Помост

Вопросы веры

Храмы и монастыри коломны

Агора

Алатырь-камень и пастила в Коломне

Рубрика: Занимательное

А вот в период половодья, если у кого-то есть возможность съездить в Коломну — это чуть меньше 100 километров от Москвы, — обязательно это сделайте. Когда чаша у берега Оки перед Кремлем почти полностью заполняется талой водой, а если спуститься чуть ниже — то лодки заплывают туда, где вчера еще был асфальт, — можно понять влажную и нежную силу эту подмосковного города. Именно здесь Москва-река впадает в Оку и у стрелки есть свои секреты.
Нигде больше вы не ощутите этого бесконечно радующего и спокойного ощущения силы и покоя одновременно.
Смотреть в Коломне нужно три места:
• Кремль, любовно отреставрированный;
• Старый город и музей пастилы там;
• Богоявленский Старо-Голутвин монастырь.
Сам Коломенский Кремль был сначала деревянным, в XVI веке его построили каменным, по образцу московского. А вот самое интересное место в Кремле — Пятницкие ворота. Когда-то именно здесь проходила граница между московским коломенским княжеством, место перехода условного запада-Москвы в условный Восток — Коломну. До сих пор у башни археологи находят монеты и клады. А самое важное сокровище — одну из девяти частей Алатырь-Камня, скрытую под башней, — им не найти. Охраняя Москву, девять частей камня были зарыты в девяти городах — Девятиуголье Засечной черты. В Девятиуголье входили Коломна, Серпухов, Верея, Можайск, Руза, Звенигород, Волоколамск, Дмитров и Троице-Сергиев монастырь.

Пятницкие ворота вчера…

…и сегодня. Проходя под ними, не забудьте загадать желание.
Ключевский писал о Коломне, что в ранней русской истории её поминали в двух случаях — или её жгли татары, или здесь собиралось войско бить татар. Именно через Пятницкие ворота вывел свою рать Дмитрий Донской. Так что слова «Место Силы» применительно к Коломне имеют и чисто воинское значение. Любопытно, что бывал в Коломне и Иван Грозный. Здесь он сам пахал пашню и сеял гречиху. Вероятно, царь-мистик воспринимал это как обряды плодородия. Ну и именно здесь он огласил на военном совете своё решение идти на Казань.
В Смутное Время в Коломну была сослана Марина Мнишек, красавица-полячка. Вероятно, она умерла в одной из башен Кремля, которая теперь и называется Маринкиной. Сейчас в её подвалах музей средневековой тюрьмы.
Имя Марины Мнишек связано с проклятьем, преследующим род Романовых. Согласно этой версии и не умерла она, а «злая его жена Маринка-безбожница сорокой обернулася, и из палат вон она вылетела».

Отвлечёмся от военного дела и древних тайн и посетим Музей Пастилы, спрятавшийся на улочках Старого города. Здесь можно попробовать пастилу, сделанную по традиционным рецептам, и послушать интересную экскурсию. Здесь совсем собственная магия, нежная и неуловимая. Магия жеста, магия чая, магия улыбки и костюма. Расскажут милые волшебницы и том, какую пастилу любил Пушкин, и о традициях русского чаепития.

Чаепитие в музее. Не забудьте коробочку пастилы в дорогу.
Богоявленский Старо-Голутвин монастырь стоит в пяти километрах от центра города. Основан он Дмитрием Донским, а место ему указал Сергий Радонежский. Здесь я просто процитирую одного интереснейшего автора, пишущего о России, — я сама не готова своими словами сказать то, что пишет Олег Давыдов:
«Понятно, что для таких разных людей, как Дмитрий и Сергий, акт основание монастыря имеет совершенно разный смысл. Для Сергия это — освящение ещё одного места силы в пространственной системе Святой Руси, заклятие демонов, обитающих у слияния Москвы-реки и Оки. А для Дмитрия — укрепление стратегически важного пункта на пути к Москве. На стрелке при слиянии Оки и Москвы издревле гнездились разбойники, контролировавшие речную торговлю. Их называли голыдьбой, или голутвой. Отсюда и название монастыря. Это не единственный случай, когда память о разбойниках сохраняется в названии святой обители».
Место там интересное. Влажное, туманное, и если прикрыть глаз — то видны тени. То ли духи бродят, то ли русалки с русалий возвращаются. Башенки монастыря, кстати, сделаны по проекту знаменитого архитектора Матвея Казакова.

Так вот, если ровно в день Солнцеворота в 8:57 подняться на колокольню и посмотреть в сторону реки — именно над стрелкой Москвы-реки и Оки мы увидим восходящее солнце. Сергий Радонежский многое понимал и в астрономии, оказывается.
После таких трёх знакомств-путешествий вы Коломну не забудете никогда.

3 3995 0 Lys Yarmak | 28.03.2015

28.03.2015 | DukeAlF

Лиз как всегда супер. Тебе надо провести Мону по Золотому кольцу

01.04.2015 | Дарк Богачек

Понемногу обо всём. И очень душевно. Башня впечатляющая, но очень мрачноватая. Поэтому почему-то больше всего притянула фотография, где девушка накрывает стол в музее. Интересно, что будет если собрать все 9 частей Алатырь-камня вместе?

20.04.2015 | Фиби Холливал

живая статья)

Места силы в Коломенском


В связи с летней порой, все свои мероприятия, я начал проводить на открытом воздухе, а именно в музее-заповеднике «Коломенское». Место выбрано не случайно.
Коломенское одно из самых древних мест проживания человека на территории современной Москвы. Здесь все буквально пронизано духом древности! Археологические памятники, расположенные в окрестностях Коломенского, свидетельствуют о пребывании здесь людей в V–III тыс. до н.э.!
Как и любое место древности, заповедник обладает мощной природной энергетикой. Любой человек, переступив порог этого парка сразу окунается в состояние гармонии, покоя и умиротворения. Здесь замечательно можно отдохнуть всей семьей или устроить романтическое свидание)))
Но не всюду можно беззаботно гулять! Коломенское славится своими местами силы, причем некоторые из них далеко не всех зовут к себе в гости.
Откуда такие выводы?
Дело в том, что я, как уже писалось ранее, начал проводить свои мероприятия и групповые энергетические практики в Коломенском. И проводить я их стал вблизи мощнейших мест силы, о которых я расскажу ниже.
Проводя занятия я столкнулся с тем, что люди с негативной энергетикой, дурными намерениями, психическими и энергетическими расстройствами не выдерживают долгого пребывания вблизи этих мест. И если в первый раз, человек встал, вежливо попрощался и быстро удалился, то в другой пришлось гостю оказывать скорою помощь по психо-эмоциональному восстановлению.
Поэтому отныне я предварительно спрашиваю у Хранителей этих мест, пустят ли они нас с группой к себе в гости и если ответ отрицательный, то мы выбираем другое место, благо в Коломенском места хватит всем!
Ну а теперь собственно МЕСТА СИЛЫ!!!
Велесов (Волосов, Голосов) овраг
По преданию в этом месте находилось капище Велеса — бога мудрости, богатства, знания, магии, покровителя всех путешествующих, хозяина Нави и посмертного судьи человека. Именно он отпирал двери в свое подземное царство и проводил души умерших в Навий мир. Овраг является порталом между миром Яви (материальным миром) и миром Нави (потусторонним миром, миром предков и хтонических сущностей). История пестрит рассказами о том, что в этом овраге исчезали люди. Некоторые возвращались, но … через много десятилетий. Вероятно в овраге существует искажение временного континуума.
Активация портала происходит исключительно в то время, когда овраг начинает застилать зеленоватый туман и горе тому, кто туда забредет в это время. Причем туман сопровождается тонким психологическим воздействием. Человека вдруг охватывает беспричинная паника, хочется бежать со всех ног куда глаза глядят. Это как раз и спасает многих любопытствующих от знакомства с Навьим миром.

Вход в овраг

Вид из оврага

Мост через овраг

Ручей в овраге Что интересно, ручей в овраге тоже достаточно мистический. Температура воды в нем в любую погоду +4°C и не замерзает даже в самые лютые морозы

Девий камень Предание рассказывает, что название камня относится к тому историческому моменту, когда эти земли населяли еще финно-угорские племена и в честь своей подземной богини Девы они и назвали так свой камень.
Но мое мнение, что Девий камень и носит название потому, что его главная восстановление энергетического и физического потенциала женщины, потому соотносится он со славянской богиней Макошью.
Макошь подательница земных благ и богиня судьбы! Она попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме.
В славянской мифологии представлена то земной супругой бога Перуна, то женой Велеса (Что самое интересное братья по отцу Перун и Велес являются богами-соперниками и противостоят друг другу в различных сказаниях славян).
Девий камень обладает свойствами исцелять болезни, вплоть до бесплодия. Так же целительной силой обладает и земля рядом с камнем. Ее можно прикладывать к больным местам. Камень оказывает благоприятное воздействие на женскую энергоструктуру, заземляет и помогает избавить сердце от груза ненужных переживаний.

Гусь-камень По одной из гипотез, гусь у финно-угоров был олицетворением подземного животного, создававшего этот мир. т
Верится в такое несколько с трудом, т.к. гусь гость междумирья. Он обладает как земной природой (ходит по земле и плавает по воде), так и небесной (умеет летать) и к подземному миру имеет спорное отношение.
Зато мои эксперименты с венедскими рунами дали мне неоднократно ответ о том, что этот камень обладает энергетикой бога Перуна-громовержца, чьи огненные стрелы касаясь земли (владений его брата-соперника Велеса) превращались в камни. Перун — покровитель князей, да витязей (т.е. сильнейших из рода, альфа-самцов). Олицетворение мужской силы, доблести и порядка. Именно на нем лежит ответственность поддержания порядка в нашем мире Яви. Его образ можно сравнить с индуистским Индрой. Гусь-камень является целительным камнем для мужчин.Он выравнивает энергетику прикоснувшегося к нему мужчины. Позволяет мужчине усилить свои слабые стороны, увеличить физическую мощь, укрепить свой дух и обрести крепкое здоровье (в том числе и усилить потенцию).

Дубовая роща Не далеко от храма Воскресения Христова находится дубовая роща. Старшим деревьям порядка 600 лет! С давних времен дуб почитался нашими предками как священное дерево, которое являлось одним из важнейших атрибутов Перуна (интересно, что в славянских языках не сохранилось индоевропейское название дуба — «perkṷu». Оно было табуировано, что ещё раз подтверждает сакральность дуба для славян). Дуб обладает мощнейшим запасом энергетики, которая очищает пространство вокруг себя. Он обладает огромной жизненной энергией здоровья и хранит мудрость долголетия. При контакте с дубом человек получает максимально возможное количество жизненной энергии. Давно замечено, что прогулки по дубраве нормализуют кровяное давление, благотворно сказываются на работе сердца и нервной системы. Вход в дубовую рощу охраняет половецкая баба Надмогильный памятник над курганом половца кумана. Слово «баба» тюркского происхождения и означает «отец». Древнерусское обозначение — «девка камена». Южнорусские степи, конец XI — начало XII в.

Дубы!
Оберег, сделанный из коры дуба, дарует защиту своему владельцу, помогает понять глубинный смысл происходящих событий, а так же усиливает вдохновение у творческих личностей. Но чтобы получить такой оберег нельзя портить дерево. Нужно войти с ним в контакт и ментально попросить для себя подарок и если Хранитель дуба вас благословит, то вы получите в дар кусочек священного дерева, как это было со мной.
Проведя рукой по могучему стволу многовекового исполина в ладони у меня остался кусочек дубовой коры. Как раз мне на оберег)))
Но приходить на места силы желательно не с пустыми руками. Издревле повелось оставлять в подарок Хранителям этих мест ленточку или какой-либо другой подарок.
Ну а в довершении нашего виртуального паломничества еще несколько фотографий)))
Место проведения нашей последней встречи
Ближайшие наши встречи в Коломенском
16 июня говорим об истинных целях, желаниях и настоящей самореализации!
29 июня семинар по Каруна Рэйки 1-й ступени
30 июня учимся общаться с Высшим Я!

Туры по святым местам из Коломны

Мы организуем поездки из Коломны к православным святыням России и зарубежья. К нашим поездкам присоединяются паломники из Зарайска, Луховиц, Воскресенска и Егорьевска, а так же из Москвы. Зарубежные поездки мы предлагаем с возможностью остаться на отдыха после паломничества.
Братья и сестры, смелее собирайтесь в паломничество! Нам всем есть за что благодарить Господа и Его святых угодников! Укрепи нас, Господь!

Самое интересное

Экскурсии по месяцам года

Январь

Посмотреть экскурсии в январе

Февраль

Посмотреть экскурсии в феврале

Март

Посмотреть экскурсии в марте

Апрель

Посмотреть экскурсии в апреле

Май

Посмотреть экскурсии в мае

Июнь

Посмотреть экскурсии в июне

Июль

Посмотреть экскурсии в июле

Август

Посмотреть экскурсии в августе

Сентябрь

Посмотреть экскурсии в сентябре

Октябрь

Посмотреть экскурсии в октябре

Ноябрь

Посмотреть экскурсии в ноябре

Декабрь

Посмотреть экскурсии в декабре

Коломна

Коломна

Один из интереснейших в архитектурно-историческом отношении древних городов Подмосковья находится в 100 км на юго-восток от столицы. Он расположен на берегу Москвы-реки, вблизи от ее впадения в Оку.
Есть несколько версий о происхождении названия города Коломна. Одна из них связана с древними финно-угорскими словами, означающими «река» и «рыба». И тогда Коломна — это «рыбная река». Второй вариант расшифровки — «река около мена (рынка)». Третий исходит от древних рязанских слов «коломень», «коломенье», означавших границу, т. е. Коломна — «город на границе». В этих местах с древних времен добывали камень, а потому некоторые историки настаивают на четвертой версии — название Коломна происходит от слова «каменоломня».
Основание города восходит к глубокой древности: известно, что уже в XII в. поселение, возникшее на месте древнего городища при впадении в Москву-реку речки Коломенки, было обнесено земляным валом, по верху которого имелось деревянное укрепление.
Впервые название города Коломна упоминается в Лаврентьевской летописи под 1177 г., когда за эту землю боролись суздальские и рязанские князья. В то время Коломна уже была названа «городом» — огороженным и защищенным местом. Укрепление ее состояло из деревянных стен и земляных валов. А в центре города возвышалась каменная Воскресенская церковь, возведенная на великокняжеском дворе. Время постройки церкви документально не установлено. Известно только, что это один из старейших храмов в Коломне. После многих перестроек он сохранился в архитектурных формах ХVIII в.

Богоявленский Старо-Голутвинский мужской монастырь

Точная дата основания монастыря неизвестна. Согласно данным Софийской второй летописи, монастырь был основан в 1374 году. Эта дата встречается и в трудах некоторых современных исследователей. Однако большинство авторов отдают предпочтение другой дате, которую принимают за дату основания монастыря – 1385 год. Сложилась целая литературная традиция, восходящая к знаменитому житию преподобного Сергия Радонежского, написанному Епифанием Премудрым, указывающая, что монастырь был основан по велению св. благоверного князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским и его учеником преподобным Григорием. Большинство же исторических источников связывает основание монастыря с обетом, данным св. благоверным князем Димитрием Донским перед Куликовской битвой, поэтому 1385 год – наиболее вероятная дата его основания.
Предание утверждает, что преподобный Сергий сам лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма – Богоявленского собора. Увидеть остатки этого сооружения – фундамент и цокольную часть – можно в подклете уже второго Богоявленского собора, воздвигнутого над ними в XVII веке. В народе, сохранившиеся части старинного храма, называют не иначе как «камушки Преподобного».
Особое сокровище составляла библиотека Голутвина монастыря, в которой насчитывалось 123 книги. По тем временам это очень большое собрание, особенно если помнить, что все издания были рукописные, многие из которых сделаны на дорогом пергаменте.
В 1799 году после упразднения Коломенской епархии, братия Голутвинского монастыря была переведена в опустевший архиерейский дом, расположенный на Соборной площади. Сделано это было для того, чтобы сберечь комплекс от разрушения или превращения его в казармы. Монастырь стал называться Свято-Троицкий Ново-Голутвин. Покинутая обитель на излучине Оки и Москвы-реки пустовала несколько лет, постепенно ветшая, разрушаясь. Лишь в одном из его храмов совершал службы приходской священник.
В связи с таким положением дел митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) принимает решение о возрождении обители. Для этого он объединяет его с Богородицерождественским Бобреневым монастырём, чтобы его содержание велось за счёт Бобреневских угодий. Постепенно обитель стала возрождаться.
Монастырь был закрыт в 1929 году. В его помещениях находились артиллерийские склады, а в 1933 году обитель переоборудовали под общежития рабочих Коломзавода. В 1947 году разрушили гульбище Богоявленского собора, пострадала монастырская ограда.
В 1986 году комплекс зданий монастыря был передан Центру Социальных Инициатив «Отечество», занимавшемуся подростковой работой, который пытался приспособить их для своих нужд. В зданиях конюшенного двора разместился столярный цех, каретного сарая – кузница, в соборе – склад, в Сергиевской церкви – спортзал.
В 1993 году Коломну посетил Святейший Патриарх Алексий II, который побывал и в Старо-Голутвине монастыре. В том же году монастырь был передан Московской епархии. И уже на следующий год 18 декабря состоялось его официальное открытие. Божественную литургию совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Святыни:

• два мощевика в виде ангелов, в одном из которых часть Честного Животворящего Креста Спасителя, в другом – часть Тернового Венца;
• мощи священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского;
• четыре мощевика с частицами мощей святых угодников.

Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь

Является самым молодым в Коломне. Располагается он на месте, бывшей архиерейской, где жили епископы и архиепископы, управлявшие Коломенской епархией, упразднённой в 1799 году. Митрополит Московский Платон (Левшин) в 1800 году решился перевести часть братии из Богоявленского мужского монастыря, что на окраине Коломны. С тех пор открывшийся в Кремле монастырь стали называть Ново-Голутвиным, а пригородный монастырь – Старо-Голутвиным. Так как в образовавшемся монастыре главный храм был в честь Святой Троицы, то монастырь получил название Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь.
О статусе штатного мужского монастыря говорит тот факт, что ему присвоили 2-й класс, позволявший содержать до 17 монахов, и все настоятели, начиная с первого – Варлаама, носили высокое звание архимандрита. К монастырю были приписаны две соборные церкви: Успенская и Тихвинская. С годами к имеющемуся корпусу пристроили кирпичную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского (ныне Покровская). Возможно, тогда же были построены северные ворота и северо-западная башня ограды, служившая входом в храм со стороны Соборной площади. А в 1825 году построили 55-метровую колокольню, ставшую второй по высоте в Коломне. Самый большой колокол на ней весил 259 пудов 32 фунта. В 1871 году, по благословению святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, монастырь был преобразован из штатного в общежительный. При архимандрите Сергии (Свешникове), который управлял обителью с 1871 по 1883 годы, количество монашествующих возросло до 50 человек.
При финансовой помощи коломенских благотворителей Гурия и Екатерины Ротиных монастырь, «преобразованный в общежитие, воскрес из развалин и так быстро обновился и пришёл в цветущее состояние», а активная деятельность игумена Сергия была вознаграждена долгожданным возведением в сан архимандрита.
Последующие настоятели сохраняли традиции, заведённые архимандритом Сергием, и приумножали благосостояние обители.
Налаженная монашеская жизнь была разрушена после Октябрьской революции 1917 года. Имущество обители национализировали, у настоятеля архимандрита Леонида отобрали даже личные вещи и награды из драгоценных металлов. В помещениях обители в разные годы чего только не располагалось. Со временем здания и строения окончательно перешли в пользование многочисленных жильцов и организаций. Например, церковь Троицы в 1940–1950 годах сдавалась в аренду швейно-ремонтной артели, а Сергиевская – мастерской «Мособлхудожфонда». Десятки лет древние здания эксплуатировались на износ.
В декабре 1988 года на заседании Совета по делам религий при Совмине СССР рассматривался вопрос о передаче комплекса Ново-Голутвина монастыря для нужд Московской епархии. Прилагаемый перечень зданий комплекса включал Успенский кафедральный собор, Тихвинскую церковь и шатровую колокольню. Вопрос был решён положительно и первый в Московской области монастырский комплекс передан в пользование Русской Православной церкви для организации женской монашеской общины.
С этого времени начался этап возрождения обители под управлением настоятельницы игуменьи Ксении (Зайцевой), по значимости сравнимый со всей предыдущей историей Ново-Голутвина монастыря.

Здесь находятся части мощей многих святых:

• Апостол и Евангелист Лука;
• святой Пантелеимон;
• первомученик Стефан;
• великомученик Георгий Победоносец;
• преподобный Авраамий;
• благоверный князь Александр Невский;
• мученик Иоанн Воин;
• благоверные князья Петр и Феврония;
• мученик Иоанн Новый;
• великомученицы Ирина и Варвара;
• мученица Татиана;
• преподобномученица Елисавета Феодоровна;
• преподобные Кирилл и Мария Радонежские;
• святая блаженная Матрона Московская.

Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь.

Более шести веков насчитывает история монастыря. По преданию, перед битвой на поле Куликовом Дмитрий Донской и Дмитрий Боброк-Волынский дали обед в случае победы построить монастырь на коломенских землях. Так и случилось. У монастыря три именования: Богородицерождественский, поскольку битва пришлась на этот праздник; Бобренев – по семейному прозвищу Боброка-Волынца; Бобреня и Обетный – в знак того, что монастырь заложен по обету. С тех пор и до наших дней возносят в этих святых стенах молитвы об упокоении «вождей и воинов, на поле Куликове убиенных».
Хотя документальных свидетельств о времени строительства не сохранилось, данные археологии подтверждают раннюю датировку монастыря. При раскопках обнаружены остатки грубой красной и серой керамики характерной для рубежа XIV–XV веков.
В 1969–1970 годах при исследовании современного Богородицерождественского собора М. Алешковским и Б. Альтшуллером были найдены фундаменты древнего храма. Его датировали второй половиной XIV века. Это позволяло предполагать, что найден храм, в закладке которого принимал участие сам Дмитрий Донской.
Современные же исследователи датируют собор более поздним временем, относя здание (по особенностям тёски камня) к началу XV века. Так что, возможно, каменная церковь имела предшественницу, сложенную из брёвен.
Богородицерождественский собор был хорошо виден из Кремля, он сверкал, подобно евангельской жемчужине. Вместе с Успенским собором Коломны эти два храма составляли грандиозный ансамбль, связанный не только архитектурно, но и духовно, ведь оба памятника посвящены победе над Золотой Ордой.
Бобренев монастырь стойко перенёс все невзгоды позднего правления Ивана Грозного, царствование Бориса Годунова, Смуту начала XVII века, неизменно возрождаясь на прежнем месте.
Реформы, проводимые в более поздние годы, привели к упадку многих памятников древности. Некоторые монастыри вообще остались за штатом, лишившись и своих владений и не получая жалования от государства. В их числе оказался и Бобренев. В 1764 году он оставлен за штатом и последующие два десятка лет сказались на нём самым губительным образом. Почти завершённое строительство нового собора остановилось.
Последний Коломенский владыка, епископ Афанасий, входил в число образованнейших людей России. До занятия кафедры он был архимандритом московского Заиконоспасского монастыря и ректором Славяно-греко-латинской академии. Владыку естественно волновала судьба памятника Куликовской битвы, и с первых дней своего архиерейства он стал изыскивать средства к возрождению этого возвышенного свидетельства древности, овеянного многовековой славой. Он сделал монастырь своей летней резиденцией, и в 1790 году обитель возрождается. При епископе Афанасии в монастыре начинается бурное строительство: завершён Рождественский собор, достроена его колокольня, строятся новые жилые корпуса: архиерейский и келейный, началось возведение монастырской ограды.
Кирпич для последней брали из упразднённой коломенской церкви Симеона Богоприимца. По преданию, этот храм был основан ещё в XIV веке великим князем Московским Симеоном Гордым. На рубеже XVII–XVIII веков его отстроили в камне. Но потом церковь сгорела, прихожане оказались не в состоянии её восстановить, и было принято решение об её упразднении и разборке.
Пора необычайного расцвета была недолгой и оборвалась неожиданно. В 1799 году Коломенская епархия закрывается. В 1800 году в Архиерейский дом Коломны переводят братию Голутвина монастыря. А Богоявленский Старо-Голутвин и Богородицерождественский монастыри соединяются в один – Бобренево-Голутвин.
29 июля 1865 года Бобренев монастырь был возведён на степень самостоятельной обители, с тем чтобы иметь в нём одного настоятеля и 15 человек братии, но монастырь жил не только молитвой. Как раз на рубеже XIX–XX веков выявляются две формы общественного служения, насущно необходимые местным жителям: медицинская помощь и просвещение. Сюда собирались многие болящие. При монастыре 14 апреля 1903 года игуменом Варлаамом была открыта церковно-приходская школа. Для неё отвели помещение в особом монастырском здании. Здесь же располагалась квартира учителя.
В 1917–1918 годы обитель была разграблена, погибла галерея портретов коломенских владык. В начале 1920-х монастырь закрыли, но какое-то время оставшиеся монахи ещё продолжали принимать и лечить больных. Окончательно обитель была закрыта в 1930 году. Постепенно он начал разрушаться. В братском корпусе устроили квартиры для рабочих совхоза. В настоятельском корпусе разместилась начальная школа, медпункт и квартиры. В течение десятилетий в церквях хранили минеральные удобрения, но окончательно уничтожило обитель устройство гаража в церкви Феодоровской иконы. В конце концов монастырь превратили просто в свалку. Сюда свозили падёжный скот, битое стекло, мусор.
Положение изменилось лишь в 1989 году, когда в Коломне начала возрождаться церковная жизнь. Всё более настойчивыми становятся требования православных о восстановлении монашеской общины в Бобреневе. В марте 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод благословили открытие Бобренева монастыря. И сразу же в нём начались восстановительные работы. В братском корпусе открыли небольшую домовую церковь. 18 июля 1992 года первую Божественную литургию в обновляющемся монастыре совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий.
В 2005 году в России широко отмечалось 625-летие Куликовской битвы. Отмечая великий юбилей, 8 сентября 2005 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II повторно посетил Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь.
В новоосвящённой Феодоровской церкви Патриарх Алексий в сослужении игумена Игнатия и братии монастыря совершил богослужение в память православных вождей и воинов за веру и Отечество на поле брани Куликовом жизнь свою положивших. 17 сентября 2016 состоялось принесение списка Животворящего Креста Господня из Годеново в Бобренев монастырь.
Сейчас в обители также ведутся реставрационные работы. В 2018 году она вошла в областную программу «Культура Подмосковья». На выделенные средства в монастыре планируется провести проектные работы по главному храму, разрушенному братскому корпусу и по ограде.

Святыни:

• икона Божией Матери «Феодоровская»;
• Честной Животворящий Крест Господень из с. Годеново;
• частица мощей великомученника Георгия Победоносца;
• тапочек с мощей и икона с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского;
• Крест с частицей Животворящего Креста Господня.

Успенский Брусенский моностырь

История этой обители начинается во времена правления Ивана Грозного. Основана она была в 1552 году при коломенском епископе Феодосии. Считается, что первыми насельниками Брусенского монастыря стали участники Казанского похода Ивана Грозного. Как пишет протоиерей Олег Пэнэжко в своей книге «Храмы г. Коломны и окрестностей», в обители было два храма: Успения Божией Матери (построенный в 1552 году на месте деревянной церкви) и храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В описании монастыря 1578 года упоминается «старый» игумен Корнилий – вероятно он был первым настоятелем. Тогда в монастыре, кроме каменного Успенского храма, были настоятельские и 14 братских келий, деревянная ограда и строящаяся каменная трапезная. Главной святыней Брусенского монастыря являлся местночтимый образ Казанской иконы Божией Матери.
В ранних описаниях монастыря упоминается, что комплекс весьма удачно располагался на столбовой дороге, что в дальнейшем способствовало быстрому росту благосостояния братьев.
Монастырь претерпел разорение в Смутные времена, а в 1620 году возобновлён как особожительный девичий. В то время в обители был построен деревянный храм Святителя Иоанна Златоустого. В 1698 году пожар уничтожил все деревянные постройки. По описи 1701 года настоятельницей обители служила игуменья Агафья, насельницами – 25 монахинь и 3 белицы. В 1725 году как самостоятельный монастырь упразнили, а на следующий год по ходатайству о неприписании его к Успенскому Тульскому монастырю, которое подал бургомистр Коломны Ушаков, восстановлен, но из 30 монахинь восемь всё же были переведены в Тулу. В 1740 году случился большой пожар, и Успенский храм полностью выгорел. При восстановлении к нему была пристроена небольшая трапезная и в ней освящён южный придел Святителя Иоанна Златоуста. В конце XVIII в. в монастыре выстроили колокольню, увы, она была утрачена в Советские годы.
В 1818 году обитель купила у города сильно обветшавшие Ивановские ворота. Из их кирпича и были построены монастырская ограда с четырьмя башнями. Духовное и материальное процветание Брусенской обители приходится на период настоятельства игуменьи Олимпиады. Поставленная управлять монастырём святителем Филаретом, она сначала постаралась благоустроить духовную жизнь монастыря: было заведено чтение неусыпаемой Псалтири, улучшен монастырский хор, устроена общая трапеза для сестёр. Начала благоустраиваться и обитель. Церковь Успения покрыли железом. В 1849 году закончеилось строительство западного келейного корпуса, заложили в кирпиче северный корпус. К северу от церкви Успения началось строительство двухэтажного игуменского корпуса, каретного сарая. Венцом созидательных трудов игуменьи-строительницы явился Крестовоздвиженский собор, возведённый по проекту архитектора А. Кутепова.
В начале XX века в Успенском Брусенском общежительном монастыре проживало 28 монахинь и 222 послушницы.
События 1917 года не обошли стороной и эту обитель. В октябре 1918 года Декретом о земле было отменено право собственности на монастырские и церковные земли. Монашеские кельи Брусенского монастыря в 1919 году стали использоваться под общежития для рабочих, управления уездной и городской милиции. Причём сделано это было до официального закрытия обители. Монахини и послушницы монастыря старались помешать их изгнанию из настоятельского корпуса. В июне 1919 года они написали жалобу в Комитет Совета крестьянских и рабочих депутатов о незаконных действиях против них. На их жалобу ответ последовал незамедлительно: на следующий день пять монахинь было арестовано и отправлено в коломенскую тюрьму.
После окончательного закрытия монастыря в 1921 году монахини, по благословению Коломенского епископа Феодосия (Ганицкого), перешли в храм Воскресения Словущего, где пребывали до самого его закрытия в 1929 году. После ареста владыки Феодосия и закрытия большинства храмов разрушилась эта монашеская община, с таким трудом собранная епископом. Все насельницы были насильственно выселены, а в храмах прекратились службы. В Крестовоздвиженском соборе стал размещаться склад, а в Великую Отечественную войну его подвал использовался под бомбоубежище. Узорчатые чугунные лестницы, ведшие в храм, потихоньку разбирались и в 1960–70-е годы были сломаны окончательно для удобства подъезжающих машин.
Лишь в 1997 году началось восстановление монастыря. Он был передан РПЦ и уже 13 октября 1997 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий огласил благословение Священного Синода на возобновление монашеской жизни в коломенской обители. Его настоятельницей стала монахиня Анастасия (Печёнкина).
С 2000 года ведутся масштабные реставрационные работы. К Всероссийскому дню славянской письменности и культуры, столицей которого Коломна стала в 2007 году, в Брусенском монастыре были проведены работы по воссозданию шатрового завершения и реставрации фасадов Крестовоздвиженского собора. И хотя все реставрационные работы ещё не закончены, собор опять стал украшением исторической части Коломны.

Святыни:

• икона Божией Матери «Казанская»;
• икона «Святые Брусенские новомученицы»;
• икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»;
• икона с частицей мощей «Свт. Филарет, митр. Московский»;
• икона с частицей мощей «Свт. Димитрий, митр. Ростовский»;
• икона «Святитель Димитрий, митрополит Ростовский» с частицей мощей;
• икона священномученика Григория (Лебедева) епископа Шлиссельбургского;
• икона священномученика Иоанна (Парусникова).

vladimirdar

Всего 43 фото
Я долго раздумывал, — как рассказать наиболее полно и верно о Коломне, точнее о Коломенском кремле, как подать информацию о нем в наиболее удобном для читателя виде? Дело в том, что Коломенский кремль ввиду наличия большой и интересной информации на его счет по определению требует некоего краткого путеводителя в который будут «стекаться» все необходимые основные статьи об объектах его составляющих с соответствующими активными ссылками на них. Нечто подобное я уже проделывал с материалами о Стамбуле (краткий путеводитель по историческому центру Стамбула) — там по моему мнению, все сведено в удобную для читателя форму путеводителя чтобы понятно подать необъятную информацию об историческом центре бывшего имперского Константинополя. Здесь мыслится нечто подобное — один центральный пост о Коломенском кремле с общими сведениями и впоследствии отдельные подробные статьи о каждом значимом сооружении на его территории (чтобы углубиться, так сказать). Таким образом читателю будет легко выбрать «на месте» то, что ему захочется почитать или ознакомиться через смартфон или планшет. Главным же в этих материалах будет детальный визуальный ряд, фото и видео с квадрокоптера. В этом посте выложены активные ссылки на все архитектурные объекты кремля что мной опубликованы.
Итак, достопримечательности Коломенского кремля:
1. Стены и башни Коломенского кремля
1.1. Западная крепостная стена — часть 1
1.2. Несохранившиеся стены и башни — часть 2
1.3. Пятницкие ворота и уцелевшие стены и башни юго-восточной крепостной стены — часть 3
2. Памятник Дмитрию Донскому
3. Соборная площадь Коломенского кремля
4. Успенский кафедральный собор
5. Колокольня Успенского собора
6. Памятник Кириллу и Мефодию
7. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь (Новоголутвинский женский монастырь)
8. Успенский Брусенский женский монастырь
9. Храм иконы Божией Матери Тихвинская
10. Храм Воскресения Словущего
11. Храм Николы Гостиного
12. Церковь Воздвижения Креста Господня
13. Иоанно-Богословский храм (хоть он и не входит в границы кремля, но все равно является неотъемлемой частью его архитектурного ансамбля центра города Коломна).
14. Коломенский кремль с высоты птичьего полета
Коломенский кремль — одна из самых больших и мощных крепостей своего времени, которая строилась в 1525-1531 годах в Коломне, во времена царствования Василия III. Московское царство к тому времени уже присоединило Новгородскую республику, Псков и стремилось укрепить южные границы в борьбе с татарами — Казанским и Крымским ханствами. Помимо этого, разгром Коломны крымским ханом Мехмедом I Гиреем в 1521 году ускорил замену деревянных городских укреплений каменными, задуманную ещё после пожара 1483 года, опустошившего город. Коломенский кремль неоднократно разрушался во время набегов татар на Русь. Практически ни один поход ханов Золотой Орды тогда не обходился без захвата Коломны.
В XVI веке, после строительства каменных стен, врагам ни разу не удавалось взять приступом Коломенский кремль. Да и во времена Смуты польские интервенты и отряды «тушинского вора» оказывались в Коломне не в результате штурма крепости, а вследствие нерешительности и предательских настроений коломенских управителей, окончательно запутавшихся в смене царских особ в то непростое время.

Вид на Коломенский кремль с востока и Успенский Брусенский монастырь

Внутренняя сторона западной стены Коломенского кремля с Михайловскими воротами со стороны Успенского Брусненского монастыря
Для ориентировки ниже представлена карта Коломенского кремля. На ней обозначено достаточно много исторических объектов поэтому под картой приведен перечень упомянутых именно и только в этом путеводителе исторических зданий и сооружений Коломенского кремля с соответствующими номерами на карте. В других более подробных статьях о достопримечательностях кремля будет использоваться эта же карта но в детальной привязке к конкретным рассматриваемым историческим объектам.

Карта Коломенского кремля
1. Пятницкая башня 7. Маринкина башня 12. Успенская церковь Успенского Брусенского монастыря
13. Крестовоздвиженский собор Успенского Брусенского монастыря
25. Памятник Святому Князю Дмитрию Донскому
29. Памятник Кириллу и Мефодию.
30. Успенский кафедральный собор 31. Колокольня Успенского собора 32. Храм иконы Божией Матери Тихвинская
33. Храм Воскресения Словущего
35. Церковь Святой Троицы Свято-Троицкого Новоголутвинского женского монастыря
37. Покровская церковь Свято-Троицкого Новоголутвинского женского монастыря 41. Церковь Николы Гостиного
42. Дом Мозгова 43. Церковь Воздвижения Креста Господня
46. Дом Луковникова
О деревянном Коломенском кремле до настоящего времени сохранилось мало информации. Но известно, что по своим размерам он практически не уступал нынешнему каменному кремлю, поскольку каменный кремль строился по периметру именно разрушенного во время нашествия крымского хана Мехмеда I Гирея. По сохранившимся свидетельствам современников каменный кремль строился по останкам деревянного кремля, который в процессе строительства окончательно разбирался.

Фрагмент юго-восточной стены Коломенского кремля. На втором плане Церковь Иоанна Богослова на площади Двух Революций.

Юго-восточная стена Коломенского кремля

Западная стена Коломенского кремля. Слева Маринкина башня (по легенде именно в этой башне пребывала в заключении известная Марина Мнишек).

Западная стена Коломенского кремля и Маринкина башня
ИСТОРИЯ КОЛОМЕНСКОГО КРЕМЛЯ
Батыев погром
В декабре 1237 года, разгромив в «Диком поле» основные силы рязанских князей, войска хана Батыя в течение двух недель захватили самые значительные города княжества, а после пятидневной осады — и саму Рязань. 1 января 1238 года Бату-хан (хан Батый) вслед за Рязанью захватил Коломну. Деревянные стены коломенского Кремля не стали серьезной защитой от татар, город был разграблен и сожжён дотла. В сражении погиб владимирский воевода Иеремия Глебович и рязанский князь Роман. Войско Ордынского хана лишилось военачальника Кюльхана — младшего сына Чингисхана (один из наиболее влиятельных противников Бату). Кюльхан был единственным потомком Чингисхана, убитым в ходе завоевания Руси. Пока основные силы войска осаждали Коломну, Батый двинулся к Москве и взял её после пятидневного штурма. В конце января монголы двинулись к Владимиру.
Дюденева рать
В 1293 году град Коломна захватил военачальник Тудан, названный русскими летописцем «Дюденем». Помимо Коломны, были сожжены и разрушены 14 городов центра Руси.

Хан Тохтамыш
Противоборство хана Тохтамыша со своим регентом — Мамаем привело к Куликовской битве, где Тохтамыш использует как союзника князя Дмитрия Ивановича (впоследствии Донского), а Мамай — генуэзскую пехоту. Сбор войск Дмитрия Донского проходит в Коломне и 26 августа 1380 года 150 тысячная армия Дмитрия Донского, с благословения Сергия Радонежского отправляется навстречу Мамаю.
После Куликовской битвы Тохтамыш, при помощи Тимура, овладел престолом Золотой Орды, а в 1382 с большим войском пошёл к Москве застав Дмитрия Донского врасплох. Дмитрий покинул Москву и уехал сначала в Переяславль, а затем в Кострому, собирать войска. По дороге на Москву Тохтамыш взял и сжег Серпухов и подошёл 23 августа 1382 года к столице. Татары ворвались в Москву и подвергли её разгрому. Затем Тохтамыш распустил свои отряды по московским владениям: к Звенигороду, Волоку, Можайску, Юрьеву, Дмитрову и Переяславлю. Но взять удалось только последний. Отряд, подошедший к Волоку, был разбит находившимся там Владимиром Андреевичем Серпуховским. После этого Тохтамыш покинул Москву и отправился восвояси, взяв по дороге Коломну.

Памятник Дмитрию Донскому перед Маринкиной башней Коломенского кремля
Темник Едигей
Едигей принадлежал к древней монгольской семье рода Белых мангкытов составлявших ядро Ногайской Орды. Их поддержка серьёзно помогла Едигею при захвате власти в Золотой Орде. К тому времени Северо-Восточная Русь стала практически независимой с момента окончательного поражения, нанесенного Тохтамышу Тимуром и фактически уже не платила дань. Едигей решил разобраться с Москвой и после трудных и неудачных попыток взять её в 1408 году, получив отступные (3 000 руб.) снял осаду, но на обратном пути в Орду напал на Коломну. Деревянный Коломенский кремль тогда полностью сгорел.
Казанский хан Улу-Мухаммед
В июле 1439 года казанский хан Улу-Мухаммед после неудавшейся попытки завладеть Москвой «идучи назад» сжег Коломну «и множество людей пленил».

Конец монголо-татарского ига
Последний золотоордынский хан Ахмат летом 1472 года пошёл на Русь, чтобы восстановить в прежней силе татарское иго. Когда об этом узнал великий князь Иван III, он спешно выехал в Коломну. Ему вовремя удалось укрепить берег Оки. Ахмет увидев многочисленные полки, отступил. Но через восемь лет он снова пошёл на Русь. И снова Иван III собрал большое войско на Оке и сам безвыездно находился в Коломне при войсках с 23 июля по 30 сентября 1480 года, то есть более двух месяцев. Но Ахмет побоялся вступить в бой с войсками Ивана III. Это было концом татарского ига на Руси.
Войска Мехмеда I Гирея
В 1521 году под Коломной произошёл прорыв войска крымского хана Мехмеда I Гирея во время похода на Москву. Разрушение дерявянных укреплений послужило толчком к строительству прочных каменных стен Коломенского кремля.
Каменный кремль
Каменный кремль в Коломне построен в 1525-1531 годах по указу великого князя Василия III на месте разрушенного во время нашествия татар деревянного кремля. Каменные стены кремля возводились по периметру старых деревянный укреплений, которые по мере строительства окончательно разрушались. Кроме строительства каменных стен, на территории кремля были размещены так называемые гуляй-башни, которые встраивались в стену в случае её разрушения.

Цепочка башен Юго-восточной стены Коломенского кремля. Стены не сохранились. Справа улица Зайцева.
Восстание Болотникова
В 1606 году вспыхнула крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова. Восставшие по пути на Москву подошли к Коломне. В октябре 1606 г. посад был взят ими приступом, но кремль продолжал упорно сопротивляться. Оставив небольшую часть своих сил в Коломне, Болотников направился по Коломенской дороге в Москву. В селе Троицкое Коломенского уезда ему удалось разбить правительственные войска. Армия Болотникова расположилась в селе Коломенское под Москвой. Началась осада столицы. В декабре 1606 г. Болотникова постигла неудача под Москвой и он отступил в Калугу. Это послужило сигналом для посадской верхушки Коломны для расправы с «чернью». Восстание Болотникова было жестоко подавлено.

Упадок Кремля
К середине XVII века граница Московского государства отодвинулась от Коломны. Город перестал быть военно-оборонным. Коломничи занялись ремеслом и торговлей, что позволило быстро оправиться после польско-литовской интервенции. Город относился в ту пору к одиннадцати крупнейшим городам России. Потеря военно-оборонительного статуса для города сделало содержание кремля нерентабельным, и он начал разрушаться и разбираться местными жителями для постройки гражданских зданий. Разрушение кремля было остановлено указом Николая I в 1826, но к тому времени существенная часть кремля уже была разрушена.
СОБОРЫ И ЦЕРКВИ КОЛОМЕНСКОГО КРЕМЛЯ

Соборная площадь
Соборная площадь возникла в XIV веке в результате постройки двух дворцов — великокняжеского и епископского, связующим звеном которых стал Успенский собор. С Пятницкими воротами площадь связывала Большая улица, проходящая южнее тогдашней Тихвинской церкви. Современные очертания площадь приобрела в конце XVIII века в результате реконструкции города по «регулярному» плану.

Через площадь прошла Успенская улица (ныне — улица Лазарева). В 2007 году ансамбль Соборной площади был дополнен памятником Кириллу и Мефодию.

На фото 15 памятник Кириллу и Мефодию находится в нижней средней части кадра.
Успенский собор
Трёхкупольный собор был заложен в 1379 году великим князем Дмитрием Донским после первой победы русских войск над Ордой в битве на реке Воже. Строительство собора длилось один год. Предположительно, в росписи его принимал участие Феофан Грек. С 1581 по 1586 год в этом храме служил святитель Иов, епископ Коломенский, ставший первым патриархом Русской церкви. 17.
Соборная колокольня
Соборная колокольня — отдельно стоящая колокольня Коломенского Успенского собора в северо-западной части Соборной площади Коломенского Кремля. Колокольня играет значительную роль в формировании архитектурного ансамбля площади.

Соборная колокольня
Храм Тихвинской иконы Божией Матери на Соборной площади
Храм иконы Божией Матери Тихвинской — один из храмов на Соборной площади Коломенского кремля в Коломне. Построен в 1776 году тщанием местного купца Ивана Мещанинова.

Церковь Воскресения Словущего, что в Крепости (на Соборной площади)
Дата постройки храма неизвестна. 18 января 1366 года в этом храме венчались святой благоверный князь Дмитрий Донской и святая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) Московская. Храм неоднократно перестраивался. Помимо главного престола — в память обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме — в трапезной части он имел ещё два алтаря: в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя святых бессребреников Космы и Дамиана.21.
Вид Соборной площади с западной стороны

Соборная площадь Коломенского кремля

Соборная площадь Коломенского кремля — вид с южного направления
Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь
Обитель основана в XIX веке на территории бывшего архиерейского дома после упразднения коломенской епархии в 1799 году — внутри Коломенского кремля. От архиерейского дома обители досталось несколько зданий XVII века — Троицкий собор 1705 года постройки и обширные белокаменные палаты — Архиерейский корпус.

Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь (в правой значительной части кадра)
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ново-Голутвине Троицком монастыре
Церковь в стиле неоготики пристроена к северному торцу двухэтажного келейного корпуса кон. XVII в., первоначально служившего резиденцией епископа. Тогда же была упразднена прежде существовавшая в этом здании Благовещенская церковь. Первоначально Сергиевская, южный придел Преображенский. Использовалась как зимний храм. Закрыта в 1920-х. В 1996 отремонтирована и вновь освящена — теперь как Покровская с Сергиевским приделом.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ново-Голутвине Троицком монастыре
Собор Троицы Живоначальной в Ново-Голутвине Троицком монастыре
Храм построен в стиле русское барокко в конце XVII века, единственный образец этого стиля в Коломне.

Собор Троицы Живоначальной в Ново-Голутвине Троицком монастыре

Ново-Голутвин Троицкий монастырь
Успенский Брусенский монастырь
Монастырь основан в 1552 году. Изначально монастырь был мужским. В Смутное время он сильно пострадал и был восстановлен как женский. До середины XVIII века все строения монастыря, за исключением храма, были деревянными. В 1790-х гг. сооружена надвратная колокольня, в 1820-е гг. — ограда с псевдоготическими башнями. В 1848-1855 годы по инициативе игуменьи Олимпиады в монастыре возводятся собор, три жилых корпуса и хозяйственные постройки. В 1881-1883 годы с западной стороны Успенской церкви построено здание для трапезной и богадельни, а сама церковь перестроена.

Успенский Брусенский монастырь
Собор Воздвижения Животворящего Креста Господня (Успенский Брусенский монастырь)
Собор Воздвижения Животворящего Креста Господня, построенный в 1852-1855 годах по проекту архитектора А.С. Кутепова. В архитектурном облике собора сочетаются черты классицизма и древнерусского зодчества.

Собор Воздвижения Честного Креста Господня в Брусенском монастыре
Храм Успения Пресвятой Богородицы (Успенский Брусенский монастырь)
Шатровый храм Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1552 году по повелению Ивана Грозного в честь взятия Казани

Успенская церковь в Брусенском монастыре

Успенский Брусенский монастырь (нижняя часть кадра)
Церковь Николы Гостиного
Церковь Николы Гостинного находящаяся недалеко от Соборной площади (к востоку) — одна из древнейших в Коломенском кремле. Церковь была построена в 1501 году. Название церкви связывают с его назначением, поскольку он являлся патрональным для коломенского объединения (корпорации) купцов-гостей. Современный вид церковь приобрела после перестройки в 1848 году.

Направимся от Церкви Николы к восточной стороне Коломенского кремля по улице Лазарева.

Названа улица в октябре 1921 в честь члена совета рабочих депутатов, коммуниста Лазарева. Ранее называлась Успенская по Успенскому собору. Начинается она от Маринкиной башни, пересекает Соборную площадь и проходит по всей территории кремля до Пятницкой башни. 34.
Улица протяженная, но интересная. Здесь обращает на себя внимание на пересечении с улицей Исаева Дом Мозгова. Дом выстроен в первой половине XIX века в стиле провинциального русского ампира. Здание характерно небольшими объемами и напоминает своим образом типичное «дворянское гнездо». Вместе с Домом Луковникова (фото 36) и Крестовоздвиженской церковью (фото 38) Дом Мозгова образует тройной комплекс построений в стиле классицизма.

Дом Луковникова. Дворянский особняк (на фото ниже справа) выстроен в 1830-е годы в стиле провинциального русского ампира. Здание как и Дом Мозгова отличается небольшими объемами и напоминает типичное «дворянское гнездо».

Вид на юго-восток. Улица Лазарева в центре кадра.
Храм Воздвижения Креста Господня
В 1764 году на месте деревянной церкви была построена первая каменная. С 1790 по 1825 годы в церкви хранился, снятый с Пятницких ворот, список с Донской иконы Богоматери — главной святыни города. В 1832—1837 годах была (на средства сестёр М. К. Шараповой и Н. К. Колесниковой) перестроена с сохранением построения плана. При советской власти в церкви располагалась картонажная фабрика. Во второй половине 80-х, в ходе реставрации (по проекту К. В. Ломакина), восстановлены завершение церкви и верхние ярусы колокольни.

Храм Воздвижения Креста Господня

Улица Лазарева в левой части кадра. Пятницкая башня в центре кадра.
Стены и Башни Коломенского кремля
Коломенский кремль имел 16 башен, из которых три были проездными, и ворота в западном и северном пряслах. Сейчас сохранились 7 башен, одно прясло целиком и два участка стен. Мы увидим сейчас только одну из наиболее сохранившихся. Подробный рассказ о стенах и башнях смотрите отдельно.
Пятницкая башня
Пятницкие ворота (Пятницкая башня) — главные, парадные, ворота Коломенского кремля. Башня расположена на восточной стороне кремля, между Застеночной (не сохранилась) и Погорелой башнями, выходя на дорогу Владимир — Кашира (ныне — улица Зайцева). Это одни из шести ворот Коломенского кремля (включая пробивные) и единственная сохранившаяся до наших дней проездная башня (всего их было четыре). Через ворота проходит улица Лазарева.

Церковь Иоанна Богослова
Церковь Иоанна Богослова находится рядом с Коломенским кремлем в районе Старая Коломна на площади Двух Революций. Изначально деревянная церковь существовала рядом с Ивановскими воротами Коломенского кремля уже в XVI веке. В начале XVIII века здание сгорело, и было принято решение о строительстве на этом месте нового каменного здания. Работы начались в 1733 году, однако вследствие пожара в городе в 1739 году их пришлось приостановить. Строительство было завершено в 1756 году. В 1810-1828 годах церковь перестраивается и заново расписывается.

Церковь Иоанна Богослова на площади Двух Революций
В 1826-1846 годах построена новая пятиярусная колокольня в стиле ампир, высота которой достигает 67 метров, что позволяет церкви до сих пор остаться одним из самых высоких зданий города. После реконструкции 28 августа 1848 года храм был заново освящен митрополитом московским и коломенским Филаретом. Вокруг церкви расположилось каре торговых помещений, выстроенное в 1865 году по проекту архитектора И.А. Дагаева. Торговые помещения «принадлежали причту церкви, сдавались в аренду местным торговцам, и арендная плата служила одним из основных источников церковной казны».

Церковь Иоанна Богослова на площади Двух Революций

Главный городской портал Коломны.
Косточкин В.В. Русское оборонное зодчество конца XIII-начала XVI веков. М., Издательство Академии наук, 1962.
Мазуров А.Б. Коломенский кремль — символ России и Подмосковья: История выдающегося памятника русского оборонного зодчества / Отв. ред. Янин В.Л. — Коломна: Лига, 2015.
Официальный сайт культурно-исторического комплекса «Коломенский кремль».
Почекаев Р.Ю. Три жизни хана Батыя.
Выражаю благодарность Игорю Бойцову, durasik организовавшему эту замечательную поездку как и предоставившему мне возможность сделать все эти фотографии и снять видеоролики фото-видео-камерой DJI FC6310 квадрокоптера DJI Phantom Pro+ с высоты птичьего полета.
© Vladimir d’Ar, 2018

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх