Помост

Вопросы веры

Икона богородица умиление

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

На этой святыни Пресвятая Богородица изображена в самое счастливое мгновение, еще до рождения своего ребенка – Иисуса, но уже после Благовещения. На фоне божественного изображения Защитница выделяется восторженными чертами лица и светлым образом. Нарисована Дева Мария со скрещенными руками в молитвенном жесте, с немного наклоненной головой и слегка полуопущенными глазами, что в свою очередь является олицетворением мягкосердечности, целомудрия и сдержанности. Запечатлена Богородица именно тогда, когда ангел Гавриил рассказывает о том, что ей предстоит произвести на свет Сына Божьего.

Первоначально икона Божьей Матери Умиление была выполнена на холсте, который крепится к доске из кипариса. Николай II подарил для иконы Умиление драгоценную ризу. Который способен был видеть не только чистоту сердец, но и душу каждого человека, потому то, как раз таки он и мог просить исцеление для православных людей.

Горящее возле святыни масло из лампадки имело лечебные свойства, благодаря чему смазывая больных Святой Серафим, мог исцелять от разных хворей. Сам Преподобный умер прямо перед чудотворным изображением стоя на коленях.

Затем в 1991 г. лик передали Патриарху Алексею II в Москву для размещения ее в патриаршей церкви, однако для поклонения святыню ежегодно переносят в Богоявленский собор. Постепенно с божественного образа начали делать множество копий, а некоторые из них обладали не менее целебными свойствами, нежели оригинал.

В этой статье Вы узнаете значение иконы Умиление, в чем помогает чудотворный образ, молитва к Богородице, в каких храмах и церквях может находиться святыня и многое другое.

Когда устраивают празднование в честь Святого образа

Дивеевская икона Божьей Матери Умиление почитается во многих церквях и храмах, а также в ее честь устраивают празднование:

  • 22 декабря/9 (по старому стилю) – день преподобным Серафимом Девической Мельничной общины;
  • 1 августа/19 июля (старый стиль);
  • 10 августа/28 июля (по старому стилю).

В чем помогает икона Умиление Богородицы и ее значение

Чудотворный лик по сути можно считать женским, именно поэтому его в основном направлено на то, что бы оберегать и помогать прекрасной женской половине человечества. Значение иконы Умилении очень важно для многих и потому обращаясь к Святому лику молодые девушки, таким образом, могут сохранить добрый нрав, чистоту, а также целомудренность.

Также считается, что если просить поддержки у Богоматери то она обязательно поможет, главное только верить, и чем сильнее она будет, тем скорее вы получите желаемое.

О чем молятся иконе Божией Матери Умиление

  • Чудотворный образ Пречистой в первую очередь помогает освободиться от различных недугов;
  • Святыня избавит и от душевных тягостей, а также поможет преодолеть переходный возраст;
  • Молебень к Божественному изображению способна помочь в зачатии дитя, а также может облегчить родовой процесс;
  • Еще можно отметить, в чем помогает икона Умиление так это умиление злых сердец, избавлении от безнравственных мыслей и придание гармонии;
  • Девушкам образ поможет найти достойного человека и принести счастье в жизнь.

Значение иконы Богородица Умиление для многих православных очень важно, ведь сам образ отличается поразительной трогательностью, нежностью и способностью уберечь от самых тягостных уныний. Протекает оно в сердце, когда выпадают на человеческую долю суровые испытания и оберегает от значительных потрясений, и до наступления подавленного душевного состояния от череды однообразных серых будней.

Где находится икона Умиление Пресвятой Богородицы

Святыню Богоматери можно найти в Голицыно в соборе Серафима Саровского. В прошлом веке, где-то в 60-хгодах из Серафимо-Дивеевского монастыря одна из монахинь передала чудотворный список келейного образа Пресвятой Богородицы Серафима Саровского на хранение иконописцу Алексею Арцыбушеву.

Эта чудотворная икона Умиление, которая была написана в 19 веке, свыше 40 лет находилась в доме у художника, однако после он даровал святыню возводившемуся собору Преподобного Серафима Саровского (Голицыно).

Один из наиболее чтимых списков божественного изображения находится в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского храма, в честь которой даже освятили предел. Написан же лик был где-то в конце 19 – начале 20 века монахинями монастыря. Хоть образ существует относительно недавно, однако за это время он стал широко известен благодаря своим чудодейственным свойствам.

В честь этого лика даже определили особенные дни его почитания, которые приходились на 9 декабря и 28 июля, а перед началом службы каждую неделю в воскресенье проводят церковное песнопение Параклис перед божественным изображением.

Наиболее почитаемая у православного народа святыня находится в столице в Патриаршем Богоявленском Соборе.

Чудеса сотворимые образом Девы Марии

  • Согласно летописи, в 1337 г. в Новгороде царил устрашающий мор, который забирал с каждым днем все больше и больше человеческих жизней, и не было от смертоносного недуга никакого спасения. И тогда отчаявшись, собрался весь православный народ и прошествовал в Троицкий собор, где слезно начал взывать к образу Пресвятой Богородице читая молебень о спасении от жестоких объятий эпидемии. После чего в скором времени напасть отступила, а в память об этой божественной помощи люди стали ежегодно совершать крестный поход в Троицкую обитель из Софийского Собора.
  • Были также случаи, когда образ мог мироточить, один из таких произошел 8 июля 1337 г., однако из лика не только текли слезы, но все изображение парило в воздухе, удерживаемое какой-то неведомой силой. После чего было созвано духовенство, и был совершен крестный ход в Троицкий собор для проведения службы;
  • В поселении Локоть (Брянская область) находится уникальная божественная святыня Серафимо-Дивеевской Небесной Царицы в семье Натальи и Виктора Ремезовых. Однажды к ним в дом приехала страдалица с онкологическим заболеванием, и в ближайшем времени ей предстояло перенести сложную операцию. Женщина усердно и от всего сердца молила Богоматерь об удачном исходе своего недуга, а после чего она отправилась в больницу для подготовки к оперированию. Однако после сделанного ультразвукового обследования, врачи не на шутку удивились, ведь УЗИ показало, что раковых клеток больше нет, и пациентка оказалась полностью здоровой.

Молитва иконе Божией Матери Умиление

«О, Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь».

«Приими, всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь Сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся святаго Тела Его и пречистыя Крове Его; темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, херувимов светлейши и серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго; но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Храни Вас Господь!

На святыне изображена Преподобная Дева Мария, испытывающая счастливейшие моменты в своей жизни. Встреча с архангелом Гавриилом позади, и она знает, что скоро родит младенца Иисуса. Икона умиление Пресвятой Богородицы отличается торжественными чертами лика и одухотворенным образом. Защитница изображается со скрещенными руками, собранными в богоугодном жесте, голова несколько наклонена, а глаза слегка прикрыты веками.

Облик Божией Матери говорит об ее мягком сердце, целомудрии и смиренном поведении.

История образа Пресвятой Богородицы «Умиление»

Первоначально святыня выполнялась на холсте, укрепленном на кипарисовой доске. Этот образ особо почитал монах Серафим Саровский, который умел видеть душу всякого человека и просить исцеления для каждого. Он молился перед этим ликом чаще всего, с возведенными к небесам руками. Святой прожил долгую жизнь и закончил свой земной путь в молитве перед изображением Защитницы. Серафим завещал этот лик Дивеевскому храму, располагающемуся недалеко от его скита.

Интересно! Лампадное масло, горящее возле облика Девы Марии, приобретало целебные свойства. Святой Серафим часто использовал это божественное средство, чтобы избавить многих несчастных от различных хворей.

Патриарх московский Алексей II получил «Умиление» в 1991 г. Святой образ Богородицы поместили в патриаршем монастыре. Каждый год лик выносят для поклонения в Богоявленный собор, вмещающий большое количество верующих.

Этот день считается праздничным: священнослужители облачаются в соответствующую одежду и несут торжественную службу. В дни 22 декабря, 1 августа и 10 августа в монастырях нужно ставить свечи перед Девой Марией с просьбой о здоровье близких, а также петь акафист (хвалебный хор). Икона Божией матери «Умиление» призвана вселять кротость и духовное смирение всем прихожанам.

«УМИЛЕНИЕ» СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ

Разновидности Святого образа

Существует большой ряд икон, объединенных под общим наименованием «Умиление». Божия Матерь чаще всего изображается в этой манере.

В традиционном варианте «Умиление» показывает Преподобную Богородицу с Младенцем Иисусом на руках, они прижимаются щеками. Символ объясняет неразлучную, бескрайнюю любовь и отсутствие всякого расстояния между Творцом, Его Сыном и Его Матерью.

К прославленным разновидностям «Умиления» относятся:

  • Новгородская. Производство датируется концом XII века, располагается в Успенском соборе. Матерь и Христос, изображенный в типичной для Путеводительницы (Одигитрии) позе, прижимаются щеками. В правой руке младенца свиток, а левой он слагает жест благословения.
  • Псково-Печерская является копией Владимирской иконы, была сотворена в 1521 г. служителем Арсением. Лик прославлен большим количеством чудодейственных свойств.
  • Феодоровская. Почитаемый образ, который хранится в Богоявленском соборе. Этот лик считается святыней дома Романовых, потому что в начале XVII в. он призвал на царствование Михаила Федоровича, основателя династии.
  • Донская. Двусторонняя икона, на обратной сторон располагается Успение Богородицы — праздник, вспоминающий смерть Божией Матери. Именно она была преподнесена Дмитрию Донскому накануне Куликового сражения.

О праздниках в честь Божьей Матери:

  • Благовещение
  • Рождество Пресвятой Богородицы
  • Покров

В иконографическом искусстве имеются и другие, менее известные образы, относящиеся к типу «Умиление» (Елеусы).

Феодоровская икона «Умиление»

Серафимо-дивеевская икона

Монах Саровский называл этот образ «Радость всех Радостей», потому что она приносила исцеления больному народу. Дева Мария неоднократно представала перед глазами святого, вылечив и его от смертельного недуга. Оригинал изображения сохранен до настоящего момента, размещен в церкви Владимирской иконы.

Черты образа Богородицы ясно отражают ее эмоции в этот момент: она с бесконечным терпением и благодарностью ждет пришествия Сына Господа. Очи Матери смиренно опущены, руки сложены крестом на груди и символизируют тайну жертвенности Сына. Иконописец украсил лик немногими, но выразительными штрихами, что позволяет увидеть суть волнительного и торжественного момента после Благовещения.

На заметку! Вокруг венца начертано великое словосочетание: «Радуйся, Невеста Неневестная». Это значит, что человечество созрело для пришествия своего Спасителя.

Значение и помощь святого изображения

Икона, по большей части, считается покровительницей женской половины человечества.

  • Девушки молятся о сохранении своего сердца в нравственной чистоте и невинности.
  • Образ предназначен для улучшения житейских дел.
  • Богородица вселяет уверенность и силы в преодолении всяческих мирских трудностей.

Дева Мария излучает божественное смирение и неугасимую любовь, а ее радостное лицо унимает сознание, переполненное эгоистичной злобой, при одном взгляде. Богородица своим примером учит перебарывать отчаяние и смиренно возносить крест на свои плечи. Искренняя вера в святость изображения приносит облегчение и действительно выручает нуждающихся.

  1. Икона Божией Матери «Умиление» помогает больным людям избавиться от напастей и патологий.
  2. Дева Мария усмиряет душевный гнев, развевает ненавистные мысли и уменьшает распространение психических расстройств.
  3. Защитница имеет силу повлиять на зачатие девушек, которые долгое время не могли забеременеть.
  4. Моление возвращает радость жизни, совершенно прогоняя депрессивное состояние разума.
  5. Народные поверья приписывают лику покровительство над достойным и удачным замужеством.

Серафимово Умиление воплощает искреннюю чистоту и сдержанную радость. Этот образ Богородицы считается самым возвышенным и таинственным, потому что нет конкретной информации об его появлении.

На заметку! Через некоторое время после создания эта святыня являлась предметом смиренного и честного копирования. Списки этого изображения, как и оригинал, совершали чудеса в христианских кругах. Икона «Умиление»

Чудесные свершения иконы

Пред глазами верующих происходило много божественных свершений, доказывающих необычайную силу святого лика. Православное христианство придает колоссальное значение иконе Божьей Матери «Умиление», снижающей негативное воздействие судьбоносных потрясений.

  • Как утверждает летопись, в Новгороде в 1337 г. ходил безжалостный мор, забирающий огромное число жертв. Отчаявшиеся православные люди, собравшись вместе, свершили ход в Троицкий собор, где горько взывали к изображению Девы Марии. Священнослужители читали молебны о спасении несчастных. Через несколько дней сильнейшая зараза отступила, а в благодарность за искупление верующие вознамерились ежегодно проделывать крестный ход к изображению.
  • В июле того же года икона «Умиление» мироточила, а холст парил в воздухе, удерживаясь в пространстве непреодолимой силой. Собравшееся духовенство расценило этот случай как призыв к своевременным служениям.
  • В доме четы из Брянской области хранится святыня, которая избавила приезжую женщину от онкологического образования. В день операции УЗИ не показало никаких злокачественных изменений в клетках пациентки. Исцеление удивительным образом свершилось после искреннего требования помощи у Защитницы.
  • Удивительна история современной иконы Богородицы «Серафимово Умиление». Одна женщина увидела в церковной лавке изображение Матери Божьей на просроченном и не подлежащем продаже календаре и забрала его в собственный дом с чувством глубочайшей заботы. Спустя время святой лик начал мироточить, а вместе с ним и все другие иконографии в жилище. На обратной стороне образовался еще один облик. Отныне женщина принимает у себя верующих паломников.

Еще о чудесных явлениях:

  • Чудесная помощь Матроны Московской
  • Чудеса в православии
  • Чудеса святителя Николая в наши дни

Места нахождения святыни

Оригинал, преподнесенный Николаем II, располагается в соборе Серафима Саровского, в Голицыно. Этот образ написали в XIX веке. Свыше 40 лет он находился в жилище иконописца, создававшего его. Облик Богородицы был передан в монастырь при первой вести о начале постройки.

Один из самых почитаемых образов Девы Марии хранится в Троицком монастыре. Значение иконы Божией Матери «Умиление» тяжело переоценить для русского народа. Святыня, прославившаяся колоссальным количеством чудес, написана монахинями этого монастыря в конце XX в. Каждое воскресеньям перед святыней проводят церковные песнопения.

Гимны в честь Защитницы

В церковной практике известно достаточное число молитв, посвященных Богородице. Православные христиане восхваляют Пресвятую Матерь, именуют ее Великой Заступницей и Славой нашей родины. Люди, стоящие перед ликом иконы «Умиление», молятся о том, чтобы спасти себя и близких от нашествия злых сил, врагов народа, землетрясений и многих подобных бедствий.

Совет! Любая молитва, произнесенная с чистой совестью, дает великие шансы на исполнение благочестивых желаний.

В акафистах Богородице содержится хвалебная тематика, освещающая некоторые исторические факты прославления святого лика. В хорах излагают разнообразные просьбы по защите грешного людского рода. Конец акафиста ознаменовывается коленопреклонным прошением во имя здравия всего человечества.

Важно! Православный мир знает много икон из разновидности «Умиление». Каждая из них способна оказывать чудодейственное воздействие на окружающие объекты и самого просящего. Пресвятой Матери молятся в любых несчастиях и терзаниях. Она смиренно слушает приходящих и неизменно приносит благо истинным христианам. Посмотрите видео об иконе Богтматери

В христианстве среди православных чтятся несколько основных типов святынь, изображающие облик Пресвятой Девы и одна из таких святынь икона Божьей Матери «Умиление». Она относится к основному русскому типу иконописи, так называемому Елеуса, где Сын Божий сидит на руках у Матери и припадает к Ней щекой. Поэтому на иконе «Умиления» Богородица, как правило, представляется в данном типе, запечатленная по пояс, с Младенцем, на которого она глядит нежно, с умилением.

Дата празднования:

  • 1 августа
  • 10 августа

История иконы

Известно, что Псково-Печерская икона «Умиление» или как ее к тому же называют Владимирская (одноименное название), представлена как список знаменитой чудотворной иконы «Владимирская», что была доставлена из Киева князем Андреем Боголюбским в далекие годы XII века. В Москву, а именно в Успенский собор, святыня прибыла уже после середины 1395 года. В дальнейшем икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская чудом пережила блокаду города Пскова великим князем литовским Стефаном Баторием в 1581 году, а после и в 1812 году сыграла немалое значение в сражении с Наполеоном Бонапартом. Согласно истории, Богородица не раз спасалась от уничтожения, а люди благодаря ей излечивались от тяжелых болезней. Так был случай, когда после длительных молитв иконе «Умиление», невидящая вдова вновь увидела мир вокруг, и такие чудеса были не редкостью.

Локотская икона «Умиление» (Серафимо-Дивеевская)

В противовес Владимирской святыне, Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери обладает рядом отличительных черт, что выделяют ее среди остальных, поскольку она не принадлежит к типу «Елеуса». К числу ее отличий относится то, что на иконе «Умиление» Локотской Богоматерь изображается одна. Руки Богородицы скрещены в районе груди, а лик Святой выражает сильные и светлые чувства. На иконе «Умиления» Серафимо-Дивеевской Пресвятая Дева Мария запечатлена в период самого счастливого момента, когда архангел Гавриил повествует о предстоящем рождении Спасителя. Ее взгляд наполнен добротой, здравомыслием, спокойствием и любовью в трепетном ожидании своего чада.

Изначально икона Божией Матери «Умиление» была исполнена на холсте, прикрепленном к кипарисовой доске. Уже после Всероссийский император Николай II даровал святыне драгоценный оклад. В 1991 году образ Святой был представлен Патриарху Алексею II в московскую патриаршею церковь, откуда ее из года в год перемещают в Богоявленский собор, где проходит ее почитание. Со временем с оригинального образа начали возникать копии, однако и они славятся своими не меньшими способностями, чем подлинник.

Новгородская и Смоленская иконы

Уже около 700 лет жители городка на северо-западе России чтят икону «Умиление» Новгородскую. Святыня знаменита своей чудотворной силой, которую испытали молившиеся пред ней. Она оберегала народ от разорения, пожаров и войн, даровала нуждающимся физическое и душевное исцеление.

Икона Божией Матери «Умиление» Смоленская в свою очередь также прославилась защитой местных жителей: во время нападения польских войск на горожан в начале XVII века. Богородица на ней изображена вместе с Сыном и данный образ приобрел популярность еще с 1103 года.

Значение иконы «Умиление»

Как известно, образы Божией Матери – один из основных в христианстве, поэтому икона Пресвятой Богородицы «Умиление» имеет большое значение для православных. Лик Девы отличается проникновенностью и чувствительности в отношении тех, кто молит Ее об обереге.

Чудотворная икона Божией Матери «Умиление» поддерживает молящихся в часы тяжелых испытаний и угнетающих будней, что подавляют душевное состояние.

У святыни просят об способствовании в решении конфликтов и примирении враждующих сторон, о сбережении семьи и родины. Кроме того, женщины и девушки нередко обращаются к иконе Богородицы «Умиление» с прошением о семейном благополучии и удачном замужестве, рождении здорового ребенка.

В чем помогает икона «Умиление»

Как уже упоминалось ранее, святыня Богородицы очень важна для верующих. Так лик Девы Марии помогает при затруднительных жизненных обстоятельствах, болезнях, придавая сил молящимся. Особенно чудотворная икона «Умиления» покровительствует слабому полу, благоприятствуя сохранению чистоты и целомудренности, а также поддерживает в значимые моменты в жизни каждой представительницы женской половины: брак, семья, зачатие, рождение ребенка.

Рекомендуем прочитать:

  • Значение иконы «Не рыдай мене, Мати»
  • В чем помогает Печерская икона Божией Матери?

Молитвы перед иконой «Умиление» Серафимо-Дивеевская


Если правильно молиться перед иконой «Умиление», то помощь непременно придет. В первую очередь необходимо отдавать словам силу, дабы те вернулись в двойном размере. У святыни просят об избавлении от страданий и душевных болей, об облегчении родов, о гармонии, но даже несмотря на различность этих прошений они нуждаются в одном – искренности, чистоте желаемого. Поэтому набравшись сердечности для получения поддержки Пресвятой Девы, нужно произнести следующую молитву:

Тропарь, глас 4

К Богоpо́дице с умиле́нием пpипаде́м,/ вси, гpехми́ обpемене́ннии,/ чудотво́pную Ея́ ико́ну Умиле́ния облобыза́юще/ и вопию́ще со слеза́ми:/ Влады́чице, пpиими́ моле́ние недосто́йных pаб Твои́х/ и пода́ждь нам, пpося́щим,// ве́лию Твою́ ми́лость.

Перевод: К Богородице с сердечным сокрушением обратимся все, обремененные грехами, целуя Ее чудотворную икону Умиление и взывая со слезами: «Владычица, прими молитву недостойных рабов Твоих и подай нам, просящим, великую Твою милость».

Кондак, глас 3

Ю́же подража́я непло́дную смоко́вницу,/ аз, окая́нный, умиле́ния плода́ отню́д не приношу́ и посече́ния страшу́ся,/ но, взира́я к чудотво́рней ико́не Твое́й Умиле́ния, Влады́чице,/ стеню́ от се́рдца и вопию́:/ умили́ся, Благосе́рдая,/ и мне, окамене́нному се́рдцем,// благоволи́ пода́ти душе́вное и серде́чное умиле́ние.

Перевод: Подражая неплодной смоковнице (Лк.13:6-9), я, окаянный, совсем не приношу плода смирения и боюсь усекновения, но, взирая на чудотворную икону Твою Умиление, Владычица, сердечно воздыхаю и взываю: «Помилуй, Милосердная, и меня, окаменевшего сердцем, облагодетельствуй и подай душевное и сердечное смирение».

Молитва первая

О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице, Богоро́дице Де́во! Приими́ недосто́йныя моли́твы на́ша, сохрани́ нас от наве́тов злых челове́к и от напра́сныя сме́рти, пода́ждь нам пре́жде конца́ покая́ние, на моле́ния на́ша умилосе́рдися и ра́дость в печа́ли ме́сто да́руй. И изба́ви нас, о Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, от вся́кия беды́, напа́сти, ско́рби, боле́зни и вся́каго зла, и сподо́би нас, гре́шных рабо́в Твои́х, одесну́ю ста́ти во второ́м прише́ствии Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, и насле́дники нас бы́ти сподо́би Ца́рствия Небе́снаго и жи́зни ве́чныя со все́ми святы́ми в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

Молитва вторая

Приими́, всеблагомо́щная, Пречи́стая Госпоже́, Влады́чице Богороди́тельнице, сия́ честны́я да́ры, Тебе́ еди́ней прикла́дныя, от нас, недосто́йных рабо́в Твои́х: от всех родо́в избра́нная, всех тва́рей небе́сных и земны́х вы́сшая я́вльшаяся, поне́же бо Тебе́ ра́ди бысть Госпо́дь Сил с на́ми, и Тобо́ю Сы́на Бо́жия позна́хом и сподо́бихомся свята́го Те́ла Его́ и пречи́стыя Кро́ве Его́; те́мже блаже́нна еси́ в ро́дех родо́в, Богоблаже́нная, Херуви́мов светле́йши и Серафи́мов честне́йши су́щая. И ны́не, всепе́тая Пресвята́я Богоро́дице, не преста́й моля́щися о нас, недосто́йных рабе́х Твои́х, е́же изба́витися нам от вся́каго сове́та лука́ваго и вся́каго обстоя́ния и сохрани́тися нам неврежде́нным от вся́каго ядови́таго прило́га диа́вольскаго; но да́же до конца́ моли́твами Твои́ми неосужде́нных нас соблюди́, я́ко да Твои́м заступле́нием и по́мощию спаса́еми, сла́ву, хвалу́, благодаре́ние и поклоне́ние за вся в Тро́ице Еди́ному Бо́гу и всех Созда́телю возсыла́ем, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья

О, Пресвята́я Де́во Богоро́дице, Христа́ Царя́ и Бо́га на́шего Ма́ти, умиле́ния Сокро́вище и ми́лости Исто́чниче, душеспаси́тельных даро́в блага́я Пода́тельнице и скорбя́щих душ благода́тная Уте́шительнице! К Тебе́ с любо́вию припа́даем и пред свято́ю ико́ною Твое́ю смире́нно мо́лимся: умоли́, Влады́чице, возлю́бленнаго Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, поми́ловати и спасти́ нас, погиба́ющих во гресе́х; вдохни́ в ду́ши на́ша покая́ние и́скреннее и умиле́ние богоуго́дное, подаждь моли́твам на́шим сле́зы очисти́тельныя; благопотре́бная житию́ вре́менному и ве́чному спасе́нию ми́лостиво, Госпоже́, нам да́руй; мир умири́, святы́й храм сей до́бре сохрани́, безмяте́жие и изоби́лие плодо́в земны́х нам низпосли́, и при кончи́не живота́ на́шего не ли́ши нас Ма́терняго Твоего́ заступле́ния и по́мощи, да предста́тельством Твои́м безбе́дно пре́йдем мыта́рства возду́шная и сподо́бимся унасле́довати Ца́рствие Небе́сное. Ей, Цари́це Всеблага́я, всех ра́достей Ра́досте и всего́ ми́ра христиа́нскаго утеше́ние! Помози́ нам и ны́не, и егда́ наипа́че по́мощи Твоея́ святы́я востре́буем, и спаси́ нас Ма́терними мо́литвами Твои́ми ко Христу́ Бо́гу, Ему́же со Отце́м и Святы́м Ду́хом подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Икона Богородицы «Умиление» Серафимо-Дивеевская

Текст утвержден Священным Синодом
Русской Православной Церкви
21 октября 2016 года (журнал № 96)

Конда́к 1

Избра́нней от всех родо́в Бо́жией Ма́тери и Цари́це, умиле́нно моля́щейся за ны ко Го́споду и о́браз Умиле́ния Своего́ нам дарова́вшей ми́лостиво, похва́льное пе́ние и моле́ние прино́сим Ти, Богоро́дице. Ты же, я́ко Всеми́лостивая на́ша Засту́пница и Всеблага́я Помо́щница, от вся́ких бед нас изба́ви, да зове́м Ти: Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

И́кос 1

А́нгел земны́й и челове́к Небе́сный, преподо́бный ста́рец Серафи́м ико́ну Твою́ святу́ю, Богоро́дице Де́во, я́ко драгоце́нное сокро́вище в свое́й ке́ллии стяжа́ и пред не́ю усе́рдныя моли́твы Тебе́ принося́, Всепе́тая, во вся дни подви́жническаго жития́ своего́ благоумиле́нно, Ра́достию всех ра́достей Тя наименова́, си́це Тебе́ взыва́я:

Ра́дуйся, обра́довавшая па́дшее челове́чество всесвяты́м Твои́м Рождество́м;

ра́дуйся, Спаси́теля ми́ру нетле́нно ро́ждшая и де́вство сохра́ньшая преди́вно.

Ра́дуйся, Ма́ти и Де́во преблагослове́нная;

ра́дуйся, Богоро́дице препросла́вленная.

Ра́дуйся, пала́то Бо́га Сло́ва прекра́сная;

ра́дуйся, светоно́сная ло́жнице Царя́ царе́й.

Ра́дуйся, проро́ческих глаго́лов сбытие́ прине́сшая;

ра́дуйся, апо́стольския про́поведи кре́пкое вспоможе́ние.

Ра́дуйся, преподо́бных похвало́ и дев велича́ние;

ра́дуйся, челове́ческаго ро́да возвыше́ние.

Ра́дуйся, скорбя́щих утеше́ние;

ра́дуйся, боля́щих исцеле́ние.

Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

Конда́к 2

Ви́дев себе́ боле́знию зе́льною одержи́ма, блаже́нный Серафи́м усе́рдно моля́ше Тя, Богоро́дице Де́во, о по́мощи и исцеле́нии, и се́, а́бие предста́ла еси́ ему́ во све́те Небе́снем со апо́столома Петро́м и Иоа́нном Богосло́вом и, ре́кши: «Сей от ро́да На́шего есть», исцеле́ние ско́ро ему́ дарова́ла еси́, да пое́т немо́лчно Сы́ну Твоему́ и Бо́гу хвале́бную песнь: Аллилу́ия.

И́кос 2

Разуме́в свое́ исцеле́ние, Твои́м посеще́нием благода́тным соверши́вшееся, блаже́нный Серафи́м прославля́ше, Богоро́дице, ве́лию к нему́ Твою́ ми́лость, ико́ну же святу́ю благогове́йно почита́ше и сию́ благода́ти прича́стну именова́ше, е́йже и мы ны́не покланя́ющеся, си́це Тебе́ зове́м:

Ра́дуйся, обра́довавшая избра́нника Бо́жия Твои́м посеще́нием;

ра́дуйся, в неду́зе исцеле́ние ему́ пода́вшая скоропредста́тельно.

Ра́дуйся, при́сным Своему́ ро́ду ми́лостиво его́ наре́кшая;

ра́дуйся, открове́нии Боже́ственными его́ просвети́вшая.

Ра́дуйся, в тече́нии жи́зни его́ многокра́тно ему́ явля́вшаяся;

ра́дуйся, на по́двиги поста́ и моли́твы неви́димо его́ укрепля́вшая.

Ра́дуйся, в пустынножи́тии и затво́ре сла́дкая его́ Собесе́днице;

ра́дуйся, от враг ви́димых и неви́димых держа́вная его́ Засту́пнице.

Ра́дуйся, и нам гре́шным явля́ющая от ико́ны Твоея́ мно́гия ми́лости и щедро́ты;

ра́дуйся, и нас недосто́йных не лиша́ющая Твои́х благодея́ний благода́тных.

Ра́дуйся, неду́ги на́ша врачу́ющая безме́здно;

ра́дуйся, печа́ли на́ша утоля́ющая радостотво́рно.

Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

Конда́к 3

Си́ла Бо́жия де́йствоваше чрез святу́ю ико́ну Твою́, Умиле́ние имену́емую, Богоро́дице Пречи́стая, егда́ сия́ в ке́ллии преподо́бнаго Серафи́ма пребыва́ше и исцеле́ния ве́рным источа́ше, и́же отвсю́ду к нему́ прихожда́ху и от Тебе́ мно́гия да́ры благода́тныя улуча́ху, благода́рно пою́ще Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 3

Име́я ве́ру и любо́вь к Тебе́, Богоро́дице, преподо́бный Серафи́м по Бо́зе всю наде́жду свою́ на Тя возлага́ше, ико́ну же Твою́ святу́ю благогове́йно почита́ше, свещи́ и еле́й пред не́ю возжига́я и те́пле моля́ся Тебе́, да бу́деши ему́ Помо́щница во спасе́ние. О сем и мы Тя мо́лим, Преблага́я, и со усе́рдием пое́м:

Ра́дуйся, свеще́ всеми́рная, мрак язы́ческий просвети́вшая Све́том Христо́вым;

ра́дуйся, Ста́мно всезлата́я, в не́йже угото́вася Хлеб Небе́сный.

Ра́дуйся, денни́це Со́лнца пра́вды;

ра́дуйся, заре́ невече́рняя безсме́ртныя жи́зни.

Ра́дуйся, па́дшаго челове́ческаго естества́ обновле́ние;

ра́дуйся, дре́вния вражды́ разруше́ние.

Ра́дуйся, ра́достное святы́х созерца́ние;

Ра́дуйся, сла́досте, услади́вшая го́речь грехо́вную.

Ра́дуйся, о́блаче, ро́су спаси́тельную источи́вый;

ра́дуйся, алава́стре, ми́ра Боже́ственнаго по́лный.

Ра́дуйся, окамене́нных серде́ц умягче́ние;

ра́дуйся, ве́ры и благоче́стия возраще́ние.

Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

Конда́к 4

Бу́ри грехо́вныя избежа́ти и в ти́хое приста́нище покая́ния приити́ помози́ нам, Пречи́стая Де́во, Искупи́теля и Спаси́теля душ на́ших ро́ждшая и Ма́тернее дерзнове́ние к Нему́ иму́щая; простри́ к Нему́ богоно́снеи Твои́ ру́це и умоли́ Его́ бла́гость вся ны поми́ловати и спасти́, да благода́рне пое́м Ему́ о Тебе́ славосло́вия песнь: Аллилу́ия.

И́кос 4

Слы́шавше о премно́гих чудесе́х Твои́х, Богоро́дице Де́во, от ико́ны Твоея́ святы́я явле́нных и присноявля́емых ве́рным, ра́дуемся мы гре́шнии, я́ко дарова́ла еси́ нам таковы́й благода́тный зало́г Твоего́ к нам благоволе́ния, Всеблага́я, и от ра́достных и благода́рных усте́н сицево́е прино́сим Ти пе́ние:

Ра́дуйся, оби́тель дев под Ма́терний покро́в Твой ми́лостиво прие́мшая;

ра́дуйся, оби́тель ма́лую и убо́гую распространи́вшая и духо́вно обогати́вшая.

Ра́дуйся, обетова́ние Твое́, пра́ведному Серафи́му о ней изрече́нное, ве́рно испо́лнившая;

ра́дуйся, ико́ною Твое́ю пребыва́ти в ней изво́лившая.

Ра́дуйся, наде́ждо на́ша пресвята́я;

ра́дуйся, Ма́ти на́ша преблага́я.

Ра́дуйся, до́брая Младопита́тельнице де́вам;

ра́дуйся, вдов и сиро́т Попечи́тельнице благоми́лостивая.

Ра́дуйся, заступле́ние на́ше от враго́в неви́димых;

ра́дуйся, Помо́щнице на́ша в неча́янных беда́х.

Ра́дуйся, стено́, огражда́ющая нас от грехо́вных собла́знов ми́ра;

ра́дуйся, покро́ве, покрыва́яй всех к Тебе́ притека́ющих.

Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

Конда́к 5

Боготе́чная звезда́, свята́я ико́на Твоя́, Богоро́дице Де́во, лучи́ Бо́жия благода́ти неви́димо испуща́ет и ду́ши ве́рных озаря́ет. Сию́ и мы с ве́рою и благогове́нием лобыза́юще, в ско́рбех утеше́ние, в боле́знех врачество́ безме́здное от Тебе́, Влады́чице, прие́млем, и славосло́вяще многопе́тое и преблагослове́нное и́мя Твое́, ра́достно пое́м Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 5

Ви́дев Тя, Богоро́дице, преподо́бный Серафи́м в пресла́вный день Благове́щения, прише́дшую к нему́ в смире́нную его́ ке́ллию со А́нгелы, Предте́чею, Богосло́вом и ли́ком святы́х дев, ра́дости преми́рныя испо́лнися, и сия́ше лице́ его́ ста́рческое красото́ю Небе́сною. Ты же, сла́вою Боже́ственною его́ озаря́ющи, ми́лостиво бесе́довала еси́ с ним, я́коже со дру́гом при́сным, обетова́нии благи́ми возвеселя́ющи ду́шу его́ и си́ми подвиза́ющи нас вопи́ти Тебе́:

Ра́дуйся, обра́дованная Присноде́во;

ра́дуйся, Неве́сто неневе́стная.

Ра́дуйся, Цари́це Го́рних и до́льних;

ра́дуйся, Предводи́тельнице де́вственных ликостоя́ний.

Ра́дуйся, от Небе́сных высо́т посеща́ющая земноро́дных;

ра́дуйся, явля́ющая лице́ Твое́ пречи́стое избра́нником Бо́жиим.

Ра́дуйся, ли́ки святы́х, спутеше́ствующия Тебе́, име́вшая;

ра́дуйся, собо́р святы́х дев с Собо́ю приве́дшая.

Ра́дуйся, де́ве смире́нней и трепе́щущей явле́ния Твоего́ сла́ву показа́вшая;

ра́дуйся, бесе́ды Твоея́ Боже́ственныя ту удосто́ившая.

Ра́дуйся, ста́рца Серафи́ма посеще́нием Твои́м облагода́тствовавшая;

ра́дуйся, с ним и вся ны духо́вно возвесели́вшая.

Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

Конда́к 6

Пропове́дуемо и везде́ похваля́емо есть от ве́рных посеще́ние Твое́, Ма́ти Бо́жия, его́же преподо́бнаго Серафи́ма сподо́била еси́. Сие́ посеще́ние Твое́ всеблаго́е и мы днесь благогове́йно воспомина́юще, благода́рственныя пе́сни Тебе́ прино́сим, Пречи́стая, и хвале́бно восклица́ем Сы́ну Твоему́ и Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 6

Возсия́ сия́ние сла́вы Небе́сныя в смире́нней ке́ллии преподо́бнаго Серафи́ма, егда́ от Го́рних высо́т пришла́ еси́, Богоро́дице, с ли́ком святы́х того́ посети́ти. Сего́ же не терпя́щи зре́ти, де́ва сотаи́нница Боже́ственнаго виде́ния ниц паде́ на зе́млю, но ми́лостиво ту воздви́гла еси́, Влады́чице, и преми́лостивыя глаго́лы Твоя́ ей прорекла́ еси́. Таково́му благоснизхожде́нию Твоему́ дивя́щеся, с любо́вию и благогове́нием Тебе́ вопие́м:

Ра́дуйся, Де́во всеблага́я, де́вство похвали́вшая де́ве земне́й;

ра́дуйся, вене́ц Ца́рствия Небе́снаго ей обеща́вшая за ве́рность Жениху́ Христу́.

Ра́дуйся, А́нгелы чти́мая и пева́емая от Херуви́м;

ра́дуйся, Арха́нгелы окружа́емая и сла́вимая от Серафи́м.

Ра́дуйся, Предте́чу, Богосло́ва и лик святы́х дев с Тобо́ю в явле́нии чуде́сно показа́вшая;

ра́дуйся, в явле́нии Твое́м обетова́ния блага́я избра́ннику Бо́жию дарова́вшая.

Ра́дуйся, сбытие́м обетова́ний Твои́х и́стину явле́ния Твоего́ засвиде́тельствовавшая;

ра́дуйся, на́ше похвало́ и утвержде́ние.

Ра́дуйся, оби́телей и́ноческих ми́лостивое попече́ние и призре́ние;

ра́дуйся, Це́ркве Христо́вы Боже́ственная ле́пота.

Ра́дуйся, по́стников и преподо́бных та́йное утеше́ние;

ра́дуйся, христиа́нскаго ро́да непосты́дное упова́ние.

Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

Конда́к 7

Хотя́щим нам, Влады́чице, лобыза́ти святу́ю и всечестну́ю Твою́ ико́ну, не возбрани́ нам сие́ грехо́в ра́ди на́ших, и я́ко многоблагоутро́бная Ма́ти ми́лостиваго Бо́га, не возгнуша́йся на́ших нечи́стых усте́н, но приими́ нас ми́лостиво, припа́дающих к Тебе́ с любо́вию, да́ры благода́тныя ще́дро нам подава́ющи от многочуде́снаго Твоего́ о́браза, да зове́м со умиле́нием Триеди́ному Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 7

Ди́вно и свя́то сконча́тися благоволи́ла еси́, Влады́чице, избра́ннику Твоему́, блаже́нному Серафи́му: той бо коленопреклоне́нный на моли́тве пред ико́ною Твое́ю свято́ю предаде́ пра́ведную ду́шу свою́ в ру́це Бо́жии, и оты́де от земны́х на Го́рняя, созерца́ти сла́ву Твою́ Небе́сную и вы́ну зре́ти Тя, Цари́це А́нгелов, Ю́же мы земни́и немо́лчно ублажа́ем и пое́м Ти ра́достно:

Ра́дуйся, ми́ра Го́рняго перве́йшее украше́ние;

ра́дуйся, ми́ра до́льняго всекре́пкое огражде́ние.

Ра́дуйся, от Небе́снаго всесвята́го Твоего́ жили́ща приника́ющая к земноро́дным;

ра́дуйся, от оби́телей Го́рних снизходя́щая в юдо́ль на́шу многоско́рбную и многогрехо́вную.

Ра́дуйся, отира́ющая сле́зы от оче́с пла́чущих и пе¬ча́льных;

ра́дуйся, влива́ющая отра́ду и утеше́ние в сердца́ огорче́нных.

Ра́дуйся, вдови́ц неиму́щих некра́домое бога́тство;

ра́дуйся, безма́терних сиро́т призре́ние и покро́ве.

Ра́дуйся, и́ноков Помо́щнице всеизря́дная;

ра́дуйся, и́нокинь Предста́тельнице всесвята́я.

Ра́дуйся, целому́дрия христиа́нскаго нача́ло и осно¬ва́ние;

ра́дуйся, де́вства пречу́дная красото́.

Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

Конда́к 8

Стра́нно есть ви́дети, ка́ко ико́на Твоя́ свята́я, Богоро́дице Де́во, си́лою Бо́жиею благода́ти преисполня́ется и ди́вная чудеса́ источа́ет благоволе́нием Твои́м, Всеблага́я. Сию́ и мы стяжа́вше во утеше́ние и цельбу́, благода́рственно Тя сла́вим, Влады́чице Пречи́стая, и пое́м ро́ждшемуся от Тебе́ Бо́гу Сло́ву А́нгельскую песнь: Аллилу́ия.

И́кос 8

Вся до́брая и поле́зная да́руеши нам, Богоро́дице, от всечестна́го и многочуде́снаго Твоего́ о́браза: умиля́еши ду́ши на́ша и врачу́еши боле́зни на́ша, я́ко вои́стинну многоблагоутро́бная Ма́ти чад Твои́х, о Христе́ Бо́зе. Те́мже по достоя́нию блажи́ма еси́ от нас благохвале́нии таковы́ми:

Ра́дуйся, от восто́ка и до за́пада сла́вимая и превозноси́мая;

ра́дуйся, от всех христиа́нских родо́в пева́емая и блажи́мая.

Ра́дуйся, душеполе́зных даро́в Пода́тельнице незави́стная;

ра́дуйся, душе́вных и теле́сных неду́г Цели́тельнице благода́тная.

Ра́дуйся, безнаде́жных наде́ждо;

ра́дуйся, огорче́нных отра́до.

Ра́дуйся, гони́мых прибе́жище;

ра́дуйся, ве́рных кре́пкое заступле́ние.

Ра́дуйся, неве́рных обраще́ние;

ра́дуйся, чудесы́ Твои́ми всех удивля́ющая.

Ра́дуйся, ми́лостию Твое́ю нас посеща́ющая;

ра́дуйся, преи́скренне спасти́ся всем хотя́щая.

Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

Конда́к 9

Вси ро́ди христиа́нстии и́мут Тя, Влады́чице, Помо́щницу изря́дную: я́коже бо обеща́ла еси́ во всечестне́м Твое́м успе́нии не оста́вити нас си́рых и безпомо́щных, та́ко и до днесь сие́ обетова́ние всеблаго́е исполня́еши в Це́ркви Христо́ве на земли́, Богоро́дице Де́во, ущедря́ющи и спаса́ющи лю́ди, ве́рно Тя сла́вящия и правосла́вно пою́щия Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 9

Вети́йство челове́ческое не мо́жет изрещи́ оби́лие щедро́т и ми́лостей Твои́х, Ма́ти Бо́жия, сла́вити же Тя по достоя́нию недоумева́ют у́ми безпло́тнии, оба́че Блага́я су́щи, не возгнуша́йся и на́ших недосто́йных похва́л, и́хже любо́вию Тебе́ прино́сим и дерза́ем воспева́ти Тя си́це:

Ра́дуйся, луно́ по́лная, нощь грехо́в на́ших просвеща́ющая;

ра́дуйся, кре́пким сия́нием Твои́м мглу страсте́й на́ших разгоня́ющая.

Ра́дуйся, Путеводи́тельнице заблу́ждших;

ра́дуйся, Вразуми́тельнице бу́иих.

Ра́дуйся, ю́ных Наста́внице целому́дрия;

ра́дуйся, де́вства покро́ве и огражде́ние.

Ра́дуйся, оби́тель дев благоустро́ившая пречу́дно;

ра́дуйся, я́вльшая ей Твое́ благоволе́ние о́бразом Свои́м всечестны́м.

Ра́дуйся, упова́ющим на Тя коне́ц благи́й да́рующая;

ра́дуйся, лю́бящия и чту́щия Тя непосрамля́ющая.

Ра́дуйся, еди́на до́брая и благослове́нная в жена́х;

ра́дуйся, еди́на чи́стая и непоро́чная Присноде́во,

Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

Конда́к 10

Спаси́телю Бо́гу плоть взаимода́вшая, нетле́нная и Пречи́стая Ма́ти Бо́жия, очи́сти нас, оскверне́нных грехи́ мно́гими, иссо́пом моли́тв Твои́х святы́х, в целому́дрии и чистоте́ утверди́ и сподо́би богоуго́дно и пра́ведно препроводи́ти житие́ сие́ земно́е, да благоугоди́вше Христу́ Бо́гу, унасле́дуем Ца́рствие Его́ Небе́сное и со святы́ми воспое́м Ему́ побе́дную песнь: Аллилу́ия.

И́кос 10

Стена́ еси́ де́вам, Богоро́дице Де́во, и всем душа́м христиа́нским, уневе́стившимся Небе́сному Жениху́, я́же в треволне́нии страсте́й обрета́ют всегда́ кре́пкую Твою́ по́мощь. Мо́лим Тя, Всеблага́я, не попусти́ и нам гре́шным поги́бнути во бла́те страсте́й, но простри́ нам держа́вную десни́цу Твою́ и возста́ви нас на покая́ние и целому́дренное житие́, да благода́рно Тебе́ зове́м:

Ра́дуйся, приста́нище ти́хое пловце́м жите́йскаго мо́ря;

ра́дуйся, прибе́жище благооти́шное утомле́нным бу́рею страсте́й.

Ра́дуйся, Спору́чнице покая́ния гре́шных;

ра́дуйся, ка́ющихся с Бо́гом примире́ние.

Ра́дуйся, Судии́ пра́веднаго изве́стное умоле́ние;

ра́дуйся, всежела́тельное и всесла́дкое святы́х утеше́ние.

Ра́дуйся, Го́рних А́нгельских во́инств удивле́ние;

ра́дуйся, му́ченических све́тлых полко́в непрестаю́щее велича́ние.

Ра́дуйся, пра́ведных жен всевеселя́щее ра́дование;

ра́дуйся, дев святы́х ве́нче.

Ра́дуйся, преподо́бных многопе́тая сла́во.

ра́дуйся, святи́телей в пра́вей ве́ре укрепле́ние.

Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

Конда́к 11

Пе́ние хвале́бное прино́сим Ти, Богоро́дице Пречи́стая, свято́ю и многочуде́сною ико́ною Твое́ю осеня́еми и моли́твами ста́рца Серафи́ма укрепля́еми. О держа́вном же заступле́нии Твое́м ра́дующеся, вопие́м Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 11

Све́тлыми луча́ми чуде́с Твои́х, Богома́ти Влады́чице, озаря́еши мра́чныя на́ша ду́ши среди́ суеве́рия и неве́рия на́ших дней. Зря́ще же ми́лости и щедро́ты Твоя́, от ико́ны Твоея́ нам источа́емыя, Всеблага́я, и припа́дающе к ней, си́це Тебе́ вопие́м:

Ра́дуйся, Правосла́вия утвержде́ние;

ра́дуйся, ве́ры Христо́вы распростране́ние.

Ра́дуйся, ересе́й и раско́лов посрамле́ние;

ра́дуйся, неве́рия искорене́ние.

Ра́дуйся, чудесы́ Твои́ми ве́рныя утеша́ющая;

ра́дуйся, милосе́рдием Твои́м гре́шники неоставля́ющая.

Ра́дуйся, в час кончи́ны упова́ющим на Тя помога́ющая;

ра́дуйся, лю́бящим Тя любо́вию свято́ю воздаю́щая.

Ра́дуйся, в ско́рбех и беда́х на по́мощь ускоря́ющая;

ра́дуйся, боле́зни неисце́льныя врачу́ющая.

Ра́дуйся, скоропослушли́вая к моли́твам смире́нным;

ра́дуйся, проше́ния блага́я предваря́ющая исполне́нием.

Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

Конда́к 12

Благода́ть Бо́жия от и́коны Твоея́, Богоро́дице Де́во, исходя́щая, осеня́ет оби́тель дев, избра́нником Твои́м Серафи́мом собра́нную и устро́енную до́бре. Сию́ ико́ну Твою́, я́ко зало́г благоволе́ния Твоего́, ди́вно стяжа́вше, сла́вим и велича́ем Тя, Влады́чице преми́лостивая, и ра́бски вопие́м всех Творцу́: Аллилу́ия.

И́кос 12

Пою́ще милосе́рдие Твое́ неисче́тное и мно́гая Твоя́ чудеса́, Де́во Всепе́тая, ра́дуемся мы гре́шнии, зря́ще на ико́не лик Тво́й святы́й, умиле́ния преиспо́лненный, и́же и в на́ша ду́ши умиле́ние влива́ет и к моли́твам усе́рдным нас привлека́ет, да си́це Тебе́ взыва́ем:

Ра́дуйся, Ни́во неора́нная, Клас спаси́тельный челове́ком израсти́вшая;

ра́дуйся, Ле́ствице Небе́сная, Е́юже сни́де Бог.

Ра́дуйся, Горо́ несеко́мая, усыре́нная Ду́хом Святы́м;

ра́дуйся, Ски́ние селе́ния Вы́шняго.

Ра́дуйся, Свята́я Святы́х превосходя́щая;

ра́дуйся, Клеще́ та́инственная, угль Божества́ неопа́льно прие́мшая.

Ра́дуйся, хла́дная сердца́ на́ша любо́вию ко Го́споду воспламеня́ющая;

ра́дуйся, нечистоту́ душ на́ших благода́тию очища́ющая.

Ра́дуйся, на по́двиги духо́вныя неви́димо нас укрепля́ющая;

ра́дуйся, исполня́ти веле́ния Христо́ва нам помога́ющая.

Ра́дуйся, душевре́дныя на́выки в нас искореня́ющая.

ра́дуйся, стра́сти душетле́нныя попаля́ющая.

Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

Конда́к 13

О Всепе́тая Ма́ти! О Цари́це всеми́лостивая! Богоро́дице Всеблага́я! Умоли́ Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, изба́вити нас гее́нны о́гненныя и сподо́бити спасе́нных ча́сти, да со избра́нными воспое́м Ему́ во ве́ки: Аллилу́ия.

Сей конда́к глаго́лется три́жды.

И па́ки чте́тся и́кос 1-й, и конда́к 1-й.

Моли́тва

О, Пресвята́я Де́во Богоро́дице, Христа́ Царя́ и Бо́га на́шего Ма́ти, умиле́ния сокро́вище и ми́лости исто́чниче, душеспаси́тельных даро́в блага́я Пода́тельнице и скорбя́щих душ благода́тная Уте́шительнице! К Тебе́ с любо́вию припа́даем и пред свято́ю ико́ною Твое́ю смире́нно мо́лимся: умоли́, Влады́чице, возлю́бленнаго Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, поми́ловати и спасти́ нас, погиба́ющих во гресе́х; вдохни́ в ду́ши на́ша покая́ние и́скреннее и умиле́ние богоуго́дное, пода́ждь моли́твам на́шим сле́зы очисти́тельныя; благопотре́бная житию́ вре́менному и ве́чному спасе́нию ми́лостиво, Госпоже́, нам да́руй; мир умири́, святы́й храм сей до́бре сохрани́, безмяте́жие и изоби́лие плодо́в земны́х нам низпосли́, и при кончи́не живота́ на́шего не лиши́ нас Ма́терняго Твоего́ заступле́ния и по́мощи, да предста́тельством Твои́м безбе́дно пре́йдем мыта́рства возду́шная и сподо́бимся унасле́довати Ца́рствие Небе́сное. Ей, Цари́це Всеблага́я, всех ра́достей Ра́досте и всего́ ми́ра христиа́нскаго утеше́ние! Помози́ нам и ны́не, и егда́ наипа́че по́мощи Твоея́ святы́я востре́буем, и спаси́ нас Ма́терними мо́литвами Твои́ми ко Христу́ Бо́гу, Ему́же со Отце́м и Святы́м Ду́хом подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва к иконе «Умиление»

Икона «Умиление» выделяется из общего ряда образов Богоматери прежде всего своим настроением. Перед ней женщины бьют поклоны с просьбами к Богоматери защитить их детей, сделать благополучной жизнь в семье. Девушки обращаются с просьбой удачно выйти замуж, иметь здоровых малышей. Молитва к образу «Умиление» сильная. Богоматерь всех слышит и передает просьбы Иисусу, своему сыну.

Существует несколько ликов Божьей Матери, которые носят название «Умиление». Они сильно отличаются от других изображений лика Богородицы, где она с младенцем. Это изображение Богородицы еще до рождения ею Иисуса Христа. У нее руки молитвенно скрещены , глаза скромно смотрят в пол, веки приспущены. Именно так выглядела Мария, когда ангел явился ей с известием, что она избрана Богом и родит ему сына. Это самый старый из известных образов Богоматери.

Более поздние изображения характеризуются как поясные портреты Девы Марии сразу после рождения ею Божественного сына. Она любуется своим новорожденным, зная о том, что он сын Божий и ему уготована нелегкая судьба, взять на себя груз всех людских грехов.

Оба образа объединяет появление Архангела. В первый раз он пришел возвестить деве Марии о ее Беременности Божьим сыном. Во второй раз он спустился на землю провозгласить рождение Спасителя.

Иконы «Умиление» Пресвятой Богородицы прошли сложный путь с момента их написания и до наших дней. Во все времена с ними было связано много чудес. Их грабили завоеватели и восстанавливали русские цари. С иконами «Умиление» защищали свою родину воины и вылечивались перед ними молитвами от болезней.

С икон «Умиление» было сделано много «копий». Это не «срисовывание» их один к одному, а передача настроения и типа Богоматери в понимании каждого иконописца. Самое ценное в них, что нарисованные позже образы такие же яркие, чудо-творящие и помогающие православным, как их древние первичные образы.

Образ Богоматери особенно почитаемый православными. Икона «Умиление» обладает неописуемой притягательной силой, имеет особое значение. Образ девы Марии выделяется чувствительностью и проникновением к молящимся ей. Просящим об обереге, защите, даровании счастья. Чудотворный образ поддерживает молящихся во времена суровых испытаний, серой обыденной жизни, подавленности духовной и тоски душевной.

Молитва перед ликом умиленной Богоматери произносится женщинами с надеждой на то, что конфликты будут удачно разрешены, в семье появится взаимопонимание, уважение, любовь и не будет разногласий. Враждующие стороны примирятся.

Богоматерь помогает защитить не только семейные ценности, но и родную землю. Воины, защитники, возили с собой икону «Умиление» когда приближался ворог, и она придавала им сил победить неприятеля, не пустить деспота на родную землю.

Значение иконы остается важным для молодых девушек. Молитва «Умиление» научит их доброте, целомудрию, чистоте помыслов. Пример девы Марии служит образцом преданности Богу и безграничной вере в его всемогущество.

К Богоматери с молитвами о содействии может обратиться любой. Но так уж повелось, что молятся иконе «Умиление» в основном женщины, матери и те, кто хочет ими стать. Ведь дева Мария познала радость материнства и тревоги за своего ребенка. Она, как никто другой, понимает желание иметь семью и детей, счастье и любовь.

Различные жизненные ситуации, которые случались с православными, доказали, что если к Божьей Матери обращаться искренне, с чистыми помыслами, не только просить, но и безгранично верить в ее содействие, то помощь и благословение обязательно придут. Чем искреннее будет вера, тем скорее свершится чудо и помощь будет действенной.

Чаще других в молитвенных текстах к иконе «Умиление» звучат просьбы:

  • избавить от заболеваний молящегося и членов его семьи, особенно детей;
  • излечить душевные раны;
  • очиститься от недругов и защититься от творимых ими козней;
  • встретить достойного жениха и доброго мужа, жить с ним в любви;
  • женщины просят о материнстве, беременности, легких родах и здоровом малыше.

Молитва перед ликом Богоматери «Умиление» должна быть беспорочной, преданной, как и сама жизнь православного. Именно так прожила и учит вести себя дева Мария. Она открывает всем главное правило – праведное вероисповедание должно жить в самих людях. Выявить веру в душе означает распахнуть себя для Бога и окружения, приобрести вечное благословение.

Локотская икона «Умиление» Серафимо-Дивеевская

Икона «Умиление», находящаяся в Серафимо-Дивеевском храме, имеет длинную и интересную историю. Первоначально икона Богородицы принадлежала просветителю Серафиму Саровскому, висела в его келье. Богоматерь с детства покровительствовала ему. Когда маленький Прокопий – мирское имя Серафима, упал с высокой колокольни, святая Мария явилась, молилась над ним и воскресила. В дальнейшем по жизни Богородица всегда была рядом, спасала и наставляла будущего просветителя.

Перед ликом Богоматери постоянно горела лампадка. Копоть от нее собиралась на потолке. Просветитель Серафим собирал ее и смазывал раны больных прихожан с молитвами Богородице. Люди быстро выздоравливали. Просветитель назвал эту икону «»Умиление»», выразив одним словом «Всех радостей радость».

Серафим Саровский закончил земной путь 2 января 1833 года, молясь Богоматери. После его смерти отец Нифонт распорядился отдать икону в Дивеевско-Серафимовскую Обитель. Теперь молитва божьей Матери «Умиление» каждодневно читается монашками и верующими, которые ради нее приезжают в храм.

Икона Божьей Матери в свое время писалась на холсте, который закрепили на дощечке из кипариса. Российский император Николай II преклонялся образу Богоматери. Он выразил свое отношение к чудотворной иконе, даровав ей драгоценный оклад. Ежегодно образа «Умиление» перемещают в Богоявленский собор, где проходит ее почитание. После литургии икону выносят на улицу и совершают крестный ход вокруг собора, обойдя его трижды.

Со временем возникло несколько икон, копирующих Серафимо Дивеевскую Богородицу «Умиление». Они созданы разными иконописцами, имена большинства из них неизвестны. Все иконы «Умиление» Божией Матери владеют чудотворными способностями исцелять людей, избавлять их от хвори и несчастий.

Новгородская и Смоленская иконы Божьей Матери «Умиление» отражают следующий этап жизни девы Марии, когда Иисус уже родился и был младенцем.

Новгородская икона сотворена в конце 12 века. На ней младенец Иисус прильнул к щеке матери, но его положение типичное для канонического написания образов Одигитрии – наиболее распространенного изображения Иисуса Христа, иконописный образ, созданный евангелистом Лукой. В правой руке малютки свиток, левая протянута к матери.

Первое сохранившееся описание иконы датируется 1701 годом. В нем перечисляются драгоценные камни в венце Божьей Матери и Иисуса. Опись 1815 года указывает, что икона имеет простой оклад и драгоценных камней на ней нет. Можно только предположить, что она была ограблена французами во время нашествия войсками Наполеона в 1812 году.

В 1875 году новгородская Божия Матерь «Умиление» была помещена в новый массивный серебряный оклад. В 1961 году проводилась реставрация. Во время ее проведения был снят слой олифы, точно установлен возраст иконы и возвращен ее первоначальный вид.

На смоленской иконе Божья матерь с восторгом смотрит на лежащего перед ней новорожденного сына. Младенец Иисус Христос лежит на одеждах матери и держит в державу – символ власти. Левую ручку он тянет к своей матери, демонстрирую безграничную любовь к ней, и благодаря деву Марию за свое рождение.

Появилась икона «Умиление» в Смоленске в 1103 году. Роль, которую она сыграла во время нашествия польских захватчиков в период 1609-1611 гг, огромная, безграничная. Лик Божией Матери находился в лагере воеводы Шеина. Его отряд не пропускал неприятеля в город и не позволял разграбить его. На протяжении 18 месяцев доблестное войско сдерживало недруга. По мнению русского воеводы, своим успехом они обязаны поддержке и помощи Божьей Матери в образе «Умиление».

В 2003 году в Смоленске возвышенно праздновали 900-летие появления иконы «Умиление». В данное время лик Богоматери расположили в Смоленском Спасо-Окопном храме. Из него икону торжественно доставили в Свято-Успенский кафедральный собор, там провели праздничную литургию и крестный ход. Священники во время юбилейного чествования несли две иконы Богоматери: «»Умиление»» и «Одигитрию» – каноническую, созданную по вавилонскому образцу иконописи.

Молитва перед иконой «Умиление» Серафимо-Дивеевская

Помощь придет непременно, если молиться перед иконой «Умиление». При этом необходимо отдавать всю свою силу словам. Тогда она вернется удвоенная. В молитве просят об избавлении от душевных болей и страданий, о гармонии в жизни и облегчении родов.

Все прошения разные, как и люди, читающие молитвенные тексты. Но все прочтения нуждаются в искренности, чистоте мыслей и желаний. Следует настроиться, набраться сердечности и верой в душе, любовью к Богородице в сердце, произнести слова молитвы.

Тропарь глас 4

Обращение к Богородице и просьба принять молитву и подать милость.

Кондак глас 3

Раскаяние в черствости души и отсутствии смирения. Просьба о помиловании и дарении душевного и сердечного смирения.

Первая молитва иконе Божьей Матери «Умиление» покаянная. Просьбы простить грехи, избавить от бед и несчастий, обратиться с просьбой к великому Спасителю, ее сыну Иисусу Христу.

Величальная. В ней превозносится Матерь Божья и ее сыну звучит просьбы отвести от грехов и соблазнов.

В третьем молитвенном тексте звучит прошение о помиловании и дарении душевного спокойствия и благополучия.

Икона «Умиление» Божьей матери особенная. Она несет в себе любовь девы Марии к своему будущему дитяти и любование младенцем, рожденным ею на свет. В иконе сохранилась любовь матери к сыну, предназначение и судьба которого были известны еще до его зачатия.

Богоматерь еще не знает, сколько страданий и мук придется пережить ей в земной жизни, как она будет страдать, глядя на распятие его на кресте и смерть сыновью. Но она уже готова к нелегкой материнской судьбе Спасителя. Она пойдет с сыном и за сыном, будет проповедовать вместе с его учениками и защищать после своей смерти всех православных на земле.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх