Помост

Вопросы веры

Игры для детей аутистов

Игры и развивающиеся занятия для детей с аутизмом

Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.

Поэтому нужны коррекционные занятия и игры, нацеленные на социальную адаптацию малыша и улучшение его контактности с окружающей средой.

Коррекционная работа. Особенности и советы по проведению

Каждый ребенок особенный. Из-за этого игры для детей с аутизмом должны подбираться в индивидуальном порядке, преобразуя в единую программу занятий. Причем она должна включать в себя комплекс мер, начиная от приема назначенных врачом лекарств, и заканчивая упражнениями, направленными на развитие ребенка.

Одним из главных фактором успеха в борьбе с болезнью, является правильное поведение родителей ребенка. Ведь паника и ужас еще никого до добра не доводила, ровным счетом, как и равнодушие.

Статья в тему: Нейрокоррекция при аутизме

Поэтому стоит:

  • принять состояние ребенка;
  • внимательно наблюдать за тем, что для него интересно;
  • составьте план задач на каждый день и приучите ребенка к соблюдению графика;
  • каждый день рассказывайте своему чаду бытовые моменты и основы морали;
  • обеспечьте ему комфорт во время занятий дома, и не оставляйте одного на важных мероприятиях.

Так, можно создать для ребенка оптимальную среду, в которой он будет чувствовать себя уютно. Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков. Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения, для их достижения.
Упражнения для детей с аутизмом также позволят улучшить бутовые навыки. Малыш будет лучше понимать как взаимодействовать с семьей, как себя обслужить без сторонней помощи и т.д. Плюс, ребенок поймет свою причастность к миру, необходимость общения со взрослыми и сверстниками.

Упражнения при аутизме являются достаточно действенными. Однако выполнение их требует внимательности и правильного подхода. Так, ребенок должен очень четко понимать, для чего он осуществляет те или иные действия. Инструкция к упражнению или игре должна быть четкой. Возможно использование карточек с подсказками.

Также можно сыграть на особенностях заболевания, и направить их в благое русло. Например, каждый раз, как будет проходить занятия при детском аутизме, можно вести дневники, делать по одной новой фотографии или кормить каждый раз рыбок после окончания занятия. Это задействует любовь к коллекционированию и однотипным действиям. И вместе с этим развивает новые навыки и кругозор. Однако вместе с этим, остальные виды занятий не должны быть однотипными, ведь тогда ребенок может быстро потерять интерес.

Развивающие игры для детей с аутизмом: виды и цели

Организовать игровую деятельность с аутистом не так просто, как это было бы со здоровым ребенком. Поэтому нужно настроиться на длительный и кропотливый труд. Однако со временем, вы начнете замечать первые изменения, улучшение состояния своего чада, что является самой большой наградой для любящего родителя.

Виды развивающих игр:

  • Предметная;
  • Сюжетно-ролевая;
  • Стереотипная;
  • Сенсорная.

Первый вид игры — предметная. Она учит ребенка обращать внимание на характеристики объектов, устанавливать контакт со взрослым для совместной игры. Ниже описаны варианты ее проведения.

Предметные игры для детей аутят
«Мячик, катись!» Педагог или родитель садиться напротив ребенка на полу, и толкает мяч по направлению к нему. Нужно дать инструкцию вернуть мячик таким же образом. Можно играть в группе, когда ребенок в ней освоиться.
«Открой – закрой» Необходимо подготовить коробочки, баночки, футляры и т.д, с разными видами застежек. И поместить в них бусинки или маленькие игрушки. Предложите ребенку достать их. Если возникнут трудности, помогите малышу справиться с застежкой, показав принцип ее работы.
«Ужин для кукол» Предложите малышу приготовить куклам кушать из пластилина, глины, кинетического песка т.д. Так, может получиться колбаса, хлеб, торт, блинчики, сосиски. Взрослый должен продемонстрировать, как можно «приготовить» то или иное блюдо.

Программа занятий детей с аутизмом состоит из игр, которые направлены на всестороннее развитие ребенка.
Так, наверное, наиболее сложными являются сюжетно-ролевые игры, и вовлечь в них малыша можно только тогда, когда он сам в этом заинтересован. Однако самой большой сложностью является нежелание вступать в контакт с остальными детьми и работать в группе. Поэтому к таким играм нужно переходить только в комфортной для ребенка обстановке и адаптации к окружению.

Статьи в тему: 1. Игрушки для детей с аутизмом; 2. Наборы игр для детей с РАС

Основой же для взаимодействия будет являться стереотипная игра. Она понятна для ребенка, в ней четко установлены цели и правила. Участие принимает непосредственно аутенок. Условия игры не меняются, действия повторяются из раза в раз. Причем самое главное в ней – это наличие комфорта и опыт переживания позитивных эмоций. Если во время занятий с психологом у ребенка будут яркие негативные эмоциональные всплески, необходимо переключить на его любимую деятельность.

Помимо этого, стереотипная игра – это та деятельность, которая может стать настоящим успокоительным. Размеренные действия, комфорт и удовольствие позволят ребенку снять напряжение и вернуться в нормальное состояние после эмоциональных всплесков.
Поэтому желательно во время занятия позволять ему периодически возвращаться к ней. Например: подбрасывайте вместе с ребенком детали конструктора или бусинки, имитируя салют, или слепите из ваты снежинки, подбрасывая их вверх, создавая своеобразный снегопад.

Следующим видом игр является — сенсорная. Она выполняет следующие задачи:

  • нахождение контакта со взрослым, установление доверительных отношений;
  • проживание позитивных эмоций, получение информации об окружающем мире;
  • снятие напряжение, переживание новых сенсорных впечатлений;
  • введение нового понимания социального взаимодействия, привыкание к выполнению определенной роли (при введении в игру сюжета).

Вариантов такой игры может быть масса. Например, игры с красками, водой, мыльными пузырями и тенью, которые отлично увлекают маленьких аутят. Ниже перечень возможных форм проведения упражнения.

  1. «Смешиваем краски». Цель игры – создать новый цвет. Объясните ребенку, из каких двух или трех цветов, можно получить новый. Дайте ему волю в фантазиях, и направляйте аккуратно и мягко.
  2. «Кукольный обед». Посадите по кругу за стол кукол и другие имеющиеся игрушки. Поставьте перед ними стаканчики с водой имитирующей определенный напиток (белая вода – молоко, красная – вишневый сок и т.д.). В этой игре можно добавлять сюжеты, представляя, что вы с ребенком находитесь в кафе. Или можно предложить подсчитать количество гостей за столом.
  3. Игры с водой. Тут можно переливать ее из одного сосуда в другой, купать в ней кукол, делать фонтан, подставляя под струю крана ложку и т.п.
  4. «Пенный замок». Налейте в сосуд воду, добавьте туда жидкого мыла или моющего средства, вспеньте. Вставьте туда трубочку для коктейлей и начинайте в нее дуть. Пена начнет увеличиваться в объемах, принимать причудливые формы. Предложите попробовать то же самое ребенку.
  5. Игры со свечами и тенью. Ярким примером является игра «Театр теней». Вариаций проведения также много. Можно просто создавать фигурные тени на стене, которые появляются при определенных положениях пальцев рук. Или можно подойти к процессу основательно, и задействовать игрушки ребенка. Например: За простыню, подсвечиваемой фонарем или свечей с обратной стороны, разыграйте представление при помощи кукол. Можно задействовать в этом ребенка, или же попросить комментировать разворачивающиеся события на «экране».
  6. » Совместное рисование». Игра помогает установить контакт и позитивно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Причем в зависимости от степени доверия между психологом или мамой и самим ребенком, можно видоизменять форму проведения упражнения. На ранних этапах можно просто демонстрировать процесс рисования или создавать рисунки, которые пожелает ребенок. Далее, когда ребенок будет эмоционально вовлечен, можно выводить сюжет, и растягивать его на несколько занятий. После попробуйте провести параллели происходящего на бумаге с реальной жизнью.

Кстати отслеживать развитие сюжета можно по книгам. Выберите журнал или книгу с яркими и красивыми картинками, и попробуйте определить совместно с ребенком, то происходит на изображении. Если он не идет на контакт, начните сами, подстраивая интонацию и делая свой рассказ максимально увлекательным.

Попробуйте поиграться с крупами. Ребенок не только будет развивать моторику, ощупывая мелки и крупные зерна, но и получать удовольствие, постепенно снимающее возникшее напряжение. Для таких целей также хорошо подойдет работа с пластичными материалами, вроде пластилина, глины и т.д. Можно лепить зверюшек, бытовые предметы или вовсе обойтись без конкретных очертаний, делая акцент на создании чисто геометрических фигур.

Также продемонстрируйте малышу явления природы на простых примерах. Сильно стуча ногами по полу, сымитируйте землетрясение, или постройте из спичек или карт домик, и сдуйте его, демонстрируя силу ветра реальной жизни. Такие игры и упражнения для коррекции аутизма продемонстрируют малышу природные явления и их проявления.

Как правильно организовать взаимодействие психолога, педагога и родителей
Как уже говорилось – лечение аутизма должно проводиться в комплексе. Это касается и взаимодействия родителей с педагогами и психологами. Ведь именно от совместных усилий зависит успех при лечении. Даже если психолог составит эффективную программу коррекции, а педагог внимательно будет отслеживать состояния малыша и сопровождать его в школе или детском саду, маме все же придется хорошенько постараться дома.

Занятия с психологом для коррекции аутизма должны проходить не только для ребенка, но и для родителей. Это нужно для психологического сопровождения мам и пап, которым ежедневно приходиться сталкиваться со сложностями воспитания аутиста.
Также важно правильно организовать программу занятий для аутят дома. Для этого обеспечьте ребенку свое комфортное место, установите четкий график проведения игр и упражнений, и старайтесь придерживаться его ежедневно.

Главное, не нужно думать что логопедические занятия или упражнения выполненные с психологом, не нужно повторять дама. Конечно, они могут быть не конкретно в той же форме, но прорабатывать освоенные навыки придется.
Так, направив все свои усилия на адаптацию и развитие своего чада, можно добиться заметных результатов. Главное понимать важность системности и регулярности, которую не можно нарушать.

Статья в тему: Как сняли диагноз аутизм — реальный пример

#КаксделатьМишу: история развития мальчика с аутизмом

Шок – первая реакция родителей, когда они узнают о диагнозе своего ребенка «аутизм». Консул в международной ассоциации «Аутизм-Европа» Инна Сергиенко поделилась своим опытом решения проблем аутичного расстройства ее сына.

За 10 лет Инне Сергиенко удалось добиться очень хорошей компенсации Мишиного состояния. Мишин случай многим известен и родители детей с аутизмом часто интересуются, как мама мальчика занималась с ним и на что необходимо обратить внимание.


Инна Сергиенко,

мама мальчика с аутизмом, общественный деятель

Пост №1: #КаксделатьМишу

Странный хештег, да? Bill Peters рассказал, что на встрече с родителями его кто-то спросил: «Как сделать Мишу Сергиенко?» Мне тоже часто задают такой вопрос и спрашивают: «А что Вы делали?»

И поскольку это невозможно объяснить за один короткий пост или комментарий, я решила сделать серию постов на эту тему. Они не будут иметь хронологический порядок и не будут являться универсальным рецептом. Аутисты разные и сопутствующие проблемы у них тоже разные. Но, возможно, то, что я делала будет кому-то полезным.

Пост №2: Коммуникация любым способом

Мише 2 года. Он не говорит и полностью живет своей жизнью. Ему только поставили диагноз и так же, как и все, мы в шоке.

Но, как и у всех родителей, задача №1 — речь. «Когда он заговорит? Что для этого нужно сделать?» — главные вопросы.

Очень трудно было в этот момент принять первую рекомендацию специалистов: забыть про речь, забыть про обучение. Задача №1 — КОММУНИКАЦИЯ. Коммуникация любым доступным для ребенка способом — жестом, взглядом, поворотом головы.

Терапист приходит к нам с мешком игрушек и предлагает их Мише. Для того, чтобы получить игрушку, он должен посмотреть ей в глаза. Миша кричит, плачет и даже дерется с ней, но без глазного контакта игрушку не получает.

Намного позже я узнаю, что при глазном контакте аутисты испытывают разного рода неприятные ощущения. Когда Миша будет говорить, он расскажет, что при глазном контакте у него сильная боль в голове. Если бы я знала это тогда… ведь можно было, чтобы он смотрел просто на лицо или хлопал рукой по столу, или что-либо еще можно было придумать. Ведь задачей было просто установить коммуникацию.

Пост №3: Первое знакомство со школой

Когда маленький монстрик подрос, пришло время ему учится в школе монстров.

Учительницу звали Мисс Монстриня. Она очень хорошо учила монстриков. Но был у них в классе один монстрик желто-зеленый в красных пятнах. Он был очень умным и злым. Этот монстрик любил бить других монстриков в классе…

Мише 6 лет. Мы едем в школу. По дороге я ему рассказываю сказки о ситуациях, с которыми он сталкивается в школе. Когда-то моя бабушка рассказывала мне историю о мальчике, который любил наступать на люки и, конечно провалился. История была с многочисленными подробностями….

Я продолжаю бабушкину традицию и рассказываю Мише, как монстрик (в это время он был увлечен монстрами) попадает в различные ситуации и разрешает их.

Текущая проблема в агрессивном однокласснике. Мишу мы к тому времени научили, что драться нельзя, поэтому он просто представляет из себя «грушу для битья». Нужно рассказать ему о том, что нужно давать сдачи. Именно для этого очередная история про монстрика.

Через несколько месяцев Миша поймет правила и покажет обидчику свою силу, а тот перейдет к более изощренным издевательствам и провокациям, но это уже история другого поста.

Пост №4: Родителям нужно успокоиться

Мы вернулись из Израиля, где Мише поставили диагноз. Мы пока в шоке и не очень понимаем, как нам дальше с этим жить. В интернете почти нет никакой информации. Это всего лишь 2008 год.

Трудно поверить, но информации действительно тогда не было. По крайней мере в русскоязычном сегменте интернета. Через несколько дней меня зовёт на «поговорить» один из сотрудников нашей компании.

Он из Канады и у нас в командировке. Он-то мне и провел первую и, возможно определяющую наш дальнейший путь, лекцию «родитель — родителю». Да, у него тоже оказался сын-аутист.

Он мне объяснил, что аутисты очень сильно чувствуют эмоциональное состояние своих родителей и соответственно реагируют. Поэтому главное — спокойствие! Если родитель в плохом состоянии, то ему нужно сначала успокоиться и привести себя в порядок, а потом уже общаться с ребёнком.

В целом, это касается не только аутистов, правда?

Пост 5: Обязательно поговорить перед сном

2016 год. Миша заканчивает 4 класс. Его травят злобно и жестоко, с выбрасыванием вещей в мусорник, с оскорблениями. Миша не выдерживает и дерется. Один против троих. Его провоцируют снова и снова выставляя виноватым.

Мы говорим с родителями, но от этого становится еще хуже. Родители зачинщиков травли достаточно жестоко относятся к своим детям — отсюда и их агрессия в адрес более слабого.

Классика жанра — у того, кто травит, проблем на самом деле больше, чем у того, кого травят. Но нам от этого не легче. Показывать силу — не помогает, игнорировать — не помогает. Учителя пытаются что-то сделать, но это тоже не помогает.

У нас с Мишей есть свое время — вечером перед сном. Обязательно нужно поговорить. Даже если он не хочет. Злость, которая накапливается опасна для любого ребенка, а для аутиста особенно. Миша выговорился и заснул. А я не могу. Я переполнена эмоциями гнева, обиды, злости, отчаяния. Я с трудом держала себя в руках, чтобы его успокоить.

Пост №6: Кубики или паровозик

— Миша, ты хочешь кубики или паровозик?

Мише 3 три года. Мы снова в Израиле и переходим на новый этап. Первый контакт кое-как установлен. Теперь учим выбирать. Все время предлагаем два варианта:

— Тебе сок светлый или темный?

— Печенье квадратное или прямоугольное.

Он еще не знает фигуры, но мы показываем и проговариваем. Он должен выбрать что-то одно. Не всегда это просто.

Позже мы перейдем на более сложный этап: выбирать не из реальных объектов, а выбрать по карточкам ПЕКС. Потом карточки будут прикрепляться к кнопкам, на которые можно быстро записывать слово, которое будет озвучиваться при нажатии. Тогда же мы будем учить «Да» и «Нет». А пока:

— Миша, тебе платочки или машинку.

PS: Прошло 10 лет, а у нас дома по-прежнему печенье квадратное или прямоугольное, сыр «положить» или «намазать» и сок темный или светлый. Столько раз повторяли, что сами привыкли.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Связь вакцинации и аутизма: что правда, а что выдумка?

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Не нужно бояться: 16 неожиданных истин об аутизме от мамы больного ребенка

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Мама ребенка-аутиста: Мне говорили: «Почему ты его не отлупишь?» и посылали отмаливать грехи

Игры на развитие мелкой моторики с детьми-аутистами

Игры на развитие мелкой моторики важны для всех детей, в том числе для детей-аутистов. Такие игры гарантированно обеспечивают развитие зрительно-моторных функций и координации мелкомоторных движений. Также они помогают выработке полезных умений и навыков, способствуют овладению мыслительными операциями и активизируют речевое развитие. Что касается аутичных детей, то обширный выбор материалов, применяемый в подобных играх, позволяет выбрать наиболее привлекательные для ребенка с тем, чтобы опереться на его излюбленные сенсорные впечатления и посредством реализации принципов эмоционально-смыслового подхода перевести его игру с автономного манипулирования предметами на качественно новый сюжетный уровень. Именно об этом материале, о тактических тонкостях и «хитростях» его применения, которые позволяют развивать не только мелкую моторику, но и эмоционально-смысловую сферу детей-аутистов, мы с вами сегодня и поговорим.

А начнем с главного. Желая получить ощутимый результат, мы должны зорко следить за тем, чтобы наша игра с ребенком-аутистом не оказалась бессмысленной. Для детей, в том числе с аутизмом, отчетливый смысл приобретает все, что отражает и объясняет их личный опыт. Другими словами, мало разложить интересные предметы и привлечь внимание к игре с ними. Важно обеспечить для ребенка связь между этими предметами и его реальной жизнью (актуальными впечатлениями, пережитыми эмоциями, возникающими желаниями, имеющимися навыками и пр.). Эта связь крайне важна. Если ее проигнорировать, у ребенка-аутиста разовьются лишь зрительно-моторные функции, эффективно действующие на уровне непроизвольных автоматизмов. Никакой заметной динамики в освоении прикладных навыков, сознательно применяемых мыслительных операций или речевом развитии мы не увидим. Почему? Потому что такие феномены работают (отчетливо проявляются) только при наличии и, хотя бы смутном, понимании смысла происходящего вокруг и выполняемых действий.

Наша ошибка, недостаточное внимание к связующим смыслам, слишком дорого обходятся детям-аутистам. Чем старше они становятся, тем сложнее исправить ее «парадоксальные» эффекты, а на самом деле катастрофичные последствия, вызванные непониманием взрослого сути аутистического расстройства и желанием поскорее обучить малыша «полезным навыкам», которыми по факту свободно пользоваться он не сможет. В чем это может выражаться в случае ошибочного подхода к играм с детьми-аутистами на развитие мелкой моторики?

Например, присаживаясь к столу с разложенными материалами, ребенок сможет технично манипулировать ими, точно складывая, безошибочно классифицируя, правильно конструируя полюбившиеся формы и образы. Однако его действия будут носить механистичный характер. Это станет очевидным, когда он решит сделать то же самое целенаправленно, например, в ответ на нашу просьбу. Иллюзия успешности рушится на глазах. Прежняя ловкость и точность куда-то «испаряются». Ребенок не может «сообразить», что делать. Понимая, что ошибается, теряется все больше, начинает судорожно перебирать варианты, пытаясь по реакции взрослого угадать верный. В итоге отказывается от занятия и переключается на действия, никак не связанные с предшествующей просьбой. А в это время с его «давно забытой аутостимуляцией» происходит нечто невообразимое. Ее интенсивность не просто резко возрастает, а просто-таки зашкаливает. Остается лишь догадываться, какой уровень внутренней тревоги можно глушить с такой силой. Чем успешнее ребенок в автономной деятельности, тем сильнее подобное зрелище шокирует и расстраивает взрослых.

Чтобы избежать горьких переживаний, многие «обучают» ребенка «выполнению» кратких инструкций. По сути, автоматически связывая внутренне неосознанный алгоритм действий с внешней шаблонной фразой. Проблем с выработкой автоматизмов у детей-аутистов нет и результат не заставит себя ждать. Но стоит вам слегка изменить привычную инструкцию, как ребенок снова «растеряется». Почему? Потому что осмысленная реакция на речевую фразу возникает с ответом не на включенные в нее слова и их последовательность, а на содержащийся в ней смысл.

Организация эффективной игры на развитие мелкой моторики с детьми-аутистами

Если мы с вами избежим ошибок, последствия которых не слишком заметны в случае обычных детей, но катастрофичны для детей-аутистов, игры на развитие мелкой моторики будут для наших ребят весьма полезны. Причем, эту пользу мы с вами сможем наблюдать воочию. Принципиальная разница между обычными детьми и детьми с РАС, которую обязательно нужно учитывать при организации игр на развитие мелкой моторики, заключается в следующем.

В отличие от обычных ребят, самостоятельно вырабатывать смыслы происходящего вокруг и своих действий детям-аутистам сложно.

Именно в этом мы будем активно им помогать в ходе игры – выстраивая, формируя и удерживая связь между привлекательным сенсорным материалом, игровыми действиями и опытом ребенка.

Формирование смысла происходящего, обеспечение связи игрового материала и действий ребенка с его текущим и прежним опытом — станет для нас главной задачей.

Определимся со средствами. Наиболее эффективно решать задачи на формирование смысла позволяет смысловой комментарий. Следовательно, смысловой комментарий станет главным средством нашей помощи ребенку в игре на развитие мелкой моторики. Остальные (эмоциональное тонизирование и физическое тормошение) будем использовать в качестве дополнительных, но с разной интенсивностью. Игра на развитие мелкой моторики потребует от ребенка максимальной мобилизации зрительно-моторных функций. Чтобы не мешать, визуальные и тактильные варианты (жесты, мимика, прикосновения) сведем к достаточному минимуму, прибегая к ним в случае крайней необходимости. Остаются аудиальные варианты. Слушать нас ребенок сможет без потери качества выполняемых действий. К тому же наша речь и передаваемые в ней смысловые комментарии будут максимально ему помогать. Соответственно, когда одних смысловых комментариев окажется недостаточно, будем усиливать помощь посредством интонирования, эмоционального окрашивания своей речи. То есть станем подключать к смысловым комментариям аудиальные варианты эмоционального тонизирования ребенка.

В итоге набор средств решения задачи будет выглядеть примерно следующим образом.

  1. Смысловой комментарий – первоочередное средство, максимальная интенсивность.
  2. Поддерживающие и подбадривающие интонации в голосе (элементы эмоционального тонизирования) – дополнительное средство, умеренная интенсивность.
  3. Мимика и жесты, иллюстрирующие и поясняющие эмоции ребенка и наши реакции (элементы эмоционального тонизирования), а также помогающие, успокаивающие и подбадривающие прикосновения, победный хлопок в ладошку ребенка в случае удачи (элементы физического тормошения) – дополнительные средства, минимальная интенсивность в стандартной ситуации.

Выберем подходящую схему размещения. Чтобы ребенок хорошо слышал наши комментарии, а мы без труда демонстрировали ему игровые действия и (при необходимости) беспрепятственно вступали в эмоциональный и физический контакт, сядем рядом – либо напротив (предпочтительнее), либо сбоку от ребенка. Если ребенок маленький, играть можно на полу. Если постарше, для игры с мелкими предметами лучше расположиться за столом.

Осталось определиться с игровым материалом. Что касается выбора материалов, то их арсенал, традиционно задействованный в развитии мелкой моторики, одинаково хорошо подходит всем – и обычным, и особенным детям. Для игры подойдет практически все, что помещается в ладонь ребенка и предполагает, допускает манипуляцию пальцами (можно брать, перекладывать, мять, тянуть, рвать и т.п.).

Рассмотрим наиболее распространенные варианты материалов, применяемых в играх на развитие мелкой моторики.

Традиционные материалы для игр на развитие мелкой моторики и их связь с опытом ребенка

Шнурки. Стандартные манипуляции со шнурками, это шнуровка, завязывание на шнурках узелков и бантиков. Для шнуровки можно использовать обычную или кукольную одежду и обувь, а также специальные игрушки. В детских магазинах есть разнообразные игры-шнуровки. Однако для игр с детьми-аутистами рекомендуем выбирать те из них, которые непосредственно отражают ситуации, требующие умения шнуровать и завязывать на шнурках узелки и бантики, т.е. игрушки, изображающие одежду или обувь. Это позволит придать игре понятный ребенку смысл и без проблем перенести выработанный навык в реальную жизнь.

Пуговицы. Пуговицы используются в конструировании, классификации (сортировке), выработке прикладного навыка. Для конструирования и сортировки пуговицы можно выбирать, отталкиваясь от навыков и сенсорных предпочтений ребенка. В коллекцию могут входить пуговицы разных размеров, цветов, форм, материалов (пластик, металл, дерево, ткань), обладающие разной текстурой (гладкие, шершавые, плоские, рельефные) или визуальными эффектами (блестящие, матовые, прозрачные, непрозрачные). При этом следует помнить о безопасности. Детям, которые тянут предметы в рот, предлагать не пришитые к ткани мелкие пуговицы не стоит. Детально познакомить ребенка с принципом застегивания и расстегивания помогут большие пуговицы и широкие петли (например, на одежде крупных игрушек, карнавальных костюмах, держателях для штор и т.д.). Освоив принцип, можно приступить к застегиванию пуговиц на кукольной и обычной детской одежде. Помните, что петли для пуговиц тоже бывают разными – обметными, обтачными, вытачными, руликовыми и т.д. Лучше не ограничивать ребенка знакомством с «обычными петельками и пуговками», а демонстрировать все доступные варианты. Кто знает, какие из них окажутся на его одежде завтра. Богатое разнообразие пуговиц и петель позволяет сделать такую игру очень веселой и захватывающей.

Молнии. Застежки-молнии используются, как правило, для развития познавательной активности и формирования прикладного навыка. Молнии отличаются многообразием цвета, бывают неразъёмные, разъёмные (расстёгиваются сверху), двухзамковые (расстёгиваются сверху и снизу), пластиковые и металлические, витые и литые, узкие и широкие, со стопором и без. Увлекательной получается игра с изучением различных моделей, подбором похожих, комбинированием цвета половинок от одинаковых (разъемных) застежек-молний. Продумывая игры, стоит учесть, что ребенку пригодится умение тянуть собачку молнии вверх, вниз и в сторону, причем зачастую одной рукой. Для выработки таких навыков детям лучше предлагать не отдельно взятые молнии, а вшитые вертикально и горизонтально в одежду, обувь, сумки, игрушки и т.п. В игре полезно объяснить для чего используются застежки-молнии. Можно сложить небольшие предметы в детскую сумку, застегнуть молнию и продемонстрировать, что теперь из нее не выпадет даже самая маленькая игрушка или монетка. Можно предложить ребенку пройтись в расстегнутых сапогах, затем застегнуть молнии и пояснить, что теперь можно смело бегать, не опасаясь, что нога выскользнет. Можно предложить ребенку застегнуть молнию на своей кофте или куртке и подуть, давая понять, что теперь до тела не доберется ветер или холод. Помните, что детям очень важно передавать не только навык, но и смысл его применения. А смысл лучше всего передается в опыте или в эксперименте.

Бельевые прищепки и канцелярские скрепки. С помощью декоративных прищепок и разноцветных скрепок можно конструировать интересные, порой неожиданные для ребенка образы и персонажи. Например, можно подготовить различные фигурки из цветного картона, которые при креплении к ним прищепок или скрепок «вдруг превратятся» в солнышко (лучики) или тучку (дождинки), ежика или елку (колючки), зайчика или белку (ушки), птичку, рыбку или зверька (хвост), цветочек (лепестки) или домик (треугольная крыша) и т.д. Замечательно, когда в конструируемых образах воплощаются любимые персонажи (сказок, стихов, мультфильмов) или недавние впечатления ребенка (попал под дождь, ходил в зоопарк, дарил цветы, ездил на дачу). Таким нехитрым способом развивается не только мелкая моторика, но и образное мышление детей. Имея под рукой и прищепки, и скрепки, при конструировании одного образа можно использовать то одно, то другое, то все вместе. Тем самым вы не дадите повода привыкнуть к определенному стереотипу использования конкретных материалов и ненароком поспособствуете развитию в игре творческой инициативы ребенка. Со временем он станет сам выбирать материал, достраивая ту или иную фигуру. Прикрепляя к картонным заготовкам не только сами прищепки и скрепки, но и с их помощью яркие атласные, шелковые или гофрированные ленты (особенно в качестве дождинок, хвоста, гривы), можно сделать игру более динамичной. При движении такой игрушки ленты красиво развиваются, приковывая взгляд ребенка и побуждая его двигаться. Движения ребенка и игрушки можно сопровождать ярким смысловым комментарием, способствуя переходу ребенка от элементарного манипулирования предметами к незатейливой сюжетной игре (которую со временем можно развивать и детализировать).

Ленты, тесьма, нити, жгуты. Предупреждение: с особенными детьми не рекомендуем заниматься выкладыванием узоров или контуров с использованием данных материалов. Дело в том, что у наших ребят, как правило, высокая истощаемость и низкая концентрации внимания. Поэтому работа по выкладыванию контура и узоров дается им не так-то легко. К ее выполнению они прилагают заметные усилия, которые следует уважать и ценить. А детали, которые легко сдвигаются с места, могут одним неловким движением перечеркнуть весь труд ребенка, совершенно обоснованно вызвав в нем досаду, разочарование и отказ начинать заново то, что в любой момент может быть нечаянно разрушено. Совет: из данного материала лучше заплетать косички, завязывать бантики, сматывать клубочки, а с более старшими детьми плести узоры и фигурки (например, в технике макраме), изготавливая украшения для игрушек, сувениры для близких и прочее. Из них же можно раскладывать дорожки, по которым в рамках сюжетных игр смогут ходить игрушечные персонажи, ездить машинки и т.д.

Липучки и мозаика. Вот уж где открывается поистине безграничный простор для фантазии по выкладыванию узоров и всевозможных изображений с нашими детьми, так это на ковролиновых ковриках при помощи полосок, кружочков и других геометрических фигур, изготовленных из липучих лент, или на полях-основах всевозможных пластиковых мозаик. Здесь уж точно ничто никуда не денется, даже при не совсем ловких движениях ребят. К тому же эти материалы необычны. Они привлекают детей не только яркими красками, но и разнообразием сенсорных впечатлений от звуковых и тактильных ощущений. А самое замечательное, что на фоне такой игры легко можно перейти к совместному действию в рамках одного события. Протяните к ребенку ладошку, скажите, что тоже хотите поиграть в эту удивительную игру, попросите дать вам детальку. Протяните подходящую в данный момент деталь, предложите взять эту, чтоб было красиво. Наши дети слишком добры и отзывчивы, чтобы оставить в беде «скучающего» взрослого. Потому внемлют мольбам и сначала делятся деталями, затем начинают с интересом включаться в совместную творческую деятельность, которая (при верном подходе) способна перерасти в захватывающую игру, подарив радость совместного проживания увлекательных игровых историй и значимых жизненных событий.

Крупы и макаронные изделия. Эти материалы интересны и многофункциональны в плане выполнения всевозможных аппликаций, классификаций, изготовления и украшения поделок. Их можно красить или использовать «как есть». Что может быть проще, чем предложить ребенку рассортировать фасоль и горох по разным мисочкам или емкостям с узким горлышком, чтобы невзначай освоить понятия «светлее и темнее», «больше и меньше», попутно рассказывая о его ценных личных качествах и развивающихся умениях. Но это не все. Попробуйте щепотью сыпать манку или пшено на лист с рисунком, на который нанесен клей ПВА. Или, к примеру, брать по одной крупинке риса или гречки, чтобы поместить их в небольшой флакон. Смотрите: при многочисленных попытках ваши пальцы начнут складываться как при письме, от движения кистей рук потребуется изрядная точность, которую рано или поздно (уставая и промахиваясь) начнете сознательно контролировать, зрительно отслеживая качество своих движений. Желаете нанизать макароны на нитку, чтобы получились бусы? Пожалуйста. Заметьте: с вашими глазами, руками и пальцами будет происходить все то же самое, что и в предыдущих случаях. Хотите фокус? Попробуйте взять любой из этих материалов (за исключением самых мелких, сыпучих) маленькой игрушечной ложечкой или зажатым в пальцах плоским пинцетом и перенести крупинку или макаронину в какую-нибудь емкость (миниатюрную игрушечную посудку или склянку для хранения кукольной еды). Получилось? Улыбнитесь: похоже, ваша кисть и зрительно-моторные функции достаточно развиты, чтобы приступить к выработке качественных графических навыков. Посредством таких несложных игр и «проверок» можно подготовить пальчики ребенка к правильному захвату карандаша, а глаза и кисть – к более точному рисованию и кропотливому письму.

Пластичные массы. Для развития мелкой моторики замечательно подходит лепка. Лепить можно из любой безвредной для ребенка пластичной массы — из пластилина, соленого теста, крахмального теста, кинетического песка, гончарной глины, полимерной глины, и т.д., и т.п. Желательно, чтоб изначально материал был достаточно плотным. Разминая его, скатывая колбаски в ладошках или шарики в пальчиках, ребенок не только готовит материал для работы, но и получает отличный массаж ладоней и пальцев рук. Чем меньше размер деталей для конструкции или аппликации, тем более точными и скоординированными становятся движения пальцев рук ребенка. Однако размер пластичных деталей желательно уменьшать постепенно. Дело в том, что наши с вами дети очень хотят быть успешными и тяжело переносят конкуренцию (в том числе со взрослым, у которого в отличие от них «все всегда получается»). Если предложенное задание не покорится ребенку со второго-третьего раза, он может надолго отказаться от него, чтобы избежать риска снова оказаться «неуспешным». Обратите внимание, что из тонких «колбасок», скатанных из пластилина, можно с успехом выкладывать контур рисунка (в отличие от легко сдвигаемых тесемок и веревочек). Также на пластилине, тесте, кинетическом песке можно «рисовать», прочерчивая линии тонкими палочками (зубочистки, спички, старые карандаши и т.п.), делая оттиски самыми разными предметами (начиная от шариков су-джок, колпачков фломастеров, колес машинок и т.д., и заканчивая следами от геометрических фигур и маленьких игрушек). Отпечатки удобнее оставлять, конечно, на тесте и песке – они проще смываются с использованных предметов. Хотя на пластилине след отпечатывается четче. Можно отметить, что подобные игры, помимо мелкой моторики, естественным образом развивают воображение. Особенно в процессе обыгрывания ситуаций из жизни самого ребенка или его любимых мультяшек.

Перечисленное выше всего лишь малая часть того, что можно использовать в играх на развитие мелкой моторики с детьми-аутистами. Давайте не будем забывать о всевозможных декоративных бусинах, сияющих стразах, природных и искусственных камешках, о красочных фетровых, бумажных и пластиковых наклейках, о ракушках, палочках, шишках, бирюльках, юрках, значках, разноцветных крышках, о мелких лего-конструкторах, приятных на ощупь резиновых фигурках и, конечно же, о дорогих детскому сердцу игрушках из шоколадных яиц и киндер-сюрпризов. Этот список можно продолжать и дальше. Но самое приятное, когда его продолжают наши дети, увлекшись веселой игрой с дорогими и любимыми взрослыми.

Напутствие

В заключение хочется призвать взрослых больше доверять своим детям. Не торопитесь делать что-то за них или активно помогать в выполнении тех или иных действий. Если у ребенка что-то не получается, остановитесь и подумайте. Верно ли выбран материал, хорошо ли объяснено задание? С целью развития мелкой моторики желательно предлагать такие материалы и игровые задания, с которыми ребенок справится самостоятельно или с небольшой помощью. Взрослый может показать, присоединиться, немного помочь, чуть-чуть поправить, но не более. Помните, что ваша задача сейчас не помочь сделать, не научить, а качественно прокомментировать, связав все, с чем сталкивается и что делает ребенок с его переживаниями, впечатлениями, опытом.

Если материал выбран адекватно, а игровое задание хорошо объяснено, то ваше вмешательство в действия ребенка окажется минимальным. Это крайне важно, поскольку в ходе игры мелкая моторика должна развиться не у взрослого, а у ребенка, с которым он играет.

И еще. Совместная игра всегда должна быть интересной и увлекательной, открывающей для детей внешний и внутренний мир, их собственные возможности и вашу искреннюю заинтересованность в их успехе. Сделать игру такой, наполняя ее смысловыми комментариями и щедро делясь своей эмоциональной поддержкой, под силу именно взрослому. Играйте со смыслом и в удовольствие. Не превращайте естественную для ребенка и задуманную самой природой игру, способную привести к значимым эффектам, в скучное времяпрепровождение и мучительное занятие. С нашими детьми так поступать нельзя. К сожалению, некоторые понимают это слишком поздно. Верим, что вы не окажетесь в их числе.

Радости вам и добрых открытий в совместных играх по развитию мелкой моторики ребенка!

Ну, а если хотите «чудес» и выраженной динамики (в том числе в освоении игр на развитие мелкой моторики), не забывайте в перерывах между этими играми затевать с ребенком веселые забавы и игры на подражание.

Игры на развитие мелкой моторики с детьми-аутистами

Конспект занятия с ребенком аутистом 5 лет

Елена Камышова
Конспект занятия с ребенком аутистом 5 лет

Цель: становление мыслительных процессов, коммуникативных навыков, речевых элементов.

Задачи:

1. Формирование психологического контакта с ребенком, переживание им положительных эмоций в ходе совместной деятельности.

2. Побуждение к визуальному контакту–психологом через выполнение инструкции: «Посмотри на меня».

3. Формирование умения слышать психолога, реагировать на обращение,выполнять простую инструкцию: «Покажи где…», «Дай мне…».

4. Развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику, жесты, интонацию взрослого.

5. Вызывание у ребенка совместного эмоционального переживания (радости, восхищения, восторга) при выполнении пальчиковых, речевых двигательных игр.

6. Формирование навыков конструктивного мышления, и зрительно-пространственной ориентировки, зрительного слежения.

7. Активизация звуковых комплексов.

8. Формирование элементарных математических представлений, в области порядкового счета и знания цифр.

Оборудование: кубики Дьенеша, «сухой бассейн» с манной крупой, массажный мячик, мелкая мозаика, трафареты, гуашь.

Ход занятия:

1. Приветствие.

Педагог здоровается с ребенком (если ребенок не говорит, добиваться жестового приветствия)

2. Кубики Дьенеша.

На столе плоскостное изображение «Цветок», «Кошка» из разноцветных геометрических фигур.

Инструкция: выложи цветок и кошку цветными кубиками

Цель: формировать умение соотносить объемные геометрические фигуры с плоскостным изображением.

3. Пальчиковая гимнастика.

Педагог показывает мягкую игрушку, предлагает погладить, показать глазки, носик, хвостик. Педагог с помощью прищепки на каждую строчку прищипывает пальчик ребенку.

— кусается сильно

-котенок глупыш

-он думает это

— не палец, а мышь.

— но же играю с тобою малыш.

— а будешь кусаться

Скажу тебе кыш!

4. Рисование весенних листочков.

Психолог предлагает рассмотреть дерево с зелеными листьями. Обращает внимание на цвет листьев (зеленые).

Инструкция: обведи трафарет листочка простым карандашом и раскрась гуашью.

Цель: учить обводить по трафарету, формировать умение пользоваться кистью и гуашью, подводить ребенка к самостоятельному выбору заданной величины (большой, маленький). Самостоятельно закрашивать, не выходя за контур.

5. Физкультминутка. «Зайку бросила хозяйка».

Цель: формировать умение подражать действиям психолога.

6. «Сухой бассейн».

Предлагается сосуд наполненный рисом и спрятанными мелкими игрушками.

Инструкция: найди игрушки.

Цель: снятие эмоционального напряжения, формирование умения выполнять словесную инструкцию психолога.

7. Задание с мелкой мозаикой.

Инструкция: выложи по образцу травку.

Цель: развитие мелкой моторики, умение работать по образцу, закрепить знание цвета.

8. Пальчиковая гимнастика.

Цель: учить ребенка чередовать кулак-ладонь.

Тук-Тук – стучим кулачками

Да-да — бьем в ладоши

Можно к вам –кулачки

Рад всегда – ладоши

9. Итог занятия

Обучение рисованию детей с РАС

Людмила Белоусова
Обучение рисованию детей с РАС

Обучение рисованию детей с РАС

Часто взрослые сталкиваются с большими проблемами при обучении рисованию детей с РАС (расстройствами аутистического спектра). Как правило, дети проявляют явное нежелание рисовать, как впрочем, при обучении любым другим ручным навыкам. На то есть множество причин.Но важно понять: учить рисовать стоит, так как эти навыки напрямую связаны с письмом, а детям с аутизмом, особенно неговорящим, навык письма жизненно необходим. Также письмо тесно связано с чтением.

Наращивание силы рук

Нейротипичные дети развивают силу рук,следуя инстинктам: они тянутся за игрушкой, исследуют ее, пытаются ее разобрать, снова собрать. Они многократно повторят одно и тоже действие, пока не научатся выполнять его точно. Они сами берут карандаши, глядя на взрослых, и начинают рисовать везде, где достанут. У детей с аутизмом все по-другому. Они не стремятся подражать окружающим. Некоторые из них никогда не захотят самостоятельно взять карандаш в руки для рисования, разве только попробовать на вкус, сломать или совершить еще какое-нибудь действие, совершенно на взгляд обычного человека нелогичное, но в любом случае использовать не по назначению. Мы, взрослые, должны показать им чудесные свойства карандаша, кисти и красок и помочь детям в освоении навыка рисования.

Для начала нужно помочь развить силу рук. Поскольку дети с РАС часто имеют слабую силу рук и низкий мышечный тонус (из-за избегания сложностей и их неврологического расстройства, особенно важно поощрять забавные игрушки и занятия, которые тренируют мелкую моторику.Рекомендуются следующие игрушки:

• Шары и другие предметы, скрипящие при сжатии

• Игры с песком, формочками (изготовление «куличиков»)

•Игры с водяными игрушками: брызгалки, водяные пистолеты, резиновые игрушки с дырочками

• Игры с мешочками, наполненными песком

Ползание также является очень важным видом деятельности, который укрепляет плечи, руки и кисти, так что дети могут сидеть прямо за столом, а не «сползать» со стула во время рисования. Это особенно важно для детей с РАС, потому что у них часто снижен мышечный тонус и плохое осознание своего тела, что влияет на осанку сидя. Ползание также способствует формированию координации между правой и левой сторонами тела, помогая детям использовать не доминирующую руку для удержания бумаги во время художественных занятий. Обязательно поощряйте ползание по игровым туннелям и полосам препятствий, даже если ваш ребенок давно умеет ходить.

Формирование правильного захвата

Дети на разных возрастных этапах проходят разные стадии формирования захвата карандаша. При правильном обучении формируется правильный трехпальцевый захват, который подразумевает, что карандаш держат тремя пальцами (щепотью): большим, указательным и средним. При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает. Без должного контроля может сформироваться неправильный захват, что потом будет сложно исправить. Маленьким детям, в том числе с РАС, желательно использовать карандаши конической формы с большой луковицей сверху. Они позволяют формировать правильный захват.

К игрушкам и занятиям, которые особенно полезны для развития координации между указательным, средним пальцами и большим пальцем (для рисования,относятся:

• Нанизывание бисера, бус

• Складывание бумаги пополам

• завязывание и развязывание шнурков

• Разрывание бумаги

• Использование игрушечных плоскогубцев, пинцетов, чтобы захватить предметы

Использование вертикальных поверхностей для удержания внимания, формирования правильного положения запястья

Развитие навыков рисования у аутичных дошкольников требует повышенного визуального внимания. Один из лучших способов добиться этого – предложить рисовать на вертикальной поверхности, такой как бумага, приклеенная к стене, мольберт или раскраска на гигантской картонной коробке. Ребенок меньше отвлекается, когда его работа находится прямо перед его глазами, а не отвлекается на окружающие его предметы. Использование ограждения, который закрывает обзор, также полезно. Тем не менее, у вертикальной поверхности есть свои преимущества., в том числе укрепление осанки и более эффективное позиционирование запястья для захвата карандаша. Маленьким детям должна быть предоставлена возможность играть с игрушками, расположенными в вертикальной плоскости,такими как:

• Фланелеграфы

• рисование мелом на доске

• приклеивание наклеек на доску

• Монтажная доска Lego, прикрепленная к стене

Формирование навыков рисования

Дети с РАС часто демонстрирую тповышенную чувствительность к прикосновению, называемое «тактильная защита». Эти дети часто предпочитают глубокое давление (например, когда сжимают игрушки, а не легкое прикосновение (например, щекотание). Нужно определить подходящий инструмент для рисования, предложив их на выбор, чтобы определить лучший размер, форму, текстуру и вес. Например, утяжеленные карандаши обеспечивают дополнительную сенсорную обратную связь, которая может побудить ребенка рисовать.

Кроме того, можно перед началом рисования помять тесто или потереть руки, чтобы восполнить потребность детей к глубокому давлению. Сенсорные среды, такие как влажный песок, кукурузная мука или кукурузный крахмал, смешанный с водой, могут использоваться для проведения линий и различных фигур, используемых при рисовании. Я предлагаю эти упражнения, потому что потребуется некоторое усилие, чтобы провести пальцами по этим материалам, обеспечивая тип сенсорного опыта, которым наслаждаются многие дети с РAС. Такие сенсорные действия, которые не требуют захвата инструмента (например, рисование кистью или мелом, способствуют развитию творчества.

Развитие навыков восприятия при рисовании

Маленькие дети с РАС часто проявляю нежелание идти на зрительный контакт и имеют визуальные предпочтения (например, просмотр предметов с близкого расстояния, боковым зрением). Из-за особенностей восприятия детей дошкольного возраста нужно учить выделять главные объекты, чтобы понять, что именно рисовать на бумаге:

• Подсчет пальцев, чтобы правильно нарисовать руку

• Идентификация формы

• Распознавание цвета

• размещение предметов в пространстве (облако находится над домом)

• Понимание границ и заполнение пробелов, например, при раскрашивании внутри контура фигуры.

Закреплять эти понятия родители и учителя могут, используя трафареты, шнуровки, разрезные картинки и др. Рамка для картины, вырезанная из листа картона и вставленные в нее художественных работы, рассказывает детям о границах.

Таким образом, чем раньше начать заниматься с ребенком, используя его сильные стороны, внимательно следя за его развитием, помогая ему, можно добиться определенных результатов в развитии навыков рисования.

Литература:

1. Kuhaneck, HM & Watling, R.Аутизм: комплексный подход к трудотерапии. AOTA Press, 2010.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх