Помост

Вопросы веры

Иисус Христос и аллах

Коран о христианах

Помяни в Писании Марьям (Марию). Вот она удалилась от своей семьи к восточной части мечети аль-Акса и укрылась от них за завесой. Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибрила), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека. Она сказала: «Я прибегаю к Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен». Он сказал: «Воистину я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика». Она сказала: «Как у меня может быть мальчик, если меня не касался мужчина, и я не была блудницей?» Он сказал: «Так и есть! Господь твой сказал: “Это для Меня легко. Мы сделаем его знамением для людей и милостью от Нас. Это дело уже предрешено!”»

Она понесла его (забеременела) и отправилась с ним в отдаленное место. Родовые схватки привели ее к стволу финиковой пальмы, и она сказала: «Лучше бы я умерла до этого и была навсегда забытой!» Тогда он (Иса или Джибрил) воззвал к ней из-под нее: «Не печалься! Господь твой создал под тобой ручей. Потряси на себя ствол пальмы, и на тебя попадают свежие финики. Ешь, пей и радуйся! Если же увидишь кого-либо из людей, то скажи: “Я дала Милостивому обет хранить молчание и не стану сегодня разговаривать с людьми”».

Она пришла к своим родным, неся его. Они сказали: «О Марьям (Мария)! Ты совершила тяжкий (или небывалый, или удивительный) проступок. О сестра Харуна (Аарона)! Твой отец не был скверным человеком, и мать твоя не была блудницей». Она показала на него, и они сказали: «Как мы можем говорить с младенцем в колыбели?» Он сказал: «Воистину я — раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным. Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда ябуду воскрешен к жизни» (19:16–33).

Таково одно изложение истории Иисуса в Коране. А вообще он упоминается в нем как Иисус 25 раз, как мессия — 11 раз и как сын Марии — лишь два раза. Сама Мария была упомянута по имени 34 раза и дважды как «та, кто хранила свое целомудрие». Мусульмане чувствуют себя изумленными и ошеломленными, когда читают известных ученых, специалистов и, что наиболее болезненно, представителей духовенства, которые изображают ислам и мусульман как врагов Христа. И наоборот, многие несведущие или введенные в заблуждение христиане удивляются, когда мы рассказываем им об уважении и любви, которые испытываем к Иисусу и Марии, несмотря на доктринальные расхождения. Нескольких цитат должно быть достаточно, чтобы выразить глубокое уважение, с которым Иисус и Мария почитаются в исламе.

Вот сказали ангелы: «О Марьям (Мария)! Воистину Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому — мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии). Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных (3:45).

Помяни также ту, которая сохранила свое целомудрие (Марьям). Мы вдохнули в нее посредством Нашего духа (Джибрила) и сделали ее и ее сына (Ису) знамением для миров (21:91).

Принципиальная разница между иудеями и христианами заключается в их оценке Иисуса, который, как считают мусульмане, был истинным и подлинным посланником Бога к его собратьям евреям. В Коране говорится: «О те, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаха. Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), сказал апостолам: “Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?” Апостолы ответили: “Мы — помощники Аллаха”. Часть сынов Исраила (Израиля) уверовала, а другая часть не уверовала. Мы поддержали тех, которые уверовали, в борьбе с их врагами, и они вышли победителями» (61:14).

Те же, кто отверг Иисуса и обвинил его мать в порочности, вновь и вновь осуждаются Кораном: «За то, что они не уверовали, возвели на Марьям (Марию) великий навет и сказали: “Воистину мы убили мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха”. Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его (или не убивали его с уверенностью). О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах — Могущественный, Мудрый» (4:156–158).

Следовательно, ислам полностью освобождает евреев от ответственности за кровь Христа. Среди части христиан распространено мнение, согласно которому тот, кто был схвачен стражниками и распят, был кем-то другим, нежели Иисусом (возможно, Иудой Искариотом). Осуждая иудеев за неприятие Иисуса, Коран говорит:

Мы даровали Мусе (Моисею) Писание и отправили вслед за ним череду посланников. Мы даровали Исе (Иисусу), сыну Марьям (Марии), ясные знамения и укрепили его Святым Духом (Джибрилом). Неужели каждый раз, когда посланник приносил вам то, что было вам не по душе, вы проявляли высокомерие, нарекали лжецами одних и убивали других? (2:87).

Мусульмане верят в чудеса, которые Иисус совершал с Божьего позволения. О них есть упоминание в Коране:

Аллах скажет: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Помни о милости, которую Я оказал тебе и твоей матери. Я поддержал тебя Святым Духом (Джибрилом), благодаря чему ты говорил с людьми в колыбели и будучи взрослым. Я научил тебя Писанию, мудрости, Таурату (Торе) и Инджилу (Евангелию). По моему соизволению ты лепил изваяния птиц из глины и дул на них, и по Моему соизволению они становились птицами. По Моему соизволению ты исцелял слепого (или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением) и прокаженного, по Моему соизволению ты выводил покойников живыми из могил. Я отвратил от тебя (защитил тебя от) сынов Исраила (Израиля), когда ты явился к ним с ясными знамениями, а неверующие из их числа сказали, что это — всего лишь очевидное колдовство» (5:110).

Восхваление охватывает также истинных последователей Иисуса, как первых христиан, так и тех, которые жили во времена пророка Мухаммада:

Ты непременно найдешь самыми лютыми врагами верующих иудеев и многобожников. Ты также непременно найдешь, что ближе всех к любви к верующим являются те, которые говорят: «Мы — христиане». Это потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия (5:82).

Рассмотрим теперь некоторые различия между мусульманами и христианами. Главное среди них следующее: мусульмане, веря в целомудрие Девы Марии, говорят, что Иисус был «создан» Богом без отца, но не утверждают «порожден Богом». Для них Бог находится вне подобных биологических характеристик, ибо Он предвечен и един, как говорится в Коране: «Скажи: “Он — Аллах, единый, Аллах вечный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему”» (112:14). Следовательно, буквальное родство Иисуса с Богом входит в противоречие с исламским вероубеждением (хотя вполне допустимо иносказание: все мы дети Божьи). Также неприемлем догмат о том, что Мария — Матерь Божья. И Мария, и Иисус — люди, которых высоко чтит ислам, и тот факт, что Иисус родился без отца, не делает его, исходя из исламского учения, «единородным сыном Божьим». Коран говорит: «Воистину, ‘Иса для Аллаха таков же, как и Адам. Он сотворил его из праха, потом сказал ему: “Будь!” — и тот возник» (3:59). Согласно Корану, Иисус никогда не заявлял о собственной божественности или божественности своей матери:

Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: “Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом”?»

Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя. Воистину Ты — Ведающий сокровенное. Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты мне велел: “Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу”. Я был свидетелем о них, пока находился среди них. Когда же Ты упокоил меня, Ты наблюдал за ними. Воистину Ты — свидетель всякой вещи. Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они — Твои рабы. Если же Ты простишь им, то ведь Ты — могущественный, мудрый» (5:116–118).

Мусульмане соотносят этот аят со следующими строками в Новом Завете, где Иисус говорит: «Что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Марк 10:18).

В соответствии с Новым Заветом, Иисус на кресте возопил: «Элои́! Элои́! ламма́ савахфани́?» — что значит: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты меня оставил?» (Марк 15:34). Очевидно, он должен был говорить с кем-то другим, а не с самим собой. Ведь понятия Троицы и триединого Бога не существует в исламе: «…не говорите: “Троица!” Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину Аллах является единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле» (4:171). Мусульмане не понимают, как бесконечность может быть разделена на три части или же согласиться с обожествлением Иисуса и Святого Духа. Они считают, что Иисус никогда ничего не говорил о Боге в трех ипостасях, как и предыдущие пророки, которые проповедовали единство (и никогда триединство) Божие. Кроме того, о концепции триединства слыхом не слыхивали ранние христиане. Исторически она была установлена декретом как символ веры Римской империи на Никейском соборе в 325 году н.э., и ее внедрение подкреплялось всей мощью государства при императоре Константине. Новая католическая энциклопедия утверждает: «Формулировка “Единый Бог в трех лицах” не была единогласно утверждена в христианской жизни и вере до IV века».

Еще одна область различий — понятие первородного греха. Исходя из Библии, дьявол искусил Еву вкушением плода от запретного дерева, а затем она убедила Адама сделать то же самое: так совершился данный грех. После чего они с позором были наказаны изгнанием на Землю, при этом на Еву, как зачинщицу, возлагалась вся вина: «А женщине Он сказал: “Я мучительной сделаю беременность твою: в страдании ты будешь рожать детей. Ты будешь желать мужа, и он будет властвовать над тобою”» (Бытие 3:16). Согласно христианскому вероучению, все люди наследуют этот грех, и каждый новорожденный появляется на свет греховным.

В коранической трактовке дьявол соблазнил обоих: и Адама, и Еву; они оба согрешили, оба раскаялись, вместе были прощены, и этим завершилось искупление первородного греха: «Дьявол стал наущать их, чтобы обнажить их срамные места, которые были сокрыты от них. Он сказал им: “Ваш Господь запретил вам это дерево только для того, чтобы вы не стали ангелами или бессмертными”. Он поклялся им: “Воистину я для вас — искренний доброжелатель”» (7:20–21). После их раскаяния «Адам принял слова от своего Господа, и Он принял его покаяние. Воистину Он — Принимающий покаяние, Милосердный» (2:37). Затем Адам был возвеличен до обладания пророческим даром, а род людской отправлен на Землю как наместник Бога. Дьявол же поклялся преследовать людей и совращать с пути истинного, но Бог пообещал дать им такие наставления, которые обезопасят людей от дьявольских козней, за исключением тех, кто сам захочет повернуться спиной к божественному водительству. Стало быть, каждое человеческое существо рождается невинным, и лишь позднее исключительно наш выбор оскверняет нас и делает грешниками. Согласно исламу, грех не есть нечто наследуемое детьми от родителей.

В данном отношении ислам подчеркивает, что ответственность человека индивидуальна: «Кто следует прямым путем, тот поступает во благо себе. А кто впадает в заблуждение, тот поступает во вред себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени» (17:15). Поэтому идея искупительной жертвы чужда исламу, и утверждение, что Иисус, или кто-то другой, должен быть умерщвлен во искупление человеческих грехов, является неприемлемым. Божьего прощения в исламе до́лжно добиваться через искреннее покаяние и добродетельность, без необходимости кровопролития: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, — ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? — и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будет прощение от их Господа…» (3:135–136). Ни один грех не является настолько большим, чтобы человек не получил Божьего прощения: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: “Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный» (39:53). Со слов пророка Мухаммада, Бог изрек: «Ты — дитя Адама, ты придешь ко Мне с земли, полной греха, ты покаешься и поклонишься Мне, и Я прощу тебя».

Мусульмане, лишенные концепции искупления грехов кровью Христа и понятия избранной расы (пользующейся у Бога особыми привилегиями), всецело уповают на Божье помилование и сами стремятся прощать. Роль прощения в исламе велика, свершается ли оно между отдельными людьми, племенами или народами. Даже когда закон устанавливает наказание, соизмеримое с агрессией, пострадавшей стороне рекомендуется подняться над справедливостью во имя милосердия: «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину Он не любит беззаконников» (42:40); «Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас?» (24:22).

Человек может просить Бога о прощении напрямую в любое время, в любом месте; он не нуждается в посреднике — у каждого мужчины и каждой женщины есть прямой доступ к своему Творцу: всякий раз, когда они взывают о милости, Он отвечает и прощает. Прийти к простому смертному на исповедь, после которой он скажет что-то для пущего эффекта: «Иди, дитя мое, ты прощен», — в исламе невозможно. Прощение — это прерогатива одного Бога, и никто никогда не может быть равносущен Ему для исполнения такой роли. Вот потому-то в исламе отсутствует институт священства. Правда, имеется богословское знание, но духовенства нет. Мы надеемся, что милость Божья безгранична, только Он может оценить нас справедливо (Он — Абсолютное Правосудие) или милостиво (Он — Абсолютное Милосердие), и всю нашу жизнь мы молимся, а Он дарует нам более милость Свою, нежели Свою справедливость.

Наше покаяние должно быть искренним и серьезным, к тому же, если оно идет от сердца, обязано проявиться и в поступках. Было бы явным противоречием, если бы кто-то украл мой кошелек и отказался вернуть его, повторяя «Прости меня, Боже» даже миллион раз. Осознание проступка должно произойти прежде, чем будет задействована третья сторона.

Эти религиозные различия незначительны и в то же время не могут игнорироваться, тем не менее глупо и непродуктивно сражаться друг с другом или взаимно ненавидеть из-за них. Обсуждение доктринальных расхождений должно быть этичным и цивилизованным: «Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо. Скажите: “Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог — один, и мы покоряемся только Ему”» (29:46).

И все же, несмотря на различия во взглядах христиан и мусульман, ислам очень заинтересован в разъяснении общих оснований и подтверждении их многочисленности: «Скажи: “О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом”. Если же они отвернутся, то скажите: “Свидетельствуйте, что мы — мусульмане”» (3:64). Кроме того, отношения должны оставаться мирными и дружественными.

Теперь, после разбора религиозных (доктринальных) аспектов, уместно будет сделать краткий обзор геополитической истории отношений мусульманского и христианского мира. Во времена последнего Пророка Евразия была под властью двух ведущих держав: Персидской империи на востоке и Римской на западе. Так как персы являлись огнепоклонниками, а римляне — христианами, мусульманские симпатии, естественно, склонялись к христианам. Затяжной военный конфликт, бушевавший между двумя империями, и зарождение ислама засвидетельствовали пору капитуляции христиан, в связи с чем, однако, в Коране имеется предсказание (которое сбылось) о том, что за отливом последует прилив: «Повержены римляне в самой низкой (или ближайшей) земле. Но после своего поражения они одержат верх через несколько (от трех до девяти) лет. Аллах принимал решения до этого, и будет принимать их после этого. В тот день верующие возрадуются помощи Аллаха. Он помогает, кому пожелает. Он — Могущественный, Милосердный» (30:2–5).

Однако спустя несколько лет на Аравийском полуострове уже преобладал ислам, объединив населявшие его народы в государство и растущую политическую силу прямо у стыка двух гигантских империй. Они обе рассматривали новое вероучение как серьезную угрозу и начали подстрекать к боевым действиям против него зависимые арабские племена, а позже задействовали и свою колоссальную военную мощь. Исход этого неизбежного военного противостояния был практически чудом, если сравнить скудость исламских сил по отношению к противникам как в численности, так и в снаряжении.

Когда на востоке персидская династия завершила свое существование, почти все люди, проживавшие на этой территории, выбрали ислам. А на западе территории, подвластные Римской империи, уменьшились, и примерно через столетие плюралистическая Исламская империя уже охватывала более половины известного к тому времени мира. Это стало периодом расцвета исламской цивилизации, которая сохранила греческое наследие от уничтожения Церковью и совершила рывок в развитии многих областей знания, а именно: медицины, химии, физики, астрономии, математики (алгебра — это арабское слово, которое, как и сама наука, было придумано мусульманами), музыки, философии, и т.д., — не говоря уже о религиозных науках, арабской литературе и лингвистике. Люди всех рас и религий внесли весомый вклад в этот качественный прорыв.

Европа, переживавшая Темные века, была потрясена, став свидетелем цивилизации без цензуры (религиозной или какой-либо иной) над человеческим разумом. Арабский был языком науки; ранние европейские университеты нанимали мусульманских профессоров и на протяжении столетий использовали книги мусульманских авторов. Европа узнала о греческих философах из их переводов с арабского, а когда был изобретен печатный станок, большая часть его продукции являлась переводом арабских источников.

Как только мусульманская империя ослабла, Европа нанесла ответный удар. Среди важных исторических событий отметим крестовые походы на востоке и победу Фердинанда и Изабеллы над исламской Испанией на западе. Последняя дала начало инквизиции и религиозным чисткам в Испании, обрушенным на мусульман и иудеев, а также расчистила путь для открытия Нового Света, власти конкистадоров и налаживания государственной работорговли.

Крестовые походы были попыткой непосредственного вторжения в хартленд, самое сердце, мусульманского мира. Обоснованием этого в то время служила необходимость освобождения христианских святынь в Иерусалиме от мусульман; в результате в течение более двух веков крестовые походы нагнетали религиозную нетерпимость, которая до сих пор присутствует в западном сознании и, так или иначе, формирует западную культуру. Это продолжилось даже после того, как современное общепринятое христианство осудило крестоносцев и заклеймило их как обычных колониальных захватчиков, обрядившихся для ведения войны в плащ христолюбия и одновременно творивших такие зверства, которые являлись поруганием самой Христовой веры.

Слово crusade прижилось в языке как притягательный архаизм в качестве существительного «крестовый поход» и глагола «выступить в поход» с глубоко укоренившимся эмоциональным подтекстом. Мы уверены, наряду со многими христианами, как духовенством, так и мирянами, что христианский мир должен заново рассмотреть историческое значение Крестовых походов — в духе переоценки и самоанализа, как это уже сделано, с большой степенью успеха, в отношении инквизиции в Испании и Холокоста в Германии. Согласованные усилия, направленные на признание истинных целей «крестоносцев», могут быть важным шагом в подготовке Нового мирового порядка, — шагом, открывающим путь к примирению двух цивилизаций человечества, каждая из которых насчитывает миллиарды людей. Возможно, это поможет предотвратить сокрытие подобных бедствий под псевдорелигиозной аурой, как в Боснии и других странах.

Моей целью не является подробное изложение истории крестовых походов, я лишь приведу в качестве примеров несколько цитат из христианских источников. Вот отчет рыцаря, принимавшего участие в оккупации Иерусалима во время Первого крестового похода 15 июля 1099 года: «С обнаженными мечами наши люди бежали по городу, при этом они никого не щадили, даже моливших о пощаде. Если бы вы были там, ваши ноги окрасились бы кровью по щиколотку. Что еще мне добавить к этому? Никто из них не должен был остаться в живых. Не щадили ни женщин, ни детей. Лошади пробирались по колено, нет, по узду в крови. Это был справедливый и великолепный суд Божий» (Kohn N. The Pursuit of the Millennium, 1957. P. 68). В 1202 году Четвертый крестовый поход начался в Венеции и проходил через христианский Константинополь, где крестоносцы устроили погром и учинили такие зверства, что сам Папа Римский осудил своих «воинов Света» в обращении к ним: «Вы обнажили свои мечи не против неверных, а против христиан. Вы захватили не Иерусалим, но Константинополь. Ваши мысли были заняты стяжанием земных сокровищ, а не небесных. Ничто не было для вас священным. Вы оскверняли замужних женщин, вдов, даже монахинь. Вы опустошили даже храмы Господней Церкви, украли священные предметы алтарей, разграбили бесчисленные иконные образа и мощи святых. Не удивительно, что греческая Церковь видит в вас исчадие дьявола». (Gascoigene, Bamper: The Christians, 1977, Jonathan Cape, London, с. 119). Если такое крестоносцы совершили с христианским Константинополем, можно представить, как они поступили с «неверными» мусульманами.

Однако одной из значительных вех нового времени был радикальный сдвиг во взглядах Святого престола на мусульман, что, надеемся, послужит катализатором большему взаимопониманию между мусульманами и христианами. В то время как Папа Урбан II в 1095 году (также известный как Урбан Блаженный), первым призвавший к крестовым походам, характеризовал мусульман как «безбожных людей, идолопоклонников, врагов Христа, собак, сорную траву, предназначенную для вечного огня» и т.д., Nostra Аetate — «В наш век», декларация Второго Ватиканского собора Католической церкви об отношении Церкви к нехристианским религиям, — в 1965 году утвержденная Папой Павлом VI, рассматривает мусульман в совершенно другом свете. «К мусульманам Церковь также относится с уважением», — говорится в документе; далее разъясняется, что мусульмане поклоняются Единому Творцу, Богу Авраама, с которым исламская вера счастлива ассоциировать себя. Также говорится о том, как они поклоняются, молятся и дают милостыню, что почитают Иисуса и его целомудренную мать, считая пророком и посланником Бога.

Со времен Крестовых походов, отношения между Европой и мусульманским миром были искажены колониальными устремлениями европейских стран, да и после Первой мировой войны почти все исламские страны оказались в тисках европейского колониализма. Завязалась длительная борьба, которая, казалось бы, принесла искомую политическую независимость, но явление лишь приняло другую форму — неоколониализма под эгидой Соединенных Штатов Америки, оно полагается не на оккупационные армии, а на силу экономического давления.

Послание Иисуса – послание ислама

Хотя Рождество празднуют практически во всем мире, для многих настоящее открытие узнать, что Иисус каким-то образом связан с исламом.

Многие и не подозревают, что мусульмане не только почитают Иисуса как пророка, но каждый раз при упоминании его имени, говорят «мир ему».

Ислам учит, что все Пророки Старого завета несли послание Всемогущего Господа Его народу, и мусульмане почитают тех же пророков, что и христиане и иудеи.

Собственно, вполне допустимо, чтобы имя Иисуса даже звучало в шахаде или свидетельстве веры мусульманина. Обычно мусульмане говорят: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха», но вместе с этим они могут также заявлять: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и Иисус – Посланник Аллаха».

Следует сказать, что в исламе Иисус предстает не совсем таким, каким его знают христиане. Самое главное отличие в том, что мусульмане не считают Иисуса сыном Бога. Другое важное отличие состоит в том, что они не верят в его смерть на кресте ради спасения человечества.

Мусульмане черпают свои убеждения из того, что Аллах говорит им в Коране. И об Иисусе мы читаем:

«О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: “Троица!” Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!» (Коран, 4:171)

Кроме того:

«Мессия, сын Марьям (Марии), был всего лишь посланником. До него тоже были посланники, а его мать была правдивейшей женщиной. Оба они принимали пищу. Посмотри, как Мы разъясняем им знамения. А затем посмотри, до чего они отвращены от истины» (Коран, 5:75).

В отношении смерти Иисуса Коран гласит:

«И сказали: “Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха”. Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его (или не убивали его с уверенностью). О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах – Могущественный, Мудрый» (Коран, 4:157-158).

Нам важно понимать, почему мусульмане верят в другую историю Иисуса (мир ему), а не ту, которая распространена среди большинства христиан. На самом деле, мусульмане считают, что существующие евангелия не являются истинным словом об Иисусе, явленным самим Аллахом.

Однако они верят, что Всемогущий Аллах веками говорил со Своими созданиями посредством Своих пророков. Некоторым из этих пророков были ниспосланы писания. Например, у пророка Моисея (мир ему) была Тора, а пророку Иисусу (мир ему) послание было явлено в виде Инджила.

Мусульмане верят, что ни одна из этих книг не сохранилась до настоящего времени в первозданном виде, так как с течением времени обе подвергались случайным или умышленным изменениям. Впрочем, Аллах и не предназначил эти послания для вечного пользования, так как они ниспосылались определенному народу в определенный исторический отрезок времени.

Но Коран, явленный Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) был предназначен для всех людей на все времена. Коран представляет собой откровение во всей полноте, подтверждая все истинное, что было утрачено раньше, и исправляя все, что осталось неясным в прежних откровениях.

Таким образом, Коран иначе рассказывает о рождении Иисуса (мир ему) и совершенно иначе представляет его нам.

В Коране Иисус не более чем посланник, который доносит слова Бога до человечества. В отличие от предшествовавших ему пророков, он был наделен даром творить чудеса, но эти чудеса были проявлением могущества Всевышнего, а не его собственного.

Послание Иисуса было тем же самым посланием, что получали все пророки до него: оно гласило, что Бог Один и поклоняться следует только Ему одному. Следуя «прямому пути» человек может прийти к большему познанию Бога. Это послание подтвердил Коран, и в таком виде оно известно современным мусульманам. Таким образом, для мусульман Иисус является посланником ислама.

А как же «послание христианства», которое проповедовал Иисус? Его слова о любви к ближнему? Что же все истории и притчи, приводимые современными христианами как слова самого Иисуса?

Для мусульман всю полноту откровения содержит в себе Коран. Все в предыдущих писаниях, что согласуется с Кораном, считается истиной. Все, что в них противоречит Корану, считается ложью. А что касается того, что есть в предыдущих писаниях, но не упоминается в Коране, мусульмане не знают, правда это или ложь, было ли это явлено свыше или это выдумки людей.

Например, в Коране нет историй о добром самаритянине или нагорной проповеди, поэтому у мусульман нет возможности узнать, кто их написал. Поскольку они не противоречат учению ислама, мы не можем утверждать, что это заблуждение, но их происхождение нам неизвестно.

Другими словами, большая часть так называемого «учения Иисуса», как его преподносит Новый завет, вполне соответствует идеям Корана, но не является божественным откровением, так как его нет в тексте Корана.

Учение о любви к ближнему во многих отношениях и есть один из главных принципов учения ислама. Лучшим толкователем Корана был Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), а на примере его жизни мы видим, как следует жить по Корану. Так вот, его жизнь свидетельствует о том, что заботиться о ближнем, помогать обездоленным – именно это и значит быть мусульманином.

В то время как народы мира празднуют Рождество, самое время строить мосты между людьми писания, объясняя другим, что говорит ислам о пророке Иисусе (мир ему). Но это нужно делать, не оскорбляя религиозные чувства других! Ведь, в конце концов, им решать – соглашаться с нами или нет.

Если бы люди лучше понимали друг друга и не спорили по всем вопросам веры, наш мир был бы гораздо лучше.

Христиане убедили бы нас, что «мир» – это главная идея Рождества. А мы бы сказали на это «аминь», ибо само слово «ислам» происходит от того же корня, что и слово «мир», а Пророк Иисус (мир ему) пришел, чтобы проповедовать это послание ислама.

Идрис Тауфик (Idris Tawfiq)

Иисус в Исламе: не Бог, но Пророк

Автор Екатерина Гайдай 10.10.2018 17:35

Некогда в Палестине велись войны за Гроб Господень. Христиане воевали с мусульманами, не признававшими Христа. Мусульмане воевали с христианами, не признававшими Пророка. И если с последним можно не согласиться, то первое — не вполне правда: Иисуса мусульмане признают. И даже чтят как почти бессмертного. Именно почти. Почему? Давайте разберемся.

Мать Иисуса мусульмане считают святой. Имя Мариам, единственное из всех женских, упоминается в Коране 34 раза. Имена других легендарных женщин — супруги Адама Евы, матери Исмаила Агари и других — сохранились в традиции, в преданиях, но в сам Коран не вошли. Уже одно это выделяет Марию из всех жен и демонстрирует, как велико почтение к ней среди мусульман. Ведутся даже споры о том, не следует ли считать ее единственной женщиной-пророком. И хотя большинство ограничивается тем, что признает ее святость, есть и такие, кто действительно ставит Мариам в один ряд с великими мужами, отмеченными Богом.

Более того, есть версии, что Мариам-Мария является… сестрой Моисея, того самого, что вывел еврейский народ из Египта. Волей Всевышнего она дожила в юности и непорочности до того века, когда ей предназначено было дать рождение новому Пророку. Как ни странно звучит эта версия, но есть те, кто ее придерживаются и находят убедительные доводы в ее пользу. Действительно, в Коране Марию называют сестрой Аарона и дочерью Имрана, отца библейских Аарона, Моисея и сестры их Мириам. Это скорее указание на их дальнее, но родство, чем на «путешествие» одной и той же девы сквозь века, но стоит учесть, что и такое мнение существует.

Непорочность Марии в Исламе выходит за пределы сохранения девственности и личного благочестия. Она и ее Сын — единственные люди, которых не коснулся Сатана. Каждый ребенок, рождающийся на свет, кричит. Мусульмане верят, что это происходит потому, что их при рождении жалит Сатана-змей. С Марией и Иисусом ничего подобного не случилось: при рождении они были тихи и спокойны, и никакое зло не посмело их коснуться. Ни один пророк, включая Мухаммада, не удостаивался такого.

Но вот кем не считают Иисуса мусульмане, так это Богом. Ни Троицы, ни равных Всевышнему сущностей они не признают. Аллах един и неделим. Да, Иисус — его Слово, но только в том смысле, что он зачат от его духа и является Мессией, Пророком, тем, через кого говорит Бог. Зачатие от духа не значит, что Бог как-то разделился, он просто совершил акт творения, как уже производил это хоть с тем же с Адамом. Иисус, по мнению мусульман, — творение, а не божество, смертное, как и все.

Но и тут не без подводных камней! Хоть Иисус и творение, однако же многие особенности, свойственные именно божеству, мусульмане за ним оставляют. Так, в Коране описывается, что Иисус сделал из глины птицу и оживил ее своим дыханием. Кроме того, он исцеляет прокаженных и воскрешает мертвых. Он творит и воскрешает, а творить и воскрешать может только Аллах. Это ставит Иисуса высоко над всеми пророками, хотя частью самого Аллаха и не делает.

Интересно и то, что, согласно Корану, Иисус не умер на кресте. Нет, распятие было, и римляне стояли на Голгофе. Только Иисуса там уже не было. Аллах смилостивился над ним и, избавив от мучительной казни, вознес на небо живым. Это очень важный момент. Мусульмане не принимают идеи искупления: каждый сам отвечает за свои грехи, каждый может молить о прощении и это прощение получить. Миссией Иисуса, как и других пророков, согласно Исламу, было показать людям, кто их истинный Бог, как следует жить праведно и кому нужно возносить молитвы.

Пророчество, а вовсе не мучительная смерть — вот цель пророка. И это одно из ключевых различий понимания образа Иисуса в Христианстве и в Исламе. И поэтому в Исламе Иисус не умирает даже на три дня, упомянутых в Евангелиях. Иисус Корана жив и умрет только через 45 лет после своего второго пришествия, когда выполнит свою миссию полностью. Кроме того, он женится на женщине из арабов, у него будут дети, по крайней мере, девочка. К сожалению, эта девочка умрет, а через несколько лет после этого умрет и сам Мессия. Похоронен он будет в Медине рядом с могилами Абу Бакра и Умара. В день же Страшного Суда, когда воскреснут все мертвые, воскреснет и Иисус и станет судьей-обвинителем иудеев, отрекшихся от него. И имамом тех, кто остался ему верен и уверовал.

Ислам дает и образ Антихриста, ложного Мессии, называемого Даджалом. Именно для борьбы с ним и придет Иисус во второй раз. Убив Даджала, он восстановит на Земле царство справедливости и процветания на 40 лет.

А пока этот час не наступил, в далекой Палестине все еще сражаются люди — каждый за свое понимание того, что же на самом деле происходило во времена Иисуса, кем был он сам и что будет после.

Какова роль Пророка Исы (Иисуса) в исламском вероучении?

Какова роль Пророка Исы в исламском вероучении?

В представлениях большинства людей личность пророка Исы-Иисуса Христа прочно связывается с христианством, точно так же как пророк Мухаммад (мир ему и благословение) с исламом, Моисей с иудаизмом или Будда с буддизмом. Это достаточно поверхностное представление очень далекое от реальности.

Но образованные мусульмане, знают, что это далеко не так. Ислам признает практически всех пророков, которые также почитаются как в христианстве, так и в иудаизме. И пророк Иса (а.с.) — это второй по значению пророк, для мусульманской уммы после самого пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), который и стал основоположником ислама.

Оснований для особого почитания личности Исы (а.с.) в исламе две.

  1. Во-первых, пророк Иса (а.с.) — это предпоследний посланник Аллаха, явившийся к людям (последний как известно это пророк Мухаммад (мир ему).
  2. Во-вторых, пророк Иса (а.с.) это единственный из посланников который два раза явится к людям. Второе пришествие пророка Исы (а.с.) на Землю состится в Судный день, для того чтобы противостоять Даджалю (Антихристу) и спасти души праведных.

Есть достаточные основания утверждать, что Иса (а.с.) наряду с пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего) занимает ключевую позиции среди остальных посланников Бога.

Главной целью его появления, было подтверждение истинности прежних божественных посланников.

Пророку Исе (а.с.), как позднее и пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) было дарованы божественные откровения в форме Священного писания. «Мы даровали ему Инджиль (Евангелие), в котором было верное руководство и свет — которое подтверждало то, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Оно было верным руководством и назиданием для богобоязненных» (Сура 5: 46).

Но после того, как пророк Иса (а.с.) покинул Землю, а его ученики умерли, Евангелие было неоднократно переписано (что подтверждают и христианские источники) и ее подлинный смысл был в итоге утерян.

В отношении Исы (а.с.), в Коране употребляются несколько равнозначных наименований: Масих (мессия, помазанник), Слово Аллаха, Раб Божий, Знамение, Милость. Имя «Слово от Аллаха» употребляется в Коране только лишь в отношении Исы (а.с.). Аллах, сообщает матери Мариам имя будущего дитя ещё до его появления на свет. В то время как все люди получают своё имя от своих родителей, Иса получает имя напрямую от Бога: Аллах нарёк его Словом от Себя, даровав ему имя «Иса, Мессия». Это одно из ясных знамений того, что пророк Иса (а.с.) был рождён творением, отличным от иных людей. В Исламе, как и в христианстве признается непорочное зачатие матери Исы (а.с.) – Марьям, что опять таки говорит об исключительности пророка Исы (такого появления на свет среди других пророков более не было).

В Коране (как впрочем и в Библии), говорится о совершенных пророком Исой (а.с.) чудесах. Во время своих проповедческих странствий вместе с 12 учениками, он исцелял больных, слепых и даже умерших. В Коране даже приводятся подтверждения евангельского рассказа о совместных трапезах прока Исы (а.с.) с его учениками, когда Всевышний даровал им пищу с небес. «И когда сказали апостолы: » Иса (Иисус), сын Марьям! Сможет ли твой Господь ниспослать трапезу для нас с небес?» Воскликнул Иса: «Побойтесь Бога, если вы верующие!» Они сказали: «Мы хотели бы отведать трапезу и успокоить наши сердца, мы узнаем, что ты сказал нам правду, и мы будем свидетелями этого «. Иса, сын Марьям, взмолил: «О Аллах Господь наш! Пошли нам трапезу с небес, которая станет праздником для первых из нас и последних и будет знамением от Тебя. Даруй нам, ибо Ты — лучший из дарующих!» Сказал Господь: «Я ниспошлю ее вам, но кто из вас после этого откажется от веры, того Я накажу так, как никого еще ранее не наказывал!» (Сура 5:112–115).

Пророк Иса (а.с.) — единственный из пророков, кто снизойдёт к людям два раза. Помимо Корана, об этом неоднократно упоминал и посланник Аллаха пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего). В одном из хадисов Абу Хурайры (р.а.), пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Клянусь тем, в чьих руках моя жизнь. Скоро, очень скоро сын Марьям сойдет к вам как судия справедливый. Он разобьет кресты, убьет свиней, отменит налог с иноверцев и настолько умножит богатство, что никто уже не будет желать его. И это будет так, что один земной поклон станет предпочтительней земного мира и всего, что есть в нём».

Главные отличия во взглядах на судьбу Исы (а.с.) в исламе и в христианстве заключаются в следующем: во-первых, в исламе отрицается божественное происхождение Исы (а.с.).

Пророк Иса (а.с.) несмотря на появление его на свет по воле Аллаха, не является ни сыном Создателя, ни тем более самим Богом. В Коране по этому поводу четко сказано. «Не веруют, что т те, которые говорят, что Аллах – это Мессия, сын Марйам» (Сура 5:19). И в приведенной выше Суре о сравнении Исы (а.с.) и Адама (а.с.), подчеркивается что Создатель сотворил его, как и первых людей, исключительно по своему желанию из земного праха. То есть пророк Иса (а.с.), такой же человек как и остальные пророки и люди.

Во-вторых, согласно Корану, пророк Иса (а.с.) не был распят на кресте, а Всевышний забрал его к себе. «… и сказали (иудеи): «Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха». Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его». (Сура 4:157). «О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах — Могущественный, Мудрый».(Сура 4:158)

Также в Коране отрицается роль Исы (а.с.) как искупителя человеческих грехов. В Коране по этому поводу говорится: » Ни одна душа не понесет чужого бремени (греха)» (Сура 39:7). То есть никто – ни пророк, ни человек не может и не должен нести наказание за другого человека.

Но пожалуй, свою главную роль пророк Иса (а.с.) должен сыграть во время Судного дня, когда он придет на помощь верующим и победить Даджаля (Антихриста). Но это уже тема для отдельного разговора.

Ильнар Гарифуллин

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх