Помост

Вопросы веры

Христианка и мусульманин

Содержание

Возможен ли брак между мусульманами и христианами

Межрелигиозные браки не редки в современном мире. И все же различие таких религий, как христианство и мусульманство, может стать серьезной преградой для влюбленных, желающих вступить в брак.

Особенности религий

Христианство и мусульманство – монотеистические религии. Их взгляды на священный союз мужчины и женщины во многом совпадают, но все же имеют различия.

Мусульманство

Согласно исламу все взрослые люди должны состоять в браке – священном договоре между двумя людьми. Помимо официальной росписи в ЗАГСе мусульманами совершается «никях» – некий аналог христианского венчания. Никях позволяет мужчине иметь несколько жен, если он может их обеспечить, а также дает право супругам разводиться.

Жена должна быть послушной и покорной мужу, принимать все его взгляды и поступки. Муж в свою очередь должен уважать и почитать свою супругу, ведь она – мать его детей.

Христианство

По христианским традициям брак между мужчиной и русской девушкой заключается в церкви. Хотя церковь и признает государственную роспись, но рекомендует венчаться в храме. Развод в этом случае возможен, но крайне нежелателен.

В христианстве говорится, что супруги – одна плоть, уравнивая супругов в правах. Однако, признает, что жена слабее мужа и должна ему подчиняться, а муж должен уважать и почитать супругу.

Связь мусульманки с христианином – взгляд религий

В России проживают люди разных конфессий, поэтому брак с человеком другой веры не редкость. Хотя с точки зрения религии подобный союз нежелателен, а в некоторых ситуациях – невозможен.

В Коране сказано, что «Не выдавайте замуж за язычников, пока те не уверуют». Это означает, что мусульманки могут выходить замуж за неверных, которые приняли ислам.

Мусульманин может жениться на девушке другой религии, если эта девушка целомудренна и примет жизненный уклад супруга. А вот мусульманка не может выйти замуж за человека другой веры, иначе ее брак будет считаться непризнанным, а она сама – неверной.

Согласно мусульманскому укладу, муж – главный в семье, и супруга всюду следует за ним и подчиняется ему. Если она выходит замуж за иноверца, то отрекается от своей религии, устоев, ценностей.

Хотя христианство считается толерантной религией, связь с иноверцами она тоже не приветствует. Более того, такие союзы до 1917 года были запрещены. В Священном Писании даже говорится, что смешанный брак – зло и большой грех.

Что представляет собой смешанный союз

Современное общество терпимо относится к смешанным браком – если молодые люди любят друг друга, то религия им не помешает. Но старшее поколение осуждает такие союзы и не признает их.

Конечно, в смешанном союзе возникнет много сложностей:

  • неприятие жениха/невесты семьей;
  • осуждение обществом – особенно фанатичными верующими;
  • разногласия на почве разности менталитетов при выборе образа жизни, в понимании роли супруги/мужа в семье, воспитании детей.

Конфликты возникают в вопросе того, в какой именно традиции растить детей – мусульманской или православной. Еще и родственники с обеих сторон пытаются «спасти» внуков от чужой веры – раз уж детей «спасти» не удалось.

Но при всем этом смешанные браки учат терпимости, пониманию и уважению других культур и вероисповеданий, способствуют примирению разных этносов и даже стран. Дети в такой семье более открытые и разносторонние – они соединяют в себе сразу две культуры, возможно, даже знают два языка, на которых разговаривают их родители.

Как совершается брак

Согласно канонам мусульманка не может выйти замуж за иноверца. Поэтому традиционный никак невозможен. Однако, если парень согласится принять мусульманскую веру, то обряд провести можно. Только будущая жена должна следить, чтобы ее новоиспеченный супруг соблюдал правила Шариата.

Если жених не желает менять веру, то свадьба с таким человеком считается в мусульманской среде недействительной и порочит честь девушки. Невеста также может принять веру мужа и совершить обряд в христианских традициях.

Существует и третий вариант: обычная роспись в ЗАГСе без уклона в ту или иную религию. Так поступают многие современные пары, для которых различие в вере не имеет большого значения. Даже воспитанные в той или иной вере люди могут не принимать религию и быть атеистами. Тогда брак заключается между двумя равными гражданами страны.

Как совершается развод

Развод происходит по тем традициям, по которым заключался брак. Если был совершен мусульманский брак, то мужчина должен сделать заявление – три раза сказать избраннице «я развожусь». После этого жена должна подождать, пока у нее пройдет три менструальных цикла, чтобы она могла снова выйти замуж.

В христианском браке развод категорически запрещен. Хотя в последние годы церковь идет на уступки и развенчивает браки, но только по серьезным причинам и делает это неохотно.

Ну а если супруги не связывали себя никакими обрядами, кроме гражданского акта в ЗАГСе, то развод происходит с помощью письменного заявления и согласия обеих сторон.

Брак мусульманки и христианина имеет много преград и трудностей, связанных не только с религией, но и с мировоззрением каждого из них. Перед вступлением в такой смешанный брак вы должны быть абсолютно уверены, что с этим человеком готовы провести всю свою жизнь.

Обязательные условия мусульманского брака

1. Отсутствие близких родственных связей или иных причин, препятствующих браку.

Препятствием к браку могут стать причины как (1) постоянного, так и (2) временного характера.

К числу первых относится близкое родство, то есть общность крови между лицами, ведущими происхождение от одного родоначальника, независимо от того, состоялись ли эти отношения (зачатие ребенка) в законном браке или вне его. Исходя из этого, невеста не должна приходиться жениху сестрой, тетей по отцу, тетей по матери и т. д.

К числу препятствий второго рода относятся следующие: невестой не может быть сестра жены, супруга другого мужчины, женщина, находящаяся в послеразводном периоде (три месяца) или траурном периоде по причине смерти мужа (четыре месяца и десять дней). Если женщина, разведенная или оставшаяся без мужа вследствие его смерти, беременна, то срок, в течение которого она не может выйти замуж, завершается с рождением ребенка, независимо от того, будет ли это один день или восемь месяцев.

Сказано в Священном Коране:

«Не женитесь на тех, на ком были женаты ваши отцы, кроме того, что уже произошло . Это является развратом, скверным путем и вызывает гнев .

Запрещается вам брать в жены матерей ваших , дочерей ваших , сестер ваших , теток по отцу и по матери, дочерей братьев и дочерей сестер ваших , тех, кто кормил вас своим молоком, а также сестер молочных и матерей ваших жен.

приемных дочерей, оставленных на ваше попечение, от жен, с которыми вступили вы уже в супружескую связь, а если не вступили — нет греха на вас . супруг родных сыновей и вместе — двух родных сестер , кроме того, что уже произошло ранее. Воистину, Аллах (Бог, Господь) является Всепрощающим и Всемилостивым» (Св. Коран, 4:22–24).

Если мужчина и женщина заключили брак, не дожидаясь истечения срока временного запрета или игнорируя запрет постоянный, то брак их незаконен и греховен пред Господом. В этом случае он должен быть расторгнут, а махр (свадебный подарок) остается у невесты или, если он еще не был передан, отдается ей. В этой ситуации выплачивается махр, который был назван при бракосочетании, а если он не был специально оговорен, то такой махр, который обычно выплачивается невестам. За супругой также закрепляется послеразводный срок, в течение которого она не имеет права выходить замуж — три месяца. Рожденный ребенок берет фамилию отца. При подобном незаконном браке муж и жена не могут участвовать в делах по разделу наследства, которое они могли бы получить в случае законности их брака.

2. Заключаемый брак не должен быть ограничен временем.

Если при бракосочетании оговаривается его срок, то такой брак канонически полностью недействителен. Интимные отношения между супругами в таком случае квалифицируются как прелюбодеяние. С этим согласны все суннитские и некоторые шиитские ученые.

3. Присутствие опекуна со стороны невесты.

Это условие строго оговаривается учеными всех мазхабов, кроме ханафитского. В качестве аргумента используется известный хадис: «Не будет брак иначе, как в присутствии опекуна «.

Супруга Пророка ‘Аиша свидетельствует с его слов: «Если какая-либо женщина выходит замуж без разрешения опекуна, то ее брак недействителен. Если после такого брака были близкие взаимоотношения (интимная связь), то мужчина обязан выплатить (передать) ей махр. Если произошел спор , то правитель является опекуном для тех, у кого его нет». Другой хадис гласит: «Не выдает замуж женщина женщину и не выдает замуж сама себя».

На основе этих хадисов, а также учитывая некоторые другие аргументы подавляющее большинство исламских богословов утверждают: «Без разрешения и присутствия опекуна брак недействителен».

А богословы ханафитского мазхаба высказывают мнение о том, что разумная, совершеннолетняя девушка или женщина может выходить замуж без согласия и присутствия опекуна.

Имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф считают присутствие опекуна при бракосочетании желательным. Имам Мухаммад аш-Шайбани же говорил, что брак без опекуна возможен, однако согласие его необходимо для действительности брака в дальнейшем.

В качестве аргументов, подтверждающих правоту своего суждения, теологи ханафитского мазхаба приводят следующие коранические аяты, в которых действующим лицом во время бракосочетания является женщина, а не опекун:

«Если муж развелся с женой , то они уже больше не имеют права восстановить семейные отношения, пока она не выйдет замуж за другого» (см. Св. Коран, 2:230);

*

«Если вы дали развод своим женам и наступил срок , то пусть они не препятствуют замужеству с бывшим мужем , если они благочестиво пришли к обоюдному согласию » (см. Св. Коран, 2:232);

*

«Если умер супруг, то жена находится в ожидании в течение четырех месяцев и десяти . Когда же этот срок завершится, то нет греха на ее родственниках, если она начнет готовиться к новому замужеству в соответствии с общепринятыми нормами» (см. Св. Коран, 2:234).

Со слов Ибн ‘Аббаса известен следующий хадис: «Вдова (разведенная женщина), выходя замуж, имеет больше прав, чем ее опекун , и у девственницы отец ее получает согласие на брак. Согласие девственницы ее молчанием».

В другом хадисе от Абу Хурайры, приведенном в сводах хадисов аль-Бухари, сказано: «Не выдается замуж вдова, пока не даст она согласия на брак. Не выдается замуж девственница, пока не будет получено на то ее согласие. Согласие ее — молчание». Молчание, о котором говорится в хадисе, не является единственной формой согласия со стороны девственницы. Она может выразить свое согласие на брак как молчанием, так и словом. Молчание — лишь признак кротости и скромности.

Суждение, явившееся срединным мнением по вопросу об опекуне, высказал один из ученых шафиитского мазхаба Абу Савр: «При бракосочетании необходимо согласие как самой девушки или женщины, так и ее опекуна. Если согласие обоих есть, то процесс бракосочетания может вести любой из них. В случае отсутствия согласия одной из этих сторон — брак недействителен, ибо женщина в Исламе имеет полные права».

4. Присутствие свидетелей на церемонии бракосочетания.

Мнение исламских богословов едино в том, что для канонической действительности брака, помимо опекуна, необходимы как минимум два свидетеля. Данное условие основывается на словах Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует): «Не будет брак иначе, как в присутствии опекуна и двух свидетелей». Ибн ‘Аббас передает следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Распутницами являются те , которые выдают себя замуж (выходят замуж), не объявляя об этом «.

Требования, предъявляемые к свидетелям:

1. Обладание здравым рассудком. Различные формы психических заболеваний, временные расстройства (воздействие алкоголя, наркотиков) делают невозможным участие человека в качестве свидетеля на церемонии.

2. Совершеннолетие. Согласно Исламу, оно наступает по достижении начала полового созревания.

3. Минимальное число свидетелей — два человека.

4. Свидетели должны быть мужчинами. Данное утверждение отражает мнение большей части ученых, за исключением ханафитов, которые считают, что свидетелями могут быть мужчина и две женщины.

5. Благочестие и справедливость свидетелей. Они должны соблюдать религиозную практику и быть далеки от явного распутства и неверия. В то же время ученые ханафитского мазхаба считают, что «явная праведность и справедливость не являются обязательными добродетелями свидетеля».

6. Свидетели должны быть мусульманами. Все исламские богословы говорят об обязательности этого условия. По мнению ханафитских теологов, в случае если невеста принадлежит к людям Писания (христианам или иудеям), то свидетелями могут быть и люди Писания.

7. Свидетели должны быть зрячими. Шафиитские ученые уделяют этому большое внимание и считают, что свидетели должны видеть весь процесс бракосочетания. Остальные ученые оговорили лишь способность свидетелей слышать.

8. Свидетели должны понимать язык, на котором ведется церемония бракосочетания.

Обоюдное согласие и право свободного выбора жениха и невесты.

Добровольное и единодушное согласие сторон заключить брачный союз является одним из важных принципов исламского религиозного законодательства о браке и устоев мусульманского института брака, а также непреложной пророческой заповедью.

Бракосочетание, при котором имеет место принуждение жениха или невесты, является канонически недействительным.

Однажды девушка пришла к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) и рассказала о том, что ее отец насильно выдал ее замуж. Пророк предоставил ей право самостоятельно выбрать «.

6. Публичное оглашение брачного союза.

На церемонии бракосочетания жених и невеста должны быть выделены из числа присутствующих или указанием на них, или же упоминанием их имен. После бракосочетания необходимо оповестить об этом родственников, друзей, знакомых, соседей и т. д. В хадисе сказано: «Разделительной чертой между разрешенностью и запрещенностью в браке является бубен и голос «. Традиции объявления о том, что данные люди стали мужем и женою, разнятся, у разных народов разные. То, каким способом будет объявлено о браке, не принципиально, главное — суть и результат.

7. Отсутствие ихрама (во время хаджа или ‘умры) у обоих вступающих в брак, а также у опекуна невесты.

В хадисе от ‘Усмана, приведенном в своде хадисов имама Муслима, сказано: «Находящийся в ихраме не может жениться сам или женить кого-либо». Однако по мнению богословов-ханафитов данное условие не является условием канонической действительности брака. Надевший ихрам может как жениться, так и женить. Доказательство тому — хадис, переданный Ибн ‘Аббасом: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) женился на Маймуне, находясь в состоянии ихрама».

Запрет все-таки представляется более близким к истине, так как в том же самом своде хадисов имама Муслима приводится хадис от Маймуны, в котором говорится, что «Пророк ко времени женитьбы на ней был уже вне ихрама». Что касается хадиса от Ибн ‘Аббаса, то под словом «мухрим», употребленном в тексте хадиса, может подразумеваться, что Пророк находился тогда на территории аль-Харама или что это происходило в один из запретных месяцев.

8. Необходимость выплаты махра (свадебного подарка).

Махр — ценный свадебный подарок, безвозмездный дар жениха невесте, выплачиваемый при заключении брака или через какое-то определенное (заранее оговоренное сторонами) время. В Коране сказано:

«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара! И если они (жены) с легкой душою дают вам что-то из этого , то вкушайте как приятную, здоровую пищу » (Св. Коран, 4:4).

Во время бракосочетания наименование подарка и его стоимость должны быть оговорены при свидетелях. Этот дар является исключительно собственностью жены и сохраняется за ней в случае развода по инициативе мужа или его смерти. Свадебный подарок может представлять собой любую ценность, движимое или недвижимое имущество (деньги, золото, драгоценности, жилье, автомобиль и т. д.).

Замечу, что в Исламе нет такого понятия, как калым, хотя оно и встречается в традициях отдельных мусульманских народов, но есть махр. Махр не символизирует «приобретение жены», это — лишь безвозмездный дар жениха невесте.

Размер махра: (1) минимальный — 10 дирхамов или 30 г серебра, (2) максимальный, по мнению всех богословов, не ограничен, но (3) желательно, чтобы он составлял нечто в пределах 500 дирхамов или 1500 г серебра.

Во многих исламских государствах ранее, как и сейчас, махр представляет собой значительную денежную сумму, дорогие ювелирные украшения либо дар недвижимого имущества, однако все это исходя из возможностей жениха и обоюдной договоренности брачующихся. Обоснован такой подход текстом Корана и является своего рода формой социальной защиты для женщины. В реалиях России и стран СНГ полноценный в соответствии с Сунной Пророка (эквивалент 1500 г серебра) и щедрый (все то, что более того) махр будет хорошим доказательством серьезности намерений и должного подхода к происходящему со стороны жениха, а непритязательность и бережливость невесты — признаком ее благородства и надежности.

Случаи, когда отец или родственники жены оставляют махр себе, противоречат исламским канонам. Подобная практика, например у арабов, была до Ислама, когда женщина не имела должных прав и свобод.

Ученые-богословы считают, что махр важен, но он не является неотъемлемым условием заключения брака, условием, без оговоренности которого бракосочетание недействительно. Брак, при котором стороны не оговорили махр, возможен и допустим. Однако по завершении процесса бракосочетания обязанность передачи махра закрепляется за супругом автоматически. Его размер и форма в таком случае определяются в соответствии с местными традициями.

9. Отсутствие тайного сговора между женихом и свидетелями о сокрытии и неразглашении брака.

Богословы-маликиты утверждают, что в случае тайного сговора между женихом и свидетелями о сокрытии заключаемого брака от родственников первой жены или в силу иных причин брак недействителен.

Ученые других мазхабов не согласны с таким мнением и считают, что такое условие не нарушает канонической действительности брака. Присутствия двух свидетелей и опекуна достаточно для заключения законного брака.

10. Отсутствие у брачующихся смертельного заболевания или других препятствий медицинского характера.

Соблюдение данного условия обязательно только согласно маликитскому мазхабу.

Ответы на вопросы по теме:

Что должна ответить вдова при согласии выйти замуж помимо слова «согласна»?

Канонически — больше ничего.

Несколько дней назад я со своей невестой в мечети заключил никях. Церемония проходила стандартно. Так как свидетелей мы с собой не привели, мулла сказал, что свидетелем будет другой служитель мечети, который был в курсе нашего обряда, но находился не в помещении, в котором проходил обряд, а стоял за дверью. Мулла сказал, что предупредил о том, что тот свидетель. Таким образом, при заключении никяха в комнате присутствовал только мулла, я и моя невеста. Считается ли наш никях действительным?

Присутствие двух видящих и слышащих свидетелей необходимо. Возникшая проблема — результат вашего безответственного подхода к столь важному мероприятию. Вы должны были прийти со своими свидетелями. Отсутствие свидетелей влечет за собой отсутствие действительности брака.

Возможно ли в любой мечети и в любой день найти имама, который бы прочитал никях? То есть если я приду в мечеть, могу ли я быть уверенным, что через пятнадцать минут выйду оттуда женатым человеком? Мирза, 25 лет.

Женитьба — это не поход в кинотеатр, а серьезное и ответственное мероприятие, к которому готовятся заранее. Вам следует заблаговременно договориться с имамом о времени проведения бракосочетания, приехав в мечеть либо позвонив по телефону.

Я новообращенная мусульманка, все мои родственники православные. Я собралась выйти замуж, кто может быть моим опекуном в таком случае?

Вы получаете родительское благословение, а опекуном вашим в процессе бракосочетания может быть местный имам или староста-мусульманин.

В опекунстве важно единство вероисповедания. Также крайне желательно, чтобы опекуном был тот человек, который сможет заступиться за вас, помочь вам своим авторитетом или властными возможностями, случись что неладное. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Правитель является опекуном для тех, у кого его нет».»

Очень правильным и хорошим выходом из ситуации является регистрация брака в загсе, в результате которой государство становится защитником ваших прав. В России религия отделена от государства, но последнее (при верном устроении отношений) защищает ваши права как гражданина в соответствии с Семейным кодексом.

Мы с моей девушкой хотим заключить никях до регистрации в загсе. Как известно, на никяхе должны присутствовать свидетели-мужчины с обеих сторон. Однако у моей будущей супруги родственников-мужчин нет. Она живет с матерью христианской веры, а отца нет. Как поступить в таком случае? Благословение родителей с моей и ее стороны получено. Максуд, 24 года.

Вам необходимо зарегистрировать брак в загсе и прийти с этим свидетельством в мечеть для заключения никяха — это наилучший вариант. Не исключена и предложенная вами последовательность. Касательно свидетелей: нет необходимости, чтобы они были именно родственниками и именно со стороны как жениха, так и невесты.

Я русский и хочу жениться на русской мусульманке. Но ее родители, считающие себя христианами, а нас иудами, против этого. И угрозами, упреками, шантажом удерживают ее от подобного брака. Она была замужем за христианином и родила ему сына, но несколько лет назад приняла Ислам и ушла от него. Никто ей не ищет мужа из среды мусульман. А муж ее сестры, мусульманин-дагестанец, также против того, чтобы она сама решала, за кого выходить. Но за все это время он и палец о палец не ударил, чтобы найти ей супруга-мусульманина. Является ли он для нее опекуном, имеющим право выдавать ее замуж либо запрещать подобное? И нужно ли вообще здесь чье-либо согласие на брак, кроме самой девушки? Как нам поступить в этой ситуации?

Если она уже была замужем, имеет ребенка и оказалась в описанной вами ситуации, то может самостоятельно принять решение.

Я мусульманка, совсем недавно приняла Ислам, и мой парень мусульманин. Мы пошли с ним в мечеть, чтобы имам провел нам никях (бракосочетание), но имам отказался, аргументируя свой отказ необходимостью согласия родителей. Мы же пока не хотим об этом никому говорить, потому что боимся, что родители нам не дадут согласия. А нам очень надо сделать никях (бракосочетание), мы хотим быть вместе, мы любим друг друга, и он боится, что может получиться грех — зина (прелюбодеяние). Как быть? Камиля, 17 лет.

Вам все-таки нужно посоветоваться с родителями и прийти к обоюдному решению. Будьте осторожны, по молодости часто совершают необдуманные действия, за которые впоследствии долгое время расплачиваются. Думаю, если бы ваш жених был тем человеком, на которого можно положиться в жизни, то он бы познакомил вас со своими родителями и сам познакомился бы с вашими, а не оправдывался тем, что «нужно быстрее, а то боюсь совершить грех». Это выдает его незрелость и безответственность. Имам поступил правильно.

Я засватана, мы часто встречаемся, остаемся наедине, что по мусульманским канонам не допускается. Сыграть свадьбу в скором времени не получится. Можно ли без ведома родителей совершить мусульманский брак при свидетелях (подруга с моей стороны и друг с его стороны)?

Проведите мусульманское бракосочетание в присутствии родителей и с их благословения, и не будет никаких проблем. Свадьбу с приглашением родных и близких можете провести немного позже, по вашему общему с родителями усмотрению.

Не нужно усложнять себе и другим жизнь, тем более в столь ответственных и жизненно важных вопросах, как женитьба-замужество.

У меня одна подруга-мусульманка вышла за парня-мусульманина, они провели никях. А прошел он следующим образом: согласия родителей девушки на этот брак не было, никто из опекунов не присутствовал, никях проводил имам мечети при двух свидетелях (персонал мечети) — одного мужчины и одной женщины. После этого никяха у них была половая близость. Действительно ли их бракосочетание? Считается ли, что они прелюбодействовали? И если потом жениться на этой девушке, считать ли ее прелюбодейкой? Альбина, 23 года.

Не стоит торопиться с записыванием того или иного человека в список «падших грешников». Безответственности в самых разных областях жизни хватает, тем более в молодые годы. Главное — если оступился, исправиться. Им, особенно невесте, необходимо родительское одобрение и новое бракосочетание со всеми требуемыми для этого каноническими условиями и наличием необходимого числа свидетелей.

Мы оба мусульмане, мои родители против того, чтобы мы поженились и провели никях. Они нам этого не позволят. Поэтому может ли мой старший двоюродный брат быть опекуном на никяхе вместо моего отца?

Нет, не может. Убедите своих и его (жениха) родителей в серьезности намерений, а помогут вам в этом жизненные успехи и достижения, то, что вы чего-то уже добились в жизни, а потому доказали свою состоятельность принимать верные решения.

Мы с мужем женаты несколько лет. Когда мы заключали брак, то присутствовали родители мужа, моя мама и двое свидетелей. Моего папы не было, так как он не захотел присутствовать. Действителен ли наш брак?

Если ваш отец дал согласие на брак (пусть даже после бракосочетания), то он действителен.

Я приняла Ислам три года назад. Человек, который помог мне всем сердцем принять веру, хочет жениться на мне. Он мусульманин из другой страны. Его мама одобряет его выбор, а отец (он оставил семью, когда моему избраннику было 3 года) не знает об этом. Можно ли нам пожениться? Не будет ли это грехом? Где в Москве мы можем совершить никях? Фатима, 42 года.

Вы можете пожениться. Ничего греховного в вашем случае нет. Никях можно совершить в любой мечети Москвы.

1. Меня интересует, считается ли никях действительным, если на нем не присутствовали родители и даже не знали об этом, но узнали через три месяца и ничего против брака не имеют, а лишь поддерживают нас?

2. И если никяха супруги не проведут, считаются ли они супругами перед Всемогущим? Альмира, 18 лет.

1. Главное во время бракосочетания — присутствие как минимум двух свидетелей. Это не исключает родительского благословения, но его, как я понял, пусть с опозданием, вы все-таки получили. Это хорошо.

2. Тогда — регистрация в загсе и наличие всех условий, необходимых для бракосочетания (свидетели, опекун невесты, обоюдное согласие брачующихся, намерение стать мужем и женой на всю оставшуюся жизнь и т. д.).

Я мусульманин по отцу. Почти год встречался с девушкой-христианкой (как это обычно бывает в нынешнее время). Но после разговора с одним знакомым мусульманином, я резко поменял свое отношение к такому виду общения. Я раскаялся и решился прочитать никях. Она тоже искренне раскаялась и решила принять Ислам. Ее родители (типичные христиане) знают меня хорошо и не против того, чтобы мы встречались, но не более того, так как ей 17 лет и она учится за их счет. Мне 22 года, имею высшее образование, работаю. Если она принимает Ислам без их ведома и становится соблюдающей мусульманкой, как и я (мы прочитали никях и теперь, как я считаю, чисты перед Богом), и ее родители ничего не знают, считается ли канонически разрешенным наш брак? Если нет, то что нам делать? И можно ли сохранить тайну никяха? На загс мы надеемся чуть позже. Абдулла, 22 года.

Скрывать то, что вы стали мужем и женой, нельзя. Зарегистрируйте ваши отношения в загсе. Надеюсь, вы понимаете, что стали мужем и женой на всю оставшуюся жизнь, а это очень серьезно. Что вам делать? Пусть ее родители присутствуют на вашей регистрации брака в загсе.

1. Кто определяет размер махра (свадебного подарка)? Невеста, ее родственники?

2. И может ли невеста отказаться от махра?

1. Невеста вправе озвучить свое пожелание, но определяет жених.

2. Отказ неуместен.

После свадьбы муж и жена ведут совместное хозяйство: вкладывают средства в дом, в предметы быта, в воспитание детей. Как в этих обстоятельствах женщина может хранить махр или тратить его на себя?! Это же эгоизм.

Материальное обеспечение семьи — это первостепенная обязанность мужа, а не жены. Махром она распоряжается по своему усмотрению, это ее, Кораном установленное право, а не эгоизм.

Как смотреть на девушку, которая просит в качестве махра машину или, например, много денег?

Смотрите на нее как на смелого и целеустремленного человека.

Является ли махр истинной оценкой достоинств женщины? От чего зависит его размер — от красоты женщины, ее хозяйственности, молодости, здоровья? Что оценивается?

Зависит от щедрости и материальных возможностей жениха, а также от местных традиций. С качествами и характеристиками невесты никак не связан.

Вы пишете, что махр должен быть ценным. Но, согласно многим исламским книгам, рекомендуется скромный махр. И если брак второй, махр должен быть еще более ценным?

Это не я пишу, а текст Священного Писания повествует об этом:

«А если пожелает кто-либо из вас (мужей) развестись с супругой и жениться на другой, тогда как был передан жене кантар (примерно 44,928 кг) , то не имеет никто из вас права забрать даже малую часть этого! Желаете вы забрать это неправдой, совершая явный грех ?!» (Св. Коран, 4:20).

Махр, его размер, ценность, не зависит от того, какой это по счету брак у данных жениха и невесты.

Сторона невесты должна нести какие-нибудь расходы на свадьбу?

В зависимости от традиций народа и договоренностей родителей брачующихся. Канонические требования на этот счет отсутствуют.

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

Здесь говорится не о матери данного человека, а, например, о молодой другой жене его отца, которая после смерти отца (то есть своего мужа) осталась вдовой.

Молочное родство приравнивается к кровному.

Подробнее о махре будет рассказано далее.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6551.

Подробнее читайте об этом в статье «Временный брак» данной книги.

Кстати, это в очередной раз говорит о важности регистрации брака в загсе, ведь только в таком случае правитель в лице государственных органов сможет защитить права женщины.

К примеру, в христианских Церквах, согласно предписаниям Тридентского Собора, действительным признается брак, заключенный в присутствии двух свидетелей. Однако от свидетелей не требуется каких-либо особых качеств: считается достаточным, чтобы они были способны заметить, что именно происходит на их глазах, понять, что совершаемое действие является бракосочетанием между мужчиной и женщиной, даже если им неизвестны имена и фамилии брачующихся. Для действительности брака достаточно даже случайных свидетелей (канон 1108, 1 Кодекса канонического права).

Согласно иудейским канонам на церемонии бракосочетания обязательно присутствие двух свидетелей — евреев старше 13 лет, соблюдающих законы Торы и не состоящих в родстве ни между собой, ни с женихом и невестой.

Достоверность хадиса подтвердил только ‘Абдуль-А‘ля. Нет однозначности в вопросе достоверности данного хадиса, но смысл его верен и соответствует мусульманской морали и этике.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6562–6565.

Ихрам (араб.) — специальное одеяние, надеваемое паломником во время основного (хаджа) и малого (‘умры) паломничества, а также намерение, символизирующее особое состояние ритуальной чистоты.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим . Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 555, хадисы № 41–(1409) и 42–(1409).

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим . Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 555, 556, хадис № 46–(1410).

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим . Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 556, хадис № 48–(1411).

Аль-Масджид аль-Харам — Священная мечеть в Мекке, на территории которой находится Кааба.

Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6569

Калым (тюрк.) — название выкупа за невесту у некоторых народов Средней Азии, Кавказа и Сибири. Большой энциклопедический словарь. С. 483.

Дирхам — серебряная монета, по весу равная примерно 3 граммам. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 208.

«А если пожелает кто-либо из вас (мужей) развестись с супругой и жениться на другой, тогда как был передан жене кантар (примерно 44,928 кг) , то не имеет никто из вас права забрать даже малую часть этого! Желаете вы забрать это неправдой, совершая явный грех ?!» (Св. Коран, 4:20). Аят явно указывает на то, что размер свадебного подарка жениха невесте может достигать и столь внушительных размеров (55 120 208, 64 руб.).

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6570, 6571, 6761.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6571.

Препятствием медицинского характера, мешающим заключению брака, Католическая Церковь, например, признает только функциональную импотенцию. В Православных Церквах импотенция признается мотивом расторжения брака, но не препятствием к нему.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2993.

Кстати, это в очередной раз говорит о важности регистрации брака в загсе, ведь только в таком случае правитель в лице государственных органов сможет защитить права женщины.

Брак в исламе

Никях (араб. النكاح‎‎ — ан-никях), завадж, джаваз, ’урс — брачный договор, который заключается между мужчиной и женщиной по правилами шариата.

Условия действительности брачного контракта

Для действительности никяха с точки зрения шариата требуется соблюдение ряда условий.

Формула брачного договора

Согласно пяти исламским мазхабам (ханафитскому, маликитскому, шафиитскому, ханбалитскому и джафаритскому), формула брачного контракта содержит в себе предложение, сделанное невестой или ее представителем (опекуном или попечителем), и соответствующим ответом жениха или его представителя. Без произнесения данной формулы брак считается недействительным. Согласно маликитскому, джафаритскому и ханбалитскому мазхабам, она должна включать слова «завваджту» или «анкахту» («я вышла замуж»), произнесённые невестой, и фразу «кабильту» («согласен») со стороны жениха. Кроме того, данные мазхабы требуют, чтобы ответ на предложение был дан немедленно. В противном случае в данных правовых толках брак расценивается как недействительный. Впрочем, ханафиты разрешают использовать не только эти, но и любые слова и выражения, подразумевающие акт женитьбы, и не ставят условие, что ответ должен быть незамедлительным. Шафииты считают обязательным (ваджиб), чтобы слова, употребляемые в формуле, с грамматической точки зрения были производными от основ «заваджа» или «накаха».

Согласно всем мазхабам, разрешается читать формулу на родном языке вступающих в брак, если нет возможности прочесть её на арабском. Однако исламские толки расходятся в этом вопросе в случае, если есть возможность произнести формулу брачного договора на арабском. В таком случае шафииты и джафариты считают недействительным брачный договор, формула которого читалась на ином языке, в то время как ханафиты, маликиты и ханбалиты признают его законность.

Присутствие свидетелей

Согласно шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому мазхабу присутствие свидетелей женитьбы является обязательным условием законности брака. Ханафиты полагают достаточным присутствие двух мужчин либо одного мужчины и двух женщин. Однако если все свидетели — женщины, такой брак расценивается ханафитами как недействительный. Важно отметить, что в ханафитском мазхабе справедливость свидетелей не является необходимым требованием. Однако ханбалиты и шафииты настаивают на том, чтобы эти свидетели были справедливы (адиль). Что касается маликитов, то они считают допустимым произнесение брачной формулы без присутствия свидетелей. Однако факт первой брачной ночи при этом должен быть засвидетельствован двумя мужчинами, в противном случае договор о браке аннулируется и объявляется о разводе без права возвращения. В джафаритском мазхабе присутствие свидетелей вообще не считается обязательным (ваджиб), оно лишь желательно (мустахаб).

Тем не менее, все пять перечисленных школ считают достаточным, чтобы о браке знал лишь узкий круг людей, оповещение широких слоёв общественности и совершившемся браке не обязательно.

Совершеннолетие и вменяемость вступающих в брак

Все мазхабы сходятся на том, что произносящие формулу брачного договора мужчина и женщина должны быть вменяемыми и взрослыми (булуг), если только брак не заключается их попечителями. Существует консенсус (иджма) учёных всех мазхабов, что появление менструаций и способность забеременеть являются признаками совершеннолетия для девушек, что позволяет им вступать в брак. Тем не менее, различные школы фикха устанавливают разный возраст совершеннолетия. Так, по шафиитскому и ханбалитскому мазхабу совершеннолетие и для юношей, и для девушек наступает в пятнадцать лет, по маликитскому — в семнадцать лет, по ханафитскому — в восемнадцать, а по джафаритскому — в девять у девочек и в пятнадцать у мальчиков. Однако современные шиитские учёные — такие, например, как Макарем Ширази — в своих фетвах не рекомендуют девушкам вступать в брак в столь раннем возрасте.

Наличие телесных недостатков не является препятствием для заключения брака. Что касается слабоумия, то ханафиты и ханбалиты считают законным брак, который умственно неполноценный человек заключил сам, однако джафаритский и шафиитский мазхабы настаивают на разрешении опекуна такого человека.

Согласие на брак

Все мазхабы, кроме ханафитского, настаивают на том, что условием действительности брака является добровольное согласие обеих сторон. Если невеста является девственницей, необходимо также согласие её опекуна.

Согласие на брак со стороны законного опекуна (вали) обязательно, если девушка раньше не была замужем и является девственницей, согласно хадисам: «Брак женщины, которая вышла замуж без разрешения ее опекуна, недействителен» , а также: «Брак не должен происходить без опекуна”. либо, если женщина уже взрослая или разведена, тогда согласно хадису «Бывшая ранее замужем женщина должна иметь право решить сама за себя, тогда как у девственницы нужно спросить согласия на замужество, и знак ее согласия – молчание» .

Серьёзность намерений

Согласно четырём суннитским мазхабам, если мужчина или женщина произнесут формулу брака или развода в шутку, брак или развод, тем не менее, считаются действительными. Аналогичным образом, они допускают заключение брака на языке жестов. Однако, в соответствии с джафаритским фикхом, во всех этих случаях брак или развод не имеет силы.

Наличие временных ограничений

Согласно четырём суннитским мазхабам, брак, заключаемый не пожизненно, а на определённый срок, недействителен. Однако джафаритский мазхаб признаёт временный брак полностью законным и основанным на предписаниях Корана (аят 24 суры 4), считая его запрет инициативой халифа Умара ибн аль-Хаттаба, а не пророка Мухаммада.

Махр

Брачный дар (махр) бывает двух видов: аль-махр аль-мусамма и махр аль-мисл.

Аль-махр аль-мусамма

Аль-махр аль-мусамма — это тот подарок (или сумма денег), о котором муж и жена договорились и который зафиксирован в их брачном контракте. Положение об этом виде махра основано на следующем аяте Корана:

A ecли вы зaxoтeли зaмeны oднoй cyпpyги дpyгoй и oднoй из ниx дaли кинтap, тo нe oтбиpaйтe из нeгo ничeгo. Paзвe вы cтaнeтe бpaть лживo, кaк явный гpex? (4:20)

Верхней границы первого типа махра не существует, однако учёные разных мазхабов спорят относительно его нижней границы. Согласно джафаритскому мазхабу, всё, что имеет хотя бы мизерную стоимость, может служить махром. По ханафитскому мазхабу, минимальный махр — десять дихремов, по маликитскому — три дихрема, и если супруги уже имели интимные отношения, муж обязан либо заплатить эту сумму, либо расторгнуть брак и выплатить половину от неё.

Махр может включать в себя: деньги, драгоценности, земельные наделы, скот, прибыль, товары широкого потребления и вообще всё, что обладает ценностью. Махр должен быть чётко определён, в противном случае, согласно всем толкам, кроме маликитского, брачный договор действителен, но махр неприемлем. Маликиты же считают, что брачный контракт с таким махром недействителен, однако если интимная близость уже имела место, следует заплатить иной вид махра — махр аль-мисл. По мнению же шафиитов, ханбалитов, ханафитов и большинства джафаритских учёных такой брачный контракт имеет силу, а махр должен быть уменьшен до уровня махр аль-мисл.

Махр аль-мисл

Махр аль-мисл — сумма, которая выплачивается жене в следующих случаях:

  • По мнению ханафитских и шафиитских учёных, если муж умрёт после заключения брака, но так и не вступив с женой в интимные отношения, жене должен быть выплачен махр аль-мисл. Однако согласно маликитскому и джафаритскому мазхабам, в таком случае махр не выплачивается.
  • Если махр чётко не определён.
  • Если интимные отношения произошли по ошибке, то есть мужчина и женщина не знали, что им запрещается вступать в интимные отношения, так как они не соблюдали какое-либо из условий шариатского брака.
  • Если мужчина принудил женщину к незаконной половой связи с ним (согласно джафаритскому, шафиитскому и ханбалитскому мазхабам).
  • Если брачный договор недействителен, а сумма установленного махра превышает сумму махр аль-мисл.

Мазхабы расходятся относительно размера махр аль-мисл. Ханафиты считают, что он должен равняться махру ровесниц жены по отцовской линии. Маликиты убеждены, что эта сумма зависит от её внешней привлекательности и умственных способностей. Шафииты берут за ориентир сумму, которые получали родственницы женщины по её отцовской линии, ханбалиты принимают во внимание суммы махра всех её родственниц. Джафариты же говорят, что Шариат не предписывает конкретного способа установления махр аль-мисл, и что он должен соответствовать статусу и положению конкретной женщины, однако не может быть больше пятисот дихремов (махр ас-сунна).

Время выплаты махра

Время выплаты махра должно быть оговорено при заключении брака — именно тогда стороны чётко определяют, должен ли он быть выплачен немедленно или в течение определённого срока. По джафаритскому и ханбалитскому мазхабу, если время выплаты махра не установлено точно, его следует уплатить сразу же. Согласно ханафитскому фикху. В этом вопросе необходимо принять во внимание местные обычаи. Маликиты считают недействительным брак, в котором не оговаривается время выплаты махра, однако он становится законным после интимной близости на основании того, что выплачивается махр аль-мисл. Шафииты полагают, что установленный махр в таком случае отменяется и необходимо выплачивать лишь махр аль-мисл.

Право на распоряжение махром

По джафаритскому и ханафитскому фикху, жена является единственной собственницей махра и вольна распоряжаться им по своему усмотрению. По мнению маликитов, муж может поставить условие, что часть махра жена должна потратить на обустройство дома (покупку мебели).

Требования к супругам

  • Жених
  • Мужчина должен быть мусульманином.
  • Он не должен попадать к категории «махрам».
  • Мужчина не может иметь более 4 жён.
  • Невеста
  • Женщина должна быть мусульманкой, либо христианкой или иудейкой(Коран, 2:221).
  • Она не состоит в браке с другим мужчиной (исключение составляют наложницы)(Коран, 4:24).
  • Она не из числа женщин категории «махрам».(Коран, 4:22-23)
  • Вдова или разведённая женщина прежде чем вновь выйти замуж должна выждать срок «идда».

Махрам

Основная статья: Махрам

Махрам (араб. محرم‎‎ — запрещённый) — близкий родственник, за которого женщина не имеет права выходить замуж по причине их родства, но имеет право оставаться с ним наедине и отправляться в путешествие. Категории женщин, для которых мужчина является махрамом определены в 22 и 23 аятах суры «Женщины»:

Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы, если только это не произошло прежде. Воистину, это является мерзким и ненавистным поступком и скверным путем. Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, ведь если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших поясниц. Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах, если только это не произошло прежде. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный. Ан-Ниса 4:22—23(Кулиев)

Условия, которые жена может поставить при заключении брака

Согласно ханбалитскому мазхабу, если муж при заключении брака обязуется не заставлять жену покидать её город или страну, или не забирать её с собой в командировки, или не брать вторую (третью, четвёртую) жену, то и это условие, и брачный контракт имеют силу. В соответствии с ханафитским, шафиитским и маликитским фикхом такое условие силы не имеет, однако сам брак считают действительным.

По ханафитскому мазхабу, если муж поставит условие, что жена будет иметь право на развод по собственной инициативе, такое условие не может быть принято. Однако если она сама оговорит само своё право на развод, тогда и данное условие, и сам брак имеют силу.

По джафаритскому же мазхабу, если при заключении брака жена поставит условие, что её муж не должен брать ещё одну жену, или что он не может развестись с ней, или не может запрещать ей идти куда бы то ни было, или что в её ведении будут находиться вопросы развода, или что он не будет наследовать от неё и прочие условия, противоречащие нормам Шариата, эти условия не будут иметь силы, однако сам брак будет считаться законным. Однако она может поставить многие другие условия — например, что муж не будет заставлять её покидать родину, или что он должен предоставить ей особое жильё, или что он разрешает ей заниматься определённой дозволенной деятельностью (преподаванием и т.д.) и т. д. Если муж согласился, но не исполняет этих условий, жена имеет право подать на развод, однако если он отклонил эти условия при заключении брака, она не имеет права требовать развода. Тем не менее, если жена откажется покидать свою родину вместе с ним и т. п., она имеет полное право на материальное обеспечение со стороны мужа и иные гарантии, которыми женщина пользуется в постоянном браке.

Количество жён

Все учёные единодушны в том, что мужчина может иметь одновременно несколько жён, максимум — четыре. Они основываются на кораническом аяте:

…жeнитecь нa тex, чтo пpиятны вaм, жeнщинax — и двyx, и тpex, и чeтыpex (4:3)

При этом, если мужчина разводится с одной из своих четырёх жён, он не имеет право жениться на новой женщине в период идды бывшей супруги, если у них есть право на возобновление брака (то есть развод не был трёхкратным). Однако если имел место троекратный развод, то мужчине разрешено жениться на новой женщине, в том числе и на родной или сводной сестре своей бывшей жены, ещё в тот период, когда она выжидает идду.

Права и обязанности сторон

  • Жена не должна отказывать мужу в сексуальных отношениях.
  • Жена не должна покидать дом без согласия мужа.
  • Муж материально содержит жену и не попрекает её этим.
  • Муж в обязательном порядке вступает с женой в половую связь хотя бы один раз за 4 дня.

Развод

Основная статья: Таляк

Право объявить о разводе имеет муж, либо шариатский судья, выносящий решение по просьбе жены. Мужчина, дающий развод жене, должен быть совершеннолетним, вменяемым и разводиться по собственной воле. Все мазхабы постулируют, что нельзя давать развод жене во время менструации (хайд) или послеродового кровотечения (нифас). Шииты, в отличие от представителей четырёх суннитских мазхабов, требуют произнесения особой формулы развода, включающей в себя оборот «талик» (однокоренные производные от этого слова не допускаются). В соответствии с фикхом четырёх суннитских мазхабов, троекратное произнесение формулы развода означает, что супруги больше не могут возобновить брак, заключив никях заново, пока бывшая жена не побывает замужем за другим человеком, не вступит с ним в интимные отношения и не разведётся с ним. Однако шииты считают такой развод однократным. После расторжения брака женщина обязана выждать идда прежде, чем она вступит в новый брак.

Институт наложниц

Помимо законных жён, шариат предусматривает и институт наложниц (Коран, 23:6). Под наложницами подразумеваются женщины побеждённого (убитого) врага. Во время войн женщины могли сопровождать своих мужей. Если их мужья погибали в бою, то они оставались одни. Пророк Мухаммад впервые сформулировал гуманное отношение к таким женщинам. Они становились наложницами победителя — то есть фактически приравнивались к жене (обязательства по содержанию наложниц такие же, как и для жён), с небольшими отличиями.

От официальных жён они отличаются отсутствием церемонии, согласия опекуна, отсутствием свадебного подарка, а также правами наложницы на совместно нажитое имущество и детей в случае расторжения отношений.

О браке в Коране

Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют. Безусловно, верующая невольница лучше язычницы, даже если она понравилась вам. Не выдавайте мусульманок замуж за язычников, пока они не уверуют. Безусловно, верующий невольник лучше язычника, даже если он понравился вам. Они зовут к Огню, а Аллах зовет к Раю и прощению со Своего соизволения. Он разъясняет людям Свои знамения, – быть может, они помянут назидание. Аль-Бакара 2:221(Кулиев)

22. Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы, если только это не произошло прежде. Воистину, это является мерзким и ненавистным поступком и скверным путем.

23. Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, ведь если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших поясниц. Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах, если только это не произошло прежде. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный.
24. И замужние женщины запретны для вас, если только ими не овладели ваши десницы (если только они не стали вашими невольницами). Таково предписание Аллаха для вас. Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая. А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение (приданое). На вас не будет греха, если вы придете к обоюдному согласию после того, как определите обязательное вознаграждение (приданое). Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый.
25. Кто не обладает достатком, чтобы жениться на верующих целомудренных женщинах, пусть женится на верующих девушках из числа невольниц, которыми овладели ваши десницы. Аллаху лучше знать о вашей вере. Все вы – друг от друга. Посему женитесь на них с разрешения их семей и давайте им вознаграждение достойным образом, если они являются целомудренными, а не распутницами или имеющими приятелей. Если же после обретения покровительства (замужества) они (невольницы) совершат мерзкий поступок (прелюбодеяние), то их наказание должно быть равно половине наказания свободных женщин. Жениться на невольницах позволено тем из вас, кто опасается тягот или прелюбодеяния. Но для вас будет лучше, если вы проявите терпение, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный.

Ан-Ниса 4:22-25(Кулиев)

Воистину, преуспели верующие, … которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками;

О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок. Одарите их и отпустите их красиво. Аль-Ахзаб 33:49(Кулиев)

Примечания

  1. 1 2 Сборники хадисов Ахмада, Абу Дауда, Ат-Тирмизи, Ибн Маджа.
  2. Сборники хадисов Малика, Муслима, Ахмада, Абу Дауда, Ат-Тирмизи, Ибн Маджа.
  3. ’Aalim Network QR] Witnesses for Marriage

Литература

Ссылки

  • Никях // Исламский энциклопедический словарь. — М.: Ансар, 2007.
  • Действительность никаха после обращения в Ислам / AskImam.Ru
  • Как проходит никах? / MuslimPress.Ru

Замуж за мусульманина

  1. Где познакомиться
  2. Советы до никяха
    1. Нужно ли принимать Ислам?
    2. Если родители мужа против
  3. Помолвка
  4. Требования к жене
    1. Послушание мужу
    2. Ведение домашнего хозяйства
    3. Быть красивой только для своего мужа
    4. Интимная близость
    5. Выходить из дома
    6. Многоженство
    7. Если разводятся
  5. Никях

Замуж за мусульманина сегодня мечтает выйти достаточно много девушек других вероисповеданий. Форумы и сайты знакомств, особенно русские сайты, достаточно часто демонстрируют объявления и статьи о том, что девушка ищет мужа мусульманина, а также публикуют немало историй о таких браках. Современные девушки из подобной статьи узнают, что мусульманин будет хорошей, выгодной партией со многих точек зрений, если учитывать те правила и предписания веры Ислама, которые формируют личность мусульманского мужчины. Муж мусульманского вероисповедания не будет пьющим человеком, поскольку исламская религия запрещает алкоголь, он будет прекрасным семьянином, любить детей, поскольку для мусульман понятие семьи – это святое.

Но брак мусульманина и христианки или представительницы другого вероисповедания все-таки могут сопровождаться рядом трудностей, поскольку девушка, которая собирается выйти замуж за мусульманина, должна знать об определенных особенностях такого брака, о том, какие имеет права женщина в мусульманском браке, от каких привычных вещей и поступков, особенностей образа жизни ей придется отказаться, если она соберется уехать в мусульманские страны, откуда родом будет ее муж мусульманин.

Где познакомиться

Познакомиться с мусульманином можно в любом месте: как в пределах страны, так и во время отдыха за рубежом – много историй знакомств христианок с мусульманскими мужчинами происходит именно за границей. После такого знакомства девушке стоит присмотреться к этому человеку, к тому, как соблюдает ее избранник правила мусульманской веры и подумать, сможет ли она сама соблюдать эти правила, ведь даже при условии того, что женщина имеет права сохранить за собой свое вероисповедание, на семейную жизнь все равно требования шариата накладывают свой отпечаток. Поэтому обычаи и традиции мусульманской семьи после свадьбы молодая жена будет обязана чтить и учиться любить и уважать.

Правила жизни в мусульманской семье в соответствие с законами шариата и веры Ислама не пугают христианских женщин, и поэтому в мусульманских странах – в Турции, в Объединенных Арабских Эмиратах или в Азербайджане – можно встретить женщин христианок, вступивших в брак с мусульманином, довольно часто.

Мусульманские мужчины привлекают христианских женщин своей порядочностью, уважением к институту семьи, к родителям, к вере Ислама, а также своей респектабельностью, поскольку мужчина мусульманин, когда берет женщину в жены, берет на себя и ответственность по обеспечению ее всем необходимым.

Встречаются счастливые мусульманские семьи, где жена христианка сменила свою веру после того, как вышла замуж, и стала посещать мечеть уже будучи замужем, хотя имела право этого не делать, и эти шаги были продиктованы ей большой любовью.

Принимая решение выйти замуж за мусульманина и строить свою любовь, женщина христианка тщательно взвешивает все плюсы и минусы не только этого человека, но и жизни в мусульманском браке, в мусульманской стране, в которой ей предстоит жить. К мусульманским странам относятся азиатские и некоторые африканские страны, из которых самой крупной страной является Индонезия. Самой богатой страной мусульманского мира можно назвать Катар, который располагается на Персидском заливе и имеет неполных два миллиона населения, но ВВП в этой стране на одного человека равно почти девяноста тысячам американских долларов. Тоже очень обеспеченной мусульманской страной с высоким уровнем жизни являются Объединенные Арабские Эмираты, а также Саудовская Аравия и Оман, Бахрейн.

Советы до никяха

Женщинам христианкам, которые выходят замуж за мужчину мусульманина, следует ближе познакомиться и с культурой того народа, к которому принадлежит жених – мусульманские обычаи – это одно, но у каждого мусульманского народа существуют и свои особенные традиции, которые могут вам не понравиться или показаться попросту неприемлемыми.

Большая проблема женщин христианок, которые выходят замуж за иностранца, – это языковой барьер, поэтому следует начинать учить язык мужа еще до замужества, чтобы избежать недомолвок и двусмысленностей. В помощь невесте будут языковые курсы или видеоуроки, которые надо найти в интернете – их представлено очень много. Невесте мусульманина следует понимать, что дети в билингвальной семье также должны обучаться двум языкам сразу, что является и трудностью, но и преимуществом.

Бывает и так, что со временем, особенно после рождения ребенка, та большая разница, которая существует между двумя религиозными культурами, становится причиной все более обостряющихся разногласий. Если женщина христианка планирует выйти замуж за мусульманина и уехать в мусульманские страны, то ей следует изучить тонкости и международного законодательства, чтобы избежать нескольких неприятных сюрпризов – речь идет о продлении визы, получении вида на жительство, что может предполагать не только хлопоты, но и финансовые затраты.

Нужно ли принимать Ислам?

Часто задают вопросы о том, какие женщина имеет права, которая собирается выйти замуж за мусульманина, обязана ли она принимать веру мужа или женщина-христианка в таком браке имеет права оставить христианскую веру.

Здесь сразу же стоит пояснить, что менять веру никто женщину заставлять не должен, и настаивать на этом муж-мусульманин не вправе, но воспитывать детей женщине придется не в христианской вере, а в мусульманской.

Священная Книга Коран предписывает относиться с терпимостью к другим вероисповеданиям, и Пророк Мухаммад ﷺ не наставлял принуждать мусульман своих жен-представительниц других вероисповеданий к смене веры.

Если родители мужа против

В мусульманском обществе очень почитаются родители, поэтому женщина, которая собирается выйти замуж за мусульманина, должна понимать, что если родители ее будущего мужа будут против его брака с христианкой, то он не пойдет на этот брак: перечить своим родителям мужчина мусульманин не будет, даже если будет любить свою невесту очень сильно.

Помолвка

Прежде, чем принять окончательное решение, стоит ли идти на такой важный шаг и выходить замуж за понравившегося человека, женщине христианке важно хорошо присмотреться – поспешность в таких вопросах недопустима. В Исламе предусмотрена помолвка или аль-хитба, которая прекрасно защищает интересы женщин: за год помолвки молодые узнают друг друга ближе, обсудят все вопросы, касающиеся их дальнейшей жизни, а потом девушка сможет принять более взвешенное решение – вступать в брак с этим человеком или нет.

Важно познакомиться с семьей жениха ближе, бывать у них в доме, наблюдать, как ведут себя близкие родственники будущего мужа и в каких он с ним отношениях. Обязательно выясните, что думают его родственники, как относится семья и особенно родители к тому, что их сын вступает в брак с женщиной немусульманкой, каково их отношение к этому браку.

Не допускается интимная близость до заключения никяха, иначе такое сожительство будет считаться по Исламу прелюбодеянием.

Требования к жене

Бракосочетание с мусульманином является для многих девушек прекрасной возможностью и поводом поправить свое финансовое положение, обеспечив себе и своим детям безбедную жизнь. Но существуют моменты, к которым женщинам немусульманкам следует быть готовым и о которых полезно узнать еще до свадьбы, поскольку, когда семья начнет жить, любой из них может стать неприятной неожиданностью и поводом для развода.

У мусульманской семьи есть ряд особенностей, уклад семейной жизни, который диктует исламская религия, во многом отличается от уклада жизни христианских семей, и до того как выйти за муж женщина-христианка к этому тоже должна быть готова. Если женщина готова к тому, чтобы учесть все эти вопросы и перестроить свою жизнь в соответствие с требованиями исламской религии ради любимого человека, то она может начать поиск потенциального жениха мусульманина.

Послушание мужу

Первым правилом мусульманской семьи является то, что для жены слово мужа – это закон, и ослушаться своего мужа жена права не имеет, если он не выходить за рамки Шариата или требует совершения греховных поступков. В таком случае используется правило «нет послушания творению в ослушании Творца», жена должна в мягкой форме переубедить своего супруга приведя доказательства и доводы из Корана и сунны Пророка Мухаммада ﷺ.

Муж тоже должен прислушаться к тому, что говорит ему жена, слушать ее советы, но последнее слово всегда в мусульманской семье остается за мужем.

В мусульманской семье, если жена проявляет непослушание, муж имеет право жену наказать, и даже пойти на физическое наказание как на крайнюю меру. Но если такое физическое наказание оставит на теле следы или, не дай Бог, травмы, то жена на этом основании может потребовать от мужа развода. Физическое насилие над женщиной в мусульманской семье — не допускается и запрещено Шариатом.

Ведение домашнего хозяйства

Задача жены в мусульманской семье – это вести домашнее хозяйство и стараться угождать во всем своему мужу. Женщина может пойти работать, но она должна спросить разрешение у своего мужа, и только с его согласия может устроиться на работу. Но женщина должна помнить, что никто не снимает с нее ответственности за домашние дела.

Быть красивой только для своего мужа

Важное правило Ислама, которое следует соблюдать женщине, собирающейся выйти замуж за мусульманина, — это то, что красота жены в мусульманской семье предназначается для мужа, а не для всех окружающих, и радовать и любить она должна только его глаза, а от всех остальных скрываться. Это значит, что женщина при встрече с другими мужчинами должна опускать глаза и носить такую одежду, которая будет скрывать ее прелести. А также не привлекать посторонних мужчин нарядами, украшениями, макияжем или благовониями — все, что привлекает мужчину, должно быть использовано только внутри семейного очага.

В мусульманской счастливой семье для женщины это условие является обязательным, и мужчина мусульманин вполне может потребовать соблюдения такого правила и от своей жены христианки.

Интимная близость

Еще одно правило по Исламу, которое должна соблюдать жена мусульманина, — это то, что отказывать своему мужу в близости, если этот день не является днем менструации, жена не имеет права. Также она может отказать мужу в близости, если она болеет, во время хаджа или в период после родов.

Выходить из дома

Мусульманка или жена мусульманина не покидает своего дома, если муж не дал на то ей согласия. Она не должна входить в чужой дом, если муж не дал ей на то разрешения и все свои дела, которые необходимо решать за пределами дома, будь то покупки или визит к своим родителям, жена обязана согласовывать с мужем.

Многоженство

Христианка, которая собралась выйти замуж за мусульманина, должна понимать, что она может стать не единственной женой в семье этого человека уже будучи замужем – у мусульман есть по Исламу право завести до четырех жен, но такое возможно только при условии того, что муж в состоянии прокормить всех четырех жен и их детей, а также муж должен гарантировать, что относиться к четырем свои женам он будет одинаково. Но перед тем, как завести вторую и последующих жен, мужу мусульманину желательно узнать мнение первой жены, не против ли она того, чтобы он взял еще одну жену.

В современном мусульманском мире многоженство – не такое уж частое явление, и если мужчина берет себе еще одну жену, то по веской причине: если его первая жена бесплодна или больна. Но такие вопросы лучше оговаривать до свадьбы, особенно если мусульманин собирается жениться на представительнице другого вероисповедания.

Если разводятся

Если женщина христианка решилась на развод с мужем мусульманином, то у нее не получится оставить ребенка себе, поскольку мусульманские законы предполагают, что после развода дети должны остаться с отцом, если их мать мусульманкой не является. Если же мать является мусульманкой, то обычно дети до 5-10 лет остаются с матерью, при условии, что она не выходит замуж за другого человека. После достижения определенного возраста дети могут перейти к отцу, если прежний муж в состоянии содержать детей и относиться с ними по-доброму, прилагая все свои усилия в воспитании детей и позволяя им видеться со своей матерью.

Никях

Коран разрешает мужчине мусульманину вступать в брак с женщинами, которые происходят из людей Писания, то есть с иудейками и христианками. Коран также предписывает не принуждать замужнюю женщину христианку к смене религии, нужно оставаться терпимым к религиозной культуре своей супруги. Если муж является этническим мусульманином, то есть склонности к Исламу не имеет и религиозной практики не придерживается, то посещать мечеть такой мужчина периодически будет и традиции своего народа соблюдать тоже, но по праздникам и особым случаям.

Но если же девушка христианка решила выходить замуж за правоверного мусульманина, то для легализации брака необходимо прочитать никах. Во время никяха у женщины христианки обязательно должен быть опекун (валий) из числа авторитетных или знающих мусульман, это может быть и имам мечети, но беря опекунство над женщиной, мусульманин-опекун выдающий замуж женщину должен понимать всю степень ответственности и представлять себе эту женщину, как свою родную дочь. Он должен выяснить все подробности о будущем супруге, которые будут важны в семейной жизни (возможность обеспечения будущей супруги, справедливого и хорошего отношения к ней). Лучше всего, чтобы родители невесты обязательно присутствовали на никяхе и дали свое согласие на такое бракосочетание.

Регистрация брака между мусульманином и христианкой – возможен ли такой союз?

В современном обществе межнациональные браки — далеко не редкость. Перестали быть исключением из правил и союзы между представителями разных религиозных конфессий. Так, нередко заключается брак между мусульманином и христианкой. Но что говорится о таких союзах в религии и обязана ли женщина менять вероисповедание, чтобы стать мусульманину законной женой?

Особенности мусульманских и православных браков

В первую очередь, для мусульман семья — это институт, предписанный Богом. Браку в жизни отводится гораздо больше места, чем многим другим вопросам.

Как говорится в исламской религии, абсолютно все взрослые люди должны состоять в браке. И бракосочетание — это непросто формальность, а священное соглашение между двумя людьми. Конечно же, помимо традиционного государственного союза, мусульмане заключают религиозный брак.

По арабски он называется «ан-никях». Совершается данный обряд в мечети имамом. И не имеет ничего общего с государственной регистрацией. По шариату мужчина может иметь нескольких жен, которых он должен обеспечивать на одинаковом уровне и уделять каждой из жен равное количество времени.

В большинстве современных стран эта традиция канула в лету, поскольку многоженство официально запрещено. Но некоторые арабские страны и по сей день следуют данному обычаю. Традиционный мусульманский брак базируется на Коране.

В исламе принято, чтобы жена заботилась о муже и о семейном очаге, была послушной и покорной. Женщина должна стать для мужчины поддержкой и опорой. Но в то же время мужчина должен уважать и почитать свою супругу.

В православии брак — это также священное таинство. Христианский супружеский союз мужчины и женщины заключается в церкви. Священник проводит обряд и нарекает молодых мужем и женой.

Согласно традициям, в христианстве женщина обязана повиноваться супругу, а тот в свою очередь должен ее любить и уважать. В христианстве также говорится и о том, что муж и жена — это одна плоть. И сей факт как бы уравнивает супругов в их правах.

Но при этом православие признает, что женщина слабее мужчины. Христианство признает и официальный гражданский брак, но при этом говорит о том, что каждый верующий должен освятить свой союз в церкви.

Если сравнивать христианский и мусульманский браки, то становится понятно, что они имеют сходства по многим параметрам. Но в мусульманском писании все же указывается на неравное положение представительниц прекрасного пола по отношению к супругам.

Возможен ли брак между мусульманином и христианкой

Ситуации, когда в брак решают вступить представители разных религиозных конфессий, сегодня не редкость. И не обязательно речь идет о браке с иностранцем. На территории Российской Федерации проживают как последователи христианской религии, так и мусульмане. Мусульманин не может жениться на женщине неверующей, а также на буддистке и кришнаитке.

В исламе по Корану

Ислам не запрещает мусульманам жениться на представительницах других религиозных конфессий. Но только при одном условии. Это должны быть целомудренные женщины из числа людей Писания. То есть это могут быть либо христианки, либо иудейки.

Правда для заключении союза должны быть соблюдены определенные условия:

  • женщина должна быть целомудренной, то есть до брака не состоять в близких связях с другими мужчинами;
  • чтобы свадьба состоялась, должен быть совершен религиозный обряд — никях;
  • супруги должны жить там, где жизненный уклад соответствует Шариату, то есть там, где мусульманин будет иметь власть над женой и сможет обратить ее в свою религию;
  • муж должен обладать крепкой и сильной верой.

Девушки мусульманки не могут выходить замуж за иноверцев. Это канонически недозволенно.

В православии

Несмотря на то, что многие считают христианство толерантной религией, церковь не приветствует женитьбы с иноверцами. И если православная девушка решит выйти замуж за мусульманина, ее однозначно осудят.

Об этом можно прочитать и в Священном Писании, где говорится о том, что Бог предостерегает от союза верных ему людей с теми, кто не соблюдает волю божью.

Также говорится и о том, что смешанные браки — это зло и грех перед Богом.

Поэтому вплоть до 1917 года для христиан было невозможным супружество с иноверцами. В том числе и с мусульманами.

Как межконфессиональный союз выглядит со стороны?

Отношение к межконфессиональным бракам в обществе довольно неоднозначное. С одной стороны понятно, что союз заключается по любви, поскольку молодым приходится подчас преодолевать осуждение старшего поколения (а оно несомненно есть), подстраиваться друг под друга, менять привычки и традиции.

Старшее поколение нередко относится к таким бракам отрицательно, поскольку дедушки и бабушки понимают, что порой даже самая сильная любовь разбивается о бытовые проблемы, тем более если это усугубляется культурными и религиозными спорами.

Но та часть общества, что к подобным бракам относится толерантно, наоборот уверена, что поскольку решиться на союз с представителем другой конфессии не всегда легко, молодые готовы к трудностям, а любовь просто пройдет дополнительные испытания и станет еще крепче.

Допускаются ли встречи вне брака между мусульманами/мусульманками и христианками/христианами?

Любая религия, будь то христианство, ислам, иудаизм, запрещают близкие отношения мужчины и женщины, не состоящих в официальном или духовном союзе. Здесь правила одинаковы для всех — любая связь будет считаться порочной, а священник или имам назовет ее грехом.

Но что, делать, если знакомство произошло, а до брака еще далеко? Могут ли молодые общаться, не нарушая церковных заповедей и не противореча айятам Корана?

Ислам запрещает мужчине и женщине оставаться наедине. Они могут ходить в кино, гулять по многолюдным улочкам, пить чай в кафе. Но никогда не устраивать свиданий у кого-то дома тет-а-тет.

В Библии также прописаны заповеди, запрещающие мужчине и женщине до свадьбы прикасаться друг к другу.

Речь не идет о случайных прикосновениях или о том, чтобы подать девушке руку, когда она выходит из общественного транспорта. А именно о прикосновениях с целью выражения чувств. Христианство не запрещает влюбленным встречаться до брака, но эти свидания также должны проходить в рамках моральных приличий и не наедине.

Но дружба между мужчиной и женщиной без мысли о создании семьи в православии также порицается. Считается, что если парень и девушка не могут заключить брак в будущем, то начинать какие-либо дружеские отношения им нет никакой необходимости.

Обе религии говорят об одном и том же. Встречи вне брака между мужчиной и девушкой возможны лишь в том случае, если они в будущем планируют пожениться. Причем эти встречи должны случаться в людных местах и не носить интимного характера, а происходить лишь с целью лучше узнать друг друга и обсудить дальнейшие свадебные вопросы.

Последствия

Смешанные браки между представителями разных религиозных конфессий порой могут привести к определенным не очень приятным последствиям:

  • возникновению разногласий и конфликтов в силу несоответствия культур, восприятию действительности, подходов к воспитанию детей;
  • непониманию и осуждению со стороны окружающих. Причем упрекать могут не только соседи или знакомые, но и дальние родственники, а иногда и самые близкие люди;
  • если муж и жена проживали до супружества в разных странах, то кому-то из них придется переехать, а следовательно, пережить все трудности иммиграции;
  • переехавший в другую страну человек также может столкнуться с трудностью решения правовых проблем, с вопросами здравоохранения и так далее.

Но в любом случае у таких браков есть и положительные стороны. Межконфессиональные союзы учат терпимости, пониманию других традиций и культур, а также способствуют нормализации отношений между странами и этносами.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх