Помост

Вопросы веры

Иисус Христос иконы

Иконография Спасителя

Иконография Спасителя

Типы икон Спасителя

  • Спас Нерукотворный
  • Спас Вседержитель
  • Спас Эммануил
  • Царь царем
  • Великий Архиерей
  • Не рыдай Мене, Мати
  • Символические изображения Христа

Спас Нерукотворный.
Икона. Новгород. XII век.

Иконогра́фия Иису́са Христа́ — совокупность систем, школ и произведений, изображающих Иисуса Христа.

Облик Христа

История создания образа Христа

Творцы христианского учения и самые ранние христианские писатели не оставили никаких описательных изображений внешности Иисуса Христа. Описание земного облика нарушало бы в их представлении божественную природу Спасителя. Ведущий богослов II века Ириней Лионский, цитируя апостола Иоанна, так выразил представление Отцов Церкви о роли телесной оболочки Христа: «Слово Божие стало плотию … чтобы разрушить смерть и оживотворить человека»

Однако позже бывшие язычники, уверовавшие в Бога, стали создавать изображения для поклонения. Ириней Лионский, критикуя движение карпократиан, впервые упоминает про иконы:

«Они … имеют частью нарисованные, частью из другого материала изготовленные изображения, говоря, что образ Христа сделан был Пилатом в то время, когда он жил с людьми. И они украшают их венцами и выставляют вместе с изображениями светских философов, именно с изображением Пифагора, Платона, Аристотеля и прочих; и показывают им другие знаки почтения, так же, как язычники.»

Отец церковной истории Евсевий Памфил на рубеже III—IV веков, рассказывая о виденной бронзовой статуе Христа, неодобрительно отзывается об иконах: «Я ведь рассказывал, что сохранились изображения Павла, Петра и Самого Христа, написанные красками на досках. Естественно, что древние привыкли, особенно не задумываясь, по языческому обычаю, чтить таким образом своих спасителей.»

В IV веке христианство стало государственной религией Римской империи, её идеология сместилась в сторону от ветхозаветного канона, описывающего Мессию Христа как принявшего на себя, в том числе внешне, все язвы человечества, в сторону прославления одухотворенного прекрасного образа Спасителя.

Историю создания первого портрета Иисуса Христа передал в легендарном виде один из последних Отцов Церкви Иоанн Дамаскин:

«Царствовавший в эдесском городе Авгарь послал живописца нарисовать похожее изображение Господа. Когда же живописец не мог этого сделать по причине сиявшего блеска лица Его, то сам Господь, приложив кусок материи к своему божественному и животворящему лицу, напечатлел на куске материи Свой образ и при таких обстоятельствах послал это Авгарю по его желанию.»

Описания внешнего вида Христа сохранились по рассказам «самовидцев» и к IV—IX вв. сложились в подробные тексты, совпадающие в основных подробностях. Однако в VIII веке набрало силу религиозно-политическое движение против культа почитания икон и других изображений Христа и святых (иконоборчество). Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх.20:4-5)). В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. Результатом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, мозаик, фресок, статуй святых и расписных алтарей во многих храмах, подверглись преследованиям сторонники икон.

В конечном итоге победили последователи иконопочитания. На VII вселенском соборе в 787 году был установлен догмат вселенской христианской церкви — иконопочитание. Основная мысль иконопочитания: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз».

Канонический облик

Древнейшая икона Христа
(энкаустика, VI век, монастырь Святой Екатерины)

В христианской литературе встречаются несколько описаний внешнего вида Христа, в целом воспроизводя один и тот же основной тип. В живописи этот тип несколько видоизменялся согласно с развитием иконографии и под влиянием местных условий. Считается, что самое раннее описание принадлежит проконсулу Иудеи Публию Лентулу, предшественнику Понтия Пилата. В своём письме римскому сенату Лентул сообщает про Иисуса Христа:

«Этот человек высок ростом, важен и имеет наружность, полную достоинства, так что внушает взирающим на него в одно и то же время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета (каштановые), падают с плеч прядями и разде­лены пробором посреди, по обычаю назореев. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет пятен и морщин, цвет лица слегка крас­новатый. Борода рыжая и густая, не длинная, но раздвоившаяся. Глаза голубые и необыкновенно блестящие. Стан его высок, руки прямы и длинны, плечи красивы. Речь его обдуманная, верная и сдержанная. Это прекраснейший из земнородных.»

Весь стиль письма не соответствует посланию римского наместника и выдаёт его христианское происхождение, хотя определить точную дату его составления не представляется возможным. Сам документ обнаружен в латинском переводе в рукописи между сочинениями Ансельма Кентерберийского, архиепископа и богослова XI века, однако историки не сомневаются в его гораздо более раннем греческом происхождении. Также о прокураторе Иудеи по имени Публий Лентул не известно из других источников, а предшественником Пилата был Валерий Гратус.

Похожее описание Христа дал иерусалимский монах Епифаний в «Житие Андрея Первозванного» (1-я половина IX века):

Спаситель «былъ весьма прекрасенъ видомъ (какъ глаголетъ пророкъ (Пс. 44, 3): „красе́нъ добро́тою паче сыновъ человѣческихъ“), ростомъ же или тѣлеснымъ возвышеніемъ шести полныхъ футъ; русые имѣя волосы и не особенно густые, скорѣе напоминавшіе колосья; брови же черныя и не особенно согнутыя; очи свѣтлыя и блестящія (подобно тому, какъ разсказываетъ исторія о праотцѣ Его Давидѣ (I кн. Царствъ, XVII, 42): „той дѣтище бѣ, и черменъ и лѣпъ очима“ (Пс. 44, 3); подобно и Сей) красноокій, съ долгимъ носомъ, с русою брадою, имѣя длинные волосы — ибо никогда бритва не коснулась главы Его, ни рука человѣческая, кромѣ Матери Его, въ дѣтскомъ Его возрастѣ; съ легкимъ склоненіемъ выи, настолько, чтобы не вполнѣ прямо держаться Ему во весь ростъ; пшеничнаго цвѣта тѣла, лицо не круглое, но какъ у Матери Его, слегка съуживающееся къ низу, слегка покрывающееся румянцемъ, настолько, чтобы выказать благочтивый и разумный нравъ и кроткій обычай и во всемъ безгнѣвную благость, какую описало Слово незадолго въ Его Матери, ибо во всемъ Онъ Ей уподоблялся и приравнивался».

История иконографии

Добрый Пастырь. Римская мраморная скульптура, IV век.

В раннехристианские времена часто использовались аллегорические изображения Христа в виде ягнёнка (агнца) (Ин.1:29), пеликана (символ милосердия, разорвал себе грудь, чтобы мясом накормить птенцов), дельфина (спаситель утопающих), пронзенного трезубцем, ягненка под якорем, символизирующим крест, рыбы (ихтис).

Среди антропоморфных изображений особой популярностью пользовались Орфей, играющий на арфе или «Добрый Пастырь» — пастух, несущий заблудшую овцу на плечах. Постановлениями Пято-Шестого (Трулльского) собора в 692 г. аллегорические изображения Христа были запрещены.

Близкие традиционным иконописным образам изображения Христа известны уже по римским катакомбам. Своё развитие иконография Спасителя получила во фресках и мозаиках христианских церквей Восточной и Западной Римских империй. В иконописи первые сохранившиеся станковые изображения известны с VI в., в то же время, предание относит некоторые образы, например, Спас Нерукотворный к евангельским временам. На Русь иконы Христа попали из Византии, здесь выработались некоторые особые иконографические типы.

Обязательные элементы изображения

Одно из первых изображений Иисуса Христа с нимбом. Фрагмент росписей римских катакомб, IV в.

Нимб у изображений Христа появился как ответ Церкви на ересь Ария (см. статью арианство). Чаще всего Иисус Христос изображается с особым, свойственным только Ему кресчатым нимбом. Первоначально для обозначения единой сущности второй ипостаси Святой Троицы использовались греческие буквы α и ω (Откр. 1:8, 1:10, 21:6, 22:13). Позже (с XI в.) «земное» имя подписывается ІС ХС (сокращение от Иисус Христос) слева и справа от изображения, а «небесное» имя — греческими буквами ο ων (означает «Сущий» (Исх. 3:14)) в трёх видимых лучах кресчатого нимба. В русской иконописи греческие буквы часто заменяются кириллическими: ѾОН с различными вариантами толкования. После раскола, как ответ старообрядцам, на написание имени Ісус с одной «и» в среде «правящей» Русской Православной церкви появились нововведения в подписи ІИС ХС, не получившие широкого распространения.

Традиционные одежды Христа: нижняя — пурпурный хитон с полосой — клавом на плече, верхняя — синий гиматий

Иконографические типы

Спас Нерукотворный

Нерукотворный Образ Иисуса Христа, Спас на убрусе, Мандилион — один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Христос изображён в возрасте Тайной вечери. Предание относит исторический Эдесский прототип икон данного типа к легендарному плату, на котором чудесным образом проявился лик Христа, когда Он отёр им лицо. Изображение обычно оглавно. Один из вариантов — Чрепие или Керамида — изображение похожей иконографии, но на фоне кирпичной кладки. В западной иконографии известен тип «Плат Вероники», где Христос изображается на плате, но в терновом венце. На Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа — «Спас Мокрая брада» — изображение, в котором борода Христа сходится в один тонкий кончик.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Вседержитель или Пантократор (греч. παντοκρατωρ — всевластный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благославляющем жесте. Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.

Одна из разновидностей изображения Христа Вседержителя — Спас в силах, центральная икона в традиционном русском иконостасе. Христос восседает на троне в окружении ангельского сонма — «Сил Небесных».

Спас Эммануил

Спас Эммануил, Еммануил — иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте. Наименование образа связано с пророчеством Исаии, исполнившемся в Рождестве Христовом (Мф. 1, 21-23). Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока — как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др.

ЦАРЬ ЦАРЕМ, Царь царей — особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса (Откр.19:11-17), а также иконографический тип, изображающий Иисуса Христа как «Царя царствующих и Господа господствующих» (Тим 6:15). Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции. Обычно Христос изображается в окружении мандорлы, в царском одеянии, со множеством диадем на голове, образующих тиару, со скипетром, завершающимся крестом, в левой руке, от левого плеча в сторону («из уст») направлен меч. Иногда символические атрибуты Царя Царей изображаются и на образе смешанной иконографии «Архиерей Великий — Царь Царей».

Великий Архиерей

Великий Архиерей — изображение Христа в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву самого себя.

Не рыдай Мене, Мати (Пьета)

Пьета. Скульптура Микеланджело Буонаротти (Рим, собор св. Петра).

Не рыдай Мене, Мати… — иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнажённое тело Спасителя наполовину погружено в гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. За спиной Христа крест, часто с орудиями страстей.

Символические изображения Христа

Христос Ветхий Денми

Изображение Христа в облике седовласого старца.

Ангел Великого совета

Изображения Христа в виде архангела с крыльями.

Благое Молчание

Изображение Христа до прихода к людям (воплощения) в виде крылатого юноши с восьмиконечным нимбом.

Добрый Пастырь

Спаситель изображён в виде пастуха, окружённого овцами, либо с заблудшей овцой за плечами.

Лоза истинная

Христос окружён лозой, в ветвях которой изображены апостолы и другие персонажи. В другом варианте Христос выжимает в потир гроздь с лозы, вырастающей из Него.

Недреманное Око

Спаситель изображается в виде отрока, возлежащего на ложе с открытыми глазами.

прочие изображения

Спас иерей — Христос в облике священника.

Царь Иудейский — Спаситель в терновом венце и багрянице.

Спас Вседержитель (Пантократор). Мозаика в южной галерее собора св. Софии в Константинополе. Вторая четверть XII в.

Спас в силах. Икона из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Феофан Грек (?). Конец XIV в.

Спас Эммануил. Симон Ушаков

Архиерей Великий. Икона. Конец XVII в.

Не рыдай Мене, Мати. Икона. Конец XVIII — первая четверть XIX в.

Благое Молчание. Икона. Иван Дьяконов (?). XVII в.

Добрый Пастырь. Икона. Греция. XX в.

Недреманное Око. Икона. Середина XVI в.

Спас Иерей. Мозаика. Киев. Середина XI в.

Примечания

  1. Ириней Лионский, «Доказательство апостольской проповеди», 37
  2. Ириней Лионский, «Против ересей», 1.25.6
  3. Евсевий Памфил, «Церковная история», 7.18
  4. Иоанн Дамаскин, «Точное изложение православной веры», 4.16
  5. Фрагмент из письма Лентула цитируется по изданию: А. П. Голубцов, «Из чтений по церковной археологии и литургике», 1917 г., стр. 190. См. Ссылки
  6. А. П. Голубцов, «Из чтений по церковной археологии и литургике», 1917 г., стр. 190. См. Ссылки

См. также

  • Иконография Святой Троицы
  • Иконография Богородицы
  • Мандорла

Литература

Ссылки

1. Деисус – то есть моление, изображает ходатайство о нас святых перед Богом и является неотъемлемой частью храмового иконостаса. Фигуры предстоящих в молитве Христу святых занимают целый рад, ярус иконостаса, который называется деисусный чин. Первыми по обе стороны от Спасителя изображают Богородицу и Иоанна Предтечу, как самых первых и тёплых ходатаев за нас перед Богом. Далее следуют апостолы, святители, мученики и преподобные. Иногда святые, предстоящие в молении Христу бывают собраны на одном образе, добавляя своих семейных покровителей. Смотреть иконы «Деисус»

2. Иконы Спасителя появились уже в первые века христианства. Самым первым образом стал Нерукотворный образ Иисуса Христа, или Спас на убрусе, который прочно вошел в иконографию Спасителя. Этот образ был дан нам Самим Спасителем, когда Он умылся и отерся полотенцем, на котором отпечаталось Его пречистый Лик. Смотреть иконы «Спас Нерукотворный»

3. Самым распространенным стал иконографический тип «Спас Пантократор», то есть «Вседержитель» – Тот, Кто содержит в руках Своих все концы земли. Этот образ показывает Христа, как правителя мира. В одной руке Он держит Евангелие, либо свиток, а второй благословляет нас. Такое изображение часто помещалось в куполе храмов и в иконостасе справа от Царских врат. Такое изображение Спасителя может быть как ростовым, так и поясным, или оплечным. Смотреть иконы Господа Вседержителя

4. Иконография Спас на престоле – показывает Христа как Царя и восходит к императорскому портрету. Правой рукой Христос благословляет нас, а левой держит Евангелие, которое стоит на колене, часто Ему предстоят ангелы или святые. С пришествием христианства в Византию Христос становится главой как Церковной иерархии, так и земной, государственной. Предстоящие престолу богородица и Предтеча символизируют моление за весь род человеческий. Смотреть иконы «Спас на престоле»

5. Спас в силах – «Седяй в славе не Престоле Божества во облаце легце» – поется в церковном песнопении. Этот иконографический тип известен с XV века и обычно помещался в центре деисусного чина. Христос изображен в золотистых или полностью белых одеждах сидящим на прозрачном престоле. Ноги его стоят на подножии, которое поддерживают крылатые ангелы –»престолы» в виде колец с глазами. Вокруг Христа изображена мандорла – небесная сфера, в которой видны ангелы разных чинов – «силы небесные». Этот образ показывает нам Спасителя, как Небесного Судию, Который придет судить весь мир. Смотреть иконы «Спас в силах»

6. Спас Великий Архиерей – символическое именование Иисуса Христа, основанное на ветхозаветных пророчествах о Христе, как Великом Священнике. В иконописи Великий Архиерей — изображение Христа в архиерейском одеянии, которое встречается как самостоятельно, так и в сочетании с другими символическими изображениями. Спас может быть представлен как на престоле, так и в поясном изображении. Смотреть иконы «Спас Великий Архиерей»

7. Спас Благое Молчание – иконографический тип Иисуса Христа, представленного в ангельском чине. Христос изображается в виде безбородого юноши с крыльями за спиной, в белых одеждах украшенных жемчугом. Руки Его сложены крест-накрест и прижаты к груди как при причастии. Нимб Его подобен восьмиконечной звезде. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Творца-Вседержителя, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Этот сюжет появляется в России в XV веке и восходит к византийской иконографии Ангела Великого Совета. Смотреть иконы «Спас Благое Молчание»

8. Распятие Господа нашего Иисуса Христа может быть литым, резным или изображаться на иконной доске. Крест Господень отображает основу христианского вероучения – искупительные страдания и смерть Богочеловека за весь человеческий род. 27 сентября в честь Креста Господня Церковью был учтановлен отдельный двунадесятый праздник — Воздвижения Честного и Животворящего Креста. «Крест, хранитель всея вселенныя, крест, красота Церкве: крест, царей держава: крест, верных утверждение: крест, ангелов слава, и демонов язва.» Смотреть иконы «Распятие»

Такой разный Христос. Редкие и необычные иконы Спасителя

“Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней”, – писал преподобный Иоанн Дамаскин, раскрывая суть христианского богословия иконы.

Символично, что первая христианская икона была именно образом Господа нашего Иисуса Христа и появилась ещё при Его земной жизни – это тот плат (“Мандилион”), известный нам, как “Спас Нерукотворный”, который Спаситель послал в дар царю Эдессы Авгарю V Уккаме.

Церковный историк Евсевий Кесарийский так сообщает об этих событиях: “…царь Авгарь, славно управлявший народами по ту сторону Евфрата, но мучимый болезнью, излечить которую было не в силах человеческих, узнав об имени Иисуса и Его чудесах – о них согласно свидетельствовали все, – решил умолять Его, послав гонца с письмом и просьбой об избавлении от болезни”.

“Спас Нерукотворый”

Спаситель не мог отправиться к Авгарю сам, но зная о его крепкой вере, передал царю с одним из своих учеников, апостолом Фаддеем (по другим сведениям – с одним из слуг царя) свой образ на плате (убрусе) икону, которую создал чудесным образом, приложив чистый белый плат к своему пречистому Лику и запечатлев его на ткани.

Позднее, христианские изографы написали множество других икон, в числе которых были и иные интересные образы Спасителя, которые мы хотели бы показать нашим читателям.

Туринская плащаница

Ещё один нерукотворный образ Господа, отпечатавшийся на Его погребальных пеленах. Хранится в Турине (Италия) полноразмерная точная копия является запрестольной иконой в нижнем храме Сретенского монастыря в Москве.

“Спас Благое молчание”

Этот образ Спасителя в виде крылатого ангелоподобного отрока со скрещенными на груди руками, иногда облаченного в саккос и митру появился на Балканах и в Греции примерно в XIV столетии, а на Русь проникает примерно в конце XV века.

Саккос, митра и богатые одежды свидетельствуют о первосвященническом достоинстве Богочеловека, скрещённые на груди руки о Его жертве во искупление человечества, а крылья – о посланничестве.

Этнические образы Спасителя

Во Христе нет ни эллина, ни иудея. Господь воплотился, чтобы спасти всё человечество. Поэтому, несмотря на то, что Бог вочеловечился именно в еврейском народе и имел семитскую внешность, для других народов Его иконы нередко пишут в облике именно этого народа или расы. Так, известны изображения Спасителя или иконы Богородицы с богомладенцем в облике негров, азиатов или индейцев.

“Спас Недреманное око”

Икона появилась в XIV в. на Святой горе Афон. Изображает Спасителя, возлежащего на ложе с открытыми глазами, подперев правой рукой голову. Ему предстоят Богородица и ангел, а над ложем парит ангел, держащий в руках орудия страстей.

“Всевидящее око”

Не образ Господа Иисуса Христа в чистом виде, икона аллегорически изображает всеведение Божие. В России появляется с конца XVIII – первой половины XIX века. В центральном медальоне – Христос в образе отрока.

“Спас Эммануил”

Редкий образ Богочеловека в возрасте 12 лет, который соотносят с евангельским текстом: “И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник”. “Эммануил” – переводится, как “с нами Бог”.

Смесоипостасный образ Троицы

Подобное изображение трёх совмещённых ликов Спасителя (изображение Пресвятой Троицы) должно было иллюстрировать сущностное единство всех Лиц Божества. Его можно было встретить в русских храмах предсинодальной эпохи. В Синодальный период так изображать Пресвятую Трицу запретили.

“Христос – Агнец Божий”

Икона Спасителя, изображающая Его в виде белого ягнёнка с нимбом с надписью “Сущий” и, зачастую, со знаменем креста на флаге, который говорит о победе над смертью. В поздней церковной традиции такое изображение Господа не применяется.

Второй вариант этой же иконы – изображение Христа отроком в жертвенной чаше, над которой ангелы веют репидами.

“Спас – Великий архиерей”

“Ты еси Иерей вовек по чину Мелхиседекову…”, – говорится в 109 псалме. Именно таким Первосвященником Спаситель избображается на этой иконе.

“Спас – Царь царей”

Образ Христа на троне с регалиями царской власти. В отличие от “Великого архиерея”, здесь Спаситель держит в руках не Евангелие, а скипетр и державу, на голове корона вместо митры, а на плечах – царские одежды вместо саккоса и омофора.

Спаситель с любимым учеником

Редкий образ Богочеловека с апостолом Иоанном Богословом, который возлежит на его груди. Этот ученик Христов, которого Он любил больше всех, не предал Спасителя до самого распятия и при кресте взял к себе на попечение Пресвятую Богородицу.

“Не рыдай Мене, Мати”

Редкий образ, представляющий Господа Иисуса Христа во гробе с орудиями Страстей Господних за спиной и изображением Богородицы, плачущей над сыном. Название иконы взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую субботу.

Христос в терновом венце (“Христос – Царь Иудейский”)

Образ Спасителя, отсылающий нас ко времени Его показательного позора, на который его отдал прокуратор Понтий Пилат, чтобы попытаться тем самым утолить жажду крови иудеев и сохранить жизнь Господа. Образ перешёл в православную традицию с католического Запада.

“Моление о Чаше”

Ещё один образ Богочеловека, показывающий Его в начале тяжёлого искупительного пути. Ученики Христовы не выдержали и впали в сон, а Спаситель один, по человечеству своему страшась предстоящих мучений, молится Богу Отцу: “Если возможно, да минует меня чаша сия!”

Иисус, благословляющий хлеб и вино

Икона, отсылающая нас к событиям Тайной вечери, когда Господь установил Таинство Евхаристии и ещё раз сообщил ученикам о предстоящем Ему жертвенном пути.

“Христос – Виноградная лоза” (“Лоза Истинная”)

Образ, иконография которого имеет целый ряд смыслов. В-первых, аллегорически он напоминает о жертве Спасителя. Во-вторых, представляет собою древо Церкви во главе с её основателем. В-третьих, отсылает созерцающих образ к одной из притч Иисуса Христа.

“Друг друга тяготы носите”

Редкая икона Господа с человеком на плечах. Название взято из евангельского завета: “Друг друга тяготи носите, и так исполните закон Христов”.

“Христос – Добрый пастырь”

Ещё один образ, дающий аллюзию на притчу о добром пастыре, который оставляет 99 овец ради поиска одной заблудшей овцы. Также напоминает о жертве Богочеловека: “Пастырь добрый душу свою полагает за овцы…”. По композиции и смыслу перекликается с образом “Друг друга тяготи носите”.

“Благословение детей”

“Не препятствуйте детям приходить ко мне” – говорил Христос своим апостолам, благословляя маленькие чистые души. Образ напоминает нам события Евангелия от Марка 10:13-16.

“Первые шаги Христа”

Редкий образ Спасителя “Первые шаги Христа” находится в древнем монастыре во имя святого Герасима Иорданского юге Иорданской долины.

“Святое семейство за работой”

Икона изображает Спасителя в отрочестве, который занят столярным ремеслом вместе со своим наречённым отцом – святым Иосифом Обручником. Богородица также присутствует на этом образе, занятая типичной женской работой – прядением нити.

“Искушение Христа дьяволом”

Образ “Искушение диаволом Иисуса Христа в пустыне” напоминает нам о событиях, предшествующих началу общественного служения и проповеди Спасителя, когда ослабленный сорокадневным постом Богочеловек подвергся искушению сатаны и трижды посрамил его.

“Ветхий денми”

Первые изображения Христа, как “Ветхого днями”, то есть в образе старца известны не позднее VI века (церковь святой Констанции в Риме). На Руси подобные изображения также известны с древности. Например, такая икона есть в церкви Спаса на Нередице (Новгород Великий, XII век). Название иконы взято из книги пророка Даниила, в видении которого Бог предстал в виде благообразного могучего старца.

Андрей Сегеда

Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)29

Почитание икон имеет давнюю историю, однако верующие молятся не самой иконе, а тому святому, который на ней изображен, особенно если это икона Иисуса Христа. По сути, икона — образ Иисуса Христа в Его человеческом воплощении.

Христианская церковь пережила эпоху иконоборчества (8 — начало 9 вв.), когда иконы, в том числе и иконы с Иисусом Христом, считались «идолами», а их почитание – идолопоклонством. Иконоборцы уничтожали не только иконы, но и фрески, мозаики, росписи в храмах с изображениями Спасителя и святых, поэтому до нас, скорее всего, и не дошла первая икона Иисуса Христа. Однако Вселенские соборы 787 и 843 годов осудили иконоборчество, и иконопись получила мощный импульс для развития. Вот основные типы икон с изображением Иисуса Христа и их названия.

Основные правила изображения Иисуса Христа на иконах

В православной иконописи сложились определенные канонические правила изображения Христа; все православные иконы господа Иисуса Христа можно отнести к определенным типам:

  • Спас Нерукотворный (Мандилион)

По преданию, заболевший проказой царь Эдессы отправил к Иисусу гонца с просьбой прийти и излечить его, а если Иисус не согласится, то хотя бы получить его нарисованный лик. Иисус же был постоянно окружен толпой, и нарисовать его у художника не было никакой возможности.

Увидев это, Спаситель, умыв лицо, вытер его убрусом (платком), и на плате проступил Его лик. Этот образ чудесным образом исцелил эдесского царя и впоследствии стал основой для целого иконографического направления образа Спасителя в иконах, получившего название «Нерукотворный Спас», когда на иконе изображается только голова Иисуса на фоне плата.

  • Спас Вседержитель (Пантократор)

Самым распространенным видом икон Христа является Спас Вседержитель (Пантократор), на который Он держит в левой руке Евангелие, а правой творит благословение.

Основные иконографические варианты образа Спаса Вседержителя включают его изображение по пояс либо в полный рост, сидящим на троне (как, например, икона Спасителя кисти Андрея Рублева «Спас в силах»).

  • Спас Эммануил

Эммануил в переводе c древнееврейского означает «с нами Бог». Это имя присваивается всем изображениям на иконах с Иисусом, где Он предстает в виде отрока. Чаще всего образ Эммануила присутствует на иконах Богоматери.

  • Деисус

Деисус представляет собой иконы Иисуса Христа с ангелами, святыми, Богоматерью и др. Сам Спаситель всегда находится в центре, чаще всего Он предстает в виде Пантократора, сидящего на троне, с Матерью Божией и Иоанном Крестителем по сторонам. В русской иконописи сложился свой тип Деисуса, получивший название Ангельского: это икона Иисуса Эммануила со стоящими рядом архангелами Михаилом и Гавриилом.

Другие иконы Христа Спасителя

В православной иконографии существуют и другие иконы Христа. Так, на иконе «Спас благое Молчание» Он предстает в виде ангела в образе юноши в белых одеждах и с крыльями, то есть еще до Его воплощения в человеческий образ.

На иконе «Спас Великий Архиерей» Иисус предстает в пышных священнических одеждах, с короной на голове и Евангелием в руках, благословляющим человечество.

Икона «Добрый пастырь» воплощает образ Иисуса-пастыря, то есть пастуха, пасущего Свое стадо (людей), нередко с овцой на плечах, символизирующей заблудшие души.

На иконе «Христос во гробе» и иконе «Спас в терновом венце» представлены самые трагические моменты земной жизни Спасителя – Страсти Христовы. Они призваны напомнить людям, какие муки за них пришлось принять Спасителю, и как смиренно Он их принял.

Иконы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы

В чем помогает икона Иисуса Христа Спасителя

Образ Иисуса Христа – центральный в любом храме или домашнем иконостасе.

Любая икона Иисуса Христа Спасителя обладает огромной силой, если молитва перед ней возносится от чистого сердца, с искренней верой.

В этом, по сути, заключается значение каждой иконы: не икона отвечает на наши молитвы, а святой, изображенный на ней, который предстательствует пред Господом за наши нужды.

Поэтому не имеет особого значения, будут ли это лики Иисуса Христа на иконах прошлого века, которые сегодня являются предметами антиквариата и высоко ценятся, или небольшие иконы, приобретенные в церковной лавке, – силу имеет не сама икона, а тот, кому она посвящена. Известно, какой популярностью пользуются среди верующих и как помогают намоленные иконы, то есть иконы, как бы впитавшие в себя истовые молитвы, возносившиеся перед ними многими людьми. Иконе Спасителя можно молиться о любых своих нуждах, но не забывать при этом ежедневно читать главную молитву – «Отче наш». Молитва помогает укрепиться в вере, преодолеть отчаяние, принять верное решение и следовать по праведному пути.

На иконах двунадесятых, то есть основных православных праздников изображены различные эпизоды земной жизни Спасителя, от Рождества до Распятия, а также связанные с Богородицей и Святой Троицей, поэтому празднование каждой иконы совпадает с соответствующим двунадесятым праздником.

Молитва

Предлагаем ознакомиться с молитвой обращения к Иисусу Христу:

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Аминь.

Иконография Христа

Сегодня в нашей школе снова урок церковного искусства, мы вновь говорим об иконах. Среди множества православных икон особое место занимают образы Господа нашего Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18),— читаем мы в Священном Писании. Сущность Божества непознаваема, но Бог становится человеком, чтобы спасти нас от греха. Потому так распространены иконы Христа. И каждая из них имеет свои особенности, призванные раскрыть молящимся одну из граней образа Спасителя. Об этом нам расскажет иконописец Елена Вячеславовна Купцова.

Каноническое изображение Христа было утверждено в IX веке: «Благотелесный… со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив…»

В настоящее время существует два типа изображений Спасителя: в виде Вседержителя и Судии — Царя Царствующих — и в том виде, в каком Он был среди людей и совершал Свое служение (в том числе в виде Младенца или Отрока). Иногда можно встретить также изображения Христа в виде Ангела.

Но если способы изображения столь различны, как мы узнаем на иконах Спасителя? Благодаря одной детали: изображение Христа практически всегда имеет крестчатый нимб. Нимб — символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор. Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога: «Аз есмь Сущий».

Обычно Христа изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка). Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий — небесную и Божественную природы Спасителя. Часто на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу — это клав, в античном мире — знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком Его особой мессианской роли.

Спас Нерукотворный

Согласно Преданию, во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен страшной болезнью — проказой. Услышав о Христе, Авгарь написал письмо Спасителю с просьбой об исцелении. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Христа.

Анания не мог подойти к Христу из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу.

С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедовал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.

Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне.

Но вот, когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, отпечаталось такое же изображение.

В воспоминании о создании и чудесном обретении иконы в иконографии распространены два типа Нерукотворного Образа: «Спас на убрусе», то есть на куске ткани, и «Спас на чрепии», то есть на черепице или камне, когда фоном для Лика становится стена или нейтральный фон.

Пантократор

Вторым наиболее распространенным иконографическим типом является изображение Христа-Пантократора, в русском переводе получившее наименование «Вседержитель». Различаются несколько вариантов композиций: изображение фигуры в рост, поясное изображение и сидящий на престоле. Наибольшее распространение этот иконографический тип получил в монументальной живописи. Часто икона Спасителя изображается в купольном пространстве. Этот образ символизирует Христа, Творящего Вселенную.

Спас на престоле

Изображение Христа-Пантократора на престоле имеет другую трактовку — здесь Он воспринимается как Царь Небесный и как Судия. Такие композиции весьма широко распространены в монументальной живописи. Особенно любили такие изображения в Византии, где рядом со Спасителем изображали императоров и императриц, выражая тем самым идею сакральности императорской власти.

Спас в силах

В этом типе иконографии даются различные аспекты трактовки образа Христа: эсхатологический аспект (второе пришествие Спасителя и Страшный Суд), апокалиптический (образ Царя царей, Небесного Владыки и Агнца) и софийный (Бог Творящий).

Христос, восседающий на престоле, изображен на фоне красного квадрата, на который последовательно наложены синий круг (овал) и красный ромб. Собственно, на сочетании двух основных цветов, красного и синего, и строится вся композиция. Это символизирует соединение во Христе антиномических начал — милости и истины, Божественной и человеческой Его природы и т. д.

Красный нижний квадрат означает землю. В четыре конца земли проповедуется Евангелие Царства, и потому в четырех уголках квадрата изображаются символы евангелистов. Ангел символизирует евангелиста Матфея, телец — Луку, лев — Марка, орел — Иоанна. Впервые подобное прочтение тетраморфа было предпринято святым Иринеем Лионским, который видел за этим раскрытие различных аспектов образа Христа в Евангелиях: ангел, вернее, животное с человеческим лицом, означает пришествие Христа в мир, к людям, телец символизирует Жертву Христа, лев — Царство, орел — обладание Духом и духовное видение.

Следующая фигура — синий круг — означает небесную сферу, мир Бесплотных Сил, или ангельских чинов, как их именует Ареопагит. Нередко этот небесный свод изображается как бы «затканным» ангельскими головками.

И наконец фигура Самого Христа, окруженного изображением красного ромба. В отличие от нижнего квадрата, также красного, этот верхний ромб обозначает огонь, сходящий с Небес, огненную природу Божества. Иногда Спаситель облачен в одежды золотого цвета, что обозначает сияние Его славы. Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу.

Христос Великий Архиерей

На иконах этого типа Спаситель представлен в царской или священнической одежде, изукрашенной золотом, и в венце в виде то ли короны, то ли тиары. Этот иконографический тип западного происхождения и вошел в русскую иконографию только в конце XVII века. Образ имеет апокалиптическую трактовку, здесь иконописцы пытались запечатлеть явление Господа Иисуса Христа так, как оно написано в книге Откровения Иоанна Богослова: сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует (Откр. 19, 11).

Иконография Господских и Богородичных праздников

На этих иконах Христос предстает в различные моменты Своей земной жизни. Спаситель в одеждах красно-синего цвета. Исключение составляют такие композиции, как «Успение» и «Сошествие в ад», где Христос изображается в одеждах золотого цвета, и «Преображение», где Спаситель в белых одеждах. В сценах Страстей Господних принято изображать Христа полуобнаженным (в одной набедренной повязке).

Кроме традиционного, так называемого исторического типа иконографии Христа, существуют образы, в которых Спаситель представлен в виде Младенца или Отрока, такой тип именуется «Спас Эммануил». Имя Эммануил появляется в Библии в словах пророчества Исайи (см.: Ис. 7, 14) и означает «с нами Бог». Это имя относится, прежде всего, к изображению Предвечного Младенца, зачатого в чреве Пресвятой Девы.

Спас Благое Молчание

На иконах этого типа Христос изображается в виде Ангела Великого Совета, в ангельском чине, до воплощения, в виде юноши с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами. Руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб не крестчатый, а восьмиконечный (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом данного вида) — нимб Господа Саваофа.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх