Помост

Вопросы веры

Икона спаса нерукотворного

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Икона «Спас нерукотворный» считается одним из самых первых христианских изображений, на котором увековечили лик Иисуса Христа. Значение этого образа очень важно для православных верующих, его нередко приравнивают по значению к кресту и распятию. Верующие всегда интересуются значением этой иконы, а также от чего защищает икона «Спас нерукотворный».

История святого Лика

Образ Христа «Спас нерукотворный» имеет особо значение для иконописи. Эта икона имеет два варианта создания — на платке (Мандилиона), на плите (Керамион). Легенда появления образа гласит, что в своем время царь Авгарь заболел проказой и попросил Иисуса исцелить его. Спаситель написал ему ответное письмо, но излечение не наступало.

Поэтому Авгарь отправил своего слугу, чтобы тот нарисовал портрет Иисуса. Видя неудачные попытки художника, Сын Божий попросил принести ему чистое полотенце и воду. Умывшись, он запечатлел свое отражение на куске ткани. Когда слуга царя возвращался домой, он остановился на ночь в городе Иераполь и спрятал платок с ликом Христа в куче камней. Наутро на одном из них отпечатался образ Спасителя. Когда царь Авгарь прикоснулся к святому Лику, исцеление больного произошло сразу же.

Мандилиона и Керамион были доставление в Константинополь, а по истечению продолжительного времени попали и на территорию Руси. Образ Иисуса на платке имеет немного большее значение, чем на черепице. Но помощь обязательно приходит ко всем, кто молится перед этим чудотворными изображениями.

«Спас нерукотворный», значение иконы

Этот чудотворный лик Христа имеет несколько особенностей:

  • именно эта икона является обязательным элементом программы обучения иконописцев и их первой самостоятельной работой;
  • это единственное изображение Иисуса Христа с нимбом, замкнутого типа. Это символизирует гармонию и завершенность мирового устройства;
  • симметричность изображения лица Спасителя. Только глаза слегка скошены на бок для более живой картины. Симметрия иконы означает симметричность всего, что создает Господь;
  • святой Лик не выражает страдание или боль. В нем читается спокойствие, равновесие и чистота, свобода от всяких эмоций. Этот образ часто ассоциируют с понятием «чистая красота»;
  • на иконе изображен портрет Иисуса Христа, одна его голова без плеч. Эту особенность трактуют по-разному. Голова еще раз подчеркивает главенство души над телом, а также напоминает, что главным в церковно жизни остается Сын Божий.

Икона «Спас нерукотворный» — это единственное изображение лица Спасителя. Все остальные святые Лики демонстрируют Его в движении и во весь рост.

О чем молятся иконе «Спас нерукотворный»:

  • об исцелении от тяжелых болезней;
  • для получения милости себе и своим близким;
  • чтобы укрепить физические и духовные силы;
  • для избавления от глупых мыслей и жизненных бед;
  • чтобы получить помощь в решении проблем и найти правильный путь.

Перед началом прошения о помощи Спасителя, возле его образа необходимо покаяться и обязательно прочесть молитву «Отче наш».

Пусть хранит Вас Господь!

Икона “Спас Нерукотворный”. Значение. В чем помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает

Икона «Спас нерукотворный» является самым первым изображением образа Великого Спасителя увековеченным людьми. Священное полотно относится к особо значимым для православных верующих и его приравнивают к кресту и распятию.

Согласно древней легенде Спас Нерукотворный появился вследствие запечатления изображения лица Иисуса на полотенце. Сам Спаситель сделала это для того чтобы помочь в излечении царя Авгаря, который долго болел проказой и обратился к Христу за помощью.

Рис 1 Чудотворное изображение оставляло отпечатки на всем к чему этим полотном прикасались: на камнях, на дереве, на тканях. Весть о чудесном изображении быстро распространилась по земле и тысячи паломников получили долгожданное излечение.

Оригинал святого лика Иисуса Христа долгое время хранился в Константинополе, через некоторое время, попав в Древнюю Русь. Сейчас существует множество расхожих мнений исследователей, сохранились или нет оригиналы исторической реликвии. Однако верующие считают, что даже копии Иконы имеют огромную целительную силу и являются мощной защитой от зла и негатива.

Значение

Святое изображение на полотне Спас Нерукотворный не выражает страдания и боли, как на большинстве икон. В нем наблюдается успокоение, чистота и равновесие, свобода от любых свойственных земному человеку эмоций. Изображенный нимб имеет замкнутый тип, что олицетворяет собой гармонию и завершенность устройства наземного мира.

Рис 2 Икона «Спас нерукотворный» — это единственное изображение лица Спасителя. Все остальные святые Лики демонстрируют Его в движении и во весь рост.

На чудотворном лике Всевышнего все черты изображены в строго симметричном порядке, лишь глаза слегка скошены в стороны, для более естественной картины. Симметричность знаменует собой правильность и симметричность всего созданного Господом Богом. Портрет без плеч и туловища, свидетельствует о главенстве духовного мира над материальным. Главным в церковной жизни остается Сын Божий.

В чем помогает Святыня

К иконе Спас Нерукотворный обращаются за благословением перед важными делами, длительным путешествием или долгой поездкой на автомобиле. Христиане чтят святое изображение, как символ защиты от бесовского влияния и колдовских чар. К ней идут за успокоением, устранением тревожности и страха смерти.

К образу Всевышнего обращаются в следующих ситуациях:

  • при исцелении от тяжелых заболеваний;
  • для улучшения благосостояния своего и близких людей;
  • с целью восстановления психического и физического здоровья;
  • для защиты от негативных мыслей и жизненных трудностей;
  • для помощи в выборе правильного жизненного пути;

Перед прочтением молитвы Спас Нерукотворный нужно покаяться и вознести обращение «Отче Наш».

Рис 3 Мощной защитой обладает почитание иконы Спас Нерукотворный шестнадцатого (двадцать девятого) августа. В этот день происходит исцеление от самых тяжелых недугов. Молящиеся обретают душевный покой и уверенность в завтрашнем дне.

В новом завете не описаны какие-либо свидетельства связанные с историей возникновения иконы Спас Нерукотворный. Однако согласно записям православных историков и церковных легенд, образ является подтверждением мирского бытия Спасителя. Многовековое почитание христианами этой Святыни подтверждает ее особую значимость и чудотворные свойства для всех верующих.

Куда вешать

У православных христиан принято в первую очередь приобретать иконы с изображением Иисуса Христа. В домашнем иконостасе не обойтись без молитвенного креста и иконы Богородицы. Все остальные лики святых выбираются исключительно исходя из личных предпочтений. Священники рекомендуют иконы с Всевышним помешать немного выше остальных изображений или слегка впереди.

Важно! Иконостас располагается в самом светлом и чистом месте квартире. Желательно, чтобы это были гостиная или зал. Нельзя прибивать полотна сразу к стене. Лучше использовать с этими целями небольшие навесные полки или столы. Крест можно повесить сразу на стену, а святые лики помещаются на кружевные салфетки или вышитые рушники.

Рис 4 Пространство перед иконами не рекомендуется загромождать другими церковными атрибутами, кроме лампадок или свечей. Во время вознесения молитвы икона должна находиться на уровне глаз молящегося.

Домашние иконостасы («красные углы») в некоторых домах создают не только в одной комнате, но и для каждого члена семьи индивидуально. Конечно, это больше относится к семьям глубоко верующих людей, где и старшее, и младшее поколения, являются истинными христианами.

Основные правила размещения святых изображений в современной квартире:

  • не рекомендуется ставить иконы напротив окон, ведь в результате попадания солнечного света реликвии выгорают и расслаиваются полотна;
  • лампадку лучше ставить в специальную емкость, подвешенную на цепочке от потолка;
  • для иконостаса можно использовать стеклянные буфеты или стеллажи с открытыми полками;
  • нельзя располагать церковные святыни рядом с телевизором или другой техникой;
  • запрещено совместное расположение православных икон с идолами или реликвиями других религий;

Главный принцип, которого следует придерживаться в выборе и расстановке иконостаса – это почтительное и уважительное отношение к любой церковной атрибутике. Нужно выбирать самое лучшее место в доме, где будет возможность возносить молитвенные обращения в тишине и уединении.

Красный угол или иконостас рассматривается, как аналогия церковного алтаря. Рядом с иконой Спас Нерукотворный ставят изображение Святой Троицей или Богородицы. Допускается вешать полотно у изголовья кровати или напротив детской кроватки. Священнослужители акцентируют внимание на том, что можно устанавливать икону Спас Нерукотворный на кухне. Семья сможет читать молитвы перед приемом пищи, выражая, таким образом, благодарность за дарованную еду и благополучие.

Что касается конкретного количества икон в доме, в том числе экземпляров иконы Спас Нерукотворный, то никаких ограничений на этот счет со стороны церкви не существует. Одни христиане размещают все образы святых в одной комнате, другие развешивают их по всему дому. Здесь важно, чтобы каждый из членов семьи чувствовал себя комфортно, с почтением относился к святыням, не забывая при этом чтить библейские заветы.

Как молиться

Принято считать, что особой силой и мощной защитой молитва к иконе Спас Нерукотворный обладает, если читать ее в храме перед иконой. При этом прошение должно быть от чистого сердца, без злобы и зависти. Нельзя с помощью молитвы желать кому-то неприятностей. Заручиться поддержкой Небесных покровителей можно только в случае, если в этом есть действительная необходимость.

Текст молитвы следующий: «Господи Иисусе Христе! Ты создатель человеческого духа, умывшись святою водою и оставив нам свое изображение, благоволили к детям Твоим земным, ниспослав нам Свою великую щедрость и не оставив в своей защите. Призываем Тебя не оставить нас наедине с недугами нашими, душевными и телесными. Будь нам помощником и хранителем.. О Всемогущий, просим смилостивиться и обращаемся к святыне Твоей. С благословения Твоего разреши нам действовать и творить, уповаем на Твое благодушие. Славить не перестанем Тебя. Во имя Отца, и Сына и Духа Святого. Аминь»

Совет! Верующие стараются заучить святой текст наизусть, чтобы иметь возможность в любое время при необходимости воспроизвести молитву. Для начинающих допускается зачитывание с листка, предварительно переписать все слова собственной рукой на листок. Молитву Спас Нерукотворный священники советуют всегда носить при себе. Это позволит пользоваться ее защитой при необходимости.

Миниатюрные копии иконы некоторые верующие постоянно носят при себе в качестве дополнительного оберега. Допускается хранение такого образа на рабочем столе, у изголовья кровати. Это признается, как одним из способов защиты себя и своих близких от колдовского воздействия, несчастных случаев, преждевременной смерти.

Рис 5 Получить благословение и защиту от Всевышнего можно только в том случае, если обращение к Спасу Нерукотворному будет от чистого сердца с искренней верой в исполнение задуманного.

Перед чтением молитвы дома или в храме, женщины должны обязательно покрывать голову платками. Мужчинам настоятельно рекомендуется наоборот, головные уборы снимать. При чтении необходимо совершать крестное знамение, в начале и конце вознесения по три раза. Поклоны производятся поясные. Земными поклонами сопровождают только чтение молитвы в двунадесятые церковные праздники.

Для заказов молебнов о здравии для прошения к иконе Спас Нерукотворный нужно самому верующему присутствовать на службе. Записки с именами родственников подаются накануне службы. Подобные молебны помогают быстрее избавиться от жизненных трудностей, помогают успокоиться, восстановить здоровье и приобщится к православной вере.

От чего оберегает

Согласно историческим исследованиям первые сведения об изображении святого лика Спаса Нерукотворного датируются началом четвертого века. Уже тогда верующие поклонялись святыне и верили в чудотворное воздействие образа. На территорию России подлинник полотенца так и не попал, но в Спаса-Преображенском храме и Новоспасской обители хранятся чудодейственные копии.

Среди необъяснимых волшебных исцелений, свидетелями которых были тысячи прихожан:

  • возвращение зрения у слепых людей;
  • паломнический поход с иконой остановил крупный пожар в центре России;
  • множественные избавления от чумы и холеры;
  • залечивания ран после тяжелых военных сражений у воинов монастырского прихода;

Верующие поклоняются святыне с целью устранения материальных проблем, восстановления благополучия семьи. Говорят, что молитва к иконе помогает в поисках потерявшихся людей. К образу спешат безнадежно больные люди, которым врачи отказываются делать операции и ставят смертельные диагнозы.

Рис 6 Одну из святейших икон православия советуют всегда держать в доме людям, которые находятся длительное время в поездках или перелетах. Молитву перед иконой читают путешественники, мореплавателя и альпинисты. Спас Нерукотворный признан святым образом, спасающим от несчастных случаев в дороге и на производстве.

Во всех случаях, когда срочно требуется помощь или защита Иисуса Христа прибегают к образу Спаса Нерукотворного. Искреннее обращение, от всего сердца, с чистыми помыслами, с добротой обязательно будет услышано Всевышним. Нельзя забывать о том, что к ликам святых, даже находящихся в доме, а тем более в храме, стоит относиться с должным почтением и уважением.

В первый день после Успения (29 августа) церковь празднует перенесение в Константинополь из Эдессы

иконы «Спас Нерукотворный».

Эта икона известна верующим и имеет широкую иконографию по всему миру в разном исполнении, как православном, так и католическом.

В древние времена она была в каждом доме. Икона считается «написанной» Самим Господом на плате (убрусе). Существует возникновения образа.

Первая, восточная, принятая в православии, рассказывает, что давным-давно сирийский царь Авгарь заболел страшной болезнью – проказой. Он послал своего художника Аннания к Иисусу Христу, чтобы нарисовать Его образ, приложившись к которому, царь излечится.

Но когда Аннаний пришел к Иисусу, то не смог Его запечатлеть, настолько лик Господа был светел и ярок.Тогда Иисус омыл Свое лицо и вытер платом (убрусом). На плате отпечатался Его лик, который и отнес художник царю.

Исцеление настало сразу, как только царь приложился к плату. Авгарь обратился в христианство и установил икону наверху кирпичных врат. Позднее следующий за Авгарем царь был язычником и велел замуровать образ.

Спас на убрусе

Спустя несколько столетий, одному из жителей города во время вражеского нашествия, приснилось, что город от нашествия спасет образ, находящийся в надвратной кладке. Когда стали снимать верхний слой, увидели, что образ отпечатался на кирпиче.

Взяв икону, народ обошел с ней вокруг стен и враг отступил. Образ на кирпиче стал называться «Спасом на чрепии» В 944 году икона из Эдессы была перенесена в Константинополь. С тех пор был учрежден праздник перенесения иконы.

Спас на чрепии. Самый древний и, по мнению некоторых, самый точный

Вторая легенда – католическая. В соответствии с ней, когда Иисуса Христа вели на Голгофу, Вероника, последовательница Иисуса, подала ему плат, чтобы он вытер лицо от пота. На плате отпечатался образ Христа.

Поэтому в католическом варианте Господь на плате — в терновом венце, с кровавыми подтеками, со скорбным и мученическим выражением, часто с закрытыми глазами. Этот тип иконы называется «Спас Вероники».

Спас Вероники

Но все три образа – «Спас Нерукотворный», «Спас на чрепии» и «Спас Вероники» — восходят к одной легенде.

В Россию Спас Нерукотворный был завезен из Византии уже в IX веке, но первые известные иконы Спаса относятся к XII веку. В домонгольский период икону писали в византийской традиции.

Представление о ней дает Новгородский образ (XII век). Лик Иисуса суровый, строгий. Глаза крупные, обведенные черным контуром для большей выразительности. Брови тоже суровые, подчеркивающие строгое выражение лица.

Спас нерукотворный. Новгород XII век

Волосы волнистые с золотыми прожилками. Бородка тоже волнистая, раздвоенная, показывающая двойственную природу Богочеловека. Усы опущены вниз. Лик изображен на золотистом фоне. Нимб – тоже золотистый с белым крестом. Образ в ранней иконописи писался на чистом фоне, без намеков на плат или черепицу.

Позднее русская иконописная школа привносит свое, , прочтение образа. Лик Господа на иконе «Спас нерукотворный» (на убрусе) более мягкий, глаза добрее, смотрят не осуждающе, а скорее сострадательно и с пониманием. Губы застыли в полуулыбке, как бы говоря «Не бойтесь, дерзайте, я победил мир».

Среди образов этого типа есть настоящие шедевры русской иконописи. Например, Спас Нерукотворный «Мокрая борода» или «Омоченные власы» (XV век). Образ получил такое название, потому что борода и волосы на иконе, в отличие от предыдущих образов, прямые, гладкие, как бы мокрые. На других иконах этого типа волосы и борода — вьющиеся.

Спас нерукотворный — «Мокрая брода»

Борода на иконе – клинообразная, чуть сдвинутая вправо и разделена, как и волосы, на две части. Волосы расчесаны на прямой пробор и в золотых прожилках. Лик – просветленный, глаза смотрят спокойно, бесстрастно и мягко.

Нос тонкий, прямой, контуры носа, глаз и складок у губ подчеркнуты темной линией. , потому что Господь – Бог. Спокойствие и просветленность образа делает его притягательным, одухотворенным, успокаивающим и молитвенным.

В России есть Нерукотворные Спасы, отмеченные чудесами. Например, когда царь Адександр III в 1887 г. попал в железнодорожную аварию, у него с собой была Вологодская икона Нерукотворного Спаса. Царь считал, что она спасла его от гибели. На месте крушения поезда был построен храм.

Спас нерукотворный. XIV век. Государственная Третьяковская галерея

В честь иконы 29 августа называется в народе Спасом на полотне. В этот день торговали тканями, полотнами. По народному календарю это еще и ореховый Спас или Хлебный, потому что в этот день начинался сбор урожая орехов.

Большой урожай орехов означал небогатый урожай хлеба и наоборот: малый урожай орехов – большой урожай хлеба. Орешник плодоносит, обычно, через год и не бывает совпадений большого урожая хлеба и орехов.

В день празднования иконы Спаса Нерукотворного по традиции пекли хлеб из нового урожая и приносили его для освящения в храм, как ранее приносили в храм первый мед и первые фрукты и третьим Спасом заканчивалось празднование новых урожаев.

Тина Гай

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный. Новгород Великий. Вторая половина XII века (ГТГ)

Спас Нерукотво́рный (также Спас Нерукотворе́нный; от Спаситель + калька с греч. Αχειροποίητος — не-руками-сделанный), чудотворный Мандилио́н (Άγιον Μανδύλιον от греч. μανδύας — «убрус, плащ») — особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате), или Керамидион, представляющий собой Его лик на «чрепии» (глиняной доске или черепице). В храмах Византии Мандилион и Керамидион обычно изображались в барабане купола, друг напротив друга.

Происхождение

О происхождении реликвии, послужившей источником иконографии, существуют две группы легенд, каждая из которых сообщает о её нерукотворном происхождении.

Реконструкция Константинопольской иконы Спас Нерукотворный

Восточный вариант легенды

Восточный вариант сказания о Нерукотворном образе прослеживается в сирийских источниках с IV века. Нерукотворный образ Христа был запечатлён для царя Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгаря V Уккамы после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой.

Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин, а в 787 году Седьмой Вселенский собор, приводя его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. 29 августа 944 года образ выкуплен у Эдессы императором Константином VII Багрянородным и торжественно перенесён в Константинополь, этот день вошёл в церковный календарь как общецерковный праздник. Реликвия была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 году, после чего утеряна (по преданию, корабль, перевозивший икону, потерпел крушение).

Наиболее близкими к первоначальному образу считаются Мандилион из храма Сан-Сильвестро-ин-Капите, находящийся сейчас в капелле Санта-Матилда Ватикана, и Мандилион, с 1384 года хранящийся в церкви Св. Варфоломея в Генуе. Обе иконы написаны на холсте, укреплены на деревянных основах, имеют одинаковый формат (приблизительно 29×40 см) и закрыты плоским серебряным окладом, прорезанным по контурам головы, бороды и волос. Кроме того о виде первоначальной реликвии могут свидетельствовать створки триптиха с утраченным ныне средником из монастыря св. Екатерины на Синае. По наиболее смелым гипотезам, средником служил «оригинальный» Спас Нерукотворный, присланный Авгарю.

Спас на убрусе (Св. Мандилион). Симон Ушаков. 1658 г.

Западный вариант легенды

Ганс Мемлинг. Святая Вероника Святой Лик из Манопелло

Западный вариант легенды возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ). В западной иконографии отличительная особенность изображений «Плат Вероники» — терновый венец на голове Спасителя.

В честь «Плата Вероники» в своё время называлось ныне отменённое созвездие. На платке, на просвет видно изображение лица Иисуса Христа. Попытки исследовать изображение установили что изображение было нанесено не краской и не какими-либо известными органическими материалами. В данное время учёные намерены продолжать исследования.

Известны, как минимум, два «Плата Вероники»:1. в соборе Святого Петра в Ватикане и 2. «Лик из Манопелло», который также называется «Вуаль Вероники», но на нём нет тернового венца, рисунок в позитиве, пропорции частей лица нарушены (нижнее веко левого глаза сильно отличается от правого и др.), что позволяет сделать вывод, что это список со «Спаса Нерукотворного», присланного Авгарю, а не «Плат Вероники».

Версия связи образа с Туринской плащаницей

Существуют теории, связывающие Нерукотворный образ Спасителя с другой известной общехристианской реликвией — Туринской плащаницей. Плащаница представляет собой ростовое изображение Христа на холсте. Выставляемый в Эдессе и Константинополе плат с изображением лика Спасителя, согласно теориям, мог быть плащаницей, сложенной несколько раз, таким образом, оригинальная икона могла быть не утеряна во времена крестовых походов, а вывезена в Европу и обретена в Турине. Кроме того, один из изводов Нерукотворного Образа — «Спас Нерукотворный — Не рыдай Мене, Мати» (Христос во гробе) исследователями возводится к плащанице, как к историческому прототипу.

Икона Спас Нерукотворный в русском письме

Первые образцы. Начало русской традиции

Иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь, по некоторым источникам, уже в IX веке. Древнейшая из сохранившихся икон данного иконографического типа — Новгородский Спас Нерукотворный (вторая половина XII века). Можно выделить следующие иконографические типы Нерукотворного образа: «Спас на убрусе» или просто «Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка и «Спас на чрепии» или просто «Чрепие» (в значении «черепица», «кирпич»), «Керамида». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более тёмным (по сравнению с убрусом) цветом.

Спас Мокрая Брада. XV век

Изводы

Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намёка на материю или черепицу. Изображение ровного прямоугольного, либо слегка изогнутого убруса в качестве фона встречается уже на фреске церкви Спаса на Нередице (Новгород) конца XII в. Убрус со складками начинает распространяться со второй половины XIII века, прежде всего в византийской и южнославянской иконописи, на русских иконах — с XIV в. С XV века драпированный плат могут держать за верхние концы два ангела. Кроме того, известны различные варианты иконы «Спас Нерукотворный с деяниями», когда образ Христа в среднике иконы окружают клейма с историей образа. С конца XVII в. в русской иконописи под влиянием католической живописи появляются изображения Христа в терновом венце на плате, то есть в иконографии «Плат Вероники». Изображения Спасителя с бородой клинообразной формы (сходящейся к одному или двум узким концам) известно и в византийских источниках, однако, только на русской почве они оформились в отдельный иконографический тип и получили название «Спас Мокрая Брада».

В собрании Государственного музея искусств Грузии находится энкаустическая икона VII века, называемая «Анчисхатским Спасом», представляющая Христа погрудно и считающаяся «оригинальной» эдесской иконой.

Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле — как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

По традиции, икона «Спас Нерукотворный» — первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.

Различные изображения Спаса

Иконы Спасителя

  • Спас Вседержитель
  • Великий Архиерей
  • Не рыдай Мене, Мати
  • Спас Нерукотворный
  • Спас Эммануил

  • Святой Мандилион. Икона из Капеллы Санта-Матилда, Ватикан. VI в. (?)

  • Авгарь получает Нерукотворный Образ Иисуса Христа. Композиция со створки триптиха. Монастырь Святой Екатерины, Синай.

  • Мандилион. Jacek Wróbel SJ.

  • Спас Нерукотворный на флаге Пензенской области Российской Федерации

Вятский Спас Нерукотворный

Вятский образ Спаса Нерукотворного в Новоспасском монастыре, XIX век Спас Нерукотворный в Спасском соборе Вятки (Кирова), 2010

Список с чудотворной Вятской иконы Спас Нерукотворный до 1917 года висел с внутренней стороны над Спасскими воротами Московского Кремля. Сама икона была доставлена из Хлынова (Вятки) и оставлена в московском Новоспасском монастыре в 1647 году. Точный список был отправлен в Хлынов, а второй установлен над воротами Фроловской башни. В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны ворота, через которые была доставлена икона и сама башня были названы Спасскими.

Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны. Ангелы не стоят на облаках, а как бы парят в воздухе. Можно выделить и воеобразные особенности лика Христа. На вертикально свисающем полотнище убруса с волнообразными складками фронтально изображен чуть удлиненный лик с высоким лбом. Он вписан в плоскость иконной доски так, что центром композиции становятся крупные глаза, наделенные большой выразительностью. Взгляд Христа направлен прямо на зрителя, брови высоко подняты. Пышные волосы опускаются длинными, отлетающими в сторону прядями, по три слева и справа. Короткая борода разделена на две части. Пряди волос и борода выходят за пределы окружности нимба. Глаза написаны легко и прозрачно, их взгляд обладает притягательностью реального взгляда. Лик Христа выражает спокойствие, милосердие и кротость.

После 1917 года оригинал иконы в Новоспасском монастыре и список над Спасскими воротами был утрачен. Ныне в монастыре хранится список XIX века, который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала. Список оставленный в Вятке хранился до 1929 года, после чего также был утрачен.

В июне 2010 года при помощи научного сотрудника Вятского художественного музея Галины Алексеевны Моховой было установлено, как точно выглядела чудотворная Вятская икона, после чего был написан новый точный список Спаса Нерукотворного и в конце августа отправлен в Киров (Вятку) для установки в Спасском соборе.

Харьковский Спас Нерукотворный

Харьковский Спас (18 век)

Основная статья: Спас Обновлённый

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Исторические факты

Копию с древней чудотворной Вологодской иконы Нерукотворного Спаса имел при себе Император Всероссийский Александр III во время крушения поезда у станции Борки. Практически сразу после чудесного спасения по указу Правильствующего Синода был составлен и издан специальный молебен в честь чудотворного образа Спаса Нерукотворного.

См. также

  • Убрус (иконопись)
  • Третий Спас
  • Плащаница

Примечания

  1. http://kyanina.livejournal.com/4258.html Крестный путь — Плат Вероники, Судариум из Овьедо, Туринская Плащаница
  2. 1 2 НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ СПАСИТЕЛЯ (ХЛЫНОВСКИЙ) — ЖЕМЧУЖИНА ВЯТСКОЙ ЗЕМЛИ
  3. Вятский Спас снова в Спасском соборе
  4. Храм Всемилостивейшего Спаса на сайте Нижегородской епархии.

Ссылки

Спас Нерукотворный на Викискладе

  • Игумен Иннокентий (Ерохин). Нерукотворный образ Спасителя как основа иконописи и иконопочитания на сайте Владивостокской епархии
  • Шарон Герстель. Чудотворный Мандилион. Образ Спаса Нерукотворного в византийских иконографических программах
  • Ирина Шалина. Икона «Христос во гробе» и нерукотворный образ на Константинопольской плащанице
  • Воинские реликвии: Знамена с Образом Спаса Нерукотворного
  • Спас Нерукотворный и его значение
Древнейшие русские иконы
Греческие
(корсунские)
Владимирская Богоматерь • Смоленская Богоматерь1 • Спас Златая риза • Пётр и Павел • Святой Георгий
Новгородские
Устюжское Благовещение • Святой Георгий • «Знамение» • Спас Нерукотворный • Никола Чудотворец • Ангел Златые власы • Умиление • Облачное Успение
Владимиро-
суздальские
Фёдоровская Богоматерь • Боголюбская Богоматерь • Димитрий Солунский • Архангел Михаил • Спас Эммануил • Оплечный деисус • Спас Златые власы
1Иконы спорного происхождения либо датировки отмечены курсивом

Икона Спасителя «Спас Нерукотворный»

Кондак 1

Пречистому Твоему Образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия, тем с надеждою вопием Ти:

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне noгибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Икос 1

«Иисусе, Спасителю мой, – молил смиренно Авгарь князь Едесский, – прииди ко мне и исцели неисцельныя болезни моя, в нихже от многих лет стражду». Ему же подражая, и аз, пораженный гpexoвною проказою, мольбою вопию сице:

Господи мой, Господи, помилуй мя по велицей милости Tвoeй, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

Господи Спасителю мой, росою милости Твоей омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя.

Господи, отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.

Господи, сердце чисто созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей.

Господи, не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 2

Видя любовь и веру Авгаря Едесскаго, Господи, Ты писал еси ему «Блажен еси Авгарь, не видевый Мя и веровый в Мя. Аз пошлю ученика Моего и той исцелит тя и жизнь вечную подаст ти и сущим с тобою». Посли же, Господи, милость Твою и мне вопиющему: Аллилуиа.

Икос 2

Разум не постигает тайны, как Господь приложением к Божественному лику Своему убруса, изобрази на нем подобие Свое, посылаше оное к Авгарю, желание того исполняя. Сей же радости великой исполнься, поклонися образу Христову. Емуже и мы с благоговением днесь поклоняемся, с мольбою и верою зовуще:

Господи мой, Господи, устне моя отверзиши, и уста моя возвестят хвалу Твою,

Господи мой, Господи, возврати ми радость спасения и Духом Владычным утверди мя.

Господи, Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, по милости Твоей пощади мя.

Господи мой, Господи, Спасителю мой, призри на скорбь души моея и поспеши на помощь мне.

Господи мой, Господи, услыши мя и от всех скорбей избави мя.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди, ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 3

Силою любве и радости преисполненный поклонися Авгарь Нерукотворенному образу Спасителя мира и, получив своих болезней исцеление, с верою воззва «Христе Боже, всяк уповающий на Тя не постыдится». Сим поучая и нас всегда уповати на милости Господни и пети Ему: Аллилуиа!

Икос 3

Имея любовь к падшему роду человеческому, Ты, Христе Боже, чрез единаго от учеников Твоих воззвал eси Авгаря от мрака гpеxoвного и просветил душу его светом истины Твоея. Воззови и меня от глубины греховныя, да и аз с плачем возопию Тебе сице:

Господи мой, Господи, даруй ми слезы умиления, да ими Тя умолю – очисти прежде конца вся моя npeгрешения.

Господи, просвети мою душу светом Твоего Божественнаго познания, и введи мя по милости Твоей в Царство Твое.

Господи мой, Господи, просвещение мое и Спаситель мой, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою.

Господи мой, Господи, Боже мой, вразуми сердце мое, и отжени от него искушение лукаваго, и настави мя на путь спасения.

Господи мoй, Господи, не отрини убо моления моего и услыши мя, Твоею Благостию утверди сердце мое страхом Твоим.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 4

Буря страстей и треволнений житейских потопляет мя, и сердце, объятое ужасом смерти, вопиет Ти: Господи, несть помогающаго ми на земли, спаси мя, якоже древле Авгаря, и даруй купно с ним пети Ти: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша, яко иудее ненавидят Тя, и хощут нечто злое содеяти Тебе, Господи, пишет Авгарь: «Аз молю: прииди ко мне и обитай со мною». Того любви подражая, и аз, восстав из глубины падения моего, дерзновенно молю Тя, Христе Боже, сице:

Господи Боже мой, вниди в дом души моея и пребуди неотлучен со мною грешным.

Господи, Боже сердца моего, прииди и соедини мя с Тобою на веки.

Господи мой, Господи, к Тебе прилепилась еси душа моя, прииди и радости исполни сердце мое.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 5

Благословен грядый во имя Господне – воспеваху древле дети еврейскии, встречая Господа в Иерусалиме. Мы же днесь, раскрывая двери сердец наших грядущему к нам Спасу, со умилением зовем: Аллилуиа.

Икос 5

Дивныя глаголы Ты рекл еси, Господи, всем погибающим: «Да не смущается сepдце ваше, и да не устрашается, веруяй в Бога, и в Мене веруйте и наследите Царство, уготованное вам от создания мира». Аз же, помышляя свое беззаконие, молю Тя, Блаже, утверди сердце мое и просвети ум мой, Тебе вопиющий:

Господи мой, Господи, призри на мя и просвети очи мои, да не усну в смерть.

Господи мой, Господи, путеводя Израиля от земли фараоновой, настави мя на путь Твой, да пойду во истине Твоей.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, верую в Тя, помози моему неверию.

Господи мой, Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, и не удаляйся от мене за беззакония моя.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 6

Воззрети очима на образ Твой, Господи, не смею окаянный аз от лукавых моих деянии, но яко мытарь, стеня, взываю Ти: Боже, очисти мя грешнаго от фарисейскаго лицемерия и научи чистым сердцем пети милосердию Твоему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия в скорби моей утешительное слово Твое, Спасителю мой, еже рекл еси: «Не оставлю вас сиры, прииду к вам». Того ради аз, избегши темноту отчаяния, с надеждою на Твое человеколюбие прибегох к Тебе сице моляся:

Господи мой, Господи, Прибежище мое в беде и в скорби, не остави мя едина.

Господи мой, Господи, безгрешный, с беззаконными вмененный, изми мя от рук ненавидящих мя.

Господи мой, Господи, от поругания видимых и невидимых врагов сохрани мя.

Господи мой, Господи, прости мя и приими мя, якоже блуднаго древле во объятия Твоя.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 7

Дивныя показал еси дела Твоя, Господи, в пречистем образе Твоем и чудности даровал утешение всем земнородным, научив их в скорбных обстояниях жизни прибегати к Твоему милосердию и пети Тебе с любовию: Аллилуиа.

Икос 7

Храм носяй телесный весь осквернен, множество содеянных мною лютых, трепещу страшнаго Суднаго дне и молю: покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, и яко Давид вопию Ти:

Господи мой, Господи, услыши моление мое, внемли молитве моей и помилуй мя.

Господи Боже мой, Твой есмь аз, вразуми мя и жива будет душа моя.

Господи Боже мой, пастырю мой, заблудих, яко овча погибшая, взыщи раба Твоего и спаси мя.

Господи мой, Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 8

Страшнаго дне пришествия Твоего ужасаюся, Христе, и трепещу, яко имый множество согрешений, но Ты, Милостивый Боже, прежде конца обрати мя, поющего Ти: Аллилуиа.

Икос 8

Весь был еси любовь к падшим человеком, о, Иисусе, и даровал еси им образ Твой Святый, ясно глаголющий всем в скорби и печали сущим: «Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». Сего ради погибающий, со дерзновением молю Тя, Христе, сице глаголя:

Господи мой, Господи, хранителю мой, сохрани мя от врагов, нападающих на мя.

Господи мой, Господи, в вышних живый и на смиренныя призираяй, призри на мя грешнаго и буди отрадой моей.

Господи мой, Господи, спаси мя, утопающаго в пучине житейских искушений.

Господи мой, Господи, да не смущается сердце мое и да не устрашается во исповедании имени Твоего.

Господи мой, Господи, приими мя, яко мытаря, яко Хананею помилуй, помилуй мя по милости Твоей.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему, и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 9

Вси языцы, приидите, с любовию и трепетом поклонимся пречистому образу Спасителя мира, избавльшему нас от работы вражия и благодарственно вопием Ему, Победителю смерти и ада: Аллилуиа.

Икос 9

Весь пораженный проказою греховною, недоумеваю, како есть достойно величати Тя, о, Владыко многомилостивый, но верою сердечною исповедую Тя, истиннаго Сына Божия, смиренно стою пред образом Твоим Святым, сице моляся:

Господи Иисусе, Радосте моя, даждь ми, да возрадуюся о милости Твоей.

Господи, Спасителю мой Преблагий, спаси раба Твоего от неверия и беззакония.

Господи мой, Господи, Милость неизреченная, благодатию Твоею потреби гнев в сердце моем.

Господи мой, Господи, чистота неописанная, чистоту сердца и ума даждь ми.

Господи мой, Господи, одеяйся светом яко ризою, освяти мя, печалями житейскими омраченнаго.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 10

Господи мой, Господи, милосердый Спасителю мой, душу мою студными деяниями люте разслабленную воздвигни Божественным Твоим милосердием, якоже древле разслабленнаго при овчей купели, и на спасения стези настави ю, да поем Ти: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Предвечный, Утешителю, Христе Истинный, очисти мя от всякия скверны, якоже очистил eси десять прокаженных и исцели мя, якоже исцелил еси сребролюбивую душу Закхея мытаря, да воспою Ти, сице глаголя:

Господи мой, Господи, недуги наша приемый и болезни понесый, исцели болезни сердца моего.

Господи мой, Господи Иисусе, Помощниче мой, помози ми, яко изнемогает душа моя от скорби сея.

Господи мой, Господи, очи давый слепому во еже видети, даждь ми око, да узрю кротость и терпение Твое.

Господи долготерпеливый, избави душу мою от нечестиваго и спаси мя ради милости Твоея.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 11

Пение всеумиленное Тебе приносяща, и сокрушенным сердцем молящася, не презри мя, о, Преблагий Владыко! Отврати убо лице Твое от грех моих! Но не отврати лица Твоего от раба поющаго Тебе: Аллилуиа.

Икос 11

Христе Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека грядущаго в мир, призри на мя, грешнаго и непотребнаго раба Твоего и исправи жизнь мою по заповедям Твоим, и душу мою освяти, да принесу Ти молитву сице:

Господи Иисусе Христе, Ты Свет мира, светом Твоим осияй мя.

Господи мой, Господи, Ты источник жизни, даруй душе моей жизнь нетленную и утверди ю в заповедех Твоих.

Господи Иисусе Христе, Ты Солнце правды, правдою Твоею согрей душу мою и озари ум мой.

Господи мой, Господи, Ты наставник мой, научи мя творити волю Твою и любити Тя всем сердцем.

Господи мой, Господи, Ты отверзл eси очи слепому, отверзи и мне двери покаяния и, яко щедр, очисти вся грехи моя.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 12

Благодатию Твоею всесильною, утверди сердце мое в вере, надежде и любви, даруй ми покаянием и неослабленным исполнением заповедей Твоих достигнуть Царствия Небеснаго, идеже с лики апостольскими воспою Ти: Аллилуиа.

Икос 12

Ты, Пастырю добрый, рекл еси всем, в скорби и печали сущим: «Друзи Мои, Аз иду ко Отцу Моему и Отцу вашему уготовити место вам, но паки прииду и возьму вас к Себе, аще заповеди Моя соблюдаете». Сему благоговейно внимая, дерзну и аз, погруженный в лютую скорбь, приступити к Тебе, сице моляся:

Господи мой, Господи, милосердый Спасителю мой, спаси мя погибающаго.

Господи мой, Господи, отжени от мене тучи неверия, зла и вражды и Духом Твоим Благим настави мя на путь правды.

Господи мой, Господи, утешение души моея, утеши мя в печали сущаго.

Господи Боже мой, имене ради Твоего, оживи мя и правдою Твоею изведи из печали душу мою.

Господи, Царю Пресильный, помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 13

О, Премилосердый и Преблагий Господи Боже, Спасителю мой, пришедый в мир для спасения падшаго человека, не возгнушайся мене паче всех человек прегрешившаго и не отврати от мене лица Твоего, но призри на лютую скорбь и печаль души моея, исцели и утверди в свете истины и любве, да поем Ти: Аллилуиа!

О, Спасе мой Премилосердый, пришедый в мир для спасения падшаго человека, взыщи мя погибающаго и благодатию Твоею душу мою освяти, тело очисти и жизнь исправи по эаповедем Твоим, да воспою Ти чистым сердцем: Аллилуиа.

О, Спасе Moй Премилостивый, призри на раба Твоего, утопающаго в мори житейских искушений и бед, и, яко же древле Петра утопающа, спаси благодатию Твоею, освяти душу и утверди на стези заповедей Твоих, да чистым сердцем и усты вопию Ти с любовию: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды. Затем читается 1-й икос и 1-й кондак)

О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержими, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего, Господи, от нас и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх