Помост

Вопросы веры

Храм в Иерусалиме

Тренировочные упражнения 7.1 из Истории возникновения христианских храмов

Стр 1 из 84

Тренировочные тесты 7.1.Из истории возникновения христианских храмов

1.что представляет собой скиния?

переносное сооружение в виде шатра

2.какой иудейский царь перенес скинию в иерусалим?

Давид

3.в каком направлении устанавливалась скиния?

с востока на запад

4.с какой стороны скиния закрывалась завесой?

с восточной

5.кому разрешалось входить в Святая Святых скинии?

первосвященнику

6.что было самым священным из всех предметов,хранящихся в скинии?

Ковчег Завета

7.какой царь построил первый Храм Божий в Иерусалиме

Соломон

8.По приказу какого царя был разрушен первый Иерусалимский храм?

Навуходоносора

9.В какой день,по транному стечению обстоятельств,были разрушены и первый, и второй Иерусалимские храмы?

10 августа

тренировочные упражнения 7.1 из Истории возникновения христианских храмов

1.Восстановить текст

Во времена ветхозаветных патриархов _богослужение_ совершалось на жертвенниках под открытым небом.

По выходе евреев их Египта пророк_Моисей_ на горе _Синай_ получил от Бога повеление устроить переносной

храм._Скиния_,возведенная Моисеем за один год,служила _480_ лет святилещем,в _Святая Святых_

которого хранился _Ковчег_ о скрижалиями Завета.Царь _Давид_ перенес ковчг в _Иерусалим_,где его сын

_Соломон_ построил храм._Храм_ Солована был _устроен_ по образцу _скинии_

2.Сколько скрижалей с заповедями Божими принес Моисей с горы Синай для Израильского народа?

3.Указать все материалы,покровы из которых набрасывались на стены и верх скинии

шкуры»тахаш»,бараньи шкуры,пряжа и козья шерсть (короче всё кроме шёлка)

4.сколько отделений имела скиния?

5.Кому разрешалось входить в святилище скинии

первосвященнику и священнику

6.Какие предметы находились в святилище скинии?

светильник с семью лампадами,стол с двенадцатью хлебами,стол с углями

7.Сколько лет служила скиния Израильскому народу?

8.Восстановить текст, вставив пропущенные слова

В _587_до Р.Х. вавилонский царь _Навуходоносор_захватил _Иерусалим_ и разрушил до основания храм _Соломона_

Тогда же погиб и Ковчег Завета._Второй_ храм Иерусалимский был возведен в _515_году до Р.Х.

после возвращения иудеев из вавилонского плена,который длился 70 лет.Незадолго до Рождества Иисуса

Христа царь _Ирод_ перестроил храм.Во время Своей земной жизни _Иисус Христос_ посещал этот храм и учил в нём.

70-й год стал годом падения _Иерусалима_ и гибели второго Иерусалимского храма.

Тренировочные тесты 7.2.Происхождение внешнего вда христианского храма

1.В каких из подземных христианских церквей не было отдельных алтарей?

в криптах

2.В каких из подземных христианских церквей женщины молились отдельно от мужчин?

в капеллах

3.С какого века христиане стали использовать базилики для богослужений?

с IV века

Первый Храм (950–586 гг. до н.э.)

Первый Иерусалимский храм или Храм Соломона (950 — 586 до н. э.).

Создание центрального Храма в древнем Израиле олицетворяло объединение Израильского царства и могло произойти лишь во время упрочения этого единства.

И действительно, согласно Библии, Храм был воздвигнут в период самого высшего проявления национального единства еврейского народа, в царствование Соломона. Соломону удалось осуществить план постройки грандиозного Храма, к которому устремлялись бы на поклонение евреи со всех концов Израиля.

Царь Давид завоевал столицу иевусеев Иерусалим и торжественно перенёс Ковчег Завета туда, где поместил его в специально предназначенную для него скинию и лично принёс в ней жертвы Богу.

Иерусалим находился на территории между наделами колена Иуды (Иехуды) (к которому принадлежал Давид) и колена Вениамина (Биньямина) (к которому принадлежал первый царь Израиля Саул (Шауль).

Перенеся Ковчег Завета — символ присутствия Бога — в город, не принадлежавший ни одному из колен и бывший в личном владении царя, Давид, тем самым, превратил свою столицу в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля.

В Иерусалиме, Давид купил у иевусита Аравны гору Мориа, где воздвиг на месте гумна жертвенник Богу Израиля, чтобы остановить поразившую народ эпидемию.

Согласно Библии, это и есть гора Мориа, где происходило жертвоприношение Исаака. Давид намеревался соорудить на этом месте Храм, однако, вняв словам пророка Нафана (Натана), оставил эту миссию своему сыну Соломону.

Строительство Храма Соломона

За годы своего правления царь Давид произвёл значительные приготовления для строительства Храма. Добытые им в войнах, а также полученные в дар металлы и сосуды из золота, серебра и меди он посвятил Богу.

Он оставил Соломону огромные запасы золота и серебра и несметное количество железа и меди. Из остатков первоначальных жителей Ханаана он составил кадры рабочих для добывания и доставки тёсаных камней для Храма. Знаменитые ливанские кедры доставили ему морским путем финикийцы.

Передавая царство Соломону, Давид завещал ему строительство Храма и приказал всем начальникам Израиля помогать его преемнику в выполнении этого великого дела.

Перед своей смертью Давид созвал представителей всех колен и всех начальников и предложил им сделать пожертвования в пользу строительства.

Соломону Давид передал и разработанный им, совместно с Верховным Судом (Синедрионом), план Храма. Описание проекта Храма Давид завершил словами:

Соломон (970 — 930 гг. до н. э.) приступил к строительству Храма на четвёртый год своего царствования, в 480 г. после Исхода евреев из Египта, в начале второго месяца. За содействием он обратился к Хираму, царю финикийского Тира. Тот прислал опытного зодчего по имени Хирам-Абиф, плотников и других ремесленников.

Кедры и кипарисы, самый дорогой материал того времени, также доставил из Ливана Хирам.

Камни (песчаник) добывали там же на горе, где их обтёсывали каменотесы Соломона и Хирама и жители финикийского города Гебал.

Уже в готовом виде их доставляли на место постройки, так что «ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении».

Потребность в меди для храмовых колонн и утвари, по-видимому, обеспечивалась поставками с медных копей Соломона в Эдоме. Военные трофеи Давида и торговые предприятия Соломона обеспечивали строительство серебром. Всех работников было 30 тыс. израильтян и 150тыс. ханаанеев и финикиян, 3,3 тыс. специально назначенных надсмотрщиков руководили работами.

Строительство самого Храма длилось 7 лет: с 957 по 950 гг. до н.э. (по другим данным, с 1014 по 1007 гг. до н.э.). Работа была завершена в восьмом месяце 11-го года царствования Соломона.

Празднование освящения Храма было произведено на следующий год, в седьмом месяце, перед праздником Суккот (Кущей), и было отпраздновано с величайшей торжественностью, при участии старейшин Израиля, глав колен и родов.

Ковчег Завета был торжественно установлен в Святая святых, и Соломон вознёс публичную молитву, начало которой гласит:

Вместе с тем, Соломон подчёркивает:

Празднование освящения Храма длилось 14 дней и его описание свидетельствует о том, что строительство Храма было делом величайшей важности для всего народа.

Храм являлся частью комплекса царского дворца и, несомненно, доминировал над окружающими постройками. Дворец, над возведением которого трудился, вероятно, тот же финикийский зодчий Хирам, располагался рядом с Храмом и сообщался с ним посредством отдельного входа.

Недалеко от Храма Соломон также построил свой летний дворец и дворец для дочери египетского фараона, которую взял в жёны. Строительство всего храмового комплекса длилось 16 лет.

Иудаизм – самая справедливая религия. Её мировоззрение основано на множестве законов, на все случаи жизни – буквальное исполнение этих законов и есть справедливость.

Без метафор — 613 заповедей Пятикнижия (Торы) 365 запретов и 248 повелений. Среди заповедей – («мицвот») особо выделяется так называемый Декалог, или Десять заповедей: единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе, соблюдение святости дня отдыха в субботу, почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения. Отклонения от следования «мицвот» рассматриваются как грехи и влекут за собой воздаяние не только в потусторонней, но и в реальной жизни. Таким образом, справедливость торжествует и «здесь и сейчас».
Пространство иудаизма – весь мир. В самом прямом смысле. И в центре мира, в Иерусалиме – Храм, единственный, сейчас разрушенный, но всё равно – незаменимый. Поэтому во всем мире стоят синагоги – просто дома для молитвы. И это справедливо – нигде в другом месте Храма быть не может.

Мировоззрение иудаизма – романтическое очень. Особая избранность – от Бога, тоска по утраченной родине, «земле обетованной», «вековая грусть в глазах», мечта об объединении. Обратная сторона такого романтизма – отношение к иноплеменным. Иудаизм – исключительно племенная религия. Другие народы вполне доброжелательно признаются, но иногда почитаются потенциальными рабами или актуальными врагами. Самоизоляция верующих евреев, в силу их богоизбранности – стала одной из важнейших черт иудаизма; однако в дальнейшем было признано, что для вступления в «завет» с Богом, независимо от происхождения, достаточно обрезания и следования Законам.

В связи с этим интересна религиозная экономика иудаизма, она тоже рассчитана на пространство всего мира. «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба. Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост (Втор. 23, 19-20). Именно это стало причиной того, что в эпоху Средневековья и Реформации финансы большей части европейской цивилизации оказались собраны в руках еврейских банкиров: христиане считали греховным давать деньги под проценты кому бы то ни было, а иудеи полагали возможным ссужать деньги под проценты иноплеменникам. Что-то есть в словах барона Унгерна (кстати, буддиста): «Талмуд проповедует терпимость ко всем и всяческим способам достижения цели»
Иудаизм можно смело назвать и самой грамотной из религий. Магомет не зря назвал евреев «народом Книги». На месте святилища в Храме в синагогах устанавливается большой шкаф. Такой шкаф называется ковчегом и соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы — самое священное достояние синагоги. Вот так вот: книжный шкаф как святилище… И всем мужчинам иудейской общины вменялось в обязанность быть грамотными; это правило сохранялось в течение всего Средневековья! Ну, грамотность — писать и читать, и считать, конечно)

Книга
Книга, конечно, о любви. Но любой человек, раскрывавший исторические книги Ветхого Завета, знает, сколько там крови, сколько благословений на убийства и разграбление языческих городов: «А в городах сих… не оставляй в живых ни одной души… дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим (Втор. 20, 16-18). Жестокости Ветхого Завета иногда кажутся ужасающими

Любовь
В Торе записано — «Не делай ближнему своему того, что не желаешь, чтобы сделали тебе». Оно, конечно, о любви… но тут вопрос в том, кто ее достоин, на этот счет тоже есть предписания. И Закон Торы указывает на то, что человек не имеет права отдать свою жизнь, пойти на верную смерть, чтобы спасти другого.

Женщина в иудаизме занимает весьма незавидное положение. При бракосочетании — муж приобретает (!) жену и получает её в своё распоряжение. Согласно Талмуду муж имеет право развестись с женой, если она просто разбила блюдо в его доме, или если муж найдет другую женщину, красивее, чем его жена. Талмуд также требует от еврея дать жене развод, если она ела или жадно пила на улице, если кормила грудью на улице, если не зачала в течении десяти лет. Сама же жена не имеет право на развод. Согласно Талмуду, жена — послушная раба своего мужа. Каждый верующий еврей ежедневно произносит молитву, в которой горячо благодарит бога за то, что он не создал его женщиной, а женщина должна в молитве благодарить бога за то, что он создал ее для послушания и подчинения мужчине. Ох, многобуков, но про женщину интересно)))
«И хотя женщина награждается, всё-таки наши мудрецы заповедали, чтобы никто свою дочь не обучал закону, по той причине, что большая часть женщин не имеет достаточного смысла для понимания закона, и по ограниченности ума своего может спутаться в словах закона. Посему-то наши мудрецы сказали: кто свою дочь обучает закону, тот всё равно что учит её преступлениям» (Гилхот Талмуд Тора, глава 1; трактат Иома, fol. 66, pag. 2) И кто поспорит, что это не справедливо?)))

Маймонид справедливо пишет в Законах о личных взаимоотношениях, гл. 21, з. 7: «В общей сложности получается пять работ, которые любая жена выполняет для своего мужа: она прядёт, омывает его лицо, руки и ноги, наполняет его чашу, стелит его постель и прислуживает ему. Есть также шесть работ, которые некоторые жёны выполняют, а некоторые — нет: помол муки, выпечка, стряпня, стирка, уход за детьми и кормление скота». И там же, з. 10: «Всякую жену, которая отказывается выполнять работу, которую она обязана делать, заставляют, вплоть до применения плетей». Раавад пишет в замечаниях: «Я никогда не слышал, чтобы женщину били плетью. Муж просто урезает её паёк, пока она не сдастся». Итак, муж не должен её пороть — достаточно морить её голодом, пока она не станет ему служить.

Искусство. С этим в нашем понимании – сложно. Отношение иудеев к изобразительному искусству складывалось под влиянием Второй заповеди Торы: «Не делай себе никакого изображения, ни того, что на небе вверху, ни того, что на земле внизу, ни того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им…» (Исход, 20:4-5). Таким образом, без метафор, задача художника ограничивалась украшением ритуальных предметов и интерьеров синагог.
Храм
Яхве не имел ни изображений, ни храмов; и вообще облик его – «неатропоморфный», ему был посвящен шатёр («скиния») и в нём ларец («ковчег»), считавшийся земным местопребыванием Бога, незримо присутствовавшего во всём мире. В 960 году до н. э. царь Соломон воздвиг на горе Мориа Первый Храм Яхве, который был разрушен в 586 г. до н. э. царём Вавилона Навуходоносором. Вернувшись из вавилонского плена, иудеи построили Второй Храм, просуществовавший свыше 500 лет и полностью перестроенный царём Иродом (34—7 гг. до н. э.). Эта величайшая еврейская святыня была полностью разрушена в 70 году римским императором Титом.
Главной чертой природного ландшафта района Храма является большой выход скалы, который до сих пор можно видеть под Куполом Скалы. Вероятно, жертвенник был воздвигнут на самой скале, а Храм находился от него строго к западу. Соломону понадобилось семь лет на сооружение Храма, для его строительства из Ливана был привезен кедр, а царь Тира Хирам прислал мастеров. Дворец Соломона, строительство которого заняло 13 лет, находился от Храма строго к югу, как и дворец дочери фараона, жены Соломона. Согласно иудаизму, Храм будет восстановлен на прежнем месте, на Храмовой горе в Иерусалиме и станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества. Вместе с тем, для строительства Храма таких размеров, которые указаны в пророчестве Иезекиила, потребуются значительные топологические изменения для расширения площади Храмовой горы.

Стена Плача — на первой тут фотке. Сегодня Стена Плача является местом молитвы, где евреи оплакивают разрушение Храма и молят Бога о возрождении народа Израиля в его стране, местом, символизирующим былое величие Израиля и упование на его будущее… В настоящее время над иродианской кладкой возвышается ещё 19 рядов значительно меньших по размеру камней римской, византийской и позднейшей кладки.
Синагога
Я удалил их к народам и рассеял их по странам, но Я стал для них святилищем малым в странах, куда пришли они.(Иез.11:16)

Синагога — это любое помещение, предназначенное для общественной молитвы иудеев, что всегда было и остается ее главным назначением и главным отличием. Внешне выглядеть может очень разнообразно. Да и стоит ли об этом заботиться, когда пространство – весь мир. Повторю, что синагога не является храмом, а еврейский Храм может быть построен только на одном месте — на Храмовой горе в Иерусалиме.
Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. Любой член общины вправе пользоваться ими. В синагоге проводят празднование рождения, совершеннолетия, выкуп первенца и другие религиозные обряды.

Когда-то в синагоге заседал бейт-дин – местный религиозный суд. Правление синагоги распоряжалось средствами для помощи нуждающимся, устраивало на ночлег приезжих и т.д.
Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Любая синагога, скромная или роскошная, должна быть оборудована соответствующим образом. Там обязательно должны быть:
шкаф или ниша, где хранятся свитки Торы. Обычно его помещают у стены, обращенной в сторону Иерусалима. Он должен быть прикрыт специальным занавесом.
вечный огонь, лампа, которая должна постоянно гореть, символизируя заповедь: «возжигать вечный огонь перед скрижалями…»
возвышение, на котором стоит стол, куда кладут свиток Торы во время чтения недельных глав.
отделение для женщин, иногда балкон, иногда боковой или задний придел. Было отделение для женщин и в Иерусалимском Храме.

Разрешается также украшать синагогу в соответствии со вкусами и возможностями общины: витражи, фресками, резьбой по дереву и т.п. Ограничения касаются лишь изображений людей.
А тут — вот такие разные синагоги…

Еще на эту тему —
Христианство. Священные сооружения
Ислам. Священные сооружения
Буддизм. Священные сооружения
Язычество. Священные сооружения

Храм Гроба Господня

Видео: Схождение Благодатного Огня — 2016

История

Схема расположения Голгофы и Гроба Господня в современном храме.

Это место пользовалось особым почитанием еще во времена ранних христиан, первых массовых последователей учения Иисуса. Не забыли о святыне даже в тяжелые для Иерусалима дни, когда в 70 году нашей эры город был практически полностью уничтожен римской армией. Тогда храмовых построек здесь не было. Но уже в 135 году император Адриан приказал возвести на данной территории святилище, посвященное Юпитеру и Венере.

Схема Кувуклии

Культовые постройки существовали до того времени, пока византийский император Константин, к которому перешла власть над этими местами, не сделал христианство государственной религией. Его мать, правившая наравне с сыном, в уже достаточно преклонном возрасте приняла религиозное учение и отправилась в паломничество к Святой Земле. Считается, что главным толчком для этого стал сон Елены, в котором Бог велел ей совершить поездку в Иерусалим и вывести на всеобщее обозрение святые места, покрытые нечестивыми постройками.

Под руководством матери императора, а также Макария Иерусалимского – главного епископа, на месте языческого святилища были проведены раскопки. В их результате обнаружили Животворящий Крест, пещеру, в которой был похоронен Иисус, 4 гвоздя, а также табличку (титло) с надписью INRI, что означает «Иисус Назаритянин, царь Иудейский».

По преданию, Елена нашла сразу 3 креста. Чтобы определить настоящий, она поочередно прикладывала их к гробу с недавно умершим человеком, которого готовились хоронить. Когда она прикоснулась к покойнику настоящим распятием, моментально произошло чудо воскрешения.

Иллюстрация, показывающая, каким был первый Храм Гроба Господня, построенный при царице Елене

На месте всех этих находок и был заложен первоначальный Храм Гроба Господня. В частности, были возведены Ротонда Воскресения под названием Анастасис, базилика Мартириум, а также сад Иосифа Аримафейского, где, как считается, и находится Голгофа. Освящение храмового комплекса прошло в 335 году в присутствии императора, его семьи, посланников духовенства нескольких стран.

«Недвижимая лестница» на литографии Дэвида Робертса, 1842 год

В 614 году персидский царь Хозров захватил город, при этом святыня была повреждена огнем, а главные ее реликвии присвоены завоевателями. После этого прискорбного инцидента в течение нескольких лет продолжались реставрационные работы, финансировавшиеся из казны жены Хозрова, которая была христианкой, а также византийского императора Ираклия. Именно он в 629 году отобрал реликвии и сам Иерусалим у захватчиков.

Гравюра, Эдвард Файнден, 1834 год

Уже в 636 году город постигла новая беда – арабское завоевание, однако халиф Умар ибн Хатаб не стал уничтожать храм и даже разрешил там регулярное проведение христианских служений. В начале XI века уже другой правитель, поддавшись антихристианским подговорам, приказал полностью уничтожить святыню. В результате были сильно повреждены гробница и базилика. К 1050 году храм снова перешел к византийским правителям – Константин Мономах приказал отстроить его.

Теперь это было значительно более скромное здание, которое вернуло свое былое великолепие только после завоевания Иерусалима Крестоносцами в XII веке. Храмовый комплекс был переделан в романском стиле, а все его постройки объединены одной крышей. Также проводилась реконструкция столпов Елены – основных опор в ротонде.

В дальнейшие годы, когда Иерусалим периодически переходил к мусульманским захватчикам, храм не пострадал. А вот землетрясения в 1545 и 1927 годах, пожар 1808 года нанесли серьезный урон всем постройкам, которые в XX веке были дополнительно укреплены стальными конструкциями, а также украшены новыми фресками. Именно в таком виде можно увидеть Храм Гроба Господня сегодня.

Молитвы в Храме Гроба Господня

Внешнее убранство современного Храма

Храм Гроба Господня

Главный фасад находится с южной стороны и представляет собой выдающееся произведение искусства в романском стиле XII века. Здесь расположен вход с двумя большими дверьми. Функционирует лишь одна из них, тогда как вторая была закрыта кирпичной кладкой еще во времена мусульманского правления. Изначально здесь находились живописные барельефы, на сегодняшний день эти украшения пребывают в иерусалимском музее.

Недвижимая лестница, фасад храма

По правой стороне от действующей двери расположена могила Филиппа д’Обинье – рыцаря, который сопровождал Фридриха II при путешествии к святыне в XIII веке.

Монахини покидают Храм Гроба Господня в конце дня

Из внешних достопримечательностей Храма Гроба Господня можно отметить также Колонну Благодатного Огня. Это одна из опор левого, действующего входа, которая была расколота молнией – первым схождением Благодатного Огня в 1634 году во время празднования Великой Субботы. В этот день между православными и армянскими христианами возник спор о том, кто имеет право первым провести службу. Во время этих препирательств из грозовой тучи ударила сильнейшая молния, породившая в расколотой колонне Святой Огонь.

Вход в Храм Гроба ГосподняКрыша Храма Гроба ГосподняВерующие у входа Вид на Храм Гроба Господня

Большое внимание привлекает неприметная на первый взгляд деревянная лесенка, которая нижним своим концом упирается в карниз греческой части храма, а верхний ее конец ведет к окну армянского святилища. Установлена она была для удобного доступа монахов на верхние этажи, но в какое именно время неизвестно. Эта лестница присутствует уже на гравюрах XIX века. Данный артефакт является живым свидетельством неукоснительного соблюдения древних традиций и соглашения о том, что ни один элемент храма не может быть изменен без единогласного решения. Лестница называется «Недвижимой».

Внутреннее устройство, распределение между конфессиями

Кафоликон

Храм Гроба Господня испокон веков был предметом споров не только между мусульманами и христианами, но и между различными религиозными течениями. Сегодня святыня находится в совместном владении и управлении нескольких конфессий. При этом все главные и второстепенные помещения строго разделены между католической, греко-православной, коптской, армянской и сирийской христианскими церквями. Все имущественные, а также территориальные права были закреплены в соответствующих договорах несколько веков назад.

Купол ротонды над кувуклией

Кроме того, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской династии Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход – семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну. Таким образом, арабы тоже принимают участие в жизни храма.

В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.

Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также придел Трех Марий, часовня Вардана, могила Иосифа Аримафейского принадлежат армянам.

Отверстие в южной стене Кувуклии, через которое Благодатный огонь подается армянам.

Западный алтарь Кулуквии – коптам. Эфиопам – церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийцам отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима. Общее руководство всеми частями святыни, Кулуквией и Католиконом принадлежит православной церкви Иерусалима. Кроме того, каждый день поочередно почти все конфессии проводят свои службы у Гроба Господня.

Схождение Благодатного Огня

Благодатным называется особый огонь, который выносится из Храма Гроба Господня во время проведения торжественного богослужения в Великую субботу, накануне христианского пасхального воскресенья. Эта церемония символизирует выход Истинного света из Гроба, иными словами – воскрешение Иисуса. Считается, что огонь сходит с Небес после специальной молитвы представителя высшего духовенства Иерусалимской церкви.

Само нисхождение происходит в закрытой часовне, после чего от вынесенной лучины сотни присутствующих паломников зажигают свои связки свечей. В каждой из них ровно 33 штуки – по числу прожитых земных лет Христа. Действо транслируется в прямом эфире во многих государствах по всей планете. Считается, что год, когда Благодатный Огонь не снизойдет в иерусалимском храме, будет последним в истории человечества.

Схождение Благодатного Огня

Основные части святыни

Место распятия Иисуса Христа

Главными частями Храма Гроба Господня являются: Голгофа, место погребения Христа, Ротонда с большим куполом, где находится Католикон, Кулуквия, церковь Обретения Животворящего Креста, храм канонизированной императрицы Елены, а также несколько приделов.

Столб Бичевания на котором унижали Христа перед Смертью

Дополнительно здесь располагаются несколько христианских монастырей, множество галерей, вспомогательных и подсобных помещений. Все это фактически существует под одной кровлей.

Прямо около входа в нескольких шагах находится первая достопримечательность святыни – камень миропомазания. Считается, что именно здесь Никодим и Иосиф покрыли тело казненного Христа алоэ и смирной. За ним — кладка стены Собора Воскресения. Слева от камня находится вход в центральную ротонду храма. Именно здесь в центре пребывает мраморная Кулуквия – маленькая часовня, которая разделяет пространство ротонды на Придел Ангела и Гроб Господень. Со стороны первой части есть два неприметных окошка, через которые верующим передают Благодатный Огонь.

Современный вид Голгофы

Гроб Господень – место последнего упокоения Христа. В этой маленькой комнате находится вырубленное в скале Ложе, куда было помещено тело. Сегодня поверхность закрыта мраморной плитой, чтобы посетители не откалывали кусочки святого камня на сувениры.

Граффити Крестоносцев

Также особо почитаемым местом Храма Гроба Господня является Голгофа. Наверх следуют 13 ступеней, которые ведут в здешний храм. Предполагаемое место расположения креста Иисуса отмечено довольно крупным серебряным кругом, а два других, на которых были распяты разбойники, являются черными. В скале поблизости можно увидеть трещину. Считается, что она появилась в момент последнего вздоха Христа.

Мозайка, на которой изображено тело Христово на камне помазания после снятия с креста

Библия гласит, что на месте распятия ранее была могила Адама, череп которого закопал здесь Ной после Великого потопа. Кровь Христа, просочившись в землю, омыла останки, тем самым был искуплен первородный человеческий грех.

В храме Воскресения вы можете увидеть символический «пуп земли», на месте которого в полу вмурована каменная ваза. Рядом находится вход к месту обретения Креста. Считается, что именно здесь императрица Елена отыскала аутентичное распятие с гвоздями. Спуститься в это подвальное помещение можно по каменным ступеням.

КувуклияВход в Кувуклию Гроб Господень. Свечи горят на том месте где находилась Глава Христа. Хорошо видна поперечная трещина на мраморной плите.Трещина в скале (справа от православного престола, закрыта стеклом) – вспомним, что, когда Христос умер, случилось землетрясение и земля поколебаласьМесто, где был закреплен крест распятого благоразумного разбойника. Надпись на греческом языке – это цитата из Евангелия: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону» Камень Миропомазания (вид сверху)Постамент с частью священного камня.Часовня Адама, где через маленькое окошко можно увидеть расщелину идущую от места Распятия Христа

Часы работы и порядок посещения

Лестинца на Голгофу

С апреля по сентябрь двери Храма Гроба Господня открыты для посетителей с 5.00 до 20.00 каждый день. С октября по март вы можете осмотреть эту достопримечательность в промежутке с 4.30 до 19.00. Очень часто двери святыни закрываются немного позже официально указанного времени. Обратите внимание, что меньше всего туристических групп и в целом посетителей около 16.00-17.00 – это считается самым удачным периодом для спокойного осмотра достопримечательности.

Армянские священнослужители совершают молитву в приделе Разделения риз Христовых

Во время христианских праздников может быть крайне трудно попасть сюда из-за большого количества паломников. Присутствовать на ежедневных службах разрешается всем желающим при соблюдении правил подобающего поведения. Расписание богослужений можно узнать на месте.

При посещении храма Гроба Господня обязательно стоит одеться соответствующим образом: никаких обтягивающих или слишком ярких нарядов, коротких юбок и укороченных рукавов, шорт, глубоких вырезов, каблуков. Женщинам необходимо иметь головной убор.

Паломник может преклонить колена и поцеловать место, где был закреплен Крест ХристовПомещения под храмом Малая церковь (кувуклия) под высоким куполом Храма Гроба Господня

Стоимость посещения

Бесплатно, также разрешено свободное фотографирование.

Второй Иерусалимский храм

Восстановление Иерусалимского храма

Первый Иерусалимский храм простоял чуть больше трех с половиной столетий. Храмовая гора несколько десятилетий была усеяна его обломками. В 538 году до н. э., вскоре после завоевания персами Вавилонии, Кир Великий издал указ, позволяющий иудеям вернуться на родину. Он же разрешил начать восстановление Иерусалимского храма, их главной святыни. По приказу царя храму возвращались все священные реликвии, изъятые Навуходоносором II. Руководил восстановлением святыни Зоровавель, потомок царя Давида. Нередко Второй Иерусалимский храм называют его именем.

Второй Иерусалимский храм возвели по приказу Кира Великого

Строительство началось на второй год после возвращения иудеев из Вавилона. В книге Ездры описывается восстановление храма. Фундамент закладывали в торжественной обстановке: играли музыку и пели хвалебные псалмы. Но вид разрушенного храма напоминал о величии святыни Соломона. «И народ не мог отличить клики радости от криков рыдания и плача». Правда, вскоре в Иерусалиме начались беспорядки: самаритянам запрещено было принимать участие в строительстве, и они старались помешать иудеям восстановить храм. Лишь через 15 лет удалось снова приступить к работам. Храм был закончен в 516 году до н. э., спустя 70 лет после разрушения первого.


Вид на Храмовую гору

Как выглядел храм Зоровавеля, сказать трудно — не сохранилось почти никаких свидетельств о его внешнем виде. Можно предположить, что он уступал Первому храму в роскоши и величии. Главной святыни храма Соломона — Ковчега Завета — в нем уже не было.

Ковчег Завета из Первого Иерусалимского храма был утерян

Но строился он на основе чертежей храма Соломона и неясных предположений, которые можно было извлечь из пророчеств Иезекииля. По описаниям в книге Ездры, Второй храм все-таки был больше, чем построенный при Соломоне.

Осквернение язычниками и очищение Иудой

Храму Зоровавеля пришлось пережить непростые времена. Когда греки захватили власть в Иудее, служители храма, тем не менее, пользовались уважением эллинов и принимали богатые дары. Правда, временами правители позволяли себе запускать руку в запасы храма, когда казна была истощена. Важную роль в становлении еврейских традиций сыграл царь Антиох IV Эпифан. Во II веке до н. э. он сперва разграбил храм, а пару лет спустя и вовсе осквернил.

Ханука празднуется в честь очищения Иерусалимского храма

На Жертвеннике всесожжения он установил алтарь Зевса Олимпийского. Лишь с приходом Иуды Маккавея храм был очищен от скверны. Именно в честь этого события празднуется Ханука. Считается, что в тот день, когда Иуда освятил храм, произошло чудо. Чтобы зажечь менору для освящения, Иуде было нужно чистое масло, которого хватало лишь на один день. Но удивительным образом менора горела восемь дней — ровно столько, сколько нужно, чтобы изготовить новое масло.

Разрушение и восстановление Иродом

Храм Зоровавеля был разрушен при захвате Иерусалима Иродом. Но новый царь решился восстановить святыню. Почти 10 лет длились работы, отделка некоторых частей храма продолжалась и после смерти Ирода. В Евангелие от Иоанна значится, что именно в этом храме проповедовал сам Иисус Христос. Лишь в 60-х годах н. э. здание было наконец достроено. Но главной святыне иудеев не суждено было простоять долго — буквально через пару лет храм был окончательно разрушен римлянами.


Макет-реконструкция храма Ирода

Описания храма Ирода можно найти в нескольких источниках. Кроме Нового Завета упоминания он восстановленном здании на Храмовой горе встречаются в трактате Мишны (первый письменный источник, где собраны важнейшие положения ортодоксального иудаизма), в текстах Талмуда и в трудах Иосифа Флавия.

Первый и Второй храмы были сожжены в один и тот же день

Флавий пишет: «Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел». Ирод увеличил площадь Храмовой горы. По периметру были возведены стены. Знаменитая Стена Плача, куда каждый год стекаются тысячи паломников, является лишь небольшой частью западной стены.


Стена плача

Падение храма

Конец многолетней истории храма пришел с началом Первой Иудейской войны, которая привела к разрушению Иерусалима. В 70 году Тит Флавий Веспасиан начал осаду города. За несколько месяцев осады и кровавых битв погибли более миллиона человек.


Франческо Айец «Разрушение Иерусалимского храма»

Как пишет Флавий, будущий император не собирался поджигать храм, но римские солдаты ослушались. Храм пылал 10 дней. Интересно, что он был разрушен в тот же самый день, когда войска Вавилона сожгли Первый Иерусалимский храм.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх