Помост

Вопросы веры

Икона о тебе радуется

Один из сравнительно редких случаев, когда икона не изображает какое-либо событие, описанное в Библии или связанное со святыми, — это икона Божией Матери «О Тебе радуется». Свое название она получила по первой строке торжественного песнопения, написанного преподобным Иоанном Дамаскиным в честь Богородицы и для прославления Ее.

Описание иконы

На иконе «О Тебе радуется» перед нами предстает масштабная многофигурная композиция: Богоматерь и сонмы ангелов и святых. Пресвятая Дева с Младенцем Иисусом на руках восседает на троне, заключенном в сферу зеленого или синего цвета, и образует смысловой центр иконы. Трон окружен ангелами, по бокам от него стоят архангелы Михаил и Гавриил.

На заднем плане изображен величественный многоглавый собор, олицетворяющий Небесный Иерусалим и окруженный деревьями и цветами. У престола Богородицы, обратившись к Ней лицом, стоит преподобный Иоанн Дамаскин, в руках у него свиток с молитвой в честь Матери Божией, а ниже его – сонм прославляющих Богоматерь святых.

История иконы

История иконы Божией Матери «О Тебе радуется» неразрывно связана с Иоанном Дамаскиным, выдающимся христианским богословом, жившим в VII-VIII вв. (память 4 декабря). Он написал текст прославляющего Богородицу гимна, а иконы, написанные по этому тексту, появились в XV веке. Одна из древнейших таких икон находится ныне в Третьяковской галерее.

От иконы Божией Матери «О Тебе радуется» словно исходит торжественный и, вместе с тем, праздничный настрой, вызывающий в душе молящегося благоговение и радость.

Значение иконы «О Тебе радуется»

Для верующих значение иконы «О Тебе радуется» отличается от других образов Богоматери, перед которыми они обычно возносят молитвы со своими нуждами и горестями. Здесь же Матерь Божию прославляют и восхваляют как квинтэссенцию всеобъемлющей абсолютной Любви, как Царицу Небесную, объединяющую мир земной и Царствие Небесное, как дарующую надежду на Спасение каждому.

Прославление исходит и от святых на иконе, и от молящихся перед ней. Именно в этом прославлении и заключается значение иконы «О Тебе радуется», в чем помогает исполненный глубокого чувства гимн Иоанна Дамаскина. Не просьбы о помощи, не мольба о защите, а благодарность и радость возносятся к Пресветлому Лику Богоматери, радость тех, кто на земле, и тех, кто в Царствии Небесном.

В чем помогает икона «О Тебе радуется»

Хотя иконе «О тебе радуется» возносят не мольбы о помощи, исцелении и защите, она, тем не менее, помогает верующим во многом. Искренняя благодарственная молитва очищает, освещает и освящает душу, настраивает ее на возвышенный лад и добродетельную жизнь.

Богоматерь же в ответ на такую благодарность простирает над очистившимися душами свое покровительство, укрепляет их в вере и стойкости к жизненным перипетиям.

Праздник в честь иконы Божией Матери «О Тебе радуется» 8 января (26 декабря)

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой «О Тебе радуется»

О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́р и челове́ческий род, Освяще́нный Хра́ме и Раю́ Слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Бог воплоти́ся и Младе́нец бысть, пре́жде век Сый Бог наш. Ложесна́ бо Твоя́ Престо́л сотвори́. И чре́во Твое́ простра́ннее Небе́с соде́ла. О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́.

О тебе радуется обрадованная вся тварь. Пейзаж Рая, начало XVI века

Икона «О Тебе радуется»
Райские обители на иконе начала XVI века мастера круга Дионисия.

Фрагмент иконы. Мастер круга Дионисия. О Тебе радуется. Ранний XVI век. Москва. 146×110 см. Из Успенского собора в Дмитрове. Инв. 28640. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Photo by Tatiana Gorbutovich
В основе иконографии лежит песнопение в честь Богородицы, автором которого считается Иоанн Дамаскин (VIII век). Оно исполняется на утрене и на литургии Василия Великого:
«О Тебе радуется, благодатная, всякая тварь,
ангельский собор и человеческий род,
освященный храме и раю словесный,
девственная похвале, из Нея же Бог воплотися
и Младенец бысть, прежде век сый Бог наш,
ложесна бо Твоя престол сотвори
и чрево Твое пространнее небес содела.
О Тебе радуется, обрадованная всякая тварь, слава Тебе.»
В этом песнопении прославляется Богоматерь, которая уподобляется церкви и раю, поскольку рожденный ею Младенец — Спаситель мира.


Фрагмент. Мастер круга Дионисия. О Тебе радуется. Начало XVI века. Москва. Государственная Третьяковская галерея. Photo by Tatiana Gorbutovich. Икона в ГТГ под стеклом, поэтому фотографии 1-10 не самого хорошего качества
Икона «О Тебе радуется» иллюстрирует прежде всего начальные строки песнопения: “О тебе радуется обрадованная вся тварь, архангельский собор и человеческий род, освященная церковь, раю словесный…”


Фрагмент. Мастер круга Дионисия. О Тебе радуется. Начало XVI века. Москва. Государственная Третьяковская галерея. Photo by Tatiana Gorbutovich


Фрагмент. Мастер круга Дионисия. О Тебе радуется. Начало XVI века. Москва. Государственная Третьяковская галерея. Photo by Tatiana Gorbutovich


Фрагмент. Мастер круга Дионисия. О Тебе радуется. Начало XVI века. Москва. Государственная Третьяковская галерея. Photo by Tatiana Gorbutovich


Фрагмент. Мастер круга Дионисия. О Тебе радуется. Начало XVI века. Москва. Государственная Третьяковская галерея. Photo by Tatiana Gorbutovich


Фрагмент. Мастер круга Дионисия. О Тебе радуется. Начало XVI века. Москва. Государственная Третьяковская галерея. Photo by Tatiana Gorbutovich


Фрагмент. Мастер круга Дионисия. О Тебе радуется. Начало XVI века. Москва. Государственная Третьяковская галерея. Photo by Tatiana Gorbutovich

В верхней части иконы изображен храм на фоне белого круга с деревьями – образ рая. Фрагмент. Мастер круга Дионисия. О Тебе радуется. Начало XVI века. Москва. Государственная Третьяковская галерея. Photo by Tatiana Gorbutovich

В центре райских обителей в окружении архангелов и ангелов восседает на троне Богоматерь с Младенцем в сиянии небесной славы. У подножия престола представлен преподобный Иоанн Дамаскин с развернутым свитком в руках. Внизу изображен молящийся «человеческий род». Фрагмент. Мастер круга Дионисия. О Тебе радуется. Начало XVI века. Москва. Государственная Третьяковская галерея. Photo by Tatiana Gorbutovich
В соответствии с текстом песнопения, в центре иконы – Богоматерь с младенцем на престоле, в окружении божественной славы; за нею — собор ангелов и храм, расположенный на фоне райского сада. У подножия престола Иоанн Дамаскин — автор “Октоиха”, протягивающий текст своей молитвы Богородице; внизу изображен молящийся «человеческий род» – все чины святости: праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, мученицы итд. — в соответствии с текстом тайной ходатайственной молитвы, которую произносит в алтаре священник, в то время как хор исполняет песнопение. Венчает композицию полукруг неба — как правило, с изображением небесных ангельских сил (“…чрево твое пространнее небес соделала…”).

Мастер круга Дионисия. О Тебе радуется. Ранний XVI век. Москва. 146×110 см. Из Успенского собора в Дмитрове. Инв. 28640. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000. Source
Иконография «О Тебе радуется» появляется в русской живописи в конце XV — начале XVI века.

О Тебе радуется. Около 1500 г. 200 × 158 см. Успенский cобор Московского Кремля, Москва. Инв. 973 соб. Изображение воспроизводится по изданию: Алпатов М. В. Древнерусская иконопись /Early Russian Icon Painting. М.: Искусство, 1978. Source
Наиболее ранним из дошедших до нас произведений на этот сюжет является икона из местного ряда Успенского собора Московского Кремля (ок. 1481) , причем новая иконография предстает здесь уже во вполне сложившемся виде. Именно кремлевская икона могла послужить образцом для более поздних произведений.

О Тебе радуется. Около 1497 г. Место создания: Россия. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Реставрация: Реставрирована в 1965-2001 гг. во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э.Грабаря, реставратор Г.С. Клокова. 152 х 116 см. Дерево, темпера. Source
Текст песнопения «О Тебе радуется» включен в Октоих ; используется как задостойник в литургии Василия Великого: вместо песнопения «Достойно есть» в литургии Иоанна Златоуста.
Октоих (греч. — восьмигласник) — богослужебная книга, которая содержит изменяемые молитвы для подвижных дней богослужения годичного круга, произносимые на литургии, утрене, вечерне, повечерии, а также на малой вечере и полунощнице (по воскресным дням). Октоих поется на протяжении восьми недель — после недели Всех Святых до пятой недели Великого поста включительно. Каждую неделю поется один из восьми гласов — особых церковных мелодий, разработанных Иоанном Дамаскиным и Федором Студитом.

О Тебе радуется. Вторая половина XVI в. Дерево, темпера. 97х73. КП 2157 инв. 409 ДЖ. Реставрация О. А. Пригородова, ВХРНЦ г. Москва. Каргопольский государственный музей. Source

Е. В. Гладышева, Л. В. Нерсесян. «Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству»
О Тебе радуется: Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника // Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет в Москве
Богородица // «Православная Энциклопедия»
О Тебе радуется… Начало XVI в. ГТГ // Icon-art.infoГ
О Тебе радуется. Успенский собор Московского Кремля // Icon-art.info
Дополнительно см.:
О Тебе радуется, Псков. Последняя четверть XV в. Государственная Третьяковская галерея // Icon-art.info
О Тебе радуется – Галерея – Гимнографические и символико-аллегорические образы Богоматери // Icon-art.info
О Тебе радуется. Анна Голубева. Иконописное отделение СПбПДА
Композиция «О Тебе радуется» в литургическом контексте алтарных росписей ярославских и ростовских храмов второй половины XVII века. Васильева Александра Владимировна. Журнал Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение // Научная библиотека КиберЛенинка
«О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь…» // Око церковное — литургическая библиотека
Икона «О тебе радуется…» // Выставка «Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря». Музеи Московского Кремля. Успенская звонница Московского Кремля. 15.06.2012-26.08.2012
Добавление от 21.10.2016: «О Тебе радуется» Подготовил Дмитрий Антонов. «О Тебе радуется», Новгород, XV–XVI века, Новгородский музей-заповедник // Arzamas / Икона дня, 20 октября 2016

Литературной основой изображения является приписываемый Иоанну Дамаскину текст воскресного богородичного песнопения 8-го гласа Октоиха, которое поется на утрени, а также заменяет песнопение «Достойно есть» в литургии Василия Великого. Текст песнопения: «О Тебе радуется, обрадованная, вся тварь, архангельский собор и человеческий род, освященная церковь, раю словесный, девственная похвало, из Нея же Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век сый Бог аш, ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес соледа. О Тебе радуется обрадованная всяка тварь, слава Тебе».

В центре композиции в соответствии со словами песнопения («ложесна бо Твоя престол сотвори») изображена восседающая на престоле Богоматерь с Младенцем на коленях. Она окружена голубой мандорлой. Вокруг престола Богоматери – ангелы («архангельский собор»). За престолом на фоне цветущих райских деревьев возвышается величественный храм – символический образ Богородицы («освещенная церковь и раю словесный»). Всю верхнюю часть иконы охватывает полусфера синего и голубого цветов, иллюстрирующая слова «чрево Твое пространнее небес соделала». Внизу изображена «вся тварь» – «человеческий род», воспевающий хвалу Богородице. Это собор всех святых по чинам святости, которые священник вспоминает в ходатайственной молитве, предваряющей песнопение «О Тебе радуется». Слева представлены пророки и первосвященники, за ними следуют святители и преподобные. Выше изображены протцы. Справа – апостолы, мученики, святые и преподобные жены. Отдельно выделен автор песнопения – преподобный Иоанн Дамаскин с развернутым свитком.

Хотя иконография «О Тебе радуется» сложилась на основе песнопения, приписываемого жившему в VIII веке Иоанну Дамаскину, такие изображения появились не ранее второй половины – конца XV века, и как отмечают исследователи вслед за А. Н. Грабаром, прежде всего на Руси. Наиболее древние произведения этой иконографии: псковская икона последней трети XV века из суздальского Покровского монастыря с надписью «Похвала Богоматери» (ГТГ), новгородская таблетка 1490-х годов (НГИАМЗ), икона 1497 года из Успенского сбора Кирилло-Белозерского монастыря и фреска Дионисия в Ферапонтово Для последующего развития иконографии важна икона конца XV века из Успенского собора Московского Кремля. Существуют два варианта иконографии «О Тебе радуется» – московский и новгородский, которые различаются в изображении человеческого рода по чинам святости.

Литература:

1. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV – XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. Выпуск I. М.: Индрик, 2000.

2. «О Тебе разуется». Русские иконы Богоматери XVI – начала ХХ веков. Каталог выставки из фондов Музея имени Андрея Рублева. М., 1995.

3. Дионисий «живописец пресловущий». М.: Северный паломник, 2002.

4. Лазарев В. Н. Дионисий и его школа. // История русского искусства. Т. 3. М., 1955.

5. Попов Г. В. Художественная жизнь Дмитрова в XV – XVI вв. – М., 1973.

7. Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладной искусство Твери XIV – XVI вв. М., 1979.

8. Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1. М., 1995.

Икона Божией Матери “О Тебе радуется”. Значение. В чем помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает

Икона Божией Матери «О Тебе радуется» – очень известный лик в православии. Он напоминает верующим о всесильной помощи Богородицы. Явился образ людям в 15 веке, удивив людей чудодейственной силой. Это единственный лик, который был создан для благодарственных молитв в адрес Богородицы. Если около других образов люди просят исцеления и решение проблем, то возле иконы «О Тебе радуется» люди восхваляют Деву Марию. Благодарственные речи помогают очиститься душе верующих.

История

В основу создания иконы легло воззвание «О Тебе радуется, Благодатная». История событий, повлекших создание образа, очень необычная. В ее реальность сложено поверить. В конце 8 века император Лев ІІІ издал строжайший указ, запрещавший поклонение христианским ликам. Все иконы и фрески было приказано уничтожить. Против таких деяний выступил Иоанн Дамаскин, известный своим христианскими добродетелями. Он начал рассылать людям письма о защите иконопочитания. Его активная позиция далеко не всем нравилась. Льву ІІІ его деятельность откровенню мешала.

Фото 1. Иоан Дамаскин испытал на себе божественную исцеляющую силу Божией Матери.

Но открыто император не мог убить гражданина чужого государства, поэтому он решил действовать хитростью. От имени иконописца он написал поддельный документ, в котором говорилось о том, что священник якобы подготовил заговор по свержению халифа, а императору предлагает выступить в его поддержку. Документ был отправлен во дворец халифа. Последний очень разозлился и приказал наказать Иоанна. Халиф не стал разбираться в ситуации, хотя до этого момента у правителя не было оснований не доверять иконописцу. Иоанна Мансуру несправедливо обвинили в измене. А потом отрубили руку в качестве наказания.

Архиепископ Дамаска был опечален судьбой Иоанна и не отходил от него после казни. По его просьбе он принес мужчине его отрубленную руку. Иоанн сорвал повязку и приложил руку к ране, перемотав все полотенцем. В лихорадочном состоянии иконописец протянул руку к иконе Богородицы, прося у нее исцеления. Всю ночь Иоанн кричал и молился, пока не упал от боли и изнеможения. В полусне он ощутил на себе взгляд. Открыв глаза, иконописец увидел свет, который лился от святого образа. На него смотрела Пречистая Дева. Потом Иоанн услышал голос, который сообщил ему, что Божия Матерь слышит все молитвы, идущие от искренне верующих. Богоматерь сказала иконописцу, что исцелила его руку.

В состоянии блаженства Иоанн снял окровавленное полотенце. Тут он увидел на руке красный шрам на месте соединения травмированных тканей. Иконописец попытался пошевелить пальцами и сквозь боль ощутил, что они работают. Счастливый Иоанн начал читать благодарственную молитву. После исцеления иконописец пообещал писать иконы и служить Богу. Свое обещание он сдержал.

Значение икон

Изначально в ранних храмах не было никаких образов. Люди читали молитвы отрешенно. Но со временем людская вера стала слабеть. Христианам нужен был визуальный образ, на котором можно сконцентрировать внимание во время молитв. Так появились первые образы. При написании икон художники передают реальные ощущения Христа, которым движет сила любви к людям. Через силу образа благодать передается и молящимся. Поэтому сейчас иконы являются неотъемлемой частью веры. Перед ними молятся и от них исходит исцеление. Современные храмы невозможно представить без образов.

Фото 2. Значение иконы имеет принципиальное отличие от других образов.

Очень важно понимать, что в христианской вере поклоняются не самому изображению, а определенной личности, изображенной на иконе. Такого мнения придерживаются все верующие.

На иконе «О Тебе радуйся» изображена на престоле Божья Матерь с младенцем на руках. Смотря на образ, у верующих сердце наполняется радостью, которую сложно передать словами.

Иоанн Дамаскин в благодарственной молитве в честь Богоматери передал те чувства, которые переполняют верующих. По его мнению, люди, птицы и все живое испытывают благодатную радость. На заднем фоне образа изображен храм. А перед ним – престол. Богородица одета в бордовую одежду. Двумя руками она обнимает младенца, сидящего у нее на руках. Около трона стоит преподобный Иоанн, который является автором молитвы. Ее первые строки и послужили основой для названия образа. У подножия трона показаны святые мученики, окружившие Богородицу. Фигура Божией Матери изображена в светящейся сфере, в которой она спустилась с небес вместе с ангелами. Люди, находящиеся около Богородицы, прославляют ее.

Фото 3. История иконы связана с именем Иоанна Дамаскина.

Стоит сказать, что лик «О Тебе радуется» играет огромное значение для всех верующих. Ведь все христиане понимают, как важно не только молить о помощи, но и выражать свою благодарность Господу.

До наших дней не сохранилось имя и точная дата создания иконы.

Иоанн Дамаскин: историческая справка

Преподобный Иоанн Дамаскин родился в конце 7 века в Дамаске (один из городов Сирии). В историю он вошел, как гимнограф, философ и богослов. Иоанн служил при дамасском халифате. Все свое влияние он использовал во блага христианской веры. За всю свою жизнь он написал немало догматических творений. Однако известен он стал благодаря иконоборству. С его именем связана история появления иконы «Троеручица». Иоанн является автором труда «Источник знания». Кроме того, он написал ряд песнопений о Богородице, в том числе и «О тебе радуется». Его перу принадлежат каноны о Рождестве Христовом, Пасхе и Богоявлении.

Фото 4. У иконы “О Тебе радуется” принято восхвалять Богородицу.

Оставив службу на благо государства, Иоанн перешел в Палестину, где принял постриг в храме возле Иерусалима. Там он служил Богу до самой смерти. Известно, что его мощи были перевезены в Константинополь. Сейчас их частицы есть в монастыре Саввы Освященного, монастыре Иоанна Богослова и обители Георгия. День памяти Иоанна празднуется 17 декабря.

Значение иконы

Не все верующие понимают отличие иконы от других образов Богоматери. Перед иными ликами люди обычно возносят молитвы, вкладывая в них свои просьбы. Что касается лика «О Тебе радуется», то перед ней прославляют и восхваляют Царицу Небесную, которая объединяет Царство Небесное и земной мир. Прославление Богоматери также исходит и от ангелов, и от святых на иконе. Во всеобщем прославлении Божией Матери и состоит значение образа. Восхвалять деяния Богоматери помогает гимн Иоанна Дамаскина. К лику Богородицы возносятся не мольбы о помощи, а благодарность тех, кто находится на небе и земле. В этом и состоит его принципиальное отличие от других икон.

В чем помогает образ

Многочисленными мастерами было создано немало святых ликов, обладающих чудотворной силой. К иконам люди приходят с просьбами и мольбами о решении их проблем. И только к «О Тебе радуется» верующие обращаются для того, чтобы воздать благодарственные молитвы. Совершенно не важно, о чем вы ранее просили Богоматерь около иных образов. Благодарить ее нужно именно возле образа «О Тебе радуется».

Невозможно недооценить значение чудотворного лика, перед которым постоянно произносятся благодарственные слова, переполненные признательностью.

Перед иконой Божией Матери:

  • Наступает покой.
  • Очищается каждая христианская душа.
  • Растет вера.
  • Сердца людей наполняются добродетелью и светом.

С преклоненными коленями верующие благодарят Богородицу за то, что она слышит все людские молитвы, покровительствует христианам и проявляет милосердие.

Духовники говорят, что чтение молитвы «О Тебе радуется» перед иконой открывает Небеса, где Богородица в любой момент готова прийти на помощь всем верующим. Благодарность – это гарантия того, что и в дальнейшем люди будут находиться под ее небесным покровительством. Поэтому важно в храме или дома перед образом не только обращаться с просьбами к Богоматери, но и уметь благодарить ее за деяния и покровительство. Ведь очень часто люди вспоминают о святой только, когда появляются сложности. А это неправильно. Необходимо не только просить, но и уметь благодарить и что-то отдавать. Богоматерь за хвалебные молитвы дарит людям свое заступничество, в чем и кроется благодать.

Где хранится образ

Еще с давних времен чудодейственный лик очень полюбился всем православным людям. Икона очень быстро обрела известность. Она почитаема христианами из разных уголков мира. Потому иконописцы создавали множество списков, копируя лик Богородицы. Самая известная икона Девы Марии сейчас находится в Третьяковской галерее.

Дни празднования

Православные люди всегда пор очень уважительно относились к образу «О Тебе радуется». Именно поэтому есть день почитания святого лика. Приходится он на день Собора Пресвятой Богородицы – 8 января. В этот день перед ликом люди возносят благодарственные речи, восхваляя Божию Матерь.

Как молиться

Как мы уже упоминали, лик «О Тебе радуется» был дарован людям не для исцеления, а для поддержки верующих. Икона несет особый смысл. Она предназначена для того, чтобы люди имели возможность воздать благодарственные молитвы Богоматери.

Верующие приходят в храм не только для того, чтобы просить Богородицу о решении каких-то проблем, но и для того, чтобы воздать ей благодарность. Около образа люди могу очистить душу, впуская в нее добродетель и свет.

Фото 5. Образ дарует благодать ниспосланную Девой Марией.

Помолиться можно не только дома, но и в церкви. Дева Мария видит, как христиане преклоняют перед ее чудотворным образом колени и благодарят за ее милосердие. Богоматерь покровительствует абсолютно всем людям. Верующих Божия Матерь охраняет еще сильнее. Но это не означает, что остальные лишены ее поддержки. Богоматерь помогает им исцелить телесные и душевные раны, преодолеть всевозможные трудности и препятствия. Именно поэтому икона столь почитаема. Перед ней верующие могут преклонить колени в любом храме, где она имеется. Не обязательно читать песнь «О Тебе радуется». Допускается чтение и других молитв. Если не знаете текста, можете поблагодарить Богородицу своими словами. Духовники отмечают, что Дева Мария слышит все обращения и молитвы. Святыня помогает отблагодарить Богоматерь и расположить к себе ее внимание. Покровительство святой очень важно для каждого верующего.

С благодарственными молитвами обратиться к Богоматери люди могут и у домашней иконы.

Где разместить икону

В каждой церковной лавке можно приобрести копию известной реликвии. В доме не помешает держать образ, чтобы молиться около него в любое время. Разместить лик можно в любом удобном для вас месте. Не существует четких правил относительно выбора места для образа. Однако иконы рекомендуется вешать в тихом месте, подальше от компьютеров и бытовой техники. Человеку должно быть удобно молиться, чтобы ему никто не мешал. Образ можно разместить в спальне или в комнате. Существует предубеждение, что в спальной комнате нельзя вешать иконы. На самом деле это не так. Никаких ограничений не существует. Помещение для отдыха благословляется свыше, поэтому нахождение в ней икон – нормальное явление.

Богородичен и икона О Тебе радуется

Икона «О тебе радуется» начинает появляться в русской иконописи в конце XV — начале XVI веков. Подробнее об этом Вы узнаете в нашей статье.

Чудотворные силы иконы «О тебе радуется»

«На спешно сооруженный помост взгромоздили большой чурбан для рубки мяса. Иоанна вывели из дворцовой тюрьмы на площадь и поставили на помосте лицом к халифу. Рядом уже стоял палач с остро отточенной секирой в руках. <…> Он перетянул жгутом руку Иоанна выше локтя и положил ее на чурбан, ладонью вверх.

<…> Секира молнией сверкнула на солнце, народ гулко охнул, и Иоанн, еще ничего не почувствовавший, с ужасом увидел, как палач взял кисть его руки и высоко поднял, показывая халифу и народу. <…> Иоанн встал с колен, у него закружилась голова, и он рухнул с помоста вниз. <…>

Иоанн очнулся в своей постели. <…> Рядом с постелью сидел архиепископ Дамаска и с глубокой скорбью и сочувствием смотрел на Иоанна. <…>

– Преосвященный владыка, я умоляю тебя, иди к халифу и упроси его отдать мне отрубленную руку. <…>»

Архиерей ушел к халифу и вскоре вернулся со свертком. Иоанн сразу же встал с постели и на коленях с благодарностью принял из рук архиепископа свою отрубленную руку. Когда ушел архиерей, Иоанн начал срывать со своей усеченной руки повязки. Уже было подсохшая кровь вновь хлынула из его руки. Он приставил в кровоточащей руке кисть отрубленной ладони и стал крепко обматывать составленную таким образом руку большим белым полотенцем. Вскоре через полотенце стали проступать пятна крови. Иоанна стало лихорадить. Он упал на колени перед иконой Божией Матери и взмолился:

– Владычица Пресвятая Матерь, родившая Бога Моего, вот правая моя рука, отсеченная ради Божественных икон, – при этих словах Иоанн с трогательной доверчивостью протянул руку в окровавленной повязке к иконе Богородицы, заливаясь слезами. – Ты знаешь, Владычица, что привело Льва во гнев; поспеши же на помощь и исцели руку мою. <…>

Было уже далеко за полночь, а Иоанн все молился и молился. Повязка на его руке отяжелела от крови и слез, проливаемых на нее, а он, поддерживая ее левой рукой, все протягивал к иконе в великой вере и твердой надежде на чудо. Наконец утомление стало брать верх, молитва его становилась все тише и тише. <…> Так на коленях и заснул Иоанн, всхлипывая и вздрагивая во сне. Во сне он увидел, что Пресвятая Богоматерь ожила и смотрит на него с иконы светлыми и полными любви милосердными очами. «Пресвятая Владычица, Ты меня услышала?» – обрадованно воскликнул Иоанн.

«Я слышу всех моих чад, призывающих имя Мое с верой в Сына Моего. Рука твоя теперь здорова, не скорби об остальном, но усердно трудись ею, как обещал Мне; сделай ее тростью скорописца.» Иоанн проснулся. С иконы на него с материнской любовью продолжали взирать очи Пресвятой Богородицы. Чувство какого-то неизъяснимого блаженства охватило всю душу Иоанна. <…> Он стал осторожно разматывать полотенце. Сердце его отчаянно билось. Вот он видит отрубленную кисть руки. Она накрепко прилипла к его руке и удерживается без всякой повязки. «Неужели действительно чудо, и рука срослась?» – промелькнула у Иоанна радостная мысль. Такая радостная, что он в нее боялся поверить. Иоанн стал внимательно оглядывать руку.

Икона О тебе радуется

Икона Богородицы «О Тебе радуется»

Рука сильно опухла, а на месте соединения с кистью запеклось много крови и ничего не было видно. <…> Иоанн стал осторожно почесывать ее своей левой рукой. Часть запекшейся крови отпала, и под ней Иоанн увидел набухший ярко-красный шов. Этот шов проходил в том месте, где была отсечена рука. Иоанн попробовал пошевелить указательным пальцем. Острая боль пронзила его, но указательный палец дрогнул. Иоанн радостно вскрикнул и воздел руки к небу.

– Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, за чудо, которое Ты совершил по молитвам Пресвятой Девы Богородицы.

<…> Иоанна посетило такое вдохновение, что у него сама собой сложилась новая песнь в честь Богоматери:

«О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,
Ангельский собор и человеческий род,
Освященный Храме и Раю Словесный,
Девственная похвало. Из Неяже Бог воплотися
И Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш.
Ложесна бо Твоя Престол сотвори.
И чрево Твое пространнее небес содела.
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе!»

«О Тебе радуется» — Валаамского двухголосного распева, исполняет хор братии Спасо-Преображенского Валаамского монастыря

– Теперь, Пресвятая Богородица, – воскликнул, обращаясь к иконе, Иоанн, – я буду по слову Твоему тростью скорописца и воспою в песнях и стихах Сына Твоего и Господина нашего Иисуса Христа, воспою Твое предстательство за род человеческий, о Пресвятая Дева!»

(Фрагмент романа протоиерея Николая Агафонова «Иоанн Дамаскин»)

В первой трети VIII века византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. Огромное количество икон и фресок было уничтожено. Иоанн Мансур (или, как мы знаем его – Дамаскин), в те времена занимавший высокий пост в городе Дамаск при дворе халифа Хишамы, открыто обличал ересь иконоборчества. Своими письмами в защиту иконопочитания он вызвал гнев императора Льва. Не будучи в силах наказать Иоанна прямо, из-за того что тот был подданным чужого государства, император был вынужден прибегнуть к интригам. По его распоряжению было искусно подделано письмо обращенное к нему, императору. В этом письме Иоанн якобы коварно злоумышлял против халифа, предлагая Византии помощь в захвате Дамаска. Притворившись возмущенным столь низким предательством, и разыгрывая добрососедское расположение, император переслал халифу Хишаме фальшивку. Приняв лукавство императора за чистую монету, халиф в приступе гнева не хотел слышать никаких оправданий, хотя и сам Иоанн, и его отец были верными слугами халифата и никогда не давали никаких оснований для недоверия. В результате всего этого произошла изложенная выше драматическая история.

Хотя и с определенной долей художественного вымысла, этот текст верно передает нам известные из церковного предания сведения, которые знакомы многим православным христианам в связи с историей иконы Божией Матери «Троеручица».

Знаменного распева с исоном. Исполняет хор монастыря во имя Всемилостивого Спаса, г. Екатеринбург.

Это редчайший случай, когда через толщу веков мы можем различить не просто общую историческую канву написания богослужебного текста, а яркие и выразительные подробности как бы переносящие каждого из нас на место автора вдохновенных слов. Эти детали помогают нам со всей силой пережить и прочувствовать то, что пережил и прочувствовал Иоанн Дамаскин в ошеломляющий момент невероятно близкой личной встречи с Божественным. Такая уникальная ситуация роднит текст молитвы «О Тебе радуется» с библейскими песнями от «Поим Господеви» Моисея и Мариам (Исх 15, 1-19) и «Утвердися сердце мое в Господе» Анны, матери Самуила, (1Цар 2, 1-11) до «Величит душа моя Господа» Пресвятой Богородицы (Лк 1, 46-55) и «Ныне отпущаеши» старца Симеона (Лк 2, 29-32). В словах совершенно разных людей, живших в абсолютно разные времена, кристаллизуется одно и от же – торжество и радость предстояния Живому Богу, исповедание Величества Его.

Вот почему, услышав на Литургии в великопостное воскресение пение «О Тебе радуется», мы явственно ощущаем это общее ликующее предстояние «всей твари», т.е всего, что сотворено Всевышним: звенит капель, журчат ручейки, щебечут птицы, шумит ветерок, в окна стучат капли дождя. Непостижимым образом наполняется звуками даже то, что звучать не может: солнечный свет, первые цветы, робко пробивающаяся сквозь тающий снег трава. Когда мы писали эти строки, то услышали первое в этом году «турканье» горлицы на крыше.

Греческого распева в гармонизации Н. М. Данилина (1878-1945). Исполняет хор Свято-Владимирской церкви г. Гродно, Беларусь.

Во всех библейских песнях торжество и ликование направлено на Бога, творение прославляет Творца: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс.18; 2). Это естественно и понятно. А в молитве «О Тебе радуется» творение Божие с таким же восторженным трепетом воспевает Богородицу, что на первый взгляд может показаться странным.

В нашем обществе много людей, которые являются абстрактными теистами. В их представлении есть некая довольно неопределенная трансцендентная Сущность, называемая Богом. Некоторые из теистов даже согласны, что Ему можно покланяться, возвеличивать, прославлять. Но вот что касается кого-то другого… Иногда слышишь: «А что особенного в Деве Марии? Ну, родила она Христа, но ведь она такая, как все?..» – подобные вопросы многие несут с собой в Церковь, сживаются с ними, так и не найдя на них приемлемых для себя ответов. В конце концов они становятся чем-то привычным и переходят в разряд кажущегося смирения: «Так у нас принято», хотя в глубине души не перестают нести болезненную остроту. Не менее опасно противоположное отношение, когда Богородица становится как бы самостоятельным божеством, а Ее многогочисленные иконы – пантеоном самодостаточных идолов. Если мы считаем себя православными христианами, очень важно найти «царский путь» и не уклоняться в крайности. Суть его хорошо сформулировал о. Георгий Чистяков в книге «Над строками Нового Завета»: «почитание Матери Божией <…> связано с нашей верой в Бога и верой во Христа, пришедшего в этот мир. Но не просто связано – оно не может быть никаким образом оторвано от нашей веры во Христа, оно неотделимо от этой веры. <…> Ни в коем случае нельзя противопоставлять наше поклонение Христу и почитание Матери Божией.»

Антифонное исполнение одноголосного греческого распева. Исполняет хор под управлением Александра Говорова «Согласие»

Задача поиска догматического «царского пути» для христиан упростилась с тех пор как в Церкви просиял святой Иоанн Дамаскин. О его замечательном поэтическом таланте свидетельствует то, что соборный разум Церкви избрал как для повседневных, так и для самых важных и торжественных Богослужений многие из его произведений. Мы редко вспоминаем, что слова, которые трогают наши сердца за каждым Богослужением, принадлежат перу этого замечательного святого. Но еще реже мы задумываемся о том, что за в высшей степени лиричным и художественным изложением стоит безукоризненное богословие. «Этот великий подвижник веры при изложении святых догматов проникает своим облагодатствованным умом в святилище Божественного Откровения, изъясняя каждый догмат Священным Писанием и озаряя его светом святого апостольского соборного Предания Вселенской Церкви. Как Богом посланная пчела, он собрал Божественный мед догматических истин <…> разместил его в сотах своей догматической системы, чтобы вечно насыщать им души.» – пишет преподобный Иустин Попович в своей «Догматике Православной Церкви». – «Благодаря такой кропотливой работе святой Иоанн Дамаскин навсегда остался самым лучшим и самым надежным проводником каждого православного догматиста по несказанным тайнам святых догматических истин Православной Церкви.»

Знаменного распева в гармонизации диакона Сергия Трубачева (С. З. Трубачева (1919-1995)). Испоняет мужской хор Института певческой культуры «Валаам».

Молитва «О Тебе радуется» является прекрасным примером соединения поэзии с богословием в творчестве преподобного Иоанна. Она как бы объясняет саму себя. С первого взгляда бросается в глаза то, что в тексте использованы разные риторические фигуры. Молитва обрамлена фразой «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая служит своего рода рефреном. Однако ее предназначение в обоих случаях различно. В начале она вводит нас в повествование; глубинный же смысл остается до времени скрытым. Из-за того, что развитие сюжета прерывается славословием Богородицы, объяснение причин радости происходит во второй части молитвы. Таким образом богословское объяснение текста начинается со слов «Из Неяже Бог воплотися». Итак:

Из Неяже Бог воплотися
И Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш.
Ложесна бо Твоя Престол сотвори.
И чрево Твое пространнее небес содела.

Бог воплотился! Давайте вдумаемся в это словосочетание, как предлагает нам святой поэт: Младенцем стал Бог, Который Существовал еще до начала времен, Который Сам сотворил время, Который существовал и существует не просто всегда, а в НАДвсегда, дольше, чем всегда – хотя такие слова и кажутся нам не имеющими смысла. Вдруг Безначальный Бог получает начало в мире, который Он Сам создал. Он рождается подобно одному из Своих творений. Но рождается не Сам по Себе, а из одного из Своих творений, из девушки, которая действительно во многих отношениях была такая же как все.

Сам Иоанн Дамаскин в своем «Точном изложении Православной веры» (III, 12) разъясняет это так: «Святую Деву мы прославляем как Богородицу в собственном и истинном смысле. Ибо как Родившийся от Нее — истинный Бог, так и Родившая истинного Бога, от Нее воплотившегося, — истинная Богородица. Мы говорим, что Бог родился от Нее не в том смысле, что Божество Слова от Нее получило начало, но в том, что Само Божие Слово, прежде веков, вне времени от Отца рожденное, безначально и вечно со Отцем и Духом пребывающее, в последок дний (Евр 1, 2) для нашего спасения вселилось в утробу Святой Девы и от Нее без изменения воплотилось и родилось. Ибо Святая Дева родила не простого человека, но Бога истинного, — не просто Бога, но Бога воплощенного, не с неба принесшего тело и прошедшего через Нее, как бы через канал, но воспринявшего от Нее единосущную с нами плоть и принявшего ее в Свою собственную Ипостась.»

Распева Киево-Печерской Лавры. Исполняет хор Киевской Духовной Академии и Семинарии.

Эта последняя мысль очень хорошо раскрыта у о. Георгия Чистякова: «В языческих мифологиях боги иногда спускались с Олимпа или с каких-то иных высот, где они пребывали, в дольний мир, для того чтобы побыть среди людей. Но языческие боги спускались в мир каким-то своим, особым образом, как бы присутствуя и одновременно не присутствуя в нём. А через Марию Христос родился, как рождается всякий человек. Благодаря Марии Христос стал таким, как мы все. От Марии Господь получил Свою плоть, от Марии Господь получил Свою кровь, то Тело и ту Кровь, которые Он потом нам отдал на Тайной Вечере.»

Не случайно в самом важном месте Литургии Василия Великого (по этому чину литургия совершается всего десять раз в году, пять из которых приходятся на пять первых воскресений Великого Поста) – евхаристическом каноне – Богородица воспоминается не только возгласом в конце: «Изрядно (т. е. в особенности) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии» (после него в воскресные великопостные дни как раз и поется «О Тебе радуется»). Слова о ней есть и в самом сердце евхаристических молитв: «Благоволи Единородный Твой Сын, сущий в недрех Тебе, Бога и Отца, быв от жены, Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, быв под Законом, осудити грех во плоти Своей, да во Адаме умирающе оживотворятся в Самем Христе Твоем.»

С одной стороны нам становится ясно, что после Рождества Пресвятая Дева Мария уже точно не может быть такой как все. С другой стороны, если мы по-настоящему ощутили, какая невероятная пропасть разделяет Творца и творение, мы начинаем недоумевать, как вообще возможно, чтобы Невместимый Бог сотворил Свой Престол в ложеснах (т.е. в материнской утробе) женщины. От таких недоумений нас предостерегает святитель Иоанн Златоуст («Беседы на Евангелие от Матфея» IV, 3):

«Ничего больше не знаю <…> а знаю только, что событие совершилось силою Духа Святого. Пусть стыдятся те, кто старается постигнуть сверхъестественное рождение! Если никто не может изъяснить того рождения, о котором есть тысячи свидетелей, которое за столько веков предвозвещено, которое было видимо и осязаемо, то до какой степени безумны те, которые с любопытством исследывают и тщательно стараются постигнуть рождение неизреченное? Ни Гавриил, ни Матфей не могли ничего более сказать, кроме того, что родившееся есть от Духа; но как и каким образом родилось от Духа, этого никто из них не объяснил, потому что было невозможно. <…> Мы еще многого не знаем, например: как Невместимый вмещается в утробе? Как Всесодержащий носится во чреве жены? Как Дева рождает, и остается Девою? Скажи мне, как Дух устроил этот храм? <…> Итак, и ты не разыскивай, но верь тому, что открыто, и не старайся постигнуть того, что умолчано.» Преподобный Иустин Попович добавляет: «Неизреченные тайны Триблаженного Божества внедрились в удивительном Лице Святой Богоматери и стали Ее тайнами. Православный чувствует и знает, что эти святые тайны не могут быть постигнуты никаким умом: ни ангельским, ни человеческим; посему растроганная молитвой душа воспевает: Вся паче (т. е. за пределами) смысла, вся преславная Твоя, Богородице, таинства, чистоте запечатанной и девству храниму, Мати позналася еси неложна, Бога рождши Истиннаго; Того моли спастися душам нашим. (Воскресный богородичен 2-го гласа, автором которого тоже скорее всего является преподобный Иоанн Дамаскин – прим. Ю. и Е. П.)».

Греческого распева в гармонизации П. Г. Чеснокова (1877 — 1944). Исполняет Архиерейский хор Свято-Ильинского кафедрального собора г. Архангельска.

Таким образом, мы видим, что в 4-х строках приведенной выше молитвы заключен смысл, который находится за пределами нашего разумного понимания. Этот образ не вписывается в логику нашей повседневной жизни. Остается только одно: поверить или не поверить. И как вывод, своего рода резюме этих слов выступает повтор: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Но нам все еще может быть непонятно, какая связь между непостижимым Богорождением и тем, что мы все радуемся о Богородице. На помощь опять приходят богословы. «Само Слово сделалось плотию, будучи носимо во утробе Девою, (исшел же из Нее) Бог вместе с воспринятым естеством человеческим, так как и оно было обожествлено Словом, одновременно с приведением его в бытие, так что одновременно совершились три события: восприятие, бытие, обожение человечества Словом. И таким образом Святая Дева мыслится и называется Богородицею не только ради (Божеского) естества Слова, но и по причине обожествления человеческой природы,» – пишет Иоанн Дамаскин.

В учении святителя Григория Паламы, память которого мы совершаем в это воскресение, отчетливо выражена именно эта мысль – мысль об обожении человеческой природы посредством Божественной благодати. Примечательно, что слова «благодать» и «обожение» у святого Григория обычно сопутствуют друг другу. Протоиерей Георгий Флоровский в своем труде «Святой Григорий Палама и Традиция Отцов» отмечает, что слово «обóжение» для современного уха «звучит странно и претенциозно. Да, это смелое слово. <…> Обожение означает личную встречу. (выделение прот. Г.Ф.) Это общение человека с Богом, при котором Божественное присутствие как бы пронизывает всю полноту человеческого существования. <…> Спасение — не только прощение. Это подлинное обновление человека.» Но, по апостольским словам, «мы соработники у Бога» (1Кор 3, 9), «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе <…> я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак 2, 17-18). Поэтому подлинное обожение, обновление невозможно без постоянного соработничества действию Божией благодати, а прежде того –желания и решимости принять ее.

И «пронизывание Божественным присутствием», и смиренная готовность ко всему вплоть до мучений и смерти, и смиренномудрое сотрудничество в течение церковной истории многообразно проявились в бесчисленном сонме святых. Но никто из них, конечно, не мог даже приблизиться к тем же качествам Пречистой Девы, Которая соединилась с Богом так тесно, как это вообще возможно для человека, навсегда став идеалом, недостижимым не только для людей, но даже для ангелов, о чем словами преподобного Космы Маиумского ежедневно напоминает нам Богослужение: «Чеснейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова родшую сущую Богородицу Тя величаем».

Интересно, что, по словам отца Георгия Чистякова, смиренномудрие Девы Марии видно даже не из одного слова, а буквально всего лишь из пары букв известного евангельского отрывка о Благовещении: «В ответ на слова архангела Мария восклицает: «Да будет Мне по слову твоему» (Лк 1: 38). Очень обидно, что это «да будет» совершенно не передано ни в одном переводе. Дело в том, что в греческом языке кроме изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений есть ещё optativus — желательное наклонение, которого нет ни в латинском, ни в славянском, ни в английском, ни во французском, ни в каком-либо другом из более или менее употребляемых языков В греческом тексте Евангелия от Луки Мария восклицает Своё «Да будет Мне по слову твоему» именно в желательном наклонении. Она говорит не просто «Да будет», а «Да будет, как Я того радостно желаю» – γένοιτό (генойто). Какие-то две буковки, один дифтонг – суффикс -ой – абсолютно изменяют значение всего текста: не просто согласие, но согласие, исполненное радости и желания. «Да будет Мне, как Я радостно того желаю, по слову твоему». То есть уже здесь, в самом начале Евангелия от Луки, Мария делает удивительный первый шаг в Своём служении. Она многого не понимает, но, не спрашивая ни о чём, радостно принимает волю Божию.»

Через свое смиренное соработничество Богу Богородица преисполнилась благодати. «Преисполненная Духом Святым, как плодовитая маслина, она сделалась жилищем всякой добродетели, устранив ум от всякого житейского и плотского пожелания и таким образом сохранив девственною душу вместе с телом, как и приличествовало той, которая имела принять в недра свои Бога, ибо Он, будучи Святым, во святых почивает. Таким образом Богородица восходит к святости и является святым и удивительным храмом Бога Вышнего» (Иоанн Дамаскин, там же, IV, 14). Именно поэтому преподобный восклицает в своем славословии Деве: «Освященный Храме, <…> Девственная Похвало…»

Обращение «Раю Словесный» требует отдельного разъяснения. Его смысл становится ясным из одного из тропарей канона Субботы Акафиста, в котором есть такие слова: «…Одушевленный Раю, Древо посреде имущи жизни Господа, Егоже сладость оживотворяет верою причащающихся, и тли подклонившихся». Как в Эдемском Раю произрастало Древо Жизни, так и Дева произрастила Христа-Жизнодавца, источающего всем нам Бессмертие. Почему Иоанн написал «Словесный», а не «Одушевленный»? «Словесный», по-гречески λογικέ, означает одновременно и «разумный, рациональный, мыслящий», и буквально «словесный, связанный со словом» – в данном случае «со Словом». В отличие от Рая Эдемского, Богородица, выполняя свое поистине вселенское предназначение воплощения Слова Божия, не является какой-то искусственной конструкцией, теряющей всякий смысл вне своей основной функции. Она – живое, мыслящее, разумное существо со своей волей и суждениями. При всем космическом значении своей миссии Мария оставалась обычной девушкой, жизнь которой во многих отношениях ничем не отличалась от жизни множества женщин ее времени – имела свои мелкие радости и горести, заботы и тревоги. Она трудилась, посещала родственников, бывала на праздниках, повседневно заботилась о своем Божественном Сыне как любая другая мать.

Подобно евангельской притче о закваске (Мф 13, 33; Лк 13, 20-21) благодать, осенившая Пречистую Деву, не оставалась только на Ней. Она изливалась и изливается на все вокруг. Как говорит об этом преподобный Иустин Попович, «она есть Матерь Бога, а потому и Матерь всего Божественного, всего святого, всего небесного, всего самого лучшего. Из всего лучшего Она – наилучшая, из всего святого – самая святая, из всего чистого – чистейшая, из всего досточудного – самая досточудная. Она есть самый совершенный образец всего совершеннейшего. Ведь если через Неё Бог вошел в мір, в человека, как тогда не войдет через Неё в человека всё Божие, всё небесное, всё бессмертное, всё вечное, всё блаженное?»

Это свойство благодати современным христианам лучше всего известно по высказываниям преподобного Серафима Саровского: «Стяжайте Духа Святаго» и «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Теперь мы в полной мере можем понять смысл слов преподобного Иоанна «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», особенно если вспомним, что в греческом языке «благодать» (χάρις) и «радость» (χαρά) – однокоренные слова.

Святой Иустин заключает: «Пресвятая Богоматерь – «всей вселенной крепкое заступление». Первая истинная и нетленная радость вошла в мір через Её Богорождение, поэтому в Ней и благодаря Ей радуется всякая тварь и весь человеческий род».

Молитва перед иконой Богородицы «О Тебе радуется»

Задостойник

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, Освященный Храме и Раю Словесный, Девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш. Ложесна бо Твоя Престол сотвори. И чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.

Вы прочитали статью Икона О Тебе радуется. Читайте также:

Чин Торжества Православия

Ритуал и Православие

Богослужение: зачем мы храним «преданья старины глубокой»?

На реках Вавилонских…

Богослужение: Зачем говорить о Христе красиво?

О мытаре и фарисее: лейтмотивы Великого поста

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх