Помост

Вопросы веры

Икона святая Екатерина

Святая Екатерина Александрийская принадлежит к тем христианским мученикам, которые в первые столетия распространения Истинной Веры даже под угрозой жизни не отказались от Христова учения и приняли за него смерть, о чем нам напоминает икона великомученицы Екатерины.

История жизни и подвига св. Екатерины

День памяти: 7 декабря

Екатерина родилась в конце 2 века в Александрии, в аристократической семье. Она получила прекрасное образование и славилась не только красотой, но и умом, поэтому на ее руку было множество претендентов. Однако девушка ждала того, кто во всем превосходил бы ее, а такого жениха все не было.

Ее судьбу решила встреча с праведным старцем-пустынником, которому она поведала о своих ожиданиях

Тогда старец сказал, что знает такого жениха, и дал девушке икону Матери Божией, пообещав, что она поможет его увидеть.

Ночью Екатерине было видение: ей явилась Царица Небесная в сонме ангелов и с Отроком на руках, от которого исходило сияние. Однако Божественный Отрок не пожелал смотреть на нее и явить ей Свое лицо, а велел ей вновь отправиться к старцу.

Старец объяснил Екатерине, что пока она не уверует в Бога Истинного, Он не обратится к ней Своим ликом. Он подробно рассказал об Иисусе и Истинной Вере, после чего Екатерина уверовала в Сына Божьего и крестилась.

Той же ночью ей вновь явилась Богоматерь со Своим Божественным Сыном. На этот раз Он взирал на нее милостиво и одел ей на палец перстень со словами: «Не знай же­ни­ха зем­но­го».

Это обручение Христу совершенно изменило жизнь Екатерины: она больше не думала о женихах, а вела благочестивую жизнь и часто в молитвах просила Господа о духовном руководстве

В это время в Александрию прибыл соправитель императора Диоклетиана, такой же, как и он, гонитель христиан Максимиан. На праздновании в честь языческих богов Екатерина выступила со страстной обличительной речью, призывая всех обратиться к Богу Истинному.

По приказу Максимиана девушку бросили в темницу, а затем он прислал к ней ученых людей, чтобы они убедили ее вернуться в лоно язычества. Но девушка с блеском опровергла всех их аргументы. Попытки Максимиана подкупить ее тоже не дали результата. Более того, его жена Августа, заинтересовавшаяся необычной девушкой, после беседы с ней тоже приняла христианство.

Тогда Максимиан прибегнул к пытке, но орудие мучений – колесо с острыми зубцами было сокрушено невидимой силой. Екатерине отрубили голову. Это произошло в 304 году.

Значение иконы великомученицы Екатерины

На иконе святой Екатерины перед нами предстает прекрасная девушка в богатых одеждах в окружении свитков и книг, что свидетельствует о ее учености, которую она в полной мере проявила в религиозной дискуссии с апологетами язычества. Здесь же присутствует сова – символ мудрости, и главный атрибут святой Екатерины – колесо с острыми зубцами, на котором ее стали пытать.

В руке она держит цветок, из которого вырастает распятие с фигурой Иисуса. На Него направлен печальный взгляд Екатерины – это ее Небесный Жених, верность которому она сохранила до конца. Именно в верности Сыну Божьему и Его учению и заключается значение иконы святой мученицы Екатерины.

В чем помогает икона святой Екатерины

К святой Екатерине обращаются с просьбами об укреплении веры и умственных способностей, так как она отличалась ученостью.

Хотя сама Екатерина считала себя Христовой невестой, теперь ее считают заступницей одиноких, поэтому икону Екатерины Александрийской часто дарят женщинам, которые ищут свою вторую половинку

Эта икона помогает тем, кто хочет обрести счастливую семью, помогает она и в ее сохранении, оберегая от раздоров и ссор. Молитва к образу св. Екатерины помогает зачать и родить здорового ребенка.

Рекомендуем прочитать: Икона Иоанна Кронштадтского

Молитва иконе

О, свята́я Екатери́но, де́во и му́ченице и́стинная Христо́ва неве́сто! Мо́лим тя чрез особли́вую благода́ть, е́юже предвари́ тя Жени́х твой, Сладча́йший Иису́с: я́коже посрами́вши пре́лести мучи́теля, му́дростию твое́ю пятдеся́т вети́й победи́ла еси́ и, напои́вши их Небе́сным уче́нием, к све́ту и́стинныя ве́ры наста́вила еси́, та́ко испроси́ и нам о́ную Бо́жию му́дрость, да и мы, расто́ргнувше вся ко́зни а́дскаго мучи́теля и презре́в ми́ра и пло́ти собла́зны, досто́йны яви́мся Боже́ственныя сла́вы и к разшире́нию святы́я на́шея правосла́вныя ве́ры сосу́ды досто́йны соде́лаемся, и с тобо́ю в Небе́сной ски́нии Го́спода и Влады́ку на́шего Иису́са Христа́ хва́лим и прославля́ем во вся ве́ки. Ами́нь.

Первые новозаветные века явили множество святых-мучеников. Их подвиги укрепляют веру и поддерживают православных христиан последующих столетий. Практически в каждом православном храме есть икона святой Екатерины. Эта юная девушка приняла мученическую смерть за Иисуса Христа. Ее пример помогает современным православным людям оставаться верными Спасителю. В каких нуждах прибегают за помощью к святой и чем особенна ее икона?

История мученицы

Великомученица Екатерина происходила из знатного рода. Она жила в Александрии в конце III ст. Девушка имела прекрасное образование, отличалась пытливым умом, мудростью и внешней красотой. Ее склоняли выйти замуж, но она не находила равного себе.

Однажды Екатерина встретила мудрого старца-пустынника. Во время разговора о ее потенциальных женихах старец сказал, что знает юношу, превосходящего Катерину во всем. Затем он дал собеседнице икону Царицы Небесной и уверил, что Она поможет девушке увидеть необыкновенного жениха.

Практически в каждом православном храме есть икона святой Екатерины

Ночью во сне Екатерина увидела Пресвятую Богородицу в окружении Ангелов Божиих. На руках Она держала прекрасного сияющего Отрока. Но Он отворачивался от девушки, и она не смогла Его увидеть. Пречистая просила Сына своего пояснить Екатерине, что ей необходимо сделать для того, чтобы она смогла видеть Его. И Спаситель велел ей возвратиться к старцу.

Утром девушка снова встретилась со старцем, он рассказал ей о Христе, наставил в вере, после чего она приняла Крещение. Ночью Екатерина снова увидела Пресвятую Богородицу с Божественным Отроком. Пречистая взяла девушку за руку и велела не знать земного жениха, а Божественный Отрок надел ей на палец перстень. Екатерина поняла, что теперь она обручена с Христом. Девушка изменила свою жизнь, исполнившись христианских добродетелей. Ее целью стала жизнь для Христа.

Вскоре в город приехал императорский соправитель Максимиан и устроил праздник в честь языческих божеств. Во время праздника дева Екатерина смело пришла в капище, стыдила правителя и призывала его к познанию Истинного Бога. За это ее посадили в тюрьму и, окружив учеными людьми, несколько дней пытались своими объяснениями доказать девушке истинность язычества. Но их уговоры разбивались о ее логику и мудрые доводы. Тогда Максимиан захотел подкупить христианку богатыми дарами, но и это не дало результата. А когда ему пришлось на некоторое время покинуть город, его жена пообщалась с Екатериной, уверовала во Христа Спасителя и тоже крестилась.

По возвращении правитель грозил Екатерине пыткой и мучительной смертью, но в начале истязания колеса с острыми зубцами чудесным образом были сокрушены, и девушка не пострадала. Царская жена призывала мужа не идти против Истинного Бога, и за это Максимиан велел немедленно ее убить. На следующий день правитель предложил Екатерине выйти за него замуж, но будучи отвергнутым, приказал казнить ее. Нетленные мощи святой были чудесным образом обретены на горе Синай спустя 300 лет после ее казни.

Описание иконы великомученицы Екатерины

Первые упоминания о почитании великомученицы относятся к Типикону Великой церкви IX-XI ст. Из всех найденных икон и песнопений, посвященных святой Екатерине, самыми древними являются образцы VIII-IX ст. Полное становление иконографии произошло в XVIII ст. На особенность образов оказало свое влияние западное веяние. Святая почитается не только православной церковью, но и католической.

На православных иконах святая изображается в царских одеждах. На ее голове венец, а в правой руке великомученица держит крест. Существует иной вариант иконографии. Св. Екатерина Александрийская изображается опирающейся на колесо, в одной руке у нее находится Крест, а в другой – ветвь пальмы. Иконографический вариант обручения вмч. Екатерины стал результатом западного веяния. Не все католические изображения каноничны, следует видеть разницу между иконами и картинами.

На православных иконах святая изображается в царских одеждах

Значение святого образа

Великомученицу изображают в красном плаще, который, с одной стороны, является символом царского рода, а с другой – говорит о мученическом венце святого. В красных плащах обычно изображают мучеников. Так, святой воин Евгений Родионов являлся православным в красной плащ-палатке. А синие одеяния Екатерины говорят о чистоте и святости.

Голову мученицы украшает золотой венец, а крест в ее руках говорит о ее христианстве. На некоторых иконах крест изображен в одной руке мученицы, но встречаются образы, на которых она держит святыню обеими руками.

Кроме того, образы могут иметь следующие детали:

  1. Свитки. Их изображают на некоторых иконах возле святой как символ ума и образованности девушки.
  2. Колесо. На него на некоторых изображениях опирается святая. Оно является отсылкой к приготовленному для нее орудию пыток.
  3. Ветвь пальмы. Может рассматриваться как символ царственности, и в то же время являться отсылкой к встрече Господа пальмовыми ветвями, когда Он входил в Иерусалим.

Поясное изображениеИкона в полный ростОбраз с житием

Почитание великомученицы Екатерины в православии совершается дважды в год:

  • 24 ноября/7 декабря;
  • празднование Собора Синайских святых (дата переходящая).

В честь великомученицы освящают храмы, а в день ее памяти в них совершают престольный праздник. Сейчас храмы с иконами великомученицы открыты по всей стране.

Государыни Екатерина I и Екатерина II очень почитали свою святую и создавали храмы в ее честь.

Почитание великомученицы Екатерины совершается дважды в год

В каких нуждах молятся святой

Св. Екатерина не побоялась ни пыток, ни смерти. Она осталась верной Господу и будет вечно радоваться в царствии небесном. Перед иконой святой великомученицы молятся об укреплении в вере. Кроме того, к ней обращаются в таких нуждах:

  • дать здоровье детям;
  • найти мужа;
  • укрепить семью;
  • даровать здравье и помощь в болезнях.

Существуют молитвы святой, тропарь, кондак и акафист. Кроме этого, можно кратко взывать о помощи или благодарить святую.

Видео «Молитва великомученице Екатерине»

В этом видео представлена аудиозапись молитвенного обращения.

Молитва перед иконой святой Екатерины

О, свята́я Екатери́но, де́во и му́ченице и́стинная Христо́ва неве́сто! Мо́лим тя чрез особли́вую благода́ть, е́юже предвари́ тя Жени́х твой, Сладча́йший Иису́с: я́коже посрами́вши пре́лести мучи́теля, му́дростию твое́ю пятдеся́т вети́й победи́ла еси́ и, напои́вши их Небе́сным уче́нием, к све́ту и́стинныя ве́ры наста́вила еси́, та́ко испроси́ и нам о́ную Бо́жию му́дрость, да и мы, расто́ргнувше вся ко́зни а́дскаго мучи́теля и презре́в ми́ра и пло́ти собла́зны, досто́йны яви́мся Боже́ственныя сла́вы и к разшире́нию святы́я на́шея правосла́вныя ве́ры сосу́ды досто́йны соде́лаемся, и с тобо́ю в Небе́сной ски́нии Го́спода и Влады́ку на́шего Иису́са Христа́ хва́лим и прославля́ем во вся ве́ки. Ами́нь.

Святая великомученица была хрупкой юной девушкой. Она не побоялась исповедовать свою веру даже под угрозой пыток и смерти. Св. Екатерина – образец для каждого православного христианина в его несении личного креста. Святая слышит искренние молитвы, исполненные смирения, и помогает молящимся. Но каждый желающий получить просимое должен помнить, что нам дается прежде всего то, что полезно для души.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

vladimirdar

Всего 24 фото
Собираясь посетить усадьбу Волконских — «Суханово», я обнаружил на карте, совсем рядом с ней, Свято-Екатерининский монастырь, расположенный практически в черте города Видное. И маршрут в «Суханово» был проложен как раз через Екатерининскую пустынь. Я надолго задержался в этой обители, что вызвала широкий спектр неосознанных глубоких чувств и необычайно ярких ощущений. Святая Екатерина, да и, само это имя всколыхнуло мою, наверное, архетипную память и, повинуясь этому стойкому неуклонному позыву я стал разбираться во всем, что было связано с этой почитаемой святой.

Имя Екатерина стало уже почти исконно русским и, не все знают, что Екатерина — имя греческое и дал ему первое широкое распространение на Руси великий князь Алексей Михайлович, кто как раз и основал Свято-Екатерининский монастырь в честь виде́ния ему Святой Екатерины в ярком белом свете, которая сообщила князю о рождении долгожданной дочери в 1658 году. Крестили ее Екатериной, и это имя совсем скоро начали давать детям, рожденным в аристократической среде а, впоследствии, оно стало одним из самых используемых, в том числе и у простых людей. Однако, приступим к познанию интереснейшей и любопытной истории Святой Екатерины, всему, что с ней связано и, что почитается широко не только в православной, но и в католической церкви.
Святая Екатерина или Екатерина Александрийская (287-305 гг.) проживала в городе Александрии Египетской во времена правления римского императора Максимина Даза и носила до крещения, имя Доротея. Происходила она из очень знатной семьи, по преданию принадлежавшей императорскому дому, получила блестящее образование и, благодаря своему усердию и страстным порывам к познанию этого мира, стала к 18 годам одной из самых образованных и мудрых людей своего времени, обладая при этом совершенной неземной женской красотой.

Понятно, что к этому времени она уже получала многочисленные и лестные предложения о замужестве. Однако Доротея отказывала всем претендентам, объясняя своим почтенным родителям с некоторой гордыней, что согласится выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости. Родители чутко давали ей понять, что юношу равного ее положению, богатству и ее красоте еще найти можно, но по уровню мудрости, вряд ли. Они опасались, что завышенные ожидания Доротеи станут препятствием к ее счастливой семейной жизни. Юная дева все же стояла на своем, заявляя, что хочет иметь своим женихом только того юношу, кто будет ей равен по учености и мудрости. Однако, мать будущей Екатерины, будучи тайной христианкой, повела ее однажды к своему духовному наставнику, обитавшему за пределами города в тайных пещерах…
Здесь необходимо остановиться и постараться учесть контекст окружения того времени. После отречения Диоклетиана 1 мая 305 г. и прихода к власти на Востоке империи Галерия, Египет с Сирией получил племянник последнего Максимин Даза (270-313 гг.), правивший здесь поначалу в ранге кесаря, а в 309 г. провозглашенный августом. Максимин, продолжая жесткую политику преследований Диоклетиана по отношению к христианам, был вздорным, завистливым, непоследовательным и подозрительным правителем и, в 306 г. подтвердил бескомпромиссный эдикт Диоклетиана о всеобщей обязательности языческих жертвоприношений.

Римский император Максимин Даза
В то время процветал так называемый римский полидемонизм, в рамках которого почиталось множество божеств воплощающих полный спектр добрых и злых сил. Кроме греческих и римских богов глубоко почитались египетские, восточные боги, такие как Изида, Митра, Великая Мать, а самое главное — неистово обожествлялся сам римский император, начиная еще с Августа. Надо сказать, что христианство тогда было совсем скромным по влиянию и распространению и, именно страстность, вера и последовательность христианских мучеников и дали впоследствии возможность этой религии стать доминирующей. Это сейчас христианство заявляет о язычестве в Римской империи, однако оно было возведено тогда в ранг государственной религии и противится ему в этих условиях, было просто безумием. Поэтому Максимин всячески пресекал любые попытки распространения христианства вплоть до самых скорых и неистовых расправ. Новые гонения Максимина отличались небывалой жестокостью — все, включая даже грудных младенцев, должны были совершать публичные жертвоприношения и поедать плоть жертвенных животных, кровью которых надо было окроплять даже любой продаваемый на рынке товар…
Поэтому мать будущей Святой Екатерины сильно рисковала пытаясь приобщить юную деву к основам христианства в то время. Однако, по всей видимости, у нее не было другого выхода, потому как будущая Святая Екатерина, по большому счету, была в сильнейшем духовном кризисе, который мог привести к надлому ее человеческой психики.
Отшельник, выслушав юную деву и ее доводы сообщил, что знает такого юношу, кто превосходит ее во всем и является непорочным сыном Пречистой Девы, которая вознесена за святость и является Царицей Небесной. Доротею чрезвычайно впечатлил рассказ отшельника, и она от всей души загорелась встретить этого самого юношу. Старец дал Доротее икону с изображением Богородицы с младенцем Иисусом и, научил молиться, чтобы вознести к Царице Небесной просьбы о даровании ей этого жениха.

Вернувшись, домой Доротея начала страстно молиться и, в сновидении, ей явилась Богородица с юным Христом, который, по сути, во время этого чудесного диалога со своей матерью посетовал на то, что Доротея не соответствует сейчас его требованиям, несмотря на просьбы Богородицы обратить его внимание на премудрую деву, Христос отвечал, что Доротея «безумна, бедна и худородна…» и он не обратит своего внимания пока ее не научит старец, давший указанную икону…
Проснувшись, Доротея была чрезвычайно впечатлена и, наутро тут же отправилась к отшельнику, припав к его ногам, страстно молила помочь. Старец раскрыл ей тайны христианского учения и когда она уверовала — окрестил ее Екатериной. Здесь в этом имени корень слова «катариос» (чистота) тот же, что и в слове «катарсис» (очищение). Отсюда и имя, которое в переводе с древнегреческого означает «непорочная», «чистая».
На следующую ночь Екатерина истово молилась и ей опять было видение святого семейства и, по второй просьбе Богородицы Христос явил ей благоволение, назвав своей невестой «нетленной и вечной» и вручил в знак своей любви чудесный перстень… Екатерина проснулась, а на ее пальце сиял подаренный Христом перстень. Так с этого мистического обручения и начались связанные со Святой Екатериной многочисленные чудеса и испытания ее духовной стойкости и веры.

Вскоре, во время очередного объезда провинций в Александрию прибыл римский император Максимин Даза и, поэтому случаю в великом городе проходили пышные празднества и небывалые по масштабам языческие жертвоприношения. Крики закалываемых животных, дым и смрад непрестанно пылавших жертвенников, истовый гомон толпы на ристалищах наполняли Александрию. Сердечное желание уберечь людей от прельщения и искушений побудило Екатерину обратиться к верховному жрецу — императору-гонителю и, она пошла в храм, где продолжали приноситься многочисленные жертвы.
Блистательная и мудрая и красивая Екатерина воззвала к императору одуматься и попыталась страстно обратить его в христианство, чем вызвала у Максимина великую озлобленность. Но поскольку их разговор был публичным, император, покоренный ее красотой и мудростью, решил пока ее не наказывать, а заключил под стражу, чтобы после окончания жертвоприношений совершить публичные состязания мудрецов с Екатериной и показать народу величие пантеона прославляемых им языческих богов и Рима в целом.

Состязание было всецело публичным и против новообращенной христианки выступили по некоторым данным пятьдесят самых прославленных римских мудрецов. Состязание прошло с полным триумфом Святой Екатерины, в результате которого все ее ученые оппоненты потерпели поражение и были не в силах, чем либо возразить.

Максимин, понимая, что в их лице он и сам как император потерпел поражение — в порыве ярости велел тут же сжечь всех учувствовавших в духовных состязаниях мудрецов с его стороны. Услышав об этом, мудрецы в отчаянии и раскаянии, начали молить Святую Екатерину воззвать Единому и истинному богу для своего спасения. Она осенила каждого уверовавшего крестным знамением, и приняли они мученическую кончину уже христианами. Так Екатерина совершила массовое крещение первых новомучеников в своей короткой, но яркой истории. После сожжения новообращенных горожане пришли похоронить их останки, но тела мучеников оказались неповрежденными огненной стихией. Многие видевшие это тут же приняли христианство. Необратимая цепная реакция этих событий началась…
Максимин, видя, что духовная стойкость не позволит ему победить, начал искушать деву неисчислимыми богатством и славой намекнув, что он, возможно, сможет даже взять ее в жены, несмотря на то, что у самого была законная супруга. На, что Святая Екатерина ответила, что у нее есть только один жених – Иисус Христос и, что царской багрянице она предпочитает одежды мученические и, что не пройдет и трех дней как «…многие из собственных палат императора уверуют через нее во Христа Бога», чем вызвала у Максимина великий гнев и, он воскликнул, что прикажет подвергнуть ее разнообразным пыткам и не апикажет не давать ей ни еды ни питья. Екатерина ответила, что с радостью примет все мучения, потому как, только умрет – присоединится к своему Жениху и, она только страстно жаждет этого. Святая Екатерина смиренно приняла все мучения и стойко перенесла их. В темнице она неоднократно видела своего небесного жениха, кто наставлял ее, а хлеб и воду для поддержания сил ей носили голуби.

Максимину надо было по государственным делам не надолго покинуть Александрию и в истязаниях Екатерины наступила временная передышка. В этот момент супруга Максимина — Августа, наслышанная о святости и мудрости святой, получив во сне чудесное видение сияющих в божественном свете Екатерины, Христа и многих христианских святых, решила посетить ее в заключении, попросив об этой услуге начальника городской стражи Порфирия. Порфирий согласился, взяв с собой 200 воинов, как пишет Анастасий – духовный стенограф жития Екатерины и ее верный слуга. Спустившись по витой лестнице в темницу, императрица увидела Святую Екатерину в небесном сиянии предрекшую ей, что через три дня она, пройдя через мучения, войдет в царство божие. Впечатленный Порфирий также спросил Екатерину, как уверовать в ее бога и стать воином небесным. И узнав, что Порфирий ничего не ведает об учении, Екатерина рассказала о христианстве, в результате чего все присутствовавшие с радостью тут же в темнице приняли новую веру.

Великомученик Порфирий Стратилат
На следующий день, вернувшийся в Александрию Максимин, решил провести судилище Екатерины. Император и все присутствовавшие были поражены ее красотой и сияющей духовной благодатью и не ослабевшим в заключении физическим телом телом. Максимин тут же заподозрил, что кто-то тайно снабжал ее пищей и начал яростно искать виновных по своему обыкновению, но Екатерина сообщила ему, что «…никакая рука человеческая не подавала мне пищу. То Владыка мой Христос, Который невидимо печется о рабах Своих, питал меня». Максимин, обескураженный ее ответом и ослепительной красотой, попытался еще раз искусить, сравнив с богиней Артемидой и предложил «…совершить жертвоприношение, не губить свою небесную красоту и, тогда император ее отпустит…». На, что Екатерина опять мягко и категорически отказалась…
По совету вельможи Хурсадена Екатерину приговорили к прилюдному колесованию, предложив, последний раз, у места казни, в присутствии многих людей, отречься от своей веры. Екатерина еще раз решительно отказалась и, когда казнь должна была вот-вот начаться, дьявольское сооружение было напрочь разрушено, как пишет ее стенограф, появившимися ангелами. Многие неверующие были поражены и покалечены многочисленными обломками, ну а, толпа восклицала, — «Велик бог христианский!…».

В этот момент супруга императора Августа, потеряв страх перед тираном, выступила в защиту Екатерины и христиан в целом. Максимин тут же обратил весь свой гнев на нее, приказав в порыве лютой ярости ее истязать и отсечь мечом голову, что и сделали 23 ноября. Ночью Порфирий (Стратилат) предал ее тело земле и наутро со своими новообращенными двумястами воинами, по собственной воле, предстал перед императором и все объявили о своей вере в Христа желая, очевидно, испросить помилования Екатерины. Император в результате приказал и им отсечь головы…
На другой день Максимин, видимо подавленный произошедшими событиями и, возможно, начинавший уже раскаиваться в гибели стольких людей и своей супруги, снова призвал к себе Екатерину и опять предложил ей принести жертву римским богам, но видя твердую непреклонность Святой Екатерины и поняв бесполезность своих попыток, приказал отсечь и ей голову.

Казнь Святой Екатерины произошла за стенами города…

Когда голова была осечена, из большой раны потекло молоко, и сразу же, тело Святой Екатерины исчезло из вида множества присутствовавших, как упоминают свидетели на казни людей. Считается, что тело Екатерины было унесено ангелами на Синайскую гору.

Место казни Святой Екатерины в Александрии сохранилось до наших дней, уцелела и часть мраморной колонны, на которой была отрублена ее мученическая глава. Этот артефакт находится в Александрийской православной обители святого Саввы.
Мощи Святой Екатерины были обретены через двести с небольшим лет после описываемых событий монахами монастыря Преображения или Неопалимой купины (ныне — монастырь Святой Екатерины — с VI века). Этот монастырь, находящийся в 800 км от Александрии, был основан в IV веке византийским императором Юстианом, кто возвел неприступные стены монастыря для защиты монахов от набегов пустынных кочевников.

Монастырь Святой Екатерины на Синае
Сообщил о месте нахождения ее мощей монах из монастыря Иоанна Предтечи, находившийся у тогдашнего города Раифа, кто получил видение во сне о том, что мощи Святой Екатерины находятся на высокой горе у Синайского монастыря. Он оправился в монастырь, рассказал монахам о своем видении и, все тут же в порыве вышли на поиски мощей, но не знали, на какой горе искать. Здесь их встретил ангел в облике монаха и, повёл на самую высокую гору, что находилась рядом с горой Святого Пророка Моисея и, ныне так она и называется — Джебель Катарина (гора Екатерины). Под этим небесным руководством и были обретены мощи Святой Екатерины. Ангел сообщил монахам, что мощи следует перенести в их монастырь и сохранять там.
Екатерининская — самая высокая гора Синая высотой 2 642 м. над уровнем моря. Если на гору Моисея паломники поднимаются довольно часто, то путь к вершине Екатерининской горы занимает 5-6 часов и стремятся туда очень немногие. Один русский паломник так описывает вершину этой горы и место, где синайские монахи обрели мощи Святой Екатерины: «…Из самой средины плоской вершины горы выдается выпуклый отпечаток женского тела, лежащего грудью к небу, но не без головы. Плечи и перси видны ясно, а остальные части с оконечностями протянутых рук как бы прикрыты плащаницею. Немного ниже темени на одной скале видны круглые ямки. Давно существует поверье, что эти ямки суть следы ангелов, принесших сюда мощи Святой Екатерины, а сказанный отпечаток в граните образовался в то время, когда древние отцы подняли сии мощи для перенесения в монастырь…».

Гора Святой Екатерины
Мощи были обретены нетленными и благоуханными. Непонятно, правда, куда исчезли другие части тела, но в синайском монастыре Святой Екатерины хранится только ее глава, покрытая золотым венцом Христовой невесты и левая рука…,

…на пальцах которой до сих пор можно увидеть тот перстень, что передал ей Христос. По словам сегодняшних монахов Синайской обители – это самый простой из всех тех, что надеты на ее пальцы…

Частица других мощей святой великомученицы Екатерины с Синая была некогда привезена в Италию и ныне находится в ризнице кафедрального собора г. Амальфи.
Монастырь Святой Екатерины благополучно процветал всю свою славную историю. Его никто не смог ни захватить, ни разрушить, монастырь пользовался неприкосновенностью и выстоял в веках. Именно здесь пророк Мухаммед обрел исцеление своего тела и дал охранную грамоту монахам обители от всех возможных бед, что могли происходить от мусульманского мира.

После завоевания Египта Османской империей в 1517 году турецкие власти не сократили права монахов, сохранили особый статус архиепископа и не вмешивались во внутренние дела монастыря. Монастырь вёл обширную культурную и просветительскую деятельность, в XVIII веке он открыл духовную школу на острове Крит, где получали образование греческие богословы того времени. Подворья монастыря были открыты в Египте, Палестине, Турции, Румынии, России и даже в Индии.
Почитание Святой Екатерины началось сразу же после ее кончины. На иконах ее изображают в мученическом венце, как и подобает Христовой невесте. Часто в ее руках свиток с текстом молитвы Христу: «Господи Боже! Услышь меня! И, Дай поминающим имя Екатерина – отпущение грехов… И в час их исхода — проводи с Миром и дай им место Покоя…».

…Как я уже упоминал в начале, широкую дорогу на Руси имени Екатерина дал великий московский князь Алексей Михайлович, назвав свою новорожденную дочь в честь Святой Екатерины в 1658 году. Имя вошло в царский име́нник, что не могло не отразиться на популярности этого имени. Оно стало проникать во все слои русского общества, тем более, — во время начала более плотных контактов с Европой, где имя Екатерина было довольно широко распространено.
Царевна Екатерина Алексеевна — дочь Алексея Михайловича и сестра Петра I…,

Та самая Екатерина Алексеевна, с которой и началось широкое распространение имени
Екатерины на Руси.
…в 1708 году стала крёстной матерью Марты Скавронской (крестившаяся в 1704 году) — любовницы Петра I, в будущем жены, и после кончины императора — царствующей императрицы Екатерины I (императрица с 1725 по 1727 гг.), которая получила своё новое имя как раз в честь сестры царя.

Екатерина I
Дочь Петра I и Екатерины I, Елизавета Петровна, пришла к власти в 1742 году и сразу же озаботилась вопросом о престолонаследнике. Поскольку своих детей у неё не было, императрица объявила своим преемником племянника (сына своей сестры Анны Петровны) Карла Петера Ульриха Гольштейн-Готторпского (будущего императора Петра III). Его привезли в Россию и перекрестили в православие под именем Петра Фёдоровича. В 1745 году Елизавета Петровна женила его на немецкой принцессе Софии Фредерике Августе Ангальт-Цербстской — принцессу окрестили Екатериной Алексеевной, ставшей позднее императрицей Екатериной II.

Екатерина II
Великомученицу Екатерину, чтят как существо возвышенное, презревшее языческую мудрость веков прошедших, принявшее новую, христианскую веру и тем засвидетельствовавшее совершенство рода человеческого. Помня ее мистическое обручение с Иисусом Христом и стойкость духа и веры Святая Екатерина является для нас образцом обретения здесь, в этом Мире, Веры, Надежды и Любви.

Становится понятным, почему Святая Екатерина была принята на русской земле как своя в то время – Святая Русь точно также стремилась обрести духовную свободу и красоту, единую веру, стойкость и непобедимость, стремление объединиться Всем Миром против темных сил, сбросить ярмо татаро-монгольского ига – стать той самой Святой Русью, знамя которой гордо сейчас несет наша страна.

Святая Екатерина Великомученица, в чем помогает икона

Благосклонность Бога еще при жизни заслужила Святая Екатерина Великомученица, в чем помогает икона с ее изображением, выясним сегодня.

История жизни

Екатерина родилась в III веке и выходила из благородного рода Александрийских аристократов. При жизни девушка прославилась умом, невероятной красотой и добротой. Когда пришла пора выходить замуж, она отказывала всем женихам, поскольку не видела среди них того, кто отвечал ее представлениям о будущем муже. Мужчина должен был во всем превосходить Екатерину: в красоте, уме и благочестии. Мать невесты была верующей и отвела дочь к старцу, который сообщил, что под ее требования подходит лишь Иисус – сын Божий.

Чтобы увидеть своего суженого Екатерина молилась день и ночь Богородице. Однако младенец Иисус, явившейся во сне, даже не повернул голову в ее сторону. После отказа Сына Божьего она приняла православное крещение, стала хранить целомудрие и постоянно молиться. Спустя время Екатерине вновь приснился Господь: он надел на руку девушки перстень – божественный символ обручения.

С этого момента жизнь девушки превратилась в гонения и пытки. Александрия была покорена Максимианом, язычником. В день жертвоприношений для нового императора Екатерина пришла на место сбора знати и обратилась с речью к царю. Девушка стыдила правителя за его поклонение идолам и призывала признать Христа истинным Богом, умершим на Земле за всех грешников.

Разгневанный император бросил Екатерину в темницу. Пытаясь переубедить ее во взглядах относительно язычества, палачи пытали и издевались над праведницей. Но все попытки оказались тщетными. Максимиан решил жениться на необычной девушке, одарив ее подарками и красивыми обещаниями. Но она была неподкупна.

Святая Екатерина Великомученица покорно склонила голову под топор палача и умерла с Иисусовой молитвой на губах за то, в чем помогает икона – за веру и преданность.

Икона

Почитание образа святой началось сразу же после ее казни. Иконописцы изображают святую в дорогих одеяниях и богатых украшениях. Именно так, как должна выглядеть невеста Христа.

Икону Великомученицы дарят женщинам, находящимся в поисках мужа. Изображение святой помогает укрепить веру, развить умственные способности и привлечь в жизнь вторую половину. Екатерина считается заступницей одиноких. Священники утверждают, что если в течение 40 дней подряд читать акафист блаженной о просьбе вступить в брак, желание непременно осуществиться. Ведь одиночество перенести под силу не каждому.

Семейная пара, имеющая в доме икону, оберегается высшими силами от непонимания между супругами, разводов и ссор.

Икона помогает женщинам, пытающимся забеременеть. Екатерине молятся о легких родах и здоровье будущего ребенка.

По христианскому календарю память Великой Святой отмечают 7 декабря. В этот день во всех православных храмах идут службы. Многие прихожане церквей недоумевают, почему помогает встретить вторую половину Святая Екатерина Великомученица, в чем помогает икона, ведь девушка была незамужней. На самом деле, она была обручена с Христом и до самой смерти хранила верность ему. Святая слышит молитвы пытающихся соединиться узами брака и помогает в этом тем людям, чьи чувства искренние.

Великомученица Екатерина Александрийская, дева

Аудио:

Кондак 1

Избра́нную и венча́нную де́ву му́ченицу, неве́сту Христо́ву Екатери́ну, похва́льными пе́снь­ми вос­по­и́м, я́ко пресла́вную мучи́теля победи́тельницу и прему́друю филосо́фов наста́вницу: ты же, великому́ченице Екатери́но, иму́­щи дерз­но­ве́­ние ко Го́с­по­ду, приклони́ся ми́лостивне к благопотре́бным проше́ниям зо­ву́­щих ти:

Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Икос 1

А́н­ге­лом ра́вную чис­то­ту́ иму́­щи, свя­та́я де́­во Екатери́но, с А́н­ге­лы Бо­же́ст­вен­на­го озаре́ния сподо́билася еси́, с ни́­ми же вос­пе­ва́ющи Трисвяту́ю песнь, услы́­ши нас, пою́щих те­бе́ на зем­ли́ сия́:

Ра́­дуй­ся, чест­но́е свя­ты́­ни жи­ли́­ще; ра́­дуй­ся, чуде́сное зна́­ме­ние сбы́вшагося на те­бе́ Бо́­жия Про́мысла.

Ра́­дуй­ся, бла­го­во­ле́­ния О́тча со­су́­де; ра́­дуй­ся, страда́ний Хри­сто́­вых ис­пол­не́­ние.

Ра́­дуй­ся, чи́с­тое Ду́­ха Свя­та́­го обита́лище; ра́­дуй­ся, све́­том благочести́выя ве́­ры просвети́вшаяся.

Ра́­дуй­ся, свя­тою купе́лию отрожде́нная; ра́­дуй­ся, измы́вшая ри́зы своя́ в Кро́ви А́гнчей на зем­ли́.

Ра́­дуй­ся, лику́ющая с свяще́нными де́вами на Не­бе­си́.

Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Кондак 2

Ви́­дя­щи Екатери́на се­бе́ виде́ния сподо́бльшуюся, те­че́ к свя­то́­му ста́рцу, ико́­ну ей Бо­го­ма́­те­ре пре́ж­де того́ вручи́вшему, и пове́да ему́, ка́­ко отвраща́ше лице́ Свое́ ей яви́­вый­ся с Пре­чи́с­тою Свое́ю Ма́терию Хрис­то́с, ка́­ко безу́мну, и ни́щу, и худоро́дну ю наре́к, до́ндеже не оста́вит и́дольскаго не­че́с­тия. Преподо́бный же, слы́шав сия́, наста́ви ю в та́инствах ве́­ры и крести́ ю. Она́ же во обновле́нии ду́­ха бла­го­да́р­но поя́ше Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Икос 2

Ра́­зум бла­ги́й, благоро́дство и́с­тин­ное, бо­га́т­ство неги́блющее стяжа́вши в духо́вном отрожде́нии, свя­та́я Екатери́на досто́йна яви́­ся Не­бе́с­на­го Жениха́ Хри­ста́, И́же, па́­ки яви́вся ей, воз­лю­би́ ю и дарова́нным пе́рстнем в неве́сту Се­бе́ обручи́. Она́ же, позна́вши тако́е к ней благоволе́ние Бо́­жие, та́­ко уязви́ся лю­бо́­вию Его́, я́ко не му́дрствоваше бо́лее о зем­ны́х веща́х, но о Возлю́бленном сво­е́м непреста́нно мы́сляше. Таково́й бла­го­да́­ти сподо́бльшаяся, слы́ши от нас:

Ра́­дуй­ся, злово́ние мирско́е возненави́девшая; ра́­дуй­ся, в воню́ ми́­ра Хри­сто́­ва теку́щая.

Ра́­дуй­ся, до́б­рая люби́тельнице Жениха́ Безсме́ртнаго; ра́­дуй­ся, со­кро́­ви­ще бла­го­во­ле́­ния Вы́ш­ня­го.

Ра́­дуй­ся, денни́це пре­све́т­лая; ра́­дуй­ся, луно́ соверше́нная.

Ра́­дуй­ся, ма́слино, в до́­му Бо́жии насажде́нная; ра́­дуй­ся, ке́дре, в Лива́не высокора́сленный.

Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Кондак 3

Си́­ла Вы́ш­ня­го даде́ тог­да́ свя­те́й Екатери́не дерз­но­ве́­ние, е́же нече́ствующаго ца­ря́ Максими́на о принесе́нии и́долом жертв обличи́ти небоя́зненно, и той пребы́сть без­гла́­сен на мног час, не моги́й проти́витися ея́ глаго́лом. Она́ же, благодаря́щи Бо́­га, воспева́ше: Алли­лу́иа.

Икос 3

Иму́­щи свя­та́я Екатери́на свы́­ше да́н­ную ей прему́дрость, ег­да́ не­чес­ти́­вый царь, поста́вив пред со­бо́ю, вопроша́ше ю о ро́де ея́ и са́не, она́ ис­по­ве́да се­бе́ бы­ти дщерь ца́рскую, филосо́фския и ри́торския нау́ки до́б­ре изучи́вшую, па́­че же Христо́ву неве́сту се­бе́ наименова́, в я́вное отверже́ние и́дольскаго слу­же́­ния. Се­го́ ра́­ди вос­пе­ва́­ем ей си́­це:

Ра́­дуй­ся у́бо, Екатери́но пре­сла́в­ная; ра́­дуй­ся, ца́рское свяще́ние.

Ра́­дуй­ся, пчело́, ды́ма и́дольскаго отлете́вшая, ра́­дуй­ся, голуби́це, зла́ты крила́ иму́щая.

Ра́­дуй­ся, ка­ди́­ло Хри­сто́­ва благоуха́ния.

Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Кондак 4

Бу́­рею я́рости вознеи́стовився царь на свя­ту́ю де́ву, ре­че́ к ней: «Не глаго́ли зле о бо́зех на́­ших». Свя­та́я же Екатери́на отвеща́: «А́ще восхо́щеши отрясти́ мрак пре́­лес­ти от ду­ше́в­ных ти оче́й, уразуме́еши бого́в тво­и́х ху́дость и позна́еши и́с­тин­на­го Бо́­га, Его́­же и́мя, то́кмо глаго́лемое, или́ крест, изобразу́емый на возду́се, прогоня́ет бо́­ги твоя́ и погубля́ет. И а́ще повели́ши, явлю́ те­бе́ и́с­ти­ну, пою́щи Бо́­гу моему́: Алли­лу́иа».

Икос 4

Слы́шав не­чес­ти́­вый царь свобо́дный и му́д­рый отве́т твой о ве́­ре Хри­сто́­вой, убо­я́в­ся, да не бу́дет побежде́н от те­бе́, собра́ от преде́лов держа́вы своея́ мудрецо́в, число́м пятьдеся́т, на пре́ние. Ты же, Арха́нгелом Михаи́лом утвержде́нная и о побе́де уве́ренная, возра́довалася еси́ вступи́ти в пре́ние с ни́­ми. При­ими́ у́бо, де́­во, от нас по­хва­лу́ сию́:

Ра́­дуй­ся, изъяви́тельнице ума́ Хри­сто́­ва; ра́­дуй­ся, херуви́мское стяжа́вшая Бо­го­позна́ние.

Ра́­дуй­ся, серафи́мскою воспале́нная к Бо́­гу лю­бо́­вию; ра́­дуй­ся, му́д­рых мудре́йшая.

Ра́­дуй­ся, духо́вный меч на неве́рие изостри́вшая; ра́­дуй­ся, не­че́с­тия прогони́тельнице.

Ра́­дуй­ся, ве́р­ных нас­та́в­ни­це.

Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Кондак 5

Боготе́чной звез­де́ была́ еси́ подо́бна, Екатери́но, препре́вши пятьдеся́т вити́й и наста́вивши их на путь христиа́нский, веду́щий к пра́­вед­но­му Со́лн­цу, от Де́­вы возсия́вшему Хри­сту́ Бо́­гу, свои́ми му́дрыми гла­го́­лы, и́же и осужде́ни бы́вше за Хри­ста́ на сожже́ние и напу́тствовани мо­ли́т­вою твое́ю, с ра́­дос­тию идо́ша в огнь, пою́­ще: Алли­лу́иа.

Икос 5

Ви́­дев царю́ющий повеле́ния своя́ в те­бе́ пренебреженны и увеща́ния презре́нны, обрати́ся к лука́вству, е́же ласка́нием прельсти́ти тя, обеща́я полца́рства те­бе́ да́­ти. Ты же ве́­ру сокро́вищам земны́м предпоче́тши и Жениха́ Хри­ста́ возлюби́вши па́­че зем­на́­го ца́рст­ва и оде́жду му́ченичества па́­че багряни́цы, отве́ргла еси́ его́ суесло́вие. Се­го́ ра́­ди воспису́ем ти сия́ по­хва́ль­ная:

Ра́­дуй­ся, де́­во, лесть обличи́вшая; ра́­дуй­ся, запина́теля зми́я попра́вшая.

Ра́­дуй­ся, дщерь ца­ре́­ва; ра́­дуй­ся, де́­во, ря́сны златы́ми оде́янная.

Ра́­дуй­ся, вся́­кое вещество́ превозше́дшая; ра́­дуй­ся, на гору́ богови́дения восте́кшая.

Ра́­дуй­ся, све́­том бо­го­поз­на́­ния просвеще́нная; ра́­дуй­ся, труба́ ду́­ха, воспе́вшая глас и́с­тин­на­го бо­го­сло́вия.

Ра́­дуй­ся, до́б­рое ве́­ры ис­по­ве́­да­ние; ра́­дуй­ся, све́­та ева́нгельскаго сия́ние.

Ра́­дуй­ся, зако́нов ве́ч­ных хра­ни́­тель­ни­це; ра́­дуй­ся, на́­ша по­мо́щ­ни­це.

Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Кондак 6

Пропове́дником богоно́сным, апо́с­то­лом поревнова́вши, дерз­но­ве́н­но пред ли­це́м мучи́теля пропове́дала еси́ Хри­ста́, и́с­тин­на­го Бо́­га, Ему́­же в ра́нах и в темни́це пе́ла еси́: Алли­лу́иа.

Икос 6

Возсия́вый в се́рд­це тво­е́м свет и́с­тин­на­го богоразу́мия отгна́л есть мрак скор­бе́й, и́же не оста́­ви тя алка́ти, голуби́цею пи́щу ти посыла́я, ни­же́ стужа́ти о бо­ле́з­ни, посети́л бо Сам тя в темни́це, обод­ря́я и мно́ги вен­цы́ обещава́я. Ты же, терпеливоду́шная, сим па́­че укрепи́лася еси́ и цари́цу А́вгусту и воево́ду Порфи́риа, с во́ины прите́кших к те­бе́, обрати́ла еси́ к све́­ту ве́­ры Хри­сто́­вой и научи́ла пе́­ти те­бе́ сия́:

Ра́­дуй­ся, мирополо́жнице Бо­же́ст­вен­ныя люб­ве́; ра́­дуй­ся, ада­ма́н­те кре́пкий.

Ра́­дуй­ся, вино́ чу­де́с неизрече́нных; ра́­дуй­ся, вра­га́ тер­пе́­ни­ем уби́вшая.

Ра́­дуй­ся, я́з­вы Го́с­по­да на те́ле сво­е́м носи́вшая; ра́­дуй­ся, ца­ри́­це А́вгусте с прише́дшими к му́ченическому по́двигу путенаста́внице.

Ра́­дуй­ся, я́ко во тьме свет была́ еси́; ра́­дуй­ся, я́ко Сам Гос­по́дь, Свет ми́­ра, те­бе́, в темни́це бы́вшей, Се­бе́ яви́л есть.

Ра́­дуй­ся, уз гре­хо́в­ных ско́­рая реши́тельнице; ра́­дуй­ся, боле́знующих ско́­рая целе́бнице.

Ра́­дуй­ся, по­мо́щ­ни­це на́­ше­го спа­се́­ния.

Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Кондак 7

Хо­тя́­щу безбо́жному ца­рю́ при­вес­ти́ тя к ме́рзкому идолослуже́нию, па́­ки се́­ти подстила́ет те­бе́, прему́драя, е́же улови́ти тя ле́стно похвало́ю красоты́ твоея́; ты же красоту́ вещь привре́менну и скоропрехо́дну именова́ла еси́, Хри­ста́ же испове́дала еси́ Бо́­га жи́ва и и́стинна и пе́ла Ему́: Алли­лу́иа.

Икос 7

Но́вую по­ка­за́ царь я́рость и безчелове́чие, повеле́в епа́рху коле́сами растерза́ти де́вственное, чи́с­тое и свято́е те́­ло твое́, но чу­де́с­но ру­ко́ю А́н­ге­ла а́бие разреше́на была́ еси́ безвре́дна и ко­ле­са́ на ча́сти сокруше́ны, и́ми­же мно́ги от не­ве́р­ных убие́ны, я́ко уди­ви́­ся сам царь и предстоя́щий наро́д, и́же и взыва́ше: «Вели́к Бог христиа́нский». Мы же, чудя́­щеся се­му́, взы­ва́­ем те­бе́:

Ра́­дуй­ся, му́ченице, А́н­ге­лом честна́я и гове́йная; ра́­дуй­ся, сла́­во полко́в страда́льческих.

Ра́­дуй­ся, све́т­лая на вра­ги́ побе́да; ра́­дуй­ся, страх не­ве́р­ных.

Ра́­дуй­ся, со­су́­де мно́жайшия си́­лы Бо́­жия; ра́­дуй­ся, ра́­до­ва­ние ве́р­ных.

Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Кондак 8

Стра́н­ное сла́­вы измене́ние и за Хри­ста́ страда́ние ца­ри́­цы и воево́ды с во́ины ви́­дев­ше, устра­ни́м­ся люб­ве́ ми́­ра и пло́­ти и впери́м се­бе́ к разуме́нию Бо́­га, Сей бо есть красота́, и сла́­ва, и ве­не́ц нам, пою́­щим: Алли­лу́иа.

Икос 8

Весь сла́­дость, весь же­ла́­ние те­бе́, свя­та́я Екатери́но, бысть Иису́с: сла́дце бо Его́ ра́­ди го́рькия му́­ки терпе́ла еси́ и ски́петр, предлага́емый те­бе́, попра́ла еси́, предзря́щи бу́дущее воз­дая́­ние. От нас же при­ими́ по­хва́ль­ная сия́:

Ра́­дуй­ся, чи́с­тая, чи́сте Чи́стаго возлюби́вшая; ра́­дуй­ся, го́рлице, Кра́снаго Жениха́ в пусты́не до́льнаго ми́­ра вожделе́вшая.

Ра́­дуй­ся, воню́ риз Его́ благоуха́вшая; ра́­дуй­ся, я́ко се́рна на гора́х арома́тских иска́вшая Рож­де́н­на­го пре́ж­де холмо́в ве́ч­ных.

Ра́­дуй­ся, по́двиг страда́льческий ра́­ди люб­ве́ Хри­сто́­вы соверши́вшая; ра́­дуй­ся, лик му́ченический Бо́­гу приве́дшая.

Ра́­дуй­ся, я́ко вити́и то­бо́ю получи́ша Ца́рст­во Не­бе́с­ное; ра́­дуй­ся, я́ко то́еже то­бо́ю получи́ти ча́ем.

Ра́­дуй­ся, по­кро́­ве и за­бра́­ло на́­ше.

Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Кондак 9

Все ес­тес­тво́ а́н­гель­ское возра́довася ра́­дос­тию, зря тя, Екатери́но, победи́вши мироде́ржца, ше́ствующую к преми́рным я́ко победоно́сную воево́ду, в после́довании полка́ страда́льческаго, и воспе́ по­бе́д­ная, взы­ва́я: Алли­лу́иа.

Икос 9

Вити́и мно­го­ве­ща́н­нии заусти́шася: не возмо́гше бо противовеща́ти богодухнове́нным словесе́м тво­и́м, молча́нием почита́ют дарова́ния твоя́; мы же, немощни́и, ка́­ко мо́жем отве́рсти ус­та́ на хвалы́ твоя́? Одна́ко дерза́ем и мо́­лим, спо­до́­би, бла­га́я, безбе́дно при­нес­ти́ те­бе́ песнь сию́:

Ра́­дуй­ся, орга́не Ду́­ха Свя­та́­го; ра́­дуй­ся, заре́ не­из­ре­че́н­наго осия́ния.

Ра́­дуй­ся, догма́тов Бо­же́ст­вен­ных пучи́но; ра́­дуй­ся, хи́тросте, препре́вшая филосо́фов.

Ра́­дуй­ся, ча́ше пре­му́д­ро­сти; ра́­дуй­ся, плете́ния вити́й растерза́вшая.

Ра́­дуй­ся, плени́цы гре­хо́в­ныя разреша́ющая.

Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Кондак 10

Спас­ти́ хо­тя́­щи ду́­шу твою́, о те́ле тво­е́м неради́ла еси́, Екатери́но, и на ме́ч­ное усе­че́­ние, мучи́телю да́вшу на то изрече́ние, ты ра́­дост­но потекла́ еси́, пою́щи Свя­то́­му Безсме́ртному: Алли­лу́иа.

Икос 10

Сте­на́ тве́рда и непреодоли́ма яви́­ла­ся еси́ жена́м, те­бе́ на ме́сто усече́ния провожда́ющим и с рыда́нием тя жестокосе́рду к се­бе́ и безразсу́дну бы­ти имену́ющим: я́ко не пощади́ла еси́ сла́дкаго жи­во­та́ в цве́­те ю́нос­ти, я́ко презре́ла еси́ земно́е предлага́емое ца́рст­во и бла­же́н­ство. Ты же воспрети́ла еси́ неполе́зный плач их и суесло́вие, теку́щи скоре́йше соедини́тися чрез смерть со сво­и́м Возлю́бленным, того́ ра́­ди слы́­ши­ши:

Ра́­дуй­ся, ра́­дост­но за Гла­ву́ Це́рк­ве Хри­ста́ под меч гла­ву́ свою́ приклони́вшая; ра́­дуй­ся, до кон­ца́ претерпе́вшая.

Ра́­дуй­ся, те­че́­ние до́б­ре сконча́вшая; ра́­дуй­ся, я́ко ни ско́рбию, ни ра́­на­ми, ни ме­че́м с пу­ти́ Хри­сто́­ва испове́дания не соврати́лася еси́.

Ра́­дуй­ся, я́ко пла́мень люб­ве́ в исто́чнице кро́­ве неугаси́м соблю́дшая; ра́­дуй­ся, му́­че­ни­ков кра­со­то́.

Ра́­дуй­ся, кре́п­кое хри­сти­а́н при­бе́­жи­ще.

Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Кондак 11

Пе́­ние похва́льное дерзну́хом при­нес­ти́ те­бе́, но оскудева́ет сло́­во на́­ше и недоумева́ет ум, ка́­ко гла­го́­ла­ти; оба́­че сло́­во твое́ прему́дрое, мно́гих исхити́вшее от неве́жества и идолонече́стия, возставля́ет нас. Даждь нам сло́­во твое́, во е́же пе́­ти уди́вльшему на те­бе́ ве­ли́­чия Своя́ Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Икос 11

Све­то­при­е́м­ную тя све­щу́, ме́чным усече́нием погаше́нную, но на све́щнице Небе́снем пред Пре­сто́­лом Свя­ты́я Тро́ицы поста́вленную, ви́­дев­ше Святи́и А́нгели, поклони́шася Живу́щему во ве́­ки и, по­лу­чи́в­ше от Влады́ки повеле́ние, де́вственное те́­ло твое́ на го­ре́ Сина́йстей погребо́ша, да не ви́димо бу́дет, я́ко­же сама́ хоте́ла еси́, враго́м Госпо́дним. Мы же песнь сию́ возсыла́ем ти:

Ра́­дуй­ся, солнцеобра́зная де́­во, на Не­бе­са́ ду́­хом возше́дшая; ра́­дуй­ся, Сио́на Го́р­ня­го дости́гшая.

Ра́­дуй­ся, ве́н­че добро́ты в ру́­це Госпо́дни; ра́­дуй­ся, ча́ше, от оби́­лия до́­му Бо́­жия че́рплющая ра́­дость.

Ра́­дуй­ся, к ски́нии нерукотворе́нней, ве́чней прибли́жившаяся; ра́­дуй­ся, на го­ре́ зако́нней почива́ющая те́­лом.

Ра́­дуй­ся, я́ко та́­мо ви́дена бы́ша ше́ствия Бо́­га Сина́ина, Бо́­га Иа́ковля; ра́­дуй­ся, ме́ста богови́дения Моисе́ева одержа́ние.

Ра́­дуй­ся, ре́вности Илиины́ указа́ние; ра́­дуй­ся, купины́ несгора́емой яв­ле́­ние.

Ра́­дуй­ся, де́­во, Де́ве Ца­ри́­це, в ри́зы позлаще́нны оде́янной, преиспещре́нной всле́дствующая; ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю Сый воспева́ется посреде́ дев тимпа́нниц.

Ра́­дуй­ся, я́ко на те­бе́ велеле́пота Его́; ра́­дуй­ся, Пре­сто́­ла Ве́ч­на­го предстоя́тельнице.

Ра́­дуй­ся, от хра́ма вселе́нныя моли́твенники к те­бе́ назира́ющая; ра́­дуй­ся, ка­ди́­ло мо­ли́тв Вы́шнему о нас благоприя́тное.

Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Кондак 12

Бла­го­да́ть дана́ те­бе́ от Бо́­га руково́дствовати к позна́нию и́с­ти­ны Его́, в та́й­не сокрове́нней, и дая́ти всем я́же к по́льзе про­ше́­ния. Те́м­же мы, помраче́ннии, умиле́нно про́­сим тя, му́д­рая де́­во: про­све­ти́ у́мныя на́ши о́чи и по­ло­жи́ нам к Не­бе­си́ стезю́ прохо́дну, да по­е́м с то­бо́ю ны́­не и во вся ве́­ки Еди́­но­му Прему́дрому: Алли­лу́иа.

Икос 12

Пою́­ще кре́пкия твоя́ му́ченическия по́д­ви­ги, хва́­лим тя, я́ко оду­шев­ле́н­ный со­су́д спа­се́­ния че­ло­ве́­ков: тво­и́м бо ра́­зу­мом Бог прему́дрость прему́дрых ве́­ка се­го́ по­гу­би́; то­бо́ю вити́й при­зва́ в язы́к свят, в лю́­ди обновле́ния, я́ко тем страда́ти за Хри­ста́. Про­све­ти́ и нас, бла­га́я де́­во, помраче́нных, да зо­ве́м ти:

Ра́­дуй­ся, зер­ца́­ло Бо́­жия му́дрости; ра́­дуй­ся, си́­лою Вы́ш­ня­го оде́янная.

Ра́­дуй­ся, подви́жнице, еле́ем ра́дования умаще́нная; ра́­дуй­ся, вое­во́­до, полк Бо́­жий к ве́ч­но­му вели́честву предпосла́вшая.

Ра́­дуй­ся, во све́тлости свя­ты́я вше́дшая; ра́­дуй­ся, во све́­те непристу́пнем Живу́щему в ли́це пла́менных слуг предста́вшая.

Ра́­дуй­ся, гром трисвята́го пе́­ния гла́сом сво­и́м умножа́ющая; ра́­дуй­ся, неизрече́нную сла́­дость добро́ты вкуша́ющая.

Ра́­дуй­ся, я́ко хвала́ и ра́­до­ва­ние над гла­во́ю твое́ю; ра́­дуй­ся, я́ко ве́ч­ная сла́­ва те­бе́ объе́млет.

Ра́­дуй­ся, от Триипоста́снаго Бо­же­ства́ вен­це́м Не­бе́с­на­го Ца́рст­вия увенча́нная; ра́­дуй­ся, бла­го­да́­ти и безконе́чной сла́­вы нам хо­да́­таи­це.

Ра́­дуй­ся, Екатери́но, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прему́драя.

Кондак 13

О свя­та́я великому́ченице Екатери́но! При­ими́ сие́ похва́льное пе́­ние и из­ба́­ви нас от враг ви́­ди­мых и не­ви́­ди­мых и от ве́ч­на­го му­че́­ния тво­и́м бла­го­при­я́т­ным хо­да́­тай­ством со­хра­ни́, да с то­бо́ю при́с­но по­е́м Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Этот кондак чи­та­ет­ся трижды, за­те́м 1-й икос «А́н­ге­лом ра́вную…» и 1-й кондак «Избра́нную и венча́нную де́ву…».

Мо­ли́т­ва

О свя­та́я Екатери́но, де́­во и му́ченице, и́стинная Хри­сто́­ва не­ве́с­то! Мо́­лим тя чрез особли́вую бла­го­да́ть, е́ю­же предвари́ тя Жени́х твой, Сладча́йший Иису́с: я́ко­же посрами́вши пре́­лес­ти мучи́теля, му́дростию твое́ю пятьдеся́т вити́й победи́ла еси́ и, напои́вши их Не­бе́с­ным уче́нием, к све́­ту и́с­тин­ныя ве́­ры наста́вила еси́, та́­ко ис­про­си́ и нам о́ную Бо́­жию му́дрость, да и мы, расто́ргнувше вся ко́з­ни а́дскаго мучи́теля и пре­зре́в ми́­ра и пло́­ти собла́зны, досто́йны яви́мся Бо­же́ст­вен­ныя сла́­вы и к разшире́нию свя­ты́я на́шея пра­во­сла́вныя ве́­ры сосу́ды досто́йны соде́лаемся, и с то­бо́ю в Небе́сной ски́нии Го́с­по­да и Вла­ды́­ку на́­ше­го Иису́­са Хри­ста́ хва́­лим и про­сла­вля­ем во вся ве́­ки. Ами́нь.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх