Помост

Вопросы веры

Императрицы Александры Федоровны

Святая царица Александра Федоровна Романова: Афоризмы

Журнал «Фома» продолжает рубрику «Мысли великих», где публикуются изречения и афоризмы святых отцов, писателей, философов. Сборники изречений – древняя традиция, восходящая к античности и раннему христианству. Сегодня мы предлагаем познакомиться с мудрыми изречениями Александры Федоровны Романовой – страстотерпицы и жены последнего русского императора Николая II.

О Боге и жизни по вере

Истинная вера проявляется во всем нашем поведении. Это как соки живого дерева, которые доходят до самых дальних веточек.

Мы знаем, что, когда Он отказывает нам в нашей просьбе, то выполнение ее было бы нам во зло; когда Он ведет нас не по той дороге, которую мы наметили, Он прав; когда Он наказывает или исправляет нас, то делает это с любовью. Мы знаем, что Он все делает ради нашего высшего блага.

Пусть на примере вашей жизни ближние увидят, что вера — это нечто большее, чем учение или соблюдение обрядов.

Воспоминание о прошлых милостях поддержит веру в Бога в испытаниях грядущих.

Не падайте духом, а спокойно доверяйтесь воле Божией, и, что бы вам ни выпало, переносите все во славу Господа, так как после зимы следует лето, после ночи — день, а после бури — тишина.

Мессию в Ветхом Завете много раз называют Слугой Божиим. Служение — это не что-то низменное, это Божественное.

Если наша любовь верная и искренняя, мы всегда уповаем на небеса.

Что такое молитва? Это когда мы находимся рядом со Христом.

Иных религия делает суровыми и угрюмыми. Но это не по-христиански. Религия, которую вдохновляет слово Христа, — солнечная и радостная.

Радость — это отличие христианина. Христианину никогда не следует впадать в уныние, никогда не следует сомневаться в том, что добро победит зло.

Если в нас живет слово Христа, оно заставит нас помогать другим.

О человеке и добродетелях

Мы должны стать настоящими людьми.

Быть великим — значит быть счастливым, — это одно из ошибочных мнений, которого придерживалась почти во все времена большая часть человечества. Быть добрым — значит быть счастливым, — вот тайна, доступная тем немногим мудрым и добродетельным, которые являются украшением не только сами о себе, но и украшением ближних и Отечества.

Душа пишет свою историю на теле.

Чем смиреннее человек, тем больше мира в его душе.

Смирение не в том, чтобы рассказать о своих недо­статках, а в том, чтобы вынести, как о них говорят дру­гие; в том, чтобы слушать их терпеливо и даже с благо­дарностью; в исправлении недостатков, о которых нам говорят; в том, чтобы не испытывать неприязни к тем, кто нам о них говорит.

Занимаясь благотворительностью, важно не потонуть в самоуважении.

Основа благородного характера — абсолютная искренность.

Чистота помыслов и чистота души — вот, что действительно облагораживает.

Ободрение нас вдохновляет; если его нет, гаснут многие благородные возможности.

Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо.

Первый урок, который нужно выучить и исполнить, — это терпение.

Если все хорошо внутри, то ничто не повредит снаружи.

Если вы осознаете, что вы из себя представляете, вы не будете обращать внимание на то, что о вас говорят люди.

Будь мужественным — это главное.

Настоящая добродетель — это без свидетелей поступать так, как обычно поступают перед глазами мира.

Доверяй своему сердцу, особенно, когда это доверие в добром, слушай его.

Тот, кто сделал добро, не должен об этом говорить, но если этим хвастают, добро теряет благородство…

От­давайте, не ища ничего взамен, не рассчитывая выгоду в будущем; отдавайте детям, старикам, умирающим, тем, кто не сможет отблагодарить, и тем, кого вы больше никогда не увидите, иначе это будет не благодеяние, а торгашество; старайтесь помочь даже вашим врагам. Не доверяйте раздачу своей милостыни сомнительным по­средникам, иначе само деяние, которое апостол назвал «трудъ любве» (1 Сол. 1, 3), будет под сомнением. Своей собственной рукой творите то, что подсказало вам серд­це. Так вы познакомитесь с жизнью и нуждами бедня­ков — созданий Христа.

Чем дольше я живу, тем отчетливее понимаю, что главная разница между людьми сильными и слабыми, великими и ничтожными — это энергия, непобедимая решимость, твердая цель, при которых и смерть — победа.

Никогда человек не бывает так прекрасен, как во время молитвы о своем прощении или прощении другого.

Нравственность — вот, что определяет смысл какого-нибудь поступка — смысл суетный или неотмирный.

Самое трудное, что человек должен преодолеть — это самого себя.

Взаимоотношения людей. Любовь, семья

Жизнь человечества — это большая общая жизнь отдельных человеческих созданий. Нужно понять, что существование одного человека отдельно от всех других людей — это то же самое, как если бы человек существовал отдельно от клеток своего собственного организма.

Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого.

Мы должны стараться, чтобы все, что мы делаем, вся наша жизнь, были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других.

Потщиться сделать счастливыми своих ближних — это путь и к собственному счастью.

Большинство споров между людьми никчемны. Они вызваны или вмешательством посторонних, или легкомысленными словами, или действием нераскаянных грехов.

Людям рядом с нами больше всего нужна просто доброта.

Слова добрые всегда соединяют.

Никто не заслуживает большей награды, чем миротворцы.

Почти беспредельны возможности помогать людям, просто беседуя с ними. Тот, кто умеет говорить убежденно, умеет говорить языком любви, может вдохновить других на добрые и прекрасные дела, утешить их горе, подбодрить упавших духом, просветить тех, кто неопытен, — тысячею способов может помочь ближним.

Невзгоды — это то время, когда нужно поддержать ближнего.

В мире много людей, впавших в отчаяние, и мы должны уметь сказать им слово надежды или сделать доброе дело, которое выведет их из безысходности и даст силы вернуться к радостной, полной жизни.

Кто перестает помогать другим, становится обузой и для себя.

Каждый новый друг, входящий в нашу жизнь, доверяется нам. Самое правильное понятие о дружбе — это то, что она дает нам возможность служить, помогать, защищать другого. Момент, когда у нас появляется новый друг — это священный момент. Это еще одна жизнь, порученная нам, чтобы мы могли быть для нее благом, внести в нее красоту, быть ей убежищем и защитой.

Наполните любовью свои дни. Забудьте себя и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас… Если сердце жаждет слов ободрения, благодарности, поддержки скажите эти слова сегодня.

Одно слово охватывает все — это слово «любовь». В слове «любовь» целый том мыслей о жизни и долге, и когда мы пристально и внимательно изучаем его, каждая из них выступает ясно и отчетливо.

Как сладки слова Правды, несомые дыханием любви.

Только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь.

Иисус требует любви не только как прекрасного чувства, а любви, пронизывающей всю повседневную жизнь, влияющей на отношения со всеми людьми.

Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь — это совершенное самоотречение.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи.

Пока любишь, прощаешь.

Брак — это Божественный обряд. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека. Это самая тесная и самая святая связь на земле.

Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения.

В любви нужна особая деликатность. Можно быть искренним и преданным, и все же в речах и поступках может не хватить той нежности, которая так покоряет сердца… Чем ближе отношения, тем больнее сердцу от взгляда, тона, жеста или слова, которые говорят о раздражительности или просто необдуманны.

Без чистоты невозможно представить истинную женственность. Даже среди этого мира, погрязшего в грехах и пороках, возможно сохранить эту святую чистоту.

Можно понять, какова женщина, по дому, который она создает.

Женщина наделена даром сочувствия, деликатности, умением вдохновлять. Это делает ее похожей на посланца Христа с миссией облегчить человеческие страдания и горести.

Отношение к женщинам — вот лучший способ проверить благородство мужчины.

Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей — не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.

Никогда не забываются песни детства. Воспоминания о них лежат под грузом заполненных заботами лет, как зимой под снегом нежные цветы.

Жизненно важно значение среды. Мы еще не вполне понимаем, как много значит атмосфера в доме, где растут дети, для становления их характера. Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви — это наш дом — самое родное место для нас в мире.

Жизнь. Умиротворение

Каждый день — это жизнь в миниатюре.

Мы часто теряем то дорогое, что у нас есть, гоняясь за недостижимым.

Сколько возможностей сделать хорошее мы упускаем, даже не сознавая ценности того, что упустили!

Из-за постоянных хлопот и забот мы не раскрываем и половину хорошего, что есть в нас.

Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен.

Иди вперед, ошибайся, падай и снова вставай, толь­ко продолжай идти.

Часто для обыденных дел требуется больше небесной благодати, чем для великих.

Нет человека настолько бедного, чтобы он мог счи­тать себя таким. Мудрость в том, чтобы человек позво­лил Господу решать все за него.

У каждого есть свое место, и каждый важен на своем месте. Самые малые и незначительные тоже имеют свои места, и необходимо, чтобы эти маленькие места так же были заполнены, как места, которые занимают самые важные и значительные личности.

Никогда не падайте духом и не давайте падать духом другим.

Мы созидатели. Человеческие жизни повсюду, как недостроенные здания, и все, кто проходит мимо, кладут на стену кирпич или добавляют какое-нибудь украшение. Каждый, с кем мы соприкасаемся, кто говорит нам хотя бы слово, кто хотя бы издали на нас влияет, оставляет в нашем характере черточку красоты или знак чего-то дурного.

Мы должны оставаться на своем месте, выполнять свой долг, нести свою ношу, выполнять Божию волю. Это тропа к душевному покою.

Покой, который дает нам Господь, — это покой души — не внешней покой, не безделье. Можно наслаждаться им со всей полнотой, и в то же время непрерывно работать и переносить страдания и боль. Некоторые из лучших христиан, которых когда-либо знал мир, были величайшими страдальцами, но в то же время, ничто не могло нарушить их душевный покой.

Только те, у кого в душе царит мир, могут хорошо выполнять свою работу. Беспокойный ум не годится для хорошей работы.

Беспокойство делает нас слабыми.

Раздраженный ум не может ясно мыслить.

Покой — это Божественный дар, но, в то же время, надо этому учиться. Учиться, взяв на себя иго Христово.

Самое доброе дело, которое учитель может сделать своим ученикам — это научить их вести жизнь, полную веры и мужества, — жизнь победителей.

Биография Александры Феодоровны Романовой

Александра Фёдоровна (Феодоровна, урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская; 6 июня 1872 — 17 июля 1918) — российская императрица, супруга Николая II (c 1894 года).

Будущая императрица появилась на свет в 1872 году в Дармштадте (Германия), в семье великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери английской королевы Виктории. 1 июля 1872 года она была крещена по лютеранскому обряду.

Алиса была любимой внучкой королевы Виктории.

В возрасте 12-и лет (1884 год) принцесса Алиса впервые приехала в Россию на свадьбу своей старшей сестры Эллы (в православии — Елизавета Фёдоровна), которая сочеталась браком с великим князем Сергеем Александровичем.

Затем в 1889 году Алиса посетила Россию во второй раз по приглашению великого князя Сергея Александровича. Во время этого визита принцесса познакомилась с цесаревичем Николаем Александровичем.

Молодые люди сразу же обратили друг на друга внимание, но им пришлось бороться за свое счастье, т. к. родители цесаревича были против их. 6 апреля 1894 года манифестом было объявлено о помолвке Николая и Алисы Гессен-Дармштадтской.

Несколько месяцев перед свадьбой Алиса изучала основы православия и русский язык, и 21 октября (2 ноября) 1894 года в Ливадии (Крым) приняла через миропомазание православие с именем Александра и отчеством Фёдоровна (Феодоровна).

14 (26) ноября 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Александры и Николая II. У них родились четыре дочери: Ольга (3/15 ноября 1895 года), Татьяна (29 мая/10 июня 1897 года), Мария (14/26 июня 1899 года) и Анастасия (5/18 июня 1901 года).

Спустя некоторое время, 30 июля (12 августа) 1904 года в семье молодого императора родился долгожданный сын — цесаревич Алексей Николаевич. Но к большому несчастью всей царской семьи он унаследовал по линии матери тяжелую болезнь — гемофилию.

Николай и Александра стойко переносили это испытание, окружив цесаревича нежной заботой и любовью. Это была по-настоящему дружная христианская семья, где родители смогли дать своим детям доброе воспитание словом и примером.

Во время Первой мировой войны в Царском Селе, где большую часть времени проживала императорская семья, был оборудован госпиталь для раненных солдат, и императрица Александра Фёдоровна вместе с дочерями Ольгой и Татьяной работали в нем хирургическими медсестрами (пройдя предварительное обучение).

8 (21) марта 1917 года, после Февральской революции, императорская семья была арестована в соответствии с постановлением Временного правительства и находилась какое-то время под домашним заключением в Александровском дворце, затем, в начале августа 1917 года, была выслана в Тобольск, а в апреле 1918 года по решению большевиков — в Екатеринбург.

В Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года в подвале дома купца Ипатьева царская семья приняла мученическую кончину: Николай II, его супруга Александра Федоровна и их дети были расстреляны…

В августе 2000 года император Николай II и все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью в лике святых страстотерпцев.

Александра Федоровна

Биография

Историки, архивисты и многочисленные исследователи жизни последней императрицы государства Российского, кажется, изучили и объяснили не только её поступки, но каждое слово и даже каждый поворот головы. Но вот что интересно: после прочтения каждой исторической монографии или нового исследования перед нами возникает незнакомая женщина.

Такова уж магия любимой внучки британской королевы Виктории, дочери Великого герцога Гессенского, крестницы русского государя Александра III и жены Николая II, последнего наследника русского престола. Аликс, как её называл муж, или Александра Фёдоровна Романова осталась загадкой для всех.

Наверное, всему виной её холодноватая замкнутость и отчуждённость от всего земного, принимаемая свитой и российской знатью за высокомерность. Объяснение этой неизбывной грусти в её взгляде, как бы обращённом внутрь себя, находится, когда узнаешь подробности детских и юношеских лет принцессы Алисы Виктории Елены Луизы Беатрис Гессен-Дармштадтской.

Детство и юность

Она появилась на свет летом 1872 года в немецком Дармштадте. Четвёртая дочь Великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига и дочери королевы Великобритании, герцогини Алисы, оказалась настоящим солнечным лучиком. Впрочем, бабушка Виктория так и звала её – Sunny – Солнышко. Белокурая, с ямочками на щеках, с голубыми глазами, непоседа и хохотушка Алики мгновенно заряжала хорошим настроением своих чопорных родственников, заставляя улыбаться даже грозную бабушку.

Александра Федоровна в детстве

Малышка обожала своих сестёр и братьев. Кажется, особенно весело ей было вместе с братом Фридериком и младшей сестрёнкой Мэри, которую она из-за трудности в произношении буквы «р» называла Мэй. Фридерика не стало, когда Алики было 5 лет. Любимый брат умер от кровоизлияния, ставшего следствием несчастного случая. Мама Алиса, и без того меланхоличная и невесёлая, погрузилась в тяжёлую депрессию.

Но едва острота от болезненной утраты начала притупляться, как случилось новое горе. И не одно. Эпидемия дифтерии, случившаяся в Гессене в 1878 году, отобрала у солнечной Алики сначала сестрёнку Мэй, а через три недели маму.

Алиса, будущая императрица Александра Фёдоровна

Так в 6 лет окончилось детство Алики-Sunny. Она «погасла», как солнечный лучик. Исчезло почти всё, что она так любила: мама, сестрёнка с братом, привычные игрушки и книжки, которые сожгли, заменив новыми. Кажется, тогда исчезла и сама открытая и смешливая Алики.

Чтобы отвлечь двоих внучек, Алису-Алики, Эллу (в православии — Елизавету Фёдоровну), и внука Эрни от горестных мыслей, властная бабушка перевезла их с позволения зятя в Англию, в замок Осборн-хаус на острове Уайт. Здесь Алиса под присмотром бабушки получила великолепное образование. Тщательно подобранные учителя преподавали ей, сестре и брату географию, математику, историю и языки. А ещё рисование, музыку, верховую езду и садоводство.

Александра Федоровна в молодости

Предметы давались девочке легко. Алиса блестяще играла на фортепиано. Уроки музыки ей давал не кто-нибудь, а директор Дармштадтской оперы. Поэтому девушка с лёгкостью исполняла сложнейшие произведения Вагнера и Шумана. А ещё без особого труда освоила премудрости придворного этикета. Единственное, что расстраивало бабушку – любимая Sunny была нелюдимой, замкнутой и терпеть не могла шумное светское общество.

Александра Федоровна в мундире Лейб-гвардии Уланского полка

Принцесса Гессенская окончила Гейдельбергский университет и получила степень бакалавра философии.

В марте 1892 года новый удар постиг Алису. На её руках умер от сердечного приступа отец. Теперь девушка чувствовала себя ещё более одинокой. Рядом оставались лишь бабушка и брат Эрни, унаследовавший корону. Единственная сестра Элла с недавних пор жила в далёкой России. Она вышла замуж за русского князя и звалась Елизаветой Фёдоровной.

Императрица Александра Фёдоровна

Впервые Алиса увидела Ники на свадьбе сестры. Ей тогда было всего лишь 12 лет. Юной принцессе очень понравился этот воспитанный и тонкий юноша, загадочный русский князь, так не похожий на её британских и немецких кузенов.

Второй раз с Николаем Александровичем Романовым она увиделась в 1889 году. Алиса отправилась в Россию по приглашению мужа сестры – Великого князя Сергея Александровича, дяди Николая. Полтора месяца, прожитых в петербургском Сергиевском дворце, и встречи с Николаем оказались достаточным временем для того, чтобы понять: она встретила свою половинку.

Александра Федоровна и Николай II

Их желанию объединить свои судьбы рады были лишь сестра Элла-Елизавета Фёдоровна и её муж. Они стали своего рода коммуникаторами между влюблёнными, содействуя их общению и тайной переписке.

Бабушка Виктория, не знавшая о личной жизни скрытной внучки, запланировала её брак с кузеном Эдуардом, принцем Уэльским. Пожилая женщина мечтала видеть любимое «Солнышко» королевой Британии, которой передаст свои полномочия.

Эдуард, принц Уэльский (Эдуард VII)

Но Алики, влюблённая в далёкого русского князя, обозвав принца Уэльского «Эдди-манжеты» за излишнее внимание к своей манере одеваться и самовлюблённость, поставила королеву Викторию перед фактом: замуж выйдет лишь за Николая. Показанные бабушке письма окончательно убедили раздосадованную женщину, что внучку не удержать.

Не в восхищении от желания сына жениться на немецкой принцессе были и родители цесаревича Николая. Они рассчитывали на брак сына с принцессой Еленой Луизой Генриеттой, дочерью Луи-Филиппа. Но сын, как и его невеста в далёкой Англии, проявил упорство.

Александра Федоровна и Николай II

Александр III и его супруга сдались. Причиной стала не только настойчивость Николая, но и быстрое ухудшение здоровья государя. Он умирал и хотел передать бразды правления сыну, у которого будет устроена личная жизнь. Алису срочно позвали в Россию, в Крым.

Умирающий император, чтобы встретить будущую невестку как можно лучше, из последних сил поднялся с постели и облачился в мундир. Принцесса, знавшая о состоянии здоровья будущего свёкра, была растрогана до слёз. Аликс начали срочно готовить к браку. Она изучала русский язык и основы православия. Вскоре приняла христианство, а вместе с ним и имя Александра Фёдоровна (Феодоровна).

Император Александр III

Император Александр III скончался 20 октября 1894 года. А 26 октября состоялось венчание Александры Фёдоровны и Николая Александровича Романова. У невесты от такой поспешности в недобром предчувствии сжалось сердце. Но Великие князья настояли на безотлагательности венчания.

Чтобы сберечь приличия, свадебную церемонию назначили на день рождения императрицы Марии Фёдоровны. По имеющимся канонам отступление от траура в такой день позволялось. Конечно же, ни приёмов, ни больших торжеств не было. Свадьба получилась с траурным оттенком. Как позже в мемуарах написал Великий князь Александр Михайлович:

«Медовый месяц супругов протекал в атмосфере панихид и траурных визитов. Самая нарочитая драматизация не могла бы изобрести более подходящего пролога для исторической трагедии последнего русского царя».

Второе мрачное предзнаменование, от которого снова в тоске сжалось сердце молодой государыни, случилось в мае 1896 года, во время коронации царской семьи. На Ходынском поле произошла известная кровавая трагедия. Но торжества не были отменены.

Давка на Ходынском поле

Молодые супруги большую часть времени проводили в Царском селе. Александра Фёдоровна хорошо себя чувствовала только в обществе мужа и семьи сестры. Общество приняло новую императрицу холодно и с неприязнью. Неулыбчивая и замкнутая государыня казалась им высокомерной и чопорной.

Чтобы отвлечься от неприятных мыслей, Александра Фёдоровна Романова с жаром взялась за общественные дела и занялась благотворительностью. Вскоре у неё появилось несколько близких подруг. На самом деле, их было совсем немного. Это княжна Мария Барятинская, графиня Анастасия Гендрикова и баронесса София Буксгевден. Но самой близкой подругой была Анна Вырубова, фрейлина.

Анна Вырубова и Александра Федоровна

Счастливая улыбка вернулась к государыне, когда одна за другой появились дочери Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Но долгожданное рождение наследника, сына Алексея, вернуло Александру Фёдоровну в привычное состояние тревоги и меланхолии. У сына обнаружилось страшное наследственное заболевание – гемофилия. Оно было унаследовано по линии императрицы от бабушки Виктории.

Истекающий кровью сын, который мог умереть от любой царапины, стал постоянной болью Александры Фёдоровны и Николая II. В это время в жизни царской семьи появился старец Григорий Распутин. Этот таинственный сибирский мужик действительно помогал цесаревичу: он один мог останавливать кровь, чего не способны были сделать врачи.

Анна Вырубова, Григорий Распутин и Александра Фёдоровна

Приближение старца породило массу слухов и сплетен. Александра Фёдоровна не знала, как от них избавиться и защититься. Молва ширилась. За спиной государыни шептались о её якобы безраздельном влиянии на императора и государственную политику. О колдовстве Распутина и его связи с Романовой.

Начавшаяся Первая мировая война ненадолго погрузила общество в иные заботы. Александра Фёдоровна все средства и силы бросила на помощь раненым, вдовам погибших солдат и осиротевшим детям. Царскосельский госпиталь перестроили под лазарет для раненых. Сама императрица вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной прошли обучение сестринскому делу. Они ассистировали на операциях и ухаживали за ранеными.

Александра Фёдоровна и княжна Вера Гедройц в перевязочной Царскосельского госпиталя в 1915 году

А в декабре 1916-го был убит Григорий Распутин. О том, как «любили» Александру Фёдоровну при дворе, можно судить из сохранившегося письма Великого князя Николая Михайловича свекрови государыни, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. Он написал:

«Вся Россия знает, что покойный Распутин и императрица Александра Фёдоровна – одно и то же. Первый убит, теперь должна исчезнуть и другая».

Как позже в своих воспоминаниях написала близкая подруга императрицы Анна Вырубова, Великие князья и вельможи в своей ненависти к Распутину и императрице сами пилили сук, на котором сидели. Николай Михайлович, считавший, что Александра Фёдоровна «должна исчезнуть» следом за старцем, был расстрелян в 1919 году вместе с тремя другими Великими князьями.

Личная жизнь

О царской семье и совместной жизни Александры Фёдоровны и Николая II до сих пор ходит множество слухов, которые корнями уходят в далёкое прошлое. Родились сплетни в ближайшем окружении монархов. Фрейлины, князья и их любящие посудачить жены с удовольствием придумывали различные «порочащие связи», в которых якобы были уличены царь и царица. Кажется, больше всех «старалась» в распространении слухов княгиня Зинаида Юсупова.

Александра Федоровна с дочерьми

После революции вышла фальшивка, выданная за мемуары близкой подруги государыни – Анны Вырубовой. Авторами этого грязного пасквиля стали весьма уважаемые люди: советский писатель А. Н. Толстой и профессор истории П. Е. Щёголев. В этих «мемуарах» говорилось о порочных связях императрицы с графом А. Н. Орловым, с Григорием Распутиным и самой Вырубовой.

Похожий сюжет был в пьесе «Заговор императрицы», написанной этими двумя авторами. Цель была понятной: как можно больше опорочить царскую семью, вспоминая о которой народ должен был не сожалеть, а негодовать.

Александра Федоровна и Николай II с детьми

Но личная жизнь Александры Фёдоровны и её возлюбленного Ники, тем не менее, сложилась прекрасно. Супруги сумели сохранить трепетные чувства до самой смерти. Они обожали своих детей и с нежностью относились друг к другу. Об этом сохранились воспоминания их ближайших друзей, не понаслышке знавших об отношениях в монаршей семье.

Смерть

Весной 1917-го, после отречения царя от престола, вся семья была арестована. Александра Фёдоровна с мужем и детьми была отправлена в Тобольск. Вскоре их перевезли в Екатеринбург.

Ипатьевский дом оказался последним местом земного бытия семьи. Александра Фёдоровна догадывалась о страшной участи, уготованной новой властью ей и её родным. Об этом незадолго до своей смерти сказал Григорий Распутин, которому она верила.

Расстрел царской семьи

Царица с мужем и детьми была расстреляна в ночь на 17 июля 1918 года. Их останки были перевезены в Санкт-Петербург и перезахоронены летом 1998 года в Петропавловском соборе, в родовой усыпальнице Романовых.

В 1981 году Александра Федоровна, как и вся её семья, была канонизирована Русской Православной Церковью за рубежом, а в 2000 году – Русской Православной Церковью. Романову признали жертвой политических репрессий и реабилитировали в 2008 году.

Икона Святой Александры — значение, история, в чем помогает

Уже много столетий Православная церковь хранит память о подвиге царицы Александры, которая была супругой римского императора. На иконах святая Александра изображена в царских одеждах, молодое прекрасное лицо выражает спокойствие. Перед лицом мученической смерти она сумела сохранить достоинство и твердую веру, являясь примером для многих поколений христиан.


Жена императора Диоклетиана

В православии много икон, посвященных разным святым с именем Александра. Но самой известной, пожалуй, является жена императора Диоклетиана. Жила она в конце 3 в., пострадала в начале 4 в. Имя ее тесно связано со святым Георгием Победоносцем, даже праздник установлен в тот же день. О подвиге женщины известно из жития святого. Видя его пытки, она не смогла больше скрывать свою веру, неугодную при дворе.

Шумная толпа окружала место, где мучили связанного Георгия. Царица стала молиться Господу, чтобы Он помог ей подойти к нему. Она открыто признала себя христианской, чем повергла в шок всех, в том числе императора. Это его очень сильно уязвило, потому что Диоклетиан считал своего бывшего военачальника не более, чем могущественным колдуном.

Икона мученицы Александры не показывает ее страданий. Она изображается уже в обновленном состоянии, как и все святые. Встречаются как поясные иконы, так и в полный рост. Узнать Александру Римскую можно по нескольким признакам:

  • в правой руке императрица держит крест;
  • левая рука либо прижата к груди, либо открытой ладонью направлена вперед;
  • на голове — корона;
  • длинные богатые одежды, обычно красного и голубого цвета.

Императрица может стоять на фоне города с рекой, либо просто на золотом фоне. Этот цвет является типичным для многих икон, обозначает сияние вечности, райские обители, иногда — самого Бога. Так иконописцы сообщают, что святые пребывают там, где нет больше боли, страданий и смерти.

Смерть святой

Наверное, многие задаются вопросом — откуда у святых брались мужество и силы, чтобы выносить муки? Ответ прост — источником силы и всех благ является Господь. О том, как должны быть построены отношения Бога и человека много написано в Библии: например, Христос говорил, что надо просить — и просящий получит, стучать — и тогда дверь будет открыта. То есть верующий должен сам проявить инициативу, не быть пассивным.

Мученица Александра не испытала тех страданий, которые выпали на долю Георгия. Она тихо скончалась по дороге к месту казни. Хороший пример того, что Бог не дает испытаний, которые человеку не по силам.

В самом начале нынешнего века Русская православная церковь официально признала святой семью последнего российского императора, в том числе его жену Александру Федоровну. Принцесса немецкого происхождения поначалу не была одобрена в качестве кандидатки на корону, но Николай был упрям. Ему удалось связать жизнь с любимой. Жили они дружно, и пострадали тоже всей семьей.

Существует отдельная икона царицы Александры, есть и образ, на котором представлены ее муж и дети. Императрица заслужила любовь народа еще при жизни, хотя находятся и критики, которые не щадят заграничную принцессу. Много шума наделала, например, тесная связь Распутина с царской семьей. Но время все расставляет по местам — только добродетельная жизнь становится основанием для канонизации.

  • На ряде икон царица держит в одной руке дворец, в другой — крест. Одежды ее расшиты двуглавыми орлами, на голове — белоснежный платок. Есть образы, имеющие очень большое портретное сходство, на лице — макияж, на шее — дорогие украшения. Вероятно, это не совсем канонически выдержанные иконы, от приобретения которых лучше воздержаться, поскольку они скорей похожи на фотографию, а икона должна показывать душу человека.

На рождение младенцам принято заказывать мерные иконы, они делаются по росту малыша. Такие образы становятся семейными реликвиями, которую ребенок со временем сможет передать уже собственным детям.

Другие святые жены

Православие знает многих святых с именем Александра. Выбрать покровительницу себе можно по личному желанию, ознакомившись с житием.

  • В числе 7 дев, пострадавших за веру при Диоклетиане, была одна под именем Александра. Женщины уже достигли старости, но это не остановило мучителей. Узнав, что они являются христианками, их подвергали унизительным мучениям, затем утопили в озере.
  • Благочестивая дворянка Агафья, жившая в 18 в., по иконам известна как преподобная Александра. Будучи из богатого рода, женщина искала лишь тишины монашеской жизни. Потеряв малолетнюю дочь, она расценила это как знак окончательно уйти в монастырь. Матушка Александра была насельницей Дивеева, помогала бедным, строила церкви, много молилась.

Подарок на крестины

Многие считают, что именная икона будет ангелом-хранителем для малыша. Если ребенок назван в честь мученицы Александры, то такой образ в доме действительно не помешает. Совсем необязательно вешать его над кроваткой — это не оберег. Многие уверены, что достаточно купить в храме свечку, повесить дома «сильные» иконы — и счастье обеспечено. Но подобных «христиан» ждет разочарование. Откупиться от Господа нельзя — ему не нужны свечи или деньги.

Защита для ребенка — Божья благодать, которая пребывает везде на земле, а не только вокруг освященных предметов. Чтобы ребенок был здоров, необходимо молиться, посещать службы, участвовать в жизни церковной общины. Господь благоволит тем, кто хранит в сердце его заповеди, а не приходит в храм пару раз в год. Именная икона Александры вполне может находиться в домашнем иконостасе. Только следует понимать, что сама по себе доска с изображением никакой силы не имеет.

Святые наставницы

О чем напоминают нам святые? Хотя на иконах лики лишены отпечатков повседневной жизни — морщин, усталости, это все были живые люди, из плоти и крови. Но они смогли так исповедать веру, что даже после смерти по их молитвам творятся чудеса. Икона святой Александры напоминает, что женщина должна хранить добродетель, быть верной, скромной, послушной Господу. Тогда она для своих близких сможет стать той вдохновляющей силой, которая сможет их привести к Богу.

Молитва первая святой Царице-мученице Александре

О преславная страстотерпице, боговенчанная царице Александро Новая, скорая наша помощнице и заступнице и неустанная о нас молитвеннице.

Предстояще пред образом святым твоим и тя, яко живу сущу, зряще, припадающе, молим тя: приими прошения наша и вознеси их ко Престолу милосерднаго Отца Небеснаго, яко велие и преславное дерзновение к Нему имущая; испроси всем, притекающим к тебе, и всем, чтущим святую память твою — вечное спасение и временное благодействие, от всяких бед и скорбей — скорое избавление. Ей, чадолюбивая мати наша и царице, тебе, предстоящей Престолу Божию ведомы нужды наша, духовныя и житейския, призри на нас материнским твоим оком, и твоими молитвами отврати от нас колебания всяким ветром учения, злых и богопротивных обычаев умножение; утверди же во всех веры согласное ведение, взаимную любовь и единомыслие; да всем: словесы, писании и делы славится посреди нас Всесвятое имя Отца, и Сына, и святаго Духа, Единаго Бога, в Троице славимаго и поклоняемаго, Ему же честь и слава во веки веков. Аминь.

Молитва вторая ко святой Царице-мученице Александре новой

О святая царице-мученице Александро Новая, милостивая сирых заступнице, крестоносная мати, щедрою твоею десницею озари и нас, тебе ныне молящихся и испроси у Всещедраго и Премилостиваго Бога, Ему же имя есть Любовь, богатыя милости и буди: во браце сущим — чистоты и любве святая хранительнице; чад малых и юности — мудрая окормительнице; сирых и скорбных — жалостивая утешительнице; грехи обуреваемых сострадательная врачебнице; от врагов искушаемых — крепкая защитнице; и всем твоего заступления просящим — милостивая пред Богом и Царицею Небесною ходатаице; наипаче же умоли, святая мати наша и царице, даровати нам благодать Всесвятаго Духа; да ею в житии сем охраняемы и спасаемы, с тобою сподобимся во веки прославляти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже слава подобает со Всеблагим Его Отцем и Святым Прещедрым Духом во веки веков. Аминь.

Отличная статья 0
Читайте далее:

Ко дню рождения императрицы: ее любовь найдет еще отклик

Автопортрет, акварель, написанная Царицей.

Царицу-мученицу Александру Федоровну зачастую, просто сказать, не любят. Умудряются признавать за ней святость – канонизированность в разряде страстотерпцев – и оставаться при стереотипах столетней давности: дурно мол влияла на царя, была истеричкой и ретроградкой и т.д. Погубила Россию – так по-прежнему считают и многие православные! Не ведают, что думают. Ибо все это просто какая-то накипь сознания, восходящая к сознанию тех, кто предал и императора, и Россию. От этого можно отрешиться, примеры имеются, и поэтому можно надеяться, что клевета залезет под плинтус. В день рождения Государыни (она родилась 25 мая 1872 года) хочется вспомнить о ней правдиво

Письмо старшей сестры

Сохранилось письмо преподобномученицы Елизаветы Федоровны, адресованное сестре-Царице, написанное в порядке новогодних поздравлений и пожеланий в самом начале января 1898 года, т.е. через три с половиной года после того, как гессенская принцесса Аликс стала Государыне Российской. Испытываешь горечь, когда читаешь в этом письме: «…Ты должна сиять, как настоящее солнце, каким ты была при мама; чтобы все были рады знакомству с тобой; улыбка, слово — и все будут молиться на тебя. Я знаю из опыта, как неописуемо любезны и преданны могут быть здешние люди. И никогда не падай духом; пару упрямцев нельзя переделать — просто промолчи, когда все поднимают шум. Улыбайся, улыбайся, пока не заболят губы, думая о том, что другие унесут счастливое впечатление, и если они хоть однажды узнают твою улыбку, они никогда ее больше не забудут; главное — это первое впечатление. Подумай о милых улыбках тетушек Аликс и Минни, которыми они издавна славятся. Весь мир говорит о твоей красоте и твоем уме, теперь покажи им твое сердце, которое русские хотят почувствовать и увидеть в твоих глазах!». Здесь стоит пояснить, что принцессу Аликс Гессенскую называли в детстве, при жизни матери (которой она лишилась, когда ей было шесть лет) sunny – «солнышко» или sunbeam – «солнечный лучик» по-английски. Минни – это домашнее имя вдовствующей императрицы Марии Федоровны, Аликс – ее родная сестра.

Возникает невольная досада: «Что же она не послушалась своей сестры?!». Но Елизавета Федоровна писала, словно не считаясь с тем, что характер перенять невозможно, и, очевидно, вовсе не представляя той атмосферы неприятия, в которую оказалась погруженной молодая (юная!) императрица.

Недоразумение

Перед замужеством

Природная застенчивость Царицы Александры Федоровны усугублялась физическим недомоганием. Об этом свидетельствовала София Буксгевден, фрейлина императрицы, из самых близких: «У нее была постоянная боль и чувство удушения, почти хроническая невралгия и вместе – радикулит, от которого она так тяжко страдала». Окружающим казалось, что выражение лица царицы говорит о высокомерии и холодности, в то время как та, что была объектом внимания, сдерживала сильную боль.

Трудности с самого начала

В обстоятельной книге А.Н. Боханова «Александра Федоровна» названы конкретные дамы высшего света, которые скверно отнеслись к молодой императрице с первых дней ее царствования и преуспели в своих стараниях распространять о ней ложное мнение. Увы, вдовствующая императрица Мария Федоровна не пыталась противостоять возникавшей вражде и не оказывала Царице Александре никакой моральной поддержки. Хуже того, именно двор Марии Федоровны стал в итоге одним из пристанищ для тех, кто склонялся к измене. Это никоим образом не исходило от Марии Федоровны, так сложилось… И вообще, отношения царственных свекрови и невестки требуют осторожности в обсуждении. Ибо слишком легко поддаться настроению толпы, которая, как сказано Пушкиным, «в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего».

Первый год замужества

Единственным человеком из новых родственников, кто принял бывшую немецкую принцессу с сердечным расположением, была 12-летняя девочка, младшая сестра Государя, великая княжна Ольга Александровна. Она вспоминала впоследствии: «Из всех Романовых ей досталось больше всего злословия. Она вошла в историю такой оклеветанной! <…> Я вспоминаю, что многие вещи я едва выносила, будучи подростком. При дворе моей матери считали, что она все делала не так. Помню, однажды у нее была жуткая головная боль; она вышла к обеду бледная, и я слышала, как за столом говорили, что она в плохом настроении, потому что наша мать разговаривала с Ники о каких-то назначениях министров. Даже в самый первый год — я помню это очень хорошо — если Аликс улыбалась, считали насмешкой. Если она выглядела грустной — говорили, что злится».

Возможно ли было, в такой ситуации, рассчитывать на понимание и нелицемерную помощь в делах милосердия, к которым стремилась Царица? к которым с раннего детства была приучена.

Истоки милосердия и трудолюбия

Принцесса Аликс Гессенская. 5 лет

Еще будучи пяти-шести лет, она посещала, вместе с матерью, больницы в Дармштадте, регулярно, каждую субботу. В обязанность девочки входило раздавать больным цветы. Гессенский двор держался простой и трудолюбивой жизни. Мать императрицы, дочь королевы Виктории, великая герцогиня Алиса Гессенская оставила по себе столь добрую память, что главная больница г. Дармштадта, одна из лучших в Германии, по сей день носит ее имя. В одном из писем матери герцогиня Алиса писала: «… важно, чтоб принцы и принцессы знали, что они ничуть не лучше и не выше остальных и что своей добротой и скромностью им следует всем подавать пример. Надеюсь, что именно такими вырастут мои дети». Они такими и выросли.

Отчуждение

За письмом. 1909 год

Дети российских царей также с ранних лет приучались к исполнению долга и труду. Но в российском высшем обществе в целом праздность отнюдь не считалась пороком. А.Н. Боханов рассказывает, что одним из первых начинаний царицы Александры Федоровны на поприще милосердия в России было предложение для дам при дворе: каждой шить раз в год по платью для бедных… Было бы смешно говорить об этом, если бы не было так скорбно: слишком известно, к чему привела та трещина отчуждения, которую мы сразу можем представить, узнав об этом факте. Нельзя не признать, что в идее «по платью для бедных», в самой постановке такой задачи чувствуется склонность Царицы к морализаторству, она чувствуется и в многочисленных высказываниях Государыни, изданных в недавнее время. Но не забудем, что «слишком серьезная» верность этических или религиозных положений, оставленных нам Царицей, оплачена мученической кровью.

Непреодолимая российская праздность служила отчуждению в большей степени, чем характер императрицы. Ее широкая благотворительная деятельность считалась в порядке вещей. Ну так что же мол? Вот и вдовствующая императрица занимается широкой благотворительностью. Но Царица царствующая должна быть такой же любезной… А она такой не была.

Недоставало чувства театральности

Сидней Гиббс, учитель английского языка царских детей, давая показания следователю Н. Соколову, говорил, что Царице «недоставало чувства «театральности», присущего русской натуре». Англичанин продолжал размышление: «Императрице, выросшей под попечительством своей бабушки, королевы Виктории, это было чуждо. Неудивительно, что такая фундаментальная разница между нею и людьми при дворе и была основой того отчуждения, которое отмечают почти все те, кто писал о ней».

Здесь хочется заметить, прежде всего, что Царица совсем не держалась, что называется, букой, она была доброжелательной и приветливой – это можно сразу почувствовать, обратившись к выразительной подборке фотографий, где царица Александра Федоровна – улыбается!Просто она была весьма взыскательной в нравственном плане и не терпела лжи и фальши, вызывавших у нее возмущение.

В спальне Государыни. С Анной Вырубовой. 1913 год

Вот и было у нее только два-три близких ей человека: Анна Вырубова, Юлия Ден, София Буксгевден. Нельзя не вспомнить, что эти женщины остались верны Царице и во время тяжких испытаний. Таким образом, о разнице в характерах именитых сестер-мучениц можно думать и в пользу Царицы. Светские знакомства оказываются порой сомнительными: так, одной из близких подруг Елизаветы Федоровны была Зинаида Юсупова, люто ненавидевшая Царицу и вдохновлявшая сына на убийство Распутина.

Стоит попытаться понять

«Из песни слова не выкинешь», и тему «Распутин» не обойдешь. К сожалению, невозможно представить, чтобы имя этого человека, неординарного, но достоинство (и какое достоинство!) не соблюдшего, перестало бросать тень на Царицу-мученицу.

Однако и в том, что касается Г. Е. Распутина, стоит попытаться понять Государыню. Григорий Ефимович был повернут к царской семье лучшей своей стороной. И его любили не только за то, что он (достоверно установлено) не раз исцелял Алексея Николаевича. На него смотрели как на Божиего человека, весьма одаренного, а, главное, доброго. Именно это стоит почувствовать. Стоит отрешиться от имени Распутин как от жупела, «разрешить» ему быть человеком, а не демоном или секс-символом.

Государыня с сыном, 1913 год

Всем известно, конечно, что Государыня называла Распутина «нашим Другом», относилась к нему как к старцу и считала его мнение особо достойным внимания. Но даже и в этом плане, при условии благорасположения, есть чем успокоить свое возмущение. Во-первых, личные основания для такого отношения к Григорию Ефимовичу у Государыни были. Во-вторых, она никому его не навязывала, даже Государю. Историк С. Ольденбург подсчитал, что во время германской войны царица 17 раз передавала царю советы «нашего Друга», относившиеся к военным действиям. Некоторые из них были вполне разумными, Государь же не последовал ни одному. Вот что важно: Государыня всякий раз спокойно принимала волю супруга. Так же спокойно она приняла и отказ Государя освободить от армейской службы сына Распутина. Чтобы почувствовать нормальность в отношениях царственных супругов (отсутствие какого-либо «нажима» со стороны Государыни и отсутствие «податливости» со стороны Государя), а также нормальность и в отношении Государыни к Распутину (отсутствие какой-либо экзальтации), стоит познакомиться с письмами Царицы мужу, например, с письмом, написанным 17 декабря 1916 года, после известия о том, что Григорий Ефимович исчез. Об этой тревожной новости Государыня пишет сразу после вопроса о здоровье «Бэби» (Алексея Николаевича) и следующей за ним шутки: «Он начнет толстеть и больше не будет таким прозрачным — милый мальчик!». Далее следует рассказ о том, что ей стало известно в связи с исчезновением Распутина, что есть подозрение и насчет убийства (не хотела верить), какие-то конкретные подробности – все, что могла Государыня сообщить на тот момент. Изложено просто, трезво и ясно, и это при сильнейшей тревоге за дорогого ей человека. Никакой экзальтации, никакой пресловутой истерии.

Мать и сестра

Императрица – сестра милосердия

Может ли истеричка или экзальтированная особа воспитать веселых, добрых, ничем не кичащихся, но простых и сострадательных детей? Может ли создать «Христову едину домашнюю церковь»? – как говорится о семье царственных мучеников в тропаре им. Может ли такая особа день за днем трудиться как медсестра? Анна Вырубова рассказывала в своих воспоминаниях: «Стоя за хирургом, Государыня, как каждая операционная сестра, подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренозные раны, не гнушаясь ничем и стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя во время войны». София Буксгевден писала о Царице как о медсестре: «Ее Величество отличалась ловкостью и проворством, к тому же она привносила в свою работу нечто, особенно ценное для пациента – умение воспринимать чужие страдания как свои и способность ободрить и утешить страждущего. Ни мать, ни дочери никогда не отказывались от самой трудной и утомительной работы <…> Это умение ободрить и утешить помогло не одному раненому благополучно пережить мучительные моменты перед операцией. А многие умирающие солдаты благодаря ее присутствию отходили в мир иной более счастливыми и успокоенными. Самый простой человек в ее госпитале мог позвать царицу и увидеть ее возле своей постели. <…> Иногда императрица едва успевала придти домой, как ей звонили из госпиталя и сообщали, что ее зовет пациент с особо тяжелым ранением. И императрица изыскивала первую же свободную минутку, чтобы вновь отправиться в госпиталь на своей машине».

О ней думали плохо

Ольга, Государыня, Татьяна

Увы, даже люди, знавшие Царицу по работе в госпитале, поддавались «общественному мнению» и думали о Государыне плохо. Недавно вышел сборник материалов к биографии Царицы-мученицы, под названием «Скорбный ангел» (М. 2010, 2-е издание, автор-составитель – С.В. Фомин), в нем опубликованы дневниковые записи Валентины Ивановны Чеботаревой, медсестры, с которой работали Государыня и старшие великие княжны и которую очень любили – сохранились письма к ней великих княжон, из заточения. С дневником В.И. Чеботаревой, представляющим большой интерес, можно также познакомиться в интернете. Когда царская семья находилась уже под арестом, Валентина Ивановна не могла заставить себя написать хоть слово приветствия бывшей царице, не от страха обнаружить причастность узникам, а от того, что думала плохо о Государыне, считала ее во всем виноватой. Она сама об этом пишет в дневнике, несколько терзаясь … Есть в нем и такая запись, дающая живую зарисовку одного из случаев в жизни госпиталя, а также дающая представление о «работе» лукавого помысла («революционного помрачения», как пишет С.Фомин) у автора записи: «Вспомнили такой эпизод, когда на операции в Их присутствии объявили солдату, что нужно отнять правую руку. Отчаянным голосом он закричал: «Без руки жить? Да зачем, за куда же я тогда гожусь, убейте лучше сейчас». Татьяна, вся в слезах, кинулась: «Мама, мама, скорей поди сюда!». Она подошла, положила руку на голову: «Терпи, голубчик, мы все здесь, чтобы терпеть, там, наверху, лучше будет». Это и убеждение Ее, и жизненное кредо. А насколько популярнее бы Она стала, пообещав ему тут же взять на Себя заботы о семье, и бедняга бы успокоился».Да откуда ж было известно, что раненый бы успокоился? По другим воспоминаниям (взять хотя бы отрывок из воспоминаний Софии Буксгевден, приведенный выше) известно, что царица как раз обладала даром сообщать религиозное успокоение раненым!

В «Дневниках» Царя и Царицы, времени заточения, изданных в 2008 г. В.М. Хрусталевым, приводятся выдержки из дневника княгини Е.А. Нарышкиной, добровольно разделившей заточение с царской семьей в Александровском дворце. Эта статс-дама была уже весьма немолодой, но также разделявшей настроение «общества» — одновременно с преданностью Царице!

Когда знакомишься с тем, что происходило в сознании даже близких Царице людей, начинаешь представлять «размах» ненависти, окружавшей Царицу и служившей чуть ли не главной «движущей силой» революции.

Только о других и о России

В Ливадии, 1912 год

Царица знала, что ее ненавидят, знала и о том, что считают сторонницей сепаратного мира, предательницей в пользу Германии (о ней говорили -«немка»). Это сильно ее удручало, но ни единого разу она не ответила на ненависть ненавистью. Другое дело, что какие-то поступки или слова исключали возможность дальнейшего ее расположения.

Государыня, как это можно понять по ее письмам, по ее реакциям, по воспоминаниям о ней, держалась заповеди Христовой: «Что тебе до того? Ты иди за Мною». Она тратила время на добрые дела, а не на злые мысли. Российский читатель очень мало знает о делах милосердия последней нашей Царицы. Они замалчивались. Теперь, в упомянутом сборнике «Скорбный ангел», можно прочитать воспоминания графа В.Э. Шуленбурга, название которых – высказывание Царицы: «Моя обязанность быть там, где страдают». Это редкий и ценный материал о создании Дома инвалидов в Царском Селе, директором которого и был граф В.Э. Шуленбург

Государыня на яхте «Штандарт»

В заточении Царица тревожилась лишь о других. В конце мая 1917 года она писала А.В. Сыробоярскому (одному из бывших раненых, с которым сохранились дружеские отношения): «Пока живы и мы с нашими вместе – маленькая крепко связанная семья. Мы и в саду бываем (т.е. на свободе). <…> А вспомните тех, других, о Боже, как за них страдаем, что они переживают, невинные…». В том же письме читаем: «Надо Бога вечно благодарить за все, что дал, а если и отнял, то, может быть, если без ропота все переносить, будет еще светлее. Всегда надо надеяться, Господь так велик, и надо только молиться, неутомимо Его просить спасти дорогую Родину. Стала она быстро, страшно рушиться в такое малое время»…

Когда читаешь письма Государыни из заточения (в особенности те, что адресованы Анне Вырубовой), возникает крепкая надежда: ее любовь найдет еще отклик. У Бога не остается бессильным никакое слово, и не может так быть, чтобы эта любовь и эта сердечная боль за Россию (ставшую Родиной для Государыни, несмотря ни на что) пропали втуне. Они, без сомнения, были приняты Богом, но должны быть приняты и нами.

Икона святой мученицы Царицы Александры

Из Тобольска, Великим постом, приблизительно за месяц до того, как комиссар Яковлев увезет царскую чету и великую княжну Марию Николаевну в Екатеринбург, а именно 2/15 марта 1918 года, т.е. ровно через год после отречения Николая II, Государыня пишет Юлии Ден: «Я мысленно переживаю, день за днем, весь прошлый год, и думаю о тех, кого я видела в последний раз. Все время была здорова, но последнюю неделю сердце шалит и чувствую себя неважно, но это пустяки. Мы не можем жаловаться, у нас все есть, живем мы хорошо, благодаря трогательной доброте жителей, которые тайком посылают нам хлеб, рыбу, пироги и т.д. / Не беспокойтесь за нас, душка, нежно любимая. Вам всем плохо и Родине!!! Это больнее всего и сердце сжимается от боли – что в один год наделали. Господь допустил – значит, так и надо, чтобы поняли и глаза открыли на обман и ложь. <…> вообще все больно, все чувства затоптаны ногами – так и полезно – душа должна расти и возвыситься над всем другим; ранено то, что в нас есть самого дорогого и нежного – разве не так? Вот мы и должны понять, что Бог выше всего и что Он хочет через наши страдания приблизить нас к Себе. Любите Его больше и крепче, чем всех и вся. Но моя Родина – Боже мой, как я люблю ее всем моим существом, и ее страдания причиняют мне настоящую физическую боль. <…> народ бессилен, но с помощью Божией все возможно, и Он покажет Свою силу, мудрость и всепрощение и любовь – только надо верить, ждать и молиться».

Как выглядели сестры императрицы Александры Федоровны

У Людвига Гессенского и его супруги Алисы Британской было 5 дочерей и 2 сына. Алиса Британская — дочь королевы Виктории и носительница гена гемофилии. От гемофилии умер их младший сын, и две дочери были его носительницами — Ирена и Алиса. Самая младшая девочка умерла в раннем возрасте вместе с матерью от дифтерии.

Герцог Людвиг остался с четырьмя девочками и сыном. Если по поводу мальчика сомнений не было, он наследник отца, то с девочками нарисовалась проблема — как выдать замуж четырех не самых красивых и не самых богатых дочерей. Принцесс и их отца спасало две вещи: все девочки были принцессами Гессен-Дармштадтскими (далеко не последний титул в Европе) и внучками английской королевы Виктории, практически всесильной дамы.

Слева направо: Ирена, Виктория, Елизавета, Алиса

Виктория

Старшая дочь Виктория оказалась весьма прогрессивной девушкой. Надворе стояла вторая половина 1880-х годов, мир стремительно развивался, развивалось и общество. Принцесса Виктория вышла замуж к неудовольствию отца, практически против его воли.

Мужем стал ее дальний родственник Людвиг Баттенберг, который переехал в Британию и стал называть себя Луисом Маунтбеттеном. Да-да, вы не ошиблись, Маунтбаттен — это фамилия герцога Филиппа, мужа королевы Елизаветы II. А принцесса Виктория Гессен-Дармштадтская — его бабушка!

Виктория была не красавицей, с глазами слегка навыкате, белесыми ресницами. Зато идеально прямой нос, красивый профиль. Это высокая и крупная женщина, как и все сестры. В юности Виктория даже миловидна, как и большинство молодых девушек.

В зрелости Виктория немного располнела и черты лица огрубели. Но это совершенно неважно, поскольку Виктория была из тех женщин, что привлекают и очаровывают внутренним миром и умом. Прогрессивная, начитанная, харизматичная женщина прожила интересную и счастливую жизнь.

Елизавета

Вторая дочь в юности была самой миловидной среди сестер. Более нежный и тонкий овал лица, красивые глаза. Родители и сестры называли ее Эллой.

На фото ниже Елизавете 16 лет. Анфас она, конечно, выглядит грубее нежели в профиль. Но тут еще нужно делать скидку на модные тогда прически с довольно дурацкой завитой короткой челочкой, которая способна испортить любую внешность. А представьте Эллу в длинными распущенными волосами — и будет почти красавица.

Элла вышла замуж за русского великого князя, родного брата императора Александра III и дядюшку Николая. Это был брак по любви, супруги жили в согласии до самого убийства Сергея Александровича в 1905 году. Детей не было.

Следующее фото явно неудачное для Елизаветы Федоровны (православное имя Гессенской принцессы). И опять же совершенно неподходящая ей прическа.

Именно Елизавета Федоровна свела цесаревича Ники и свою младшую сестру Алису, помогая молодым людям встречаться и вести переписку.

Кстати, одеяние сестры милосердия идет Елизавете даже больше, чем модная прическа, что еще раз доказывает, насколько важен общий образ и силуэт.

Ирена

Ирена в детстве была гадким утенком, даже мать писала, что дочь «нехороша». Утенок так и не стал прекрасным лебедем, Ирена была откровенно некрасива.

Если в профиль, да при правильном свете, да с диадемой на голове она выглядит как обычная девушка…

… то анфас и полуанфас расставляют всё по своим местам. Крупный грубый подбородок, глубоко посаженные глаза.

Ирена — яркий пример пословицы «не родись красивой, а родись счастливой». Она вышла замуж по любви, за своего кузена Генриха Прусского. Старший брат мужа — германский кайзер Вильгельм, виновник Первой мировой войны. Ирена с мужем оказались в самой гуще событий, но пережили войну и даже почти не потеряли статус и имущество. Родили троих детей, правда, младший все же умер от гемофилии.

Алиса

Младшая сестра взлетела выше всех, став в 22 года императрицей великой державы. Алиса перекрестилась в православие под именем Александры Федоровны и навсегда вошла в историю.

У них с Николаем была прекрасная семья, они любили другу друга, любили всех своих детей и смогли привить им много хорошего. Но события сошлись так, что ее эгоизм и капризность, мягкотелость ее мужа, политические изменения привели к трагедии. Сейчас мы говорим лишь о внешности. И надо отметить, что даже в зрелости Александра Федоровна была красивее сестер. В чертах нет грубости.

Браки всех сестер оказались счастливыми. Они с мужьями жили в любви и согласии много лет. И пусть мир вокруг менялся — войны, кризисы, технический прогресс и прочее — всем Гессен-Дармштадтским принцессам повезло с супругами, все девушки были любимы, все познали счастье материнства. Виктория и Ирена счастливо дожили до глубокой старости. Елизавета и Алиса были жестоко убиты — первой было 54, второй 46 лет.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх