Помост

Вопросы веры

Иисус в Библии

Твоё Имя прекрасно

Куплет 1: D Иисус, в начале Ты был Словом, G Hm A Со Всевышним был Одно. Hm A/C# D И слава, скрытая в творении, G Hm A В Тебе явилась, наш Христос. Припев: D Твоё Имя прекрасно, Бог, A Твоё Имя прекрасно, Бог, Hm A G Ты Царь мой, Иисус Христос. D/F# Твоё Имя прекрасно, Бог, A Ни с чем не сравнить Его! Hm Твоё Имя прекрасно, Бог. A G Иисус — Господь мой! Куплет 2: Мечтал Ты в вечности быть с нами. Иисус, Ты Сам спустился к нам. Твоя любовь покрыла грех мой — Теперь мы вместе навсегда! Припев: Твоё Имя чудесно, Бог… Проигрыш: G A Hm7 F#m7 G A Hm7 A Мост: Из мёртвых воскрес Ты, Нет больше завесы! Заставил умолкнуть грех и смерть. Триумф одержал Ты, И к жизни восстал вновь. Не заглушить хвалы небес! Мост: Нет Тебе равных, Тебе нет подобных! Сейчас и вовеки правь, Господь! Твоё, Бог, всё Царство! Твоя, Бог, вся слава! Твоё имя превыше всех имён! Припев: В Твоём имени сила, Бог! В Твоём имени сила, Бог! Ты Царь мой, Иисус Христос! В Твоём имени сила, Бог! Ему покорится всё! В Твоём Имени сила, Бог! Иисус — Господь мой! Теги: Прославление

Потерянные миры

Охота на ведьм и последующие судебные процессы над ними (неважно, по политическим или религиозным мотивам) всегда были по-настоящему страшными. На протяжении всей мировой истории ни в чем не повинных людей (в подавляющем большинстве случаев это были женщины) допрашивали, наказывали, пытали, насиловали и даже убивали, при условии, что они совершали хоть что-то, связанное с оккультизмом или колдовством. Извращенные и странные наказания для этих людей часто были мучительно медленными и непременно жестокими.

Одно можно сказать наверняка: в течение очень долгого времени люди пытались преодолеть свои суеверия, и это привело к огромному количеству смертей.

1. Колдовство в предыстории

Вплоть до создания доминирующих (и особенно монотеистических религий) то, что сегодня назвали бы колдовством, было общепринятой практикой: «это» делали все, поскольку верили в сверхъестественное. Колдовство существует с момента появления людей. Фактически, ученые доказали, что колдовство существовало и до появления цивилизации. Сделали они это посредством изучения наскальных рисунков, на которых изображены различные обряды, проводимые по разным причинам, например, чтобы способствовать обильной охоте. Также известно, что шаманы утверждали тысячи лет назад о своем особом контакте с богами, духами и природными силами. Поэтому они обладали значительной социальной властью из-за своих предполагаемых способностей. Наскальное и каменное искусство рассказывает сегодня о том, на что были похожи эти люди, и можно с уверенностью предположить, что их очень уважали. Но доисторический мир был жестоким и кровавым, поэтому наверняка, если шаманы не «обеспечивали» желаемый результат, то их иногда убивали.

2. Древний Вавилон

Как и большая часть истории цивилизации (от пива до сексуальных ритуалов и возникновения документированной проституции), история суда над ведьмами начинается в древнем Вавилоне, и это известно из Кодекса Хаммурапи. Созданный во время правления Хаммурапи, царя древнего Вавилона, правившего примерно с 1792 по 1750 годы до нашей эры, кодекс содержит 282 отдельных закона, которые регулировали поведение людей. Среди них есть, возможно, один из самых ранних законов против колдовства, который заложил основу для принятия подобных законов позже: «Если кто-либо предъявляет обвинение в колдовстве против человека, а обвиняемый идет к реке, прыгает в воду и тонет в ней, то его обвинителю нужно отдать дом виновного. Но если река докажет, что обвиняемый не виновен, и он не утонет, то того, кто предъявил обвинение, нужно казнить, а обвиняемому отдать его дом». Древний шумерский кодекс Ур-Намму содержал тот же закон.

3. Древний Рим

Теперь переместимся в 331 г. до н.э. В развивающейся цивилизации древнего Рима примерно 170 или около того женщин предстали перед судом, были признаны виновными в колдовстве и казнены. В то время Рим был суеверным и еще не стал могущественной силой в мире. Медицина только начала зарождаться, научных обоснований болезней не было, а людей в основном пытались лечить травами на основании метода проб и ошибок. Но за 100 лет до этого, примерно в 450 г. до н.э., был создан Закон двенадцати таблиц, первая известная письменная правовая система Древнего Рима. Это было началом всей правовой структуры вскоре образовавшейся Римской империи. Правила, прописанные в Законе двенадцати таблиц были, подобно Десяти библейским заповедям, основами поведения для древних римлян. И в этих кодексах поведения были законы против колдовства.

4. Вакханалии

В древние времена существовали культы, которые поклонялись богу Бахусу в древнем Риме, а до него, Дионису в древней Греции. Эти два бога олицетворяли многие вещи, в основном вино, секс, разврат и оргиастический гедонизм. Массовые пьяные оргии проводились во их имя со времен древней Греции до Римской империи, где они назывались «Вакханалиями». Подобное продолжалось до тех пор, пока Рим не принял законы против них в 186 году до нашей эры. Все, кто участвовал в фестивалях Вакханалий, столкнулись со страшными последствиями — их осудили за колдовство и казнили. По сути, это была вторая известная охота на ведьм в Древнем Риме. Вакханалии были вынуждены уйти в подполье благодаря принятию законов о колдовстве, которые пытались уничтожить культы, хотя они были возрождены, когда к власти пришел Юлий Цезарь.

5. Средневековье

Вопреки распространенному мнению, люди Средневековья не были агрессивны по отношению к колдовству и поначалу даже с трудом серьезно воспринимали идею ведьм. Богослов и философ Аврелий Августин (Блаженный Августин), который жил в пятом веке, был влиятельным мыслителем, который верил, что все языческое является не только нечестивым, но и сатанинским. Таким образом, его труды только укрепили связь между чем-либо оккультным (или выходящим за общепринятые рамки христианства того времени) со злом. Подобная идея сохраняется в христианстве и по сей день. Это был ключевой момент, поскольку набирающее силу христианство впоследствии стало преследовать ведьм. Тем не менее, только в VII — IX веках в средневековой Европе стали принимать новые законы против колдовства и ведьм. В течение нескольких веков после Блаженного Августина всем было наплевать на ведьм, и большинство людей думало, что это суеверная чепуха. Однако после принятия законов люди начали верить в магию и злое колдовство, а практикующие подобное все чаще начали считаться одержимыми дьяволом.

6. XIII век

В XIII веке резко возросло количество суеверий, связанных с ведьмами, а также началось их преследование со стороны Церкви. Папы и религиозные деятели начали демонизировать любого, кто практиковал какую-либо магию или ритуалы, кроме христианских молитв. Римско-католическая церковь официально ввела инквизицию в 1184 году при Папе Луцие III, и установила новый свод законов для борьбы с любым религиозным инакомыслием по всей Европе. В 1227 году папа Григорий IX назначил первых судей, предоставив им власть почти во всем во имя инквизиции. Именно тогда начались настоящие пытки еретиков. Инквизиция окончательно разгулялась в XIV веке после суда над тамплиерами. После этого еретиков судили по всей Европе, а об ужасах, которые творили с ведьмами, не стоит и говорить.

7. Ранний современный период

Ранний современный период Европы, охватывающий примерно с 1450 по 1750 год, ознаменовался значительным увеличением числа судов над ведьмами. За это время около 100 000 человек, в основном женщины, подозревались в колдовстве. Половина из них была казнена, как правило, путем сжигания на костре. Многие из этих убийств произошли в Германии, причем двумя особо жестокими районами были Трир и Вюрцбург, где всего за один день в 1589 году 133 человека были убиты по указанию Церкви. Немцы безжалостно убивали тех, кого боялись. Только в 1629 году 279 человек были казнены как ведьмы в этих местах. Идея о том, что любую ведьму, независимо от того, кем бы она ни была, нужно казнить, распространилась по Европе, как лесной пожар. Вскоре в каждой стране, от Шотландии до Швейцарии, начали массово убивать людей. По всей Европе прошли десятки массовых судебных процессов над ведьмами. К сожалению, тысячи людей погибли за то, что их подозревали в колдовстве. Это породило новую профессию охотников на ведьм, которые искали предполагаемую «дьявольскую метку» на людях, и любой, у кого была хотя бы родинка, никогда не мог по-настоящему чувствовать себя в безопасности.

8. Америка

Вскоре мания преследования распространилась на Америку, и для розыска ведьм начали нанимать охотников на ведьм, которые якобы обнаруживали следы дьявольских знаков почти на всех подозреваемых. Казни «виновных» производили, главным образом посредством сжигания на костре. Коннектикут был первой областью, особенно сильно пострадавшей от этой истерии и жажды крови. Алиса Янг стала первой известной жертвой в Хартфорде в 1647 году, а потом жители Коннектикута начали убивать и других. В нескольких городах начались массовые охоты и «проверки» ведьм, а также казни и зачистки.

Практически любой мог выдвинуть обвинение в том, что кто-то является ведьмой, и для начала пыток требовалось всего наличие одного свидетеля. Первое зарегистрированное признание в колдовстве в Коннектикуте дала под пытками женщина по имени Мэри Джонсон в 1648 году. В последующие годы произошло много жестоких казней после признаний, сделанных под принуждением. Это продолжалось до тех пор, пока губернатор Джон Уинтроп не принял новый закон в Коннектикуте в 1662 году, заявив, что для вынесения приговора по обвинению в колдовстве нужно два свидетеля.

Лихорадка охоты на ведьм распространилась из Коннектикута в Массачусетс. Она привела к, пожалуй, самой известной в истории охоте на ведьм в Салеме. В 1692 году более 200 человек были обвинены в том, что они являются колдунами и ведьмами и практикуют колдовство, вызывая силы природы для совершения злой воли. Из них 20 человек, в том числе маленькие дети, были казнены. Это навсегда останется темным пятном в истории человечества. Преследования внезапно прекратились, когда жители Салема почувствовали вину из-за такого количества жертв.

10. Последствия

После почти двух лет страха, паники, паранойи, судебных процессов, помещения людей в камеры пыток и убийств, последние из так называемых ведьм были освобождены, а лихорадка охоты на ведьм утихла. Все в Салеме просто вернулись к своей обычной жизни, будто ничего не произошло. Но это не значило, что во всем мире прекратилась охота на ведьм. Во многих странах по-прежнему существуют проблемы с охотой на ведьм, обычно это происходит в глубоко религиозных и суеверных районах. Совсем недавно, в течение последнего десятилетия, по обвинению в ведьмовстве убивали людей в таких местах, как Индонезия, Камерун, Гана и т. д.

Иисус Христос

Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. 1Кор.3,11

Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, 1Петр. 2:7

…кто постыдится Меня и Моих слов в роде сём прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. Мк.8,38

И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение. Мк.1,11

Сын Человеческий есть господин и субботы. Мк.2,28

..истинно Человек Сей был Сын Божий. Мк.15,39

..духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Мк.3,11

И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца. Ин. 1,14

Сеятель слово сеет. Мк.4,14

И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшёл глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. Мк.9,7

Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников – из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему. Рим.15,8–9

….иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. Мк.5,19

..и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Лк.3,22

Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи. Мк.2,10

..ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. Лк.9,56

Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Лк.9,58

Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими. Лк.12,8

..а кто отвергнётся Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. Лк.12,9

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. Лк.12,10

..вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира. Ин.1,29

Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. Ин.3,13

Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ин.3,19

Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой Твари. Кол.1,15

И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство. Кол.1,18

Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Моё не есть истинно. Ин.5,31

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ин.6,55

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Ин.6,56

Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. Ин.8,25

Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. Ин.8,26

Итак Иисус сказал им: когда вознесёте Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Ин.8,28

Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Ин.20–30

Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. Ин.20,31

Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего. Галл.1,4

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Ин.1,18

Иисус есть Христос. Деян. 18,5

Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, – то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Евр.13,11

Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Евр.10,12–13

Который есть образ Бога невидимого. 2Кор.4,4

Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживём; 2Тим.2,12

А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие. 1Кор.1,23

Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. 2Петр.1,17

..если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может. 2Тим.2,13

Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе». Гал.3,13

Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом. 2Кор. 5,21

Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Ин.1,17

И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нём все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. Деян.10,42–43

Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасёшься ты и весь дом твой. Деян.16,30

Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Евр.13,8

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него. Ин. 3,16–17

Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. Лк. 2,11

Он есть прежде всего, и всё Им стоит. Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всём первенство. Кол. 1,17–18

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Ин.1,1

И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца. Ин.1,14

Он был облечён в одежду, обагренную кровию. Имя Ему: Слово Божие. Отк.19,13

Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь. Рим. 9,5

И потому Он есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Евр.9,15

И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе. 1Тим. 3:16

Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти. Рим. 8,3

Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные. Откр.17,14

Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрёт. Я хлеб живый, сшедший с небес, ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ин.6,48–51

Вечные истины. Крылатые слова библейского происхождения

Многие библейские выражения со временем утрачивают свой изначальный смысл, искажаются. Так, приводя известное выражение из Евангелия: «Не хлебом единым жив человек», всегда опускают вторую его половину – «но всяким словом, исходящим из уст Господа», и вряд ли с умыслом – скорее всего, по незнанию.

Сейчас, слава Богу, не составляет труда познакомиться с Библией, выходят книги, в которых ссылки на неё приводятся без уничижительно-ироничного оттенка. Но незнание современными россиянами Книги книг будет преодолено нескоро: более чем семидесятилетняя политика государственного атеизма дала свои плоды. До сих пор для многих является откровением, что источником значительной части распространённых крылатых выражений является Библия.

Автор этой книги, давний друг нашей редакции Валерий Григорьевич Мельников, собрал около двухсот наиболее известных крылатых выражений библейского происхождения, в надежде, что приведённые разъяснения помогут узнать их истинный смысл.

В поте лица (тяжким трудом). «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19) – сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая.

Вавилонское столпотворение (в переносном смысле – суматоха, полный беспорядок). На церковнославянском «столпотворение» – строительство столпа, башни. В книге Бытия рассказано о попытке людей построить в городе Вавилоне башню до небес, чтобы осуществить свои честолюбивые планы и обессмертить себя в глазах потомков. Бог наказал возгордившихся людей и, смешав их языки так, что они перестали понимать друг друга, рассеял их по всей земле (Быт. 11, 1–9).

Валаамова ослица. Ослица прорицателя Валаама заговорила человеческим языком, протестуя против побоев (Чис. 22, 21–33). Выражение применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему, обычно молчаливому человеку.

Валтасаров пир (беззаботное времяпрепровождение в преддверии приближающейся беды). В книге Даниила (глава 5) рассказано о том, как во время пира халдейского царя Валтасара таинственной рукой на стене были начертаны пророческие слова о близкой его гибели. В ту же ночь Валтасар был убит.

Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого-либо жизненного этапа). «И возвращается ветер на круги свои» (Екк. 1, 6) (по-церковнославянски – «на круги своя»).

Власть предержащие. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13, 1). В этом выражении апостол Павел говорит о принципе гражданской жизни христианина. По-церковнославянски высшим властям – властем предержащим. Употребляется в ироническом смысле по отношению к начальству.

Власть тьмы (торжество зла). «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Лк. 22, 53) – слова Иисуса Христа, обращённые к пришедшим взять Его под стражу.

Внести свою лепту (внести посильный вклад). Лепта – мелкая медная монета. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала всё, что имела (Мк. 12, 41–44; Лк. 21,1–4).

Возвращение блудного сына. Блудный сын (раскаявшийся отступник). Из притчи о блудном сыне, повествующей о том, как один из сыновей, истребовав свою долю наследства, ушёл из отчего дома и стал вести беспутный образ жизни, пока не расточил всё наследство и не стал терпеть нужду и унижения. Вернувшись с раскаянием к отцу, был им с радостью прощён (Лк. 15, 11–32).

Волк в овечьей шкуре (лицемер, прикрывающий своё злонамерение мнимым благочестием). «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15).

Врачу, исцелися сам. Церковнославянский текст выражения: «Врач! исцели самого себя» (Лк. 4, 23). Здесь Иисус Христос приводит известную в древнем мире пословицу, означающую: прежде чем давать советы другим, обрати внимание на себя.

Время разбрасывать камни, время собирать камни (всему своё время).

Выпить чашу до дна (претерпеть испытание до конца). «Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил» (Ис. 51, 17).

Всякой твари по паре. Из повествования о всемирном потопе – об обитателях Ноевого ковчега (Быт. 6, 19–20; 7, 1–8). Употребляется в ироническом смысле по отношению к пёстрой компании.

Гога и Магога (нечто страшное, свирепое). Гог – свирепый царь царства Магог (Иез. 38–39; Откр. 20, 7).

Голгофа – место, где был распят Христос. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его» (Ин. 19, 17–18). Употребляется как символ страдания. В этом же значении применяется выражение «крестный путь» – путь Христа на Голгофу.

Голубь мира. Из повествования о всемирном потопе. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принёс ему масличный лист, как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт. 8, 11). С тех пор голубь с масличной (оливковой) ветвью стал символом примирения.

Грехи молодости. «Грехи юности моей… не вспоминай… Господи!» (Пс. 24, 7).

Да минует меня чаша сия. «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). Из молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду накануне Распятия.

Дом, построенный на песке (нечто зыбкое, непрочное). «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 26–27).

Допотопные времена, а также: допотопная техника, допотопные суждения и т.п. Употребляется в значении: очень древнее, существовавшее чуть ли не до всемирного потопа (Быт. 6–8).

Заблудшая овца (человек, сбившийся с пути истинного). Из Евангельской притчи о радости хозяина, нашедшего и возвратившего в стадо одну заблудившуюся овцу (Мф. 18, 12–13; Лк. 15, 4–7).

Запретный плод. Из повествования о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил срывать Адаму и Еве (Быт. 2, 16–17).

Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке). Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра), вместо того чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Мф. 25, 14–30). Слово «талант» впоследствии стало синонимом выдающихся способностей.

Земля обетованная (благодатное место). Земля, обещанная Богом иудейскому народу (древняя Палестина) при избавлении от египетского рабства. «И иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную» (Исх. 3, 8). Обетованной (обещанной) названа эта земля апостолом Павлом (Евр. 11, 9).

Змий-искуситель. Сатана в образе змея соблазнил Еву вкусить плоды с запретного дерева познания добра и зла (Быт. 3,1–13), за что она вместе с Адамом, которого угостила этими плодами, была изгнана из рая.

Золотой телец (богатство, власть денег). Из библейского повествования о поклонении иудеями во время странствия по пустыне вместо Бога тельцу, сделанному из золота (Исх. 32, 1–4).

Злоба дня (актуальная проблема данного времени). «Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). По-церковнославянски: «Довлеет дневи злоба его».

Знамение времени (типичное общественное явление для данного времени, проясняющее его тенденции). «Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времён не можете?» (Мф. 16, 3) – упрёк Иисуса Христа фарисеям и саддукеям, просивших Его показать знамение с неба.

Избиение младенцев (расправа над беззащитными). Когда царю Ироду стало известно, что в Вифлееме родился Христос, он велел убить всех младенцев возрастом до двух лет (Мф. 2, 16). Сын Ирода, Ирод Антипа, также был жестоким человеком – по его приказу был обезглавлен Иоанн Креститель. Имя Ирод, как символ жестокости, стало нарицательным, так же как и другие библейские имена: Голиаф – великан, Иуда – предатель, Каин – братоубийца.

Ищите и обрящете. В переводе с церковнославянского языка означает «ищите и найдёте» (Мф. 7, 7; Лк. 11, 9).

Камни возопиют (крайняя степень негодования). «И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 39–40).

Камня на камне не оставить (разрушить до основания). «Не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф. 24, 2) – пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через 70 лет после Распятия Христа.

Кесарю – кесарево, Богу – Божье (каждому – своё). «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» – ответ Иисуса Христа фарисеям на вопрос, нужно ли отдавать подать кесарю (Мф. 22, 21).

Козёл отпущения (существо, несущее ответственность за других). Животное, на которое символически возлагались грехи, совершенные всем израильским народом, после чего козёл изгонялся (отпускался) в пустыню. (Лев. 16, 21–22).

Колосс на глиняных ногах (нечто грандиозное с виду, но имеющее легко уязвимые места). Из библейского рассказа о сне царя Навуходоносора, в котором он увидел огромного металлического истукана (колосса) на глиняных ногах, рухнувшего от удара камня (Дан. 2, 31–35).

Корень зла (источник зла). «Как будто корень зла найден во мне» (Иов. 19, 28). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6, 10).

Кто не со мною, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). Этими словами Иисус Христос подчёркивает, что в духовном мире существует только два царства: добра и зла, Бога и сатаны. Третьего не дано. Народная мудрость гласит на этот счёт: «От Бога отстал – к сатане пристал». К сожалению, частое повторение этого выражения власть предержащими исказило его первоначальный смысл.

Кто с мечом придёт, от меча и погибнет. «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52).

Краеугольный камень (нечто важное, основополагающее). «Я полагаю в основание на Сионе камень – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый» (Ис. 28, 16).

Кто не работает, тот не ест. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10).

Ложь во спасение (ложь во благо обманываемого). Искажённое понятие церковнославянского текста: «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется» (Пс. 32, 17), что означает: «Ненадёжен конь для спасения, не избавит великою силою своею».

Мафусаилов век (долголетие). Мафусал (Мафусаил) – один из первых библейских патриархов, который прожил 969 лет (Быт. 5, 27).

Мерзость запустения (крайняя степень разорения, грязь). «И на крыле святилища будет мерзость запустения» (Дан. 9, 27). «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте… тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф. 24, 15–16).

Метать бисер (понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их смысл). «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими» (Мф. 7, 6). По-церковнославянски жемчуг – бисер.

Не от мира сего. «Вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин. 8, 23) – из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также «Царство Моё не от мира сего» (Ин. 18, 36) – ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, Он ли есть Царь Иудейский. Выражение применяется по отношению к людям, отрешённым от реальностей жизни, чудакам.

Не сотвори себе кумира. Выражение из второй заповеди Божьей, запрещающей поклонятся ложным богам, идолам (Исх. 20, 4; Втор. 5, 8).

Не судите, да не судимы будете. Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Мф. 7, 1).

Не хлебом единым. «Не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8, 3). Цитируется Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Мф. 4, 4; Лк. 4, 4). Употребляется по отношению к пище духовной.

Неопалимая купина (символ вечного, непреходящего). Горящий, но несгорающий куст терновника, в пламени которого Ангел Господень явился Моисею (Исх. 3, 2).

Ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость). «Ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5, 18), т.е. недопустимо даже малейшее отклонение от закона, пока не исполнятся все предначертания. Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита – йод, по форме похожий на апостроф.

Ничтоже сумняшеся. Ничтоже сумняся. «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь» (Ик. 1, 6). По-церковнославянски: «Да просит же верою ничтоже сумняся». Выражение употребляется в ироническом смысле: не слишком сомневаясь.

Нищие духом. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3). Одна из девяти евангельских заповедей блаженства. Нищие духом – смиренные, лишённые гордыни, всецело доверяющие Богу; по выражению Иоанна Златоуста – «смиренномудрые». В настоящее время выражение употребляется в совершенно ином смысле: ограниченные люди, лишённые духовных интересов.

Око за око, зуб за зуб. «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Лев. 24, 20; Исх. 21, 24; Втор. 19, 21) – ветхозаветный закон, регламентирующий степень ответственности за преступление, смысл которого: человеку, причинившему повреждение другому, не может быть установлено наказание больше содеянного, причём ответственность за это нёс конкретный виновник. Закон этот имел очень важное значение, т.к. ограничивал распространённую в древние времена кровную месть, когда за преступление человека одного рода по отношению к представителю другого рода мстили всему роду, причём местью (как правило, независимо от степени вины) была смерть. Этот закон предназначался судьям, а не отдельному человеку, поэтому совершенно неверно современное толкование «око за око» как призыв к мести.

Отделять плевелы от пшеницы (отделять истину от лжи, плохое от хорошего). Из евангельской притчи о том, как враг посеял плевелы (злостные сорняки) среди пшеницы. Хозяин поля, опасаясь, что при выборке плевел можно повредить неокрепшую пшеницу, решил дождаться созревания её и тогда выбрать сорняки и сжечь (Мф. 13, 24– 30; 36–43).

Отряхнуть прах от своих ног (навсегда порвать с чем-либо, отречься с негодованием). «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Мф. 10, 14; Мк. 6, 11; Лк. 9, 5; Деян. 13, 51). В основу данной цитаты положен древний иудейский обычай отрясать с ног дорожную пыль при возвращении в Палестину из путешествий в языческие страны, где даже дорожная пыль считалась нечистой.

Первым бросить камень. «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень» (Ин. 8, 7) – слова Иисуса Христа в ответ на искушения книжников и фарисеев, приведших к Нему женщину, уличенную в прелюбодеянии, смысл которых: не имеет морального права человек осуждать другого, если сам грешен.

Перекуём мечи на орала (призыв к разоружению). «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2, 4). Орало – плуг.

Питаться мёдом и акридами (строго соблюдать пост, чуть ли не голодать). Иоанн Креститель, живя в пустыне, вёл аскетический образ жизни и питался диким мёдом и акридами (саранчой) (Мк. 1, 6).

Плоть от плоти (родственная близость). «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» – слова о Еве, созданной Богом из ребра Адама (Быт. 2, 23).

По букве и духу. «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3, 6). Употребляется в значении: отнестись к чему-либо не только по внешним формальным признакам (по букве), но и по внутреннему содержанию и смыслу (по духу). Иногда в значении «формальность, противоположная сущности, смыслу» употребляется выражение «мёртвая буква».

Посыпать голову пеплом (знак крайнего отчаяния и скорби). Древний обычай иудеев в знак скорби посыпать голову пеплом или землёю. «И возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу» (Иов. 2, 12); «… разодрал одежды свои и возложил на себя… пепел» (Есф. 4, 1).

Почивать от трудов праведных (отдыхать после трудных и полезных дел). Из библейского повествования о сотворении мира: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2, 3).

Превращение Савла в Павла (резкая смена своих убеждений). Савл был ярым гонителем первых христиан, но, после того как ему однажды явился Иисус Христос, стал одним из главных проповедников и основателей христианства – апостолом Павлом (Деян. 9, 1–22).

Прилип язык к гортани (потерять дар речи от неожиданности, от возмущения). «Язык мой прильпнул к гортани моей» (Пс. 21, 16).

Притча во языцех (у всех на устах, предмет общего разговора). «И будешь… притчею и посмешищем у всех народов» (Втор. 28, 37). По-церковнославянски «у всех народов» – «во всех языцех».

Продать за чечевичную похлёбку (поступиться чем-либо важным ради мелкой выгоды). Исав, старший из сыновей библейского патриарха Исаака, будучи голодным и усталым, продал младшему брату Иакову право своего первородства за чечевичную похлёбку. (Быт. 25, 29–34).

Путеводная звезда – Вифлеемская звезда, указывающая путь восточным мудрецам (волхвам), которые шли поклониться родившемуся Христу (Мф. 2, 9). Употребляется в значении: то, что направляет чью-либо жизнь, деятельность.

Святая святых (сокровенное, тайное, недоступное для непосвященных) – часть скинии (походного иудейского храма), отгороженная завесой, входить в которую могли только первосвященники один раз в год. «И будет завеса отделять вам святилище от Святая Святых» (Исх. 26, 33).

Скрежет зубовный. «Там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 12) – слова Иисуса об ужасах ада. В переносном смысле употребляется как бессильная ярость.

Слуга двух господ (человек, который тщетно пытается угодить одновременно многим). «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а другому нерадеть» (Лк. 16, 13).

Служить маммоне (чрезмерно заботиться о богатстве, материальных благах). «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24). Маммона – богатство или земные блага.

Смертный грех. Апостол Иоанн говорит о грехе к смерти и грехе не к смерти (1 Ин. 5, 16–17). Грехом к смерти (смертным грехом) считается грех, который нельзя искупить.

Содом и Гоморра (распущенность, а также крайняя неразбериха). Из библейского повествования о городах Содоме и Гоморре, которые Бог покарал за распущенные нравы их жителей (Быт. 19, 24–25).

Соль земли. «Вы – соль земли» (Мф. 5, 13) – слова Иисуса Христа по отношению к верующим, означающие: лучшая, полезная для общества часть людей, в обязанности которых входит хранить свою духовную чистоту. В древности соль считалась символом чистоты.

Суета сует. Имеется в виду малость людских хлопот и дел перед Богом и Вечностью. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета!» (Екк. 1, 2).

Тайна сия велика есть. Церковнославянский текст выражения из Послания к Ефесянам (гл. 5, стих 32). Употребляется по отношению к чему-либо недоступному, тщательно скрываемому; часто в ироническом смысле.

Тридцать сребренников (символ предательства). За тридцать сребренников Иуда предал Христа первосвященникам (Мф. 26, 15). Сребренник – древняя иудейская монета, по достоинству равная четырём греческим драхмам.

Труба иерихонская (не в меру громкий голос). Из повествования об осаде иудеями города Иерихона, когда от звука священных труб и от крика осаждающих рухнули стены города (Нав. 6).

Тьма кромешная (символ ада). «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 12). По-церковнославянски «тьма внешняя» – «тьма кромешная».

Умывать руки (устраниться от ответственности). «Пилат, видя, что ничто не помогает… взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего» (Мф. 27, 24). Римский прокуратор Понтий Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное умывание рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор. 21, 6–9).

Фарисейство (лицемерие). Фарисеи – религиозно-политическая партия в древней Иудее, представители которой были сторонниками показного строгого исполнения обрядовых сторон иудейской религии. Иисус, обличая религиозное ханжество, часто называл их лицемерами: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Мф. 23, 13; 23, 14; 23, 15; Лк. 11, 44).

Фиговый листок (недостаточное, поверхностное оправдание чего-либо, а также лицемерное прикрытие чего-либо постыдного). Адам и Ева, познавшие стыд после грехопадения (вкушения запретного плода с древа познания добра и зла), опоясались листьями смоковницы (фигового дерева) (Быт. 3, 7). Скульпторы часто использовали фиговый листок при изображении нагого тела.

Фома неверующий (сомневающийся человек). Апостол Фома не сразу поверил в воскресение Христа: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). Последующим апостольским служением и смертью ради веры Христовой апостол Фома искупил своё минутное сомнение.

Хлеб насущный (необходимое пропитание). «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф. 6, 11; Лк. 11, 3) – из молитвы Господней.

Хляби небесные (ныне шуточное выражение о проливном дожде). Из библейского повествования о всемирном потопе: «Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Быт. 7, 11). По-церковнославянски «окна» – «хляби».

Печатается по оригинальному изданию (г. Новосибирск)

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх