Помост

Вопросы веры

Икона святого Артемия

Содержание

Под именем Артемий христианская церковь прославляет двух святых: великомученика Артемия Антиохийского и святого праведного отрока Артемия Веркольского. Оба они истово верили в Господа, хотя их разделяет много веков.

Великомученик Артемий Антиохийский

День памяти: 2 ноября

Артемий Антиохийский был знатным римлянином и относился к сословию сенаторов. Отважный воин, он участвовал в 312 году в одном из сражений императора Константина. Во время боя в небе внезапно возник крест с надписью: «Сим побеждай!». Под впечатлением от этого божественного знамения Артемий обратился в христианскую веру.

Завоевав славу в боях и став военачальником, Артемий был назначен в Египет наместником с особыми полномочиями. Именно ему император Констанций, сын Константина, поручил доставить мощи святых апостолов Андрея Первозванного и Луки из Патры, где они находились, в Константинополь.

Когда стал править император Юлиан, прозванный Отступником, он пытался восстановить язычество, жестоко преследуя приверженцев истинной веры. В Антиохии по приказанию Юлиана два христианских епископа были подвергнуты пыткам за отказ отречься от Господа. Узнав об этом, Артемий встал на их защиту. Он был немедленно арестован и после мучительных истязаний брошен в темницу. Там он непрерывно молился, и ему был явлен сам Иисус, который поддержал его силы и пообещал, что ему уже приготовлен венец славы.

На следующий день его опять истязали перед Юлианом, требуя отречения, но Артемий не только не отрекся, но и предрек Юлиану Отступнику скорую божественную кару за его гонения на христиан. Пророчество это сбылось спустя год, в 363 году, когда Юлиан был смертельно ранен и, как гласит предание, умер со словами: «Ты победил, Галилеянин!».

Артемия же казнили в 362 году страшной казнью: вначале его тело придавили тяжелым камнем, после чего отсекли голову. Ариста, диакониса из Антиохии, доставила его тело в Константинополь, где великомученика погребли в храме Иоанна Предтечи. Позже этот храм получил второе название по имени святого великомученика Артемия.

О чем молятся иконе «Артемий Антиохийский»

Великомученик Артемий Антиохийский явил беспримерную твердость духа в отстаивании своей веры в Бога Истинного, поэтому часто перед иконой Артемия Антиохийского молятся о воинах, солдатах и офицерах, о том, чтобы укрепить веру, исцелиться от телесных и духовных недугов, устроить по справедливости свои земные дела.

Святой праведный отрок Артемий Веркольский

Дни памяти:

  • 17 июня (переходящая) – Собор Новгородских святых
  • 3 июня – Собор Карельских святых
  • 6 июля
  • 2 ноября

Артемий Веркольский родился в селе Верколе на территории нынешней Архангельской области. Его родители были простыми, но благочестивыми крестьянами, и сына своего воспитали в благочестии, послушании и трудолюбии.

Как-то 12-летний Артемий помогал отцу в поле. Вдруг раздался удар грома, сверкнула молния, и отрок бездыханным упал на землю. Односельчане посчитали такую смерть знаком гнева Божьего и не стали его хоронить по православному обычаю, а оставили в лесу, просто слегка присыпав землей и закидав ветками.

Прошло 32 года. В 1577 году Агафоник, местный дьякон, обратил внимание на необычное свечение, исходившее из леса. Когда он подошел, то увидел, что свечение указывает на останки погибшего от молнии отрока, которые оставались в первозданном виде, нетронутые тлением. Пораженный этим чудом дьякон рассказал о нем в селе и велел перенести тело Артемия в приходскую церковь. Нетленные останки поместили в гроб, поставили его у внешнего притвора и прикрыли берестой.

Через непродолжительное время окрестные земли охватила эпидемия лихорадки, но многие из местных жителей, которые поклонились мощам отрока Артемия, обрели исцеление, а в скором времени и сама эпидемия пошла на убыль. Затем было еще немало чудесных исцелений, после которых слава о чудотворце Артемии разошлась далеко за пределы края. Первое такое чудо было описано в 1584 году, а в 1610 году останки праведного отрока поместили в специальную раку уже в самом храме.

В 1619 году на почитание праведного отрока Артемия было дано благословение от Макария II, митрополита Новгородского, а в 1648 году царь по повелению царя Алексея Михайловича был учрежден Свято-Артемьев Веркольский монастырь, где с почетом поместили мощи святого. Вскоре появились первые иконы «Святой Артемий», на некоторых из них изображались эпизоды из жизни святого отрока и последующие чудесные исцеления.

О чем молятся праведному отроку Артемию Веркольскому

В иконе «Артемий Веркольский» таится огромная сила, обращение к ней творит подлинные чудеса исцеления. Известно немало случаев, когда молитва перед иконой «Артемий» избавляла искренне верующих от тяжелых, подчас смертельных болезней. Особенно много исцелений связано с глазными заболеваниями, когда даже к полностью лишившимся зрения людям оно возвращалось.

Если у вас есть родственники или знакомые по имени Артем, подарите им икону одного из этих святых, а лучше обоих сразу – такая икона для Артема станет мощной защитой на жизненном пути, поможет сохранять стойкость, мужество и здоровье.

Молитва великомученику Артемию Антиохийскому:

Святый угодниче Божий, Артемие праведный! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных (имена), и твоим благомощным предстательством прощение согрешений наших у Господа испроси, преспеяние же в вере и благочестии и от козней диавольских ограждение исходатайствуй нам. Наипаче же моли Господа, да сподобит всех нас по христианской кончине Небесное Царствие получити, идеже вси праведнии купно с тобою славят Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва чудотворцу Артемию Веркольскому об исцелении от недугов:

Святый угодниче Божий, Артемие праведный, присный хранителю святыя веры Православныя и всего севернаго края Российския страны близкий защитниче! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных, и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, да хранит во здравии православных христиан, да подаст и всем людем, стране нашей мир, тишину и нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианстей кончине. Небесное Царствие, идеже вси праведнии, купно с тобою, присно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Святость и благочестие не зависят от возраста верующего человека. По молитве у иконы святого юноши Артемия Веркольского многие люди получили исцеление от тяжёлых недугов.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 171

История

Необычная история жизни и посмертных чудес отрока Артемия сделала его одним из самых почитаемых православных святых.

Земной путь

В 1532 г. в северном селе Верколы, раскинувшемся на берегу реки Пинега, в простой крестьянской семье родился мальчик, которого нарекли Артемий. Будучи искренне верующими людьми, родители воспитывали сына в атмосфере почитания традиционных христианских ценностей и любви к Господу. С пяти лет он предпочитал беззаботным детским играм смиренное чтение молитв и посильную помощь в родительском хозяйстве.

Святой праведный Артемий Веркольский

Однажды двенадцатилетний отрок вместе с отцом работал в поле. Вдруг небо потемнело, и началась сильная гроза. Артемий начал горячо молиться, и в этот момент в него ударила молния. Сельчане решили, что так свершилось наказание Божие за какие-либо грехи, и отказались хоронить мальчика на освящённой земле.

Его тело оставили в лесу, накрытым ветками и берестой. Так закончился земной путь Артемия Веркольского.

Обретение мощей

Через 32 года после смерти отрока священнослужитель местной церкви увидел свечение на том месте, где лежало неупокоенное тело. Подойдя ближе, священник увидел, что оно не тронуто тленом. Мощи отрока Артемия перенесли в церковь, поместили в гроб, накрытый берестяными досками, который поставили во внешнем притворе. В 1610 г. останки праведного юноши перенесли в основное здание храма и поместили в специальную раку.

К лику святых Артемия Веркольского причислили в 1619 году с благословения митрополита Новгородского Макария. Через 30 лет после начала официального почитания в Верколе построили монастырь, посвящённый святому праведному отроку, в котором его мощи хранились до 1918 г.

Интересно: насельники монастыря спрятали мощи Артемия от большевиков перед закрытием монастыря. После его возрождения в 90-е гг. некоторое время велись поиски святыни, но закончились они безрезультатно.

Сегодня в храме святого Николая Чудотворца хранится икона святого Артемия с частицей его мощей.

Научная интерпретация

По мнению Е. А. Рыжовой, в почитании Артемия Веркольского нашли отражение дохристианские представления об особой силе, которой наделяются убитые молнией люди, и двойственное отношение к погибшим во время грозы — как к либо наказанным, либо отмеченным свыше.

Чудеса и исцеления

После чудесного обретения мощей от них стали происходить многие чудеса и исцеления.

  1. Через несколько лет после постановки мощей в Никольской церкви в округе разразилась эпидемия лихорадки. По молитве у останков праведника многие больные получили исцеление, а эпидемия вскоре закончилась.
  2. Вмешательство праведного Артемия помогло вернуть зрение холмогорскому крестьянину Илариону. Святой отрок явился ему и, осенив крестным знамением, повелел идти веркольскую церковь, чтобы поклониться нетленным мощам его. Исцелённый мужчина выполнил наказ, и рассказал веркольцам о чудесном явлении.
  3. Воевода Афанасий Пашков по дороге на место своего назначения останавливался в Верколе, но уехал из села, не поклонившись святым мощам. Вскоре его сына Иеремию одолела смертельная болезнь. Тогда воевода поклялся отправиться к мощам Артемия Веркольского на богомолье. В то же время отрок Иеремия встал и спросил у отца, когда они отправятся в дорогу. Афанасий выполнил обед и даже поставил на месте обретения святых мощей небольшую часовню в честь Святого мученика Артемия Антиохийского.
  4. По молитве Господу и праведному Артемию Веркольскому спаслись от смерти по пути в Архангельск моряки, которые попали в открытом море в сильную бурю.

Это интересно: Икона «Благословение детей»

В чем помогает чудотворный образ

Лик святого и его мощи обладают удивительной силой. Пред образом праведного Артемия молятся о крепком здравии и излечении от разных недугов, в том числе и опасных для жизни и здоровья человека.

Святой образ помогает в нижеперечисленных случаях:

  • при физическом и душевном недомоганиях;
  • при нарушении функций опорно-двигательного аппарата;
  • при тяжелых и смертельно опасных патологиях;
  • при кожных заболеваниях;
  • при болезнях глаз, включая частичную или полную потерю зрения;
  • при сложности принятия решения;
  • при катаклизмах и безумствах природы, представляющих опасность для рода человеческого.

Мощи и образ святого угодника помогают исцелиться от разных недугов

В иконе праведника Артемия заключена неимоверная сила. Она славится своими невообразимыми чудесами. Православные верующие обращаются в молитвах к чудотворному образу об исцелении от тяжких, невыносимых заболеваний. Святыня способна подарить выздоровление даже смертельно больным. Но за что святой образ получил такую известность, так это за многочисленные исцеления от заболеваний, связанных с глазами. Было много случаев, когда полностью ослепшие люди вновь обретали зрение.

Дни празднования

Официальный день, когда возносятся почести святому Артемию Веркольскому, принятый Русской Православной Церковью, приходится на 2 ноября.

Где находятся икона и мощи Артемия Веркольского

В далеком 1648 году царь Алексей Михайлович издал указ, в котором распорядился построить монастырь на том самом месте, где были найдены останки праведного отрока. До 1918 года мощи и икона с ликом святого не покидали стены храма Божьего. Позже служители монастырской обители спрятали мощи и лик святого от большевиков. Монастырь был закрыт.

Спустя десятилетия возведенный в честь Артемия Веркольского монастырь возродили. В 1991 году на звонницу были подняты и восстановлены колокола. Долгие годы велись поиски святынь, но, к сожалению, закончились они безрезультатно. Сегодня в стенах Артемиево-Веркольского монастыря, который расположен в Архангельской области, находится святой лик праведного отрока и лишь небольшая часть его мощей.

Молитва перед иконой Артемия Веркольского

«О, святой чудотворец! Ты житель Небес Божиих, праведник и угодник Господа! Услышь молитвы наши! Помолись перед Отцом нашим за грешные наши деяния! Ибо каемся мы и просим прощения и отпущения наших грехов! Стань заступником нашим! Убереги от зла и болезней разных! Не дай пасть духом во времена трудные и придай сил двигаться по пути праведному! Не забудем мы никогда имя Твое святое! И всю жизнь восхвалять Тебя будем, о святейший Артемий! Да будет на все воля Божия! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Чтобы неприятности и печали оставили вас, начинайте свой день правильно — с молитв, обращенных к святым. Святые угодники Божьи призваны помогать и оберегать жизнь верующих людей. И Артемий Веркольский — не исключение. Мы желаем вам крепкой веры, успехов, и не забывайте нажимать на кнопки и

Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия»

Икона «Одигитрия», почитаемая как чудотворная, известна на Руси с древних времен. Православные христиане особенно ценят …

Икона святой Матроны Московской

Матрона Московская — одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она …

Икона «Господь Вседержитель»

Икона Господа Вседержителя является одним из важнейших символов у православных верующих. Знаменитый образ Иисуса Христа …

Икона «Отечество»

Икона «Отечество» — самый обсуждаемый из образов в православии. Он заключает в себе изображение триединства …

Икона Артемия Веркольского, как и его мощи, славится благими деяниями и чудотворными исцелениями. Святой образ помогает обрести исцеление от самых тяжких и опасных для жизни недугов. Сегодня мы расскажем, как правильно читать молитвенные речи перед образом праведного отрока.

Житие Артемия Веркольского

Христианская церковь чтить память и прославляет двух святых Артемиев. Великомученик Артемий Антиохийский был знатным римлянином и отважным воином. Образ святого помогает укрепить веру в Господа Бога и стать на путь праведный. Образ и мощи праведного отрока Артемия Веркольского, в свою очередь, исцеляют от болезней и защищают от бед. Несмотря на тот факт, что святые жили в разное время, их часто путают.

Артемий Веркольский – прославившийся чудотворными исцелениями святой угодник Божий

В 1532 году в простой деревенской семье, жившей в небольшом поселке на берегу реки Пинега Верколе, появился на свет мальчик. Ребенка назвали Артемием. С самого раннего детства родители привили сыну любовь к Богу. Воспитывавшийся в христианских традициях юноша отличался кротостью и послушанием. Мальчик много времени проводил с отцом, помогая ему во всех житейских и церковных делах. В свободное от работы время он читал молитвы.

Одним летним днем 12-летний юноша отправился со своим отцом в поле. Внезапно небо затянули темные тучи, началась гроза с ливнем. Раздался сильный раскат грома, сверкнула молния. Мальчик замертво упал на землю. Местные жители посчитали случившееся наказанием и гневом Божиим. Безжизненное тело мальчика перенесли в лес, слегка присыпали землей и прикрыли ветками. Усопшего не предали земле, как того требуют православные каноны.

На протяжении 32 лет тело Артемия пролежало в лесу. В 1577 году священнослужитель по имени Агафоник заметил исходящий из леса яркий свет. Приблизившись к месту свечения, церковный служитель обнаружил останки погибшего от молнии юноши. Найденные мощи праведного отрока были перенесены в храм Божий. С того самого момента в поселке начали происходить чудеса и необъяснимые исцеления. По всему миру пошла слава о чудодейственных деяниях обретенных мощей.

В 1619 году Артемия Веркольского причислили к лику святых. Спустя 30 лет в родном поселке Верколе возвели монастырь в честь праведного отрока.

Видео «Молитвы к святому Артемию Веркольскому»

В этом видео вы можете прослушать молитвенные речи, обращенные к праведному отроку.

Описание и значение иконы Артемия Веркольского

Первые иконы с изображением праведного пророка были написаны на берестяных досках, которые покрывали гроб с мощами святого. Артемий изображен по пояс. Юноша облачен в скромную повседневную рубаху белого цвета. В его правой руке находится символ православного христианства – крест. В левой руке отрок держит развернутый манускрипт, на котором написаны слова акафиста.

На иконе праведный отрок изображен по пояс

В православной иконописи существуют образы праведного отрока с разнообразными задними планами. Часто Артемия Веркольского изображают на фоне монастыря. На других задних планах представлены сцены из жизни святого или чудесные деяния, произошедшие возле его мощей.

Возносить почести пред иконой Артемия Веркольского следует в день его памяти, который припадает на 6 июля. По словам священнослужителей, именно в этот день юношу забрал в небесные обители Господь Бог. Читать молитвы и благодарственные песнопения святому угоднику Божиему можно 5 августа. На этот день приходится праздник обретения мощей праведного отрока. А вот день памяти великомученика Артемия, который считается покровителем святого отрока, выпадает на 2 ноября.

Лик святого и его мощи обладают удивительной силой. Пред образом праведного Артемия молятся о крепком здравии и излечении от разных недугов, в том числе и опасных для жизни и здоровья человека.

Святой образ помогает в нижеперечисленных случаях:

  • при физическом и душевном недомоганиях;
  • при нарушении функций опорно-двигательного аппарата;
  • при тяжелых и смертельно опасных патологиях;
  • при кожных заболеваниях;
  • при болезнях глаз, включая частичную или полную потерю зрения;
  • при сложности принятия решения;
  • при катаклизмах и безумствах природы, представляющих опасность для рода человеческого.

Мощи и образ святого угодника помогают исцелиться от разных недугов

Чудеса и исцеления святого лика

Мощам и образу Артемия Веркольского приписывают огромное количество чудотворных деяний и уникальных исцелений. Рассмотрим лишь некоторые из них:

  1. Первое чудо произошло еще в 1584 году. Убогий человек по имени Павел страдал от тяжкого недуга: его лицо было обращено назад. Усугублялась ситуация тем, что калека был незрячим. Однажды Павел обратился с речами к святому Артемию, вопрошая его об исцелении. Божий угодник внял мольбам просящего и даровал ему полное исцеление.
  2. Верующая в Господа Бога и святых угодников женщина по имени Мария более 14 лет страдала от сильных болей в животе. Порой боль была настолько сильной, что она теряла сознание. После молитвенных обращений к Иисусу Христу и отроку Артемию больная выздоровела.
  3. Праведный христианин по имени Сергей страдал от дивной болезни, называемой «зеленой». Мужчина не мог есть хлеб, а его кожные покровы всегда были зеленоватого оттенка. Прослышав о чудесных делах иконы Артемия, он обратился с просьбой к святому угоднику. По завершении молитвы мужчина полностью исцелился от недуга.
  4. Некий Герасим Игнатьев из поселка Перемское рассказывал о собственном исцелении. Святой лик помог ему обрести подвижность и силу руки, которую он повредил возле моря.
  5. К образу святого Артемия приложилось одновременно трое: Калинник Иван с острой болью в животе, сестра его Матрона и подруга ее Иулитта, страдающие от заболеваний глаз. Удивительно, но образ святого даровал исцеление сразу всем троим.

Со слов священнослужителей Веркольского монастыря, икона и мощи праведного отрока Артемия помогают не только при болезнях физических, но и душевных.

В библиографии святого образа насчитываются сотни чудотворных деяний и исцелений

В далеком 1648 году царь Алексей Михайлович издал указ, в котором распорядился построить монастырь на том самом месте, где были найдены останки праведного отрока. До 1918 года мощи и икона с ликом святого не покидали стены храма Божьего. Позже служители монастырской обители спрятали мощи и лик святого от большевиков. Монастырь был закрыт.

Спустя десятилетия возведенный в честь Артемия Веркольского монастырь возродили. В 1991 году на звонницу были подняты и восстановлены колокола. Долгие годы велись поиски святынь, но, к сожалению, закончились они безрезультатно. Сегодня в стенах Артемиево-Веркольского монастыря, который расположен в Архангельской области, находится святой лик праведного отрока и лишь небольшая часть его мощей.

Артемиево-Веркольский монастырьАртемиевская часовня на территории монастыряСвятой образ и мощи Артемия Веркольского

Молитвы перед иконой Артемия Веркольского

Краткая молитва святому угоднику Божиему:

«Святый угодниче Божий, праведный Артемие, присный хранителю святыя веры Православныя и близкий защитниче всего севернаго края Российския страны! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных, и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа».

Молитвенная речь к чудотворцу Артемию об исцелении от недугов:

«Святый угодниче Божий, Артемие праведный, присный хранителю святыя веры Православныя и всего севернаго края Российския страны близкий защитниче! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных, и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, да хранит во здравии православных христиан, да подаст и всем людем, стране нашей мир, тишину и нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианстей кончине. Небесное Царствие, идеже вси праведнии, купно с тобою, присно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Молитвенное обращение к святому при кожных заболеваниях:

«О, великий угодниче Божий, святый праведный Артемие, покровителю святыя обители, твоим именем красующияся и всех православных христиан сильный ходатаю о нас ко Господу, великий благодетелю живущих зде иноков твоея обители и всех с верою и любовию притекающих к раце чудотворных мощей твоих! Призри милостивно на убогую молитву нас, грешных и непотребных рабов, и твоим всемощным предстательством испроси нам у Господа прощение грехов, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней супостата, ищущаго нас погубити. Даруй братству твоей обители, от старших до последних, смирение и кротость, любовь и послушание вседушное, служение и житие благоговейное, святое и во всем верное и благодушное исполнение иноческаго общежития, да, работающе Господеви непостыдно и духом горяще в непрестанней молитве за благотворителей наших живых и усопших, явимся верными рабами Господа, добре делающими вверяемыя нам таланты! Моли Господа, да Церковь Православная всея России, яко вертоград благонасажденный, цветет и плодотворит богато плодами веры и благочестия! Моли Господа, да ходатайством и заступлением Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы все мы зде мирное и богоугодное житие поживем и по мирней христианстей кончине сподобимся в Преславнем Царствии милости Царя неба и земли, Отца и Сына и Святаго Духа славяще Его ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Молитва святому отроку Артемию от прыщей:

«О, великославный угодниче Божий, о, великий чудотворче, святый и праведный Артемие, херувиме земный, человече небесный, ангелов собеседниче, небесный жителю! Призри с высоты небесныя светлым оком твоим, и низпосли нам лучи Божия благодати. Светильниче Боговозжженный, твоими святыми молитвами разжени мрак грехов наших, испроси у Отца светов свет благодати душам нашим, всех правоверных скорый быв помощник и заступник. Всяк бо, с верою под кров защищения твоего молитвенно притекаяй и заступления твоего у Господа просяй, абие пособствуем бывает, Божию же милость обретает и желания сердца своего не лишается, но просит благодати и приемлет Дар на пользу прошения. Ты еси, праведный Артемие, вертоград Богом насажденный, в немже цвет здравотворный процвете, еже исцелятися многим от зельнаго трясавичнаго недуга. О, коль мнози твоею чудесною помощию слепии прозреша, глусии слух прияша, хромии возскочиша и ходяша, немощнии действо рук прияша, безумнии воумишася, разслабленнии в жилах укрепишася, сляченнии исправишася и имущии вреды исцелеша! Еще же и сквернии демони молитвою твоею отогнашася, и инии неисцельнии недузи разрешишася. Тако, святый и праведный Артемие, всем всегда милостив являешися. Убо и о нас неисповедимую Божию благость умоли, да оставит нам Господь долги наша, и да хранит государство Российское в мире и благоденствии, в крепости и обилии, и веру православную да укрепит, церковныя же расколы да утолит, и вся православныя христианы да спасет. Мы же твою память святую от рода в род честно праздновати будем, славяще прославльшаго тя Христа Господа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и в безконечныя веки веков. Аминь».

У праведного отрока Артемия Веркольского можно просить здравия и исцеления от болезней не только для себя, но также для родных и близких. Не забудьте по окончании молитвенной речи поблагодарить святого угодника Божиего.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Праведный Арте́мий Веркольский, отрок

Конда́к 1

Избра́нному пра́веднику, ди́вному предста́телю пред Бо́гом, пресве́тлому свети́льнику се́верныя страны́ на́шея, боголюби́вому и боголюбе́зному о́троку Арте́мию, благоде́тельными чудотворе́нии утеша́ющему и наставля́ющему покланя́ющихся с ве́рою святе́й ра́це твое́й, благода́рственная воспису́юще, ра́достно и торже́ственно взыва́ем:

Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.

И́кос 1

А́нгельский нра́в и ду́шу непоро́чную име́я от святы́я купе́ли креще́ния, избе́гл еси́ обы́чных све́та сего́ су́етств и собла́знов, чу́жд бы́л еси́ претыка́ний и паде́ний, вта́йне чи́стым се́рдцем моля́ся к Еди́ному Всеблаго́му Бо́гу ми́лостиво взира́ющему на кро́тких и смире́нных. Сего́ ра́ди единогла́сно вопие́м ти́:

Ра́дуйся, между́ челове́ки ди́вное явле́ние святы́ни;

ра́дуйся, Отцу́ Небе́сному возлю́бленный.

Ра́дуйся, Сы́ну Бо́жию вожделе́нный;

ра́дуйся, Свято́му Ду́ху сосу́де драги́й и чи́стый.

Ра́дуйся, Цари́цы Небе́сныя пла́менный почита́телю;

ра́дуйся, святы́м А́нгелом и́стинный дру́же и единонра́вниче.

Ра́дуйся, пра́ведником святы́м все́м слико́вниче;

Ра́дуйся, Це́ркве Христо́вой украше́ние.

Ра́дуйся, де́лателю благи́й, в ма́ле ве́рный, над мно́гим поста́вленный:

ра́дуйся, вше́дый в ра́дость Го́спода твоего́.

Ра́дуйся, нося́й вене́ц нетле́ния:

ра́дуйся, просла́вленный от Го́спода Бо́га дарова́нием исцеле́ний.

Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.

Конда́к 2

Ви́дя чистоту́ се́рдца твоего́ благопромысли́тель Бо́г, призира́ющий всеви́дящим о́ком Свои́м на всю́ тва́рь, испо́лни ду́шу твою́ благода́ти Своея́ от чре́ва ма́тере. Прославля́я у́бо Его́ ди́вное и благо́е о тебе́ промышле́ние, пое́м о тебе́ хвале́бно: Аллилу́иа.

И́кос 2

Вкуси́в во мла́дости блаже́ннаго жития́ твоего́ сла́дость Боже́ственныя благода́ти, чу́ждый мирски́я уте́хи отроко́в, ты́ бы́л еси́ потае́нный се́рдца челове́к в нетле́нном украше́нии кро́ткаго и молчали́ваго ду́ха, е́же е́сть, по Апо́столу, пред Бо́гом многоце́нно. Приими́ у́бо от певце́в твои́х хвалу́ сию́:

Ра́дуйся, смире́ннаго и благода́тнаго о́трочества Христо́ва подража́телю:

ра́дуйся, благода́ти Бо́жией храни́телю.

Ра́дуйся, роди́телей твои́х почита́телю:

ра́дуйся, в дому́ о́тчем о́браз кро́тости и послуша́ния.

Ра́дуйся, све́рстников твои́х приме́р благонра́вия:

ра́дуйся, храни́телю чистоты́ се́рдца.

Ра́дуйся, сокруше́ния серде́чнаго таи́нниче:

ра́дуйся, прия́тное благоуха́ние духо́внаго умиле́ния.

Ра́дуйся, не прии́мший иску́са мирски́х сласте́й:

ра́дуйся, от грехо́вных страсте́й свобо́ду улучи́вый.

Ра́дуйся, благогове́йное отроча́, стяжа́вшее ду́ха стра́ха Бо́жия:

ра́дуйся, боголюбе́зное ча́до, па́че жи́зни твоя́ возлюби́вшее Христа́ Бо́га.

Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.

Конда́к 3

Си́лою Всесвята́го Ду́ха укрепле́нный, блаже́нне Арте́мие, прия́в несокруши́мый щи́т ве́ры, и непобеди́мое ору́жие животворя́щий Кре́ст Христо́в, зна́мение стра́шное для злы́х духо́в, сохрани́л еси́ себе́ це́ла и невреди́ма от злоко́зненных си́х враго́в, поя́ Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 3

Име́я всегда́ и во все́м упова́ние на Бо́га промысли́теля, и в убо́зем о́тчем дому́ пребыва́я, в по́те лица́ твоего́ приобре́л еси́ пропита́ние; но лише́нный земны́х бла́г, по во́ли Бо́жией, яви́лся еси́ прича́стником ве́чных Небе́сных бла́г, пра́ведне Арте́мие. Похваля́я у́бо твою́ нищету́, лише́ния и ну́жды, приве́тственно вопие́м ти́:

Ра́дуйся, о́бразе кро́тости и трудолю́бия:

ра́дуйся, нищету́, на́с ра́ди обнища́вшаго, Христа́ Бо́га возлюби́вый.

Ра́дуйся, жите́йских зо́л неприча́стный:

ра́дуйся, грехолю́бных коры́стей чу́ждый.

Ра́дуйся, за лише́ние земно́е уте́шенный ра́йскими наслажде́нии:

ра́дуйся, за кро́тость и смире́ние, насле́дниче Ца́рствия Небе́снаго.

Ра́дуйся, за ну́жды вре́менныя сподо́бивыйся изоби́лия бла́г ве́чной несконча́емой ра́дости:

ра́дуйся, за чистоту́ се́рдца удосто́ивыйся лицезре́ти Бо́га вме́сте со святы́ми А́нгелы.

Ра́дуйся, не прилага́вый се́рдца к благо́м ми́ра сего́ непостоя́нным:

ра́дуйся, иска́вый Небе́сных нетле́нных бла́г в моли́тве дома́шней и церко́вней, и в обще́нии Та́ин Христо́вых.

Ра́дуйся, испо́лненный Боже́ственныя любве́:

ра́дуйся, прича́стниче безсме́ртныя трапе́зы.

Ра́дуйся, стяжа́вшый смире́нием высо́кая и нището́ю бога́тая, по подража́нию святи́телю Никола́ю:

ра́дуйся, хра́ма его́ в жи́зни твое́й моли́твенник бы́вый.

Ра́дуйся, я́ко мзду́ мно́гу прие́мый от Го́спода Бо́га на Небесе́х.

Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.

Конда́к 4

Бу́ря страсте́й и треволне́ний жите́йских не пости́же тя́, име́ющаго в се́рдцы твое́м ми́р Бо́жий, всели́выйся бога́тно в тя́, блаже́нне Арте́мие; ве́три непостоя́нных уче́ний, не волнова́ли ми́рной души́ твоея́. Сего́ ра́ди явля́я я́ко Ио́сиф, ми́р бра́тии твое́й, прове́л еси́ дни́ живота́ твоего́ в ми́ре, тишине́ и безмо́лвии, и ми́р Бо́жий, обита́яй в глубине́ ду́ха твоего́, возбужда́л пе́ти тя́ непреста́нно Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 4

Слу́шая от зако́на Бо́жия словеса́ жи́зни ве́чныя, име́я пома́зание от Свята́го Ду́ха, ве́дал еси́ благи́м чу́вством вся́, не тре́буя, да кто́ учи́т тя́, но я́ко то́ само́ пома́зание уча́ше тя́ о все́м, по сло́ву возлю́бленнаго ученика́ Христо́ва; воскрили́вся же Боже́ственным дарова́нием отроча́ мла́до, возне́слся еси́ на высоту́ христиа́нскаго благоче́стия и кро́тости, Бо́гу возлю́бленне Арте́мие. Сего́ ра́ди ди́вное о тебе́ смотре́ние Бо́жие сла́вяще, со дерзнове́нием вопие́м ти́:

Ра́дуйся, спаси́тельнаго внима́ния себе́ ди́вный на́м приме́ре:

ра́дуйся, молча́ния о́бразе.

Ра́дуйся, му́дрости духо́вныя све́тлое зерца́ло:

ра́дуйся, исто́чниче исцеле́ний.

Ра́дуйся, чудотво́рче преди́вный:

ра́дуйся, сокро́вище целому́дрия.

Ра́дуйся, цве́те чистоты́ и незло́бия:

ра́дуйся, неви́нности сосу́де.

Ра́дуйся, цве́те а́нгельския пра́ведности:

ра́дуйся, многоце́нный ка́меню ра́йския жи́зни.

Ра́дуйся, сия́ние небе́сных све́тлостей.

Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.

Конда́к 5

Живоно́сный то́к благода́ти Христо́вой восприя́в благи́м и до́брым се́рдцем, пра́ведне Арте́мие, устреми́лся еси́ соверше́нно в сле́д Христа́ Спаси́теля на́шего, и восхища́яся бога́тством бла́гости, прему́дрости и человеколю́бия Бо́жия, явле́ннаго в искупле́нии гре́шнаго челове́чества, пламене́л еси́ любо́вию к Спаси́телю на́шему, и во умиле́нии се́рдца воспева́л еси́ Ему́: Аллилу́иа.

И́кос 5

Ви́девше купножи́тели твои́ преспева́юща тя́ благоче́стием и ра́зумом, пра́ведне Арте́мие, прославля́ху благоволе́ние Бо́жие, утаева́ющее от прему́дрых и разу́мных бога́тство благода́ти и ве́дения ея́, по сло́ву Спаси́теля, и открыва́ющее та́ младе́нцем. Те́мже и мы́, ра́дующеся написа́нию и́мени твоего́ на Небесе́х, с утеше́нием возно́сим тебе́ хвале́бныя пе́сни:

Ра́дуйся, избра́нный сосу́де Бо́жия благода́ти:

ра́дуйся, прия́телище даро́в Ду́ха Свята́го.

Ра́дуйся, испо́лненный дарова́ния чуде́с исцеле́ний:

ра́дуйся, Вы́шния Прему́дрости Бо́жия прие́мниче.

Ра́дуйся, ра́зума духо́внаго сокро́вище:

ра́дуйся, благи́й для на́с сове́тниче.

Ра́дуйся, испо́лненный спаси́тельнаго ве́дения:

ра́дуйся, пла́меню неугаса́яй любве́.

Ра́дуйся, всесве́тлая звездо́, блиста́ющая на тве́рди церко́вней:

ра́дуйся, отра́до печа́льным.

Ра́дуйся, немощству́ющих врачу́:

ра́дуйся, обурева́емых помо́щниче.

Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.

Конда́к 6

Пропове́дник пе́рвый просла́вленнаго те́ла твоего́, кли́рик це́ркви святи́теля Никола́я, ища́ в лесно́й ча́щи плодо́в земны́х, обре́те сокро́вище неоцене́нное, нетле́нныя мо́щи твоя́, пра́ведне Арте́мие, чрез три́десять три́ ле́та не поврежде́нныя преме́нами стихи́й, и с благода́рным чу́вством прекло́нь коле́на, восклица́ше к Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 6

Возсия́л еси́ в пусты́ннем ме́сте де́бри лесны́я, я́коже у́тренняя звезда́ по́сле мра́ка нощна́го, и просвети́л еси́ ско́ро населе́ние градо́в, дре́вния Кевро́ли, Пине́ги, Арха́нгельска, Во́логды и дале́ких стра́н, сия́нием благоде́тельных чуде́с твои́х. И ны́не никто́же умолчи́т вопи́ти тебе́:

Ра́дуйся, вели́кое свети́ло, просвеща́ющее тму́ неве́дения:

ра́дуйся, сокро́вище духо́вное, ве́рных богатя́щее.

Ра́дуйся, чи́стая струе́ благода́ти Бо́жия:

ра́дуйся, стране́ твое́й се́верной сла́во и утвержде́ние.

Ра́дуйся, я́коже чи́стый А́нгел, поя́й пе́сни Богокра́сныя, и руководя́й к тому́ оби́тель твою́:

ра́дуйся, чи́стая пти́це, в гне́зда небе́сная прия́тая.

Ра́дуйся, я́блоко благово́нное, ве́рных ду́шы благоуха́ющее:

ра́дуйся, прекра́сная ли́лие услажда́ющая сердца́ ве́рных.

Ра́дуйся, млада́я ве́тве ра́йскаго дре́ва, израсти́вшая сла́дкий пло́д духо́вный Пресвяте́й Тро́ице:

ра́дуйся, немерца́ющая луче́ Правосла́внаго уче́ния.

Ра́дуйся, ма́слино Це́ркве Христо́вы, источа́ющая на́м ди́вный еле́й ми́лости Бо́жией:

ра́дуйся, виногра́дная лозо́, напая́ющая на́с отра́дным упова́нием на спаси́тельная обетова́ния.

Ра́дуйся, смоко́внице, сла́достию свое́ю грехо́вную го́речь отража́ющая.

Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.

Конда́к 7

Хотя́щу Всевы́шнему мироправи́телю призва́ти своего́ пра́ведника в небе́сныя ски́нии, ма́нием от престо́ла велеле́пныя Его́ сла́вы, возшуме́ над земле́ю бу́ря, стра́шно возгреме́ли гро́ми, возблиста́ и разлия́ся ужа́сно, я́ко пла́мень, мо́лния, и в прикоснове́нии у́жаса ко вну́тренним чу́вством ю́наго о́трока, взята́ А́нгелы душа́ пра́ведника, срета́емая Безпло́тными Си́лами, ра́дующимися о дру́зе свое́м, и в весе́лии воспе́вшими Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 7

Ди́вно бы́сть твое́ призва́ние в Небе́сный Иерусали́м; от земна́го бо труда́ на ло́но Авраа́мово, и от малолю́днаго ме́ста в преми́рную сла́ву вели́чественно пренесена́ бы́сть блаже́нная душа́ твоя́, пра́ведне Арте́мие, возду́ху шумя́щу, гро́мом и мо́лниям свирепе́ющым, и вода́м от движе́ния ве́тра, я́ко рука́ми, пле́щущым. Те́мже и мы́ лику́юще, воспое́м:

Ра́дуйся, но́вый о на́с к Бо́гу предста́телю:

ра́дуйся, в ве́чный покро́в Присноде́вствующия Цари́цы вше́дый.

Ра́дуйся, А́нгелом собесе́дниче:

ра́дуйся, Рая́ Небе́снаго жи́телю.

Ра́дуйся, безстра́стия насле́дниче пра́ведный:

ра́дуйся, све́детелю на́м жи́зни безсме́ртныя.

Ра́дуйся, избежа́вый возду́шных истяза́телей, пораже́нных стрела́ми мо́лний при твое́м отше́ствии на Не́бо:

ра́дуйся, не узре́вый ме́рзких де́монских зра́ков.

Ра́дуйся, ра́йская ве́тве, благоуха́нием веселя́щая:

ра́дуйся, благово́нная еде́мская ро́зо, ду́шы на́ша благоуха́ющая.

Ра́дуйся, прекра́сный гро́зде, на трапе́зе царе́вой положе́нный:

ра́дуйся, те́плый на́ш моли́твенниче.

Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.

Конда́к 8

Стра́нно и недоуме́нно твое́ воспита́ние, пра́ведниче; ра́зума бо Бо́жия испо́лнился еси́, святы́ни ду́ха дости́гл еси́, ни от кого́ же из челове́к учи́выйся; сокрове́нно бы́ло от совреме́нников и для ни́х ди́вно твое́ в ю́ных ле́тех благоче́стие и преставле́ние твое́. Но чу́дная твоя́ исцеле́ния, и разли́чная чудоде́йствия возно́сят на́ша гла́сы к славосло́вию о тебе́ Бо́жию, е́же непреста́нно и ра́достно пе́ти: Аллилу́иа.

И́кос 8

Ве́сь бы́л еси́ в Бо́зе богомы́слием, и укрепля́емый Бо́жией благода́тию, непристу́пен яви́лся еси́ кова́рному зми́ю, наблюда́ющему пя́ту ше́ствующих те́сным путе́м. Руководи́ у́бо и на́с непреткнове́нно ходи́ти путе́м за́поведей Христо́вых, да благода́рно вопие́м ти́:

Ра́дуйся, путеводи́телю на́ш ди́вный:

ра́дуйся, кро́ткий наста́вниче все́х спаса́емых.

Ра́дуйся, пе́рсте Бо́жий, указу́яй на́м го́рняя:

ра́дуйся, гла́се Небе́сный, зовы́й все́х на по́двиги спасе́ния.

Ра́дуйся, чи́стая голуби́це, иму́щая ве́твь ра́йскую:

ра́дуйся, духо́вная ла́стовице, показу́ющая в нетле́нии весну́ гряду́щаго ве́ка.

Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.

Конда́к 9

Все́ естество́ А́нгельское, в ра́достный тре́пет прише́д, воздаде́ хвалу́ Бо́гу: Свя́т, Свя́т, Свя́т Госпо́дь Савао́ф, егда́ неви́нная и чи́стая душа́ твоя́, неврежде́нно от мно́гих страхова́ний бесо́вских, и перенесе́нная в преми́рную жи́знь, поклони́ся Триипоста́сному Божеству́, воспе́вши Ему́ со все́ми святы́ми: Аллилу́иа.

И́кос 9

Вети́и многослове́снии, не могу́щии усмотре́ти о́ком ра́зума, омраче́ннаго го́рдостию и страстьми́, прему́дрости Тво́рческия в устрое́нии вселе́нныя, не мо́гут уразуме́ти прославле́ния моще́й свята́го уго́дника Бо́жия. Мы́ же соверше́нною ве́рою в простоте́ се́рдца возглаша́ем тебе́, просла́вленный моли́твенниче на́ш:

Ра́дуйся, преда́вый ве́рным в зало́г любве́ нетле́нныя своя́ мо́щи:

ра́дуйся, уверя́я на́с в и́стине Воскресе́ния и жи́зни ве́чныя.

Ра́дуйся, испо́лнивый на себе́ сло́во Бо́жие: храни́т Госпо́дь вся́ ко́сти пра́ведных:

ра́дуйся, утверди́вый исполне́нием сло́во Христа́ Бо́га: вла́с главы́ ва́шея не поги́бнет.

Ра́дуйся, с че́стию принесе́нный из де́бри в правосла́вный хра́м для о́бщаго чествова́ния и поклоне́ния:

ра́дуйся, свиде́тельствуемый от Го́спода Бо́га да́ром чудотворе́ний.

Ра́дуйся, я́ко чи́стая ра́ка святы́х моще́й, и ны́не привлека́ет сердца́ обе́тных страннолю́бцев на поклоне́ние тебе́:

ра́дуйся, яви́вый и́стину слове́с Писа́ния: в па́мять ве́чную бу́дет пра́ведник, и пра́ведник я́ко фи́никс процвете́т, и я́ко ке́др и́же в Лива́не умно́жится.

Ра́дуйся, загражда́яй уста́ пререка́ющая:

ра́дуйся, обуздова́яй язы́к неве́рия и хулы́.

Ра́дуйся, смиря́яй горды́ню дерза́ющым на святы́ню:

ра́дуйся, ра́зум кичли́вый пленя́яй в послуша́ние Христо́вой ве́ры.

Ра́дуйся, в ду́се блаже́нныя простоты́ и незло́бия дости́гнувый Не́ба.

Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.

Конда́к 10

Спасти́ хотя́щаго вся́каго челове́ка, и́скренно моли́л еси́ наста́вити тя́ на пу́ть спасе́ния, и благода́тию Бо́жиею озари́вшею тя́, прише́л еси́ в Небе́сный Иерусали́м, иде́же узре́в лице́м к лицу́ Того́, Его́же И́мя, я́ко ми́ро излия́нное, та́мо воспева́еши непреста́нно сла́ву Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 10

Стена́ тве́рда и несокруши́ма огра́да оби́тели, свято́му и́мени твоему́ посвяще́нней, су́ть неусы́пныя твоя́ к Бо́гу моли́твы, святы́й пра́ведный Арте́мие. Те́мже живу́щии в не́й благода́рно возно́сят к тебе́ гла́сы:

Ра́дуйся, храни́телю на́ш кре́пкий:

ра́дуйся, неусы́пный защи́тниче на́ш.

Ра́дуйся, наста́вников на́ших охраня́яй от па́губных бе́дствий:

ра́дуйся, испуща́яй на враго́в стре́лы стра́ха.

Ра́дуйся, щи́те тве́рдый па́че ме́дянаго:

ра́дуйся, броне́ пра́вды, отража́ющая каменомета́ния а́дских му́ринов.

Ра́дуйся, оби́тели мона́хов и все́й стране́ на́шей похвало́ и утвержде́ние:

ра́дуйся, тружда́ющихся по́моще.

Ра́дуйся, молчали́вых и кро́тких ра́досте:

ра́дуйся, больны́х исцеле́ние.

Ра́дуйся, немощны́х укрепле́ние:

ра́дуйся, уны́лых бо́дросте.

Ра́дуйся, скорбя́щих утеше́ние.

Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.

Конда́к 11

Пе́ние на́ше хвале́бное тебе́, живу́щему во сла́ве Отца́ све́тов, ны́не возсыла́емое, недосто́йно е́сть, я́ко от нечи́стых усте́н возноси́мое; но са́м прииди́ посреде́ на́с, неиждива́емый исто́чниче чистоты́ и целому́дрия, очи́сти на́ша сердца́ и ду́ши помышле́ния, да тебе́ ра́ди благоприя́тно бу́дет совоку́пное на́ше восклица́ние Всеще́дрому Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 11

Све́том за́поведей Бо́жиих озаре́нный измла́да, ско́ро возше́л еси́ к Триипоста́сному Све́ту, пред Ни́мже хода́тайствуеши и о на́шем просвеще́нии, о не́мже умоля́юще, с любо́вию вопие́м ти́:

Ра́дуйся, звездо́ невече́рняго све́та:

ра́дуйся, луче́ све́та, согрева́ющая на́шу хла́дность.

Ра́дуйся, свеще́, просвеща́ющая на́шу темноту́:

ра́дуйся, я́ко о́гнь возгрева́яй на́с к любви́ возлюби́вшаго на́с Христа́ Бо́га.

Ра́дуйся, мы́сленно прикаса́яйся, я́ко у́гль, хла́дным сердца́м:

ра́дуйся, злата́я лампа́до, возжже́нная для умилостивле́ния Пра́веднаго Судии́.

Ра́дуйся, свети́льниче духо́вный, освеща́яй ве́рным пу́ть спасе́ния:

ра́дуйся, о́гненная пе́щь, пожига́ющая те́рние грехо́в на́ших.

Ра́дуйся, горни́ло, куря́щее моли́твенный арома́т:

ра́дуйся, кади́ло издаю́щее ди́вное смире́ния благоуха́ние.

Ра́дуйся, горя́яй пла́меню, истребля́яй нече́стие.

Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.

Конда́к 12

Благода́ть Боже́ственную испроси́ на́м святы́й уго́дниче Бо́жий, да при́сно покрыва́ет на́с от враго́в ви́димых и неви́димых, да научи́т ны́ подража́ти тебе́ в чистоте́ а́нгельской и незло́бии, да напра́вит сердца́ на́ша к смире́нию, покая́нию и неосла́бному исполне́нию за́поведей Христо́вых; да да́рует на́м христиа́нскую кончи́ну и безбе́дно проведе́т на́с чрез возду́шный пу́ть, да сподо́бимся та́мо узре́ти сла́ву Вели́каго Бо́га, ве́чно пе́ти Ему́: Аллилу́иа.

И́кос 12

Пою́ще тебе́ ны́не, а́ще и недосто́йныя, но усе́рдныя хвалы́ бре́нными и нечи́стыми усты́, благогове́йно мо́лим тя́, святы́й пра́ведный Арте́мие: при́зри на мно́гия на́ша не́мощи душе́вныя и теле́сныя, и пода́ждь на́м по́мощь к соверше́нию до́брых де́л, и ко всегда́шнему прославле́нию свята́го твоего́ и́мени, вопию́щым ти́:

Ра́дуйся, во́ине Царя́ ца́рствующих:

ра́дуйся, слуго́ Го́спода госпо́дствующих.

Ра́дуйся, ра́бе ве́рный Владе́ющаго вся́ким созда́нием:

ра́дуйся, венча́нный венце́м нетле́ния от Сама́го нетле́ннаго Бо́га.

Ра́дуйся, укра́шенный нетле́нною диади́мою Ца́рствия Христо́ва:

ра́дуйся, облече́нный в блестя́щую порфи́ру за чистоту́ се́рдца и незло́бие.

Ра́дуйся, прие́мый от руки́ Бо́жия пе́рстень сыноположе́ния:

ра́дуйся, насле́дниче Небе́снаго Ца́рствия.

Ра́дуйся, предста́телю мо́щный, спобо́рствуяй правосла́вному царю́ на́шему на ра́тующих:

ра́дуйся, вождю́, спосо́бствуяй неви́димо во бране́х на́шему во́инству.

Ра́дуйся, защища́яй преде́лы на́шего Оте́чествия тве́рдым щито́м твоего́ покро́ва:

ра́дуйся, спасе́ния на́шего споспе́шниче и хода́таю твои́ми ко Го́споду Бо́гу о на́с гре́шных моли́твами.

Ра́дуйся, предста́телю на́ш, Арте́мие пра́ведный.

Конда́к 13

О преди́вный уго́дниче Бо́жий и прелюби́мый чудотво́рче, Арте́мие! Ра́ди ми́лости Бо́жия и предста́тельства Влады́чицы, мо́лим твою́ святы́ню, ми́лостив бу́ди святе́й оби́тели твое́й, и все́м призыва́ющым тя́ с любо́вию и упова́нием. По свое́й чистоте́ и пра́ведности, испроси́ у Го́спода Бо́га проще́ние на́ших прегреше́ний и ре́вность к до́брым дело́м, да про́чее вре́мя живота́ на́шего поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́, и сподо́бимся на Стра́шнем Суде́ одесну́ю ста́ти Судии́, Христа́ Бо́га на́шего, и во ве́ки веко́в с тобо́ю пе́ти Человеколю́бцу Бо́гу: Аллилу́иа.

Этот конда́к читается трижды, затем и́кос 1-й и конда́к 1-й.

Моли́тва

Святы́й уго́дниче Бо́жий, пра́ведный Арте́мие, при́сный храни́телю святы́я оби́тели, твои́м и́менем укра́шенной, и бли́зкий защи́тниче всего́ се́вернаго кра́я Росси́йския страны́! При́зри ми́лостивно на усе́рдную моли́тву на́с гре́шных, и твои́м благомо́щным предста́телством испроси́ на́м у Го́спода проще́ние согреше́ний на́ших, преспе́яние в ве́ре благоче́стии, и огражде́ние от ко́зней диа́вольских. Моли́ Го́спода, стра́ждущую страну́ Росси́йскую от лю́тых безбо́жник и вла́сти и́х да свободи́т, и да возста́вит престо́л правосла́вных царе́й; ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли де́нь и но́щь вопию́щих к Нему́, многоболе́зный во́пль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т на́ш, да пода́ст и все́м лю́дем ми́р, тишину́ и нелицеме́рное послуша́ние, да сподо́бит все́х на́с получи́ти, по христиа́нской кончи́не, Небе́сное Ца́рствие, иде́же вси́ пра́веднии, вме́сте с тобо́ю, ве́чно сла́вят Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Житие праведного отрока Артемия Веркольского

Свя­той пра­вед­ный Ар­те­мий, Вер­коль­ский чу­до­тво­рец, ро­дил­ся в 1532 го­ду в се­ле Вер­ко­ле, в Двин­ском краю, по ре­ке Пи­не­ге, вер­сты на две вверх по те­че­нию от Кев­ро­лы. Ро­ди­те­ли его, – отец Кос­ма, по про­зви­щу Ма­лый, и мать Апол­ли­на­рия – бы­ли кре­стьяне то­го се­ла. Они вос­пи­та­ли сы­на сво­е­го в стра­хе Бо­жи­ем и бла­го­че­стии хри­сти­ан­ском. С пя­ти лет уже он на­чал чуж­дать­ся свой­ствен­ных де­тям при­вы­чек, не лю­бил дет­ских игр, был тих, кро­ток, бо­го­бо­яз­лив, по­слу­шен к ро­ди­те­лям, при­леж­но по­мо­гал сво­е­му от­цу в его кре­стьян­ских ра­бо­тах, сколь­ко мог по сво­е­му воз­рас­ту.

Од­на­жды, бу­дучи 12 лет, он ра­бо­тал с от­цом сво­им в по­ле, бо­ро­нил зем­лю. Неожи­дан­но на­дви­ну­лась гроз­ная ту­ча, ста­ло тем­но как но­чью, под­ня­лась бу­ря с лив­нем, над го­ло­вой ис­пу­ган­но­го Ар­те­мия раз­ра­зил­ся страш­ный удар гро­ма – и бла­жен­ный от­рок пал мерт­вый.

Так ми­ло­серд­ный и пре­муд­рый Гос­подь Бог бла­го­во­лил вос­при­ять в Свои небес­ные оби­те­ли ду­шу пра­вед­но­го ра­ба Сво­е­го.

Од­но­сель­чане Ар­те­мия не по­ня­ли, по сво­е­му нера­зу­мию, се­го по­се­ще­ния Бо­жия и со­чли, по суе­ве­рию, неожи­дан­ную кон­чи­ну бла­жен­но­го от­ро­ка пра­вед­ным су­дом Бо­жи­им, на­ка­зу­ю­щим Ар­те­мия за ка­кие-ли­бо тай­ные гре­хи его. Те­ло бла­жен­но­го Ар­те­мия, как умер­ше­го от вне­зап­ной смер­ти, оста­лось не от­пе­тым и не по­гре­бен­ным; его по­ло­жи­ли на пу­стом ме­сте в сос­но­вом ле­су, по­верх зем­ли, при­кры­ли хво­ро­стом и бе­ре­стою и ого­ро­ди­ли де­ре­вян­ной из­го­ро­дью. Так про­ле­жа­ло оно 32 го­да, все­ми за­бы­тое.

Од­на­жды ле­том Ага­фо­ник, дья­чок церк­ви Свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца в се­ле Вер­ко­ле, хо­дил по то­му ле­су, со­би­рая гри­бы, уви­дел свет над ме­стом, где по­ко­ил­ся бла­жен­ный от­рок, по­до­шел и об­рел его нетлен­ное те­ло. Он тот­час по­ве­дал о том вер­коль­ским кре­стья­нам. Но те, по нера­зу­мию сво­е­му, взя­ли про­сто те­ло Ар­те­мия, безо вся­ких по­че­стей при­вез­ли его к сво­ей при­ход­ской церк­ви и по­ло­жи­ли на па­пер­ти, при­крыв гроб бе­ре­стою, по­кры­вав­шей в ле­су пра­вед­но­го от­ро­ка.

Но Гос­подь бла­го­во­лил про­сла­вить угод­ни­ка Сво­е­го в стране Кев­роль­ской: от мо­щей его на­ча­ли ис­то­чать­ся неоскуд­ные ис­це­ле­ния бо­ля­щим. В том го­ду, по­пуще­ни­ем Бо­жи­им, в Двин­ском краю рас­про­стра­ни­лась зло­ка­че­ствен­ная ли­хо­рад­ка. Мно­гие уми­ра­ли от этой тяж­кой бо­лез­ни, осо­бен­но жен­щи­ны и де­ти. За­бо­лел неду­гом этим и сын Вер­коль­ско­го се­ля­ни­на Кал­ли­ни­ка. В силь­ной скор­би Кал­ли­ник мо­лил­ся об ис­це­ле­нии сы­на, по­том по­шел в цер­ковь, при­ло­жил­ся ко гро­бу пра­вед­но­го Ар­те­мия и, взяв бе­ре­сты, по­кры­вав­шей нетлен­ные мо­щи его, с ве­рою при­ве­сил ее к кре­сту на гру­ди уми­рав­ше­го сы­на. Боль­ной вы­здо­ро­вел. Об­ра­до­ван­ный Кал­ли­ник рас­ска­зал о том всем сво­им од­но­сель­ча­нам, ко­то­рые с ра­до­стью со­бра­лись в церк­ви Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая и на­ча­ли петь мо­леб­ны и тво­рить па­мять по пра­вед­ном от­ро­ке Ар­те­мии. И уми­ло­сер­дил­ся Гос­подь над ра­ба­ми Сво­и­ми: ли­хо­рад­ка в той стране ско­ро пре­кра­ти­лась.

С то­го вре­ме­ни чу­де­са свя­то­го Ар­те­мия ста­ли умно­жать­ся. У неко­е­го че­ло­ве­ка, по име­ни Пав­ла, от тяж­ко­го неду­га, так скри­ви­ло шею, что го­ло­ва по­вер­ну­лась ли­цом на­зад и гла­за за­кры­лись. В та­кой бе­де Па­вел об­ра­тил­ся с го­ря­чею мо­лит­вою к Бо­гу и пра­вед­но­му Ар­те­мию, – и го­ло­ва боль­но­го вы­пря­ми­лась, гла­за от­кры­лись. Ис­це­лен­ный по­спе­шил рас­ска­зать всем в сво­ем се­ле о слу­чив­шем­ся. По­сле то­го при церк­ви Св. Ни­ко­лая вер­коль­цы устро­и­ли осо­бый при­дел, ку­да пе­ре­нес­ли из па­пер­ти мо­щи Ар­те­мия, по­ло­жив их в но­вый гроб. Это бы­ло в 1584 го­ду.

Ко­гда при­нес­ли в при­дел мо­щи бла­жен­но­го от­ро­ка, при­шла ту­да жен­щи­на с рас­слаб­лен­ным мла­ден­цем, по­про­си­ла от­слу­жить мо­ле­бен, при­ло­жи­ла сво­е­го от­ро­ка ко гро­бу Ар­те­мия, – и боль­ная ру­ка от­ро­ка ис­це­ле­ла. Око­ло то­го же вре­ме­ни один кре­стья­нин Ан­дрей и кре­стьян­ка Ири­на, стра­дав­шие гла­за­ми, по­лу­чи­ли здра­вие и яс­ное зре­ние от при­кос­но­ве­ния к свя­щен­ной ра­ке но­во­яв­лен­но­го чу­до­твор­ца. Од­на жен­щи­на, по име­ни Ма­рия, стра­дав­шая со­рок лет бо­лез­нью же­луд­ка, столь тяж­кою, что она от чрез­мер­ных стра­да­ний ча­сто об­ми­ра­ла ча­са на два или на три, услы­хав о чу­де­сах, ис­те­кав­ших от мо­щей Ар­те­мия, об­ра­ти­лась к нему с мо­лит­вой и по­лу­чи­ла ско­рое ис­це­ле­ние.

Ви­дя умно­жа­ю­щи­е­ся от мо­щей ис­це­ле­ния, два свя­щен­ни­ка, Иоанн и Фо­ма, ве­ле­ли на­пи­сать на дос­ках ста­рой гроб­ни­цы несколь­ко икон пра­вед­но­го Ар­те­мия. От до­сок тех оста­лись струж­ки. Иерей Иоанн тща­тель­но со­брал эти струж­ки и по­ло­жил на хра­не­ние при церк­ви. Бла­го­че­сти­вые чти­те­ли пра­вед­но­го Ар­те­мия, с ве­рою брав­шие те струж­ки, по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние от сво­их неду­гов.

Один че­ло­век с Пи­не­ги, по име­ни Пан­кра­тий, быв­ший про­ез­дом в Вер­ко­ле, в 1601 г. при­вез в Ве­ли­кий Устюг од­ну из та­ко­вых икон Ар­те­мия, и от то­го об­ра­за мно­гие по­лу­чи­ли то­гда ис­це­ле­ние.

В 1619-м го­ду Нов­го­род­ский мит­ро­по­лит Ма­ка­рий сви­де­тель­ство­вал мо­щи пра­вед­ни­ка и бла­го­сло­вил пе­ре­не­сти их в са­мый храм в день па­мя­ти Свя­ти­те­ля и Чу­до­твор­ца Ни­ко­лая, 6-го де­каб­ря. Несколь­ко вре­ме­ни спу­стя, при­шел в Вер­ко­лу Ила­ри­он Ар­те­ми­ев, жи­тель го­ро­да Хол­мо­гор, и по­ве­дал, что он дол­го был бо­лен гла­за­ми, ни­че­го не ви­дел и же­сто­ко стра­дал, так что пы­тал­ся в от­ча­я­нии уда­вить­ся, и толь­ко по­до­спев­шие со­се­ди по­ме­ша­ли это­му. Про­слы­шав о чу­де­сах, ис­те­ка­ю­щих от мо­щей пра­вед­но­го Ар­те­мия, он об­ра­тил­ся к нему с усерд­ною мо­лит­вою о сво­ем ис­це­ле­нии.

«В тот же час, – рас­ска­зы­вал ис­це­лен­ный, – я про­зрел, и уви­дел в ви­де­нии свя­то­го Ар­те­мия в бе­лых ри­зах с неболь­шим по­сош­ком в ле­вой ру­ке и со кре­стом – в пра­вой. Он осе­нил ме­ня кре­стом и ска­зал:

– Че­ло­ве­че! что ты стра­да­ешь? Вос­стань: Хри­стос чрез ме­ня, ра­ба Сво­е­го, ис­це­ля­ет те­бя. Иди в Вер­ко­лу, при­ло­жись ко гро­бу мо­е­му и по­ве­дай о сем свя­щен­ни­ку и всем кре­стья­нам.

При сих сло­вах, пра­вед­ный от­рок, взяв ме­ня за ру­ку, как бы по­нуж­дал к это­му и по­том стал неви­дим. Я же, про­бу­див­шись, по­чув­ство­вал се­бя со­вер­шен­но здо­ро­вым, как буд­то ни­ко­гда и не бо­лел. И вот я при­шел сю­да по­кло­нить­ся свя­тым мо­щам его».

Осо­бен­но за­ме­ча­тель­но бы­ло чу­до с од­ним кре­стья­ни­ном из се­ла Ки­во­ку­рья, Устюж­ско­го уез­да, Пат­ри­ки­ем Иг­на­тье­вым. Он с дет­ства тяж­ко стра­дал от гры­жи. Услы­хав о чу­де­сах пра­вед­но­го Ар­те­мия, он с ве­рою по­мо­лил­ся ему, по­ло­жил обет при­ло­жить­ся к его гро­бу и вы­здо­ро­вел, но по­том за­был о дан­ном им обе­те. Спу­стя несколь­ко лет он сно­ва по­чув­ство­вал при­сту­пы гры­жи, ко­то­рая ста­ла его му­чить еще силь­нее преж­не­го. Пат­ри­кий об­ра­тил­ся опять с мо­лит­вою к пра­вед­но­му Ар­те­мию и вспом­нил о сво­ем неис­пол­нен­ном обе­те. Мо­лит­ва бо­ля­ще­го бы­ла услы­ша­на, но Пат­ри­кий опять за­был о дан­ном им обе­те. То­гда на­па­ла на него тос­ка и непро­ни­ца­е­мая тьма по­кры­ла его гла­за. Несчаст­ный опять вспом­нил о сво­ем неис­пол­нен­ном обе­те, горь­ко рас­ка­ял­ся и обе­щал неот­лож­но ис­пол­нить долг свой. Пра­вед­ный Ар­те­мий сно­ва из­ба­вил Пат­ри­кия от неду­га, и ис­це­лен­ный с ра­до­стью по­спе­шил в Вер­ко­лу ко гро­бу Ар­те­мия, за­ка­зал от­слу­жить мо­ле­бен ему, со сле­за­ми об­ло­бы­зал мно­го­це­леб­ный гроб его и ис­по­ве­дал пред все­ми о про­ис­шед­шем чу­де и сво­ем гре­хов­ном за­бве­нии.

В 1636 го­ду в мар­те ме­ся­це ехал в Кев­ро­лу и на Ме­зень на­зна­чен­ный ту­да во­е­во­дою Афа­на­сий Паш­ков. По до­ро­ге он оста­но­вил­ся в Вер­ко­ле, но у ра­ки мо­щей пра­вед­но­го Ар­те­мия не был и бла­годар­ствен­но­го мо­леб­на ему не слу­жил. В Кев­ро­ле сын его, от­рок Иере­мия, тяж­ко за­бо­лел ли­хо­рад­кою и го­то­вил­ся уже к смер­ти. То­гда отец вспом­нил, что не от­слу­жил мо­леб­на пра­вед­но­му Ар­те­мию, и дал обет от­пра­вить­ся на бо­го­мо­лье в Вер­ко­лу. И вот вне­зап­но ле­жав­ший в тя­же­лом за­бы­тьи сын Паш­ко­ва сам под­нял­ся с по­сте­ли и, дер­жась за окон­це, стал спра­ши­вать сво­е­го от­ца, ка­ким пу­тем ехать им к пра­вед­но­му Ар­те­мию. Ди­вясь то­му, отец при­вез сы­на в Вер­ко­лу. Здесь от­слу­жи­ли по обе­ту мо­ле­бен, взя­ли бе­ре­сты с гро­ба чЧудотворца, чтобы боль­ной но­сил ее на гру­ди вме­сте с кре­стом, и от­рок вы­здо­ро­вел. Бла­го­дар­ный отец со­здал в Вер­ко­ле, на ме­сте об­ре­те­ния мо­щей Ар­те­мия, храм в честь со­имен­но­го пра­вед­но­му от­ро­ку му­че­ни­ка Ар­те­мия.

Спу­стя неко­то­рое вре­мя, храм в Вер­ко­ле сго­рел, – об­го­ре­ли и мо­щи пра­вед­но­го Ар­те­мия. Мест­ный свя­щен­ник Лав­рен­тий и при­хо­жане Вер­коль­ско­го се­ла для ограж­де­ния мо­щей Ар­те­мия от та­ких несчаст­ных слу­ча­ев устро­и­ли над ни­ми осо­бую ча­сов­ню, по­ло­жи­ли их в но­вую ра­ку и по­кры­ли но­вым по­кро­вом.

По­сле то­го от гро­ба чу­до­твор­ца ста­ли ис­те­кать но­вые чу­до­тво­ре­ния. Так, неко­е­го Си­мео­на Ка­за­ри­но­ва пра­вед­ный Ар­те­мий спас от по­топ­ле­ния. По­сле Ильи­на дня он плыл на судне вме­сте с сво­и­ми то­ва­ри­ща­ми по Се­вер­но­му Ле­до­ви­то­му оке­а­ну из Ман­га­зеи в Ар­хан­гельск. Вдруг на­сту­пи­ла же­сто­кая бу­ря, и суд­ну ста­ло угро­жать ско­рое кру­ше­ние. Плыв­шие при­шли в ужас и от­ча­я­ние. Не ви­дя се­бе ни­от­ку­да ни­ка­кой на­деж­ды на спа­се­ние, они ста­ли го­то­вить­ся к смер­ти и в ожи­да­нии ее про­щать­ся друг с дру­гом. По­том они опом­ни­лись и ста­ли со сле­за­ми мо­лить­ся Гос­по­ду Бо­гу и пра­вед­но­му Ар­те­мию о сво­ем спа­се­нии, обе­ща­ясь от­слу­жить бла­годар­ствен­ный мо­ле­бен угод­ни­ку Бо­жию. И по мо­лит­ве их мо­ре утих­ло, и уто­пав­шие из­бег­ли неми­ну­е­мой по­ги­бе­ли.

Сла­ва ис­це­ле­ний от мо­щей пра­вед­но­го Ар­те­мия рас­про­стра­ни­лась да­ле­ко. Нов­го­род­ский мит­ро­по­лит Ки­при­ан по­слал сно­ва осви­де­тель­ство­вать его нетлен­ные мо­щи, сво­ей под­пи­сью под­твер­дил до­став­лен­ную ему рос­пись ис­це­ле­ний и при­слал в цер­ковь се­ла Вер­ко­лы вновь со­став­лен­ную служ­бу чу­до­твор­цу.

В 1648 го­ду в Кев­ро­лу бы­ла при­сла­на гра­мо­та ца­ря Алек­сия Ми­хай­ло­ви­ча на имя та­мош­не­го во­е­во­ды Анич­ко­ва: по­ве­ле­но бы­ло по­ло­жить мо­щи пра­вед­но­го Ар­те­мия в но­вую ра­ку и доз­во­ле­но по­стро­ить мо­на­стырь на том ме­сте, где бы­ли об­ре­те­ны его мо­щи, ко­то­рые, со­глас­но цар­ской гра­мо­те, и бы­ли на сле­ду­ю­щий год пе­ре­не­се­ны ту­да и по­ло­же­ны в по­стро­ен­ной еще во­е­во­дой Паш­ко­вым церк­ви свя­то­го му­че­ни­ка Ар­те­мия. При сем от свя­тых мо­щей ис­те­ка­ли мно­го­раз­лич­ные ис­це­ле­ния всем, с ве­рою при­те­кав­шим к ним. Со­брав­ший­ся во мно­же­стве на­род воз­нес теп­лые мо­ле­ния Хри­сту Бо­гу и Его свя­то­му угод­ни­ку пра­вед­но­му Ар­те­мию, Вер­коль­ско­му чу­до­твор­цу, про­слав­ляя бла­го­дать Бо­жию, в нем яв­лен­ную на уте­ше­ние всем пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам. Впо­след­ствии мо­щи пра­вед­но­го Ар­те­мия по слу­чаю по­жа­ров три­жды вы­но­си­ли из хра­ма оби­те­ли, по­ка, на­ко­нец, не был по­стро­ен в 1793 го­ду в мо­на­сты­ре ка­мен­ный храм, освя­щен­ный в честь пра­вед­но­го Ар­те­мия, в ко­то­ром мо­щи его и бы­ли по­ло­же­ны.

При­ме­ча­ния

Со­став­ле­но по раз­ным спис­кам древ­не­го жи­тия.

Пи­не­га – ре­ка Во­ло­год­ской и Ар­хан­гель­ской гу­бер­нии, Соль­вы­че­год­ско­го и Пи­неж­ско­го уез­дов, пра­вый (су­до­ход­ный) при­ток Се­вер­ной Дви­ны. Кев­ро­ла, или Кев­роль – глав­ное се­ле­ние во­ло­сти, по­лу­чив­шей от нее свое имя, те­перь – се­ло Вос­кре­сен­ское, от­ку­да впо­след­ствии уезд­ное управ­ле­ние бы­ло пе­ре­ве­де­но в по­гост Во­лок-Пи­неж­ский, пе­ре­име­но­ван­ный по­том в го­род Пи­не­гу.

Кон­чи­на прав. Ар­те­мия по­сле­до­ва­ла 23 июня 1545 го­да.

Мо­щи пра­вед­но­го Ар­те­мия бы­ли об­ре­те­ны в 1577 го­ду.

Ма­ка­рий был мит­ро­по­ли­том Нов­го­род­ским с 1619 по 1626 год. По его же бла­го­сло­ве­нию и рас­по­ря­же­нию со­став­ле­но бы­ло жи­тие Ар­те­мия с ска­за­ни­ем о по­смерт­ных чу­де­сах его, ко­то­рые с 1605 г. за­пи­сы­ва­лись со слов са­мих ис­це­лен­ных.

Ман­га­зея – уро­чи­ще Ени­сей­ской гу­бер­нии в Ту­ру­хан­ском крае, на пра­вом бе­ре­гу р. Та­за, где ныне сто­ит ча­сов­ня св. му­че­ни­ка Ва­си­лия Ман­га­зей­ско­го. Ман­га­зея – пер­вый рус­ский го­род в Во­сточ­ной Си­би­ри, ос­но­ван в 1601 го­ду, но через 60 лет со­вер­шен­но за­пу­стел; те­перь от него со­хра­ни­лись лишь од­ни сле­ды.

Па­мять пра­вед­но­го Ар­те­мия, Вер­коль­ско­го чу­до­твор­ца, со­вер­ша­ет­ся 23 июня и 20 ок­тяб­ря. В Ико­но­пис­ном под­лин­ни­ке под 20 ок­тяб­ря зна­чит­ся: «иже со от­цом сво­им Козь­мою зем­ле­дель­цем из­шед на по­ле, ум­ре от гро­ма ве­ли­ка, млад от­рок 12 лет, в ру­баш­ке, в ру­ке ло­за, ко­ле­ни го­лы». – В на­сто­я­щее вре­мя мо­щи св. Ар­те­мия по­чи­ва­ют под спу­дом в упразд­нен­ном Вер­коль­ском мо­на­сты­ре.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх