Помост

Вопросы веры

Имена трех волхвов

Новогодние праздники остались далеко позади. Более того, многие истосковались по теплу и яркому солнышку, все чаще приговаривая: «Дедушка Мороз уходи». Однако, независимо от времени года, вам будет интересно узнать историю о волхвах — трех загадочных гостях маленького Иисуса.

Древние книги о волхвах

Известие о визите загадочных восточных мудрецов к младенцу Христу содержится только в одном из четырех Евангелий — от Матфея. У Луки волхвов заменяют простые пастухи, а у Марка и Иоанна это событие вообще не упомянуто — правда, там рассказ начинается не с рождения Иисуса, а с его крещения во взрослом возрасте.

У Матфея же сказано, что волхвы с Востока увидели на небе необычайно яркую Звезду, возвещающую, что родился царь Иудейский, и решили поклониться ему. В Древней Руси волхвами называли не только жрецов старой языческой веры, но и всех чародеев, предсказателей и колдунов.

Волхвы (художник Джеймс Тиссо)

В Славянской Библии этим словом переведено греческое (и латинское) «маги», имевшее немного другое значение. Маги были жрецами у мидян, персов и других народов Ближнего Востока; им приписывались многие волшебные способности, включая умение предсказывать будущее по звездам.

Библейский пророк Даниил получил от вавилонского царя Валтасара звание главного мага (раб-маг). Позже цари Персии приняли зороастрийскую веру и начали бороться с магами. Те активно сопротивлялись и сумели даже посадить на персидский трон самозванца из своих — но в итоге были побеждены и ко времени, когда жил Иисус, превратились в бродячих гадателей и астрологов.

Поклонение волхвов (художник Франческо ди Симоне)

Новый Завет этих исторических тонкостей не знает, маги в нем — люди богатые и могущественные, отправившиеся в путь с целой армией слуг и богатыми подарками. Евангелист Матфей повествует, как волхвы-маги прибыли в Иерусалим к царю Ироду и напрямик спросили у него: «Где родившийся царь Иудейский?» Естественно, Ирод встревожился: о каких-либо царях, кроме себя, он не слышал и слышать не хотел.

Допросив собственных мудрецов, он узнал, что, по пророчествам, новый царь должен родиться в городке Вифлеем недалеко от столицы. Тогда он попросил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Звезда в это время по-прежнему сияла на небесах, и хорошо понимавшие ее знаки гости легко нашли дом, где жил Иисус с его матерью Марией. «Падши, поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».

Этим подаркам богословы давно приписали священный смысл. Золото означало царскую власть, ладан — власть священническую, смирна, или миро, использовалась для бальзамирования трупов, а это означало, что Иисусу суждено умереть ради спасения человеческого рода.

Миром в евангельском повествовании Мария Магдалина омыла ноги Спасителя, им же было умащено его тело перед погребением. Выразив почтение малышу, волхвы разбили у его дома лагерь и в ту же ночь увидели вещий сон, возвестивший, что Ирод хочет обмануть их и погубить маленького Иисуса. Тогда они решили не возвращаться в Иерусалим и отправиться домой другой дорогой.

После этого мужу Марии Иосифу — тоже во сне — явился ангел Господень, приказавший о ему бежать с семьей в Египет, «ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Иосиф послушался, после чего в Вифлееме случилось печально знаменитое избиение младенцев — по приказу Ирода были убиты все дети младше двух лет.

По подсчетам историков церкви, тогда погибло до 1400 невинных детей, хотя все население города вместе с округой было немногим больше.

Когда террор стих, семейство Иисуса вернулось в Иудею — точнее, в Назарет, где Спаситель и жил с тех пор, получив прозвище Назаретянин (ха-Ноцри). Ничего не зная обо всех этих событиях, волхвы «отошли в страну свою» — и исчезли со страниц Священного Писания.

Богословские споры

Избиение младенцев

Это исчезновение не устроило многочисленных богословов, на свой лад продолживших рассказ о загадочных гостях с Востока.

Первым делом завязалась полемика о том, когда состоялся их вояж в Вифлеем. Одни авторы считали, что это произошло сразу после рождения Иисуса. В популярном апокрифическом Протоевангелии Иакова говорилось, что визитеры явились прямо к пещере (вертепу), где родился Спаситель, хотя в Евангелии речь явно идет о доме.

Другие, как Иоанн Златоуст, были уверены, что волхвы увидели звезду за много лет до того и предсказали по ней будущие события.

Третьи, напротив, утверждали, что мудрецы появились в Вифлееме лишь через два года после рождения малыша — именно поэтому Ирод велел казнить детей начиная с этой даты. Это больше похоже на правду: путь из Персии или Аравии до Палестины занимал не меньше двух месяцев, а волхвы с их большим караваном двигались бы еще медленнее.

Кстати, жестокий царь Ирод на самом деле умер за четыре года до принятой церковью даты рождения Христа, что вообще ставит под вопрос всю описанную в Евангелии от Матфея историю. Историки не раз пытались подобрать более подходящую дату, а астрономы — найти звезду, за которой следовали пришельцы.

Одни считали ее кометой, другие — Сириусом, который в последние годы до нашей эры отличался необычной яркостью. Но волхвы должны были быть настоящими магами, чтобы по одному только положению звезды на небе отыскать в чужой стране незнакомого им человека.

Дискуссия о дате вифлеемского поклонения породила другой вопрос — откуда все-таки явились гости и сколько их было? По количеству подарков решили, что волхвов трое, хотя некоторые источники называют другое число — 6 или 12.

В V-VI веке святой Кесарий Арльский впервые назвал их царями, и тогда же появилась версия, что они правили в трех языческих странах — Персии. Аравии (или Индии) и Эфиопии. Соответственно, их стали изображать с разным цветом кожи, а заодно и разного возраста. Дали им и имена: молодой человек европейского вида стал называться Каспаром, темнокожий мужчина — Бальтазаром (Валтасаром), а пожилой седобородый «азиат» — Мельхиором. Откуда взялись эти имена?

Скульптуры волхвов

Второе явно взято у вавилонского царя, однако в нем, как и в третьем, слышатся также имена языческих богов — Баала и Молоха. В первом видят халдейское имя или прозвище Гизбар («казначей»), упоминаемое в Библии.

То, что волхвы получили имена древних богов, не случайно — они должны были символизировать языческий мир, склонившийся перед новорожденным Христом. Однако эти имена появились не сразу: сирийцы называли волхвов Гормизд, Яздегерд и Пероз, греки — Апелликон, Америн и Дамаскон, евреи — Магалат, Галгалат и Серакин. Были и другие варианты — например, в сочинениях отцов церкви упоминался четвертый волхв, которого звали Артабаном.

Но уже в VI веке мозаика в итальянской Равенне изображала трех магов со знакомыми всем именами. На них — персидские халаты и войлочные колпаки как у обобщенных «восточных людей». Такими же они изображались в церкви Рождества Христова в Вифлееме — именно поэтому ее пощадил персидский царь Хосров II Парвиз, захвативший Палестину и разрушивший там все христианские храмы.

Различия в традициях на Востоке и Западе

Со временем католический Запад и православный Восток разошлись, помимо всего прочего, и в отношении к волхвам. Первый превратил их встречу с Иисусом в особый праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января.

Считается, что в этот же день произошло Крещение Христа, и в православии эти два праздника объединились, а поклонение волхвов отошло к третьему — Рождеству, которое стали праздновать 25 декабря, в день древнего праздника солнцестояния.

В Европе это празднество часто совпадало с началом нового года, и его главным героем был «лесной дед» — ему приносили жертвы, в его честь украшали деревья и водили хороводы. В некоторых странах этот персонаж приобрел христианские черты, подобно французскому Пер Ноэлю или итальянскому Баббо Натале — то и другое означает «рождественский дед».

У других народов он остался языческим, как финский Йоулупукки («рождественский козел») или шведский Юлениссе («рождественский гном»). Недовольная этим церковь выдвинула альтернативу — святого Николая, память которого праздновалась в декабре. Этот добрый святой, известный сперва в Голландии, а потом и во всем мире как Санта- Клаус, уже не требовал кровавых жертв — напротив, дарил подарки детям, которые в прошедшем году вели себя хорошо.

Особняком стояла Испания, где нелегкое дело раздачи подарков было доверено не кому-нибудь, а трем волхвам — здесь их называют Los reyes magos, или «короли-волшебники». Еще в Средние века испанцы устраивали 5 января, в канун Богоявления, красочные костюмированные шествия, участники которых бросали в толпу конфеты и орехи.

В этот день в храмах освящают мелки, которыми пишут на домах СМВ — первые буквы не только имен волхвов, но и латинской фразы Christus Masionem Benedicat («Да благословит Христос этот дом»). По улицам ходит «королевский почтальон», которому дети вручают записки с просьбами о подарках (сегодня письмо можно отправить и по электронной почте). Ложась в этот день спать, они оставляют на столе стакан молока и печенье для осликов, на которых волхвы развозят поклажу. А проснувшись, находят в своих башмаках или возле них желанный подарок — если, конечно, хорошо себя вели.

Озорники получали вместо игрушек и сладостей кусок угля, который в наши дни заменяют жженой карамелью. На праздничный стол в этот день подают «королевский крендель» с цукатами и изюмом, в который запекают бобовое зернышко; того, кому оно достанется, в будущем году ждет удача.

Хотя в других европейских странах волхвам не досталась такая почетная роль, они остаются непременными участниками рождественских торжеств. Издавна в людных местах, в том числе в храмах, выставлялись вертепы — красочные сцены Рождества, где непременно находили свое место волхвы, их ослы, верблюды и прочее экзотическое окружение.

Рождественский вертеп

Конечно, этот сюжет не остался без внимания средневековых иконописцев и художников Возрождения. Особенно впечатляет Капелла волхвов в флорентийском палаццо Рикарди, расписанная в XV веке Беноццо Гоццоли: всю площадь ее стен занимает грандиозная процессия из 150 фигур, куда органично вписались волхвы, пастухи, ангелы, святые и конечно заказчики фрески — члены семейства Медичи.

Народная любовь к волхвам росла из века в век, и церковь не могла остаться в стороне от этого процесса. В XIII веке итальянский монах Иаков Ворагинский создал популярный сборник житий святых «Золотая легенда», куда вошли и жизнеописания трех магов. Согласно автору — а точнее, пересказанной им легенде, — Мельхиор, Бальтазар и Каспар были крещены апостолом Фомой, стали епископами и приняли мученическую смерть.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить изображение

Считается, что Фома (тот самый «неверующий», уверовавший после Воскресения Христова крепко и навсегда) закончил свои дни в Индии; Марко Поло посетил его гробницу в Малабаре, рядом с которой находилась часовня в память трех волхвов. Конечно, вряд ли эти неутомимые странники могли забраться так далеко, но в любом случае они вместе проповедовали христианство и погибли тоже вместе.

Современник Иакова, немец Иоанн из Хильдесхайма, в своем сочинении «Легенда о трех святых царях» пишет, что их мощи в IV веке отыскала у истоков Евфрата благочестивая Елена, мать императора Константина. Они были с величайшими почестями помещены в одном из храмов недавно основанного Константинополя.

Интересно, что в персидском городке Сава близ Тегерана находилась еще одна гробница волхвов — о ней писал позже Марко Поло. Из Византии драгоценные реликвии перекочевали в Милан, а в XII веке разоривший этот город германский император Фридрих Барбаросса увез их с собой.

В награду за денежную помощь в снаряжении войска мощи были подарены архиепископу Кельна Райнальду фон Дасселю. После этого в город начали стекаться паломники со всей Европы, старый собор оказался мал для них, и церковники начали строительство нового. Кельнский собор, заложенный в 1248 году, стал самым продолжительным «долгостроем» в истории — его возводили более 600 лет.

О ковчеге

Задолго до окончания стройки в Келньский собор был торжественно перенесен ювелирный шедевр — Ковчег для хранения останков волхвов, над которым 30 лет работал искусный мастер Николаус из Вердена.

Этот массивный ларец длиной 220 сантиметров, шириной 110 и высотой 153 сделан из дерева и покрыт золотыми и серебряными пластинами, на которых отчеканены фигуры святых. Ларец украшают больше тысячи драгоценных камней и 300 античных камей. Там находятся мощи не только волхвов, но и мучеников Феликса и Набора Сполетских.

Одна из стенок ковчега сделана съемной — 6 января, в день Богоявления, она снимается, и верующие могут смутно разглядеть в полумраке три черепа в золотых коронах. Ученые давно пытаются исследовать останки; говорят даже, что такое обследование уже состоялось, и обнаружило, что кости принадлежат троим мужчинам разного возраста, умершим… в XII веке. Впрочем, никаких официальных данных на этот счет пока нет.

Ковчег трех королей

Жители Кельна гордятся «своими» волхвами не меньше испанцев. На гербе города изображены три золотые короны, а 6 января, объявленное Днем святых королей, празднует весь город.

В канун этого дня дети в белых балахонах ходят по домам и поют колядки во славу волхвов. На домах, как и в Испании, пишут на счастье буквы СМВ, а на елку вешают изображения Мельхиора, Бальтазара и Каспара на верблюдах. В магазинных витринах выставлены нарядные вертепы, а на площадях устраивают представления, изображающие Богоявление, к радости многочисленных туристов.

Появление дедушки Мороза

В православной России Новый год прежде отмечался в сентябре или марте, поэтому ни волхвы, ни святой Николай не были причастны к этому празднику. Петровская реформа календаря сблизила нас с Европой и поставила на повестку дня изобретение новогоднего «божества»; после долгих поисков им стал фольклорный «дедушка Мороз», впервые представший перед публикой в 1842 году в сказке В. Одоевского «Мороз Иванович». Постепенно он научился делать то же, что его западные коллеги, — дарить подарки, щеголять в нарядной шубе и устраивать шумное веселье, которое ничуть не портили снег и холод.

Как ни странно, именно в православной Греции сохранилась еще одна реликвия волхвов — а именно дары, которые они преподнесли маленькому Иисусу. По преданию, Мария бережно сохранила их и позже передала Иерусалимской церкви, которую возглавил ее пасынок Иаков.

Позже византийский император Аркадий перенес их в Константинополь, где они и находились до взятия города турками-османами. Когда это случилось, султанша Мара, дочь сербского князя Георгия Бранковича, сумела спасти реликвию и пожертвовала ее монастырю Святого Павла на Афоне, где жили сербские монахи. По легенде, она хотела лично внести ларец с дарами в монастырь, но ее остановил голос, напомнивший, что женщинам нет хода на Святую Гору.

Мара не обиделась и вместе с ларцом пожертвовала обители деньги на обустройство. Дары волхвов и сегодня хранятся в монастыре; это 28 золотых пластинок, украшенных тонким филигранным орнаментом. К некоторым из них присоединены проволочки, на которые нанизаны маленькие шарики ладана и смирны.

Два тысячелетия спустя (впрочем, их подлинного возраста никто не знает) они по-прежнему благоухают и, говорят, исцеляют больных, приезжающих сюда издалека. Самым везучим паломникам монахи разрешают поднести к уху одну из золотых пластин и послушать исходящий от нее звук — как будто далекий шепот на давно забытом языке…

Трех волхвов издавна считают покровителями путешественников, поэтому в средневековой Европе их именем часто называли трактиры и гостиницы. Легенда о них тоже проделала долгий путь — от Испании до Индии, от Кельна до Афона. Как и Санта-Клаус, в сознании сегодняшних людей эти три восточных мудреца сильнее связаны не с евангельской историей, а с чудесами, подарками, ожиданием праздника — всем, что приносят нам Рождество и Новый год.

Читать про: волхвы , Рождество , Иисус Христос Насколько полезна эта статья? 5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (4 чел.) Класс! Отправить Отправить

Три царя

В Евангелии их имена и царский сан не упоминаются, традиция возникла в средневековье.

Православная церковь не считает их царями, не подсчитывала их число, не давала им имена и не вписывала их в доктрину.

В Католической церкви память трёх царей совершается в праздник Богоявления (6 января, в некоторых католических странах — выходной день).

Характеристика

Волхвы — славянское слово, используемое в переводах на русский язык. В евангельском подлиннике стоит греч. μάγοι.

Три царяunknown, Public Domain

В античной литературе в основном существуют два значения этого термина: люди, принадлежащие к персидидским зороастрийским жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи как особая профессиональная группа.

В западноевропейской традиции волхвы называются «волшебниками» (лат. magi) (такое мнение основано на апокрифическом Евангелии от псевдо-Матфея и Протоевангелии от Иакова) и часто изображаются царями.

Волхвы перед Иродомunknown, Public Domain

Впервые назвал волхвов царями св. Кесарий Арльский. Апокрифические евангелия дали им имена — Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Они считаются покровителями путешественников и поэтому их имена часто входили в названия гостиниц.

По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, в IV в. перенесены оттуда в Медиолан (Милан), а в 1164 г., по желанию Фридриха Барбароссы, в Кельн, где, хранятся в Кёльнском соборе.

Евангелист не пишет о количестве волхвов. По числу принесенных даров предположили, что их было трое. Это архетипичное число пришельцев позволяло поиграть с воплощением различных идей.

Поклонение волхвов. Музей марципанов в Сентендре, Венгрияתמר הירדני, Copyright

Так, по мере развития иконографического типа волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека:

  • Бальтазар — юноша
  • Мельхиор — зрелый мужчина и
  • Каспар — старик

и трех различных частей света:

  • Бальтазар — мавр, Африка;
  • Мельхиор — белый человек, Европа;
  • Каспар — с восточными чертами или в восточной одежде, Азия).То есть родиной их было три страны с различным по этническому составу населением — Персия, Аравия и Эфиопия.

Вопрос:

Скажите, пожалуйста, причислены ли к лику святых библейские волхвы Каспар, Мельхиор и Валтасар? Заранее благодарю.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В Православной Церкви не было специального прославления волхвов, принесших дары Младенцу Иисусу, однако их благочестие и любовь к Богомладенцу вызывают самое высокое уважение. В Минологии Василия II (976-1025 гг.) на день праздника Рождества Христова упомянуто событие: поклонение волхвов. У западных христиан в праздник Богоявления (6 января по григорианскому календарю) центральным событием является воспоминание явления звезды восточным волхвам или царям (по европейскому поверью они были царями) в момент рождения Иисуса Христа. Поэтому праздник Богоявления назван также Festum magorum (праздник волхвов), или Festum regum (праздник царей). День Крещения Господня (Baptisma Christi) отмечается в первое воскресенье после праздника Богоявления и завершает рождественский цикл. Имена волхвов (Каспар, Мельхиор и Валтасар) впервые встречаются у Беды Достопочтенного (672 или 673 – 27 мая 735).

О мудрецах, пришедших поклониться Богомладенцу, достоверно известно только из святого Евангелия: войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф.2:11). Они пришли с востока (2:1). Употребленное в тексте греческое слово магой обозначает персидских или вавилонских жрецов, мудрецов и звездочетов. Из какой страны были волхвы определенно сказать невозможно: скорее всего, из Персии или Вавилонии. В этих странах были известны мессианские ожидания иудеев благодаря пророку Даниилу, книга которого хорошо была известна как персам, так и халдеям.

Постепенно на тему о волхвах сложилась большая литературная традиция. Перед исследователями стоит непреодолимая трудность: отделить исторические элементы этой традиции от легендарных. Согласно преданию, впоследствии они стали христианами. Их крестил св. апостол Фома, который благовествовал в Парфии и Индии. Они стали проповедниками Евангелия. В западных преданиях говорится даже о рукоположении их св. апостолом Фомой в епископов. Говорится также о том, что их мощи были обретены св. царицей Еленой и положены в Константинополе. Позже при миланском епископе Евсторгии в 5-м веке они бы перенесены в Медиолан. В настоящее время золотой ковчежец с их мощами находится в Кельнском соборе.

Дары, которые волхвы принесли Младенцу Иисусу, бережно сохранила Божия Матерь. Перед Своим блаженным Успением она передала их Иерусалимской Церкви. Там они находились до 400-го года. Позже византийский император Аркадий перенес их в Константинополь и поместил в храме Св. Софии. В 1453 году пал Константинополь. В 1470 году дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария (Маро), которая была вдовой турецкого султана Мурата (Мурада) II-го (1404 — 1451) передала Дары Волхвов монастырю святого Павла, который до 1744 года был сербским. Несмотря на то, что она была женой султана, не приняла ислам и осталась до конца жизни христианкой. На месте, где стояла коленопреклоненная Мария, был поставлен крест, называемый Царицыным. В стоящей рядом часовне изображена встреча иноками этих великих святынь. Есть предание, что благочестивая Мария сама хотела внести Дары Волхвов в монастырь, но у стены обители, как когда-то царевну Плакидию в монастыре Ватопед, остановил небесный голос и напомнил ей, что афонский устав запрещает женщинам входить в обитель.

Дары Волхвов благоговейно хранятся в монастыре в нескольких небольших мощевиках: 28 небольших золотых пластин в форме трапеции, четырехугольника и многоугольника, украшенных изящным, филигранно выполненным, орнаментом. Это – золото, которое принесли волхвы Богомладенцу как Царю. Кроме этого хранится около 70 небольших, величиной с маслину, шариков ладана и смирны. Святыни эти сильно благоухают. Иногда происходит исцеление бесноватых.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Dancing_Witch Дары волхвов — праздник Трех Царей

Как я уже сказала, образ трех волхвов-царей-магов очень захватил меня накануне Рождества. Так что позволю себе поиграться еще с одним постом на тему…
Наверное, это еще с пушкинского «Вещего Олега» тянется, когда в двух-трех строчках засвидетельствована великая, надцарская и надчеловеческая власть и мудрость магов:
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен».

Пожалуй, самое красивое изображение из тех, что видела — найдено у mjawa.
По крайней мере ясно, что и библейские волхвы были не меньшего достоинства и обойти их вниманием никак не получилось. Так что для них даже выделили отдельный день, всем на радость..)
Здорово, что в начале января две христианские конфессии практически совпадают со своими праздниками — до православного Рождества можно еще как следует повеселиться и в очередной раз получить подарки!..)

Один Дед Мороз с подарками — хорошо, а три — еще лучше!..))))
В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II века и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым (Армянская Церковь и до сих пор придерживается этой традиции). В IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а у праздника Богоявления сохранилась прежняя дата — 6 января.
Комаров Николай. Волхвы

И еще мне нравится традиция жечь костры в эти дни — «эпифанские огни», освещающие «путь волхвов». В этом есть что-то очень зороастрийское на мой взгляд..) Не будем уточнять, что из какой религии было заимствовано, это работа ученых, но известно, что три священных огня имели в зороастрийском календаре свои праздники: «Огонь царей» (Атар Гуштасп), «Огонь жрецов» (Атар Фарнбак) и «Огонь воинов» (Атар Берзенмихр). Эти огни символизировали три хварны (хварна — Божественная Благодать), три пути в жизни. Они всегда горели в храме, каждый — на специальном алтаре особой формы: Огонь Царей поднимался из бутона цветка, лепестки которого имели форму короны, Огонь жрецов, подобный вулкану, хранился в горе, а Огонь Воинов вырывался из трёхгранной пирамиды, очертания которой повторяли форму клинка меча.
Католические страны отмечают день прибытия волхвов очень торжественно, с шествиями и приемами. Например, в Испании, это целый государственный праздник, служащий так же благородной цели привлечения туристов.

«Кавалькада царей-волхвов (исп. Cabalgata de Reyes Magos; кат. Cavalcada de Reis Mags) — яркое костюмированное представление в календаре традиционных рождественско-новогодних празднеств Испании, один из наиболее популярных и любимых праздников в стране, наступления которого с особенным нетерпением ждёт детвора.

Описание праздника
Проводится ежегодно 5 января, в преддверии католического Богоявления, отмечаемого через двенадцать дней после Рождества.

В праздник царей-волхвов, или «день подарков», как его ещё называют в Испании, примерно с 17 до 22 часов центральные улицы и площади практически всех городов закрываются для автомобильного движения, и по ним торжественным маршем проходит кавалькада «царей с Востока» – Каспара, Мельхиора и Бальтазара (исп. Melchor, Gaspar y Baltasar). Следующие за ними в свите пажи и вельможи бросают в толпу зрителей предназначенные для детей конфеты, другие сладости и символические подарки. Шествие сопровождается музыкой и танцами, как правило, самодеятельных коллективов, красочными фейерверками. Кульминация праздника наступает, когда цари-волхвы, приблизившись к рождественским яслям (вертепу), поклоняются и приносят дары фигурке, изображающей младенца-Иисуса.
«Королевский крендель» — сладкий пирог, который едят в «день подарков» и на Богоявление
По завершении праздничного шествия все дети должны немедленно вернуться домой, без шалостей, игр и проволочек лечь спать и крепко заснуть. Проснувшись на следующее утро, мальчики и девочки найдут рядом со своими туфельками или ботиночками подарки, о которых просили в письме царей-волхвов. Просьбу о желанной игрушке каждый ребёнок должен «обосновать»: написать, как он себя вёл в течение минувшего года, был ли послушным и хорошо ли учился, а также обещать и впредь быть во всём примерным. Свои письма дети вручают лично царскому письмоносцу (исп. el Cartero Real), который в соответствии со сложившимся обычаем приходит в испанские города и веси за день до прибытия туда царей-волхвов.
В праздник царей-магов принято есть «королевский крендель» (исп. roscón de Reyes) – сладкий пирог из пшеничной муки бубликовидной формы, украшенный сверху цукатами, засахаренными фруктами и дроблёными орехами. В пирог запекается бобовое зёрнышко или небольшая фигурка; тот, кому достанется кусок пирога с сюрпризом, становится главой застолья.
В старину непослушным детям вместо сладостей и подарков родители клали в башмак кусок угля. Сегодня так жестоко даже с самыми непослушными детьми не поступают: теперь их «одаривают» не настоящим углём, а кондитерским изделием, которое в Испании именуется «сладкий уголь» или «карамельный уголь» (исп. carbón dulce, carbón de caramelo). «
В каждой стране и даже области праздник проходит по-разному. На Канарских островах волхвы прибывают на верблюдах. А Пальма-де-Мальорка они входят в город в красочных средневековых костюмах под музыку военного оркестра.
День трёх волхвов является праздником и в бывшей советской республике, а ныне в самостоятельном государстве Эстонии. Празднуется День трёх королей — Каспараса, Мяркялиса и Балтазараса и в Литве. По улицам Старого года тянутся шествия, а на Кафедральной площади проводится красочное мероприятие.
В Германии этот праздник называется Эпифания. Вечером мальчики, одетые в белые балахоны с коронами на голове и длинным шестом, увенчанным звездой, представляют процессию трёх королей и ходят с песнями от дома к дому, благословляя жителей. После праздничной мессы в костёле вся семья, как правило, собирается за праздничным столом у камина.
Стол должен быть царским, то есть ломиться от яств. Блюда, на нём примерно такие же, какие украшали новогодний и рождественский столы. Этот день завершает цикл рождественских праздников, в последний раз до следующего рождества зажигается ёлка. Считается, что после Дня трёх королей прибавляется день, а ночь отступает.
Королевский крендель из Нового Орлеана, такой стиль называют «французским». А по-моему — очень даже солярненько!..))) — D.W.
Во Франции это один из самых трогательных праздников, проходящий в первое воскресенье января. В этот день пекут позолоченные «королевские галеты» — пироги из слоеного теста, в которые запекают твердый боб или маленькую фигурку. Пирог разрезают на несколько частей. Обычно на столько, сколько людей сидит за столом, плюс, еще один. Этот дополнительный кусочек называется «божьим» или «куском бедняка». Раньше такие кусочки отдавали нищим. Самый младший из детей прячется под стол, и у него спрашивают: «Чья это часть?» Тот, кому достался ломоть с начинкой, объявляется королем. Он торжественно выпивает стакан вина, а все присутствующие хлопают в ладоши и хором приговаривают: «Король пьет! Король пьет!»
Я. Йорданс. Король пьет…)))
И еще о самих волхвах :
«Волхвы — славянское слово, используемое в переводах на русский язык. В евангельском подлиннике стоит «ΜΑΓΟΣ», что обычно означает людей, искусных в чародействе. Согласно наиболее классической версии, в античные времена так именовали жрецов зороастризма, религии, которая ко времени Рождества Христова была широко распространена не только на Востоке, но и в самой Римской империи. Согласно эзотерической традиции, они пришли из земель пресвитера Иоанна. Их внимание к небесным светилам позволяет предполагать, что они были также астрологами.
В западноевропейской традиции волхвы называются «волшебниками» (magi) и часто изображаются царями. Впервые назвал волхвов царями св. Кесарий Арльский. Апокрифические евангелия дали им имена — Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Они считаются покровителями путешественников и поэтому их имена часто входили в названия гостиниц.
В восточных христианских сказаниях волхвы приобретают величие и блеск: они прибывают в Иерусалим со свитой в тысячу человек, оставив позади себя на левом берегу Евфрата отряд войска в 7000 человек. По возвращении в свою страну (на отдалённейшем Востоке, у берегов океана) они предались созерцательной жизни и молитве, и когда апостолы рассеялись для проповеди Евангелия по всему миру, то апостол Фома встретил их в Парфии, где они приняли от него крещение и сами сделались проповедниками новой веры. Легенда прибавляет, что их мощи впоследствии были найдены императрицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, но оттуда перенесены были в Медиолан (Милан), а затем в Кёльн, где, как утверждают, их черепа, как святыня, хранятся и доселе.
Евангелист не пишет о количестве волхвов. По числу принесённых даров предположили, что их было трое. Это архитипичное число пришельцев позволяло поиграть с воплощением различных идей. Так, по мере развития иконографического типа волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека (Бальтазар-юноша, Мельхиор-зрелый мужчина и Каспар-старик) и трёх различных сторон света (Бальтазар — мавр, Африка; Мельхиор — белый человек, Европа; Каспар — с восточными чертами или в восточной одежде, Азия). То есть родиной их было три страны с различным по этническому составу населением — Персия, Аравия и Эфиопия.
Есть греческие варианты их имён (Аппелликон, Америн и Дамаскон) и еврейские (Магалат, Галгалат и Серакин). Существуют легенды о четвёртом волхве, которого зовут Артабан (как брата персидского царя Дария). В ранних рукописях Валтасара зовут Вифисарей.
Армяне считают, что волхвов было 12. Их имена также не упомянуты в Библии, а являются результатом народной фантазии. (Двенадцать месяцев, нэ? По сказке ведь девушка встертила их как раз зимой? — D.W.)
Церковное предание считает, что откровение о планах Ирода было получено волхвами во время ночёвки в пещере в окрестностях Вифлеема. Это место почитается верующими, в V веке над пещерой преподобным Феодосием Великим была основана киновия, ставшая первым общежительным монастырём Палестины.»

Мощи трех волхвов — Вальтасара, Гаспара и Мельхиора

Германия Северный Рейн-Вестфалия Кёльн

Идёт загрузка карты…

Три царя (три волхва) — Каспа́р, Мельхио́р и Бальтаза́р (греч. μάγοι, маги) — принятые в западноевропейской традиции имена магов (волхвов), принесших младенцу Иисусу дары на Рождество (поклонение волхвов). В Евангелии их имена и царский сан не упоминаются, традиция возникла в средневековье. Православная церковь не считает их царями, не подсчитывала их число, не давала им имена и не вписывала их в доктрину.

В Католической церкви память трёх царей совершается в праздник Богоявления (6 января, в некоторых католических странах — выходной день).

Волхвы — славянское слово, используемое в переводах на русский язык. В евангельском подлиннике стоит греч. μάγοι. В античной литературе в основном существуют два значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским (зороастрийским) жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи как особая профессиональная группа (маги).

В латинской традиции греческое μάγοι переводится латинским словом magi («волшебники»); они часто изображаются в царских венцах. Впервые назвал волхвов царями святой Кесарий Арльский. У Беды Достопочтенного впервые появляются их имена — Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Они считаются покровителями путешественников и поэтому их имена часто входили в названия гостиниц (например, фр. Hotel Les Trois Rois — отель «Три Короля»).

По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, в IV веке перенесены оттуда святым Евсторгием в Медиолан, а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы, в Кельн, где для их размещения была сооружена рака трёх волхвов, а для размещения раки — Кёльнский собор, самый крупный в Западной Европе.

Евангелист не пишет о количестве волхвов. По числу принесенных даров предположили, что их было трое. Это архетипичное число пришельцев позволяло поиграть с воплощением различных идей. Так, по мере развития иконографического типа волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека (Бальтазар — юноша, Мельхиор — зрелый мужчина и Каспар — старик) и трех различных частей света (Бальтазар — мавр, Африка; Мельхиор — белый человек, Европа; Каспар — с восточными чертами или в восточной одежде, Азия). То есть родиной их было три страны с различным по этническому составу населением — Персия, Аравия и Эфиопия.

Есть греческие варианты их имен (Аппелликон, Америн и Дамаскон) и еврейские (Магалат, Галгалат и Серакин). Существуют легенды о четвертом волхве, которого зовут Артабан (как брата персидского царя Дария). В ранних рукописях Бальтазара зовут Вифисарей.

Мощи трех волхвов пребывают в раке трёх царей-волхвов (нем. Dreikönigsschrein) в Кельнском соборе в Германии. Рака волхвов — самый большой реликварий Западной Европы, общепризнанный шедевр средневекового лотарингского искусства. Изготовлен в 1181—1225 гг. для хранения в Кёльнском соборе мощей трёх царей, которые, по преданию, приходили с дарами поклониться младенцу Христу.

В 344 г. медиоланский епископ Евсторгий привёз из Константинополя мощи трёх волхвов. Восемь столетий спустя, в 1164 г., Милан был взят и разорён войсками императора Фридриха Барбароссы. Он завладел церковными святынями и передал их в дар своему верному союзнику — кёльнскому архиепископу Райнальду фон Дасселю.

В Средние века такой дар имел не только духовное значение: мощи святых привлекали в те или иные храмы толпы паломников и, соответственно, денежные потоки. Епископ Райнальд с триумфом привёз мощи в Кёльн, и с тех пор они считаются главной христианской святыней города.

Николай Верденский, знаменитый на всю Европу золотых дел мастер, начал работу над тройным реликварием в 1181 году. Каждый из трёх царей покоится в отдельном саркофаге. В целом пирамидальная конструкция (два саркофага внизу и один над ними) напоминает базилику. Её ширина 110 см, высота 153 см, длина 220 см.

По стенкам саркофага рассажены 74 рельефные фигуры из позолочённого серебра, изображающие пророков (внизу) и апостолов (сверху), а также сцены из жизни Христа. Изображён и Райнальд, архиепископ кёльнский. Для украшения реликвария было использовано не менее тысячи драгоценных каменьев и жемчужин, в их числе античные камеи и геммы.

Контакты

Адрес: Domkloster 3, 50667 Кёльн, Земля Северный Рейн-Вестфалия, Германия

Номер телефона: 0221 92 58 47 20

Паломнику

Кельнский собор (Kölner Dom) открыт ежедневно с 06.00 до 21.00 с мая по октябрь и до 19.30 с ноября по апрель, за исключением религиозных служб.

Вход бесплатный.

Осмотр башни: 2.50 €. За несколько евро вы можете воспользоваться услугами экскурсовода на английском языке.

Часовая экскурсия на английском языке: в будни в 10.30 и в 14.30, в воскресенье в 14.00, стоимость: 4 €, с осмотром башни: 5 €.

Ссылки

  • Официальный сайт Кёльнского собора
  • Реликварий с мощами волхвов из собора города Кёльна
  • Кёльнский собор и окрестности. Тема волхвов
  • Мощи трех волхвов в Кельне — одна из главных христианских святынь
  • Святыни Кёльна
  • В Германии широко отмечается праздник «Трех королей-волхвов», мощи которых хранятся в Кельнском соборе

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх