. Фото: 2014 год.

Феодоровский собор с западной стороны. Фото: 2014 год.

Отражение куполов в окнах здания напротив собора. Фото: 2014 год.

Вид на арку кирпичной стены со стороны Полтавского проезда. Фото: 2014 год.

Фрагмент кирпичной стены с аркой, колокольня и виднеющиеся за ними купола собора. Фото: 2014 год.

Колокольня и западный фасад Феодоровского собора. Фото: 2014 год.

Феодоровский собор и Дом причта с западный стороны. Фото: 2014 год.

Феодоровский собор с западной стороны: слава фрагмент перехода на колокольню, за ним виднеется фрагмент северо-западной башни храма; с другого западного угла храма — юго-западная башня; справа на фото — фрагмент Дома причта. Фото: 2014 год.

Главный вход в собор. Вид с северной стороны, с Миргородской улицы. Фото: 2014 год.

Восьмиметровая майоликовая икона над главным входом «Вышний Покров Богоматери над Царствующим Домом». В верхней части изображена Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими великомучеником Феодором Стратилатом и преподобным Ипатием Костромским. Ниже расположено символическое древо в ветвях которого изображены русские святые. В нижней части изображен Костромской Ипатьевскоий монастырь, а над его стенами — фигуры Патриарха Филарета и его сына, первого царя династии Романовых — Михаила Феодоровича. Панно было утрачено в советское время, теперь восстановлено по сохранившимся фотографиям и описаниям. Фото: 2014 год.

Позолоченные купола собора. Фото: 2014 год.

«Царские сени» — открытое крыльцо с килевидной черепичной крышей. Арка перекрытия опирается на массивные шаровидные «колонны-кубышки». Сейчас обе стороны открытого крыльца закрыты стеклянными дверями. Фото: 2014 год.

«Царские сени» — открытое крыльцо с килевидной черепичной крышей. Фото: 2014 год.

Крыльцо «Царские сени». Фото: 2014 год.

Крыльцо «Царские сени»

Полностью восстановленная мозаичная икона Спасителя над входом на крыльцо. Фото: 2014 год.

Майоликовая икона над главным входом. Фото: 2014 год.

Крытая (Царская) лестница в Верхний храм и северо-западная (квадратная) башня собора. Фото: 2014 год.

Окно и фрагмент стены крытой (Царской) лестницы в Верхний храм. Фото: 2014 год.

Фрагмент храма (справа) и фрагмент северо-западной квадратной башни (слева), примыкающей к нему, с лестницей в Верхний храм. Фото: 2014 год.

Фрагмент храма и фрагмент северо-западной квадратной башни, примыкающей к нему, с лестницей в Верхний храм. Фото: 2014 год.

Фрагмент стены крытой (Царской) лестницы в Верхний храм и северо-западной башни собора. Фото: 2014 год.

Северо-восточная, восьмигранная башня собора, с луковичной медной главкой. Фото: 2014 год.

Фрагмент северного фасада. Фото: 2014 год.

Окно в восьмигранной башне собора. Фото: 2014 год.

Фрагмент северо-восточной восьмигранной башни Феодоровского собора. Фото: 2014 год.

Окно собора. Фото: 2014 год.

Окно собора. Фото: 2014 год.

Окно собора. Фото: 2014 год.

Алтарная часть Феодоровского собора. Фото: 2014 год.

Алтарная часть храма. Фото: 2014 год.

Алтарная часть храма. Фото: 2014 год.

Алтарная часть с северной стороны. Фото: 2014 год.

Стены храма облицованы белым старицким камнем-известняком, на котором вырезаны разнообразные фигуры и орнаменты. Фото: 2014 год.

Известняковые орнаменты обрамляющие окно. Фото: 2014 год.

Известняковые орнаменты. Фото: 2014 год.

Фигурка льва. Фото: 2014 год.

Окно на восточном фасаде. Фото: 2014 год.

Орнаментное украшение стен. Фото: 2014 год.

Орнаментное украшение стен. Фото: 2014 год.

Украшение карниза. Фото: 2014 год.

Орнамент на восточных стенах. Фото: 2014 год.

Вид на колокольню со внутреннего двора собора. Фото: 2014 год.

Колокольня и фрагмент двора Феодоровского собора. Фото: 2014 год.

Фрагмент двора Феодоровского собора. Фото: 2014 год.

Нижняя часть северо-западной башни и лестница в Верхний храм. Фото: 2014 год.

Крыльцо Феодоровского собора и крытая лестница в Верхний храм. Фото: 2014 год.

Дверь в Нижний храм Феодоровского собора. Фото: 2014 год.

Двери на крытую лестницу в Верхний храм Феодоровского собора. Верхняя левая часть: чеканное изображение иконы св. Троицы и иконы Введения Богородицы во храм. Фото: 2014 год.

Верхняя правая часть: чеканное изображение иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и иконы Входа Господня в Иерусалим. Фото: 2014 год.

Средняя правая часть: чеканное изображение иконы Воскресения Господня и иконы жен-мироносиц, пришедших ко Гробу Господню. Фото: 2014 год.

Средняя левая часть: чеканное изображение иконы Сретения Господня и иконы Крещения Господня. Фото: 2014 год.

Нижняя левая часть: чеканное изображение иконы Преображения Господня и иконы Воскрешение праведного Лазаря. Фото: 2014 год.

Нижняя правая часть: чеканное изображение иконы Сошествия Святаго Духа на Апостолов и иконы Воздвижения Креста Господня. Фото: 2014 год.

Фрагмент средней части двери. Фото: 2014 год.

Восьмигранная башня Феодоровского собора. Фото: 2014 год.

Фрагмент алтарной части Феодоровского собора. Фото: 2014 год.

Алтарная часть Феодоровского собора. Фото: 2014 год.

Южная сторона. Справа — стена храма, слева — фрагмент Дома причта. Фото: 2014 год.

Дверь в алтарную часть храма с южной стороны. Фото: 2014 год.

Южная сторона. Справа — стена собора, слева — фрагмент Дома причта. Фото: 2014 год.

Мостовая. Фото: 2014 год.

Фрагмент южной стены Феодоровского собора. Фото: 2014 год.

Окна с южной стороны. Фото: 2014 год.

Феодоровский собор. Окна с южной стороны алтарной части храма. Фото: 2014 год.

Южная стена храма и фрагмент здания котельной. Фото: 2014 год.

Фрагмент Дома причта, полностью воссозданного по чертежам на месте разрушенного в 60-е годы ХХ века. За ним — фрагмент здания котельной (с крыльцом). Фото: 2014 год.

Дома причта. Фрагмент. Фото: 2014 год.

Слава — фрагмент южной стены собора, справа — фрагмент Дома причта. Между ними виднеется Храм Новомучеников и Исповедников Российских. Фото: 2014 год.

Напротив южной стены храма — здание котельной. Фото: 2014 год.

Дверь в Дом причта. Фото: 2014 год.

Дом причта. Фрагмент. Фото: 2014 год.

Дом причта. Фрагмент. Фото: 2014 год.

Крыльцо и башня котельной, сделанной по образцу башни Симонова монастыря в Москве XVI века. Построена в 1915-1916 годах по проекту архитектора Степана Кричинского. Башня в полуразрушенном виде сохранилась с советского времени и была вновь отреставрирована. Фото: 2014 год.

Крыльцо котельной. Фото: 2014 год.

Крыльцо котельной. Фото: 2014 год.

Крыльцо и башня котельной. Фото: 2014 год.

Башня котельной. Фото: 2014 год.

Фрагмент южного фасада Феодоровского собора. Фото: 2014 год.

Окно на южном фасаде. Фото: 2014 год.

Окно на южном фасаде. Фото: 2014 год.

Дверь в храм с южной стороны. Фото: 2014 год.

Окно с южной стороны. Фото: 2014 год.

Фрагмент мостовой и отверстие ливневой канализации. Фото: 2014 год.

Фрагмент южного фасада Феодоровского собора. Фото: 2014 год.

Дом причта. Фото: 2014 год.

Дом причта. Фото: 2014 год.

Проход между собором и Домом причта. Фото: 2014 год.

Проход между собором и Домом причта. Фото: 2014 год.

Фрагмент западного фасада храма с южной стороны. Слева — фрагмент крытого перехода на колокольню. Фото: 2014 год.

Колокольня Феодоровского собора и крытый переход к ней. Вид с южной стороны. Фото: 2014 год.

Южная (наружная) стена Дома причта. Фото: 2014 год.

Дом причта и Феодоровский собор со стороны Харьковской улицы. Фото: 2014 год.

Феодоровский собор с восточной стороны. Фото: 2014 год.

Феодоровский собор. Фото: 2014 год.

Клумба перед Феодоровским собором. Фото: 2014 год.

Храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских (слева) и Феодоровский собор (справа). Фото: 2014 год.

Феодоровский собор со стороны Миргородской улицы. Фото: 2014 год.

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2015

Вернуться на Главную

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх