Помост

Вопросы веры

Икона богоматерь донская

Икона Божией Матери Донская

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня…

И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой Лик Нерукотворный
Светел навсегда.

А. А. Блок

Шел 1380 год. Русь стонала под игом Золотой Орды. И наконец 8 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, на Куликовом поле сошлись в смертельной битве две силы: орда кочевников, не знавшая жалости, привыкшая воевать и побеждать, и ведомые великим князем Димитрием Ивановичем русские рати, вдохновляемые верой Христовой.

Величественную картину битвы дал Н.Н. Карамзин:

«Стоя на высоком холме и видя стройные, необразимые ряды войска, бесчисленные знамена, развевавшиеся легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых ярким весенним, солнцем, слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! Даруй победу государю нашему!» и вообразив, что многие тысячи сих бодрых витязей падут через несколько часов, как усердные жертвы любви к Отечеству, — Димитрий в умилении преклонил колена перед образом Богоматери. Воодушевление было всеобщее Русские войска с верою в победу двинулись на неприятеля и разбили татарские войска».

И склонился святой князь Димитрий пред образом Богоматери, который поднесли ему донские ратники из городка Сипотина. Образ был укреплен на древке и как хоругвь победоносно реял над русским воинством во время сражения.

После битвы ратники преподнесли князю Димитрию эту икону в дар. Князь поместил ее сначала в Успенском соборе, а затем — во вновь построенном Благовещенском соборе Московского Кремля. С тех пор чудотворная и носит имя Донской.

Не умолчим об ином предании, согласно которому икона пребывала поначалу в Успенском соборе города Коломны. Наиболее ранее известие о коломенской Донской Божией Матери содержится в летописном сообщении времен царя Ивана Васильеича Грозного, молившегося перед нею в 1574 году, перед началом Казанского похода: «И приходит государь в церковь Успения Пречистыя и припадает к образу Пречистыя, иже на Дону была с преславным великим князем Димитрием Ивановичем». Когда Казань пала, царь Иван Васильевич приказал перенести чудотворный, дарующий победу образ в Москву.

На лицевой стороне иконы — Богоматерь, предстающая в иконографическом типе «Умиления». Изначальный золотой фон полностью утрачен, но лики и одежды Богородицы с Младенцем сохранились хорошо. Вишневого цвета плащ-мафорий Богоматери, рыжевато-коричневая рубашка Христа разукрашены сетью изломанных золотых линий. Золотом были написаны и края мафория Богоматери, звезды на нем — символ Ее тройного девства (до, во время и после рождения Спасителя). Синий чепец Пречистой, клав на хитоне Христа и свиток, перевязанный золотым шнурком, — все это делает цветовую гамму иконы торжественно-сумрачной и исполненной таинственной значимостью. На оборотной стороне изображено «Успение Богоматери». Пережив века, образ дошел до наших дней почти без изменений. Сохранилась и киноварная надпись: «Успение святыни Богородицы». От великого множества греческих и русских икон «Успения» этот образ отличает цельность внутреннего построения: опущены многие дополнительные сюжеты, которые часто используют другие иконописцы (несение апостолов Ангелами, плачущие жены, Ангел, отрубающий руку нечестивому Аффонию, дерзнувшему поколебать гроб Богоматери. В темно-синем ореоле царит фигура Христа с пламенеющим над Ним Херувимом, она вдвое больше фигур апостолов и святителей. В руках Спасителя — крошечная запеленутая фигурка, олицетворение бессмертной души Богородицы. Справа и слева от ложа с телом Богоматери — по шести апостолов и одному святителю (первый из них, вероятно, Иаков, брат Божий, епископ иерусалимский; второй — Иерофей, епископ Афинский). Это очевидцы кончины земной жизни Богоматери во граде Иерусалиме.

Одинокая свеча перед смертным ложем Божией Матери, ее трепетное пламя — символы угасания жизни. Обрамляющие центральную группу здания напоминают о кончине Богоматери в «доме». Всякий бывший в Иерусалиме видел это священное для христиан место.

Благочестивая традиция приписывает авторство Донской Богоматери выдающемуся иконописцу Феофану Греку.

Не один год длится полемика искусствоведов по этому вопросу, но не она важна для нас. Космическая мощь кисти Феофана пережила века и осталась с тем народом, к которому пришел он, принеся с собой великое искусство Константинополя. Кто видел фрески Феофана в Новгородской церкви Спаса на Ильиной улице, уже никогда не забудет их. Заказчиками Феофана были лучшие люди Великого Новгорода, московские князья и митрополиты. Деисус его письма украшает Благовещенский собор Московского Кремля. Там же, в местном ряду, слева от царских врат, была поставлена и чудотворная Донская. Ныне она находится в Третьяковской галерее.

Многие чудеса проистекали от этого образа. В 1591 году вторглись в русские пределы крымские татары, подошли, к самой Москве и раскинули шатры свои на Воробьевых горах. В то время почти все русское войско стояло в Великом Новгороде, защищая его от шведов. Столица оказалась беззащитной. Царь Федор Иоаннович, уповая на помощь свыше, повелел совершить вокруг городских стен крестный ход с Донской иконой, а затем поставить ее посреди малочисленного московского воинства. Ночью после усердной молитвы царь получил откровение от явившейся ему Богоматери, а утром устрашенные неведомой высшей силой татары покинули поле битвы и стали спасаться бегством, бросив множество раненых и весь свой стан.

В воспоминание столь дивной победы, дарованной чудотворным образом, царь в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла тогда Донская икона. Монастырь, так и названный Донским, хранил в своих стенах список с Чудотворной. Ежегодно 19 августа сюда шел из Кремля крестный ход.

7 мая 1686 года князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход на Крым, взял с собой чудотворную Донскую икону. По возвращении ее встречали государи Иоанн, Петр и царевна Софья.

Все возвращается на круги своя. В Донском монастыре, месте погребения святителя Тихона, где неугасимо горят лампады перед списком с чудотворной иконы, вновь звучит пение иноков. К православной России вернулся и другой чтимый список Донской Богоматери, исполненный уже в 1920-х годах замечательным изографом — новомучеником Владимиром Комаровским: этот образ пребывает в нижнем храме собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря.

Придет время — и, веруем, скоро — когда вновь зазвонят колокола в ознаменование возобновленного крестного хода. И опять засияет дивным светом над склоненными головами православных людей чудотворная икона Божией Матери Донской, и восславят они Ее в своих молитвах.

Тропарь, глас 4

Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и Чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне нас от всяких бед и напастей милостиво избави и спаси души наша, яко Милосердая.

Молитва

О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворный образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающии ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезни и печалех сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Прими, благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити пречестное имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Донская икона Пресвятой Богородицы была написана, по мнению искусствоведов, Феофаном Греком. Находясь в самом эпицентре военных действий, Донская икона Божией Матери защищала и придавала силы защитникам Руси от монгольского ига в день Куликовского сражения, произошедшего 08 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. По преданию святыня была привезена донскими казаками из Сиротина городка в канун сражения. В честь этой великой победы икона получила название Донской. После принятия образа в дар донскими казаками Дмитрий Донской перевез эту икону в Москву. Первоначально она была размещена в Успенском соборе Кремля.

История иконы

Во время битвы между князем Дмитрием Донским и монгольским ханом Мамаем, икона Донской Богоматери находилась среди русских воинов. Она была получена полководцем в дар от донских казаков. Молитвы Пречистой Девы, их чудодейственная сила помогли русскому войску одержать победу в битве за освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Победоносно возвращаясь в Москву, Дмитрий Донской привез с собой икону, и назвал ее Донской, в честь великой для Руси победы над татарами.

По церковным преданиям, есть еще одна победа, связанная с Донской иконой Божией Матери, завоеванная с помощью заступничества Пресвятой Богородицы. Спустя 200 лет битвы на Куликовом поле, во времена правления Феодора Иоанновича, царя и великого князя, крымские татары, возглавляемые ханом Казы-Гиреем, попытались захватить Москву. Они уже подошли к стенам города, и вышел Феодор Иоаннович со своим войском против орды, взяв с собой икону, привезенную с Дона. Было совершено богослужение и крестный ход, после чего икону Пресвятой Богородицы поместили в полковую церковь. А на следующий день татары, будучи побежденными с помощью чудотворной иконы, были изгнаны из Москвы. Больше никогда крымские татары не нападали на город.

Чтобы отдать дань благодарности Матери Божьей за победу, великий князь отдал приказ в месте расположения русского войска в ожидании битвы с татарскими захватчиками построить каменный храм, а после поместить туда Донскую икону Божией Матери Феофана Грека и после этих событий стали называть обитель Донской. В наши дни это действующий мужской монастырь. Каждый год здесь совершается торжественное богослужение.

В чем помогает Донская икона

К этому лику приезжают с молитвой Донской иконе Божией Матери не только о защите от врагов, но и помощи в лечении тяжелых ран и болезней.

Сейчас постоянное место нахождения Донской иконы Божией Матери – Третьяковская галерея. Ежегодно для праздничной службы ее доставляют в Донской монастырь, где священное сословие Москвы чествует великую святыню.

Как известно, образ Богоматери в целом является одним из наиболее почитаемых. Поэтому трудно перечислить, о чем молятся Донской иконе Божией Матери — верующие взывают о самых разных делах с самыми разными просьбами.

Иконографический образ относится к типу Умиление или Елеуса и особенностью тут является прильнувшие друг к другу лики Богомладенца и Богоматери, а на этом образе особенностью являются согнувшиеся ножки маленького Христа. Сам образ Умиление указывает не только на близкие отношения между Христом и Девой Марией, но и символически указывает на поиск души, которая стремиться прильнуть ко Всевышнему и проникнуться неподдельной любовью к нему. Поэтому перед этим образом часто молятся для того чтобы обрести подлинную веру, либо укрепиться в вере.

Как известно, православная вера для каждого отдельного верующего является динамичной, то есть может укрепляться и также ослабляться. Вот почему духовную практику следует вести непрерывно, вот почему, если смотреть в чем помогает Донская икона Божией Матери многие верующие обращают внимание именно на возможность укрепиться в вере и получить духовную помощь.

Тем не менее, есть свидетельства от верующих и о помощи сугубо телесной, которую предоставляет этот образ.

Часто к иконе обращаются для того, чтобы вылечить тяжелые раны и разнообразные недуги

Образ обладает целительной мощью и может уберегать от различных невзгод, тех, кто обращается с молитвой – в этом и есть значение иконы.

Молитва иконе

День празднования иконы приходится на 1 сентября.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Донской

О, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полцы чуждих, гради и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящеи, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиих, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниих неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и печалех сущия, злая сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любве всех нас исполни. Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят греси наши пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго иного злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о, Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Икона Богородицы Донская

Текст акафиста утвержден решением
Священного Синода от 26 декабря 2019 года (журнал № 163).

Кондак 1

Взбра́нней Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице, но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Икос 1

Арха́нгела благове́стие слы́шавши Пречи́стая, кро́тостию прия́т во́лю Го́спода Своего́ и во смире́нии се́рдца отвеща́: Се Раба́ Госпо́дня, бу́ди Мне по глаго́лу твоему́. Мы же, дивя́щеся, ка́ко Сын Бо́жий Сын Де́вы быва́ет, с Гаврии́лом Благода́тную пе́сньми си́ми почита́ем:

Ра́дуйся, Отрокови́це, от всех родо́в Бо́гом избра́нная;

ра́дуйся, ски́ние, Ду́хом Святы́м осене́нная.

Ра́дуйся, живоно́сная оби́тель Све́та Боже́ственнаго;

ра́дуйся, Ма́ти Бо́жия, Спа́са ми́ру ро́ждшая.

Ра́дуйся, Всепе́тая, я́ко сотвори́ Ти вели́чие Си́льный;

ра́дуйся, я́ко и в сла́ве икон Твои́х вели́чие сие́ явле́но бысть.

Ра́дуйся, я́ко Тобо́ю, Благода́тная, Неви́димый нам приобщи́ся;

ра́дуйся, я́ко чудотво́рными ико́нами Твои́ми благода́ть и ми́лость нам источи́ся.

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Кондак 2

Ви́дяще Тя, Богоро́дице, на объя́тиих Свои́х Младе́нца Христа́ держа́щую и главо́ю к пречи́стому ли́ку Его́ кро́тце прини́кшую, разумева́ем боже́ственную любо́вь Твою́ и непреста́нное о ми́ре хода́тайство. Ве́руем, я́ко и́маши ве́лие дерзнове́ние ко благосе́рдию Влады́ки, Ему́же, да́вшему нам Тя благу́ю Засту́пницу, благода́рственно пое́м: Аллилу́иа.

Икос 2

Ра́зум немощны́й не мо́жет пости́гнути глубину́ смире́ннаго служе́ния Твоего́, Госпоже́, Искупи́телю на́шему, не име́вшему на земли́, где главу́ подклони́ти. Егда́ же прии́де вели́кий и тре́петный день страда́ний Сы́на Твоего́, Богома́ти, ору́жие сме́ртное про́йде ду́шу Твою́. Сего́ ра́ди се́рдцем соболе́знующе, глаго́лем Ти такова́я:

Ра́дуйся, незло́бивая А́гнице, верте́п и бе́гство смире́нно прии́мшая;

ра́дуйся, богоприи́мца Симео́на ско́рбное прорече́ние в се́рдце начерта́вшая.

Ра́дуйся, поноше́нию Сы́на Бо́жия сострада́вшая;

ра́дуйся, кре́стный путь Его́ слеза́ми ороси́вшая.

Ра́дуйся, му́ки Его́ кре́стныя се́рдцем раздели́вшая;

ра́дуйся, Кресту́ предстоя́нием соверше́нство любве́ Твоея́ яви́вшая.

Ра́дуйся, гро́бу Сы́на Твоего́ благосе́рдый плач прине́сшая;

ра́дуйся, воскресе́нием Его́ па́че всех обра́дованная.

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Кондак 3

Си́ла Вы́шняго соде́ла Тя, Благода́тная, исто́чник неоскудева́ющ утеше́ния бе́дствующим: мно́ги бо ско́рби претерпе́вши, мо́жеши и искуша́емым помощи́. Лю́дем ру́сским, лю́те стра́ждущим от наше́ствия ага́рян, благоволи́ла еси́ яви́ти о́браз Твой в зна́мение ми́лости Твоея́ ко Оте́честву на́шему, в защи́ту от враг ви́димых и неви́димых, и́хже по́мощию Бо́жиею побежда́юще, Спаси́телю Бо́гу воспева́ху: Аллилу́иа.

Икос 3

Иму́ще Тя подвигополо́жницу, ше́ствующую по стопа́м Влады́ки Христа́, му́жества исполня́хуся первосвяти́телие Моско́встии и подви́жницы благоче́стия земли́ Ру́сския. Беды́ и напа́сти претерпева́юще, сии́ уча́ху лю́ди ду́хом Го́сподеви рабо́тати, ве́дуще, я́ко си́ла Бо́жия в не́мощи соверша́ется. Мы же, ви́дяще ве́ру оте́ц на́ших и явле́ние благода́ти, претвори́вшия злоумышле́ния во нра́вы до́брыя, досто́йно Тя, наста́вницу ве́рных, ублажа́ем:

Ра́дуйся, насажде́ние ве́ры и благоче́стия;

ра́дуйся, о́бразе несокруши́маго терпе́ния.

Ра́дуйся, ду́ха уны́ния и боя́зни отгна́ние;

ра́дуйся, ду́ха ра́зума и кре́пости стяжа́ние.

Ра́дуйся, близ Донски́х струй чу́дно ико́ну Твою́ яви́вшая;

ра́дуйся, ре́ки слез наро́дных е́ю изсуши́вшая.

Ра́дуйся, до́блести бога́тство нам вручи́вшая;

ра́дуйся, моли́твенников земли́ Ру́сския возрасти́вшая.

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Кондак 4

Бу́ря превели́каго наше́ствия ага́рянскаго потрясе́ зе́млю Ру́сскую, но не возмо́же пла́мень угаси́ти ве́ры в покро́в Твой, Богома́ти Пречи́стая. Вели́кий печа́льник земли́ на́шея преподо́бный Се́ргий, призва́в на по́мощь Святу́ю Трои́цу и Тя, Влады́чице, со упова́нием благослови́ свята́го кня́зя Дими́трия с дружи́ною в похо́д проти́ву ага́рян и предрече́ ему́ победу, те́мже научи́ всех пе́ти всеси́льному Бо́гу, в Тро́ице сла́вимому: Аллилу́иа.

Икос 4

Ви́дя ико́ну Богома́тере, на по́ли бра́ни от Донски́х преде́л прише́дшую, и, прии́м посла́ние от Се́ргия преподо́бнаго с напу́тием: Да помо́жет ти Бог и Свята́я Богоро́дица, возра́довася князь Дими́трий, я́ко Сама́ Влады́чица гряде́т на супоста́ты, и, воспряну́в ду́хом, с наде́ждею поведе́ во́ины своя́ на тьмочи́сленная по́лчища и побе́ду одержа́. Ико́на же Твоя́, Влады́чице, молниено́сным блиста́нием зра́ка Твоего́ враги́ устраша́ющи, зало́г побе́ды явля́ше. Сего́ ра́ди благода́рственно и ра́достно пое́м Ти похва́льная сия́:

Ра́дуйся, Ма́ти Го́спода Сил, небе́сная Воево́до;

ра́дуйся, земли́ Ру́сския от ве́ка по́моще и покро́ве.

Ра́дуйся, во́ином му́жества неодоли́маго дарова́ние;

ра́дуйся, врага́ иско́ннаго гро́зное низверже́ние.

Ра́дуйся, во́инов-и́ноков на по́двиг ра́тный избра́вшая и укрепи́вшая;

ра́дуйся, Оте́чество на́ше от и́га ага́рянскаго свободи́вшая.

Ра́дуйся, в явле́нии ико́ны Твоея́ луча́ми Со́лнца пра́вды ве́рных осия́вшая;

ра́дуйся, пресла́вную побе́ду правосла́вно Тя чту́щим дарова́вшая.

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Кондак 5

Богоявле́нною звездо́ю возсия́ ико́на Твоя́ пресве́тлая, озаря́ющи у́тро бра́ни и возвеща́ющи благослове́ние Бо́жие ратобо́рцем, на бра́нь жесто́кую с ага́ряны подви́гшимся. Весь день той предстоя́ху Се́ргий преподо́бный и и́ноцы мно́зи в моли́тве неотсту́пней ко Святе́й Тро́ице. Ве́черу же бы́вшу, побе́ду ста́рец ду́хом позна́в, ра́достно сию́ провозгласи́ и благода́рственное пе́ние соверши́ всеще́дрому Бо́гу, призыва́я и нас велегла́сно воспе́ти Ему́: Аллилу́иа.

Икос 5

Ви́дя очи́ма ве́ры тече́ние би́твы и моли́твою ратобо́рцы укрепля́я, поиме́нно помина́ше преподо́бный Се́ргий вожди́ и во́ины убие́нныя. Мы же, иму́ще заве́т его́ па́мять о таковы́х осо́бо твори́ти и ве́дуще си́лу моли́твы, побе́ду ору́жию принося́щия, из глубины́ се́рдца воззове́м Бо́жией Ма́тери, всемо́щней Покрови́тельнице ду́шу свою́ полага́ющих за дру́ги своя́:

Ра́дуйся, меч гне́ва Бо́жия на проде́рзыя направля́ющая;

ра́дуйся, из пра́вды вене́ц побе́ды соплета́ющая;

Ра́дуйся, с хра́брыми непреобори́мо спобора́ющая;

ра́дуйся, к по́двигом во бра́нех дух возвыша́ющая.

Ра́дуйся, ура́ненных Свои́м попече́нием не оставля́ющая;

ра́дуйся, убие́нных к ве́чному поко́ю управля́ющая.

Ра́дуйся, вдови́ц и обезча́дствованных благода́тно утеша́ющая;

ра́дуйся, Воево́до изря́дная, непобеди́мо держа́вствующая.

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Кондак 6

Провозве́стник спасе́ния Москвы́ от внеза́пнаго наше́ствия ага́рянскаго яви́ся о́браз Твой, Засту́пнице ско́рая. Неприя́телем во град вни́ти уже́ гото́вым, с ве́рою и сле́зным моле́нием обнесо́ша его́ лю́дие по стена́м и сто́гнам гра́да и поста́виша посреде́ во́инства в похо́дней це́рквице Се́ргия преподо́бнаго и, в моли́тве прилежа́ще, усе́рдно взыва́ху всеми́лостивому Спа́су: Аллилу́иа.

Икос 6

Возсия́вшу со́лнцу, узре́ша стрегу́щии во́ини, я́ко опусте́ стан ага́рянский: но́щию страх внеза́пу нападе́ на ня от не́кия ве́лия си́лы и, смути́вшеся, неудержи́мо бежа́ша да́же до преде́л земли́ Ру́сския и вси изгибо́ша. О, преди́вная Засту́пнице на́ша! Твои́ми моли́твами ско́рое избавле́ние сие́ бысть. Да испо́лнится же дре́вний храм, возвы́сивыйся на ме́сте, иде́же стоя́ше чудотво́рный о́браз Твой Донски́й, гла́са хвалы́ сея́:

Ра́дуйся, свеще́ неугаси́мая, ве́ры огнь воспламеня́ющая;

ра́дуйся, гра́ду Москве́ стра́же неусыпа́ющая.

Ра́дуйся, упова́ющих на по́мощь Твою́ не посрамля́ющая;

ра́дуйся, плач ве́рных вско́ре в ра́дость претворя́ющая.

Ра́дуйся, в бе́гство враги́ обраща́ющая;

ра́дуйся, призыва́ющим Тя по́мощь подаю́щая.

Ра́дуйся, со святи́телями и преподо́бными град наш огражда́ющая;

ра́дуйся, и́ноков под се́нию ико́ны Твоея́ учрежда́ющая.

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Кондак 7

Восхоте́вши огради́ти зе́млю Ру́сскую, держа́вная Покрови́тельнице на́ша, мно́гажды ко́зни ага́рян и про́чих иноплеме́нник разоря́ше, преде́лы страны́ на́шея храня́щи, и побе́ды ди́вныя да́же без кро́ве подаю́щи. Благоволи́, о Ма́ти Бо́жия, в ми́ре глубо́це и сою́зе любве́ вселе́нную сохрани́ти, Тебе́ бо даде́ся благода́ть всеми́рнаго заступле́ния пред Влады́кою всех, Его́же во́инства небе́сная сла́вят, пою́ще Ему́: Аллилу́иа.

Икос 7

Но́ваго стра́жа неусы́пнаго гра́да Москвы́ досто́йно почти́ти хотя́ще, собо́рный храм лю́дие благочести́вии в Донсте́й оби́тели сооруди́ша и на стене́ хра́ма живописа́ша ико́ну Твою́, Богома́ти, в боже́ственное огражде́ние страны́ на́шея, я́ко да отвне́ находя́щии врази́ отраже́ни бу́дут неотсту́пными моли́твами Твои́ми. Тебе́ же, я́ко су́щей с на́ми, со упова́нием глаго́лем:

Ра́дуйся, Бо́га Жива́го одушевле́нный хра́ме;

ра́дуйся, Ма́ти ми́ра, укроща́ющая смяте́ний во́лны.

Ра́дуйся, нощны́х бде́ний и моле́бных пе́ний ско́рое слы́шание;

ра́дуйся, до́брое приста́нище душа́м, спасе́ния и́щущим.

Ра́дуйся, ико́ну Твою́, я́ко зна́мя побе́д, дарова́вшая;

ра́дуйся, страну́ Ру́сскую достоя́ние Свое́ избра́вшая.

Ра́дуйся, бра́ней прекраще́нием мир и ра́дость принося́щая;

ра́дуйся, ко благоче́стию страну́ на́шу приводя́щая.

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Кондак 8

Разсе́яшася ту́чи напа́стей моли́твами Твои́ми, Засту́пнице всеблага́я. Те́плая заря́ покая́ния, восходя́щи, предваря́ет то́ки благода́ти, призыва́ющи к по́двигу, е́же ве́ровати пра́во и жи́ти свя́то. Простри́ же покро́в Твой, о Благода́тная Ма́ти, на всех гряду́щих у́зким, но вожделе́нным путе́м Христо́вых за́поведей, да вси позна́ют, я́ко с на́ми Бог, Ему́же пое́м: Аллилу́иа.

Икос 8

Весь мир стра́ждет грех ра́ди челове́ческих, во зло его́ поверга́ющих. В Тебе́, Ма́ти ро́да христиа́нскаго, нача́ло о́бщаго избавле́ния бысть, исполне́ние вся́кия доброде́тели. Да́руй же нам узре́ти, богому́драя Де́во, в Ева́нгелии Сы́на Твоего́ свет боже́ственный, да отве́ргше го́речь греха́, сла́дость благоче́стия обря́щем, взыва́юще Ти сицева́я:

Ра́дуйся, благода́ти живоно́сный исто́чниче;

ра́дуйся, заблу́ждшим путево́дный свети́льниче.

Ра́дуйся, сле́зне ка́ющимся обновле́ние подаю́щая;

ра́дуйся, ходи́ти в зако́не Госпо́дни наставля́ющая.

Ра́дуйся, моли́тве те́плей науча́ющая;

ра́дуйся, по́двигу поста́ вспомоществу́ющая.

Ра́дуйся, грехо́вныя по́мыслы вла́стно от нас отгоня́ющая;

ра́дуйся, братолю́бием те́мную зло́бу побежда́ти наставля́ющая.

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Кондак 9

Всех немощны́х кре́посте, печа́льных ра́дование, стра́ждущих посеще́ние, ве́рных дерзнове́ние Ты еси́, Пречи́стая Влады́чице Богоро́дице, всех притека́ющих под сень Креста́ Госпо́дня ко спасе́нию приво́диши, да позна́вше Христа́, Бо́жию Си́лу и Бо́жию Прему́дрость, воспою́т Ему́: Аллилу́иа.

Икос 9

Вети́и многовеща́ннии пости́гнути не мо́гут, человеколюби́вая Ма́ти, бе́здну щедро́т Твои́х, на злостра́ждущия и безпо́мощныя излива́емых. И мы, сла́дость утеше́ния в ну́ждах позна́вше, благословля́ем Тя с ве́рою и че́ствуем с любо́вию, моле́ния вознося́ще пред о́бразом Твои́м сицева́я:

Ра́дуйся, в ско́рбех земны́х во́лю Бо́жию смире́нно прии́мшая;

ра́дуйся, обурева́емых в ти́хое приста́нище вводя́щая.

Ра́дуйся, боля́щих милосе́рдая цели́тельнице;

ра́дуйся, вдов и сиро́т незри́мая пита́тельнице.

Ра́дуйся, стра́ждущих любо́вию окружа́ющая;

ра́дуйся, долгонеду́жных сла́дости ра́йстей приобща́ющая.

Ра́дуйся, чад Свои́х от враг необори́мо защища́ющая;

ра́дуйся, я́ко слеза́ми ра́дости ико́на Твоя́ украша́ется.

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Кондак 10

Спасти́ хотя́ мир, Сын Бо́жий из Тебе́, Де́во, пло́тию облече́ся и естество́ на́ше па́дшее обнови́. Ди́вное Бо́жие смотре́ние о нас Тобо́ю, Де́во, исполня́ется, я́ко Ты еси́ вои́стину поги́бших взыска́ние и гре́шных исправле́ние, и Тобо́ю от отча́яния изба́влени, дерза́ем с весе́лием пе́ти Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 10

Стена́ еси́ несокруши́мая Це́ркви Христо́ве, Всенепоро́чная Де́во, ве́рныя бо во искуше́ниих укрепля́еши, ми́ром и любо́вию огражда́еши. Сего́ ра́ди и гла́си моли́твеннии не умолка́ют зову́щих Ти:

Ра́дуйся, от купе́ли креще́ния блага́я путеводи́тельнице;

ра́дуйся, целому́дрия ю́ных огради́тельнице.

Ра́дуйся, ма́терем многотру́дным изря́дная помо́щнице;

ра́дуйся, чад непокори́вых му́драя наста́внице.

Ра́дуйся, в сиро́тстве ди́вное утеше́ние;

ра́дуйся, вражду́ющих неча́емое примире́ние.

Ра́дуйся, беззако́ннующих све́том пра́вды просвеща́ющая;

ра́дуйся, грехи́ на́ша в мо́ри милосе́рдия потопля́ющая.

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Кондак 11

Пе́ние всеумиле́нное прино́сим Ти, вмести́вшей ипоста́сное Сло́во Бо́жие. Сын Твой, А́гнец Бо́жий, взе́мляй грехи́ ми́ра, закала́ется и дае́тся в снедь ве́рным. Сподо́би нас, Ма́ти Бо́жия, досто́йно причаща́тися Пречи́стых Те́ла и Кро́ве Его́, да спасе́ние улучи́вше, воспое́м Жизнода́вцу: Аллилу́иа.

Икос 11

Дщи Отца́ Небе́снаго, Ма́ти Сы́на Бо́жия, Неве́сто Ду́ха Свята́го, неисчерпа́емое мо́ре даро́в боже́ственных Ты еси́, Всесвята́я Де́во. Умоли́ человеколю́бца Го́спода откры́ти нам исто́чник всеоживля́ющия благода́ти, да очище́нным се́рдцем потщи́мся возрасти́ти плоды́ Ду́ха, в ра́дости и весе́лии зову́ще Ти:

Ра́дуйся, плодо́в Ду́ха Свята́го стяжа́ние всеце́лое;

ра́дуйся, ра́достию духо́вною упое́ние пречу́дное.

Ра́дуйся, ми́ра непоколеби́маго дарова́ние благонаде́жное;

ра́дуйся, бла́гости и любве́ исполне́ние преми́рное.

Ра́дуйся, милосе́рдия насажде́ние неувяда́емое;

ра́дуйся, ве́ры живы́я утвержде́ние несокруши́мое.

Ра́дуйся, кро́тости наста́внице несравне́нная;

ра́дуйся, вражды́ разруша́ющая средосте́ние.

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Кондак 12

Благода́тную по́мощь мно́гажды явля́ла еси́, Цари́це Небе́сная, чрез чудотво́рный о́браз Твой, от сме́рти ско́рыя и неизбе́жныя изъима́ющи. Та́ко о́браз всечестна́го Успе́ния Твоего́, на обра́тней стране́ ико́ны Донски́я от лет дре́влих пи́саный, зна́мение есть вся́кому подвиза́ющемуся, да не убои́тся сме́рти, но, взира́я, ка́ко душа́ Твоя́ прие́млется в ру́це Бо́га жива́го, с наде́ждею предае́т себе́ в час сме́ртный Суди́и всех Бо́гу, вопия́ Ему́: Аллилу́иа.

Икос 12

Пою́ще Тя, в моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу, Святе́й Тро́ице предстоя́щую, вопие́м Ти: пробуди́ нас све́том живоно́снаго Успе́ния Твоего́ от смертоно́снаго сна нераде́ния о спасе́нии души́ и испроси́ нам с Го́сподом примире́ние. Егда́ же приспе́ет жа́тва сме́ртная житию́ на́шему, огради́ нас всеси́льным предста́тельством Твои́м от духо́в зло́бы, да, Тобо́ю води́ми, дости́гнем Ца́рствия Небе́снаго, иде́же незаходи́мое Со́лнце пра́вды невече́рний свет сла́вы Боже́ственныя излива́ет. О Всесвята́я Де́во, от Херуви́м воспева́емая, приими́ от нас, недосто́йных, похвалы́ сия́:

Ра́дуйся, обра́дованная, во успе́нии Твое́м нас не оставля́ющая;

ра́дуйся, Ма́ти всепе́тая, одесну́ю Бо́га предстоя́щая.

Ра́дуйся, го́рняго ми́ра красото́ боголе́пная;

ра́дуйся, кла́дезю богомы́слия неисчерпа́емый.

Ра́дуйся, любве́ боже́ственныя неугаси́мый свети́льниче;

ра́дуйся, грехо́вных уз ско́рая реши́тельнице.

Ра́дуйся, возду́шных мыта́рств безбе́дное прехожде́ние;

ра́дуйся, блага́я врата́рнице, двере́й ра́йских отверзе́ние.

Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.

Кондак 13

О, всеми́лостивая Влады́чице Богоро́дице, страны́ на́шея ди́вная засту́пнице, оби́димых прибе́жище, гре́шных спасе́ние! Оте́чество на́ше от враг защити́, вселе́нную всю ми́ром благослови́, ве́ру правосла́вную укрепи́, крест коему́ждо со упова́нием понести́ помози́, в любви́ и согла́сии всех нас соблюди́ и в ра́дость Го́спода вни́ти сподо́би пою́щих Ему́: Аллилу́иа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Архангела благовестие…» и 1-й кондак «Взбранней Воеводе…».

Молитва

О, Пресвята́я Влады́чице, Де́во Богоро́дице, Засту́пнице на́ша блага́я и ско́рая! Воспева́ем Ти вси благода́рственная за чу́дная дела́ Твоя́. Песносло́вим от лет дре́вних неотъе́млемое заступле́ние Твое́ гра́ду Москве́ и стране́ на́шей, чудотво́рным о́бразом Твои́м Донски́м всегда́ явля́емое: в бе́гство обраща́ются полцы́ чужди́х, гра́ди и ве́си невреди́ми сохраня́ются, лю́дие же от лю́тыя сме́рти избавля́ются, осуша́ются о́чи слезя́щеи, умолка́ют стена́ния ве́рных, плач в ра́дость о́бщую претворя́ется. Бу́ди и нам, Пречи́стая Богоро́дице, утеше́ние в бе́дствиих, возрожде́ние наде́жды, о́браз му́жества и исто́чник ми́лости; в ско́рбных обстоя́ниих неистощи́мое терпе́ние нам да́руй. Пода́ждь коему́ждо по проше́нию и нужде́ его́: младе́нцы воспита́й, ю́ныя уцелому́дри и стра́ху Бо́жию научи́, уныва́ющия ободри́ и немощну́ю ста́рость поддержи́. Ми́лостию посети́ в боле́знех и печа́лех су́щия, зла́я сердца́ умягчи́, братолю́бие укрепи́, ми́ра и любве́ всех нас испо́лни. Примири́, Благосе́рдая Ма́ти, вражду́ющия и оправда́й оклевета́нныя. Истреби́ поро́ки, да не восхо́дят греси́ на́ши пред Судие́ю вся́ческих, да не пости́гнет нас пра́ведный гнев Бо́жий. Твои́ми моли́твами, всемощны́м Твои́м покро́вом огради́ нас от наше́ствий вра́жиих, от гла́да, губи́тельства, огня́, меча́ и вся́каго ина́го злострада́ния. Упова́ем моли́твами Твои́ми получи́ти грехо́в изглажде́ние и с Бо́гом примире́ние. Умоли́ стяжа́ти нам Ца́рствие Небе́сное и с ли́ки А́нгелов и святы́х та́мо восхвали́ти Пречестно́е И́мя Святы́я Тро́ицы: Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Аминь.

Богоматерь Донская

Другие языки
Изображения с более высоким разрешением:

  • 2500 x 3199 пикс.
  • 1300 x 1657 пикс.
    (Подборка изображений икон издательства «Белый город»)
См. ниже:

  • детали (1)
  • дополнительные изображения (2)

Двусторонняя икона

1390-е годы

  • Выставка 1960: 1392 г.
  • Алпатов 1974: Конец XIV в.
  • Лазарев 2000/1: 1390-е годы
  • Христианские реликвии 2000: Конец XIV в.
  • Иконопись ГТГ 2019: 1390-е годы

86 × 67 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14244

Оборот иконы — Успение Богоматери.

Написана для Успенского собора в Коломне, откуда в XVII веке перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля.

См. в «Галерее»:

  • Донская Богоматерь

Ниже цитируются:

  • Антонова, Мнева 1963 = Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах.
  • Лазарев 2000/1 = Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.
  • БЭКМ 2001 = Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001.
  • Ульянов 2005/3 = Ульянов О. Г. Деисус Андреева письма Рублева из Благовещенского храма Московского Кремля (к 575-летию преставления преподобного иконописца).
Антонова, Мнева 1963

216. Богоматерь Донская1. На обороте — Успение.

1 Иконы Богоматери этого типа встречаются не ранее второй половины XIV в. Широкую известность в русской истории приобрел нижеописанный памятник Благовещенского собора Московского Кремля, с которым связан ряд легенд.

По преданию, эту икону поднесли кн. Дмитрию Ивановичу донские казаки (!) перед Куликовской битвой. Этот памятник находился в Успенском соборе г. Коломны («Писцовые книги Московского государства», ч. 1: «Писцовые книги XVI века», отд. 1, Спб., 1872: «Список с Писцовой книги 1577–1578 гг.», стр. 293–294, 300–301), где Иван Грозный молился перед ним, отправляясь в казанский поход. В конце XVI в. икона была перенесена в Москву.

В 1591 г. в память отражения набега крымских татар войсками царя Федора Ивановича в честь этой иконы основан Донской монастырь в Москве.

1392 год. Феофан Грек.

Богоматерь, устремив глаза влево, склонила голову к сидящему на ее правой руке младенцу. Прижавшись щекой к лицу матери, он протянул вперед правую руку. В левой, опущенной руке — свиток. Ступни обнаженных до колен ножек младенца покоятся на кисти левой руки матери. Живопись исполнена светлой охрой по оливковому санкирю с подрумянкой. Красные и зеленые тени приплеснуты. Движки короткие, в виде нескольких белильных параллельных черточек. Мафорий коричневый, с такими же более темного тона тенями. Хитон младенца и каймы мафория охряные, с золотым ассистом. На кайме — золотой буквообразный орнамент. Чепец и рукав матери, а также клав и свиток младенца синие (лазурит): поверх светлого тона наложены более темные притенения «вприплеск». Сандалии младенца и шнурки на свитке золотые. Фон и поля со следами золота, внизу фрагмент киноварной опуши.

На обороте представлено высокое ложе, у которого горит свеча. На ложе покоится Богоматерь. Апостолы оплакивают ее, стоя по шести у изголовья и в ногах. Спереди представлены взмахнувший кадилом Петр (слева) и протянувший вперед руки Иоанн (справа). За апостолами, по краям темно-синей округлой славы, возвышаются святители с книгами в руках. Посреди славы выделяется колоссальная фигура Христа, держащего душу Марии на покрытых гиматием руках. Над широким золотым нимбом Христа пламенеет алый серафим. Композицию замыкают коричневое и зеленое здания. Слева, на стене здания — профильный белильный маскарон. Лица исполнены мазками светлой охры, с подрумянкой, по оливковому санкирю. Движки многочисленные, резкие. Колорит темный, с преобладанием синего и коричневого цветов, со включением светлой киновари холодного оттенка, охры и белил. Пробела исполнены в свободной живописной манере. Слава образована постепенными переходами синего тона. Фон и поля золотые, позем темно-зеленый. Вверху красная надпись: «Успение святой приснодевы Богородицы». Опушь светло-зеленая.

Доска липовая с надставками со всех сторон. Паволока, левкас, яичная темпера. 86 × 68.

Написана для Успенского собора в Коломне, откуда в XVI веке была перенесена в Благовещенский собор в Московском Кремле.

Раскрыта в Кремле в 1914 году в Археологической комиссии мастером Г. О. Чириковым. Раскрытие продолжено в 1919 году в Комиссии.

Поступила из ГИМ в 1930 году.

Лазарев 2000/1

32. Богоматерь Донская. Оборот — Успение

90-е годы XIV века. 86×68. Третьяковская галерея, Москва .

Из Благовещенского собора в Московском Кремле, куда она поступила в 1591 (?) году из Успенского собора в Коломне. Сохранность хорошая. Золото на фоне, полях и нимбах почти полностью утрачено. У Богоматери слегка поврежден левый глаз, на лицах епископа Тимофея, Иакова брата Божия и апостола Филиппа в сцене Успения имеются незначительные выкрошки. Доска надставлена со всех сторон тонкими планками. Согласно недостоверному преданию, икона была поднесена донскими казаками князю Дмитрию Ивановичу перед Куликовской битвой в 1380 году (предисловие ко вкладной книге Донского монастыря, составленное в 1692 году). Когда икона попала в Коломну — точно неизвестно. Перед ней молился 3 июля 1552 года Иван Грозный, отправляясь в казанский поход, а в 1598 году патриарх Иов нарек ею на царство Бориса Годунова. Так как копии с иконы Донской Богоматери связаны с Москвой, то наиболее вероятно ее выполнение в 90-х годах XIV века, когда Феофан переехал со своей мастерской из Новгорода и Нижнего Новгорода в Москву. Хорошо информированный Епифаний ничего не пишет о работе Феофана Грека в Коломне. Поэтому было бы неосторожно, как это делает В. И. Антонова, датировать икону Донской Богоматери точно 1392 годом, когда была «подписана» «церковь каменная соборная Успения» в Коломне (Степенная, книга за 1392 год). Этот собор, заложенный в 1379 году, был закончен в 1382 году. Уже тогда, к моменту освящения, он должен был иметь свой храмовый образ, а двусторонняя икона Донской Богоматери и была таким выносным храмовым образом. Полагать, что икона Донской Богоматери восходит к этому прототипу от 1382 года, который она якобы дублировала, нет никаких оснований. Поэтому время поступления иконы в Успенский собор в Коломне остается неуточненным. Более убедительно предположение Л. И. Лифшица о заказе иконы митрополитом Киприаном в 1395 году, после отхода татар из Москвы. Она могла быть написана в честь чудесного избавления Москвы от татарского разгрома, в благодарность за оказанное Богоматерью покровительство. Уже Г. О. Чириков, расчищавший икону, полагал, что изображения на лицевой и оборотной сторонах выполнены разными мастерами. Эта точка зрения получила развернутое обоснование в работе Л. И. Лифшица, убедившего меня в ее правильности. Но остается неясным, были ли оба изображения написаны одновременно или в разное время. Во всяком случае связь иконы с мастерской Феофана Грека несомненна, и нет никаких оснований приписывать лицевую сторону иконы кисти сербского мастера. Лично я склоняюсь к тому, что оба изображения были выполнены новгородскими учениками Феофана, которых он взял с собою в Москву. Однако не исключаю также возможности принадлежности лицевой стороны иконы кисти самого Феофана.

БЭКМ 2001

ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, одна из самых чтимых в России чудотворных икон. Относится к иконографическому типу «Умиление». Исполнена для Успенского собора г. Коломны в конце 14 века. На обороте иконы изображено Успение Богоматери. Прославление иконы связано с военными походами Ивана Грозного против ханств, образовавшихся на развалинах Золотой Орды, и с воспоминанием о победе на берегах Дона в Куликовской битве 1380. В царствование Ивана Грозного за победителем в Куликовской битве московским князем Дмитрием Ивановичем (1350-89) закрепилось прозвище Донской. Донским стал именоваться и основанный Дмитрием Ивановичем накануне Куликовской битвы Успенский собор в Коломне, а хранимая там икона Богоматери — Донской. В 1552 Иван Грозный взял икону в военный поход на Казань, а после покорения Казанского ханства поставил Донскую икону в Благовещенский собор Московского Кремля. Донская икона участвовала также в походе Ивана Грозного на Полоцк в 1563. С заступничеством иконы (после молитвы царя Федора Ивановича перед ней) связывали спасение Москвы от набега крымских татар хана Казы-Гирея в 1591. В память об этом событии в Москве был основан Донской монастырь, для которого сделали точный список с оригинала. На протяжении 17-19 вв. икона почиталась как действенная заступница от иноверных и иноплеменных врагов. К ней обращались с молитвами, составляли похвальные слова, повести и сказания, в которых отразились как реальные факты ее истории, зафиксированные в летописях 16 в., так и сочиненные в 17 в. легенды об участии иконы в Куликовской битве, во время которой икону будто бы подарили князю Дмитрию «донские казаки». Икона почиталась, вероятно, еще в конце 14 — начале 15 в., о чем свидетельствуют ее ранние уменьшенные копии-списки. В 17 в. на иконе был богатейший золотой оклад с многочисленными драгоценными камнями (не сохранился). В настоящее время икона хранится в Третьяковской галерее в Москве. Ежегодное празднование Донской иконы 19 августа (1 сентября) с крестным ходом в Донской монастырь установлено в середине 17 в.

Л. А. Щенникова

Ульянов 2005/3

По всей видимости, авторству симоновского иконописца Игнатия Грека должно атрибутировать также чудотворную икону «Донской Богоматери», которую большинство исследователей вслед за И. Э. Грабарем правомерно сопоставляет с нынешним Деисусом Благовещенского храма. С данным мнением согласуется изображение «Успения» на оборотной стороне иконы «Донской Богоматери», что обусловлено происхождением иконы из Успенского собора Симонова монастыря.

Беседа об иконе со старшим научным сотрудником отдела древнерусской живописи ГТГ Левоном Нерсесяном на радио «Эхо Москвы» Добавлено 14.01.2009
Статья об иконе в Википедии ru.wikipedia.org Добавлено 28.12.2013
Статья в Православной энциклопедии Добавлено 26.06.2016

Детали Дополнительные изображения
Лик Богоматери Рисунок Ф. Г. Солнцева из «Древностей Российского Государства» Рисунок Ф. Г. Солнцева из «Древностей Российского Государства»

Литература:

Донская икона Богородицы: история, легенды, списки, неизвестные факты

Про Димитрия Донского и Феофана Грека

По особенностям иконографии икона Донской Божией Матери представляет собой один из вариантов Богоматери «Умиление». Скорее всего, этот образ имеет греческие корни.

Считается, что самый древний образ Донской Божией Матери был создан Феофаном Греком около 1392 года для возведённой Дмитрием Донским Успенской церкви в Коломне. В середине XVI столетия коломенскую икону, якобы, перенесли в Москву. По другой версии, Феофан Грек писал икону в Москве с несохранившегося коломенского оригинала.

Однако проследить раннюю историю этого образа на Руси очень непросто – ведь нынешнее название икона обрела сравнительно поздно. Дело в том, что привычное нам сейчас прозвище «Донской» великий князь Димитрий Иванович получил только в официальной историографии середины XVI столетия. Лишь после этого так же стали называться и построенная им Успенская Коломенская церковь, и хранившаяся там икона. А посему понять, какой же именно богородичный образ имеется в виду в более ранних летописях и записях, зачастую не представляется возможным.

Донская икона из Большого собора Донского монастыря

Были ли казаки?

Наиболее часто упоминаемая в связи с Донской иконой легенда гласит, что её принесли Димитрию Донскому пришедшие на помощь во время Куликовской битвы донские казаки. Этот сюжет содержится во вкладной книге Донского монастыря. Однако при ближайшем рассмотрении с ним всё совсем непросто.

Во-первых, в XIV веке никаких донских казаков ещё просто не существовало – войско Донское стало постепенно складываться лишь в XVI столетии. Так что, сюжет с поднесением иконы, очевидно, имеет более позднее происхождение. Любопытно, что иногда его вообще связывают с другим образом Богоматери – Гребневским.

Украшение Успенской коломенской церкви, построенной в 1379-1382 годах, также относится ко временам, более поздним, нежели Куликовская битва — росписи для неё Феофан Грек выполнял уже в 1390-е годы. Так что, весьма вероятно: Донской иконы вместе с Димитрием Донским на Куликовом поле не было. По крайней мере, той иконы, которую мы знаем сейчас, там не было совершенно точно.

Сам же сюжет о принесении иконы появился во вступлении к вкладной книге монастыря лишь в XVII столетии и представляет собой отдельную повесть. Возможно, автор хотел задокументировать сложившуюся к тому времени легенду.

Образ воинской славы

Всё сказанное выше, однако, не умаляет славы Донской иконы как «заступницы Русской земли», которая, по былям ли, или по легендам, уже сложилась в XVI столетии. В 1563 году царь Иван Грозный берёт её с собой в Полоцкий поход, а в 1591 году по указанию царя Фёдора Иоанновича Донская находится в его походной церкви, когда на Москву приходят войска крымского хана Казы-Гирея. В память об отражении той атаки на месте походной церкви позже был основан Донской монастырь.

Почитание иконы ещё более усилилось в XVIIстолетии – во времена набегов крымских татар, Чигиринских походов и взятия Азова. Именно тогда была записана и стала тиражироваться связанная с иконой «казачья легенда».

Донская в левом приделе Малого собора

Донская и её списки

Случилось так, что исторически наиболее почитаемые списки Донской иконы находятся сегодня в Третьяковской галерее. С 1930 года там хранится образ, написанный Феофаном Греком. (Раз в год именно его в приносят из музея в Донской монастырь). Туда же со временем попал список, выполненный для Малого собора Донского монастыря Симоном Ушаковым.

Несколько списков Донской иконы есть сегодня в самом монастыре, и каждый из них имеет свою историю.

Наиболее древний из монастырских образов помещен в иконостас Большого собора. (К сожалению, в дни принесения иконы из Третьяковской галереи отчасти закрывают, выставляя вплотную к иконостасу специальный киот). Считается, что именно эта икона была написана в XVI столетии для единственного тогда монастырского собора – ныне именуемого Малым.

Когда через сто лет в монастыре был построен новый Большой собор, икону перенесли туда. Однако для формата здешнего большого иконостаса она была маловата, и тогда иконную доску «надставили» рамой с сюжетом «корень Иессеев».

В XIX столетии икону вместе с рамой закрыли серебряной ризой, которую сняли только сейчас, в процессе реставрации. Так что в нынешнем году икона предстала в совершенно новом виде и во всём, доселе недоступном внешнему взгляду, богатстве красок.

Что же до Малого собора обители, то он, увы, очень сильно пострадал в годы, когда в монастыре был антирелигиозный музей, так что даже бывший здесь иконостас не сохранился.

Тот, что мы видим сейчас, некогда находился в храме святого Харитонья Исповедника в Огородной слободе (снесённого в 1935 году) и был выделен для собора патриархией при возобновлении богослужений в 1948 году. Помещённый сюда Донской образ считается копией иконы Феофана Грека, выполненной в XX веке.

Сегодня в Малом соборе есть и ещё один Донской образ. Слева от входа в алтарную часть, под сенью находится образ XVIII столетия. Дары молящихся, которые видны на его ризе, свидетельствуют: образ считается чудотворным.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии пресс-службу Донского монастыря

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх